Папа римский в средневековье – христианство в средние века (XII-XIII века) — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

Средневековье и папы | Религия | Аналитика

Средневековье и папы – два понятия, которые мы непременно вспомним, рассматривая историю Европы. Как никто другой, папы имели власть вершить судьбы не только отдельных людей, но и целых государств. Даже короли прислушивались к советам папы.

Каждый верующий правитель должен был получить одобрение папы в любых начинаниях, от женитьбы, до объявления мира или войны. В средневековье и папы, и короли представляли правящую верхушку общества, однако влияние Церкви было столь велико, что порой короли не могли и шагу ступить, не посоветовавшись с епископом из Рима или же самим Папой.

Не всегда папство было столь влиятельно. В эпоху античности римским епископам не удалось утвердить сове главенство из-за резкого сопротивления со стороны восточно-римского духовенства. Средневековье и папы тесно связаны, ибо потрясения в странах Европы в начале Раннего Средневековья позволили папству установить свое превосходство не только в религиозной, но и в светской жизни. Ключевую роль сыграл союз папства с влиятельнейшими на то время королями государства франков. В середине 8 века папы стали монархами в собственном папском государстве в Средней Италии, это был дар короля Пипина Короткого.

Папа Римский избирается и избирался пожизненно. В раннем средневековье и папы, и другие высшие епископы избирались. Причем в голосовании участвовали даже светские лица. Однако после Латеранского собора (1059) папу римского могли избирать только коллегия кардиналов (конклав). Поначалу пап именовали «наместниками апостола Петра», во времена Высокого Средневековья они титуловались «наместниками Иисуса Христа». Именно в это время и появился специфический головной убор пап – двойная тиара, которая символизировала соединение в руках папы двух систем власти: духовной и светской. Неоднократно папы римские выступали с доктринами о том, что их власть превосходит королевскую. В частности, с подобными речами выступали Николай I, Григорий VII, Иннокентий III. Пик власти папства приходится на 13 век. Основой власти пап был бюрократический аппарат, в который входили сотни чиновников-священнослужителей.

Однако и до 13 века папы неоднократно провозглашали свою власть верховной над всеми другими властителями и правителями. Папой Григорием VII был создан документ, получивший название «Диктат папы». Этот документ был своего рода сформулированной программой для папы и не был предназначен для широкого круга читателей. Вот некоторые положения из этого документа: «Только папа обладает властью назначать и короновать императора», «Наименование «папа» относится только к римскому епископу», «Только папа имеет право называться вселенским епископом», «Никто не имеет права судить папу». Судебное решение папы не могло быть обжаловано, лишь папа мог признать книгу канонической, духовенство было обязано полностью подчиняться папе, только папа мог назначать и смещать епископов. Папа считался наместником Бога на Земле, что означало сочетание в его руках светской и духовной власти, которой обязаны подчиняться все люди вне зависимости от титула и иного звания.

Средневековье и папы оставили неизгладимый след в истории Европы. Помимо влияния на духовную жизнь общества, Церковь была ещё и крупнейшим землевладельцем. Иерархия духовенства была организована по феодальному образцу, многие служители церкви могли быть вассалами светских феодалов. Многие задавались вопросом: для кого священники держат все эти землевладения? Данное непонимание породило одну из крупных проблем средневековья – борьбу светской, в лице королей, и духовной, в лице священников, власти. В 756 году папа Стефан II в Центральной Италии создал собственное государство при поддержке франкских королей. Тот факт, что епископ был одновременно светским правителем в дальнейшем стало обычным явлением, особенно в Германии. Во время коронации Карла Великого папа Лев III отметил, что законность власти обуславливается благословением папы. Папа Иоанн VIII заявлял, что он в праве смещать императоров. Однако в 10-11 веках в Италии наступила политическая анархия, папство пришло в упадок, а духовенство попало в зависимость от светских феодалов. Во время церемонии инвеституры епископ должен был преклонить колени перед светским правителем и получить от того посох и кольцо – знаки своего сана.

Монастырь Клюни в Бургундии возглавил борьбу за изменение жалкого положения церкви. С этого времени началось так называемое «Клюнийское движение». Его сторонники выступали за укрепление и совершенствование церковной организации и дисциплины, стремились установить строгий контроль имущества церкви, стремились развить систему образования для духовенства. Главной же их целью стало титулование папы как «наместника Бога на земле», он признавался единственным носителем одновременно духовной и светской власти.

И вот к 13 веку папство достигло своего пика влияния. Папа Иннокентий III  принудил европейских государей признать главенство пап. Основным оружием папы был интердикт – запрет на территории какого-либо государства совершения богослужений и обрядов, а также крещение новорожденных, вступление в брак, похороны умерших. После этого могли следовать проклятия и отлучение строптивого правителя от церкви, что ставило последнего вне закона, а также освобождало его подданных от клятвы верности, что в свою очередь провоцировало восстания.

Однако безграничная власть папства была не слишком продолжительной. Во времена правления папы Бонифация VIII в 1308 году произошел конфликт папы с Филиппом Красивым, королем Франции. Приближенные правителя довели папу до смерти, и после этого папы были принудительно переселены во французский город Авиньон. Борьбу светских правителей против пап поддерживало патриотическое духовенство, а также многие представители интеллигенции. Поэт Данте, философ Оккам, юрист Бонаграций придерживались суждений, близких высказанному Джоном Уиклефом (оксфордским профессором): «Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы». Королевский суверенитет, власть светских правителей, не ограниченная церковью или феодалами в национальном государстве – вот итоги развития ключевых политических сил средневековья: папства, монархии, городов  и феодальной знати.

Средневековье и папы запомнились не только политическими и экономическими конфликтами. Это было время, когда Церковь была важнейшей инстанцией во всех сферах жизни людей. Особенно люди боялись Суда Божьего, всячески стараясь «искупить» или «выкупить» свои грехи. Когда было разрешено выкупать индульгенции за деньги, то доходы Церкви стали расти с каждым днем, потому что каждый богобоязненный гражданин стремился умилостивить Всевышнего и искупить свои грехи.

Средневековье и папы – любопытные исторические явления, занимающие многих исследователей. Интересно прослеживать усиление влияние папства, затем его ослабевание, особенно если рассматривать этот процесс в контексте событий, происходивших тогда в Европе. Как ни странно, но даже в современном обществе папа Римский является достаточно важной фигурой даже в сфере международных отношений.

 

 

 

konec-sveta.org

Глава 16 ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ. Дорогами христианства

Глава 16

ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ

Посвящение Григория I в епископы римские является водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Однако не надо забывать, что всякая периодизация истории искусственна и ее цель — разделить историю, направляемую Богом, на составные части, которыми удобно оперировать. Некоторые считают началом средневековой истории Церкви 313 год, кога была дарована свобода религии. Другие за точку отсчета берут Никейский собор в 325 году. Третьи предпочитают 378 год, когда произошло сражение при Адрианополе, после которого западные готы вторглись в Империю. А четвертые считают, что история ранней Церкви заканчивается падением последнего римского императора в 476 году. В нашем учебнике выбран 590 год, поскольку именно тогда Григорий I положил начало новому этапу развития церковной власти.

Время окончания средних веков в истории Церкви также представляет тему для дискуссии. За конец средневековья принимают то 1095 год, когда началась эпоха крестовых походов, то 1453 год, когда пал Константинополь, то 1648 год, когда был заключен Вестфальский мирный договор. Автор учебника выбрал 1517 год, когда деятельность Лютера положила начало полностью новому периоду, в котором Церковь стала рассматриваться не столько как организация, сколько как Тело, совокупность людей, обладающих личной верой в искупительную жертву Христа.

В эпоху средневековья Римская империя разделилась на мусульманскую Северную Африку, азиатскую Византию и европейский район папства. Стали очень важными взаимоотношения между Церковью и государством. Из христианства и классической культуры возникла совершенно новая западноевропейская цивилизация.

Само понятие «средние века» было введено Кристофером Кельнером (1634–1680) в справочнике, опубликованном примерно в 1669 году. Он разделял историю Запада на три части. Древняя история, как он считал, заканчивалась в 325 году, а современная история начиналась в 1453 году, когда после падения Константинополя на Запад хлынул поток греческих ученых и рукописей. Кельнер назвал время между этими двумя датами «средние века», когда Европа развивалась самостоятельно, не испытывая влияния классической культуры. С того времени историки начали использовать термин «средние века» как удобное обозначение этого периода. Однако только первые пять веков этой эпохи (с 500 по 1000 год) можно назвать «темными веками», и даже в этот период Западная Европа не полностью утратила былую культуру, продолжавшую сохраняться в монастырях. Люди в эпоху Ренессанса полагали, что это время — бездна, разделяющая великолепный классический и современный периоды гуманизма. Для них средневековье могло быть только веком тьмы, однако современные историки, изучающие это время, смогли показать, что и тогда, хотя довольно медленно, происходило развитие, в котором Церковь на Западе выполняла полезные культурные и религиозные функции, став связующим звеном между античным городом-государством и современным национальным государством.

Если люди в эпоху Ренессанса считали 500–1000 годы «темным временем», то Римская католическая Церковь, наоборот, полагала, что этот период был золотым веком человеческой истории: ему предшествовало классическое язычество, а за ним начали действовать разъединяющие силы протестантизма, породившие хаос на современной религиозной сцене.

Историки протестантизма называли средневековье долиной тени, когда развратилась чистая Церковь древнего периода. Современная эпоха церковной истории, начавшаяся с Лютером, является для них эпохой преобразований, в которых Церковь вновь обрела идеалы Нового завета.

Все эти точки зрения следует рассматривать в свете того факта, что средние века — период не статический, а динамический, и даже в средние века продолжалось развитие общества под божественным руководством.

Средневековая Церковь охватывает большую территорию, чем ранняя Церковь. Когда тевтонские племена были обращены в христианство, Балтийский бассейн стал так же важен, как и Средиземноморье.

Современная эпоха многим обязана средневековью. В средние века человек попытался создать христианскую цивилизацию, в которой прошлое было бы переплетено с настоящим в виде значимого синтеза. Классическая культура прошлого, преобразованная христианством, передалась тевтонским племенам через Церковь. Современной эпохе очень недостает как раз такого синтеза в жизни, а в результате современный человек борется со своей неустроенностью и с перспективой не только интеллектуального, морального и духовного, но даже материального хаоса.

Вот теперь нам совершенно очевидной становится важность Григория I. Он стоял, как Августин в свое время, на границе двух миров — классицизма и средневекового мира, в котором культура была вплетена в Церковь, возглавлявшуюся епископом римским.

Григорий (540–604), часто называемый Великим, родился в смутные времена, когда Византийская империя при Юстиниане пыталась вновь обрести часть Западной империи, завоеванную тевтонскими племенами. Привычными для той эпохи были грабежи разбойников, болезни, голод.

Родившийся в одной из древних знатных и процветающих семей Рима, Григорий получил юридическое образование, которое давало ему возможность начать государственную службу. Он много изучал латинскую литературу, но не знал ни древнееврейского, ни греческого языков. Он был знаком с сочинениями Амвросия, Иеронима и Августина, но мало знал о греческой классической литературе и философии. Примерно в 570 году он занял и почетную должность — стал префектом Рима, вскоре отказался от наследства своего отца (его мать Сильвия после смерти отца ушла в монастырь) и использовал средства для построения семи монастырей в Италии. Самый большой из них был устроен во дворе его отца, где Григорий и стал монахом. С 578 по 586 год он был посланником епископа римского в Константинополе. По возвращении в Рим его сделали аббатом основанного после смерти отца монастыря святого Андрея. Если Августин стал монахом из интеллектуальных соображений, то Григорий стал монахом, поскольку считал аскетизм способом прославить Бога. Когда папа Пелагий умер от чумы в 590 году, Григория избрали на его место.

Этот человек, на могиле которого была высечена эпитафия «Посланник Бога», был одним из известнейших деятелей Римской Церкви. Отказ от большого состояния поразил людей того времени. Григорий был весь смирение и считал себя «слугой слуг Божиих». Он был ревностным благовестником и многое сделал для обращения в христианство англичан. Юридическое образование, обходительность, здравомыслие сделали его одним из способнейших руководителей Римской Церкви в средние века. Но, как многие люди его времени, Григорий был чрезмерно суеверен, и «Диалоги» (593) отражают его неограниченную веру в то, что казалось чудом средневековому человеку. Более того, хотя Григорий и получил некоторое образование по богословию, его учености вредило незнание языков, на которых была написана Библия. Пробыв в течение семи лет послом в Константинополе, он так и не выучил греческий язык.

Самая большая заслуга Григория — расширение власти епископа римского. Отрицая титул «папы», Григорий тем не менее пользовался всей властью и прерогативами, которые имели более поздние папы римские. Это он делал, чтобы утвердить духовное превосходство епископа римского. Он оказывал епископское внимание Церквам Галлии, Испании, Британии, Африки и Италии. Он назначал епископов и посылал им епископский паллий — особой формы воротник, символизировавший власть человека, которого папа утверждал в должности.

Когда Иоанн, патриарх Константинопольский, присвоил себе титул «экуменический (вселенский) епископ», Григорий сразу же дал ему бой. Он хотел, чтобы патриархи Церкви занимали уровень не выше руководителей Поместных Церквей, а не носили титул «вселенского» епископа. Но ни патриарх, ни император Византии ему не уступили. Григорию пришлось выжидать удобный момент. Когда в 602 году на императорский трон в Константинополе взошел Фока, Григорий попытался завязать с ним дружеские отношения, хотя этот вульгарный выскочка убил жену и семью предыдущего императора. Фока встал на сторону Григория и выступил против патриарха, признав епископа римского «главой всех Церквей». Григорий, однако, не принял титул «Вселенского папы», который хотел ему дать патриарх Александрийский. Он предпочел называться «слугой слуг Божиих», однако, отказавшись от титула верховного главы Церкви, он в то же время не позволял никому присваивать его себе и фактически пользовался высшей властью папы. Ни один епископ или митрополит Запада не осмеливался пойти против его воли.

Глубокий интерес Григория I к благовестию проявляется в великолепном рассказе Беды Достопочтенного. Когда Григорию однажды сказали, что мягковолосые, голубоглазые мальчики, которые продаются как рабы в Риме, — по национальности англы, он сказал, что они не англы, а ангелы; а когда ему сказали, что они из Деири (Йоркшир), он решил, что их должно отвратить от гнева (лат. de iri) Бога путем благовестия, и послал монаха Августина (не путайте его с блаженным Августином из Гиппона) в Британию, чтобы распространять там Благую Весть. Августин прибыл в Англию в 597 году и вскоре обратил короля Кента в христианство. Однако римские миссионеры нашли соперников в лице кельтской церкви, благовествование которой медленно распространялось к югу острова. В 663 году римская вера одержала полную победу. Таким образом, Григория I можно считать человеком, подчинившим англичан Римской Церкви. Он составлял подробные планы развития Церкви в Англии.

Григорий I сделал епископат в Риме одним из самых процветающих в то время путем великолепной администраторской работы. На папские владения в Италии и прилегающих областях прежде никогда не сыпался такой золотой дождь, как при Григории. С этими деньгами он мог выступать в роли хранителя мира на Западе. Когда король арианских лангобардов угрожал Риму во время его понтификата, Григорий I смог сформировать армию, принудить лангобардского правителя к миру и обратить его из арианства.

Он также положил начало григорианскому пению, которое заняло более важное место в Римской католической Церкви, чем то, которое было развито Амвросием. Это пение использовало величественное и торжественное единоголосие — монотон — в той части службы, которая пелась.

Григорий I был хорошим проповедником. Он касался насущных проблем кризисного времени, в которое жил. Его проповеди были практичными, призывали к покорности и благочестию, однако они много теряли от чрезмерного использования аллегорий — обычной ошибки проповедников того времени.

Литературные сочинения Григория I еще более превосходны, чем проповеди. В Magna Moralia — комментарий к книге Иова — он подчеркивал значение морального толкования и прибегал к аллегориям, чтобы выразить свои этические принципы. Он выставлял Иова как аллегорический прототип Христа, его жену как прототип плотской природы, семь сыновей — духовенства, а трех дочерей — поклоняющихся мирян. Он составил и другие комментарии, однако ни один из них не является таким обширным, как сочинение по книге Иова. Также он написал «Книгу пастырской заботы», которая посвящена проблемам пастырского богословия. В ней Григорий I особо подробно описал требования, предъявляемые епископу, добродетели, необходимые для епископа, и обосновал потребность самоанализа. Сочинение стало призывом к монашеству из-за его аскетической направленности. Кроме того, до настоящего времени сохранились более восьмисот посланий Григорий I.

Григорий I был выдающимся богословом. Он стоит на одном уровне с Иеронимом, Амвросием и Августином, то есть в числе четырех великих докторов Западной Церкви. Он заложил основание богословия, которого придерживалась Римская католическая Церковь в средние века, пока Фома Аквинский не составил свою «Сумму теологии». Григорий полагал, что человек грешен от рождения и по своему выбору, однако он несколько смягчил позицию Августина, утверждая, что человек не наследует грех от Адама, и рассматривая грех как болезнь, которой подвержены все люди. Он утверждал, что воля свободна и что утеряна только ее праведность. Он верил в предопределение, но ограничивал его лишь избранными. Он полагал, что благодать не является неизбежной, поскольку она основана как на предвидении Бога, так и до некоторой степени на качествах человека. Он верил в существование чистилища — места, где будут очищаться души до восхождения на небеса. Он верил в богодухновенность Библии, но, что странно, ставил предания наравне с Библией. Канон мессы, который он слегка изменил, широко использовался в его время, в чем отразилась возрастающая тенденция рассматривать причащение как принесение в жертву тела и крови Христа каждый раз, когда оно совершается. Григорий I подчеркивал значение добрых дел и возможность обращения к святым за помощью. Мы совершенно не ошибемся, если скажем, что средневековое богословие несет на себе печать Григория I.

* * *

Понтификат Григория I является поистине водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Его последователи использовали заложенное им основание, когда создавали священную систему церковной иерархии в средние века. Он систематизировал учение и сделал Церковь политической силой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Папство в средневековой Европе. Кто такие папы римские [Maxima-Library]

Папство в средневековой Европе

Католическая церковь в средние века была мощной экономической и политической организацией. Ее сила была основана на крупном землевладении. Вот что писал Фридрих Энгельс о том, как папы получили эти земли: «Короли соперничали между собой в том, кто из них сделает больше дарений в пользу церкви — землею, деньгами, драгоценностями, церковной утварью и т. д. Уже Гильперих (франкский король во второй половине VI в. — М. Ш.) обыкновенно говорил…: «Смотрите, как обеднела наша казна, смотрите, все наши богатства переданы церкви»…

За королями следовал и народ. Мелкие и крупные землевладельцы не знали меры в своих дарениях в пользу церкви. «Чудесное исцеление от действительного или мнимого недуга, исполнение заветного желания, например рождение сына, спасение от опасности приносили дарения той церкви, чей. святой проявил милосердие. Быть щедрым представлялось тем более необходимым, что среди высших и низших слоев населения было распространено убеждение, будто за дарения в пользу церкви получали отпущение грехов» (Рот, стр. 250). К этому присоединялся иммунитет, который в эпоху не» престанных гражданских войн, грабежей и конфискаций защищал владения церкви от насилий. Мелкий люд находил выгодным уступить свое земельное владение церкви, если за ним оставлялось право пользования владением за умеренную арендную плату.

Однако благочестивым попам всего этого было еще мало. Угрожая вечным адом, они буквально выжимали все большие дарения… Выманивались и незаконные дарения в надежде на то, что церковь, помимо ее судебных привилегий, найдет достаточно других путей, чтобы обойти правосудие… Для мошеннического выкачивания богатств в пользу церкви пользовались обманом, жульническими трюками, явлениями усопших, особенно святых, и, наконец, и даже главным образом, подделкой документов… Сам папа Иоанн VIII старался приобрести владения монастыря Сен-Дени около Парижа при помощи документа, подложность которого была ему известна…

Нас не должно поэтому удивлять, что земельные владения церкви, нахватанные при помощи дарений, вымогательств, обманов, плутней, подлогов и других способов уголовного характера, приняли в течение немногих столетий прямо колоссальные размеры. Монастырь Сен-Жермен де Прэ, ныне расположенный в черте Парижа, владел в начале IX века земельной собственностью в… 429 987 гектаров, с годовым доходом в 1 миллион франков = 800 000 марок… владения монастырей Сен-Дени, Люксейль и Сен-Мартен в Туре в это приблизительно время… составляли 810 000 гектаров с доходом в 11/2 миллиона марок» [7]. Церковные владения в Галлии к концу VII в. составляли не менее трети общей площади земли.

Еще в XVI в. «богатства французской церкви… были чрезвычайно велики. Ее доходы достигали двух пятых всех государственных доходов. Чтр касается недвижимости, принадлежавшей церкви, то она охватывала, по некоторым данным, одну четверть обработанной земли»[8]. В Англии монастырям принадлежало от одной трети до одной пятой всей земельной площади. Колоссальные земельные богатства были у монастырей и епископов в Германии и в других государствах. Монастыри владели крепостными крестьянами и эксплоатировали их еще более жестоко, чем помещики.

Чтобы не допустить дробления церковных богатств и ухода их на сторону, при папе Григории VII (конец XI в), было введено безбрачие (целибат) католического духовенства: духовенство не должно иметь семьи и детей, которые могли бы получить в наследство церковное имущество. Позднее церковники стали объяснять безбрачие духовенства «нравственными соображениями», стремлением к «чистой жизни», к «воздержанию». Объяснение целибата «нравственными» мотивами — ложь и лицемерие. Монастыри, мужские и женские, всегда славились как очаги пьянства и разврата, а духовенство нигде и никогда не отличалось «воздержанностью» и благочестивым образом жизни.

Над всей огромной церковной организацией стоял римский папа. Европа в средние века была раздроблена на множество мелких государств. Франция, Германия, Англия и др. не представляли собой единых централизованных государств, а состояли из множества княжеств, графств и герцогств. Центральная императорская и королевская власть была очень слаба. Одна лишь католическая церковь была в то время сильной международной организацией, со строго централизованным аппаратом, подчиненным папе. Католическая церковь, во главе с папой, была интернациональным центром феодальной системы.

Из всех стран Европы в папскую казну текли большие средства от монастырей, епископств и правительств. Папы продавали епископские и другие доходные церковные должности (бенефиции), что также приносило немалый доход. Они придумали продажу особых листков отпущений грехов. Можно было купить за деньги отпущение не только уже совершенных грехов, но и будущих. Убийца, разбойник, вор могли за деньги купить «отпущение грехов» (индульгенцию), т. е. религиозное оправдание своего преступления. Была составлена такса отпущения грехов: за убийство отца — одна плата, за убийство жены — другая, за разврат — третья и т. д.

Индульгенции, в виде напечатанных листков, развозились монахами и папскими агентами для продажи, причем нередко папы отдавали продажу индульгенций на откуп банкирским конторам. В Германии, например, в начале XVI в. индульгенции продавал монах Тецель. С ним ездил представитель банкирского дома Фуггеров, который забирал вырученные за индульгенции деньги. Половина этой суммы отправлялась в Рим, другая половина шла Фуггерам в погашение долгов церкви.

Но и этого было папам мало. Папа Бонифаций VIII провозгласил 1300 год «юбилейным» и объявил, что всякий, прибывший в этом году в Рим на 15 дней, очищается от всех грехов. Некоторые определяют число посетивших Рим в «юбилейный» год до двух миллионов человек. «Небольшой дар каждого в общем должен был образовать огромную сокровищницу. Два священника днем и ночью с граблями в руках, не считая, сгребали серебро и золото, приносимое на алтарь святого Петра»[9]. Опыт с первым юбилейным годом пришелся папам по вкусу. Вскоре было установлено празднование юбилейного года раз в 50 лет. Затем — каждые 33 года, наконец — каждые 25 лет. Юбилейные годы устраиваются папами и в настоящее время. Последний юбилейный год был в 1933/34 г. Ныне это не только средство привлечения молящихся в Рим и источник наживы для церкви, но и повод для усиления реакционной деятельности папства, в частности для антикоммунистической и антисоветской пропаганды.

Папская курия (двор) занималась банковскими и торговыми операциями — вела крупную торговлю квасцами, солью. Монастыри вели большую торговлю «святынями», «мощами», фабриковали «чудеса».

«Святой город» Рим — местопребывание пап — пользовался незавидной славой. Один из видных борцов против папства в Германии — Ульрих фон-Гуттен в своей сатире против Рима «Вадискус, или Римская Троица» (написана в 1520 г.) писал: «Три вещи приносят с собой странники из Рима: нечистую совесть, расстроенный желудок и пустой кошелек… Тремя вещами торгуют в Риме: Христом, священническими местами и женщинами… Три вещи ценятся особенно дорого в Риме: женская красота, превосходные лошади и папские грамоты… Три вещи часто встречаются в Риме: чувственные наслаждения, пышные одеяния и высокомерие… Тремя вещами занимаются праздные люди в Риме: прогулками, блудом и пирами… Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием… Три вещи в избытке в Риме: проститутки, священники и писцы…»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ


⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 37Следующая ⇒

 

Посвящение Григория I в епископы римские является водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Однако не надо забывать, что всякая периодизация истории искусственна и ее цель — разделить историю, направляемую Богом, на составные части, которыми удобно оперировать. Некоторые считают началом средневековой истории Церкви 313 год, кога была дарована свобода религии. Другие за точку отсчета берут Никейский собор в 325 году. Третьи предпочитают 378 год, когда произошло сражение при Адрианополе, после которого западные готы вторглись в Империю. А четвертые считают, что история ранней Церкви заканчивается падением последнего римского императора в 476 году. В нашем учебнике выбран 590 год, поскольку именно тогда Григорий I положил начало новому этапу развития церковной власти.

Время окончания средних веков в истории Церкви также представляет тему для дискуссии. За конец средневековья принимают то 1095 год, когда началась эпоха крестовых походов, то 1453 год, когда пал Константинополь, то 1648 год, когда был заключен Вестфальский мирный договор. Автор учебника выбрал 1517 год, когда деятельность Лютера положила начало полностью новому периоду, в котором Церковь стала рассматриваться не столько как организация, сколько как Тело, совокупность людей, обладающих личной верой в искупительную жертву Христа.

В эпоху средневековья Римская империя разделилась на мусульманскую Северную Африку, азиатскую Византию и европейский район папства. Стали очень важными взаимоотношения между Церковью и государством. Из христианства и классической культуры возникла совершенно новая западноевропейская цивилизация.

Само понятие «средние века» было введено Кристофером Кельнером (1634–1680) в справочнике, опубликованном примерно в 1669 году. Он разделял историю Запада на три части. Древняя история, как он считал, заканчивалась в 325 году, а современная история начиналась в 1453 году, когда после падения Константинополя на Запад хлынул поток греческих ученых и рукописей. Кельнер назвал время между этими двумя датами «средние века», когда Европа развивалась самостоятельно, не испытывая влияния классической культуры. С того времени историки начали использовать термин «средние века» как удобное обозначение этого периода. Однако только первые пять веков этой эпохи (с 500 по 1000 год) можно назвать «темными веками», и даже в этот период Западная Европа не полностью утратила былую культуру, продолжавшую сохраняться в монастырях. Люди в эпоху Ренессанса полагали, что это время — бездна, разделяющая великолепный классический и современный периоды гуманизма. Для них средневековье могло быть только веком тьмы, однако современные историки, изучающие это время, смогли показать, что и тогда, хотя довольно медленно, происходило развитие, в котором Церковь на Западе выполняла полезные культурные и религиозные функции, став связующим звеном между античным городом-государством и современным национальным государством.

Если люди в эпоху Ренессанса считали 500–1000 годы «темным временем», то Римская католическая Церковь, наоборот, полагала, что этот период был золотым веком человеческой истории: ему предшествовало классическое язычество, а за ним начали действовать разъединяющие силы протестантизма, породившие хаос на современной религиозной сцене.

Историки протестантизма называли средневековье долиной тени, когда развратилась чистая Церковь древнего периода. Современная эпоха церковной истории, начавшаяся с Лютером, является для них эпохой преобразований, в которых Церковь вновь обрела идеалы Нового завета.

Все эти точки зрения следует рассматривать в свете того факта, что средние века — период не статический, а динамический, и даже в средние века продолжалось развитие общества под божественным руководством.

Средневековая Церковь охватывает большую территорию, чем ранняя Церковь. Когда тевтонские племена были обращены в христианство, Балтийский бассейн стал так же важен, как и Средиземноморье.

Современная эпоха многим обязана средневековью. В средние века человек попытался создать христианскую цивилизацию, в которой прошлое было бы переплетено с настоящим в виде значимого синтеза. Классическая культура прошлого, преобразованная христианством, передалась тевтонским племенам через Церковь. Современной эпохе очень недостает как раз такого синтеза в жизни, а в результате современный человек борется со своей неустроенностью и с перспективой не только интеллектуального, морального и духовного, но даже материального хаоса.

Вот теперь нам совершенно очевидной становится важность Григория I. Он стоял, как Августин в свое время, на границе двух миров — классицизма и средневекового мира, в котором культура была вплетена в Церковь, возглавлявшуюся епископом римским.

Григорий (540–604), часто называемый Великим, родился в смутные времена, когда Византийская империя при Юстиниане пыталась вновь обрести часть Западной империи, завоеванную тевтонскими племенами. Привычными для той эпохи были грабежи разбойников, болезни, голод.

Родившийся в одной из древних знатных и процветающих семей Рима, Григорий получил юридическое образование, которое давало ему возможность начать государственную службу. Он много изучал латинскую литературу, но не знал ни древнееврейского, ни греческого языков. Он был знаком с сочинениями Амвросия, Иеронима и Августина, но мало знал о греческой классической литературе и философии. Примерно в 570 году он занял и почетную должность — стал префектом Рима, вскоре отказался от наследства своего отца (его мать Сильвия после смерти отца ушла в монастырь) и использовал средства для построения семи монастырей в Италии. Самый большой из них был устроен во дворе его отца, где Григорий и стал монахом. С 578 по 586 год он был посланником епископа римского в Константинополе. По возвращении в Рим его сделали аббатом основанного после смерти отца монастыря святого Андрея. Если Августин стал монахом из интеллектуальных соображений, то Григорий стал монахом, поскольку считал аскетизм способом прославить Бога. Когда папа Пелагий умер от чумы в 590 году, Григория избрали на его место.

Этот человек, на могиле которого была высечена эпитафия «Посланник Бога», был одним из известнейших деятелей Римской Церкви. Отказ от большого состояния поразил людей того времени. Григорий был весь смирение и считал себя «слугой слуг Божиих». Он был ревностным благовестником и многое сделал для обращения в христианство англичан. Юридическое образование, обходительность, здравомыслие сделали его одним из способнейших руководителей Римской Церкви в средние века. Но, как многие люди его времени, Григорий был чрезмерно суеверен, и «Диалоги» (593) отражают его неограниченную веру в то, что казалось чудом средневековому человеку. Более того, хотя Григорий и получил некоторое образование по богословию, его учености вредило незнание языков, на которых была написана Библия. Пробыв в течение семи лет послом в Константинополе, он так и не выучил греческий язык.

Самая большая заслуга Григория — расширение власти епископа римского. Отрицая титул «папы», Григорий тем не менее пользовался всей властью и прерогативами, которые имели более поздние папы римские. Это он делал, чтобы утвердить духовное превосходство епископа римского. Он оказывал епископское внимание Церквам Галлии, Испании, Британии, Африки и Италии. Он назначал епископов и посылал им епископский паллий — особой формы воротник, символизировавший власть человека, которого папа утверждал в должности.

Когда Иоанн, патриарх Константинопольский, присвоил себе титул «экуменический (вселенский) епископ», Григорий сразу же дал ему бой. Он хотел, чтобы патриархи Церкви занимали уровень не выше руководителей Поместных Церквей, а не носили титул «вселенского» епископа. Но ни патриарх, ни император Византии ему не уступили. Григорию пришлось выжидать удобный момент. Когда в 602 году на императорский трон в Константинополе взошел Фока, Григорий попытался завязать с ним дружеские отношения, хотя этот вульгарный выскочка убил жену и семью предыдущего императора. Фока встал на сторону Григория и выступил против патриарха, признав епископа римского «главой всех Церквей». Григорий, однако, не принял титул «Вселенского папы», который хотел ему дать патриарх Александрийский. Он предпочел называться «слугой слуг Божиих», однако, отказавшись от титула верховного главы Церкви, он в то же время не позволял никому присваивать его себе и фактически пользовался высшей властью папы. Ни один епископ или митрополит Запада не осмеливался пойти против его воли.

Глубокий интерес Григория I к благовестию проявляется в великолепном рассказе Беды Достопочтенного. Когда Григорию однажды сказали, что мягковолосые, голубоглазые мальчики, которые продаются как рабы в Риме, — по национальности англы, он сказал, что они не англы, а ангелы; а когда ему сказали, что они из Деири (Йоркшир), он решил, что их должно отвратить от гнева (лат. de iri) Бога путем благовестия, и послал монаха Августина (не путайте его с блаженным Августином из Гиппона) в Британию, чтобы распространять там Благую Весть. Августин прибыл в Англию в 597 году и вскоре обратил короля Кента в христианство. Однако римские миссионеры нашли соперников в лице кельтской церкви, благовествование которой медленно распространялось к югу острова. В 663 году римская вера одержала полную победу. Таким образом, Григория I можно считать человеком, подчинившим англичан Римской Церкви. Он составлял подробные планы развития Церкви в Англии.

Григорий I сделал епископат в Риме одним из самых процветающих в то время путем великолепной администраторской работы. На папские владения в Италии и прилегающих областях прежде никогда не сыпался такой золотой дождь, как при Григории. С этими деньгами он мог выступать в роли хранителя мира на Западе. Когда король арианских лангобардов угрожал Риму во время его понтификата, Григорий I смог сформировать армию, принудить лангобардского правителя к миру и обратить его из арианства.

Он также положил начало григорианскому пению, которое заняло более важное место в Римской католической Церкви, чем то, которое было развито Амвросием. Это пение использовало величественное и торжественное единоголосие — монотон — в той части службы, которая пелась.

Григорий I был хорошим проповедником. Он касался насущных проблем кризисного времени, в которое жил. Его проповеди были практичными, призывали к покорности и благочестию, однако они много теряли от чрезмерного использования аллегорий — обычной ошибки проповедников того времени.

Литературные сочинения Григория I еще более превосходны, чем проповеди. В Magna Moralia — комментарий к книге Иова — он подчеркивал значение морального толкования и прибегал к аллегориям, чтобы выразить свои этические принципы. Он выставлял Иова как аллегорический прототип Христа, его жену как прототип плотской природы, семь сыновей — духовенства, а трех дочерей — поклоняющихся мирян. Он составил и другие комментарии, однако ни один из них не является таким обширным, как сочинение по книге Иова. Также он написал «Книгу пастырской заботы», которая посвящена проблемам пастырского богословия. В ней Григорий I особо подробно описал требования, предъявляемые епископу, добродетели, необходимые для епископа, и обосновал потребность самоанализа. Сочинение стало призывом к монашеству из-за его аскетической направленности. Кроме того, до настоящего времени сохранились более восьмисот посланий Григорий I.

Григорий I был выдающимся богословом. Он стоит на одном уровне с Иеронимом, Амвросием и Августином, то есть в числе четырех великих докторов Западной Церкви. Он заложил основание богословия, которого придерживалась Римская католическая Церковь в средние века, пока Фома Аквинский не составил свою «Сумму теологии». Григорий полагал, что человек грешен от рождения и по своему выбору, однако он несколько смягчил позицию Августина, утверждая, что человек не наследует грех от Адама, и рассматривая грех как болезнь, которой подвержены все люди. Он утверждал, что воля свободна и что утеряна только ее праведность. Он верил в предопределение, но ограничивал его лишь избранными. Он полагал, что благодать не является неизбежной, поскольку она основана как на предвидении Бога, так и до некоторой степени на качествах человека. Он верил в существование чистилища — места, где будут очищаться души до восхождения на небеса. Он верил в богодухновенность Библии, но, что странно, ставил предания наравне с Библией. Канон мессы, который он слегка изменил, широко использовался в его время, в чем отразилась возрастающая тенденция рассматривать причащение как принесение в жертву тела и крови Христа каждый раз, когда оно совершается. Григорий I подчеркивал значение добрых дел и возможность обращения к святым за помощью. Мы совершенно не ошибемся, если скажем, что средневековое богословие несет на себе печать Григория I.

 

* * *

 

Понтификат Григория I является поистине водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Его последователи использовали заложенное им основание, когда создавали священную систему церковной иерархии в средние века. Он систематизировал учение и сделал Церковь политической силой.

 

Глава 17


Читайте также:

  1. Вопрос 12. Внешнеполитическая стратегия СССР в первый период Второй мировой войны (1939 – середина 1941 гг.).
  2. Второе действие, акт первый.
  3. Если вы смогли проникнуть в матку, то вы на правильном пути. А затем, постепенно, вы сможете проникать все дальше и дальше и сможете вспомнить первый момент, когда вы попали туда.
  4. Книг. Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это.
  5. Коалиция Помпея, Цезаря и Красса (первый триумвират).
  6. Кто и в каком году построил первый в мире нефтеочистительный завод?
  7. Лосось на гриле с сальсой из папайи и мяты
  8. М. М. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский
  9. НАБЛЮДЕНИЕ — ПЕРВЫЙ ЭТАП ПСИХОДИАСНОСТИКИ
  10. Начало иностранной военной интервенция. Первый период гражданской войны.
  11. Немецкий Веркбунд — первый союз промышленников и художников
  12. Образец контрольной работы за первый год обучения

lektsia.com

Хронологический список Римских Пап — это… Что такое Хронологический список Римских Пап?

  • Папы римские — хронологический список — Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра в Ватикане Список римских пап, разбитый по периодам, с аннотациями и указанием периодов правления. Примечание: Только в 384… …   Википедия

  • Списки правителей — …   Википедия

  • Уния церковная — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Уния (церк.) — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… …   Православная энциклопедия

  • Белорусские фамилии — (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV  началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… …   Википедия

  • Patrologia Latina — (Латинская патрология)  собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть  Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… …   Википедия

  • Литургия — (от λιτός общий и εργον дело) название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    РИМСКИЕ ПАПЫ — Древо

    Список Римских архиереев

    Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, был апостол Петр, на котором уже с конца II века Римские предстоятели основывает свои притязания на исключительно высокое положение во вселенской Церкви, ошибочно. Подробнее см. ст. «Римская Церковь».

    Первый известный случай когда епископ Римский назвал себя «папой» относится к 384 году.

    Римские епископы в период становления Церкви

    • Ап. Лин (до 76/78)
    • Клет (Анаклет) (76/78 — 88/90)
    • Св. Климент I (88/90 — 97/99)
    • Эварист (97/99 — 105/107)
    • Сщмч. Александр I (105/107 — 115/116)
    • Сикст I (115/116 — 125)
    • Св. Телесфор (125 — 136)
    • Сщмч. Игиин Философ (136 — 140)
    • Пий I (140 — 154/155)
    • Сщмч. Аникита (155 — 165/166)
    • Сотирий (165/166 — 174/175)
    • Сщмч. Елевферий I (174/175 — 189)
    • Виктор I (189 — 199)
    • Зефирин (199 — 217)
      • Наталис (антипапа) (199 — ?)
    • Каликст I (217 — 222)
    • Сщмч. Урван I (222/223 — 23 мая 230)
    • Понтиан (21 июля 230 — 28 сентября 235)
    • Сщмч. Анфир (21 ноября 235 — 3 января 236)
    • Сщмч. Фавий (10 января 236 — 20 января 250)
    • Корнилий (март 251 — июнь 253)
      • Новатиан (антипапа) (251 — 268)
    • Лукий I (25 июня 253 — 5 марта 254)
    • Сщмч. Стефан I (12 мая 254 — 2 августа 257)
    • Сщмч. Сикст II (30 августа 257 — 6 августа 258)
    • Дионисий (22 июля 259 — 26 декабря 269)
    • Феликс I (5 января 269 — 30 декабря 274)
    • Евтихий (4 января 275 — 7 декабря 283)
    • Сщмч. Гаий (17 декабря 283 — 22 апреля 296)
    • Сщмч. Маркеллин (30 июня 296 — 24 октября 304)
    • Сщмч. Маркелл (27 мая 308 — 16 января 309)
    • Евсевий (18 апреля 309/310 — 17 августа 309/310)
    • Свт. Мильтиад (Мельхиад) (2 июля 311 — 10/11 января 314)

    Признание и начало становления Папства

    • Свт. Сильвестр I (31 января 314 — 31 декабря 335)
    • Марк (18 января — 7 октября 336)
    • Иулий I (6 февраля 337 — 12 апреля 352)
    • Свт. Ливерий (17 мая 352 — 24 сентября 366)
      • Феликс II (антипапа) (355 — 358; 365.XI.22) — этот Феликс смешан с римским мучеником, носившим такое же имя, и упомянут как папа в Liber pontificalis.
    • Дамас I (1 октября 366 — 11 декабря 384)
      • Урсин (антипапа) (366 — 367)
    • Сириций (384.XII.15 — 399.XI.26)
    • Анастасий I 399.XI.27 — 401.XII.19
    • Иннокентий I 401.XII.22 — 417.III.12
    • Зосима 18 марта 417 — 26 декабря 418
    • Вонифатий I 418.XII.29 — 422.IX.4
      • Евлалий (антипапа) (29 декабря 418 — 419)
    • Свт. Келестин I (422 — 6 апреля 432)
    • Сикст III (31 июля 432 — 19 августа 440)
    • Свт. Лев I Великий (29 сентября 440 — 10 ноября 461)
    • Иларий (19 ноября 461 — 29 февраля 468)
    • Симплиций 468.III.3 — 483.III.10
    • Феликс II 483.III.13 — 492.III.1
    • Геласий I (март 492 — 21 ноября 496)
    • Анастасий II 496.XI.24 — 498.XI.19
    • Симмах 498.XI.22 — 514.VII.19
      • Лаврентий (антипапа) (498, 501-505)
    • Гормизд 514.VII.20 — 523.VIII.6
    • Иоанн I 13 августа 523 — 18 мая 526
    • Феликс III 526.VII.12 — 530.IX.22
    • Вонифатий II 530.IX.22 — 532.Х.17
      • Диоскур (антипапа) (530.IX.22 — 530.Х.14) — возможно, законный папа; умер спустя 22 дня после избрания.
    • Иоанн II 2 января 533 — 8 мая 535
    • Свт. Агапит I 535.V.13 — 536.IV.22
    • Сильверий 536.VI.8 — 537.VI.11 — насильственно низложен в марте, отрекся 11 ноября, умер 2 декабря 537.
    • Вигилий 537.III.29 — 555.VI.7 — был поставлен в качестве антипапы византийским полководцем Велисарием и признан в качестве папы после смерти Сильверия.
    • Пелагий I 556.IV.16 — 561.III.4
    • Иоанн III 17 июля 561 — 13 июля 574
    • Венедикт I 575.VI.2 — 579.VII.30
    • Пелагий II 579.XI.26 — 590.II.7
    • Свт. Григорий I Великий (3 сентября 590 — 12 марта 604)
    • Сабиниан (13 сентября 604 — 22 февраля 606)
    • Вонифатий III (19 февраля 607 — 12 ноября 607)
    • Вонифатий IV (25 августа 608 — 8 мая 615)
    • Адеодат I (Деусдедит) (19 октября 615 — 8 ноября 618)
    • Вонифатий V (23 декабря 619 — 25 октября 625)
    • Гонорий I (27 октября 625 — 12 октября 638)
    • Северин 640.V.28 — 640.VIII.2
    • Иоанн IV 24 декабря 640 — 12 октября 642
    • Феодор I 642.XI.24 — 649.V.14
    • Свт. Мартин I Исповедник 649.VII — 653.VI.17
    • Евгений I 654.VIII.10 — 657.VI.2
    • Виталиан 657.VII.30 — 672.I.27
    • Адеодат II 672.IV.11 — 676.VI.17
    • Домн 676.XI.2 — 678.IV.11
    • Прп. Агафон 678.VI.27 — 681.I.10
    • Лев II 682.VIII.17 — 683.VII.3
    • Венедикт II 684.VI.26 — 685.V.8
    • Иоанн V 23 июля 685 — 2 августа 686
    • Конон 686.Х.21 — 687.IX.21
      • Феодор (антипапа) (687)
      • Пасхалий (антипапа) (687-692)
    • Сергий I 687.XII.15 — 701.IX.8
    • Иоанн VI 30 октября 701 — 11 января 705
    • Иоанн VII 1 марта 705 — 18 октября 707
    • Сисинний 708.I.15 — 708.II.4
    • Константин 708.III.25 — 715.IV.9

    Папы раннего Средневековья

    • Григорий II (19 мая 715 — 11 февраля 731)
    • Григорий III (18 марта 731 — 10 декабря 741)
    • Свт. Захария (10 декабря 741 — 22 марта 752)
      • Стефан II (23 марта — 25 марта 752) [1]
    • Стефан II (III) (26 марта 752 — 26 апреля 757)
    • Павел I (29 мая 757 — 28 июня 767)
    • Стефан III (IV) (7 августа 768 — 3 февраля 772)
      • Константин II (антипапа) (28 апреля 767 — 769)
      • Филипп (антипапа) (768) [2]
    • Адриан I (9 февраля 772 — 25 декабря 795)
    • Лев III 27 (декабря 795 — 12 июня 816)
    • Стефан IV (V) (22 июня 816 — 24 января 817)
    • Пасхалий I (25 января 817 — 11 февраля 824)
    • Евгений II (2 мая 824 — август 827)
    • Валентин (август — сентябрь 827)
    • Григорий IV (октябрь 827 — январь 844)
      • Иоанн (антипапа) (844)
    • Сергий II (январь 844 — 27 января 847)
    • Лев IV (10 апреля 847 — 17 июля 855)
    • Венедикт III (29 сентября 855 — 17 апреля 858)
      • Анастасий (антипапа) (август 855 — сентябрь 855)
    • Николай I (24 апреля 858 — 13 ноября 867)
    • Адриан II (14 декабря 867 — 14 декабря 872)
    • Иоанн VIII (14 декабря 872 — 16 декабря 882)
    • Марин I (16 декабря 882 — 15 мая 884)
    • Адриан III (17 мая 884 — 15 сентября 885)
    • Стефан V (VI) (сентябрь 885 — 14 сентября 891)
    • Формоз (6 октября 891 — 4 апреля 896)
    • Вонифатий VI (апрель 896)
    • Стефан VI (VII) (май 896 — август 897)
    • Роман (август — ноябрь 897)
    • Феодор II (декабрь 897)
    • Иоанн IX (январь 898 — январь 900)
    • Венедикт IV (январь 900 — июль 903)
    • Лев V (июль 903 — октябрь 903)
      • Христофор (антипапа) (сентябрь 903 — январь 904)
    • Сергий III 29 (января 904 — 14 апреля 911)
    • Анастасий III (апрель 911 — июнь 913)
    • Ландон (июль 913 — февраль 914)
    • Иоанн X (март 914 — май 928)
    • Лев VI (май 928 — декабрь 928)
    • Стефан VII (VIII) (декабрь 928 — февраль 931)
    • Иоанн XI (граф Тускулумский) (февраль 931 — декабрь 935)
    • Лев VII 3 (января 936 — 13 июля 939)
    • Стефан VIII (IX) (14 июля 939 — октябрь 942)
    • Марин II (30 октября 942 — май 946)
    • Агапит II (10 мая 946 — декабрь 955)
    • Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский) 16 декабря 955 — 4 декабря 963
    • Лев VIII 6 декабря 963 — 1 марта 965 — легитимность его правления зависит от основательности низложения его предшественника.
    • Венедикт V 22 мая — 23 декабря 964 — если Лев VIII был легитимным папой, то Венедикт V был антипапой. Некоторые источники считают Венедикта законным папой, а Льва VIII — антипапой.
    • Иоанн XIII 1 октября 965 — 6 октября 972
    • Венедикт VI 19 января 973 — июнь 974 — в новой редакции Liber pontificalis XV в.под 972 фигурирует несуществующий папа Домн II, возможно — в результате смешения титула dominus с именем собственным.
      • Вонифатий VII (антипапа) (в первый раз) (974.VI — 974.VIII)
    • Венедикт VII (граф Тускулумский) октябрь 974 — 10 июля 983
    • Иоанн XIV (Пьетро ди Павиа) 10 декабря 983 — 20 августа 984 — начиная с XII в.этот понтификат ошибочно разделяли между двумя папами, считая антипапу Иоанна Филагатона папой Иоанном XVII. В 1024 Роман граф Тускуланский по праву взял себе имя Иоанна XVIII, однако впоследствии его ошибочно стали называть Иоанном XX. Усвоением одной или обеих этих ошибок объясняется тройная нумерация пап Иоаннов между 1024 и 1410.
      • Вонифатий VII (антипапа) (во второй раз) (984.VIII — 985.VII)
    • Иоанн XV август 985 — март 996
    • Григорий V (Бруно, герцог Каринтский) 3 мая 996 — 18 февраля 999
      • Иоанн XVI (Джованни Филагато) (антипапа) (997.IV — 998.II)
    • Сильвестр II (Герберт д’0риллак) 2 апреля 999 — 12 мая 1003
    • Иоанн XVII (Секко) июнь 1003 — декабрь 1003
    • Иоанн XVIII (Фазано) январь 1004 — июль 1009
    • Сергий IV (Пьетро Бука Порца) 31 июля 1009 — 12 мая 1012
    • Венедикт VIII (Джованни, граф Тускулумский) 18 мая 1012 — 7 апреля 1024
      • Григорий VI (антипапа) (1012)
    • Иоанн XIX (граф Тускулумский) апрель 1024 — 6 ноября 1032
    • Венедикт IX (в первый раз) (Теофилакт, граф Тускулумский) 1032-1044
    • Сильвестр III (Джованни) 20 января — 10 марта 1045
    • Венедикт IX (во второй раз) 10 марта — 1 мая 1045
    • Григорий VI (Джованни Грациано) 5 мая 1045 — 20 декабря 1046
    • Климент II (граф Шидгер, Морслебен и Горнбург) 25 декабря 1046 — 9 октября 1047
    • Венедикт IX (в третий раз) 8 ноября 1047 — 17 июля 1048 — если троекратное смещение Венедикта IX было незаконным, то Сильвестр III, Григорий VI и Климент II были антипапами.
    • Дамасий II (Поппо фон Бриксен) 17 июля — 9 августа 1048
    • Лев IX (Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург) 12 февраля 1049 — 19 апреля 1054

    Процесс размежевания Восточной и Западной Церквей и уклонения последней от Православного учения продолжался в течении столетий. Так, уже Константинопольский Собор 867 года объявил добавление филиокве в Никео-Цареградский Символ — ересью. При этом традиционно отпадение Римской Церкви от полноты Православия датируется 1054 годом. С этого времени можно говорить о папах Римских как о предстоятелях Римо-католической Церкви. См. подробнее ст. Римская Церковь.

    • Виктор II (Гебгард, граф Долленштейн-Гиршберг) 16 апреля 1055 — 28 июля 1057
    • Стефан IX (X) (Фридрих, герцог Лотарингский) 2 августа 1057 — 29 марта 1058
      • Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа) (1058.IV.5 — 1058.XI.24)

    Возвышение Папства

    • Николай II (Жерар де Шеврон) 6 декабря 1058 — 27 июля 1061
    • Александр II (Ансельмо да Баджо) 1 октября 1061 — 21 апреля 1073
      • Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа) (1061.Х.28 — 1072)
    • Григорий VII (Гильдебранд) 22 апреля 1073 — 25 мая 1085
      • Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа) (1080.VI.25, 1084.III.24 — 1100.IХ.8)
    • Виктор III (Дезидерий Эпифани) 24 мая 1086 — 16 сентября 1087
    • Урбан II (Эд де Шатийон) 12 марта 1088 — 29 июля 1099
    • Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда) 13 августа 1099 — 21 января 1118
      • Теодор (Джибер) (антипапа) (1100-1102)
      • Альберт (антипапа) (1102)
      • Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа) (1105.XI.18 — 1111)
    • Геласий II (Джованни Каэтани) 24 января 1118 — 28 января 1119
      • Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа) (1118.III.8 — 1121)
    • Каликст II (Ги из Бургундии) 2 февраля 1119 — 13 декабря 1124
    • Гонорий II (Ламберто ди Фьяньяно) 15 декабря 1124 — 13 февраля 1130
      • Целестин II (Тибальдо Буккапек) (антипапа) (1124.ХII)
    • Иннокентий II (Грегорио Папарески) 14 февраля 1130 — 24 сентября 1143
      • Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа) (1130.II.24 — 1138.I.25)
      • Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138.III — 1138.V.29)
    • Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло) 26 сентября 1143 — 8 марта 1144
    • Луций II (Джерардо Каччанемичи) 12 марта 1144 -15 февраля 1145
    • Евгений III (Бернардо Паганелли) 15 февраля 1145 — 8 июля 1154
    • Анастасий IV (Коррадо) 12 июля 1153 — 3 декабря 1154
    • Адриан IV (Николай Брейкспир) 4 декабря 1154 — 1 сентября 1159
    • Александр III (Роландо Бандинелли) 7 сентября 1159 — 30 августа 1181
      • Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа) (1159.IX.7 — 1164.IV.20) — собственно — Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138, поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II.
      • Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа) (1164.IV.22 — 1168. IX.20)
      • Калликст III (Джованни де Струми) (антипапа) (1168. IX — 1178.VIII.29)
      • Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179.IX.29 — 1180)
    • Луций III (Убальдо Алючиньоли) 1 сентября 1181 — 25 ноября 1185
    • Урбан III (Уберто Кривелли) 25 ноября 1185 — 20 октября 1187
    • Григорий VIII (Альберто де Морра) 21 октября — 17 декабря 1187
    • Климент III (Паоло Сколари) 19 декабря 1187 — 20 марта 1191
    • Целестин III (Джачинто Бобоне) 30 марта 1195 — 8 января 1198

    Папство на вершине власти

    • Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи) 8 января 1198 — 16 июля 1216
    • Гонорий III (Ченчио Савелли) 18 июля 1216 — 18 марта 1227
    • Григорий IX (Уголино, граф Сеньи) 19 марта 1227 — 22 августа 1241
    • Целестин IV (Джоффредо Кастильоне) 25 октября — 10 ноября 1241
    • Иннокентий IV (Синибальдо Фиески) 25 июня 1243 — 7 декабря 1254
    • Александр IV (Ринальдо, граф Сеньи) 12 декабря 1254 — 25 мая 1261
    • Урбан IV (Жак Панталеон) 29 августа 1261 — 2 октября 1264
    • Климент IV (Ги Фулькуа Ле Гро) 5 февраля 1265 — 29 ноября 1268
    • Григорий Х (Тебальдо Висконти) 1 сентября 1271 — 10 января 1276
    • Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа) 21 января — 22 июня 1276
    • Адриан V (Оттобоно Фиески) 11 июля — 18 августа 1276
    • Иоанн XXI (Пьетро Юлиани) 8 сентября 1276 — 20 мая 1277 — ни один из пап не носил имени Иоанна XX; Петр Испанский, 1276, должен был бы называться Иоанном XIX, однако взял себе имя Иоанна XXI. См. примечание к Иоанн XIV.
    • Николай III (Джованни Гаэтано Орсини) 25 ноября 1277 — 22 августа 1280
    • Мартин IV (Симон де Брион) 22 января 1281 — 28 марта 1285 — Симон де Брион, избранный в 1281, носил имя Мартина IV; Марин I и Марин II считались Мартином I и Мартином II.
    • Гонорий IV (Джакомо Савелли) 2 апреля 1285 — 3 апреля 1287
    • Николай IV (Джироламо Маши) 22 февраля 1288 — 4 апреля 1292
    • Святой Целестин V (Пьетро дель Мурроне) 5 июля — 13 декабря 1294, последний Папа Римский который отрекся от престола. Умер 19 мая 1296 года.
    • Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани) 24 декабря 1294 — 11 октября 1303
    • Бенедикт XI (Никколо Боккасини) 22 октября 1303 — 7 июля 1304

    От Авиньонского пленения пап до Констанцского собора

    • Климент V (Бертран де Го) 5 июня 1305 — 20 апреля 1314
    • Иоанн XXII (Жак Дюэз) 7 августа 1316 — 4 декабря 1334
      • Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа) (1328.V.12 — 1330.VIII.25)
    • Бенедикт XII (Жак Фурнье) 20 декабря 1334 — 25 апреля 1342
    • Климент VI (Пьер Роже) 7 мая 1342 — 6 декабря 1352
    • Иннокентий VI (Этьен Обер) 18 декабря 1352 — 12 сентября 1362
    • Урбан V (Гильом де Гримор) 28 сентября 1362 — 19 декабря 1370
    • Григорий XI (Пьер Роже де Бофор) 30 декабря 1370 — 27 марта 1378
    • Урбан VI (Бартоломее Приньяно) 8 апреля 1378 — 15 октября 1389
      • Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа) (1378.IX.20 — 1394.IX.16)
    • Бонифаций IX (Пьетро Томачелли) 2 ноября 1389 — 1 октября 1404
      • Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа) (1394.IX.28 — 1417.VII.26) — Констанцский собор низложил его 26 июля 1417, а Пизанский собор — 5 июня 1409. Его преемниками в «авиньонском» пленении были Климент VIII (10 июня 1423-26 июля 1429; умер 28 декабря 1447) и Бенедикт XIV (12 ноября 1425-1430).
    • Иннокентий VII (Козимо Мильорати) 17 октября 1404 — 6 ноября 1406
    • Григорий XII (Анджело Коррер) 30 ноября 1406 — 4 июля 1415 — дата отречения; умер 18 октября 1417. Вместе со следующими антипапами положил начало «авиньонскому» и «пизанскому» священноначалию.
      • Александр V (Петр Филарго) (антипапа) (1409.VI.26 — 1410.V.3)
      • Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа) (1410.V.17 — 1415.V.29) — дата его низложения Констанцским собором; умер 22 ноября 1419.

    Папы эпохи Ренессанса

    • Мартин V (Оддо Колонна) 11 ноября 1417 — 20 февраля 1431
      • Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа) (1423.VI.10 — 1429.VII.26)
      • Бенедикт XIV (Бернард Ганьер) (антипапа) (1425-1430 [?])
    • Евгений IV (Габриэле Кондульмер) 3 марта 1431 — 23 февраля 1447
      • Бенедикт XV (Жан Карьер) (антипапа) (1433-1438 [?])
      • Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа) (1439.XI.5 — 1449.IV.25)
    • Николай V (Томмазо Парентучелли) 6 марта 1447 — 24 марта 1455
    • Каликст III (Алонсо де Борха) (Борджа) 8 апреля 1455 — 6 августа 1458
    • Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини) 19 августа 1458 — 15 августа 1464
    • Павел II (Пьетро Барбо) 30 августа 1464 — 26 июля 1471
    • Сикст IV (Франческо делла Ровере) 9 августа 1471 — 12 августа 1484
    • Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо) 29 августа 1484 — 25 июля 1492
    • Александр VI (Родриго де Борджиа) 11 августа 1492 — 18 августа 1503 — должен был бы называться Александром V, так как Александр V, поставленный Пизанским собором (1409-1410), не может считаться легитимным папой.
    • Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини) 22 сентября — 18 октября1503
    • Юлий II (Джулиано делла Ровере) 31 октября 1503 — 21 февраля 1513
    • Лев Х (Джованни Медичи) 11 марта 1513 — 1 декабря 1521
    • Адриан VI (Адриан Флоренс) 9 января 1522 — 14 сентября 1523
    • Климент VII (Джулио Медичи) 19 ноября 1523 — 25 сентября 1534
    • Павел III (Алессандро Фарнезе) 13 октября 1534 — 10 ноября 1549

    Папы Реформации и Контрреформации

    • Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте) 7 февраля 1550 — 23 марта 1555
    • Марцелл II (Марчелло Червини) 9 апреля — 30 апреля 1555
    • Павел IV (Джанпьетро Караффа) 23 мая 1555 — 18 августа 1559
    • Пий IV (Джованни Анджело Медичи) 25 декабря 1559 — 9 декабря 1565
    • Святой Пий V (Антонио Микеле Гислиери) 7 января 1566 — 1 мая 1572
    • Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи) 13 мая 1572 — 10 апреля 1585
    • Сикст V (Феличе Перетти) 24 апреля 1585 — 27 августа 1590
    • Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья) 15 сентября — 27 сентября 1590
    • Григорий XIV (Никколо Сфондрати) 5 декабря 1590 — 16 октября 1591
    • Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти) 29 октября — 30 декабря 1591
    • Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) 30 января 1592 — 5 марта 1605
    • Лев XI (Алессандро Медичи) 1 апреля — 27 апреля 1605
    • Павел V (Камилло Боргезе) 16 мая 1605 — 28 января 1621
    • Григорий XV (Алессандро Людовизи) 9 февраля 1621 — 8 июля 1623
    • Урбан VIII (Маффео Барберини) 6 августа 1623 — 29 июля 1644

    Упадок Папства. Эпоха Просвещения и буржуазных революций

    • Иннокентий Х (Джамбаттиста Памфили) 15 сентября 1644 — 7 января 1655
    • Александр VII (Фабио Киджи) 7 апреля 1655 — 22 мая 1667
    • Климент IX (Джулио Роспильози) 20 июня 1667 — 9 декабря 1669
    • Климент X (Эмилио Альтьери) 29 апреля 1670 — 22 июля 1676
    • Иннокентий XI (Бенедетто Одескальки) 21 сентября 1676 — 12 августа 1689
    • Александр VIII (Пьетро Оттобони) 6 октября 1689 — 1 февраля 1691
    • Иннокентий XII (Антонио Пиньятелли) 12 июля 1691 — 27 сентября 1700
    • Климент XI (Джованни Франческо Альбани) 23 ноября 1700 — 19 марта 1721
    • Иннокентий XIII (Микеланджело деи Конти) 8 мая 1721 — 7 марта 1724
    • Бенедикт XIII (Пьетро Франческо, герцог Орсини) 29 мая 1724 — 21 февраля 1730
    • Климент XII (Лоренцо Корсини) 12 июля 1730 — 6 февраля 1740
    • Бенедикт XIV (Просперо Ламбертини) 17 августа 1740 — 3 мая 1758
    • Климент XIII (Карло Реццонико) 6 июля 1758 — 2 февраля 1769
    • Климент XIV (Джованни Винченцо Лоренцо Ганганелли) 19 мая 1769 — 22 ноября 1774
    • Пий VI (Джованни Анджело, граф Браски) 15 февраля 1775 — 29 августа 1799
    • Пий VII (Барнаба Луиджи, граф Кьярамонти) 14 марта 1800 — 20 августа 1823
    • Лев XII (Аннибале, граф делла Дженга) 28 сентября 1823 — 10 февраля 1829
    • Пий VIII (Франческо Саверио Кастильони) 31 марта 1829 — 30 ноября 1830
    • Григорий XVI (Бартоломео Альберто Мауро Каппеллари) 2 февраля 1831 — 1 июня 1846
    • Пий IX (Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти) 16 июня 1846 — 7 февраля 1878

    Папство в Новейшее время

    • Лев XIII (граф Джоакино Печчи) (20 февраля 1878 — 20 июля 1903)
    • Пий X (Джузеппе Сарто) (4 августа 1903 — 20 августа 1914)
    • Бенедикт XV (маркиз Джакомо делла Кьеза) (3 сентября 1914 — 22 января 1922)
    • Пий XI (Акилле Ратти) (6 февраля 1922 — 10 февраля 1939)
    • Пий XII (Эудженио Пачелли) (2 марта 1939 — 9 октября 1958)
    • Иоанн XXIII (XXIV) (Анджело Джузеппе Ронкалли) (28 октября 1958 — 3 июня 1963) — двадцать первый легитимный папа с именем Иоанн; относительно нумерации см. примечания выше (Иоанн XIV и Иоанн XXI).
    • Павел VI (Джованни Баттиста Монтини) (21 июня 1963 — 6 августа 1978)
    • Иоанн Павел I (Альбино Лучани) (26 августа 1978 — 29 сентября 1978)
    • Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) (16 октября 1978 — 2 апреля 2005)
    • Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) (19 апреля 2005 — 28 февраля 2013)
    • Франциск (Хорхе Марио Бергольо) (с 13 марта 2013)

    См. также



    [1]  умер спустя 3 дня после избрания, поэтому не входит в официальный список Римских пап. Все папы с именем Стефан после него имеют двойную нумерацию.

    [2]  в самый день своего избрания возвратился в свой монастырь

    drevo-info.ru

    Папа римский это что такое Папа римский: определение — История.НЭС

    Папа Римский

    глава Католический церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 г. — всегда из кардиналов) коллегией кардиналов.

    Оцените определение:

    Источник: Исторический словарь

    ПАПА РИМСКИЙ

    глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило, из числа кардиналов большинством в две трети плюс один голос при тайном голосовании. В Ватиканском реестре фигурируют 264 папы.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь исторических терминов

    Папа римский

    от греч. pappas — отец) — глава католич. (римско-католич.) церкви. Христианство проникло в Рим еще ок. сер. I в., и вскоре римская христиан, община стала одной из крупнейших. По преданию, первым епископом Рима был глава апостолов Петр, и это использовалось в дальнейшем епископами для утверждения своего главенства, в христиан, церкви. В эпоху античности епископам Рима не удалось установить свое главенство над всей церковью из-за отпора, особенно со стороны восточно-рим. духовенства. Однако по решениям Константинопольского (381) и Халкидонского (451) Вселенских соборов п.р. признавался первым по достоинству среди епископов (в 451 г. наряду с константинопольским). В условиях бурных потрясений Раннего Средневековья папы римские сумели установить свое верховенство (примат) в зап. христианстве. Решающую роль в этом сыграл их союз с королями самой могущественной тогда в Зап. Европе державы франков. Благодаря дару короля Пипина Короткого папы в сер. VIII в. стали монархами в своем папском государстве в Сред. Италии.

    П.р. избирался и избирается пожизненно. В Средневековье в выборах пап вначале участвовали наряду с высшим духовенством и светские лица. По постановлению Латеранского собора (1059) п.р. отныне могла избирать только коллегия кардиналов (конклав). Вначале они титуловались «наместниками апостола Петра», а в Высокое Средневековье пап римских стали рассматривать как «наместников Иисуса Христа». Тогда же появился и особый головной убор п.р. — двойная тиара, символизирующая соединение в руках папы двойной власти: духовной и светской. Неоднократно папы римские (Николай I, Григорий VII, Иннокентий III и др.) выступали с доктринами о превосходстве папской власти над королевской. В значительной мере эта доктрина нашла свое воплощение в XIII в. — веке пика полит, могущества папства. В своем руководстве католич. церковью папы римские опирались на созданный для этого бюрократич. аппарат — курию с сотнями чиновников-священнослужителей.

    Лит.: Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

    Оцените определение:

    Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    interpretive.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *