Погон капитана – СКОЛЬКО ЗВЕЗД У КАПИТАНА НА ПОГОНАХ ФОТО: С праздником, товарищ капитан: учим звания полицейских по звездочкам на погонах

Содержание

Погоны капитана, расстояние между звездами, их количество

В армии всегда существовало понятие дисциплины и четкого разделения военных по званиям. Отличительным знаком в современном мире считаются наплечные нашивки, то есть погоны. Они помогают другим военнослужащим определять, к какому рангу принадлежит тот или иной солдат. При этом у каждого вида войск имеются свои особенности, которые используются в оформлении погон, а также иные знаки отличия, которые могут идти наряду с ними.

Исторический аспект появления погон

Как утверждают многие историки, которые занимались данным вопросом, погоны являются своеобразной новинкой во внешнем виде военнослужащих, поскольку ранее таких наплечных отличительных знаков практически не существовало. Отличить войска, а также военнослужащих по рангу можно было при помощи особого покроя военной одежды, а также некоторых нашивок, которые использовались в то время.

Реформацию военной формы впоследствии ввел Петр Первый, после чего многие офицеры в качестве дополнительного атрибута стали использовать шарфы, которые являлись отличительным знаком, носившемся на груди. Как только были введены подобные изменения, вслед за ними последовали и другие, среди которых было и введение в военную форму мундиров. Как правило, они  имели вид фрачных и более других были приближены к современным. Помимо этого использовались и такие отличительные знаки, как головные уборы, которые сразу демонстрировали различие между военнослужащими в званиях.

Предшественниками современных погон считаются эполеты, которые зрительно выглядели богато и роскошно, в то время, как современные погоны по большей мере подчеркивают практичность их ношения.

После смены царского режима на советский начали появляться погоны, которые приобретали все больше современный вид. И спустя весьма короткое время были введены специальные нормы ношения погон, а также принцип расположения на них звезд.

Звание капитана

Младший офицерский состав является начальным этапом на пути к среднему и высшему офицерскому составу. Его отличают внешние особенности военной формы военнослужащих, которые принадлежат к данному рангу, и, в основном, отличительные знаки располагаются на погонах военнослужащих.

Начинается младший офицерский состав с младшего лейтенанта, который по званию выше, чем прапорщик. Заканчивается он званием капитана, который стоит немного ниже, чем майор, который принадлежит уже к среднему офицерскому составу.

Зачастую те военнослужащие, которые несут свою службу в различных ротах, взводах или других подразделениях, могут именоваться младшими офицерами. Как правило, те солдаты, которые являются выпускниками какой-либо военной академии и впоследствии желают продолжить службу, посвятив свою жизнь именно военному искусству, зачастую могут получить звание младшего лейтенанта. Однако такое звание может быть присвоено и человеку, который выпустился из ВУЗа, относящегося к гражданским. Тем не менее, сделать это могут только если данный студент сильно отличился в процессе своей учебы и имеет определенные заслуги перед обществом и Родиной.

Необходимо отметить, что получить звание капитана будет достаточно тяжело, в связи с тем, что должно пройти достаточно времени.

  • После присвоения звания младшего лейтенанта необходимо исправно выполнять свои обязанности военнослужащему в течение нескольких лет подряд, до тех пор, пока ему не назначат лейтенанта.
  • После этого спустя три года, если военнослужащий отлично справлялся и в новом звании, то ему присваивается старший лейтенант.
  • Далее только по прошествии еще нескольких лет присваивается звание капитана.

Капитан относится к младшим офицерам, однако представляет собой последнюю ступень данного состава. Поэтому переход от данного звания к более высокому, которое уже будет относиться к старшему офицерскому составу, окажется еще более трудным. В недалеком прошлом звание капитана использовалось под другим названием – ротного командира.

Соответственно, с повышением в звании военнослужащий принимает на себя еще большую ответственность и выполняет несколько иной набор действий, которые от него требовались ранее. Поэтому в звании капитана, как правило, военнослужащие принимают на себя командование целой ротой.

По мере восхождения по иерархической лестнице военнослужащий расширяет диапазон своего командования. По этой причине не каждый солдат способен подняться до высшего офицерского состава, так как не всегда военнослужащий может контролировать такое огромное количество людей. В ходе военной деятельности каждый солдат выявляет свои способности и действует в соответствии с ними. Капитан в качестве переходного звена от младшего офицерского состава к старшему должен доказать, что может взять на себя еще больше ответственности.

Капитан в России

В прежние времена звание капитана зачастую присваивалось зарубежным офицерам, которые служили у себя на Родине в должности ротного командира. Ранее формулировка данного звания звучала как «капитон» или «капидан». Впоследствии это звание было видоизменено и приобрело наименование уже современное, которое используется в армии нашей страны как в сухопутных войсках, так и в военно-морском флоте.

Использовалось звание капитана ранее и в кавалерии, в XIX веке, где его называли также ротмистром. Помимо этого данное звание использовалось и в казачестве, где современный капитан является эквивалентом казачьего есаула.

Если говорить об отличии капитанских погон еще при царской власти, то их особенностью было сочетание желтого (золотистого цвета) и красного, который использовался для окантовки и обозначения просвета. Такие погоны именовались галунными и имели, как и современные, центральную красную полосу.

Однако особенностью капитанского звания в те времена было еще и то, что звание капитана в армии того времени является равным современному званию майора. То есть фактически, иерархия в этом отношении немного отличалась от той, которая используется в настоящее время. Стоит также отдельно отметить, что в Царской России звезд на погонах в качестве отличительных знаков не было. В них тогда не было необходимости, поскольку у каждого звания было индивидуальное оформление внешнего вида погон. Поэтому цветовой гаммы в сочетании с несколькими другими атрибутами было вполне достаточно, чтобы распознать, какое звание имеет тот или иной военнослужащий.

Если дело касалось пехотных войск, то эквивалентом звания капитана были такие, как коллежский асессор, а также титулярный советник. Фактически, наименование капитана несколько изменялось с течением времени, поскольку в разные периоды звание подразумевало разные обязанности со стороны военнослужащего, который его получал.

После того, как на смену царской власти пришла советская, действующим законодательным органом было установлено звание капитан, а все прочие, которые использовались в качестве его аналогов, были упразднены. В Советском союзе данное звание стало применяться как для сухопутных войск, так и в военно-морском флоте. Впоследствии было установлено разделение капитана по рангам.

Капитанское звание в настоящее время является официальным званием младшего офицерского состава не только в сухопутных войсках, но и во всех прочих военных структурах современной России.

Особенности расположения звезд на погонах капитана

Капитан в настоящее время имеет четыре звезды на каждом погоне. Это количество на одну звезду превышает количество звезд на погонах старшего лейтенанта. Помимо этого расположение звезд на капитанских погонах имеет свои индивидуальные особенности.

В армии России существует таблица, при помощи которой можно определить, на каком расстоянии должны находиться звезды на погонах капитана, а также какой величины они должны быть. Это краткое руководство отлично помогает военнослужащим, которые только получили это звание, сориентироваться в отношении общего вида погон данного звания.

Звание капитана предусматривает следующие особенности погон, а также расположения на них звезд:

  1. Капитан и капитан-лейтенант имеют одинаковые требования к ношению погон. Поэтому каждая звезда в диаметре у капитанов должна быть строго 1,3 см.
  2. Расстояние между звездами на погонах капитана ВС РФ составляет 2,5 см, поскольку отмеряется данный показатель вдоль ширины всего погона.
  3. Расстояние от края погон до центра первой звезды составляет 2,5 см. В данном случае необходимо отметить, что измерять необходимо с двух позиций сразу, поскольку две первые звезды на погонах капитана находятся на одинаковом уровне и расстоянии друг от друга.
  4. Как уже отмечалось ранее, общее количество звезд на погонах капитана равно четырем. Первые две звезды располагаются по бокам от центральной красной линии. Далее идет третья звезда, которая располагается чуть выше и строго на просвете погона. Аналогичным образом на погоне располагается четвертая звезда, на том же расстоянии, которое предписано военными нормами.

Необходимо также отметить, что внешний вид погон капитана различается в зависимости от того, в каких условиях он находится. Если речь идет о каком-то торжественном мероприятии, то используются парадные погоны, которые в данном случае золотистые с красной окантовкой. Если же военнослужащий находится в полевых условиях, то стандартный цвет погона – зеленый, без четкой окантовки, но с центральной красной линией. Цвет звезд в обоих случаях, как правило, не изменяется.

prizivaut.ru

Все о погонах капитана полиции РФ

За исполнением законов, а также за соблюдением порядка должны пристально следить правоохранительные органы. В России этим занимается служба под названием полиция. Существует разные звания и погоны в полиции, в этой статье мы разберём погоны капитана полиции. В главные задачи полиции входит:

  1. Прекращение действий, которые нарушают законодательство.
  2. Гарантия безопасности для мирным гражданам.
  3. Расследование совершенных преступных деяний.
  4. Розыск, а также поимка лиц, совершающих противоправные действия.

Это обязанности всех полицейских России. Но существуют еще особые задачи, которые должны исполнять правоохранительные органы.

Характеристика полицейских

Под полицией следует понимать комплекс национальных служб, а также органов, чьи действия нацелены на то, чтобы все граждане страны находились в безопасности.

В обязанности полицейских входит защита прав граждан России, а также людей из других стран, которое находятся на территории государства.

К исполнению своих служебных обязанностей полиция приступила в 2011 году. Это произошло после того, как президент подписал соответствующий указ.

Для того, чтобы стать полицейским необходимо:

  1. Прекрасная спортивная подготовка.
  2. Отличное здоровье.
  3. Если человек желает продвигаться по карьерной лестнице, необходимо получить высшее образование на юридической специальности.
  4. Наличие у соискателя на должность военного билета.

Также потребуются другие материалы, они необходимы при устройстве на работу. Все предоставленная информация предназначена для комиссии, чтобы определиться с личными характеристиками новых работников полиции.

Пара слов о званиях

В Российском государстве полицейские звания принято называть специальными. Их присваивают всем работникам, выполняющим надлежащим образом свою службу и все должностные обязательства.

Любопытно будет узнать, что полицейские, а также армейские чины между собой отличаются. Это связано с тем, что в полиции структура имеет некоторые отличительные признаки. Причина заключается в том, что воинский чин имеет возможность получить человек, который занимается определенной службой. Работая в правоохранительных органах, звания присваиваются не только их сотрудникам, но и тем, кто работает во внутренних службах, а также в юстиции и других. Для того чтобы заниматься другой работой необходимо просто пройти процедуру, которая называется переаттестация, а затем к своим новым должностным обязанностям, но уже в другой структуре.

Выслуга

В законе есть возможность четко изучить положение, которое касается деятельности полицейских. Также можно узнать информацию о сроках их выслуги. Для того чтобы получить долгожданное повышение в звании, понадобиться проработать определенное количество лет.

Младшим чинам, к которым относятся чины от рядового и до младшего лейтенанта, на получение каждого звания необходим один год.

Старшие сержанты, и полицейские, имеющие чин лейтенант и капитан получат новое звание спустя три года.

Майору понадобится четыре года, а прапорщику и подполковнику пять лет.

Важен тот факт, что в полиции нет таких званий как ефрейтор или марша, а также должности, как генерал и полковник, а также старшина формально не определяются с учетом выслуги лет.

Погоны капитана

Этот чин имеет отношение к среднему составу, занимающему руководящую должность. На погонах есть возможность увидеть вертикальные полосы и 4 звезды.

У звезд на капитанских погонах есть свои отличительные характеристики:

Их количество четыре. Если говорить о размере звездочек, то он равен 13 мм. На эполетах три звездочки представлены в виде треугольника. Четвертая звезда прикреплена возле воротничка. Эта схема имеет много общего с армейскими погонами.

Погоны при СССР

Полицейские в России появились недавно. Раньше подобное понятие было населению незнакомо. Во времена Советского союза всем была известна такая служба как милиция.

Эти структуры не отличаются по обязанностям между собой. Раньше было звание милиционер, теперь так называют рядового. А вот другие посты со времен Советского союза упразднили. Это инспектор и комиссар, а также старший майор и директор милиции.

В СССР можно было пойти работать в милицию просто так, по собственному желанию. Именно поэтому были созданы разные дружины, их формировали из добровольцев.

Если, вам есть что дополнить для наших читателей,пишите будем рады!

russia-army.ru

Капитан первого, второго, третьего ранга на российском флоте

Звание капитана принадлежит не только к сухопутным войскам, но еще и к корабельным. В армии России используется также и в военно-воздушных войсках, но свое распространение оно получило именно в военно-морском флоте.

Принимая во внимание иерархию в сухопутных войсках, можно провести соответствие их чинов и чинов корабельных. Однако новичкам это сделать достаточно сложно. Звание капитана в морских войсках относится к офицерскому составу старшего разряда, при этом оно еще подразделяется на ранги.

История происхождения звания

Капитан как звание был введен еще в эпоху правления Петра Великого, после возвращения императора из путешествия по заграничным странам. Это событие произошло в начале XVIII века, однако спустя несколько лет разделение капитана на ранги было упразднено.

С тех пор во времена царской власти капитану первого ранга соответствовало несколько измененное название, оно звучало как «капитан флота». По сути, в функционировании армии практически ничего не поменялось, изменились только наименования отдельных элементов структуры. При этом понятия капитан и полковник успели соединиться, поэтому присутствовало звание «капитан полковничьего ранга». Стоит отметить, что такой подход является оптимальным с точки зрения понимания, какому чину в сухопутных войсках соответствует тот или иной чин в военно-морском флоте.

В середине пятидесятых годов того же века капитанские ранги вновь были восстановлены. Причем даже был установлен возрастной ценз, то есть предельный срок, в течение которого тот или иной военнослужащий имел право занимать должность капитана первого ранга. Максимальное количество лет составляло 55, но такое ограничение распространялось только на данный чин. Капитан, например, второго ранга мог находиться в этом звании бессрочно.

Когда к власти пришли коммунисты, и наступило время Советского союза, был учрежден еще один чин, который относился к инженерам, которые наравне с другими несли корабельную службу. К этому званию приписывалось также «инженер первого ранга». Оно присваивалось только тем военнослужащим, которые были заняты в инженерном деле и находились в плавающем составе. Прочим же военным отдавалось звание полковника.

В армии многих зарубежных стран используется звание капитана. Однако, чтобы не повторяться, нередко применяют видоизменное наименование. Оно звучит как «кэптан», поскольку именно таким образом оно читается на английском и других языках, произошедших от латыни.

На кораблях матросы и военнослужащие, стоящие ниже рангом, могут называть капитана сокращенно «кэп». Конечно, военным уставом это не предусмотрено, однако подобная тенденция отмечается все чаще. По большей мере это является традицией или обычаем среди военнослужащих корабельных войск. Как говорят многие специалисты, если на корабле капитана называют «кэп», то это свидетельство тесных дружеских и товарищеских взаимоотношений между членами команды.

Соответствие морских званий чинам сухопутных войск

Многие задаются вопросом, капитан первого ранга – это какое звание в сухопутных войсках, как их соотнести. Получается, что этому чину соответствует звание полковника. На погонах капитана первого ранга можно рассмотреть очевидные отличия от этого чина сухопутных войск. Соответственно, капитан второго ранга является эквивалентом подполковника, а капитан третьего ранга – майору.

Зачастую возникает вопрос, какое звание выше – капитан или майор? Если мы говорим о сухопутных войсках, то майор однозначно выше капитана, поскольку первый относится к старшему офицерскому составу, а второй – к младшему офицерскому составу.

 

Если же в учет идет то, что капитан относится к военно-морскому флоту, то здесь необходимо уточнить, какой ранг у капитана, поскольку от этого фактора будет зависеть и старшинство. Как уже было сказано, майор соответствует самому младшему капитанскому званию на флоте.

Капитан первого и второго ранга будет идти выше, чем майор в сухопутных войсках, а капитан третьего ранга по званию будет ему равен.

Для еще совсем молодых военнослужащих остается загадкой, какое звание после капитана в морских войсках. Капитанский ранг – это ранг, который относится к старшему офицерскому составу на корабле. Все три звания означают, что офицер, который им принадлежит, находится в старшем составе.

Далее идет уже высший состав российской армии, и первой ступенью является контр-адмирал. В сухопутных войсках этому рангу соответствует звание генерал-лейтенанта или же генерал-майора. Дело в том, что званий в высшем офицерском составе неодинаковое количество в данных видах войск, поэтому ответить точно на этот вопрос достаточно трудно.

Поэтому при вопросе, после капитана какое идет звание, можно с точностью сказать, что далее идут адмиралы, которые, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов по старшинству.

Погоны капитана военно-морского флота

Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:

  • на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
  • строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
  • диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
  • расстояние от края погона составляет 6 см;
  • данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.

Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:

  • капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
  • на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
  • между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.

Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:

  • на каждом погоне расположено три звезды;
  • диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
  • поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.

Стоит отдельно отметить, что внешний вид наплечных знаков отличия в советское время значительно отличался от современного внешнего вида погон. В период, который наступил после свершения Революции, в течение нескольких десятилетий капитаны корабельных войск носили погоны чернильного цвета, на которых располагалась одна звезда, имевшая красный цвет и окантовку золотисто-желтого оттенка. Она находилась у верхней части погона, а все остальное пространство погона занимали поперечные полосы такого же желтого цвета в общем количестве 5 штук на каждом погоне.

После 35-го года прошлого столетия внешний вид наплечных знаков отличия резко видоизменился. Капитан первого ранга носил погоны с одной бледно-желтой полоской и маленькой звездочкой такого же цвета, которая в диаметре была не более 1,5 см.

На кителе военнослужащих морского флота в период Великой отечественной войны пришивались погоны, которые имели основной цвет золотой, а окантовка и просветы были темно-синего оттенка. Чтобы звезды не сливались с общим фоном, их сделали серебристого цвета.

Уже в послевоенное время погоны военнослужащего военно-морского флота нашей страны стали носить погоны современного плана. Парадные погоны отличаются сейчас от повседневных только более нарядным видом. Базовый цвет остался золотым, а просветы и окантовки – темно-синего оттенка, почти черного. Звезды используются золотые и нашиваются на сам погон строго по параметрам.

prizivaut.ru

Капитан (воинское звание) Википедия

Капитан

Капита́н (позднелат. capitaneus «военачальник»; от лат. caput «голова») — чин, воинское звание офицерского состава в армии, авиации и на флоте многих государств и стран мира, ранее в России название ротного командира.

История

В Древней Греции существовал аналог капитанского звания — лохаг (командир лохоса). В современной греческой армии лохаг (греч. Λοχαγός) — это капитан. В Древнем Риме аналогом лохага был центурион (сотник). В Османской империи аналогом капитана был чин юзбаши.

