камуфляж | «Военный округ»
После Крымской войны 1853-56 в русской армии мундиры фрачного типа были заменены мундирами с отрезной нижней (по талии) частью и введены шапки (кепи), существовавшие с 1862 по 1881. В 1854 для офицеров установлена сходная с солдатской походная шинель серого цвета. В 1855 для офицеров и генералов введены погоны (эполеты оставлены лишь на парадном обмундировании). С 1856 строго регламентируется расцветка «приборного сукна» околышей фуражек и погон в зависимости от нумерации пехотных полков в данной дивизии (первым полкам установили красный цвет, вторым — синий, третьим — белый, четвёртым — тёмно-зелёный). В 1869 в туркестанских линейных батальонах на белую полотняную рубаху, использовавшуюся на гимнастических занятиях, стали нашивать погоны, и эта рубаха распространилась в армии (под названием гимнастёрки сохранялась до 1969). Значительные изменения произошли и во флотском обмундировании. В 1854 матросы получили бушлаты, в 1855 — тёмно-зелёные парадные двубортные мундиры и фуражки, в 1858 — белые кафтаны (полотнянники). В 1874 была введена новая флотская форма одежды, ставшая традиционной: фуражка-бескозырка с чёрной лентой с названием корабля (у офицеров — фуражки и парадные треуголки), двубортный мундир, белая полотняная и синяя фланелевая рубахи с синим отложным воротником с белыми полосками (с 1881 — с тремя полосками), вязаная нательная рубаха с синими полосками (тельняшка), чёрные брюки навыпуск или в сапоги.
В 1882 в русской армии была осуществлена реформа военного обмундирования: во всей армии были установлены тёмно-зелёные, почти чёрные мундиры на крючках без пуговиц и цветных лацканов, единые головные уборы — фуражки (у солдат фуражки-бескозырки) и круглые барашковые зимние шапки с суконным дном; вся армейская кавалерия получила мундиры пехотного образца, но с разнообразной расцветкой воротников и погон, а также фуражек (по полкам). Только гвардейская кавалерия сохранила пышно украшенное парадное обмундирование. Проведённая реформа себя не оправдала: тёмные мундиры демаскировали воинов на поле боя, а отмена традиционной парадной формы вызвала недовольство среди офицеров.
Развитие нарезного оружия и особенно увеличение прицельной дальности его действия вызвали необходимость создания полевого военного обмундирования, обладающего маскировочными свойствами. В 1904 в Великобритании было введено военное обмундирование защитного — светло-оливкового цвета (хаки), появившегося в английских колониальных войсках ещё в 1895. Униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка — фарси — где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.
В 1899–1902 годах в Южной Африке шла Англо-бурская война. Буры были плохими солдатами. Им был неведом плотный пехотный строй, мерный солдатский шаг под рокот барабанов, они не имели выучки пехотного бояи не могли выдержать атаку английской пехоты. Но зато буры были отличными стрелками и метким одиночным огнем с большого расстояния выбивали английских солдат задолго до того, как те могли открыть прицельный залповый огонь. А вот самих буров, одетых в рубашки и куртки из серой невзрачной ткани на фоне выжженной травы и бурой земли было почти не видно. Британские офицеры не были ретроградами и быстро поняли, в чем причина огромных потерь в боях с южноафриканскими фермерами. Английская армия первой в мире переоделась в мундиры, сходные по цвету с южноафриканским бушем (olive drab). Порой доходило до смешного. Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.
Далее
voenokrug.ru
Камуфляжи мира: виды, расцветки, история создания
В различных странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию. Во-первых, камуфляжные расцветки меняются со временем, совершенствуя защитные функции и адаптируясь к различным типам местности. Во-вторых, различные типы войск имеют различный камуфляж.
Не всегда камуфляж получался удачным. Так, например, американцы попали впросак в «лесном» камуфляже, адаптированным для лиственного леса средней полосы, в пустынях Афганистана и Ирака. Ошибка была исправлена, но стоимость это ошибки было весьма высока.
Не всегда удачные образцы продолжают свое существование. Так, например, пограничный камуфляж «березка» был снят с вооружения и остался только в маскировочных комплектах разведки. Различные варианты «березки» можно купить в магазинах, специализирующихся на камуфляже для охоты, рыболовства и страйкбола.
реклама
Давайте рассмотрим виды камуфляжей, как использующиеся в настоящий момент, так и в исторической перспективе.
Классика. Исторические базовые цвета камуфляжа
Khaki (Хаки)
Прародитель всего современного камуфляжа.
Базовый цвет защитного обмундирования. Впервые появился на вооружении британской армии в 1896 году.
Американцы переняли опыт британцев и переодели свою армию в хаки к 1899 году.
Цвет хаки является базовым полевым камуфляжем и используется как основа при разработке практически всех видов камуфлирующей одежды. Данный цвет также используется по умолчанию для окраски поверхностей, вооружения, объектов.
Поразительно, но стиль, под названием «грязь», а именно так переводится слово хаки с персидского, завоевал не только окопы, но и подиумы высокой моды и упорно сохраняет позиции на протяжении столетия. В моде существуют разновидности применения цвета хаки – сафари стайл – с накладными карманами, широкими поясами и приталенными силуэтами и милитари стайл – агрессивный стиль, скрывающий очертания тела.
Olive (Olive Green)
Оливковый. Также считается классикой камуфляжа. Более глубокий цвет по сравнению с хаки. Если хаки адаптирован к пустыне, Olive Green имеет более широкий профиль применения. Применялся в армии США во Второй Мировой, Корейской и Вьетнамской войнах.
Наравне с хаки, оливковый широко используется в модной индустрии, в сфере дизайна, особенно релаксационного дизайна. Часто используется в хороших лечебных и восстановительных санаториях.
Версия «Black» (темно серый), черный камуфляж с незначительным дымчатым переливом.
Используется преимущественно спецслужбами при проведении ночных операций, а также применяется военизированной и тюремной охраной.
Черный камуфляж также может применяться для устрашения. Своего рода усовершенствованный камуфляж кинематографических ниндзя.
Navy Blue
Классический камуфляж, с первоначальным названием marine blue, использовался с 1748 года на флоте Великобритании. Синий цвет морской формы впоследствии был позаимствован многими странами мира и нашел отражение в форменной одежде, спецодежде и даже школьной форме.
Принято считать, что униформа темного синего цвета стимулирует исполнительность, упорство и высокую трудоспособность.
Snow camo «Снежный» камуфляж.Широко используется спецслужбами для проведения полевых разведок.Камуфляж разработан для специальных войсковых частей, разведки и спецназа в условиях Арктики, Антарктики и для проведения операций в зимнее время года. | |
Brushstroke, Denison camoДанный вид камуфляжа «мазок кисти» был создан в Британии и использовался на вооружении различных стран мира до 1960 года. Изображает разнонаправленные мазки широкой кисти по основе цвета хаки.Использовался в основном в тропических и азиатских странах. Стал основой для «мазковых» камуфляжей ящерица, тигр, витязь. |
реклама
Советский союз, Россия
КЗС. 1975-76 Камуфляж сетчатый антирадиационной защиты с цифровым рисунком. В настоящее время не выпускается. Ткань пропитывалась специальными веществами, препятствующими горению.Просторный сетчатый камуфляжный костюм надевался поверх обмундирования. После использования костюм не использовался повторно, а закапывался или сжигался. Сфера применения: разведка, армия. | |
Дубок, бутан 1984. Армейский камуфляж. Изначально разрабатывался для ВДВ и десанта. Трехцветный лесной камуфляж. В настоящее время используется в авиационных и десантных частях.Также в различных модификациях используется для туристической одежды. По многим параметрам совпадает с американским камуфлирующим рисунком Woodland. | |
Флора и цифровая флора (имитирующий двухцветную пиксельную разбивку). Трехцветный армейский камуфляж, пришедший на смену «бутану». Используется в настоящее время.Отличается более динамичной разбивкой силуэта. Расцветку также называют «арбузной». | |
Березка, золотой лист, серебряный лист, солнечный зайчик, пограничник. Легендарный камуфляж с рисунком, имитирующим игру света в листве.Разрабатывался для пограничных войск. Впоследствии использовался в разведывательных и десантных частях. На западе рисунок известен как «камуфляж КГБ». | |
Пальма. Камуфляжная расцветка 1944 года. Тропическая растительность. Демонстрирует широту взглядов Советского руководства. Камуфляж использовался в разведывательных и диверсионных подразделениях Второй Мировой. | |
Амеба. 1935 год. Двуцветный камуфляж с амебообразным разбивающим рисунком. При движении контуры фигуры расплываются, подобно амебе. Интересный визуальный эффект, несмотря на кажущуюся простоту исполнения. | |
Витязь, «камыш». Камуфляж, разработанный для войск МВД специального назначения. Вариации «тигрового» камуфляжа, что отражено в названии, в котором явственна отсылка к «Витязю в тигровой шкуре». Имеются зимние и летние варианты. Может быть использован как в городских, так и в полевых условиях. | |
ВСР-93, «вертикалка».Общевойсковой камуфляж 1993 года. |
Современные российские камуфляжи в свободном доступе
|
|
|
реклама
Британия
Британия является основоположником промышленного армейского камуфляжа. Прообразы многих камуфляжных рисунков были разработаны в Британии. Синяя форма моряков, хаки, олива, мазковый камуфляж для пустынной местности — все это изобретения британцев.
Disruptive Pattern Material (взрыв, всплеск текстуры) один из основных камуфляжей на основе мазков различной направленности. От классического мазкогого камуфляжа «широкой кистью» данный вид отличается большей хаотичностью и неравномерной шириной мазка.
Германия, вермахт, ГДР, ФРГ
Rauchtarnmuster Камуфляж, идеальный для лиственного и хвойного леса летом и осенью. Имелся отдельный вариант для весны. Также была выпущена экспериментальная партия двухстороннего камуфляжа, имеющая с изнанки другой рисунок. Применялся в штурмовых бригадах СС. | |
Splittermuster, WH splintertarn. Первый армейский камуфляж Германии. 1931 год. Камуфляж называют также «оскольчатым» или «битым стеклом». Один из самых аккуратных камуфляжей мира. Через равные промежутки наносились цветовые пятна четырех цветов, примерно одинаковой формы и размера. | |
SS – Eichenlaubmuster, WH eichentarn. Камуфляж «дубок» в интерпретации вермахта. Рисунок создан для Waffen-SS. Известен в вариациях : 6 цветов (бордо, черный, оливковый, зеленый, коричневый на базовом хаки) вариант 1942 года.Также есть вариант с использованием 5 цветов – с исключением бордового. |
Для каждого варианта камуфляжа предусматривался зимний и летний варианты расцветки.
Использовался в войсках ФРГ в 80-е годы. Отличительная особенность камуфляжа в размере деталей. Камуфлирующие пятна имеют небольшой размер. Известны варианты с преобладанием черно-коричневых или зеленых и оливковых цветов.
На данный момент производные от flecktarn используются во многих странах, в частности в Польше и в Китае.
Tarnmuster, Amoebatarn. Усовершенствованный вариант Splittermuster, дополненный амебообразным рисунком. | |
BW tropentarn. Один из новых пустынных камуфляжей 1990 года. Разбивка силуэта случайными пятнами на фоне хаки. |
Основные камуфляжи США
Woodland. Самый распространенный камуфляж США. Разработан в середине 80-х. Выпускается в 4 базовых модификациях. В данный момент в армейских частях заменен на MARPAT.
| |
3-color desert. Пустынный трехцветный камуфляж. Активно использовался ВДВ в Афганистане, Ираке. Был заменен более удачным камуфляжем MARPAT | |
6-color desert, Chocolate Chip, шоколадка. Волнообразный мягкий рисунок в коричневых тонах с имитацией мелких камней. В настоящее время не используется в армии США, но данным камуфляжем активно снабжаются «дружественные» США части. | |
Digital woodland. Цифровой лес. Основной камуфляж армии США на текущий момент. Очень удачный вариант маскировочной окраски. Не хуже «березки» — лучшего камуфляжа СССР. Различаются три основных варианта камуфляжа MARPAT — лесной, пустынный и городской. Алгоритм смешения цветов сохраняется, меняется цветовой баланс и соотношение количества пятен базового цвета. | |
Digital desert. Цифровая пустыня. Вариация MARPAT в котором оливковая основа заменена на базовый хаки. Вариант «цифрового» камуфляжа для пустыни. | |
AT-digital. Трехцветный камуфляж на основе MARPAT. Используются цвета хаки, оливковый и коричневый. | |
Multicam. Модифицированный Woodland (снятый с вооружения тип камуфляжа), используется в коммерческих фирмах и охранных агентствах. Хороший камуфляж, но разработчики излишне усложнили рисунок, что привело к снижению камуфлирующих свойств. |
О том как правильно выбрать маскхалат для зимы — здесь.
Камуфляж Канады
CADPAT. Модификация цифрового камуфляжа MARPAT. Ведутся споры, кто именно первым придумал данный вид камуфляжа. Не будем настаивать. Возможно, MARPAT это модификация CADPAT. Возможно, наоборот. Принцип построения камуфлирующей расцветки один и тот же. | |
JACKET, GARRISON, LAND, канадский «лесной» камуфляж. Подходит как для лиственных, так и хвойных лесов. | |
Duck hunter. Дославный перевод «Охотник на уток». Камуфляж для охотников. Представляет из себя крупные цветовые пятна на оливковом или хаки. Продается в спортивных и охотничьих магазинах. Хорош тем, что в состоянии обеспечить относительную незаметность для животных, но охотник остается видимым для людей, что особенно важно на охоте. |
Камуфляжи Китая
Цифра. Пиксельные рисунки широко распространены и используются практически во всех армиях мира. За счет высокой адаптации к любой поверхности и легкости воспроизводства рисунка в любых цветовых гаммах, пользуется повышенным спросом.
Постоянно разрабатываются новые модификации цифрового камуфляжа.
flecktarn «пятна»в китайской модификации. Зеленый защитный камуфляж был принят в качестве общевойскового практически без изменений, использовался также для пограничных и внутренних войск.
Пустынный вариант с преобладанием хаки был разработан для полиции Пекина, войск в Тибете. В целом армия Китая копирует удачные расцветки других стран.
wearpro.ru
Камуфляжная одежда. Одежда милитари. | «Военный округ»
Одежда-камуфляж – это специальная униформа, незаменимая не только для военных, рыбаков или охотников, но и для определенных климатических и природных условий. Благодаря своему удобству, износостойкости и практичности, военная одежда завоевала заслуженное признание. Особенной популярностью пользуется сегодня камуфляж НАТО и форма Бундесвер, и это неудивительно, ведь США и Германия уделяют огромное внимание удобству и практичности военного снаряжения.
Камуфляжная одежда «Милитари»
Высочайшее качество материалов, удобный покрой, износостойкость, нетоксичность и легкий уход за армейской одеждой не оставят равнодушным ни одного представителя сильной половины человечества.
Куртка n-2b и n-3b в стиле military, бушлат, брюки карго, dog tag или кожаный летный шлем станут отличным подарком для всех любителей военной формы.
Woodland — лесной камуфляж, был специально разработан для армии США еще в 1980-х годах. Woodland — является одной из из самых распространенных расцветок камуфляжа по всему миру. Благодаря своей популярности она имеет множество модификаций. Woodland — это четырехцветный рисунок, в котором объединены светло-зеленые, коричневые, темно-зеленые и черные пятна различной формы, наложенные друг на друга. Часто расцветку woodland называют камуфляжем НАТО. При намокании Woodland становится практически черным, что похоже на изменение цвета настоящей коры дерева при намокании. В дождливых это делает маскировку более качественной и натуралистичной. На данный момент этот камуфляж считается устаревшим, однако множество его модификаций используются в одежде в стиле милитари во всем мире.
MARPAT — Marine Pattern, камуфляж примениется морскими пехотинцами в армии США. Эта расцветка заменила легендарный Woodland. Представляет собой цифровой камуфляж из светло-зеленого, темно-зеленого, светло-коричневого, черного цветов. Считается, что цифровой камуфляж эффективнее размывает силует бойца. Это происходит из-за особенности восприятия рисунка человеческим глазом. MARPAT существует в 3-х цветах:
- Digital Woodland
- Digital Desert — отсутствуют зеленые оттенки
- Digital Urban — расцветка «город»
ACU PAT — Army Combat Uniform Pattern, применяется сухопутными силами США. Аббревиатура ACU подразумевает под собой не только рисунок камуфляжа, но и покрой формы — army combat uniform. Также существует и другое название AT-digital, которое можно расшифровать как all terrain digital. Он создан на основе MARPAT, в котором исключен черный цвет, поскольку он в чистом виде практически не встречается в природе. Он имеет следующую гамму: светлосерую, среднесерую и темносерую. Благодаря более светлым тонам, использующимся в рисунке, AT-digital при намокании не становится таким темным как Woodland.
Расцветки Marpat и AT-digital сильно полюбились поклонникам милитари и военной одежды. Модели ACU в этих расцветках являются неотъемлемой частью ассортимента магазинов милитари одежды и военторгов.
Khaki — хаки. В переводе с персидского — грязь, пыль. Культовый цвет боевой формы, до сих пор применяется некоторыми армиями мира и силовыми структурами. Расцветку хаки для военной формы Армия Великобритании впервые представила в 1948 году в Индии.
Olive — оливковый. Темнее чем хаки. Cмесь зеленого и коричневого цветов. Применялся во время Вьетнамской и Корейской войн.
Классика цветов хаки и олива позволяет поклонникам стиля милитари носить эту одежду в городе и не шокировать окружающих военными расцветками.
3-color desert — пустынный камуфляж. Разработан на основе Woodland. Цвета: бледно-зеленые, светло-коричневые и темно-коричневые пятна. До появления ACU и MARPAT армия США применяла эту расцветку в Ираке и Афганистане.
6-color desert — пустынный камуфляж. Также распространено название шоколадный чип. Применялся при проведении операции Буря в пустыне в Ираке. Состоит из 6-ти цветов: светло-коричневого, бледно-зелёного, темно-коричневого и бежевого, а также имеет маленькие белые пятна с черным очертанием. В настоящее время, как и многие описанные модификации, практически не используется.
Multicam пришел на смену Woodland. Светло-зеленая основа с нанесенными на нее пятнами темно-зеленого, светло-коричневого, темно-коричневого, черного и бежевого цветов.
Flecktarn выпустил германский Бундесвер в 1985 году, по мнению некоторых специалистов, считается одной из самых удачных расцветок современности. Название Flecktarn состоит из слов Fleck (точка, пятно) и Tarnung (камуфляж). Дробящийся рисунок флектарна состоит из перекрывающих друг друга мелких пятен черного, коричневого, серого и светло-зеленого цветов. В результате чего получается тот же эффект, что у цифровых камуфляжей ACU и MARPAT, которые по-видимому создавались с оглядкой на Flecktarn.
CCE camo — Camouflage Central European. Появился в девяностых годах во французкой армии. Военная одежда в расцветке ССЕ предназначена для ношения в Центральной Европе. Имеет сильные сходства с Woodland.
Vegetato — итальянский камуфляж. Состоит из коричневых, бледно-зеленых и зеленых оттенков.
Vegetato desert — расцветка vegetato, выполненная в пустынном варианте. Состоит из коричневых, бледно-коричневых и светло-бежевых пятен.
voenokrug.ru
Камуфляж и маскировка
С незапамятных времен она интересовала человека и как способ самосохранения, и как способ успешного скрадывания животных во время охоты.
Первоначально для маскировки использовались элементы природной среды — ветки, трава и пр. Человек привязывал их к телу в попытке слиться с местностью. Применялись в качестве маскировочных материалов и перья птиц, и шкуры зверей. Много чего испробовал человек и его предки за сотни тысяч лет опыта выживания на планете Земля.
Современная история камуфляжного рисунка ограничена несколькими десятками лет минувшего и нынешнего столетий. Моду здесь начали задавать военные. Двух-, трех-, и четырехцветные рисунки более пятидесяти лет господствовали на рынке армейской экипировки, но абсолютно не пользовались спросом у охотников, не говоря уже о рыболовах.
Первая камуфляжная маскировочная расцветка была применена в английской армии в самом конце XIX века. Как ни парадоксально, она имела всего лишь один цвет — хаки. Изменение расцветки ярких военных камзолов было связано с изменением тактики ведения боевых действий и появлением высокоэффективного оружия для уничтожения личного состава.
В Первой Мировой Войне так называемый «осколочный» камуфляж был применен в немецкой армии. Название «осколочный» связано с рисунком, состоящим из цветных геометрических фигур различной формы и размера, хаотично разбросанных по поверхности. Опыт применения увенчался успехом, и в полном объеме использовался в элитных частях Вермахта во Второй Мировой Войне.
Все армии мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков при изготовлении военной экипировки — это помогало сохранить численность личного состава при ведении открытых боевых действий.
Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались и разрабатываются под конкретную местность, в зоне которой могли бы находиться военнослужащие, и с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берется человеческое зрение в светлое время суток, и является точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности элементов рисунка, его формы, контрастности между граничащими фрагментами.
Тот же принцип применен современными дизайнерами для разработки камуфляжного рисунка одежды охотников.
Бурное развитее охотничьего камуфляжного рисунка в последние десять лет связано с индустрией производства коммерческой охотничьей одежды.
Американские дизайнеры Уильям Р. Джордан и Джо Белт, с начала 90-х годов 20 столетия опубликовали в издании «Copyright» — ежегодном сборнике Библиотеки Конгресса США — серию камуфляжных рисунков «Advantage Camouflage», «Advantage Wetland Camo», «RealTree Hardwoods 20-200», «RealTree X-tra Brown», «Advantage Timber», «RealTree Hardwoods 20-200 Snow Camo». В их основу было положено реальное изображение фрагментов леса, тростника и так далее. Рисунок «Advantage Camouflage» так полюбился охотникам всего мира, что индустрия охотничьей экипировки базировалась на его использовании в течение нескольких лет.
Простимулированная возрастающим спросом на реалистичные камуфляжные рисунки мировая текстильная индустрия работала, не покладая рук. Появились различные модификации «Advantage Camouflage», «Advantage Wetland Camo», «RealTree Hardwoods 20-200». Процесс этот продолжается и по сию пору.
Анализируя историю развития военного и охотничьего камуфляжного рисунка, мы можем заметить, что в основу охотничьей маскировки положен принцип маскировки армейской. То есть в фундамент практического развития охотничьей маскировки легла сугубо военная концепция — «спрятать» человека от взгляда человека.
Исследования ученых, к которым уже не раз обращались разработчики камуфляжа, однозначно показывают, что зрение животных отлично от зрения человека. То есть, одевая современный камуфляж, мы «прячемся» не столько от зверя или птицы, сколько от себе подобных. Наша способность видеть (или не видеть) играет в данном случае злую шутку с разработчиками, не позволяя им взглянуть на свой продукт глазами животных. Это не слишком драматично для охотников в настоящее время, но сам подход к проблеме неверен в корне.
Для понимания принципиального подхода к совершенствованию маскировочных рисунков от глаз животных целесообразно обратиться к первоисточнику — самой природе.
С целью защитить некоторые виды животных и птиц от хищников, обладающих природным инструментом поиска и нападения, природа наделила первых специальной окраской, которую ученые называют покровительственной. Эта расцветка, данная самой природой, позволяет беззащитным животным укрываться от наделенных той же природой совершенного взгляда ястребиных и зоркого ночного зрения хищных зверей.
Оперируя расцветками, которыми природа наделила некоторые виды птиц, можно составить представление о том, какой камуфляжный рисунок наиболее целесообразно применять для конкретного вида охоты.
При разработке камуфляжа можно использовать и подход от обратного. Некоторые хищники имеют прекрасную маскировку, позволяющую им дожидаться своей жертвы в засаде, либо незаметно подкрадываться к ней (полярная сова, тигр, леопард и пр.).
Рассмотрим, например, охоту на гуся и утку. Зрение гусиных и утиных хуже, чем зрение орлов и ястребов. Применяя покровительственную окраску распространенного в лесах средней полосы вальдшнепа, который является объектом охоты ястребов, мы получаем значительное преимущество, если используем эту же расцветку в охоте на гусиных и утиных. Такое же преимущество мы получаем при использовании покровительственной окраски болотной выпи для охоты на ту же дичь в камышовых зарослях и на водных просторах с незначительной растительностью.
Внимательно изучая природную окраску животных, мы сможем понять, почему рыжая лиса незаметно подкрадывается к зоркой жертве на дистанцию, необходимую для прыжка, а полосатый тигр приближается к кабаньему стаду, не вызывая у копытных опасений. Возможности нашего зрения не в состоянии объяснить подобные парадоксы.
Но, может быть, растительный рисунок все же предпочтительнее покровительственной окраски животных? Хорошо известно, что природе по силам окрасить животных самым замысловатым, самым невообразимым образом — нарядить безобидных цветочных мух, например, в желто-черный полосатый «костюм» осы. И если бы растительный рисунок был предпочтительнее, то в природе бы наверняка оказался хоть один зверь или птица с растительным «камуфляжем». Но этого нет.
Устремившись за конъюнктурным спросом, индустрия охотничьей маскировки изначально пошла по пути армейского рисунка — спрятать человека от человека.
В странах, где использование маскировочной одежды для граждан не запрещено законодательством, многие фабрики, производившие охотничью одежду, поспешили приобрести лицензии на использование популярных рисунков у их создателей.
Не дремали и «пираты» — соблазн «срезать купоны» непреодолим. Десятки фабрик Юго-Восточной Азии переориентировались на изготовление контрафакта, которым был быстро разбавлен поток лицензионной продукции.
Военные ведомства в это время не спешили переходить на более дорогую экипировку, так как процесс многоцветной печати неоправданно дорог для бюджета армии.
Последние несколько лет рынок маскировочной экипировки переживает кризис, связанный с отсутствием новизны, способной стимулировать коммерческий спрос у потребителя.
Немаловажным сдерживающим фактором является и засилье на российском рынке «пиратов», стремящихся любым способом незаконно использовать чужую интеллектуальную собственность. Введенный в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» в настоящее время имеет практическое применение лишь к аудио- и видео-произведениям.
Пользуясь отсутствием внимания правоохранительных органов к контрафактной продукции в виде дизайна рисунка на ткани, руководители одной из подмосковных фирм, которая организована бывшими гражданами Украины, умудрились даже запатентовать в Российском Патентном Агентстве ранее известные американские камуфляжные рисунки «Advantage Wetland Camo» и «Mossy Oak» под псевдоавторством гражданина Республики Беларусь.
Ну, а как же обстоит дело с новинками? Российским охотникам в ближайшее время, несомненно, повезет. Группа московских энтузиастов в течение двух лет проводила работы по созданию маскировочных рисунков, в идею создания которых положены научные труды по изучению покровительственной окраски животных и птиц.
Программа разработки состоит из двух этапов, полное завершение первого из которых произойдет в начале 2005 года. Результатом этой работы станут три маскировочных рисунка, содержащих в себе элементы окраски таких птиц, как вальдшнеп, болотная выпь и полярная сова.
Рисунок «Вальдшнеп» имеет цвета, сочетание которых позволит прекрасно маскироваться в период с ранней весны до поздней осени в зарослях кустарника, на фоне деревьев и пожухлой травы.
Совершенно приспособлен для охоты на водоплавающую дичь в зарослях сухого камыша рисунок «Выпь», сочетающий в себе элементы природного окраса болотной выпи и сухих стеблей камыша.
И, наконец, просто сказочно красив рисунок «Полярная сова», предназначенный для маскировки во время зимних охот.
Разработчики полагают, что такой революционный подход к дизайну маскировочной расцветки вызовет интерес не только у российских охотников, так как окраска, созданная самой природой, является идеальной.
В разработке принимали участие известный своими работами и многочисленными публикациями в области анималистики художник Александр Дёгтев, а также специалист в области компьютерного дизайна Дмитрий Зотов. Эта не первая работа, выполненная ими в области дизайна маскировочных рисунков. Ранее разработанный в том же составе рисунок «Поздняя Осень» заслужил народное признание, и широкомасштабно подделывается сегодня не только «пиратами» Юго-Восточной Азии, но и некоторыми фабриками бывшего СНГ.
Учитывая ошибки предыдущих лет, разработчиками применен сложный способ защиты своих произведений, не имеющий мировых аналогов. Он позволит правоохранительным органам, суду и специалистам экспертизы правильно и точно идентифицировать подделку.
Завершение второго этапа разработки, с использованием покровительственной окраски некоторых видов животных, планируется на начало 2006 года.
В данной статье мы приводим лишь фрагменты изображений по просьбе их создателей.
В дальнейшем мы поговорим об эффективных дистанциях маскировки, применительно к конкретным рисункам и объектам охоты.
Алексей Суденко
okrug.ru