Ракеты уран – ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

ПКР Х-35 «Уран»: универсальность как решение всех проблем

Противокорабельная ракета Х-35 «Уран» предназначена для уничтожения надводных кораблей противника водоизмещением до 5000 тонн. Активно используется в ВМФ России. Ракета Х-35 «Уран» отличается малыми габаритами, массовостью применения, универсальностью.

Потребность в универсальной противокорабельной ракете возникла в СССР в конце 1970-х годов. Однако массовой эксплуатации универсальные ракеты не достигли, но наработки и опытные и мелкосерийные экземпляры все же достались России. Подавляющее большинство самолетов, кораблей, подводных лодок и береговых ракетных комплексов российского производства.

Ракету Х-35 «Уран» способны применять:

1. Авиация
— многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С;
— фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-34 «Утёнок»;
— многоцелевые лёгкие истребители Миг-29СМТ;
— вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-52К.

2. Корабли ВМФ
— фрегаты
— корветы проекта 22380;
— сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540;
— ракетные катера;
— атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень» и модернизированная версия 885М «Ясень-М».

3. Береговые ракетные комплексы «Бал».

ПКР Х-35 на истребителе Миг-29СМТ

Пуск Х-35 с корабля

Пуск ракеты из БРК «Бал»

Описание

Ракета имеет две ступени (авиационный вариант один) — стартовый ускоритель и маршевый двигатель.
Длина, м:
— корабельного/берегового/вертолётного базирования: 4,4
— самолётного базирования: 3,85
Размах крыла, м: 1,33
Диаметр ракеты, м: 0,42
Стартовая масса, кг:
— корабельного/берегового базирования: 600 (670)
— вертолётного базирования: 610 (650)
— самолётного базирования: 520 (550).
Боевая часть: осколочно-фугасная проникающего типа массой 145 кг.

Максимальная дальность пуска ракеты составляет 260 км. Ракета совершает полёт на дозвуковой скорости на сверхмалых высотах (на маршевом участке: 10-15 м, на конечном участке: 3-4 м). Скорость ракеты составляет порядка 0,8-0,85 Маха.

Х-35 имеет АРЛГСН (активную радиолокационную головку самонаведения с щелевой антенной решёткой) позволяющую ракете автономно производить поиск цели. Ракете при пуске на большую дальность нужно лишь внешнее целеуказание. ГСН ракеты предназначена для обнаружения малоразмерных целей.

Преимущества

Ракета Х-35 имеет малые габариты, небольшую массу. Данные качества позволяют приспосабливать ракету практически к любым кораблям, самолетам, береговым комплексам. Опыт предыдущих десятилетий показал, что тяжелые специализированные ракеты требуют строительства дорогостоящих носителей с большим тоннажом (корабль, субмарина) и  большой взлетной массой (самолёт).

Американская AGM-84 «Harpoon»

Сравнение с ракетой AGM-84 «Harpoon»

Х-35 имеет большую дальность, большую боевую часть и большую универсальность.
Ракетный комплекс «Уран» имеет наземную модификацию — мобильный береговой ракетный комплекс «Бал». Пусковая установка комплекса имеет 12 ракет Х-35. Возможность использовать наземные носители значительно усиливает эффективность и актуальность ракеты Х-35. Береговые комплексы способны прикрывать побережье от вражеских десантных кораблей.

Если разместить комплекс на острове то получится «непотопляемый крейсер», так как при грамотном использовании комплекса «Бал» можно будет наносить серьезные ракетные удары по вражеским кораблям всех классов. Корабельные эскадры также будут уязвимы против ракет Х-35. Береговой комплекс «Бал» способен надежно закрыть пролив, залив или фьорд от атаки вражеских кораблей или десанта с моря. По данному показателю AGM-84 «Harpoon» серьезно уступает Х-35. Максимальная дальность «Harpoon» авиационного базирования 280 км, подводных лодок 90 км и кораблей 150 км.

Отличие от П-800 «Оникс»

Существует также универсальная сверхзвуковая ракета П-800 «Оникс». П-800 объединяет с Х-35 малые габариты, универсальность, наличие различных модификаций. На первый взгляд обе ракеты не имеют никаких отличительных особенностей кроме скорости полёта. Однако ракеты имеют несколько разные концепции применения.

Сверхзвуковая ПКР «Яхонт» — экспортная версия П-800 «Оникс»

Россия достигла наибольших успехов в развитии сверхзвуковых противокорабельных ракет. Большая скорость ракет затрудняет их перехват зенитными ракетами. Также высокая скорость позволяет долетать сверхзвуковой ракете за короткий промежуток времени: от двух-трёх минут до нескольких десятков минут. За такой короткий период времени надводная цель не успеет уйти на большой расстояние, что позволяет системам наведения ракеты не потерять цель.

Большая скорость ракеты затрудняет ее перехват. Однако по этой причине, при полёте на максимальную дальность 300 км ракета летит большую часть полёта на высоте 10-14 км, после этого опускаясь на высоту 15-20 метров, летит последние несколько десятков км. Ракета имеет и режим низковысотного полёта, пролетая 140 км на малой высоте.

Х-35 имеет преимущество в том, что ракета расходует значительно меньше топлива из-за того, что летит на дозвуковой скорости. Ракеты летящие на дозвуковой скорости расходуют топливо лишь немногим больше, чем если бы они летели на больших высотах. По данной причине ракета способна лететь весь полет на малой высоте, у Х-35 нету «укороченного» полёта как у П-800. Морская и береговая версия Х-35 имеет дальность 120 км, авиационная 300 км.

Перспективный истребитель Миг-35 с ракетой Х-35

Многоцелевой истребитель Су-35С с ракетой Х-35 «Уран»

Перспективы

Ракеты Х-35 «Уран» наряду с ракетами «Циркон» (3М22), П-800 «Оникс», «Калибр», Х-31, Х-59, Х-22, Х-55/555 и Х-101 будут основными средствами противодействия корабельным группам противника (в том числе и авианосным ударным группам).

Х-35 «Уран» будет активно использоваться в ВКС и Морской авиации. Х-35 — идеальная авиационная ракета для тактической авиации. Стартовая масса в 500-600 кг позволяет использовать ракету почти любыми самолетами тактической авиации.

ПКР Х-35 «Уран» имеет большие перспективы для экспорта. В настоящее время Алжир, Китай, Индия и Вьетнам уже закупили экспортные версии Х-35. Экспортные версии несколько уступают по ТТХ отечественным для превосходства Российских вооруженных сил.

Также планируется модернизировать стратегические бомбардировщики Ту-22М3, которые после модернизации смогут использовать ракеты Х-35 «Уран».

/Александр Растегин/

army-news.ru

Уран-Э, корабельный ракетный комплекс

Компания участник: Тактическое ракетное вооружение, ОАО

История

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 (другое название ракеты корабельного базирования - 3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда", главный конструктор - Г.И.Хохлов.

Комплекс "Уран" состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет.

Одной из причин принятия такого решения был военный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и осуществлять полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При создании ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г.

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Однако выполнение требования по оснащению ракеты принципиально новой головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более длительных работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго этапа лётно-конструкторских испытаний. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск. Второй этап испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Государственные испытания комплекса успешно завершились в 2003 г.

Корабельный боевой ракетный комплекс "Уран-Э" с противокорабельными ракетами Х-35Э предназначен для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 т и морских транспортов. Комплекс "Уран-Э" применяется для вооружения надводных кораблей, катеров и вспомогательных судов. 

Высокая боевая эффективность комплекса "УРАН-Э" обеспечивается за счет: 

  • всепогодности применения комплекса в широком спектре боевых и климатических условий; 
  • гибкой логики целераспределения системы управления комплексом, в том числе с учетом информации, поступающей от внешних источников, обеспечивающей возможность одновременного обстрела до 6 надводных целей и залпового применения по одиночной либо групповой целям; 
  • способностью ракеты Х-35Э успешно преодолевать огневое и радиоэлектронное противодействие противника благодаря своей малозаметности в широком диапазоне информационного поля, обусловленной небольшими габаритами, предельно малой высотой полета и высокой степени скрытности комплексной системы наведения; 
  • возможностью залповой стрельбы (до 16 ракет), которая способна обеспечить огневой прорыв противоракетной обороны современных боевых кораблей;
  • достаточно мощной осколочно-фугасной боевой части проникающего типа, способной поражать широкий спектр целей, включая цели класса "эсминец";
  • высокой степенью автоматизации процессов боевого управления, простотой и удобством эксплуатации в широком диапазоне боевых условий.
Особенности

КРК "Уран-Э" значительно увеличивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в двух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сравнении с катером пр.205 (205ЭР), возрастает более чем в 3 раза. При значительном (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале пуска обеспечивается массированное применение ракет почти с одновременным их подходом к цели на предельно малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Возможна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Корсар" и кораблях, предназначенных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На основе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 созданы береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный – истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбардировщиком типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

Технические характеристики

Диапазон дальностей стрельбы, км 5-130
Одновременная предстартовая подготовка, количество ракет от 1 до 16
Время готовности из полностью выключенного состояния, секунд 90
Интервал пуска ракет в любом составе залпа, секунд 2-3
Максимальный угол послестартового разворота ракеты в горизонтальной плоскости, градусов ±90
Количество одновременно обстреливаемых целей до 6
Метеоусловия применения любые при волнении моря до 5-6 балов
Габариты транспортно-пускового контейнера (длина; ширина; высота), мм (4690; 892; 965)
Масса комплекса (2 пусковые установки по 4 контейнера), т 12,5

www.arms-expo.ru

Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с малогабаритной крылатой ракетой 3М24

Комплекс легкой противокорабельной ракеты, отечественный аналог американской ракеты Harpoon.

Американские эксперты полагают ракеты «Урана» функциональным аналогом своей ПКР Harpoon. И действительно, эти ракеты чрезвычайно схожи — в основном из-за того, что призваны решать одни и те же задачи.

К концу 1970-х годов первым советским массовым противокорабельным ракетам П-15 понадобилась замена. Нужен был комплекс, способный бороться с некрупными (до 5 тысяч тонн водоизмещения) надводными целями. Уже тогда появилось понимание, что ракета должна делаться с максимальной унификацией сразу для нескольких типов базирования.

В 1977 году промышленность предложила проработать вариант нового противокорабельного вооружения с тремя типами базирования: корабельным, береговым и авиационным — использующими одну и ту же ракету. В 1984 году было официально запущено создание корабельного ракетного комплекса «Уран» с ракетой 3М24 (Х-35 в авиационной версии).


Противокорабельная ракета Х-35. Фото: Pliskin

Пуски ракеты начались еще в конце 1980-х годов, однако на полномасштабные испытания вместе с головкой самонаведения ракета вышла только в 1992 году, после чего разработчик — ОКБ «Звезда» (ныне в составе корпорации «Тактическое ракетное вооружение») — столкнулся с хроническим недофинансированием работ.

Частично разработка ракеты продвинулась за счет экспортного заказа Индии (комплекс «Уран-Э», сданный в 1996 году), однако в варианте для ВМФ России «Уран» был официально принят на вооружение только в 2003 году.

Ракета Х-35 (3М24) обладает комбинированной системой наведения: инерциальной на маршевом участке и активной радиолокационной на конечном. На втором этапе применяется активная головка АРГС-35 (разработчик НПП «Радар ммс»).

В варианте Х-35У добавлена корректировка по спутниковой навигации и установлена новая активно-пассивная головка самонаведения. Ракета получила ряд принципиально новых тактических возможностей, в частности полет по пунктам маршрута с переменой высоты и направления (до четырех точек), режим огибания рельефа островов, а также дополнительные алгоритмы, применяемые при атаках в узостях, проливах, фьордах и на малом удалении от прибрежной полосы.


ПУ ПКР «Уран» на СКР «Ярослав Мудрый». Фото: Mike1979 Russia

Максимальная дальность пуска 130 км (260 км для комплексов с ракетами Х-35У). Длина ракеты 3,85 метра, диаметр 42 сантиметра, стартовая масса ракеты 600 кг. Скорость полета 280 м/с (дозвуковая). Боевая часть проникающая, осколочно-фугасно-зажигательная, массой 145 кг.

Корабельная версия «Урана» может устанавливаться на ракетных катерах проект 1241, на корветах проекта 20380 и 11661, СКР проекта 11540, а также на модернизированных БПК проекта 61.

В экспортных версиях поставлялся в Индию (для эсминцев типа «Дели», фрегатов типа «Годвари» и «Брахмапутра», некоторых корветов), Алжир (для МРК проекта 1234ЭМ) и Вьетнам (для ракетных катеров проекта 1241 и корветов проекта 1661Э).

defendingrussia.ru

Х-35 Уран - это... Что такое Х-35 Уран?

Х-35Изделие 78», индекс ГРАУ — 3М24, по кодификации НАТО — AS-20 Kayak (русск. «каяк»)) — советская / российская противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Разработана ОКБ Звезда (ОКБ-455) для замены морально и технически устаревшей П-15 «Термит».

Может применяться с авиации, кораблей — ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade» (англ. «выкидной нож»)) и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Stooge» (англ. «марионетка»)). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.

История создания

Конструкция

Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурации

Представляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твёрдотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории снижается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта должно усложнить перехват ракеты средствами ПВО цели.

Планер

Головка самонаведения

Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-35[3], разработки компании «Радар ММС» («Холдинг-Ленинец»)[1].

Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[1].

  • Радиолокационная ГСН АРГС-35
  • Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
  • Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
  • Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
  • Вес, кг 40-47,5
  • Диаметр, мм 420
  • Длина, мм 700
  • Ограничения по применению ГСН:
    • осадки, мм/с до 4
    • волнение моря, баллов до 6
  • температура использования, C
  • от -50°C до +50°C

Радиовысотомер

Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт[4].

Двигатель

Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ. МАКС-2005)

Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.

Боевая часть

Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Носители и совместимость

Авиационная модификация

Х-35У на левом поддвигательном пилоне самолёта Су-35С МАКС-2009

Авиационный комплекс поступил на вооружение самолётов Су-24, Су-30, МиГ-29, Су-35С Ту-142, вертолётный вариант применяется на Ка-27, Ка-28.

Корабельная модификация

Макет ракеты Х-35Э на МАКС-2009. Хорошо видна конструкция складывающегося крыла и стартовый твёрдотопливный ускоритель. МАКС-2009

На надводных кораблях используется корабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят противокорабельные ракеты Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах на пусковых установках, корабельная автоматизированная система управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты[5]. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев. По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах цилиндрической формы. Возможно повторное использование транспортно-пускового контейнера после выполнения восстановительных работ. Для упрощения крепления в центральной части ТПК имеются шпангоуты квадратного сечения[5].

Пусковая установка представляет собой наклонную на 35° к палубе, неподвижно зафиксированную на носителе направляющую, на которой смонтированы ТПК с ракетами в пакетах по 2-4 контейнера в зависимости от конфигурации носителя. Пусковая установка служит для погрузки, хранения и пуска ракет, а так же снижения эксплуатационных перегрузок, что достигается за счёт установки пружинных амортизаторов[5].

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:

Сухопутная модификация

Макет берегового ракетного комплекса Бал-Э на МАКС-2009.
Сверху-вниз: командный пункт, пусковая установка, транспортно-перегрузочная машина

Для контроля прибрежной зоны на основе ракеты Х-35 был создан береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э». БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами Х-35Э. Наличие средств обнаружения и управления определяет высокую автономность комплекса, а размещение на колёсных шасси высокой проходимости — высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности.

В состав БРК «Бал-Э» входят[11]:

  • Командные пункты управления и связи — до 2 единиц.
  • Пусковые установки — до 4 единиц.
  • Транспортно-перегрузочные машины — до 4 единиц.

Все установки смонтированы на шасси высокой проходимости МЗКТ-7930 «Астролог» и обладают высоким запасом хода. В стандартном составе на каждой пусковой установке и транспортно-перегрузочной машине находятся по 8 ракет в ТПК, таким образом комплекс полного состава обладает 32 готовыми к пуску ракетами и общим боезапасом в 64 ракеты.

Время подготовки к стрельбе БРК на неподготовленной позиции с марша составляет не более 10 минут[11]. Целеуказание комплекс может получать как с собственной радиолокационной станции, так и из других источников — разведывательных БПЛА или станций загоризонтной локации. Стрельба «Бал-Э» возможна как одиночными пусками, так и залпом, с интервалом между пусками ракет не более 3 секунд. Максимальная мощность залпа составляет 32 ракеты, что достаточно для нанесения серьёзного урона любой корабельной группе противника. Время подготовки комплекса к повторному залпу составляет около 30 минут[12].

«Бал-Э» обладает высоким потенциалом модернизации: рассматриваются возможности создания его облегчённой и более подвижной версии, возможность установки дополнительных средств радиоэлектронной борьбы и других путей модернизации[11].

Комплекс Бал-Э успешно прошёл государственные испытания осенью 2004 года. Планируются поставки «Бал-Э» как в российские войска, так и на экспорт[12].

Модификации

Х-35УЭ Система управления модернизированной ракеты Х-35УЭ дополняется системой спутниковой навигации и новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН Х-35УЭ - 50км.[1]

Тактико-технические характеристики

  • Дальность пуска, км — от 130 до 260(Х-35УЭ)
  • Высота полёта, м:
    • на маршевом участке — 10-15
    • на конечном участке — 4
  • Скорость полёта соответствует М=0,9
  • Стартовая масса, кг:
    • в варианте корабельного (берегового) базирования — 600
    • в варианте базирования самолёт/вертолёт — 520/610
  • Боевая часть осколочно-фугасная проникающего типа
  • Масса боевой части, кг — 145
  • Длина ракеты, м:
    • в корабельном (вертолётном) варианте — 4,4
    • в самолётном варианте — 3,85
  • Диаметр ракеты, м — 0,42

Применение

На 2009 год информация о боевом применении ракет Х-35 отсутствует.

Тактика применения

Эксплуатанты

Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены красным

Оценка ракеты

Достоинства

К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с низковысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации[13].

Малые массо-габаритные характеристики ракеты обеспечивают несколько преимуществ, среди которых: малая ЭПР, возможность размещения большого боезапаса на носителе, а так же удобство транспортировки ТПК с ракетами. Малая ЭПР ракеты определяет малую дальность обнаружения и захвата цели радиолокационными средствами, а небольшие габариты определяют аналогичные ограничения и для оптических локационных станций. Благодаря малой массе ТПК с ракетой даже на небольших носителях возможно размещение большого боезапаса, тем самым и небольшие отряды могут обеспечить высокую плотность залпа. Перезарядка этих ракет существенно проще, нежели у более тяжёлых ПКР.

Комбинированная траектория полёта обеспечивает бо́льшую дальность, чем при использовании исключительно низковысотного полёта, а на этапе прорыва ПВО противника низковысотный полёт создаёт сложности по перехвату атакующей ракеты как в плане обнаружения, так и в плане огневого поражения. Возможность залповой стрельбы позволяет создать большую плотность удара на этапе прорыва ПВО, что повышает вероятность прохождения части ракет даже через наиболее совершенные противоракетные комплексы противника. Система выбора целей гарантирует, что все ракеты Х-35 в одном залпе не выберут для атаки одну цель в корабельной группе противника.

Комбинированная помехозащищённая автономная система самонаведения, включающая инерциальное наведение и радиолокационную или тепловизионную головку самонаведения, позволяет производить стрельбу Х-35 по противнику даже за пределами радиогоризонта, что снижает опасность для носителя, увеличивает допустимую максимальную дальность (которая определяется лишь запасом топлива и эффективностью двигателя), а так же обеспечивает скрытный для противника пуск ракет. Использование помехозащищённой головки самонаведения уменьшает эффективность средств радиоэлектронной борьбы противника и увеличивает вероятность поражения цели.

Относительно тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть позволяет поражать надводные цели водоизмещением до 5000т, таким образом подобные ракеты могут уничтожать надводные корабли классом до эскадренных миноносцев[13].

Большие возможности по модернизации Х-35 позволяют существенно увеличить её возможности без кардинального изменения конструкции. В частности, использование более эффективного двигателя или более энергоёмкого топлива позволит значительно увеличить дальность полёта[13].

Недостатки

К основным недостаткам Х-35 относят: узкую специализацию ракеты как противокорабельной, дозвуковую скорость на участке прорыва ПВО и относительно небольшую дальность полёта[13], а также отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе.

Узкая специализация ракеты как противокорабельной не позволяет ей поражать наземные цели[13], хотя дальность и боевая часть Х-35 позволила бы эффективно решать подобные задачи. Это определяет необходимость увеличения состава вооружения носителей.

Дальность полёта Х-35 требует от носителя захода в зону действия его противокорабельных или противовоздушных комплексов большой дальности, что определяет опасность для носителя.

Дозвуковая скорость ракеты повышает вероятность её перехвата противоракетной обороной корабельной группировки противника[13].

Отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе снижает возможности ракет по преодолению противоракетной обороны, оптимальной селекции целей (что в некоторой степени компенсируется системой выбора цели), демаскирует общее количество атакующих ракет в залпе.

Сравнение с аналогами

Малогабаритные дозвуковые противокорабельные ракеты востребованы как эффективное и относительно недорогое средство борьбы с надводными целями. Из-за сходства решаемых задач большинство таких ракет имеет практически идентичную компоновку, размеры, характеристики и внешний вид. Большинство подобных ракет создано по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом, используют в качестве маршевого двигателя высокоэкономичные ТРД и наводятся на цель комбинированным способом (инерциальное наведение на маршевом участке и активное радиолокационное или тепловизионное самонаведение на конечном участке).

Ниже представлена сводная таблица по наиболее близким аналогам Х-35. Информация приведена по данным «Информационной Системы „Ракетная техника“»[14][15][16] и «Авиационной энциклопедии „Уголок неба“»[17][18]

Год Страна Название Изображение (в маршевой полётной конфигурации) Макс. дальность, км Макс. скорость, Мах Длина, м Диаметр, м Масса, кг Масса БЧ, кг Тип наведения Носитель ПУ
1975  Франция Экзосет 180 0,95 4,7 0,35 670 165 ИНС + АРЛ Сам, НК
1980  США Гарпун 280 0,9 3,84 0,34 667 225 ИНС + АРЛ/ИК Сам, НК, ПЛ, НПУ
1985  Швеция RBS-15 250 0,9 4.33 0.5 800 200 ИНС + СП + АРЛ Сам, НК, НПУ
1985  Великобритания Sea Eagle 110 0,95 4,1 0,4 600 230 ИНС + АРЛ Сам
1989  КНР YJ-82 180 0,8 5,2 0,36 715 145 ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
1995  Россия Х-35 260 0,95 3,75 0,42 530 145 ИНС + АРЛ/ИК Сам, Вер, НК, НПУ
1996  Китайская Республика Сюнфэн 2 80 0,9 3,9 0,34 520 225 ИНС + АРЛ + ИК Сам, НК
2006  Республика Корея Хэсон 150 0,85 4,8 0,34 718 ИНС + АРЛ НК
2007  Норвегия Naval Strike Missile 185 0,95 3.95 410 125 ИНС + СП + ИК Сам, НК, НПУ

Наиболее близким аналогом Х-35 обычно называют американскую ракету «Harpoon» («Гарпун»), разрабатывавшуюся примерно в тот же период, что и Х-35 и принятую на вооружение в 1980 году. Идентичность по решаемым задачам определили одинаковые подходы к их решению[3], которые каждая страна реализовала используя собственные разработки в области двигателестроения, ракетных технологий и радиоэлектроники. Сходство этих ракет настолько сильно, что Х-35 даже получила неофициальное ироническое прозвище «Harpoonski» (иногда ошибочно указывают как «Harpoonsky»).

По характеристикам Х-35 и «гарпун» очень близки: обе ракеты имеют сравнимую дальность; Х-35 несколько легче, но «гарпун» несёт более тяжёлую боевую часть. Стоимость ракет так же близка и лишь незначительно ниже у российского варианта. Не смотря на значительное сходство ракет Х-35 и «гарпун» существуют некоторые различия, в том числе и по компоновке (у Х-35 электронное оборудование автопилота размещено за боевой частью, а у «гарпуна» — перед; отличается конструкция крыла и воздушного канала). Основным же отличием этих ракет называют более совершенную в плане помехозащищённости ГСН у ракеты Х-35[19]. Некоторые издания сообщали о возможной закупке американцами АРГН-35 для установки их на «гарпуны»[19].

См. также

Примечания

  1. В 1977 году представлено техническое предложение на ракету
  2. Источник отмечает, что окончательная цена определяется в ходе переговоров

Сноски

Ссылки

dic.academic.ru

Ракетный комплекс Уран - Х-35 противокорабельная крылатая ракета

Малогабаритный противокорабельный ракетный комплекс «Уран» разработан в 1995 г. Государственным научным производственным центром «Звезда-стрела», он включает крылатую ракету Х-35, транспортно-пусковые контейнеры, пусковые установки, корабельную автоматизированную систему управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет. В системе кодов НАТО комплекс имеет обозначение SS-N-25 Switchblade.

Видео комплекса «Уран» и ракеты Х-35

Ракета Х-35 является дозвуковым летательным аппаратом, выполненным по нормальной аэродинамической схеме с воздухозаборником типа «полуутопленный тоннель», Х-образным расположением консолей и стабилизаторов. Запуск ракеты производится с помощью стартового твердотопливного ускорителя, сбрасываемого после отработки. В качестве маршевого двигателя используется двухконтурный турбореактивный двигатель.
Ракета снабжена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, ее стабилизацию на заданной траектории и вывод в район предполагаемого нахождения цели. Наведение ракеты на цель на конечном участке производится по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы. Для повышения скрытности и внезапности атаки ракета имеет траекторию с предельно малой высотой полета (до 10м), а в зоне действия зенитных средств самообороны кораблей она снижается до высоты 3-5 м. Максимальная дальность стрельбы — 130 км, минимальная — 5 км. Ракета имеет проникающую осколочно-фугасную боевую часть весом 145 кг. Ее подрыв обеспечивается контактным взрывателем.

Транспортно-пусковой контейнер предназначен для хранения, транспортировки и боевого применения ракеты. Он выполнен в виде металлического цилиндра с направляющими внутри. С торцов закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В центральной части контейнера имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения контейнеров в пакеты и крепления их на пусковой установке.
Пусковая установка в виде металлической рамы, закрепленной на фундаменте под углом 35° относительно горизонтальной плоскости корабля, рассчитана на размещение четырех контейнеров.
Корабельная автоматизированная система управления выполнена в виде двух модулей площадью 5 и 15 м2 и включает центральный прибор управления, прибор ввода аналоговых величин, прибор управления источниками питания и энергетическую часть системы.
Благодаря малому весу и компактности комплекса «Уран», им могут быть заменены противокорабельные ракетные комплексы разработки 60-х годов, при этом нет необходимости в увеличении водоизмещения или ухудшении условий обитаемости корабля. В то же время боекомплект может быть увеличен с 4 до 16 и более ракет.

Тактико-технические характеристики противокорабельной ракеты Х-35

Длина ракеты, м
4,4
Диаметр корпуса (диаметр описанной окружности), м 0,42
Стартовая масса, кг 600
Масса боевой части, кг
145
Тип боевой части осколочно-фугасная проникающего типа
Система наведения АУ + СН
Дальность стрельбы, км 5-130
Средняя скорость полета, м/с 300
Высота полета, м 10
Двигатель ТРД + СУ
Пусковая установка пакет транспортно-пусковых контейнеров

militaryarticle.ru

"Уран-Э", корабельный ракетный комплекс: vlad_burtsev

История создания

Корабельный ракетный комплекс (КРК) "Уран" с противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) типа Х-35 разработан по Постановлению СМ и ЦК КПСС от 16.04.1984 г. кооперацией предприятий во главе с ОКБ Калининградского машиностроительного завода "Стрела" (ныне ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение", главный конструктор Г.И. Хохлов). Одной из причин принятия такого решения был военный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и осуществлять полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При создании ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г.

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Однако выполнение требования по оснащению ракеты принципиально новой головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более длительных работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго этапа лётно-конструкторских испытаний0. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск. Второй этап испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Государственные испытания комплекса успешно завершились в 2003 г.


Назначение

Корабельный ракетный комплекс "Уран-Э" с ракетой типа Х-35 предназначен для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, а также надводных кораблей и транспортов (водоизмещением до 5000 т.), действующих самостоятельно или в составе конвоев и десантных отрядов противника в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.

КРК "Уран-Э" может устанавливаться на фрегатах, корветах, ракетных катерах, а также кораблях российской и зарубежной постройки при их модернизации.

Особенности

КРК "Уран-Э"

значительно увеличивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в двух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сравнении с катером пр.205 (205ЭР), возрастает более чем в 3 раза. При значительном (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале пуска обеспечивается массированное применение ракет почти с одновременным их подходом к цели на предельно малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Возможна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Корсар" и кораблях, предназначенных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На основе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 созданы береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный – истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбардировщиком типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

Основными конструктивными достоинствами КРК "Уран" являются: низкая высота полета ракеты, ее малые габариты и эффективная отражающая поверхность, значительный боекомплект ракет Х-35 на носителе (8-16 ракет), возможность залповой стрельбы с интервалом 3 с, комбинированная система управления, возможность поражения кораблей различных классов (корвет, эсминец, ракетный катер и т. д.) водоизмещением до 5000 т, поставка ракет высокой заводской готовности в ТПК, большой модернизационный потенциал, автоматизированный процесс подготовки и боевого применения комплекса, простота эксплуатации и обслуживания, оперативность перезарядки боекомплекта.

Комплекс "Уран-Э" соответствует мировым стандартам, а по критерию "стоимость-эффективность" оптимален для решения боевых задач на море ракетами тактического класса.

Состав

Комплекс включает противокорабельную крылатую ракету Х-35, транспортно-пусковой контейнер, пусковую установку, корабельную автоматизированную систему управления, а также комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.

Ракета Х-35 (3М24, AS-X-20 Harpoonsky) унифицирована по носителям и служит для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т днем и ночью, в любых метеорологических условиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника путем одиночных и залповых пусков. Первая демонстрация ракеты прошла в 1992 г. на авиационной выставке "Мосаэрошоу-92" в Москве.

Ракеты Х-35 корабельного и вертолетного вариантов выполнены по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным складным крылом, оперением большого удлинения, трапециевидным воздухозаборником в нижней части корпуса и стартовым твердотопливным ускорителем, который расположен по тандемной схеме с маршевым двигателем (малогабаритный турбореактивный двигатель на авиационном керосине). Ракета оснащена комбинированной (инерциальной на начальном и активной радиолокационной на конечном участках полета) системой наведения на цель, что обеспечивает применение ракеты в условиях радиоэлектронного противодействия с высокой скоростью полета. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы, время подготовки к пуску из холодного состояния не превышает 60 с. На маршевом участке ракета летит на высоте 5-10 м, что обеспечивается высокой точностью радиовысотомера.Контроль состояния ракет, подготовка их к пуску, прием, обработка и ввод информации целеуказания перед стрельбой осуществляет корабельная автоматизированная система управления. Для подготовки ракет к применению, проведения восстановительных и грузоподъемных работ используется комплекс наземного оборудования (автоматизированная система контроля ракет, комплект технологического оборудования, комплект грузоподъемных средств, транспортировочные тележки, топливозаправщик, заправщик воздуха, транспортировочные машины, автокран). Он размещается на береговой автономной технической позиции.

Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 (ОАО НПП "Радар ММС") обеспечивает обнаружение и выбор надводной цели, определение ее координат (азимут, угол места, дальность) и скорости сближения с ней, а также выдачу необходимой информации в систему наведения ракеты. Текстолитовый обтекатель (радиопрозрачность не менее 85%, НИИ неметаллических материалов, изготовитель НПП "Технология" г. Обнинск) весом 2 кг обеспечивает прием-передачу информации с ошибкой по угловым координатам не более 25 минут. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН.

Проникающая (осколочно-фугасно-зажигательная) боевая часть  ракеты обеспечивает надежное поражение надводных судов водоизмещением до 5000 т. Это достигается высокой дозвуковой скоростью ракеты на предельно малых высотах, что значительно усложняет ее своевременный перехват корабельными средствами, а также пуском ракеты до входа носителя в зону ПВО атакуемых кораблей.

Пусковая установка (наклонная, под углом 35 град. к палубе) предназначена для безударной погрузки и хранения 4 ракет в ТПК, а также для их пуска и снижения импульсных перегрузок на них, которые возникают в движении или при взрыве мины и другого оружия вблизи корабля. Она представляет собой сварную раму с закрепленными на ее поверхностях элементами размещения и закрепления блока ТПК, взаимодействующими со стационарно установленными на палубе опорами при погрузке рамы с ТПК на корабль. При установке рамы опоры фиксируют ее в определенном месте корабля за счет пружинных амортизационных устройств, снижающих перегрузки на ракеты при эксплуатации и установке блока ТПК на корабль. Стыковка ракет с кораблем осуществляется электрическими жгутами ПУ. Она обеспечивает не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку на корабль при волнении моря. Авиационный вариант ракеты Х-35 использует авиационные пусковые установки (АПУ) типа АПУ-78 или АКУ-58.Транспортно-пусковой контейнер (ТПК), в виде металлического цилиндра с внутренними направляющими с торцов закрытый крышками, служит для хранения и пуска ракеты. В центральной части ТПК имеют прямоугольные шпангоуты для объединения их в пакеты и крепления на пусковой установке. Возможно повторное использование контейнера после проведения восстановительных работ.

Основные характеристики

Дальность действия, км

5-130

Высота полета маршевая/конечная, м

5-10/3-5

Скорость полета, м/с

до 300

Угол маневра от линии курса, град.

+ 90

Точность наведения (КВО), м

4-8

Стартовая масса (с ускорителем), кг

480 (680)

Масса боевой части, кг

145

Длина ракеты (с ускорителем), м

3,75 (4,4)

Диаметр корпуса, м

до 0,42

Размах крыльев, м

0,93

Дальность действия РГС, км

20

Диапазон рабочих температур, град.

-50 - +50

Состояние и факты

Комплекс установлен на кораблях пр.11540 "Неустрашимый", пр.1166.1 "Гепард", "Дели". КРК "Уран-Э" поставляется на экспорт в Индию, Алжир, Вьетнам. На первых двух ракетных катерах пр.12418 "Молния", построенных для Вьетнама, комплекс продемонстрировал успешную стрельбу в акватории Балтийского моря по учебным целям (2007 г.). В 2003 г. вошёл в строй СКР "Татарстан" с КРК типа "Уран-Э", планируется установка комплекса на второй корабль этого проекта "Дагестан", а также на строящуюся для ВМФ РФ серию многоцелевых корветов ближней морской зоны (до 2020 г. корабли класса "корвет" могут занять четвёртую часть мирового рынка лёгких надводных кораблей). Наибольший спрос на них ожидается в регионах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Персидского залива. Сегодня на экспорт предлагается семейство многоцелевых фрегатов с комплексом "Уран-Э", прежде всего сторожевые корабли пр.11541 "Корсар" ипр.1166.1 "Гепард-3.9".

В настоящее время для ВМФ России и на экспорт предлагаются ракетные катера нового поколения, удовлетворяющие всем современным требованиям к боевым кораблям этого класса, а по ряду характеристик опережающие мировой уровень. В их числе боевые катера пр.12418, 20970 "Катран", 10411 "Светляк" и др., в состав вооружения которых входит комплекс типа "Уран-Э". Сегодня проводятся работы по модернизации поставленных ранее на экспорт малых ракетных кораблей пр.1234 водоизмещением 560 т с установкой на них комплекса "Уран-Э" (16 ТПК). В своё время в 22 страны было поставлено более 150 ракетных катеров пр.205Э, из которых сегодня половина по своему техническому состоянию способна продолжать службу, и может быть модернизирована. Предложена программа их модернизации, в рамках, наряду с установкой новых средств ПВО и РЭБ, устаревший КРК "Термит" заменяется комплексом "Уран-Э" (2-4 ПУ по 4 ТПК), что повышает боевой потенциал корабля в несколько раз.
Подробнее:http://www.arms-expo.ru/049055051054124049057048055.html

vlad-burtsev.livejournal.com

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «УРАН» — КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-35

Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24) «Уран» создана для поражения быстроходных ракетных, торпед­ных и артиллерийских катеров и других надводных кораблей водоизмещением до 5000 т, действующих без помощи других либо в составе конвоев и десантных отрядов днём и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, в критериях радиоэлектронно­го и огневого противодействия.

История

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 (другое заглавие ракеты корабельного базирования — 3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие — разработчик ОКБ "Звезда", главный конструктор — Г.И.Хохлов.

Комплекс "Уран" состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматической системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет.

Одной из обстоятельств принятия такового решения был военный конфликт (1982 г.) меж Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Вначале он разрабатывался как компактный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. 

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и производить полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При разработке ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г. 

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Но выполнение требования по оснащению ракеты принципно новейшей головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более долгих работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго шага лётно-конструкторских испытаний0. 1-ые 3 запуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся удачный четвёртый запуск. 2-ой шаг испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Муниципальные тесты комплекса удачно завершились в 2003 г.

Предназначение

Корабельный ракетный комплекс "Уран-Э" с ракетой типа Х-35 предназначен для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, также надводных кораблей и транспортов (водоизмещением до 5000 т.), действующих без помощи других либо в составе конвоев и десантных отрядов противника в критериях радиоэлектронного и огневого противодействия. 

КРК "Уран-Э" может устанавливаться на фрегатах, корветах, ракетных катерах, также кораблях русской и забугорной постройки при их модернизации.

Особенности 

КРК "Уран-Э" существенно наращивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в 2-ух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сопоставлении с катером пр.205 (205ЭР), увеличивается более чем в 3 раза. При значимом (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале запуска обеспечивается массированное применение ракет практически с одновременным их подходом к цели на максимально малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Вероятна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Пират" и кораблях, созданных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На базе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 сделаны береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный – истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбовозом типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

Экспортная модификация Х-35 Х-35Э (3М24Э) «Уран-Э»

Ракета Х-35 (3М24)

Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24) «Уран» создана для поражения быстроходных ракетных, торпед­ных и артиллерийских катеров и других надводных кораблей водоизмещением до 5000 т, действующих без помощи других либо в составе конвоев и десантных отрядов днём и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, в критериях радиоэлектронно­го и огневого противодействия.

Х-35 является дозвуковым летательным аппаратом, выполненным по обычной аэродинамической схеме с расположен­ным в нижней части корпуса воздухопоглотителем трапециевидного сечения типа «полуутопленный тоннель», Х-образным расположением консолей крыла и стабилизаторов. На ракетах морского, наземного и вертолётного базирования крыло и стабилизаторы раскладные. Планер ракеты — сварной, сделан из дюралевых сплавов. ГСН закрыта радиопрозрачным обтекателем из стеклотекстолита ЭДТ-10кв.

Двигательная установка включает компактный маршевый двухконтурный турбореактивный движок ТРДД-50АТ и стартовый твердотопливный ракетный ускоритель, сбрасываемый после отработки (на ракетах самолётного базирования отсутствует). Пуск мотора осуществляется с помощью пиростартера. Тяга — 450 кгс. Поперечник — 330 мм, длина — 850 мм. Сухой вес — 82 кг.

Система управления — комбинированная, включает инерциальную систему и активную радиолокационную головку самона­ведения АРГС-35 для конечного участка. АРГС-35 обеспечивает обнаружение надводной цели; выбор цели, подлежащей поражению; определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью; вы­дачу определяемых координат цели в систему наведения ракеты. Может быть применена как при одиночном, так и при групповом применении ракет. Обеспечивает наведение ракеты на цель в секторе углов по азимуту ±45°, по углу места — от +10° до -20°. Наибольшая дальность деяния — до 20 км. Может быть применена в хоть какое время суток при темпе­ратуре окружающего воздуха ±50°С, при осадках с интенсивностью до 8 мм/ч, волнении моря до 6 баллов.

Х-35У «Уран-У» Модификация с увеличенной до 260 км дальностью и ГСН с дальностью деяния до 50 км.

Для полёта на сверхмалых высотах (5-10 м, на конечном участке — 3-5 м) над поверхностью моря на ракетах Х-35 установ­лен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и 2-ух антенн. Он позволяет с высочайшей точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в границах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневри­ровании (±15° по наклону и ±20° по углу тангажа).

 Бортовой комплекс управления с комбинированной системой наведения и радиовысотометром позволяют ракете совер­шать полёт к цели на максимально малых высотах с высочайшей дозвуковой скоростью. Управление ракетой в полете, ее стаби­лизация на данной линии движения и вывод в район предполагаемого нахождения цели обеспечивает инерционная система управления.

При облучении РЛС противника ракета может делать противозенитные маневры «горка» и «змейка».

Боевая часть — проникающая осколочно-фугасная. Масса — 145 кг. Подрыв БЧ происходит по сигналам контактного взрыва­тельного устройства при попадании в цель либо при пролёте над целью.

Хранение, транспортировка и боевое применение ракет морского и наземного базирование осуществляется в транспорт­но-пусковом контейнере. В центральной части ТПК имеют прямоугольные шпангоуты для объединения их в пакеты и креп­ления на пусковой установке. Может быть повторное внедрение контейнера после проведения восстановительных ра­бот. 

Для авиационного варианта ракеты Х-35 употребляются авиационные пусковые установки (АПУ), которые созданы для надежного крепления ПКР к носителю и обеспечения связи бортовой аппаратуры системы управления с самолетными либо вертолетными устройствами системы наведения и обеспечения ракеты. В качестве АПУ могут употребляться АПУ-78 либо АКУ-58.

Пусковые установки, обеспечивают не только лишь запуск ракет и хранение на корабле, да и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также понижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, к примеру, при взрыве поблизости корабля мины, бомбы и другого орудия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из прохладного состояния составляет 60 секунд.

Принципиальной особенностью ракеты 3М24 является ее унификация (по носителям) благодаря ее относительно малым массо-габаритным чертам. Корабельный вариант ракеты значительно расширяет боевые способности надводных кораблей Военно-морского флота. Так, при подмене состоящих на вооружении устаревших комплексов ракетный боезапас может быть увеличен с 4 до 16 и поболее единиц без роста водоизмещения, ухудшения архитектуры и обитаемости корабля. На Черноморском флоте таким примером может служить СКР "Сметливый". Этот большой противолодочный корабль проекта 61 при модернизиции его в 1990-95 гг. по проекту 01090 на месте имевшихся 2-ух снятых РБУ-1000 получил 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет "Уран”

На базе 3М24 не считая корабельного комплекса "Уран" сделаны — береговой противокорабельный комплекс "Бал", также авиационный вариант (две модификации: для самолетов — ракета Х-35У и вертолетов — ракета Х-35В).

Свойства 

 Дальность деяния, км

5-130

 Высота полета маршевая/конечная, м

5-10/3-5

 Скорость полета, м/с

до 300

 Угол маневра от полосы курса, град.

90

 Точность наведения (КВО), м

4-8

 Стартовая масса (с ускорителем), кг

480 (680)

 Масса боевой части, кг

145

 Длина ракеты (с ускорителем), м

3,75 (4,4)

 Поперечник корпуса, м

до 0,42

 Размах крыльев, м

0,93

 Дальность деяния РГС, км

20

 Спектр рабочих температур, град.

-50 — +50

survincity.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *