Изготовление меча: тайны древних кузнецов-оружейников, дамасская и булатная сталь
Сложно назвать изобретение, которое бы оказало такое значительное влияние на развитие нашей цивилизации, каким может похвастать меч. Его нельзя рассматривать, как банальное орудие убийства, меч всегда был чем-то большим. В разные исторические периоды это оружие представляло собой символ статуса, принадлежности к воинской касте или благородному сословию. Эволюция меча как оружия неразрывно связана с развитием металлургии, материаловедения, химии и горного дела.
Практически во все исторические периоды меч был оружием элиты. И дело здесь не столько в статусности этого оружия, сколько в его высокой стоимости и сложности производства качественных клинков. Изготовление меча, которому можно было доверить свою жизнь в бою, было не просто трудоемким процессом, а настоящим искусством. А кузнецов, занимавшихся этой работой, можно смело сравнить с виртуозами-музыкантами. Недаром с древнейших времен у разных народов существуют предания о выдающихся мечах с особыми свойствами, изготовленных настоящими мастерами кузнечного дела.
Цена даже среднего клинка могла достигать стоимости небольшого крестьянского хозяйства. Изделия известных мастеров стоили еще дороже. Именно по этой причине наиболее распространенным видом холодного оружия эпохи Античности и Средневековья является копье, но никак не меч.
На протяжении столетий в разных регионах мира сформировались развитые металлургические центры, продукция которых была известна далеко за их пределами. Они существовали в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Японии. Труд кузнеца был почитаем и весьма хорошо оплачивался.
В Японии кадзи (это кузнец-оружейник, «мастер мечей») в общественной иерархии находился на одном уровне с самураями. Неслыханное дело для этой страны. Ремесленники, к которым, по идее, и должны относиться кузнецы, в японском табеле о рангах находились даже ниже крестьян. Более того, самураи иногда и сами не гнушались браться за кузнечный молот. Чтобы показать, насколько уважаемым Японии был труд оружейника, можно привести один факт. Император Готоба (правил в XII веке) объявил, что изготовление японского меча – это работа, которой могут заниматься даже принцы, никак не умаляя своего достоинства. Готоба и сам был не прочь поработать около горна, сохранились несколько клинков, которые он изготовил своими руками.
Сегодня в СМИ много пишут о мастерстве японских кузнецов и качестве стали, которая использовалась для создания традиционной катаны. Да, действительно, изготовление самурайского меча требовало огромного мастерства и глубоких познаний, но можно ответственно заявить, что европейские кузнецы практически ни в чем не уступали своим японским коллегам. Хотя о твердости и прочности катаны ходят легенды, но изготовление японского меча принципиально не отличается от процесса ковки европейских клинков.
Человек стал использовать металлы для изготовления холодного оружия еще в V тысячелетии до нашей эры. Сначала это была медь, которую довольно быстро заменила бронза, – прочный сплав меди с оловом или мышьяком.
Кстати, последний компонент бронзы очень ядовит и нередко превращал древних кузнецов и металлургов в калек, что нашло отображение в легендах. Например, Гефест, греческий бог огня и покровитель кузнечного дела, был хромым, в славянских мифах кузнецы также нередко изображаются увечными.
Железная эра началась в конце II – начале I тысячелетия до нашей эры. Хотя, оружие из бронзы использовалось еще многие сотни лет. В XII веке до н. э. кованое железо уже использовали для изготовления оружия и инструментов на Кавказе, в Индии и Анатолии. Примерно в VIII веке до н. э. сварное железо появилось в Европе, довольно быстро новая технология распространилась по континенту. Дело в том, что количество месторождений меди и олова в Европе сравнительно невелико, зато запасы железа значительны. В Японии железный век начался только в VII столетии новой эры.
Изготовление меча. От руды до крицы
Очень продолжительное время технологии получения и обработки железа оставались практически на одном месте, они не могли должным образом удовлетворить постоянно растущий спрос на этот металл, поэтому изделий из железа было мало и стоили они дорого. Да и качество инструментов и оружия из этого металла было крайне низким. Удивительно, но на протяжении практически трех тысяч лет металлургия не претерпела никаких принципиальных изменений.
Прежде чем перейти к описанию процесса изготовления холодного оружия в древности, следует дать несколько определений, связанных с металлургией.
Сталь – это сплав железа с другими химическими элементами, прежде всего с углеродом. Он определяет основные свойства стали: большое количество углерода в стали обеспечивает ее высокую твердость и прочность, снижая при этом пластичность металла.
Основным способом получения железа в эпоху Античности и в Средние века (до XIII века) был сыродутный процесс, названный так из-за того, что в печь вдували неподогретый («сырой») воздух. Главным методом обработки полученного железа и стали была ковка. Сыродутный процесс был очень неэффективным, большая часть железа из руды уходила вместе со шлаком. Кроме того, полученное сырье не отличалось высоким качеством, и было очень неоднородным.
Получение железа из руды происходило в сыродутной печи (сыродутный горн или домница), которая имела форму, напоминающую усеченный конус, высотой от 1 до 2 метров и диаметром основания 60-80 см. Такую печь делали из огнеупорного кирпича или камня, сверху обмазывали глиной, которую потом обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, его нагнетали с помощью мехов, а в нижней части домницы находилось отверстие для отвода шлаков. В печь загружали большое количество руды, угля и флюсов.
Позже для подачи воздуха в печь стали использовать водяные мельницы. В XIII веке появились более совершенные печи – штукофены, а затем блауофены (XV век). Их производительность была гораздо выше. Настоящий прорыв в металлургии состоялся только в начале XVI века, когда был открыт передельный процесс, в ходе которого из руды получалась качественная сталь.
Топливом для сыродутного процесса служил древесный уголь. Каменный уголь не использовали из-за большого количества вредных для железа примесей, которые он содержит. Коксовать уголь научились только в XVIII столетии.
В сыродутной печи происходит сразу несколько процессов: пустая порода отделяется от руды и уходит в виде шлаков, а оксиды железа восстанавливаются, вступая в реакции с угарным газом и углеродом. Оно сплавляется и образует так называемую крицу. В ее состав входит чугун. После получения крицы, ее разбивают на мелкие куски и сортируют по твердости, в дальнейшем с каждой фракцией работают отдельно.
Это сегодня чугун является важнейшим продуктом черной металлургии, раньше было иначе. Он не поддается ковке, поэтому в древности чугун считался бесполезным отходом производства («свиным железом»), непригодным к дальнейшему использованию. Он значительно снижал количество сырья, полученным в ходе плавки. Чугун пытались использовать: в Европе из него делали пушечные ядра, а в Индии гробы, однако качество этих изделий оставляло желать лучшего.
От железа к стали. Ковка меча
Железо, полученное в сыродутной печи, отличалось крайней неоднородностью и низким качеством. Нужно было приложить еще массу усилий, чтобы превратить его в прочный и смертоносный клинок. Ковка меча заключала в себе сразу несколько процессов:
- очистку железа и стали;
- сварку разных слоев стали;
- изготовление клинка;
- тепловую обработку изделия.
После этого кузнецу необходимо было изготовить крестовину, головку, рукоять меча, а также сделать для него ножны.
Естественно, что в настоящее время сыродутный процесс не используется в промышленности для получения железа и стали. Однако силами энтузиастов и любителей старинного холодного оружия он был воссоздан до мельчайших подробностей. Сегодня эта технология изготовления меча используется для создания «аутентичного» исторического оружия.
Полученная в печи крица состоит из низкоуглеродистого железа (0-0,3% содержания углерода), металла с содержанием углерода 0,3-0,6% и высокоуглеродистой фракции (от 0,6 до 1,6% и выше). Железо, в котором мало углерода, отличается высокой пластичностью, но оно очень мягкое, чем выше содержание углерода в металле, тем больше его прочность и твердость, но одновременно сталь становится более хрупкой.
Для придания нужных свойств металлу кузнец может либо насыщать углеродом сталь, либо же выжигать его избыток. Процесс насыщения металла углеродом называется цементацией.
Перед кузнецами прошлого стояла серьезная проблема. Если изготовить меч из высокоуглеродистой стали, то он будет прочным и хорошо держать заточку, но одновременно слишком хрупким, оружие из стали с низким содержанием углерода вообще не сможет выполнять свои функции. Клинок одновременно должен быть и твердым и эластичным. Именно это была ключевая проблема, которая стояла перед мастерами-оружейниками на протяжении многих сотен лет.
Существует описание использования длинных мечей кельтами, сделанное римским историком Полибиосом. По его словам, мечи варваров были изготовлены из такого мягкого железа, что становились тупыми и гнулись после каждого решительного удара. Время от времени кельтским воинам приходилось исправлять их клинки с помощью ноги или колена. Однако и очень хрупкий меч представлял огромную опасность для своего хозяина. Например, сломавшийся меч едва не стоил жизни Ричарду Львиное Сердце – английскому королю и одному и самых прославленных бойцов своего времени.
