Подводные лодки 651 проекта – Дизель-электрические подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 651/651-К (Juliett class)

Содержание

Подводные лодки проекта 651 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
ДПЛРК проекта 651
Основные характеристики
Тип корабля ДПЛ с крылатыми ракетами
Обозначение проекта проект 651
Разработчик проекта ЦКБ-18
Главный конструктор А. С. Кассациер
Кодификация НАТО «Juliett»
Скорость (надводная) 16-19 узлов
Скорость (подводная) 14 узлов (до 18 с САБ)
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 96 человек [1]
Размеры
Водоизмещение надводное 3200 т[2]
Водоизмещение подводное 4307 т
Длина наибольшая
(по

ru.wikipedia.org

Подводные лодки проекта 651

Название

Место постройки

Дата 
закладки

Дата 
спуска

Дата вступления
в строй

Дальнейшая судьба

K-156

Балтийский 

судостроительный завод, 

С.Петербург.

16.11.1960

31.07.1962

10-12.1963

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
и переименована в Б-156
сдана на слом 1988

K-85

Балтийский 

судостроительный завод, 

С.Петербург.

25.10.1961

31.01.1964

30.12.1964

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
и переименована Б-85
сдана на слом 1988

K-63

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

25.04.1962

26.07.1963

31.12.1964

Причислена к ТОФ
переименована в Б-63 в 1987г.
сдана на слом 1991

K-70

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

25.03.1962

06.02.1964

31.12.1964

Причислена к ТОФ
переименована в Б-270 в 1987
сдана на слом 1991

K-24

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

15.10.1961

15.07.1962

31.10.1965

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
переименована в Б-124
продана в Германию в 1994
Используется как плавучий ресторан ( с ошибочным номером на корпусе  U-461 )

и аттракцион для туристов.

K-68

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

25.01.1962

30.04.1963

28.12.1965

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
переименована B.68
сдана на слом 1989

K-77

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

31.01.1963

11.03.1965

31.10.1965

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987г.
переименована в Б-77
сдана на слом 1989

K-81

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

20.11.1963

07.08.1964

14.12.1965

Причислена к СФ

Переведена на БФ в 1987г.
переименована в Б-81
выведена из боевого сотава в 1994,
продана фирме Subexpo.
C 1997 используется как туристический аттракцион в г.С-Петербург, Флорида, США

K-58

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

15.07.1963

12.1966

23.09.1966

Причислена к ЧФ
переименована в Б-81 в 1987
Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.

K-73

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

11.08.1964

31.05.1966

15.12.1966

Причислена к ТОФ
переименована Б-73 в 1987
сдана на слом 1991

K-67

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

31.01.1965

29.10.1966

30.09.1967

Причислена к ЧФ
переименована в Б-67 в 1987
сдана на слом 1994

K-78

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

25.07.1965

30.03.1967

11.01.1967

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987
переименована в Б-478
Затонула при переходе к месту разделки в 1992

K-203

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

25.12.1965

30.06.1967

02.12.1967

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987
переименована B.203
сдана на слом 1994

K-304

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

06.08.1966

24.01.1967

21.09.1968

Причислена к СФ
Переведена на БФ в 1987
переименована в Б-304
сдана на слом 1994

K-318

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

29.03.1966

29.03.1968

29.09.1968

Причислена к ЧФ
переименована в Б-318 в 1987
сдана на слом 1994

K-120

Завод

«Красное Сормово», Н.Новгород

25.03.1967

11.07.1968

26.12.1968

Переведена на ТОФ в 1987
переименована в Б-120
сдана на слом 1991

book.uraic.ru

Подводные лодки проекта 651 «Касатка»

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 «Касатка» изначально создавались как носители крылатых ракет. Это были самые большие ДЭПЛ отечественного кораблестроения.

После разработки крылатой ракеты подводного базирования П-5 встал вопрос о ее носителях. Первые контейнеры с ПУ устанавливали на переделанных субмаринах проекта 613 — проекты 644 и 665. Проект 651 предполагал создание первой ПЛ, изначально предназначенной для использования крылатых ракет подводного базирования. Начало проекта положили постановления Совета министров № 1149-592 от 17.08.1956 и № 1190-610 от 25 августа 1956 года. Тактико-техническое задание ВМФ было утверждено 28 января 1957-го. Эскизный проект был утвержден в мае 1958-го. На его основе разработали технический проект который утвердили в январе 1959 года.

СОЗДАНИЕ

Проектирование ДЭПЛ пр. 651 осуществлялось в ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») под руководством главного конструктора А. С. Касациера.

16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ имени С. Орджоникидзе (№ 189) состоялась закладка головной лодки нового проекта — К-156. Спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. Заводские испытания начались 22 декабря 1962 года. 10 декабря 1963-го первая ДЭПЛ пр. 651 была передана флоту.

Всего предполагалось построить 36 лодок пр. 651, но в конечном счете построили 16. На том же заводе в 1964 году построили вторую лодку 651-го проекта, а остальные 14 строили в период с 1965 по 1968 год на заводе «Красное Сормово» (№ 112) в Горьком.

На первых пяти лодках наружный корпус, прочные наружные цистерны, стабилизаторы и ограждение прочной рубки были выполнены из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ. В период освоения этой марки стали судостроительные заводы встретились со значительными технологическими трудностями в части сварки, правки и резки стали. Кроме того, через четыре-пять лет эксплуатации субмарин, выполненных из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ, на внешнем корпусе и цистернах появились сквозные и несквозные трещины. Это потребовало разработки мероприятий по повышению коррозионно-механической прочности легких корпусов и прочных наружных цистерн, изготовленных из стали 45Г17ЮЗ.

МОДИФИКАЦИИ

Кроме базовой модели существовали две модификации ДЭПЛ проекта 651.

Проект 651К — лодка К-81 была модифицирована в 1972 году для установки спутниковой антенны приема целеуказания с военных спутников и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Проект 651Э — единственная атомная-дизель-электрическая подводная лодка. В 1985 году на лодку К-68 вместо аккумуляторных батарей, выработавших свой срок службы, была установлена специально созданная для нее уникальная миниатюрная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ). Разработку выполнило ЦКБ «Лазурит» в 1977 году. ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЗТ. Стендовую отработку провел НИТИ. ТВП-4 кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ЯЭУ была смонтирована в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 т и размещалась в пространстве между прочным и легким корпусом в кормовой части лодки. Решение оказалась очень удачным, но дороговизна и сложность переоборудования привели к тому, что лодка проекта 651Э осталась в единственном экземпляре.

СЛУЖБА

Практически все лодки этого проекта несли службу в Северном флоте. Только две субмарины — К-120 и К-73 — служили на Тихоокеанском. Основным районом службы лодок проекта было Средиземное море. В 1980-е годы, в разгар холодной войны, советские дизельные лодки ввели во внутренние моря. В частности, две лодки пр. 651 — К-67 и К-318- направили на Черное море, а еще четыре — К-24, К-77, К-81 и К-203 — на Балтику.

Изначально все подлодки 651-го проекта классифицировались как крейсерские (отсюда индекс «К» в обозначении), но с июля 1977 года их переклассифицировали по водоизмещению в БПЛ (индекс «Б»). ДЭПЛ пр. 651, вместе с проектом 675, стали завершающими сериями подлодок ВМФ Советского Союза, вооруженными крылатыми ракетами с надводным стартом. С 1980-х годов их стали выводить из состава флота, и к началу 1990-х они были утилизированы. Из 16 лодок проекта 14 пошли на слом. Две были проданы за границу. К-24 (Б-24) отправилась в 1994 году в Германию, где используется как музей под неверным обозначением U-461.

К-77 (Б-77) была продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан. Затем лодка перепродана и отбуксирована в США. С 1997 года ПЛ использовали как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, шт. Флорида. С 2002 по 2007 год она была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484.

КОНСТРУКЦИЯ

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести.

Прочный корпус ДЭПЛ пр. 651 представлял собой цилиндр диаметром 6,9 м с двумя усеченными конусами в оконечностях. Поперечными плоскими водонепроницаемыми переборками прочный корпус разделялся на восемь отсеков: носовой торпедный, жилых помещений и передних аккумуляторных батарей, управления ракетами и аккумуляторных батарей, отсек управления, жилых помещений и второй группы аккумуляторных батарей, дизель-генераторный, электромоторов, кормовой торпедный.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Шпангоуты прочного корпуса располагались как внутри, так и снаружи корпуса. Прочная рубка была овальной, а крыша ее имела форму кругового цилиндра с образующей, параллельной диаметральной плоскости.

Главный балласт размещался в 14 цистернах. Все эти цистерны были прочными и имели кингстоны. Вентиляция всех междубортных цистерн была раздельной. Управление кингстонами и клапанами вентиляции — дистанционное гидравлическое. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.

Характерной особенностью лодок пр. 651 стало наличие пусковых контейнеров СМ-49, скрытых в надстройке. Два контейнера располагались перед ограждением рубки, другие два — позади. В бортах появились крупные выемки, предназначенные для вывода газов стартовых двигателей. Позже данное решение использовали и на других носителях крылатых ракет.

Начиная с седьмой лодки серии, наружный корпус покрывали противогидролокационным нерезонансным покрытием с рупорными каналами НППРК-4ДЗ. Надводное водоизмещение ДЭПЛ с покрытием увеличилось до 3300 м³.

ГЭУ

Главная энергетическая установка ДЭПЛ состояла из следующих элементов:

— два главных, четырехтактных, двенадцатицилиндровых дизеля 1Д43 Коломенского завода, с газотурбинным наддувом, мощностью по 4000 л. с. каждый и один четырехтактный, шестицилиндровый дизель 1ДЛ42 с газотурбинным наддувом мощностью 1720 л. с, спаренный с генератором постоянного тока ПГ-142;

— два главных гребных электродвигателя ПГ-141, мощностью по 6000 л. с. каждый, и два электродвигателя экономического хода ПГ-140, мощностью по 200 л. с. каждый;

— серебряно-цинковая аккумуляторная батарея типа 30/3, состоящая из четырех групп по 152 элемента в каждой группе. Батарея имела срок службы 35-40 условных циклов или 12-18 месяцев. Однако по причине отсутствия в СССР необходимого количества серебра только три ДЭПЛ пр. 651 получили такие батареи. На остальных лодках стояли традиционные свинцовые аккумуляторные батареи типа 60СМ-П в количестве 448 элементов, имеющие более скромные характеристики.

РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ДЭПЛ пр. 651 предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника, поэтому их основным вооружением были четыре крылатые ракеты П-6. Возможно было также использовать П-5 для стрельбы по неподвижным береговым целям.

Ракеты размещались в контейнерах СМ-49 и были сблокированы попарно. Конструкция обеспечивала возможность как одиночных пусков, так и проведение четырехракетного залпа в последовательности стартов «крест-накрест» — 4-1 и 3-2, с минимальными интервалами между стартами 6,26 и 5 с. Такая схема пуска была выработана в ходе испытаний ракет П-5, когда выявилось, что при предстартовой подготовке струя продуктов сгорания двигателя впереди расположенной ракеты способна заглушить двигатель ракеты позади. При этом исключалась возможность стрельбы разными типами ракет за одно всплытие лодки. Стрельба ракетами могла производиться только в надводном положении, при скорости хода субмарины до 8 узлов и волнении до четырех баллов. Для старта ракеты контейнеры поднимались на угол 15°.

Определение пеленга на цель и дальности до цели для ракеты П-6 производилось корабельной аппаратурой системы «Аргумент» по данным, получаемым от средств разведки и от навигационных средств ПЛ.

Антенна системы «Аргумент» имела площадь около 10 м и размещалась в носовой части ограждения рубки на поворотной мачте. В нерабочем положении антенна заводилась в ограждение рубки.

В конце 1970-х годов некоторые ДЭПЛ пр. 651 были перевооружены противокорабельными ракетами П-500 «Базальт».

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ДЭПЛ пр. 651 была вооружена шестью торпедными аппаратами (ТА) калибра 533 мм в носу (без запасных торпед) и четырьмя оборонительными малогабаритными торпедными аппаратам калибра 400 мм в корме (с восемью запасными торпедами). 533-мм торпедные аппараты обеспечивают стрельбу парогазовыми и электрическими торпедами, в том числе «53-56», «53-57», «53-58» и «СЭТ 53» весом 2200 кг на глубинах до 100 м. Кормовые 400-мм ТА выпускали электрические торпеды МГТ-1 и МГТ-2 на глубинах до 150 м и приборы постановки помех «Анабар» на глубинах до 250 м.

Лодки, начиная с К-156, оснащали устройством перезарядки кормовых 400-мм торпедных аппаратов. Перезарядка производилась с помощью электропривода. Общее время перезарядки всех четырех ТА — около 30 минут.

На некоторых субмаринах пр. 651 во втором отсеке предусматривали стеллажи для хранения дополнительных 12 торпед калибра 533 мм. При их использовании общее количество торпед можно было довести до 22. Погрузку запасных торпед осуществляли через торпедные аппараты и специальные люки. Запасные торпеды предназначались для перезарядки только четырех торпедных аппаратов.