Подводные лодки проекта 651 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поискуДПЛРК проекта 651 | |
---|---|
Основные характеристики | |
Тип корабля | ДПЛ с крылатыми ракетами |
Обозначение проекта | проект 651 |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 |
Главный конструктор | А. С. Кассациер |
Кодификация НАТО | «Juliett» |
Скорость (надводная) | 16-19 узлов |
Скорость (подводная) | 14 узлов (до 18 с САБ) |
Рабочая глубина погружения | 240 м |
Предельная глубина погружения | 300 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Экипаж | 96 человек [1] |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 3200 т[2] |
Водоизмещение подводное | 4307 т |
Длина наибольшая (по |
ru.wikipedia.org
Название |
Место постройки |
Дата |
Дата |
Дата вступления |
Дальнейшая судьба |
K-156 |
Балтийский судостроительный завод, С.Петербург. |
16.11.1960 |
31.07.1962 |
10-12.1963 |
Причислена
к СФ |
K-85 |
Балтийский судостроительный завод, С.Петербург. |
25.10.1961 |
31.01.1964 |
30.12.1964 |
Причислена
к СФ |
K-63 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
25.04.1962 |
26.07.1963 |
31.12.1964 |
Причислена
к ТОФ |
K-70 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
25.03.1962 |
06.02.1964 |
31.12.1964 |
Причислена
к ТОФ |
K-24 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
15.10.1961 |
15.07.1962 |
31.10.1965 |
Причислена
к СФ |
K-68 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
25.01.1962 |
30.04.1963 |
28.12.1965 |
Причислена
к СФ |
K-77 |
Завод |
31.01.1963 |
11.03.1965 |
31.10.1965 |
Причислена
к СФ |
K-81 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
20.11.1963 |
07.08.1964 |
14.12.1965 |
Причислена
к СФ переименована в Б-81 выведена из боевого сотава в 1994, продана фирме Subexpo. C 1997 используется как туристический аттракцион в г.С-Петербург, Флорида, США |
K-58 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
15.07.1963 |
12.1966 |
23.09.1966 |
Причислена
к ЧФ |
K-73 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
11.08.1964 |
31.05.1966 |
15.12.1966 |
Причислена
к ТОФ |
K-67 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
31.01.1965 |
29.10.1966 |
30.09.1967 |
Причислена
к ЧФ |
K-78 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
25.07.1965 |
30.03.1967 |
11.01.1967 |
Причислена
к СФ |
K-203 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
25.12.1965 |
30.06.1967 |
02.12.1967 |
Причислена
к СФ |
K-304 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
06.08.1966 |
24.01.1967 |
21.09.1968 |
Причислена
к СФ |
K-318 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
29.03.1966 |
29.03.1968 |
29.09.1968 |
Причислена
к ЧФ |
K-120 |
Завод «Красное Сормово», Н.Новгород |
25.03.1967 |
11.07.1968 |
26.12.1968 |
Переведена
на ТОФ в 1987 |
book.uraic.ru
Подводные лодки проекта 651 «Касатка»
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 «Касатка» изначально создавались как носители крылатых ракет. Это были самые большие ДЭПЛ отечественного кораблестроения.
После разработки крылатой ракеты подводного базирования П-5 встал вопрос о ее носителях. Первые контейнеры с ПУ устанавливали на переделанных субмаринах проекта 613 — проекты 644 и 665. Проект 651 предполагал создание первой ПЛ, изначально предназначенной для использования крылатых ракет подводного базирования. Начало проекта положили постановления Совета министров № 1149-592 от 17.08.1956 и № 1190-610 от 25 августа 1956 года. Тактико-техническое задание ВМФ было утверждено 28 января 1957-го. Эскизный проект был утвержден в мае 1958-го. На его основе разработали технический проект который утвердили в январе 1959 года.
СОЗДАНИЕ
Проектирование ДЭПЛ пр. 651 осуществлялось в ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») под руководством главного конструктора А. С. Касациера.
16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ имени С. Орджоникидзе (№ 189) состоялась закладка головной лодки нового проекта — К-156. Спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. Заводские испытания начались 22 декабря 1962 года. 10 декабря 1963-го первая ДЭПЛ пр. 651 была передана флоту.
Всего предполагалось построить 36 лодок пр. 651, но в конечном счете построили 16. На том же заводе в 1964 году построили вторую лодку 651-го проекта, а остальные 14 строили в период с 1965 по 1968 год на заводе «Красное Сормово» (№ 112) в Горьком.
На первых пяти лодках наружный корпус, прочные наружные цистерны, стабилизаторы и ограждение прочной рубки были выполнены из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ. В период освоения этой марки стали судостроительные заводы встретились со значительными технологическими трудностями в части сварки, правки и резки стали. Кроме того, через четыре-пять лет эксплуатации субмарин, выполненных из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ, на внешнем корпусе и цистернах появились сквозные и несквозные трещины. Это потребовало разработки мероприятий по повышению коррозионно-механической прочности легких корпусов и прочных наружных цистерн, изготовленных из стали 45Г17ЮЗ.
МОДИФИКАЦИИ
Кроме базовой модели существовали две модификации ДЭПЛ проекта 651.
Проект 651К — лодка К-81 была модифицирована в 1972 году для установки спутниковой антенны приема целеуказания с военных спутников и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
Проект 651Э — единственная атомная-дизель-электрическая подводная лодка. В 1985 году на лодку К-68 вместо аккумуляторных батарей, выработавших свой срок службы, была установлена специально созданная для нее уникальная миниатюрная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ). Разработку выполнило ЦКБ «Лазурит» в 1977 году. ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЗТ. Стендовую отработку провел НИТИ. ТВП-4 кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ЯЭУ была смонтирована в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 т и размещалась в пространстве между прочным и легким корпусом в кормовой части лодки. Решение оказалась очень удачным, но дороговизна и сложность переоборудования привели к тому, что лодка проекта 651Э осталась в единственном экземпляре.
СЛУЖБА
Практически все лодки этого проекта несли службу в Северном флоте. Только две субмарины — К-120 и К-73 — служили на Тихоокеанском. Основным районом службы лодок проекта было Средиземное море. В 1980-е годы, в разгар холодной войны, советские дизельные лодки ввели во внутренние моря. В частности, две лодки пр. 651 — К-67 и К-318- направили на Черное море, а еще четыре — К-24, К-77, К-81 и К-203 — на Балтику.
Изначально все подлодки 651-го проекта классифицировались как крейсерские (отсюда индекс «К» в обозначении), но с июля 1977 года их переклассифицировали по водоизмещению в БПЛ (индекс «Б»). ДЭПЛ пр. 651, вместе с проектом 675, стали завершающими сериями подлодок ВМФ Советского Союза, вооруженными крылатыми ракетами с надводным стартом. С 1980-х годов их стали выводить из состава флота, и к началу 1990-х они были утилизированы. Из 16 лодок проекта 14 пошли на слом. Две были проданы за границу. К-24 (Б-24) отправилась в 1994 году в Германию, где используется как музей под неверным обозначением U-461.
К-77 (Б-77) была продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан. Затем лодка перепродана и отбуксирована в США. С 1997 года ПЛ использовали как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, шт. Флорида. С 2002 по 2007 год она была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484.
КОНСТРУКЦИЯ
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести.
Прочный корпус ДЭПЛ пр. 651 представлял собой цилиндр диаметром 6,9 м с двумя усеченными конусами в оконечностях. Поперечными плоскими водонепроницаемыми переборками прочный корпус разделялся на восемь отсеков: носовой торпедный, жилых помещений и передних аккумуляторных батарей, управления ракетами и аккумуляторных батарей, отсек управления, жилых помещений и второй группы аккумуляторных батарей, дизель-генераторный, электромоторов, кормовой торпедный.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Шпангоуты прочного корпуса располагались как внутри, так и снаружи корпуса. Прочная рубка была овальной, а крыша ее имела форму кругового цилиндра с образующей, параллельной диаметральной плоскости.
Главный балласт размещался в 14 цистернах. Все эти цистерны были прочными и имели кингстоны. Вентиляция всех междубортных цистерн была раздельной. Управление кингстонами и клапанами вентиляции — дистанционное гидравлическое. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.
Характерной особенностью лодок пр. 651 стало наличие пусковых контейнеров СМ-49, скрытых в надстройке. Два контейнера располагались перед ограждением рубки, другие два — позади. В бортах появились крупные выемки, предназначенные для вывода газов стартовых двигателей. Позже данное решение использовали и на других носителях крылатых ракет.
Начиная с седьмой лодки серии, наружный корпус покрывали противогидролокационным нерезонансным покрытием с рупорными каналами НППРК-4ДЗ. Надводное водоизмещение ДЭПЛ с покрытием увеличилось до 3300 м³.
ГЭУ
Главная энергетическая установка ДЭПЛ состояла из следующих элементов:
— два главных, четырехтактных, двенадцатицилиндровых дизеля 1Д43 Коломенского завода, с газотурбинным наддувом, мощностью по 4000 л. с. каждый и один четырехтактный, шестицилиндровый дизель 1ДЛ42 с газотурбинным наддувом мощностью 1720 л. с, спаренный с генератором постоянного тока ПГ-142;
— два главных гребных электродвигателя ПГ-141, мощностью по 6000 л. с. каждый, и два электродвигателя экономического хода ПГ-140, мощностью по 200 л. с. каждый;
— серебряно-цинковая аккумуляторная батарея типа 30/3, состоящая из четырех групп по 152 элемента в каждой группе. Батарея имела срок службы 35-40 условных циклов или 12-18 месяцев. Однако по причине отсутствия в СССР необходимого количества серебра только три ДЭПЛ пр. 651 получили такие батареи. На остальных лодках стояли традиционные свинцовые аккумуляторные батареи типа 60СМ-П в количестве 448 элементов, имеющие более скромные характеристики.
РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
ДЭПЛ пр. 651 предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника, поэтому их основным вооружением были четыре крылатые ракеты П-6. Возможно было также использовать П-5 для стрельбы по неподвижным береговым целям.
Ракеты размещались в контейнерах СМ-49 и были сблокированы попарно. Конструкция обеспечивала возможность как одиночных пусков, так и проведение четырехракетного залпа в последовательности стартов «крест-накрест» — 4-1 и 3-2, с минимальными интервалами между стартами 6,26 и 5 с. Такая схема пуска была выработана в ходе испытаний ракет П-5, когда выявилось, что при предстартовой подготовке струя продуктов сгорания двигателя впереди расположенной ракеты способна заглушить двигатель ракеты позади. При этом исключалась возможность стрельбы разными типами ракет за одно всплытие лодки. Стрельба ракетами могла производиться только в надводном положении, при скорости хода субмарины до 8 узлов и волнении до четырех баллов. Для старта ракеты контейнеры поднимались на угол 15°.
Определение пеленга на цель и дальности до цели для ракеты П-6 производилось корабельной аппаратурой системы «Аргумент» по данным, получаемым от средств разведки и от навигационных средств ПЛ.
Антенна системы «Аргумент» имела площадь около 10 м и размещалась в носовой части ограждения рубки на поворотной мачте. В нерабочем положении антенна заводилась в ограждение рубки.
В конце 1970-х годов некоторые ДЭПЛ пр. 651 были перевооружены противокорабельными ракетами П-500 «Базальт».
ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
ДЭПЛ пр. 651 была вооружена шестью торпедными аппаратами (ТА) калибра 533 мм в носу (без запасных торпед) и четырьмя оборонительными малогабаритными торпедными аппаратам калибра 400 мм в корме (с восемью запасными торпедами). 533-мм торпедные аппараты обеспечивают стрельбу парогазовыми и электрическими торпедами, в том числе «53-56», «53-57», «53-58» и «СЭТ 53» весом 2200 кг на глубинах до 100 м. Кормовые 400-мм ТА выпускали электрические торпеды МГТ-1 и МГТ-2 на глубинах до 150 м и приборы постановки помех «Анабар» на глубинах до 250 м.
Лодки, начиная с К-156, оснащали устройством перезарядки кормовых 400-мм торпедных аппаратов. Перезарядка производилась с помощью электропривода. Общее время перезарядки всех четырех ТА — около 30 минут.
На некоторых субмаринах пр. 651 во втором отсеке предусматривали стеллажи для хранения дополнительных 12 торпед калибра 533 мм. При их использовании общее количество торпед можно было довести до 22. Погрузку запасных торпед осуществляли через торпедные аппараты и специальные люки. Запасные торпеды предназначались для перезарядки только четырех торпедных аппаратов.
34195warfor.me
Подводные лодки проекта 651 — Википедия
ДПЛРК проекта 651 | |
---|---|
Основные характеристики | |
Тип корабля | ДПЛ с крылатыми ракетами |
Обозначение проекта | проект 651 |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 |
Главный конструктор | А. С. Кассациер |
Кодификация НАТО | «Juliett» |
Скорость (надводная) | 16-19 узлов |
Скорость (подводная) | 14 узлов (до 18 с САБ) |
Рабочая глубина погружения | 240 м |
Предельная глубина погружения | 300 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Экипаж | 96 человек [1] |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 3200 т[2] |
Водоизмещение подводное | 4307 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 85,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 9,7 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8,0 м |
Силовая установка | |
Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л. с., 2 электромотора ПГ-141 по 6000 л. с. вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с., 2 электродвигателя эконом. хода ПГ-140 по 150 л. с., аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ | |
Вооружение | |
Торпедно- минное вооружение | носовые ТА 6×533 мм; кормовые ТА 4×400 мм |
Ракетное вооружение | 4 крылатые ракеты П-6[3][4] или П-5 |
Категория на Викискладе |
Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.
Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.
Корпус[править | править код]
Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:
- Носовой торпедный отсек;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Ракетный/аккумуляторный отсек;
- Отсек управления;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Отсек с дизелями и дизель-генератором.
- Отсек электромоторов;
- Кормовой торпедный отсек.
Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.
Силовая установка[править | править код]
- Дизель-электрическая, двухвальная.
- 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л. с.
- 2 главных эл. двигателя ПГ-141 по 6000 л. с.
- Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.
- 2 эл. двигателя зконом. хода по 150 л. с.
- Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ.
Размещение экипажа[править | править код]
Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.
Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (SS-N-3A Shaddock) для стрельбы по кораблям. В основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.
Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 16 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.
Модификация 651К[править | править код]
Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
Модификация 651Э[править | править код]
Схема лодки 651Э проекта.Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы увеличить автономность ДЭПЛ в подводном положении. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение.
ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ, стендовую отработку провел НИТИ. Реактор кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ВЭУ была выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 тонн и размещалась в нише под кормовым отсеком, вне прочного корпуса. Имелся переходный люк из кормового отсека в корпус ВЭУ.
Вспомогательная ядерная энергоустановка была установлена на лодку после капремонта в 1985 году. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. ЯЭУ обеспечивала ход в подводном положении до 6 узлов при дальности до 7000 миль. В 1993 году ПЛ была выведена из состава действующих единиц и передана на утилизацию. ВАУ-6 находилась в рабочем состоянии так и не выработав свой ресурс. В 2005 году активная зона реактора была выгружена и передана на утилизацию. В серию ядерные реакторы для ДЭПЛ не пошли.
Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.
Название | Место постройки | Заводской номер[8] | Дата закладки | Дата спуска | Дата вступления в строй | Флот | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
K-156 | Балтийский завод | 552 | 16 ноября 1960 | 31 июля 1962 | 10 декабря 1963 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-85 | Балтийский завод | 553 | 25 октября 1961 | 31 января 1964 | 30 декабря 1964 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-63 | «Красное Сормово» | 513 | 25 апреля 1962 | 26 июля 1963 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63 | сдана на слом в 1991 |
K-70 | «Красное Сормово» | 514 | 25 марта 1962 | 6 февраля 1964 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270 | сдана на слом в 1991 |
K-24 | «Красное Сормово» | 511 | 15 октября 1961 | 15 июля 1962 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот, | продана в Германию в 1994, экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461 |
K-68
| «Красное Сормово» | 512 | 25 января 1962 | 30 апреля 1963 | 28 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 Балтийский флот | В 1985 году модернизирована по проекту 651Э В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на завод «Нерпа» в Мурманской области. |
K-77 | «Красное Сормово» | 515 | 31 января 1963 | 11 марта 1965 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот, | продана в Финляндию, затем — в США[9], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[10], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[11] |
K-81[12] | «Красное Сормово» | 522 | 20 ноября 1963 | 7 августа 1964 | 14 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г., | Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет. В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл. |
K-58 | «Красное Сормово» | 521 | 15 июля 1963 | декабрь 1966 | 23 сентября 1966 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58 | Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом. |
K-73 | «Красное Сормово» | 523 | 11 августа 1964 | 31 мая 1966 | 15 декабря 1966 | Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73 | сдана на слом в 1991 |
K-67 | «Красное Сормово» | 524 | 31 января 1965 | 29 октября 1966 | 30 сентября 1967 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67 | сдана на слом в 1994 |
K-78 | «Красное Сормово» | 525 | 25 июля 1965 | 30 марта 1967 | 11 января 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот, | Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл |
K-203 | «Красное Сормово» | 531 | 25 декабря 1965 | 30 июня 1967 | 2 декабря 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1994 |
K-304 | «Красное Сормово» | 532 | 6 августа 1966 | 24 января 1967 | 21 сентября 1968 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304 | сдана на слом в 1994 |
K-318 | «Красное Сормово» | 533 | 29 марта 1966 | 29 марта 1968 | 29 сентября 1968 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318 | сдана на слом в 1994 |
K-120 | «Красное Сормово» | 534 | 25 марта 1967 | 11 июля 1968 | 26 декабря 1968 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120 | сдана на слом в 1991 |
14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.
Лодка проекта 651 в море
Б-24 в роли «U-461». Левый борт
Б-24 в роли «U-461». Нос
Б-24 в роли «U-461». Правый борт
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
«Российская субмарина U-461 с крылатыми ракетами»
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
ru.wikiyy.com
Подводные лодки проекта 651 — это… Что такое Подводные лодки проекта 651?
ДПЛРК проекта 651 | ||
---|---|---|
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ДПЛ с крылатыми ракетами | |
Обозначение проекта | проект 651 | |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 | |
Классификация НАТО | «Juliett» | |
Скорость (надводная) | 16-19 узлов | |
Скорость (подводная) | 14 узлов (до 18 с САБ) | |
Рабочая глубина погружения | 240 м | |
Предельная глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 96 человек [1] | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3200 т[2] | |
Водоизмещение подводное | 4307 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 85.9 м | |
Ширина корпуса наиб. | 9.7 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8.0 м | |
Силовая установка | ||
Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л.с., 2 электромотора ПГ-141 по 6000 л.с. вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л.с., 2 электродвигателя эконом.хода ПГ-140 по 150 л.с., аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение | носовые ТА 6×533 мм; кормовые ТА 4×400 мм | |
Ракетное вооружение | 4 крылатые ракеты П-6[3], П-6[4] или П-500 4K-80 «Базальт» | |
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 80-х — начале 90-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали атомарины проекта 675.
История
Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.
Конструкция
Корпус
Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:
- Носовой торпедный отсек;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Ракетный/аккумуляторный отсек;
- Отсек управления;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Отсек с дизелями и дизель-генератором.
- Отсек электромоторов;
- Кормовой торпедный отсек.
Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.
Силовая установка
Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л.с. 2 главных эл.двигателя ПГ-141 по 6000 л.с. Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л.с 2 эл.двигателя зконом.хода по 150 л.с. Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ
Размещение экипажа
Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.
Вооружение
Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (тоже SS-N-3 Shaddock) для стрельбы по кораблям, в основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника . Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.
Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 16 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.
Модификация 651К
Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
Модификация 651Э
Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы в короткие сроки резко повысить количество атомных подводных лодок в строю. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение. В 1985 году на лодку была установлена вспомогательная ядерная энергоустановка. Она была выполнена в цилиндрическом корпусе и размещалась в хвостовой части лодки, вне прочного корпуса. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. Применения ядерной установки позволило существенно увеличить время подводного хода. В серию ядерные миниреакторы не пошли, но эта разработка так и осталась уникальной. В других странах подобные реакторы созданы так и не были.
Сравнительная оценка
Представители
Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.
Название | Место постройки | Заводской номер[8] | Дата закладки | Дата спуска | Дата вступления в строй | Флот | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
K-156 | Балтийский завод | 552 | 16 ноября 1960 | 31 июля 1962 | 10 декабря 1963 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-85 | Балтийский завод | 553 | 25 октября 1961 | 31 января 1964 | 30 декабря 1964 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-63 | «Красное Сормово» | 513 | 25 апреля 1962 | 26 июля 1963 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63 | сдана на слом в 1991 |
K-70 | «Красное Сормово» | 514 | 25 марта 1962 | 6 февраля 1964 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270 | сдана на слом в 1991 |
K-24 | «Красное Сормово» | 511 | 15 октября 1961 | 15 июля 1962 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот, | продана в Германию в 1994, экспонируется под обозначением U461 |
K-68[9] | «Красное Сормово» | 512 | 25 января 1962 | 30 апреля 1963 | 28 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-68, переведена в Балтийский флот, | В 1985 году закончена модификация по проекту 651Э, которая заключалась в установке малогабаритной дополнительной атомной энергетической установки, позволявшей длительно идти в подводном положении, правда, с относительно низкой скоростью. Так и осталась единственным реально выполненным примером подобной модификации. В 1990 году переименована в БС-68, в 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на завод «Нерпа» в Мурманской области. |
K-77 | «Красное Сормово» | 515 | 31 января 1963 | 11 марта 1965 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот, | продана в Финляндию, затем — в США[10], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[11], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[12] |
K-81[13] | «Красное Сормово» | 522 | 20 ноября 1963 | 7 августа 1964 | 14 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г., | Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет. В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл. |
K-58 | «Красное Сормово» | 521 | 15 июля 1963 | декабрь 1966 | 23 сентября 1966 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58 | Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом. |
K-73 | «Красное Сормово» | 523 | 11 августа 1964 | 31 мая 1966 | 15 декабря 1966 | Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73 | сдана на слом в 1991 |
K-67 | «Красное Сормово» | 524 | 31 января 1965 | 29 октября 1966 | 30 сентября 1967 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67 | сдана на слом в 1994 |
K-78 | «Красное Сормово» | 525 | 25 июля 1965 | 30 марта 1967 | 11 января 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот, | Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл |
K-203 | «Красное Сормово» | 531 | 25 декабря 1965 | 30 июня 1967 | 2 декабря 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1994 |
K-304 | «Красное Сормово» | 532 | 6 августа 1966 | 24 января 1967 | 21 сентября 1968 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304 | сдана на слом в 1994 |
K-318 | «Красное Сормово» | 533 | 29 марта 1966 | 29 марта 1968 | 29 сентября 1968 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318 | сдана на слом в 1994 |
K-120 | «Красное Сормово» | 534 | 25 марта 1967 | 11 июля 1968 | 26 декабря 1968 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120 | сдана на слом в 1991 |
Современный статус
14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.
Галерея
Примечания
Ссылки
Литература
Подводные лодки проекта 651 (Juliett class) | |
---|---|
К-156 | К-85 | К-63 | К-70 | К-24 | К-68* | К-77 | К-81** | К-58 | К-73 | К-67 | К-78 | К-203 | К-304 | К-318 | К-120 |
dic.academic.ru
Подводные лодки проекта 651 — Википедия
ДПЛРК проекта 651 | |
---|---|
Основные характеристики | |
Тип корабля | ДПЛ с крылатыми ракетами |
Обозначение проекта | проект 651 |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 |
Главный конструктор | А. С. Кассациер |
Кодификация НАТО | «Juliett» |
Скорость (надводная) | 16-19 узлов |
Скорость (подводная) | 14 узлов (до 18 с САБ) |
Рабочая глубина погружения | 240 м |
Предельная глубина погружения | 300 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Экипаж | 96 человек [1] |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 3200 т[2] |
Водоизмещение подводное | 4307 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 85,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 9,7 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8,0 м |
Силовая установка | |
Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л. с., 2 электромотора ПГ-141 по 6000 л. с. вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с., 2 электродвигателя эконом. хода ПГ-140 по 150 л. с., аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ | |
Вооружение | |
Торпедно- минное вооружение | носовые ТА 6×533 мм; кормовые ТА 4×400 мм |
Ракетное вооружение | 4 крылатые ракеты П-6[3][4] или П-5 |
Категория на Викискладе |
Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.
История
Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.
Видео по теме
Конструкция
Корпус
Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:
- Носовой торпедный отсек;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Ракетный/аккумуляторный отсек;
- Отсек управления;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Отсек с дизелями и дизель-генератором.
- Отсек электромоторов;
- Кормовой торпедный отсек.
Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.
Силовая установка
- Дизель-электрическая, двухвальная.
- 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л. с.
- 2 главных эл. двигателя ПГ-141 по 6000 л. с.
- Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.
- 2 эл. двигателя зконом. хода по 150 л. с.
- Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ.
Размещение экипажа
Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.
Вооружение
Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (SS-N-3A Shaddock) для стрельбы по кораблям. В основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.
Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 16 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.
Модификация 651К
Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
Модификация 651Э
Схема лодки 651Э проекта.Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы увеличить автономность ДЭПЛ в подводном положении. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана исправить сложившееся положение.
ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ, стендовую отработку провел НИТИ. Реактор кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ВЭУ была выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 тонн и размещалась в нише под кормовым отсеком, вне прочного корпуса. Имелся переходный люк из кормового отсека в корпус ВЭУ.
Вспомогательная ядерная энергоустановка была установлена на лодку после капремонта в 1985 году. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. ЯЭУ обеспечивала ход в подводном положении до 6 узлов при дальности до 7000 миль. В 1993 году ПЛ была выведена из состава действующих единиц и передана на утилизацию. ВАУ-6 находилась в рабочем состоянии так и не выработав свой ресурс. В 2005 году активная зона реактора была выгружена и передана на утилизацию. В серию ядерные реакторы для ДЭПЛ не пошли.
Сравнительная оценка
Представители
Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.
Название | Место постройки | Заводской номер[8] | Дата закладки | Дата спуска | Дата вступления в строй | Флот | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
K-156 | Балтийский завод | 552 | 16 ноября 1960 | 31 июля 1962 | 10 декабря 1963 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-85 | Балтийский завод | 553 | 25 октября 1961 | 31 января 1964 | 30 декабря 1964 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-63 | «Красное Сормово» | 513 | 25 апреля 1962 | 26 июля 1963 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63 | сдана на слом в 1991 |
K-70 | «Красное Сормово» | 514 | 25 марта 1962 | 6 февраля 1964 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270 | сдана на слом в 1991 |
K-24 | «Красное Сормово» | 511 | 15 октября 1961 | 15 июля 1962 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот, | продана в Германию в 1994, экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461 |
K-68
| «Красное Сормово» | 512 | 25 января 1962 | 30 апреля 1963 | 28 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 Балтийский флот | В 1985 году модернизирована по проекту 651Э В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на завод «Нерпа» в Мурманской области. |
K-77 | «Красное Сормово» | 515 | 31 января 1963 | 11 марта 1965 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот, | продана в Финляндию, затем — в США[9], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[10], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[11] |
K-81[12] | «Красное Сормово» | 522 | 20 ноября 1963 | 7 августа 1964 | 14 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г., | Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет. В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл. |
K-58 | «Красное Сормово» | 521 | 15 июля 1963 | декабрь 1966 | 23 сентября 1966 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58 | Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом. |
K-73 | «Красное Сормово» | 523 | 11 августа 1964 | 31 мая 1966 | 15 декабря 1966 | Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73 | сдана на слом в 1991 |
K-67 | «Красное Сормово» | 524 | 31 января 1965 | 29 октября 1966 | 30 сентября 1967 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67 | сдана на слом в 1994 |
K-78 | «Красное Сормово» | 525 | 25 июля 1965 | 30 марта 1967 | 11 января 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот, | Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл |
K-203 | «Красное Сормово» | 531 | 25 декабря 1965 | 30 июня 1967 | 2 декабря 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1994 |
K-304 | «Красное Сормово» | 532 | 6 августа 1966 | 24 января 1967 | 21 сентября 1968 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304 | сдана на слом в 1994 |
K-318 | «Красное Сормово» | 533 | 29 марта 1966 | 29 марта 1968 | 29 сентября 1968 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318 | сдана на слом в 1994 |
K-120 | «Красное Сормово» | 534 | 25 марта 1967 | 11 июля 1968 | 26 декабря 1968 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120 | сдана на слом в 1991 |
Современный статус
14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.
Галерея
Лодка проекта 651 в море
Б-24 в роли «U-461». Левый борт
Б-24 в роли «U-461». Нос
Б-24 в роли «U-461». Правый борт
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
«Российская субмарина U-461 с крылатыми ракетами»
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
Примечания
Ссылки
Литература
wiki2.red
Подводные лодки проекта 651 Википедия
ДПЛРК проекта 651 | |
---|---|
Основные характеристики | |
Тип корабля | ДПЛ с крылатыми ракетами |
Обозначение проекта | проект 651 |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 |
Главный конструктор | А. С. Кассациер |
Кодификация НАТО | «Juliett» |
Скорость (надводная) | 16-19 узлов |
Скорость (подводная) | 14 узлов (до 18 с САБ) |
Рабочая глубина погружения | 240 м |
Предельная глубина погружения | 300 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Экипаж | 96 человек [1] |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 3200 т[2] |
Водоизмещение подводное | 4307 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 85,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 9,7 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8,0 м |
Силовая установка | |
Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л. с., 2 электромотора ПГ-141 по 6000 л. с. вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с., 2 электродвигателя эконом. хода ПГ-140 по 150 л. с., аккумуляторные батареи САБ «30/3» или 48СМ | |
Вооружение | |
Торпедно- минное вооружение | носовые ТА 6×533 мм; кормовые ТА 4×400 мм |
Ракетное вооружение | 4 крылатые ракеты П-6[3][4] или П-5 |
Категория на Викискладе |
Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали АПЛ проекта 675.
История
Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.
Конструкция
Корпус
Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:
- Носовой торпедный отсек;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Ракетный/аккумуляторный отсек;
- Отсек управления;
- Жилой/аккумуляторный отсек;
- Отсек с дизелями и дизель-генератором.
- Отсек электромоторов;
- Кормовой торпедный отсек.
Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.
Силовая установка
- Дизель-электрическая, двухвальная.
- 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л. с.
- 2 главных эл. двигателя ПГ-141 по 6000 л. с.
- Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л. с.
- 2 эл. двигателя зконом. хода по 150 л. с.
- Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ.
Размещение экипажа
Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: почти весь личный состав обеспечивался спальными местами [5]. Жилые помещения разместились в 1,2,3 и 7,8 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, которые работали на базе при подключении к внешнему источнику питания, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.
Вооружение
Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock)[3] для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6[4] (SS-N-3A Shaddock) для стрельбы по кораблям. В основном это были П-6, так как лодки этого типа предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.
Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм c запасными торпедами в количестве 16 штук, размещёнными в первом и втором отсеке на стеллажах, перегрузка торпед осуществлялась через дополнительный торпедопогрузочный люк, размещённый между первым и вторым отсеком, и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Все ракеты П-5, П-6 и торпеды калибра 533 мм могли оснащаться ядерными боеголовками. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.
Модификация 651К
Из-за проблем с самостоятельным наведением ракет и в силу невысокой надёжности наведения самолётами была предпринята попытка создания более надёжной системы наведения ракет. Для этого ПЛ К-81 была переоборудована по проекту 651К, предусматривавшему установку спутниковой антенны для получения целеуказаний с разведывательных ИСЗ и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
Модификация 651Э
Схема лодки 651Э проекта.Проект модификации 651Э[6][7] был разработан для повышения боевой эффективности дизельных субмарин (весьма многочисленных в те годы) за счёт оснащения ДЭПЛ вспомогательной ядерной энергетической установкой. Это позволило бы увеличить автономность ДЭПЛ в подводном положении. На практике это предложение выразилось в испытаниях на базе субмарины К-68 проекта 651. Проект получил шифр 651Э, разработку проекта выполнило ЦКБ «Лазурит». Выбор базы для испытаний был в большой степени обусловлен тем, что после перехода с серебряно-цинковых аккумуляторных батарей на стандартные свинцовые аккумуляторы характеристики лодок проекта 651 существенно ухудшились. Атомная установка была призвана сложившееся положение.
ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ, стендовую отработку провел НИТИ. Реактор кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ВЭУ была выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 тонн и размещалась в нише под кормовым отсеком, вне прочного корпуса. Имелся переходный люк из кормового отсека в корпус ВЭУ.
Вспомогательная ядерная энергоустановка была установлена на лодку после капремонта в 1985 году. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. ЯЭУ обеспечивала ход в подводном положении до 6 узлов при дальности до 7000 миль. В 1993 году ПЛ была выведена из состава действующих единиц и передана на утилизацию. ВАУ-6 находилась в рабочем состоянии так и не выработав свой ресурс. В 2005 году активная зона реактора была выгружена и передана на утилизацию. В серию ядерные реакторы для ДЭПЛ не пошли.
Сравнительная оценка
Представители
Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на заводе «Красное Сормово» в Горьком.
Название | Место постройки | Заводской номер[8] | Дата закладки | Дата спуска | Дата вступления в строй | Флот | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
K-156 | Балтийский завод | 552 | 16 ноября 1960 | 31 июля 1962 | 10 декабря 1963 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-85 | Балтийский завод | 553 | 25 октября 1961 | 31 января 1964 | 30 декабря 1964 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-63 | «Красное Сормово» | 513 | 25 апреля 1962 | 26 июля 1963 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63 | сдана на слом в 1991 |
K-70 | «Красное Сормово» | 514 | 25 марта 1962 | 6 февраля 1964 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270 | сдана на слом в 1991 |
K-24 | «Красное Сормово» | 511 | 15 октября 1961 | 15 июля 1962 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот, | продана в Германию в 1994, экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461 |
K-68
| «Красное Сормово» | 512 | 25 января 1962 | 30 апреля 1963 | 28 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 Балтийский флот | В 1985 году модернизирована по проекту 651Э В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на завод «Нерпа» в Мурманской области. |
K-77 | «Красное Сормово» | 515 | 31 января 1963 | 11 марта 1965 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот, | продана в Финляндию, затем — в США[9], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[10], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[11] |
K-81[12] | «Красное Сормово» | 522 | 20 ноября 1963 | 7 августа 1964 | 14 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г., | Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет. В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл. |
K-58 | «Красное Сормово» | 521 | 15 июля 1963 | декабрь 1966 | 23 сентября 1966 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58 | Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом. |
K-73 | «Красное Сормово» | 523 | 11 августа 1964 | 31 мая 1966 | 15 декабря 1966 | Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73 | сдана на слом в 1991 |
K-67 | «Красное Сормово» | 524 | 31 января 1965 | 29 октября 1966 | 30 сентября 1967 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67 | сдана на слом в 1994 |
K-78 | «Красное Сормово» | 525 | 25 июля 1965 | 30 марта 1967 | 11 января 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот, | Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл |
K-203 | «Красное Сормово» | 531 | 25 декабря 1965 | 30 июня 1967 | 2 декабря 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1994 |
K-304 | «Красное Сормово» | 532 | 6 августа 1966 | 24 января 1967 | 21 сентября 1968 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304 | сдана на слом в 1994 |
K-318 | «Красное Сормово» | 533 | 29 марта 1966 | 29 марта 1968 | 29 сентября 1968 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318 | сдана на слом в 1994 |
K-120 | «Красное Сормово» | 534 | 25 марта 1967 | 11 июля 1968 | 26 декабря 1968 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120 | сдана на слом в 1991 |
Современный статус
14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.
Галерея
Лодка проекта 651 в море
Б-24 в роли «U-461». Левый борт
Б-24 в роли «U-461». Нос
Б-24 в роли «U-461». Правый борт
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
«Российская субмарина U-461 с крылатыми ракетами»
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
Примечания
Ссылки
Литература
wikiredia.ru