Ленинский комсомол (АПЛ) — это… Что такое Ленинский комсомол (АПЛ)?
К-3 «Ленинский комсомол» | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица | |
Спуск на воду | 12 августа 1957 | |
Выведен из состава флота | 1991 | |
Современный статус | выведена из состава флота, переоборудуется в музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 627 «Кит» | |
Разработчик проекта | СКБ № 143 | |
В. Н. Перегудов | ||
Классификация НАТО | «November» | |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 50—60 суток | |
Экипаж | 104 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3065 т | |
Водоизмещение подводное | 4750 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 м | |
Силовая установка | ||
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение | 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
«Ленинский комсомол», К-3 — первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Руководитель работ с 1953 г. — С. А. Базилевский.[1] Заложена 24 сентября 1954 года в Северодвинске, на заводе № 402 (Северном машиностроительном предприятии), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. 8 сентября 1967 года пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек. [2]
В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей.[3] В КБ «Малахит»[4] разработан проект переоборудования в плавучий музей.
Примечания
Ссылки
biograf.academic.ru
Ленинский комсомол (АПЛ) — это… Что такое Ленинский комсомол (АПЛ)?
К-3 «Ленинский комсомол» | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица | |
Спуск на воду | 12 августа 1957 | |
Выведен из состава флота | 1991 | |
Современный статус | выведена из состава флота, переоборудуется в музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 627 «Кит» | |
Разработчик проекта | СКБ № 143 | |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов | |
Классификация НАТО | «November» | |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 50—60 суток | |
Экипаж | 104 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3065 т | |
Водоизмещение подводное | 4750 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 м | |
Силовая установка | ||
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | ||
Торпедно- минное вооружение | 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
«Ленинский комсомол», К-3 — первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Руководитель работ с 1953 г. — С. А. Базилевский.[1] Заложена 24 сентября 1954 года в Северодвинске, на заводе № 402 (Северном машиностроительном предприятии), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. 8 сентября 1967 года пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек.
В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей.[3] В КБ «Малахит»[4] разработан проект переоборудования в плавучий музей.
Примечания
Ссылки
med.academic.ru
Ленинский комсомол (подводная лодка) — это… Что такое Ленинский комсомол (подводная лодка)?
У этого термина существуют и другие значения, см. К-3.К-3 «Ленинский комсомол» | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица | |
Спуск на воду | 12 августа 1957 | |
Выведен из состава флота | 1991 | |
Современный статус | выведена из состава флота, переоборудуется в музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 627 «Кит» | |
Разработчик проекта | СКБ № 143 | |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов | |
Классификация НАТО | «November» | |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 50—60 суток | |
Экипаж | 104 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3065 т | |
Водоизмещение подводное | 4750 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 м | |
Силовая установка | ||
Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение | 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
«Ленинский комсомол», первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3).
История строительства
Работа началась по постановлению Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта 627»[1]. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Руководитель работ с 1953 г. — С. А. Базилевский.[2] При этом в процессе проектирования с 1952 года разрабатывалось два варианта — вариант с водо-водяным реактором и реактором с жидкометаллическим теплоносителем. К-3 стало воплощением варианта с водо-водяным реактором, а альтернативный проект был создан позже под индексом К-27, учеником А. К. Назаровым в корпусе этого проекта. Этот подход к разработке силовой установки полностью повторил тот путь, которым пошли американские разработчики, создавшие «Наутилус» в 1954 и «Сивульф».[3] Однако, в отличие от упомянутых американских проектов, использующих классические конструкции корпусов дизель-электрическиx лодок, корпус К-3 проектировался с нуля с упором на качество подводного хода. Лодка получилась существенно быстроходнее «Наутилуса», так, на испытаниях в погруженном состоянии был достигнут ход в 30 узлов.[4] Изначально лодка предназначалась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой очень большого калибра (Т-15), однако, за явной технической несостоятельностью подхода и обнаружившейся бессмысленностью с военной точки зрения, по ходу дела проект был пересмотрен в сторону более традиционного торпедного вооружения с возможностью использования на торпедах ядерных боеголовок. Проект содержал много откровенно авантюрных черт — так, в первоначальном варианте, лодка не несла оборонительного вооружения, не имела швартовых приспособлений (для манёвров на базе предполагался специальный буксир), якоря и аварийных дизель-генераторов. Экипаж готовили и тренировали заранее, часть офицеров была привлечена еще на стадии проекта, что позволило качественно улучшить эргономику рабочих мест и условия жизни экипажа, устраняя явные «ляпы» на специально построенных деревянных макетах. Впоследствии, качественный подбор и тренировка экипажа на специально построенных стендах (в том числе и стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) сильно помогли начать службу лодки, которая вышла с завода «сырая», со множеством недоработок и проблем.[4]
Лодка заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура.[4]
12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
История службы
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно. Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.[4]
8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек. Самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки[5]. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.[4]
Окончание службы
В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Сергеевича Ливитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей.[6] В КБ «Малахит»[7] разработан проект переоборудования в плавучий музей.
Примечания
- ↑ 1952 год. Эпоха Aтомного проекта. Росэнергоатом. Проверено 15 октября 2010.
- ↑ БАЗИЛЕВСКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — ЛИЧНОСТИ
- ↑ Мазуренко Вячеслав Николаевич. Глава 2. Атомная опытовая подводная лодка К-27 (проект 645) // К-27 «Жидкий Металл». — Библиотека Максима Мошкова.
- ↑ 1 2 3 4 5 Л. Осипенко, Л. Жильцов, Н. Мормуль. Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы. — М.: БОРГЕС, 1994. — ISBN 5-85690-007-3
- ↑ Смирнова Ирина Засекреченная трагедия лучшего атомохода СССР // «Свободная пресса», 19.03.2009 (интервью Александра Лескова, бывшего командира К-3)
- ↑ Проект переоборудования атомной подлодки Северного флота К-3 в музей выполнен, severnyflot.ru, 22.04.08
- ↑ Вечная стоянка К-3, vdvsn.ru
Ссылки
dal.academic.ru
Ленинский комсомол (АПЛ) — это… Что такое Ленинский комсомол (АПЛ)?
К-3 «Ленинский комсомол» | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица | |
Спуск на воду | 12 августа 1957 | |
Выведен из состава флота | 1991 | |
Современный статус | выведена из состава флота, переоборудуется в музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 627 «Кит» | |
Разработчик проекта | СКБ № 143 | |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов | |
Классификация НАТО | «November» | |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 50—60 суток | |
Экипаж | 104 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3065 т | |
Водоизмещение подводное | 4750 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 м | |
Силовая установка | ||
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение | 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
«Ленинский комсомол», К-3 — первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Руководитель работ с 1953 г. — С. А. Базилевский.[1] Заложена 24 сентября 1954 года в Северодвинске, на заводе № 402 (Северном машиностроительном предприятии), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. 8 сентября 1967 года пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек.[2]
В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей.[3] В КБ «Малахит»[4] разработан проект переоборудования в плавучий музей.
Примечания
Ссылки
dikc.academic.ru
Ленинский комсомол (АПЛ) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июля 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июля 2018; проверки требуют 2 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. К-3.
К-3 «Ленинский комсомол» | |
---|---|
История корабля | |
Государство флага | СССР СССР |
Порт приписки | Западная Лица |
Спуск на воду | 9 августа 1957 |
Выведен из состава флота | 1991 |
Современный статус | Выведена из состава флота и ожидает восстановления в качестве музея реактор выгружен и затоплен в Карском море в 2013 году[1] |
Основные характеристики | |
Тип корабля | ПЛАТ |
Обозначение проекта | 627 «Кит» |
Разработчик проекта | СКБ № 143 |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов |
Кодификация НАТО | «November» |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов |
Скорость (подводная) | 30 узлов |
Рабочая глубина погружения | 300 м |
Автономность плавания | 50—60 суток |
Экипаж | 104 человека |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 3065 т |
Водоизмещение подводное | 4750 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 м |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 м |
Силовая установка | |
Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | |
Вооружение | |
Торпедно- минное вооружение | 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
Категория на Викискладе |
«Ленинский комсомол», первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3).
encyclopaedia.bid
Ленинский комсомол (АПЛ) — это… Что такое Ленинский комсомол (АПЛ)?
К-3 «Ленинский комсомол» | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица | |
Спуск на воду | 12 августа 1957 | |
Выведен из состава флота | 1991 | |
Современный статус | выведена из состава флота, переоборудуется в музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 627 «Кит» | |
Разработчик проекта | СКБ № 143 | |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов | |
Классификация НАТО | «November» | |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 50—60 суток | |
Экипаж | 104 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3065 т | |
Водоизмещение подводное | 4750 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 м | |
Силовая установка | ||
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение | 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
«Ленинский комсомол», К-3 — первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Руководитель работ с 1953 г. — С. А. Базилевский.[1] Заложена 24 сентября 1954 года в Северодвинске, на заводе № 402 (Северном машиностроительном предприятии), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. 8 сентября 1967 года пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек.[2]
В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей.[3] В КБ «Малахит»[4] разработан проект переоборудования в плавучий музей.
Примечания
Ссылки
dal.academic.ru
Ленинский комсомол (АПЛ) — это… Что такое Ленинский комсомол (АПЛ)?
К-3 «Ленинский комсомол» | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица | |
Спуск на воду | 12 августа 1957 | |
Выведен из состава флота | 1991 | |
Современный статус | выведена из состава флота, переоборудуется в музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 627 «Кит» | |
Разработчик проекта | СКБ № 143 | |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов | |
Классификация НАТО | «November» | |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 50—60 суток | |
Экипаж | 104 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3065 т | |
Водоизмещение подводное | 4750 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 107,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,65 м | |
Силовая установка | ||
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение | 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
«Ленинский комсомол», К-3 — первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Руководитель работ с 1953 г. — С. А. Базилевский.[1] Заложена 24 сентября 1954 года в Северодвинске, на заводе № 402 (Северном машиностроительном предприятии), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. 8 сентября 1967 года пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек.[2]
В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей.[3] В КБ «Малахит»[4] разработан проект переоборудования в плавучий музей.
Примечания
Ссылки
veter.academic.ru