РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ СЕМЕЙСТВА АТЛАС-5
Предусматривается эксплуатировать несколько модификаций ракет-носителей, обозначаемых «Атлас-5/ NXY». Последние три символа наименования: N=4, 5 — диаметр переднего отсека в метрах, Х=0…5 — число твердотопливных ускорителей, Y=l …2 — число двигателей второй ступени. Ракеты «Атлас-5/SXY» будут способны выводить спутники непосредственно на геостационарные орбиты. Данные о массе полезной нагрузки, выводимой на орбиты с помощью различных модификаций РН этого типа, приведены в табл. 1.
«Зарубежное военное обозрение» №7.2004 г. (стр. 51-55)
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ СЕМЕЙСТВА «АТЛАС-5»
Полковник В. ПАУКОВ
Семейство американских ракет-носителей (РН) «Атлас» фирмы «Локхид-Мартин» занимает второе место в США после носителей семейства «Дельта» компании «Боинг». Доля запусков РН серии «Атлас» составляет около 40 проц. всех осуществляемых в стране. В настоящее время в США в эксплуатации находятся РН «Атлас-2А, -2AS», «Атлас-ЗА, -3В», успешно проведены три первых запуска новой РН типа «Атлас-5».
Компания «Локхид-Мартин» приступила к созданию ракет-носителей серии «Атлас-5» в 1995 году в рамках программы EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle), направленной на разработку недорогих и удобных в эксплуатации РН. Данный тип носителей предназначен для вывода средних и тяжелых спутников на низкие околоземные, переходные к геостационарной и геостационарные орбиты.
Особенностью ракет «Атлас-5» является использование в качестве основного двигателя первой ступени жидкостного ракетного двигателя РД-180 российской разработки. Американская сторона уже закупила партию таких двигателей вместе с лицензией на их производство. При этом фирма «Пратт энд Уитни», выполняя требование контракта на использование в серийных РН комплектующих только отечественного производства, ведет подготовку к организации собственного производства указанного ЖРД. Она планирует произвести 25 таких двигателей для запусков в интересах МО США.
Предусматривается эксплуатировать несколько модификаций ракет-носителей, обозначаемых «Атлас-5/ NXY». Последние три символа наименования: N=4, 5 — диаметр переднего отсека в метрах, Х=0…5 — число твердотопливных ускорителей, Y=l …2 — число двигателей второй ступени. Ракеты «Атлас-5/SXY» будут способны выводить спутники непосредственно на геостационарные орбиты. Данные о массе полезной нагрузки, выводимой на орбиты с помощью различных модификаций РН этого типа, приведены в табл. 1.
Для вывода на геостационарные орбиты полезной нагрузки массой около 6 350 кг предполагалось разработать РН «Атлас-5/Хэви». В ракете-носителе предусматривалось использование двух боковых ускорителей, представляющих собой аналог первой ступени. Однако в 2003 году реализация проекта временно приостановлена.
Первая ступень ракеты-носителя выполнена из алюминиевого сплава. Для большей прочности стенки топливных баков армированы в виде обечайки, каждый бак имеет независимое днище. Для стыковки со следующей ступенью предусмотрены три типа переходных отсеков. Переходный отсек конической формы массой 420 кг обеспечивает в ракетах-носителях серии «Атлас-5/4ХУ» стыковку со ступенью «Центавр», диаметр которой на 0,75 м меньше, чем у первой ступени. В ракетах-носителях серии «Атлас-5/ 5XY» используется переходный отсек массой 270 кг цилиндрической формы, поскольку первая и вторая ступени имеют одинаковый диаметр.
Второй ступенью служит одна из двух модификаций ступени «Центавр-3». В первой модификации, имеющей внешний диаметр 3,05 м, используется один жидкостной кислородно-водородный двигатель RL10A-4-2 и электромеханический привод поворота сопла, а во второй, имеющей внешний диаметр 3,8 м, — два ЖРД RL10A-4-2 с гидравлическим приводом поворота сопел.
Элементы системы управления полетом РН размещены как на ступени «Центавр-3», так и на первой ступени. В состав элементов системы управления первой ступени входят: блок системы обеспечения безопасности полета, блок управления подачей топлива, вспомогательный блок телеметрии, двухстепенной гироскоп и аккумуляторная батарея. Указанные блоки объединены в общий контейнер, который находится с наружной стороны в верхней части ступени. Наличие двухстепенного гироскопа обусловлено необходимостью точного отслеживания вращения РН по крену и тангажу для обеспечения высокой устойчивости во время полета. Исполнительные элементы системы подачи топлива находятся в топливных магистралях ЖРД РД-180 и обеспечивают возможность дросселирования тяги двигателя, а также создание необходимого наддува баков окислителя и горючего. Управление вектором тяги двигателя по каналам тангажа и рыскания осуществляется гидравлической системой поворота сопел, а по каналу вращения — жидкостным однокомпонентным двигателем многоразового включения, имеющим пару диаметрально расположенных противоположно направленных сопел, размещенных в верхней части первой ступени.
Таблица 1
ДАННЫЕ О МАССЕ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ, ВЫВОДИМОЙ НА ОРБИТЫ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ МОДИФИКАЦИЙ РН ТИПА «АТЛАС-5»
Таблица 2
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ РН ТИПА «АТЛАС-5»
В состав элементов системы управления ступени «Центавр-3» входят бортовой вычислительный комплекс на основе процессора 1750А, инерциальная навигационная система на основе кольцевых лазерных гироскопов, блок коммутаторов, основной и вспомогательный блоки телеметрии, блок системы обеспечения безопасности полета, аккумуляторные батареи. Они размещены в приборном отсеке верхней части ступени. Включение и выключение двигателей осуществляются с помощью системы клапанов, расположенных в топливных магистралях. Управление вектором тяги по каналам рыскания, тангажа и вращения в процессе работы основных ЖРД ступени «Центавр-3» двухдвигательной компоновки осуществляется гидравлической системой поворота сопел. При однодвигательной компоновке ступени «Центавр-3» управление по каналам тангажа и рыскания осуществляется электромеханической системой поворота сопла ЖРД, а управление по каналу вращения — с помощью четырех однокомпонентных жидкостных гидразиновых двигателей малой тяги. В процессе точного размещения полезной нагрузки на заданной орбите после окончания работы маршевых двигателей управление по каналам рыскания, тангажа и вращения осуществляется с помощью 12 (четыре на каждый канал) однокомпонентных жидкостных гидразиновых двигателей малой тяги.
Полезная нагрузка размещается в переднем отсеке РН, который имеет обтекатели четырех типов. Обтекатели ракет-носителей «Атлас-5/4ХУ» выполнены из алюминиевого сплава, а «Атлас-5/5ХУ» — из композитного материала.
По состоянию на июнь 2004 года осуществлено три запуска РН типа «Атлас-5»: два — модификации 401 (рис.1) и один — 521. Стоимость каждого запуска составляет 75-90 млн долларов.
Первый запуск РН «Атлас-5/431» ожидается в конце 2004 года. Внешний вид разрабатываемых РН типа «Атлас-5» представлен на рис. 2, а основные тактико-технические характеристики элементов приведены в табл. 2.
Зависимость массы полезной нагрузки, выводимой на переходную к геостационарной орбиту, от наклонения этой орбиты для РН «Атлас-5/5ХУ» приведена на рис. 3, а основные этапы полета таких РН показаны на рис. 4.
Помимо высоких летных характеристик ракета-носитель типа «Атлас-5» имеет и хорошие эксплуатационные показатели. Так, полный цикл производства данной РН около 15 месяцев, а цикл подготовки к старту всего от 15 до 21 сут (из них на стартовой площадке около 2 сут). Аналогичные показатели для ракет типа «Титан-4» составляли 36 месяцев и 150-240 сут (в том числе около 90 сут непосредственно на стартовой площадке), а для РН «Атлас-2А8» составляют соответственно 24 месяца и 42-57 сут (в том числе около 38 сут на стартовой площадке).
Запуск ракет-носителей типа «Атлас-5» может осуществляться как с Восточного, так и с Западного (в ближайшей перспективе) ракетного полигона США. На Западном ракетном полигоне для этих целей будет переоборудован стартовый комплекс SLC-3E (Space Launch Complex), a на Восточном уже функционирует SLC-41 (рис. 5).
militaryarticle.ru
5 — это… Что такое Атлас-5?
Атлас V | |
Старт «Атлас V» в конфигурации 401 12 августа 2005 года. | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | США |
Семейство | Атлас |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ULA, Локхид |
Изготовитель | ULA, Локхид |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 2 |
Длина | 58,3 м |
Диаметр | 3,81 м |
Стартовая масса | 334,5 — 546,7 т[1] |
Масса полезной нагрузки | |
— на НОО | Стандартная: 9,8 — 18,8 т Хеви: 29,4 т[2] |
— на ГПО | Стандартная: 4,75 — 8,9 т Хеви: 13 т |
История запусков | |
Состояние | действующая |
Места запуска | Мыс Канаверал; Ванденберг, ВВС США |
Число запусков | 34 (401: 14, 411: 3, 421: 3, 431: 2) (501: 4, 521: 2, 531: 2, 541: 1, 551: 3) |
— успешных | 33 (401: 13, 411: 3, 421: 3, 431: 2) (501: 4, 521: 2, 531: 2, 541: 1, 551: 3) |
— частично неудачных | 1 (401)[3] |
Первый запуск | 401: 21 августа 2002 г. 411: 20 апреля 2006 г. 421: 10 октября 2007 г. 431: 11 марта 2005 г. 501: 22 июля 2010 г. 521: 17 июля 2003 г. 531: 14 августа 2010 г. 541: 26 ноября 2011 г. 551: 19 января 2006 г. |
Ускоритель (Ступень 0) — схема | |
Количество ускорителей | 1-5 шт. |
Маршевый двигатель | ТТУ |
Тяга | 129,5 тс (1270 кН) |
Удельный импульс | 275 с |
Время работы | 94 с |
Ускоритель (Альтернативный) — схема Хеви («5HX») УРМ | |
Количество ускорителей | 2 шт. |
Маршевый двигатель | РД-180 |
Тяга | 423,4 тс (4152 кН) |
Удельный импульс | 311 с |
Время работы | 253 с |
Горючее | RP-1 |
Окислитель | LOX |
Первая ступень — УРМ | |
Маршевый двигатель | РД-180 |
Тяга | 423,4 тс (4 152 кН) |
Удельный импульс | 311 с |
Время работы | 253 с |
Горючее | RP-1 |
Окислитель | LOX |
Маршевый двигатель | RL-10A |
Тяга | 10,1 тс (99,2 кН) |
Удельный импульс | 451 с |
Время работы | 842 с |
Горючее | Lh3 |
Окислитель | LOX |
Вторая ступень (Альтернативная) — Атлас V «XX2» Центавр | |
Маршевые двигатели | 2 x RL-10A |
Тяга | 15 тс (147 кН) |
Удельный импульс | 449 с |
Время работы | 421 с |
Горючее | Lh3 |
Окислитель | LOX |
«Атла́с V» (англ. Atlas V) — одноразовая ракета-носитель семейства РН Атлас, которая первоначально производилась компанией «Локхид», а затем альянсом «United Launch Alliance», сформированным совместно Локхидом и Боингом. Фирма «Аэроджет» разрабатывает и производит твердотопливные ускорители («ТТУ») для ракеты-носителя Атлас V. Сама ракета-носитель, производимая в Денвере (Колорадо, США), состоит из работающей на керосине («RP-1») и жидком кислороде («LOX») первой ступени, которая использует российский жидкостный ракетный двигатель РД-180, и второй ступени на базе разгонного блока «Центавр», который использует в качестве топлива жидкий водород («LН2») и LOX в качестве окислителя. Некоторые конфигурации включают различное количество собранных в пакет ускорителей: в первом случае несколько вариантов использует от одного до пяти ТТУ; во втором случае вариант с общим названием «Хеви» (англ. Heavy,Тяжёлый) предполагает использование ещё двух, схожих с первой ступенью, универсальных ракетных модулей («УРМ»).
Начиная с августа 2002 года по ноябрь 2011 года было произведено 28 стартов, при которых была продемонстрирована почти 100 % надежность ракеты-носителя. В ходе полёта 15 июля 2007 года со спутником военной разведки США «L-30», произошла неисправность при функционировании второй ступени, приведшая к ее более раннему отключению, в результате чего полезная нагрузка не вышла на расчетную орбиту.[4] Тем не менее, заказчик классифицировал выполнение этого полета как удачное.[5][6] После возникновения этих проблем, РН Атлас V выполнила 18 успешных стартов по состоянию на конец осени 2011 года.
Сравнимые ракеты-носители: Дельта-4 — Фалькон 9 — Ариан 5 — GSLV Mk. III (Индия) — Великий поход 5 — Ангара 5 — H-IIB — Протон М
История
На 2009 год РН Атлас V является последним по времени членом семейства Атлас и является развитием ракеты-носителя «Атлас II» и, в особенности, ракеты-носителя «Атлас III». Большинство силовых установок, авионики и структурных элементов идентичны или являются непосредственным развитием использованных ранее на ракетах-носителях семейства. Наиболее заметное внешнее отличие состоит в баках первой ступени — больше не используются баки диаметром 3.1 м из нержавеющей стали с общей переборкой в качестве несущей конструкции под давлением, также произошел отказ от идеологии «1.5 ступени», которая состояла в сбросе двух двигателей в середине полёта, в то время как третий продолжал работу в течение всего полёта вплоть до достижения первой космической скорости. Вместо этого используется сварная конструкция диаметром 3,8 м, выполненная из алюминиевого сплава во многом аналогичная той, что использовалась на ракетах-носителях семейства «Титан» и в топливном баке МТКК Спейс Шаттл.
РН был разработан Локхид в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей (англ. Evolved Expendable Launch Vehicle, EELV) для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США. Общей целью программы EELV было сокращение стоимости запуска полезной нагрузки на орбиту. Запуски производятся с мыса Канаверал и на базе Ванденберг, ВВС США, первый старт был осуществлен 21 августа 2002 года.
Конструкция
В стандартной конфигурации РН Атлас V используют единственный двигатель универсального ракетного модуля РД-180 российского производства. В случае необходимости к первой ступени в пакет добавляются от одного до пяти ТТУ. УРМ первой ступени имеет диаметр 3,8 м, высоту 32.5 м и на старте содержит 284,45 т RP-1/LOX в соответствующих баках. Ускоритель имеет рабочее время около четырех минут и развивает тягу 423,4 тс (4 152 кН). Добавление ТТУ или двух УРМ в конфигурации Хеви увеличивает значение подъёмной силы на старте.
Верхняя вторая ступень Центавр использует криогенные компоненты топлива Lh3/LOX, стабилизация содержимого баков обеспечивается давлением. В качестве двигателя используется один или два ЖРД RL10A-4-2 разработки «Рокетдайн» с тягой 10,1 тс (99,2 кН). Конструкция блока позволяет его модификацию без серьёзных изменений. Система инерциальной навигации («СИН», англ. Inertial Navigation Unit, INU), расположенная на Центавре, обеспечивает управление и навигацию как всей РН Атлас V, так и систем Центавра — обеспечивает управление давлением в баках и использованием топлива. Установленные двигатели способны многократно запускаться в вакууме, что позволяет последовательно выполнять маневры выхода на низкую опорную орбиту («НОО»), перехода на геопереходную орбиту («ГПО») и выхода на геостационарную орбиту («ГСО»), выполняя эти маневры в разные моменты времени. РБ Центавр имеет наибольшее соотношение массы топлива к общей массе среди современных разгонных блоков на 2009 год, что позволяет выводить бо́льшую полезную нагрузку.
Многие системы РН Атлас V модернизировались как до первого его полёта на предыдущих версиях ракет-носителей семейства, так и в ходе эксплуатации Атлас V. Последняя известная модернизация системы инерциальной навигации с названием «Стойкая к сбоям СИН» (англ. Fault Tolerant INU, FTINU) была предназначена для увеличения надежности РН Атлас V в ходе полёта.
14 апреля 2008 года ракета-носитель осуществила запуск самого тяжёлого груза на орбиту в истории семейства ракет Атлас — телекоммуникационный спутник массой 6 634 кг производства «Космические системы Лорал» (Пало-Альто, англ. Space Systems/Loral).[7]
Перспективы развития
РН Атлас V в конфигурации Хеви (англ. Heavy Lift Vehicle, HLV) может быть доступна через 30 месяцев после поступления заказа.[8] В данной конфигурации ракета-носитель должна использовать три УРМ, собранных вместе в пакет, что должно обеспечить наибольшую способность по выводу полезной нагрузки на орбиту. Приблизительно 95 % оборудования, необходимого для реализации схемы Хеви, используется и предусмотрено на эксплуатируемых УРМ в обычных конфигурациях.
На РН Атлас V могут использоваться головные обтекатели двух типов. Первый с диаметром 4 м используется, начиная с РН «Атлас II», и имеет в данном случае более вытянутую форму. Доступно три варианта длин таких обтекателей — от 12 до 13,8 м. Здесь следует отметить также, что этот тип обтекателя не закрывает разгонный блок Центавр. Специально для этой ракеты-носителя был добавлен головной обтекатель швейцарской фирмы Контрейвс (англ. Contraves) с диаметром 5,4 м, из которых 4,57 м — доступно для использования.[9] Контейнер выполнен из композитных материалов и может быть в трех вариантах для РН Атлас V — от 20 до 26 м. Разгонный блок «Центавр» в случае этого контейнера полностью прикрыт обтекателем.
Универсальный ракетный модуль РН Атлас V выбран для использования в качестве первой ступени на совместной американо-японской ракете GX (англ.), которая должна выполнить свой первый полет в 2012 году.[10] Запуски ракеты-носителя GX будут осуществляться на базе Ванденберг, ВВС США, стартовый комплекс «SLC-3E». В настоящее время данный проект отменён ввиду экономической несостоятельности.
В июле 2011 года ULA и НАСА подписали соглашение о развитии пилотируемого варианта ракеты-носителя в рамках программы коммерческих полетов COTS.[11] В августе 2011 года «Боинг» объявил о выборе Атлас V в качестве носителя для разрабатываемого корабля CST-100.[12]
Варианты и их обозначения
Каждый РН Атлас V имеет трехзначное численное обозначение, которое определяется особенностями использованной конфигурации. Первая цифра в обозначении соответствует диаметру использованного головного обтекателя и всегда равняется ‘4’ или ‘5’. Вторая цифра соответствует числу использованных ТТУ и может изменяться в диапазоне от ‘0’ до ‘3’ для четырехметрового обтекателя и от ‘0’ до ‘5’ в случае пятиметрового обтекателя. Последняя цифра указывает на версию использованного РБ Центавр, а именно, сколько двигателей использует этот блок и может быть либо ‘1’, либо ‘2’. Как правило, Центавр с одним двигателем используется в случае вывода спутника на геостационарную орбиту или для межпланетных полетов, а вариант с двумя двигателями используется для вывода полезной нагрузки на низкую опорную орбиту. В сентябре 2006 года «Локхид» и «Биглоу Аэроспейс» достигли соглашения о развитии варианта РН Атлас V, пригодного по уровню безопасности для пилотируемых полетов.[13] Появление такой версии ракеты-носителя по всей видимости будет отражено в маркировке.
Таблица обозначения версий: (актуальность данных — 26 ноября 2011 года)
Версия | Обтекатель | Ускорители | Верхняя ступень | ПН на НОО | ПН на ГПО | Число запусков |
---|---|---|---|---|---|---|
401 | 4 м | — | 1 ЖРД | 9 797 кг | 4 750 кг | 14 |
411 | 4 м | 1 ТТУ | 1 ЖРД | 12 150 кг | 5 950 кг | 3 |
421 | 4 м | 2 ТТУ | 1 ЖРД | 14 067 кг | 6 890 кг | 3 |
431 | 4 м | 3 ТТУ | 1 ЖРД | 15 718 кг | 7 700 кг | 2 |
501 | 5,4 м | — | 1 ЖРД | 8 123 кг | 3 775 кг | 4 |
511 | 5,4 м | 1 ТТУ | 1 ЖРД | 10 986 кг | 5 250 кг | 0 |
521 | 5,4 м | 2 ТТУ | 1 ЖРД | 13 490 кг | 6 475 кг | 2 |
531 | 5,4 м | 3 ТТУ | 1 ЖРД | 15 575 кг | 7 475 кг | 2 |
541 | 5,4 м | 4 ТТУ | 1 ЖРД | 17 443 кг | 8 290 кг | 1 |
551 | 5,4 м | 5 ТТУ | 1 ЖРД | 18 814 кг | 8 900 кг | 3 |
Хеви (HLV или 5h2)) | 5,4 м | 2 УРМ | 1 ЖРД | — | 13 000 кг | 0 |
Хеви (HLV или 5h3) | 5,4 м | 2 УРМ | 2 ЖРД | 29 400 кг | — | 0 |
Старты РН Атлас V
Полный список запусков РН Атлас V приводится в английской версии статьи по ракете-носителю англ. «Atlas V». Среди наиболее примечательных полетов следует отметить старты Марсианского разведывательного спутника и Новые горизонты — две исследовательские программы НАСА, первая посвящена изучению Марса, вторая Плутона и его спутника Харона. 18 июня 2009 года эта ракета-носитель в конфигурации 401 использовалась для запуска «Лунного Разведывательного спутника» (LRO).
Фото галерея
Примечания
Ссылки
Ракеты Атлас | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Основные статьи | Семейство ракет «Атлас» · SM-65 «Атлас» | ||||||||||||||
Ракеты |
| ||||||||||||||
Места запусков |
| ||||||||||||||
Компоненты | |||||||||||||||
Компании |
| ||||||||||||||
Запуски | 1957-1959 · 1960-1969 · 1970-1979 · 1980-1989 · 1990-1999 · 2000-2009 · 2010-2019 |
dic.academic.ru
Атлас V | |
Старт «Атлас V» 401 12 августа 2005 года. | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | США США |
Семейство | Атлас |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ULA, Lockheed Martin |
Изготовитель | ULA, Lockheed Martin |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 2 |
Длина (с ГЧ) | 58,3 м |
Диаметр | 3,81 м |
Стартовая масса | 334,5 — 546,7 т[1] |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО | 9,8 — 18,8 т[2] |
• на ГПО | 4,75 — 8,9 т |
История запусков | |
Состояние | действующая |
Места запуска | Мыс Канаверал, SLC-41; База Ванденберг, SLC-3E |
Число запусков | 79 (401: 38, 411: 5, 421: 7, 431: 3, 501: 6, 521: 2, 531: 3, 541: 6, 551: 9) |
• успешных | 78 (401: 37, 411: 5, 421: 7, 431: 3, 501: 6, 521: 2, 531: 3, 541: 6, 551: 9) |
• частично неудачных | 1 (401)[3] |
Первый запуск | 401: 21 августа 2002 года 411: 20 апреля 2006 года 421: 10 октября 2007 года 431: 11 марта 2005 года 501: 22 июля 2010 года 521: 17 июля 2003 года 531: 14 августа 2010 года 541: 26 ноября 2011 года 551: 19 января 2006 года |
Последний запуск | 17 октября 2018 (AEHF-4) |
Ускоритель (стандартный) — AJ-60A[en] | |
Количество ускорителей | 0-5 шт. |
Маршевый двигатель | РДТТ |
Тяга | 172,1 тс (1688 кН) (ур. моря) |
Удельный импульс | 279,3 с |
Время работы | 94 с |
Топливо | HTPB |
Первая ступень — УРМ | |
Маршевый двигатель | РД-180 |
Тяга | 390,2 тс (3827 кН) (ур. моря) 423,4 тс (4152 кН) (вакуум) |
Удельный импульс | 311 с (на уровне моря) 338 с (в вакууме) |
Время работы | 253 с |
Горючее | керосин РГ-1 |
Окислитель | жидкий кислород |
Вторая ступень (Атлас-5 «XX1») — Центавр | |
Маршевый двигатель |
ru-wiki.ru
Американская ракета-носитель Atlas V. Досье — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 23 марта 2016 г. США осуществили запуск с космодрома на мысе Канаверал ракеты-носителя Atlas V 401 («Атлас-5-401») с автоматическим грузовым кораблем Cygnus («Сигнус»). Корабль доставит на Международную космическую станцию около 3,6 т различных грузов.
Atlas V («Атлас-5») — американская одноразовая ракета космического назначения. Принадлежит к семейству ракет Atlas, которое было создано в 1960-х гг. на базе первой американской межконтинентальной баллистической ракеты SM-65 Atlas (находилась на вооружении США до 1965 г.). Предназначена для запуска различных космических аппаратов, в том числе военного назначения (около 70% запусков — правительственные заказы).
Разработана корпорацией Lockheed Martin («Локхид- Мартин»; Бетесда, шт. Мэриленд) в конце 1990-х гг. в рамках программы EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle — «усовершенствованная одноразовая ракета-носитель») по заказу Министерства обороны США. Сумма контракта составила около 500 млн долларов США.
Изготовитель — United Launch Alliance («Юнайтед лонч эллайенс»; ULA; «Ю-эл-эй»; Сентенниал, шт. Колорадо), совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing («Боинг»; Чикаго), создано в 2006 г.
Выпускается в двух сериях — 400-й и 500-й.
Характеристики
Представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего или тяжелого класса (в зависимости от конфигурации).
Максимальная длина — 61 м, диаметр — 3,75 или 4,572 м, стартовая масса — от 334,5 до 546,7 т.
Первая ступень, центральный ракетный блок CCB («Си-си- би»), оснащена российским кислородно-керосиновым жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-180 (НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко; г. Химки Московской обл.). Конкурс на разработку двигателя для американских ракет был выигран российским предприятием в 1996 г., впервые РД-180 был установлен на Atlas III (первый запуск — в 2000 г.).
Летом 2001 г. РД-180 был сертифицирован для использования на Atlas V. Также предусмотрено дооснащение первой ступени боковыми стартовыми твердотопливными ускорителями AJ-60A компании Aerojet Rocketdyne («Аэроджет рокетдин»; Сакраменто, шт. Калифорния) — от одного до пяти.
Вторая ступень — разгонный блок Centaur («Центавтр»; разрабатывался для Atlas II и Atlas III) с одним или двумя (в зависимости от конфигурации) кислородно-водородными ЖРД RL10A-4-2 (Aerojet Rocketdyne).
Atlas V 400-й серии может выводить полезный груз массой до 7,7 т на геопереходную орбиту (ГПО) и до 15,13 т на низкую опорную (НОО). Atlas V 500-й серии — до 8,9 т на ГПО и до 18,51 т на НОО.
Запуски и инциденты
Запуски проводятся с пусковых площадок баз Военно- воздушных сил США на мысе Канаверал (шт. Флорида) и Ванденберг (шт. Калифорния). Стоимость одного запуска ракеты в 2009 г. оценивалась в 170 млн долларов США.
Впервые Atlas V стартовал 21 августа 2002 г. с мыса Канаверал с европейским спутником связи Hot Bird («Хот Берд»). 15 июня 2007 г. из-за преждевременного отключения двигателя второй ступени (Centaur) не удалось вывести на расчетную орбиту два американских военных спутника, однако они смогли достичь нужной орбиты при помощью собственных двигательных установок (заказчик классифицировал выполнение полета как штатное).
Всего до 23 марта 2016 г. был осуществлен 61 запуск ракеты — 60 успешных и один частично успешный. Предыдущий запуск состоялся 5 февраля 2016 г.: стартовавшая с мыса Канаверал ракета Atlas V 401 вывела на орбиту навигационный спутник GPS IIF («Джи-пи-эс-2-эф»).
Планы замены российского РД-180 на двигатель американского производства
В декабре 2014 г. Конгресс США принял законодательный акт, запрещающий с 2019 г. использование российских ЖРД РД-180 на ракетах Atlas V для вывода на орбиту военных спутников (ограничения были введены в связи с конфликтом на Украине). Одновременно законодатели потребовали от американских компаний разработать к 2019 г. новый ракетный двигатель, который составил бы конкуренцию российскому (на это планируется выделить 220 млн долларов). В настоящее время работы по созданию нового американского ракетного двигателя ведут компании ULA, Blue Origin («Блю ориджин»; Кент, шт. Вашингтон) и Aerojet Rocketdyne.
Первоначальный контракт на поставку в США двигателей РД-180 был заключен в 1997 г., тогда Lockheed Martin заявила о намерении приобрести 101 двигатель РД-180 на сумму 1 млрд долларов США. В том же году НПО «Энергомаш» и Pratt and Whitney («Пратт энд Уитни», США) образовали совместное предприятие RD AMROSS («РД АМРОСС»), на которое была возложена реализация соглашения. В декабре 2012 г. был подписан еще один контракт на 29 двигателей, а в декабре 2015 г. заключено дополнительное соглашение на поставку до 2019 г. еще 20 двигателей для Atlas V.
tass.ru
№ | Дата запуска (UTC) | Версия | Стартовая площадка | Полезная нагрузка | Тип аппарата | Орбита | Результат |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013 • 2014 • 2015 • 2016 • 2017 • 2018 | |||||||
2002 год | |||||||
1 | 21 августа 2002, 22:05 | 401 | Канаверал SLC-41 | Hot Bird 6 | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
Первый запуск ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
2003 год | |||||||
2 | 13 мая 2003, 22:10 | 401 | Канаверал SLC-41 | Hellas-Sat-2[en] | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
Первый спутник для Греции и Кипра. | |||||||
3 | 17 июля 2003, 23:45 | 521 | Канаверал SLC-41 | Rainbow 1 (EchoStar 12) | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
Первый запуск ракеты-носителя серии 500. Первый запуск версии 521. Первый запуск с твердотопливными ускорителями. | |||||||
2004 год | |||||||
4 | 17 декабря 2004, 12:07 | 521 | Канаверал SLC-41 | AMC-16 | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
2005 год | |||||||
5 | 11 марта 2005, 21:42 | 431 | Канаверал SLC-41 | Inmarsat 4-F1 | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
Первый запуск ракеты-носителя серии 400 с твердотопливными ускорителями. Первый запуск версии 431. | |||||||
6 | 12 августа 2005, 11:43 | 401 | Канаверал SLC-41 | Mars Reconnaissance Orbiter | Автоматическая межпланетная станция | К Марсу | Успех |
Запуск исследовательского зонда на орбиту Марса. Первый запуск для NASA. | |||||||
2006 год | |||||||
7 | 19 января 2006, 19:00 | 551 | Канаверал SLC-41 | Новые горизонты | Автоматическая межпланетная станция | К Юпитеру | Успех |
Запуск исследовательского зонда к Плутону и объектам пояса Койпера. Первый запуск версии 551. Первое использование третьей ступени Star 48B[en]. | |||||||
8 | 20 апреля 2006, 20:27 | 411 | Канаверал SLC-41 | Astra 1KR | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
Первый запуск версии 411. | |||||||
2007 год | |||||||
9 | 8 марта 2007, 03:10 | 401 | Канаверал SLC-41 | STP-1[en] | 6 военных исследовательских спутников | НОО | Успех |
Первый запуск United Launch Alliance. Первый ночной запуск ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
10 | 15 июня 2007, 15:11 | 401 | Канаверал SLC-41 | NOSS-3 3A, 3B[en] (NROL-30, USA-194) | 2 разведывательных спутника | НОО | Частичная неудача |
Первый запуск разведывательного спутника для National Reconnaissance Office (NRO). Из-за утечки жидкого водорода из бака разгонного блока Центавр, полезная нагрузка выведена не на целевую орбиту, но миссия признана успешной. | |||||||
11 | 11 октября 2007, 00:22 | 421 | Канаверал SLC-41 | WGS-1[en] (USA-195) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
Первый запуск версии 421. | |||||||
12 | 10 декабря 2007, 22:05 | 401 | Канаверал SLC-41 | USA-198[en] (NROL-24) | Разведывательный спутник | Молния | Успех |
2008 год | |||||||
13 | 13 марта 2008, 10:02 | 411 | Ванденберг SLC-3E | USA-200[en] (NROL-28) | Разведывательный спутник | Молния | Успех |
Первый запуск ракеты-носителя Атлас V с базы ВВС США Ванденберг. | |||||||
14 | 14 апреля 2008, 20:12 | 421 | Канаверал SLC-41 | ICO G1[en] | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
Самый тяжёлый коммерческий геостационарный спутник связи на момент запуска (6634 кг). | |||||||
2009 год | |||||||
15 | 4 апреля 2009, 00:31 | 421 | Канаверал SLC-41 | WGS-2[en] (USA-204) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
16 | 18 июня 2009, 21:32 | 401 | Канаверал SLC-41 | LRO/LCROSS | Автоматическая межпланетная станция | к Луне | Успех |
Запуск двух исследовательских зондов на орбиту Луны. | |||||||
17 | 8 сентября 2009, 21:35 | 401 | Канаверал SLC-41 | PAN[en] (USA-207) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
18 | 18 октября 2009, 16:12 | 401 | Ванденберг SLC-3E | DMSP 5D3-F18[en] (USA-210) | Военный метеорологический спутник | НОО | Успех |
19 | 23 ноября 2009, 06:55 | 431 | Канаверал SLC-41 | Intelsat 14[en] | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
2010 год | |||||||
20 | 11 февраля 2010, 15:23 | 401 | Канаверал SLC-41 | Solar Dynamics Observatory | Солнечная обсерватория | ГПО | Успех |
21 | 22 апреля 2010, 23:52 | 501 | Канаверал SLC-41 | X-37B OTV-1 (USA-212[en]) | Военный орбитальный самолёт | НОО | Успех |
Первый запуск экспериментального орбитального самолёта Boeing X-37B. Первый запуск версии 501. | |||||||
22 | 14 августа 2010, 11:07 | 531 | Канаверал SLC-41 | AEHF-1[en] (USA-214) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
Первый запуск версии 531. | |||||||
23 | 21 сентября 2010, 04:03 | 501 | Ванденберг SLC-3E | USA-215[en] (NROL-41) | Разведывательный спутник | НОО | Успех |
2011 год | |||||||
24 | 5 марта 2011, 22:46 | 501 | Канаверал SLC-41 | X-37B OTV-2 (USA-226[en]) | Военный орбитальный самолёт | НОО | Успех |
Второй запуск экспериментального орбитального самолёта Boeing X-37B. | |||||||
25 | 15 апреля 2011, 04:24 | 411 | Ванденберг SLC-3E | USA-229 (NROL-34) | Разведывательный спутник | НОО | Успех |
26 | 7 мая 2011, 18:10 | 401 | Канаверал SLC-41 | SBIRS-GEO-1 (USA-230) | Спутник СПРН | ГПО | Успех |
27 | 5 августа 2011, 16:25 | 551 | Канаверал SLC-41 | Juno | Автоматическая межпланетная станция | к Юпитеру | Успех |
Запуск исследовательского зонда на орбиту Юпитера. | |||||||
28 | 26 ноября 2011, 15:02 | 541 | Канаверал SLC-41 | Mars Science Laboratory | Марсоход | к Марсу | Успех |
Миссия доставки марсохода Curiosity на поверхность Марса. Первый запуск версии 541. | |||||||
2012 год | |||||||
29 | 24 февраля 2012, 22:15 | 551 | Канаверал SLC-41 | MUOS-1[en] | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
200-й запуск разгонной блока Центавр. Самая тяжёлая полезная нагрузка (6740 кг) для ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
30 | 4 мая 2012, 18:42 | 531 | Канаверал SLC-41 | AEHF-2[en] (USA-235) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
31 | 20 июня 2012, 12:28 | 401 | Канаверал SLC-41 | USA-236 (NROL-38) | Разведывательный спутник | ГПО | Успех |
50-й запуск по программе EELV. | |||||||
32 | 30 августа 2012, 08:05 | 401 | Канаверал SLC-41 | Van Allen Probes (RBSP) | Исследовательские спутники | НОО | Успех |
Запуск двух спутников для изучения радиационных поясов Земли. | |||||||
33 | 13 сентября 2012, 21:39 | 401 | Ванденберг SLC-3E | USA-238 (NROL-36) | Разведывательный спутник | НОО | Успех |
34 | 11 декабря 2012, 18:03 | 501 | Канаверал SLC-41 | X-37B OTV-3 (USA-240[en]) | Военный орбитальный самолёт | НОО | Успех |
Третий запуск экспериментального орбитального самолёта Boeing X-37B. | |||||||
2013 год | |||||||
35 | 31 января 2013, 01:48 | 401 | Канаверал SLC-41 | TDRS-11 (TDRS-K) | Спутник системы обмена данными | ГПО | Успех |
36 | 11 февраля 2013, 18:02 | 401 | Ванденберг SLC-3E | Landsat 8 | Спутник дистанционного зондирования Земли | НОО | Успех |
Первый запуск ракеты-носителя Атлас V для NASA с западного побережья США. | |||||||
37 | 19 марта 2013, 21:21 | 401 | Канаверал SLC-41 | SBIRS-GEO-2 (USA-241) | Спутник СПРН | ГПО | Успех |
38 | 15 мая 2013, 21:38 | 401 | Канаверал SLC-41 | GPS IIF-4 (USA-242) | Навигационный спутник | СОО | Успех |
Первый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
39 | 19 июля 2013, 13:00 | 551 | Канаверал SLC-41 | MUOS-2[en] | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
40 | 18 сентября 2013, 08:10 | 531 | Канаверал SLC-41 | AEHF-3[en] (USA-246) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
41 | 18 ноября 2013, 18:28 | 401 | Канаверал SLC-41 | MAVEN | Автоматическая межпланетная станция | к Марсу | Успех |
Запуск исследовательского зонда на орбиту Марса. | |||||||
42 | 6 декабря 2013, 07:14 | 501 | Ванденберг SLC-3E | USA-247[en] (NROL-39) | Разведывательный спутник | НОО | Успех |
2014 год | |||||||
43 | 24 января 2014, 02:33 | 401 | Канаверал SLC-41 | TDRS-12 (TDRS-L) | Спутник системы обмена данными | ГПО | Успех |
44 | 3 апреля 2014, 14:46 | 401 | Ванденберг SLC-3E | DMSP-5D3 F19[en] (USA-249) | Военный метеорологический спутник | НОО | Успех |
50-й запуск двигателя РД-180. | |||||||
45 | 10 апреля 2014, 17:45 | 541 | Канаверал SLC-41 | USA-250 (NROL-67) | Разведывательный спутник | ГСО | Успех |
46 | 22 мая 2014, 13:09 | 401 | Канаверал SLC-41 | USA-252 (NROL-33) | Разведывательный спутник | ГПО | Успех |
47 | 2 августа 2014, 03:23 | 401 | Канаверал SLC-41 | GPS IIF-7 (USA-256[en]) | Навигационный спутник | СОО | Успех |
Второй запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
48 | 13 августа 2014, 18:30 | 401 | Ванденберг SLC-3E | WorldView-3 | Спутник дистанционного зондирования Земли | НОО | Успех |
49 | 17 сентября 2014, 00:10 | 401 | Канаверал SLC-41 | USA-257 (CLIO) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
50 | 29 октября 2014, 17:21 | 401 | Канаверал SLC-41 | GPS IIF-8 (USA-258[en]) | Навигационный спутник | СОО | Успех |
50-й запуск ракеты-носителя Атлас V. Третий запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
51 | 13 декабря 2014 03:19 | 541 | Ванденберг SLC-3E | USA-259 (NROL-35) | Разведывательный спутник | Молния | Успех |
Первое использование двигателя RL-10C-1 на разгонном блоге Центавр. | |||||||
2015 год | |||||||
52 | 21 января 2015, 01:04 | 551 | Канаверал SLC-41 | MUOS-3[en] | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
53 | 13 марта 2015, 02:44 | 421 | Канаверал SLC-41 | MMS[en] 1, 2, 3, 4 | Спутники исследования магнитосферы | ВОО | Успех |
54 | 20 мая 2015, 15:05 | 501 | Канаверал SLC-41 | X-37B OTV-4 (USA-261) | Военный орбитальный самолёт | НОО | Успех |
Четвёртый запуск экспериментального орбитального самолёта Boeing X-37B. | |||||||
55 | 15 июля 2015, 15:36 | 401 | Канаверал SLC-41 | GPS IIF-10 (USA-262[en]) | Навигационный спутник | СОО | Успех |
Четвёртый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
56 | 2 сентября 2015, 10:18 | 551 | Канаверал SLC-41 | MUOS-4[en] | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
57 | 2 октября 2015, 10:28 | 421 | Канаверал SLC-41 | Mexsat-2[en] | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех |
58 | 8 октября 2015, 12:49 | 401 | Ванденберг SLC-3E | USA-264 (NROL-55) | Разведывательный спутник | НОО | Успех |
59 | 31 октября 2015, 16:13 | 401 | Канаверал SLC-41 | GPS IIF-11 (USA-265[en]) | Навигационный спутник | СОО | Успех |
Пятый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
60 | 6 декабря 2015, 21:44 | 401 | Канаверал SLC-41 | Cygnus CRS OA-4 | Грузовой корабль снабжения МКС | НОО | Успех |
Первая миссия доставки грузового космического корабля Cygnus к Международной космической станции. Самая тяжёлая полезная нагрузка для ракеты-носителя Атлас V (7492 кг). | |||||||
2016 год | |||||||
61 | 5 февраля 2016, 13:38 | 401 | Канаверал SLC-41 | GPS IIF-12 (USA-266) | Навигационный спутник | СОО | Успех |
Шестой запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Атлас V. | |||||||
62 | 23 марта 2016, 03:05 | 401 | Канаверал SLC-41 | Cygnus CRS OA-6 | Грузовой корабль снабжения МКС | НОО | Успех |
Вторая миссия доставки грузового космического корабля Cygnus к Международной космической станции. Во время работы первой ступени ракеты-носителя произошла полётная аномалия, двигатель РД-180 выключился на 6 секунд раньше необходимого. Для достижения заданной орбиты разгонный блок «Центавр» был вынужден работать на 67 секунд дольше планируемого, почти до нуля исчерпав собственный резерв топлива. Компания ULA начала расследование происшествия и отложила следующий запуск до выяснения причин аномалии, предварительный анализ выявил проблемы в топливной системе первой ступени[20][21][22]. Причиной аномалии названы неполадки в работе клапана, который контролирует соотношение смешиваемых компонентов топлива в двигателе РД-180[23][24]. | |||||||
63 | 24 июня 2016, 14:30 | 551 | Канаверал SLC-41 | MUOS-5[en] | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
64 | 28 июля 2016, 12:37 | 421 | Канаверал SLC-41 | NROL-61 (USA-269) | Разведывательный спутник | ГПО | Успех[25] |
65 | 8 сентября 2016, 23:05 | 411 | Канаверал SLC-41 | OSIRIS-REx | Автоматическая межпланетная станция | Успех | |
Миссия по доставке грунта с астероида (101955) Бенну. | |||||||
66 | 11 ноября 2016, 18:30 | 401 | Ванденберг SLC-3E | WorldView-4 | Спутник дистанционного зондирования Земли | НОО | Успех[26] |
В качестве дополнительной полезной нагрузки на орбиту выведены 7 наноспутников: RAVAN, U2U, AeroCube 8C и 8D, Prometheus 2.1 и 2.2, CELTEE 1. Спутники выпущены с помощью пускового механизма ENTERPRISE, размещённого на разгонном блоке «Центавр»[27]. | |||||||
67 | 19 ноября 2016, 23:42 | 541 | Канаверал SLC-41 | GOES-R | Метеорологический спутник | ГПО | Успех |
68 | 18 декабря 2016, 19:13 | 431 | Канаверал SLC-41 | Echostar 19 | Коммерческий спутник связи | ГПО | Успех[28] |
2017 год | |||||||
69 | 21 января 2017, 00:42 | 401 | Канаверал SLC-41 | SBIRS-GEO-3 | Спутник СПРН | ГПО | Успех[29] |
70 | 1 марта 2017, 17:49 | 401 | Ванденберг SLC-3E | NROL-79 | Разведывательный спутник | НОО | Успех[30] |
71 | 18 апреля 2017, 15:11 | 401 | Канаверал SLC-41 | Cygnus CRS OA-7 | Грузовой корабль снабжения МКС | НОО | Успех |
Третья миссия доставки грузового космического корабля Cygnus к Международной космической станции[31]. | |||||||
72 | 18 августа 2017, 12:29 | 401 | Канаверал SLC-41 | TDRS-13 (TDRS-M) | Спутник системы обмена данными | ГПО | Успех |
Последний спутник третьего поколения системы TDRS выведен на орбиту 4647 x 35 753 км, наклонение 26,21°[32]. | |||||||
73 | 24 сентября 2017, 05:49 | 541 | Ванденберг SLC-3E | NROL-42 (USA-278) | Разведывательный спутник | Молния | Успех[33] |
74 | 15 октября 2017, 07:28 | 421 | Канаверал SLC-41 | NROL-52 (USA-279) | Разведывательный спутник | ГПО | Успех[34] |
2018 год | |||||||
75 | 20 января 2018, 00:48 | 411 | Канаверал SLC-41 | SBIRS-GEO-4 (USA-282) | Спутник СПРН | ГПО | Успех[35] |
76 | 1 марта 2018, 22:02 | 541 | Канаверал SLC-41 | GOES-S (GOES-17) | Метеорологический спутник | ГПО | Успех[36] |
77 | 14 апреля 2018, 23:13 | 551 | Канаверал SLC-41 | AFSPC-11 | ГПО | Успех | |
78 | 5 мая 2018, 11:05 | 401 | Ванденберг SLC-3E | InSight | Межпланетный посадочный аппарат | к Марсу | Успех[37] |
Также запущены два наноспутника MarCO[en] на межпланетную траекторию[38]. | |||||||
79 | 17 октября 2018, 04:15 | 551 | Канаверал SLC-41 | AEHF-4[en] (USA-288) | Военный спутник связи | ГПО | Успех |
Запущен спутник связи для ВВС США стоимостью около 1,8 млрд. USD[39] | |||||||
Планируемые запуски | |||||||
2019 год | |||||||
март 2019[40][41] | N22 | Канаверал SLC-41 | Starliner (OFT) | Пилотируемый космический корабль | НОО | ||
Первый испытательный орбитальный полёт (без экипажа). | |||||||
июль 2019[40] | 551 | Канаверал SLC-41 | AEHF-5[en] | Военный спутник связи | ГПО | ||
август 2019[41] | N22 | Канаверал SLC-41 | Starliner (CFT) | Пилотируемый космический корабль | НОО | ||
Второй испытательный полёт (экипаж — 2 человека). | |||||||
2019[42][43] | 551 | Канаверал SLC-41 | Space Test Program-3 | Военный экспериментальный спутник | ГСО | ||
2020 год | |||||||
март 2020 | 551 | Канаверал SLC-41 | AEHF-6[en] | Военный спутник связи | ГПО | ||
2020 | 541 | Канаверал SLC-41 | Mars 2020 | Марсоход | |||
2020[44] | 551 | Канаверал SLC-41 | NROL-101 | Разведывательный спутник | |||
2020[45] | 552 | Канаверал SLC-41 | Dream Chaser | Грузовой корабль снабжения МКС | НОО | ||
2020 | 411 | Канаверал SLC-41 | Solar Orbiter | Автоматическая межпланетная станция | |||
2021 год | |||||||
июнь 2021[46] | 401 | Ванденберг SLC-3E | Landsat 9 | Спутник дистанционного зондирования Земли | НОО | ||
2021[47] | 401 | Ванденберг SLC-3E | JPSS-2 | Метеорологический спутник | НОО | ||
2021[45] | 552 | Канаверал SLC-41 | Dream Chaser | Грузовой корабль снабжения МКС | НОО | ||
ru-wiki.org
Атлас V | |
Старт «Атлас V» 401 12 августа 2005 года. | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | США США |
Семейство | Атлас |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ULA, Lockheed Martin |
Изготовитель | ULA, Lockheed Martin |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 2 |
Длина (с ГЧ) | 58,3 м |
Диаметр | 3,81 м |
Стартовая масса | 334,5 — 546,7 т[1] |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО | 9,8 — 18,8 т[2] |
• на ГПО | 4,75 — 8,9 т |
История запусков | |
Состояние | действующая |
Места запуска | Мыс Канаверал, SLC-41; База Ванденберг, SLC-3E |
Число запусков | 79 (401: 38, 411: 5, 421: 7, 431: 3, 501: 6, 521: 2, 531: 3, 541: 6, 551: 9) |
• успешных | 78 (401: 37, 411: 5, 421: 7, 431: 3, 501: 6, 521: 2, 531: 3, 541: 6, 551: 9) |
• частично неудачных | 1 (401)[3] |
Первый запуск | 401: 21 августа 2002 года 411: 20 апреля 2006 года 421: 10 октября 2007 года 431: 11 марта 2005 года 501: 22 июля 2010 года 521: 17 июля 2003 года 531: 14 августа 2010 года 541: 26 ноября 2011 года 551: 19 января 2006 года |
Последний запуск | 17 октября 2018 (AEHF-4) |
Ускоритель (стандартный) — AJ-60A[en] | |
Количество ускорителей | 0-5 шт. |
Маршевый двигатель | РДТТ |
Тяга | 172,1 тс (1688 кН) (ур. моря) |
Удельный импульс | 279,3 с |
Время работы | 94 с |
Топливо | HTPB |
Первая ступень — УРМ | |
Маршевый двигатель | РД-180 |
Тяга | 390,2 тс (3827 кН) (ур. моря) 423,4 тс (4152 кН) (вакуум) |
Удельный импульс | 311 с (на уровне моря) 338 с (в вакууме) |
Время работы | 253 с |
Горючее | керосин РГ-1 |
Окислитель |
ru-wiki.ru
Атлас (ракета-носитель) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Атлас.«Атлас» — семейство американских ракет-носителей для запуска военных и коммерческих полезных нагрузок, разработанных на базе первой американской МБР «Атлас», поступившей на вооружение США в конце 1950-х годов. Первоначально проект был предложен фирмой Convair, на боевое дежурство МБР встала, когда Конвэр принадлежала General Dynamics. Сейчас права на всю серию «Атлас» принадлежат Lockheed Martin.
25 октября 1962 года в разгар Карибского кризиса ракеты SM-65 Atlas были переведены в близкую к максимальной боевую готовность DEFCON-2.
МБР «Атлас» недолго находились на вооружении, так, последнее подразделение было снято с боевого дежурства в 1965 году, они были заменены на ракеты «Титан-2» и «Минитмен». Ни одна из ракет не была уничтожена: все они были сохранены и использовались затем для запуска спутников или межпланетных зондов[источник не указан 2854 дня].
Семейство носителей имеет обширную историю запусков, в том числе пилотируемых, начавшихся с первого американского орбитального полета Джона Гленна 20 февраля 1962 года. В 1986 году, после катастрофы «Челленджера», в США в течение довольно короткого времени произошли ещё и аварии одноразовых ракет-носителей «Титан» и «Дельта», в связи с возникшим дефицитом с консервации была снята ракета «Атлас», произведённая в 1965 году, и успешно запущена после 21 года хранения.
Различные конфигурации РН «Атлас-2» 63 раза совершили полёт в период с 1991 по 2004 год. «Атлас-3» была использована только в 6 запусках, между 2000 и 2005 годами. «Атлас-5» находится в эксплуатации, планируется эксплуатация РН до 2020 года. Ракеты семейства использовались в разных конфигурациях, в частности, использовались различные вторые ступени и разгонные блоки, такие, как «Центавр» и «Аджена».
Более 300 запусков «Атласов» было совершено с базы ВВС США на мысе Канаверал во Флориде и 285 с авиабазы Ванденберг в Калифорнии.
Эволюция РН семейства «Атлас»
Межконтинентальная баллистическая ракета
Третий по счёту и первый успешный испытательный пуск МБР SM-65 Atlas состоялся 17 декабря 1957 года[1]. Всего было изготовлено около 350-ти боевых ракет. После вывода МБР «Атлас» из эксплуатации, около 200 из них были использованы в качестве космических ракет-носителей.
Ранние модификации «Атласов» производились не только для использования в военных целях. Так, 18 декабря 1958 года, «Atlas B» № 10B впервые была использована в качестве космической ракеты-носителя для запуска спутника в рамках проекта SCORE (англ. Project SCORE) (англ. Signal Communication by Orbiting Relay Equipment), который считается первым прототипом спутника связи, и первым испытанием спутника созданного непосредственно для практического применения[2][3]. На следующий день SCORE передал записанное по радио на связной магнитофон спутника Рождественское послание президента Эйзенхауэра[4].
В «Атласах» применялись непривычные для того времени технологии:
- Вплоть до серии Атлас II включительно: полутораступенчатая конфигурация вместо разделения ступеней. Все три ЖРД работающих на топливной паре жидкий кислород — керосин запускались на стартовом столе, при этом два внешних двигателя (ускорители) выключались и сбрасывались на активном участке траектории на второй минуте полёта. Центральный (маршевый) двигатель, топливные баки и другие элементы конструкции оставались в составе ракеты до конца вывода груза на траекторию и продолжали затем лететь вместе с ним.
- Вплоть до серии Атлас III включительно: несущие тонкостенные (0,254-1,02 мм) топливные баки из нержавеющей аустенитной стали с минимальным использованием силового набора, при этом устойчивость и жёсткость баков, требующиеся для полёта ракеты обеспечивались давлением газа наддува. Данное решение позволило существенно сэкономить на массе монококовой конструкции, однако, оно требовало особого обращения с ракетой при изготовлении, обслуживании, транспортировке и пуске. Наддув баков азотом был необходим даже на незаправленной ракете, во избежание её разрушения под воздействием собственного веса[5].
ДУ состоит из основного ЖРД ЛР-105-НА, двух сбрасываемых стартовых ЖРД ЛР-89-НА и двух верньерных ЖРД (каждый тягой на Земле 1,4-5,5 кН, продолжительностью работы 360 сек). Топливо 2-х компонентное (окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин). Система подачи — турбонасосная. Управление обеспечивается отклонением основных и стартовых ЖРД в карданных подвесах, а также с помощью верньерных ЖРД. Все 5 ЖРД включаются одновременно. Система наведения радиоинерциальная или инерциальная. Стартовая масса 115—118 т, длина 25 м, диаметр 3 м вариант СЛВ-3 стартовые ЖРД тягой по 840 кН и удлиненный на (1,35 м) баковый отсек. Стартовая масса 120 т, в том числе топливо 112 т, длина 22,9 м, диаметр 3 м[5].
РН «Атлас» использовались также для осуществления пилотируемых миссий в рамках первой американской пилотируемой космической программы «Меркурий». Всего, выполнено 4 пилотируемых орбитальных полёта в 1962—1963 годах.
Начиная с 1960 года, на РН «Атлас» стала широко использоваться верхняя ступень «Аджена» на самовоспламеняющихся компонентах топлива. Военно-воздушные силы США, NRO и ЦРУ использовали эту связку для запуска спутников радиоэлектронной разведки.[6]NASA задействовало этот носитель в программе «Рейнджер» для получения первых изображений поверхности Луны с близкого расстояния и для запуска Маринера-2, первого американского космического аппарата совершившего полёт к другой планете. Каждый из спутников-мишеней «Аджена» (англ. Agena target vehicle) использованых в миссиях по отработке сближения и стыковки по программе Джемини, также запускался на РН «Атлас».
C 1966 года, на ряде «Атласов» стала применяться верхняя ступень «Центавр» заправленная жидким водородом в качестве горючего. С помощью РН «Atlas-Centaur» НАСА были запущены автоматические аппараты для посадки на Луну по программе «Сервейер» и большинство марсианских «Маринеров».
Баллистические ракеты в модификациях Atlas E/F использовались для запуска в 1978—1985 годах спутников системы NAVSTAR модификации «Block I» (всего 11 запусков, 10 из них успешных)[7]. Последний пуск «Атласа» в оригинальной конфигурации был совершён 24 марта 1995 года с базы Ванденберг — на орбиту был выведен метеорологический спутник USA-109.
Ракеты-носители
Atlas-A (XSM-65A) ICBM[8] 1957-58 гг.
№ п/п | Дата запуска | Код запуска | Примечания[9] |
---|---|---|---|
№ 1 | 11 июня 1957 | 4A | Взрыв на 23 сек, высота — 3 км. Запуск признан «частично успешным». |
№ 2 | 25 сентября 1957 | 6A | Взрыв на 50 сек, высота — 4 км. Запуск признан «частично успешным». |
№ 3 | 17 декабря 1957 | 12A | Высота — 120 км. Первый успешный старт. |
№ 4 | 10 января 1958 | 10A | Высота — 120 км. |
№ 5 | 7 февраля 1958 | 13A | Высота — 120 км. |
№ 6 | 20 февраля 1958 | 11A | |
№ 7 | 5 апреля 1958 | 15A | Высота — 100 км. |
№ 8 | 3 июня 1958 | 16A | Высота — 120 км. Запуск признан «полностью успешным». |
Atlas-B (XSM-65B) ICBM[10] 1958-59 гг.
№ п/п | Дата запуска | Код запуска | Примечания[11] |
---|---|---|---|
№ 1 | 19 июля 1958 | 3B | Суборбитальный полет, высота — 10 км. Запуск признан «незначительно успешным» |
№ 2 | 2 августа 1958 | 4B | Суборбитальный полет, высота — 900 км. Запуск признан «полностью успешным» |
№ 3 | 29 августа 1958 | 5B | Суборбитальный полет, высота — 900 км. |
№ 4 | 14 сентября 1958 | 8B | Суборбитальный полет, высота — 900 км. |
№ 5 | 18 сентября 1958 | 6B | Суборбитальный полет, высота — 100 км. |
№ 6 | 18 ноября 1958 | 9B | Суборбитальный полет, высота — 800 км. |
№ 7 | 29 ноября 1958 | 12B | Суборбитальный полет, высота — 900 км. |
№ 8 | 18 декабря 1958 | 10B | Первый вывод спутника весом 3 980 кг на орбиту. NSSDC ID 1958-006A |
№ 9 | 16 января 1959 | 13B | Суборбитальный полет, высота — 100 км. |
№ 10 | 4 февраля 1959 | 11B | Суборбитальный полет, высота — 990 км. |
Atlas-C (XSM-65C) ICBM[12] 1958-59 гг.
№ п/п | Дата запуска | Код запуска | Примечания[13] |
---|---|---|---|
№ 1 | 24 декабря 1958 | 3C | Суборбитальный полет, высота — 900 км. Запуск признан «успешным». |
№ 2 | 27 января 1959 | 4C | Суборбитальный полет, высота — 990 км. |
№ 3 | 20 февраля 1959 | 5C | Суборбитальный полет, высота — 100 км. |
№ | март 1959 | C | Взрыв на старте. |
№ 4 | 19 марта 1959 | 7C | Суборбитальный полет, высота — 200 км. |
№ 5 | 21 июля 1959 | 8C | Суборбитальный полет, высота — 900 км. |
№ 6 | 24 августа 1959 | 11C | Суборбитальный полет, высота — 1400 км. |
№ | 24 сентября 1959 | C | Взрыв на старте. Попытка запуска КА Пионер-П1. |
Atlas-D (SM-65D / CGM-16D) ICBM[14] 1959-67 гг.
За 1959—1967 гг. было произведено 135 пусков РН Atlas-D различных модификаций. Ниже приводится информация о наиболее интересных запусках.
№ п/п | Дата запуска | Код | Спутник | Масса, кг | NSSDC ID | NORAD ID | Примечания[15] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 1 | 14 апреля 1959 | 3D | — | — | — | — | Первый отрыв, отработала 1-я ступень, высота 1 км. |
№ 2 | 19 мая 1959 | 7D | — | — | — | — | Отработала 1-я ступень, высота 1 км. |
№ 3 | 6 июня 1959 | 5D | — | — | — | — | Полет — 1486 сек. |
№ 4 | 29 июля 1959 | 11D | — | — | — | — | Первый полностью успешный полет, высота 1 800 км. |
№ 5 | 11 августа 1959 | 14D | — | — | — | — | Высота 1 800 км. |
№ 6 | 9 сентября 1959 | 12D | Меркурий BJ-1 | — | — | — | Запуск макета КК Меркурий BJ-1. Высота 153 км. |
№ | 26 ноября 1959 | 20D | Пионер П-3 | 168,0 | — | — | АтласД-Эйбл (1-й запуск). На 45-й секунде после старта раскололся пластиковый головной обтекатель. Спутник и третья ступень ракеты-носителя подверглись огромным аэродинамическим нагрузкам. На 104-й секунде полёта пропала связь с аппаратом и третьей ступенью. |
№ | 26 февраля 1960 | 29D | Мидас-1 | 2 025,0 | — | — | АтласД-АдженаА. Вторая ступень ракеты-носителя не отделилась. Аппарат не смог достичь планируемой полярной орбиты и совершил суборбитальный полёт с высотой 4 500 км. |
№ | 24 мая 1960 | 45D | Мидас-2 | 2 300,0 | 1960-006A | 00043 | АтласД-АдженаА. Мидас-2 — система противоракетной обороны. |
№ | 29 июля 1960 | Меркурий-Атлас-1 | — | — | — | Беспилотный. На 58 секунде, на высоте 9,1 км произошло разрушение ракеты-носителя[16]. | |
№ | 25 сентября 1960 | 80D | Пионер П-30 | — | — | — | АтласД-Эйбл (2-й запуск). Аварийный пуск. |
№ | 11 октября 1960 | 57D | Самос-1 | — | — | — | АтласД-АдженаА. |
№ | 15 декабря 1960 | 91D | Пионер П-31 | — | — | — | АтласД-Эйбл (3-й запуск). Аварийный пуск. |
№ | 31 января 1961 | 70D | SAMOS-2 | 1900,0 | 1961-001A | 00070 | АтласД-Аджена. Успешный запуск. |
№ | 21 февраля 1961 | Меркурий-Атлас-2 | — | — | — | Суборбитальный полет, Скорость 21 000 км/ч. За 17 мин 56 сек достиг высоты 185 км, дальность 2 300 км[17]. | |
№ | 25 апреля 1961 | 100D | Меркурий-Атлас-3 | 907,2 | — | — | Через 40 сек после старта на высоте 5 км сработала САС, отстрелив капсулу на высоту 7 км. На парашютах капсула приземлилась на расстоянии 1,8 км от старта. Капсула после ремонта была установлена на Меркурий-Атлас-4[18]. |
№ | 12 июля 1961 | 97D | Мидас-3 | 1600,0 | 1961-018A | 00163 | АтласД-АдженаБ. Успешный запуск. |
№ | 23 августа 1961 | 111D | Рейнджер-1 | 306,2 | 1961-021A | 00173 | АтласД-АдженаБ. Успешный запуск. |
№ | 9 сентября 1961 | 106D | SAMOS-3 | — | — | АтласД-Аджена. | |
№ | 13 сентября 1961 | 88D | Меркурий-Атлас-4 | 1224,7 | 1961-025A | 00183 | Первый орбитальный полет по программе Меркурий продолжительностью 1 час 22 мин[19]. |
№ | 21 октября 1961 | 105D | Мидас-4 | 1800,0 | 1961-028A | 00192 | Полярная орбита. |
№ | 18 ноября 1961 | 117D | Рейнджер-2 | 304,0 | 1961-032A | 00206 | Ступень АтласД отработала, а 2-я Аджена — не включилась, спутник остался на низкой орбите и 20 ноября вошел в плотные слои атмосферы. |
№ | 22 ноября 1961 | 108D | Самос-4 | — | — | АтласД-АдженаБ. Аварийный запуск. | |
№ | 29 ноября 1961 | 93D | Меркурий-Атлас-5 | 1315,4 | 1961-033A | 00208 | Второй орбитальный полет по программе Меркурий, запущен 17-килограммовый шимпанзе по имени Энос. Из-за проблем (утечка топлива) на орбите полет был сокращен с 3-х до 2-х витков. Приземление прошло успешно[20]. |
№ | 22 декабря 1961 | 114D | Самос-5 | 1860,0 | 1962-035A | 00217 | АтласД-АдженаБ. Спутник не смог сойти с орбиты и приземлиться. |
№ | 20 февраля 1962 | 109D | Меркурий-Атлас-6 | 1352,0 | 1962-003A | 00240 | Первый орбитальный пилотируемый полет по программе Меркурий — астронавт Джон Гленн, 3 витка за 4 часа 55 минут[21]. |
№ | 24 мая 1962 | 107D | Меркурий-Атлас-7 | 1349,5 | 1962-019A | 00295 | Второй орбитальный пилотируемый полет по программе Меркурий- астронавт Малькольм Карпентер, 3 витка за 4 часа 56 минут[22]. |
№ | 3 октября 1962 | 113D | Меркурий-Атлас-8 | 1370,0 | 1962-052A | 00433 | Третий орбитальный пилотируемый полет по программе Меркурий — астронавт Уолтер Ширра, 6 витков за 9 часов 13 минут[23]. |
№ | 15 мая 1963 | 130D | Меркурий-Атлас-9 | 1360,8 | 1963-015A | 00576 | Четвёртый орбитальный пилотируемый полет по программе Меркурий — астронавт Гордон Купер, 22 витка за 1 сут 10 часов 20 минут[24]. |
Atlas-E (SM-65E / CGM-16E) ICBM[25] 1960-95 гг.
За 1959—1967 гг было произведено 58 пусков РН Atlas-E различных модификаций.
Atlas-F (SM-65F / HGM-16F) ICBM[26] 1961-81 гг.
За 1961—1981 гг. был произведен 101 пуск РН Atlas-F различных модификаций.
Atlas-Vega
«Атлас-Вега» включала в себя «Атлас» в качестве первой ступени и верхнюю ступень на долгохранимых компонентах топлива. Эта РН планировалась НАСА в начале работ по планетарным миссиям и дальнему космосу, до того, как «Атлас-Центавр» стала доступна. Работы над РН уже велись, когда НАСА стало известно, что ЦРУ и ВВС разрабатывают практически идентичный носитель (Atlas-Hustler, позже названный Atlas-Agena) для секретной программы «CORONA» по запуску разведывательных спутников. Проект «Атлас-Вега», соответственно, был прекращён. Ракета-носитель: Atlas E — первоначально полностью боеготовая модификация МБР SM-65 Atlas, отличающаяся от Atlas F системой управления. Стояла на боевом дежурстве с 1960 по 1966 годы, после снятия с вооружения, МБР были переделаны и использовались более 20 лет, как космическая ракета-носитель.
Atlas-Able (Атлас-Эйбл) 1959-60 гг.
Атлас-Эйбл — это 3-х ступенчатая РН. Полезный груз — 180 кг (на орбите Земли). 1-я ступень — ракета Atlas-D, 2-я — ракета Эйбл, 3-я с РДТТ Альтаир первой модификации (тяга 13 кН, продолжительность работы — 40 сек). Стартовая масса около 120 т, длина около 25 м (без полезного груза). Система наведения радиоинерциальная. В 1959-60 гг. с мыса Канаверал произведены три пуска РН Атлас-Эйбл, все неудачные. В дальнейшем РН не использовалась[5]. См. в этой статье раздел Atlas-D.
SLV-3 Atlas
Atlas-Agena
Конструкция «Атлас-Аджена»[27] была использована в 119-ти орбитальных пусках в период с 1960 по 1978 годы[28]. РН Atlas-Agena применялась для вывода ряда спутников MIDAS (англ. Missile Defense Alarm System) СПРН в 1961—1963 годах, семи КА Canyon (англ. Canyon (satellite)) в 1968—1977 годах и ряда спутников видовой разведки KH-7 (англ. KH-7 Gambit) в период с 1963 по 1967 годы.
Также, с помощью «Атлас-Аджены» были выведены спутники-мишени «Аджена» (англ. Agena target vehicle) для нескольких миссий Джемини по отработке сближения и стыковки КА.
Atlas-Centaur
Atlas Centaur/LV-3C
Atlas Centaur/SLV-3C
Atlas Centaur SLV-3D
Atlas-H MSD[29] 1983-87 гг.
Основная статья: Atlas H (англ. Atlas H)
В 1983-87 гг. было произведено 5 пусков РН Atlas-H в комплектации 1-я ступень — Atlas-H / MA-5, 2-я — MSD / FW-4D[29].
№ п/п | Дата запуска | Код | Спутник | Масса, кг | NSSDC ID | NORAD ID | Примечания[30] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 1 | 9 февраля 1983 | 6001H | кластер — 5 спутников | 1983-008C | 13834 | 1983-008A 13791, 1983-008B 13792, 1983-008E 13844, 1983-008F 13845, 1983-008H 13874 | |
№ 2 | 9 июня 1983 | 6002H | кластер — 4 спутника | — | 1983-056B | 14113 | 1983-056A 14112, 1983-056C 14143, 1983-056D 14144, 1983-056G 14180 |
№ 3 | 5 февраля 1984 | 6003H | кластер — 4 спутника | — | 1984-012B | 14691 | 1984-012A 14690, 1984-012C 14728, 1984-012D 14729, 1984-012F 14795 |
№ 4 | 9 февраля 1986 | 6004H | кластер — 4 спутника | — | 1986-014B | 16592 | 1986-014A 16591, 1986-014E 16624, 1986-014F 16625, 1986-014H 16631 |
№ 5 | 15 мая 1987 | 6005H | кластер — 5 спутников | — | 1987-043B | 17998 | 1987-043A 17997, 1987-043C 18007, 1987-043E 18009, 1987-043F 18010, 1987-043H 18025 |
Atlas-G Centaur-D1AR 1984-89 гг.
Основная статья: Atlas G (англ. Atlas G)
В 1984-89 гг. было произведено 7 пусков РН Atlas-G Centaur-D1AR в комплектации 1-я ступень — Atlas-G / MA-5, 2-я — Centaur-D1AR / 2 × RL-10A-3-3[31].
Современные «Атласы»
Семейство РН Атлас EELV Эволюция РН АтласСерия «Атлас II» выполнила 63 полёта с последним запуском 31 августа 2004 года. Она считается одной из наиболее надёжных ракет-носителей в мире.
Новейшая версия Атласа, Атлас V, от первоначальных Атласов оставила лишь одно название, так как не использует практически никаких «фирменных» инженерных решений Атлас. Она больше не использует ни «надувные» баки, ни сбрасываемые ЖРД. Корпус блока первой ступени изготовлен из фрезерованных панелей с «вафельной» структурой. Такие баки тяжелее, но с ним легче работать при их перемещении и транспортировке, это также устраняет необходимость в постоянном поддержании избыточного давления.
По иронии судьбы, хотя первоначально ракеты Атлас создавались как оружие против Советского Союза/России, Атлас III и Атлас V используют ракетные двигатели РД-180, разработанные и изготовляемые на российском заводе НПО Энергомаш. В США намечается производство этих двигателей по лицензии компанией Pratt & Whitney. Это необходимо для получения разрешения на использование этих ракет для государственных полезных нагрузок.
Atlas II
В мае 1988 года, Военно-воздушные силы США выбрали компанию General Dynamics (сейчас Lockheed-Martin) в качестве разработчика Atlas II. 7 декабря 1991 года, в первом пуске «Атлас-2» вывела на целевую геостационарную орбиту спутник Eutelsat.
Atlas IIA
Atlas IIAS
Отличается наличием 4 твердотопливных ускорителей Castor 4A (англ. Castor (rocket stage)) устанавливаемых на РН по «пакетной» схеме.
Atlas III
Atlas III использовался в 2000—2005 годах. «Атлас-3» — первый член семейства сконструированный по «тандемной» схеме разделения ступеней. Двухступенчатая РН состоит из вновь разработанной удлинённой (за счёт бака окислителя) первой ступени использующей один российский ЖРД РД-180 и верхней криогенной ступени «Центавр» с одним или двумя двигателями RL-10A.
Atlas IIIA
В Atlas IIIA использована 2-я ступень «Центавр» в конфигурации SEC (сокр. англ. Single Engine Centaur) с одним двигателем PWR RL-10A, что позволяет выводить полезную нагрузку массой до 8640 кг на НОО и до 4055 кг на ГПО.
Atlas IIIB
В Atlas IIIB использована 2-я ступень «Центавр» в двухдвигательной конфигурации Common Centaur — удлинённой на 1,7 метра (до 11,68 м) версии РБ (относительно применённых в Atlas II) с ЖРД PWR RL-10A. РН с такой верхней ступенью позволяет выводить полезную нагрузку массой до 10218 кг на НОО и до 4500 кг на ГПО, обладая при этом, за счёт наличия второго двигателя, более высокой надёжностью на этапе её работы.
Atlas V
Atlas V был разработан в Денвере компанией ULA, совместным предприятием Локхид Мартин и Боинг. Производство РН планируется перенести в Декейтер, шт. Алабама. Первый пуск с использованием «Атласа 5-й серии» совершён 21 августа 2002 года.
Atlas V Heavy
МБР SM-65A Atlas, 1958
Atlas-Agena
Atlas-Centaur
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru