P-36М | |
по классификации МО США и НАТО — SS-18 Mod.1,2,3 Satan | |
Пуск конверсионной ракеты-носителя «Днепр» на базе МБР 15А18 комплекса 15П018 | |
Тип | Межконтинентальная баллистическая ракета |
---|---|
Статус | на боевом дежурстве |
Разработчик | СССР СССР КБ «Южное» |
Главный конструктор | 1969-1971: М. К. Янгель с 1971: В. Ф. Уткин |
Годы разработки | 15А14: со 2 сентября 1969 15А18: с 1976 15А18М: с 9 августа 1983[1] |
Начало испытаний | 15А14: 21 февраля 1973 — 1 октября 1975 15А18: октябрь 1977 — ноябрь1979 15А18М: март 1986 — июль 1988[1] |
Принятие на вооружение | 15А14: 30 декабря 1975 (РГЧ) 15А18: 18 сентября 1980 15А18М: 11 августа 1988 |
Производитель | ПО Южмаш |
Годы производства | с 1970 года |
Единиц произведено | 500 100 Р-36М2 |
Годы эксплуатации | Р-36М до 1982 года |
Основные эксплуатанты | СССР СССР/Россия Россия РВСН |
Модификации | ракеты семейства Р-36М: Р-36М (15А14) Р-36М УТТХ (15А18) Р-36М2 (15А18М) Р-36М3 «Икар» космические ракеты : «Днепр»(15А18) (конверсионная) |
Основные технические характеристики | |
Р-36М: | |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
ru-wiki.ru
Ракеты Р-36М и Р-36М2 «Воевода»
Мало какие комплексы в арсенале отечественных РВСН вызывали у потенциального противника такое желание «сократить и уничтожить», как Р-36М и Р-36М2. Эти тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты по сей день не имеют себе равных по сочетанию дальности, забрасываемой массы и возможности точного поражения целей противника на большой площади.
РОЖДЕНИЕ Р-36М
Ракета создавалась КБ «Южное» (г. Днепропетровск) для замены тяжелой Р-36. Руководил разработкой М. К. Янгель, после его смерти в 1971 году — В. Ф. Уткин. Для первой ступени был принят маршевый двигатель РД-264, разработанный в КБ Энергомаш (г. Химки МО), для второй — двигатель РД-0228 разработки КБ химавтоматики (г. Воронеж). Автономная инерциальная система наведения разработана НИИ-692 (г. Харьков), при этом впервые в нашей стране применена бортовая цифровая ЭВМ (БЦВМ). Комплекс средств преодоления ПРО «Лавр» разрабатывался в московском ЦНИИРТИ. Доработку шахтных пусковых установок под ракеты Р-36М вело КБ специального машиностроения в Ленинграде. Пороховые аккумуляторы давления для минометного старта ракеты создавало Люберецкое НПО «Союз». Головным предприятием по разработке унифицированного защищенного командного пункта ракетного комплекса было ЦКБ тяжелого машиностроения (г. Москва). Производство ракет организовали на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.
Летно-конструкторские испытания Р-36М проходили на Байконуре в 1972-1975 годах. 25 декабря 1974 года встали на боевое дежурство первые Р-36М с моноблочной головной частью, год спустя — с разделяющейся головной частью (РГЧ). Комплекс Р-36М с ракетой 15А14 принят на вооружение в числе других ракетных комплексов Постановлением Правительства от 30 декабря 1975 года. В США и НАТО Р-36М получили обозначения SS-18 Mod. 1,2,3 и Satan.
С УЛУЧШЕННЫМИ ТТХ
16 августа 1976-го появилось постановление о разработке ракеты Р-36М УТТХ. 31 октября 1977 года начались летно-конструкторские испытания, продолжавшиеся до ноября 1979-го. Первые ракеты с РГЧ индивидуального наведения 15Ф183 поставлены на боевое дежурство 18 сентября 1979-го. На вооружение Р-36М УТТХ принят постановлением от 17 декабря 1980 года. ГРАУ присвоило комплексу индекс 15П018, ракете — 15А18, индекс 15А18-1 получили модернизированные Р-36М с новыми РГЧ. В США и НАТО за ракетой оставили обозначение SS-18 Satan, добавив индекс Mod. 4. К 1983 году на всех шахтных пусковых установках ракеты Р-36М заменены Р-36М УТТХ.
Р-36М2 «ВОЕВОДА» — КОМПЛЕКС ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ
В соответствии с Постановлением Правительства от 9 августа 1983 года, КБ «Южное» во главе с В. Ф. Уткиным развернуло работы по ракете Р-36М2. Речь шла прежде всего о том, чтобы обеспечить гарантированное нанесение ответно-встречного удара в условиях применения противником ядерного оружия по позициям МБР и прорыв боевыми частями перспективной системы ПРО противника.
НПО «Электроприбор» (бывший НИИ-692) разрабатывало радиационностойкую систему наведения, минское НПО «Интеграл» — элементную базу, КБ Энергомаш — двигатели первой ступени, КБ химавтоматики — двигатели второй ступени. В КБ машиностроения (г. Коломна) создавали комплекс активной защиты пусковых установок от ядерных боевых блоков и высокоточного оружия противника. С марта 1986 по март 1988-го продолжались летно-конструкторские испытания ракет. 30 июля 1988 года первый полк Р-36М2 заступил на боевое дежурство.
Комплекс Р-36М2 в варианте с РГЧ принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 августа 1988 года. В августе 1991 года успели принять на вооружение Р-36М2 с моноблоч ной ГЧ. Так сформировался комплекс 15П018М с многоцелевой МБР тяжелого класса 15А18М, известный под именем «Воевода». К тому времени работы по Р-36М2 весьма своевременно были переведены с Украины в Россию.
Двухступенчатая ракета 15А18М выполнена с последовательным расположением ступеней и системы разведения боевого оснащения. Корпус ракеты изготовлен из алюминиевого сплава с защитным покрытием. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пыли и крупных частиц грунта, образующихся в облаке наземного ядерного взрыва — дабы обеспечить пуск даже при ядерном ударе по позиционному району ракет. Первая ступень оснащена двигателем РД-274, составленным из четырех однокамерных РД-273, управление производится отклонением камер сгорания. Вторая ступень оснащена однокамерным маршевым двигателем РД-0225 тягой 85,3 тс (двигатель «утоплен» в полости бака горючего) и рулевым РД-0257 с четырьмя поворотными камерами сгорания и одним турбонасосным агрегатом.
Двигатели выполнены по замкнутой схеме, работают на высококипящем топливе: горючим служит несимметричный диметилгидразин, окислителем — тетраоксид диазота. Автономная инерциальная система наведения с БЦВМ собрана на элементах повышенной радиационной стойкости. Пуск ракеты производится по одному из плановых целеуказаний, но возможно оперативное перенацеливание по неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления. Ракета поставлялась с завода в ампулизированном виде, в пусковом контейнере. Устанавливается в шахте на пневмогидравлических амортизаторах. Глубина ствола ШПУ — 39 м. К Р-36М2 приняты РГЧ 15Ф173 и моноблочная 15Ф175 с «легким» боевым блоком. РГЧ включает десять боевых блоков, установленных на раме в два яруса и прикрытых сбрасываемым обтекателем. Двигательная установка разведения выполнена в виде четырехкамерного ЖРД тягой 1,9 тс с поворотными камерами сгорания.
warfor.me
Стратегический ракетный комплекс 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18
]]>]]>В целом компоновочная схема ракеты ]]>15А18]]> подобна 15А14 и включает первую, вторую и боевую ступени. В составе ракеты 15А18 использованы без доработок I и II ступени ракеты 15А14. Наддув топливных баков — химический: баки горючего — впрыском окислителя, баки окислителя — впрыском горючего. Материал корпуса топливных баков — алюминиево-магниевый сплав. Двигатель первой ступени — четырехкамерный ЖРД РД-264 замкнутого типа с системой управления расходом топлива. Вторая ступень оснащена однокамерным маршевым и четырёхкамерным рулевым ракетными двигателями (ЖРД РД-0229 и РД-0257), выполненных по закрытой и открытой конструктивной схеме соответственно. Разделение ступеней, отделение боевой ступени — газодинамическое.Для ракеты 15А18 была разработана новая ступень разведения 15Б157 диаметром 3м и высотой 1м, снабженная ЖРД с качающимися камерами, работающими на основных компонентах топлива, и новая РГЧ 15Ф183 с десятью новыми скоростными блоками 15Ф162, снаряженными зарядами повышенной мощности А134ГА. Двигатель 15Д177 для ступени разведения был выполнен четырехкамерным, по открытой схеме без дожигания генераторного газа, двухрежимный (тягой 2000кгс и 800кгс) с многократным (до 25 раз) переключением с одного режима на другой для создания наиболее оптимальных условий при разведении всех ББ на вероятных театрах военных действий.
Одна из конструктивных особенностей двигателя — два фиксированных положения камер сгорания. При транспортировке и полете ракеты КС располагались внутри ступени разведения. После отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводили камеры за наружный контур отсека, разворачивали их в рабочее положение для реализации «тянущей» схемы разведения ББ и закрепляли пневматическими фиксаторами. На этом двигателе впервые была введена проверка отсутствия засорения магистралей методом продувки воздухом с замером перепадов давления ротаметрами.
Новая РГЧ 15Ф183 была выполнена по двухярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Впервые были разработаны и применены безымпульсные устройства отделения ББ и пружинные толкатели, закручивающие ББ вокруг оси в момент их отделения от платформы.
Модернизация системы управления заключалась в реализации более полных законов управления со сведением практически к нулю методических ошибок, а также увеличением памяти БЦВМ. При этом точность стрельбы была улучшена в 2.5 раза, время готовности ракеты к пуску сократилось до 62с.
Система прицеливания с улучшенными параметрами, что достигнуто за счет повышения точностных характеристик аппаратуры, повышения удароустойчивости и ударопрочности, в т.ч. автоматического гирокомпаса в разарретированном положении, применения системы упреждающего запуска и квантового оптического гирометра с высоким быстродействием, позволяющим проводить многократную коррекцию прицеливания при заданных моделях ядерного воздействия по ШПУ.
Боевой стартовый комплекс (см. ]]>схему]]>) для МБР Р-36М УТТХ разработан в КБ Специального Машиностроения (Средств Механизации) под руководством главного конструктора В.С.Степанова, включает 6 шахтных пусковых установок типа ОС (одиночный старт) высокой защищенности и один унифицированный командный пункт КП 15В155 (15В52У) высокой защищенности контейнерного типа. КП 15В52У разработан в ЦКБТМ под руководством Б.Р.Аксютина и А.А.Леонтенкова. КП размещается на подвеске в шахте на специальной амортизации. Вес КП — 130т. Диаметр ШПУ — 5.9м, высота -39м. Большая степень заимствования агрегатов и систем из комплекса 15П014 и их освоение предприятиями промышленности обеспечили высокую технологичность систем и оборудования созданного комплекса и возможность производства его с минимальными затратами в короткие сроки. Значительно улучшились эксплуатационные характеристики всего комплекса, возросла защищенность шахтных пусковых установок и пунктов управления.
]]>]]>
Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (см. ]]>фото]]>), устанавливается в шахтную пусковую установку и находится в заправленном состоянии на боевом дежурстве в полной боевой готовности. ТПК с термостатированием. Длина 27.9, диаметр 3.5м. Тип старта — минометный, со специальным поддоном на котором крепится ПАД, после выхода из ШПУ поддон отделяется пружинным толкателем и уводится в сторону пороховым ракетным двигателем. Система амортизации ТПК в ШПУ — маятникового типа, горизонтальная — двухпоясная с гидродемпферами, вертикальная — с пневматическим амортизатором. Изготовление пневматических амортизаторов было развернуто на Волгоградском заводе «Баррикады».
Для загрузки ТПК с МБР типа Р-36М и командного пункта 15В52У в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости (см. ]]>фото]]>) с тягачом на базе МАЗ-537. В состав основных узлов и систем установщика входят: рама, стрела, механизм подъема и опускания стрелы, задний колесный ход, полиспасная система, гидросистема, электрооборудование, вспомогательное оборудование. Масса автопоезда 69914кг, нагрузка на переднюю ось — 42000кг, нагрузка на заднюю ось — 27914кг, радиус поворота — 35м. Длина — 26460мм, высота — 4600мм, ширина — 3350мм.
Боевое применение комплекса обеспечивается в любых метеоусловиях при температуре воздуха от -50 до +50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, в т.ч. после ядерного воздействия по БРК
rbase.new-factoria.ru
МБР Р-36М (15А14), Р-36М УТТХ (15А18), Р-36М2 (15А18М) "Воевода" SS-18 Mod 1,2,3,4,5 "Satan" по классификации НАТО (РС-20А,Б и В по договору ОСВ-2) Разработка, испытания и развертывание Создать тяжелую ракету третьего поколения для замены устаревающих к тому вре- мени Р-36 естественно поручили Днепропетровскому КБ «Южное» разработавшему ракету Р-36. После смерти М.К.Янгеля КБ возглавил академик В.Ф.Уткин. При создании новой ракеты получившей обозначение Р-36М было использовано все лучшее, что накопил коллектив при проектировании предыдущей ракеты. По существу это была не модифика- ция Р-36, а новая ракета. Недаром в НАТО этой ракете присвоили очередной индекс «SS-18». Создание ракеты шло параллельно с разработкой других ракет третьего поко- ления отличительными особенностями ракет этого поколения является применение РГЧ ИН, автономной системы управления с БЦВМ, размещение ракет и командного пункта в сооружениях высокой защищенности, возможность дистанционного переприцеливания перед пуском, наличие на ракетах более совершенных средств преодоления ПРО, более высокую, боевую готовность, применение более совершенной системы боевого управле- ния, повышенную живучесть комплексов. Были резко повышены характеристики боевой эффективности за счет увеличения точности ракет и общей мощности их боевого осна- щения. МБР Р-36М впервые стартовала 21 февраля 1973г. с полигона Байконур. ЛКИ ракеты завершились в начале 1975г. а испытания всего ракетного комплекса удалось завер- шить только к октябрю 1975г. Чтобы не задерживать развертывание было принято реше- ние о постановке МБР Р-36М на дежурство в ШПУ ракет Р-36. Первый ракетный полк был развернут в декабре 1974г. в г.Домбаровский (13-я ракетная дивизия РВСН). Первые ракеты имели моноблочную ГЧ (15В86) мощностью 24 Мт. на Западе они получили индекс SS-18 Mod 1. С ноября 1975г. в полки стали поступать Р-36М оснащенные РГЧ ИН с 8-ю ББ (15Ф143) мощностью 0,9мт. каждая (большая часть стоявших на боевом дежурстве ракет Р-36М имели эти ГЧ). На Западе эти ракеты получили индекс SS-18 Mod 2. С июля 1978г. по август 1980г. проводились испытания ракеты с маневрирующими ГЧ 15Ф678 но на вооружение они так и не поступили. На вооружении эта ракета простояла до середины 80-х годов, пока не была заменена ракетой Р-36М УТТХ. МБР Р-36М УТТХ отличалась от своей предшественницы более совершенной системой управления и доработанным агрегатно-приборным блоком. Значительно улучшились эксплуатационные характеристики всего БРК. Возросла защищенность ШПУ и пунктов управления. Р-36М УТТХ проходила испытания на полигоне Байконур с октября 1977г. до ноября 1979г. Ракета несла уже ГЧ с 10 ББ (15Ф173) мощностью 0,55 мт. каждая они разме- щались в два яруса на специальной раме и прикрывались обтекателем. точность наведения каждой боевой части на свою цель составляла 500 м. На Западе новая ракета получила индекс SS-18 Mod 4. Максимальная дальность составляла 11000км. Небольшое количество ракет были оснащены моноблочными ГЧ (15В86) и на западе обозначались как SS-18 Mod 3. С моноблочной головной частью у этой ракеты дости- галась дальность 16 000км. В сентябре 1979г. первые три полка Р-36М УТТХ в г.Жангизтобе, г. Домбаровском и г. Ужуре заступили на боевое дежурство. Группировка достигла своего апогея в 1983г. когда количество пусковых установок Р-36М всех модификаций составило 308 единиц 204 из них имели степень защищенности от ударной волны на уровне 500 кг/кв.см. (остальные 175), что позволило надежно укрыть ракеты от усовершенство- ванных МБР «Минитмен-3». Дивизии, оснащенные комплексами Р-36М различных модифика- ций были дислоцированы в позиционных районах под городами Карталы Челябинской обл. (46 ШПУ), Домбаровский Оренбургской обл.(64 ШПУ), Ужур Красноярского края (64 ШПУ), Алейск Алтайского края (30 ШПУ), Державинск в Казахстане (52 ШПУ), Жангизтобе в Казахстане (52 ШПУ). К концу 70-х годов назрела необходимость создания ракет способных преодоле- вать перспективную американскую ПРО и имеющих повыенную стойкость (ракеты и всего комплекса) к действию поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-техническое предложение по БРК Р-36М2 было разработано КБ «Южное» в июне 1979г. Разработка комплекса начата в соответствии с постановлением правительства от 9 августа 1983г. Для новой ракеты был модернизирован двигатель 1-ой ступени. Тяга РД-274 (в составе четырех двигательных блоков РД-273) за счет повышения давление газов в камере сго- рания до 230атм. и увеличения частоты вращения ТНА до 22500об/мин. возросла до 144т. Доводочные испытания завершены в мае 1985г. Серийное производство двигателей было развернуто на «Южмаше». Однокамерный маршевый двигатель 2-ой ступени РД-0225, выполненный по замкнутой схеме, был разработан в 1983-1987г.г. в КБ Химавтоматики под руководством А.Конопатова. В марте 1986г. начались летно-конструкторские испытания Р-36М2 с РГЧ 15Ф173. Первый пуск из ШПУ на площадке №101 закончился крупной аварией. Из-за того что не прошла команда на наддув баков 1-ой ступени, двигатель не запустился. Ракета, выйдя из шахты под действием порохового аккумулятора давления, упала обратно в ствол шахты. Взрыв 200т. топлива внутри шахты был таким, что 100-тонная защитная крыша улетела как перышко, обломки пусковой установки усеяли округу. На месте пус- ковой установки образовалась огромная воронка. Обошлось без жертв. Испытания ракеты, оснащенной ГЧ 15Ф173 были завершены в марте 1988г. В сентябре 1989г. завер- шены летные испытания ракеты, оснащенной моноблочной ГЧ. 11 августа 1988г. поста- новлением правительства комплекс Р-36М2 с ГЧ 15Ф173 имеющей 10ББ принят на вооруже- ние (по другим источникам ракета имела ГЧ 15Ф183 с 10ББ мощностью по 0,75 мт.). На заподе эта модификация имела индекс SS-18Mod 5. 23 августа 1991г. принят на воору- жение ракетный комплекс Р-36М2 с моноблочной ГЧ 15Ф175. мощностью 20мт известный на Западе как SS-18 Mod 6. Конструкторам удалось внедрить ряд новых конструктивных решений, что повысило характеристики МБР и упростило эксплуатацию. Началась замена ранних модификаций на Р-36М2. Общее количество пусковых установок при этом оста- лось неизменным, что соответствовало советско-американским соглашениям. Новые ракеты размещались в ШПУ, разработанные для ракеты Р-36М. Первые ракетные полки, имеющие на вооружении Р-36М2, заступили на боевое дежурство под г. Домбаровский Оренбургской обл. в декабре 1988г. До 1990г. комплексы поставлены на боевое дежур- ство в дивизиях, дислоцированных под г.Ужур и Державинск. Производство «тридцать шестых» прекратили в августе 1990г. После распада СССР ракетные комплексы, находившиеся в дивизиях под Державинском и Жангизтобе в Казах- стане, были сняты с боевого дежурства. В августе-сентябре 1996г. завершено извле- чение ракет из ШПУ в Казахстане. Ракеты отправлены на утилизацию в Россию. В 1999г. боевое дежурство в дивизиях российских РВСН, дислоцированных вблизи городов Алейск Карталы, Домбаровский и Ужур, несли комплексы, размещенные в 180 ШПУ. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет и способны нанести сокрушительный ответный ядерный удар по противнику. На Западе им даже присвоили название «Сатана». Именно по этому, американские представи- тели на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружений доби- вались запрета на модернизацию «тяжелых» ракет и их полного сокращения. Сейчас РВСН РФ располагают 75 БРК, оснащенными ракетами «Сатана» (750 ядерных боезарядов). Это примерно половина всего ядерного потенциала России, который насчитывает 1677 боезарядов. Вероятно, к середине 2015 г. оставшиеся МБР будут сняты с вооружения. Конструкция Р-36М это двухступенчатая ракета с последовательным разделением ступеней. Баки окислителя и горючего разделены промежуточным совмещенным днищем. Вдоль корпуса ракеты проходят трубопроводы пневмогидравлической системы и бортовая кабельная сеть, закрытые кожухом. Двигательная установка 1-ой ступени состоит из четырех автономных однокамер- ных ЖРД, имеющих турбонасосную подачу топлива, выполненных по замкнутой схеме и шарнирно закрепленных на раме в хвостовой части ступени. Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает управление полетом ракеты. Двигательная установка 2-ой ступени состоит из однокамерного маршевого и четы- рехкамерного рулевого ЖРД, Рулевой двигатель второй ступени состоит из четырёх поворотных камер сгорания и одного ТНА. Двигатели выполнены по закрытой и открытой схемам соответственно. Все двигатели работают на НДМГ и азотном тетраксиде. В ракете реализован целый ряд оригинальных технических решений, например, так называ- емый химический (путем впрыска окислителя в бак горючего и горючего - в бак окис- лителя) наддув баков, торможение отделяемой ступени за счет истечения газов над- дува и др. На ракету была установлена инерциальная система управления, работу которой обеспечивал бортовой цифровой вычислительный комплекс. Его применение позволило добиться высокой точности стрельбы. МБР этого типа несли особенно мощное боевое оснащение. Существовало два варианта головных частей: моноблочная термоядерная (24Мт.) и РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.). Кроме того имелся комплекс преодоления систем ПРО. По сообщениям средств массовой информации, для ракеты Р-36М2 разрабатывались платформы разведения, способные нести до 20 и до 36 ББ, однако международные дого- воры накложили ограничения на их количество (не более 10). Ракета Р-36М2 оснащена новым, более совершенным комплексом средств преодоления ПРО и способна прорвать систему СОИ в случае, если эта система будет развернута в США. 10 ББ блоков, при- крытые сбрасываемым в полёте обтекателем, размещены на специальной раме в два яруса. Двигательная установка разведения представляет собой четырёхкамерный ЖРД с поворотными камерами сгорания, которые выдвигаются в рабочее положение в полёте. Ракета имеет повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. Конструк- торы предусмотрели возможность пуска Р-36М2 даже после нанесения вероятным против- ником ядерного удара по позиционному району ракет. Ракета покрыта темным теплоза- щитным покрытием облегчающим прохождение через пылевое облако, образовавшееся после ядерного взрыва. Датчики измеряющие нейтронное и гамма- излучение регистри- руют опасный уровень и на время прохождения ракетой ядерного «гриба» выключают систему управления, при этом двигатели продолжают работать, а система остается застабилизированной до момента выхода ракеты из опасной зоны, после чего автома- тика системы управления включается и корректирует траекторию. Состав комплекса и его эксплуатация Ракета Р-36М, помещенная в транспортно-пусковой контейнер (ТПК), устанавлива- лась в ШПУ повышенной защищенности. После проведения заправочных операций она могла находиться в заправленном состоянии длительное время. Подготовка к старту и пуск осуществлялись автоматически после получения системой управления команды на пуск. Наиболее важные параметры ракеты находились под постоянным контролем, что повышало надежность выполнения боевой задачи. Ракета имеет «минометную» схему старта. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разра- ботан в ЦКБ тяжедого машиностроения под руководством Б.Аксютина. Заряды пороховых аккумуляторов давления ракеты разработаны в ФЦДТ «Союз» под руководством Б.Жукова. Гарантийный срок эксплуатации БРК 15П118М, а также входящих в его состав тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 изначально составлял 10-15 лет, но мог быть продлен до 20-25 лет. Российский президент В.Путин в 2006г. подписал федеральный закон «О ратификации соглашения между прави- тельством РФ и Кабинетом министров Украины о продлении срока эксплуатации ракет- ного комплекса 15П118М». Соответствующее межправительственное соглашение было подписано 21 февраля 2006г. в Москве, срок действия подписанного соглашения – до 2012 г. Сотрудничество российских и украинских предприятий в данной сфере с момента развала СССР практически не прекращалось. Будучи основным разработчиком
|
rocketpolk44.narod.ru