Ангара-А5 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2018; проверки требуют 53 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2018; проверки требуют 53 правки. Перейти к навигации Перейти к поискуАнгара-А5 | |
---|---|
Первый запуск «Ангары-А5» | |
Общие сведения | |
Страна | Россия |
ru.wikipedia.org
1 | Массовые характеристики | |
2 | Стартовая масса, кг | 1130000 |
3 | Сухая масса (1-ая ступень), кг | 50760 |
4 | Сухая масса (2-ая ступень), кг | 12670 |
5 | Компоненты топлива | |
6 | Компоненты топлива (1-ая ступень) | кислород+нафтил |
7 | Компоненты топлива (2-ая ступень) | кислород+нафтил |
8 | Рабочий запас КТ (1-ая ступень), кг | 765900 |
9 | Рабочий запас КТ (2-ая ступень), кг | 240000 |
10 | Заправляемый запас КТ (1-ая ступень), кг | 775820 |
11 | Заправляемый запас КТ (2-ая ступень), кг | 242440 |
12 | Энергетические характеристики | |
13 | Масса ПН на орбите (Плесецк, низкая круговая, Н=200км, i=63/i=51.7), кг | 35000 |
14 | Масса ПН на орбите (Восточный, низкая круговая, Н=200км, i=63/i=51.7), кг | 36000 |
15 | Масса ПН на орбите (Плесецк, геопереходная, с РБ, ΔV=1500 м/с), кг | 12200 |
16 | Масса ПН на орбите (Восточный, геопереходная, с РБ, ΔV=1500 м/с), кг | 14300 |
17 | Масса ПН на орбите (Плесецк, геостационарная, с РБ, Нкр=35786 км, i=0), кг | 7200 |
18 | Масса ПН на орбите (Восточный, геостационарная, с РБ, Нкр=35786 км, i=0), кг | 8100 |
19 | Масса ПН на орбите (Плесецк, отлетная к Луне, с РБ), кг | 14300 |
20 | Масса ПН на орбите (Восточный, отлетная к Луне, с РБ), кг | 15300 |
21 | Конструктивные характеристики | |
22 | Количество ступеней РН, шт. | 2 |
23 | Габаритные характеристики | |
24 | Длина РН , метра | 28,210 |
25 | Максимальный описанный диаметр, метра | 10,060 |
26 | Длина РКН, метра | 55,510 |
ecoruspace.me
Как устроено семейство ракет «Ангара»
Грузовой лифт в небо
9 июля 2014 года на космодроме Плесецк состоялся первый пуск новой отечественной ракеты-носителя «Ангара».
Этот старт можно назвать не только событием года для России в области высоких технологий, но и одним из важнейших достижений страны в начале XXI века.
Космические пуски – одна из областей, где Россия является мировым лидером. Даже Европейский Союз и США в настоящее время не способны осуществлять свою космическую деятельность без поставок наших ракетных двигателей и ракет-носителей. И вот – новое российское достижение в этой области.
Уникальность и новизна «Ангары» состоят в том, что это первая в мире космическая ракета, созданная по модульному принципу.
Ее первая ступень состоит из одинаковых элементов – универсальных ракетных модулей (УРМ), длиной 25 м, диаметром 2,9 м и массой 130 т каждый.
9 июня из Плесецка стартовала легкая «Ангара-1», в составе которой один УРМ. Она позволяет выводить в космос 3,8 т груза.
Три УРМ формируют «Ангару-3» среднего класса с возможностью вывода на околоземную орбиту 14,6 т.
Из пяти УРМ получается тяжелая «Ангара-5» грузоподъемностью 24,5 т, первый старт которой состоялся в самом конце года, 23 декабря.
Таким образом на основе одного элемента, серийное производство которого удешевляет весь проект, создается линейка ракет-носителей, способных выводить в космос любую имеющуюся на сегодня целевую нагрузку.
Одна «Ангара» способна заменить все типы ныне применяющихся в России ракет-носителей: легкий «Рокот», средний «Союз» и тяжелый «Протон». При этом, в отличие от «Протона», «Ангара» не использует ядовитые компоненты топлива, а запускать ее можно с территории России. Причем все варианты «Ангары» стартуют с одного и того же стартового комплекса.
Прибавьте к этому то обстоятельство, что в перспективе УРМ смогут совершать мягкую посадку и использоваться многократно, и вы получите самую совершенную систему доставки грузов в космос на ближайшие десятилетия.
«Ангара» – это новейшее слово в космической технике, а также гарантия независимости России, как космической державы, в XXI веке.
Космическая отрасль России в настоящее время консолидируется под эгидой «Объединенной ракетно-космической корпорации».
Входит в «ОРКК» и ГКНПЦ им. Хруничева», разработавший и изготовивший «Ангару».
Как устроено семейство ракет-носителей нового поколения
23 декабря 2014 года состоялся первый пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». Этот старт можно назвать событием года для России в области высоких технологий, ведь космические пуски — одна из областей, где наша страна является мировым лидером. «Ангара-А5» создавалась почти двадцать лет и за это время успела обрасти множеством легенд. VTBRUSSIA.RU разобрал три самых интересных факта об этом долгожданном семействе ракет-носителей.
«Ангара» строилась без малого 20 лет
Первая ступень «Ангары» состоит из одинаковых универсальных ракетных модулей (УРМ). Фото © РИА Новости
Действительно, проектирование ракеты-носителя на замену тяжелому «Протону» началось еще в 1992 году. А указ Президента РФ № 14 «О разработке космического ракетного комплекса «Ангара», давший официальный старт программе, датирован 6 января 1995 года. То есть ракету создавали, без нескольких дней, два десятилетия.
В 90-е годы экономическая ситуация в стране изменилась столь кардинально, что проект вскоре потребовал серьезного пересмотра. Первоначальный замысел строился на заделе, осташемся от советского шаттла. По сути, это был уменьшенный вариант сверхтяжелой «Энергии». В конце 90-х стало ясно, что такая ракета стране не нужна. Тогда-то и появилась идея модульного принципа: создать серию ракет-носителей различной грузоподъемности на основе универсального ракетного модуля УРМ.
Но главная причина задержки состоит в том, что до 2006 года на создание «Ангары» было выделено меньше 4% запланированных средств. Процент выполненных работ был соответствующий. Полноценное финансирование началось только в начале 2006 года, и уже через три года УРМ-1 был запущен в качестве первой ступени южнокорейской космической ракеты «Наро».
Отодвинул сроки старта и мировой кризис 2008 года. К 2010 году ракета уже была готова.
Отодвинул сроки старта и мировой кризис 2008 года. В принципе, к 2010 году ракета уже была готова к испытаниям, но пускать ее было неоткуда. Строительство стартового комплекса в Плесецке на космодроме «Северный» в 2009–2010 годах практически остановилось. А ведь стартовый комплекс — это не только гигантский стартовый стол, кабель-заправочная мачта весом 1500 т и циклопический бетонный газоотводный канал, но еще и 211 зданий и сооружений со сложнейшим оборудованием, которые соединены подземными коридорами длиной 5 км и инженерными коммуникациями длиной 22 км. Строительство такого комплекса — не менее сложное и затратное дело, чем создание самой ракеты. Зато с этого комплекса можно запускать все версии новой ракеты, благодаря чему в 2014 году успешно испытали сразу два варианта — легкую «Ангару-1.2» и тяжелую «Ангару-А5».
«Ангара» — это ракета-конструктор
Макеты трех основных вариантов «Ангары» ‒ легкой, средней и тяжелой. Фото © РИА Новости
Изюминка «Ангары» — модульный принцип. Именно этот принцип считается самым перспективным для коммерческих ракет-носителей: создание серии ракет различной грузоподъемности на основе УРМ.
Ее первая ступень состоит из одинаковых элементов — универсальных ракетных модулей (УРМ) длинной 2 5 м, диаметром 2,9 м и массой 130 т каждый. 9 июня из Плесецка стартовала легкая «Ангара-1», в составе которой один УРМ. Она позволяет выводить в космос 3,8 т груза. Три УРМ формируют «Ангару-3» среднего класса с возможностью вывода на околоземную орбиту 14,6 т. Из пяти УРМ получается тяжелая «Ангара-5» грузоподъемностью 24,5 т, первый старт которой состоялся в самом конце года, 23 декабря.
Модульный принцип — считается самым перспективным для коммерческих ракет-носителей.
Таким образом, одна «Ангара» заменяет все космические носители, которые в настоящее время используются Россией: легкий «Рокот», средний «Союз» и тяжелый «Протон». При этом, в отличие от «Протона», «Ангара» не использует ядовитые компоненты топлива, а запускать ее можно с территории России. Также в перспективе УРМ смогут совершать мягкую посадку и использоваться многократно — и мы получаем самую совершенную систему доставки грузов в космос на ближайшие десятилетия.
Серийная «Ангара» — это бюджетная ракета
Легкая «Ангара» стартовала с того же стартового комплекса, что и тяжелая. Фото © РИА Новости
Эксперты ОРКК и конструкторы ракеты рассчитывают, что в будущем себестоимость серийного производства ракеты-носителя «Ангара» станет аналогична цене производства «Протона». Ведь именно его призвана заменить новая РН.
Однако, если говорить о дне сегодняшнем, то стоимость пуска тяжелой «Ангары-А5» примерно вдвое превышает таковую для «Протона». Но не стоит забывать, что «Протон» — серийная продукция, а «Ангара» — пока штучное изделие, которое находится на этапе испытаний.
Впереди еще 10 пусков, прежде чем эту ракету официально примут в эксплуатацию в 2020 году.
За это время развернется серийное производство на заводе ПО «Полет» в Омске (входит в структуру Объединенной ракетно-космической корпорации, с которой сотрудничает банк ВТБ). Перенос производства из центра Москвы, с завода ГКНПЦ им. Хруничева, позволит сэкономить немало средств.
Серийное производство без всякого сомнения, позволит снизить стоимость всей системы.
Напомним, что первые «Протоны» также стоили примерно вдвое дороже нынешних серийных. При этом «Протон» состоит из девяти блоков четырех типоразмеров и 12 двигателей четырех наименований, а «Ангара-А5» — из шести блоков двух типоразмеров и шести двигателей двух наименований. Пять из этих шести блоков — те самые УРМ-1, серийное производство которых, без всякого сомнения, позволит снизить стоимость всей системы. Коммерческий старт «Протона» сейчас стоит минимум 80 млн долларов. Предполагается, что стоимость старта «Ангары» удастся довести до 95 млн.
Но после того как «Ангара» начнет летать с нового российского космодрома «Восточный», который находится гораздо ближе к экватору, она сможет выводить на геопереходную орбиту 8 т. То есть коммерческие перспективы у ракеты вполне обнадеживающие.
Общая оценка материала: 4.6
Оценка незарегистрированных пользователей за сегодня:
[Total: 0 Average: 0]sneg5.com
Новейшая ракета «Ангара». Исторический старт для нашей космонавтики
Важнейшее событие в отечественной космической отрасли, которое будет способствовать развитию промышленности и укреплению безопасности. Стартовавшая утром с космодрома «Плесецк» новейшая ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара — 5», успешно доставила на геостационарную орбиту в 36 тыс. км от Земли прототип спутника, которые будут на неё устанавливаться в дальнейшем.
Над созданием «Ангары» работали только российские конструкторы. Специалистам Центра имени Хруничева потребовалось около 20 лет. Но даже в трудные годы финансирование проекта не прекращалось. С самого начала это было задачей государственной важности. Такие ракеты должны обеспечить нашей стране независимый доступ к околоземному пространству и запуск космических аппаратов всех типов. Первый испытательный полёт прошёл без замечаний. За стартом в режиме видеоконференции наблюдал Владимир Путин.
Командующий Войсками воздушно-космической обороны, генерал-лейтенант Александр Головко: Товарищ Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации боевые расчеты к обеспечению проведению пуска готовы. Разрешите провести пуск в установленное время и приступить к ведению репортажа.
Владимир Путин: Разрешаю.
Александр Головко: Первый пуск российского ракетоносителя тяжелого класса «Ангара-5» состоялся. Доклад закончил.
Владимир Путин: Поздравляю вас с успешным пуском. В тяжелом ракетоносителе «Ангара-5» применены самые передовые технологии и с его помощью гарантированно можно выводить на любые орбиты действующие и перспективные космические аппараты, причем как военного, так и экономического, научного назначения. Тем самым мы серьезно укрепляем безопасность России. Отмечу, что все детали и узлы «Ангары» — российские. В ее разработке применены передовые технологии, полностью соответствующие современным стандартам , в том числе и экологическим требованиям. Благодарю всех участников сегодняшней работы. Своим успехом показали, что Россия остается одним из признанных мировых лидеров в освоении космического пространства.
Минимальное воздействие на природу при проектировании ракеты было одним из важнейших требований. Двигатели «Ангары» работают на керосине и кислороде, а не на высокотоксичном гептиле. Кроме того, она — так называемого модульного типа. Её комплектуют в зависимости от веса и дальности полёта космического аппарата.
Так летом была успешно испытана лёгкая версия «Ангары». После модернизации появится и вариант для пилотируемых полётов. Максимальная грузоподъёмность новейшей ракеты почти 25 тонн. В перспективе она заменит используемые сейчас «Протоны».
Это разработка космического центра имени Хруничева, которую должен испытать боевой расчет войск воздушно-космической обороны. В разобранном виде ракету доставили железнодорожным составом. Несколько месяцев шла сборка. Самая мощная космическая ракета-носитель Ангара-А5. Лежит на стапеле, готовая к отправке.
С этого момента она медленно, но верно отправляется в сторону стартового стола — в воздухе повисло 55 тонн. Когда она будет заполнена, будет весить почти 750 тонн вместе с топливом.
Чтобы гигант не раскачивался и точно лег на так называемый установщик, его, как говорят здесь, успокаивают, подтягивают канатами с четырех сторон.
«Некоторые брыкаются и не хотят. Мы их заставляем, ремонтируем, чиним, доводим, отлаживаем. Некоторые с самого начала до конца ведут себя очень хорошо, без замечаний, спокойно уходят и не доставляют нам никаких неприятностей. Эта очень тяжелая. Ну, что делать? Это — первая машина, мы её научим летать», — говорит заместитель начальника испытательного центра Сергей Курочкин.
Ракета точно легла на установщик. Зазоры миллиметровые. Техническая готовность номер один. Высота 10-этажного дома — только две трети «Ангары». Дальше носовая часть поднимается еще метров на 15. Это и есть будущее нашей космонавтики.
С помощью ракеты-носителя «Ангара-А5» даже из северных широт Россия сможет выводить на геостационарные орбиты военные спутники и спутники связи.
«С точки зрения перспектив, на мой взгляд, успешный запуск такого типа ракет-носителей позволит с территории Российской Федерации проводить пуски таких космических аппаратов, которые до текущего момента были просто невозможны, даст независимость России в космосе», — отмечает начальник центра испытаний космических средств Михаил Степыко.
Не только мощность определяет передовые возможности «Ангары». Ее принципиальное отличие от других ракет-носителей состоит еще и в том, что она собирается по принципу конструктора. Центральный ракетный модуль и в зависимости от задачи — два дополнительных или четыре. Получаются ракеты-носители разной грузоподъемности.
Стартовый комплекс «Ангары» полностью автоматизированный. За несколько часов до старта ракета-носитель переходит под контроль электронных систем. Компьютер следит за ней до последней секунды обратного отсчета. Малейший сбой и старт будет отменен автоматически.
За час до старта весь персонал эвакуируют на безопасное расстояние в несколько километров. Но даже туда доносится рокот взлетающей «Ангары».
Точно секунда в секунду ракета-носитель «Ангара-А5» оторвалась от стартового стола. Через 12 минут третья ступень отойдет от разгонного блока и можно будет поздравить боевой расчет с успешным запуском.
Прежде, чем выйти на заданную орбиту, «Ангара», преодолевшая земное притяжение, сделала два полных витка вокруг Земли. Первая ступень отошла на 209-й секунде полета и упала на землю в безлюдной местности республики Коми, вторая — на 341-й секунде, обломки рухнули в непроходимой тайге Томской области. А третья ступень отделилась через 735 секунд и упала воду в несудоходном районе Филиппинского моря. В 18:00 по московскому времени разгонный блок доставил груз точно на запланированную орбиту на высоте 36 тысяч км.
Дорогостоящий спутник во время испытательного полета запускать не стали. Вместо него — макет массой более двух тонн. Через пару лет тяжелая «Ангара» снова уйдет со стартового стола, чтобы вывести на орбиту действующий спутник.
www.1tv.ru
Тяжелая ракета «Ангара-А5» стартовала с космодрома Плесецк — Космос
МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/. Первый испытательный запуск новой российской ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» произведен с космодрома Плесецк. Президент РФ Владимир Путин принял участие в церемонии запуска в режиме видеоконференции, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
«Старт ракеты-носителя состоялся в расчетное время (08.57 мск) и прошел штатно», — сказал собеседник агентства. Через 12 минут после запуска от третьей ступени ракеты отделился головной блок.
Тяжелая «Ангара» с разгонным блоком «Бриз-М» выведет на геостационарную орбиту габаритно-массовый макет полезной нагрузки массой в две тонны. Планируется, что ступени ракеты упадут в специально отведенных районах: первая — в республике Коми, вторая и головной обтекатель — в Томской области, третья — в Филиппинском море.
Как сообщили в пресс-службе Минобороны, глава ведомства Сергей Шойгу уже доложил Владимиру Путину об успешном проведении первого испытательного пуска ракеты-носителя.
Российский президент назвал запуск большим и значимым событием в космической отрасли. «Со своей стороны поздравляю вас с успешным пуском. Как и планировалось сегодня проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5″. Действительно, для нашей ракетно-космической отрасли и, пожалуй, для России в целом это большое, очень важное событие», — сказал Путин.
Работы над «Ангарой» ведутся с 1995 года. Летные испытания ракет семейства начались летом — 9 июля с Плесецка впервые стартовала легкая версия ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП» (первый пуск).
Как сообщалось ранее, программа испытаний «Ангары» предусматривает 10 стартов, первые два — с макетами, остальные — с реальными космическими аппаратами. Первый запуск тяжелой «Ангары» с реальным космическим аппаратом намечен на 2016-2017 год, в 2016 году планируется во второй раз запустить легкую ракету «Ангара-1.2».
В следующем году Центр имени Хруничева планирует построить одну тяжелую ракету семейства «Ангара». В 2016-2017 годах выпускать такие ракеты не планируется. С 2018 по 2020 год центр, как ожидается, будет выпускать ежегодно по две тяжелых «Ангары», в 2021-2022 годах — уже по четыре. В 2023 году планируется произвести шесть ракет, а в 2024-2025 годах — выйти на ежегодный выпуск семи носителей «Ангара-А5».
Ракета-носитель «Ангара». Досье
tass.ru
Ангара (ракета-носитель) — это… Что такое Ангара (ракета-носитель)?
Ангара | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | Россия |
Семейство | Ангара |
Разработчик | Центр имени Хруничева |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | |
Длина | |
Диаметр | |
Стартовая масса | |
История запусков | |
Состояние | строится |
Места запуска | Плесецк |
Число запусков | 0 |
— успешных | 0 |
— неудачных | 0 |
Первый запуск | планируется в 2013 |
Последний запуск | 0 |
Первая ступень | |
Маршевый двигатель | РД-191 |
Тяга | 196/212,6 тс |
Удельный импульс | 311,5/337,4 с |
Горючее | жидкий кислород и керосин РГ-1 |
«Ангара» — семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7»)[1] тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ) (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей) — один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три — для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять — для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»).
Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.
Цели создания комплекса
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 мая 2011. |
- России необходим ракетный комплекс, способный выводить на геостационарную орбиту полезные нагрузки с территории Российской Федерации (космодром «Плесецк», возможный вариант — космодром «Восточный»). В настоящее время ракета-носитель «Протон» запускается только с космодрома «Байконур», расположенного на территории Казахстана.
- Из соображений стратегической безопасности, комплекс полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории России.
- Ликвидация проблем использования тяжёлых РН с токсичным топливом. Традиционно в качестве топлива для «тяжёлых» РН (в СССР/РФ) — использовался гептил, очень токсичное вещество; в наше время данный тип топлива используется на РН Протон-М. В РН «Ангара» будет использоваться экологически чистое топливо на основе керосина; в качестве окислителя будет выступать — жидкий кислород; соответственно, такая РН значительно более безопасна при использовании. В будущем, возможна сертификация применения РН «Ангары» и для пилотируемых полетов.
- Модульность. Позволит упростить доставку готового изделия по железной дороге к месту старта. Модульная концепция построения, позволяет создать целое семейство РН: — лёгкого класса, на базе 1-го модуля первой ступени с массой полезной нагрузки на низкой околоземной орбите 1,5 т; тяжёлого, до 35 т, состоящего из 7 универсальных ракетных модулей в составе первой ступени.
- Полезная нагрузка «Ангары А7» — до 35 тонн, что больше, чем у РН Протон. Данные технические возможности «Ангары А5» позволяют вывести с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту полезную нагрузку такой же массы, как и с космодрома Байконур при помощи РН Протон-М.
Вместе с тем, основной целью создания «Ангары» была возможность для ГКНПЦ им. Хруничева занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов РН, созданных в СССР: — «Протон» (вместо него «Ангара» А5, А7), «Зенит-2» (производится на Украине, вместо него «Ангара А3»), «Циклон-2/3» (снят с производства на Украине, вместо него «Ангара А1.2») и «Космос-3М» (вместо него «Ангара А1.1»). Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 (Союз/Молния) и небольшие носители. Методология создания унифицированного ряда РН стала основой докторской диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева А. А. Медведева, защищенной в 1999 году (в 2001 г. А. А. Медведев был назначен Генеральным директором ГКНПЦ имени М. В. Хруничева).[2]
История создания
После распада СССР космодром «Байконур», с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.
В связи с этим, на основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 г. по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 г. был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.
В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей Русь-М.
Указом Президента РФ от 06.01.95 г. «О разработке КРК Ангара.» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу. 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала лётных испытаний комплекса — 2005 год и место — УСК (площадка № 35) космодрома «Плесецк» (недостроенный стартовый комплекс РН Зенит), а в перспективе предусматривается использование для пусков РН Ангара и космодрома «Свободный». Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:
Принятый к разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего — на первой ступени керосина, на второй — жидкого водорода. Баки горючего располагались по бокам расположенных по центру баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши этого мультипликационного персонажа. Двигателем 1-й ступени был принят РД-171, созданный для РН Зенит. Двигатель 2-й ступени — РД-0120, использованный ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовая масса РН — 640 т, масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° (с космодрома «Плесецк») — 24,5 т. Выбор двигателя 1-й ступени (РД-171) позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит, в частности дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк.[3]
В марте 1997 г. руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева предложило кардинально пересмотреть принятый в 1995 г. вариант РН «Ангара». Постепенно стала вырисовываться нынешняя схема ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях РН. Без проведения нового конкурса и Научно-технического совета, решением главы Росавиакосмоса Ю. Н. Коптева и с согласия Министерства обороны РФ новая схема была принята к разработке, а РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева были исключены из состава соисполнителей.
В декабре 2007 года завершились 3-х месячные испытания РН в подмосковном НИИ химического машиностроения.[4]
В сентябре 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» (бывший НИИ ХИММАШ, город Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области) доставлен УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара» для проведения огневых испытаний. Намеченные мероприятия являются частью обязательного цикла подготовки создаваемой ракетно-космической техники.[5]
29.04.2009 в ФКП «НИЦ РКП» была проведена первая серия холодных испытаний (ХСИ-1) УРМ-1, в которой в бак окислителя заправлялось около 100 т жидкого кислорода. Целью ХСИ-1 являлась комплексная отработка пневмогидросистем (ПГС) питания двигателя и алгоритмов управления ПГС на натурном криогенном компоненте топлива — жидком кислороде.[6]
18.06.2009 в ФКП «НИЦ РКП» состоялись вторые холодные испытания (ХСИ-2) с использованием обоих компонентов топлива. На этом этапе была проведена комплексная проверка работоспособности пневмогидросистемы питания в стендовых условиях при «холодных» проливках баков окислителя и горючего.[6]
30.07.2009 в ФКП «НИЦ РКП» на стенде ИС-102 проведены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[6]
26.11.2009 в ФКП «НИЦ РКП» завершены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[7]
18.11.2010 в ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара». Основная цель огневого стендового испытания — комплексная проверка и подтверждение работоспособности пневмогидросистем изделия в стендовых условиях при совместной работе с двигателем РД0124А-И с воспроизведением режимов работы двигательной установки по циклограмме полёта. Огневые стендовые испытания являются заключительным этапом наземной отработки УРМ-2 перед лётными испытаниями.[8]
23.05.2011 межведомственной комиссией (МВК), образованной совместным решением Космических войск Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства, подписан Акт МВК, в котором констатировано, что двигатель РД-191 успешно завершил стадию наземной отработки и пригоден для использования в составе семейства ракет-носителей «Ангара»[9]
В апреле 2012 года Центр судоремонта «Звёздочка» успешно провёл заводские испытания первого — агрегата лёгкого класса весом 197 т, из двух транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплексов РН «Ангара»[10] Оборудование предназначено для транспортировки и установки ракет лёгкого и тяжёлого классов на старте.
Первый запуск РН «Ангара» был запланирован с космодрома «Плесецк» на 2005 год.[11] Но затем он был многократно перенесён: на 2011 год, на 2012 год,[12] а теперь уже на 2013 год.[13] На текущий момент это — восьмой перенос первого запуска РН.
Первый запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1» и первые лётные испытания космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года, сообщил журналистам 24 марта 2011 года официальный представитель Космических войск (КВ) РФ Алексей Золотухин.[14]
Завершились зачётные испытания элементов конструкции ракеты-носителя «Ангара». По сообщению ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева от 23 октября 2012 года, в ФКП «НИЦ РКП» (п. Реммаш) успешно завершились зачётные испытания на криостатическую прочность элементов конструкции перспективной ракеты-носителя (РН) «Ангара» (изделие А5А2С — сборка № А13) изготовления ФГУП «ГКНЦП имени М. В. Хруничева». Целью испытаний сборки № А13 было подтверждение прочности отсеков ускорителя III ступени РН, а также отдельных узлов конструкции РН «Ангара» 3А и 5А.
Вариант для космодрома Байконур
Для запусков с космодрома «Байконур» создаётся космический ракетный комплекс (КРК) «Байтерек», первый запуск которого был запланирован на 2012 год, но затем перенесен на 2014 год. В 2008 году в качестве возможной базы для КРК «Байтерек» рассматривалось несколько существующих площадок на Байконуре. По последним данным[15] возможно использование площадки 250 (УКСС, Универсальный комплекс стенд-старт РН «Энергия»), с которой совершались запуски по программе «Энергия-Буран» с соответствующей доработкой имеющегося оборудования. Площадка ещё окончательно не выбрана и никаких работ по её оборудованию не ведется. Не решен и вопрос участия в финансировании со стороны Республики Казахстан. Финансовое участие в проекте Байтерек со стороны России предполагается в виде внебюджетных средств ГКНПЦ им. Хруничева.
В целом проект «Байтерек» предназначен для коммерческого применения РН Ангара-5, вместо РН Протон-М (после прекращения её эксплуатации), поскольку коммерческие запуски Ангары с космодрома Плесецк очень затруднены по организационным причинам (Плесецк фактически является военным космодромом) и экономически невыгодны (выводимая масса полезной нагрузки на ГПО существенно меньше, чем Протоном с Байконура). Для российских государственных структур запуски Ангары с Байконура не представляют интереса, поэтому данный проект является исключительно коммерческим предприятием ГКНПЦ им. Хруничева и Казахстанской стороны, без государственного финансирования со стороны РФ.
По состоянию на ноябрь 2012 года проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек» (на основе новой ракеты-носителя «Ангара») фактически зашёл в тупик. Достигнуть компромисса по вопросу финансирования проекта не удалось. Вероятно, Россия будет строить стартовый комплекс для «Ангары» на новом космодроме «Восточный».[16][17]
Вариант для Южной Кореи
Основная статья: KSLV-1Ведутся совместные работы по южнокорейскому носителю KSLV-1, в котором активно используются наработки по «Ангаре». С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступает Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI). С российской стороны в проекте участвуют ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО «Энергомаш» и Конструкторское бюро транспортного машиностроения.
Версии носителя
Версия | Ангара 1.1 | Ангара 1.2 | Ангара А3 | Ангара А3/КВСК | Ангара А5 | Ангара А5/КВТК | Ангара А7 | Ангара А7 «Восточный» |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Первая ступень | 1×УРМ, РД-191 | 1×УРМ, РД-191 | 3×УРМ, РД-191 | 3×УРМ, РД-191 | 5×УРМ, РД-191 | 5×УРМ, РД-191 | 6×УРМ-1, УРМ-2 | 6×УРМ-1, УРМ-2 |
Вторая ступень | Бриз-КМ (Бриз-КС) | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | ||
Разгонный блок | — | — | Бриз-М | КВСК | Бриз-М | КВТК | КВТК-А7 | КВТК2-А7В |
Тяга (на уровне земли) | 196 т | 196 т | 588 т | 588 т | 980 т | 980 т | ||
Стартовая масса | 149 т | 171 т | 480 т | 480 т | 759 т | 790 т | 1154 т | |
Высота (макс.) | 34,9 м | 41,5 м | 45,8 м | 55,4 м | 64 м | |||
Полезная нагрузка (орбита 200 км) | 2 т | 3,8 т | 15,1 т | 15,1 т | 25,8 т | 25,8 т | 35,0 т | |
Полезная нагрузка (ГПО) | — | — | 2,4 т | 3,6 т | 5,4 т | 6,6 т | 12,5 т | 19,0 т |
Полезная нагрузка (ГСО) | — | — | 1,0 т | 2,0 т | 2,8 т | 4 т | 7,6 т | 11,4 т |
Масса полезной нагрузки указана при запуске с космодрома Плесецк (63° с.ш.). РН «Ангара А7» состоит из шести УРМ-1 и одного УРМ-2 (центрального блока увеличенного размера и заправки), должна быть оснащена модернизированными двигателями РД-191 с выдвижным сопловым насадком и не может быть запущена со стартового комплекса, предназначенного для запуска остальных ракет-носителей данного семейства.[источник не указан 304 дня]
Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»
Данные приведены по книге В. Е. Гудилина Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.[18]
N п/п | Характеристики | Значение |
---|---|---|
1 | Стартовая масса, т | |
— РН (без КГЧ / с КГЧ) | 611,5/640 | |
— I ступень | 481,53 | |
— II ступень | 129,64 | |
2 | Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. | 26 |
3 | Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т | |
— КВРБ / РБ «Бриз-М» | 4,3/3,2 | |
4 | Масса конструкции РН, т в том числе | 46,6 |
— ускоритель 1 ступени | 33,0 | |
— ускоритель 2 ступени | 13,66 | |
5 | Масса заправляемых компонентов топлива, т | |
— I ступени (ж. O2 / РГ-1) | 324,4/123,7 | |
— II ступени (ж. O2 / ж. H2) | 99,4/16,7 | |
6 | Рабочий запас топлива | |
— I ступень (ж. О2 / РГ-1) | 317,6/120,77 | |
— II ступень (ж. О2 / ж. H2) | 97,84/16,31 | |
7 | Конечная масса блока, т | |
— I ступени | 40,178 | |
— II ступени | 15,663 | |
8 | Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м | |
— РН (без КГЧ) | 35,25/3х3,9 | |
— ускоритель 1 ступени | 25,44/3х3,6 | |
— ускоритель 2 ступени | 13,80/3х3,9 | |
— КГЧ | 19,42/4,35 | |
9 | Тяга МД 1 ступени, тс | |
— у Земли / в пустоте | 740/806,4 | |
10 | Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с | |
— у Земли / в пустоте | 309,5/337,2 | |
11 | Тяга МД 2 ступени в пустоте, с | 190 |
12 | Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с | 455,5 |
Сравнительная оценка
Аналогом «Ангара А5» по стартовой массе и по выводимой на ГСО полезной нагрузке являются «РН Протон» (700 и 4,35-5,6 т соответственно) и разрабатывавшаяся в НАСА Арес-1. «Союз-2» занимает промежуточное положение между «Ангара 1.2» и «Ангара А3».
РН «Ангара» производится с широким использованием полимерных композиционных материалов, доля композитов на 20 % выше, чем в «Протоне-М». Примерно в 2 раза улучшены свойства материалов.[19]
Сноски и источники
- ↑ ГКНПЦ имени М. В. Хруничева | Семейство ракет-носителей «Ангара»
- ↑ Александр Алексеевич Медведев
- ↑ Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. ГЛАВА 6 Развитие ракетно-космических частей и их составных систем // Ракетно-космические системы (История.Развитие.Перспективы). — М.,, 1996. — 326 с.
- ↑ «Ангара» готовится к полёту, vesti.ru, 30.12.2007
- ↑ Началась подготовка к огневым испытаниям универсального ракетного модуля УРМ-2
- ↑ 1 2 3 В ФКП «НИЦ РКП» прошли огневые стендовые испытания УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара». khrunichev.ru (31.07.2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
- ↑ ФКП «НИЦ РКП»состоялись заключительные испытания универсального ракетного модуля УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара», 27.11.2009
- ↑ В ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара», 19.11.2010
- ↑ Завершена отработка новейшего ракетного двигателя РД191 для семейства РН «Ангара»
- ↑ В Северодвинске успешно испытан транспортно-установочный агрегат для стартовых комплексов ракет «Ангара», ИТАР-ТАСС (13.04.2012).
- ↑ Журнал «Новости космонавтики»
- ↑ Проект космического ракетного комплекса «Ангара» утверждён. spacenews.ru
- ↑ Испытания ракеты-носителя «Ангара» начнутся не ранее 2013 года | Газета. Ru: Новости дня
- ↑ Ракета-носитель «Ангара-1» будет запущена не позднее 2013 года
- ↑ «Байтерек» определяет свое место на земле и в космосе
- ↑ России и Казахстану не удалось согласовать условия строительства на космодроме нового стартового комплекса
- ↑ Соглашение о строительстве площадки для запуска ракет с Казахстаном подписано давно, но России она нужна для старта легких ракет, а Казахстану — для тяжелых
- ↑ Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. Ракетно-космические системы (История.Развитие.Перспективы). — М.,, 1996. — 326 с.
- ↑ Ракета-носитель «Ангара» будет производиться с широким использованием композиционных материалов, ИТАР-ТАСС (11.04.2012).
См. также
Ссылки
В новостях
veter.academic.ru
Ангара (ракета-носитель) — это… Что такое Ангара (ракета-носитель)?
Ангара | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | Россия |
Семейство | Ангара |
Разработчик | Центр имени Хруничева |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | |
Длина | |
Диаметр | |
Стартовая масса | |
История запусков | |
Состояние | строится |
Места запуска | Плесецк |
Число запусков | 0 |
— успешных | 0 |
— неудачных | 0 |
Первый запуск | планируется в 2013 |
Последний запуск | 0 |
Первая ступень | |
Маршевый двигатель | РД-191 |
Тяга | 196/212,6 тс |
Удельный импульс | 311,5/337,4 с |
Горючее | жидкий кислород и керосин РГ-1 |
«Ангара» — семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7»)[1] тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ) (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей) — один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три — для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять — для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»).
Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.
Цели создания комплекса
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 мая 2011. |
- России необходим ракетный комплекс, способный выводить на геостационарную орбиту полезные нагрузки с территории Российской Федерации (космодром «Плесецк», возможный вариант — космодром «Восточный»). В настоящее время ракета-носитель «Протон» запускается только с космодрома «Байконур», расположенного на территории Казахстана.
- Из соображений стратегической безопасности, комплекс полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории России.
- Ликвидация проблем использования тяжёлых РН с токсичным топливом. Традиционно в качестве топлива для «тяжёлых» РН (в СССР/РФ) — использовался гептил, очень токсичное вещество; в наше время данный тип топлива используется на РН Протон-М. В РН «Ангара» будет использоваться экологически чистое топливо на основе керосина; в качестве окислителя будет выступать — жидкий кислород; соответственно, такая РН значительно более безопасна при использовании. В будущем, возможна сертификация применения РН «Ангары» и для пилотируемых полетов.
- Модульность. Позволит упростить доставку готового изделия по железной дороге к месту старта. Модульная концепция построения, позволяет создать целое семейство РН: — лёгкого класса, на базе 1-го модуля первой ступени с массой полезной нагрузки на низкой околоземной орбите 1,5 т; тяжёлого, до 35 т, состоящего из 7 универсальных ракетных модулей в составе первой ступени.
- Полезная нагрузка «Ангары А7» — до 35 тонн, что больше, чем у РН Протон. Данные технические возможности «Ангары А5» позволяют вывести с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту полезную нагрузку такой же массы, как и с космодрома Байконур при помощи РН Протон-М.
Вместе с тем, основной целью создания «Ангары» была возможность для ГКНПЦ им. Хруничева занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов РН, созданных в СССР: — «Протон» (вместо него «Ангара» А5, А7), «Зенит-2» (производится на Украине, вместо него «Ангара А3»), «Циклон-2/3» (снят с производства на Украине, вместо него «Ангара А1.2») и «Космос-3М» (вместо него «Ангара А1.1»). Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 (Союз/Молния) и небольшие носители. Методология создания унифицированного ряда РН стала основой докторской диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева А. А. Медведева, защищенной в 1999 году (в 2001 г. А. А. Медведев был назначен Генеральным директором ГКНПЦ имени М. В. Хруничева).[2]
История создания
После распада СССР космодром «Байконур», с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.
В связи с этим, на основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 г. по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 г. был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.
В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей Русь-М.
Указом Президента РФ от 06.01.95 г. «О разработке КРК Ангара.» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу. 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала лётных испытаний комплекса — 2005 год и место — УСК (площадка № 35) космодрома «Плесецк» (недостроенный стартовый комплекс РН Зенит), а в перспективе предусматривается использование для пусков РН Ангара и космодрома «Свободный». Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:
Принятый к разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего — на первой ступени керосина, на второй — жидкого водорода. Баки горючего располагались по бокам расположенных по центру баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши этого мультипликационного персонажа. Двигателем 1-й ступени был принят РД-171, созданный для РН Зенит. Двигатель 2-й ступени — РД-0120, использованный ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовая масса РН — 640 т, масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° (с космодрома «Плесецк») — 24,5 т. Выбор двигателя 1-й ступени (РД-171) позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит, в частности дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк.[3]
В марте 1997 г. руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева предложило кардинально пересмотреть принятый в 1995 г. вариант РН «Ангара». Постепенно стала вырисовываться нынешняя схема ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях РН. Без проведения нового конкурса и Научно-технического совета, решением главы Росавиакосмоса Ю. Н. Коптева и с согласия Министерства обороны РФ новая схема была принята к разработке, а РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева были исключены из состава соисполнителей.
В декабре 2007 года завершились 3-х месячные испытания РН в подмосковном НИИ химического машиностроения.[4]
В сентябре 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» (бывший НИИ ХИММАШ, город Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области) доставлен УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара» для проведения огневых испытаний. Намеченные мероприятия являются частью обязательного цикла подготовки создаваемой ракетно-космической техники.[5]
29.04.2009 в ФКП «НИЦ РКП» была проведена первая серия холодных испытаний (ХСИ-1) УРМ-1, в которой в бак окислителя заправлялось около 100 т жидкого кислорода. Целью ХСИ-1 являлась комплексная отработка пневмогидросистем (ПГС) питания двигателя и алгоритмов управления ПГС на натурном криогенном компоненте топлива — жидком кислороде.[6]
18.06.2009 в ФКП «НИЦ РКП» состоялись вторые холодные испытания (ХСИ-2) с использованием обоих компонентов топлива. На этом этапе была проведена комплексная проверка работоспособности пневмогидросистемы питания в стендовых условиях при «холодных» проливках баков окислителя и горючего.[6]
30.07.2009 в ФКП «НИЦ РКП» на стенде ИС-102 проведены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[6]
26.11.2009 в ФКП «НИЦ РКП» завершены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».[7]
18.11.2010 в ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара». Основная цель огневого стендового испытания — комплексная проверка и подтверждение работоспособности пневмогидросистем изделия в стендовых условиях при совместной работе с двигателем РД0124А-И с воспроизведением режимов работы двигательной установки по циклограмме полёта. Огневые стендовые испытания являются заключительным этапом наземной отработки УРМ-2 перед лётными испытаниями.[8]
23.05.2011 межведомственной комиссией (МВК), образованной совместным решением Космических войск Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства, подписан Акт МВК, в котором констатировано, что двигатель РД-191 успешно завершил стадию наземной отработки и пригоден для использования в составе семейства ракет-носителей «Ангара»[9]
В апреле 2012 года Центр судоремонта «Звёздочка» успешно провёл заводские испытания первого — агрегата лёгкого класса весом 197 т, из двух транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплексов РН «Ангара»[10] Оборудование предназначено для транспортировки и установки ракет лёгкого и тяжёлого классов на старте.
Первый запуск РН «Ангара» был запланирован с космодрома «Плесецк» на 2005 год.[11] Но затем он был многократно перенесён: на 2011 год, на 2012 год,[12] а теперь уже на 2013 год.[13] На текущий момент это — восьмой перенос первого запуска РН.
Первый запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1» и первые лётные испытания космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года, сообщил журналистам 24 марта 2011 года официальный представитель Космических войск (КВ) РФ Алексей Золотухин.[14]
Завершились зачётные испытания элементов конструкции ракеты-носителя «Ангара». По сообщению ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева от 23 октября 2012 года, в ФКП «НИЦ РКП» (п. Реммаш) успешно завершились зачётные испытания на криостатическую прочность элементов конструкции перспективной ракеты-носителя (РН) «Ангара» (изделие А5А2С — сборка № А13) изготовления ФГУП «ГКНЦП имени М. В. Хруничева». Целью испытаний сборки № А13 было подтверждение прочности отсеков ускорителя III ступени РН, а также отдельных узлов конструкции РН «Ангара» 3А и 5А.
Вариант для космодрома Байконур
Для запусков с космодрома «Байконур» создаётся космический ракетный комплекс (КРК) «Байтерек», первый запуск которого был запланирован на 2012 год, но затем перенесен на 2014 год. В 2008 году в качестве возможной базы для КРК «Байтерек» рассматривалось несколько существующих площадок на Байконуре. По последним данным[15] возможно использование площадки 250 (УКСС, Универсальный комплекс стенд-старт РН «Энергия»), с которой совершались запуски по программе «Энергия-Буран» с соответствующей доработкой имеющегося оборудования. Площадка ещё окончательно не выбрана и никаких работ по её оборудованию не ведется. Не решен и вопрос участия в финансировании со стороны Республики Казахстан. Финансовое участие в проекте Байтерек со стороны России предполагается в виде внебюджетных средств ГКНПЦ им. Хруничева.
В целом проект «Байтерек» предназначен для коммерческого применения РН Ангара-5, вместо РН Протон-М (после прекращения её эксплуатации), поскольку коммерческие запуски Ангары с космодрома Плесецк очень затруднены по организационным причинам (Плесецк фактически является военным космодромом) и экономически невыгодны (выводимая масса полезной нагрузки на ГПО существенно меньше, чем Протоном с Байконура). Для российских государственных структур запуски Ангары с Байконура не представляют интереса, поэтому данный проект является исключительно коммерческим предприятием ГКНПЦ им. Хруничева и Казахстанской стороны, без государственного финансирования со стороны РФ.
По состоянию на ноябрь 2012 года проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек» (на основе новой ракеты-носителя «Ангара») фактически зашёл в тупик. Достигнуть компромисса по вопросу финансирования проекта не удалось. Вероятно, Россия будет строить стартовый комплекс для «Ангары» на новом космодроме «Восточный».[16][17]
Вариант для Южной Кореи
Основная статья: KSLV-1Ведутся совместные работы по южнокорейскому носителю KSLV-1, в котором активно используются наработки по «Ангаре». С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступает Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI). С российской стороны в проекте участвуют ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО «Энергомаш» и Конструкторское бюро транспортного машиностроения.
Версии носителя
Версия | Ангара 1.1 | Ангара 1.2 | Ангара А3 | Ангара А3/КВСК | Ангара А5 | Ангара А5/КВТК | Ангара А7 | Ангара А7 «Восточный» |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Первая ступень | 1×УРМ, РД-191 | 1×УРМ, РД-191 | 3×УРМ, РД-191 | 3×УРМ, РД-191 | 5×УРМ, РД-191 | 5×УРМ, РД-191 | 6×УРМ-1, УРМ-2 | 6×УРМ-1, УРМ-2 |
Вторая ступень | Бриз-КМ (Бриз-КС) | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | ||
Разгонный блок | — | — | Бриз-М | КВСК | Бриз-М | КВТК | КВТК-А7 | КВТК2-А7В |
Тяга (на уровне земли) | 196 т | 196 т | 588 т | 588 т | 980 т | 980 т | ||
Стартовая масса | 149 т | 171 т | 480 т | 480 т | 759 т | 790 т | 1154 т | |
Высота (макс.) | 34,9 м | 41,5 м | 45,8 м | 55,4 м | 64 м | |||
Полезная нагрузка (орбита 200 км) | 2 т | 3,8 т | 15,1 т | 15,1 т | 25,8 т | 25,8 т | 35,0 т | |
Полезная нагрузка (ГПО) | — | — | 2,4 т | 3,6 т | 5,4 т | 6,6 т | 12,5 т | 19,0 т |
Полезная нагрузка (ГСО) | — | — | 1,0 т | 2,0 т | 2,8 т | 4 т | 7,6 т | 11,4 т |
Масса полезной нагрузки указана при запуске с космодрома Плесецк (63° с.ш.). РН «Ангара А7» состоит из шести УРМ-1 и одного УРМ-2 (центрального блока увеличенного размера и заправки), должна быть оснащена модернизированными двигателями РД-191 с выдвижным сопловым насадком и не может быть запущена со стартового комплекса, предназначенного для запуска остальных ракет-носителей данного семейства.[источник не указан 304 дня]
Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»
Данные приведены по книге В. Е. Гудилина Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.[18]
N п/п | Характеристики | Значение |
---|---|---|
1 | Стартовая масса, т | |
— РН (без КГЧ / с КГЧ) | 611,5/640 | |
— I ступень | 481,53 | |
— II ступень | 129,64 | |
2 | Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. | 26 |
3 | Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т | |
— КВРБ / РБ «Бриз-М» | 4,3/3,2 | |
4 | Масса конструкции РН, т в том числе | 46,6 |
— ускоритель 1 ступени | 33,0 | |
— ускоритель 2 ступени | 13,66 | |
5 | Масса заправляемых компонентов топлива, т | |
— I ступени (ж. O2 / РГ-1) | 324,4/123,7 | |
— II ступени (ж. O2 / ж. H2) | 99,4/16,7 | |
6 | Рабочий запас топлива | |
— I ступень (ж. О2 / РГ-1) | 317,6/120,77 | |
— II ступень (ж. О2 / ж. H2) | 97,84/16,31 | |
7 | Конечная масса блока, т | |
— I ступени | 40,178 | |
— II ступени | 15,663 | |
8 | Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м | |
— РН (без КГЧ) | 35,25/3х3,9 | |
— ускоритель 1 ступени | 25,44/3х3,6 | |
— ускоритель 2 ступени | 13,80/3х3,9 | |
— КГЧ | 19,42/4,35 | |
9 | Тяга МД 1 ступени, тс | |
— у Земли / в пустоте | 740/806,4 | |
10 | Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с | |
— у Земли / в пустоте | 309,5/337,2 | |
11 | Тяга МД 2 ступени в пустоте, с | 190 |
12 | Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с | 455,5 |
Сравнительная оценка
Аналогом «Ангара А5» по стартовой массе и по выводимой на ГСО полезной нагрузке являются «РН Протон» (700 и 4,35-5,6 т соответственно) и разрабатывавшаяся в НАСА Арес-1. «Союз-2» занимает промежуточное положение между «Ангара 1.2» и «Ангара А3».
РН «Ангара» производится с широким использованием полимерных композиционных материалов, доля композитов на 20 % выше, чем в «Протоне-М». Примерно в 2 раза улучшены свойства материалов.[19]
Сноски и источники
- ↑ ГКНПЦ имени М. В. Хруничева | Семейство ракет-носителей «Ангара»
- ↑ Александр Алексеевич Медведев
- ↑ Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. ГЛАВА 6 Развитие ракетно-космических частей и их составных систем // Ракетно-космические системы (История.Развитие.Перспективы). — М.,, 1996. — 326 с.
- ↑ «Ангара» готовится к полёту, vesti.ru, 30.12.2007
- ↑ Началась подготовка к огневым испытаниям универсального ракетного модуля УРМ-2
- ↑ 1 2 3 В ФКП «НИЦ РКП» прошли огневые стендовые испытания УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара». khrunichev.ru (31.07.2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
- ↑ ФКП «НИЦ РКП»состоялись заключительные испытания универсального ракетного модуля УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара», 27.11.2009
- ↑ В ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара», 19.11.2010
- ↑ Завершена отработка новейшего ракетного двигателя РД191 для семейства РН «Ангара»
- ↑ В Северодвинске успешно испытан транспортно-установочный агрегат для стартовых комплексов ракет «Ангара», ИТАР-ТАСС (13.04.2012).
- ↑ Журнал «Новости космонавтики»
- ↑ Проект космического ракетного комплекса «Ангара» утверждён. spacenews.ru
- ↑ Испытания ракеты-носителя «Ангара» начнутся не ранее 2013 года | Газета. Ru: Новости дня
- ↑ Ракета-носитель «Ангара-1» будет запущена не позднее 2013 года
- ↑ «Байтерек» определяет свое место на земле и в космосе
- ↑ России и Казахстану не удалось согласовать условия строительства на космодроме нового стартового комплекса
- ↑ Соглашение о строительстве площадки для запуска ракет с Казахстаном подписано давно, но России она нужна для старта легких ракет, а Казахстану — для тяжелых
- ↑ Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. Ракетно-космические системы (История.Развитие.Перспективы). — М.,, 1996. — 326 с.
- ↑ Ракета-носитель «Ангара» будет производиться с широким использованием композиционных материалов, ИТАР-ТАСС (11.04.2012).
См. также
Ссылки
В новостях
dikc.academic.ru