ВМС США испытали новые крылатые ракеты » Военное обозрение
Военно-морские силы США завершили испытания новейших крылатых ракет LRASM. Сегодня, По сообщению портала navaltoday.com, американское командование провело двойной тест новых боеприпасов, сбросив их со стратегического бомбардировщика B-1 Lancer.В ходе испытаний, проходивших у побережья Калифорнии, B-1 Lancer одновременно выпустил две крылатые ракеты LRASM, которые поразили две надводные движущиеся мишени. В компании Lockheed Martin, разработавшей новые ракеты, указывают, что испытания признаны успешными, и боеприпасы подтвердили все заявленные характеристики.
Ракета AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile — противокорабельная ракета большого радиуса действия) разработана и производится корпорацией Lockheed Martin по заказу Минобороны США. Работы по созданию крылатых ракет LRASM начались в 2009 году, в 2013 году эти ракеты прошли первые испытания, а спустя год ими вооружили некоторые корабли американских ВМС. Несмотря на то, что новые боеприпасы уже используются флотом, официально они поступят на вооружение ВМС и ВВС США лишь после 2018 года.
AGM-158C разработаны для замены ракет Harpoon, состоящих на вооружении американской армии с 1977 года. Новые ракеты имеют специальную форму и покрытие, снижающие радиолокационную заметность, и оснащены датчиками, позволяющими самостоятельно обнаруживать и идентифицировать цели в заданном квадрате, а также «общаться» с другими ракетами, распределяя цели между собой.
Согласно техническому описанию, ракета LRASM несёт боевой заряд массой 450 кг и может преодолевать расстояние до 930 км. AGM-158C оснащается турбовентиляторным двигателем Williams International F107-WR-105, который обеспечивает ей манёвренный полёт на дозвуковой скорости.
Планируется, что уже в ближайшие годы ракеты LRASM станут штатным вооружением самолётов ВВС США и кораблей ВМС США. Новые боеприпасы уже испытаны на совместимость с корабельной пусковой установкой Mk.41, могут сбрасываться с бомбардировщиков B-1B Lancer, а также запускаться с истребителей F/A-18 и F-35 Lightning II, передает «Warspot»
topwar.ru
Шаг на пути в тысячу миль: новые ракеты армии США | Статьи
Несмотря на то что договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), запрещающий производство сухопутных комплексов с дальностью от 500 до 5500 км, еще действует, армия США уже не скрывает активных работ над «тысячемильными» ракетами. Портал iz.ru пробует кратко осветить планы американских военных.
О повторении истории
Можно провести немало параллелей между текущей военно-политической ситуацией и событиями 80-х годов. И тогда, и сейчас западный блок был громко обеспокоен развертыванием российских ракет средней дальности — тогда это были баллистические «Пионеры», а сегодня это комплексы с крылатыми ракетами 9М729. И тогда, и сейчас Москва пыталась увязать вопросы сокращения наступательных вооружений с обязательствами не начинать милитаризацию космоса и развертывание глобальной ПРО. И тогда, и сейчас необходимостью «дать ответ на угрозу» в Штатах обосновывают разработку новых ракетных комплексов.
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер»
Фото: РИА Новости/Антон Денисов
Впрочем, много и отличий. «Пионеры» более чем реальны и крупносерийны, 9М729 имеют полумифический характер, так как за минувшие полтора года (если отсчитывать с начала публичного обострения претензий, совпавшего с публикацией «слива» в статье The New York Times) не было предъявлено доказательств их запрещенной дальности, как и каких-либо подробностей о них. Попытки сдержать милитаризацию космоса в отличие от 80-х явно обречены на провал, а договор об ограничении ПРО прекратил действовать еще в 2002 году. Если на рубеже 70–80-х годов по поводу новых советских ракет били в набат в первую очередь в Европе, а США отреагировали сделанными наспех эрзацами, то сейчас больше всего беспокойства по поводу «угрожающих Европе русских ракет» проявляется из-за океана, там уже стартовали новые ракетные программы, а сами европейские союзники по НАТО реагируют на желание американцев их срочно спасать довольно прохладно, даже демонстрируют нестройность рядов в вопросе доказанности российских нарушений и серьезности проблемы в целом.
Автор цитаты
В ходе первого евроракетного кризиса США создали и развернули в Европе в ответ на «Пионеры» ракетные комплексы «Грифон» (наземную версию «Томагавка») и «Першинг-2» (модифицированные «Першинги-1а» с увеличенной дальностью и точностью). Наглядной демонстрацией того, что они оставляли желать лучшего, может служить тот факт, что главная страшилка того времени — возможность США нанести мгновенный обезглавливающий удар по военно-политическому руководству «Першингами» — не совсем соответствовала истине. Американской ракете просто не хватало дальности, чтобы поразить Москву, хотя и немного.
Однако то, что кто-то не просит о защите, не должно останавливать в стремлении ее предоставить. Кроме того, хотя декларируется, что все меры последнего времени направлены на «сдерживание России» и даже «убеждение ее вернуться к соблюдению ДРСМД», нет-нет да проскакивает и другой адресат, который ДРСМД и вовсе не подписывал: Китай. Так, в прошлом году на слушаниях в сенате глава тихоокеанского командования адмирал Г. Харрис сказал, что, конечно, США должны соблюдать ДРСМД, раз они его подписали, но вот лично ему на Тихом океане для сдерживания Китая комплексы «запрещенной» дальности очень бы пригодились.
Пока что основной военно-технической мерой, получившей уже второй год финансирование в рамках «Закона о сохранении ДРСМД», является разработка наземного мобильного комплекса с крылатой ракетой с дальностью, подпадающей под ограничения договора и оснащенной неядерной боевой частью. США упирают на то, что согласно букве договора разработка, до стадии производства и испытания прототипов, легальна и они готовы отказаться от дальнейших этапов, если Россия «полностью и верифицируемо» вернется к соблюдению ДРСМД. Учитывая, что наша сторона отрицает сам факт нарушений, который США, в свою очередь, считают полностью доказанным, компромисса ждать тут пока не приходится. Так что после окончания «бумажной» стадии новый американский комплекс, вероятно, приступит к испытаниям, а ДРСМД будет объявлен Штатами «временно приостановленным». Возможно, это случится уже в следующем году.
Подписание советско-американского договора РСМД. Договор подписали: генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев и президент США Рональд Рейган
Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин
«Першинг-3» и самая дальнобойная пушка в истории
О возможном облике перспективного комплекса с крылатой ракетой портал уже писал. Сегодня речь не о нем, а о программах армии США, а наземный комплекс с крылатой ракетой… практически наверняка отойдет ВВС США. Таково разделение компетенций в американских вооруженных силах — ВВС принадлежали и сухопутные «Томагавки», развернутые в Европе в 80-х годах, и более ранние крылатые ракеты, такие как MGM-13 «Мейс» или SM-62 «Снарк». К слову, в СССР ситуация была схожей — тактические крылатые ракеты ФКР-1 также были на вооружении ВВС.
Зато армии традиционно отходят нестратегические баллистические ракетные комплексы, такие как «Першинг-2». И вот спустя тридцать лет после ликвидации последних армия жаждет получить замену.
Слайд презентации ракеты DeepStrike для американских комплексов M270 MLRS и M142 HIMARS
Слайд из презентации ракет DeepStrike/armyrecognition.com
Причины очевидны — смена приоритетов с ориентации на локальные асимметричные войны, на готовность противостоять крупному технически развитому противнику. В этой ситуации, по мнению американских военных, им придется неделями действовать без полноценной авиаподдержки и увеличение дальности всей артиллерии критически важно.
В следующем году должны начаться летные испытания условного «американского «Искандера» — создаваемой на конкурсной основе корпорациями «Локхид-Мартин» и «Рейтон» оперативно-тактической ракеты с дальностью пока «до 499 км», создаваемой по программе Precision Strike Missile (PrSM). Важнейшим преимуществом PrSM должно стать использование имеющихся пусковых установок M270 MLRS и M142 HIMARS, которые сейчас используются как РСЗО или для запуска тактических ракет ATACMS (до 300 км, соответственно две и одна на ПУ).
За счет меньших габаритов PrSM планируется удвоить боекомплект ПУ по сравнению с ATACMS. Впрочем, PrSM достаточно консервативна и является эволюционным и давно назревшим развитием ATACMS. Армия США ведет куда более инновационные программы оружия, с большим запасом нарушающего ДРСМД.
В первую очередь речь о ракете Strategic Fires Missile, которая должна обладать дальностью до 2250 км. В ее описании упорно напирают на то, что она является «принципиально новым гиперзвуковым оружием», и как черт ладана избегают признания того, что, судя по опубликованным концептам, это самый настоящий «Першинг-3», просто с большей дальностью и более высокой точностью маневрирующего неядерного боевого блока, способного, возможно, даже на планирующий полет.
В 2011 году под патронажем армии по программе Advanced Hypersonic Weapon прошли успешные испытания летающей лаборатории на дальность 3700 км, хотя неясно, в какой мере это была заслуга способности имитирующего боевой блок аппарата планировать на гиперзвуковой скорости в высоких слоях атмосферы, а в какой — заслуга использовавшейся на испытаниях переделанной баллистической ракеты подводных лодок «Полярис-A3», оснащенной дополнительной третьей ступенью.
Впрочем, способность к маневрированию боевым блокам нужна в первую очередь для качественного повышения точности, во вторую — для выполнения затрудняющих перехват противозенитных маневров.
Современные и перспективные артсистемы армии США
Слайд с презентации на симпозиуме армейской ассоциации
Как нетрудно заметить, Strategic Fires Missile, как и российский планирующий блок «Авангард», не являются гиперзвуковым оружием в классическом представлении — то есть летательными аппаратами, оснащенными гиперзвуковыми прямоточными двигателями. Да, разумеется, они достигают в полете гиперзвуковой скорости (т.е. более 5 скоростей звука), но это делала даже немецкая «Фау-2» времен Второй мировой. Они обладают способностью маневрировать и в некоторой мере планировать в атмосфере, но это мог и боевой блок «Першинга-2», которого никто «гиперзвуковым ракетным комплексом» не называл. В данном случае «гиперзвук» является ярким и полезным ярлыком, подчеркивающим инновационность продукта.
Для США он особенно полезен — поразительно, но американские военные и эксперты в ответ на вопросы журналистов заявляют, что ДРСМД вовсе не препятствует созданию Strategic Fires Missile, т.к. договор якобы не ограничивает систему с таким профилем полета. Дело в том, что ДРСМД по своей букве ограничивает либо баллистические (которые классифицирует как «ракеты, большая часть полета которых проходит по баллистической траектории»), либо крылатые ракеты (полет которых, в свою очередь, «на большей части траектории обеспечивается за счет аэродинамической подъемной силы»).
Обсуждаемая же нами ракета с планирующим боевым блоком может действительно совершать примерно равные этапы полета по чисто баллистической траектории в космосе (после выключения двигателя) и планирования в атмосфере и как результат не являться ни тем, ни другим. Принимая на себя роль адвоката дьявола, приходится признать, что казуистичность подобного обоснования поистине впечатляет — американские мастера жонглирования словами международных договоренностей сумели дать достойный ответ российским коллегам, которые уже много лет требуют признать, строго следуя букве определений ДРСМД, крылатыми ракетами запрещенной дальности ударные БПЛА. Впрочем, вряд ли эти усилия будут оценены по достоинству, т.к. непросто надеяться, что ДРСМД просто просуществует до того, как полноценный прототип по программе Strategic Fires Missile выйдет на испытания, чего не стоит ждать раньше начала следующего десятилетия. Нет нужды пояснять, что подобные программы похоронят его куда быстрее, чем полумифические российские разработки крылатых ракет.
Вторая же программа, которую, что неудивительно, обсуждают еще больше, это Strategic Strike Artillery Cannon, SSCA, т.е. «Стратегическая пушка». С дальностью в тысячу миль. Конечно, сделать классическое орудие, хоть бы и с жидкой взрывчаткой, да даже электромагнитную «рельсовую пушку» с такой дальностью невозможно. Из того, что хотя бы планировалось построить, на подобное должен был быть способен «Большой Вавилон», который для Саддама Хусейна строил канадский инженер-авантюрист Джеральд Булл, но это должна была быть монструозная конструкция массой пару тысяч тонн со стволом длиной 156 м. Есть уверенность, что армия США хотела бы получить что-то более похожее на нормальное оружие.
Артиллерийский бой будущего
Слайд с презентации на симпозиуме армейской ассоциации
За счет чего тогда планируют обеспечить рост дальности на порядки? За счет использования снарядов с реактивными двигателями. Причем, очевидно, речь будет идти не о чем-то похожем на имеющиеся активно-реактивные снаряды (например, M549 HERA или XM1113), которые обеспечивают небольшое увеличение дальности полета, а о том, что «пушка» будет фактически пусковой установкой для небольших ракет. Подобная система могла бы обеспечить возможность поражения целей в глубоком тылу, при куда меньшей стоимости выстрела, чем у Strategic Fires Missile. Примечательно, что и тут заранее готова отговорка по поводу соблюдения ДРСМД — если маломощный двигатель будет работать на протяжении большей части полета, то какой же это баллистический полет?
Конечно, не нужно забывать, что на данный момент обсуждаемые программы — всего лишь концепты. Возможно, из них ничего не выйдет — благо Пентагону и конгрессу далеко не впервой сворачивать подобное дорогостоящее творчество, а если и выйдет, то до строевых образцов дойдет во второй половине следующего десятилетия. Однако подобные «теоретические изыскания» создают понятный фон для рассуждений о будущем ДРСМД и заставляют задуматься о перспективе второго евроракетного кризиса и новых «Першингах» в Европе. Которые в этот раз, для надежности, поставят на тысячу километров восточнее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
LRASM – новая противокорабельная ракета США
В США успешно испытали новые противокорабельные ракеты (ПКР) дальнего радиуса действия. Ракеты производства компании «Локхид Мартин» были запущены из ВПУ – вертикальной пусковой установки Mk 41. По информации компании «Локхид Мартин», всего было осуществлено 4 пуска имитаторов ракет LRASM. Целью проведенных испытаний была проверка выхода ракет из ВПУ без повреждений ее конструкции, покрытия самих ракет, приемника воздушного давления.
Испытания были проведены для оценки уровня риска использования новых противокорабельных ракет из ВПУ Mk 41 и проводились в рамках работ по интеграции новых ПКР в состав современного корабельного вооружения.
Ракеты проекта LRASM – это высокоточные, автономные ПКР, запуск которых происходит вне зоны объектовой ПВО противника, ракеты предназначены для использования в ВВС и ВМС США. В конце 2013 года компания «Локхид Мартин» планирует провести летные испытания варианта ракеты LRASM BTV (Boosted Test Vehicle) из той же вертикальной пусковой установки, а в следующем году проведет 2 запуска управляемых испытательных ракет за счет федерального бюджета (4 проведенных ранее пуска были осуществлены на деньги компании).
Новая американская ПКР LRASM создается для замены уже устаревшей ПКР «Гарпун», спроектированной компанией «Боинг». Необходимость разработки новой противокорабельной ракеты вызвана тем, что имеющиеся в арсенале американских ВМС ракеты не обладают достаточной дальностью полета и крайне уязвимы при прорыве современной корабельной системы ПВО. Работы в рамках программы LRASM предусматривают создание вариантов оружия, которое может быстро поступить на вооружение ВМС США после окончания серии летных испытаний в 2013-2014 годах.
Противокорабельная ракета LARSM может оснащаться фугасной или бронебойной боевыми частями и является всепогодным автономным оружием, которое может использоваться в любое время суток. На ПКР смонтирована многорежимная головка самонаведения, линия передачи данных, доработанная цифровая помехозащищенная система спутниковой навигации, которая предназначена для обнаружения и поражения наиболее приоритетных целей в корабельном ордере противника.
С момента снятия с вооружения американских ВМС противокорабельной версии знаменитой ракеты «Томагавк» – TASM – флот США оказался без дальнобойного противокорабельного оружия. Единственной специализированной ПКР (не считая возможности использовать против кораблей противника «Стандарты») осталась ракета RGM-86 «Гарпун». Это достаточно эффективное оружие, но радиус действия данной ракеты даже в лучших ее модификациях не превышал рубежа в 280 км.
Достаточно долгое время в ВМС США не обращали на эту проблему особого внимания. «Холодная война» благополучно закончилась: флот России, многократно сократившийся в размерах, перестал представлять тот уровень угрозы, которая могла бы потребовать от американских военных разработки новой дальнобойной ПКР. Адмиралы американского флота абсолютно были уверены в том, что палубные самолеты F/A-18, вооруженные ракетами «Гарпун» массированной атакой в состоянии уничтожат абсолютно любой существующий надводный корабль противника. Для тех редких случаев, при которых бы надводный корабль противника приближался на дистанцию поражения к надводному кораблю США – было достаточно и «Гарпунов» для самообороны.
Во всем этом был лишь 1 недостаток: «Гарпун», являясь ракетой достаточно старого исполнения, никак не подходил к современным вертикальным пусковым ячейкам Mk-41. В то же время командование американским флотом в 2000-х годах избавились от всех ракет, которые не подходили к этим универсальным ПУ (тем самым кардинально уменьшив расходы на обслуживание пусковых систем), но ракету «Гарпун» военные вынуждены были сохранить вместе с его контейнерными пусковыми установками Mk-141.
При этом традиционный кормовой «Шалашик», состоявший из 2-х направленных в противоположные стороны ПУ Mk-141, таил в себе ряд недостатков. Такие пусковые установки занимали достаточно много места на корабельной палубе и мешали другим системам вооружений. Для пуска ПКР «Гарпун» необходимо было повернуться бортом к противнику (а это требовало времени: помимо этого, в одном залпе можно было выпустить не более ½ всех ракет). Наконец – и это было самым главным недостатком – торчащие пусковые установки значительно увеличивали ЭПР корабля и его заметность на радарах противника.
Адмиралы ВМС США пытались решить данную проблему. Но на версию «Гарпуна», приспособленную для вертикального запуска, Конгресс в свое время (еще в 90-е годы) денежных средств не дал. «Холодная война» закончилась, флот США провел самое масштабное списание вооружений в своей истории и мог обойтись и существующими противокорабельными ракетами. Однако к 2000-м годам ситуация изменилась.
Быстрый рост китайского флота – особенно покупка китайцами эсминцев с дальнобойными ЗРК и авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг») стали причиной серьезного беспокойства американских военных. Патрулирующие небо истребители и дальнобойные зенитные ракеты делали радиус действия «Гарпунов» не таким уж безопасным. Помимо этого, значение технологий уменьшения ЭПР значительно выросло по мере развертывания более совершенных головок самонаведения противокорабельных ракет.
В принципе, флот США без особых проблем мог вернуть на вооружение TASM – благо, оба ее компонента, «Томагавк» и «Гарпун» по-прежнему оставались в производстве. Но данные ПКР были уже прошлым веком данного вида вооружений. Американский флот нуждался в лучшем оружии. Именно поэтому в 2009 году, агентство перспективных оборонных исследований – DARPA – обратилось к компании Lockheed с предложением о создании перспективной дальнобойной ПКР, относящейся к новому поколению. В ходе работ по данному проекту определились 2 перспективных направления:
— LRASM-A – дальнобойная ПКР, построенная по стелс-технологии и перемещающаяся с дозвуковой скоростью.
— LRASM-B – сверхзвуковая ПКР, по схеме аналогичная русско-индийской разработке «БраМос».
В январе 2012 года, после проведения тщательного сравнения проектов, от проекта LRASM-B было решено отказаться. США не обладают особенно богатым опытом разработки сверхзвуковых ракет, и неминуемо оказалась бы на этом поле в роли догоняющей стороны. При этом в стелс-технологиях США успешно лидируют. Кроме того, эксперты считают, что на решение, которое поставило крест на проекте LRASM-B, повлияло испытание Тайванем собственной сверхзвуковой ПКР. Американцы посчитали, что в самом крайнем случае всегда смогут обратиться к своему давнему союзнику за лицензией не ее впуск. В результате, все усилия инженеров компании Lockheed были сосредоточены на проекте LRASM-A.
LRASM-A создавалась подразделением «Страйк контрол», расположенным в Орландо (штат Флорида), как малозаметная дозвуковая крылатая ракета, оснащенная дополнительными датчиками, обладающая высокой выживаемостью. Ракета создавалась на базе проекта КР воздушного базирования AGM-158B JASSM-ER с установкой дополнительных системам и датчиков. Предполагается, что ракета LRASM-A будет оснащена осколочно-фугасной БЧ. Для обеспечения боевой живучести новая противокорабельная ракета должна совершать энергичные маневры, что потребует существенного увеличения характеристик двигательной установки.
В качестве носителей новой противокорабельной ракеты предполагаются надводные корабли, получившие вертикальные пусковые установки Mk-41, самолеты F-35 и F/A-18F. Также интерес к развертыванию подобных ракет уже выразили ВВС США, которые хотят получить возможность использовать ракеты с борта стратегических бомбардировщиков B-1B. Насчет возможности развертывания ракеты на подлодках пока что ничего не известно.
Предполагается, что ракета LRASM использует комплексную, многокомпонентную систему поиска и идентификации надводных целей. Помимо инерциально-спутниковой системы наведения ракета оснащается радиолокационной головкой самонаведения на движущийся объект и оптико-электронной системой наведения. При этом в памяти бортового компьютера ракеты хранится целый архив образов потенциальных кораблей противника в различных ракурсах, что помогает ПКР поражать нужные цели.
ПКР может быть запущена в район поиска без первоначального целеуказания: выйдя в заданный сектор, ракета самостоятельно подбирает схему поиска и пытается найти цель. Во время полета ракета в непрерывном режиме поддерживает двусторонний канал связи со спутниковыми системами, с носителем, уточняя информацию относительно нахождения целей, оптимальной траектории движения и потенциально опасных районов поиска. Сенсорная аппаратура ракеты в состоянии идентифицировать встреченные корабли, и находить среди них те, которые совпадают с предварительно запрограммированными параметрами цели.
Определив данные параметры, противокорабельная ракета LRASM формулирует схему предстоящей атаки. Летящие ракеты могут поддерживать между собой связь и могут производить комплексную атаку на надводные соединения противника. Атака целей производится на сверхмалой высоте полета: при этом ПКР выбирает оптимальный маршрут к цели, избегая поражения кораблями сопровождения и выбирая вектор атаки, который наименее выгоден для средств противодействия ПВО противника. При этом ракета активно использует аппаратуру радиоэлектронной борьбы.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
army-news.ru
Крылатые ракеты морского базирования США
Разработка КР «Регулус» («Regulus») была задана в 1947 г. ВМС США. Ракета предназначалась для оснащения подводных лодок, хотя она могла запускаться и с надводных кораблей. Первый пуск ракеты состоялся в марте 1951 г., с подводной лодки – в 1953 г. В 1955 г. ракета «Регулус-1» поступила на вооружение. Первоначально ракета оснащалась ядерной боевой частью с ЯЗ W5 мощностью 40 кт, в последующем часть ракет была оснащена термоядерными зарядами W27 мощностью в 2 Мт.
Пуск ракеты проводился с ПЛ в надводном положении. Ее наведение осуществлялось радиокомандной системой, что требовало привлечения специальных надводных кораблей или подводных лодок, которые обеспечивали бы корректировку траектории полета ракеты и ее наведение на конечном участке. Это резко ограничивало боевые возможности КР «Регулус-1». В 1964 г. она была снята с вооружения.
Имеются сведения, что, начиная с 1953 г., на замену «Регулус-1» разрабатывалась КРМБ, получившая обозначение «Регулус-2», хотя это была не модифицированная, а совершенно новая ракета. Она имела скорость 2М, значительно большую высоту (18000 м) и дальность полета (1850 км), на ней вместо радиокомандной была установлена инерциальная система наведения. Предусматривалось использование боевой части с ядерным зарядом W27 мощностью 2 Мт. Длина ракеты составляла 17,5 м, вес – 10,4 т. И, тем не менее, несмотря на эти преимущества, «Регулус-2» была признана безнадежно устаревшей по сравнению с уже испытывавшейся БРПЛ «Поларис». Программа ее создания в конце 1958 г. была закрыта, а оставшиеся из числа 54 изготовленных КР «Регулус-2» использовались в качестве сверхзвуковых мишеней при испытаниях других ракет.
175warfor.me
Перспективные противокорабельные ракеты США » Военное обозрение
На протяжении последних десятилетий основным вооружением большинства боевых кораблей, а также главным средством для уничтожения вражеских плавсредств являются противокорабельные ракеты различных типов. Первое боевое применение этого вида оружия состоялось еще в 1967 году, и за прошедшее время было разработано несколько десятков новых типов с более совершенной аппаратурой и более высокими характеристиками. Разработка новых противокорабельных ракет не прекращается и сейчас. Создаются новые конструкции, отвечающие современным требованиям и имеющие еще более высокие характеристики, чем у старых ракет. В настоящее время в западных странах наметилось несколько интересных тенденций развития противокорабельного ракетного вооружения, обусловленных особенностями современной войны на море. Рассмотрим некоторые перспективные проекты ПКР американской разработки.Дешево и сердито
Одним из самых интересных направлений развития противокорабельных ракет является снижение максимальной дальности пуска. Ранее подобные системы развивались в сторону увеличения скорости, дальности и точности, но в настоящее время ряд факторов требует пожертвовать дальностью в пользу выполнения определенных боевых задач. Практика последних лет с характерными локальными конфликтами повлияла и на противокорабельные ракеты. Страны третьего мира, которым сейчас приходится воевать с крупными и мощными государствами, чаще всего располагают старой техникой, в том числе и на флоте. Таким образом, развивающиеся страны сейчас вынуждены строить свой военно-морской флот по «москитному» принципу. Для борьбы с таким противником серьезным корабельным ударным группам нужно сравнительно простое, дешевое и удобное вооружение. Нетрудно догадаться, что атака небольших катеров или кораблей дорогими ракетами большой дальности может быть невыгодной даже в экономическом плане. Поэтому в последние годы было начато несколько проектов, целью которых является создание специализированных управляемых боеприпасов для уничтожения небольших целей на малых и сверхмалых дальностях, до десяти километров.
Одной из первых ракет такого класса стала американская Raytheon AGM-175 Griffin-B. Первоначально ракета AGM-175 разрабатывалась как боеприпас для авиации, предназначенный для нанесения ударов по наземным и надводным объектам. Не так давно на основе оригинальной ракеты Griffin была создана модификация корабельного базирования, получившая условное наименование Griffin-B. Главное отличие корабельной версии AGM-175 кроется в возможности использования ракет с универсальными пусковыми установками Mk 49 GMLS. Такой подход к запуску ракеты позволяет оснастить ей большинство боевых кораблей США и НАТО, поскольку системы Mk 49 изначально входят в состав зенитного ракетного комплекса RAM, которой комплектуются почти все новые корабли американской постройки. Таким образом, связка Griffin-B и Mk 49 достаточно простым образом обеспечивает оборону корабля как от воздушного, так и от надводного противника на малых и средних дистанциях. Примечательно, что принцип использования одной пусковой установки для противокорабельных и зенитных ракет в некоторой мере напоминает концепцию пускового комплекса Mk 41, устанавливаемого на американские крейсера проекта Ticonderoga, эсминцы проекта Arleigh Burke, а также на 17 других типов зарубежных кораблей.
Несмотря на унифицированную пусковую установку, противокорабельная ракета AGM-175 имеет меньшие размеры в сравнении с зенитной RIM-116: длина 1,1 метра, диаметр 14 см и стартовый вес в 20 килограмм. При этом ракета несет осколочно-фугасную боевую часть весом в 5,9 кг и летит на дальность порядка 5-5,5 километров (при старте с земли или с корабля). При запуске с самолета возможно достижение вчетверо большей дальности. В сравнительно малые габариты корпуса ракеты вписана комбинированная система наведения. В зависимости от обстановки Griffin-B может использовать лазерное, инерционное или GPS-наведение. Отсутствие радиолокационного или теплового наведения обусловлено небольшой дальностью полета: на расстоянии пяти-семи километров от цели корабль или самолет может самостоятельно подсвечивать цель лазером, выводя на нее ракету. В настоящее время ракета AGM-175 Griffin-B проходит испытания. Ожидается, что эти противокорабельные ракеты войдут в состав вооружения кораблей проекта LCS.
RIM-116 RAM
При разработке ракеты AGM-175 сотрудники фирмы Raytheon учли опыт создания ракет других классов, в том числе противотанковых и зенитных. Похожим образом развивается ситуация с перспективными ПКР малой дальности и в европейских странах, причем за основу для проекта компаний Marconi Electronic Systems, BAE Systems и MBDA взята американская противотанковая ракета AGM-114 Hellfire, после модернизации получившая название Brimstone. Целью работ является обеспечение возможности уничтожения небольших плавсредств доработанными противотанковыми ракетами. Пока что испытания дошли только до пуска ракет с самолетов, однако уже разрабатывается комплекс оборудования, предназначенный для монтажа на ракетных катерах и боевых кораблях малого водоизмещения. Для наведения ракета «Бримстоун» использует комбинированную систему, объединяющую в себе инерциальную и радиолокационную аппаратуру. Кроме того, возможно целеуказание при помощи лазерного оборудования. Пятидесятикилограммовая ракета имеет твердотопливный двигатель и со сверхзвуковой скоростью способна лететь на расстояние до 12 километров. В этом году в акватории полигона Эберпорт (Великобритания, Уэльс) было произведено несколько пробных запусков ракет Brimstone, в ходе которых обстреливались высокоскоростные маневрирующие катера.
Ракета Brimstone
Противокорабельный вариант ракеты Brimstone пока только проходит испытания, а пусковая установка для его использования на катерах и кораблях в настоящее время находится в разработке. Судя по всему, проектирование пусковой установки приближается к своему завершению. Дело в том, что полноценный ракетный комплекс «Бримстоун» корабельного базирования уже предлагается на экспорт. Так, концерн MBDA сейчас ведет переговоры c Объединенными Арабскими Эмиратами на предмет оснащения такими системами новых катеров проекта Ghannatha. Учитывая особенности доступных Эмиратам акваторий, можно сделать предположение о хороших перспективах переговоров. Вполне возможно, что в самое ближайшее время Абу-Даби согласится на обновление комплектации своих новых катеров.
Приоритет – дальность
Противокорабельные версии ракет Griffin и Brimstone являются своеобразным ответом на возможную угрозу в виде большого количества вражеских катеров и малых боевых кораблей, способных атаковать только с небольшого расстояния. Одновременно с этим сохраняется возможность столкновений между крупными корабельными соединениями, в том числе и авианосными. Для таких ситуаций продолжает оставаться актуальной большая дальность полета противокорабельных ракет. Кроме того, ряд событий требует продолжения развития в традиционном направлении повышения дальности, скорости полета и точности. В случае с американскими проектами эти работы дополнительно стимулируются перспективами тихоокеанского региона. Китай строит мощный флот, планирует принять в строй сразу несколько авианосцев, а кроме того хвалится созданием противокорабельных ракет с дальностью в 200-250 километров. Последние модификации американских ракет семейства Harpoon – авиационная AGM-84, корабельная RGM-84 и UGM-84 подводного базирования – обеспечивают дальность стрельбы не менее 280 километров. При этом на складах имеется немало более старых боеприпасов, способных лететь лишь на 140-150 км. Таким образом, для поддержания паритета с китайским флотом американцам необходимо форсировать производство и переход на поздние версии «Гарпунов», а также создавать совершенно новые ракеты большой дальности.
Предполагаемый облик сверхзвуковой дальнобойной ПКР LRASM В
В начале двухтысячных годов под эгидой агентства DARPA было начато сразу три проекта противокорабельных ракет с дальностью не менее 500 километров. Первые две программы, осуществляемые компанией Lockheed Martin, преследовали цель создания двух типов ПКР с различными характеристиками и максимально унифицированной конструкцией. Таким образом, общая программа LRASM (Long Range Anti-Ship Missile – «Противокорабельная ракета большой дальности») была разделена на два проекта: LRASM-A и LRASM-B. При разработке обоих боеприпасов LRASM используется опыт, полученный в ходе работ над предыдущим проектом AGM-158 JASSM. Согласно некоторым источникам, ракета LRASM-A сможет доставлять боеголовку массой около 450 килограмм на расстояние не менее 550-600 км. Система наведения ракеты объединяет в себе инерциальную и спутниковую аппаратуру, а также оптико-электронную и радиолокационную головки самонаведения. Имеется информация об оснащении LRASM-A бортовым компьютером, в память которого загружается база сигнатур всех возможных надводных целей. Таким образом, ракета сможет самостоятельно определять наиболее приоритетный объект и поражать его. Запуск LRASM-A будет проводиться из стандартной шахтной пусковой установки Mk 41, а большая часть полета к цели будет проходить на дозвуковой скорости.
Перспективная дальнобойная ПКР LRASM A
Ракета LRASM-B должна иметь гораздо большую дальность полета, чем вариант LRASM с литерой «A». Кроме того, отличается силовая установка и профиль полета. LRASM-B планировалось оснащать прямоточным двигателем, позволяющим совершать полет со сверхзвуковой скоростью. Высокоскоростной полет должен был проходить на большой высоте со спуском после обнаружения цели. Система наведения ракеты LRASM-B должна была иметь такую же структуру, как и у LRASM-A. Обе ракеты семейства LRASM предназначались для замены ракет Harpoon, в связи с чем имели возможность запуска не только с корабля, но и с самолета или подводной лодки.
В начале текущего 2012 года из Соединенных Штатов пришло несколько новостей относительно программы LRASM. Во-первых, сообщалось о прекращении работ над сверхзвуковой версией ракеты. LRASM-B сочли слишком сложной и малоперспективной. Вторым неприятным для американского военно-морского флота событием стал отказ от «подводного» варианта оставшейся ракеты LRASM-A. Таким образом, круг возможных применений перспективных ракет ощутимо сократился, в первую очередь, за счет отказа от более дальней LRASM-B. В мае этого года начались испытания отдельных систем ракеты LRASM-A, а в июле было объявлено о завершении работ над системой самонаведения. Первый полет ракеты запланирован на начало следующего 2013 года, а полигонные испытания начнутся не ранее 2014-го. В связи с такими сроками проведения испытаний принятие на вооружение новой ракеты состоится не ранее 2015-16 годов.
Секретные рекорды скорости и дальности
Еще одна программа агентства DARPA и компании Lockheed Martin носит название RATTLRS (Revolutionary Approach To Time Critical Long Range Strike – «Революционный принцип сокращения полетного времени»). Несмотря на достаточно большое время, затраченное на разработку этого проекта (около 8-10 лет), до сих пор все сведения о нем ограничены только отрывочными данными. Известно, что перспективная ракета RATTLRS должна лететь к цели на скорости около 3-4М. Для этого на ней будет установлен турбореактивный двигатель Rolls Royce YJ102R, являющийся дальнейшим развитием идеологии, впервые примененной на ТРД Pratt & Whitney J58-P4 (двигатели самолета Lockheed SR-71). Судя по заявленным летным данным ракеты RATTLRS, новый двигатель YJ102R должен иметь т.н. схему изменяемого цикла: при достижении скорости порядка М=2 турбореактивный двигатель при помощи дополнительных устройств начинает работать как прямоточный, что позволяет значительно увеличить тягу, не повышая расход топлива. Целью создания ракеты RATTLRS является замена уже устаревающих ракет BGM-109 Tomahawk. Последний раз официальная информация о проекте «революционно новой» ракеты появлялась примерно два-три года назад. С тех пор состояние программы RATTLRS, равно как и сам факт его продолжения, являются большим вопросом. Не стоит исключать возможность слияния программ LRASM и RATTLRS. Вторая в таком случае заменит закрытый ранее проект LRASM-B.
Проект RATTLRS
Если проект RATTLRS подразумевает создание высокоскоростной ракеты, то другая программа агентства DARPA преследует иные цели. Перспективная ракета ArcLight должна обеспечить значительное увеличение радиуса действия. Основой новой ArcLight является противоракета RIM-161 SM-3, обладающая высокими летными данными. Из-за того, что SM-3 создавалась как кинетический перехватчик вражеских баллистических ракет, она летает со скоростью порядка 2700 метров в секунду и способна поражать цели на удалении от места старта до 500 километров или на высоте до 150-160 км. Таким образом, даже без учета эффективности системы наведения, ракета RIM-161 является хорошей базой для создания противокорабельного управляемого вооружения, обладающего большой дальностью полета. Кроме того, ракета SM-3 и ее «модификация» ArchLight полностью совместимы с универсальной пусковой установкой Mk 41, что позволит быстро и безболезненно перевести на эти ПКР все новые корабли ВМС США. Подробный облик ракеты ArcLight пока до конца не ясен. Скорее всего, она будет иметь ощутимо большие размеры и вес по сравнению с базовой SM-3 (длина противоракеты равняется 6,55 метра, диаметр корпуса – 0,35 м, стартовая масса – полторы тонны). Характеристики противоракеты RIM-161 позволяют предположить, что боевой блок противокорабельной ArcLight вряд ли будет весить более 100-120 килограмм. На такие жертвы в виде уменьшенной «полезной нагрузки» придется пойти для выполнения основного требования по дальности. Согласно первоначальному заданию, ПКР ArcLight должна поражать цели на дистанции до 2300 миль (около 3700 км) от места старта. Таким образом, по своим характеристикам, в первую очередь по дальности, противокорабельная ракета ArcLight будет значительно превосходить все имеющиеся у США противокорабельные и/или крылатые ракеты, в том числе снятую с вооружения AGM-129 ACM и планируемую к замене BGM-109 Tomahawk. В то же время, состояние проекта ArcLight не разглашалось, поэтому нельзя исключать как скорых испытаний, так и полного прекращения работ.
***
Как видим, Соединенные Штаты продолжают разработку новых вооружений, в том числе и обладающих гораздо лучшими характеристиками по сравнению с имеющимися. Стоит отметить смелость проводимых программ и попытки унификации различных типов ракет. Особый интерес представляет идея противокорабельной ракеты сверхмалой дальности. Пожалуй, лет двадцать или тридцать назад предложение стрелять ракетами по целям на расстоянии не более 5-10 километров сочли бы неумной шуткой, апеллируя к корабельной артиллерии. Тем не менее, даже при использовании орудийных установок от подобных ПКР может быть толк, ведь ракета несет больший заряд взрывчатого вещества чем снаряд, а также имеет возможность коррекции траектории полета.
Однако куда интереснее противокорабельные ракеты с дальностью полета более 3000 километров. В целом, обеспечение такой дальности не является чем-то особо сложным в техническом плане. Значительно сложнее будет создать систему управления, а также сопутствующую «инфраструктуру», при которой ракета могла бы не только добраться до столь удаленного района цели, но и обнаружить вражеский корабль, а затем уничтожить его. Для обеспечения таких возможностей та же ArchLight должна иметь высокую скорость полета и/или совершенную систему поиска цели. Таким образом, основной для настоящего времени способ наведения ПКР на цель становится чуть ли не единственно возможным для высокоскоростных и дальних ракет. Примечательно, что и LRASM, и RATTLRS, и, возможно, ArcLight имеют один и тот же принцип наведения. Перед пуском им фактически нужно знать только район цели и ее тип. Далее ракета автоматически, по сигналам инерционной или спутниковой системы навигации добирается до заданного района и самостоятельно ищет в нем цель, используя оптическую и/или радиолокационную аппаратуру.
Подобный способ наведения на цель имеет один характерный минус: при некоторых обстоятельствах (неточные данные разведки или затруднение с передачей данных по обнаруженным целям) вражеские корабли могут успеть уйти из района, в который послана ракета. В связи с этим вместе с дальностью полета боеприпаса нужно увеличивать и его скорость, что влечет за собой вполне понятные сложности технического характера. Кроме того, высокая скорость противокорабельной ракеты понижает вероятность ее перехвата средствами корабельной ПВО и повышает шансы поражения цели. Таким образом, для нормальной работы скоростной, дальней и – что немаловажно – дорогой ракеты требуется создание достойных систем обнаружения и целеуказания: авиационных, спутниковых и т.д.
Так или иначе, при должном развитии всего сопутствующего оборудования и вспомогательных процессов страна, имеющая на вооружении противокорабельные ракеты большой дальности, обеспечивает себе преимущество в крупных столкновениях военных флотов. Что касается ПКР сверхмалой дальности, то они пока выглядят как военно-технический курьез. В то же время, это направление имеет определенные перспективы и, скорее всего, получит хорошее экспортное будущее. Вероятно, подобными системами заинтересуются небольшие страны третьего мира.
По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://flightglobal.com/
http://raytheon.com/
http://lockheedmartin.com/
http://darpa.mil/
http://mbda.net/
http://oborona.ru/
http://aviationweek.com/
http://defense-update.com/
http://lenta.ru/
http://bbc.co.uk/
topwar.ru
Крылатые ракеты морского базирования США (2011) — 2000 — настоящий момент — Материалы посвящены — Top secret
Капитан-лейтенант И. Шевченко
Корабельное ракетное оружие является наиболее важной составляющей огневых средств, находящихся на вооружении боевых кораблей различных классов и типов. Оружие данного класса способно решать широкий спектр наступательных и оборонительных задач практически в любой тактической обстановке при ведении боевых действий на океанских и морских ТВД.
Особое место в линейке ракетного оружия занимают крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) класса «корабль — берег». Основная задача корабельных комплексов с КРМБ заключается в поражении целей стратегического и оперативно-тактического значения, наиболее важными из которых являются базы стратегических бомбардировщиков, готовые к взлету самолеты, шахты и мобильные пусковые установки баллистических ракет, а также ключевые объекты военного и государственного управления.
К настоящему времени США добились весьма значительных успехов в ракетостроении и в обозримой перспективе, по мнению западных специалистов, останутся безусловным мировым лидером в области разработки, производства и боевого применения крылатых ракет морского базирования. Оружие данного класса представлено в ВМС США дозвуковыми КРМБ «Томахок» Block 3 и «Тактический Томахок».
Крылатые ракеты морского базирования «Томахок» Block 3 состоят на вооружении надводных кораблей и подводных лодок американского флота с 1993 года. Максимальная дальность стрельбы данными ракетами 1850 км, точность стрельбы (КВО) 10-15 м.
В состав навигационной системы КРМБ «Томахок» Block 3 входит ИНС на кольцевых лазерных гироскопах, пятиканальный приемник КРНС «Навстар», корреляционно-экстремальная система наведения по контуру рельефа местности «Терком» и корреляционная система наведения по цифровым картам местности «Диджис-мэк-2А».
Принцип работы системы «Терком» заключается в использовании карт рельефа местности с определением нескольких зон коррекции. Местоположение ракеты в зонах коррекции уточняется путем сравнения информации о рельефе, получаемой с помощью радиовысотомера, с цифровыми картами, после чего определяется отклонение фактической траектории полета от заданного маршрута. Система «Терком», хотя и является частью бортовой аппаратуры ракеты, но в нормальном режиме не задействуется и считается вспомогательной.
В системе «Диджисмэк» используются цифровые оптические карты местности с характерными ориентирами в зонах коррекции, и она задействуется только на конечном участке траектории полета.
Силовая установка (СУ) ракеты «Томахок» Block 3 представлена стартовым ускорителем и турбореактивным двигателем F-107-WR-402. Ракета данной модификации может оснащаться двумя типами боевых частей (БЧ) — полупроникающей WDU-36B или кассетной с самонаводящимися боевыми элементами. Применительно к ракете с БЧ WDU-36B предусмотрено три варианта маневра для атаки цели: атака в горизонтальной плоскости; выполнение «горки» с последующим пикированием на цель и неконтактный подрыв БЧ над целью (для поражения слабозащищенных или площадных целей). На траектории полета ракеты, оснащенной кассетной БЧ, может быть несколько участков сброса боевых элементов.
Свою высокую боевую эффективность при нанесении удара по береговым объектам противника «Томахок» Block 3, как и предыдущие ее модификации, подтвердили в ходе вооруженных региональных конфликтов конца XX — начала XXI века. На основе приобретенного опыта боевого применения КРМБ в США постоянно велись работы по их модернизации в направлении улучшения основных тактико-технических характеристик.
В результате многолетней поэтапной работы по модернизации крылатых ракет морского базирования в 2004 году на вооружение ВМС США поступила КРМБ модификации «Тактический Томахок», которая по достигнутому уровню основных ТТХ остается эталонным образцом современных ракет класса «корабль — берег».
В состав силовой установки КРМБ «Тактический Томахок» входят: твердотопливный стартовый ускоритель Мк 135 с электрическими приводами системы управления вектором тяги и высокоэкономичный турбореактивный двигатель F415-400, который обеспечивает максимальную дальность стрельбы. Ракета комплектуется полупроникающей боевой частью WDU-36В.
Таблица Основные ТТХ КРМБ «Тактический Томахок» |
Конструктивным отличием КРМБ «Тактический Томахок» от предыдущих версий является конформный воздухозаборник и стабилизатор с тремя складывающимися рулями. При создании корпуса ракеты широко использовались отработанные коммерческие технологии, что позволило сократить количество узлов и деталей. За счет этого был увеличен запас топлива на борту ракеты.
В состав навигационной системы ракеты «Тактический Томахок» входят: новая ИНС на оптоволоконных гироскопах, новый помехозащищенный приемник КРНС «Навстар», аппаратура двусторонней линии связи с АСБУ корабля, система наведения по контуру рельефа местности «Терком» и модернизированная система наведения по цифровым картам местности «Дид-жисмэк-4».
Благодаря наличию аппаратуры двусторонней связи существенно расширились возможности боевого применения ракеты. В частности, это позволило вести постоянный обмен информацией между кораблем-носителем и ракетой, а также получать данные о ее техническом состоянии. Используя линию передачи данных, оператор ракетных стрельб может корректировать или вводить новые данные полетного задания (перенацеливать ракету, находящуюся в режиме патрулирования). Общее время перенацеливания составляет не более 4 мин, а время патрулирования заданного района достигает 2 ч.
Носителями ракет семейства «Томахок» в ВМС США являются: многоцелевые ПЛА типа «Сивулф», «Виргиния» и «Лос-Анджелес», крейсера УРО типа «Ти-кондерога» и эсминцы УРО типа «Орли Бёрк». Кроме того, к настоящему времени в США переоборудованы четыре ПЛАРБ (SSBN-726 «Огайо». SSBN-727 «Мичиган», SSBN 728 «Флорида» и SSBN-729 «Джорджия») под носители крылатых ракет — ПЛАРК.
На ПЛАРК в пусковые шахты для баллистических ракет интегрированы новые пусковые установки, в которых размешается по семь крылатых ракет «Тактический Томахок». Максимальная загрузка 154 ракеты в 22 ПУ. В зависимости от состава подразделения сил специальных операций, находящегося на борту лодки, боезапас варьируется от 98 до 140 КРМБ.
Несмотря на все свои достоинства, КРМБ «Тактический Томахок». как и все ракеты этого класса, имеет существенный недостаток дозвуковую скорость полета. По этой причине современные крылатые ракеты недостаточно эффективны при нанесении ударов по критичным по времени целям (время полета КР «Тактический Томахок» на максимальную дальность составляет около 3 ч), а также при преодолении современных систем ПВО и ПРО.
Кроме того, для нанесения ударов по наземным целям ВМС США располагают только дорогостоящими КРМБ семейства «Томахок». Поэтому необходимость применения данных ракет как для поражения стратегических целей на больших дальностях, так и против наемных объектов на малых и средних дальностях при оказании огневой поддержки сухопутным войскам и морской пехоте, действующим на приморских направлениях, не в полной мере отвечает критерию «стоимость/ эффективность».
Дальнейшее совершенствование ракетного оружия класса «корабль — берег» осуществляется в США по двум основным направлениям: НИОКР в области создания ракет с высокими скоростями полета и модернизация состоящих на вооружении КРМБ «Томахок».
Работы по модернизации существующих дозвуковых КРМБ проводятся в основном в направлении усовершенствования систем управления и наведения ракет. По контракту Минобороны США от 2010 года (стоимостью 11,9 млн долларов) новое программное обеспечение для системы управления КРМБ «Томахок» разрабатывает компания «Локхид-Мартин».
С целью повышения точности стрельбы ракетами «Томахок» по наземным целям готовится замена системы наведения «Терком» на новую — PTAN (Precision Terrain Aided Navigation). Для новой системы разрабатывается интерфероме-трический высотомер, который позволит определять не только относительные высоты точек поверхности, но и углы наклона линий рельефа местности, а также усовершенствованное радиолокационное устройство с синтезированием апертуры антенны и блок обработки поступающих от него данных.
Кроме того, в США продолжатся работы по снижению массы и стоимости существующих крылатых ракет морского базирования за счет применения технологии MEMS.
Завершены НИОКР по созданию сверхзвуковой КРМБ. Соответствующая программа (RATTLRS — Revolutionary Approach То Time-Critical Long Range Strike) осуществлялась при участии ВМС, ВВС, НАСА и управления перспективных исследований МО США (DARPA).
К
ракете предъявляются требования по поражению различных береговых объектов (в том
числе и мобильных целей) на дальности до 1000 км, при этом скорость полета на
маршевом участке траектории должна соответствовать числу М=4,5. Время ее полета
на максимальную дальность составит не более 15 мин, а точность стрельбы (КВО) —
около 9 м.
Планер перспективной КРМБ разрабатывается с цилиндрическим корпусом и
стреловидным крылом. Полномасштабная экспериментальная модель ракеты напоминает
корпус сверхзвукового стратегического самолета-разведчика SR-71 (его
воздухозаборник с изменяющейся геометрией и стреловидное крыло).
В качестве одного из вариантов силовой установки сверхзвуковой ракеты рассматривается турбореактивный двигатель YJ102R (диаметр 0,33 м, ресурс работы 0,5 ч). Главной особенностью СУ является возможность повышения температуры газа перед турбиной (на 550°), что обеспечивает увеличение удельной тяги на 70 проц. по сравнению с современными ТРД и шестикратно превышает аналогичный показатель двигателя J58 самолета-разведчика SR-71. Максимальная тяга нового двигателя составит 40 кН. Это достигнуто за счет применения жаропрочных керамических композиционных материалов, что позволило отказаться от исполнения сложной и дорогостоящей системы охлаждения горячих элементов.
Навигационное оборудование ракеты будет включать инерциальную систему с коррекцией траектории по данным КРНС «Навстар». В перспективе бортовое оборудование ракеты намечается пополнить аппаратурой системы обмена данными.
Перспективная КРМБ может оснащаться как проникающей БЧ, так и кассетными боеголовками, состоящими из самонаводящихся боевых элементов комбинированного действия.
Все демонстрационные испытания ракеты намечено завершить к 2015 году. По их результатам и с учетом доработок предусматривается принять решение о полномасштабной разработке данных ракет.
В настоящее время в США прорабатываются технические аспекты реализации концепции «Глобальный удар», предусматривающей создание и развертывание систем ударного оружия, которые смогут обеспечить оперативное поражение стратегически важных и критичных по времени целей, а также уничтожение баз террористических группировок и их лидеров. Особое внимание в рамках данной концепции уделяется созданию гиперзвуковых крылатых ракет. В основу их конструкции будут положены технические решения, использованные при разработке демонстрационных образцов гиперзвуковых управляемых ракет.
Один из демонстрационных образцов гиперзвуковой крылатой ракеты разработан для ВМС США фирмой «Боинг» в рамках программы HyFly (Hypersonic Flight Demonstration). К настоящему времени уже проведен ряд испытаний модели ракеты, обеспечивающей согласно техническому заданию максимальную дальность полета не менее 1 100 км и способной развивать скорость, соответствующую числу М > 6.
Планер демонстрационного образца ракеты выполнен из титановых сплавов. В состав силовой установки входит твердотопливный стартовый ускоритель, обеспечивающий набор необходимой скорости для выхода ракеты на маршевый участок полета, и двухрежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Непосредственной разработкой СУ занималась фирма «Аэроджет».
В 2002 году в аэродинамической трубе центра Лэнгли была успешно проведена серия продувок полномасштабной модели ракеты с экспериментальной двигательной установкой. В ходе испытаний, проходивших при свободном обтекании модели, двигатель развил требуемую тягу и продемонстрировал устойчивую работу при скорости набегающего потока, соответствующей числу М = 6. В последующем был осуществлен ряд пробных пусков демонстрационного образца ракеты с истребителя-бомбардировщика F-15E.
Испытания проводились на территории полигона ВМС США в Поинт-Мугу (штат
Калифорния).
В результате работ по созданию и испытанию демонстрационного образца управляемой
ракеты HyFly приобретен значительный опыт и сделан технологический задел в
области создания перспективных гиперзвуковых ракет. Ожидается, что в ближайшее
время будет проведен отбор основных вариантов и определен концептуальный
технический облик таких систем.
Таким образом, в ближайшей перспективе основу ракетного оружия класса «корабль — берег» в ВМС США будут составлять КРМБ «Томахок», подтвердившие свою высокую боевую эффективность. В связи с этим продолжится поэтапная модернизация данных ракет в направлении улучшения основных ТТХ.
Кроме того, США обладают определенным потенциалам в области создания ракетного оружия с высокими скоростями полета. Ведутся работы по созданию сверхзвуковой УР, сопровождаемые ее демонстрационными испытаниями. Начало серийных поставок ракет ожидается после 2015 года.
Создан демонстрационный образец гиперзвуковой управляемой ракеты для ВМС (программа HyFly) и проведен ряд его испытаний. Полученные результаты будут использованы при разработке перспективных ракетных систем с гиперзвуковыми скоростями.
Принятие на вооружение новых крылатых ракет морского базирования расширит возможности по уничтожению критичных по времени целей, повысит вероятность преодоления систем противовоздушной обороны противника, а также позволит ВМС США обеспечить нанесение ударов практически на всю глубину обороны противника.
Зарубежное военное обозрение. — 2011. — № 11. — С. 83-87
pentagonus.ru
Военное обозрение: Ответ «Калибру»: США ставят «оружие возмездия» на сверхдальнее крыло — Свободная Пресса
Американские ВВС получат новую ядерную крылатую ракету большой дальности. Контракты на разработку ракеты для стратегического арсенала США уже заключены с корпорациями Lockheed Martin и Raytheon. Стоимость каждого — примерно $ 900 млн. Об этом в среду, 23 августа, объявила пресс-служба Пентагона.
В соответствии с условиями контрактов, каждой из двух компаний предстоит за 4,5 года создать собственный прототип ядерной крылатой ракеты большой дальности воздушного базирования. После сравнительного анализа либо с Lockheed Martin, либо с Raytheon будет подписано отдельное соглашение о производстве новой ракеты, предназначенной для запуска вне зоны поражения средствами противовоздушной обороны вероятного противника.
Всего ВВС США планируют закупить приблизительно 1 тысячу единиц новых крылатых ракет. Общая стоимость этой программы составит, как ожидается, $ 10 млрд. Ядерной боеголовкой будут оснащены не все ракеты — часть из них предполагается использовать для проведения испытаний, а также хранить в качестве запасных.
По данным ВВС США, министерство обороны рассчитывает начать развертывание этих вооружений «в конце 2020-х годов». Новые ракеты будут предназначены для размещения на стратегических бомбардировщиках B-52, B-2 и B-1. Кроме того, они будут устанавливаться на создаваемом в настоящее время компанией Northrop Grumman тяжелом стратегическом бомбардировщике B-21.
Читайте также
Сирийский опыт «Аллигатора»: К-52 нужна новая ракетаСпустя 6 лет после приема на вооружение вертолет решили модернизировать
Напомним: модернизация ядерных сил США приобрела беспрецедентный размах. Ожидается, что она обойдется более чем в $ 350 млрд. в течение следующего десятилетия. Некоторые аналитики оценили стоимость программы в $ 1 трлн., которые страна потратит в ближайшие 30 лет.
Так, в соответствии с обновленной ядерной доктриной США уже приступили к модернизации своих ядерных авиабомб в Европе. Новая В61−12 будет обладать повышенной точностью и станет пригодной для применения как стратегической, так и тактической авиацией. Первые образцы новой бомбы поступят на вооружение предположительно в 2020 году.
По сути, США одновременно обновляют все ключевые элементы ядерной триады. Создаются новые носители — стратегический бомбардировщик, подводная лодка и межконтинентальная баллистическая ракета, а также новые ядерные вооружения для них. Теперь, как мы видим, Пентагон приступил и к созданию новой ядерной крылатой ракеты.
По мнению аналитиков, реализация всех элементов намеченной программы позволит американцам обеспечить эффективность своих ядерных вооружений до 70-х или даже 80-х годов нынешнего века.
Удастся ли США реализовать эти планы, какую угрозу представляют они для России?
— Крылатые ракеты большой дальности — это универсальный инструмент современной войны, — отмечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин. — Скажем, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) в ядерном оснащении — это большая дубина, которая предназначена для поражения стационарных и хорошо разведанных целей. Например, командных пунктов, военных баз, административно-промышленных центров.
Крылатая же ракета — средство намного более гибкое. Она может быть как в обычном снаряжении, так и в ядерном. Летит она на низкой высоте, и обладает небольшой отражающей поверхностью, поэтому ее намного труднее обнаружить. В результате, время реакции средств ПРО, обнаруживших такую ракету, сокращено до минимума.
Добавьте к этому, что крылатую ракету можно применять по подвижным и малоразмерным объектам. Дело в том, что такая ракета способна барражировать в районе цели до получения точных ее координат. По сравнению с МБР, это огромное преимущество.
В глобальной войне крылатые ракеты должны идти в дело после обмена ударами ядерных МБР.
«СП»: — Зачем американцам понадобилась новая крылатая ракета?
— Американских военных не устраивают тактико-технические характеристики существующих ракет. Тот же Tomahawk — это разработка еще 1970-х. Применялись эти ракеты во время «Бури в Пустыне», ими американские корабли наносили удары по Югославии. «Томагавки» работали и во время вторжения американской армии в Ирак в 2003-м.
Вместе с тем, эффективность удара «Томагавками» эксперты не берутся оценивать до сих пор. Так, иракские военные, даже несмотря на масштаб нападения и техническую оснащенность американской армии, сумели перехватить около 30 крылатых ракет. В Югославии по 200 целям было применено более 700 крылатых ракет, включая крылатые ракеты морского базирования, и свыше 40 ракет при этом было перехвачено средствами ПВО.
В общую картину боевой эффективности вписывается и недавний удар эсминцев ВМС США «Портер» и «Росс» по сирийской авиабазе Шайрат. Согласно полученным данным, по авиабазе было выпущено 59 крылатых ракет «Томагавк», и при этом авиабаза и взлетно-посадочная полоса остались практически неповрежденными.
Новая ракета, надо думать, должна исправить эту ситуацию.
«СП»: — У нас есть преимущество над американцами в крылатых ракетах большой дальности?
— Думаю, есть. Работа комплексов «Калибр-НК» по объектам в Сирии является в этом отношении показательной. Эффективность российских крылатых ракет в сравнении с американскими оказалась вдвое выше, а стоимость — ниже. У американских ракет «Томагавк» вероятное попадание колеблется, как заявляют американцы, на отметке 0,8−0,9. Российские «Калибры» имеют коэффициент 0,9−1. При этом точность «работы» американских ракет значительно варьируется от расстояния — от 600 до 1200 км. Ракеты же комплекса «Калибр» обеспечивают устойчивый и постоянный уровень вероятного попадания вне зависимости от удаленности цели. Напомню, что до целей боевиков в Сирии ракеты кораблей Каспийской флотилии летели около 1500 км, через территорию нескольких стран.
Другое дело, что наше преимущество только в более современной технике, но не в объеме арсеналов. Надо понимать: у США крылатых ракет тысячи, а у нас — сотни. И потому в части применения этого оружия руки у американцев гораздо свободнее.
Читайте также
Россия отомстит за Украину в АфганистанеВ этой стране необходимо создать умеренную оппозицию и поддерживать её
«СП»: — Если ВВС США получат, как планируется, 1000 новых крылатых ракет, насколько серьезной угрозой это будет для нас?
— Это достаточно серьезная угроза. Американцы могут передать часть своего арсенала союзникам по НАТО, и развернуть новые ракеты вблизи границ с Россией. И я считаю, что российская дипломатия должна сделать все возможное, чтобы не допустить подобного сценария.
Москва должна оказывать психологическое давление на Вашингтон, и не упускать случая демонстрировать, что и мы в части вооружений не лыком шиты. В конце концов, американцы панически боятся потерь, а значит, в противостоянии с РФ уязвимы.
svpressa.ru