Самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация»
4 июля 1967 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление, предписывающее приступить к разработке новой 152-мм самоходной гаубицы.
Помимо «Акации», согласно указанному постановлению, начались полномасштабные работы по созданию САУ «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходного миномета «Тюльпан».
СОЗДАНИЕ
Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М. И. Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш». Общее проектирование САУ велось под руководством главного конструктора Г. С. Ефимова.
Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на основе Д-20 — буксируемой пушки-гаубицы. Ее ствол был моноблочным, с эжектором. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) — 2А33. При проектировании шасси САУ использовались детали и узлы опытных самоходных установок «объект 105», «объект 120», в качестве основной базы было использовано шасси ЗРК «Круг» («объект 123»), командирскую башенку заимствовали у «объекта 118». Шасси новой САУ получило заводской индекс «объект 303» и индекс ГРАУ 2С3.
КОНСТРУКЦИЯ
Корпус и башня САУ 2С3 «Акация» сварены из катаных броневых листов, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
Внутри САУ разделена на три отделения: управления, моторно-трансмиссионное и боевое. Отделение управления расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. МТО находится справа в носовой части корпуса. Там размещаются двигатель, трансмиссия и их системы и агрегаты. Боевое отделение занимает среднюю и кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. Сиденье наводчика смонтировано слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир самоходной гаубицы располагается позади наводчика. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ для борьбы с воздушными целями и самообороны. Большую часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа.
Основное вооружение «Акации» — 152-мм гаубица Д-22. Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510-710 мм, а предельная — 740 мм. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4° до +60°. Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф. В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 520 л. с, что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С3М
- Боевая масса, т: 27,5
- Экипаж, чел.: 4
- Габаритные размеры, мм:
— длина: 7765
— ширина: 3250
— высота: 2615
— клиренс: 450 - Бронирование: противопульное
- Макс, скорость движения, км/ч: по шоссе: 60
- Запас хода, км: по шоссе: 500
- Преодолеваемые препятствия:
— угол подъема, град.: 30
— ширина рва, м: 2,55
— высота стенки, м: 0,7
— глубина брода, м: 1
warfor.me
САУ 2С3 «Акация» — самоходная гаубица калибр 152-мм
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» была сконструирована и построена на КБ завода имени Калинина в связи с постановлением Совета министров СССР от 4 июля 1967 г. Две первых опытных машины создали уже в конце 1968 г., однако в процессе испытаний проявился ряд серьезных недоработок, в частности сильная загазованность боевого отделения. Из-за этого же недостатка испытания не прошли еще четыре образца, построенные к лету 1969 г. После усовершенствования системы вентиляции проблема была решена, и первая серия машин была выпущена уже в 1970 г. А в 1971 г.
САУ 2С3М2 «Акация» — видео
2С3 «Акацию» приняли на вооружение. Она должна была войти в состав танковых и мотострелковых дивизий для уничтожения бронетанковой техники, позиций артиллерии и минометов, а также живой силы противника. Производство этих самоходок было закрыто только в 1993 г.
«Акация» получила шасси «Объекта 303», разработанное на основе ходовой части ПУ ЗРК 2К11 «Круг» и получившее высокую оценку во время опытных испытаний. Впоследствии в процессе эксплуатации это гусеничное шасси проявило и хорошую надежность.
Для изготовления корпуса и башни использовались листы катаной броневой стали, способные защитить от поражения бронебойной пулей, выпущенной с дистанции 300 м. осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
В САУ был установлен дизельный двигатель В-59 с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже. У машины механическая двухпоточная трансмиссия, независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, а также коробка перемены передач, выполненная с планетарным механизмом поворота. Состав ходовой части включает по шесть с каждого борта двойных обрезиненных опорных катков, по четыре поддерживающих ролика, а также по одному ведущему переднему колесу и по одному направляющему колесу заднего расположения. Ширина гусеницы достигает 490 мм.
Корпус «Акации» разделен на три отсека. В носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой находится отдел управления, в котором расположено рабочее место механика-водителя. Справа в носовой части размещается силовой отсек с двигателем, трансмиссией, системами питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Оставшуюся часть корпуса и всю башню занимает боевое отделение, подавляющее пространство которого находится под гаубицей и боеукладкой. Командирская башенка и люк размещены в крыше башни слева, а люк заряжающего — справа.
Базой для артиллерийской части «Акации» стало буксируемое орудие того же назначения — 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее внутреннее устройство, баллистику и боеприпасы оставили без изменений. Гаубице был присвоен индекс ГРАУ-2А33. Пушку установили в амбразуре башни. Ствол орудия состоял из моноблочной трубы, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, гидравлического тормоза отката веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с клапаном дополнительного торможения. Угол наведения гаубицы по вертикали производился в диапазоне от -4 до +60″. Орудие имело ручной подъемный механизм секторного типа, оборудованный уравновешивающим пневматическим устройством толкающего типа. «Акация» способна производить огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Боекомплект включает 40 выстрелов ОФС Оф-540 и ОФС ОФ-25, хранящихся о двух боевых укладках, находящихся в башне и корпусе.
В конце 70-х гг. машина стала оснащаться одной боеукладкой барабанного типа, а боекомплект вырос до 46 выстрелов. Для загрузки снарядов в корме самоходки имеется специальный люк. Кроме того, гаубица способна стрелять широким ассортиментом снарядов: Бр-540Б, Бр-540, осветительными парашютными С1, химическими 3X3, всеми 152-мм. В 1970-х гг. боекомплект «Акации» пополнился выстрелом с ядерным боеприпасам мощностью 2 кт. В качестве вспомогательного вооружения используется 7,62-мм пулемет ПКТ, расположенный над люком командира и необходимый для борьбы с воздушными силами противника.
2С3 оборудована фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, системой герметизации рабочих мест экипажа, что позволило защитить людей от воздействия химического, бактериологического и ядерного оружия. Герметичность машины сохраняется и во время передвижения, и в процессе стрельбы из боекомплекта, хранящегося внутри самоходки. Вес «Акации» позволяет ее транспортировку на тяжелых транспортных самолетах.
Самоходную установку со временем совершенствовали. Существует две модернизации этой машины. 2С3М «Акация» появилась в 1975 г. и отличалась одной боеукладкой барабанного типа, а также наличием снаряда ЗОФ29 с увеличенным в четыре раза осколочным действием. Кроме того, боекомплект пополнился АПС и боеприпасами, оборудованными донными газогенераторами, увеличившими дальнобойность пушки на 20—30%.
2С3М1 являлся модернизированным вариантом 2С3М. На машине появилась аппаратура приема, обработки и отражения командной информации, новый прицел CП-538, УАС 30Ф38 «Краснополь», самонаводящиеся на цель на конечном участке траектории и поражающие движущие объекты.
В действии «Акация» оказалась сравнительно простой и надежной в эксплуатации. После участия в боевых действиях в Афганистане она стала довольно популярной боевой машиной. Возможно, именно поэтому САУ 2С3 приняты на вооружение не только в России, но и во многих других странах.
Тактико-технические характеристики 2С3 «Акация»
Экипаж
4 чел.
Масса
27,5 т
Длина
8,4 м
Высота
3,05 м
Ширина
3,25 м
Клиренс
450 мм
Максимальная скорость по шоссе
60 км/ч
Запас хода по шоссе
500 км
Вооружение
152-мм 2А33 гаубица,
пулемет 7,62-мм ПКТ
Боекомплект пушки
46
Дальность стрельбы
до 20,5
Двигатель
В-59У
Мощность двигателя
520 л.с
Бронирование
противопульное,
Лоб корпуса, мм — 30
Борт корпуса, мм — 15
Лоб башни, мм — 30
Борт башни, мм — 15
Фото 2С3 «Акация»
Источник
ahtur.ru
Самоходная гаубица 2С3 Акация (СССР)
152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. В 1947-1953 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С. Хрущев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков и своей властью прекратил работы по развитию тяжелых танков и артиллерии. Высвободившиеся средства он направил на разработки ракетного вооружения. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно.
Работы над САУ возобновились только после ухода Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ «Акация», «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходному миномету «Тюльпан».
Проектирование и изготовление первыx опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» проходило в Свердловске, В ОКБ-9 завода им М.И. Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш».
Артиллерийская часть САУ 2С3 Акация разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК 2К11 «Круг», которое в свою очередь создали на базе опытной САУ СУ-100П, и получило индекс «обьект 303».
Два первых опытных образца 2С3 «Акация» были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. В конце концов, с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «Акация» была принята на вооружение.
Серийное производство самоходок 2С3 «Акация» развернули в 1970 году на головном предприятии — УЗТМ. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.
Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
САУ 2С3 «Акация» разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.
Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.
Основное вооружение 2С3 «Акация» — 152-мм гаубица Д-22, Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвоpa с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510—710 мм, а предельная — 7’10 мм Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4″ до +60° Ручной подьемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.
Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели, на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.
В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица — 2А33М. Кроме того была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни. на крышу башни перенесена антенна радиосвязи.
В боекомплект 2С3 «Акация» вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43.56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг), ОФ-540ЖС с металлокерамическим ведущим пояском и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6.88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цепи, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной цепью (крышей дота, дома. танка и т п.) резко возрастает эффективность действия снаряда И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18500 м. при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24000 м.
Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 «Акация» входит кумулятивный снаряд БП-540 — бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг. начальная скорость снаряда 676 м/с., прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60°— 220 мм, под углом 30 — 120 мм.
В штатный боекомплект 2С3 «Акация» обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных БП-540. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60″ — 100-мм. Б-540 — 115-мм и 95-мм броню соответственно. В 1970 году для САУ 2С3М «Акация» была начата разработка специального выстрела 3БВ3 с дальностью стрельбы 17400 м.
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» может стрелять и другими снарядами, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд, химическим ЗX3 — всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, корректируемыми 162-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1, в том числе бетонобойными Г-545. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2С3М «Акация» был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.
В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ.
В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизепь жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 382 кВт. что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальньми катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резино-металлическим шарниром равна 490 мм.
2С3М «Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 Мпа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подьёмы и спуски крутизной до 30°, рвы ширинои до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м., а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины не более 25°.
Самоходная гау6ица 2С3М «Акация» оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом ипи силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность 2С3М «Акация» поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.
В 1987 году 2С3М «Акация» оснастили аппаратурой приема командной информации, аппаратурой связи 1В116 и новым прицелом 1П5, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2С3М1 «Акация».
Последняя глубокая модернизация 2С3М «Акация» получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской чати самоходной гаубицы. Гаубица 2А33/2А33М заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу М-385 (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.
САУ 2С3 «Акация» — достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Производство самоходки 2С3 «Акация» прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.
Боевая масса, т 27..27,5
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6970
Длина с пушкой вперёд, мм 7765
Ширина корпуса, мм 3250
Высота, мм 2165..3050
Клиренс, мм 450
Бронирование
Лоб башни, мм/град. 30
Лоб рубки, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А33
Тип пушки 152-мм гаубица 2А33
Длина ствола, калибров 27
Боекомплект пушки 40
Углы ВН, град. -4..+60
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 20,5
Прицелы ПГ-4, ОП5-38
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя четырёх тактный, V-образный, 12 цилиндровый дизель В-59-4, жикостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 63
Запас хода по шоссе, км 500
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,6
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 3
Преодолеваемый брод, м 1
www.dogswar.ru
САУ «Акация»: сорок лет безупречной службы
Проблему загазованности пытались решать и сменой схемы заряжания гаубицы, и доработкой затвора, но в итоге решили ничего не переусложнять и обошлись доработкой системы вентиляции, установкой более мощного эжектора на ствол и новыми гильзами. Через год, в 1970-м, доработанные образцы новой самоходной гаубицы вышли на государственные испытания, заслужив самые высокие оценки. В итоге в 1971 году самоходная дивизионная гаубица калибра 152 мм 2С3 «Акация» была принята на вооружение Советской армии. В соответствии с господствовавшей в те годы концепцией тактических ядерных ударов (и, что греха таить, чтобы не отстать от США, наделивших такой же возможностью свою самоходную гаубицу М109) в номенклатуру боеприпасов «Акации» ввели и тактические ядерные снаряды. Но стрелять ими на практике САУ 2С3, к счастью, не довелось.
А вот обычными боеприпасами, среди которых были и классические осколочно-фугасные, и кассетные, и активно-реактивные, и бронебойные, и осветительные, «Акации» за следующие сорок с лишним лет настрелялись вволю. Первое боевое применение новые гаубицы получили в Афганистане, где в составе 40-й армии их было не менее трех самоходных дивизионов общей численностью в 50 самоходок. «Акации» использовались и для поддержки мотострелков, участвовавших в штурмовых операциях, и даже для поддержки автомобильных конвоев, идущих через перевал Саланг. Тогда же стало понятно, что противопульной брони для защиты экипажей САУ от огня крупнокалиберных пулеметов типа ДШК или КПВТ не хватает. Но переделывать машину не стали, а артиллеристы выходили из положения, обвешивая самоходки использованными траками и набитыми песком ящиками из-под боеприпасов.
Одновременно советские самоходные гаубицы получили боевое крещение еще южнее — на фронтах ирано-иракской войны. Снабжавшиеся советским оружием иракские войска вовсю пользовались модернизированными 2С3, принятыми на вооружение в 1975 году. Новые «Акации» наряду со 122-миллиметровыми полковыми самоходными гаубицами 2С1 «Гвоздика» составили основу артиллерийских группировок Ирака. В иракской армии они применялись вплоть до операции «Буря в пустыне», но значительно менее эффективно, чем в советской: сказывалась разница в уровне подготовки экипажей и навыках управления войсками.
Отметились «Акации» и во всех конфликтах на постсоветском пространстве, начиная с Приднестровья и Абхазии, включая обе антитеррористических кампании в Чечне и операцию по принуждению Грузии к миру и заканчивая вооруженным конфликтом между Украиной и Новороссией. Причем наименее эффективно самоходными гаубицами пользовались украинские военные — видимо, в силу отсутствия боевого опыта и желания воевать. Тем не менее именно стоящие на вооружении ВСУ самоходные гаубицы 2С3 использовались для обстрела жилых кварталов Донецка и Луганска, именно их подрывали попавшие в «котлы» украинские военные, и они же, взятые на складах или захваченные в бою, сегодня составляют основу артиллерии Новороссии.
Надежность, подвижность, мощь
За сорок с лишним лет истории «Акации» эта самоходка трижды модернизировалась. В первый раз — в 1975 году, когда появилась модификация 2С3М с новой механизированной укладкой боеприпасов барабанного типа, что позволило увеличить боезапас до 46 выстрелов, и улучшенным боевым отделением. Следующая модификация — 2С3М1 — появилась в 1987 году и отличалась новой радиостанцией и прицелом наводчика, а также аппаратурой для приема командной информации с машины старшего офицера батареи. Кроме того, эта модификация получила возможность стрельбы управляемыми снарядами «Краснополь», которые дают возможность поражать цели со скоростью до 35 км/ч.
Третья модификация, получившая индекс 2С3М2, появилась уже после развала Советского Союза. Командование Российской армией не собиралось отказываться от столь блестяще зарекомендовавшей себя самоходной гаубицы, но и использовать прежние модификации не имело смысла: слишком быстро они старели. В итоге в 2006 году на российской модификации появились автоматизированная система наведения и управления огнем «Механизатор-М», системы дымовой защиты и улучшения обитаемости боевого отделения.
Но в целом компоновка и конструкция «Акации» оказались настолько удачными, что за все четыре десятилетия не потребовали серьезных переделок. На всех модификациях — а их за это время выпущено 4000 штук, — место впереди слева отдано под отделение управления, где размещается механик-водитель, а справа от него расположен дизельный двигатель В-59 мощностью 520 л.с. (что при весе САУ в 27,5 тонны дает удельную мощность в 19 «лошадок» на тонну). Такая тяговооруженность позволяет «Акации» двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч, а по пересеченной местности — 25–30 км/ч, преодолевать подъемы уклоном до 30 градусов и трехметровые рвы, а также броды глубиной до метра.
Всю остальную часть самоходки — и центральный, и кормовой отсеки, а также башню — занимает боевое отделение, в котором размещаются гаубица Д-22 и три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Втроем с использованием полуавтоматического вертикального клинового затвора и барабанной укладки они обеспечивают скорострельность до 3,5 выстрела в минуту. Правда, вести такой огонь долго не получится из-за тепловых ограничений: без перерыва САУ 2С3 может выпустить 30 снарядов за 10 минут, или сделать 75 выстрелов за час, после чего стволу требуется остыть. Поскольку вести огонь «Акация» может и прямой наводкой (на дальность до 4 км), и с закрытых позиций (до 24 км при стрельбе активно-реактивным снарядом), самоходка оборудована системой самоокапывания, которая позволяет ей за 20–30 минут подготовить артиллерийский окоп.
Сегодня сорокалетняя служба «Акаций» понемногу подходит к концу. Еще в начале 1990-х Минобороны начало постепенную замену их на более современные САУ 2С19 «Мста-С», а сейчас речь идет уже о том, чтобы оснастить самоходную артиллерию самым новым типом самоходных гаубиц — «Коалиция-СВ». Впервые они были продемонстрированы широкой публике на Параде Победы в нынешнем году.
tehnowar.ru
сорок лет безупречной службы. / Оружие / magSpace.ru
Легендарная советская самоходная дивизионная гаубица появилась на свет едва ли не чудом, а теперь не торопится уходить в отставку.
В 1981 году Министерство обороны США выпустило плакат, на котором были представлены семь типов вооружения Сухопутных войск Советской армии, представляющего наибольшую опасность в случае прямого вооруженного столкновения. Пять из семи «советских угроз» — это гусеничные боевые машины, среди которых закономерно оказались легендарные модели: танк Т-72, БМП-2, зенитная самоходная установка «Шилка» и две «цветочные» самоходки — «Гвоздика» (122 мм) и «Акация» (152 мм).
Такое признание со стороны потенциального противника дорогого стоит. К тому времени США обладали аналогичной самоходной гаубицей М109А1 калибром 155 мм, но она по многим показателям уступала советской самоходке. К тому же наши артиллеристы, в отличие от американских коллег, уже успели опробовать гаубицу в бою: она была основным средством артиллерийской поддержки мотострелков 40-й армии, воевавшей в Афганистане. А ведь история «Акации» складывалась так, что эта легендарная машина вообще могла не появиться на свет…
Вернуться от ракет к пушкам
Серьезной самоходной артиллерии, которая могла бы использоваться для классической стрельбы с закрытых позиций и контрбатарейной борьбы, в послевоенной Советской армии не имелось. Оставшиеся с военной поры самоходки типа Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152 были либо штурмовыми, либо противотанковыми и по самой идее своей должны были применяться в боевых порядках наряду с танками. Между тем войска Североатлантического альянса, и в первую очередь США, активно переходили с буксируемой артиллерии на самоходную.
Робкие движения в эту сторону были предприняты и в СССР, но на них очень скоро поставили крест. Виной всему было безоглядное увлечение советского руководства ракетной техникой и безграничная вера в ее всемогущество. Когда же стало понятно, что ракеты никак не могут заменить всей номенклатуры тяжелого полевого вооружения, а глобальная ядерная война явно откладывается, сменяясь чередой локальных конфликтов, к идее самоходной полевой артиллерии вновь вернулись. На руку ее сторонникам сыграла и отставка Никиты Хрущева, не желавшего видеть в армии никакого другого оружия, кроме ракетного.
4 июля 1967 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО. Именно оно и стало отправной точкой в истории 152-миллиметровой самоходной гаубицы 2С3 «Акация». Проектированием новинки занялось конструкторское бюро Уральского завода транспортного машиностроения.
Работы велись не на пустом месте. За несколько лет до этого специалисты ВНИИ транспортного машиностроения (он же ВНИИ-100 — основной научно-исследовательский институт, занимавшийся боевыми гусеничными машинами) провели большое исследование по теме «Акации». Выяснилось, что новая самоходка должна строиться не по привычной схеме, когда впереди располагается боевая рубка, а моторно-трансмиссионный отсек — сзади, а наоборот. Очевидно было и то, что имеющийся на тот момент дизельный двигатель не в состоянии обеспечить все потребности самоходного орудия и нужен новый. Проще всего было с орудием: требовалось всего лишь переделать хорошо зарекомендовавшую себя буксируемую 152-миллиметровую гаубицу Д-20 под башенную установку. Этим занялись ее создатели из свердловского ОКБ-9, чьи стволы стояли на легендарных предшественницах будущей «Акации».
Свои пожелания были и у военных: им требовалась достаточно легкая и подвижная самоходная гаубица дивизионного звена, которую можно было бы перебрасывать не только своим ходом, но и на самолетах и десантных кораблях. К тому же артиллеристы требовали, чтобы конструкторы отказались от неподвижной рубки, как на самоходках военного периода, а оснастили новинку подвижной башней, обеспечивавшей круговой обстрел и большой угол возвышения ствола. Добиться выполнения всех этих требований и при этом не переутяжелить новую САУ можно было лишь одним способом: отказаться от противоснарядной брони и обойтись противопульной. Что и было сделано. Впрочем, в то время противоснарядной броней оснащали только основные боевые танки, а остальные боевые гусеничные машины — нет, считая, что от противотанковых ракет нового поколения никакая, даже самая толстая броня не спасет. Да и выходить на одно поле боя с танками новые машины тоже не собирались, а значит, на броне можно было сэкономить немало веса.
Самоходный ветеран
Первые два опытных экземпляра новой самоходной гаубицы были готовы к концу 1968 года и отправились на испытания. Вскоре к ним присоединилось еще четыре образца, но все шесть были нещадно раскритикованы военными за излишнюю загазованность боевого отделения. Зато шасси новой самоходки, основой для которого стало шасси ЗРК «Круг», оказалось выше всяческих похвал. Что и не удивительно, ведь к этому времени оно уже пять лет как обкатывалось на разных полигонах и избавилось от большинства «детских болезней».
Проблему загазованности пытались решать и сменой схемы заряжания гаубицы, и доработкой затвора, но в итоге решили ничего не переусложнять и обошлись доработкой системы вентиляции, установкой более мощного эжектора на ствол и новыми гильзами. Через год, в 1970-м, доработанные образцы новой самоходной гаубицы вышли на государственные испытания, заслужив самые высокие оценки. В итоге в 1971 году самоходная дивизионная гаубица калибра 152 мм 2С3 «Акация» была принята на вооружение Советской армии. В соответствии с господствовавшей в те годы концепцией тактических ядерных ударов (и, что греха таить, чтобы не отстать от США, наделивших такой же возможностью свою самоходную гаубицу М109) в номенклатуру боеприпасов «Акации» ввели и тактические ядерные снаряды. Но стрелять ими на практике САУ 2С3, к счастью, не довелось.
А вот обычными боеприпасами, среди которых были и классические осколочно-фугасные, и кассетные, и активно-реактивные, и бронебойные, и осветительные, «Акации» за следующие сорок с лишним лет настрелялись вволю. Первое боевое применение новые гаубицы получили в Афганистане, где в составе 40-й армии их было не менее трех самоходных дивизионов общей численностью в 50 самоходок. «Акации» использовались и для поддержки мотострелков, участвовавших в штурмовых операциях, и даже для поддержки автомобильных конвоев, идущих через перевал Саланг. Тогда же стало понятно, что противопульной брони для защиты экипажей САУ от огня крупнокалиберных пулеметов типа ДШК или КПВТ не хватает. Но переделывать машину не стали, а артиллеристы выходили из положения, обвешивая самоходки использованными траками и набитыми песком ящиками из-под боеприпасов.
Одновременно советские самоходные гаубицы получили боевое крещение еще южнее — на фронтах ирано-иракской войны. Снабжавшиеся советским оружием иракские войска вовсю пользовались модернизированными 2С3, принятыми на вооружение в 1975 году. Новые «Акации» наряду со 122-миллиметровыми полковыми самоходными гаубицами 2С1 «Гвоздика» составили основу артиллерийских группировок Ирака. В иракской армии они применялись вплоть до операции «Буря в пустыне», но значительно менее эффективно, чем в советской: сказывалась разница в уровне подготовки экипажей и навыках управления войсками.
Отметились «Акации» и во всех конфликтах на постсоветском пространстве, начиная с Приднестровья и Абхазии, включая обе антитеррористических кампании в Чечне и операцию по принуждению Грузии к миру и заканчивая вооруженным конфликтом между Украиной и Новороссией. Причем наименее эффективно самоходными гаубицами пользовались украинские военные — видимо, в силу отсутствия боевого опыта и желания воевать. Тем не менее именно стоящие на вооружении ВСУ самоходные гаубицы 2С3 использовались для обстрела жилых кварталов Донецка и Луганска, именно их подрывали попавшие в «котлы» украинские военные, и они же, взятые на складах или захваченные в бою, сегодня составляют основу артиллерии Новороссии.
Надежность, подвижность, мощь
За сорок с лишним лет истории «Акации» эта самоходка трижды модернизировалась. В первый раз — в 1975 году, когда появилась модификация 2С3М с новой механизированной укладкой боеприпасов барабанного типа, что позволило увеличить боезапас до 46 выстрелов, и улучшенным боевым отделением. Следующая модификация — 2С3М1 — появилась в 1987 году и отличалась новой радиостанцией и прицелом наводчика, а также аппаратурой для приема командной информации с машины старшего офицера батареи. Кроме того, эта модификация получила возможность стрельбы управляемыми снарядами «Краснополь», которые дают возможность поражать цели со скоростью до 35 км/ч.
Третья модификация, получившая индекс 2С3М2, появилась уже после развала Советского Союза. Командование Российской армией не собиралось отказываться от столь блестяще зарекомендовавшей себя самоходной гаубицы, но и использовать прежние модификации не имело смысла: слишком быстро они старели. В итоге в 2006 году на российской модификации появились автоматизированная система наведения и управления огнем «Механизатор-М», системы дымовой защиты и улучшения обитаемости боевого отделения.
Но в целом компоновка и конструкция «Акации» оказались настолько удачными, что за все четыре десятилетия не потребовали серьезных переделок. На всех модификациях — а их за это время выпущено 4000 штук, — место впереди слева отдано под отделение управления, где размещается механик-водитель, а справа от него расположен дизельный двигатель В-59 мощностью 520 л.с. (что при весе САУ в 27,5 тонны дает удельную мощность в 19 «лошадок» на тонну). Такая тяговооруженность позволяет «Акации» двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч, а по пересеченной местности — 25–30 км/ч, преодолевать подъемы уклоном до 30 градусов и трехметровые рвы, а также броды глубиной до метра.
Всю остальную часть самоходки — и центральный, и кормовой отсеки, а также башню — занимает боевое отделение, в котором размещаются гаубица Д-22 и три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Втроем с использованием полуавтоматического вертикального клинового затвора и барабанной укладки они обеспечивают скорострельность до 3,5 выстрела в минуту. Правда, вести такой огонь долго не получится из-за тепловых ограничений: без перерыва САУ 2С3 может выпустить 30 снарядов за 10 минут, или сделать 75 выстрелов за час, после чего стволу требуется остыть. Поскольку вести огонь «Акация» может и прямой наводкой (на дальность до 4 км), и с закрытых позиций (до 24 км при стрельбе активно-реактивным снарядом), самоходка оборудована системой самоокапывания, которая позволяет ей за 20–30 минут подготовить артиллерийский окоп.
Сегодня сорокалетняя служба «Акаций» понемногу подходит к концу. Еще в начале 1990-х Минобороны начало постепенную замену их на более современные САУ 2С19 «Мста-С», а сейчас речь идет уже о том, чтобы оснастить самоходную артиллерию самым новым типом самоходных гаубиц — «Коалиция-СВ». Впервые они были продемонстрированы широкой публике на Параде Победы в нынешнем году.
Автор Сергей Антонов
Первоисточник http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/sau-akatsiya-sorok-let-bezuprechnoy-slujbyi-18945.html
Источник
magspace.ru
От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ
19 ноября в вооружённых силах России и Беларуси отмечается День ракетных войск и артиллерии. К профессиональному празднику артиллеристов и ракетчиков Warspot подготовил обзор тяжёлых гусеничных САУ второй половины XX – начала XXI веков калибром более 152 мм.
Самоходные артиллерийские установки на гусеничном ходу в XXI веке по-прежнему доминируют, составляя основу парка подвижной артиллерии во многих странах мира. Колёсные САУ, несмотря на появление новых интересных образцов, остаются нишевым оружием, применение которого значительно ограничивается условиями местности.
Эволюция гусеничных САУ на протяжении примерно вековой истории имела общие черты с развитием танков, что неудивительно – многие самоходные орудия в качестве базы имели и имеют танковые шасси. Постепенно рос калибр орудий, увеличивалась боевая масса установок – но, как и в случае с танками, эта тенденция сохранялась лишь до определённого момента. В случае с танками развитие гигантизма прекратилось в результате появления «компромиссного» класса основного танка, а для гусеничных самоходных артиллерийских установок таким пределом стал калибр 152–155 мм.
Если в 50–70-е годы создавалось и принимались на вооружение самоходы с орудиями калибром до 200 мм и более, в наши дни новые САУ практически не переходят порога в 155-мм. Большой калибр рассматривался конструкторами как способ увеличения дальности стрельбы. Но научно-технический прогресс (например, создание активно-реактивных снарядов) позволил достигать дальности полёта снаряда до 70 км без создания исполинских артиллерийских систем. Кроме того, нишу сверхдальнобойной артиллерии в какой-то степени заняли тактические и оперативные ракеты.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения подписей, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.
M44, США. 155-мм гаубица, выпускалась с 1954 года. На фотографии М44 на учениях в Западной Германии, 1960 год. Экипаж 5 человек. Масса 31 тонна, мощность двигателя 500 л.с., максимальная скорость 56 км/ч. Боекомплект 24 снаряда, скорострельность 1 выстрел в минуту, дальность стрельбы 14,6 км. Построено около 600 М44militarymashup.com M110, США. 203-мм гаубица, производилась с 1962 года. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы 16,8 км. Построено более 1000 М44. Продолжают стоять на вооружении в Греции, Иране, Южной Корее, Турции, Японии, на Тайване и в др. странах
pinterest.com M-50 155mm, Израиль. 155-мм гаубица, разработана в начале 1960-х гг. на базе танка «Шерман». Расчёт 8 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 460 л.с. Боекомплект 47 снарядов. Создано около 120 машин L-33/Ro’em, Израиль, 155-мм гаубица. Ещё одна САУ на базе «Шермана»; произведено, вероятно, около 200 единиц M107, США. 175-мм гаубица, производилась с 1962 г. На фотографии М107 ведёт огонь во время операции Сан-Анджело, Вьетнам, 1968 год. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы до 32,7 км. Стоят на вооружении в Израиле, Иране, Турции и во Вьетнаме
militarymashup.com M109, США. 155-мм гаубица, производилась с 1962 года. На фотографии – египетская М109 во время учений «Operation Bright Star» 15 сентября 2005 года. Экипаж 6 человек. Масса 23,8 тонн, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 61 км/ч. Боекомплект 28 снарядов, скорострельность до 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 22 км. Стандартная САУ НАТО Bandkanon 1, Швеция. 155-мм гаубица, состояла на вооружении с 1967 года. Экипаж 5 человек. Масса 52 тонны, мощность двигателей 240+290 в модифиации А (300+290 в модификации С) л.с., максимальная скорость 28 км/ч. Возимый боекомплект 14 снарядов, скорострельность до 15 (один в стволе) выстрелов за 45 секунд
tv.nrk.no 2С3 «Акация», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1971 года. Экипаж 4 человека. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л/с, скорость до 60 км/ч. Боекомплект 40–46 выстрелов, скорострельность до 3,5 выстр./мин, дальность стрельбы до 25 км. Построено около 4000 2С3. Состоит на вооружении примерно в двух десятках государств
gvtm.ru Тип 75, Япония. 155-мм гаубица, принята на вооружение в 1975 году. Экипаж 6 человек. Масса 25,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 47 км/ч. Боекомплект 28 выстрелов, скорострельность 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 19 км. Построена 201 единица 2С7 «Пион», СССР. 203-мм пушка, производился с 1975 года. На фотографии азербайджанская САУ 2С7 в Баку. Экипаж 7 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 780 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 4 снаряда, дальность стрельбы 50 км. Построено более 500 САУ. Имеются в армиях Азербайджана, Анголы, Беларуси, Грузии, России, Узбекистана, Украины 2С5 «Гиацинт-С», СССР. 152-мм пушка, производилась с 1976 года. На фотографии белорусская САУ 2С5 на параде в Минске. Экипаж 5 человек. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л.с., скорость до 63 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 33 км. Построено более 2000 САУ 2С5. Используются в Беларуси, России, Узбекистане, Украине, Финляндии AMX AuF1, Франция. 155-мм гаубица, производилась с 1977 года. На фотографии саудовская AuF1 с экипажем. Экипаж 4 человека. Масса 46 тонн, мощность двигателя 720 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 42 выстрела, дальность стрельбы 30 км, скорострельность 8 выстр./мин. Эксплуатируют в Кувейте, Ираке, Саудовской Аравии и во Франции М1978 «Коксан», Северная Корея. 170-мм пушка, в эксплуатации с 1978 года. Расчёт 8 человек. Масса 46 тонн, корость до 40 км/ч. Боекомплекта не несёт, скорострельность 1–2 выстрела за 5 минут, дальность стрельбы до 40–60 км. Поставлялись Ирану и Ираку
modelsuwemilitaria.blogspot.com.by Palmaria, Италия. 155-мм гаубица, производилась с 1982 года. На фото ливийские САУ Palmaria у г. Адждабия в 2011 году. Экипаж 5 человек. Масса 46 тонн, мощность двигателя 750 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность 4 выстр./мин. Построено 235 машин, поставлялись в Ливию, Нигерию; башни — в Аргентину 2С19 «Мста-С», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1989 года. Экипаж 5 человек. Масса 42 тонны, мощность двигателя 780–840 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 50 выстрелов, дальность стрельбы до 29 км, скорострельность 7–10 выстр./мин. Построено более 720 машин. Состоят на вооружении в России, Азербайджане, Беларуси, Венесуэле, Украине, Эфиопии M109A6 Paladin, США. 155-мм гаубица, модификация М109 с новыми башней, радиостанцией и СУО, принятая на вооружение в США в 1992 году. Экипаж 5 человек. Масса 32 тонны. Боекомплект 39 снарядов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 4 выстр./мин. Произведено около 1200 САУ. Состоят на вооружении в США и в Саудовской Аравии
afcent.af.mil AS-90, Великобритания. 155-мм гаубица, производилась с 1992 года. Экипаж 5 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 660 л.с., максимальная скорость 53 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км. Построено 179 машин. Состоит на вооружении в Великобритании PLZ-45, Китай. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 1997 года. На фотографии PLZ-45 армии Кувейта. Экипаж 5 человек. Масса 43 тонны, двигатель 520 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 39 км, скорострельность 4–5 выстр./мин. Состоит на вооружении в Китае, также поставлялся в Алжир, Бангладеш, Кувейт и Саудовскую Аравию K9 Thunder, Южная Корея. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 5 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 1000 л.с.,скорость до 67 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность 6–8 выстр./мин. Произведено 1140 штук; в Турции налажено лицензионное производство (выпущено около 180 машин)
krigeren.dk PzH 2000, Германия. 155-мм гаубица, производится с 1998 года. Расчёт 5 человек. Масса 55 тонн, мощность двигателя 986 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 60 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км (установлен мировой рекорд 56 км), скорострельность 8–10 выстр./мин. Произведено более 300 штук; состоит на вооружении в Германии, Греции, Италии и Нидерландах Тип 99, Япония. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 4 человека. Масса 40 тонн, мощность двигателя 600 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 38 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Произведено 111 штук; состоит на вооружении в Японии
ddmurasame.deviantart.com SSPH Primus, Сингапур. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 2004 года. Экипаж 4 человека. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 550 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 48 САУ; состоит на вооружении в Сингапуре PLZ-05, Китай. 155-мм гаубица, производится с 2007 года. Экипаж 5 человек. Масса 35 тонн, мощность двигателя 520 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 52 км, скорострельность до 8 выстр./мин. Построено около 276 штук. Состоит на вооружении в Китае AHS Krab, Польша. 155-мм гаубица с башней от британской AS-90 и шасси на базе узлов Т-72 польского производства (на фото). Производится с 2008 года. Экипаж 5 человек. Масса 52,1 тонны, мощность двигателя 850 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 10 САУ 2С35 «Коалиция-СВ», Россия. 152-мм гаубица, производится с 2013 года. Экипаж 3 человека. Масса до 48 тонн, мощность двигателя 1000 л/с. Боекомплект 50–70 выстрелов, заявлена дальность стрельбы до 70 км и скорострельность до 16 выстр./мин. Построено 12 машин. САУ впервые официально продемонстрировали 9 мая 2015 года
warspot.ru
«Акация» пахнет смертью. (САУ «Акация») | Артиллерия, минометы и метательные машины
Номер журнала НиТ:
Самоходная гаубица 2СЗ «Акация»
Начало массового применения самоходных артиллерийских установок (САУ) относится к концу 30-х, началу 40-х годов XX века. Именно тогда, в разгоравшемся огне 2-й Мировой войны, достигшие определенного уровня технического совершенства, тракторно-танковые шасси «приняли на себя» орудийные стволы, сделав артиллерию намного более маневренной, способной сопровождать пехоту на поле боя. Особенно отличился с внедрением концептуально нового вида оружия германский вермахт, имевший множество вполне удачных конструкций «самоходок» на своем вооружении уже к началу боевых действий. СССР и союзники значительно отставали от немецких наработок (как по технике, так и по тактике применения), что конечно же, сказывалось на эффективности боевых операций, особенно — наступательного типа. Ситуация выровнялась только к 1943 году, когда усилиями тыла были приняты на вооружение многочисленные типы САУ Самоходная артиллерия боролась с ганками, оказывала огневую поддержку пехоте, «взламывала» долговременную оборону и т.д. Многочисленные СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152, ИСУ-122 и ИСУ-152 воевали на всех участках советско-германского фронта против «Элефантов», «Насхорнов», «Бумеров» и «Визелей» вермахта. Некоторые из этих самоходок (например — СУ-85) до сих пор официально не сняты с вооружения.
После Великой Отечественной войны советские конструкторы и военные проанализировали опыт применения САУ и выявили их положительные свойства и недостатки. О первых говорить не приходится, — САУ отлично зарекомендовали себя на полях сражений, что же касается вторых, то их знание весьма важно проектировщикам боевых машин следующих поколений. В частности, была отмечена недостаточная эффективность снарядов 122-мм гаубиц, поэтому на участках главного удара сосредоточивали не только СУ-122 и ИСУ-122. но и более мощные СУ-152 и ИСУ-152. Неудовлетворительным нашли и углы горизонтального наведения в 10 — 16 , при которых затруднительно вести огонь по движущимся целям. Недостаточной была и скорострельность, на которую влияли не только вес выстрелов, но и теснота боевого отделения и медленно действующие ручные поршневые затворы. Малым был обзор из традиционных для отечественных самоходок неподвижных бронерубок. Угол возвышения ствола в 20° препятствовал стрельбе на максимальную дальность, особенно на пересеченной местности. Неудачным было признано и расположение боевого отделения — в передней части корпуса, что сильно увеличивало габариты машины и, соответственно, снижало ее маневренность. В вермахте самоходки, в частности, знаменитый «Фердинанд», имели, в большинстве своем, боевое отделение, размещенное в корме. Кроме того, несколько изменились и сами задачи самоходок. Если во 2-й мировой войне одной из самых главных задач было уничтожение вражеских танков, то в послевоенное время, в связи с колоссальным усовершенствованием и распространением ПТУР (противотанковых управляемых ракет) и РПГ (ручных противотанковых гранатометов), противотанковая функция уступила свое первенство огневой поддержке войск.
Короче, недостатки артсистем прежнего поколения были очевидны, и создание более совершенных образцов было вполне возможно, если бы не сказалось субъективное обстоятельство. В 1950 — 1960-х гг. по настоянию Н.С. Хрущева разработки перспективных образцов классической артиллерии, в том числе самоходной, прекратили, а выделявшиеся средства «перекачали» на ракетную технику. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В 50-60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной САУ с орудием калибра свыше 100 мм.
А в постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы — артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е годы — бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е годы — «первая социалистическая война» между Вьетнамом и Китаем; в 1967-1972 годах — артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, Везде артиллерия, в том числе и самоходная, подтвердила, что она была, есть и будет богом войны. И только в 1965г. после отставки Хрущева, было возобновлено проектирование и создание артсистем нового поколения, тем более, что к тому времени обнаружилось заметное отставание в этом отношении нашей страны от вероятных противников…
www.nt-magazine.ru