Правовые основы применения оружия и спецсредств
Чаще всего оружие применяется для остановки транспортного средства, водитель которого игнорирует требование остановиться и, пытаясь скрыться, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе применять оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
О всех фактах применения табельного оружия сообщается в прокуратуру, которая, в свою очередь, проводит проверку правомерности его применения. В этом году в Карелии случаев неправомерного применения огнестрельного оружия со стороны сотрудников полиции не было.
10.xn--b1aew.xn--p1ai
Правовые основы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
ВВЕДЕНИЕ
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности ФЗ «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению различных мер государственного принуждения. Особое место среди них занимает право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Очевидно, что право на применение огнестрельного оружия является самыми жесткими среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств.
С одной стороны, эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации, прав граждан и сопряженных с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой — это действенные средства зашиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон, и обеспечения безопасности личности. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
Цель данной работы — изучить правовые основы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
1. Общая характеристика правовой регламентации применения оружия сотрудниками полиции
Федеральный закон «О полиции» предоставляет право сотруднику полиции лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении)полиции;
для освобождения заложников;
для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
В юридической литературе применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения.
В соответствии с принятой в науке административного права классификацией мер административного принуждения, в основу которой положен способ и цели обеспечения правопорядка, применение оружия отнесено к мерам административного пресечения.
Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации. В зависимости от конкретной ситуации в качестве непосредственной цели может быть и недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности.
Данные меры используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности лишь уполномоченными на то субъектами административной власти (в том числе полицией), что является результатом проявления их государственно-властных полномочий.
Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения. Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя с целью их прекращения. В результате посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к выполнению определенных обязанностей. Перечисленные признаки являются общими для всех мер данной группы. Они в полной мере относятся к применению огнестрельного оружия, что и позволило ученымадминистративистам отнести данную меру воздействия к мерам административного пресечения.
Вместе с тем применение административного принуждения главным образом связывают с совершением административного проступка, поскольку это присуще большинству мер административного принуждения. Особенность же применения огнестрельного оружия, в отличие от других мер административного пресечения, состоит в том, что использование данной меры, как правило, связано не с совершением административного проступка, а обусловлено необходимостью прекращения только таких деяний, которые по степени общественной опасности квалифицируются как преступления. В связи с этим в литературе встречаются различные суждения по поводу отраслевой принадлежности рассматриваемой меры.
Так, одни авторы считают, что применение огнестрельного оружия является мерой уголовно-правовой, поскольку оно направлено на пресечение преступления, а не административного правонарушения. Другие утверждают, что применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения, поскольку огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и причем, тяжкое преступление. Ряд авторов, исходя из того, что применение оружия в качестве меры пресечения допустимо лишь в отношении особо опасных преступников, делают вывод о том, что применение оружия не может быть признано мерой административного пресечения, а должно быть отнесено к мерам уголовно-процессуального характера.
Поддерживая в целом позицию ученых-административистов, подвергающих критике подобного рода точки зрения и обосновывающих принадлежность применения огнестрельного оружия к мерам административного принуждения, считается, что для того, чтобы правильно определить отраслевую принадлежность рассматриваемой меры воздействия, необходимо более четко уяснить характер тех общественных отношений, которые складываются в момент применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, то есть правовую природу данной меры.
Прежде всего, следует отметить, что результаты научных исследований ученых-административистов по проблемам административного принуждения убедительно доказывают необходимость его применения не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении особых условий, либо для предупреждения и пресечения преступлений.
Специфика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как и других мер административного пресечения, состоит в том, что его применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий.
В соответствии с установленными законом случаями, огнестрельное оружие сотрудники полиции имеют право применять лишь тогда, когда необходимо обеспечить немедленную реакцию на совершаемые общественно опасные и, как правило, противоправные действия. При этом подобные действия не всегда являются уголовно наказуемыми (например, действия водителя транспортного средства, создающего опасность для жизни и здоровья людей и отказывающегося остановиться на неоднократные законные требования сотрудника полиции, действия невменяемого лица, либо совершенные лицом, не достигшим соответствующего возраста, непосредственно угрожающие жизни и здоровью граждан)
Основания применения огнестрельного оружия, то есть юридические факты, с которыми законодатель связывает возможность его применения, заключают в себе признаки наиболее опасных и достаточно часто встречающихся на практике ситуаций, которые одновременно могут выступать в качестве элементов, характеризующих объективную сторону тяжких и особо тяжких преступлений, а также иных опасных действий, влекущих нарушение субъективных прав граждан и (или) интересов государства.
Особенность складывающихся на основе данных юридических фактов правоотношений заключается в том, что они возникают в связи с необходимостью прекращения только наличного и действительного общественно опасного посягательства либо события. Содержание данных правоотношений состоит в совершении должностным лицом защитных действий в момент, когда возникает реальная угроза либо происходит вредоносное вторжение в сферу охраняемых законом общественных отношений. Защитные действия могут совершаться не только сотрудниками полиции, но и самими гражданами, которые подвергаются нападению либо оказались на месте совершения противоправных действий. Правовой основой таких действий для граждан является законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника.
В отличие от граждан, действия сотрудников полиции, для которых пресечение различных по характеру противоправных действий входит в число их профессиональных обязанностей, получили в законе более подробную регламентацию. Полномочия по использованию имеющегося на вооружении полиции огнестрельного оружия изложены ст. 23 Закона РФ «О полиции», а в ст. 18 этого закона закреплены меры принуждения, применяемые сотрудниками полиции в качестве средств и способов необходимой обороны, задержания правонарушителей, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего способны самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная охранительная реакция.
Именно первой помощью и исчерпывается назначение данной группы мер, в том числе таких, как применение огнестрельного оружия. Поэтому правовая природа применения огнестрельного оружия состоит в том, что данные меры воздействия применяются сотрудниками полиции при возникновении состояния необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.
Таким образом, применение огнестрельного оружия, исходя из их правовой природы и назначения, относятся к мерам специального административного пресечения (защиты), а в зависимости от способа осуществления являются правомерными насильственными способами воздействия на лицо, совершающее общественно опасное деяние, транспортное средство или животное (непосредственным принуждением).
Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление сотруднику полиции и нападение на него, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых полицейскому могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Закон РФ «О полиции» расширяет право сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:
для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции»;
для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции предоставляется право применять служебное огнестрельное оружие нового вида — огнестрельное оружие ограниченного поражения.
Огнестрельное оружие ограниченного поражения — это пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку.
Применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения сотрудник полиции имеет право во всех ранее перечисленных случаях применения огнестрельного оружия, а также:
для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Федеральным законом «О полиции» сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
2. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 ФЗ «О полиции»
При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при всём этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О полиции».
Предусмотренное право у сотрудника полиции имеется вне зависимости от того, есть ли у него свидетели, готовые подтвердить, что имели место обстоятельства, перечисленные в анализируемой норме права.
Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно личной безопасностью (безопасность граждан) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.
П. 2 статьи 24 ФЗ «О полиции» разрешает сотруднику полиции произвести выстрел на поражение задерживаемого им лица, если лицо совершит действия, которые могут быть расценены сотрудником полиции как угроза насилия или завладения оружием. Формулировка данной статьи «имеет право произвести выстрел на поражение» настораживает, открывает широкие возможности для злоупотреблений и применения огнестрельного оружия без каких либо ограничений, обесценивая тем самым положения, прописанные в статье 19 ФЗ которая устанавливает разумные ограничения на применение огнестрельного оружия и дает сотруднику полиции реальные гарантии личной безопасности. Кажется необходимым в п 2. ст. 24 заменить выражение «имеет право произвести выстрел на поражение» на «имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Закона».
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения или задержания подозреваемого правонарушителя.
Серьезной проблемой является нечеткость формулировки условий для применения огнестрельного оружия. Указание законодателя на возможность применения огнестрельного оружия для защиты граждан от нападения, опасного для жизни или здоровья, когда судебная практика предполагает под таковым насилие, которое повлекло или могло реально повлечь причинение потерпевшему тяжкого, менее тяжкого, а также легкого вреда здоровью с кратковременным расстройством или незначительной стойкой утратой трудоспособности создает определенные трудности для лиц, имеющих право применять оружие. Очевидно, что необходимость применения огнестрельного оружия возникает в условиях ограниченного времени и необходимых сведений. В таких ситуациях у должностного лица, как правило, нет возможности давать юридическую квалификацию действиям правонарушителя, анализировать, могут ли его действия причинить тяжкий вред либо незначительную стойкую утрату трудоспособности.
Как представляется, решение данных проблем будет способствовать укреплению правопорядка и поможет свести к минимуму случаи неправомерного применения оружия.
1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (по состоянию на 2016 год).
2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28. ст. 15. (по состоянию на 2016 год).
3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (по состоянию на 2016 год). // Российская газета, от 8 апреля 2011 г. № 75.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2016. С. 74.
5. Административное Право: Учебник /Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2015. 304 с.
7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2015. 254 с.
8. Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. — М., 2013. С.71.
referatwork.ru
Правовые основы и порядок применения частными охранниками огнестрельного оружия.
В нашем образовательном учреждении, дополнительного профессионального образования «Центре профессиональной подготовки», проходят обучение будущие охранники 6 разряда, которым во исполнение своих обязанностей придется нести службу с оружием. Наиболее часто встречающимся вопросом, который задают обучаемые, это порядок применения оружия. В своих лекциях мы обращаем внимание будущих охранников на то, что главная цель наличия огнестрельного оружия у частного охранника это демонстрация силы и подтверждение достаточно серьезного уровня защиты от возможных посягательств и нападений при оказании конкретных охранных услуг. Применение оружия частным охранником, как правило, должно ограничиваться предупредительным выстрелом или остановочной стрельбой на задержание (стрельба по нижней части туловища, по конечностям). Стрельба на поражение в жизненно важные органы человека (в шею, голову, верхнюю часть туловища) может применяться только в самых крайних случаях.
В связи с неоднократными участившимися случаями нападения на сотрудников охраны, а также не правомерными действиями, касающимися применения служебного оружия, хотелось бы остановиться на ряде моментов, правомерности применения огнестрельного служебного оружия частными охранниками, в повседневной деятельности. Наличие огнестрельного оружия у гражданина, даже являющегося сотрудником охранного предприятия, не дает ему право применять его по любому поводу. Порядок получения, хранения и применения оружия строго регламентирован действующим законодательством, накладывающим на владельцев определенные ограничения.
Проводя обучение в ЧОУ ДПО «ЦПП» по программе подготовки частных охранников, преподавательский состав неоднократно останавливается на доведении данного вопроса до обучаемых, однако как показывает практика у многих обучаемых данный вопрос не находит должного понимания, хотя он очень немаловажен, для работы в качестве частного охранника.
Хотелось бы остановиться на тех моментах, когда же частному охраннику можно применять оружие:
И так на основании закона РФ «О Частной Детективной и Охранной Деятельности» охранники имеют право применять оружие в следующих случаях:
— для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается опасности,
— для отражения вооруженного, группового нападения на охраняемое имущество,
— для предупреждения (выстрелом в воздух), о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Хотелось бы также обратить внимание на немаловажный вопрос; в отношении кого нельзя применять огнестрельное оружие частному охраннику:
— в отношении женщин, с явными признаками беременности,
— в отношении инвалидов, с явными признаками инвалидности,
— в отношении несовершенно летних, когда их возврат известен или очевиден.
За исключением случаев оказания этими категориями вооруженного сопротивления,
А также совершения ими группового вооруженного нападения угрожающего жизни и здоровью охранника и охраняемому имуществу.
Как и для сотрудников правоохранительных органов, для охранников устанавливается определенный порядок действий, связанных с боевым применением любого вида оружия.
1. Предупредить о намерении применения оружия (предоставив, таким образом, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия).
2. Стремиться, чтобы любой ущерб, связанный с применением оружия был минимальным.
3. Обеспечить лицам, пострадавшим от применения оружия оказание первой помощи, а также незамедлительно уведомить об этом органы здравоохранения и внутренних дел.
4. Обо всех случаях применения оружия, а также причинения телесных повреждений незамедлительно уведомить органы прокуратуры не позднее 24 часов.
Также не могу отдельно не остановиться на таком вопросе как предупреждение о намерении применить оружие.
В соответствии с Законом «Об оружии» (статья 24. Применение оружия гражданами РФ) граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение лица, против которого применяется оружие. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.
Необходимо помнить, что запрещено ношение оружия в состоянии опьянения, а также во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных или публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении.
Всем тонкостям применения оружия и порядке несения охранной службы граждан готовы обучить в ЧОУ ДПО «ЦПП». Лекции и практические занятия, проводимые в нашем учебном центре, позволяют подготавливать специалистов высокого уровня. Практическую отработку навыков в применении оружия, можно пройти в ССК «КАЛИБР».
www.kaliber.pro
порядок, условия, пределы и правовые основы, ответственность по закону за использование физической силы и спецсредств
Во всяком цивилизованном государстве есть такое понятие как применение огнестрельного оружия. Имеется такое понятие и в Российской Федерации. Из чего, по понятным причинам, возникает множество вопросов. В частности: кто именно может применить огнестрельное оружие, каковы условия применения, какова в этом случае ответственность, в отношении кого закон позволяет применять оружие, а в отношении кого – не позволяет (то есть, каковы пределы применения оружия) и так далее. Попытаемся отыскать ответы на все эти вопросы.
О чем говорится в законе
Применение оружия в России оговорено несколькими законами. На эту тему, в частности, говорит закон «Об оружии», о том же говорится в законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», о том же самом говорит и федеральный закон (ФЗ) «О полиции». Всё это правовые основы применения огнестрельного оружия.
В каких случаях полицейские могут применить оружие
В «Законе о полиции» (в частях 1-3 статьи 23) перечислены все ситуации, дающие право сотруднику полиции на применение служебного оружия. Там же оговорено, что помимо перечисленных ситуаций, все прочие попытки применения оружия должны считаться незаконными, а, следовательно, и недопустимыми.
Итак, каков порядок применения оружия полицейскими? Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается:
- Если полицейский защищает граждан, на которых совершается нападение с угрозой их жизням. При этом уточняется, что таковым следует считать нападение, которое причинит увечье или приведет к гибели гражданина;
- Если полицейский видит, что кто-то нападает на другого полицейского, причем такое нападение угрожает жизни (здоровью) того полицейского, на которого нападают, либо нападающий делает попытки отнять у полицейского его табельное оружие.
Если же полицейский, выполняя свои профессиональные обязанности, совершает какие-либо иные действия с табельным оружием (например, вытаскивает его из кобуры, передергивает затвор или даже кого-то бьет пистолетом), то это в соответствии с законом, не считается применением оружия.
Помимо этого, тот же самый закон говорит и о других случаях применения оружия и специальных средств полицией. В частности, применение огнестрельного оружия с применением физической силы допустимо:
- Если злоумышленник пытается угнать полицейский автомобиль, а равно любую другую принадлежащую полиции технику. Правда, здесь закон указывает, что применяя оружие, полицейский должен предварительно выстрелить вверх;
- Когда злоумышленник сознательно не желает сдавать оружие, взрывчатку или радиоактивное вещество, незаконным образом находящиеся у него. Здесь, впрочем, перед реальным применением полицейский вначале обязан зримо продемонстрировать, что он может применить огнестрельное оружие. А вот когда злоумышленник не пожелает подчиниться требованию полицейского, и, наоборот, начнет готовить оружие для стрельбы либо швырять в полицейского, а равно и граждан всяческими опасными средствами (взрывчатка, радиоактивные вещества и т. п.), то здесь против него возможно применение физической силы, а также огнестрельного оружия. Кроме того, здесь закон позволяет также применить какое-либо спецсредство;
- Когда надобно освободить заложников. Здесь, впрочем, применение оружия сотрудником полиции разрешается только против тех, кто реально может совершить убийство заложников либо нанести им какой-либо вред. Против всех прочих лиц оружие применять не разрешается, а допустимо лишь применение физической силы;
- Если полицейский пытается задержать опасного преступника, совершающего преступление особой тяжести. Здесь, перед тем как использовать огнестрельное оружие, работник полиции должен быть убежден, что преступление совершается реально. Перед использованием оружия полицейский должен предварительно выстрелить вверх, и только если злоумышленник не пожелает прореагировать на предварительный выстрел или, наоборот, попытается убежать, лишь тогда возможен выстрел на поражение. Если же полицейский до конца не убежден в реальных преступных действиях злоумышленника, то тогда лишь возможно применение физической силы или спецсредств;
- Когда происходит вооруженное нападение на принадлежащие государству учреждения либо – частные заведения;
- Когда преступник убегает из тюрьмы или из-под конвоя. Если сообщники пытаются беглецу помочь, то и против них закон позволяет применить оружие. Здесь также возможно и применение физической силы.
Впрочем, это еще не весь перечень. Еще закон определяет другие ситуации применения оружия работниками полиции.
Итак, дополнительное применение полицией оружия может быть:
- Когда сотрудник ГИБДД пытается остановить подозрительное транспортное средство. Здесь закон позволяет применять также различные спецсредства. Однако когда применяемые спецсредства не оказали должного воздействия, то можно применить и огнестрельное оружие. При этом прежде надо предварительно выстрелить вверх, а затем открыть огонь на поражение – но не сидящего за рулем злоумышленника, а самого транспортного средства;
- Когда надо обезвредить гражданина, который причиняет опасность другим гражданам и не желает слушать полицейских, предлагающих ему прекратить безобразия;
- Когда нужно обезвредить опасное и дикое животное, реально угрожающее людям;
- Когда возникает необходимость отпереть замок, из-за которого полицейские не могут попасть внутрь помещения. Здесь, разумеется, речь идет не о любом замке и помещении, а лишь о тех, в которые полицейские пытаются проникнуть по предписанию закона.
Закон о применении оружия (ст. 23 «Закона о полиции») не только разрешает, но также и запрещает какое бы то ни было применение оружия:
- Нельзя стрелять в женщин, а также в несовершеннолетних лиц и в инвалидов, когда отчетливо видно (либо полицейский знает каким-то другим образом), что это именно женщины, инвалиды либо несовершеннолетние. Правда, здесь возможно исключение. Если перечисленные категории лиц оказывают полицейскому вооруженное сопротивление, а также группой или применяя оружие, нападают на мирных граждан;
- Не применяется оружие при скоплении посторонних людей (даже если злоумышленник явно совершает противоправное деяние), потому что в этом случае можно навредить ни в чем не повинным людям.
Это исчерпывающий перечень применения полицией огнестрельного оружия, который определил законодатель.
В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам
Рядовые граждане, обитающие в России, также могут применить огнестрельное оружие. Таким правом их наделил федеральный закон «Об оружии». При этом в закон оговаривается, что стреляя из огнестрельного оружия, российский гражданин обязан иметь четкое осознание: если он превысит степень необходимой самообороны, то понесет ответственность.
Итак, при каких обстоятельствах и условиях гражданин вправе применять огнестрельное оружие:
- Если нужно защитить собственную жизнь, а равно жизни близких, либо здоровье с имуществом, и при этом стрелок осознает, что иными способами это сделать невозможно;
- Перед выстрелом гражданин должен сообщить о том субъекту, в которого он намерен стрелять;
- По закону можно выстрелить, не предупредив, но лишь тогда, когда из-за промедления сам стрелок либо посторонние лица реально могут лишиться жизни;
- Самообороняясь посредством огнестрельного оружия, стрелок ни в коем случае не должен причинить вред непричастным лицам.
В женщин, несовершеннолетних и инвалидов гражданину стрелять запрещается, кроме случаев, если они совершают преступное нападение группой или нападение с оружием.
Если уж так случилось, что гражданин выстрелил в порядке самозащиты, то об этом он должен как можно скорее уведомить полицию. Если при этом нападавший оказался ранен, то стрелявший должен оказать меры первой помощи, а также вызвать скорую помощь.
В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими
Военнослужащие могут применять оружие в соответствии с воинским Уставом караульной службы, а также в некоторых других, предусмотренных специальными воинскими законами случаях. Понятно, что речь здесь идет о мирном времени: у военного времени свои законы.
Итак, когда конкретно военнослужащий может применить оружие:
- Когда кто-то нападает на подлежащий охране объект, а также на иные армейские объекты. При этом применение оружия часовым должно осуществляться в соответствии с уставом: вначале – выстрел вверх, а затем – огонь по злоумышленникам;
- Когда злоумышленники хотят захватить оружие, воинскую технику и другое армейское имущество. Здесь предварительного выстрела не требуется, разрешается сразу же стрелять по захватчикам;
- Когда необходимо задержать лиц, от которых исходит угроза применения оружия, а сдавать оружие они отказываются.
В соответствии с воинскими законами, командир подразделения имеет право на собственноручное применение оружия (или вправе отдать соответствующий приказ), если в воинской части возник бунт, и предотвратить его иными способами невозможно.
В каких случаях может применяться оружие частным охранником
Частные охранники, осуществляющие охрану вверенного им объекта, также могут применить огнестрельное оружие. Это им позволяет «Закон о частной детективной и охранной деятельности». В статье 16 настоящего закона есть точное определение, в каких именно случаях частный охранник может выстрелить, не предупреждая о том злоумышленника:
- Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья;
- Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.
Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет. Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта. Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.
В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом. Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.
Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией. В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие. В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.
В заключение
Обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное. Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях. Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.
comp-pro.ru
Правовые основы применения оружия и обеспечения личной безопасности вооруженного сотрудника
В каком пункте правильно указано основание применения оружия?
1. Для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2. Для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.)
3. Оба пункта правильны.
При каких обстоятельствах запрещено применение огнестрельного оружия?
1. В общественных местах.
2. В квартире жилого дома.
3. При значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
Ответственность за неправомерное применение оружия?
1. Моральная.
2. Дисциплинарная.
3. Административная.
4. Уголовная или административная, в зависимости от последствий.
5. Уголовная.
В каком случае правомерно применение сотрудником полиции огнестрельного оружия?
1. Для пресечения мелкого хулиганства.
2. Для пресечения попытки задерживаемого прикоснуться к обнажённому огнестрельному оружию сотрудника полиции.
3. В отношении лица, оскорбляющего сотрудника полиции и не реагирующего на меры убеждения.
В каком нормативном документе указан порядок применения сотрудникомполиции оружия?
1. ФЗ РФ «О полиции» от 07.02.2011 г.
2. ФЗ РФ «О милиции» от 18.04.1991 г.
3. Приказ МВД РФ № 955 от 11.09.2000 г.
4. Приказ МВД РФ № 1030дсп от 13.11.2012 г.
В каких случаях задержание преступника допускается путем применения оружия?
1. Застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.
2. За корыстное преступление, если другими средствами задержать его невозможно.
3. В любом случае.
С какого момента считается, что оружие применено?
1. Извлечения из кобуры.
2. Окрика: «Стой. Стрелять буду!».
3. Прицельного выстрела.
В отношении кого запрещено применять оружие?
1. Административно арестованного, совершающего побег из-под стражи.
2. Лица, задержанного по подозрению в совершении убийства и пытающегося совершить побег из-под стражи.
3. Лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться.
Какие предупредительные меры должны предшествовать применению оружия?
1. Сделать окрик: «Стой! Стрелять буду!».
2. Сделать предупредительный выстрел вверх.
3. Оба пункта правильны.
Является ли превышением должностных полномочий применение огнестрельного оружия в отношении лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться?
1. Да.
2. Нет.
3. В зависимости от тяжести совершённого лицом преступления.
Какие условия должен предусмотреть сотрудник полиции до применения огнестрельного оружия?
1. Не пострадают ли от выстрелов посторонние люди.
2. Правомерно ли применение оружия.
3. Оба пункта правильны.
Можно ли применить огнестрельное оружие для обезвреживания собаки, кусающей человека, если её хозяин находится рядом и не принимает никаких мер?
1. Да.
2. Нет.
3. Нет, если собака не бойцовской породы.
В каком случае допускается применение оружия при нападении на конвой полиции?
1. Если нападающие несовершеннолетние.
2. Для пресечения попыток насильственного освобождения лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы.
3. В любом случае.
Разрешается ли применять оружие против женщин с видимыми признаками беременности?
1. Разрешается.
2. Не разрешается в любом случае.
3. Разрешается, если они оказывают вооруженное сопротивление, угрожающее жизни людей.
Можно ли применять огнестрельное оружие на поражение при попытке невооружённого лица задушить сотрудника полиции?
1. Да, если его жизнь или здоровье подвергаются опасности.
2. Нет.
В зависимости от стажа работы сотрудника полиции.
Допустимо ли применение огнестрельного оружия при необходимой обороне, если опасность исходит от вооружённого несовершеннолетнего?
1. Да.
2. Нет.
3. Только если есть угроза жизни.
Подлежит ли привлечению к уголовной ответственности сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие для остановки транспортного средства, водитель которого совершил преступление и пытался скрыться, если в следствие повреждения покрышки колеса пистолетной пулей водитель не справился с управлением и допустил опрокидывание, повлекшее гибель пассажира?
1. Да.
2. Нет.
3. В зависимости от вида преступления, совершённого водителем.
cyberpedia.su
Правовые основы применения огнестрельного оружия
Правовые основы применения огнестрельного оружия1.для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2.для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении)полиции;
3.для освобождения заложников;
4.для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5.для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6.для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7.для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Правовые основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия — это фактические обстоятельства, с наличием которых закон связывает возможность использования ими огнестрельного оружия по прямому назначению.
При применении средств воздействия на правонарушителя следует стремиться к тому, чтобы любой причиняемый при этом вред был минимальным для здоровья задержанного лица, которого пресекаются. Это правило согласовано с положениями ст.37 УК России «Необходимая оборона».
Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны (ст.38 УК РФ).
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ст.39 УК РФ «Крайняя необходимость»).
Не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно уфожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение. Под использованием — оружия следует понимать реализацию его функций качеств, то есть, прежде всего, возможности поражения биологических объектов (людей, животных) или повреждения предметов.
Применение оружия — более широкий термин, который кроме непосредственного использования оружия включает в себя его подготовку к использованию, демонстрацию, предупреждение.
Использование оружия должно сопровождаться применением минимально необходимых повреждений (выстрел по конечностям человеческого тела, либо такие его части, ранение которых не создает угрозы для жизни).
Порядок применения — это закрепленная в Законе последовательность действий сотрудниками милиции при применении огнестрельного оружия. Во время применения следует учитывать:степень и характер опасности посягательства;силу оказываемого противодействия;силу и характер опасности нарушителя;стремиться причинить минимальный ущерб. Закон РФ «О милиции» устанавливает правовые основания при наличии которых, сотрудники милиции имеет право применять оружие пределов крайней необходимости.
Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1414 | Нарушение авторских прав
Задачи нарядов ОВД по обеспечению правопорядка в условиях проведения массовых мероприятий. | Основные задачи подразделений ПДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | Порядок задержания и доставления в полицию лиц, совершивших правонарушения в общественных местах. | Задачи оперативно-розыскной деятельности в предупреждении, раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести. | Социально-психологические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя. | ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАРЯДОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ГРАБЕЖА С НЕЗАКОННЫМ ПРОНИКНОВЕНИЕМ В ЖИЛИЩЕ, ПОМЕЩЕНИЕ ЛИБО ИНОЕ ХРАНИЛИЩЕ. | Основные признаки и правила оказания первой помощи при ожогах (типы и степени). | Особенности задержания и доставления в ОВД лиц, подозреваемых в совершении преступления. | ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКА ОВД (СТРЕСС, АФФЕКТ, ФРУСТРАЦИЯ) | ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАРЯДОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ В РЕСТОРАНЕ ИЛИ КАФЕ. |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.005 сек.)
mybiblioteka.su
Правовые основы применения оружия военнослужащими при охране государственной границы — Документ
Правовые основы применения оружия военнослужащими
при охране государственной границы
Legal basis for the use of weapons by military
at the State Border Guard
Щербак С.И., кандидат юридических наук, доцент, pvs1997@.
Shcherbak SI, PhD, Associate Professor.
В статье показаны современные проблемы, обуславливающие необходимость применения оружия военнослужащими при выполнении служебных задач по охране государственной границы. Анализируются и разъясняются положения новых правовых актов, регламентирующих применение оружие.
The article shows the current problems, why they need the use of weapons by military personnel when performing their tasks for the protection of state borders. Analyzes and explains the provisions of new legislation regulating the use of weapons.
Государственная граница, военнослужащие, оружие, основания применения оружия, условия применения оружия, порядок применения оружия.
The state border, the military, weapons, weapons of reason, the terms of use of weapons, the use of weapons.
В марте 2010 года одна из центральных газет опубликовала статью с шокирующим названием – «Пограничники на казахстанско-российской границе охотятся на людей»1. Речь в ней шла о том, что военнослужащие, выполняющие обязанности по охране и защите государственной границы Российской Федерации на территории Омской области, применяют оружие, по мнению автора статьи, не правильно. Заметим, что в общероссийской прессе довольно часто встречаются публикации с сообщениями о фактах применения оружия пограничниками и наступившими тяжелыми последствиями (смерть лиц, пересекающих границу). Так, например, в 2009 году «Российская газета» сообщала, что «на российско-украинской границе вчера стреляли. При попытке пересечения кордона в неположенном месте российские пограничники попытались задержать гражданина Украины. Тот не остановился на предупредительный огонь и от повторного выстрела погиб»1. Гораздо больше информации о фактах противодействия правонарушителям посредством оружия, боевой техники и специальных средств встречается в специальных, ведомственных периодических изданиях. Однако, столь серьезные обвинения, выдвинутые в адрес пограничников, появились впервые. Значимость последствий заставляют обратить внимание на возможные проблемы, возникающие в связи с применением оружия2 военнослужащими при охране государственной границы. Как необходимо действовать, применяя оружие, чтобы выполнить служебную или боевую задачу и не быть обвиненным в превышении властных полномочий?
Актуальность постановки проблемы обусловлена тем, что ежедневно десятки и сотни тысяч военнослужащих выполняют служебные обязанности и при этом имеют право применять оружия. Общая статистика применения оружия при охране государственной границы не известна, но отдельные факты встречаются в открытой печати. Так, А. Тельминов сообщает: «в прошлом году сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Омской области применяли оружие семнадцать раз»1. Хотя существуют и другие оценки. «Российская газета» отмечает: «впрочем, учитывая громадный грузо-пассажирский поток (тот же Харьковский погранотряд в минувшем году пропустил через границу Украины 11 миллионов человек и 1,3 миллиона автомобилей) между Россией и Украиной, эти инциденты действительно можно считать единичными»2. Опрос, проводимый автором в 2009 году в одном из пограничных управлений ФСБ России, показал, что 70% военнослужащих применяли либо оказывались в ситуации, когда применение оружия было допустимо.
Дополнительный интерес к вопросам применения оружия при охране государственной границы вызван также тем, что в последнее время произошли изменения правового регулирования в данной области. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 февраля 2010 г. № 80 утвердило правила, которыми регламентируется порядок применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (далее по тексту – Порядок применения оружия)3. Одна из причин, по которой государство меняет правила, достаточно банальна. «За два десятилетия, последовавшие за развалом Советского Союза, на российско-казахстанской границе успели сформироваться устойчивые преступные группировки, которые наживаются на контрабанде. Только в Омской области таких групп около десятка. Они объединяют несколько сотен криминальных элементов. Возить наркотики и импортные товары через границу оказалось весьма доходным предприятием. Для иллюстрации – водка в Казахстане почти в четыре раза дешевле. Навар получается солидный. Ради такого куша контрабандисты готовы на все, даже лезть под пули сотрудников правоохранительных органов и пограничников. И с каждым годом они действуют все более дерзко и нагло»1. Как можно законно противостоять дерзким и наглым посягательствам на интересы безопасности Российской Федерации? Ответ достаточно прост – установить четкие и понятные правила применения оружия и неукоснительно выполнять предписания действующего законодательства, регламентирующего деятельность по применению принудительных средств воздействия. В тоже время, как отмечают С.Ф. Милюков и Э.Ф. Побегайло «негативное влияние на эффективную деятельность правоохранительных структур, несомненно, оказывает недостаточное знание сотрудниками содержания законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих порядок и пределы применения огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств. Отмеченная некомпетентность усугубляется противоречиями и прочими несовершенствами нормативного механизма этих актов, что приводит к необоснованному привлечению к ответственности и даже осуждению должностных лиц, правомерно применивших табельное оружие»2.
Третий фактор, объясняющий внимание к обозначенной проблеме, связан с тем, что оружие при защите и охране государственной границы Российской Федерации вправе применять не только пограничники, но также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Часть восьмая ст. 35 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»3 (далее – закон о Границе) устанавливает, что «Военнослужащие иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи», а п.2 Порядка применения оружия уточняет, что оружие при охране государственной границы применяется «военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации». Следовательно, все военнослужащие, в случае их привлечения к защите и охране государственной границы, должны знать правовые основы применения оружия. Заметим, что правильное применение оружия предполагает соблюдение установленных законодательством правовых основ.
Данная статья имеет целью разъяснить военнослужащим, участвующим или потенциально способным участвовать в охране государственной границы правила применения оружия, и тем самым способствовать обеспечению законности при реализации властных полномочий, поскольку как справедливо отмечает А.Тельминов «…как ни крути, еще пять лет, а то и десять в омской степи будут летать пули»1. Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана возможно повлияет на характер применения принуждения, но остаются другие участки государственной границы, не менее напряженные в этом отношении.
Каковы же современные правовые основы, регламентирующие правила применения оружия должностными лицами, выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации? Насколько они обеспечивают возможность оперативно принимать законные решения о применении оружия?
Российское законодательство, предоставляющее право должностным лицам применять оружие при охране государственной границы основано, прежде всего, на нормах международного права1. Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека2 от 10 декабря 1948 г. предусматривает: «Каждый имеет право на жизнь». Это право было конкретизировано в п. 1 ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)3: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание».
П.п. 2 и 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)4 устанавливают:
«2. Каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную.
3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».
Таким образом, международные нормы допускают установление правовых ограничений по применению принуждения в отношении лиц, которые незаконно пересекают государственную границу Российской Федерации, в том числе и посредством применения оружия. Эти положения означают, что нельзя специально применять оружие, в том числе и при защите государственной границы, имея целью лишение жизни человека. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка1 (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) в ст. 3 устанавливает, что «Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей». В официальном комментарии к указанной статье разъясняется: «с) Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой. Следует приложить все усилия к тому, чтобы исключить применение огнестрельного оружия, особенно против детей. Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения или задержания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям».
Ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)2 по данному вопросу предусматривает:
«1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:
a) для защиты любого лица от противоправного насилия;
b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа».
Обобщая положения международных актов, можно сделать вывод о том, что применение оружия военнослужащими, принимающими участие в охране государственной границы, возможно только в случаях, когда правонарушитель своими действиями ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры недостаточны для прекращения противоправного поведения1. При этом следует учитывать требования подп. «д» п. 9 Порядка применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 80. Впервые в данном правовом акте содержится положение о необходимости выбора конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и напоминается об ответственности за правильное управление ими. Реализация этого положения означает, что, принимая решение о применении оружия, необходимо исходить из того, что главной целью применения является не убийство правонарушителя, а принуждение его к прекращению противоправных действий. Конечно же, воплощение этого предписания потребует времени и средств для перевооружения лиц, уполномоченных использовать принуждение при охране государственной границы оружием разнообразного предназначения, которое будет применяться в зависимости от обстановки, в том числе и нелетальным, поскольку анализируемый Порядок применения оружия предписывает «прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей».
Следует признать наличие проблемы имплементации международных норм в национальное законодательство России. Причин существования проблемы много, одна из них кроется в том, что основная часть международных актов была принята без участия России. Решение этой проблемы видится в разработке словарей терминов, определении соответствия терминов языка конвенций, терминологии внутреннего законодательства, разработке комментариев. По мнению специалистов необходимо активнее включать термины, используемые в международных договорах Российской Федерации, в научный оборот и национальное законодательство Российской Федерации. Принимая во внимание конституционные установки о доминирующей роли международного права в правовой системе Российской Федерации, применительно к защите права человека на жизнь, проверим, насколько эта роль отражена в национальном законодательстве, регламентирующем применение оружия при охране государственной границы.
Анализируя положения Конституции Российской Федерации1 по данному вопросу, отметим, что они в основном соответствуют требованиям международного права. В частности, пункт 3 статья 55 Конституции, во исполнение требований международно-правовых норм, устанавливает: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Лазарев Л.В., комментируя данную статью Конституции Российской Федерации, отмечает: «важно обеспечить соразмерность ограничения права или свободы, т.е. его соответствие тем конституционно признаваемым целям, во имя достижения которых устанавливается ограничение, чтобы не исказить само существо того или иного права, не поставить его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц …»1. Наличие проблемы подтверждается тем, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу о пределах принуждения в своих решениях. Так, в Постановлении Конституционного Суда от 30 октября 2003 г. № 15-П отмечалось – «как вытекает из сформулированных Конституционным Судом правовых позиций, ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения»1. Данным требованиям в полной мере должны соответствовать нормы российского права, регламентирующие применение оружия должностными лицами при защите и охране государственной границы.
Обобщая особенности правового регулирования применения оружия при охране государственной границы по законодательству Российской Федерации, отметим, что совокупность данных правил в научной литературе получили наименование правовые основы. По мнению большинства специалистов2 к правовым основам относятся правила, определяющие обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным, и включающие в себя четыре элемента.
Основания (случаи) применения оружия.
Условия применения оружия.
Порядок применения оружия.
Пределы применения оружия.
Рассмотрим содержание первого элемента правовых основ применения оружия – оснований (случаев). В большинстве нормативных актов3, регулирующих применение оружия, обстоятельства, от которых зависит реализация права применять оружие, называются случаями. В ст. 35 закона о Границе те обстоятельства (юридические факты), с возникновением которых законодатель полагает возможным применение оружия, трактуются как случаи применения оружия. Как правило, они являются результатом активных противоправных действий физических лиц, опасного поведения животного и служат основанием для принятия военнослужащим решения о способе воздействия на правонарушителя. Таким образом, случившееся противоправное деяние лица в юридическом смысле становится основанием для пограничника применить оружие. В законе о Границе (ст. 35) предельно точно и конкретно перечислены основания (случаи) применения оружия во внесудебном порядке. Указание на основания, которые дают право военнослужащим применять оружие, является своего рода подсказкой, уточнением обстоятельств, способом исключения их произвольного их трактования, гарантией правомерности.
Анализируя содержание ст. 35 закона о Границе в качестве обстоятельств, а именно, оснований применения оружия и боевой техники, следует признать:
вооруженное вторжение на территорию Российской Федерации;
угон за границу транспортных средств;
пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами с нарушением установленных правил;
нападение на граждан;
нападение на военнослужащих и лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы;
захват и удержание заложников;
вооруженное сопротивление;
побег с оружием задержанных лиц;
нападение на подразделения и объекты пограничных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, а также корабли (катера), самолеты и вертолеты.
Второй элемент правовых основ – условия применения оружия также отражены в ст. 35 закона о Границе. Фактические обстоятельства, возникающие или существующие независимо от противоправных, общественно опасных действий физического лица, угрожающего поведения животного, то есть, являющиеся внешними по отношению к конфликту, образуют условия применения оружия. По смыслу законодательства, к условиям применения оружия военнослужащими, которые они должны учитывать, охраняя государственную границу, относятся:
а) условия, допускающие применение оружия:
отсутствие пассажиров в транспортных средствах, при попытке их угона за границу;
применение оружия допускается только в пределах приграничной территории1. В тоже время Порядок применения оружия предусматривает, что «оружие пограничных кораблей (летательных аппаратов) может применяться при преследовании судов-нарушителей по горячим следам во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации, а также за их пределами до захода этих судов в территориальное море своей страны или третьего государства», то есть и за пределами приграничной территории. Такое расширительное положение, установленное Порядком, основано на предписаниях федеральных законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»2 и «О континентальном шельфе Российской Федерации»3;
отсутствие возможности прекратить нарушение или задержать лиц, нарушающих установленные правила, с помощью других средств;
исполнение служебных обязанностей или общественного долга по охране государственной границы лицами, подвергшимися нападению. Подп. «б» п. 2 Порядка применения оружия уточняет, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, применяют оружие на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе при участии в пограничных поисках и операциях, а также оказании содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
непосредственная опасность жизни и здоровью лиц, исполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране государственной границы;
внезапный или вооруженный характер нападения;
использование правонарушителем при нападении боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств;
необходимость доставления лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, задержанных за нарушение установленных правил пересечения государственной границы в специально отведенные для этого места, в целях выяснения обстоятельств нарушения;
отсутствие возможности передать информацию или вызвать помощь иным способом;
б) условия, исключающие применение:
случайный характер пересечения государственной границы;
несчастный случай;
пол и возраст нападающих;
попадание пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации и пресечения вооруженных провокаций на государственной границе;
действие неодолимых сил природы.
Однако, по мнению многих ученых, с которыми солидарен автор, главными, «генеральными» условиями применения оружия, определяющими его безусловную правомерность, являются обстоятельства, исключающие преступность деяния, а именно состояния необходимой обороны и крайней необходимости). Перечень признаков, определяющих эти обстоятельства, установлены статьями 37 и 39 Уголовного кодекса Российской Федерации1. Высказанное мнение подтверждается требованиями п. 25 Порядка применения оружия: «Самостоятельно принимают решение о применении оружия и боевой техники сотрудники, командир пограничного корабля (летательного аппарата) для необходимой обороны или в условиях крайней необходимости…». Примерно аналогичные указания содержаться в п. 3 ст. 19 проекта федерального закона «О полиции»2. «Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан действовать в зависимости от создавшейся обстановки, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения и силы оказываемого сопротивления. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан стремиться, исходя из обстоятельств, к минимизации любого ущерба». Заметим, что прямого указания на необходимость действовать сообразуясь с условиями необходимой обороны и крайней необходимости в проекте нет, имеется указание содержащееся в п. 5 статьи 32 «На деятельность сотрудника полиции распространяются нормы уголовного законодательства Российской Федерации о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения».
Но в целом, на практике, при оценке правомерности применения оружия преимущество отдается предписаниям специального законодательства, т.е. основаниям и условиям, предусмотренным законом о Границе. По этому поводу В.И. Михайлов дает следующее толкование. «Законодательно установлено, что в определенных ситуациях, даже если ситуации не обладают признаками, указанными в статьях гл. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на то лица, обязаны действовать даже путем причинения вреда интересам, охраняемым уголовным законом»1.
refdb.ru