Птур шиллейла – Лёгкий десантный танк США М551 «Шеридан» производит пуск ПТУР «Шиллейла»

Танк М551 Sheridan. История создания » Военное обозрение

Появление в горниле Второй мировой войны нового рода войск — воздушно-десантных — привело к возникновению и развитию такой специфической техники как легкие авиадесантируемые танки. Первый американский T9/M22 был разработан еще во время войны, но отсутствие нормальных средств доставки сильно ограничило применение этого типа вооружения. Развитие транспортной авиации в годы холодной войны вызвало также и всплеск интереса к разработкам средств поддержки десанта. Бесспорно, одним из самых амбициозных и интересных десантируемых легких танков стал американский M551 Sheridan. Он мог похвастаться целым рядом технических новшеств, в том числе гибридным орудием/пусковой установкой калибра 152 мм, позволявшим запускать как ПТУРы, так и обычные снаряды, и корпусом из алюминиево-магниевой брони. Фактически Шеридан — самый мощный легкий танк из когда-либо серийно производимых.
Первый авиадесантируемый танк США — Т9, он же М22

Первое боевое крещение он прошел во вьетнамской войне, где легкое бронирование и конструктивные недостатки значительно снизили его боевую эффективность. Несмотря на широкое использование в Европе, в 1970 году техническая незрелость привела к поспешному снятию танка с производства. Единственное подразделение армии США, где он стоит на консервации до сих пор, — это 82nd Airborne Division. Шеридан стал первым танком, примененным в десантной боевой операции (операция «Правое дело» в 1989 году, Панама). Большая часть «демобилизованных» М551 до 2004 года использовалась как учебные цели на полигоне в пустыне Мохаве. Было много попыток разработать альтернативу (в том числе и малоизвестный M8 Armored Gun System), но на сегодняшний день M551 Sheridan был и остается последним американским аэромобильным танком.


М551 General Sheridan

Разработка М551 Sheridan

В 1958 году американцы свернули программу разработки легкого танка Т92, отчасти из-за того, что тот не умел плавать. Это во многом снижало его ценность как разведывательного средства. В 1959 начинаются работы по созданию нового бронированного разведывательно-десантно-штурмового средства (ARAAV), которое предназначалось для выполнения двух ролей: разведки в составе бронекавалерийских частей и средства усиления для воздушно-десантных войск. Особыми требованиями к новой технике были: способность плавать, небольшой вес для десантирования и существенное усиление вооружения по сравнению с предыдущими разработками Т92/М41.


Легкий танк Т92

Разработчиком нового концепта назначили Cadillac Motors Car — одно из подразделений General Motors. Программа стартовала в июне 1960 года под обозначением XM551 ARAAV General Sheridan. «Изюминкой» нового танка стала орудийная система 152mm XM81 Shillelagh Combat Vehicle Weapon System. Разработка этой перспективной пушки была начата еще в 1958 году, и предназначалась она для вооружения различных прототипов боевых машин (в том числе и для совместной американо-германской разработки MBT-70). В отличие от обычных танковых пушек, новая система предполагала использование в качестве основного боеприпаса — управляемой ракеты. Во многом это решение было вызвано убежденностью военного руководства в том, что ракета имеет гораздо большую вероятность поразить цель, чем обычный снаряд. Требуемые значения бронепробиваемости составляли не менее 150 мм при угле попадания 60 градусов к нормали. Из всех предложенных управляемых ракет выбор сделали в пользу УРК Shillelagh разработки компании Ford-Aeronutronic. Использование ракеты в качестве основного боеприпаса привело также к значительному увеличению калибра орудия. Размеры блока системы наведения и БЧ существенно ограничивали минимальный размер ракет того времени, вот и пришлось увеличить калибр. Кроме управляемых боеприпасов, предполагалось использование и обычных снарядов с осколочно-фугасной и кумулятивной начинкой.


Пушка / пусковая установка M81А1

Ракета «Шиллейла» наводилась при помощи полуавтоматической системы наведения. Наводчику было необходимо только удерживать прицельный маркер на цели, а коррекцию курса ракеты выполняла за него автоматика. Она относилась к так называемому второму поколению управляемых противотанковых средств. Более легкая в использовании и менее требовательная к квалификации наводчика ракета доставила много сложностей своим разработчикам. В основном сложности были связаны с необходимостью сконструировать помехозащищенную систему управления при помощи инфракрасного излучения. Пробные запуски начались в ноябре 1960-го, а первые управляемые полеты — в сентябре 1961-го года.


Запуск УР Shillelagh

Приход к власти в 1961 году администрации Кеннеди и назначение нового министра обороны Роберта Макнамары способствовали ускорению разработки «Шиллейлы». Макнамара сделал ставку на перспективные технологии. Поскольку доводка танка M551 Sheridan была не завершена, была предпринята попытка установить комплекс на существующий танк М60, получивший новое обозначение — М60А2. Первые пробные запуски ракеты осенью 1961 года оказались удручающими. В цель попадала едва ли одна ракета из десяти. Дым от отработанного топлива напрочь глушил инфракрасный канал управления. Пришлось инициировать программу разработки нового топлива — менее дымного.

Проблемы перспективной орудийной системы привели к пересмотру концепции Шеридана, но, как выяснилось по итогам анализа, использование существующих орудийных систем либо ухудшало расчетные боевые возможности танка, либо неоправданно перегружало его. Известные зарубежные ракетные комплексы были также далеки от совершенства. Выбор снова сделали в пользу пушки низкого давления с возможностью использовать как обычные кинетические боеприпасы, так и управляемые.


Экспериментальный «Шеридан» с 76-мм пушкой

105-мм орудие
Доработанная ракета показала более удовлетворительные результаты, но проблемы по-прежнему оставались. Так, например, контроль полета становился невозможен, если солнце находилось прямо позади управляющего трансмиттера (в секторе 40 градусов). Доводили до ума ее долго, и только 12 августа 1964 года управляемая противотанковая ракета MGM-51 Shillelagh, наконец, была запущена в ограниченную серию. Масса этой твердотопливной ракеты составила 27 кг, масса БЧ — 6,8 кг, длина — 1,11 м, диаметр — 150 мм, дальность действия — 2 км (чуть позже была увеличена до трех). Для определения боевой эффективности новой ПТУР в феврале 1968 года произвели 112 испытательных пусков, добившись 88 попаданий (79%).

Ракета Shillelagh

В связи с использованием абсолютно нового вооружения центром внимания разработчиков стала башня Шеридана. Первый прототип представлял собой новую башню, водруженную на корпус от М41. Всего было построено 12 разных вариаций экспериментальных XM551. Уже в июне 1962 года начались заводские испытания, во время которых пришли к единым компоновочным и конструктивным решениям.


Первый прототип XМ551 на шасси легкого танка М41

Последний, 12-й вариант
Что же в итоге представлял собой новый перспективный легкий аэромобильный танк M551 Sheridan?

Компоновка

Выполнена по классической схеме. Все вооружение размещено в/на трехместной башне, а МТО — в корме. Водитель одиноко сидит в носовой части корпуса, а люк его, снабженный сдвижной крышкой, расположен в верхней лобовой детали, что, в общем-то, не принципиально, поскольку танк с противопульным бронированием вряд ли спасет крепкая ВЛД. Мехвод глядит на мир через три перископа М47 или через два, а на место центрального ставит пассивный ПНВ. Командир и наводчик сидят справа от пушки, а заряжающий сидит слева. У командира для наблюдения за боевой обстановкой имеется командирская башенка с круговым обзором через 10 стеклоблоков, у заряжающего — перископ М37 с возможностью поворота на 360°. Поскольку плавучесть танка была на уровне топляка, то на корпусе устанавливали специальную водоизмещающую ширму по типу примененных во Второй мировой войне на «Шерманах», при высадке в Нормандии. На многих фотографиях видны размещенные на башне коробочки, с первого взгляда похожие на блоки динамической защиты. Но нет — это очередное американское компоновочное ноу-хау: короба с патронами для пулемета. О том, что с ними будет при движении по сильнопересеченной местности или при близких разрывах снарядов, история умалчивает.


Один из двух Шериданов, купленных для австралийской армии пересекает водную преграду

Очевидно, что размещать короба на броне — не самая лучшая идея

Вооружение

Основное оружие М551 — 152-мм пушка / пусковая установка низкой баллистики (короткоствольная). Конструктивно: калибр был ограничен ТТХ управляемой ракеты «Шилейла», а длина орудия — ограничениями по массе. Орудийная система предназначена для пусков как противотанковых управляемых ракет, так и обычных снарядов. Боекомплект составлял 29 снарядов или ПТУР в любых пропорциях (штатно — 10 ракет). С пушкой был спарен пулемет М73/М219 калибра 7,62 мм, позднее замененный на М240, боекомплект — 3000 патронов. Также на башне был установлен крупнокалиберный М2 Browning с боезапасом на 1000 выстрелов и возможностью ведения зенитного огня.


Набор серьезных аргументов
Защищенность. Бронирование танка из-за ограничений по массе было чрезвычайно слабым. Применение композитной алюминиевой брони не только существенно снизило вес машины, но и обеспечивало защиту исключительно противопульную (7,62 мм) и противоосколочную. Только лобовые детали корпуса и башни выдерживали обстрел из 20-мм автоматических пушек. Башня была изготовлена из тонкой стальной брони. Столь слабая защищенность повлекла за собой ряд полевых модификаций (добронирование днища стальным листом, установка щитка на командирский пулемет).
Видно щиток на крупнокалиберном пулемете
Мобильность. Двигатель — V-образный шестицилиндровый дизельный с турбонаддувом 6V53T, производимый фирмой Detroit Diesel, мощностью 300 л.с., что вкупе с низкой массой дает отличную тяговооруженность — 19,7 л.с./тонну. При этом максимальная скорость движения танка по дорогам достигала 70 км/ч, а на плаву до 5,8 км/ч. Трансмиссия XGT-250 с четырьмя передачами переднего и двумя заднего хода.

Серийное производство. Начало серийного производства новой техники было запланировано в бюджете 1966 года, несмотря на значительные технические проблемы и общую недоработанность танка. Преждевременный запуск в серию боевой машины был вызван опасениями, что в следующем году финансирование проекта сократят. Уже в марте 1966 года специальная армейская команда испытателей пришла к выводу, что такой танк армии не подходит, из-за своих специфических ограничений по безопасному использованию, надежности и ремонтопригодности. Также в 1967 проводят испытания новинки в тропиках и обнаруживают проблемы с гильзами, настолько серьезные, что экипажам было запрещено загружать в танк более одного заряда за раз. По результатам испытаний приостановили оснащение войск этими машинами и сотни уже выпущенных «Шериданов» пылились на складах без дела. Дело в том, что вкупе с новой пушкой для выстрелов обычными снарядами, использовались и новые горючие гильзы, разработанные Picatinny Arsenal. В противовес обычным металлическим, эти были выполнены из нитроцеллюлозы. При выстреле порох воспламенял горючие стенки и гильза сгорала. Главным недостатком такой конструкции была непрочность. При малейшей неосторожности заряд ломался, и порох высыпался на пол боевого отделения. Этим и вызвано требование к процессу загрузки снарядов. Также новый боеприпас был чрезвычайно гигроскопичным и, мало того, что мокрые разбухшие стенки не всегда позволяли нормально зарядить пушку, так еще и мешали полному сгоранию гильзы. Танкисты после выстрела на радостях закидывали следующий снаряд, тлеющие остатки предыдущего внештатно поджигали гильзу — и вуаля, три несчастных случая только на испытаниях. Решение нашли оригинальное — перепаковали каждый боеприпас в герметичный пакетик, который нужно было снимать перед заряжанием. Кроме новой упаковки, разработали и систему продувки казенника после выстрела, но и тут намудрили — продувка осуществлялась при открытом затворе, и искры весело залетали внутрь боевого отделения, грозя поджечь уже весь БК. В конце эпопеи придумали новые снаряды — M205, с более прочными стенками и систему продувки орудия, срабатывающую до открытия затвора — CBSS. Орудийная система получила новое название M81E1, но к тому времени уже успели «наклепать» около 700 «взрывоопасных» танков, которые придержали на складах до переоснащения продувочным комплектом.


Схема снаряда M409 HEAT-T-MP
Из-за новой системы продувки уменьшился и штатный боекомплект — с 30 до 29 снарядов. Первоначальная номенклатура боеприпасов предусматривала и дымовой, и осколочно-фугасный, но очередные проблемы с конструкцией оставили танк только с кумулятивным противотанковым трассирующим (M409 HEAT-T-MP) ну и ракетой «Шиллейла», естественно. Чуть позже, уже во Вьетнаме добавили такую «экзотику» как шрапнельный боеприпас M625, что в принципе для 152мм короткоствольного орудия — вполне разумно.

Первые два M551 Sheridan были изготовлены 29 июля 1966 года, и до 2 ноября 1970 изготовили их в количестве 1662 штуки. На боевое дежурство танк официально поставили в июне 1967 г. Первыми их получил 1-й батальон 63-й бронетанковой бригады дислоцированной в форте Райли. К осени 1971 года в американских войсках находилось около 800 единиц этой бронетехники. Из которых 40 — в Южной Корее, 310 — в Европе, 250 — в США и 200 во Вьетнаме. Остальные пылились на складах или в ожидании очереди на доработку.

Всего с 1966 по 1970 год на реализацию проекта было потрачено 1,3 млрд. долларов, что на 80% превысило первоначальный бюджет. Ракет MGM-51 Shillelagh сделали чуть больше 88 тысяч штук, по 2665$ за каждую, что добавило к бюджету проекта еще 235 миллионов. Столь крупные цифры затрат на «сырой» и ненадежный танк привели к недовольству в конгрессе США. Один из влиятельных конгрессменов так и назвал этот танк: «Ошибка на миллиард долларов».

ТТХ легкого танка М551 «Sheridan»

Тип: легкий десантируемый плавающий танк.
Страна-производитель: США.
Состоял на вооружении: с 1969 по 1996 гг. (в небольших количествах — до наших дней).
Масса: 15,2 т.
Длина: 6,3 м.
Ширина: 2,8 м.
Высота: 2,3 м.
Экипаж: 4 чел. (командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель).
Бронирование: алюминиевый корпус, стальная башня.
Основное вооружение: M81E1 — нарезная 152-мм пушка / пусковая установка.
Боекомплект: 10 УР MGM-51 Shillelagh, 19 снарядов.
Дополнительное вооружение: спаренный пулемет M73/M219 калибра 7,62 мм, боекомплект — 3000 патронов; башенный пулемет M2 Browning калибра 12,7 мм, боекомплект — 1000 патронов.
Двигатель: V-образный шестицилиндровый дизельный с турбонаддувом 6V53T; мощность 300 л. с.
Тяговооруженность: 19,7 л.с./тонну.
Подвеска: торсионная, независимая.
Запас хода: 560 км.
Максимальная скорость: по дороге — 70 км/ч; на плаву — 5,8 км/ч.

Использованы источники:
Журнал «M551 SHERIDAN: US Airmobile Tanks 1941-2001» by Steven J Zaloga
http://en.wikipedia.org/wiki/MGM-51_Shillelagh
http://en.wikipedia.org/wiki/M551_Sheridan
http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/M551/M551.php
http://www.globalsecurity.org/military/agency/army/1-63ar.htm

topwar.ru

M81 (152-мм) — War Thunder Wiki

152-мм пушка/пусковая установка М81 в танке M551 Sheridan

Описание

152-мм пушка/пусковая установка М81 устанавливалась в легкий аэромобильный американский танк M551 Sheridan. Орудийная система предназначена для пусков как противотанковых управляемых ракет, так и обычных снарядов. Кроме управляемых боеприпасов, предполагалось использование и обычных снарядов с осколочно-фугасной и кумулятивной начинкой. Ствол орудия имеет нарезы для стрельбы снарядами и шпоночный паз для запуска ПТУР. Заряжание орудия производится вручную. Выстрелы унитарные, со сгорающими гильзами.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

ПТУР Шиллейла для 152-мм пушки/пусковой установки М81
Параметр Значение
Калибр мм 152
Длина ствола клб 17,52
Максимальный угол снижения грд. -8
Максимальный угол возвышения грд. +19
Скорострельность в/мин 2-3

Доступные снаряды

Для данной пушки доступны следующие снаряды:

  • М409А1 — кумулятивный снаряд (КС)
  • М657А2 — осколочно-фугасный снаряд (ОФС)
  • MGM-51B Shillelagh — противотанковая управляемая ракета (ПТУР)

Технические характеристики снарядов приведены в таблицах ниже:

СнарядТипМасса, кгНачальная скорость, м/сЗадержка взрывателя, мЧувствительность взрывателя, ммТип ВВМасса взрывчатого вещества, гУгол встречи, при котором вероятность рикошета 100%Угол встречи, при котором вероятность рикошета 50%Угол встречи, при котором вероятность рикошета 0%
М409А1 КС 22 682 0,1Состав B 2,85 (3,73) кг 17 21 28
М657А2 ОФС 22 682 0,1 0,1Тротил 4,08 кг 9 10 11
MGM-51B Shillelagh ПТУР 28 323 0,01 0,01Состав B 3,6(4,72) 15 20 25

Другие ТТХ ПТУР MGM-51B Shillelagh: Тип системы наведения: полуавтоматическая. Дальность стрельбы: 3 км.

Шаблон:Гаубицы

Применение в бою

Загрузка ПТУР Шиллейла в танк

Сами боевые характеристики пушки неидеальны, она имеет короткий ствол, и как следствие неважную баллистику полёта снарядов (682 м/с), к тому же имеет довольно низкую скорострельность (3 выстрела в минуту). Но тем не менее снаряды и ПТУР позволяет успешно бороться со всеми типами танков со всех дистанций боя, пробивая их в любые проекции. Орудие имеет довольно хорошие характеристики пробиваемости кумулятивным снарядом, ненамного уступая в пробитии кумулятивным снарядам американских 105, 120мм пушек танков м60, м103. Фугасный снаряд, несмотря на калибр уступает в пробитии советским 152мм фугасам, но может применяться против легкобронированной техники (типа зсу или самолётов). Против легкобронированной техники (зсу) и самолётов подойдут и кумулятивные снаряд и ракета, т.к имеют в своём составе почти столько же взрывчатки, как и в фугасном — поэтому тоже дают осколки при разрыве на броне. ПТУР обладает низкой скоростью по меркам обычных снарядов, но самую высокую среди ПТУРОВ в игре на данный момент. ПТУР имеет кумулятивную боевую часть и его можно применять на дальностях до 3км (на такую дальность он летит), и это можно использовать стреляя им с дальних дистанциях боя и из засад. Но следует помнить что часто кумулятивные снаряды и ПТУРЫ обладают низким заброневым действием и не убивают с первого раза (если конечно не попасть в Боекомплект или разом не выбить всех членов экипажа кроме одного). Ограничение калибра привели к не самому лучшему пробитию ПТУРА среди аналогов (обладающих большим калибром). ПТУРОМ также можно иногда сбить вражеский самолёт.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая бронепробиваемость.
  • Есть ПТУР.
  • Большой калибр.
  • Довольно мощные фугасы

Недостатки:

  • Посредственное заброневое действие.
  • Нет каморного снаряда.
  • Низкая скорострельность.

Историческая справка

Разработка этой перспективной пушки была начата еще в 1958 году, и предназначалась она для вооружения различных прототипов боевых машин (в том числе и для совместной американо-германской разработки MBT-70). В отличие от обычных танковых пушек, новая система предполагала использование в качестве основного боеприпаса — управляемой ракеты. Во многом это решение было вызвано убежденностью военного руководства в том, что ракета имеет гораздо большую вероятность поразить цель, чем обычный снаряд. Требуемые значения бронепробиваемости составляли не менее 150 мм при угле попадания 60 градусов к нормали. Из всех предложенных управляемых ракет выбор сделали в пользу УРК Shillelagh разработки компании Ford-Aeronutronic. Использование ракеты в качестве основного боеприпаса привело также к значительному увеличению калибра орудия. Размеры блока системы наведения и БЧ существенно ограничивали минимальный размер ракет того времени, вот и пришлось увеличить калибр. Кроме управляемых боеприпасов, предполагалось использование и обычных снарядов с осколочно-фугасной и кумулятивной начинкой.

Первое боевое крещение M551 Sheridan с пушкой М81 прошел во вьетнамской войне, где легкое бронирование и конструктивные недостатки значительно снизили его боевую эффективность. Танк обладал мощным 152-мм орудием, однако при стрельбе из пушки отдача отрицательно влияла на точность стрельбы (при этом экипаж был обязан во время стрельбы надевать шлемы, поскольку имелись случаи травм, когда члены экипажа без шлемов разбивали голову о стенки при отдаче от выстрела). Несмотря на широкое использование в Европе, в 1970 году техническая незрелость привела к поспешному снятию танка с производства. Единственное подразделение армии США, где он стоит на консервации до сих пор, — это 82nd Airborne Division. Шеридан стал первым танком, примененным в десантной боевой операции (операция «Правое дело» в 1989 году, Панама). Большая часть «демобилизованных» М551 до 2004 года использовалась как учебные цели на полигоне в пустыне Мохаве. Было много попыток разработать альтернативу (в том числе и малоизвестный M8 Armored Gun System), но на сегодняшний день M551 Sheridan был и остается последним американским аэромобильным танком.

Медиа

  • Пушка/пусковая установка М81 в танке Шеридан

  • Танк Шеридан плывёт

  • Танк Шеридан и его боекомплект рядом

  • Пуск ПТУР из танка Шеридан

  • Танк Шеридан во Вьетнаме

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки


wiki.warthunder.ru

Легкий танк м551 «Шеридан» | Техкульт

Своим появлением на свет танк «Шеридан» во многом обязан войне в Корее в начале 50-х годов, по итогам которой у командования армии США окончательно сформировалась идея создания сил быстрого развертывания. Их основой должны были стать воздушно-десантные войска, оснащенные самым современным оружием, в том числе, артиллерией и танками.

Но если с облегченными артиллерийскими орудиями для ВДВ проблем не возникало, то танков, приспособленных для десантирования, в армии США не было. Попытки приспособить легкий танк М41 «Уолккер Бульдог» для нужд крылатой пехоты ни к чему не привели. Имеющиеся на тот момент парашютные системы не в состоянии были обеспечить его приземление из-за большого веса. Все говорило за то, что нужен специальный танк.

Объект ХМ551

Разработка проекта была поручена дочерней компании «Дженерал Моторс» — «Алиссон» в 1959 году. Следует отдать должное его участникам, которые вскоре продемонстрировали заказчикам 12 опытных образцов. Выбор пал на изделие ХМ551. Через шесть лет танк был принят на вооружение под названием М551 «Генерал Шеридан».

Вооружение

Еще на стадии испытаний у m551 Sheridan выявились серьезные проблемы как с ходовой частью, так и с вооружением. Но если первую проблему удалось довольно быстро решить, то с вооружением пришлось повозиться. По замыслу конструкторов Шеридан должен был противостоять советскому танку Т-54, для чего требовалось орудие калибром не менее 90-мм. После долгих поисков была сделана ставка на пушку М81 (кал. 152 мм), которая одновременно являлась направляющей для противотанкового комплекса «Шиллейла». Выстрел ПТУР «Шиллейла»

Боекомплект состоял из 20 снарядов различных типов и восьми противотанковых ракет. Серьезную проблему создали бумажные гильзы, которые должны были сгорать при выстреле, но этого по причине их отсыревания не происходило, отчего кабина наполнялась дымом. Не все обстояло благополучно и с ПТУР.

Тем не менее, это была вполне боевая, легкая, хорошо вооруженная машина, рассчитанная на десантирование с больших и малых высот, умеющая плавать и преодолевать препятствия.

Тактико-технические характеристики
Экипаж4 человека
Масса15,94 т
Габариты6,3 x 2,8 x 2,9 м
Макс. скорость72 км/ч
Запас хода630 км
Силовая установкадвигатель Детройт 6V-53T мощностью 225 кВт (311 л. с.)
Преодоление препятствийстена высотой 0,84 мров шириной 2,6 мугол подьема до 30°

Корпус и броня

С поступлением танка в войска (преимущественно в 82-ю воздушно-десантную дивизию) стало очевидным — «Шеридан» получился «сырым», что особенно было заметным во время войны во Вьетнаме. Корпус из сплава алюминия оказался беззащитным против советских гранатометов, противотанковых мин и даже крупнокалиберных пулеметов. Наращивать броню не представлялось возможным из-за критического увеличения веса, что недопустимо для танка, предназначенного для десантирования с транспортного самолета.

Экипажи испытывали большие трудности из-за тесноты. В кабине, рассчитанной на 4 человека, не хватало места даже для ящиков с пулеметными патронами, из-за чего их приходилось закреплять снаружи прямо на башню. О недостатках ходовой части наглядно говорит эпизод при вторжении на Гренаду в 1989 году. Тогда при приземлении три «Шеридана» просто ушли в песок по башню.

Послужной список

Судьба отмерила «Шеридану» короткий век. Его создателям так и не удалось (даже с учетом передовых конструкторских решений того времени) создать надежную машину, отвечающей требованиям современной войны. Серийное производство танков продолжалось с 1966 по 1970 годы и ограничилось 1700 машинами. И даже участие в трех конфликтах во Вьетнаме, Панаме (1989 г.) и в Персидском заливе (1991 г.) не снискало ему особой славы.

В настоящее время несколько десятков единиц по-прежнему находятся на вооружении ВДВ США, и этому есть простое объяснение: более современных аналогов «Шеридана» так и не было разработано.

www.techcult.ru

Противотанковые управляемые ракеты

В связи с тем, что разработка противотанковых управляемых ракет собственной конструкции в армии США еще не завершена, американское командование вынуждено было закупать их у Франции.

В настоящее время на вооружении американских войск находятся французские противотанковые управляемые ракеты SS-11 и «Энтак». Вместе с тем американское командование считает, что закупки и приобретение лицензий на производство иностранных ПТУР не могут удовлетворить растущие потребности вооруженных сил США.

В последние годы за рубежом появились противотанковые управляемые ракеты с полуавтоматической системой управления, которая обеспечивает большую вероятность поражения цели по сравнению с ракетами, управляемыми вручную. К ним относятся французская ПТУР SS-11B1 и американская ПТУР «Шиллейла». В последние годы Запущены в серийное производство и поступают на вооружение еще две ракетные системы — «Дракон» и «Тоу». Первая предназначается для замены в пехотных взводах безоткатного ружья Мб7, а вторая — для замены в ротах и батальонах 106-мм безоткатного орудия М40, а также ПТУР «Энтак» и SS-11 с ручным управлением. «Тоу» предполагается использовать для вооружения бронетранспортеров МПЗ и вертолетов АН-56А «Шайен».

Для стрельбы с вертолета разрабатывается специальный стабилизированный прицел.

Системы «Дракон» и «Тоу» имеют проводную линию связи ракеты с пусковой установкой, чем отличаются от системы «Шиллейла», в которой применена инфракрасная линия связи. Запускаются эти ракеты из трубчатых установок.

Противотанковая управляемая ракета «Шиллейла» разработана для вооружения танков и других боевых машин. По сообщениям американской военной печати, ПТУР «Шиллейла» поступила на вооружение легкого танка «Шеридан». Принято решение разработать легкий вариант этой ракеты для использования в пехотных и мотопехотных подразделениях.

«Шиллейла» представляет собой пороховую ракету. Она имеет складывающийся стабилизатор, лопасти которого раскрываются с выходом снаряда из ствола пусковой установки. Запуск ракеты осуществляется через короткий ствол орудия, из которого можно вести огонь обычными снарядами. Стартовый вес снаряда 20 кг, скорость полета 150 м/сек, бронепробиваемость около 500 мм, дальность стрельбы от 500 до 2000 м.

Противотанковый управляемый комплекс «Дракон» предназначается для поражения бронированных целей. Он состоит из ПТУР с полуавтоматической системой управления и комплекта пускового оборудования. Вес ПТУР «Дракон» 6,12 кг, калибр 123 мм, длина около 650 мм. В средней части ПТУР находится блок из 60 импульсных реактивных двигателей одноразового действия, расположенных в шесть рядов по пять пар.

Включение двигателей осуществляется попарно для создания необходимых управляющих моментов. В хвостовой части снаружи крепятся три складывающихся стабилизатора, а внутри размещается блок бортовой аппаратуры управления с проволочной катушкой и инфракрасным источником излучения.

Боевая часть ПТУР кумулятивная, вес ее около 2,6 кг. ПТУР запускается из пластмассовой, армированной стекловолокном трубы — контейнера, который в походном положении (вместе с ПТУР) носится на ремне. Для стрельбы труба вместе с ПТУР устанавливается на треноге, к средней части пусковой трубы крепится блок оптического прицела с инфракрасным приемником. ПТУР выбрасывается из трубы при пуске с помощью вышибного заряда. После пуска блок оптического прицела снимается и крепится к другому контейнеру.

Максимальная дальность стрельбы ПТУР составляет 1000 м, а минимальная — 30—50 м, бронепробиваемость 430 мм (на максимальной дальности).

Противотанковый управляемый комплекс «Дракон»

Предполагается использовать во всех организационных звеньях до взвода включительно. По замыслу он должен обеспечить противотанковую оборону пехотных подразделений в бою.

Противотанковая управляемая ракета «Тоу» поступает на вооружение сухопутных войск США с 1971 г., она принята на вооружение бундесвера ФРГ и Нидерландов. По мнению американских военных специалистов, она является довольно надежным средством борьбы с танками противника. Ракета сравнительно легкая и обслуживается расчетом из трех человек. Ракета запускается из специального ствола (типа минометного) и управляется в полете по проводам при оптическом слежении за целью. Ствол смонтирован на специальной треноге; установка имеет электронное вычислительное устройство, связанное с оптическим прицельным приспособлением.

Ракета двухступенчатая, переносится в контейнере. При подготовке ракеты к запуску контейнер становится частью пусковой установки, Отдельные элементы ракеты «Тоу» переносятся солдатами, как и миномет, в разобранном виде. При стрельбе ракетой «Тоу» необходимо, чтобы цель непрерывно находилась в поле зрения оператора до момента попадания в цель ракеты. Команды управления на ракету передаются автоматически по проводам, соединяющим ее с вычислительным устройством.

Стартовый вес ракеты «Тоу» около 20 кг, максимальная дальность стрельбы до 3 км, скорость полета к цели сверхзвуковая. Ракета может устанавливаться на БТР (машине) и вертолете.

Противотанковая управляемая ракета SS-П—французского производства. Управление снарядом в полете осуществляется по проводам. Запуск снарядов может производиться с пусковых установок, смонтированных на автомобилях или вертолетах. В настоящее время эта ПТУР под индексом ASJ 1 используется главным образом в качестве системы оружия вертолетов огневой поддержки. Максимальная дальность стрельбы ее 3,5 км, бронепробиваемость около 600 мм, стартовый вес 28,5 кг, длина 1170 мм, размах крыла 500 мм.

Противотанковая управляемая ракета «Энтак» представляет собой пороховую ракету с крестообразным оперением, управляемую по проводам и способную поражать бронированные цели на дальностях от 1 до 2 км. В отличие от ПТУР SS-11 она может снаряжаться кумулятивным зарядом весом 1,82 кг или осколочной боевой частью для поражения живой силы. Переноска, установка и запуск ракеты производятся одним солдатом. Запуск производится из контейнера, в котором она перевозится. Вес контейнера около 6 кг.

Пульт управления выполнен на полупроводниках. К одному пульту управления может быть подключено восемь ракет, которые по решению оператора могут быть запущены в любой последовательности. Стрельбу ПТУР «Энтак» можно вести с наземных установок, для этого каждая ракета имеет специальную легкую пусковую установку. Бронепробиваемость ракеты около 450 мм, стартовый вес 12 кг, длина 830 мм, размах крыла 380 мм, максимальный диаметр корпуса ракеты 140 мм.

wushu-zentrum.com

Танк М551 Sheridan. Боевое применение » Военное обозрение

Шеридан во Вьетнаме.

Танк М551 Sheridan был изначально разработан как высокотехнологичный противовес советской танковой армаде в Центральной Европе. Разработчики сделали ставку на более дальнобойное и точное вооружение. Но не только у нас все получается как всегда. При первом своем боевом развертывании вместо полчищ советских танков «Шеридан» увидел только непролазные вьетнамские джунгли, где высокотехнологичной начинкой удивлять было особо некого. Да еще и «Шиллейлы» не завезли. Хотя кому они там были нужны?



В 1966 году Пентагон впервые предложил опробовать Sheridan американской армии во Вьетнаме, но в то время снаряды для пушки были еще недоработанными (проблемы с гильзами), поэтому танкисты дали машине едкое, но меткое прозвище — «пулемет за 300 штук» ($300,000 machine-gun platform). В 70-е, кстати, такие люксовые автомобили как Lincoln Continental или Cadillac Eldorado можно было купить за 7000$ — вот такая арифметика. Мартовский доклад 1967 г. о применении бронетехники во Вьетнаме четко обозначил необходимость в легком танке, мобильность которого была бы не хуже, чем у М113, а защищенность и огневая мощь — выше. В то время как сам М551 просто напрашивался на эту роль, в докладе значение Шеридана ставится под сомнение из-за отсутствия противопехотных боеприпасов, слабой приспособленности для ведения ночного боя, плохого бронирования и отсутствия комплекта бульдозерного оборудования. В докладе не предполагалось внесения каких-либо изменений в конструкцию машины специально, но в OTAC (американский аналог нашего автобронетанкового управления) увидели шанс реабилитироваться и хоть как-то оправдать начатое серийное производство «сырого» танка. Были инициированы разработки: нового шрапнельного боеприпаса М625, специального комплекта противоминной защиты днища и увеличения возможностей техники в ночном бою. К 1968-му, когда, наконец, все было готово, в том числе и доведены «до ума» снаряды к пушке, начали реализовывать план по переоснащению 1-го и 3-го эскадронов (аналог нашей роты) 4-го бронекавалерийского полка во Вьетнаме. Этот план вызвал заметное неприятие в войсках из-за уязвимости Шеридана к минам и гранатам РПГ, особенно в сравнении с танком М48А3, который стоял на вооружении и который пытались поменять на новый «картонный броневичок».

Решение о развертывании М551 во Вьетнаме было в значительной степени инициативой генерала Крейтона Абрамса — командующего войсками США в марте 1968 года. Он крайне неохотно утвердил роль Шеридана в структуре армии еще в то время, когда был замначальника штаба, и приказал центру оперативного планирования в Сайгоне изучить вопрос подробнее в июле 1968. Учитывая ряд противоречивых мнений, Абрамс хотел получить отзывы прежде всего от пользователей, а не разработчиков. Чтобы расставить все точки над «і», в Сайгон вызвали ряд военных специалистов из бронетанковой школы в форте Нокс (тех, которые работали непосредственно с новой машиной) и командира 73-го танкового батальона, где Шериданы проходили полевые испытания. После длительного совместного брифинга с подполковником Бертоном Будинотом, начальником центра оперативного планирования, эксперты пришли к единодушному мнению: М551 по своим действительным эксплуатационным характеристикам для боевых действий во Вьетнаме не подходит. Абрамс поспешил уточнить, возможно ли хотя бы ограниченное использование танков, ввиду того простого факта, что огромное количество новеньких дорогостоящих Шериданов банально пылилось на складах. Будинот предложил развернуть 27 машин, достаточных для формирования эскадрона, лишенных своих управляемых ракет и сложной системы управления огнем, а также с усиленным бронированием из-за повышенной минной опасности во Вьетнаме.


Модифицированные для вьетнамских реалий танки иногда называли «Шеридан-две-коробочки». Дело в том, что в машинах убрали все блоки электроники, связанные с пуском и управлением ПТРК Shillelah, оставив только две пустые коробочки. Освободившееся место использовали для размещения дополнительного БК для пулемета. Стеллажи ракетной укладки переделали для хранения обычных снарядов. В общей сложности около 230 М551 были изготовлены или переделаны для стрельбы исключительно кинетическими боеприпасами. Абрамс поделился своими рассуждениями с полковником Джорджем Паттоном, командиром 11-го бронекавалерийского полка, а тот, в свою очередь, предложил для лучшего понимания ситуации использовать новые танки одновременно и в составе дивизии, и полка. Так что вместо 27 единиц техники Пентагон отправил 64 — количество, достаточное для комплектования двух эскадронов.
Первые Шериданы прибыли во Вьетнам в январе 1969 года. Ими укомплектовали 3-й эскадрон 4-го батальона 25-й танковой дивизии и 11-й бронекавалерийский полк. В 11-м полку до этого использовали смешанный парк из БТР М113 и средних танков М48А3 и не особо стремились заменять все это хозяйство на легкобронированную машину. Мнение слегка изменилось после первого боя, произошедшего в предрассветные часы 29 января 1969 года. Два Шеридана находились на блокпосту, около шоссе Лонг-Бинь, когда заметили движение. Включив два мощных прожектора, экипажи атаковали наступающую пехоту снарядами М625 «Улей». Шрапнель буквально аннигилировала противника. Следующим утром обнаружили 125 трупов и явные свидетельства того, что еще много раненых, способных передвигаться самостоятельно, уползло с побоища.

Противотанковые М409 также нашли свое применение — против бункеров и различных строений. Поскольку единой доктрины по использованию новой техники еще не существовало, оба подразделения разработали свою собственную тактику. В 11-й пехотной в одном из трех отделений разведки каждого бронекавалерийского взвода заменяли два М113 на три М551. Такой шаг увеличивал мобильность разведки и ее огневую мощь. В действительности, отделения, оснащенные танками, часто взаимодействовали с другими частями, с целью уравновесить баланс сил. Шрапнельный снаряд оказался очень популярным средством. Всего за первые три месяца боев Шериданы отстреляли 1461 шрапнельных, 350 кумулятивных снарядов и 431 тысячу пулеметных патронов.


В 25-й танковой приняли более противоречивое решение — заменили танки М48А3 на Шериданы. Старый «Паттон» уважали как прочный и надежный танк, который, благодаря своему весу и мощности, отлично «перемалывал» джунгли. Четвертый батальон потерял свой первый М551 15 февраля 1969 г. Машина наехала на мину, взрыв мгновенно убил водителя и затем вызвал детонацию боекомплекта. Доверие 3-го эскадрона было существенно подорвано, так как старый добротный М48 отделался бы в этом случае легким испугом. Из 64 прибывших на поле боя Шериданов десять подорвалось на минах в первые три месяца эксплуатации, но только первый инцидент привел к полному разрушению техники. Использование специальных титановых накладок на днище снизили потери среди мехводов, но, в любом случае, подрыв на мине полностью выводил танк из строя. По результатам пробных трех месяцев армия была готова принять на вооружение еще пару сотен новых машин, при условии обязательной доработки и устранения выявленных эксплуатационных недостатков.
Главными врагами Шериданов в джунглях были вездесущие противотанковые ракеты РПГ-2 и РПГ-7. В первые три месяца 12 из 64 машин пострадали от огня гранатометчиков. 5 поврежденных танков не подлежали восстановлению. В случае, если снаряд РПГ попадал в башню, возникала высокая вероятность детонации боекомплекта. Взрыв и последующий пожар оставляли на месте происшествия только лужицу расплавленного алюминия и обгоревший остов башни посреди дымящихся обломков. В таких случаях у запертого внутри экипажа было мало шансов на спасение, поэтому многие предпочитали кататься на броне, а не внутри. Не все в порядке было и с эргономикой. Из-за тесноты боевого отделения экипажи сильно уставали, и их боевая эффективность значительно снижалась.
Шеридан стал большой головной болью и для техперсонала. Танк испытывал кошмарные проблемы со сложной электронной начинкой башни. Система контроля параметров ведения огня часто давала сбои, и одуревшие от блуждающих неисправностей техники попросту замыкали накоротко электроспуск пушки и башенный прожектор, так что, даже если «умная» электроника стрелять не позволяла, можно было «пальнуть лампочкой». Повышенная влажность джунглей портила горючие нитроцеллюлозные гильзы. За время испытательного срока было зафиксировано более 40 осечек, которые создавали реальную проблему, так как единственная возможностью достать несработавший снаряд — пробанить пушку со стороны дульного среза. Естественно, под огнем противника делать это было особенно приятно… И были потери. Да и просто так, сами по себе боеприпасы были уязвимы к повреждениям от вибрации при движении, и стрельбе. Двигатель страдал частыми перегревами, в основном из-за обрывов приводных ремней вентилятора, и склонности радиатора с воздушными фильтрами быстро забиваться в природных условиях Вьетнама. 25 двигателей танков первой партии уже через три месяца эксплуатации подлежали замене.
Так выглядит Шеридан (справа) после подрыва на мине

Чуть ли не обязательным усовершенствованием для всех вьетнамских Шериданов был перенос командирской рукоятки управления огнем наверх башни, чтобы командир мог, находясь снаружи, поворачивать ее и стрелять из пушки. Орудие же часто было предварительно заряжено шрапнельным боеприпасом, так что, попав под неожиданный обстрел, можно было особо не целясь, на глазок, повернуть турель и от души пальнуть по врагу перед тем, как нырять в боевое отделение. Патроны для спаренного пулемета также расстраивали пользователей из-за малой емкости короба и тенденции к заклиниванию оружия. Выход нашли быстро — массово использовали более крупные коробки с танков М48. Боевые и климатические условия Вьетнама потребовали множество полевых переделок танка. Одной из первых стала установка импровизированных щитков на командирский пулемет, а то как-то неуютно было ему по пояс высовываться под пули. Еще двумя модернизациями стали более длинные выхлопные трубы (при стоянке в густых кустах танк нещадно травил экипаж выхлопом) и дополнительная боеукладка на корме башни.


Несмотря на множественные трудности в использовании М551 во Вьетнаме, в конечном итоге он доказал свою полезность в качестве альтернативы БТР М113, но никак не стал адекватной заменой для стареньких М48. Главным преимуществом Шеридана перед Паттоном была его повышенная мобильность на слабых грунтах. Так что переукомплектовка эскадронов продолжалась, но танк никогда не пользовался особой любовью танкистов и считался хлопотным, и даже опасным. Всего за время боев было безвозвратно потеряно около 90 машин.

Мирная служба

Одновременно с боевыми пробами во Вьетнаме танк Шеридан активно внедрялся в бронекавалерийские части на территории США, Европы и везде, где только можно. Часто в сопровождении гражданских техников, чтобы те устраняли множественные недоделки по ходу службы. Количество М551 в Европе к 1974 году составляло 576 единиц в составе 32 различных подразделений.


М551 в Германии, на учениях

Машина оказалась сложной в освоении из-за мудреной системы управления вооружением, что в итоге заставило многих танкистов, по примеру своих коллег из Вьетнама, просто переподключить спусковой крючок накоротко, минуя множественные датчики и предохранители. Залп бронемашины был внушителен. Легкий танк при выстреле кумулятивным боеприпасом просто вставал на дыбы. От земли отрывались первые два-три опорных катка (из пяти!). Стрелки были строжайше проинструктированы при стрельбе плотно прижимать лица к прицелам, дабы не получить танком в лоб. Наводчиков Шериданов в частях легко было опознать по характерному синяку вокруг глаза. В конструкции подвески отчаянно не хватало направляющих роликов. Езда на низких скоростях вызывала характерные вибрации, которые разбалтывали все доступные механизмы. И если такой «разболтай» после марша еще и на стрельбы отправлялся, то, при выстреле, от танка банально отлетали запчасти (прожектор, щитки пулемета и т.п.). Ракетами Шиллейла на учениях стреляли только по большим праздникам, очень уж они дорогие были.

Неоднократно предпринимались попытки улучшить показатели ПТУР, что частично удалось (увеличили дальность действия с 2 до 3 км). По ходу прохождения машинами службы установили срок «жизни» пушки в 100 выстрелов. Ствол буквально растрескивался, хотя и был гладкоствольным, но вот наличие направляющей канавки для стабилизации ракеты ослабляло конструкцию. В дальнейшем живучесть орудия довели до 200 выстрелов, хотя изначально рассчитывали на 500. Долголетия пушке добавили за счет уменьшения направляющей канавки.


Появление в войсках М551 с его значительной огневой мощью вызвало в войсках дебаты о роли бронекавалерийских полков в Германии. В течение 70-х этот вопрос неоднократно поднимался, но к единому решению так и не пришли, во многом из-за малого срока службы нового танка.

По результатам боевого и строевого применения Шеридан значительно модернизировали. Так, стандартным оборудованием стал щиток для командирского пулемета, спаренный пулемет М71 заменили на М240 и установили на башню инфракрасный прожектор AN/VSS-3. Одной из самых значимых модификаций стала установка лазерного дальномера AN/VVG-1. Шеридан — первый американский серийный танк, получивший этот приборчик, так как для стрельбы снарядами с низкой баллистикой (летели буквально навесиком) особенно актуально знать точное расстояние до цели.


М551 никогда не был особенно популярным в войсках, все потому, что список необходимых улучшений был бесконечным. Несмотря на внушительный калибр, массивная отдача орудия была сложно совместима со стрельбой управляемыми ракетами.

Летом 1977 года Шеридан вместе с его не менее неудачливым собратом М60А2 на заседании командования были приговорены к списанию. Процедура завершилась в 1980 году, исключение составила 82-я воздушно-десантная дивизия, где танки оставили на вооружении, поскольку других десантируемых танков в США не было, да и нет до сих пор, ну и с десяток остался в подразделениях национальной гвардии. Остальную технику раскидали по складам резерва.

Воздушно-десантные операции

82-я воздушно-десантная дивизия была единственным подразделением, регулярно использующим танки М551 в десантных операциях.

Всего было доступно три способа доставки машины к нужному месту по воздуху: посадочным способом (просто на самолете до аэродрома), сброс на парашюте и сброс с низколетящего самолета. С появлением таких самолетов как С-130 и С-141 Шеридан можно было быстро доставить на любой доступный аэродром. Если же нужно было отправить танк буквально «с корабля на бал», то подходили другие два способа. Обычный сброс осуществлялся при помощи парашютной системы и специального амортизирующего поддончика, тут вопросов нет, все ясно. Но вот вторая методика была похитрее. Сначала С-130 спускался так низко к земле и летел так медленно, как только было возможно, затем аппарель открывалась, запускался «разгрузочный» парашют и упакованный танк вытаскивало наружу, он падал с высоты 1,5-3 метра на скорости 150-170 км/ч, а затем, до полной остановки, еще метров 50-60 весело скакал, иногда кувырком. После ряда аварий на испытаниях с такими выгрузками завязали.


Можно так

Иногда так

А вот так — лучше не надо

С 1977 по 1980 оставшиеся на вооружении М551 снова модернизировали, в частности, на некоторых машинах сменили алюминиевые блоки двигателей 6V53Т на чугунные, заменили устройства постановки дымовых завес на более современные, поставили новые ПНВ и тепловизионные прицелы.

В связи с тем, что много исправной техники бесцельно стояло на хранении, была предпринята попытка переделать Шеридан в этакий аналог советской БМД, сняв массивную башню и заменив ее более легким вооружением. Но дальше пары прототипов дело не пошло. Наиболее широкое применение после 1979 года танк нашел в Национальном учебном центре армии в форте «Ирвин». 330 машин были переделаны в визуальные копии советской бронетехники и использовались на учениях в качестве условного противника вплоть до полной выработки моторесурса к 2004 году.

Боевые десантные операции с участием Шеридана

Первым боевым использованием танка со времен вьетнамской войны стала операция «Правое дело» в Панаме. Целью этой операции было отстранение от власти действующего президента Панамы М. Норьеги, чтобы затем установить проамериканское правительство и сохранить контроль над Панамским каналом. Пока заваривался политический кризис, взвод из четырех М551 скрытно сбросили в Панаму еще в ноябре 1989 года, танки разместили в ангарах военно-воздушной базы Говард, а экипажи гуляли по территории в форме 5-й пехотной дивизии. Поддержка танками была признана жизненно важной, так как Панамские силы самообороны обладали только незначительным количеством легкобронированной техники.


M113, M551 и LAV-25 на улицах Панамы

Бригада быстрого реагирования 82-й воздушно-десантной дивизии была сброшена в предрассветной тьме 20 декабря 1989 года в аэропорту Токумен и привезла с собою 10 танков Шеридан, также сброшенных парашютным способом. С двумя при этом случился казус: попав на заболоченный участок, машины ухнули в грязь по самую башню, в результате одна была разрушена, а вторая — повреждена. Экипажи десантировались отдельно. Затем «броня» повезла пехоту к нужным целям, испаряя по дороге панамские блокпосты своими 152-мм снарядами. Специалисты отмечают высокое психологическое воздействие танков как на свои войска, так и на войска противника. Солдаты были весьма воодушевлены присутствием в своих рядах крупнокалиберной артиллерии, а противник Шериданов очень боялся, и были даже отмечены случаи, когда панамские воины отказывались обстреливать конвои или позиции, где находились М551.


После иракского вторжения в Кувейт в 1990 Шериданы снова поучаствовали в боевой операции — «Щит пустыни». На этот раз 82-ю воздушно-десантную развернули в Саудовской Аравии, чтобы предотвратить возможную агрессию со стороны Ирака. М551 оставались единственными американскими танками на территории до тех пор, пока остальные не довезли по морю. В рамках последующей операции «Буря в пустыне» 82-ю ВДД использовали как фланговое прикрытие в пустыне при атаке остатков иракской 45-й дивизии. В этом бою зафиксировано как минимум единичное (и единственное) применение Шиллейлы в бою против танка Т-55 (или Type 59). Одна ракета из 88 тысяч. В операции танки проявили себя хорошо и даже не ломались. Но это был последний акт пьесы. Благополучно дослужив до 2004 года практически все танки из 82-й ВДД списали, оставили только парочку для ограниченных тактических операций, и то только потому, что адекватной замены до сих пор нет.

Использованы источники:
Журнал «M551 SHERIDAN: US Airmobile Tanks 1941-2001» by Steven J Zaloga
http://en.wikipedia.org/wiki/11th_Armored_Cavalry_Regiment
http://en.wikipedia.org/wiki/M551_Sheridan
http://btvt.narod.ru/2/nam1.htm
http://forum.shrapnelgames.com/showthread.php?t=28817
http://www.bragg.army.mil/82nd/Pages/History.aspx


Обратите внимание: при замедленном воспроизведении выстрела чётко видно, как два передних катка отрываются от земли

topwar.ru

M162 (152-мм) — War Thunder Wiki

Описание

Пушка/пусковая установка М162 является аналогичной копией орудия М81, для танка M60A2. Технические характеристики, как и снаряды, остались прежними. Орудийная система предназначена для пусков как противотанковых управляемых ракет Shillelagh, так и для стрельбы обычными снарядами с осколочно-фугасной и кумулятивной начинкой. Ствол орудия имеет нарезы для стрельбы снарядами и шпоночный паз для запуска ПТУР. Заряжание орудия производится вручную. Выстрелы унитарные, со сгорающими гильзами. Орудие стабилизировано в двух плоскостях наведения. В систему управления огнём входит лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель, пассивные приборы ночного видения. Орудие снабжено продувкой канала ствола от пороховых газов.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Расскажите о тактико-технических характеристиках пушки или пулемета.

Снаряды

ПТУР Шиллейла для 152-мм пушки/пусковой установки М162

Для данной пушки доступны следующие снаряды:

  • М409А1 — кумулятивный снаряд (КС)
  • М657А2 — осколочно-фугасный снаряд (ОФС)
  • MGM-51B Shillelagh — противотанковая управляемая ракета (ПТУР)

Технические характеристики снарядов приведены в таблицах ниже:

СнарядТипМасса, кгНачальная скорость, м/сЗадержка взрывателя, мЧувствительность взрывателя, ммТип ВВМасса взрывчатого вещества, гУгол встречи, при котором вероятность рикошета 100%Угол встречи, при котором вероятность рикошета 50%Угол встречи, при котором вероятность рикошета 0%
М409А1 КС 22 682 0,1Состав B 2,85 (3,73) кг 17 21 28
М657А2 ОФС 22 682 0,1 0,1Тротил 4,08 кг 9 10 11
MGM-51B Shillelagh ПТУР 28 323 0,01 0,01Состав B 3,6(4,72) 15 20 25

Шаблон:Гаубицы

Применение в бою

Сами боевые характеристики пушки неидеальны, она имеет короткий ствол, и как следствие неважную баллистику полёта снарядов (682 м/с), к тому же имеет довольно низкую скорострельность. Но тем не менее снаряды и ПТУР позволяет успешно бороться со всеми типами танков со всех дистанций боя, пробивая их в любые проекции. Орудие имеет довольно хорошие характеристики пробиваемости кумулятивным снарядом, ненамного уступая в пробитии кумулятивным снарядам американских 105 пушек танков м60. 152-мм фугасный снаряд, несмотря на калибр, уступает в пробитии советским 152мм фугасам, но может применяться против танков — поражая их в крышу и под днище. Против легкобронированных целей (типа зсу или самолётов) подойдут и кумулятивные снаряд и ракета, т.к имеют в своём составе почти столько же взрывчатки как и в фугасном, поэтому тоже дают осколки при разрыве на броне. ПТУР обладает низкой скоростью по меркам обычных снарядов, но самую высокую среди ПТУРОВ в игре на данный момент. Однако его пробиваемость самая низкая среди ПТУРов, но больше чем у кумулятивных снарядов 105-мм пушек. ПТУР имеет кумулятивную боевую часть и его можно применять на дальностях до 3км (на такую дальность он летит), и это можно использовать стреляя с дальних дистанциях боя и из засад. Но следует помнить что часто кумулятивные снаряды и ПТУРЫ обладают низким заброневым действием и не убивают с первого раза (если конечно не попасть в Боекомплект или разом не выбить всех членов экипажа кроме одного). ПТУРОМ также можно иногда сбить вражеский самолёт.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая бронепробиваемость.
  • Есть ПТУР с полуавтоматической системой наведения.
  • Довольно мощные фугасы.

Недостатки:

  • Посредственное заброневое действие.
  • Нет каморного снаряда.
  • Низкая скорострельность.
  • Пробиваемость кумулятивов и ПТУР не самая лучшая среди аналогов.

Историческая справка

Разработка этой перспективной пушки была начата еще в 1958 году, и предназначалась она для вооружения М60А2. В отличие от обычных танковых пушек, новая система предполагала использование в качестве основного боеприпаса — управляемой ракеты. Во многом это решение было вызвано убежденностью военного руководства в том, что ракета имеет гораздо большую вероятность поразить цель, чем обычный снаряд. Требуемые значения бронепробиваемости составляли не менее 150 мм при угле попадания 60 градусов к нормали. Из всех предложенных управляемых ракет выбор сделали в пользу УРК Shillelagh разработки компании Ford-Aeronutronic. Использование ракеты в качестве основного боеприпаса привело также к значительному увеличению калибра орудия. Размеры блока системы наведения и БЧ существенно ограничивали минимальный размер ракет того времени, вот и пришлось увеличить калибр. Ракеты сырые, ненадежные и очень дорогие, но именно они были призваны стать ассиметричным ответом советским танковым армадам. Кроме управляемых боеприпасов, предполагалось использование и обычных снарядов с осколочно-фугасной и кумулятивной начинкой.

Загрузка ПТУР Shillelagh в М60А2

Первые деньги на проект, получивший название М60А2, конгресс США выделил в 1966 году, наивно полагая уже через год увидеть результаты. Реальность оказалась несколько иной. На выбор конструкторами было предложено 4 варианта турелей одна другой краше. Только турель модели «D» была схожа с оригиналом. Остальные три имели достаточно странную форму и приплюснутый силуэт. Военные все же выбрали модификацию «В» считая, что меньший забронированный объем приведет к уменьшению общей массы танка и, следовательно, повышению его маневренности, которая у первоисточника М60А1 была далеко не на высоте. История показала, что погоня за эргономикой не всегда дает положительный результат. Помимо того, что конструкторам пришлось решить массу проблем, связанных именно с малым объемом, новая башня получилась на 5 тонн тяжелее, да и до ума ее доводили вплоть до 1971 года. К этому времени проект МВТ-70 превратился в ХМ-803, а затем окончательно канул в Лету. М60А2 остался последним предсерийным танком оснащенным комплексом управляемого вооружения.

Слева стоит машина с эжектором на стволе, а справа с установленной системой продувки

Стрельба кинетическими боеприпасами давала сильнейшую отдачу, а размер самих снарядов сократил боекомплект танка практически вдвое, что не могло не сказаться на потенциале боеспособности. Если обычный Паттон возил с собой 67 снарядов, то М60А2 только 33 кинетических и 13 управляемых ракет. Новое вооружение принесло с собой все тот же ворох проблем, который так радовал танкистов на Шериданах. Это и отсыревающая сгораемая гильза, которая рассыпается в руках или не входит в казенник, и тлеющие угольки, залетающие в боевое отделение после выстрела, грозящие поджечь весь боекомплект. Одно благо – решения уже были отработаны и внедрены на М551, поэтому установка продувочного комплекта ствола и новые целлофановые пакетики для гильз все решили. Живучесть ствола была на уровне 100-200 выстрелов в противовес 1000 на М60А1.

Первые серийные машины сошли с конвейера в 1973 году (по некоторым данным в 1974) и на 1975 год их успели произвести в количестве 526 штук. В боевых действиях танк участия никогда не принимал, но немного послужил в Западной Германии. Первые машины начали поступать к 1974 году. Комплектовались ими части на наиболее танкоопасных направлениях, причем там, где местность наименее пересеченная. В этом случае дальнобойность ракет и их возможность уверенно поражать цель давала явное преимущество. Существовали как полностью оснащенные М60А2 подразделения, так и частично. Сразу же на машину посыпались множественные нарекания. В основном по поводу переусложненной электроники. Кроме того, вся эта начинка имела склонность чутко реагировать на малейшую сырость и, хотя танк – машина герметичная, в мире мало танкистов, которые ни разу бы не промокли, находясь внутри боевой машины. Сотрясение башни от стрельбы обычными кинетическими боеприпасами напрочь выводило из строя систему управления ракетами. Если экипажи желали израсходовать все 13 ракет они должны были их использовать все и сразу, потому что чередовать – не получалось. В целом надежность орудийной системы была ниже среднего. Служившие в тех частях техники вспоминают, что, если происходили учебные стрельбы, приходилось по ночам переставлять рабочие электронные блоки с отстрелявшейся машины на ту, стрельбы которой были назначены на завтра. Несомненно, на момент своего появления М60А2 был самым технически продвинутым танком в мире, но это его и погубило. Отсутствие запасных частей, неспособность техников отремонтировать машину в полевых условиях, все это привело к тому, что к 1981 году последний ракетный Паттон сняли с боевого дежурства. Заменяли их на новую модификацию М60А3 в которой более совершенная СУО несколько уравняла шансы против советских танков. А списанные «Старшипы» переделывали в мостоукладчики.

Медиа

  • М60А2 с эжектором ствола на учениях

Обзор М60А2 от Алконафтера

Документальный фильм о танке М60А2 на английском языке


См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки


wiki.warthunder.ru

Легкий танк М551 «Шеридан», США

Описание

Первоначально машина называлась «бронированная разведывательная / воздушно-десантная штурмовая». В период между 1966 и 1970 годами в американскую армию было поставлено 1700 ед. По назначению машина определялась как основное средство разведки танковых, пехотных и воздушно-десантных оперативных и боевых групп, в составе которых нет основных танков. В 1968-1969 годах машины М551 принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме. Несмотря на большое количество новых технических решений, реализованных в их конструкции, достигаемый боевой результат оказался существенно ниже, чем предполагалось. Позже, в 1978 г. в войсках машина М551 стала заменяться основными танками М60А1. В настоящее время М551 состоят на вооружении только в армии США (в 82-й воздушно-десантной дивизии, в национальном учебном центре Форт Ирвин и т. д.). Небольшое количество танков М551 использовалось американской армией при вторжении в Панаму в 1989 г. Они были также среди первых машин, доставленных летом 1990 г. в Саудовскую Аравию после начала агрессии Ирака против Кувейта. В составе 3-го батальона 3 обркп танки М551 использовались в ходе операции «Буря в пустыне». Ожидается, что танки М551 будут сняты с вооружения в конце текущего десятилетия и заменены легкими танками ХМ8 корпорации FMC, выбранными американской армией по результатам международных сравнительных испытаний.

Машина выполнена по традиционной компоновочной схеме с размещением основного вооружения в трехместной башне, а моторно-трансмиссионной установки в корме корпуса. Водитель располагается посередине отделения управления, занимающего всю носовую часть корпуса. Крышка люка водителя в открытом положении сдвигается назад, при движении по походному он приподнимает сидение и ведет машину, высунувшись из люка. В крышке люка установлены три перископических прибора М47 с устройствами стеклоочистки. Центральный перископ может заменяться пассивным ночным прибором. Справа от пушки находятся рабочие места командира танка и наводчика (последний сидит впереди и ниже командира), а слева — заряжающего. Круговой обзор командиру обеспечивают 10 стеклоблоков, размещенных в командирской башенке. Перископический прибор М37, установленный в передней части крышки люка заряжающего, может поворачиваться на 360 градусов. Характерной особенностью танка, обусловившей компоновку боевого отделения, является использование комбинированного вооружения — орудия низкой баллистики большого калибра, через ствол которого может запускаться противотанковая ракета. Боеукладки рассчитаны на размещение как управляемых ракет, так и обычных боеприпасов с частично сгорающими гильзами. На корме башни имеется большая металлическая корзина для перевозки снаряжения. На бортах задней части башни закреплены коробки с патронами для пулемета — 9 коробок слева и 6 коробок справа. По периметру корпуса размещено складывающееся приспособление экранного типа для преодоления водных преград. На его приведение в рабочее положение (подъем и фиксацию для увеличения водоизмещающего объема) требуется около 5 мин. Стандартным оборудованием танка являются: обогреватель обитаемого отделения, вытяжной вентилятор в крыше башни, дизельная печь.

Основным вооружением танка является 152-мм орудие-пусковая установка М81, разработанная с целью совместить достоинства управляемых ракет (высокая точность стрельбы на большие дальности) и обычных артиллерийских снарядов (универсальность, меньшие затраты времени на поражение целей на малых и средних дальностях, относительная дешевизна). Такая комбинация, в отличие от используемых на основных танках пушек высокой баллистики с запуском через их ствол ПТУР, может быть выполнена в небольших размерах и массе, что позволяет использовать ее на легкой плавающей машине. Для стрельбы используются ракеты «Шиллела» (Shillelagh) MGM51A и обычные артиллерийские боеприпасы. Общий боекомплект орудия-ПУ 30 выстрелов. Соотношение между ПТУР и обычными артвыстрелами жестко не нормировано. Обычно в танке размещается 8-10 ракет. Управляемая по ИК-лучу ракета была разработана в 1959 г., ее производство началось в 1964 г. Кроме танков «Шеридан» она использовалась на так называемых танках усиления М60А2, в сравнительно небольшом количестве (540 ед.) состоявших на вооружении. Ракета имеет длину длину 1,15 м, массу 26,76 кг, максимальную полетную скорость 689 м/с. Твердотопливный двигатель ракеты работает 1,18 с. Бронепробиваемость кумулятивной боевой части — 600 мм стальной брони по нормали. Считается, что ракету целесообразно применять для поражения танков противника на дальностях свыше 1500 м. Максимальная эффективная дальность стрельбы по движущимся целям 2500 м, по неподвижным — 3000 м. Стрельба ведется в полуавтоматическом режиме — задача наводчика состоит в удержании прицельной марки на цели во время полета ракеты от пуска до попадания. В боекомплект обычных артвыстрелов входят кумулятивно-фугасный трассирующий многоцелевой, дымовой (на основе белого фосфора), с готовыми поражающими элементами и учебный. Частично сгорающие гильзы изготовлены из нитроцеллюлозы. Гильза состоит из поддона и корпуса. Последний связан со снарядом с помощью эпоксидной смолы и алюминиевого запорного кольца. С орудием-ПУ спарен 7,62-мм пулемет М73 с боекомплектом 3080 патронов. Установка М81 стабилизирована в двух плоскостях наведения. Приводы наведения электрические с ручным дублированием. Прицельный огонь могут вести и наводчик, и командир танка. Углы наведения составляют по вертикали от -8 до +19,5 градусов, по горизонтали 360 градусов. Скорость переброса башни в режиме стабилизации 48 градусов/с. В передней части командирской башенки размещен 12,7-мм пулемет, из которого можно вести огонь по воздушным и наземным целям, поскольку углы его наведения в вертикальной плоскости составляют от -15 до +70 градусов. На части танков М551 устанавливались специальные броневые щитки для защиты командира при стрельбе по воздушным целям. Боекомплект пулемета 1000 патронов. Для поиска целей и стрельбы наводчик использует телескопический прицел Ml29 с 8-кратным увеличением и полем зрения 8 градусов, в ночное время ИК-прицел М44. У командира имелся портативный прибор ночного видения с 4-кратным увеличением. В 1989 — 1990 годах была проведена модернизация танков М551, в ходе которой наводчику был установлен тепловизионный прицел TTS основного танка М60АЗ, а ночной прицел командира представляет собой приставку к нему. Это потребовало серьезных доработок башни, включая изменение крыши, боеукладки, ручных приводов наведения башни, азимутального указателя и т. д. В систему управления огнем входит также баллистический вычислитель, использующийся при стрельбе и ПТУР, и артвыстрелами. В 1971 г. на танки М551 в передней части командирской башенки был установлен лазерный дальномер AN/VVG-1 фирмы «Хьюз», содержащий рубиновый лазер, оптическую и электронную системы. Танк получил индекс М551А1. Хорошо обученный экипаж может вести огонь артиллерийскими выстрелами с темпом 4 выстрела/мин, ПТУР — 2 пуска/мин.

Защищенность танка находится на уровне, характерном для легких танков конца 1960 годов. Корпус сварной из алюминиевого сплава, башня сварная из стальной брони. Они обеспечивают круговую защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Фронтальная проекция защищена от 20-мм снарядов автоматических пушек. В танке имеется фильтро-вентиляционная установка, подающая очищенный от химических отравляющих веществ и радиоактивной пыли воздух в маски всех членов экипажа.

Для выполнения предъявленных требований по подвижности на танке применены хорошо отработанные и проверенные практикой комплектующие изделия. Это V-образный 6-цилиндровый дизель компании «Детройт Дизель» 6V-53T жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий при частоте вращения коленчатого вала 2800 об/мин мощность 220 кВт (300 л. с.). Трансмиссия XGT-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода и состоящая из комплексной гидродинамической передачи с блокировочным фрикционом, планетарных коробки передач, механизмов поворота (ПМП) и бортовых редукторов. Планетарные механизмы поворота совместно с реверс-редуктором обеспечивают три режима работы при повороте. В передней части МТО размещен алюминиевый радиатор системы охлаждения. Используемое ППО не имеет системы оповещения, оно может включаться водителем или снаружи танка. Подвеска танка индивидуальная торсионная, на 1-х и 5-х узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. На каждом борту танка установлено по 5 двускатных обрезиненных катков большого диаметра. Поддерживающих катков нет. Направляющие колеса с обычными (червячная пара) механизмами натяжения гусениц расположены впереди, ведущие колеса сзади. Гусеницы мелкозвенчатые с литыми стальными траками, съемными асфальтоходными подушками и открытыми шарнирами последовательного типа. Новая гусеница содержит 102 трака.

ТТХ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 15,8
Экипаж 4
Размеры, м Высота — 2270 мм по крыше башни; 2950 мм полная
Основное вооружение 152-мм орудие-пусковая установка М81
Боекомплект 10 ракет «Шиллела» и 20 артвыстрелов (КФС, ДС)
Дальномер лазерный (с 1971 г.)
Стабилизатор вооружения двухплоскостной с электрическими приводами наведения
Баллистический вычислитель цифровой электронный
Заряжание орудия-ПУ вручную
Пулеметы один 12,7 мм; один 7,62 мм
Максимальная скорость 70 км/ч; 5,8 км/ч (на плаву)
Запас хода 600 км
Броневая защита противопульная
Двигатель дизель 6V-53T Detroit Diesel
Мощность двигателя 220 кВт
Трансмиссия XGT-250 гидромеханическая с планетарным механизмом поворота и реверс-редуктором
Подвеска индивидуальная торсионная
Гусеница с открытыми металлическими шарнирами последовательного типа
Глубина преодолеваемого брода танк плавающий

war-arms.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *