Ракета р 5м – Баллистическая ракета средней дальности Р-5, Р-5М (8К51) [SS-3 «Shyster»]. — Ракетная техника — База знаний — Исследования

первенец ракетно-ядерной эры » Военное обозрение

2 февраля 1956 года впервые в мировой истории отправилась в полет баллистическая ракета с атомной боеголовкой


В истории отечественных вооруженных сил были две знаменитых операции, носившие название «Байкал». Об одной из них, «Байкал-79», стало известно практически сразу и всему миру: такое название носила операция по свержению режима Хафизуллы Амина в Афганистане 27 декабря 1979 года. О проведении второй, именовавшейся просто «Байкал», даже в СССР знали немногие — только те, кто имел непосредственное отношение к организации и проведению этой операции. А между тем, именно с нее нужно отсчитывать начало ракетно-ядерной эры. 2 февраля 1956 года с полигона Капустин Яр в сторону Каракумов запустили ракету Р-5М с ядерной боеголовкой — впервые не только в нашей стране, но и в мире.

Пролетев расчетное расстояние в 1200 километров, ракета попала в цель, хоть и с почти предельным отклонением. Сработал взрыватель, пошла цепная реакция — и на месте попадания возник характерный атомный гриб. Иностранные средства слежения за ядерными испытаниями в Советском Союзе, конечно, отметили этот факт, подсчитав даже мощность подорванного заряда — 80 килотонн в тротиловом эквиваленте. Но никому за рубежом и в голову не могло прийти, что это было не просто испытание, а проверка первой в мире баллистической ракеты с ядерным зарядом…


Боевой расчет ракеты Р-5М. Фото из издания Минобороны «Полигон Капустин Яр. 70 лет испытаний и пусков. Рассекреченные фотографии»

Рождение «пятерки»

Своим рождением на свет ракета Р-5М обязана, в конечном счете, неудачей, которая постигла Сергея Королева и его ракетчиков во время работы над ракетой Р-3. Впрочем, вины самих разработчиков в том было немного: и тогда, и сейчас господствовала точка зрения, что в условиях середины 1950-х не было никаких шансов на успех в создании баллистической ракеты с дальностью полета 3000 километров. Попросту не было ни опыта, ни материалов, ни оборудования для создания кислородно-керосиновых двигателей, позволяющих забросить боеголовку на такое расстояние.

«Тройка» так и не вышла на старт, но стала прародительницей «пятерки». Работы над ракетой Р-5 начались сразу после того, как разработчики приняли решение отказаться от доводки экспериментальной Р-3 до начала испытаний. К 30 октября 1951 года эскизный проект Р-5 был готов. Те, кто разбирался в тогдашней ракетной технике, хорошо понимали, что в облике новой БРДД, то есть баллистической ракеты дальнего действия, прослеживаются черты всех ее предшественниц — и Р-1, и Р-2, и конечно же Р-3. Но вместе с тем были и существенные отличия, которые позволили довести до реализации проект первой отечественной баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. В частности, из нее исчез герметический приборный отсек, что дало существенную экономию веса, изменился вид головной части, а самое главное, конструкторы отказались от термоизоляции кислородного отсека. Да, из-за этого приходилось подпитывать запас окислителя перед стартом, но зато опять-таки снижался вес, а значит, увеличивалась дальность — чего, собственно, и требовалось достичь.

Правительственное постановление о начале опытно-конструкторских работ над «пятеркой» вышло 13 февраля 1952 года. А ровно через год появилось новое постановление Совмина СССР — уже о проведении летно-конструкторских испытаний Р-5. Первый старт «пятерки» с полигона Капустин Яр состоялся 15 марта 1953 года, а последние — в феврале 1955-го. В общей сложности были запущены 34 ракеты, причем неудачными оказались всего три пуска из первых серий испытаний. Уже был готов задел для первых 12 серийных ракет, уже началась работа над ними — но тут проект остановили. Постановление правительства от 16 апреля 1955 года признало работы по Р-5 завершенными, серийное производство приказано было свернуть, а все усилия перенаправить на создание модернизированной Р-5 с ядерной боевой частью.

Советский ДАР

«Пятерка» была хороша всем, кроме одного: она несла обычную боевую часть с максимальным боезарядом в одну тонну взрывчатки. Между тем, к этому времени стало совершенно ясно, что в условиях разгорающейся «холодной войны» преимущество над противостоящей стороной получит тот, кто сумеет создать ракету с ядерной боеголовкой. И такие люди нашлись в Советском Союзе.

Идею оснастить ракету атомной боеголовкой выдвинули сами ракетчики, а воплощать их задумку поручили советским атомщикам. И они вполне справились с этой задачей: уже в октябре 1953 года, когда Р-5 только-только начинала серию испытаний, представители КБ-11 — нынешнего Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», а тогда главного создателя атомного щита СССР, — предложили использовать новый боеприпас РДС-4 в качестве боеголовки для «пятерок». И 17 декабря того же года работы по воплощению этого предложения в жизнь были одобрены очередным постановлением правительства.

Эта разработка получила имя ДАР — «Дальняя атомная ракета». А первое упоминание ракеты Р-5М появляется уже через полгода, в апреле 1954-го. К этому времени работы над новинкой уже вовсю кипели и в подмосковном НИИ-88, и в нижегородском КБ-11. Ведь по первоначальным планам испытания модернизированной «пятерки» должны были начаться в октябре того же года, а закончиться зачетными пусками и государственными испытаниями — в том числе и с ядерной боеголовкой! — в ноябре 1955-го. Но как всегда, реальность внесла свои коррективы в эти сроки. На государственные испытания Р-5М вышла только в январе 1956 года. К тому же времени был готов и первый ядерный боеприпас, который новой ракете предстояло забросить на расстояние в 1200 километров.



Подготовка ракеты Р-5М к запуску на полигоне Капустин Яр. Фото с сайта defendingrussia.ru

«Наблюдали «Байкал»!»

Но прежде чем поставить на стартовый стол первую в мире баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, нужно было проверить в деле все тонкости стыковки «специзделия» с носителем. Для этого использовали макеты атомной БЧ — и с ними же осуществили первые четыре пуска в рамках госиспытаний. Первый состоялся 11 января 1956 года. Ракета благополучно пролетела положенное ей расстояние и столь же благополучно попала в цель в пределах «эллипса рассеивания» — то есть не слишком отклонилась от заданного курса и от запланированного места падения.

Этот результат очень вдохновил разработчиков. Ведь он подтверждал не только верность выбранного решения оснастить ракету более короткой и тупой носовой частью, на чем настаивали оружейники, которым требовалось обеспечить не слишком высокую скорость сближения ракеты с землей. Прежде всего, успешный пуск доказывал, что серьезно усложнившаяся система управления Р-5М, в которой практически все элементы были сдублированы, а некоторые и дважды, работает без серьезных сбоев. Но и без накладок не обошлось, хотя они не оказали серьезного влияния на итоги запуска. Однако обнаруженный флаттер воздушный рулей заставил разработчиков принимать срочные меры, и на следующих ракетах конструкцию рулей частично изменили, а систему управления ими сделали более жесткой.

Примечательно, что для того, чтобы убедиться в надежности продублированных систем управления, на трех следующих ракетах перед стартом специально «портили» некоторые важные элементы. И ничего! Как и первая «государственная» Р-5М, три следующие тоже стартовали без сбоев и попали в цель. А это означало, что можно наконец приступить к последнему, самому важному этапу испытаний — запуску ракеты с настоящим ядерным боезарядом, пусть и уменьшенной мощности.


Запуск ракеты Р-5М на полигоне Капустин Яр. Фото с сайта РКК «Энергия»

О том, в какой обстановке прошли эти испытания, хорошо рассказал в своей книге «Ракеты и люди» один из создателей отечественной ракетной отрасли — академик Борис Черток. Вот что он писал: «Королев нервничал по поводу задержек с подготовкой ракеты. Он никак не хотел допустить, чтобы руководивший подготовкой головной части с боевым зарядом Николай Павлов (заместитель начальника Главного управления проектирования и испытания атомных боеприпасов Минсредмаша. — Прим. авт.) доложил Митрофану Неделину (в тот момент — заместитель министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике. — прим. авт.), председателю Государственной комиссии, что заряд подготовлен к вывозу, а задержка пуска идет по вине ракетчиков. Я на правах заместителя технического руководителя отвечал за подготовку ракеты на технической позиции. <…> Ночью я доложил Королеву, что при испытаниях автомата стабилизации есть замечание, предлагаю заменить усилитель-преобразователь и повторить горизонтальные испытания, что потребует еще три-четыре часа. Он ответил: «Работайте спокойно. У них тоже отказала нейтронная пушка». Моих познаний в ядерной технике не хватало, чтобы осознать, какой выигрыш во времени мы получаем. Наконец, все готово и подтверждена дата старта 2 февраля. Всех, кроме боевого расчета, со старта убрали».

Первый в стране — и в мире! — запуск баллистической ракеты с ядерной боевой частью получил название «Байкал». Судя по всему, как это было принято в то время и в той отрасли, название выбирали, исходя из того, чтобы оно как можно меньше ассоциировалось с местом проведения испытаний. На всякий случай: мало ли, кто и кому случайно проболтается о «Байкале» — вот и пусть разведка потенциального противника ищет неизвестно что в сибирской тайге! Но название операции было и кодовым словом, которым наблюдатели должны были подтвердить, что запущенная с полигона Капустин Яр ракета долетела до места падения в Приаральских Каракумах и что боезаряд сработал как надо. И потому участники испытаний, все на нервах, ждали и не могли дождаться, когда в телефонной трубке раздастся наконец доклад «Наблюдали «Байкал»…

И снова — цитата из воспоминаний Бориса Чертока: «Пуск прошел без всяких накладок. Ракета Р-5М впервые в мире пронесла через космос головную часть с атомным зарядом. Пролетев положенные 1200 км, головка без разрушения дошла до Земли в районе Аральских Каракумов . Сработал ударный взрыватель и наземный ядерный взрыв ознаменовал в истории человечества начало ракетно-ядерной эры. Никаких публикаций по поводу этого исторического события не последовало. Американская техника не имела средств обнаружения ракетных пусков. Поэтому факт атомного взрыва был отмечен ими как очередное наземное испытание атомного оружия. Мы поздравили друг друга и уничтожили весь запас шампанского, который до этого тщательно оберегался в буфете столовой руководящего состава».

«Айвенго» промолчал

Но было еще одно кодовое слово, которое сопровождало первые в мире испытания баллистической ракеты с ядерной боеголовкой — и которого, в отличие от «Байкала», никому услышать не хотелось. В отличие от четырех первых ракет, на пятой, с реальным спецбоеприпасом, была установлена аппаратура подрыва ракеты — АПР. Создавать ее пришлось, исходя из того, что оснащенная атомной боевой частью ракета в случает отклонения от курса или отказа двигателей представляет куда большую опасность, чем ракета с обычной взрывчаткой. Допускался даже вариант, при котором в случае боевого применения при техническом сбое ракета могла упасть на своей территории, а не на территории противника — и нужно было разработать и испытать систему ее уничтожения до срабатывания спец-БЧ.

Слово одному из ближайших сподвижников Сергея Королева — Рефату Аппазову, принимавшему участие в операции «Байкал» и отвечавшему как раз за новенькую АПР, установленную на ракете Р-5М. О том, какие эмоции он испытывал 2 февраля 1956 года, профессор рассказал в своей книге воспоминаний «Следы в сердце и в памяти»: «День старта мог быть и перенесен, если погодные условия не позволили бы вести уверенное наблюдение с пункта АПР. Но прогноз синоптиков оказался точным: небо ясное, небольшой морозец способствовал поддержанию бодрого боевого настроения. <…> Обстановка была более напряженной, чем во время подготовки обычных ракет, почти не было заметно посторонних разговоров и лишних хождений вокруг да около. Сергей Павлович, как всегда, подзывал привычным движением то одного, то другого, давал указания, задавал последние вопросы, спрашивал, не появились ли какие-то сомнения, просил немедленно докладывать о малейших замеченных неполадках. На предстартовом заседании Государственной комиссии руководители всех служб полигона и систем ракеты доложили о полной готовности, и было принято решение о пуске ракеты.

За час до старта наш расчёт АПР (аварийного подрыва ракеты) отбыл на своё рабочее место, но перед этим состоялось одно очень узкое совещание, состоящее всего из трёх человек, участникам которого сообщили слово-пароль, при произнесении которого должна была подрываться ракета. Таким словом оказалось «Айвенго». Почему именно это слово, кто его выбрал и какое отношение к предстоящей работе имел этот средневековый рыцарь — я так и не узнал. Скорей всего, это была фантазия самого Сергея Павловича, либо его заместителя по испытаниям Леонида Воскресенского, человека с весьма неординарным мышлением. <…> Схема приведения в действие системы АПР была такова. При появлении опасных отклонений я произносил слово-пароль, телефонист тут же повторял его в трубку, соединявшую наш пункт с бункером, а в бункере Л. А. Воскресенский нажимал на кнопку, передающую эту команду по линии радиосвязи на летящую ракету. Не знаю, как остальные, но я чувствовал очень сильное волнение, видимо, осознавая свою особую роль в предстоящей операции. Скажу откровенно, мне было страшновато…»


Фото с сайта militaryrussia.ru

Но «Айвенго» промолчал: ракета почти не отклонилась от заданной цели. Вспоминает Рефат Аппазов: «Сто пятнадцать», — слышу голос секундометриста и думаю: «Скоро конец». «Сто двадцать», — и вот долгожданное мгновение: двигатель выключен, огонёк в поле зрения теодолита погас. Можно дышать, двигаться, разговаривать. Оторвавшись от теодолита, первым делом протер очки. Мы пожали друг другу руки, поздравили с успехом и стали ждать транспорт, который бы доставил нас до старта. <…> Как только мы прибыли на место, он (Сергей Королев. — Прим. авт.) отвёл меня чуть в сторону от большого своего окружения и спросил, как далеко от цели могла отклониться головная часть. Я ответил, что всё должно быть в пределах эллипса рассеивания, так как никаких ненормальностей в полёте заметно не было».

Русский «Хитрец»

Успешное завершение государственных испытаний — это, как правило, достаточное основание для того, чтобы новый образец был принят на вооружение. Так произошло и с ракетой Р-5М: постановлением Совмина СССР от 21 июня 1956 года первая в мире баллистическая ракета с ядерной боеголовкой (индекс ГРАУ — 8К51, первоначально — 8А62М) была принята на вооружение инженерных бригад Резерва Верховного главнокомандования — так в то время назывались подразделения будущих РВСН. Впрочем, этот документ лишь зафиксировал статус-кво, поскольку первая часть, вооруженная модернизированными «пятерками», встала на боевое дежурство еще в мае.

О появлении у Советского Союза нового, невиданного доселе оружия мир узнал осенью 1957 года. 7 ноября несколько транспортных установок с Р-5М приняли участие в параде по случаю 40-летия Октябрьской революции — именно так, по традиции, советское руководство демонстрировало иностранным дипломатам новые образцы вооружения. Внушительного размера ракеты (длина — 20,8 м, диаметр — 1,65 м, стартовый вес — 29,1 т) проехали по Красной площади, убеждая мир, что у Советской Армии есть сильнейшие средства доставки атомного оружия. Новинка получила индекс НАТО Shyster — то есть хитрец, крючкотвор, стряпчий по темным делам.


Ракеты Р-5М на параде в Москве 7 ноября 1957 года. Фото с сайта kollektsiya.ru

В этом выразилось то изумление, которое пережил Запад, узнав о существовании «пятерок» нового образца. А Р-5М действительно была весьма прогрессивным для своего времени оружием. Время полной подготовки к старту — 2-2,5 часа, время нахождения в боевом положении на стартовом столе — один час, мощность боеприпаса — 0,3 мегатонны. При дальности полета в 1200 километров эти ракеты, расположенные у западных границ Советского Союза, могли достичь многих важных объектов в Западной Европе. Но — не всех. И потому уже в феврале 1959 году два дивизиона 72-й гвардейской инженерной бригады РВГК под командованием полковника Александра Холопова были переброшены в ГДР.

Это перемещение проходило в обстановке такой секретности, что о нем не знало даже руководство «дружественной социалистической страны»: вряд ли бы немецкому коммунистическому правительству пришлось по вкусу известие о размещении на территории страны советских атомных ракет. Один дивизион разместился под городом Фюрстенбергом, второй — поблизости от военного аэродрома Темплин. Но, впрочем, оставались они там недолго: осенью того же года оба дивизиона вернулись к месту дислокации бригады в город Гвардейск Калининградской области. К тому времени на вооружение уже приняли новую ракету Р-12 с большей дальностью полета, и необходимость размещать Р-5М за пределами Советского Союза отпала.


Ракета Р-5М в парке имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Галактиона Алпаидзе в г. Мирный. Фото с сайта russianarms.ru
Р-5М у входа в Центральный музей Вооруженных сил СССР. Фото с сайта militaryrussia.ru

Ракеты Р-5М оставались на вооружении достаточно долго — вплоть до 1966 года. В общей сложности завод в Днепропетровске (будущее КБ «Южное») выпустил 48 ракет этой модификации, из которых наибольшее число — 36 — стояли на боевом дежурстве в 1960-1964 годах. Постепенно в частях, вооруженных Р-5М, их заменили на Р-12, а первые советские баллистические ракеты с ядерной БЧ начали занимать места на постаментах в разных уголках страны. Долгое время одна из них возвышалась над входом в столичный Музей Вооруженных сил, другие были частью экспозиции музея Сергея Королева в Житомире, памятником в Мирном и в Филиале Центрального музея РВСН в городе Балобанове… Но какая бы судьба не была им уготована, они навсегда заняли свое место в истории не только отечественных ракетных войск, но и в истории всего человечества — как символ начала ракетно-ядерной эры.

С использованием материалов:
http://militaryrussia.ru
http://www.kap-yar.ru
http://www.russianarms.ru
http://rocketpolk44.narod.ru
http://www.famhist.ru
http://www.energia.ru
defendingrussia.ru
http://www.buran.ru
http://mil.ru
http://www.epizodsspace.narod.ru
http://www.globalsecurity.org

topwar.ru

Р-5М (8К51) — ракетный комплекс

Ракетный комплекс Р-5М стал первым отечественным ракетным комплексом с ядерным боевым оснащением. Максимальная дальность ракеты Р-5—1200 км — обеспечивала досягаемость стратегических целей на территории Европы, что в сочетании с поражающим воздействием ядерного заряда впервые позволяло рассматривать ракету как стратегическое оружие. Разработка комплекса Р-5М была начата в соответствии с постановлением правительства СССР от 10 апреля 1954 г. Головным разработчиком комплекса было назначено ОКБ-1 НИИ-88, руководимое С. П. Королевым.

Ракета Р-5М была создана на основе ракеты Р-5, разработанной ОКБ-1 НИИ-88 в первой половине 50-х годов. Ракета Р-5 представляла собой одноступенчатую ракету с отделяющейся моноблочной головной частью. Основной конструктивной особенностью Р-5 стали выполненные по несущей схеме топливные баки.2 Такое решение в сочетании с отделяющейся головной частью и отказом от аэродинамических стабилизаторов позволило уменьшить долю массы конструкции в общей массе ракеты вдвое по сравнению с Р-1.
При большей массе полезного груза (1300 против 1000 кг) и близкой массе сухой ракеты (4390 против 4030 кг) стартовая масса ракеты Р-5М более чем вдвое превосходила стартовую массу Р-1 (28610 против 13430 кг). Повышение конструктивного совершенства в сочетании с увеличением удельной тяги двигателя с 206 до 219 секунд позволило увеличить дальность ракеты почти в 5 раз по сравнению с Р-1.

Для обеспечения приемлемой точности попадания при увеличившейся дальности на Р-5 была установлена комбинированная система управления. Наряду с автономным инерциальным управлением по дальности использовалась система боковой радиокоррекции для уменьшения отклонения в поперечном направлении. Управление движением ракеты осуществлялось с помощью 4 воздушных рулей, установленных на небольших пилонах на хвостовом отсеке, и 4 газовых рулей, установленных на срезе камеры сгорания двигателя. Точность Р-5 составляла 1.5 км по дальности и 1.25 км в боковом направлении, что в несколько раз превышало показатели, достигавшиеся на первых ракетных комплексах Р-1 и Р-2. В сочетании с ядерным боезарядом мощностью 300 кт такая точность позволяла эффективно поражать незащищенные площадные цели.
Ракета Р-5М отличалась от Р-5 тем, что для повышения надежности впервые осуществлялось резервирование главных блоков системы управления — автомата стабилизации и наиболее важных элементов кабельной сети.

Летные испытания ракеты Р-5М проходили на 4-м Государственном центральном полигоне (Капустин Яр) в период с января 1955 г. по февраль 1956 г. В ходе летных испытаний Р-5М 2 февраля 1956 г. было проведено первое полномасштабное натурное испытание ракетно-ядерного оружия (операция «Байкал»).
Боевой ядерный заряд мощностью 0.3 кт был доставлен в расчетный участок боевого поля, расположенного в районе г. Аральска и успешно взорвался. Ракетный комплекс Р-5М, получивший индекс 8К51, был принят на вооружение 21 июня 1956 г.
Ракеты Р-5М, получившие на Западе обозначение SS-3 Shyster, развертывались на передовых рубежах в западной части СССР. Всего в течение 1956-1957 гг. было развернуто 48 ракет.6 (Согласно отечественным источникам, первые два полка с ракетами Р-5М заступили на боевое дежурство только в 1959 г.) Более массового развертывания не произошло в связи с созданием к тому времени более эффективных ракет Р-12. Ракеты Р-5М стояли на вооружении РВСН до 1961 г. и впоследствии были заменены ракетами Р-12.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-5М 8К51

Обозначение Р-5М 8К51, SS-3, Shyster
Начало разработки 10 апреля 1954 г
Организация-разработчик ОКБ-1
Изготовитель завод № 586 (г. Днепропетровск)
Летные испытания январь 1955 г.-февраль 1956 г.
Постановка на дежурство 10 мая 1956 г.
Принята на вооружение
21 июня 1956 г.
Количество ступеней
1
Топливо жидкое с криогенным компонентом
Тип пусковой установки наземная пусковая установка
Количество и мощность боевых блоков 1×300 кт
Масса головной части / забрасываемый вес
1350 кг
Максимальная дальность 1200 км
Система управления инерциальная с радиокоррекцией
Точность ПО 1.5 км по боковому отклонению, 1.25 км по дальности
Длина 20.747 м
Стартовая масса
28.610 т
Масса топлива 24.760 т (включая перекись водорода)
Окислитель жидкий кислород
Горючее
92% этиловый спирт
Тяга ДУ (ур. моря/вакуум) 432 / 500 кН
Удельный импульс (ур. моря/вакуум) 2158/2433 м/с
Время подготовки к пуску 2 часа

Двигатель РД-103М

7 ноября 1957 г. Ракеты Р-5М на Параде в Москве на Красной площади

Добавить комментарий

oruzhie.info

Ракета Р-5М: первенец ракетно-ядерной эры

2 февраля 1956 года впервые в мировой истории отправилась в полет баллистическая ракета с атомной боеголовкой

В истории отечественных вооруженных сил были две знаменитых операции, носившие название «Байкал». Об одной из них, «Байкал-79», стало известно практически сразу и всему миру: такое название носила операция по свержению режима Хафизуллы Амина в Афганистане 27 декабря 1979 года. О проведении второй, именовавшейся просто «Байкал», даже в СССР знали немногие — только те, кто имел непосредственное отношение к организации и проведению этой операции. А между тем, именно с нее нужно отсчитывать начало ракетно-ядерной эры. 2 февраля 1956 года с полигона Капустин Яр в сторону Каракумов запустили ракету Р-5М с ядерной боеголовкой — впервые не только в нашей стране, но и в мире.

Пролетев расчетное расстояние в 1200 километров, ракета попала в цель, хоть и с почти предельным отклонением. Сработал взрыватель, пошла цепная реакция — и на месте попадания возник характерный атомный гриб. Иностранные средства слежения за ядерными испытаниями в Советском Союзе, конечно, отметили этот факт, подсчитав даже мощность подорванного заряда — 80 килотонн в тротиловом эквиваленте. Но никому за рубежом и в голову не могло прийти, что это было не просто испытание, а проверка первой в мире баллистической ракеты с ядерным зарядом…

Боевой расчет ракеты Р-5М. Фото из издания Минобороны «Полигон Капустин Яр. 70 лет испытаний и пусков. Рассекреченные фотографии»

Рождение «пятерки»

Своим рождением на свет ракета Р-5М обязана, в конечном счете, неудачей, которая постигла Сергея Королева и его ракетчиков во время работы над ракетой Р-3. Впрочем, вины самих разработчиков в том было немного: и тогда, и сейчас господствовала точка зрения, что в условиях середины 1950-х не было никаких шансов на успех в создании баллистической ракеты с дальностью полета 3000 километров. Попросту не было ни опыта, ни материалов, ни оборудования для создания кислородно-керосиновых двигателей, позволяющих забросить боеголовку на такое расстояние.

«Тройка» так и не вышла на старт, но стала прародительницей «пятерки». Работы над ракетой Р-5 начались сразу после того, как разработчики приняли решение отказаться от доводки экспериментальной Р-3 до начала испытаний. К 30 октября 1951 года эскизный проект Р-5 был готов. Те, кто разбирался в тогдашней ракетной технике, хорошо понимали, что в облике новой БРДД, то есть баллистической ракеты дальнего действия, прослеживаются черты всех ее предшественниц — и Р-1, и Р-2, и конечно же Р-3. Но вместе с тем были и существенные отличия, которые позволили довести до реализации проект первой отечественной баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. В частности, из нее исчез герметический приборный отсек, что дало существенную экономию веса, изменился вид головной части, а самое главное, конструкторы отказались от термоизоляции кислородного отсека. Да, из-за этого приходилось подпитывать запас окислителя перед стартом, но зато опять-таки снижался вес, а значит, увеличивалась дальность — чего, собственно, и требовалось достичь.

Правительственное постановление о начале опытно-конструкторских работ над «пятеркой» вышло 13 февраля 1952 года. А ровно через год появилось новое постановление Совмина СССР — уже о проведении летно-конструкторских испытаний Р-5. Первый старт «пятерки» с полигона Капустин Яр состоялся 15 марта 1953 года, а последние — в феврале 1955-го. В общей сложности были запущены 34 ракеты, причем неудачными оказались всего три пуска из первых серий испытаний. Уже был готов задел для первых 12 серийных ракет, уже началась работа над ними — но тут проект остановили. Постановление правительства от 16 апреля 1955 года признало работы по Р-5 завершенными, серийное производство приказано было свернуть, а все усилия перенаправить на создание модернизированной Р-5 с ядерной боевой частью.

Советский ДАР

«Пятерка» была хороша всем, кроме одного: она несла обычную боевую часть с максимальным боезарядом в одну тонну взрывчатки. Между тем, к этому времени стало совершенно ясно, что в условиях разгорающейся «холодной войны» преимущество над противостоящей стороной получит тот, кто сумеет создать ракету с ядерной боеголовкой. И такие люди нашлись в Советском Союзе.

Идею оснастить ракету атомной боеголовкой выдвинули сами ракетчики, а воплощать их задумку поручили советским атомщикам. И они вполне справились с этой задачей: уже в октябре 1953 года, когда Р-5 только-только начинала серию испытаний, представители КБ-11 — нынешнего Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», а тогда главного создателя атомного щита СССР, — предложили использовать новый боеприпас РДС-4 в качестве боеголовки для «пятерок». И 17 декабря того же года работы по воплощению этого предложения в жизнь были одобрены очередным постановлением правительства.

Эта разработка получила имя ДАР — «Дальняя атомная ракета». А первое упоминание ракеты Р-5М появляется уже через полгода, в апреле 1954-го. К этому времени работы над новинкой уже вовсю кипели и в подмосковном НИИ-88, и в нижегородском КБ-11. Ведь по первоначальным планам испытания модернизированной «пятерки» должны были начаться в октябре того же года, а закончиться зачетными пусками и государственными испытаниями — в том числе и с ядерной боеголовкой! — в ноябре 1955-го. Но как всегда, реальность внесла свои коррективы в эти сроки. На государственные испытания Р-5М вышла только в январе 1956 года. К тому же времени был готов и первый ядерный боеприпас, который новой ракете предстояло забросить на расстояние в 1200 километров.

Подготовка ракеты Р-5М к запуску на полигоне Капустин Яр. Фото с сайта defendingrussia.ru

«Наблюдали «Байкал»!»

Но прежде чем поставить на стартовый стол первую в мире баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, нужно было проверить в деле все тонкости стыковки «специзделия» с носителем. Для этого использовали макеты атомной БЧ — и с ними же осуществили первые четыре пуска в рамках госиспытаний. Первый состоялся 11 января 1956 года. Ракета благополучно пролетела положенное ей расстояние и столь же благополучно попала в цель в пределах «эллипса рассеивания» — то есть не слишком отклонилась от заданного курса и от запланированного места падения.

Этот результат очень вдохновил разработчиков. Ведь он подтверждал не только верность выбранного решения оснастить ракету более короткой и тупой носовой частью, на чем настаивали оружейники, которым требовалось обеспечить не слишком высокую скорость сближения ракеты с землей. Прежде всего, успешный пуск доказывал, что серьезно усложнившаяся система управления Р-5М, в которой практически все элементы были сдублированы, а некоторые и дважды, работает без серьезных сбоев. Но и без накладок не обошлось, хотя они не оказали серьезного влияния на итоги запуска. Однако обнаруженный флаттер воздушный рулей заставил разработчиков принимать срочные меры, и на следующих ракетах конструкцию рулей частично изменили, а систему управления ими сделали более жесткой.

Примечательно, что для того, чтобы убедиться в надежности продублированных систем управления, на трех следующих ракетах перед стартом специально «портили» некоторые важные элементы. И ничего! Как и первая «государственная» Р-5М, три следующие тоже стартовали без сбоев и попали в цель. А это означало, что можно наконец приступить к последнему, самому важному этапу испытаний — запуску ракеты с настоящим ядерным боезарядом, пусть и уменьшенной мощности.

Запуск ракеты Р-5М на полигоне Капустин Яр. Фото с сайта РКК «Энергия»

О том, в какой обстановке прошли эти испытания, хорошо рассказал в своей книге «Ракеты и люди» один из создателей отечественной ракетной отрасли — академик Борис Черток. Вот что он писал: «Королев нервничал по поводу задержек с подготовкой ракеты. Он никак не хотел допустить, чтобы руководивший подготовкой головной части с боевым зарядом Николай Павлов (заместитель начальника Главного управления проектирования и испытания атомных боеприпасов Минсредмаша. — Прим. авт.) доложил Митрофану Неделину (в тот момент — заместитель министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике. — прим. авт.), председателю Государственной комиссии, что заряд подготовлен к вывозу, а задержка пуска идет по вине ракетчиков. Я на правах заместителя технического руководителя отвечал за подготовку ракеты на технической позиции. <…> Ночью я доложил Королеву, что при испытаниях автомата стабилизации есть замечание, предлагаю заменить усилитель-преобразователь и повторить горизонтальные испытания, что потребует еще три-четыре часа. Он ответил: «Работайте спокойно. У них тоже отказала нейтронная пушка». Моих познаний в ядерной технике не хватало, чтобы осознать, какой выигрыш во времени мы получаем. Наконец, все готово и подтверждена дата старта 2 февраля. Всех, кроме боевого расчета, со старта убрали».

Первый в стране — и в мире! — запуск баллистической ракеты с ядерной боевой частью получил название «Байкал». Судя по всему, как это было принято в то время и в той отрасли, название выбирали, исходя из того, чтобы оно как можно меньше ассоциировалось с местом проведения испытаний. На всякий случай: мало ли, кто и кому случайно проболтается о «Байкале» — вот и пусть разведка потенциального противника ищет неизвестно что в сибирской тайге! Но название операции было и кодовым словом, которым наблюдатели должны были подтвердить, что запущенная с полигона Капустин Яр ракета долетела до места падения в Приаральских Каракумах и что боезаряд сработал как надо. И потому участники испытаний, все на нервах, ждали и не могли дождаться, когда в телефонной трубке раздастся наконец доклад «Наблюдали «Байкал»…

И снова — цитата из воспоминаний Бориса Чертока: «Пуск прошел без всяких накладок. Ракета Р-5М впервые в мире пронесла через космос головную часть с атомным зарядом. Пролетев положенные 1200 км, головка без разрушения дошла до Земли в районе Аральских Каракумов . Сработал ударный взрыватель и наземный ядерный взрыв ознаменовал в истории человечества начало ракетно-ядерной эры. Никаких публикаций по поводу этого исторического события не последовало. Американская техника не имела средств обнаружения ракетных пусков. Поэтому факт атомного взрыва был отмечен ими как очередное наземное испытание атомного оружия. Мы поздравили друг друга и уничтожили весь запас шампанского, который до этого тщательно оберегался в буфете столовой руководящего состава».

«Айвенго» промолчал

Но было еще одно кодовое слово, которое сопровождало первые в мире испытания баллистической ракеты с ядерной боеголовкой — и которого, в отличие от «Байкала», никому услышать не хотелось. В отличие от четырех первых ракет, на пятой, с реальным спецбоеприпасом, была установлена аппаратура подрыва ракеты — АПР. Создавать ее пришлось, исходя из того, что оснащенная атомной боевой частью ракета в случает отклонения от курса или отказа двигателей представляет куда большую опасность, чем ракета с обычной взрывчаткой. Допускался даже вариант, при котором в случае боевого применения при техническом сбое ракета могла упасть на своей территории, а не на территории противника — и нужно было разработать и испытать систему ее уничтожения до срабатывания спец-БЧ.

Слово одному из ближайших сподвижников Сергея Королева — Рефату Аппазову, принимавшему участие в операции «Байкал» и отвечавшему как раз за новенькую АПР, установленную на ракете Р-5М. О том, какие эмоции он испытывал 2 февраля 1956 года, профессор рассказал в своей книге воспоминаний «Следы в сердце и в памяти»: «День старта мог быть и перенесен, если погодные условия не позволили бы вести уверенное наблюдение с пункта АПР. Но прогноз синоптиков оказался точным: небо ясное, небольшой морозец способствовал поддержанию бодрого боевого настроения. <…> Обстановка была более напряженной, чем во время подготовки обычных ракет, почти не было заметно посторонних разговоров и лишних хождений вокруг да около. Сергей Павлович, как всегда, подзывал привычным движением то одного, то другого, давал указания, задавал последние вопросы, спрашивал, не появились ли какие-то сомнения, просил немедленно докладывать о малейших замеченных неполадках. На предстартовом заседании Государственной комиссии руководители всех служб полигона и систем ракеты доложили о полной готовности, и было принято решение о пуске ракеты.

За час до старта наш расчёт АПР (аварийного подрыва ракеты) отбыл на своё рабочее место, но перед этим состоялось одно очень узкое совещание, состоящее всего из трёх человек, участникам которого сообщили слово-пароль, при произнесении которого должна была подрываться ракета. Таким словом оказалось «Айвенго». Почему именно это слово, кто его выбрал и какое отношение к предстоящей работе имел этот средневековый рыцарь — я так и не узнал. Скорей всего, это была фантазия самого Сергея Павловича, либо его заместителя по испытаниям Леонида Воскресенского, человека с весьма неординарным мышлением. <…> Схема приведения в действие системы АПР была такова. При появлении опасных отклонений я произносил слово-пароль, телефонист тут же повторял его в трубку, соединявшую наш пункт с бункером, а в бункере Л. А. Воскресенский нажимал на кнопку, передающую эту команду по линии радиосвязи на летящую ракету. Не знаю, как остальные, но я чувствовал очень сильное волнение, видимо, осознавая свою особую роль в предстоящей операции. Скажу откровенно, мне было страшновато…»

Но «Айвенго» промолчал: ракета почти не отклонилась от заданной цели. Вспоминает Рефат Аппазов: «Сто пятнадцать», — слышу голос секундометриста и думаю: «Скоро конец». «Сто двадцать», — и вот долгожданное мгновение: двигатель выключен, огонёк в поле зрения теодолита погас. Можно дышать, двигаться, разговаривать. Оторвавшись от теодолита, первым делом протер очки. Мы пожали друг другу руки, поздравили с успехом и стали ждать транспорт, который бы доставил нас до старта. <…> Как только мы прибыли на место, он (Сергей Королев. — Прим. авт.) отвёл меня чуть в сторону от большого своего окружения и спросил, как далеко от цели могла отклониться головная часть. Я ответил, что всё должно быть в пределах эллипса рассеивания, так как никаких ненормальностей в полёте заметно не было».

Русский «Хитрец»

Успешное завершение государственных испытаний — это, как правило, достаточное основание для того, чтобы новый образец был принят на вооружение. Так произошло и с ракетой Р-5М: постановлением Совмина СССР от 21 июня 1956 года первая в мире баллистическая ракета с ядерной боеголовкой (индекс ГРАУ — 8К51, первоначально — 8А62М) была принята на вооружение инженерных бригад Резерва Верховного главнокомандования — так в то время назывались подразделения будущих РВСН. Впрочем, этот документ лишь зафиксировал статус-кво, поскольку первая часть, вооруженная модернизированными «пятерками», встала на боевое дежурство еще в мае.

О появлении у Советского Союза нового, невиданного доселе оружия мир узнал осенью 1957 года. 7 ноября несколько транспортных установок с Р-5М приняли участие в параде по случаю 40-летия Октябрьской революции — именно так, по традиции, советское руководство демонстрировало иностранным дипломатам новые образцы вооружения. Внушительного размера ракеты (длина — 20,8 м, диаметр — 1,65 м, стартовый вес — 29,1 т) проехали по Красной площади, убеждая мир, что у Советской Армии есть сильнейшие средства доставки атомного оружия. Новинка получила индекс НАТО Shyster — то есть хитрец, крючкотвор, стряпчий по темным делам.

Ракеты Р-5М на параде в Москве 7 ноября 1957 года.

В этом выразилось то изумление, которое пережил Запад, узнав о существовании «пятерок» нового образца. А Р-5М действительно была весьма прогрессивным для своего времени оружием. Время полной подготовки к старту — 2-2,5 часа, время нахождения в боевом положении на стартовом столе — один час, мощность боеприпаса — 0,3 мегатонны. При дальности полета в 1200 километров эти ракеты, расположенные у западных границ Советского Союза, могли достичь многих важных объектов в Западной Европе. Но — не всех. И потому уже в феврале 1959 году два дивизиона 72-й гвардейской инженерной бригады РВГК под командованием полковника Александра Холопова были переброшены в ГДР.

Это перемещение проходило в обстановке такой секретности, что о нем не знало даже руководство «дружественной социалистической страны»: вряд ли бы немецкому коммунистическому правительству пришлось по вкусу известие о размещении на территории страны советских атомных ракет. Один дивизион разместился под городом Фюрстенбергом, второй — поблизости от военного аэродрома Темплин. Но, впрочем, оставались они там недолго: осенью того же года оба дивизиона вернулись к месту дислокации бригады в город Гвардейск Калининградской области. К тому времени на вооружение уже приняли новую ракету Р-12 с большей дальностью полета, и необходимость размещать Р-5М за пределами Советского Союза отпала.

Р-5М у входа в Центральный музей Вооруженных сил СССР.

Ракеты Р-5М оставались на вооружении достаточно долго — вплоть до 1966 года. В общей сложности завод в Днепропетровске (будущее КБ «Южное») выпустил 48 ракет этой модификации, из которых наибольшее число — 36 — стояли на боевом дежурстве в 1960-1964 годах. Постепенно в частях, вооруженных Р-5М, их заменили на Р-12, а первые советские баллистические ракеты с ядерной БЧ начали занимать места на постаментах в разных уголках страны. Долгое время одна из них возвышалась над входом в столичный Музей Вооруженных сил, другие были частью экспозиции музея Сергея Королева в Житомире, памятником в Мирном и в Филиале Центрального музея РВСН в городе Балобанове… Но какая бы судьба не была им уготована, они навсегда заняли свое место в истории не только отечественных ракетных войск, но и в истории всего человечества — как символ начала ракетно-ядерной эры.

Автор: Антон Трофимов https://topwar.ru

big-army.ru

Ракета Р-5М | КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВОРЫ В ЗАКОНЕ |

Ракета Р-5М

21 июня 1956 года в СССР была принята на вооружение ракета Р-5М. Это была первая советская баллистическая ракета с ядерной боеголовкой. О ее существовании за рубежом узнали только после того, как Р-5М приняла участие в параде на Красной площади…

Эпоха отечественного ракетостроения начиналась с разработки ракет Р-1 и Р-2, но их тактические характеристики совершенно не устраивали военных. Требовалась более совершенная, имеющая высокую эффективность ракета, способная к тому же доставить к цели ядерный заряд. Поэтому в конструкторском бюро Сергея Королева напряженно трудились над новыми ракетами.

Своим рождением на свет ракета Р-5М обязана ошибкам при конструировании Р-3. Но в условиях середины. 1950-х годов не было никаких шансов на успех в создании баллитической ракеты с дальностью полета до 3 тысяч километров. Тогда не было ни необходимого опыта, ни материалов, ни оборудования для создания кислородно-керосиновых двигателей, позволяющих доставить боеголовку на такое расстояние. «Тройка» так и не вышла на старт. Но она стала прародительницей «пятерки».

Работы над ракетой Р-5 начались сразу после того, как разработчики приняли решение отказаться от доводки экспериментальной Р-3 еще до начала испытаний. К 30 октября 1951 года эскизный проект Р-5 был готов. Все, кто разбирался в тогдашней ракетной технике, хорошо понимали, что в облике новой баллистической ракеты прослеживались черты всех ее предшественниц: и Р-1, и Р-2, и, конечно же, Р-3.

Первый старт ракеты

Правительственное постановление о начале опытно-конструкторских работ над «пятеркой» вышло 13 февраля 1952 года, а через год приняли решение о проведении летно-конструкторских испытаний Р-5. Первый старт с полигона Капустин Яр состоялся 15 марта 1953 года‚ а последний — в феврале 1955 года. В общей сложности запустили 34 ракеты, причем неудачными оказались всего три пуска из первых серий испытаний.

Уже был готов задел для первых 12 серийных ракет, даже началась работа над ними, но проект внезапно остановили, серийное производство приказали свернуть, а все усилия перенаправили на создание новой модернизированной Р-5 с ядерной боевой частью. «Пятерка» имела хорошие характеристики, кроме одного: она несла обычную боевую часть с максимальным боезарядом в одну тонну взрывчатки. Но в это время стало совершенно ясно, что в условиях разгорающейся холодной войны преимущество над противостоящей стороной получит тот, кто раньше создаст ракету с ядерной боеголовкой. Идею оснастить ракету атомной боеголовкой выдвинули сами ракетчики, а воплотить ее в жизнь поручили атомщикам.

Ракета Р-5М

И уже в октябре 1953 года‚ когда Р-5 только начинала серию испытаний, разработчики решили использовать новый боеприпас РДС-4 в качестве боеголовки для «пятерок». Эта разработка получила название ДАР («дальняя атомная ракета»), а первое упоминание ракеты Р-5М появилось спустя полгода в апреле 1954-го. К этому времени работы над новинкой
уже кипели и в подмосковном НИИ-88‚ и в нижегородском КБ-11. По первоначальным планам, испытания модернизированной «пятерки» должны были начаться в октябре того же года, а закончиться зачетными пусками и государственными испытаниями (в том числе и с ядерной боеголовкой) в ноябре 1955 года.

Испытание российской ракеты

Но на государственные испытания Р-5М вышла только в январе 1956 года, к тому же времени приготовили и первый ядерный боеприпас, который предстояло забросить на расстояние в 1200 километров. Прежде чем поставить на стартовый полигон первую в мире баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, необходимо было сначала проверить все тонкости стыковки «специзделия» с носителем. Для этого использовали макет атомной БЧ, а вместе с ними провели и первый пробный пуск, который состоялся 11 января 1956 года.

Ракета благополучно пролетела положенное ей расстояние и столь же успешно попала в цель в пределах «эллипса рассеивания» — то есть не слишком отклонилась от заданного курса и от запланированного места падения. Результат вдохновил разработчиков, он подтвердил верность выбранного решения оснастить ракету более короткой и тупой носовой частью, на чем настаивали оружейники, которым требовалось обеспечить не слишком высокую скорость сближения ракеты с землей.

Перед разработчиками новой конструкции поставили условие: добиться максимальной надежности. Как и первая «государственная» Р-5М, три следующие тоже стартовали без сбоев и попали в цель. Так что можно было приступить к последнему, самому важному этапу испытаний — запуску конструкции с настоящим ядерным боезарядом, пусть и уменьшенной мощности.

Пуск ядерной ракеты

Первый в стране — и в мире запуск баллистической ракеты с ядерной боевой частью получил кодовое название «Байкал». Ракета Р-5М впервые в мире пронесла через космос головную часть с атомным зарядом. Пролетев 1200 километров, головка без разрушения дошла до Земли в заданном районе, четко сработал ударный взрыватель, и наземный ядерный взрыв ознаменовал в истории начало ракетно-ядерной эры.

Никаких публикаций по поводу этого исторического события не последовало. Американская техника не имела средств обнаружения ракетных пусков. Поэтому факт атомного взрыва был отмечен Западом как очередное наземное испытание атомного оружия. Следует отметить, что, в отличие от четырех первых ракет, на пятой с реальным боеприпасом установили
аппаратуру подрыва ракеты (АПР). Создавать ее пришлось, исходя из того, что оснащенная атомной боевой частью ракета, в случае отклонения от курса или отказа двигателей, представляла большую опасность, чем ракета с обычной взрывчаткой. Допускался даже вариант, при котором в случае боевого применения при техническом сбое ракета могла упасть на своей территории, а не на территории противника.

Самая мощная ядерная ракета

Советское военно-политическое руководство давно хотело заполучить высокоэффективное оружие большой разрушительной силы, поэтому 21 июня 1956 года ракета Р-5М была официально принята на вооружение. После этого началось ускоренное развертывание нового комплекса. 0 появлении у Советского Союза нового, невиданного доселе оружия, мир узнал осенью 1957 года. 7 ноября несколько транспортных установок с Р-5М участвовало в параде по спучаю 40-летия Октябрьской революции. Именно так, по традиции, советское руководство демонстрировало иностранным дипломатам новые образцы вооружения.

Внушительного размера ракеты (длина — 20,8 метра, диаметр — 1,65 метра, стартовый вес — 29,1 тонны) проехали по Красной площади, убеждая мир, что у Советской армии есть сильнейшее средство для доставки атомного оружия. Новинка получила индекс НАТО. Р—5М действительно была весьма прогрессивным для своего времени оружием. Уже к концу 1956 года на боевое дежурство поставили 24 ракетных комплекса, через год их число удвоилось. Время подготовки к старту ракет Р-5М составляло около двух часов. Мощность ядерной боеголовки возросла в несколько раз.

Использование в качестве окислителя жидкого кислорода не позволяло хранить заправленную ракету более 30 суток Опытные образцы ракет Р-5 и Р-5М производились на заводе №88 в подмосковных Мытищах, а немного позднее — на днепропетровском заводе №586.

Ракета Р-12

Появление ракет Р-5М повысило огневую мощь СССР, но еще не могло стать стратегическим фактором в противостоянии с США ограниченная дальность действий (не более 1200 километров) не позволяла нанести удар по территории вероятного противника и других стран НАТО. Стараясь исправить ситуацию, в начале 1958 года министр обороны СССР маршал Родион Малиновский дал секретные указания передислоцировать на территорию ГДР два ракетных дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК. Но они там долго не находились, а после принятия на вооружение ракет средней дальности Р-12 их вывели на территорию Гвардейского (Калининградская область), Перевального (Крым), Славуты (Хмельницкая область) и Уссурийска на дальнем Востоке.

Ракета Р-12 на Красной площади

Ракеты Р-5М оставались на вооружении долго, вплоть до 1969 года. В общей сложности завод в Днепропетровске (будущее КБ «Южное») выпустил 48 ракет этой конструкции, из
которых наибольшее число -36 штук — стояли на боевом дежурстве в 1960-1965 годах. Постепенно в частях, вооруженных Р-5М, их заменили на Р-12, а «пятерки» занимали места на постаментах в разных уголках страны.

www.mzk1.ru

Баллистические ракеты средней дальности Р-5 и Р-5М (СССР)

5:08 / 22.12.15
Комплексы РВСН: Баллистические ракеты средней дальности Р-5 и Р-5М (СССР)

Ракетный комплекс Р-5М стал первым отечественным ракетным комплексом с ядерным боевым оснащением. Максимальная дальность ракеты Р-5—1200 км — обеспечивала досягаемость стратегических целей на территории Европы, что в сочетании с поражающим воздействием ядерного заряда впервые позволяло рассматривать ракету как стратегическое оружие. Разработка комплекса Р-5М была начата в соответствии с постановлением правительства СССР от 10 апреля 1954 г. Головным разработчиком комплекса было назначено ОКБ-1 НИИ-88, руководимое С. П. Королевым [1].



Подготовка к запуску ракеты Р-5М, Капустин Яр / Фото: las-arms.ru


Работы над проектом ракеты Р-5 явились логическим продолжением работ над ракетой Р-3. Эскизный проект ракеты Р-5 был закончен в октябре 1951 г. Первый этап летных испытаний ракеты Р-5 прошел в марте — мае 1953 г. на полигоне Капустин Яр. Всего было произведено 8 пусков ракет: два пуска 15 и 18 марта 1953 г. на дальность 270 км, пять на максимальную дальность 1200 км и один — на 550 км [2].

Первый этап испытаний ракеты Р-5 проводился в объеме 8 пусков — в т.ч. 6 успешных, 2 пуска на дальность 270 км, один — 550 км, 5 пусков на дальность 1200 км (2 пуска неудачных). Испытания проходили в марте-мае 1953 г. Первый старт ракеты Р-5 — 15 марта 1953 г. (дальность — 550 км). Первый старт ракеты на полную дальность состоялся 19 апреля 1953 г. Первый этап испытаний завершен пуском 23 мая 1953 г.

Пуски первого пристрелочного этапа испытаний:

Дата Дальность Описание 
15.03.1953 270 км успешный пуск 
18.03.1953 270 км успешный пуск 
02.04.1953 1200 км неудачный пуск (возможна неточность по дате) 
08.04.1953 1200 км неудачный пуск (возможна неточность по дате) 
19.04.1953 1200 км успешный пуск 
Май 1953 1200 км успешный пуск 
23.05.1953 550 км успешный пуск ракеты с 4 подвесными БЧ (последний пуск в серии испытаний) 

При неудачных пусках полет продолжался до 64.5 сек (наибольшая степень статической неустойчивости ракеты) и прекращался в связи с потерей управляемости.

После анализа неудачных пусков принято решение о доработке системы управления для устранения воздействия на неё колебаний корпуса ракеты. Проведены экспериментально-исследовательские работы на модели ракеты 1:10, продувки в ЦАГИ, исследования вибрационного и акустического нагружения отдельных частей ракеты. Второй этап испытаний начат 30 октября 1953 г. (октябрь-декабрь 1953 г., 7 пусков на дальность 1185 км, в т.ч. один неудачный пуск из-за повреждения кабельной сети ракеты — была выдана преждевременная команда на отключение двигателя, что вызвало недолет).

Первый успешный пуск на максимальную дальность провели 19 апреля 1953 г. Пуски на дальность 270 км были удачными. При двух пусках ракет на максимальную дальность 1200 км обнаружились недоработки. Нормальный полет ракеты продолжался до 64,5 с до наибольшей степени статической неустойчивости, после чего полет ракеты прекращался из-за потери управляемости. При последнем пуске на 550 км условия испытаний для проверки устойчивости полета были более жесткими, так как ракету оснастили четырьмя подвесными головными частями, которые увеличивали величину дестабилизирующего аэродинамического момента. Пуск прошел нормально.


Ракета Р-5М перед Музеем ВС России / Фото: kollektsiya.ru
Второй этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил в октябре — декабре 1953 г. Было проведено семь пусков ракеты на дальность 1185 км. Один из пусков был неудачным из-за повреждения в бортовой кабельной сети, что привело к выдаче преждевременной команды на выключение двигателя и, следовательно, недолет ракеты.

Пуски второго пристрелочного этапа испытаний:

Дата  Дальность  Описание   
30.10.19531185 кмуспешный пуск
Ноябрь 19531185 км
Ноябрь 19531185 км
Ноябрь 19531185 км
Ноябрь 19531185 км
01.12.19531185 км
09.12.19531185 км

Один из пусков неудачный из-за нарушения в работе кабельной сети, которое вызвало преждевременный останов двигателя с недолетом ракеты (кроме 30.11.1953 г.).

По двум этапам испытаний не удалось полностью решить все задачи отработки ракеты: не до конца была проверена надежность ракеты, ее систем агрегатов, не полностью оценена ее эксплуатация с подвесными головными частями и не был проверен весь комплекс наземного оборудования.

 



Третий этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил с августа 1954 г. по февраль 1955 г. Всего было произведено 19 пусков: 5 пристрелочных, 10 зачетных, к которым еще добавили 4 пристрелочных из-за неудач с отработкой радиоуправления дальностью. В ряде пусков наблюдалось ослабление радиосигнала. Чтобы добиться нужных результатов, потребовалась передислокация наземных пунктов радиоуправления полетом ракеты Р-5, что вызвало длительный перерыв в ее испытаниях. Ракета Р-5 с зарядом обычного взрывчатого вещества не могла быть эффективным оружием. При таком рассеивании затраты на производство и запуск Р-5 существенно превышали вероятный урон противника от попадания ее боеголовки. В начале 1950-х годов разрабатывалась головная часть с боевыми радиоактивными веществами «Генератор-5».


Техническая и стартовая позиции ракет Р-5 / Фото: las-arms.ru

 

Ракета одноступенчатая. Жидкостный реактивный двигатель РД-103 однокамерный. Топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее — этиловый спирт. Управление ракетой производилось с помощью газоструйных и аэродинамических рулей. Вес головной части с обычным взрывчатым веществом по проекту — 1425 кг, дальность стрельбы — 1200 км с вероятным отклонением от цели по дальности ±1,5 км и боковым ±1,25 км. Кроме того, предлагались дополнительные (боковые) головные части. Две из них можно было использовать при стрельбе на дальность от 560 до 810 км, четыре общим весом 3830 кг — при стрельбе на дальность до 560 км. Система управления инерциальная с боковой радиокоррекцией.

 

В соответствии с Постановлением Совмина от 10 апреля 1954 г. в ОКБ-1 на базе ракеты Р-5 была начата разработка ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Дальность стрельбы оставалась без изменений — 1200 км. Головная часть с ядерной боеголовкой в полете отделялась от корпуса. Вероятное отклонение от цели по дальности было ±1,5 км, а боковое ±1,25 км. Для испытаний ракет Р-5 в ЦКБТМ был создан в единственном экземпляре лафет 8У211. Для повышения проходимости установщика по грунтовым дорогам и бездорожью ГАУ предложило разработать установщик на гусеничном ходу. В Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБТМ) было изготовлено несколько образцов гусеничного установщика 8У220. Однако 8У220 имел малый ресурс движения и в серию не пошел.

 

Уже в ходе полигонных испытаний для установки ракеты Р-5 в ГСКБ «Спецмаш» был разработан установщик, имевший принципиально отличную от лафетного типа схему, который получил название «Установщик портального типа». По этой схеме установщик представлял собой смонтированную на серийной грузовой автомашине мачту портального типа, которая после подъезда установщика к пусковому столу выставлялась в вертикальное положение с помощью подъемного механизма с зубчатым сектором, закрепленном на портале. Установщик с ракетой подстыковывался к столу с противоположной стороны. Со смонтированной на установщике лебедки сматывалась тросовая обойма с серьгой и закреплялась на раме тележки. Этой лебедкой установщик с ракетой поднимался в вертикальное положение. Для удержания тележки от опрокидывания в сторону установщика предполагалось использовать уравновешивающее устройство в виде бетонного куба, подвешенного к канату, одним концом закрепленному на тележке, а другим к анкеру, забетонированному в землю.

 

В результате анализа конструкции и схемы работы установщика портального типа в ЦКБТМ в 1952 г. разработали опытные образцы установщиков портального типа, получившие индекс 8У25. Использование установщика портального типа фактически привело к разделению конструкции установщика лафетного типа. Функции стрелы лафетного установщика возложили на транспортную тележку ракеты, а силовые нагрузки при подъеме, воспринимаемые ранее рамой и шасси, передали стреле и пусковому столу. Это позволило снизить вес отдельных агрегатов, используемых при установке ракеты, однако потребовало введения заранее установленных на стартовой позиции анкеров, то есть предварительного оборудования стартовой позиции. Заправка горючим производилась с помощью насосов, а заправка окислителем (жидким кислородом) и перекисью водорода — путем вытеснения сжатыми газами из баков заправщиков.

 

21 января 1955 г. на полигоне Капустин Яр был осуществлен первый старт ракеты Р-5М. Пуск прошел успешно. С января по июль 1955 г. было запущено 14 ракет Р-5М, из них 13 достигли цели. Две ракеты отклонились больше, чем на 7 разрешенных градусов, и двигатель был отключен системой АПР (автоматический подрыв ракеты). Заключительный (пристрелочный) этап летно-конструкторских испытаний ракет Р-5М проходил в августе — ноябре 1955 г. Было проведено 10 пусков, из них пять на дальность 1165 км, три на дальность 1083 км и два на 1189,8 км (в зависимости от веса ракеты). На этих испытаниях радиосистема управления дальностью полета рассматривалась как временное решение, так как в дальнейшем предполагалось укомплектовать бортовую часть системы управления автономной системой управления дальностью полета. Из десяти пусков восемь прошли успешно. Результаты пристрелочных пусков 1955 г. послужили основанием для подготовки в следующем, 1956 г., испытаний ракеты Р-5М по полной программе.

На параде в Москве / Фото: Фото: las-arms.ru


К зачетным испытаниям, которые проходили с 11 января по 6 февраля 1956 г., были представлены пять ракет. Головные части четырех из них имели действующие макеты атомного заряда, в которых было все, что нужно для атомного взрыва, кроме продуктов атомного распада, вызывающих цепную реакцию. Проверялись стыковка головной части с бортовыми системами ракеты, технология подготовки и надежность работы в полете всей автоматики. Четыре пуска прошли нормально. Пятый пуск состоялся 2 февраля 1956 г. Ракета Р-5М впервые в мире несла ядерный заряд. Пролетев около 1200 км, головная часть без разрушения дошла до поверхности в районе Аральских Каракумов. Сработал ударный взрыватель, вызвавший ядерный взрыв мощностью около 80 кт. Постановлением Совмина от 21 июня 1956 г. ракета Р-5М была принята на вооружение Советской армии под индексом 8К51.

Ракета Р-5М была создана на основе ракеты Р-5 согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10.04.1954 года.

При большей массе полезного груза (1300 против 1000 кг) и близкой массе сухой ракеты (4390 против 4030 кг) стартовая масса ракеты Р-5М более чем вдвое превосходила аналогичную массу Р-1 (28610 против 13430 кг).

Улучшение конструктивных параметров в сочетании с увеличением удельной тяги двигателя с 206 до 219 секунд позволило увеличить дальность ракеты почти в 5 раз по сравнению с Р-1 (до 1350 км).

ЖРД ракеты был разработан в ОКБ-456 под руководством В. Глушко. Комплекс наземного оборудования был создан ГСКБ СПЕЦМАШ (В. Бармин). Транспортные агрегаты разработаны КБТМ (В. Петров).

Двигатель РД-103М / Фото: kollektsiya.ru

Ракета Р-5М (SS-3 Shyster) отличалась от Р-5 тем, что для повышения надежности впервые осуществлялось резервирование главных блоков системы управления (автомата стабилизации и наиболее важных элементов кабельной сети).

Испытания комплекса Р-5М, начались в январе 1955 г. и завершились в 1956 г. В ходе летных испытаний этой ракеты было проведено первое (2 февраля 1956 г.) полномасштабное натурное испытание ракетно-ядерного оружия.

В ходе летных испытаний Р-5М 2 февраля 1956 г. было проведено первое полномасштабное натурное испытание ракетно-ядерного оружия (операция «Байкал»).

Боевой ядерный заряд мощностью 0.3 кт был доставлен в расчетный участок боевого поля, расположенного в районе г. Аральска и успешно взорвался.

Ракеты Р-5М, получившие на Западе обозначение SS-3 Shyster, развертывались на передовых рубежах в западной части СССР. Всего в течение 1956-1957 гг. было развернуто 48 ракет.6 (Согласно отечественным источникам, первые два полка с ракетами Р-5М заступили на боевое дежурство только в 1959 г.) Более массового развертывания не произошло в связи с созданием к тому времени более эффективных ракет Р-12. Ракеты Р-5М стояли на вооружении РВСН до 1961 г. и впоследствии были заменены ракетами Р-12.

 
Изображение: kollektsiya.ru

В 1956 г. были поставлены на боевое дежурство 24 ракетных комплекса. В следующем году их число удвоилось. В нескольких инженерных бригадах ракеты Р-2 были заменены на Р-5. 77-я и 80-я бригады дислоцировались близь города Новые Белокоровичи Житомирской области, 72-я (бывшая 22-я) бригада — близ городка Медведь Новгородской области, 73-я (бывшая 23-я) бригада — у городка Камышин Волгоградской области, 85-я (бывшая 54-я) так и осталась на полигоне Капустин Яр, а 90-я (бывшая 56-я) — на территории Киевского военного округа.

В конце 1958 г. 72-я бригада передислоцировалась в район городов Фюрстенберг и Фогельзанд на северо-восток ГДР. С этих позиций Р-5 могли поражать всю территорию Англии и большую часть Франции. В 1959 г. две бригады инженерных войск РВГК, оснащенные Р-5М, заступили на боевое дежурство на позициях вблизи Симферополя и Гвардейска (Калининград-екая область). Несколько позже Р-5М появляются и на Дальнем Востоке. В их зоне досягаемости оказались вся Япония и Маньчжурия. В 1959 г. в боевой готовности находились 32 пусковые установки ракет Р-5М, а в I960 г. — 36. Это число пусковых установок сохранялось неизменным до 1965 г.
 

Время предстартовой подготовки к пуску ракеты Р-5М составляло около 2 часов. Мощность зарядов ракет Р-5М несколько раз менялась, были и заряды в 300 кт, а, в конце концов, поступили термоядерные заряды мощностью 1 Мт. Ракеты Р-5М имели существенный недостаток, связанный с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, который быстро испарялся и не позволял держать ракету в заправленном состоянии свыше 30 суток.

Для выработки запаса кислорода необходимо было иметь мощные кислородные заводы в районах базирования ракетных частей, что делало комплекс Р-5М малоподвижным и неспособным к быстрому ответному удару. Комплекс Р-5М стал первым аргументом Н.С. Хрущева: во время Суэцкого кризиса он грозил Англии и Франции нанести удар ракетами Р-5М с ядерными боевыми частями.

На базе ракеты Р-5 были созданы геофизические ракеты Р-5А, Р-5Б и Р-5В. Первоначально ракеты Р-5 и Р-5М изготавливались на Опытном заводе № 88 в г.   Мытищи. Всего до 1956 г. заводом № 88 было изготовлено 75 ракет Р-5 и Р-5М для стендовых и летных испытаний. В 1956 г. ракета Р-5М была передана для серийного производства на завод № 586 в г. Днепропетровске. В 1968 г. ракета Р-5М была снята с боевого дежурства.

За создание ракетного комплекса Р-5М Сергей Королев, Василий Мишин, Валентин Глушко, Владимир Бармин, Михаил Рязанский, Николай Пилюгин, Виктор Кузнецов, Юлий Харитон, Яков Зельдович, Андрей Сахаров, Мстислав Келдыш были удостоены звания Героя Социалистического Труда [3].

Тактико-технические характеристики балистических ракет средней дальности Р-5 и Р-5М


Р-5Р-5М 
Длина, мм 2211520747 
Диаметр корпуса, мм16501650
Размах стабилизаторов, мм26403452
Длина ГЧ, мм5250
Диаметр ГЧ, мм650
Масса стартовая, кг2857028610 / 29100 ? / 29500 ?
Масса ГЧ, кг1000 / 1425 (штатная боевая) 1300-1364 (ядерная, по разным данным)
Масса подвесных ГЧ максимальная, кг3830
Масса сухая, кг42004390
Масса топлива, кг2430024900
Масса окислителя, кг13990
Масса горючего, кг9880
Дальность действия максимальная, км12001200
Дальность действия минимальная, км270270
Дальность действия с 2 подвесными БЧ, км810
Дальность действия с 4 подвесными БЧ, км560
КВОдо 6000 м по дальности2400 м / 3700 м (КВО) 6000 м (по дальности)
Скорость входа в плотные слои атмосферы, м/с2992скорость удара о грунт уменьшена почти в 2 раза за счет формы ГЧ (требование автоматики ядерной БЧ)
Время полета на полную дальность, сек648
Время активного участка, сек120120
Время предстартовой подготовки, час22
Время нахождения в заправленном состоянии в готовности к пуску, сутдо 30до 30

Типы БЧ баллистичеких ракет средней дальности Р-5 и Р-5М 


Р-5Р-5М 
Конструкция Оживальной формы с острой носовой частью и конической стабилизирующей юбкой в хвостовой части. Термостойкое покрытие на базе сублимирующих материалов. Отделение БЧ происходит с использованием пневмотолкателя.
Масса БЧ — 1450 кг (в ходе испытаний использовалась и БЧ массой 1000 кг). Взрыватель контактный.
Выполнена более короткой с целью снижения скорости встречи с землей. Отделение БЧ происходит с использованием пневмотолкателя. Взрыватель контактный.
Обычные БЧФугасная БЧ
Масса — 1000 кг
Фугасная БЧ
Фугасная БЧ + 2 дополнительных боковых подвесных фугасных БЧ
Масса одной доп.БЧ — 958 кг
Фугасная БЧ + 4 дополнительных боковых подвесных фугасных БЧ
Масса БЧ суммарная — 5282 кг (основная + 4 подвесных)
Специальные БЧ«Генератор-5» — тема ОКР по созданию БЧ с радиоактивными веществами для радиоактивного заражения местности. Работы начаты по распоряжению СМ СССР от 13 августа 1955 г. и Постановлением СМ СССР от 16 ноября 1955 г. Для заправки БЧ веществом применялся защищенный самоходный агрегат «объект 805» с дистанционно управляемыми манипуляторами.В ходе испытаний 1956 г. «изделий ДАР» — ядерная БЧ мощностью 40-80 кт (по разным данным, более современные сведения  — 80 кт)
Масса — 1364 кг
Ядерная БЧ мощностью 300 кт
Масса — 1364 кг
Термоядерная БЧ мощностью до 1 Мт. Поступала на вооружение уже развернутых в частях ракет Р-5М вероятно после 1959 г.
 
При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта Dogs of War.

2. Материалы сайта ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. Оружие России и мира.

3. Материалы сайта «Военное дело».


Теги: РВСН, БР СД, Р-5, Р-5М, ядерное оснащение

www.arms-expo.ru

Р-5М (8К51)

      БРСД Р-5М (8К51) или SS-3 по классификации НАТО



                  Разработка, испытание, развертывание
     Ракета Р-5М(8К51) была разработана в ОКБ-1 на базе ракеты Р-5(8А62)и предназ-
началась для доставки  атомного заряда на дальность 1200км.  Разработка ракеты Р-5
(8А62)  началась  после отказа  от завершения  разработки  ракеты Р-3  с проектной
дальностью 3000км. (из-за трудностей с созданием новых кислородно-керосиновых дви-
гателей) и проводилась с широким использованием  технических решений  опробованных
на  ракетах Р-1, Р-2 и новых наработок предназначавшихся для ракеты Р-3. Это  была
первая  советская  ракета  с несущим баком  жидкого  кислорода  без теплоизоляции.
Потери на испарение  компенсировалось  постоянной подпиткой  до момента старта. От
аэродинамических  стабилизаторов отказались, а для повышения  эффективности работы
автомата стабилизации была увеличена площадь воздушных рулей.  На активном участке
для создания  управляющих усилий кроме того использовались газодинамические  рули.
Двигатель  РД-102 для  Р-5 был  по сути  форсированной (на 70%) версией  двигателя
ракеты Р-1 и ро проежнему работал на кислороде и спирте. На ракете применили комби-
нированную систему управления с каналом радиокоррекции.
    Летные испытания проводились в три этапа. Первый пуск состоялся 15 марта 1953г.
из восьми ракет шесть достигли цели. Второй этап проходил в октябре-декабре 1953г.
Из семи пусков один был неудачен. В ходе третьего этапа с августа по февраль 1955г.
произведено 19 успешных пусков. 
     Первоначально максимальная дальность полёта не превысила 1000 км из-за разру-
шения головной части Р-5, которая не выдерживала сопротивления воздуха. Для предо-
хранения от сгорания стальной оболочки ГЧ на ракете  Р-5 впервые  начали применять
специальную  теплостойкую  обмазку  толщиной 6 мм на основе сублимирующих (испаря-
ющихся) материалов.
     К началу 1955г. надёжность систем и  агрегатов удалось  довести до требуемого
уровня. Хуже дело обстояло с ядерной головной частью, ее разработка задерживалась.
В этих условиях  было принято  решение принять на вооружение БРСД Р-5 с ГЧ, снаря-
жённой обычным взрывчатым веществом весом в 1000кг. Ракеты этого типа стали посту-
пать на вооружение  инженерных  бригад РВГК, где заменили  эксплуатировавшиеся  до
этого Р-2. Каждая бригада имела шесть пусковых установок  (по другим данным ракета
была принята на вооружение, но в серийное производство не пошла).
    В апреле 1954г. начались работы над усовершенствованным вариантом ракеты Р-5М.
При ее разработке  требовалось существенно  упростить процесс  подготовки ракеты к
пуску,уменьшить его трудоемкость, сократить число обслуживающего персонала.  Пред-
стояло разработать технологию совместных испытаний  ракеты и ГЧ с ядерным  зарядом
после их  стыковки.  Для повышения надежности была разработана новая система управ-
ления, важные узлы автоматики были дублированы (некоторые троированы).  Приборы СУ
для уменьшения  воздействия  виброперегрузок перенесли из  хвостового в межбаковый
отсек.  В состав  СУ ракеты Р-5М  была введена  новая система  аварийного  подрыва
ракеты (АПР). Для уменьшения вдвое скорости встречи ГЧ с землей (требуемой автома-
тикой подрыва) была разработана новая, более короткая коническая ГЧ.  В результате
внесенных изменений  максимальная дальность  стрельбы  увеличилась на  200км.
     Первый успешный пуск ракеты Р-5М провели 21 января 1955г. Из 14 ракет запущен-
ных в процессе испытаний 13 достигли цели.  2 февраля 1956г. проведен пуск  ракеты
Р-5М с атомным  зарядом.  Пролетев  1200 км, ГЧ  достигла  поверхности  в заданном
районе, сработал ударный взрыватель и произошел наземный ядерный взрыв.
     21 июня 1956г. ракета Р-5М принята на вооружение. В 1959г. два ракетных полка,
вооруженные ракетами Р-5М первыми среди ракетных частей заступили на боевое дежур-
ство.  Ракета Р-5М стала  первой отечественной  стратегической ракетой.  Стартовый
комплекс ракеты  Р-5М был более  совершенным, чем его предшественники.  В процессе
предстартовой подготовки осуществлялся контроль всех пусковых операций. Старт Р-5М
проводился с  наземной пусковой  установки  (пускового стола), которую  можно было
установить на подходящей местности. Были конечно и недостатки.  Предстартовые про-
верки, операции по заправке и прицеливанию  ракеты проводились без средств автома-
тизации, что  значительно увеличивало  время подготовки к пуску.  Требовалось нес-
колько часов, чтобы подготовить  ракету к старту. Применение в качестве окислителя
жидкого  кислорода не позволяло держать  ракету в заправленном состоянии  более 30
суток, постоянно осуществляя подпитку бака окислителя. Для  выработки запаса кисло-
рода необходимо  было иметь мощные  производственные средства в районе базирования
ракетных частей. Все это  делало РК малоподвижным и уязвимым, что ограничивало его
развёртывание в Вооруженных Силах. 
     В случае развязывания  войны планировалось  каждому фронту придать одну инже-
нерную  бригаду РВГК.  Боевое применение  ракет осуществлялось  только по  приказу
Верховного Главнокомандующего.  После  создания  17 декабря 1959г. Ракетных  войск
стратегического  назначения  все инженерные  бригады  РВГК,  вооружённые  ракетным
комплексом с БРСД Р-5М, были переформированы в дивизии и включены в  состав  РВСН.
В каждой из пяти дивизий, получивших этот ракетный  комплекс, имелось восемь ракет
Р-5М.  Ракета Р-5М  выпускалась  в Днепропетровске  небольшой  серией - 48 ракет и
стояла на вооружении до 1967г.



                   ТТХ ракеты Р-5М:
     Число ступеней                 -    1
     Тип ДУ                         -    ЖРД    
     Диаметр                        -    1,65 м.
     Длина                          -   20,8 м
     Масса                          -   29,1 т.
     Масса ГЧ                       -    1,35т.
     Масса топлива                  -   24,76т.
     Окислитель                     –  жидкий кислород
     Горючее                        -  этиловый спирт
     Тяга у земли                   -   43,86 т.
     Мощность ГЧ                    -    0,3Мт. 
     Дальность                      -  1200 км.
     КВО                            -    3,7 км.
     Предельное отклонение          -    6 км.

   
Наверх

rocketpolk44.narod.ru

Баллистическая ракета средней дальности Р-5М (8К51)

Первая советская ракета с ядерной боевой частью.

Р-5М разработана как дальнейшее развитие ракеты Р-5 в ОКБ-1, руководитель работ — Сергей Королев. Задача, поставленная при создании ракеты, формулировалось просто: создать боевой ракетный носитель, пригодный для доставки ядерного оружия.

Ракета Р-5М на старте, Капустин Яр

Постановление о начале разработки Р-5М вышло 20 апреля 1954 года, 21 января 1955 года был произведен первый успешный пуск. 21 июня 1956 года ракета принята на вооружение.

Ракета Р-5М — одноступенчатая жидкостная (топливо: кислород + 92% этиловый спирт), запускаемая со стартового стола. Максимальная дальность 1200 км.

Боевая часть ядерная, вначале мощностью около 40−80 кт, затем (после 1959 года) — до 1 Мт. 2 февраля 1956 года ракета (впервые в мире) была испытана с ядерным боевым оснащением — после запуска состоялся подрыв БЧ над песками Приаральских Каракумов.

Точность ракеты была довольно низкой (круговое вероятностное отклонение 2400−3700 м), поэтому рациональной целью даже для ядерной БЧ могли быть только протяженные цели, наподобие городов, портов, промышленных зон или районов крупной концентрации войск противника.

По ряду сведений, в 1958 году в секретном порядке 12 ракет Р-5М с ядерными БЧ были развернуты в восточной Германии в районе Фюрстенберга (в составе 72-й инженерной бригады РВГК) и нацелены на европейские столицы, а также Рурский промышленный район ФРГ. Это развертывание было проведено втайне даже от руководства ГДР. Несмотря на то, что уже в 1959 году ракеты были выведены назад, этот факт считается первым размещением советского ядерного оружия за пределами территории страны.

Ракеты Р-5М на Параде в Москве, 1 мая 1960 года

На пике численности в СССР были развернуты 36 таких ракет (всего их было выпущено 48). Однако прогресс баллистических ракет в те годы был стремителен: с 1961 года Р-5М начали заменять на более совершенные Р-12, и к 1966 году уже полностью сняли с вооружения.

defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *