Подводная лодка лада – ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

Подводные лодки проекта 677 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2018; проверки требуют 10 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Лада.
ДЭПЛ проекта 677 «Лада»

Б-585 в Санкт-Петербурге
Основные характеристики
Тип корабля Многоцелевая ДЭПЛ
Обозначение проекта 677 «Лада»
Кодификация НАТО «Lada»
Скорость (надводная) 10 узлов
Скорость (подводная) 21 (20[1]) узел
Рабочая глубина погружения 250 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 45 (30[1]) суток
Экипаж 35 (21[1]) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 1 765 (1 150) т

ru.wikipedia.org

лучшая подлодка… начавшаяся с худших характеристик

Не успел президент Владимир Путин обозначить подводную лодку проекта 677 в числе новейших образцов вооружений, которые превосходят зарубежные аналоги, как уже сегодня должна быть спущена на воду новая подводная лодка этого проекта.

«Кронштадт», остановленный и переделанный

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Кронштадт» будет (если ничего экстраординарного не произойдёт) спущена на воду 20 сентября на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

И в этом теоретически не должно было быть слишком много поводов для чистой радости. То есть для радости вообще – да: по нынешним временам очередная подводная лодка лишней не бывает. А вот чистоту чувства нарушало бы воспоминание о том, что вообще-то «Кронштадт» был заложен аж… в 2005 году.

Словом, тут надо разобраться.

Лодка Б-586 «Кронштадт» принадлежит к проекту 677 (шифр «Лада»). Разработка ЦКБ «Рубин». Второй корабль проекта. Заложен в 2005 году, заморожен строительством в 2009-м. Инициатор приостановки… Министерство обороны России.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть, что это такое – проект 677.

Проект 677

Подводные лодки типа «Лада» — по задумке, универсальные подводные убийцы. Предназначены для операций против подводных и надводных кораблей противника, для защиты своих баз и коммуникаций и подводного прикрытия своих кораблей, для ведения разведки в интересах надводных и подводных «больших парней».

В общем, нечто похожее на то, что делали «Щуки» во времена Великой Отечественной войны. С поправкой на время, конечно.

Так вот, основная особенность, продиктованная временем – предельно возможная малошумность. Она достигается благодаря целому ряду факторов, увязанных в единый комплекс: однокорпусная конструкция, уменьшенные габариты, гребной электродвигатель на постоянных магнитах, виброизоляторы под всем, что крутится и шумит, противогидролокационное покрытие нового поколения.

В результате лодка должна была стать ещё более «чёрной» «Чёрной дырой», нежели коллеги-конкуренты из проекта 636 «Варшавянка», которых, как показали недавние эпизоды в Средиземном море, американский противник практически не видит и закономерно идёт ко дну. Пока – условно.

Недостатки неустранимы?

И всё бы хорошо, но после принятия в 2010 году головной подлодки серии Б-585 «Санкт-Петербург» в опытную эксплуатацию выяснились очень неприятные недостатки. А именно: недоработанный двигатель, который развивает не более 60% заданной мощности, фактически негодный гидроакустический комплекс, плохая боевая информационно-управляющая система (БИУС).

В общем, если сравнить с человеком, то – слабое сердце, подслеповатые глаза (или, что точнее для подлодки, глуховаты уши), туповатый мозг. Причём, судя по тому, что «Кронштадт» заморозили ещё до обретения таких результатов испытаний, многое из вышеперечисленного вызывало трудные вопросы и ранее.

Не диво, что Главный штаб ВМФ разъярился настолько, что заявил вообще о сворачивании проекта «Лада».

В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна, — отрезал, например, тогдашний главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. — Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. И оперативные свойства у неё такие же.

Беднягу «Санкт-Петербург» на вооружение не приняли, оставив навечно в опытной эксплуатации.

Однако позднее, когда гнев прошёл, — к тому же, не стоит забывать о борьбе группировок в командовании ВМФ, которая идёт ещё со времён Петра Первого, — о перспективном проекте стали задумываться в более позитивном ключе. Решили, что недостатки не так уж неустранимы, зато достоинства могут быть добавлены. Правда, сделано это было уже при новом главкоме флота.

Таким образом и оказалось, что корабли проекта 677 стали модернизировать ещё в ходе строительства.

Недостатки устранимы

Первым делом решили, что лодки проекта получат новую энергетическую установку, после чего могут быть достроены по изменённому проекту. Пока таких – достраиваемых – три корабля, хотя в своё время заявлялись планы сделать в рамках государственной программы вооружения до 2020 года 14 «лад».

Строительство «Кронштадта» возобновилось в июле 2013 года. И вот сегодня, как видим, первый результат перемен и дополнительных усилий сошёл со стапелей. Обновленная лодка в целом, как сообщается, получила более 130 образцов «новейшего радиоэлектронного и корабельного оборудования». Модернизированные двигатели, наконец, обеспечат необходимую мощность. Модернизирована БИУС. Вообще, говорят, учтены и ликвидированы все предыдущие недостатки.

Видимо, так и есть, раз ныне сам президент назвал подлодку проекта 677 в числе самого совершенного оружия России.

Ну, а дальше – море покажет…

agitpro.su

Дизель-электрическая подводная лодка LADA » Военное обозрение

Головные лодки серии — пр.677 «Лада» — Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э «Амур» («Амур-1650″) заложены на заводе ФГУП «Адмиралтейские верфи» (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название «Санкт-Петербург». Лодка спущена на воду 28 октября 2004 г.

Серия ПЛ пр.677 находится в производстве — всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг., запланирована постройка 6 ПЛ пр.677.


1. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ

2. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010г.

3. Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»

4. Полное электродвижение с единым всережимным электродвигателем 2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО «Электросила» мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления.

5. Автономность — 45 суток Гарантированный срок эксплуатации — 25 лет Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта — 10 лет Шумность ПЛ — по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ

6. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями

7. Экипаж — 35 чел

8. 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями

9.

10. Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург»

11. Вооружение: 6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания «Мурена» (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас — мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды «Шквал» и ПКР «Бирюза» (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1.

12. Прибор №1 ГАК «Лира» — носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01 Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса

13. Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира»

14. Оптронная мачта «Парус-98УП» унифицированного перископного комплекса «Парус-98Э»

15. Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98″

16. ПЛ «Санкт-Петербург» на стапеле «Адмиралтейских верфей»

17.

18. Спуск ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 на воду 28 октября 2004 г.

19. ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге

topwar.ru

Всё о подводных лодках проекта Лада

«Кронштадт» был заложен на предприятии «Адмиралтейские верфи» под заводским номером 01571 в далеком 2005 году. В 2009 году строительство было заморожено, по причине устранений всех замечаний на головном корабле проекта «Санкт-Петербург». Продолжение строительства возобновилось в июле 2013 года, после того как Минобороны заключило с заводом «Адмиралтейские верфи» контракт на его достройку. 

 
Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

На сегодняшний день «Кронштадт» спущен на воду и его достройка ведется у причала предприятия. 

Напомню, репортаж о спуске первой серийной подводной лодки проекта можно посмотреть по этой ссылке.
 

Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

Что мы знаем о проекта 677? В основном, то, что эти лодки планировались как замена старых «Варшавянок», в общем разберемся во всем.

Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина как дальнейшее развитие проекта 877. Главная задача проекта — уничтожение субмарин, надводных кораблей и судов противника, защита военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведение разведки.
 

Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

Представители проекта строятся по полуторакорпусной схеме. Корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, а по высоте платформы делят его на три яруса. Ему придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, но главное отличие — на нем расположены передние горизонтальные рули. Также важным отличием от «Варшавянок» является более низкий уровнем шумности и высокий уровень автоматизации.

Внедрив множество новейших технологий и передовых конструкторских решений, специалисты ЦКБ «Рубин» создали самый настоящий «подводный истребитель». Во время испытаний на Балтике, а затем на Северном флоте головной корабль «Санкт-Петербург» показал самые настоящие качества «охотника». В учениях с надводными кораблями и субмаринами других проектов он первым обнаруживал вероятного противника. Эти факторы давали возможность командиру подлодки занять удобное для атаки положение и «открыть огонь» по ничего не подозревающему противнику.

Основные характеристики проекта:

  • Длина — 66,8 м;
  • Диаметр ПК — 7,1 м;
  • Скорость — 21 узл.;
  • Рабочая глубина погружения — 250 м;
  • Автономность плавания — 45 суток;
  • Надводное водоизмещение — 1 765 м³;
  • Осадка на миделе — 6,6 м;
  • Дальность плавания в подводном положении со скоростью 3 узла — 650 миль;
  • Количество торпедных аппаратов— 6 ед.;
  • Боезапас (ракет, торпед, мин) — 18/533 ед./калибр, мм.
  • Экипаж — 35 чел.
Подводные лодки проекта 677 имеют современную комплексную систему автоматизированного управления, более мощный гидроакустический комплекс и большую скрытность, которая достигается за счет сниженного уровня шума и меньшего водоизмещения. Подлодка оснащается комплексом торпедно-ракетного вооружения.

Важно отметить, что в проекте предусмотрена возможность оснащения ДЭПЛ воздухонезависимыми энергетическими установками с электрохимическими генераторами, значительно увеличивающими автономность и дальность плавания. 
 

Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

Модификации Разработка проекта «Амур 1650» велась одновременно с проектированием базового проекта 677. Как «Лада», он имеет меньшее водоизмещение по сравнению с подводными лодками проекта 877 и 636. Ее отличительные особенности – возможность залповой ракетной стрельбы по морским и наземным целям до 6 ракет в залпе, наличие современного радиоэлектронного вооружения и гидроакустического комплекса с уникальной шумопеленгаторной антенной, способной обнаружить на большом расстоянии особо малошумные цели.

Уровень акустического поля подводной лодки «Амур 1650» в несколько раз ниже, чем у подводных лодок проекта 877 и 636, которые на сегодняшний день считаются самыми малошумными в мире. Подводная лодка оснащена радиоэлектронным вооружением нового поколения, использующим достижения мировой радиоэлектроники последних лет.

Подводная лодка может эксплуатироваться в любых районах Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием, при любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях.
 

Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

«Лады» в Российском флоте

Сегодня в составе Военно-морского флота России всего одна «Лада» — головная «Санкт-Петербург». Ее строительство велось с 1997 по 2009 год. А затем подводная лодка проходила этапы заводских ходовых испытаний, на ней обкатывались реализованные принципиально новые решения в вопросах электродвижения, средств обнаружения и оружия. Летом 2013 года «Санкт-Петербург» совершила переход с Балтийского на Северный флот, где в 2016 году в Баренцевом море успешно выполнила стрельбу крылатой ракетой из подводного положения по морской мишенной позиции, что стало серьезным подтверждением возможного успешного окончания опытной эксплуатации головной «Лады».
 

Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

По состоянию на сегодня «Санкт-Петербург» прошел все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики. Благодаря этому, строительство остальных подлодок проекта идет по плану. Кроме того, созданы все условия для заключения контрактов по линии военно-технического сотрудничества на экспортный вариант «Лады» — подводные лодки проекта «Амур 1650».

В процессе постройки находятся еще два корабля — «Кронштадт» и «Великие Луки». По состоянию на 25 сентября «Кронштадт» проходит достройку у причала. В ближайшие три недели в 12-м цехе, по словам гендиректора «Адмиралтейских верфей», появятся блоки подлодки «Великие Луки», и весной работа в блоках выйдет на стапельную позицию. По планам предприятия, корабль будет передан флоту в 2021 году.

Также планируется подписать контракт на постройку еще двух субмарин проекта. Об этом заявил гендиректор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков во время спуска на воду подводной лодки «Кронштадт». По его словам, четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет. 
 

Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

Будущее

О будущем субмарины очень хорошо высказался в интервью «Новости ВПК» ее создатель — генеральный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин» Юрий Кормилицин:

«Необходимо запустить этот проект в серию, оснастить серийными экземплярами не только ВМФ России, но и военно-морские силы дружеских государств мира. Мое личное мнение: продолжать строительство «Варшавянок» (о чем сейчас якобы принято решение — построить еще шесть штук для Тихоокеанского флота) — нерационально. Сегодня «Варшавянка» уже является целью даже для японских подводных лодок. Нам нужен «охотник» — «Лада»!»

www.korabel.ru

почему подлодки «Лада» считают лучшими в мире

Высокая точность попаданий и разрушительная мощь этого оружия, продемонстрированная в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике, сочетается с предельно низким уровнем гидроакустического поля и высокими дальностями обнаружения бортовых сенсоров корабля-носителя. Все это позволяет образно характеризовать дизель-электрическую подводную лодку «Кронштадт» как бесшумного подводного охотника.

Лучшая подлодка современности

Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина, кто ранее вел на «Рубине» направление неатомных подводных лодок и отвечал за проекты 641Б, 877, 636 и другие. «Лада» — квинтэссенция инженерной мысли и таланта Юрия Николаевича. По совокупности характеристик она является лучшей неатомной субмариной современности, настоящей королевой морских просторов. Яркий алмаз в ее короне — мощнейший гидроакустический комплекс «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор».

Этот комплекс с квазиконформной шумопеленгаторной антенной большой площади и буксируемой гидроакустической антенной по своему техническому уровню значительно превосходит серийные ГАК семейства «Рубикон», включая вершину его развития, МГК-400ЭМ, что до сих пор устанавливается на находящиеся в стадии строительства субмарины проекта 636.

Кроме того, подлодка получила первую цифровую интегрированную систему, построенную с применением современных сетевых технологий повышенной надежности «Литий», первый отечественный инерциальный навигационный комплекс для НАПЛ «Апассионата», первый высокоавтоматизированный миниатюрный комплекс связи «Дистанция», перископный комплекс «Парус-98» непроникающего типа, дизель-генераторы постоянного тока, систему азотного пожаротушения. Уровень шумности подлодки, по разным оценкам, примерно на 50% ниже, чем у подлодок проекта 877.

Коэффициент обновления оборудования в подлодке, заложенный при ее проектировании, достигает 70%.

Вместе с тем «Лада» компактнее: при аналогичном составе вооружения (шесть торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед и ракет) стандартное водоизмещения снижено с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн. Численность экипажа за счет автоматизации сокращена с 52 до 35 человек. Более мощная и технически совершенная гидроакустика вкупе с меньшими размерами лодки предопределила результат опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга» в составе Северного флота.

При этом лодка хорошо действовала не только против условного противника. В одном из походов она, оставаясь незамеченной, обнаружила следящую за нашими кораблями субмарину типа Virginia и скрытно следовала за ней в течение нескольких часов.

Стоявший у истоков создания русского подводного флота адмирал Эдуард Николаевич Щенснович в 1914 году писал: «Я пришел к убеждению, что мы умеем владеть подводными лодками всех имеемых у нас типов, что лодки составляют могущественное оружие в руках наших офицеров и команд, но что следует значительно увеличить число имеемых лодок». Замечательные слова, которые в сегодняшней обстановке напрямую относятся к подводным лодкам типа «Лада».

Крадущийся охотник

Как показали длительные морские испытания головного корабля проекта, ДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург», продолжающиеся с момента подъема военно-морского флага в 2010 году, субмарины данного типа прекрасно подходят для действий как в условиях интенсивного судоходства в стесненных водах Балтики, так и на просторах Баренцева и Белого морей с выходом в Северную Атлантику.

Совместные походы с субмаринами предыдущих поколений проектов 877 и 636 (отнесенных классификаторами из Североатлантического блока к типу «Kilo») продемонстрировали значительное превосходство «Лады» в дальности обнаружения подводных и надводных целей. Что в дуэльной ситуации давало ей возможность скрытно занять выгодную позицию и первой произвести пуск ракет и торпед по условному противнику.

