Печора 2м – ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

С-125 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Не следует путать с SA-3.
С-125 «Нева»
«Печора»
обозначение МО США и НАТО SA-3 Goa

ПУ 5П73 ЗРК С-125
Тип ЗРК малой дальности
Статус на вооружении ряда стран
Разработчик КБ-1 (головной)
ОКБ-2 (ракета) и другие
Главный конструктор А. А. Расплетин
Ю. Н. Фигуровский
П. Д. Грушин
Годы разработки 1956 — 1961
Начало испытаний С мая 1958
Принятие на вооружение 21 июня 1961
Производитель Ракета: Завод №32 (Киров)
Годы эксплуатации — н. в.
Основные эксплуатанты СССР СССР

ru.wikipedia.org

ЗРК «Печора-2М» — успехи модернизации » Военное обозрение

Согласно директиве Генштаба и распоряжения правительства, в середине весны 2002 года на центральном полигоне в Астраханской области были произведены боевые стрельбы модернизированного ЗРК «Печора-2М». Было произведено 2 пуска ракет дальностью до 20 км и до 30 км, которые завершились уничтожением «воздушных целей противника». Компания «Оборонительные системы» отметила, что поломок и выхода из строя во время испытаний замечено не было, все блоки отработали на «отлично».


Здесь хочется отметить, что впервые компания, не имеющая капитала государства, победила в тендере на модернизацию военной техники с вложением собственных средств. Предполагаемая стоимость тендера на модернизацию ЗРК «Печора» более 150 миллионов долларов.
«Печора-2М» уже была представлена военным представителям стран, в которые были произведены поставки данного комплекса, а боевые испытания только потвердили, что заявленные ТТХ соответствуют на 100 % исходя из результатов проведенных стрельб.

Всего за рубеж было поставлено более 400 ЗРК «Печора», основные страны, в которые были осуществлены поставки, – Египет, Ливия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак.
Модернизация зенитно-ракетного комплекса на сегодняшний день основная программа «Оборонительных систем», в которую компания вложила уже более 10 миллионов долларов и работает в данном направлении уже около 2-х лет.

История ЗРК «Печора».
Комплекс разрабатывался с 1955 года КБ-1 Советского Союза как средство борьбы с авиационной техникой противника на высоте до 20 километров и дальностью поражения до 25 километров.
ЗРК «С-125» был введен в строй вооруженных сил в 1961 году и имел возможность обстрела всего одной воздушной цели, имеющей скорость до 550 м/с, 2 ракетами С-125 с точностью поражения цели до 0.98.


ЗРК «Печора-2М»

Состав комплекса:
— РЛС «Каста-2Е2»;
— РЛС наведения;
— 8 ПУ, боезапас 16 ракет;
— технические средства обеспечения.
Модернизация предусматривает:

— обеспечение комплекса новой самоходной ПУ «5П73-2М» на 6х6 шасси «МЗКТ-6525»;
— переоборудования аппаратуры с аналоговой на цифровую: УОК, УВК, СДЦ, АПП, МВ, ГШН;
— обеспечение современной защитой от пассивных и активных помех;
— установка блоков автоматического захвата и наведения в канал ТОВ;
— оборудование современными устройствами для обеспечения сканирования пространства;

— усиленная модернизация ракеты.

ПУ имеет двигатель «ЯМЗ-238Д» с мощностью 330 л.с. и перемещается в боевом состоянии с 2 ракетами, что значительно повысило боеготовность и время развертывания.
В состав комплекса входит новейший транспортно-заряжающий автомобиль «ПР-14-2М» с манипулятором гидравлического изготовления для работ с ракетными изделиями комплекса, что добавляет возможность производить заряжание ракет в ПУ в любом месте.

Произведена замена 44 блоков и 6 шкафов аппаратуры комплекса на 2 шкафа аппаратуры «УК370» и «УК360». Зиповая матчасть переоснащена оборудованием для обеспечения работы новой аппаратуры и составляет 50% от количества установленного оборудования.
Управляема ракета «5В27Д» получила обновленный двигатель на первую ступень, модернизированную боевую часть и принципиально новый взрыватель. Все это расширило дальность поражения до 32 километров и увеличило возможность уничтожения низколетящих целей вследствие увеличения массы боевой части более чем в 1.5 раза и разлета осколков в 3.5 раза.

Новые возможности ЗРК «Печора-2М»:
— вывод на экран оператора полного формуляра данных – азимут, эпсилон цели, дальность до объекта, высота- скорость- параметр цели, зона поражения ракетой;
— увеличение вероятности и зоны поражения за счет использования современных средств защиты от пассивных и активных помех;
— автоматизация целеуказания от различных РЛС комплекса и не только;
— предупреждение появления цели за счет использования звукового устройства;
— возможность сопровождения цели в случае потери радиолокационного и телеоптического контакта;
— внедрение тренажера для проведения учебных занятий и тренировок личного состава комплекса;
— обеспечение оборудования системами самоконтроля и поиска неисправности;
— возможность быстрой замены неисправного блока или элемента благодаря использованию в оборудовании системы «быстрой замены»;

Основные характеристики комплекса:
— поражение цели по дальности 2.5-32 км;
— поражение цели по высоте — 0.02-20 км;
— время выхода на стрельбу меньше 30 минут;
— количество ПУ 8 единиц;
— ведение до 16 воздушных объектов;
— удаленность ПУ от центра управления до 10 километров;
— техобслуживание менее 80 блоков и параметров комплекса.

Варианты модернизации:
— контейнерный вариант старого образца со всем комплектом оборудования и техники;
— мобильный вариант с постановкой на шасси ПУ, КУ и поста УНВ.

topwar.ru

ЗРК «Печора-2М» — успехи модернизации


Согласно директиве Генштаба и распоряжения правительства, в середине весны 2002 года на центральном полигоне в Астраханской области были произведены боевые стрельбы модернизированного ЗРК «Печора-2М». Было произведено 2 пуска ракет дальностью до 20 км и до 30 км, которые завершились уничтожением «воздушных целей противника». Компания «Оборонительные системы» отметила, что поломок и выхода из строя во время испытаний замечено не было, все блоки отработали на «отлично».

Здесь хочется отметить, что впервые компания, не имеющая капитала государства, победила в тендере на модернизацию военной техники с вложением собственных средств. Предполагаемая стоимость тендера на модернизацию ЗРК «Печора» более 150 миллионов долларов.
«Печора-2М» уже была представлена военным представителям стран, в которые были произведены поставки данного комплекса, а боевые испытания только потвердели, что заявленные ТТХ соответствуют на 100 % исходя из результатов проведенных стрельб.


Всего за рубеж было поставлено более 400 ЗРК «Печора», основные страны, в которые были осуществлены поставки, – Египет, Ливия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак.
Модернизация зенитно-ракетного комплекса на сегодняшний день основная программа «Оборонительных систем», в которую компания вложила уже более 10 миллионов долларов и работает в данном направлении уже около 2-х лет.

История ЗРК «Печора».
Комплекс разрабатывался с 1955 года КБ-1 Советского Союза как средство борьбы с авиационной техникой противника на высоте до 20 километров и дальностью поражения до 25 километров.
ЗРК «С-125» был введен в строй вооруженных сил в 1961 году и имел возможность обстрела всего одной воздушной цели, имеющей скорость до 550 м/с, 2 ракетами С-125 с точностью поражения цели до 0.98.


ЗРК «Печора-2М»

Состав комплекса:
— РЛС «Каста-2Е2»;
— РЛС наведения;
— 8 ПУ, боезапас 16 ракет;
— технические средства обеспечения.
Модернизация предусматривает:
— обеспечение комплекса новой самоходной ПУ «5П73-2М» на 6х6 шасси «МЗКТ-6525»;
— переоборудования аппаратуры с аналоговой на цифровую: УОК, УВК, СДЦ, АПП, МВ, ГШН;
— обеспечение современной защитой от пассивных и активных помех;
— установка блоков автоматического захвата и наведения в канал ТОВ;
— оборудование современными устройствами для обеспечения сканирования пространства;
— усиленная модернизация ракеты.

ПУ имеет двигатель «ЯМЗ-238Д» с мощностью 330 л.с. и перемещается в боевом состоянии с 2 ракетами, что значительно повысило боеготовность и время развертывания.
В состав комплекса входит новейший транспортно-заряжающий автомобиль «ПР-14-2М» с манипулятором гидравлического изготовления для работ с ракетными изделиями комплекса, что добавляет возможность производить заряжание ракет в ПУ в любом месте.

Произведена замена 44 блоков и 6 шкафов аппаратуры комплекса на 2 шкафа аппаратуры «УК370» и «УК360». Зиповая матчасть переоснащена оборудованием для обеспечения работы новой аппаратуры и составляет 50% от количества установленного оборудования.
Управляема ракета «5В27Д» получила обновленный двигатель на первую ступень, модернизированную боевую часть и принципиально новый взрыватель. Все это расширило дальность поражения до 32 километров и увеличило возможность уничтожения низколетящих целей вследствие увеличения массы боевой части более чем в 1.5 раза и разлета осколков в 3.5 раза.

Новые возможности ЗРК «Печора-2М»:
— вывод на экран оператора полного формуляра данных – азимут, эпсилон цели, дальность до объекта, высота- скорость- параметр цели, зона поражения ракетой;
— увеличение вероятности и зоны поражения за счет использования современных средств защиты от пассивных и активных помех;
— автоматизация целеуказания от различных РЛС комплекса и не только;
— предупреждение появления цели за счет использования звукового устройства;
— возможность сопровождения цели в случае потери радиолокационного и телеоптического контакта;
— внедрение тренажера для проведения учебных занятий и тренировок личного состава комплекса;
— обеспечение оборудования системами самоконтроля и поиска неисправности;
— возможность быстрой замены неисправного блока или элемента благодаря использованию в оборудовании системы «быстрой замены»;

Основные характеристики комплекса:
— поражение цели по дальности 2.5-32 км;
— поражение цели по высоте — 0.02-20 км;
— время выхода на стрельбу меньше 30 минут;
— количество ПУ 8 единиц;
— ведение до 16 воздушных объектов;
— удаленность ПУ от центра управления до 10 километров;
— техобслуживание менее 80 блоков и параметров комплекса.

Варианты модернизации:
— контейнерный вариант старого образца со всем комплектом оборудования и техники;
— мобильный вариант с постановкой на шасси ПУ, КУ и поста УНВ.

Автор Джерелейко Роман

Видео
http://youtu.be/r34W6rNtkeo

stomaster.livejournal.com

ЗРК С-125М-2М «Печора-2М» — Блог «Вестника ПВО»

Вернемся на время к технике ПВО, давно мы о ней не говорили.
Тема модернизаций советских зенитных ракетных систем была и останется еще долгое время актуальной. Вокруг ЗРК С-125 развернулась наиболее масштабная борьба за ее модернизацию. Кто только не предлагает обновленную «Неву» или «Печору»: Россия (два проекта), Белоруссия, Украина, Польша, Югославия, Куба! Китая нет в этом списке — СССР не поставляла ему С-125.

Интересно, что наиболее активными участниками этого процесса стали Россия и Белоруссия. Причем российский вариант «Печора-2М» — это российско-белорусский проект с государственным участием, а его белорусский конкурент «Печора-2Т» — это якобы частный бизнес.
На прошлом МАКС-2011 был после долгого перерыва представлен полный комплект элементов ЗРК «Печора-2М». Разработчик и поставщик уже мобильного ЗРК С-125М-2М — ОАО «Оборонительные системы», а поставщик шасси — белорусское предприятие «Минский завод колесных тягачей».

На открытой площадке впервые демонстрировался натурный образец ЗРК ‘Печора-2М’ второго поколения и придаваемые ему средства в составе:

· модернизированная кабина управления УНК-2М;

· модернизированная антенный пост УНВ-2М;

· модернизированная пусковая установка 5П73-2М;

· модуль абонентского доступа и сопряжения МАДС-125;

· ремонтный модуль со стендовым оборудованием и контрольно-измерительными приборами для ремонта ЗРК;

· дизельэлектрическая станция ДЭС-100;

· программно-технический комплекс тактико-фоновой обстановки из состава технических средств обучения и тренировки расчетов.

1. Модернизированная кабина управления УНК-2М

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. Модернизированная пусковая установка 5П73-2М

11. На пусковой 5П73-2М всего 2 зенитные управляемые ракеты 5В27Д, которые модернизацию не проходили

12.

13.

14.

15.

16.

17. Практически не изменившаяся 5П73 — ей только срезали крайние направляющие и погрузили на белорускую колесницу 

18.

19. Модернизированная антенный пост УНВ-2М — он теперь самоходный

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

ТТХ ЗРК «Печора-2М» с сайта ОАО «Оборонительные системы»

Сравнительный анализ тактико-технических и эксплуатационных характеристик ЗРК «Печора» и ЗРК «Печора-2М»


Наименование технических характеристик

ЗРК Печора»

ЗРК «Печора 2М»

1

Дальняя граница зоны пораженияВерхняя граница зоны поражения

25 кмдо 18 км

Дальняя граница зоны поражения на высоте 5-20 км — 32 км (при применении ЗУР с модернизированным стартовым двигателем).Верхняя граница зоны поражения — до 20 км.

2

Зона обнаружения цели- на высоте 7 км- на высоте 0,35 км

69 км30 км

По результатам испытаний установлено:- дальность обнаружения цели с ЭОП = 2 м2 более 100 км.- дальность обнаружения цели с ЭОП = 0,15 м2 более 50 км

3

Вероятность поражения целей

На дальности до 25 км = 0,5

На дальности до 20 км — 0,72-0,99На дальности до 25-30 км — не менее 0,51

4

— максимальная скорость поражаемых целей;- минимальная ЭОП

700 м/с0,5 м

— более 700 м/с- (ЭОП) — 0,1 м

5

Используемые шасси

Перевозимый комплекс

Перевод средств ПУ, УНВ и УНК на автомобильные шасси МЗКТ высокой проходимости (V мах. 60 км/ч)

6

Модернизация ЗУР 5В27Д

Не модернизированные ракеты

— модернизация боевого снаряжения (БЧ и РВ)- модернизация стартового двигателя

7

Наличие оптических средств

Телеоптический визир ‘Карат’.

Введена двухканальная оптико-электронная система (ТВК, ТПК) с обеспечением автосопровождения (АС) цели в дневных и ночных условиях.

8

Время развертывания и свертывания ЗРК на позиции

Более 90 минут

Сокращено за счет применения гидравлических и гидромеханических систем. Время свертывания и развертывания до 25 мин

9

Число целевых каналов

Один целевой канал

Предусмотрено повышение ‘канальности’ по цели за счет возможности подключения второго антенного постава УНВ.

10

Количество пусковых установок

До 4-х ПУ

Предусмотрено подключение в ЗРК до 8-ми ПУ

11

Живучесть ЗРК:- расстояние между кабиной управления и антенным постом, м- максимальное расстояние от ПУ до кабины управления, м- наличие радиотехнической защиты от противорадиолокационных ракет (ПРР)- наличие средств борьбы с помехами- наличие беспроводных средств связи- наличие автономных средств энергопитания

До 20До 70НетНетНетНет

В ЗРК значительно повышены живучесть за счет:- увеличения расстояния между УНВ и УНК до 200 м.- увеличения между УНВ и ПУ до 150 м.- введение комплекса радиотехнической защиты (КРТЗ) от ПРРОбеспечивается защита от организованных активных и пассивных помех с помощью введения новой аппаратуры:- автокомпенсатора помех;- квазикогерентного накопления;- цифровой 4-х канальной системы СДЦ.- введение комплекса средств связи, обеспечивающего передачу телекодовой информации как по полевому кабелю, так и по беспроводному радиоканалу УНВ-ПУ- введение на УНК-2М, УНВ-2М, ПУ средства автономного энергоснабжения (САЭС)

12

Наличие цифровой аппаратуры 4-5 поколения:- кабина УНК- антенный пост УНВ- ПУ

нетнетнет

Предусмотрена замена аналоговой аппаратуры на цифровую 4-5 поколения:- кабина УНК — 100%- антенный пост УНВ — 80-95%- ПУ — 100%

13

Наличие аппаратуры ориентирования и топопривязки

нет

Введена аппаратура ориентирования и топопривязки, что позволит применять ЗРК без инженерной разведки

Эксплутационные характеристики

14

Комфортность кабины управления

Была предусмотрена применительно к комплексу ‘Печора’.

Улучшена обитаемость и комфортность кабины управления УНК (введены два производительных малошумящих кондиционера).

15

Число проверяемых параметров при техобслуживании

Более 400

Предусмотрено сокращение количества регулировок при эксплуатации при всех видах технического обслуживания до 150

16

Продление сроков эксплуатации не модернизированных средств

Не предусматривалось

Предусмотрено продление сроков эксплуатации модернизированных средств более 15 лет

17

Наличие цифрового тренажера и аппаратуры документирования

Иммитатор на старой электронной базе

Введен цифровой тренажер и аппаратура документирования

18

Наличие аппаратуры автоматического функционального контроля

нет

Введена аппаратура автоматического функционального контроля и поиска неисправностей

19

Номенклатура запчастей (в ЗИП-1 и ЗИП-2).

Более 3000

Предусмотрено обеспечение поставок ЗИП на весь период эксплуатационного срока службы как модернизированной, так и не модернизированной аппаратуры. Запасные части — 300.

20

Наработка на отказ

50 часов

30% вновь вводимой аппаратуры имеет наработку на отказ 20000 часов, остальные — 2000 — :. 10000 часов
Источник ТТХ — http://www.defensys.ru/proizvodstvo21.html

Мои статьи на «Вестнике ПВО»:
ЗРК С-125 
Печора-2М

saidpvo.livejournal.com

Зенитный ракетный комплекс «Печора-2М» (Россия)


Межгосударственной российско-белорусской финансово-промышленной группой (МФПГ) «Оборонительные системы» на МАКС-99 были выставлены полномасштабные наземные средства комплекса «Печора-2», который представляет собой глубокую модернизацию исходного ЗРК. На МАКС-2001 предложения по модернизации ЗРК были представлены под наименованием «
Печора-2М
». 28 декабря 2000 г. на Ржевском полигоне пусками бросковых макетов ракет успешно испытан образец модернизированной ПУ. В 2001 г. Минскому заводу колесных тягачей было заказано 90 шасси высокой проходимости для размещения элементов комплекса «Печора-2М». 1 мая 2001 г. военным атташе ряда зарубежных стран продемонстрирован первый опытный прототип модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Печора-2М». В 2001-02гг. реализация программы модернизации ЗРК «Печора» в вариант «Печора-2М» была практически завершена.

Предполагается, что реализация программы обеспечит возможность работы в условиях пассивных радиопомех любой интенсивности и при воздействии активных радиопомех по боковым лепесткам, использование двух антенных постов для увеличения числа целевых каналов применения телеоптического канала в режимах обнаружения, захвата и сопровождения целей в любое время суток (вводится тепловизор — «всевидящий глаз» для работы в ночное время и в условиях облачности), увеличение расстояния между кабиной управления УНК и центром позиции (пост УНВ) с 20 до 150 м, сокращение времени свертывания и развертывания комплекса на позиции, упрощение технического обслуживания за счет автоматизации контроля МКБ «Факел» разработана программа модернизации ракет типа 5В27 (5В27Д).

Основными направлениями модернизационных работ по ЗУР: усовершенствование радиовзрывателя и боевой части ракеты, совершенствование методов наведения ЗУР, повышение энергетических характеристик двигательной установки ракеты. На ракете 5В27ДЕ предусматривается увеличение массы твердотопливного заряда стартового ускорителя. В боевой части используются готовые поражающие элементы с увеличенной в 1,6 раза массой, при этом количество элементов возросло в 3,7 раза. Совершенствование радиовзрывателя позволит уменьшить до 20 м высоту его работы, обеспечить реализацию оптимального момента подрыва с учетом диаграммы направленности взрывателя и поля разлета осколков.

ЗРК «Печора-2М» включает: РЛС наведения ракет СНР С-125-2М (антенный пост УНВ-2М и кабина управления УНК-2М на самоходных автомобильных шасси), до 8 самоходных ПУ 5П73-2М по 2 направляющих, до 8 ТЗМ на шасси автомобилей ЗиЛ-131 или Урал-4210, ЗУР типа 5В27У, 5В27Д, 5В27ДЕ, передвижная ремонтная мастерская, система электроснабжения (кабина распределительная РКУ-Н и дизель-электростанция 5Е96А). Дополнительно ЗРК могут придаваться кабелеукладчик КУ-03Т, передвижная ремонтная мастерская, комплекты кабелей и комплекс средств радиотехнической защиты (КРТЗ-125-2М).

В КБСМ (Санкт-Петербург) для ЗРК «Печора-2М» разработана пусковая установка на шасси автомобиля МЗКТ-8021. Белорусские автостроители предусмотрели возможность оснащения самоходной ПУ двигателем «Мерседес», коробкой передач «Аллисон», зарубежными покрышками, что они объясняют относительной дешевизной этих комплектующих, а не только пристрастиями зарубежных заказчиков. Проведенные на стадии проектирования исследования по определению возможности транспортировки по пересеченной местности ракет на балках пусковой установки 5П73 показали, что без радикальной доработки и утяжеления ПУ обеспечить перевозку 4 ЗУР невозможно, и было решено преобразовать четырехбалочную пусковую установку в двухбалочную.

Масса самоходной пусковой установки — 31500 кг, боевой расчет — 3 человека. Скорость движения: по шоссе — 40 км/ч, по сухой грунтовой дороге — 20 км/ч, по пересеченной местности — 10 км/ч. Время перевода пусковой установки из транспортного положения в боевое — не более 30 минут. В перспективе она будет оснащена автономным источником энергообеспечения, комплектом контрольной аппаратуры, аппаратурой предстартовой подготовки и радиолинией для обмена информацией с командным пунктом дивизиона, что обеспечит вынос ПУ на более опасное направлении на удаление до 10 км от средств наведения. Воздушные цели с ЭПР 2 м2, летящие на высоте 7 км, обнаруживаются на дальности 69-79 км в беспомеховой обстановке и на дальности 35-40 км при постановке противником помех, на высоте 0,35 км — на дальности 35-45 км и 35-40 км соответственно.

Антенный пост УНВ существенно изменен. Передающее устройство переведено на твердотельную базу, которая не требует регулировок. Введен телеоптический (тепловизионный) канал, который позволяет вести стрельбу в ночных условиях и при отсутствии оптической видимости воздушной цели (в облаках) без выхода на излучение радиоэлектронными средствами. Введен комплекс противодействия противорадиолокационым ракетам HARM — специальное устройство отвлечения ГСН. Комплекс обеспечен современной связью, топографическое ориентирование и привязка осуществляются с использованием космических систем типа ГЛОНАСС или системы GPS. Телекодовая связь обеспечивает автоматизированный прием целеуказания от внешних источников информации. Время развертывания сократилось до 20-25 минут.

Для защиты ЗРК «Печора-2М» от ударов противорадиолокационных ракет типа AGM-88 HARM, наводящихся по излучению антенного поста, был специально разработан комплекс радиотехнической защиты КРТЗ-125-2М. В его состав входят 4-6 передающих устройств ОИ-125, блок управления и связи ОИ-125БС, ЗИП, автономный источник питания (220В/50Гц) и транспортный автомобиль типа «Урал-4320». Работа КРТЗ-125-2М основана на принципе маскирования сигналов антенного поста сигналами группы передающих устройств, при условии того, что мощность каждого из них превышает или равна мощности фонового излучения антенного поста в заданном секторе ответственности. Излучаемые группой ОИ-125 пачки импульсов постоянно меняют свои параметры по заданной программе, ставя ГСН ПРР уводящую по угловым координатам пространственную помеху. При равномерном размещении ОИ-125 вокруг антенного поста (по окружности с диаметром 300 м) обеспечивается увод от него ракет на расстояние безопасного для него подрыва. Важным является то, что КРТЗ-125-2М может быть успешно использован в совокупности с любыми ЗРС и ЗРК российского производства.

Тактико-технические характеристики «Печора-2М»
Диапазон высот,км 0.02-20
Максимальная дальность на высоте 0.5км — 18-20км
Максимальная дальность на высоте 6 км — 25км
Максимальная дальность на высоте 14-20км — 28км
Максимальный параметр,км — 24
Вероятность поражения цели одной ракетой
* на дальности 25км — 0.72-0.99
* на дальности 25-28км — 0.51-0.99
Характеристики помехозащищенности
Помеха, уводящая по углу:    
*угловые ошибки сопровождения(с ГШН) — 1-1.5′
*угловые ошибки сопровождения(без ГШН) — 1-1.5′
Селекция движущихся целей    
*угловые ошибки сопровождения целей на фоне отражений от местных предметов и в пассивных помехах — 1-2′
*угловые ошибки сопровождения целей в «МВ» — 3-4′
*пролонгация сопровождения целей на фоне отражений от местных предметов — есть
*работа в АШП по фону ДНА (Rn=100км), Вт/МГц — 200
Время автозахвата цели на АС,с — 2.5-3
количество пусковых установок до 8 шт.

www.dogswar.ru

«Печора», С-125 » Военное обозрение

«Мой самолет был поражен настолько внезапно, что система оповещения об атаке даже не успела сработать. Я не помню, как рванул рычаг катапульты…»
Так о том, как 27 марта 1999 г. сбили его «невидимку» F-117A в районе деревни Будановцы под Белградом, вспоминал капитан Кен Двили.


Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, разработанные в СССР, и американские «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», успешно решали задачи поражения высокоскоростных целей на больших высотах, минимальная же высота их действия составляла не ниже 3–5 км, что делало неуязвимой ударную авиацию на малых высотах. Это потребовало создания других зенитных ракетных средств, способных противостоять низко летящим целям.

Работы над первым маловысотным зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) были начаты осенью 1955 г. Руководитель КБ-1 поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого одноканального комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения специальную лабораторию.

Официально же разработка ЗРК С-125 «Нева» с ракетой В-625 была задана постановлением Совета Министров СССР от 19 марта 1956 г. Новый ЗРК предназначался для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 метров на дальности до 12 км. Последующим постановлением, от 8 мая 1957 г., были уточнены сроки поэтапного выполнения работ по С-125.

Разработка зенитной управляемой ракеты (ЗУР) В-625 была поручена ОКБ одного из заводов Миноборонпрома. Эта работа стала первой для конструкторского коллектива, созданного в июле 1956 г.

ОКБ завода предложило двухступенчатый вариант ракеты с твердотопливными двигателями. Для снижения аэродинамического сопротивления корпус маршевой ступени имел большое удлинение. Новой явилась и аэродинамическая схема «поворотное крыло», которую на В-625 применили впервые среди отечественных ЗУР. Пусковая установка (ПУ) для ЗУР СМ-78 разрабатывалась в Ленинграде.

Первый пуск В-625 был выполнен 14 мая 1958 г. и прошел без замечаний. Однако при втором пуске, состоявшемся 17 мая, на третьей секунде полета разрушился стабилизатор ускорителя – как оказалось, из-за его неточной установки на заводе. В четвертом пуске стабилизатор ракеты вновь разрушился, и вновь из-за производственного дефекта. Пятый пуск, состоявшийся 21 ноября, добавил еще одну проблему: прогорел маршевый двигатель из-за дефекта теплозащитного покрытия. Разрушением его же завершился и 8-й пуск, в январе 1959 г.


«Печора» на огневой позиции в Египте


Ракета 5В27
Заряжание пусковой установки 5П73

Аэродинамичечкие рули

Маршевый и стартовый двигатели, крылья, аэродинамические тормоза и стабилизаторы

My Webpage
Стартовый двигатель с переходным конусом


Аэродинамические тормоза стартового двигателя
Сопло стартового двигателя

ЗРК «Печора-2А» на авиасалоне в Жуковском
Обломки американского самолета-«невидимки» F-117A, сбитого над Югославией

В целом к июлю 1959 г. выполнили 23 пуска В-625, но только семь из них прошли без серьезных замечаний к ракете. Большинство из выявленных недостатков относились к производственным дефектам и не были органически присущи ее конструкции. Однако в сложившейся к лету 1959 г. обстановке они приобрели решающее значение.

Создание С-125 в КБ-1 велось практически параллельно с работами в НИИ-10 по корабельному ЗРК М-1 («Волна»), начатыми 17 августа 1956 г. В составе этого комплекса предполагалась ЗУР В-600, предназначенная для поражения цели с аналогичными характеристиками. Разработка ракеты выполнялась ОКБ-2, причем более результативно.

С самого начала проектирования В-600 специалистам ОКБ-2 пришлось столкнуться практически с теми же проблемами, что и несколькими годами ранее, при создании их первой ракеты В-750: наличие сочетания ряда взаимоисключающих требований к ракете, а значит – поиск разумных технических компромиссов.

Основные противоречия заключались в следующем. Для поражения низколетящих скоростных целей ракета должна обладать высокой средней скоростью полета (до 600 м/с) и высокой маневренностью при наведении на цель. Обеспечение возможности стрельбы ЗУР по низколетящим целям и поражения их на небольшом (конечно, для условий того времени) расстоянии от корабля (до 2 км) потребовало максимального сокращения дистанции вывода ракеты на траекторию наведения и высокой точности выдерживания ею направления полета на стартовом участке.

Эти требования были трудно совместимы с необходимостью обеспечения минимально возможных стартовой массы и габаритов ракеты. К тому же В-600 должна была стартовать с предельно коротких направляющих – еще одно из условий корабельной эксплуатации.

При этом представлялось крайне затруднительным обеспечение, при заданных габаритах ракеты, необходимой устойчивости ее полета на стартовом участке. Проектировщикам и конструкторам предстояло придумать что-то такое, что позволило бы ракете занимать отведенное ей на корабле место, а в полете с первых же метров пути задействовать стабилизаторы. Ракетчики, создававшие свои изделия для кораблей, уже не раз сталкивались с этой проблемой. К середине 1950-х одним из ее самых оригинальных решений стали раскрывающиеся крылья – ими оснастило свои крылатые ракеты КБ В.Н.Челомея. Для зенитной же ракеты, стабилизаторам которой предстояло работать лишь несколько секунд, пока они не будут сброшены вместе с ускорителем, подобное решение выглядело слишком сложным.

Ответ в этой ракетно-инженерной задаче нашелся неожиданно. Каждый из четырех прямоугольных стабилизаторов ускорителя шарнирно закреплялся в точке, расположенной в одном из его углов. При этом стабилизатор прижимался своей широкой стороной к ускорителю – в процессе транспортировки, нахождения ракеты в погребе корабля и на ПУ. От преждевременного раскрытия этот узел фиксировался проволокой, расположенной вокруг ускорителя. Сразу же после начала движения ракеты по направляющей ПУ эта проволока разрезалась установленным на ПУ специальным ножом. Стабилизаторы за счет инерционных сил разворачивались и фиксировались в новом положении, прижимаясь к ускорителю уже своей короткой стороной. При этом размах стабилизаторов увеличивался почти в полтора раза, повышая устойчивость ракеты в первые секунды ее полета.

Выбирая компоновочную схему ракеты, проектировщики рассматривали только двухступенчатые варианты – в те годы одноступенчатые ракеты не обеспечивали необходимой дальности и скорости полета. При этом стартовый ускоритель ракеты мог быть только твердотопливным. Лишь он мог удовлетворить требованиям наклонного старта ракеты с коротких направляющих. Но эти двигатели в те годы отличались нестабильностью характеристик при различных температурах окружающей среды: в холодное время года они работали вдвое-втрое дольше, чем в жаркое. Соответственно в несколько раз менялась и развиваемая ими тяга.

Большие величины стартовой тяги требовали закладывать в конструкцию ракеты и ее аппаратуры соответствующие запасы прочности. При малой же величине тяги ракета «проседала» после схода с направляющей и могла не войти к положенному времени в управляющий луч РЛС наведения.

Однако нашлись решения и для этой задачи. Требуемая стабильность характеристик ускорителя была получена за счет специального устройства, которое работники ОКБ-2 сразу же назвали «грушей». Установленное в сопле двигателя, оно позволяло регулировать площадь его критического сечения непосредственно на стартовой позиции и в полном соответствии со всеми двигательными законами задавать время его работы и развиваемую тягу. Никакой сверхсложности в установке размеров критического сечения не было – «груша» завершалась линейкой с нанесенными на нее всеми необходимыми величинами. Оставалось только подойти к ракете и в нужном месте «подкрутить» гайку.

Еще до начала летных испытаний, зимой 1958 года, по заданию ВПК в ОКБ-2 была рассмотрена возможность использования В-600 в составе С-125. Для руководства Военно-промышленной комиссии при Совете Министров (ВПК) это имело немалое значение: ведь в этом случае открывалась дорога для создания первого в стране унифицированного образца зенитного ракетного оружия. Но делать какие-либо выводы до начала испытаний не стали.

Испытания В-600, как и В-625, планировалось проводить в несколько этапов – баллистические (бросковые), автономные и в замкнутом контуре управления. Для бросковых испытаний В-600 был подготовлен стенд-макет надпалубной части корабельной ПУ ЗИФ-101. Первый пуск В-600 состоялся 25 апреля 1958 года, и к июлю программа бросковых испытаний была полностью выполнена.

Первоначально переход к автономным испытаниям В-600 планировался к концу 1958 года. Но в августе, после двух подряд неудачных бросковых пусков В-625, П.Д.Грушин вышел с предложением о проведении доработок В-600, с тем чтобы ее можно было использовать в составе С-125.

С целью ускорения работ по В-600 П.Д.Грушин принял решение о начале автономных испытаний уже в сентябре на полигоне в Капустином Яре. В те дни В-600, как и В-625, продемонстрировали ряду руководителей страны во главе с Н.С.Хрущевым, прибывшим в Капустин Яр на показ новейших видов ракетной техники.

Первый автономный пуск В-600 состоялся 25 сентября. В последующие две недели было проведено еще три аналогичных пуска, в ходе которых рули ракеты отклонялись в соответствии с командами от находившегося на ее борту программного механизма. Все пуски прошли без существенных замечаний. Завершающая серия автономных испытаний В-600 была проведена на стенде-макете ПУ ЗИФ-101 и закончилась в декабре 1958 г. без существенных замечаний к ракете. Таким образом, предложение П.Д.Грушина об использовании В-600 в составе С-125 было подкреплено вполне реальными результатами.

Конечно, создание унифицированной ракеты поставило перед специалистами ОКБ-2 чрезвычайно сложные задачи. Прежде всего, необходимо было обеспечить совместимость ракеты с существенно различающимися наземными и корабельными системами наведения и управления, оборудованием и вспомогательными средствами.

Несколько отличались и требования Войск ПВО и флота. Для С-125 достаточной считалась минимальная высота поражения целей порядка 100 м, что на момент начала разработки ЗРК соответствовало ожидаемой нижней границе применения боевой авиации. Для флота же требовалось создать ракету, обеспечивающую поражение самолетов и противокорабельных ракет, летящих над относительно ровной морской поверхностью на высотах от 50 м. Связанное с этим принятие решения об использовании при наведении ракеты на цель различных траекторий с подлетом к высотной цели снизу, а к маловысотной сверху потребовало размещения на ракете двух приемных антенн радиовзрывателя. Принципиально различным было и закрепление ракет перед стартом. Ввиду значительных ограничений по размерам зон нахождения ракеты на корабельной ПУ, они подвешивались под направляющими на бугелях, расположенных на стартовой ступени. На наземной ПУ, наоборот, ракета опиралась бугелями на направляющую. Имелись отличия и в размещении антенн на аэродинамических поверхностях.

В течение зимы – весны 1959 г. в ОКБ-2 подготовили вариант ракеты В-600 (условно называвшийся В-601), совместимый со средствами наведения С-125. Эта ракета по геометрическим, массовым и аэродинамическим характеристикам была аналогична корабельной В-600. Ее главное отличие заключалось в установке блока радиоуправления и визирования, предназначенного работы с наземной станцией наведения С-125.

Первое испытание В-601 было проведено 17 июня 1959 г. В тот же день состоялся 20-й пуск В-625, в очередной раз «ушедшей» от направления пуска и не попавшей в сектор обзора станции наведения С-125. Еще два успешных пуска В-601, проведенных 30 июня и 2 июля, окончательно подвели черту под вопросом выбора ракеты для С-125. 4 июля 1959 г. руководством страны было принято постановление, где констатировалось, что в качестве ЗУР для С-125 была принята В-601. (В дальнейшем, после изучения вопросов увеличения дальности действия за счет использования пассивного участка траектории, она получила обозначение В-600П). В-601 должна была предстать на совместных летных испытаниях в начале 1960 г. С учетом больших энергетических возможностей ракеты В-600 перед ОКБ-2 одновременно поставили задачу обеспечить увеличение зоны поражения комплекса, в том числе и высот перехвата целей до 10 км. Этим же постановлением работы по ракете В-625 были прекращены.

С учетом того, что для проектировавшейся ОКБ завода № 82 ракеты В-625 уже были разработаны ПУ СМ-78 и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) ПР-14, конструкторским коллективам ЦКБ-34 и КБ-203 пришлось внести ряд усовершенствований для обеспечения их применения совместно с ракетой В-600П. Доработанная ПУ СМ-78 получила обозначение СМ-78А. В ГСКБ была спроектирована ТЗМ ПР-14А, которая использовалась совместно с опытной ПУ СМ-78А, а позднее – и с серийными двухба-лочными ПУтипа СМ-78А1 (5П71).

Несмотря на то, что качественный уровень выполнения работ заметно возрос, дальнейшие испытания В-600П не обходились без трудностей. С июня 1959 г. по февраль 1960 г. на полигоне было проведено 30 пусков ракеты, в том числе 23 – в замкнутом контуре управления. 12 из них оказались неудачными, большей частью из-за проблем с аппаратурой управления. Не во всем соответствовали требованиям, уточненным постановлением от 4 июля 1959 г., и характеристики ракеты.

Но к марту 1961 г. большинство из проблем было преодолено, что позволило завершить государственные испытания. К тому времени появились сообщения о проведенном в США эксперименте, в ходе которого в октябре 1959 г. бомбардировщик Б-58 «Хастлер» с полной бомбовой нафузкой, поднявшись на востоке США в районе форта Уэртон, перелетел через всю Северную Америку до авиабазы Эдвардс. При этом Б-58 преодолел около 2300 км на высоте 100– 150 м со средней скоростью 1100 км/ч и произвел «успешное бомбометание». Система опознавания «свой-чужой» была выключена и на всем пути следования машина осталась не обнаруженной хорошо оснащенными радиолокационными постами американской ПВО.

Этот полет вновь продемонстрировал, сколь велика потребность в наличии маловысотного комплекса ПВО. Поэтому даже при наличии ряда недостатков С-125 с ракетой В-600П (5В24) 21 июня 1961 г. приняли на вооружение.

В 1963 г. создание С-125 было отмечено Ленинской премией.

Развертывание первых зенитных ракетных полков, вооруженных ЗРК С-125, началось в 1961 г. в Московском округе ПВО. Наряду с этим зенитные ракетные и технические дивизионы ЗРК С-125 и С-75, а позднее и С-200, организационно сводились в бригады ПВО, как правило, смешанного состава – из комплексов разного типа. Первое время С-125 применялись также и частями ПВО Сухопутных войск. Однако при существенно меньшей зоне поражения и использовании значительно более легкой ракеты наземные средства комплекса С-125 по массогабаритным показателям и уровню мобильности были близки к ранее принятому на вооружение С-75. Поэтому еще до завершения работ по созданию С-125 специально для Сухопутных войск была начата разработка самоходного ЗРК «Куб», имеющего зону поражения почти такую же, как и у С-125.

Еще до постановки С-125 на вооружение, 31 марта 1961 г. было принято решение ВПК о проведении модернизации ракеты и ее аппаратуры. Оно основывалось на предложениях ГКАТ и ГКОТ по созданию ракеты с увеличенными дальностью и верхней границей зоны поражения, имеющей повышенную среднюю скорость полета. Также предлагалось основательно переделать пусковую установку, обеспечив размещение на ней четырех ракет. Согласно одной из версий, последняя задача была поставлена лично Д.Ф.Устиновым.

Постановлением 1961 г., наряду с принятием на вооружение ракеты В-600П, было официально утверждено задание на разработку более совершенного образца, получившего обозначение В-601П. Параллельно велись и работы по совершенствованию корабельной версии ЗУР В-601 (4К91).

Поскольку в данном случае не ставилась задача создания новой зенитной ракетной системы, модернизация С-125 была поручена конструкторскому коллективу завода № 304, при сохранении общего руководства за КБ-1. При этом для новой ракеты был расширен и доработан состав аппаратуры станции наведения. В модифицированном варианте комплекса использовалась новая четырехбалочная ПУ 5П73, которая обеспечивала возможность использования ракет В-600П и В-601 П, а также проведение тренировок расчетов. Были созданы и модернизированные варианты ТЗМ: ПР-14М, ПР-14МА, уже на базе шасси автомобиля ЗиЛ-131.

Основным направлением работы над новой ракетой В-601 П стало конструирование новых радиовзрывателя, боевой части, предохранительно-исполнительного механизма и маршевого двигателя на принципиально новом смесевом топливе. Более высокий удельный импульс и повышенная плотность этого вида топлива при сохранении габаритов ракеты должны были увеличить энергетические характеристики двигателя и обеспечить расширение зоны действия комплекса.

Заводские испытания В-601П были начаты 15 августа 1962 г., в ходе их было выполнено 28 пусков, в том числе шесть ракетами в боевой комплектации, которыми было сбито две мишени МиГ-17.

29 мая 1964 г. ракету В-601П (5В27) приняли на вооружение. Она была способна поражать цели, летящие со скоростями до 2000 км/час в диапазоне высот 200–14 000 м на дальности до 17 км. При постановке пассивных помех максимальная высота поражения снижалась до 8000 м, расстояние – до 13,2–13,6 км. Маловысотные (100–200 м) цели поражались в радиусе до 10 км. Дальность поражения околозвуковых самолетов достигала 22 км.

Внешне В-601П легко распознавались по двум аэродинамическим поверхностям, которые были установлены на переходном соединительном отсеке за верхней правой и нижней левой консолями. Они обеспечивали уменьшение дальности полета ускорителя после его отделения. После разделения ступеней эти поверхности разворачивались, что приводило к интенсивному вращению и торможению ускорителя с разрушением всех или нескольких консолей стабилизатора и в результате к его беспорядочному падению.

Одновременно с принятием на вооружение В-601 П Министерством обороны было дано задание на проведение работ по расширению боевых возможностей С-125: для поражения целей, летящих со скоростями до 2500 км/ч; околозвуковых – на высотах до 18 км; увеличение общей вероятности поражения целей и Завышение преодоления помех.

В начале 1970-х было проведено еще несколько модернизаций С-125М в части совершенствования радиоэлектронной аппаратуры, обеспечившей повышение помехозащищенности каналов визирования цели и управления ракетой. Кроме того, была создана новая модификация ракеты – 5В27Д с увеличенной скоростью полета, что позволило ввести режим обстрела целей «вдогон». Длина ракеты увеличилась, масса возросла до 980 кг. Для
более тяжелых 5В27Д оказалось возможным заряжание только трех ракет на ПУ 5П73 при размещении на любых балках.

Экспортные варианты комплекса С-125 получили обозначение «Печора» и поставлялись в десятки стран мира, применялись в ряде вооруженных конфликтов и локальных войн. Звездный час С-125 пробил весной 1970 г., когда по решению советского руководства в процессе проведения операции «Кавказ» в Египет была направлена большая группа наших ракетчиков. Им предстояло обеспечить ПВО этой страны в условиях усилившихся налетов израильской авиации, осуществлявшихся в ходе так называемой «войны на истощение» 1968–1970 гг. Боевые действия велись в основном в зоне Суэцкого канала, восточный берег которого израильтяне заняли после завершения «шестидневной войны» 1967 г.

Для доставки вооружения из СССР в Египет использовалось около полутора десятков сухогрузов («Роза Люксембург», «Дмитрий Полуян» и др.).

Дивизионы С-125 с советским персоналом, объединенные в дивизию ПВО, усилили группировки египетской ПВО, оснащенные ЗРК С-75. Основным преимуществом советских ракетчиков, наряду с их более высоким уровнем подготовки, стала возможность работы С-125 в другом частотном диапазоне по сравнению с С-75, уже изученным израильтянами и поддерживающими их американцами. Поэтому на первых порах израильские самолеты не имели эффективных средств противодействия комплексу С-125.

Впрочем, первый блин оказался комом. Заступление на боевое дежурство в ночь с 14 на 15 марта 1970 г советские ракетчики отметили тем, что сбили двухракетным залпом египетский Ил-28, вошедший в зону поражения С-125 на высоте 200 м с неработающим ответчиком «свой–чужой». При этом рядом с советскими офицерами находились и египетские военные, клятвенно заверившие наших ракетчиков в том, что своих самолетов в зоне обстрела быть никак не может.

Спустя несколько недель дело дошло и до стрельб по реальному противнику. Вначале они прошли безрезультатно. Израильские летчики старались обходить зоны поражения ЗРК, размещенных на постоянных позициях с защитными сооружениями. Стрельбы по самолетам противника, находящимся на дальней границе зоны пуска, завершались тем, что израильские летчики успевали развернуться и уйти от ракеты.

Пришлось откорректировать тактику применения ЗРК. Комплексы выводили из оборудованных надежных укрытий в районах постоянной дислокации на позиции «засады», с которых пуск ракет производился по целям на дальностях до 12–15 км. Совершенствуя боевое мастерство в условиях реальной угрозы со стороны противника, советские ракетчики довели время свертывания комплекса до 1 ч 20 мин вместо нормативных 2 ч 10 мин.

В результате 30 июня дивизиону капитана В.П. Маляуки удалось сбить первый «Фантом», а спустя пять дней дивизион С.К.Завесницкого завалил и второй F-4E. Последовали и ответные удары израильтян. В ходе ожесточенного боя 18 июля в дивизионе В. М.Толоконникова погибло восемь советских военнослужащих, но и израильтяне недосчитались четырех «Фантомов». Еще три израильских самолета были сбиты дивизионом Н.М.Кутынцева 3 августа.

Спустя несколько дней, при посредничестве третьих стран, было достигнуто прекращение боевых действия в зоне Суэцкого канала.

После 1973 г. комплексы С-125 применялись иракцами в 1980– 1988 г. в войне с Ираном, а в 1991 г. – при отражении налетов авиации многонациональной коалиции; сирийцами против израильтян в ходе ливанского кризиса 1982 г.; ливийцами по американским самолетам в 1986 г.; в ходе войны в Анголе; югославами против американцев и их союзников в 1999 г.

По данным югославских военных, именно комплексом С-125 27 марта 1999 г. в небе над Югославией был сбит F-117A, фотографии фрагментов которого многократно публиковались в средствах массовой информации.

Описание конструкции 5В24

Ракета 5В24 – первая отечественная твердотопливная ЗУР. Ее маршевая ступень, выполненная по аэродинамической схеме «утка», оснащалась аэродинамическими рулями для управления по тангажу и рысканию; стабилизация по крену осуществлялась двумя элеронами, расположенными на консолях крыльев в одной плоскости.


Первая ступень ракеты – стартовый ускоритель с твердотопливным двигателем ПРД-36, разработанным в КБ-2 завода № 81 под руководством И.И.Картукова. ПРД-36 снаряжался 14 однока-нальными цилиндрическими твердотопливными шашками. Двигатель комплектовался воспламенителем. Сопло стартового двигателя оснащалось «грушей», позволявшей регулировать площадь критического сечения в зависимости от температуры окружающей среды. Заднее днище корпуса и сопло двигателя прикрывались хвостовым отсеком в форме усеченного обратного конуса.

Каждая консоль стабилизатора прямоугольной формы закреплялась в шарнирном устройстве на переднем шпангоуте хвостового отсека. При наземной эксплуатации более длинная сторона стабилизатора прилегала к цилиндрической поверхности корпуса стартового двигателя.

Стяжка, фиксирующая консоли стабилизатора, перерезалась специальным ножом при сходе ракеты с ПУ. Под действием инерционных сил стабилизаторы разворачивались более чем на 90°, прилегая короткой стороной к наружной поверхности хвостового отсека стартовой ступени. Замедление поворота консоли стабилизатора перед контактом с поверхностью хвостового отсека обеспечивалось применением тормозною поршневого устройства, а также сминаемого штифта, закрепленного на консоли стабилизатора. Крайнее заднее полетное расположение консолей обеспечивало высокую степень статической устойчивости отработавшего ускорителя после его отделения от маршевой ступени, что приводило к нежелательному расширению зоны его падения. Поэтому на последующих вариантах ракеты были приняты меры по устранению этого недостатка.

Корпус другой ступени ракеты – маршевой – разделен на две зоны: в хвостовой находился твердотопливный двигатель, в четырех отсеках передней зоны – оборудование и боевая часть.

В переднем коническом отсеке маршевой ступени под радиопрозрачными элементами обтекателя располагался радиовзрыватель. В рулевом отсеке находились две рулевые машинки, задействованные совместно на отклонение расположенных в одной плоскости аэродинамических рулей, необходимую эффективность работы которых в широком диапазоне высот и скоростей полета обеспечивали пружинные механизмы.

Далее располагался отсек боевой части, перед которой размещался предохранительно-исполнительный механизм, обеспечивающий безопасность наземной эксплуатации ракеты и исключение несанкционированного подрыва боевой части.

За боевой частью находился отсек с бортовой аппаратурой. В верхней части был установлен центральный распределитель, а под ним – преобразователь и бортовой источник питания. Привод рулевых машинок и турбогенератора осуществлялся сжатым воздухом, находившимся в шар-баллоне под давлением 300 атмосфер. Далее размещались автопилот, блок аппаратуры радиоуправления и рулевые машинки канала крена. Управление по крену осуществлялось элеронами, расположенными на верхней правой и нижней левой консолях крыла. Стремление сосредоточить почти все приборы управления и элементы рулевого привода, включая рулевой привод элеронов, в одной зоне, перед маршевым двигателем, привело к реализации непривычного конструктивного решения – открытому размещению жесткой тяги привода элеронов вдоль корпуса маршевого двигателя.

Двигатель был выполнен с разъемным стальным корпусом, снаряжался вкладным зарядом в виде моноблочной твердотопливной шашки с цилиндрическим каналом. Сверху конического переходного отсека размещался коробчатый блок с устройством запуска. Запуск маршевого двигателя осуществлялся в конце работы стартового двигателя, при спаде давления.

К корпусу маршевой ступени крепились консоли крыла трапециевидной формы. На двух консолях в одной из плоскостей размещались элероны. Связь привода рулевых машинок с элеронами осуществлялась, как уже было сказано, посредством длинных тяг, проложенных снаружи корпуса двигателя без прикрытия гаргротами – над левой нижней и над правой верхней консолями. Два короба бортовой кабельной сети проходили от переднего торца отсека боевой части до хвостового отсека маршевой ступени по левому и правому бортам ракеты. Кроме того, короткий короб проходил сверху над отсеком боевой части.

Перевозимая двухбалочная ПУ 5П71 (СМ-78А-1) с переменным углом старта эксплуатировалась в составе ракетной батареи РБ-125. ПУ оснащалась синхронно-следящим электроприводом для наведения по азимуту и углу места в заданном направлении. При развертывании на стартовой позиции с допустимым уклоном площадки до 2 градусов ее горизонтирование производилось с помощью винтовых домкратов.

Для заряжания ПУ и перевозки ракет 5В24 в КБ-203 была разработана ТЗМ ПР-14А (в дальнейшем – ПР-14АМ, ПР-14Б) с использованием шасси автомобиля ЗиЛ-157. Сопряжение по направляющим с ПУ обеспечивалось размещением на грунте подъездных мостков, а также применением стопоров на ТЗМ и ПУ, фиксировавших положение ТЗМ. Нормативное время перевода ракеты с ТЗМ на ПУ – 45 секунд.

Перевозимая четырехбалочная ПУ 5П73 (СМИ06 по обозначению ЦКБ-34) спроектирована под руководством главного конструктора Б.С.Коробова. ПУ без газоотражателей и ходовой части транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214.

С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при «проседании» на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол выстреливания ракеты – 9 градусов. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резино-металлическое многосекционное круговое покрытие.

Заряжание ПУ осуществлялось последовательно двумя ТЗМ, подходившими к правой или левой паре балок. Допускалось заряжание ПУ одновременно ракетами 5В24 и 5В27 ранних модификаций.

topwar.ru

Зенитный ракетный комплекс Печора-2М

Межгосударственной российско-белорусской финансово-промышленной группой (МФПГ) «Оборонительные системы» на МАКС-99 были выставлены полномасштабные наземные средства комплекса «Печора-2», который представляет собой глубокую модернизацию исходного ЗРК. На МАКС-2001 предложения по модернизации ЗРК были представлены под наименованием «Печора-2М». 28 декабря 2000 г. на Ржевском полигоне пусками бросковых макетов ракет успешно испытан образец модернизированной ПУ. В 2001 г. Минскому заводу колесных тягачей было заказано 90 шасси высокой проходимости для размещения элементов комплекса «Печора-2М». 1 мая 2001 г. военным атташе ряда зарубежных стран продемонстрирован первый опытный прототип модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Печора-2М». В 2001-02гг. реализация программы модернизации ЗРК «Печора» в вариант «Печора-2М» была практически завершена.

Предполагается, что реализация программы обеспечит возможность работы в условиях пассивных радиопомех любой интенсивности и при воздействии активных радиопомех по боковым лепесткам, использование двух антенных постов для увеличения числа целевых каналов применения телеоптического канала в режимах обнаружения, захвата и сопровождения целей в любое время суток (вводится тепловизор — «всевидящий глаз» для работы в ночное время и в условиях облачности), увеличение расстояния между кабиной управления УНК и центром позиции (пост УНВ) с 20 до 150 м, сокращение времени свертывания и развертывания комплекса на позиции, упрощение технического обслуживания за счет автоматизации контроля МКБ «Факел» разработана программа модернизации ракет типа 5В27 (5В27Д).


Основными направлениями модернизационных работ по ЗУР: усовершенствование радиовзрывателя и боевой части ракеты, совершенствование методов наведения ЗУР, повышение энергетических характеристик двигательной установки ракеты. На ракете 5В27ДЕ предусматривается увеличение массы твердотопливного заряда стартового ускорителя. В боевой части используются готовые поражающие элементы с увеличенной в 1,6 раза массой, при этом количество элементов возросло в 3,7 раза. Совершенствование радиовзрывателя позволит уменьшить до 20 м высоту его работы, обеспечить реализацию оптимального момента подрыва с учетом диаграммы направленности взрывателя и поля разлета осколков.

ЗРК «Печора-2М» включает: РЛС наведения ракет СНР С-125-2М (антенный пост УНВ-2М и кабина управления УНК-2М на самоходных автомобильных шасси), до 8 самоходных ПУ 5П73-2М по 2 направляющих, до 8 ТЗМ на шасси автомобилей ЗиЛ-131 или Урал-4210, ЗУР типа 5В27У, 5В27Д, 5В27ДЕ, передвижная ремонтная мастерская, система электроснабжения (кабина распределительная РКУ-Н и дизель-электростанция 5Е96А). Дополнительно ЗРК могут придаваться кабелеукладчик КУ-03Т, передвижная ремонтная мастерская, комплекты кабелей и комплекс средств радиотехнической защиты (КРТЗ-125-2М).


В КБСМ (Санкт-Петербург) для ЗРК «Печора-2М» разработана пусковая установка на шасси автомобиля МЗКТ-8021. Белорусские автостроители предусмотрели возможность оснащения самоходной ПУ двигателем «Мерседес», коробкой передач «Аллисон», зарубежными покрышками, что они объясняют относительной дешевизной этих комплектующих, а не только пристрастиями зарубежных заказчиков. Проведенные на стадии проектирования исследования по определению возможности транспортировки по пересеченной местности ракет на балках пусковой установки 5П73 показали, что без радикальной доработки и утяжеления ПУ обеспечить перевозку 4 ЗУР невозможно, и было решено преобразовать четырехбалочную пусковую установку в двухбалочную.

Масса самоходной пусковой установки — 31500 кг, боевой расчет — 3 человека. Скорость движения: по шоссе — 40 км/ч, по сухой грунтовой дороге — 20 км/ч, по пересеченной местности — 10 км/ч. Время перевода пусковой установки из транспортного положения в боевое — не более 30 минут. В перспективе она будет оснащена автономным источником энергообеспечения, комплектом контрольной аппаратуры, аппаратурой предстартовой подготовки и радиолинией для обмена информацией с командным пунктом дивизиона, что обеспечит вынос ПУ на более опасное направлении на удаление до 10 км от средств наведения. Воздушные цели с ЭПР 2 м2, летящие на высоте 7 км, обнаруживаются на дальности 69-79 км в беспомеховой обстановке и на дальности 35-40 км при постановке противником помех, на высоте 0,35 км — на дальности 35-45 км и 35-40 км соответственно.

Антенный пост УНВ существенно изменен. Передающее устройство переведено на твердотельную базу, которая не требует регулировок. Введен телеоптический (тепловизионный) канал, который позволяет вести стрельбу в ночных условиях и при отсутствии оптической видимости воздушной цели (в облаках) без выхода на излучение радиоэлектронными средствами. Введен комплекс противодействия противорадиолокационым ракетам HARM — специальное устройство отвлечения ГСН. Комплекс обеспечен современной связью, топографическое ориентирование и привязка осуществляются с использованием космических систем типа ГЛОНАСС или системы GPS. Телекодовая связь обеспечивает автоматизированный прием целеуказания от внешних источников информации. Время развертывания сократилось до 20-25 минут.

Для защиты ЗРК «Печора-2М» от ударов противорадиолокационных ракет типа AGM-88 HARM, наводящихся по излучению антенного поста, был специально разработан комплекс радиотехнической защиты КРТЗ-125-2М. В его состав входят 4-6 передающих устройств ОИ-125, блок управления и связи ОИ-125БС, ЗИП, автономный источник питания (220В/50Гц) и транспортный автомобиль типа «Урал-4320». Работа КРТЗ-125-2М основана на принципе маскирования сигналов антенного поста сигналами группы передающих устройств, при условии того, что мощность каждого из них превышает или равна мощности фонового излучения антенного поста в заданном секторе ответственности. Излучаемые группой ОИ-125 пачки импульсов постоянно меняют свои параметры по заданной программе, ставя ГСН ПРР уводящую по угловым координатам пространственную помеху. При равномерном размещении ОИ-125 вокруг антенного поста (по окружности с диаметром 300 м) обеспечивается увод от него ракет на расстояние безопасного для него подрыва. Важным является то, что КРТЗ-125-2М может быть успешно использован в совокупности с любыми ЗРС и ЗРК российского производства.

Тактико-технические характеристики «Печора-2М»
Страна-производитель: Россия
Диапазон высот,км 0.02-20
Максимальная дальность на высоте 0.5км — 18-20км
Максимальная дальность на высоте 6 км — 25км
Максимальная дальность на высоте 14-20км — 28км
Максимальный параметр,км — 24
Вероятность поражения цели одной ракетой
* на дальности 25км — 0.72-0.99
* на дальности 25-28км — 0.51-0.99
Характеристики помехозащищенности
Помеха, уводящая по углу:
*угловые ошибки сопровождения(с ГШН) — 1-1.5′
*угловые ошибки сопровождения(без ГШН) — 1-1.5′
Селекция движущихся целей
*угловые ошибки сопровождения целей на фоне отражений от местных предметов и в пассивных помехах — 1-2′
*угловые ошибки сопровождения целей в «МВ» — 3-4′
*пролонгация сопровождения целей на фоне отражений от местных предметов — есть
*работа в АШП по фону ДНА (Rn=100км), Вт/МГц — 200
Время автозахвата цели на АС,с — 2.5-3
количество пусковых установок до 8 шт.



militaryarticle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *