Орлан-10 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2018; проверки требуют 15 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Орлан.Орлан-10 | |
---|---|
Орлан-10 | |
Тип | БПЛА |
Разработчик | «Специальный технологический центр» |
Производитель | «Специальный технологический центр» |
Начало эксплуатации | 2010[1] |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | |
Единиц произведено | >1000[2][3] |
Изображения на Викискладе |
«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр». Входит в состав системы управления тактическим звеном ЕСУ ТЗ, благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки,
ru.wikipedia.org
Орлан-10 — WiKi
У этого термина существуют и другие значения, см. Орлан.«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр». Входит в состав системы управления тактическим звеном ЕСУ ТЗ, благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключенными к ЕСУ ТЗ [4].
Орлан-10 | |
---|---|
Орлан-10 | |
Тип | БПЛА |
Разработчик | «Специальный технологический центр» |
Производитель | «Специальный технологический центр» |
Начало эксплуатации | 2010[1] |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | Россия |
Единиц произведено | >1000[2][3] |
Изображения на Викискладе |
Разработчиками БПЛА защищены патенты[5][6] в области радиотехнической разведки по определению координат целей по радиоизлучению их радиостанций, работе сотовых телефонов и других излучающих радиоустройств[7].
В состав комплекса входят рабочие места операторов, оборудование радиоканалов управления и передачи данных, оборудование для технического обслуживания и обеспечения старта БПЛА, бензогенератор 1 кВт для обеспечения автономной работы.
Пункт управления БПЛА «Орлан-10» имеет возможность осуществлять управление не более чем четырьмя беспилотными летательными аппаратами с одного пункта управления. При необходимости с помощью комплекса возможно организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА.
В качестве карты используется растровое изображение местности с привязкой по нескольким точкам или электронная карта. Для маршрута указывается до 60 точек, в которых задаётся высота и признак её облета: проход по высоте или барражирование. Корректировка маршрута осуществляется по радиоканалу. Новая модификация Орлан-10 оборудована 12 камерами высокого разрешения, что позволяет создавать качественные 3D карты.
Возможно указание точки «Дом» и точки посадки, а также алгоритмы поведения в нештатных ситуациях (пропадание радиосвязи, отсутствие сигналов ГЛОНАСС/GPS, отказ двигателя). Оператором указываются точки включения и выключения полезной нагрузки, а при использовании фотоаппарата — коэффициент перекрытия кадров.
Возможности комплекса:
- оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
- обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра),
- использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
- размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла,
- наличие бортового генератора позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета,
- использование одного БПЛА в качестве ретранслятора для остальных.
Особенности :
- одновременная установка на БПЛА до 3-4 типов нагрузок,
- криптозащищенный командно-телеметрический канал с ППРЧ,
- криптозащищенный канал передачи фото (видео) информации,
- двухступенчатое помехоустойчивое кодирование на обоих типах каналов,
- видеокодеки собственной разработки,
- с одного НПУ обеспечивается одновременное управление до 4 БПЛА,
- любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора канала ктр для остальных.
Также «Орлан-10» является компонентом комплекса РБ-341В «Леер-3» подавления наземных средств связи противника[4].
По заключению экспертов FMSO при Пентагоне «Орлан-10», хотя и не несет вооружения, но фактически является частью ударного комплекса, так как может использоваться как система управления огнем и корректировки артиллерийских ударов в реальном времени для тяжелых САУ класса «Мста-С» находящихся на удалении 20-30 км от поражаемой цели, получая от БПЛА координаты целей и поправки по наблюдаемым посредством гиростабилизированной ИК-камеры разрывам снарядов [18]. Редактор журнала «War is Boring» считает, что при управлении артиллерийским огнем БПЛА использует для определения координат целей привязку их к видимым в камеру ориентирам с известными координатами[19].
ru-wiki.org
Kwoman.ru: БПЛА «Орлан-10»: устройство, характеристики и применение
Конструкторами Вооруженных Сил России уже несколько лет ведутся работы по созданию Единой системы управления тактическим звеном. В разведывательных целях ЕСУ ТЗ применяются многоцелевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА). «Орлан-10» сегодня является одной из наиболее востребованных моделей российских беспилотных комплексов. Аппарат используется ВС России с 2010 года. Информация об устройстве и тактико-технических характеристиках БПЛА «Орлан-10» представлена в статье.
Знакомство
БПЛА «Орлан-10» является российским многофункциональным беспилотным комплексом, осуществляющим наблюдение за объектами в труднодоступной местности. Кроме того, с помощью данного беспилотника ведутся поисковые и ремонтные работы. Создан БПЛА «Орлан-10» конструкторами Специального технологического центра. Поскольку аппарат входит в состав ЕСУ ТЗ, то он поддерживает связь с самоходными артиллерийскими установками, танками, боевыми машинами, средствами противовоздушной обороны и транслирует им цели для уничтожения.
Описание
Состав БПЛА «Орлан-10» представлен следующими элементами:
- Рабочими местами для операторов.
- Специальным управленческим оборудованием.
- Радиоканалами, используемыми при трансляции данных о цели.
- Оборудованием, выполняющим техническое обслуживание и обеспечивающим старт беспилотника.
- Генератором на 1 кВт, работающим на бензине. Он обеспечивает автономную работу БПЛА «Орлан -10». Фото летательного аппарата представлено в статье.
Конструкция
Устройство летательного аппарата смешанная: детали для него изготовлены из металла и пластика. При проектировке «Орлана-10» конструкторами была позаимствована схема высокоплана: переднее расположение двигателя и тянущий винт. Для устройства хвостового оперения беспилотника также характерна классическая схема. Однако, в отличие от высокоплана, в «Орлане» киль более развит, чем стабилизатор. В результате во время полета снижается воздействие на беспилотник бокового ветра. Узкий стабилизатор не нарушает его нормальную аэродинамику. Специально для старта «Орлана» была разработана разборная катапульта.
Как работает беспилотник?
Первоначальный разгон выполняется за счет бензинового двигателя. Находиться в воздухе аппарат может не более 18 часов. Удалиться от наземного управленческого пульта он может на 200 тыс. метров. Если же расстояние будет увеличено, то могут возникнуть проблемы при передаче видеосигналов на землю. Для посадки беспилотника конструкторами создан специальный парашют. Оператором аппарат направляется в нужный район, снижается скорость, после чего подается команда на раскрытие купола. С целью уберечь беспилотник от повреждений в случае жесткой посадки разработчики оборудовали его двумя специальными системами. Одна из них отвечает за наполнение газом пневматического баллона-амортизатора, который срабатывает сразу после касания «Орлана» с землей. В том случае, если оператором будет отмечено превышение допустимой перегрузки, включается вторая система, которая осуществляет отсоединение друг от друга конструктивных элементов. В результате при жесткой посадке повреждение летательного аппарата незначительно.
Об особенностях эксплуатации
- Старт беспилотника возможен с ограниченной площадки. Кроме того, тяжелые метеорологические условия не являются преградой для его эксплуатации.
- При необходимости можно оперативно заменить бортовое оборудование беспилотника и аппаратуру полезной нагрузки.
- В «Орлан-10» используются гиростабилизированная телекамера и фотоаппарат. Фото- и видеосъемка ведутся в режиме реального времени. Регистрируются высота, угол и другие параметры съемки. Из наземного пункта можно управлять одновременно четырьмя беспилотными летательными единицами. Каждая из них может быть ретранслятором и передавать сигнал в наземный управленческий пункт от аппаратов, расположенных на удалении. Как утверждают военные эксперты, соединив несколько наземных пультов друг с другом, можно создать локальную сеть и осуществлять управление одновременно 30-ю «Орланами».
- Измерительно-контрольная аппаратура установлена внутри крыльевых консолей.
- В комплект аппарата входит бортовой генератор.
- Транспортируются беспилотники автомобилями УАЗ-469.
Отличительные свойства аппарата
Отличительными особенностями 10-й модели «Орланов» являются:
- Наличие криптозащищенного командно-телеметрического канала для трансляции фото и видеоизображений. Для канала предусмотрена псевдослучайная перестройка рабочей частоты.
- Использование двухступенчатого помехоустойчивого кодирования каналов во время передачи информации.
- Аппарат оснащен видеокодеками, разработанными в Специальном технологическом центре.
О ТТХ БПЛА «Орлан-10»
- Показатель взлетной массы не превышает 14 кг.
- Беспилотник рассчитан на полезную нагрузку до 5 кг.
- Аппарат оборудован бензиновым двигателем ДВС. Работает он на А-95.
- Беспилотник способен развивать скорость от 90 до 150 км/ч.
- Рассчитан на полет продолжительностью 16-18 часов.
- БПЛА «Орлан-10» способен проводить полеты на дистанции не более 200 км.
- Во время старта допустимой скоростью ветра считается показатель 10 м/с.
- Аппарат поднимается на максимальную высоту до 5 тыс. метров.
- Эксплуатируется в температурном диапазоне от –30 до +40 градусов.
- Во время старта беспилотника используется разборная катапульта.
- Посадка аппарата осуществляется при помощи парашюта.
О применении
После крупной авиационной катастрофы, произошедшей в декабре 2016 года в Сочи, данный беспилотник использовался в поисково-спасательных работах. Аппарат применяется российскими военными в Сирии.
Как утверждают некоторые средства массовой информации, «Орлан-10» используется ополченцами в гражданской войне на Украине.
В заключение
Поскольку «Орлан-10» способен выполнять корректировку ударов из артиллерийских орудий, данный беспилотник, помимо поисковых и разведывательных функций, может использоваться и в качестве эффективной системы управления огнем. Американскими военными экспертами FMSO Пентагона «Орлан-10» был оценен как один из важнейших элементов ударного комплекса.
Источник
kwoman.ru
Российский беспилотник «Орлан-10» | Авто-Мото. Обзоры, тест драйв, рекомендации
«Орлан-10» — представитель нового поколения российских беспилотников, уверенно вставший на крыло. Это по-настоящему неприхотливая воздушная рабочая лошадка одинаково надежна при проведении мониторинга местности, в поисковых операциях и при ведении воздушной разведки в небе Сирии.
Полет «Орлана»
К сожалению, за 90-е и «нулевые» российская беспилотная авиация была отброшена далеко назад. Сегодня можно говорить лишь о начале преодоления того огромного отставания. Однако процесс пошел, и уже есть неплохие результаты. Пример тому — беспилотник «Орлан-10».
Подготовка к вылету
Полное «имя» аппарата – многофункциональный беспилотный комплекс, отметивший, кстати, в этом году свое пятилетие. Альма матер «Орлана-10» — санкт-петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три – сам беспилотник, пункт управления и стартовый комплекс.
Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета. И с этим все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, поднимается ввысь до 5 и пролетит 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.
Характеристики
Масса на взлете14 кг
Масса нагрузкидо 5 кг
Двигатель внутреннего сгорания (бензин А-95)
Метод стартас катапульты
Метод посадкина парашюте
Скорость90-150 км/ч
Длительность полета16 ч
Дальность полетадо 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме)
Высота полетадо 5000 м
Допустимая температура эксплуатации (у земли)от −30 до +40 °C
«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.
Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.
Приземление Орлана на парашюте
«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.
Малоизвестная история
Говоря о бурном развитии беспилотной авиации в наши дни, мы практически ничего или очень мало знаем об ее истории. А она довольно богата и событиями, и достижениями. Волею судьбы ей было уготовано до поры до времени находиться в тени своей более именитой старшей сестры — авиации пилотируемой.
Считается, что первый беспилотник создал гениальный Никола Тесла на пороге 20 века. Тогда его детищем стало крохотное радиоуправляемое судно.
Беспилотник Кеттеринга
Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.
Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.
Немецкая крылатая ракета Фау-1
От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам
В послевоенный период беспилотная авиация стремительно набирала высоту, прибавляла в скорости и боевой мощи.
С конца 50-х в лидеры уверенно вышел СССР. Веским аргументом в пользу этого стала сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, разработанная в КБ А. Н. Туполева. Грозное оружие так и осталось невостребованным, поскольку началось серийное производство более эффективных стратегических ракет.
Однако проект не закрыли. Для мощного советского беспилотника Ту-121 нашлось другое применение. Туполевцы на его базе вначале создали летающую мишень для войск ПВО, а позже – целое семейство разведывательных аппаратов Ту-123, 141 и 143, (соответственно «Ястреб», «Стриж» и «Рейс»).
Ту-121
Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.
Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.
Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство. Современные технологии сделали их более компактными, дешевыми и технически оснащенными, многократно увеличив их потенциал.
Понравился пост? Поддержи Техкульт, нажми:
Читайте также:
plazaauto.ru
Орлан-10, беспилотный комплекс
Компания участник: Специальный технологический центр, ООО
«Орлан-10» — многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяженными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр».
В состав комплекса входят рабочие места операторов, оборудование радиоканалов управления и передачи данных, оборудование для технического обслуживания и обеспечения старта БПЛА, бензогенератор 1 кВт для обеспечения автономной работы.
Пункт управления БЛА «Орлан-10» имеет возможность осуществлять управление не более чем четырьмя беспилотными летательными аппаратами с одного пункта управления. При необходимости с помощью комплекса возможно организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА.
В качестве карты используется растровое изображение местности с привязкой по нескольким точкам или электронная карта. Для маршрута указывается до 60 точек, в которых задаётся высота и признак её облета: проход по высоте или барражирование. Корректировка маршрута осуществляется по радиоканалу. Возможно указание точки «Дом» и точки посадки, а также алгоритмы поведения в нештатных ситуациях (пропадание радиосвязи, отсутствие сигналов GPS, отказ двигателя). Оператором указываются точки включения и выключения полезной нагрузки, а при использования фотоаппарата — коэффициент перекрытия кадров.
Возможности комплекса:
- оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
- обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра),
- использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
- размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла,
- наличие бортового генератора позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета,
- использование одного БПЛА в качестве ретранслятора для остальных.
Технические характеристики
Взлетная масса, кг | 14 |
Масса полезной нагрузки, кг | до 5 |
Двигатель | ДВС (бензин А-95) |
Способ старта | с разборной катапульты |
Способ посадки | на парашюте |
Воздушная скорость, км/ч | 90-150 |
Макс. продолжительность полета, ч | 16 |
Макс. дальность применения комплекса | до 120 км от наземной станции управления (до 600 км в автономном режиме) |
Макс. высота полета над уровнем моря, м | 5 000 |
Макс. допустимая скорость ветра на старте, м/с | 10 |
Диапазон рабочих температур у поверхности земли, °C | от −30 до +40 °C |
Видео
www.arms-expo.ru
Российский БПЛА «Орлан»
БПЛА «Орлан» представляет собой комплекс для проведения беспилотного наблюдения и разведки с воздуха. Приспособление разработано и создано отечественной компанией «Специальный технологический центр». Использование рассматриваемых аппаратов дает возможность эффективно вести контроль над земными объектами в труднодоступных местах. Он также подходит для проведения поисково-спасательных операций. Техника устойчива к сложным метеорологическим условиям, в конструкции используются модульные решения, позволяющие быстро сменить бортовую аппаратуру, а также облегчающие транспортировку прибора.
Общая информация
Непростые 90-е и начало нулевых привели к упадку российской авиации. Сейчас идет постепенное обновление материальной и технической базы во всех сферах. Одним из результатов внедрения инновационных технологий является создание БПЛА «Орлан». Выпускается прибор уже более пяти лет, его полное наименование – беспилотный летательный комплекс многофункционального предназначения.
Все оборудование состоит из трех основных частей: непосредственно «беспилотника», пункта управления, стартовой площадки. Агрегат надежен и неприхотлив в обслуживании, работает на двигателе внутреннего сгорания, заправляемого топливом типа АИ-95. В качестве пусковой установки выступает незамысловатая катапульта разборной конфигурации. После выполнения задания аппарат возвращается на землю в указанную точку при помощи парашюта. Стоит также упомянуть того, кто производит БПЛА «Орланы». В СПб это предприятие «Специальный технологический центр», которое изначально занималось разработкой модели.
Характеристики
Летно-технические показатели рассматриваемого агрегата оптимально сопоставимы с объемом задач, которые ему по силам. Модель отличается небольшим весом (всего 15 кг). При этом он может нести полезную нагрузку порядка 5 килограмм, развивая скорость до 150 км/ч. Еще один важный параметр для воздушного разведчика – продолжительность полета. Этот показатель для БПЛА «Орлан» составляет порядка 120 километров на высоте до 5 тысяч метров за 16 часов работы. В автономном режиме данный параметр возрастает в 5 раз.
Характеристики:
- Взлетная масса – 14 кг.
- Полезная нагрузка – до 5 кг.
- Силовой агрегат – бензиновый мотор.
- Тип старта – катапульта.
- Посадка – на парашюте.
- Скоростной режим – 90-150 км/ч.
- Дальность полета (стационарный/автономный режим) – 120/600 км.
- Рабочая высота – 5 км.
- Продолжительность полета – 16 ч.
- Рабочая температура воздуха (у поверхности) – в диапазоне –30…+40 оС.
Наземная часть
Отдельное внимание стоит уделить наземному комплексу беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Орлан-10». Максимально возможная нагрузка приспособления – четыре агрегата в одном звене. Для разветвленной и мощной группы предусмотрена возможность развертывания локальной командной сети из 30 операторов.
Беспилотник курсирует по заданному маршруту под корректировкой автопилота. Оператор при этом наблюдает за выполнением полетного задания и точностью перемещения. Также он управляет полезной нагрузкой и съемкой объектов с воздуха. Реализовать данную задачу помогает специальный связной канал, который служит для передачи команд управления на борт БПЛА «Орлан» в интерактивном режиме.
Особенности
Рассматриваемый комплекс можно оснастить одновременно несколькими типами целевой аппаратуры. По утверждениям конструкторов, одна единица способна на борту транспортировать фотоаппарат, видеокамеру, ретранслятор сигнала, тепловизор и передатчик. Трансляционные системы необходимы для приема импульсов с других беспилотников, находящихся за пределами доступа сигналов от наземного командного пункта. Это дает возможность вести мониторинг сразу несколькими аппаратами, без необходимости их возврата на базу и смены оборудования.
Особенности российского БПЛА «Орлан»:
- Эксплуатация проводится с ограниченных площадок независимо от сложности метеоусловий.
- Оперативно осуществляется замена оборудования и агрегатов, входящих в полезную нагрузку.
- Обеспечивается фото и видеосъемка в реальном времени. При этом производится учет и регистрация показателей высоты, координат, угла съемки и прочих технических параметров.
- Контрольная и измерительная аппаратура располагается во внутренней части консолей крыльев.
- Беспилотник комплектуется бортовым генератором, позволяющим использовать полезную нагрузку в течение всего полета.
- Одна единица может выполнять функцию ретранслятора для остальных моделей.
Интересные факты
Модификации БПЛА «Орлан-10» стали началом активного развития в соответствующей части авиации. В этом направлении отечественные разработчики достигли весьма неплохих результатов. Просто некоторое время данное ответвление находилось в тени более «серьезной» родственницы – пилотируемой авиации.
Принято считать, что первый беспилотник создал Никола Тесла еще в начале 20 века. Модель представляла собой миниатюрное судно на радиоуправлении. Идею своего соотечественника продолжил военный американский инженер Чарльз Кеттеринг. Он предложил проект беспилотного летательного аппарата, который в заданное время при помощи часового устройства должен был сбрасывать крылья, превращаясь в авиационную бомбу. Эта идея в жизнь так и не воплотилась.
В данном направлении собственные проекты были у Германии и Великобритании. В конце Второй мировой войны активизировалось производство управляемых бомб и серийный выпуск КР «ФАУ». Свой вклад в беспилотную авиацию внес советский конструктор В. Никитин. Его проект представлял собой сочетание планера-торпедоносца и беспилотной летающей ракеты.
Боевые модели во времена СССР
Сейчас БПЛА «Орлан» для российской армии играет существенную роль в разведывательном и наблюдательном плане. Однако еще в конце 50-х конструкторским бюро Туполева разрабатывалась сверхзвуковая крылатая ракета. Впрочем, это оружие так и осталось невостребованным по причине выхода более совершенных модификаций. Тем не менее на базе этого комплекса была создана летающая мишень, а затем целая линейка беспилотников.
Армия США также развивалась в этом плане. Особенно активно использовались БПЛА во время вьетнамской кампании для фотосъемки, имитации воздушных целей, радиотрансляции и электронной борьбы. Хорошо зарекомендовал себя в то время агрегат типа 147Е.
Еще одна страна, активно развивающая беспилотную авиацию в 70-е годы прошлого столетия – Израиль. В период арабо-израильского конфликта при помощи беспилотников IAI Scout и Mastiff израильтяне эффективно обнаруживали и уничтожали вражескую систему ПВО.
Итог
В современном понимании БПЛА – это не только военные разведчики. Они активно используются в мирных целях. При помощи дронов проводят экологический мониторинг, поддерживают сетевые коммуникации, контролируют судоходство, выполняют спасательные операции. Благодаря современным технологиям приборы стали легче, компактнее и функциональнее.
fb.ru
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
26.01.2017
На вооружение Российской армии официально приняты беспилотные летательные аппараты (БПЛА), способные подменять вышки сотовой связи и отправлять абонентам SMS, аудиосообщения, а в перспективе и небольшие видеоролики. Дроны уже прошли успешные испытания в ходе российской операции в Сирии и в ближайшее время поступят в подразделения Минобороны.
Новые БПЛА созданы на базе беспилотника «Орлан-10». Они войдут в состав модернизированного комплекса радиоэлектронной борьбы РБ-341В «Леер-3». Первые «Лееры», задача которых подавление GSM-сетей, поступили в войска еще в 2015 году. Но до недавнего времени комплексы не всегда могли работать с сетями, где используются технологии передачи данных поколения 3G и 4G.
— Испытания новых БПЛА уже закончены, — рассказал «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией. — Модернизированные «Орлан-10» прошли проверку в Сирии. В нынешнем году новые БПЛА для «Леер-3» начнут поставляться в войска. Пока изделия могут отправлять SMS и аудиосообщения. Но в ближайшее время к этому списку добавятся и небольшие видеоролики.
Комплекс «Леер-3» — это три БПЛА «Орлан-10» и пункт управления на грузовике КамАЗ-5350. Главная задача беспилотников — подавлять вышки сотовой связи. Для этого на борту «Орланов» установлены специальные «глушилки», а также одноразовые передатчики помех, которые сбрасывают на землю.
Подавив базовые станции, старые «Орланы» могли в определенных условиях отправлять абонентам SMS. Но бороться с сетями 3G и 4G, а значит, и взаимодействовать со смартфонами им было достаточно сложно. Но новые летающие дроны легко справляются с такими целями. Они «глушат» базовые станции и занимают их место, становясь виртуальными сотовыми станциями.
http://izvestia.ru/
02.02.2017
Расчеты беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Орлан-10» Центрального военного округа (ЦВО) навели бомбардировщики Су-24М на тренировочный лагерь условных незаконных вооруженных формирований (НВФ) в ходе учения в Зауралье.
Операторы БЛА, проведя воздушную разведку района расположения НВФ, определили координаты целей и передали данные на пункт управления авиацией.
Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М, взлетев с Челябинской авиабазы «Шагол», нанесли бомбовые удары по обнаруженным целям, применив 250 и 500-килограммовые осколочно-фугасные бомбы. Их поражение подтвердили «Орланы» в режиме реального времени.
Практические действия выполнялись в составе разведывательно-ударной системы с привлечением авианаводчиков, что позволило приблизить эффективность бомбовых ударов оперативно-тактической авиации к показателям высокоточного оружия.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24М
18.02.2017
Ряд стран заинтересовался российским беспилотником «Орлан», который хорошо зарекомендовал себя в ходе военной операции РФ в Сирии, сообщил РИА Новости директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов.
«В этом плане у нас есть наработки, тот же «Орлан», есть наработки ОПК, концерна «Швабе», есть 3D-технологии, когда беспилотник формируется в течение нескольких часов на принтере», — сказал Кладов, отвечая на вопрос о том, какими беспилотниками заинтересовались инозаказчики после операции в Сирии.
РИА Новости
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
02.03.2017
Военнослужащие артиллерийского соединения Западного военного округа (ЗВО), дислоцированного в городе Луга Ленинградской области, в ходе полевых занятий учатся поражать высокоманевренные цели.
Стрельбы выполняются из 152-мм гаубиц «Мста-С» осколочно-фугасными снарядами.
Эффективность ведения огня оценивается с помощью беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10».
Кроме того, перед этим с артиллеристами были проведены тренировки по маскировке и созданию ложных огневых позиций, отработаны противоогневые действия.
В учении принимают участие около 100 военнослужащих и задействовано около 30 единиц боевой и специальной техники.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ
ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ
КОМПЛЕКС «ЛЕЕР» С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10»
Многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10» разработан предприятием «Специальный технологический центр».
Комплекс предназначен для оценки обстановки, контроля и наблюдения за протяженными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых, ремонтно-восстановительных и спасательных работ.
Входящий в состав комплекса беспилотный аппарат имеет взлетную массу до 11,5 кг и размах крыла порядка 2,4 м. БЛА может совершать полеты продолжительностью до 4 часов на удалении до 50 км от наземной станции управления.
По данным разработчиков, в воздухе «Орлан-10» может провисеть 10 часов. Испытанная дальность полета «Орлана» — 1 тыс. км в одну сторону. Съемку местности на таком удалении самолету придется вести автономно — передатчик работает только на 125 км.
Новые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Леер-3», оснащенные новейшей специальной аппаратурой, поступят на вооружение подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Восточного военного округа (ВВО) до конца 2015 года.
В настоящее время военнослужащие подразделений РЭБ ВВО проходят обучение по эксплуатации БПЛА в Межвидовом центре беспилотных летательных аппаратов Минобороны России в подмосковной Коломне.
В третьем квартале 2015 года «Специальный технологический центр» (СТЦ) «изготовило и поставило в эксплуатирующие организации 25 беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10″ в различных модификациях».
Все летательные аппараты «Орлан» имеют глубокую унификацию по системам связи и наземному оборудованию, «что позволяет использовать их совместно и создавать разведывательную сеть», – резюмировал главный конструктор СТЦ Роман Иванов.
Военнослужащие подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Южного военного округа (ЮВО), дислоцированных в Республике Дагестан, в феврале 2016 года отработали совместные учебные задачи на новейшем комплексе РЭБ «Леер-3».
В ходе тренировок военнослужащие закрепили навыки по развертыванию комплекса РЭБ в боевое положение, поиску и подавлению радиоэлектронных средств условного противника.
Комплекс «Леер-3», который состоит из передвижного пункта управления на базе автомобиля КамАЗ-5350 и комплексов с БЛА, способен блокировать диапазоны всех сотовых сетей условного противника в радиусе 6 км постановкой помех, передаваемых специальным БЛА «Орлан-10».
Комплекс позволяет непрерывно решать задачи РЭБ на удалении свыше 100 км от места развертывания подразделения в течение 10 часов.
Подразделения укомплектованы военнослужащими по контракту, прошедшими специальную подготовку в учебных центрах Минобороны России. Более 70% из них имеют высшее образование.
Военнослужащие подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и расчетов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) мотострелкового соединения Южного военного округа (ЮВО), дислоцированного в Республике Дагестан, в рамках внезапной проверки боеготовности отработали совместные учебно-боевые задачи по поиску и подавлению радиоэлектронных средств условного противника с использованием новейшего комплекса РЭБ «Леер-3».
Комплекс «Леер-3» способен блокировать использование аппаратуры, работающей в диапазонах GSM-900 и GSM-1800. При этом имеется возможность перекрывать диапазоны всех сотовых сетей условного противника в радиусе 6 километров при помощи помех, передаваемых специальным БЛА «Орлан-10».
Комплекс позволяет непрерывно решать задачи радиоэлектронной борьбы на удалении свыше 100 километров от места развертывания подразделения в течение 10 часов.
Комплекс «ЛЕЕР-3» с беспилотными летательными аппаратами «Орлан-10» предназначен для мониторинга сетей связи стандарта GSM, определения системных идентификаторов мобильных станций, их местоопределения и передачи полученных данных.
СОСТАВ КОМПЛЕКСА:
1. Автоматизированное рабочее место оператора БЛА 1 шт.;
2. Автоматизированное рабочее место оператора полезной нагрузки 1 шт.;
3. Аитенно-фидерная система командно-телеметрической радиосвязи 1 шт.;
4. Беспилотный летательный аппарат 2 шт.;
5. Стартовое оборудование (катапульта) 1шт.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Радиус применения, км до 120
Максимальная продолжительность полета, ч. 10
Взлетный вес БЛА, кг 18
Размах крыла, м 3,1
Тип полезной нагрузки РЭБ
Максимальная масса полезной нагрузки, кг 2,5
Количество блокируемых операторов (сетей) сотовой связи GSM до 3
Радиус зоны блокирования абонентских терминалов, км:
— приемопередающим модулем типа 1 до 6
— приемопередающими модулями типа 2, 3 до 3,5
Тип двигателя ДВС
Скорость полета, км/ч не менее 70…130
Время развертывания, мин. Не более 30
Максимальная высота полета над уровнем моря, м 5000
Рабочий диапазон температур, 0С -30…+40
Способ старта с катапульты
Способ посадки автоматический с парашютом
Расчет, чел. 4
Источники: www.popmech.ru, gunm.ru, Беспилотная авиация, Известия.ru, МВМС-2011, ТАСС, Пресс-служба Южного военного округа и др.
КОМПЛЕКС «ЛЕЕР» С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10». НОВОСТИ 2012-2016
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ОРЛАН-10» НА РЖЕВСКОМ ПОЛИГОНЕ. МВМС-2011
МОБИЛЬНЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС РЭБ «ЛЕЕР-2»
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ОРЛАН-10»
bastion-opk.ru