В ту эпоху сломавшийся меч означал примерно то же самое, что отказавшие автомобильные тормоза в наши дни.
Первой попыткой решить эту проблему было создание так называемых ламинированных мечей, в которых мягкие и твердые слои стали чередовались друг с другом. Клинок подобного меча представлял собой многослойный сендвич, что позволяло ему одновременно быть и прочным и эластичным (при этом, правда, большую роль играла правильная тепловая обработка оружия и его закалка). Однако с такими мечами была одна проблема: при затачивании поверхностный твердый слой клинка быстро стачивался и меч терял свои свойства. Ламинированные клинки появились уже у кельтов, по мнению современных экспертов, такой меч должен был стоить раз в десять дороже обычного.
Еще одним способом сделать прочный и гибкий клинок было поверхностное цементирование. Суть этого процесса заключалась в науглероживании поверхности оружия, изготовленного из сравнительно мягкого металла. Меч помещали в сосуд, наполненный органическим веществом (чаще всего это был уголь), который затем ставили в печь. Без доступа кислорода органика обугливалась и насыщала металл углеродом, делая его прочнее. С цементированными клинками была такая же проблема, как и с ламинированными: поверхностный (твердый) слой довольно быстро стачивался, и лезвие теряло свои режущие свойства.
Более продвинутыми были многослойные мечи, изготовленные по схеме «сталь-железо-сталь». Она позволяла создавать клинки отменного качества: мягкое железо «сердцевины» делало клинок гибким и упругим, хорошо гасило колебания при ударах, а твердая «оболочка» наделяла меч отличными режущими свойствами. Следует отметить, что вышеприведенная схема компоновки клинка является наиболее простой. В Средние века кузнецы-оружейники часто «строили» свои изделия из пяти или семи «пакетов» металла с различными характеристиками.
Уже в раннем Средневековье в Европе образовались крупные металлургические центры, в которых выплавлялось значительное количество стали и производилось оружие достаточно высокого качества. Обычно такие центры возникали около богатых месторождений железной руды. В IX-X столетии хорошие клинки делали в государстве франков. Карлу Великому даже пришлось издавать указ, согласно которому продавать оружие викингам строго запрещалось. Признанным центром европейской металлургии была область, где позже возник знаменитый Золинген. Там добывали железную руду отличного качества. Позже признанными центрами кузнечного дела стала итальянская Брешиа и испанский Толедо.
Любопытно, но уже в раннем Средневековье клинки известных оружейников нередко подделывали. Например, мечи знаменитого мастера Ульфбрехта (жил в IX веке) отличались великолепным балансом и были выполнены из отлично обработанной стали. Они отмечались личным знаком оружейника. Однако кузнец просто физически не мог сделать всех клинков, которые ему приписываются. Да и сами клинки уж очень сильно отличаются по качеству. В период позднего Средневековья золингенские мастера подделывали продукцию кузнецов из Пассау и Толедо. Остались даже письменные жалобы последних на такое «пиратство». Позже стали подделывать мечи самого Золингена.
Подобранные полосы нагревают, а затем с помощью ковки сваривают в единый блок. Во время этого процесса важно выдержать правильную температуру и не пережечь заготовку.
После сварки начинается непосредственно ковка клинка, в ходе которой формируется его форма, изготавливаются долы, выделывается хвостовик. Одним из основных этапов ковки является процесс уплотнения лезвий, который концентрирует слои стали и позволяет мечу дольше сохранять свои режущие свойства. На этой стадии окончательно формируется геометрия клинка, определяется расположение его центра тяжести, задается толщина металла у основания меча и у его острия.
У средневековых кузнецов, естественно, не было термометров. Поэтому необходимая температура высчитывалась по цвету накала металла. Чтобы лучше определять эту характеристику, раньше кузницы обычно затемнялись, что еще больше добавляло мистики в ауру кузнецов.
Затем начинается тепловая обработка будущего меча. Этот этап крайне важен, он позволяет изменить молекулярную структуру стали и добиться от клинка необходимых характеристик. Дело в том, что кованая сталь, сваренная из различных кусков, имеет грубую зернистую структуру и большое количество напряжений внутри металла. С помощью нормализации, закаливания и отпуска кузнец должен максимально избавиться от этих недостатков.
Первоначально клинок нагревают примерно до 800 градусов, а затем подвешивают за хвостовик, чтобы металл не «повело». Этот процесс называется нормализация, для разных типов стали данную процедуру проводят несколько раз. После нормализации следует мягкий отжиг, в ходе которого меч нагревают до коричнево-красного цвета и оставляют остывать, завернув в изолирующий материал.
После нормализации и отжига можно приступить к наиболее важной части процесса ковки – закаливанию. Во время этой процедуры клинок нагревают до коричнево-красного цвета, а затем быстро охлаждают в воде или масле. Закаливание как бы замораживает структуру стали, полученную в ходе нормализации и отжига.
Дифференцированное закаливание. Это техника характерна для японских мастеров, она заключается в том, что разные зоны клинка получают различное закаливание. Чтобы добиться такого эффекта, перед закалкой на клинок наносились слои глины различной толщины.
Абсолютно понятно, что на любом этапе описанного выше процесса кузнец может допустить ошибку, которая будет фатальной для качества будущего изделия. В Японии любой кузнец, дорожащий своим именем, должен был безжалостно ломать неудавшиеся клинки.
Чтобы улучшить качество будущего меча нередко применяли метод нитрования или азотирования, то есть обработку стали соединениями, содержащими азот.
В саге о Виланде-кузнеце описан довольно оригинальный способ нитрования, который позволил мастеру создать настоящий «супермеч». Чтобы повысить ка
militaryarms.ru
Боевые ножи и кинжалы средневековья » SwordMaster
загрузка…
Крестьянские боевые ножи
Для обозначения средневековых ножей используются термины Хаусвер (от нем Hauswehre – защитник жилищ) и Бауэрснвер (от нем. Bauersnwehr – защитник крестьян) в которых прямо подчеркивается низкий класс людей использующих это оружие. Есть терминологическое разделение Корд – боевой нож. Корделяс – длинный боевой нож с расширяющимся к острию клинком, аналог фальчиона и гросмейстера.
Вне зависимости от формы и габаритов нож имеет одностороннюю заточку. Только с 19 века с легкой руки полковника Боуи острие клинка тяжелого ножа становится скошенным и заостренным на одну треть. Собственно боевых ножей известно немного. От хозяйственных они отличаются более массивным клинком и чем-то наподобие гарды или упора рукоятки. Клинки больших ножей в большинстве случаев были с прямым обухом, иногда с совсем небольшим скосом, даже незначительные изгибы клинка являются большой редкостью.
Самыми ранними боевыми ножами были всевозможные саксы. Более поздние ножи от них мало отличались, поэтому саксом могут назвать большой нож, например 14 века. Но под закат средневековья появляются ножи вполне похожие на современные тактические. Боевой нож на войне используется не только как оружие, но и как инструмент для разделки туш животных, для обтачивания деревянных кольев и т. п. Многие боевые ножи имеют значительный вес около 400 грамм и длину клинка около 50 см. такие большие ножи-тесаки иногда относят к фальчионам.
Кинжалы средневековья
наверх
Кинжал (нем. Dolch, от лат. Doleguinus, фр. Poignard, Dague, англ. dagger, ит. pugnale от лат. Pugione) – это холодное оружие с коротким колюще-режущим обоюдоострым клинком, и рукоятью оснащенной гардой, предназначенное для тесной схватки, и по своему действию рассчитан на короткие, быстрые движения, иногда мог еще применяться в качестве метательного оружия.
В средние века кинжал стал еще и вспомогательным оружием, которым окончательно добивали противника, после того как он был тяжело ранен другим оружием, будь то меч, топор и т. д. Этот вид кинжалов так и назывался – кинжал милосердия (нем. Gnadott; франц. misericorde – нож милосердия). Таким кинжалом можно было легко проникнуть между стыками пластин доспеха и даже проколоть плетение кольчуги. Не на войне его использовали как средство защиты и скрытого нападения, кинжал можно быстро достать и легко спрятать.
Уже с XIII века знатные воины в бою особы наряду с мечом стали применять и кинжалы. С той поры кинжал превращается в общепринятый предмет вооружения. Его носят на правом боку, на перевязи, подобно мечу. В 1340 году, когда феодалы стали носить на бедрах широкий пояс, который считался знаком достоинства рыцарского сословия, кинжал стали подвешивать к нему. В середине 14 в в бою кинжал кинжал подвешивали на цепи. Цепь укреплена сверху на правой стороне груди, чтобы не потерять оружие в рукопашной схватке. В городах средневековой Европы было принято, чтоб нож или кинжал просто так не болтались. Для этого его носили в обычной кожаной сумке или в ножнах. С XIV века не только нож, но кинжал становится неразлучным спутником мужчины, его носят на ремне с правого бока, а то и спереди. Из Испании в конце XV века распространился обычай носить кинжал за спиной рукоятью вниз. Эту моду переняли швейцарцы и немецкие ландскнехты.
Кинжал часто использовали в дуэлях и поединках как средство парирования удара вместо щита, то есть в правой руке держали основное оружие, а в левой руке – кинжал как вспомогательное. Такие кинжалы получили название «левая рука». Для достижения наибольшего эффекта эти кинжалы для левой руки часто делали с необычными лезвиями. Ими можно было не только отражать удары, но и захватывать оружие противника. Также в этих кинжалах мог быть спрятан тот или иной секретный механизм, предназначенный для различных целей.
Помимо секретных механизмов, которые увеличивали шанс нанести один-единственный смертельный удар, иногда применяли также особые кинжалы, лезвие которых было покрыто ядом. Достаточно было таким кинжалом нанести даже небольшую царапину, и противник умирал мучительной смертью.
Типология кинжалов
В средние века было пять основных типов кинжалов. Каждый кинжал было отличить от других типов по форме его рукояти. Иногда к средневековым кинжалам добавляют и стилет, несмотря на то что стилет появился под самый закат средневековья.
У Квилон кинжала черенок, крестовина и навершие были как у меча. У Базелярда рукоять была по форме симметрична букве «I». Рондельный кинжал имел круглые пластины вместо крестовины и навершия. Ушастый кинжалы имели два выступающих диска вместо навершия, а Баллок кинжалы отличались наличием двух круглых долей на месте крестовины.
Баллок кинжал, Басселяр, Квилон, Ушастый кинжал, Рондельный Кинжал, и Стилет |
Квилон (quillion, dolchmesser) появился в 13 веке, наиболее ранние версии его напоминают укороченный меч со скрещенной гардой. Этот кинжал был традиционно рыцарским оружием, носился на правой стороне и получил свое название из-за гарды, пересекающей рукоятку перпендикулярно ей (квилона), т. е. был как бы миниатюрным мечом. К 15 веку этот тип кинжала стал интенсивно трансформироваться во вспомогательное оружие для работы левой рукой совместно со шпагой, в русской оружиеведческой традиции позднюю версию кинжала квилон, оснащенную щитком и крюками клинколомами называют Дага. Вообще техника работы с кинжалом в левой руке была детально разработана и даже появился специальное название «мен гошш» от франц. main gauche что и означает левая рука. Этот термин и система парирующих действий кинжалом сохранились в Испании до 18 века. В это же время появляется техника применения кинжала «лезвие вперед», т. е. для режущих движений, что может рассматриваться как рождение искусства сражаться ножом на Западе. На некоторых экземплярах щиток гарды был вывернут наружу. Квилон носился не только на правом боку, но и сзади чтоб слегка скрыть, за поясом, с рукоятью, направленной влево, чтобы удобнее было доставать, или вправо, если он использовался без меча.
Что интересно во всех книгах пишут не «мен гошш», а «маин гауче» читая французские слова как английские.
Рондел или Рондо (rondel)- один из самых популярных военных кинжалов. Свое название получил за свою круглую гарду (Rond — круг фр.) и головку. Дискообразный эфес предотвращал соскальзывание руки на лезвие при мощных, прокалывающих насквозь ударах и защищал руку от ударов лезвием меча противника. Рукоять представляла собой гладкий цилиндр, т. к. скольжение руки стопорилось гардой. Само лезвие имело довольно разные формы, обычно оно было вытянутым и заостренным с двух сторон или четырехгранным, хотя иногда встречались ронделы с трехгранным лезвием, предвестники итальянских стилетов. Расцвет этого оружия приходится на 15 — 16 век. Были вытеснены стилетами.
Базелярд (англ. baselard иногда читается как басселярд) – кинжал названный по имени города в Швейцарии (Базеля), откуда он происходит. Самая распространенная версия кинжала в Европе в 14 — 15 веках. Постепенно этот кинжал трансформировался и стал называться «швейцарским». К 15 веку рыцари перестают носить басселард, но горожане и пешие солдаты продолжают пользоваться им. Базелярд, как и рондел, имел крупную гарду, однако она не была круглой, а состояла из крестовины и упора со стороны головки, так что ручка выглядела как римская цифра «I». Басселард имел двустороннюю заточку клинка, и вдоль центра лезвия проходила слабовыраженная «алмазная грань», т. е. выпуклость как у некоторых вариантов мечей. Очень длинные базелярды даже носились слева, как меч, подвешенные на перевязи.
Баллок (англ. Ballock dagger) он же «кинжал с яйцами» — известен как кинжал со специально укрепленным острием (для пробивания прочных предметов). Поэтому наиболее часто использовался как кинжал милосердия. Не смотря на то что к 17 веку трансформировался в шотландский кортик, который был довольно практичен на ранней стадии своего развития, когда он еще очень напоминал баллок его не стоит путать с национальным шотландским кинжалом. Баллок кинжал был хорошо сбалансированным оружием с умеренно длинным, постепенно сужающимся лезвием и односторонней заточкой. Он мог удерживаться левой рукой из-под щита, в то время как правая рука угрожала противнику широким мечом. Меч, щит и кинжал — все являлось как защитным, так и атакующим оружием, способным наносить опасные удары. Баллок кинжал использовался и рыцарями и простыми воинами и вовсе не военными людьми до конца 17 века, но рыцари отказались от Баллока уже середине 15 века заменив его Ронделем (об этом типе кинжалов отдельная статья —
Ушастый кинжал (англ. ear dagger) известен так же как «Бургундский кинжал» и «Левантийская дага» использовался с 14 по 16 век и назывался так за два диска наподобие ушей, крепившихся к головке ручки. Первоначально они располагались вдоль рукояти почти параллельно, но постепенно стали все больше и больше расходиться в стороны, пока не образовали почти прямую линию, перпендикулярную рукояти. Рукоять украшалась узором и покрывалась пластиками из кости, металла или дерева. Гарды не было, лезвие от рукояти отделялось цилиндром несколько большего диаметра, чем рукоять. Для нанесения сильного колющего удара большой палец упирался между ушей навершия. Лезвие обычно делалось острым с двух сторон, однако с одной стороны оно было несколько длиннее, чем с другой. Носились кинжалы в ножнах из дерева, украшенных кожей и были оружием общества, носимым больше для украшения, чем для боевых действий. Но тем не менее их активно использовали итальянские наемные убийцы для ударов исподтишка.
Стилет (итал. stiletto)- нововведение 17 века, дожившее до нашего времени. Итальянский вариант кинжала, имевший сильно вытянутое, без режущих острых краев трехгранное или четырехгранное лезвие. Это колющее оружие продолжает использоваться и в некоторых современных вариантах или в качестве штыка, а во времена первой мировой войны им вооружались регулярные войска и назывался он окопным кинжалом.
Анатомия кинжала
наверх
Здесь в целом терминология, та же что подавалась в статье «Современные боевые ножи», но с некоторыми новыми-старыми деталями.
1. Клинок — основная рабочая и боевая часть кинжала. 2. Рукоять, эфес — служит для удерживания оружие в руке, состоит из навершия, черенка и гарды. 3. Острие, вершина, кончик клинка 5. Обух — не заточенная грань клинка, для кинжалов нехарактерна, но бывает. 6. Перо, оно же и обоюдоострый конец клинка, у кинжалов редко выделяется как отдельная деталь. 7. Пятка, плечики — не заточенная область клинка прямо у рукояти. 8. Крюки-клиноломы, предназначены для перехвата вражеского клинка, здесь отдельная деталь от крестовины, но бывает выходит прямо от крестовины, а иногда даже заменяет её. 9. Крестовина, служит больше фиксатора руки, предотвращая сползание руки на клинок. 10. Щиток. 11. Отбортовка, загнутый край щитка позволяет увеличить прочность щитка. 12. Черенок — у многих ножей и кинжалов рукоять состоит только из черенка. 13. Нижнее кольцо — необходимо для фиксации обмотки черенка рукояти. 14. Навершие, головка — препятствует выскальзыванию кинжала из рук. Служит для уравновешивания оружия. 15. Пуговка — шляпка заклепки фиксирующей навершие и гарду. |
Формы клинков и крепление рукоятей
наверх
Сечения клинков (выше) Разнообразные формы сечения показывают, как человек пытался получить возможно более жесткий клинок при его возможно меньшей толщине.
Параллельные плоскости (А) создают самый мягкий, гибкий клинок. Клинки с выпуклыми (В) или вогнутыми, с желобками (С) сторонами более жесткие, так же, как и ребристые (D), трехгранные (Е) и ромбические (F). Шилообразные клинки (G) без режущих краев применялись только для колющих ударов.
Для нанесения колющего удара кинжалы обычно имеют суживающийся клинок, часто обоюдоострый. Разнообразие очертаний клинка очень велико. Некоторые стали традиционными для определенных районов, другие диктуются материалом изготовления: Широкий треугольный клинок, такая форма компенсирует мягкость металла. Узкий треугольный клинок, идеален для боевого кинжала. Мечевидный клинок одинаково подходит и для колющих и для режущих ударов.
Реконструкция облика ножей викингов, славян и т. п. периода VIII–X в. в. С точки зрения простоты и удобства они весьма хороши как вспомогательный хозяйственно-бытовой инвентарь. Длина рукояти и клинка почти равная в целом такие изделия от 20 до 30 см длиной. |
В ранних образцах кинжалов (даже не средневековья а античности) рукоять крепилась к клинку заклепками (а). Крепление черешкового клинка более прочное (b). Самой прочной является конструкция с черешком во всю длину рукояти (с). Разнообразие форм и материалов рукоятей безгранично. Но для крестьянских ножей наиболее популярной была деревянная рукоять. Кто побогаче мог позволить рукоять вырезанную из кости или камня или из ценной породы древесины. Применялась также оплетка из кожи, с конца 15 века особым шиком было делать оплетку на кинжалах из витой проволоки, вплетая стальные, серебряные и золотые проволочные нити. На практике проволока очень полезна в случае применения латных перчаток и рукавиц, которые своими краями глубоко царапают кожаную и деревянную поверхность. Популярная в наши дни рукоять из кожаных шайб для средневековья не характерна.
Как хранить и ухаживать за старинными ножами и кинжалами читайте на Милитари Ревю.
Рукоять 16 века, скорее всего от Базелярда. Выполнена из орехового дерева. | Оплетка проволокой рукояти кинжала, такая оплетка применялась и для мечей. |
Несколько исторических примеров ножей и кинжалов
наверх
Квилон с черенком обвитым серебряной проволкой, немецкая работа 1610-1620 г., ЧК. Обратите внимание на вывернутый на изнанку щиток рукоятки. | Очень большой, прям как меч, швейцарский базелярд. 1530 г. | Саксонский Квилон-дага начала 17 века. Кольцо на рукояти служит скорее дополнительным упором для кисти руки при колющем ударе и мало подходит для защиты этой самой руки. Также кинжал благодаря кольцу можно носить подвесив за шнурок или продев в крючок. |
Кинжал баллок, он же кинжал с яйцами, тут представлен очень интересный образец где ножны кинжала имеют еще карман для маленького ножичка и шила. Примерно 1450, Wallace Collection, Лондон (A732) | Венецианский ушастый кинжал, 1500 г. | Портрет Эдуарда VI, не дожившего до совершеннолетия, героя книги Марка Твена «Принц и нищий», обратите внимание на ушастый кинжал. |
Новоделы старинных ножей и кинжалов
наверх
Реконструкция большого ножа, с набором ножа и вилки | Реконструкция Базелярда из коллекции музея Royal Armouries |
Красивый новодел Квилон кинжала. Вес 446 грамм (15,75 унций). Полная длина 44 см (17,25 дюйма) . Длина клинка 30,5 см (12 дюймов). Ширина клинка у гарды 3,5 см (1,5 дюйма) . Длина черенка 9 см (3.5 дюйма). Ширина гарды 10,8 см. (4,25 дюйма) |
Кинжал Рондель. Вес 310 грамм (11 унций). Полная длина 49 см (19,25 дюйма). Длина клинка 37,5 см (14,75 дюйма). Ширина клинка у гарды 2,2 см (0.875 дюйма). Длина черенка 10.5 см (4,125 дюйма). Ширина нижней гарды 5,08 см (2 дюйма), верхней 6.35 см (2,5 дюйма). |
наверх
Использована литература.
В.Н. Попенко. Холодное оружие Востока и Запада. Москва. 1992.
Эварт Окшотт. Архология оружия. От бронзового века до эпохи ренесанса. М.: Центорополиграф. 1994.
Иллюстрированная история оружия./Пер. с английского А. Самсонов. Мн.: ООО «Поппури» 2004.
К. В. Асмолов. История холодного оружия. Часть 1. К.Ц. «Здоровье .Народа» 1993 г.
В. С. Жарков. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия. Снаряжение рыцарей средневековой европы. — Брест. Академия. 2005.
Джеральд Уинланд/ Мечи Шпаги и Сабли Настольная книга коллеционера. М.: Тривиум. 1991
В. Н. Хорев, М. Б. Ингерлейб. Твой нож. Астрамедиа
Хорев В. Н. Реконструкция старинного оружия / В. Н. Хорев. — Феникс, 2006. — 249,
Emil Vollmer Werlag. Blanke Waffen.
Форум My armory
загрузка…
swordmaster.org
Боевые ножи с внутренним изгибом клинка » SwordMaster
Айда-катти и Меч Моплахов
Продолжаем ковыряться в «железках» индо-персидского региона. В первой части мы остановились на юго-западном побережье Индии, в Малабаре, где рассматривали оружие местных жителей – народности Кодагу.
Как уже было упомянуто, кроме ножа пичангатти, у воинов Кодагу имеется айда-катти, она же аюдха-катти, что значит – «боевой нож»:
Имеет весьма своеобразную форму широкого тяжелого клинка, изогнутого вперед. Очевидно, своё происхождение айда-катти ведёт от простого тесака, которым расчищали от кустов и прочих зарослей земли под распашку. Поэтому, для человека неискушённого, он немного напоминает сельскохозяйственный инструмент, но на самом деле это реальное оружие, смертельное в опытных руках. В длину имеет около 0,6 м.
Айда-катти часто называют «мечом моплахов», что не совсем верно. Несмотря на похожесть и, скорее всего, общее «тесачное» происхождение, айда-катти – это всё же оружие народности Кодагу.
Моплахи, они же мапилли – это мусульманская умма (община) Малабара. Состоит в основном из потомков арабов, смешавшихся с местным населением, и из индийцев, принявших ислам. Многие индийцы низших каст становились мусульманами, чтобы вырваться из тяжёлых кастовых ограничений и перестать быть неприкасаемыми.
Меч моплахов отличается от айда-катти более плавным изгибом клинка и, как правило, рукоятью с навершием, чуть загнутым, в виде головки или клюва. Размер меча такой же, как у айда-катти.
В 1921 году моплахи подняли очередное восстание. Начавшееся как антиколониальное, это выступление перешло в грандиозную резню. Поначалу мапилли резали угнетателей-англичан из администрации, полиции и вообще, отовсюду, где их можно было достать. Но англичане быстро закончились. Зато остались индусы и неутолённая жажда крови. И вот, вспомнив былые обиды и противоречия, под предлогом того, что индусы каким-то образом хотели способствовать англичанам, резня продолжилась с новой силой. Несколько тысяч человек было зарублено этими самыми «мечами моплахов». Ещё несколько сотен тысяч человек бежало из охваченных восстанием районов.
В конце концов, к подавлению мятежа были привлечены довольно серьёзные силы. Понятно, что против винтовок никакие мечи моплахам помочь не могли. Подавив восстание, колониальные власти жёстко расправились с восставшими, а потом провели тотальную конфискацию этого оружия, после чего погрузили на корабль и утопили в океане. В результате, меч моплахов теперь довольно редко встречается «в природе».
Кукри
в начало
В подавлении восстания моплахов участвовали также и полки гуркхов.
Чувствую, как продвинутые члены Стаи довольно хрюкнули. Потому что сразу поняли, о чём пойдёт речь дальше. Ну, конечно же, где гуркхи, там и их неизменный нож кукри!
Но прежде, чем мы перейдём к самому ножу, вкратце расскажу о его владельцах.
Гуркхи (гурки) (англ. Gurkha) — британские колониальные войска, набиравшиеся из непальских добровольцев. Название происходит от наименования варны (кастовой группы) касты чхетри (непальских кшатриев) – Горкха (Гуркхи), игравшей руководящую роль в Горкхской конфедерации – военном союзе непальских племён, во главе с правителем маленького княжества Горкха, подчинившим себе территорию современного королевства Непал.
Это тот самый основатель королевства – Притви Нараян Шах. Гордо кажет палец соседям, мол, я тут первый, а вы нишкните:
Гуркхи принимали участие в подавлении антиколониальных восстаний в Индии (сикхов, сипаев и др.) и в Афганистане (1848). Также они воевали в Первой мировой войне против врагов Великобритании на Ближнем Востоке и во Франции.
В годы Второй мировой войны гуркхи воевали в Африке, Юго-Восточной Азии и Италии.
В 1982 гуркхи принимали участие в Фолклендском конфликте.
Гуркхов отличает строжайшая дисциплина, храбрость и верность присяге. Их девиз: «Kaathar hunnu bhanda marnu ramro.» (Лучше умереть, чем быть трусом).
Что бы понять, как гуркхи «дошли до жизни такой», совершим небольшой экскурс в историю.
В начале XIX века Британская Ост-Индская Компания, к тому моменту уже прочно закрепившаяся в Бенгалии, принялась за наведение порядка на территориях, которые считала своими. Но дело в том, что соседнее, молодое и воинственное королевство Непал также претендовало на часть этих территорий. Конфликт был неизбежен.
Гуркха из племени кхас. Обратите внимание, какой хороший взгляд у него. Твёрдый, открытый. Взгляд воина, кшатрия:
До начала военных действий англичане, привыкнув к легким победам над индийцами, не воспринимали непальцев, как серьезную опасность. Ну действительно, какую угрозу могли представлять из себя непальские вооруженные силы, состоявшие из 14 000 солдат и командиров, на вооружении у которых стояло всего-то около 4000 единиц ручного огнестрельного оружия и несколько легких пушек.
Однако, первая же попытка захватить несколько укреплений непальцев в январе 1814 года показала, что противника сильно недооценили. После яростной контратаки непальцев, потери британцев составили около 300 солдат, причём сами непальцы потеряли всего 70. Озадаченные англичане отступили и начали подготовку к большой военной кампании.
Первое большое сражение состоялось осенью 1814 г. под Налапани. Несмотря на применение англичанами артиллерии, поле боя опять осталось за непальцами.
В последующих боях оборонявшиеся непальцы также проявляли яростное ожесточение и отчаянную храбрость. Известен характерный случай при обороне укрепления Малаон, когда британцы заняли ключевую позицию на склоне горы, и оттуда хотели простреливать главный форт. После того, как британские саперы расчистили дорогу и втащили на эту позицию пушки, из крепости выдвинулся небольшой отряд непальцев, возглавляемый начальником гарнизона Бхакти Тапа. 600 человек против 2400.
Непальцы с боем занимают высоту, начинается страшная мясорубка. Во время боя Бхакти Тапа получает тяжёлое ранение в живот. И вот тут, согласно легенде, Бхакти Тапа заправил свои кишки, вылезающие из разрубленного живота обратно, обмотал туловище сорванным с головы тюрбаном и продолжил рукопашную схватку, уложив, в общей сложности, около двух десятков противников. А было ему тогда «всего» 73 года!!! Такой вот боевой дедушка-кшатрий.
Несмотря на численный перевес британцев, непальские храбрецы так отчаянно сражались за высоту, что только введение в бой дополнительного отряда британских войск переломило ситуацию. В конце концов, большая часть непальского отряда погибла, остальные были тяжело ранены. Впечатленные мужеством непальских воинов, англичане позволили забрать их тела в крепость, которая в скором времени капитулировала.
А вот и свидетельство очевидца, британского миссионера, преподобного Вуда, который описывал боевые приёмы непальцев в своих мемуарах:
«Смелые, как львы, гибкие и быстрые, как обезьяны, и злые, как тигры, маленькие, жилистые мужчины неслись прыжками в атаку, двигаясь так быстро, и сохраняя такую дистанцию друг от друга, что мушкеты были бесполезны против них. Когда они приблизились к солдатам, они вдруг присели к земле, нырнули под штыками, ударили вверх своими кукри, разрубая тела с одного удара, а затем, после того, как сделали все зло, что было в их власти, отступили также быстро, как пришли. Пока наши люди поняли этот способ нападения, многие из них погибли от рук немногочисленных противников, некоторые понесли урон от своего оружия. Противники резали или рубили их ножами, острыми, как бритвы, и зачастую выскакивали невредимыми из частокола штыков. Они могли проскользнуть под брюхом лошади офицера, распоров его одним ударом кривого ножа, и ударить с другой стороны в ногу офицера, пока он и его лошадь падали».
«Travels in India and Nepal” by the Rev. Wood
Всё же, лучшая оснащенность и численное превосходство британских войск переломили ход боев. Осенью 1815 года, после нескольких крупных сражений, британские войска находились уже в опасной близости от сердца Непала – Долины Катманду. 4 марта 1816 года был подписан договор, по которому Непал, хотя и отстоял свою независимость, но потерял все недавно занятые им территории. Одной из важнейших частей мирного договора стал пункт, согласно которому англичане могли набирать в Непале солдат для Британских Гуркхских полков.
Хитрожопые британцы, сильно впечатлённые мужеством и храбростью непальских воинов, а также их явным превосходством над сипаями (это индийцы, нанятые на службу в военные подразделения Британской Ост-Индской Компании), собирались использовать гуркхов не столько для завоевания новых территорий, сколько для контроля над уже покоренными народами. Как говорится, все в лучших традициях английской демократии – divide and rule (разделяй и властвуй).
Вот так гуркхи и поставили свои кукри на службу британскому колониализму. Даже сегодня в Афганистане стоит гуркхский батальон (1st Battalion The Royal Gurkha Rifles). Принц Гарри во время своей 10-недельной службы в Афганистане, был приписан как раз к этому батальону.
А не так давно проскакивало сообщение из Афгана о том, что какой-то гуркха в порыве служебного рвения отчекрыжил талибу голову.
Правда тот был уже мёртв и ничего не почувствовал, но его соплеменники обиделись.
Ну, с гуркхами разобрались, пора перейти к кукри!
Итак, как мы уже выяснили, нож кукри (он же кхукри или кхукури, произносится непальцами как «ху’кури») был подлинным кошмаром для противников гуркхов. Мощный изогнутый клинок, находясь «в ловких и натруженных руках», оставлял страшные раны, отсекал конечности, разрубал тела и головы. Однако, для подавляющего большинства непальцев нож кукри всегда был и остаётся обычным хозяйственно-бытовым инструментом, используемым для расчистки участков от растительности, для заготовки древесины, забоя скота, разделки мяса и тому подобных задач.
Вообще, кукри можно смело назвать многофункциональным инструментом. Это инструмент воина, путешественника, крестьянина, охотника. Ведь благодаря уникальной конструкции кукри, им можно колоть, резать, рубить и даже бить, как молотком, используя обух. Еще одно назначение этого ножа – ритуальное. Специальные виды кукри используют для отсечения голов жертвенных животных.
Следует отметить, что орудия такой изогнутой формы в древности были достаточно широко распространены, в том числе и в Европе.
Вот, к примеру, кельтский кривой нож II-I вв. до н.э.
В связи с этим не утихают жаркие споры о происхождении кукри. Некоторые считают, что это наследие кочевников-арийцев, пришедших в Северную Индию ещё в конце II тысячелетия до н. э. Другие полагают, что древние арийцы тут ни при чём, и истоки происхождения кукри надо искать в самом Непале. Третьи ищут (и находят!) прототипы кукри в Индии, где такие клинки тоже использовались. Ниже одно из изображений воинов в храме Чандрагупта, царя древнеиндийского государства Магадха, основателя династии Маурьев (317-180 до н. э.).
Есть и более «свежие» изображения изогнутых клинков в Индии, как, к примеру, на этом барельефе X-го века:
Четвёртые считают, что непальцы позаимствовали такой дизайн оружия от персов: Геродот упоминает о похожем оружии персидской тяжелой кавалерии еще в начале V века до н. э.
Самая популярная теория гласит, что кукри произошёл от так называемого кописа (другие названия махайра и фальката) – изогнутого меча специфической формы с односторонней заточкой по внутренней стороне, которым были вооружены воины Александра Македонского.
Якобы, во время его индийского похода, индийцы познакомились с кописом, испытав его на собственной шкуре. От чего сильно воодушевились, и тут же приняли его на вооружение.
Мне всё же думается, что, скорее всего, копис (если кукри действительно происходит от него) прижился на территории Северной Индии и Непала во времена существования так называемого Индо-греческого царства (с 180 до н. э. до 10 н. э.), основанного греко-бактрийским царём Деметрием.
Некоторые адепты этой теории даже составляют своего рода схемы, наглядно показывающие связь некоторых видов восточного оружия с древнегреческим кописом.
Клинок традиционного кукри изготавливается из высокоуглеродистой стали и, чаще всего, имеет зонную закалку. Форма клинка изогнутая, с заточкой по внутренней стороне, нижняя часть расширяется так, что центр тяжести смещен к острию. Толщина обуха клинка непальского кукри в среднем от 8 до 12 мм, длина клинка, как правило, от 280 до 400 мм. Такая форма клинка позволяет минимизировать усилия при нанесении рубящих ударов. У классического непальского кукри у основания клинка находится омегообразный вырез – кауди, каура или чо, а вдоль обуха с обеих сторон клинка – долы.
Кауди может быть «открытым», либо выполняться в виде отверстия (так называемый «голубиный глаз»).
Существование и предназначение этого выреза всегда возбуждали неподдельный интерес в найфоманском сообществе. Ради выявления истины штудировалось море литературы, от индуистской мифологии до сопромата. В конце концов, большинство интересующихся согласилось с тем, что назначение кауди – снятие напряжения и исключение появления трещин в месте концентрации максимальных напряжений, там, где лезвие переходит в незаточенную пятку. В качестве основного довода этой теории приводится такой факт: якобы для кукри, не имеющих кауди, производимых, например, в Америке, наиболее частым дефектом является отлом клинка у рукояти (типа на эту область клинка падает максимальная нагрузка при рубящем ударе по твердой цели).
По поводу версий, объясняющих существование и пользу кауди, позволю себе процитировать И. В. Мягких (khukuri.ru/kukri.htm), который, на мой взгляд, даёт наиболее правильное объяснение.
Вот что он пишет:
«Клинки кукри, начиная с 19 века, имеют фигурный вырез возле рукояти, называемый чо (cho) или кауди. Изначально этот вырез был, по всей вероятности, чойлом (choil) – полукруглой выборкой металла клинка, отделяющей заточенную часть лезвия от рикассо (см. ниже кукри Притви Нараян Шаха).
Затем он видоизменился в более сложную форму с зубцом посередине выемки. Существует большое количество версий, объясняющих полезность этого элемента, но, к сожалению, большинство из них малоубедительны. Среди них такие: это приспособление для захвата клинка противника; элемент, препятствующий стеканию крови на рукоять; вырез повышает стойкость клинка на излом; это замок, фиксирующий клинок в ножнах, и т. д. Самым простым и, вероятно, логичным объяснением является следующее – форма кауди позволяет определить в каком регионе, и в какой мастерской был сделан кукри. Возможно, это было своего рода подписью и гарантийным обязательством мастера.
На самых простых кукри, рядовых, вырезался простой кауди, возможно, они были изготовлены подмастерьями, которые не имели еще своего значка. Впоследствии, с появлением кукри фабричного производства и кукри сувенирных, для туристов, вырез этот продолжал традиционно изготавливаться на клинке, но стал схематично простым и больше не нес смысловой нагрузки.
Именно в это время, возможно, и появились сложные объяснения его практической полезности или, наоборот, версии, увязывающие его присутствие на клинке с религиозными представлениями непальцев».
Рукоять кукри традиционно изготавливается из дерева или кости и имеет всадной или, реже, накладной монтаж на заклепках.
Ножны кукри изготавливаются из дерева и обтягиваются кожей водяного буйвола. Как правило, кукри комплектуются набором вспомогательного инструмента, располагающимся в специальных кармашках на основных ножнах, в который может входить от одного до десятка мелких приборов.
В большинстве случаев их бывает два: небольшой «чистый» нож карда (karda), для приготовления еды, строгания, тонкого и точного резания, и небольшой примитивный напильник чакмак (chakmak) – полоска высокоуглеродистой стали с ручкой, грубо обработанная и шероховатая, её применяли для заточки кукри, карды и как кресало (часть огнива), для разведения огня. Сам кремень и трут тоже могли находиться в кармашке на ножнах.
В Непале изготавливается большое количество моделей кукри, классифицировать которые достаточно сложно: с древности до настоящего времени отмечается огромное разнообразие местечковых разновидностей, умножаемое разноплановыми требованиями заказчиков и особенностями изготовления различными мастерами-ками. Будучи изготовляемыми целиком вручную, даже модели одного ками отличаются между собой.
С конца XVIII – начала XIX века кукри условно делят на два основных типа. Оба типа характеризуются достаточно плавной дугой рукоять-обух клинка, не имея выраженного горбика-угла на обухе.
Первый тип, с узким клинком, называется «hanshee» (арка, серп), нередко имел удлиненные рукоять и клинок.
Второй тип называется «budhume» (большой живот), он более массивный, с широким клинком. Общая длина обычно была равна 17 — 19 дюймам (430 — 480 мм), толщина обуха у рукояти 8 — 10 мм.
Начиная с XX века, появляются кукри с явно выраженным углом-горбиком на обухе.
Название моделям кукри, как правило, давалось по месту изготовления или по каким-то особым признакам. Так, к примеру, кукри бходжпур (Bhojpure) назван в честь местечка Бходжпур в восточном Непале, известного производством широких, «брюшистых», кукри, имеющих существенный (до 40°) загиб оконечности клинка к линии рукояти. Такие клинки, благодаря массивности и достаточной толщины обуха идеально подходят для различных хозяйственно-бытовых нужд.
Кукри сирупати (Sirupate) назван так, потому что форма его клинка напоминает лист дерева сиру, произрастающего в Непале. Сирупати лёгкий и удобный инструмент, крайне популярный, как среди гурков – военнослужащих, так и среди поклонников боевых искусств.
Название кукри баттавал (Buttewal) происходит от слова «батта», что в переводе означает узор, а значит кукри такого типа – покрытый узорами, украшенный, церемониальный или парадный. Эти кукри также именуют «Косимора» (Kothimora) или просто «Мора».
А кукри ангхола (Angkhola), что переводится, как «вогнутая спинка», имеют выемку на широкой лопасти клинка вдоль обушка, между «горбом» и острием. Т.о. центр масс переносится ближе к режущей кромке, что улучшает балансировку клинка и облегчает работу с ним.
Кукри читланг (Chitlange) назван в честь местечка Читланг в восточном Непале. Этот вид кукри схож с сирупати, но, вместо кауди, имеет в клинке отверстие специфической формы, т.н. «голубиный глаз».
На этом мы закончим перечисление разных моделей кукри. Делать это можно ещё долго, но не имеет особого смысла, поскольку различий у кукри разных стилей гораздо меньше, чем общего.
Строение кукри:
У непальцев вообще большая любовь к рубящему оружию. Кроме разнообразных кукри (3), они имели на вооружении ещё и большой двуручный рубящий меч рам-дао (1) и одноручный рубящий меч кора (2):
Оба меча имеют весьма специфическую форму. У коры, вдобавок к этому, ещё и специфическая рукоять, сильно напоминающая рукоять западноевропейского средневекового кинжала рондель (он же шайбендольх). Навершие и гарда выполнены в виде дисков, которые плотно фиксируют ладонь, сжимающую рукоять, сверху и снизу.
Если рам-дао считается оружием чисто ритуальным, применяемым исключительно для жертвоприношений, то кора, которая также используется для ритуального забоя скота, вполне боевое оружие, хотя и не имеет такой громкой славы, как кукри.
На снимке ниже непальские воины из племени гурунгов. Каждый воин имеет меч-кору, кукри и щит-дхал.
С развитием огнестрела щит и кора остались в прошлом, а вот более компактный кукри не только прижился в войсках, но и стал символом гуркхов.
Многие боевые кукри большого размера в Непале делались с рукоятями, как у коры.
А этот музейный кукри по форме – ну вылитая махайра-копис!
В Северной Индии, где кукри также были в ходу, их снабжали тальварными рукоятями (тальвар – индийская сабля).
Там же, на севере Индии, по мотивам кукри изготавливали, как вполне боевое оружие,
так и парадное, для торжественных церемоний.
С недавних пор и у меня живёт вот такой ангхола:
Зовут его Mini Jangle Dragon. Типа «мелкий дракон из джунглей». Длина 324 мм (8 дюймов).
Прикупил его на одном из Арсеналов, чисто из интереса, посмотреть как рубит. Остался доволен, даже лёгкие удары оставляют глубокие зарубки на дереве.
Полный комплект, ножны из буйволиной кожи, с подвесом, есть карда и чакмак.
Правда, карда отчаянно тупая, а чакмак, наоборот, слишком гладкий, нихрена об него не выправишь. Но при желании, конечно, все это можно довести до ума.
В заключение рассказа о кукри несколько интересных экземпляров.
Роскошный кукри, украшенный золотым кофтгари:
Красивый кукри с резной костяной рукоятью:
Индийский нож аля кукри с дамасковым клинком:
Мила Йовович в целях поголовного истребления зомбаков перешла на кукри. Даже на два кукри!
Не подходи, укушу, э-э, то есть, зарублю!
И даже сам Гоблин заценил сей нож, и, кажется, успел им нехило поработать…
А этот гуркха, хоть и маленький, но у него вооот такой… кукря!
Никому дров нарубить не надо???
За сим прощаюсь, иду сочинять продолжение…
загрузка…
swordmaster.org
Выставка холодного оружия: ножи, клинки, мечи
Выставка холодного оружия: ножи, клинки, мечи.
В моей памяти хранятся впечатления сразу от нескольких выставок «Клинок», прошедших за последние 3-4 года. Оглядываясь назад, можно с большой уверенностью говорить о наметившихся тенденциях насыщения рынка и, соответственно, о новых подходах ножевых дел мастеров к созданию выставочных образцов холодного оружия. Нынешний «Клинок» стал 35-м в своей истории, и это уже говорит само за себя: выставка по-прежнему привлекает посетителей.
Когда начинались «Клинки», большое разнообразие холодного оружия было ещё многим в диковинку. Потенциальные покупатели хватались буквально за всё подряд, ориентируясь или на то, что понравится Популярное в воспроизведении мастерами ножевых дел этническое оружие разных стран — танто (кинжал самурая), мачете и кукри (из дамасской стали) от ООО «Союз»
глазам, или на то, что удачно ляжет в руку. За прошедшее время любители и собиратели оружия, стали продуманно подходить к сбору своих коллекций, более тщательно выбирая пополнение своему арсеналу. Но это отличает не только тех, кто покупает клинки ради коллекционирования и красоты. Рациональный подход к выбору сегодня заметен и у простых посетителей, даже если они прицениваются к сугубо кухонному или рыболовно-охотничьему рабочему инструменту.
Выставка проходит всего несколько дней, а времени на обдумывание требуется чуть больше — и по причине этой самой тщательности, и из-за кризисных финансовых моментов. В результате — такие выставки, как «Клинок», сейчас стремятся к большей утилитарности, чтобы предложить посетителям достаточно добротный ходовой товар, но без особых «наворотов».
Как вариант, на рынке появляется много «этнических», проверенных веками клинков, сделанных по образцам холодного оружия экзотических стран. Вычурность в них минимальна: добротная сталь с хорошими режущими свойствами и традиционное украшение рукояти без излишеств. Однако часто привлекает сама форма изделий, как например у кукри или танто. Несколько лет назад их можно было увидеть у многих экспонентов.
На смену им пришла восточная «массовка» изделий по типу пчака. Сначала их возили главным образом из Узбекистана, а потом буквально завалили китайско-уйгурским многообразием — от микроскопических «перочинных пчаков» до крупных экземпляров с массивными рукоятями из рогов косуль.
На нынешней выставке подобных развалов я уже не увидела: скромный постоянный узбекский участник терпеливо рассказывал о достоинствах своих «пичоков». Получение дополнительной прибыли от продаж подобных ножей, главным образом, андижанских, очевидно. Даже на рынке в узбекской столице Ташкенте их можно купить, как минимум, в два-три раза дешевле. Сама в своё время не удержалась и приобрела несколько штук в подарок.
Образцы кузнечного искусства
Огромный выбор оказался на сей раз среди якутских ножей, причём, далеко не от якутского производителя. Вот привезли якуты года три назад свои изделия показать на «Клинке», а теперь они повсюду. Как мне показалось, якутские ножи сейчас не делает только ленивый. А ленивых нет ни в Туле, ни в Курске, ни, тем более, в Ворсме. Ну и что, что ножны не из цельного оленьего хвоста? Зато сами ножи — из хорошей стали с отличными режущими свойствами. Три года назад на Камчатке, общаясь с местным художником-оружейником, мы интересовались, почему он не приезжает в Москву со своими клинками. На это он ответил, что здесь дело не только в цене поездки «на материк»: «….на ваши выставки ездить — только идеи свои раздаривать, один раз съездишь, а на следующий год уже не ты один с таким товаром стоишь. И потом: сейчас всё можно увидеть в интернете.»
Пожалуй, интернет — главный конкурент выставкам. Многие мастера, достаточно поездив по выставкам и создав свои сайты, начинают продавать ножи через интернет и работать на заказ — тоже через интернет. С заказчиком, уже познакомившимся с ножевой тематикой мастера, проще работать, проще обсудить все этапы создания ножа, выполнить все его пожелания. Интернет здесь безусловно большое подспорье мастерам в плане продвижения своих изделий, словом сейчас довольно просто можно купить нож в интернете.
Однако иной раз бывают и странности. Побывав на выставке, и приступив к написанию статьи, несколько раз натыкалась на «райковые» сайты, указанные на выставочных плакатах. Что, забыли продлить обслуживание? По сложившейся традиции, у входа на выставку, кузнецы показывают своё искусство. И здесь не обошлось без «оружия»: дубины и палицы на любой вкус. И нечто более современное, причём, в продаже: «всего» 150 тыс. — и оно ваше.
Поистине огромная экспозиция на этот раз оказалась у Московского ножевого клуба, существующего уже 11 лет. Клуб представил масштабный проект для всех неравнодушных к холодному оружию и кузнечному ремеслу. Начинающим и уже продвинутым «ножеделам» и, как говорят здесь, всем любителям острых ощущений компания предлагает; расходные натуральные и композитные материалы, стали и инструменты, всевозможную фурнитуру. Кроме того, клуб проводит мастер-классы по кузнечной ковке, по работе с металлами, другими материалами и о секретах их использования. Здесь вполне можно освоить новую профессию.
Среди выставочных новинок можно встретить не только изделия и материалы, но и целые технологии, например, улучшения свойств инструмента (в своем составе содержащей углерод, хром, никель и титан), в кузнечном процессе с помощью закалочной фольги, для защиты от обезуглероживания и окалины. Инструмент тщательно заворачивают в фольгу, как можно более герметичнее (максимально удаляют воздух и оборачивают все острые углы). Нагрев и закалка производится вместе с фольгой, затем инструмент из неё извлекают.
Добротные клинки из твёрдой стали представило оружейное предприятие «Златко». Здесь качество — в деталях: клинок — ножевая сталь, посадка клинка во фрезерованную часть гарды, сквозная посадка цельнометаллического хвостовика. Рукоять — из цельного массива дерева, усиленный переход клинка к хвостовику (радиусные плечики), металлические колпаки (гарда, тыльник), двойной крепёжный узел хвостовика. Ворсменская команда «Ножевая крепость Zeughaus Bergfrid» уже несколько лет штурмует небезуспешно московский ножевой Олимп. Выпускает буквально всё: от мечей и казачьих шашек до ножей «киношных» и ножей для выживания — так называемого бушкрафта.
Интересные изделия — топорики, основное предназначение которых облегчать жизнь любителям активного отдыха. Это незаменимые и многофункциональные помощники — в любом походе на природу. Кроме всего прочего, они имеют презентабельный вид. Особенно красиво смотрятся топоры с гравировкой на рабочей поверхности, на которую нанесён стилизованный орнамент, отсылающий к временам викингов. Для защиты металлической части предусмотрены кожаные футляры — тоже с орнаментом. Рукояти — удобные, не выскальзывающие из рук, с минимальной отдачей при ударе.
У «Ножевой крепости» всегда много интересного холодного оружия, такого нет ни у кого вокруг. Чувствуется, фантазии у мастеров не занимать. И ещё — желание копать глубоко, до исторических корней. На 35-м «Клинке» ярким экспонатом у Zeughaus Bergfrid стал Рондель — разновидность кинжала с заточенным с обеих сторон клинком, имеющим сходство со стилетом, но более поздним по времени изготовления. Кинжал ведёт свою историю примерно с середины XIV века, в эпоху рыцарей, когда он распространился по Европе почти повсеместно. Часто выполнял роль «оружия милосердия», прерывая мучения раненых в бою врагов, — узкое лезвие легко проникало в зазоры между доспехами.
Рукоять — из цельного куска дерева, обитого металлом. Круглые гарда и навершие, благодаря которым кинжал и приобрел своё название, имеют одинаковые размеры. С помощью навершия наносился меткий колющий удар. Такая конструкция рукояти предохраняла руку рыцаря от встречных выпадов противника. На стенде компании «Волчий век» мастера показали целую серию тактических ножей «Кондрат» с рукоятями шашечного типа из микарты. По мнению изготовителей, такая рукоять способствует наилучшему удержанию габаритного ножа. Клинки — изогнутые стальные с односторонней заточкой, ножны — кайдексные. Самые большие модели «Кондрата» могут вызывать затруднение при ношении в городе, а тем более, использовании. Не может не вызывать восхищения стенд Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области — многолетнего и постоянного участника «Клинка». Всё представленное оружейное разнообразие и рассмотреть-то бывает некогда — в таких объёмах здесь сабли и мечи! Надеемся, через такую красоту и сидельцы быстрее исправляются. Понятно, что имена их не разглашаются.
Вот висит на стенде у дагестанских мастеров кинжал «Консул». Читаем: авторская работа. Но чья? Экспоненты затрудняются ответить, обидно за мастера. А ведь задача выставки «Клинок. Традиции и современность», прежде всего, знакомить с новыми мастерами, демонстрировать таланты заслуженных и маститых, коих у нас немало. Дать возможность всё это увидеть своими глазами и не забыть.
Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:
rus-guns.com
История возникновения меча
В попытках сделать острее ножи, предназначенные для применения в боевых схватках, кузнецы постепенно изменяли форму лезвия. Основной упор все больше делался не на режущие свойства, а на колющие удары, поскольку они были более эффективны.
Лезвие всё больше заужалось, обе кромки затачивались, и в итоге боевой нож приобретал острие, больше похожее на шип, в то время, как лезвие обычного бытового ножа могло не иметь острия вовсе.
Одним из таких усовершенствованных ножей является бронзовый нож начала второго тысячелетия до нашей эры, найденный в кургане Хелперторп в Ирландии. Заужающийся клинок этого ножа имеет длину порядка 8 сантиметров, а ширина его лезвия в середине составляет не больше полутора сантиметров. Сечение клинка ромбовидное, рукоять крепилась на заклепках, для чего в задней части клинка имелись отверстия.
Существует предположение, что именно подобная конструкция ножа явилась «отцом» классического старинного меча. Скорее всего, мастера в те далекие года решили изготовить нечто подобное по форме, но больших размеров и прочнее. Возможно, это всего лишь гипотеза, но наиболее древние мечи, которые были найдены в Западной Европе, имеют такую зауженную форму клинка, что дает этой версии возникновения меча право называться самой вероятной.
Первые мечи
Бронзовый меч раннего периода из Пенс-Питс в Соммерсете является ярким представителем первых созданных мечей. Меч похож на большой кинжал красивой формы, с симметричными изгибами у рукояти (она не сохранилась). Вдоль клинка от самого острия идут бороздки-долы, которые упираются в место для крепления эфеса, также при помощи заклепок.
Аналогичные же мечи (только уже с клинком длиной около 67-70 см) были найдены в Шапвик-Даун, в Лиссене и в реке Темзе недалеко от Кью. Эти два меча хранятся в Британском музее и музее Бренфорда, в котором вообще находится одна из интереснейших коллекций старинного бронзового оружия.
Ни в одном из регионов Европы в те века подобного по эффективности оружия не производилось. А поскольку лучшие по сохранности археологические находки мечей относятся именно на севере Британских островов, это заставляет предполагать, что, скорее всего, родина меча – Ирландия, где было найдено больше всего старинных мечей.
Единственные образцы древних мечей, которые хоть как-то могут сравниться с британскими – мечи, найденные на острове Крит, и относящиеся к периоду расцвета Микенской цивилизации (лет на 200 позже первых британских находок). Старинные критские мечи гораздо более тяжелые и неудобные, чем британские, с широким клинком и более надежной системой крепления клинка к рукояти, где уже просматривается отчетливый хвостовик.
Рукоять меча эволюционировала больше всего, и уже примерно к 1000 году до н.э. и британские мечи стали иметь клинок со стержнем-хвостовиком, который проходил через рукоять и загибался кверху, либо имел утолщение. Рукоять этих усовершенствованных мечей была простой – вероятно, это были просто полоски кожи, обернутые вокруг хвостовика, хотя в ряде случаев можно предположить и более серьезную конструкцию, поскольку отверстия для заклепок тоже иногда встречались.
К середине бронзового века уже и средиземноморские мечи и западноевропейские уже имели схожую прочную конструкцию рукояти, которая позволяла уже не только колоть противника, но и наносить рубящие удары без риска отломать клинок. Дальнейшая эволюция рукояти меча привела к использованию дерева, кости, металлических пластин (часто из золота и серебра, поскольку меч был принадлежностью знатных воинов) – все эти материалы позволяли сделать хват надежным и удобным, и, в конце концов, во всей Европе общая конструкция старинного меча приняла завершенный универсальный вид.
www.holodnoe-oruzhie.ru
Самурайский меч? Нет, нож и даже ножи. Какими они бывают? Часть 1. | Культура
Почти все, кому я задавал этот вопрос, не задумываясь ответили «меч». «А ещё?..» Кто-то вспоминал кодекс чести, кто-то — самурайский дух, и один, только один человек вспомнил самурайский нож — танто! А ведь меч — фактически большой нож. И история ножа гораздо древнее меча!
Кроме того, нож всегда, наряду с мечом, оставался боевым оружием. Эффективность крупного ножа в умелых руках немного уступает мечу, но, например, как тайное оружие нож практически незаменим.
Итак, начнем с преданий старины японской…
Самые древние японские ножи упомянуты даже в «Кодзики» («Записки о делах древности», примерно 700 г. н.э.), самом старом японском письменном источнике, дошедшем до наших дней. Тогда боевой нож имел в длину от 5 до 22 см и назывался тосу. По форме он напоминал прямой хозяйственный нож когатана, который, видимо и является прямым потомком этого славного оружия. Часто несколько тосу разной длины носили в одних ножнах. Кстати, мечи в те седые времена были прямыми, а слова самурай не существовало вообще!
В более поздние времена, когда появились боевые доспехи, боевые ножи стали называть общим названием ёрой-доси, что в вольном переводе означает «протыкатель доспехов». Их носили заткнутыми за пояс сзади. Позднее их стали носить так же и спереди, заткнув за пояс.
Именно из таких «протыкателей» и возникли типы ножей, о которых рассказано ниже.
Самый знаменитый наследник семейства ёрой-доси, конечно, танто!
Название этого оружия пишется двумя иероглифами Тан — короткий, То — меч.
По японским канонам танто имеет все признаки меча — односторонний клинок, выкованный с явно видимой линией хамон, съёмная цуба (защита для руки), оплётка рукоятки со всеми положенными деталями (кассира, менуке, фучи) и крепление между клинком и цубой (хабаки), которая, собственно, и является главным признаком меча (без хабаки любая железная полоса с рукояткой — просто нож). Ножны, как правило, имели кармашки для когай и когатаны (хозяйственного ножичка и деревянной шпильки для снятия доспехов).
Танто, вакидзаси и катана — это практически «один меч, только разного размера».
Танто в церемониальных выходах носили в паре к парадному мечу тати. Тогда он назывался коси-гатана (прошу не путать с когатаной — маленьким хозяйственным ножиком).
Кроме самураев, танто носили торговцы, ремесленники, доктора… просто для самозащиты.
Кстати, согласно информации из Википедии, данный вид оружия в настоящее время очень популярен в среде японских мафиози — якудза.
В течение последних 700−800 лет производились, как правило, три вида ножей танто. Тсуба — с цуба, хамадаси — клинок с укороченным цуба и айкучи — клинок без эфеса. Длина лезвия танто варьировалась от 5 до 12 дюймов (примерно от 13 до 30 см). Клинки длиннее 33 см носили название ко-вакидзаси, или «маленький короткий меч».
Хамадаси — отличается от танто отсутствием цубы, но имеет ярко выраженный переход от рукоятки к лезвию, пусть даже в виде ободка. Обычно имеет оплётку рукоятки.
Айкучи (айкути) — нож в стиле танто, но без цубы вообще. Переход от рукоятки к клинку практически незаметен. Это главная отличительная особенность айкучи — отсутствие перехода между клинком и рукояткой. Активно использовался самураями вплоть до Токугавской эпохи для… нанесения удара по лежащему противнику, которого (по самурайскому кодексу чести) нельзя было убивать мечом. Поскольку айкути не считался мечом, как классический танто, убивать им лежачего противника не возбранялось. Рукоятки айкути (по традиции) никогда не оплетаются, чтобы ничем не напоминать меч.
После завершения Эпохи войн (примерно с 1600 г.) айкути был больше произведением искусства, чем оружием.
И это всё?
Нет! Продолжение следует…
shkolazhizni.ru
Коллекция мечей (холодное оружие). Оружие и военная техника. Добавил Игорь Козлов — VilingStore.net
Меч — вид холодного оружия с прямым клинком , предназначенный для рубящего удара или удара и укола[2], в самом широком смысле — собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.
В современном отечественном историческом оружиеведении принято более узкое определение меча : наступательное оружие с обоюдоострым прямым клинком длиной более 60 сантиметров, предназначенное прежде всего для рубящих ударов. Оружие с односторонней заточкой клинка относится к палашам.[2]
Схожее определение содержится и в Государственном стандарте:
Контактное клинковое колющее и рубящее оружие с прямым средним или длинным массивным двухлезвийным клинком.[3]
Тем не менее, в обиходе к мечам часто ошибочно относят различные виды оружия с изогнутым клинком, в частности — японское оружие, включая катану и вакидзаси , относимое Государственным стандартом к двуручным саблям , а также оружие с прямым клинком с односторонней заточкой, которое относится либо к палашам, либо к боевым ножам, тесакам и так далее — в частности, фальшион . Такие виды оружия, как шпага и рапира, тоже причисляют к мечам, что не совсем верно — в существующей классификации они выделяются в самостоятельные типы холодного оружия наравне с мечом, хотя и связаны с ним своим происхождением.
Следует также иметь в виду, что в других языках принято своё, специфическое словоупотребление, отличное от принятого в отечественной оружиеведческой традиции. В частности, в целом ряде языков рубящее клинковое оружие с прямым и изогнутым клинками терминологически никак не разделяется, называясь словом, которое на русский язык обычно переводится как «меч», но на самом деле может соответствовать в данном контексте и иным типам клинкового холодного оружия. А, например, английское sword в широком смысле может обозначать как оружие с односторонней заточкой, так и обоюдоострое, как с прямым, так и с изогнутым клинком, — для указания же конкретного типа используются уточняющие прилагательные (dress-sword — букв. «костюмный меч», то есть, лёгкая шпага, носимая с гражданским платьем; back-sword — букв. «меч с обухом» (однолезвийный), включая палаш и саблю; и так далее).
vilingstore.net