Впервые чин (должность, звание) капитан появился в Средние века во Франции, где так называли начальников отдельных военных округов; с 1558 года капитанами стали называть командиров рот, а начальников военных округов — генерал-капитанами[1].

В России

В России чин капитана появился в XVI веке для иностранных офицеров в должности ротного командира (командира роты), в документах приказа Русского государства о выдаче жалования Жаку Маржерету капитан писался как — капитон и капидан; в XVII веке установлен для командиров рот в полках «нового строя», а в начале XVIII века — для командиров рот во всей регулярной армии. Следует различать капитанов в вооружённых силах служивших в лейб-гвардии (капитан гвардии) и армии (капитан армии) в соответствии с табелем чинов они разного классу.

В кавалерии (в драгунских полках и корпусе жандармов с 1882) капитан именовался ротмистром, в казачьих войсках — есаулом.

В качестве знака различия в Российской армии в 1855—1917 годов, а также в Белой армии использовался галунный погон с одним просветом. Чин армейского капитана пехоты был равен званию современного армейского майора, так как после отмены майорского чина в мае 1884 года капитан поднялся в табели о рангах на уровень VIII класса. Чин капитана гвардии равен званию армейского подполковника. В гражданской службе России также имелся чин, равный чину капитана пехоты — коллежский асессор с 1884 года, титулярный советник до 1884 года.

В Вооружённых Силах СССР (а затем и России) звание капитан было установлено постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года для командного состава сухопутных войск, ВВС и береговых частей ВМФ. Этим же постановлением для корабельного состава ВМФ введены звания капитан 1-го, 2-го и 3-го ранга и капитан-лейтенант (последнее соответствует званию капитан). Капитан — одно из званий младшего офицерского состава во всех видах Вооружённых Сил Российской Федерации.

В артиллерии звание капитан соответствует должности командир батареи (комбатр).

В полиции капитан, как правило, занимает должность, соответствующую командиру взвода, либо командиру роты.

Знаки различия капитана

СССР и Российская Федерация

Образцы знаков различий Капитана (ОФ-2) в СССР и Российской Федерации.

В Австрии

Знаки различия в Австрийских вооружённых силах.

В США

В армии США ранг капитана стоит по старшинству выше первого лейтенанта, но ниже майора. Капитан командует подразделениями ротного масштаба, численностью от 75 до 200 человек, а также бывает офицером штаба батальона.

Звание возникло в период Войны за независимость и было заимствовано из системы воинских званий Британской армии. В качестве знака различия капитана используются два соединённых между собой серебряных прямоугольника.

  • Знак различия капитана ВС США

В Германии

В немецкоязычных странах звание капитана называется словом «гауптман» (нем. Hauptmann). В средние века гауптманы командовали фанлейнами — тактическими подразделениями, бывшими крупнее роты, но мельче современного батальона. В XVIII веке, когда вся Европа говорила по-французски, гауптманов стали называть капитанами, но на немецкий манер — Kapitän. Слово это стало настолько популярным, что в армиях некоторых германских государств, например, Баварии существовали капитаны первого и второго классов. Однако после произошедшего в 1871 году объединения Германии капитанов, служивших в пехоте, вновь стали называть гауптманами, а за капитанами кавалерии окончательно закрепился чин ротмистра (нем. Rittmeister). С 1888 года знаком различия гауптмана стали две продольно расположенных звезды на обер-офицерском погоне с обвитым вокруг пуговицы белым (с 1903 года — серебряным) шнуром, но не завитым «косичкой», в отличие от погонов штаб-офицеров. Такой погон просуществовал до 1945 года и был возрождён в ННА ГДР, но уже с четырьмя звёздочками, расположенными как у советского капитана.

В войсках СС эквивалентным званию гауптмана было звание гауптштурмфюрера.

В бундесвере же, чтобы не создавать неудобств союзникам по НАТО, для гауптмана ввели три звёздочки, продольно расположенные на британский манер. В таком виде оно существует и после объединения Германии 1990 года.

В Израиле

Израильский термин «серен», соответствующий в Армии Обороны Израиля званию капитана, взят из Библии, где он был титулом вождя филистимлян.

  • АОИ: серен
    (парадная форма одежды)

  • BBC: серен

  • ВМФ: серен

В культуре

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Расположение звезд на погонах. Погоны майора, капитана, генерала

Закон 11 августа 2014

Погоны – неотъемлемый атрибут любого военного или сотрудника силовых ведомств в большинстве стран мира. Как давно они появились в России? Как различать их в зависимости от конкретного воинского звания? Отличаются ли погоны военного образца от тех, что носят служащие правоохранительных органов? Есть ли государственные стандарты, регулирующие внешний вид знаков отличия в армии и в органах правопорядка? В данной статье мы постараемся дать ответ на все эти вопросы, попутно разберем, как выглядят упомянутые атрибуты формы младшего и старшего командного состава, в т. ч. и погоны майора. Фото также будут представлены.

История армейских знаков различия

Ряд историков сходится во мнении, что до того, как в России появилась армия, функционирующая на регулярной основе, внешнее различие военных чинов имело совсем немного критериев. Старшие и младшие ранги отличались разве что покроем одежды и типом оружия. Некоторая модернизация произошла во времена Петра Первого. Офицеры стали носить горжеты (нагрудные знаки в виде шарфа, на котором присутствовали элементы государственной геральдики). В начале XIX века в русской армии были введены мундиры, по дизайну приближенные к современным («фрачные»). Появились головные уборы, подчеркивающие разницу в воинских званиях. Постепенно в моду вошли эполеты. У офицеров они совпадали по цвету с формой, а у генералов были золотых оттенков. Некоторые образцы эполетов позволяли различать, скажем, обер- и штаб-офицеров. Правда, этот знак отличия ничего не говорил о воинских званиях.

В 20-х годах XIX века на военной форме русских солдат появились звездочки. Одна означала, что военный имеет звание прапорщика, две – майора, три – подполковника, четыре – штабс-капитана. Полковники, однако, носили эполеты, на которых не было звезд вообще. В 1840-х унтер-офицеры приобрели знаки различия в виде поперечных нашивок, чем-то похожих на лычки в Советской Армии у сержантов.

Погоны и звезды в более или менее современном виде появились в России в середине XIX века. Их появление некоторые историки связывают с введением нового образца одежды – походной шинели. Погоны, на которых нашивались галуны и звездочки (примечательно, что у всех офицеров, включая высшие чины, их размер был одинаковым), закреплялись на плечах униформы.

После революции 1917 года звезды и погоны, как один из символов царского режима, были упразднены. Но с течением времени военное руководство СССР стало возвращаться к историческим знакам различия. Сначала появились нашивки на рукавах, а в 1943 году – погоны. Фото- и видеоматериалы тех лет позволяют подробно изучать их особенности.

Погоны в армии СССР

В январе 1943-го были принят Указ Верховного совета СССР о введении погон для Красной Армии. С того момента этот знак различия непременно присутствовал на одежде советских солдат, а затем и российских. Многие историки сходятся во мнении, что появление погонов в СССР можно было считать сенсацией: в сравнительно недавней — относительно того момента — исторической ретроспективе этот элемент военной одежды открыто презирался большевиками, так как прочно ассоциировался с царизмом. В Красной Армии появилось два вида погон (так же, как и в императорской, кстати): для ношения в полевых условиях и повседневные. Первые отличались камуфляжным цветом («хаки»), обшивались цветным кантом.

На погонах, предназначенных для повседневного ношения, размещалась эмблема, соответствующая роду войск, а также латунные пуговицы. Знаки различия рядового состава иногда содержали номер военной части. Одно из принципиальных отличий, по версии ряда военных историков, между царскими и советскими погонами – в величине звездочек. В СССР они были большего размера.

Некоторые историки отмечают следующий факт: с момента введения погонов в СССР в речь военных стало постепенно возвращаться забытое слово «офицер», активно используемое при царском режиме. При советской власти эта категория военных называлась командным и начальствующим составом. Иногда употреблялось выражение «командир Красной Армии».

Юридически термин «офицер» не был закреплен в Советском Союзе. Поначалу его употребляли неофициально, в устных разговорах. Но со временем он вошел и в армейский документооборот на вполне официальных началах. Правда, как отмечают историки, в некоторых приказах еще 1942 года слово «офицер» все же присутствовало.

Видео по теме

Звезды на погонах

В армии Российской Империи, в советских войсках (после 1943 года) и современных вооруженных силах РФ в качестве одного из главных элементов на погонах выступают звезды. В разные периоды времени их форма и цвет могли отличаться. Были чисто золотые звезды на погоны, серебряные, металлические. В момент утверждения в 1943-м они были плоскими, и только с течением лет приобрели объемную форму — стали ребристыми, с элементами рифления. Диаметр больших элементов – 20 мм, малых – 13 мм. Сначала советская армия снабжалась латунными звездами, позже – алюминиевыми. До начала 80-х они имели серебристый цвет, затем – золотистый (за исключением звезд для полевых погонов – они были темно-зелеными и выпонялись из стали).

Данные особенности армейских звезд, сформировавшиеся в советские годы, остаются актуальными и для современных российских войск. Изменения, если и есть, то небольшие. Иногда в армии РФ встречаются звезды защитного цвета или же обычного зеленого. Еще у деталей, сделанных из металла, сейчас в большинстве случаев сглаженные грани. В числе других примечательных нововведений – «фальшпогоны», на которых различные элементы, включая звезды, нарисованы краской. Их применение почти всегда ограничивается полевой формой. По мнению некоторых военных специалистов, «фальшпогоны» пришлись солдатам по нраву из-за удобства – обычные металлические звезды могли цепляться за рюкзаки, жилеты, блестеть на солнце и выдавать тем самым солдата противнику.

Основные форматы военных погонов в РФ

Внешний вид погонов современных российских офицеров впервые был утвержден Указом Президента страны в 1994 году и аналогичным правовым актом в 2010-м (и последующих его редакциях). Символика, характерная для советского времени (серп и молот, герб СССР), была заменена российской. Согласно стандартам, принятым на высшем государственном уровне, погоны должны иметь прямоугольную форму (верхний край – в виде трапеции), обладать цветом – золотистым или совпадающим с тонов униформы. На погонах различных ведомств присутствует кант определенного цвета. Также на этих атрибутах формы присутствует пуговица.

В ВДВ, Военно-воздушных силах РФ, космических войсках погоны снабжены голубым кантом. В ФСБ, Службе специальных объектов и Федеральной службе охраны этого элемента на погонах нет вовсе или же он василькового цвета.

Отличительную особенность имеют погоны Маршала РФ – на их продольной линии оси располагается звезда, а кант — красного цвета.

Звезды на знаках отличия солдат современной армии РФ также располагаются в соответствии со стандартами. Погоны генерала армии отличает одна звезда, размер которой больше, чем у офицеров низшего ранга, звание которых содержит слово «генерал». Цвет канта зависит от рода войск. Похожий формат имеют погоны адмиралов флота. На них – одна звезда, большая по размеру, чем те, что расположены на знаках отличия у вице- и контр-адмиралов.

Погоны, утвержденные в РФ, имеют такой элемент, как просветы. Их количество зависит от ранга военнослужащего. Погоны полковника российской армии и майора содержат два просвета. Капитана, лейтенанта – один.

Рядовой состав армии РФ

Низшее воинское звание, утвержденное в армии РФ, – рядовой. Официально оно было закреплено в 1946 году, до того солдаты именовались бойцами или красноармейцами. Иногда при обращении к солдату добавляются другие слова. Например, рядовой юстиции (если речь идет о военнообязанном запаса). На флоте аналог звания рядового – это матрос. Солдаты, которые достигли определенных успехов в несении воинской службы, могут получить звание ефрейтора (на флоте – старший матрос). При отсутствии вышестоящих командиров они могут управлять взводом рядовых (матросов). Как определить оба военных чина по погонам? Очень просто: у рядового на знаках отличия есть аббревиатура ВС и нет никаких дополнительных элементов. У ефрейтора есть лычка.

Следующее по рангу звание для рядового состава – младший сержант. Как правило, его получают ефрейторы за какие-либо заслуги или хорошую дисциплину, иногда – при увольнении из армии в запас. На флоте званию младшего сержанта соответствует ранг старшины второй статьи. Солдат может дослужиться до сержанта. Это же звание может получить курсант военного училища. Рангом выше в сухопутных войсках – старшина. Интересен тот факт, что это звание и точно такое же по звучанию на флоте – не одно и то же. В сухопутных войсках старшина считается на две ступени выше сержанта. На кораблях – иначе. Там старшиной именуется военный, соответствующий по рангу сухопутному сержанту. Выше в сухопутных войсках – старший сержант. На флоте он же – главный корабельный старшина. Далее солдат армии РФ может дослужиться до прапорщика (на флоте – мичмана), а после – обрести звание «старшего».

На погонах младшего сержанта есть аббревиатура ВС и две лычки. У сержанта – три, у старшего – одна широкая лычка. Старшина носит погоны с одной широкой и одной узкой лычкой. Прапорщики и мичманы носят на погонах две звезды, в ранге старших – три. Расположение звезд на погонах – в один ряд.

Младший офицерский состав

Под младшим офицерским составом понимается совокупность армейских рангов, начиная от младшего лейтенанта (который считается выше по званию, чем прапорщик) до капитана (ниже по рангу, чем майор). Часто военнослужащие, присутствующие в батальонных звеньях, взводах и ротах, также именуются младшими офицерами. Выпускники вузов военного профиля (или учащиеся последних курсов этих заведений) могут получить звание младшего лейтенанта. В ряде случаев (например, если офицеров для выполнения определенной группы задач не хватает) этот ранг может быть присвоен выпускнику обычного вуза гражданского назначения. Однако звание лейтенанта может получить только тот солдат, который отслужил в армии. Аналогично военнослужащим присваивается ранг старшего лейтенанта. К младшим офицерам относятся солдаты в звании капитанов.

Интересен тот факт, что именно расположение звезд на погонах, а не их количество отличает младших офицеров от представителей рядового состава армии. Вот несколько примеров. Погоны лейтенанта содержат только две звезды, в то время как у солдата рангом ниже – старшего прапорщика — три. Однако у офицера звездочки располагаются по соседству и поперек погона. В то время, как у прапорщика – в линию вдоль. У старшего лейтенанта – три звездочки, расположены они в виде треугольника, расстояние звезд на погонах – одинаковое. У капитана, в свою очередь, четыре звездочки. Три из них – в виде треугольника, и еще одну такого же размера погоны капитана вмещают в области, что ближе к вороту униформы. Младший лейтенант носит погоны с одной звездой в средней части погона (чуть ближе к краю относительно середины).

Старший офицерский состав

Военнослужащий, получивший звание майора, может причислить себя к старшему офицерскому составу. Интересен тот факт, что слова, произносимые дополнительно при обращении к военному этого ранга в запасе, могут совпадать с теми, что употребляются при обращении к рядовому. Капитану сухопутных войск на флоте России соответствует звание с аналогичным звучанием, но добавляется словосочетание «третьего ранга». Выше майора – подполковник (на флоте – капитан второго ранга), затем – полковник (на ВМФ – капитан первого ранга).

Если при сравнении знаков различий для младшего офицеров и рядового состава армии определяющую роль играло расположение звезд на погонах, то для старшей категории офицеров определяющее значение имеет размер этих элементов. Вот несколько примеров. Младший лейтенант имеет на погонах по одной звезде. Превосходящий его на несколько ступеней по рангу майор также имеет одну звезду. Но отличаются они размером. Погоны майора украшены более крупной звездой. Аналогичным образом соотносятся знаки отличия лейтенанта и подполковника. У обоих – по две звезды. Но у старшего офицера они намного больше.

Точно по такому же признаку можно различить погоны полковника российской армии и аналогичный знак отличия у старшего лейтенанта. У обоих – по три звезды. Младший офицер носит те, что намного меньше размером. Расстояние звезд на погонах одинаковое. Кстати, погоны капитана уникальны в своем роде. Только на них присутствуют четыре звездочки. Больше или столько же нет ни у одного из офицеров. Что же касается сравнения погонов военнослужащих различных рангов на флоте, то там действуют точно такие же правила.

Высший офицерский состав

На вершине иерархии званий в армии РФ – высший офицерский состав. Первую ступень занимает генерал-майор (на флоте ему соответствует контр-адмирал). Это офицеры, командующие дивизиями, численность которых превышает 150 тыс. солдат. Далее следует генерал-лейтенант (и это несмотря на то, что в нижестоящих офицерских составах майор главнее лейтенанта). Исторически сложилось так, что генерал-лейтенант брал на себя функции более высокого уровня (например, часть тех, которые находятся в ведении генерала армии). В некоторых случаях представитель высшего офицерского состава вооруженных сил России может быть назначен на должность в Генштаб или Минобороны РФ. Как правило, военнослужащие данной категории носят звание генерал-полковника. На флоте им соответствуют свои ранги. Офицер на высшей ранговой ступени в вооруженных силах РФ – это генерал армии, в ВМФ – адмирал флота.

Чтобы правильно отличать звания высших офицеров от младших и старших, нужно учитывать множество нюансов: расположение звезд на погонах, их величину и даже цвет. Есть варианты, когда ошибиться сложно, например, если погоны носит полковник. Сколько звезд на погонах у него, мы уже отметили выше – три. Столько же и у старшего лейтенанта, но размер их меньше. У обоих военных они располагаются треугольником – больше такого расположения нет ни у кого. Большая вероятность ошибиться есть при распознавании погонов генерал-майора. На них одна звезда. Погоны майора также содержат одну-единственную звездочку. Та же ситуация и с атрибутами униформы младшего лейтенанта. Безошибочно распознать высшего офицера можно по отсутствию на его погонах других элементов (полосок). Другой пример – генерал-лейтенант. Погоны военного в этом звании содержат две звезды, расположенные вдоль. Точно так же, как и у прапорщика. Но у высшего офицера звезды больше. Похожий пример – генерал-полковник. Погоны его вмещают три звезды – столько же, сколько у старшего прапорщика. Отличие – все тот же размер.

Погоны в полиции РФ

Ранжирование по званиям и использование в качестве знаков отличий погонов применяется не только в армии РФ, но также и в правоохранительных структурах, включая полицию. В силу некоторой схожести видов деятельности – военной и правоохранительной, принципы расположения звезд и других элементов на погонах в полиции в целом подобны тем, что характерны для армии РФ.

Рядовой состав полиции не имеет каких-либо элементов на погонах. Исключение – знаки отличия у курсантов, на которых присутствует буква «К». Выше рядовых в полицейской табели званий – младший начальствующий состав, представленный сержантами, старшинами и прапорщиками. Ключевой элемент в знаках различия, характерный для этих званий, – лычки и звездочки. У сержантов, вне зависимости от уровня, звезд нет. У младших – две тонкие лычки, у сержантов – три, у старших – одна широкая.

Старшина полиции владеет погонами с одной широкой продольной полосой. Знаки отличия прапорщика характеризуются наличием звездочек: у обычного их две, у старшего – три. Расположены они в ряд. Средний начальствующий состав представлен званиями от младшего лейтенанта полиции до капитана. Их погоны характеризуются наличием «просвета» — красной полосы, идущей посередине. Есть звездочки: у младшего лейтенанта одна, у обычного – две, у старшего – три. Погоны капитана полиции содержат четыре звездочки. Далее по рангу – старший начальствующий состав. Погоны этой категории сотрудников полиции содержат два «просвета». Звания отличаются количеством звезд. На погонах майора – одна. У подполковника – две. Погоны полковника содержат три звезды. Высший начальствующий состав полиции – это генералы. Они носят погоны без «просветов», со звездами большего размера, чем у офицеров среднего состава. У генерал-майора – одна звезда. У сотрудников полиции вышестоящего ранга больше: генерал-лейтенант носит погоны с двумя звездами, генерал-полковник – с тремя.

Высшее воинское звание в РФ

Высшее воинское звание в нашей стране – это Маршал Российской Федерации. Оно было законодательно установлено в 1993 году и заменило собой звание Маршала Советского Союза. В новейшей истории России оно было присвоено только один раз. Его удостоился Министр обороны России Игорь Сергеев в 1997 году. Маршал Российской Федерации носит погоны, на которых расположена одна большая звезда, а также двуглавый орел — один из символов России и основных элементов государственного герба страны.

Игорь Сергеев родился в УССР, в 1938 году. На службе в Вооруженных силах СССР находился с 1955 года. В 1960-м перешел на службу в Ракетные войска, где прошел путь от начальника отделения до должности Главнокомандующего. В 1973 году с отличием окончил Военную академию им. Дзержинского, в 1980-м — Военную академию Генштаба СССР. После распада Советского Союза продолжил несение службы в армии Российской Федерации. В период с 1992 по 1997 годы командовал Ракетными войсками страны. Совершенствовал уровень боевой подготовки войск, обеспечивал техническое оснащение. Осуществлял контроль над внедрением в армию новых ракетных систем. В мае 1997 года назначен на должность Министра обороны Российской Федерации. Входил в Совет безопасности, в Президиум Правительства России. В ноябре Игорю Сергееву было присвоено звание Маршала Российской Федерации. До сих пор более никто из военнослужащих России не был его удостоен. В 2001 году Игорь Сергеев подал в отставку и стал помощником Президента по решению вопросов, касающихся стратегической стабильности. Работал в области переговорных процессов по системам ПРО, стратегических вооружений, вопросам нераспространения ядерного оружия. Занимал должность до марта 2004 года. После продолжительной болезни ушел из жизни 10 ноября 2006 года. В Донецкой области (Украина) была установлена мемориальная доска, посвященная Игорю Сергееву.

Источник: fb.ru

monateka.com

Звание капитана 1 ранга: история, заслуги и погоны

В детстве каждый ребенок мечтал стать военным. Это доблестная и мужественная профессия, подкрепленная всеобщим почетом и уважением среди всех людей. В военном деле много званий — от младшего состава до генеральского, однако сегодня речь пойдет именно о капитане 1 ранга.

Все, что нужно знать

Что такое капитан 1-го ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Морской капитан 1 ранга (сокращенно капраз, или коперанг) — корабельное воинское звание, используемое на Военно-Морском Флоте (ВМФ) Российской Федерации и странах СНГ. Относится к старшим офицерским званиям. По своей значимости капитан 1 ранга — полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных Силах России.

Немного истории

Звание капитана 1 ранга было введено в 1713 году в Российской империи основателем русского военного флота Петром I. В 1731 году деление на ранги было отменено вплоть до сентября 1751-го.

Чему соответствует звание?

Капитан 1 ранга соответствует высшему званию среди всех званий, причисляемых к так называемому старшему офицерскому составу ВМФ. Туда входят также капитан 3 ранга (относительно низший по старшинству) и капитан 2 ранга. Выше капитана 1-го ранга идут только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Предельный возраст капитана 1-го ранга не должен превышать 55 лет.

Каковы полномочия?

Капитан 1-го ранга по своему статусу может командовать соответствующими кораблями. К ним относятся самые крупные судна в ВМФ, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Судно первого ранга и, соответственно, его капитан имеет старшинство над судами рангом ниже. В России на данный момент к кораблям первого ранга относятся такие суда, как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.

Иногда на флоте можно встретить для инженерно-плавающего состава звание инженер-капитан 1-го ранга. Оно было введено уже в Советском Союзе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМС СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому составу.

Отличия погон

Погоны капитана 1 ранга практически соответствуют погонам полковника в сухопутных силах и авиации за исключением цвета. Они черные с золотыми линиями и звездами в парадном варианте, имеют золотой (желтый) цвет с черными линиями. В каждой доблестной профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах 1-го ранга и пойдет речь в дальнейшем.

Герой посмертно

Капитан 1-го ранга Лячин Геннадий Петрович — герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.

10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли. Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Аллее героев Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.

Капитан 1-го ранга Алексей Димитров

Другим выдающимся офицером и героем РФ является Алексей Димитров — командир атомной подводной лодки. Отец Алексея тоже капитан 1-го ранга, командовал известной всем подводной лодкой К-19. После окончания школы в 1990 году перед Алексеем не вставал вопрос о дальнейшей судьбе. Он поступил в военно-морское училище. После обучения начинал военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».

После получения звания капитана 1-го ранга проходил службу на таких подводных лодках: «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». Сейчас он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северного и Тихоокеанского флотов его экипаж получил высокую оценку от адмирала Владимира Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подлодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в морском флоте страны.

От фрегата до величественного судна

Следующий капитан, о котором хочется рассказать, — Сергей Захарович Балк. Родился он в 1866 году в семье отставного военного. В 1887-м окончил военно-морское училище. После этого проходил службу на фрегате «Генерал-Адмирал», а с 1890 по 1892 год служил на крейсере «Минин».

Капитан В. Ф. Руднев отзывался о Балке так: «При выполнении наиболее серьезных должностных обязанностей не испытывает никаких проблем, делает все четко, уверенно, качественно и с большим энтузиазмом. В морском деле разбирается хорошо, нередко к нему обращаются за советом. Исполнительный, умеет подчиняться, однако в строевом отношении ему требуется больше усердия. Человек он прямой, честный и справедливый. Отличный товарищ и подчиненный».

Капитан «Ермака» Д. Ф. Юрьев, который относился к Балку с презрением, отмечает, что он испытывает особую тягу к опасностям, вызываемым бурями, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни походам, в бой всегда рвется первым, так как мечтает о героических поступках. Эти обстоятельства разжигают в нем страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.

За отвагу и мужество во время чрезвычайных происшествий Сергей Захарович был награждён орденом за спасение погибавших в 1890 году. Благодаря своим личностным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командование и был назначен капитаном буксирного судна «Силач». К началу русско-японской войны Балк за свой несгибаемый характер приобрёл большую известность на русском флоте. Ему поручали самые сложные и трудновыполнимые задания. Он пользовался большим уважением у матросов. Звездным часом для Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на своем буксире «Силач» оказывали неоценимую помощь подбитым в боях кораблям.

Несмотря на большое желание вступить в бой, он понимал всю ответственность своей работы. Балк вспоминает своё участие в спасении подбитого броненосца «Ретвизан» так: «Бывало, я чувствовал печаль и угрызения совести, что находился здесь, на буксирном корабле, а не на миноносце, чтобы на нем броситься в самое пекло боя. Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, то чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче». Даже в это непростое время, осенью 1904-го, Балк выглядел всегда уверенно и много шутил. Один из его сослуживцев вспоминает, как они вместе обивали пороги чиновников для получения нужных материалов. Для большего успеха выжидали обстрела со стороны японцев и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от конторы), войдя в контору, Балк громко пробасил: «Эх, здорово бахнул! Ух, проклятый, разорвался прямо у наших дверей. Неплохо косоглазые пристрелялись!»

После русско-японской войны, 6 декабря 1910 года он получил капитана 1-го ранга. После этого командовал сторожевым кораблем «ПОГРАНИЧНИК», а в январе 1913 года его перевели на транспортный корабль «Рига». Там он начал много пить, и в его голову все чаще приходили мысли о самоубийстве, но все относились к его словам, как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был погребен на кладбище Гельсингфорса.

В заключение

Не все знают, но родной дядя главы Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Шеломов Иван Иванович (1904-1973), ветеран ВМФ СССР, тоже был капитаном 1 ранга. Военную службу он начинал курсантом (1924-1926) с военно-морского училища. С 1926 по 1930 год обучался в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. После этого проходил службу в штабе Балтийского флота, неоднократно поощрялся за отвагу, доблесть и хорошую службу.

fb.ru

Капитан (воинское звание) — WiKi

История

В России

В России чин капитана появился в XVI веке для иностранных офицеров в должности ротного командира (командира роты), в документах приказа Русского государства о выдаче жалования Жаку Маржерету капитан писался как — капитон и капидан; в XVII веке установлен для командиров рот в полках «нового строя», а в начале XVIII века — для командиров рот во всей регулярной армии. Следует различать капитанов в вооружённых силах служивших в лейб-гвардии (капитан гвардии) и армии (капитан армии) в соответствии с табелем чинов они разного классу.

В кавалерии (в драгунских полках и корпусе жандармов с 1882) капитан именовался ротмистром, в казачьих войсках — есаулом.

В качестве знака различия в Российской армии в 1855—1917 годов, а также в Белой армии использовался галунный погон с одним просветом. Чин армейского капитана пехоты был равен званию современного армейского майора, так как после отмены майорского чина в мае 1884 года капитан поднялся в табели о рангах на уровень VIII класса. Чин капитана гвардии равен званию армейского подполковника. В гражданской службе России также имелся чин, равный чину капитана пехоты — коллежский асессор с 1884 года, титулярный советник до 1884 года.

В Вооружённых Силах СССР (а затем и России) звание капитан было установлено постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года для командного состава сухопутных войск, ВВС и береговых частей ВМФ. Этим же постановлением для корабельного состава ВМФ введены звания капитан 1-го, 2-го и 3-го ранга и капитан-лейтенант (последнее соответствует званию капитан). Капитан — одно из званий младшего офицерского состава во всех видах Вооружённых Сил Российской Федерации.

В артиллерии звание капитан соответствует должности командир батареи (комбатр).

В полиции капитан, как правило, занимает должность, соответствующую командиру взвода.

Знаки различия капитана

СССР и Российская Федерация

Образцы знаков различий Капитана (ОФ-2) в СССР и Российской Федерации.

В Австрии

В США

В армии США ранг капитана стоит по старшинству выше первого лейтенанта, но ниже майора. Капитан командует подразделениями ротного масштаба, численностью от 75 до 200 человек, а также бывает офицером штаба батальона.

Звание возникло в период Войны за независимость и было заимствовано из системы воинских званий Британской армии. В качестве знака различия капитана используются два соединённых между собой серебряных прямоугольника.

  • Знак различия капитана ВС США

В Германии

В немецкоязычных странах звание капитана называется словом «гауптман» (нем. Hauptmann). В средние века гауптманы командовали фанлейнами — тактическими подразделениями, бывшими крупнее роты, но мельче современного батальона. В XVIII веке, когда вся Европа говорила по-французски, гауптманов стали называть капитанами, но на немецкий манер — Kapitän. Слово это стало настолько популярным, что в армиях некоторых германских государств, например, Баварии существовали капитаны первого и второго классов. Однако после произошедшего в 1871 году объединения Германии капитанов, служивших в пехоте, вновь стали называть гауптманами, а за капитанами кавалерии окончательно закрепился чин ротмистра (нем. Rittmeister). С 1888 года знаком различия гауптмана стали две продольно расположенных звезды на обер-офицерском погоне с обвитым вокруг пуговицы белым (с 1903 года — серебряным) шнуром, но не завитым «косичкой», в отличие от погонов штаб-офицеров. Такой погон просуществовал до 1945 года и был возрождён в ННА ГДР, но уже с четырьмя звёздочками, расположенными как у советского капитана.

В войсках СС эквивалентным званию гауптмана было звание гауптштурмфюрера.

В бундесвере же, чтобы не создавать неудобств союзникам по НАТО, для гауптмана ввели три звёздочки, продольно расположенные на британский манер. В таком виде оно существует и после объединения Германии 1990 года.

В Израиле

Израильский термин «серен», соответствующий в Армии Обороны Израиля званию капитана, взят из Библии, где он был титулом вождя филистимлян.

  • АОИ: серен
    (парадная форма одежды)

В культуре

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *