как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском
18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Долгожданная победа пришла в ходе операции «Искра», которая началась 12 января. Красной армии, наступавшей вдоль берега Ладожского озера, удалось пробить в немецкой обороне коридор шириной около 10 км. Это позволило возобновить снабжение города. Полностью блокада была прорвана 27 января 1944 года. Как выживал и боролся осаждённый Ленинград — в материале RT.
В плотном кольце
В июле 1941 года немецкие войска вступили на территорию Ленинградской области. К концу августа гитлеровцы заняли город Тосно в 50 км от Ленинграда. Красная армия вела ожесточённые бои, но противник продолжал стягивать кольцо вокруг Северной столицы.
В складывающейся обстановке Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР Иосиф Сталин направил телеграмму находящемуся в то время в Ленинграде члену ГКО Вячеславу Молотову:
Также по теме
Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадниковОсенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда. Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением…
«Только что сообщили, что Тосно взят противником. Если так будет продолжаться, боюсь, что Ленинград будет сдан идиотски глупо, а все ленинградские дивизии рискуют попасть в плен. Что делают Попов и Ворошилов? Они даже не сообщают о мерах, какие они думают принять против такой опасности. Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе? В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы (реактивные снаряды —
Молотов ответил на телеграмму так: «1. По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым… 2. В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. финнов и 5 тыс. немцев, а также вопросами продовольственного снабжения Ленинграда».
Также по теме
«Моим оружием была музыка»: 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Музыка композитора транслировалась…
По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты. 11 сентября Ворошилова отстранили от командования Северо-Западным направлением и Ленинградским фронтом. Новым командующим стал Георгий Жуков.
2 сентября немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую город с «большой землёй». Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху.
В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду.
Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением».
О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни.
Наперекор врагу
В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. детей.
Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу — на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел… 12 «юнкерсов». Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стёкла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы… Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него. Да, это первая настоящая бомбёжка города Ленинграда».
Также по теме
Блокадные строки: 75 лет назад Таня Савичева сделала последнюю запись в своём дневникеБлокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. В осаждённом городе от голода погибли более шестисот тысяч…
Запасов продовольствия в городе не хватало, было решено ввести систему распределения продуктов по карточкам. Постепенно хлебные пайки становились всё меньше. С конца ноября жители осаждённого города получали 250 граммов хлеба по рабочей карточке и вдвое меньше по служащей и детской.
«Сегодня утром Ака вручила мне мои 125 гр. хлеба и 200 гр. конфет. Хлеб я уже почти весь съела, что такое 125 гр., это маленький ломтик, а конфеты эти мне надо растянуть на 10 дней… Положение нашего города продолжает оставаться очень напряжённым. Нас бомбят с самолётов, обстреливают из орудий, но это всё ещё ничего, мы к этому уже так привыкли, что просто сами себе удивляемся. Но вот что наше продовольственное положение ухудшается с каждым днём, это ужасно. У нас не хватает хлеба», — вспоминала Лена Мухина, которой в то время было 17 лет.
Весной 1942 года учёные Ленинградского Ботанического института выпустили брошюру с рисунками кормовых трав, растущих в парках и садах, а также сборник рецептов из них. Так на столах жителей блокадного города появились котлеты из клевера и мокрицы, запеканка из сныти, салат из одуванчиков, суп и лепёшки из крапивы.
Согласно данным управления НКВД по Ленинградской области от 25 декабря 1941 года, если до начала войны в городе ежемесячно умирало менее 3500 человек, то в октябре цифра увеличилась до 6199 человек, в ноябре — до 9183 человек, а за 25 дней декабря скончались 39 073 ленинградцев. В следующие месяцы за сутки умирали не менее 3 тыс. человек. За 872 дня блокады скончались около 1,5 млн жителей города.
Однако, несмотря на чудовищный голод, осаждённый город продолжал жить, работать и бороться с врагом.
«И пусть из «Искры» разгорится пламя»
Советские войска четырежды безуспешно пробовали разорвать вражеское кольцо. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья — в январе 1942 года, четвёртая — в августе—сентябре 1942-го. И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать. Сделано это было в ходе операции «Искра».
Также по теме
Памяти Блокады: Петербург может снова стать ЛенинградомКоммунисты выступили с инициативой вернуть Санкт-Петербургу героическое имя Ленинград. Правда не насовсем, а только на девять дней….
По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя».
К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. человек, около 4,9 тыс. орудий и миномётов, более 600 танков и 809 самолётов. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов.
Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. человек, 700 орудий и миномётов, около 50 танков и 200 самолётов.
Утром 12 января советские войска перешли в наступление.
«В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков.
Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера.
«18 января — день великого торжества двух наших фронтов, а вслед за ними всей Красной армии, всего советского народа… 18-я дивизия волховчан на юге и 372-я дивизия на севере вместе с героическими защитниками Ленинграда прорвали фашистское кольцо. Сверкание «Искры» превратилось в финальный фейерверк — салют 20 залпами из 224 орудий», — вспоминал Кирилл Мерецков.
В ходе операции погибли 34 тыс. советских солдат. Немцы потеряли 23 тыс.
Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоёванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги. До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года.
«Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Это вселило в бойцов Красной армии веру в окончательную победу над фашизмом. Также не следует забывать, что Ленинград — колыбель революции, город, имевший особое значение для советского государства», — отметил в беседе с RT кандидат исторических наук, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв.
russian.rt.com
Прорыв блокады Ленинграда | История Вики
Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.
Общая обстановка перед началом операции Править
Несмотря на то, что со времени установки блокады немецкое командование отказалось от активных наступательных действий в направлении городаШаблон:Нет АИ, ситуация продолжала оставаться сложной. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы, постоянной сухопутной связи между Ленинградом и Большой Землей не было. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады, в ходе Любанской и Синявинской наступательных операций. Однако обе операции не увенчались успехом. Район между Ладожским озером и городом Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было наикратчайшим (12—16 километров; так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ»), был занят частями 18-й армии вермахта.
Силы и состав сторон Править
СССР Править
Авиационную поддержку наступления осуществляли:
Также наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.
Германия Править
Часть сил 18-й армии под командованием генерала кавалерии Г. Линдемана:
В ходе сражения немецкое командование ввело в бой ещё 4 дивизии: 96-ю, 61-ю, 21-ю пехотные и дивизию СС «Полицай».
План операции предусматривал одновременными встречными ударами войск Ленинградского фронта с запада и Волховского фронта с востока в направлении на Синявино и Рабочий посёлок № 5 во взаимодействии с Балтийским флотом разгромить группировку противника южнее Ладожского озера, ликвидировать шлиссельбургско-синявинский выступ, и тем самым обеспечить сухопутное сообщение Ленинграда со страной. Начало операции сперва было назначено на 1 января 1943 года, но из-за погодных условий было перенесено на 12 января.
12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Командование противника, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5 и опорные пункты на флангах прорыва, поспешно перебрасывало свои резервы, а также части и подразделения с других участков фронта. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам.
18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены железнодорожная и автомобильная дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявина свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне.
- Войска Ленинградского и Волховского фронтов, взломав шлиссельбургско-синявинский выступ, прорвали блокаду Ленинграда, создав коридор шириной 8—11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации (Дорога победы) города с территорией всей страны. В город начали поступать продовольствие, вооружение, медикаменты. 7 февраля 1943 года через коридор на Финляндский вокзал прибыл первый со времени установки блокады прямой поезд.
- Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника.
- Инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии.
- Дальнейшее наступление советских войск развития не получило, тем не менее операция по прорыву блокады имела важное стратегическое и психологическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград.
Фильмы, посвященные операции Править
Шаблон:Блокада Ленинграда
ru.history.wikia.com
День снятия блокады города Ленинграда (1944). Справка
8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.
В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.
Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.
В ноябре-декабре 1941 г. рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным ‑ на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.
Осень-зима 1941-1942 гг. — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться — работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.
Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.
22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 г., когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.
ria.ru
Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра»
18 января 1943 года произошло одно из самых значимых событий в Великой Отечественной войне — была прорвана блокада Ленинграда. Этот день для всех жителей города, независимо от возраста, является особенной датой. Несмотря на то, что Ленинград после января 1943 года ещё целый год оставался осажденным, с прорывом блокады у ленинградцев появился реальный шанс остаться выжить.Кроме этого, освобождение Ленинграда от блокады в январе 1943 года стало ключевым моментом и в обороне города: завладев окончательной стратегической инициативой на этом направлении, советские войска ликвидировали опасность соединения немецких и финских войск. 18 января – в день прорыва блокады Ленинграда – завершился критический период изоляции города.
Надо отметить, что для командования Вермахта овладение городом на Неве имело не только важное военно-стратегическое значение: кроме захвата всего побережья Финского залива и уничтожения Балтийского флота также преследовались далеко идущие пропагандистские цели. Падение Ленинграда нанесло бы непоправимый моральный урон всему советскому народу и значительно подорвало бы боевой дух вооруженных сил. Конечно, перед тем, как фашистские войска изолировали город, у командования Красной армии была альтернатива — отвести войска и сдать Ленинград; но тогда судьба его жителей была бы еще более трагичной, потому что Гитлер предполагал стереть город с лица земли в буквальном смысле слова.
Прорыв блокады Ленинграда стал возможным в результате успешного проведения военной операция под названием «Искра», которая длилась три недели — с 12 по 30 января 1943 года. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов.
Подготовка к операции происходила следующим образом.
К концу 1942 года обстановка под Ленинградом была сложной: войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы, сухопутной связи между городом и «Большой Землей» не было. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга (так называемое «бутылочное горлышко»), где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим (12–16 км), был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии.
В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка–Михайловский–Тортолово.
На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки.
Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов (калибром 76-мм и выше), более 600 танков и 809 самолетов.
Оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ.
Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами.
Операция «Искра» по дням
12 января 1943 года
В 9 часов 30 минут более 4,5 тысяч орудий и минометов двух фронтов и Краснознаменного Балтийского флота обрушили свой удар по позициям противника. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут.
В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта.
Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия (командующий генерал-майор Н. П. Симоняк) в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3–4 километра.
Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС.
Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. 45-я гвардейская стрелковая дивизия, выступая с плацдарма в районе Московской Дубровки, попала под очень сильный артиллерийско-минометный и пулеметный огонь противника и смогла продвинуться всего на 500–600 метров. 86-я стрелковая дивизия, действовавшая на левом фланге армии, форсировала Неву на участке между Марьино и Шлиссельбургом. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы.
Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. А. Полякова. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра.
Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда
13 января 1943 года
С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели.
14 января 1943 года
Командующий 67-й армией генерал-майор М. П. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии.
Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки.
На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров.
15-16 января 1943 года
В четвертый и пятый дни наступления войска Ленинградского и Волховского фронтов вели бои за отдельные опорные пункты, постепенно продвигаясь навстречу друг другу.
2-я ударная армия, ведя упорные бои, медленно продвигалась навстречу ленинградцам и расширяла прорыв. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.
17 января 1943 года
На шестой день операции на главном направлении вновь разгорелись яростные бои. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино.
К 17 января войска Волховского фронта захватили Рабочие поселки № 4 и № 8, станцию Подгорная, и вплотную подошли к Рабочим поселкам № 1 и № 5. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким.
18 января 1943 года
18 января, после ожесточенных боев, 136-я стрелковая дивизия, преследуя противника, ворвалась в Рабочий посёлок № 5, где примерно в 12 часов дня соединилась с частями 18-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии.
К этому времени передовые части 123-й стрелковой бригады 67-й армии уже встретились с частями 372-й дивизии 2-й ударной армии на восточной окраине Рабочего поселка № 1.
А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.
19-30 января 1943 года
Образовав общий фронт и закрепившись на новых рубежах, войска 67-й и 2-й ударной армий продолжили наступление на Синявинские высоты. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось.
Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» (12-30 января) составили 115 082 человек (33 940 – безвозвратно), при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека (12 320 – безвозвратно), а Волховский – 73 818 человек (21 620 – безвозвратно). Согласно немецким данным (сводным отчетам штаба армии о потерях) за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек (из них 1543 – убитыми и пропавшими без вести), а в период с 16 по 31 января – 16 213 человек (из них 4 569 – безвозвратно).
За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я (командующий Н. П. Симоняк) и 327-я (командующий Н. А. Поляков) стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада (командующий В. В. Хрустицкий) — в 30-ю гвардейскую танковую бригаду, 122-я танковая бригада награждена орденом Красного Знамени.
В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен (ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8-11 километров), политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «Большой Земли». Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
ИСТОЧНИК
makaryshka.livejournal.com
Прорыв блокады Ленинграда — ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА
12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.
К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. Прорыв блокады Встреча воинов Ленинградского и Волховского фронтов |
К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. Летом 1942 года, после окончания обороны Севастополя, немцы смогли перебросить под Ленинград тяжёлые осадные орудия. Они вели огонь на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800–900 кг. Интенсивность артобстрелов возросла шестикратно. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания. Тем не менее, положение ленинградцев было несколько лучше, чем предыдущей зимой: по подводному кабелю в город поступало электричество – а по подводному трубопроводу – нефтепродукты. Ленинград снабжался продуктами по ледовой автомобильной дороге, а в дополнение к автомобильной дороге прямо по льду Ладожского озера строилась также и железнодорожная ветка.
К концу 1942 года основные силы ленинградского фронта (42-я, 55-я и 67-я армии), которым командовал генерал Л. А. Говоров, оборонялись на рубеже Урицк, Пушкин, южнее Колпино, Пороги, правый берег Невы до Ладожского озера. 67-я армия действовала в 30-километровой полосе вдоль правого берега Невы от Пороги до Ладожского озера, удерживая на левом берегу реки, в районе Московской Дубровки, небольшой плацдарм. Её 55-я стрелковая бригада обороняла с юга военно-автомобильную дорогу, проходившую по льду Ладожского озера. 23-я армия, находившаяся на Карельском перешейке, прикрывала северные подступы к Ленинграду. На Ораниенбаумском плацдарме находилась Приморская оперативная группа. Действия войск фронта и флота поддерживали 13-я воздушная армия и авиация Балтийского флота.
Краснознаменный Балтийский флот под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца, базировавшийся в устье Невы и в Кронштадте, прикрывал приморские фланги войск фронта и поддерживал их действия авиацией и огнем артиллерии. Кроме того, удерживая ряд островов в восточной части Финского залива, флот надежно прикрывал западные подступы к Ленинграду с моря. Противовоздушную оборону города осуществляла Ленинградская армия ПВО в тесном взаимодействии с авиацией и зенитной артиллерией войск фронта и сил флота. Военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов воздушного противника части отдельного -Ладожского района ПВО.
Волховский фронт под командованием генерала К. А. Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово.
Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. было вынуждено прекратить бесплодные атаки и отдало приказ войскам о переходе к обороне. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек».
Наиболее плотную группировку войск противник имел в Шлиссельбургско-синявинском выступе (глубина его не превышала 15 км). Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом (до 10—12 тыс. человек в каждой).
Лесисто-болотистая местность в районе Шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами. По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения.
Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. В этом документе, в частности, говорилось: «…Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта… Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении (на участке 1-й Городок — Шлиссельбург) с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Сннявино». Координация действий фронтов возлагалась на маршала Ворошилова.
По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала Романовского. В ее состав вводило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады (2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ). Задача армии заключалась в том, чтобы взломать вражескую оборону на участке Липка, Гайтолово и, нанося главный удар на Синявино, выйти на рубеж Рабочие поселки № 1 и №5, Синявино, а затем развивать наступление до соединения с войсками Ленинградского фронта. Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. П. Журавлева (около 450 самолетов).
На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М. II. Духанова. Но решению командующего фронтом задача армии состояла в том, чтобы, преодолев реку Нева по льду и сосредоточив основные усилия в направлении Марьино, Синявино, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург и соединиться с войсками Волховского фронта на рубеже Рабочих поселков № 2 и № 6. В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота. Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С. Д. Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота (всего около 450 боевых самолетов).
Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.
Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу Невы, имевшему превышение над правым. Расположенные ярусами огневые средства врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу. При форсировании Невы по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось максимальное напряжение сил. Важнейшим условием успеха при этом являлось надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае, огнем артиллерии.
В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения. В 67-й армии огонь по переднему краю обороны противника и в глубину ее до 200 м вели только орудия, поставленные для стрельбы прямой наводкой. Благодаря этому удалось в основном сохранить в целости лед у левого берега.
За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиации Фронтов группами по 6—8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника.
Наши войска вступают в Шлиссельбург
Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и лёгкие танки Т-70 из состава 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы. Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях. Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следу за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага. Упорное сопротивление противника, оборонявшегося между 2-м Городком и Шлиссельбургом, было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре 130-я и 268-стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до трёх километров.
В полосе 2-й ударной армии наиболее ожесточенные бои развернулись за опорные пункты врага в деревне Липка, Рабочем поселке № и роще северо-западнее Гонтовой Липки. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорва! первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2—3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражен’ оперативные резервы.
С утра 13 января наступление продолжалось. Наибольшего продвижения удалось достичь в направлении Рабочего поселка № 5. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударным группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер. Немецкое командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно at типизировалась вражеская авиация.
С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.
В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южно побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненны группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.
Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. снарядов.
Тяжелое осадное орудие противника, захваченное советскими воинами под Ленинградом
18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячнон борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло производство вооружения.
Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.
Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».
оригинал
Прорыв блокады Ленинграда
aloban75.livejournal.com
О Петербурге — Прорыв блокады
После успеха наших войск под Тихвином (освобожденным 18.12.41) Верховное главнокомандование рассчитывало деблокировать Ленинград силами Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов. С этой целью было задействовано много техники, людей, но прорвать блокаду не удалось — бои приняли затяжной кровопролитный характер. (Сломить вражеские укрепления удалось только на 2-х участках в районе Любани — к концу января 1942 г. 2-я ударная армия, подступив к Любани, вернула под свой контроль железнодорожную ветку Новгород — Ленинград и Новгород — Чудово).
С 08.11.41 Тихвин находился в руках противника. Вследствие чего осуществлявшееся до этого момента через него железнодорожное сообщение было прервано.
В течение 1942 г. существенных изменений на фронте под Ленинградом не произошло. В начале декабря 1942 г. ставка Верховного главнокомандования СССР утвердила план операции под кодовым названием «Искра» — по прорыву блокады Ленинграда. По замыслу надлежало встречными ударами 2-х фронтов: Ленинградского и Волховского разгромить противника в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и тем же путем прорвать кольцо вражеского окружения. В операции по прорыву предусматривалось также участие артиллерии Балтийского флота. Прикрытие операции с воздуха возлагалось на 13-ю и 14-ю воздушные армии соответственно Ленинградского и Волховского фронтов, а также авиацию Балтийского флота. (Всего для участия в прорыве блокады было привлечено около 900 боевых самолетов).
12.01.43 войска Ленинградского и Волховского фронтов одновременно перешли в наступление на Шлиссельбургско-Синявинском направлении. Форсировав по льду Неву и преодолев оборонительную полосу (минные и проволочные заграждения, огневые точки дотов и дзотов) 18.01.43 в 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. К концу дня произошли встречи и других соединений наших войск. В этот же день был освобожден Шлиссельбург (особенно упорными были бои в самом городе). Блокада была прорвана. На очищенном от врага южном побережье Ладожского озера образовался сухопутный коридор для сообщения с Большой землей.
В образовавшемся прорыве шириной 12-13 километров (простреливаемом с Синявинских высот противником) железнодорожники в кратчайшие сроки проложили рельсовые пути длиной 33 км и 1300-метровый мост через Неву от платформы «Поляны» до станции «Шлиссельбург». Эту дорогу ленинградцы окрестили Дорогой победы. В ночь на 06.02.43 по ней (после полуторагодового перерыва) к Финляндскому вокзалу прошел первый поезд из неоккупированных территорий.
Поезда, доставлявшие в Ленинград продукты, топливо, оружие и боеприпасы по этой трассе следовали ночью непрерывно (с 10-минутными промежутками). До февраля 1944 года, когда открылось сообщение по железной дороге Москва-Ленинград, по этой дороге прошло в общей сложности 100 000 вагонов.
Текст подготовила Анна Тирле
opeterburge.ru
Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады
18 января 1943 года в ходе наступательной операции “Искра” Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет.
На штурм Ленинграда у немцев не хватило времени
Согласно нацистскому плану “Барбаросса”, Ленинград – важный стратегический промышленный центр, крупный порт и “колыбель” трех русских революций – предполагалось захватить в первую очередь. И только после взятия Киева и Ленинграда вермахт должен был взять Москву.
Но быстрого захвата не получилось – дивизии группы армий “Север” почти два месяца прогрызали оборону советских войск, выйдя на ближние подступы к городу только к началу сентября 1941 года, когда по изначальному замыслу блицкриг должен был уже победоносно завершиться.
8 сентября был захвачен Шлиссельбург, находившийся на берегу Ладожского озера, взят под контроль исток Невы и перекрыто сухопутное сообщение Ленинграда с остальной территорией СССР. С севера город блокировали финны. Однако планировавшегося соединения немецких и финских войск не произошло.
К этому времени Гитлер, заявивший в начале войны, что германские войска через три недели будут в северной столице СССР, понял, что план “Барбаросса” трещит по швам – взять почти одновременно Киев, Ленинград и Москву германской армии оказалось не по силам. Нужно было определить приоритеты для главной ударной силы вермахта – танковых армий.
И фюрер, считавший, что с захватом Москвы война на Восточном фронте будет выиграна, 6 сентября 1941 года приказал командующему группой армий “Север” фельдмаршалу Вильгельму фон Леебу к концу месяца перебросить на московское направление наиболее боеспособные танковые и пехотные дивизии.
На штурм Ленинграда у Лееба оставались считанные недели. Он немедленно бросил в бой свою 4-ю танковую группу (армию) генерала Эриха Гёпнера, стремясь проломить советскую оборону. В ходе невероятно кровопролитных и упорных боев 17 сентября части вермахта вышли к Финскому заливу, от Ленинграда в районе Ораниенбаума отрезав 8-ю советскую армию, где она продолжала удерживать небольшой плацдарм.
К 18 сентября немцы заняли Пушкин, Красное Село и Слуцк. Но дальше Лееб не продвинулся: наступление было остановлено во многих местах, в частности, у подножия Пулковских высот, с которых просматривался город. Заслуга в создании столь стойкой обороны принадлежит командующему Балтийским флотом Владимиру Трибуцу, члену военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, командующему войсками Ленинградского фронта Клименту Ворошилову и сменившему его 14 сентября Георгию Жукову.
Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве. А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался.
Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать
Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом
Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров. Обладание этой местностью позволяло врагу мешать поставкам продовольствия и боеприпасов в Ленинград по Ладожскому озеру.
50-метровые высоты господствовали над непроходимыми лесами и болотами, лишая наступающих маневра и заставляя их штурмовать оборонительные позиции в лоб, через единственную в районе дорогу – Путиловский тракт.
Немцы прекрасно понимали стратегическое значение данного плацдарма, поэтому, как только его заняли, принялись укреплять окрестности, в частности, деревню Синявино.
С 10 сентября 1941 года здесь начались жесточайшие бои. В 1941-43 годах советское командование многократно пыталось отбить злополучную гряду. Танки здесь пройти не могли, и основную тяжесть боев вынесла на себе пехота, которая при этом не могла сделать шаг ни влево, ни вправо, чтобы не утонуть в болотах.
Даже после того, как в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, злополучная возвышенность все еще оставалась в руках у противника.
Только в сентябре 1943 года войскам Ленинградского фронта с помощью бомбардировочной и штурмовой авиации в результате ожесточенных трехдневных боев удалось захватить более низкую 43-метровую высоту.
Более высокая, 50-метровая, была оставлена противником без боя в январе 1944 года, после того как советские войска, учтя печальный опыт предыдущих сражений, начали наступление на других направлениях, угрожая немцам окружением.
Финны активно помогали немцам
Парад финских войск в захваченном Выборге
Недавнее открытие памятной доски Густаву Маннергейму в Петербурге (которая, правда, вскоре была демонтирована) вызвала в обществе бурную дискуссию о личности финского маршала и его роли в Великой Отечественной войне.
Сторонники установления доски утверждали, что финская армия под его руководством лишь отвоевала то, что СССР захватил в ходе Зимней войны 1939-40 годов, после чего, мол, благородно отказалась принимать участие в совместном с вермахтом штурме Ленинграда.
На самом же деле руководство Финляндии не скрывало своих агрессивных планов. Президент страны Ристо Рюти заявил представителям Третьего рейха, что “Ленинград надо ликвидировать как крупный город”. В своей речи, заготовленной для празднования падения северной столицы СССР, Рюти собирался сообщить согражданам, что “это известие, как и ожидалось, подняло дух каждого финна”.
Летом-осенью 1941 года финская армия под командованием Маннергейма не только отвоевала то, что потеряла в 1940 году, но и перешла старую границу между Ладожским и Онежским озерами, захватив часть Карелии, включая Петрозаводск. Однако ударить с севера по Ленинграду финнам помешали мощные укрепления Карельского укрепрайона и активное сопротивление его гарнизона.
А крест на попытках финской армии соединиться с немцами поставила успешная Тихвинская наступательная операция Красной Армии, проведенная в ноябре-декабре 1941 года. Кроме того в результате этой победы РККА немцы не смогли зимой перерезать “Дорогу жизни”, по льду Ладожского озера связавшую осажденный Ленинград с большой землей.
Капитуляцию Ленинграда нацисты не приняли бы в любом случае
Разрушенный немцами Екатерининский дворец в Царском Селе
Несколько лет назад телекомпания “Дождь” провела интернет-опрос “Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?” Он вызвал громкий скандал и после извинений был удален.
Но остался вопрос: что было бы? Ведь объявили же французы летом 1940 года Париж «открытым городом», отказавшись его защищать, и ничего, обошлись без кровопролития.
Но с Ленинградом всё обстояло иначе – его участь была предрешена. 22 сентября 1941 года в директиве начальника штаба военно-морских сил Германии сообщалось, что Гитлер принял решение стереть город с лица земли с помощью артиллерии всех калибров и авиабомбардировок.
Что касается попыток жителей и гарнизона сдаться в плен, то в документе четко пояснялось: “Они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения”.
Раз за разом все лето и осень 1941 года Гитлер повторял: брать Ленинград не будем, иначе придется зимой кормить его жителей. Наконец, 7 октября фюрер отдал категорическое распоряжение войскам не принимать капитуляции Москвы и Ленинграда, ни под каким видом и не вступать в них, опасаясь эпидемий. “Всякий, кто попытается оставить город и пройти через наши позиции, должен быть обстрелян и отогнан обратно”, – говорилось в директиве № 44.
Таким образом, почти 3 миллиона человек обрекались на смерть от голода, холода и обстрелов вне зависимости от их взглядов и желания. За 872 дня блокады нацисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, убив почти 17 тысяч человек.
Но подавляющее большинство ленинградцев умерло от голода. На Нюрнбергском процессе называлась цифра в 642 тысячи человек. Современные исследователи считают, что общее число погибших в Ленинграде составляет не менее 750 тысяч. Если бы не усилия советской армии, флота и авиации, количество жертв среди горожан было бы куда больше.
Так что нынешние идеалисты ошибаются: повторять парижский опыт «открытого города» в Ленинграде немцы вовсе не собирались.
Прорыв морской блокады Ленинграда произошел уже после войны
Бойцы морской пехоты Балтийского флота у пулемета «Максим» на салазках, в засаде в ледяных торосах Финского залива
5 июня 1946 года гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота объявил об открытии фарватера от Кронштадта до линии Таллин – Хельсинки для судоходства гражданских и рыболовецких судов (хотя боевое траление на этом не завершилось и продолжалось до 1957 года). Этому предшествовала многомесячная опасная и напряженная работа советских кораблей-тральщиков.
К осени 1944 года Финский залив был нашпигован более 65 тысячами морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ. При этом германские кригсмарине (официальное название германских военно-морских сил Третьего рейха – прим.ред.) приложили максимум сил, чтобы затруднить разминирование, окружив “рогатую смерть” специальными минами-защитниками.
В итоге, даже после прорыва морской блокады, в конце 40-х годов в Финском заливе разрешалось плавать только размагниченным (например, с деревянным килем) судам, только со скоростью, не превышающей установленную, чтобы не допустить срабатывания гидродинамических взрывателей мин и, как правило, в светлое время суток.
В 50-х годах на Балтике было вытравлено большинство якорных мин и минных защитников, а окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.
Источник фото waralbum.ru
foma.ru