Коль скоро «Кронштадт» достраивался по скорректированному проекту, с устранением выявленных в море недостатков головного корпуса, он представляет собой еще более совершенный боевой корабль. В плане доработок базового проекта особо отметим улучшенные систему управления корабельными техническими средствами и навигационный комплекс. Внедрена современная электроника, управляющая этими и другими системами и механизмами корабля. Откорректированы жилой отсек, где располагается экипаж, кают-компания и камбуз. Доработаны выдвижные устройства, амортизаторы линии вала. Главный гребной электродвигатель СЭД-1 разработки НИИ ЭФА заменен на более совершенный от АО «Электросила». Он также выполнен на постоянных магнитах, по типу германского Siemens Permasyn.

Выступая на церемонии спуска, главный советник президента Объединенной судостроительной корпорации Виктор Чирков напомнил, что за низкий уровень шума подводную лодку предшествующего 877-го проекта западные военные прозвали «Черной дырой». Испытания же «Санкт-Петербурга» показали: его шумность в несколько (согласно расчетам конструкторов, в четыре-пять) раз меньше, чем у представителей предыдущего поколения. С учетом возросшей скрытности «Лады», «которую противник не видит и не слышит», нашу субмарину можно назвать «Невидимкой», продолжил он.

«Новая подводная лодка дает возможность шагнуть вперед и выполнить указы президента по строительству нового современного подводного флота России», — резюмировал Виктор Викторович.

Напомним, в период с 2012 по 2016 год Чирков занимал должность главнокомандующего ВМФ РФ. По его указанию от 2013 года строительство «Кронштадта», заложенного летом 2005-го, но «замороженного» пять лет спустя, было возобновлено.

«Задержка в строительстве позволила нам максимально учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург», — пояснил генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. — По всем показателям она превосходит своего предшественника, лодки 636-го проекта».

Вместе с разработчиком проекта, АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», завод-строитель отстаивал «Ладу» в трудные для нее годы, когда возникали проблемы с поиском и устранением недочетов на головном корпусе.

«Значимость сегодняшнего события трудно переоценить: корабль, заложенный в 2005 году, спускается в 2018-м. Он перенес и остановки в строительстве, и приостановление финансирования, но тем не менее спуск сегодня состоится», — сказал на церемонии руководитель «Адмиралтейских верфей».

Показательно, что спуск ДЭПЛ «Кронштадт» происходит в условиях масштабной реконструкции стапельно-сдаточного цеха, которая проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2011-2020 годов».

По завершении реконструкции на предприятии будет создан современный специализированный комплекс замкнутого цикла по строительству неатомных подводных лодок, который оптимизирует производственный процесс. Работы в рамках реконструкции ведутся без остановки действующего производства и не влияют на сроки исполнения контрактов.

Династия номер 677

Заводчане уверены, что «Кронштадт» подтвердит заложенные в него характеристики на морских испытаниях, которые планируется провести в следующем году. Тогда же руководство «Адмиралтейских верфей» рассчитывает подписать контракты на четвертую и пятую подлодки данного типа. А пока на заводе идет работа над завершением третьего корпуса, ДЭПЛ «Великие Луки». Ее планируется сдать в 2021 году.

«Вся истории «Адмиралтейских верфей», начиная с эпохи Петра Великого, свидетельствует о том, что предприятие умеет строить уникальные корабли. И сегодняшний спуск — наглядное тому подтверждение. Для российских моряков большая честь служить на таких современных подводных лодках», — сообщил заместитель начальника управления кораблестроения Главного командования ВМФ России капитан 1-го ранга Михаил Краснопеев.

Со своей стороны генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит пояснил: «По всем техническим параметрам «Кронштадт» превосходит предыдущие корабли. К тому же, мы учли все необходимые доработки, что надо было сделать на головном корпусе. «Кронштадт» получил большую часть серийного оборудования, которое прошло все испытания и соответствует заявленным характеристикам».

После спуска на воду, проверки всех систем и механизмов начнутся «морские испытания, сначала швартовные всех систем, устройств, затем выход в море». Если все пройдет удачно, сдача флоту нового корабля может состояться уже в следующем году.

tvzvezda.ru

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

ДПЛ проекта 677 «Лада»
Б-585 в Санкт-Петербурге
Основные характеристики
Тип корабляМногоцелевая ДПЛ
Обозначение проекта677 «Лада»
Классификация НАТО«Lada»
Скорость (надводная)10 узлов
Скорость (подводная)21 (20[1]) узел
Рабочая глубина погружения250 м
Предельная глубина погружения300 м
Автономность плавания45 (30[1]) суток
Экипаж35 (21[1]) человек
Размеры
Водоизмещение надводное1 765 (1 150) т [2]
Длина наибольшая (по КВЛ)66,8 (58,8) м
Ширина корпуса наиб.7,1 (5,65) м
Силовая установка
дизельные двигатели Д49[3], с полным электродвижением
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 мин
Ракетное вооружениеракето-торпеды вместо части торпед (10 вертикальных пусковых установок)
ПВОПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ракет
Изображения на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Лада.

Подводные лодки проекта 677 «Лада» — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века. Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено[4], проект будет дорабатываться.

Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния». [источник не указан 859 дней].

Конструкция

Впервые с 1940-х годов использована однокорпусная схема[5].

По сравнению с двухкорпусной «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток[5]. Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными проектами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Scorpene», обладая при этом более мощным вооружением[5].

Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления «Литий».

Амур-950

Модель подводной лодки «Амур-950»

Лодки серии «Амур-950» — это экспортный вариант лодок проекта 677 «Лада», который является логическим продолжением лодок проектов 877 «Палтус»/636 «Варшавянка».

Подводная лодка «Амур-950» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и десятью вертикальными пусковыми установками для противокорабельных ракет. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 м.

Представители

Согласно планам модернизации Российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение.[6] Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.[6]

По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц.[7] Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трех подводных лодок по изменённому проекту.[7]

В феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» — по словам Высоцкого:

..заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же

[8]

Однако чуть позже главком дополнил, что проект дорабатывается и будет принят на вооружение[9].

В итоге проект получит новую энергетическую установку и будет классифицироваться как неатомные подводные лодки[10].

Модель подводной лодки «Амур-950» Хорошо видны ВПУ РК «БраМос»

В рамках ГПВ-2020 до 2020 года для ВМФ предполагается построить двадцать ДЭПЛ — шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», а остальные четырнадцать, вследствие вышесказанного, скорее всего будут лодки доработанного проекта 677 «Лада».[11]

Предыдущий главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий остановил производство этих лодок из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. Последнюю проблему «Рубин» решил, отмечают эксперты, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее, новый главком вице-адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. «Сроки сдачи кораблей станут ясны ближе к концу года», – сообщил источник на Адмиралтейских верфях. Он не исключил, что из-за предельной загрузки верфей, возможно, часть госпрограммы по неатомным лодкам перекинут на другие заводы. Скорее всего, на «Красное Сормово», вряд ли на северодвинский «Севмаш». Ему предстоит к 2020 году изготовить восемь атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» и столько же многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень».[12]

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Подводные лодки проекта 677 «Лада» — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<th colspan=»3″ align=»center»> <th colspan=»3″ align=»center»>Силовая установка</th> </tr><tr> <td colspan=»3″> ГЭУ с полным электродвижением:
• ДГ с двигателями Д49[3]
• ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)</td> <th colspan=»3″ align=»center»> Категория на Викискладе</th>
ДЭПЛ проекта 677 «Лада»
Б-585 в Санкт-Петербурге
Основные характеристики
Тип корабляМногоцелевая ДЭПЛ
Обозначение проекта677 «Лада»
Кодификация НАТО«Lada»
Скорость (надводная)10 узлов
Скорость (подводная)21 (20[1]) узел
Рабочая глубина погружения250 м
Предельная глубина погружения300 м
Автономность плавания45 (30[1]) суток
Экипаж35 (21[1]) человек
Размеры
Водоизмещение надводное1 765 (1 150) т [2]
Водоизмещение подводноен/д
Длина наибольшая (по КВЛ)66,8 (58,8) м
Ширина корпуса наиб.7,1 (5,65) м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 мин
Ракетное вооружениеУВП на 10 ракет РК П-800 «Оникс» и/или «Калибр»
ПВОПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ЗУР в ТПК
Подводные лодки проекта 677 «Лада»Подводные лодки проекта 677 «Лада» У этого термина существуют и другие значения, см. Лада.

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено[4], проект будет дорабатываться.

Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния». К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3022 дня].

История

Разработка технического проекта более недорогой, чем пр. 877, ДЭПЛ для внутренних морей (на замену устаревшим субмаринам Черноморского и Балтийского флотов) под шифром «Лада» была произведена в ЦКБ МТ «Рубин» при поддержке главкома Чернавина на рубеже 1980-х гг., однако после его рассмотрения в декабре 1990 года Военно-промышленная комиссия отказалась финансировать продолжение работ.[5]

Согласно планам модернизации российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение.[6] Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.[6]

По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц.[7] Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трёх подводных лодок по изменённому проекту.[7]

В феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» — по словам главкома ВМФ России Высоцкого:

… заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же.
[8]

Однако чуть позже главком дополнил, что проект дорабатывается и будет принят на вооружение[9].

В итоге проект получит новую энергетическую установку и будет классифицироваться как неатомные подводные лодки[10].

В рамках ГПВ-2020 до 2020 года для ВМФ предполагается построить двадцать ДЭПЛ — шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», а остальные четырнадцать, вследствие вышесказанного, скорее всего будут лодки доработанного проекта 677 «Лада».[11]

Предыдущий главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий остановил производство этих лодок из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. Последнюю проблему «Рубин» решил, отмечают эксперты, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее, новый главком вице-адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. «Сроки сдачи кораблей станут ясны ближе к концу года», — сообщил источник на Адмиралтейских верфях. Он не исключил, что из-за предельной загрузки верфей, возможно, часть госпрограммы по неатомным лодкам перекинут на другие заводы. Скорее всего, на «Красное Сормово», вряд ли на северодвинский «Севмаш». Ему предстоит к 2020 году изготовить восемь атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» и столько же многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень».[12]

13 февраля 2013 года гендиректор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин сообщил:

На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется. Все характеристики, заданные техзаданием ВМФ, в ходе государственных испытаний в основном подтверждены, за исключением скорости полного подводного хода. В настоящее время подлодка проекта 677 находится в главной базе Балтийского флота и готовится к переходу на Северный флот для завершения опытной эксплуатации.

Он отметил, что на лодке установлено более 130 образцов новейшего радиоэлектронного и корабельного оборудования. По его словам, на серийные подлодки будут установлены модернизированные двигатели, которые обеспечат необходимую мощность.[13]

9 июля 2013 года ОАО Адмиралтейские верфи возобновили строительство второй лодки серии, «Кронштадт». Новый контракт, заключенный с Министерством обороны РФ, предусматривает строительство корабля по корректированному техпроекту. Проектантом ПЛ проекта «Лада» — ЦКБ МТ «Рубин» — проведена большая работа по усовершенствованию подводной лодки и созданию модернизированных комплексов корабля. На втором заказе серии будут установлены модернизированные образцы оборудования — система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. При строительстве «Кронштадта» будут учтены итоги опытной эксплуатации головного заказа.[14]

Как сообщил ТАСС 16 января 2016 года источник в главном командовании ВМФ России, вторая и третья подводные лодки «Кронштадт» и «Великие Луки» проекта 677 «Лада» будут переданы российскому флоту позднее ранее намеченного срока — в 2019 году. Источник подчеркнул, что вторая и третья подлодки серии строятся «с учетом всех замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной «Лады» («Санкт-Петербург» на Северном флоте). Что касается возможной установки на эти субмарины воздухонезависимой энергетической установки, то «необходимо дождаться результатов её морских испытаний».[15]

Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада» больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект «Калина». Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 «Лада» и на этом прекратить строительство. Все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Балтийского флота.[16] Однако, 21 января 2016 года официальный представитель ВМФ РФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало, заявил, что прекращение строительства серии ДЭПЛ проекта 677 «Лада» на сегодняшний день не рассматривается. «Этот вопрос (о прекращении строительства подлодок „Лада“) даже не оговаривался ни на уровне командования, ни на уровне промышленности. Еще две „Лады“ строятся и находятся на различных этапах. Исходя из опытовой эксплуатации первой „Лады“ — подводной лодки „Санкт-Петербург“, мы будем формировать потребность в этих лодках… То есть речь о прекращении строительства не шла», — цитирует «РИА Новости» И.Дыгало.[17]

18 марта 2016 года как сообщили официальный представитель ОСК и высокопоставленный представитель ВМФ для информагентства «РИА Новости»: «Две неатомные подводные лодки проекта 677 „Лада“ — „Кронштадт“ и „Великие Луки“ — будут переданы ВМФ 2018—2019 годах и это будут последние лодки этого проекта. Дальше начнется строительство лодок проекта „Калина“»[18]

27 июля 2016 года было объявлено об отсутствии окончательного решения о прекращении или продолжении строительства подлодок данного проекта[19].

Конструкция

ПЛ про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са. Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ограждение выдвижных устройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток[20]. Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Scorpène», обладая при этом более мощным вооружением[20].

Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления «Литий».

Модификации

«Амур-950» — экспортная модификация проекта 677 «Лада» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 метров.

«Амур-1650» — ещё одна экспортная модификация. Имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из шести ракет.

  • Amur 950.jpg

    Модель ПЛ «Амур-950» на МВМС-2007

  • BrahMos missie on Lada class non-nuclear submarine maqette.jpg

    Модель ПЛ «Амур-950» на МАКС-2009. Хорошо видны УВП РК «БраМос»

  • Amur 1650.jpg

    Модель ПЛ проекта 667Э «Амур-1650» на МВМС-2007

Представители

Цвета таблицы:
Белый — не достроена или утилизирована не спущенной на воду
Зелёный  — действующая в составе ВМФ России
Жёлтый  — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Красный  — списана, утилизирована или потеряна

См. также

Напишите отзыв о статье «Подводные лодки проекта 677 «Лада»»

Примечания

  1. 1 2 3 характеристики в скобках даны для «Амур-950»
  2. [web.archive.org/web/20050329160846/www.ckb-rubin.ru/rus/project/submarine/noatompl/ Неатомные подводные лодки]
  3. [www.kolomnadiesel.com/productions/diesel_engine/d49/ ОАО «Коломенский завод» — Продукция — Дизели — Д49]
  4. [www.lenta.ru/news/2012/02/09/lada/ Россия откажется от строительства подлодок проекта «Лада»] //Lenta.ru
  5. Э. Г. Карпов, [flot.com/blog/historyofNVMU/pages-of-history-of-tbilisi-nakhimov-schools-in-the-lives-of-its-gradu72.php Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 72]
  6. 1 2 [student.km.ru/view.asp?id=ABEF618D923842F49AF4A8A92798B31D&fp=1&fl=20&sort=1 Российский военный флот меняет облик, 8 апреля 2008]
  7. 1 2 3 [lenta.ru/news/2011/11/24/modernize/ Подлодки проекта «Лада» пройдут модернизацию]. lenta.ru (24.11.2011). Проверено 25 ноября 2011. [www.webcitation.org/65eYVPtTj Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012].
  8. [warsonline.info/vmf/vmf-rossii-otkazivaetsya-podvodnich-lodok-proekta-677-lada.html ВМФ России отказывается от дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада»]
  9. [ria.ru/defense_safety/20120216/567516635.html Главком: ВМФ РФ не отказывается от закупок подлодок проекта «Лада»]
  10. [vpk.name/news/64620_glavkom_vmf_rf_admiral_vladimir_vyisockii_v_intervyu_ria_novosti_soobshil_ob_osnovnyih_planah_po_perevooruzheniyu_flota.html Главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий в интервью «РИА Новости» сообщил об основных планах по перевооружению флота]
  11. [vpk-news.ru/articles/8701 ВМФ России: воспоминания о будущем]
  12. [www.dp.ru/a/2012/08/07/Peterburgskie_sudostroite/ Петербургские судостроители могут освоить 30 % средств, выделенных на программу перевооружения Военно-морского флота]
  13. [vz.ru/news/2013/2/13/620244.html Минобороны решило запустить в серию подлодки проекта «Лада»]
  14. 1 2 [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=148778 ОАО «Адмиралтейские верфи» возобновляет строительство второй подводной лодки проекта 677 «Лада» — «Кронштадт».]
  15. [tass.ru/armiya-i-opk/2591357 Источник: флот получит две новые подлодки типа «Лада» только в 2019 году, позже плана]
  16. [flotprom.ru/2016/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B09/ Подлодки проекта «Лада» закладываться больше не будут]
  17. [vpk.name/news/148133_oficialnyii_predstavitel_vmf_rf_oproverg_zakryitie_proekta_podlodok_lada.html Официальный представитель ВМФ РФ опроверг закрытие проекта подлодок «Лада»]
  18. [vpk.name/news/151643_poslednie_dve_podlodki_proekta_lada_peredadut_vmf_v_20182019_godah.html Последние две подлодки проекта «Лада» передадут ВМФ в 2018—2019 годах]
  19. [tass.ru/armiya-i-opk/3491999 ОСК: флот пока не принял решение о продолжении строительства подлодок «Лада»]
  20. 1 2 [nvo.ng.ru/armament/2004-11-12/6_peterburg.html «Подводный охотник» вышел в плавание, nvo.ng.ru, 2004-11-12]
  21. 1 2 [armstass.su/?page=article&aid=109031&cid=25 Главком ВМФ о развитии Военно-морского флота России в ближайшей перспективе]
  22. [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=169005 Подлодка «Санкт-Петербург» останется в составе Северного флота. 25.7.2014]
  23. [flot.com/2015/Испытания18/ Опытную эксплуатацию ДЭПЛ «Санкт-Петербург» решили продлить ещё на год]
  24. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=173689 Подлодку «Кронштадт» планируют спустить на воду в конце 2015 года]. Центральный Военно-Морской Портал (29 октября 2014).
  25. [izvestia.ru/news/387401 В Санкт-Петербурге заложили «Севастополь» проекта 677]
  26. [flot.com/2015/188841/ Подлодка «Великие Луки» пополнит Северный флот]
  27. [www.spbdnevnik.ru/news/2015-03-19/podvodnaya-lodka—v Подводная лодка «Великие Луки» заложена на Адмиралтейских верфях]
  28. [vpk.name/news/125180_rossiiskii_flot_poluchit_chetvertuyu_podlodku_tipa_lada_v_2019_godu.html Контракт на строительство неатомной субмарины планируется к подписанию в конце 2015 года].
  29. [www.i-mash.ru/news/nov_predpr/47966-na-baze-amurskogo-zavoda-mogut-sozdat-centr.html На базе Амурского завода могут создать центр военного кораблестроения]

Ссылки

  • [www.ckb-rubin.ru/index.php?id=60 Проект 677] на сайте ОАО «ЦКБ МТ „Рубин“»
  • [www.admship.ru/ru/19 Неатомная подводная лодка — «Амур 1650»], ОАО «Адмиралтейские верфи»
  • [vpk-news.ru/articles/254 Наконец-то, дождались…, Александр Карпенко, ВПК № 43 (60), 10 — 16 ноября 2004 года]
  • [flot.com/news/vpk/?ELEMENT_ID=1886 Дизель-электрическая подводная лодка 4-го поколения «Санкт-Петербург» будет сдана флоту в опытную эксплуатацию в конце года] 03.07.2007
  • [www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/677/list.htm deepstorm.ru // Проекты 677 «Лада» и 677Э «Амур-1605»]
  • [lenta.ru/articles/2007/10/10/sub/ Das Boot, Илья Крамник, lenta.ru, 10.10.2007]

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений, и ведший роскошную игорную и кутежную жизнь, сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей.
Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова.
Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед Долоховым достоинство ее рук, плеч, ног и волос, и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживанья – Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка.
– Хороша, брат, да не про нас, – сказал ему Долохов.
– Я скажу сестре, чтобы она позвала ее обедать, – сказал Анатоль. – А?
– Ты подожди лучше, когда замуж выйдет…
– Ты знаешь, – сказал Анатоль, – j’adore les petites filles: [обожаю девочек:] – сейчас потеряется.
– Ты уж попался раз на petite fille [девочке], – сказал Долохов, знавший про женитьбу Анатоля. – Смотри!
– Ну уж два раза нельзя! А? – сказал Анатоль, добродушно смеясь.

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.
После отъезда Марьи Дмитриевны, к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа, затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная развлечением, занялась примериваньем новых платьев. В то время как она, надев сметанный на живую нитку еще без рукавов лиф и загибая голову, гляделась в зеркало, как сидит спинка, она услыхала в гостиной оживленные звуки голоса отца и другого, женского голоса, который заставил ее покраснеть. Это был голос Элен. Не успела Наташа снять примериваемый лиф, как дверь отворилась и в комнату вошла графиня Безухая, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темнолиловом, с высоким воротом, бархатном платье.
– Ah, ma delicieuse! [О, моя прелестная!] – сказала она красневшей Наташе. – Charmante! [Очаровательна!] Нет, это ни на что не похоже, мой милый граф, – сказала она вошедшему за ней Илье Андреичу. – Как жить в Москве и никуда не ездить? Нет, я от вас не отстану! Нынче вечером у меня m lle Georges декламирует и соберутся кое кто; и если вы не привезете своих красавиц, которые лучше m lle Georges, то я вас знать не хочу. Мужа нет, он уехал в Тверь, а то бы я его за вами прислала. Непременно приезжайте, непременно, в девятом часу. – Она кивнула головой знакомой модистке, почтительно присевшей ей, и села на кресло подле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья. Она не переставала добродушно и весело болтать, беспрестанно восхищаясь красотой Наташи. Она рассмотрела ее платья и похвалила их, похвалилась и своим новым платьем en gaz metallique, [из газа цвета металла,] которое она получила из Парижа и советовала Наташе сделать такое же.
– Впрочем, вам все идет, моя прелестная, – говорила она.
С лица Наташи не сходила улыбка удовольствия. Она чувствовала себя счастливой и расцветающей под похвалами этой милой графини Безуховой, казавшейся ей прежде такой неприступной и важной дамой, и бывшей теперь такой доброй с нею. Наташе стало весело и она чувствовала себя почти влюбленной в эту такую красивую и такую добродушную женщину. Элен с своей стороны искренно восхищалась Наташей и желала повеселить ее. Анатоль просил ее свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее.
Несмотря на то, что прежде у нее была досада на Наташу за то, что она в Петербурге отбила у нее Бориса, она теперь и не думала об этом, и всей душой, по своему, желала добра Наташе. Уезжая от Ростовых, она отозвала в сторону свою protegee.
– Вчера брат обедал у меня – мы помирали со смеху – ничего не ест и вздыхает по вас, моя прелесть. Il est fou, mais fou amoureux de vous, ma chere. [Он сходит с ума, но сходит с ума от любви к вам, моя милая.]
Наташа багрово покраснела услыхав эти слова.
– Как краснеет, как краснеет, ma delicieuse! [моя прелесть!] – проговорила Элен. – Непременно приезжайте. Si vous aimez quelqu’un, ma delicieuse, ce n’est pas une raison pour se cloitrer. Si meme vous etes promise, je suis sure que votre рromis aurait desire que vous alliez dans le monde en son absence plutot que de deperir d’ennui. [Из того, что вы любите кого нибудь, моя прелестная, никак не следует жить монашенкой. Даже если вы невеста, я уверена, что ваш жених предпочел бы, чтобы вы в его отсутствии выезжали в свет, чем погибали со скуки.]
«Стало быть она знает, что я невеста, стало быть и oни с мужем, с Пьером, с этим справедливым Пьером, думала Наташа, говорили и смеялись про это. Стало быть это ничего». И опять под влиянием Элен то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «И она такая grande dame, [важная барыня,] такая милая и так видно всей душой любит меня, думала Наташа. И отчего не веселиться?» думала Наташа, удивленными, широко раскрытыми глазами глядя на Элен.
К обеду вернулась Марья Дмитриевна, молчаливая и серьезная, очевидно понесшая поражение у старого князя. Она была еще слишком взволнована от происшедшего столкновения, чтобы быть в силах спокойно рассказать дело. На вопрос графа она отвечала, что всё хорошо и что она завтра расскажет. Узнав о посещении графини Безуховой и приглашении на вечер, Марья Дмитриевна сказала:
– С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассеешься, – прибавила она, обращаясь к Наташе.

Граф Илья Андреич повез своих девиц к графине Безуховой. На вечере было довольно много народу. Но всё общество было почти незнакомо Наташе. Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения. M lle Georges, окруженная молодежью, стояла в углу гостиной. Было несколько французов и между ними Метивье, бывший, со времени приезда Элен, домашним человеком у нее. Граф Илья Андреич решился не садиться за карты, не отходить от дочерей и уехать как только кончится представление Georges.
Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых. Он, тотчас же поздоровавшись с графом, подошел к Наташе и пошел за ней. Как только Наташа его увидала, тоже как и в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему и страха от отсутствия нравственных преград между ею и им, охватило ее. Элен радостно приняла Наташу и громко восхищалась ее красотой и туалетом. Вскоре после их приезда, m lle Georges вышла из комнаты, чтобы одеться. В гостиной стали расстанавливать стулья и усаживаться. Анатоль подвинул Наташе стул и хотел сесть подле, но граф, не спускавший глаз с Наташи, сел подле нее. Анатоль сел сзади.
M lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шопот. M lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по французски какие то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.
– Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то.
После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг.
– Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе.
– Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал….
– Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.
– Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
– Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать.
Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал:
– Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу.
Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз.
– Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки.
– Натали?!
«Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
– Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *