Запасные части МТЛБ, МТЛБУ, АТС-59
| +7 (351) 211-28-63 +7 (351) 211-14-19 +7 (351) 211-14-04 +7 (351) 776-65-64 WhatsApp/Viber
|
novotransmash.com
Масса заправленного тягача без груза и экипажа, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | |
номинальная, при буксировке прицепов | 2,000 |
максимальная, при перевозке грузов без прицепа | 2,500 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 6,500 |
Количество посадочных мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина (по гусенице) | 2,850 |
высота (при клиренсе 400 мм) | 1,865 |
Колея, мм | 2,500 |
3,700 | |
Дорожный просвет, мм | 395-415 |
Максимальная скорость, км/час | 61.5 |
Средний расход топлива с грузом на платформе и прицепом, кг | |
на час работы двигателя | 43-44 |
на 100 км пути | 90-120 |
Топливо | Дизель |
Двигатель | ЯМЗ-238 |
Число цилиндров | 8 |
Рабочий объём, л | 14.86 |
Мощность, л.с. | 240 |
Номинальное число оборотов, об/мин | 2100 |
mtlb2006.narod.ru
РР390 | реле-регулятор |
РР361-А | реле-регулятор |
Палец звена гусеницы РМШ | |
Звено гусеницы РМШ | |
ГПЗ-8307 | шарикоподшипник 8307 |
ГПЗ-313 | шарикоподшипник 313 |
ГПЗ-312 | шарикоподшипник 312 |
Генератор Г-290 | |
А5.31.117-1 | винт натяжной |
А5.31.115-1 | палец |
740-33-60-1 | гайка |
740-33-24 | втулка |
740-33-23 | втулка |
740-07-сб.205 | кассета верхняя |
740-07-сб.204 | кассета средняя |
740-07-сб.203 | кассета нижняя |
730-03-сб.133 | радиатор водяной в сборе |
8.84-013 | кронштейн натяжного устройства |
8.84.101-1 | кронштейн генератора |
8.84.012-1 | кронштейн генератора |
8.84.011 | натяжное устройство |
8.61.021 | Буксирный трос |
8.60.022 | приспособление для установки и демонтажа торсионов, опорных катков и направляющих колес |
8.60.021 | приспособление для установки катков (по высоте) |
8.60.016 | Шприц |
вольтамперметр ВА-340 | |
8.50.295 | датчик манометра ТЭМ-15 |
8.50.294 | электроманометр ТЭМ-15 |
8.50.293 | приемник П-1-Т электрического термометра |
8.50.292 | термометр электрический ТУЭ-48-Т |
8.50.288 | указатель электроманометра ЭДМУ-6-Н |
8.50.287 | датчик электроманометра ЭДМУ-6-Н |
8.50.065 | щиток приборов в сборе |
8.43.002 | гусеница |
8.41.011 | крюк тяговый в сборе |
8.35.010 | амортизатор гидравлический |
8.34.205 | палец |
8.34.201 | звено гусеницы |
8.32.155 | гайка балансира |
8.32.125 | кольцо неподвижное |
8.32.112 | кольцо уплотнительное |
8.32.111 | крышка |
8.32.109 | торсион правый |
8.32.108 | торсион левый |
8.32.034 | |
8.32.034 | кольцо лабиринтное в сборе |
8.32.033-1 | уплотнение в сборе |
8.32.033-1 | уплотнение в сборе |
8.32.032 | корпус сальника в сборе |
8.32.031 | кольцо нажимное в сборе |
8.32.031 | кольцо нажимное в сборе |
8.32.030 | упор в сборе |
8.32.026 | балансир правый передний в сборе |
8.32.025 | балансир передний в сборе |
8.32.024 | балансир в сборе |
8.32.019 | каток опорный в сборе |
8.31.114 | вилка |
8.31.103 | обод колеса со ступицей |
8.31.101 | ось коленчатая |
8.31.040 | колесо направляющее с осью |
8.31.001 | колесо направляющее с натяжным устройством |
8.30.104 | болт |
8.30.101 | венец ведущего колеса |
8.30.021 | ступица с дисками |
8.30.001 | колесо ведущее |
8.24.012 | компрессор в сборе |
8.23.043 | лента тормоза механизма поворота в сборе |
8.23.013 | лента остановочного тормоза в сборе |
8.22.040 | мостик правый в сборе |
8.22.035 | мостик левый в сборе |
8.21.010 | Колонка в сборе |
8.12.030 | кардан центральный в сборе |
8.12.020-1 | насос в сборе |
8.12.002 | редуктор промежуточный |
8.11.109 | барабан тормозной |
8.11.108 | шестерня солнечная правая |
8.11.107 | шестерня солнечная левая |
8.11.103-1 | водило |
8.11.026 | уплотнение торцовое в сборе |
8.11.012 | передача бортовая правая |
8.11.011 | передача бортовая левая |
8.10-034-1 | шестерня третьей передачи с кольцом |
8.10.533 | вал фрикциона правый |
8.10.532 | вал фрикциона левый |
8.10.531 | барабан ведущий |
8.10.524 | диск фрикоциона ведомый |
8.10.523 | диск фрикциона ведущий |
8.10.503 | гнездо фрикциона правое |
8.10.502 | гнездо фрикциона левое |
8.10.501 | шестерня фрикциона ведущая |
8.10.431 | валик карданный правый |
8.10.430 | валик карданный левый |
8.10.408 | фланец кардана |
8.10.405 | шестерня фрикциона ведомая |
8.10.404 | шестерня солнечная |
8.10.317 | шестерня эпициклическая правая |
8.10.316 | шестерня пятой передачи ведомая |
8.10.315 | шестерня шестой передачи ведомая |
8.10.314-1 | шестерня третьей передачи ведомая |
8.10.312-1 | шестерня четвертой передачи ведомая |
8.10.311 | муфта включения 1 и 2 передач |
8.10.310-1 | муфта неподвижная |
8.10.309 | муфта зубчатая |
8.10.308 | шестерня третьей передачи ведомая |
8.10.307 | муфта включения передачи заднего хода |
8.10.305 | шестерня передачи заднего хода ведомая |
8.10.302 | шестерня эпициклическая левая |
8.10.301 | вал главный |
8.10.247 | муфта соединительная |
8.10.245-1 | шестерня пятой передчи ведущая |
8.10.237-1 | шестерня шестой передачи ведущая |
8.10.236 | шестерня третьей передачи ведущая |
8.10.235 | шестерня четвертой передачи ведущая |
8.10.228 | шестерня коническая ведомая |
8.10.224 | шестерня второй передачи ведущая |
8.10.223 | шестерня передачи заднего хода |
8.10.220 | вал передаточный |
8.10.105 | шестерня заднего хода промежуточная |
8.10.058 | диск нажимной в сборе |
8.10.057 | барабан ведомый в сборе |
8.10.056 | диск отжимной с пальцами |
8.10.055 | коробка поводковая правая с кольцом |
8.10.054 | коробка поводковая левая с кольцом |
8.10.053 | гнездо фрикциона правое с кольцом |
8.10.052 | гнездо фрикциона левое с кольцом |
8.10.051 | фрикцион правый |
8.10.050 | фрикцион левый |
8.10.048 | валик карданный правый в сборе |
8.10.047 | валик карданный левый в сборе |
8.10.044 | водило в сборе |
8.10.041 | механизм поворота правый |
8.10.040 | механизм поворота левый |
8.10.038 | вилка переключения 1 и 2 передач |
8.10.037 | вилка переключения 3 и 4 передач |
8.10.036 | вилка включения заднего хода |
8.10.033-1 | шестерня четвертой передачи с кольцом |
8.10.032-1 | синхронизатор 3 и 4 передач |
8.10.030 | вал главный с шестернями |
8.10.028-1 | шестерня пятой передачи с кольцом |
8.10.027 | вилка переключения 5 и 6 передач |
8.10.026-1 | шестерня шестой передачи с кольцом |
8.10.025-1 | синхронизатор 5 и 6 передач |
8.10.021 | вал передаточный с шестернями |
8.10.020 | шестерня коническая со стаканом |
8.10.013-1 | маслонасос |
8.10.011 | картер и крышка со шпильками |
8.10.002 | главная передача |
8.09.028-1А | воздухоотчиститель в сборе |
8.07.019 | радиатор масляный в сборе |
8.07.010 | масляный бак в сборе |
8.06.011 | отопительно-вентиляционная установка (ОВУ-65) |
8.05.023 | котел подогревателя в сборе |
8.05.013 | редуктор котла подогревателя в сборе |
8.05.012 | насос водяной в сборе |
8.04.041 | сильфон в сборе |
8.03.041 | насос РНМ-1 в сборе |
8.03.025 | бак топливный правый в сборе |
8.03.024 | бак топливный в сборе |
8.03.023 | бак топливный передний в сборе |
8.02.014 | вентилятор в сборе |
8.02.011 | редуктор вентилятора в сборе |
8.01.104 | балка двигателя |
8.01.012 | опора двигателя в сборе |
8.000-1/2 | Стекло электрообогревное |
6.82-021 | стеклоблок Б-2 |
6.82.012 | установка ТНПО-170 |
6.03.026 | кран топливный в сборе |
6.03.023 | бак верхний правый в сборе |
6.03.022 | бак нижний левый в сборе |
6.03.021 | бак нижний правый в сборе |
6..03.024 | бак верхний в сборе |
2.34.111 | почвозацеп съемный |
2.34.110 | почвозацеп съемный |
2.34.105 | палец |
2.34.102 | звено гусеницы правое |
2.34.101 | звено гусеницы левое |
2.34.012 | гусеница правая |
2.34.011 | гусеница левая |
www.pkf-technica.ru
Компания «КурганМашСнаб» — Быстроходный гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ
Быстроходный гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ
Быстроходныйгусеничный транспортер-тягач МТЛБ предназначен для: ликвидациипоследствий аварий и чрезвычайных ситуации в труднодоступных районах;использования в качестве шасси под монтаж различного технологическогооборудования; обслуживания транспортных и технологических магистралей;транспортировки людей и грузов в закрытом отапливаемом кузове, буксировкиприцепов; использования в геолого-разведочных и поисковых партиях; обустройствазимних дорог и лежневых насыпных трасс.
Конструктивные особенности МТЛБ:
-Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина МТЛБ на 2посадочных места, оборудованная дополнительным сиденьем и верхними люками дляаварийного покидания машины.
— Закрытый, обогреваемый кузов МТЛБ, полезным объёмом 7,3 м3на 11 посадочных мест, оснащён кормовыми дверями и легкосъёмным тентом. Принеобходимости возможна загрузка с помощью грузоподъёмных механизмов при снятомтенте.
— Свободный доступ к узлам и системам моторного отделения МТЛБ.
— Запуск предпускового подогревателя, пуск двигателя, включение отопителя идругих систем с рабочего места водителя.
— Хороший обзор с места механика-водителя для обеспечения движения днём и ночьюпри достаточной освещённости (2 фары и фара-искатель).
— Наличие автономного отопителя в сочетании с использованием тепла, отводимогоот системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа ипассажиров МТЛБ.
Технические характеристики
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом возимого ЗИП и ГСМ), кг | 9700 |
Грузоподъемность, кг: | |
номинальная, при буксировке прицепов | 2000 |
максимальная, при перевозке грузов без прицепа | 2500 |
Вес (масса) буксирного прицепа, кг | 6500 |
Количество посадочных мест: | |
в кабине | 2 |
на платформе | 11 |
Габаритные размеры, мм | 20 т |
длина (по тягово-сцепному прибору) | 6454 |
ширина (по гусенице) | 2850 |
высота (при клиренсе 400 мм) | 1865 |
Колея, мм | 2500 |
База, мм | 3700 |
Дорожный просвет, мм | 395-415 |
Максимальная скорость (при 2 100 об/мин коленчатого вала двигателя), км/час | 61,5 |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге с грузом и с прицепом, км/час | 26-32 |
Средний расход топлива с грузом на платформе и прицепом, кг | |
на час работы двигателя | 43-44 |
на 100 км пути | 90-120 |
Расход масла | не более 2% от расхода топлива |
Тип двигателя | ЯМЗ-238В, четырехтактный с непосредственным впрыском |
kms45.ru
Мт-лб ( Многоцелевой транспортёр (тягач) легкий бронированный )
МТ-ЛБ (Многоцелевой транспортёр (тягач) легкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава моторизованных стрелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).
Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХТЗ. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.
Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТЕРА МТ-ЛБ
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа,
но с комплектом ЗИП и полной заправкой горючим и эксплуатационными материалами) — 9700 + 240 кг;
Масса размещаемого оборудования и груза (грузоподъемность):
— номинальная, при буксировке прицепов — 2000 кг;
— максимальная, при перевозке груза без прицепа — 2500 кг;
Масса буксируемого прицепа — не более 6500 кг;
Количество посадочных мест, включая водителя:
— в кабине — 2 чел;
— на платформе — 11 чел;
Габаритные размеры, мм:
— длина — 6399-6509;
— ширина по торцам звеньев гусениц:
— с открытым шарниром — 2820-2865;
— с закрытым — 2820-2860;
— высота — 1835-1890;
Колея (расстояние между серединами гусениц) — 2500 мм;
База (расстояние между осями крайних опорных катков) — 3700 мм;
Дорожный просвет — 395-415 мм;
Среднее удельное давление с номинальным грузом на платформе па грунт (без учета погружения гусеницы) — 0,45 кгс/см2;
Минимальный радиус поворота транспортера без прицепа (теоретический, по гусенице), м:
— на нейтрали — 1,25
— на I передаче — 2,5
— на II передаче — 7,5
— на III передаче — 13
— на IV передаче — 21,35
— на V передаче — 29,3
— на VI передаче — 38,6
— на передаче заднего хода — 3,9;
Расчетное тяговое усилие на крюке по сцеплению (при коэффициенте сцепления гусениц с грунтом 0,8
и коэффициенте сопротивления движению 0,04):
— без груза на платформе — 7448 кгс;
— с грузом на платформе — 8968 кгс;
Скорости движения:
Расчетные скорости движения при 2100 об/мин коленчатого вала двигателя, км/ч:
нормальная:
— на I передаче — 4
— на II передаче — 12
— на III передаче — 20,7
— на IV передаче — 34,1
— на V передаче — 46,8
— на VI передаче — 61,5
— на передаче заднего хода — 6,3
замедленная:
— на II передаче — 8
— на III передаче — 16,7
— на IV передаче — 30,1
— на V передаче — 42,8
— на VI передаче — 57,5
— на передаче заднего хода (ускоренной) — 10,3;
Максимальная скорость движения без прицепа при поминальной грузоподъемности — не менее 60 км/ч;
Максимальная скорость при движении с прицепом на шоссе — не менее 45 км/ч;
Скорость движения на плаву с номинальной загрузкой — 5-6 км/ч;
Средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге среднего качества с грузом на платформе и с прицепом — 26—32 км/ч;
Средний расход топлива на 100 км пути — 90-110 кг;
Расход масла в системе смазки двигателя от расхода топлива — не более 2 %;
Запас хода по топливу — 500 км;
Преодолеваемые препятствия
Максимальный угол подъема при движении по сухому задерненному грунту:
— с номинальным грузом на платформе и прицепом — 25 град;
— с номинальным грузом на платформе без прицепа — 35 град;
Максимальный угол крена на сухом задернениом грунте — 25 град;
Водные преграды:
— глубиной не более 1,2 м с твердым (не вязким) грунтом дна — Вброд;
— глубиной более 1,2 м с загрузкой, не превышающей номинальной грузоподъемности — На плаву;
Угол входа в воду — 20 град;
Угол выхода из воды — 15 град;
Схема МТ-ЛБ
studfiles.net
Многоцелевой транспортер -легкий бронированный МТ-ЛБ
В конце 50-х годов в КБ Харьковского тракторного завода была начата разработка артиллерийского тягача «объект 6». В 1964 году многоцелевой транспортёр — лёгкий бронированный или МТ-ЛБ был принят на вооружение. МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки 100мм пушек БС-3 и МТ-12 «Рапира». Машины также использовались для перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также как санитарный транспорт. Для северных и заболоченных районов был создан МТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до 570 мм гусеницами и гидродинамическими и грязевыми щитками. Часто, особенно в северных и дальневосточных районах, МТ-ЛБ и МТ-ЛБв использовались в мотострелковых дивизиях вместо БТРов. На таких машинах вместо поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулемётом НСВТ. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и любовью.
МТ-ЛБ хорошо показал себя в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Наверное, единственный недостаток этих машин — это слабое вооружение, хотя для артиллерийского тягача этого вооружения вполне хватало. В 2000 году этот недостаток был устранён: на ОАО «Муромтепловоз», предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ — МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом варианте устанавливается боевое отделении БПУ-1 от БТР-80 , а во втором – башня, разработанная по теме «Буйность» от БТР-80А. Башня, разработанная ОАО ГАЗ предполагает установку широкой номенклатуры вооружения. Наборы для модернизации состоят из башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой башни и люков. В последствии были разработаны варианты с усиленным вооружением 6М1Б3 и 6М1Б5.
На базе МТ-ЛБ разработаны и производились следующие модификации: МТ-ЛБВ-арктический вариант, применяется в районах крайнего севера в качестве бронетранспортера; МТ-ЛБУ- модификация с удлиненным шасси, дополнительной радиостанцией и навигационной аппаратурой; МТП-ЛБ — полубронированная модификация; МТ-ЛБТ — артиллерийский тягач; МТ-ЛБС — санитарная эвакуационная модификация. На основе МТ-ЛБ создан ряд образцов военной техники: 122 мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», комплекс средств автоматизации управления огнем 1В12 «Машина-С», ЗРК 9А35 «Стрела-10», боевая машина ПТУР 9П149 комплекса «Штурм-С», СНАР-10 «Леопард», АРК-1 «Зоопарк», РХМ «Кашалот» и некоторые другие. Машины на базе МТ-ЛБ производились по лецензии в Польше. Транспортер поставлялся на экспорт в страны — участницы Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Бангладеш, Ирак, Нигерию, Сирию, Уругвай, Финляндию , Швецию и Югославию.
cris9.armforc.ru
ЛБ — это… Что такое МТ-ЛБ?
МТ-ЛБ | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | бронетранспортёр | ||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 9,7 12,2 с грузом | ||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой | ||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 11 | ||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1964 | ||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | более 9000[1] | ||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6399..6509 | ||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 2820..2865 | ||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 1835..1890 | ||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3700 | ||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2500 | ||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 395..415 | ||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная | ||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 14 | ||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ПП-61Б | ||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 240 | ||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 61,5 | ||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 5..6 на плаву | ||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,7..24,7 | ||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | независимая торсионная | ||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,45 | ||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 35 | ||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 | ||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,8 | ||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает | ||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | |||||||||||||||||||||||||||
Изображения на Викискладе? | МТ-ЛБ |
МТ-ЛБ (Многоцелевой транспортёр (тягач) легкий бронированный) — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава моторизованных стрелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).
Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХТЗ. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.
Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.
Имеет прозвище «мотолыга», «метла»[2], «эмтээлбэшка»[3].
После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.
Опыт боевого применения
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью боевой машине. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.
Моторное отделениеМодификации
Советские и Российские
- МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант
- МТ-ЛБВ — вездеходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см2). Предназначена для арктических регионов.
- МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ.
- МТ-ЛБВМ1К — модификация приспособленая для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя, мощностью 310 л.с., новой радиостанцией и новым отопителем.
- МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ.
- МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз»
- МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель — Муромтепловоз.
- МТ-ЛБВ — вездеходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см2). Предназначена для арктических регионов.
Украинские
- МТ-ЛБР6 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «ЗТМ-1». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет КТ, дымовые гранатометы системы 902Б «Туча». Защищенность экипажа усилена за счет разнесенного бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
- МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Штурм».[4] Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 спаренный с ней 7,62-мм пулемет КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М», 30-мм автоматический гранатомет, дымовые гранатометы. Защищенность экипажа усилена за счет разнесенного бронирования и кевларового подбоя. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
- МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал».[5] Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 спаренный с ней 7,62-мм пулемет КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) Барьер, 30-мм автоматический гранатомет, дымовые гранатометы.
Польские
Шведские
Машины на базе
Советские и Российские
Болгарские
Болгарский модернизированный МТ-ЛБ-MПольские
Украинские
Операторы
- Современные:
- Азербайджан — 393 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[9]
- Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[10]
- Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[11]
- Белоруссия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[12]
- Болгария — не менее 508, возможно, до 1297 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[13] Заключён контракт на поставку в Ирак 500 бронетранспортёров, которые будут снимаемые с вооружения.[14]
- Грузия — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[15]
- ДР Конго — 6 единиц МТ-ЛБ поставлены из Украины в 2000 году[16]
- Ирак — 4 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[17]
- Казахстан — 180 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[18]
- Литва — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[19]
- Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[20]
- Молдавия — 55 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[21]
- Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2010 год[22][23]
- Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[24]
- Россия:
- США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году[16]
- Украина — 2090 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[28]
- Уругвай — 3 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[29]
- Финляндия — 16 МТ-ЛБу, 98 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2010 год[30]
- Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год[31]
- Бывшие:
Служба и боевое применение
- Афганская война (1979—1989)[32]
- Вооружённый конфликт в Приднестровье — 1 МТ-ЛБ находился на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовал марта 1992 года в боях, в ходе которых был повреждён. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины устанавливались установки ЗУ-23-2[33]
- Вторая чеченская война — использовались Российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ[34]
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)[35]
Изображения
Видео
См. также
Примечания
Литература
- The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4
- Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 6.00.001ТО. 4-е издание, дополненое. — Москва: Военное издательство, 1985. — 447 с.
Ссылки
dic.academic.ru