Самый мощный танк в мире • Технологии
августа 31, 2010
Самый мощный танк в мире
Чемпион мощности
Самым мощным танком в мире, по общему признанию, является отечественный Т-90. Этот танк был разработан в конце 80-х годов и принят на вооружение в 1992 году. Первоначальное его название «Т-88», но оно скоро было изменено на «Т-90». В этом же 1992, который был неимоверно сложным для России, началось масштабное производство танков Т-90. В период с 1992 по 1997 годы было создано около 120 танков этой модели. В 2004 году началось производство новой модернизации танка Т-90, которая носила название Т-90А.
Главное оружие Т-90
Главным оружием танка Т-90 является 125-мм обновленная гладкоствольная пушка – пусковая установка 2А46М-2. Боекомплект составляет 43 выстрела, 22 из которых складываются во вращающийся транспортер автомата заряжения. Остальные 21 выстрел помещаются в немеханизированные укладки.
Также имеется спаренный пулемет ПКТ калибра 7,62, боекомплект которого составляет 2000 патронов (8 лент по 250 патронов).
Кроме этого на вооружении есть зенитный пулемет, который имеет дистанционное управление и выполняет функцию стрельбы по воздушным и наземным целям. При этом люки танка остаются закрыты. Угол наведения по горизонтали составляет от -90° до +90° по курсу или 360° вместе с башней танка. Угол наведения по вертикали составляет от — 5° до +70°. Боекомплект к зенитному пулемету составляет 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 патронов каждая).
Главным противотанковым оружием Т-90 являются бронебойные снаряды (3БM-22, 3БM-26, БМ-29, 3БM-42) и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20.
Танки Т-90 также имеют на вооружении КУВ 9К119 «Рефлекс». Дальность стрельбы ТУР превышает дальность ответного огня любых танков 21 века в 2-2,5 раза. Это дает Российским танкам огромное преимущество, даже до входа в зону эффективного ответного огня со стороны танков противника.
Что еще есть на танке?
Помимо вооружения, на танках Т-90 устанавливается вспомогательное оборудование: дневной прицел наводчика 1Г46, комплекс управления огнем 1А45-Т, ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА» с электронно-оптическим преобразователем, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок. Модификации танков Т-90С и Т-90А оборудованы усовершенствованной системой управления огнем с тепловизионным прицелом «Есса» и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1».
Тактико-технические характеристики | ||
Параметр | Ед. изм. | Значение |
Полная масса | т | 46,5 |
Экипаж | чел | 3 |
Удельная мощность | л.с./т | 18 |
Двигатель | Л.с. | В-84МС |
Ширина танка | ||
Удельное давление на грунт | кгс/см2 | 0,94 |
Температурный режим работы | °С | -40…+50 (со снижением мощности) |
Длина танка | ||
с пушкой вперед | мм | 9530 |
корпуса | мм | |
Ширина танка | ||
по гусенице | мм | 3370 |
по съемным защитным экранам | мм | 3780 |
Высота по крыше башни | мм | 2228 |
Длина опорной поверхности | мм | 4270 |
Дорожный просвет | мм | 426…470 |
Ширина колеи | мм | 2790 |
Скорость движения | ||
Средняя по сухой грунтовой дороге | км/ч | 35…40 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием | км/ч | 60 |
На передаче заднего хода, максимальная | 4,18 | |
Расход топлива на 100 км | ||
По сухой грунтовой дороге | л, до | 260…450 |
По дороге с твердым покрытием | л, до | 240 |
на основных топливных баках | км | 460 |
с дополнительными бочками | км | 650 |
Боекомплект | ||
Выстрелов к пушке | шт | 42 |
(из них в конвейере механизма заряжания) | шт | 22 |
Патронов: | ||
к пулемету КТ-7,62 | шт | 2000 |
к пулемету КТ-12,7 | шт | 300 |
Аэрозольных гранат | шт | 12 |
Как он защищен?
Защита танка Т-90 состоит из преград из стали повышенной твердости, с использованием отражающих листов. На части лобового узла установлена динамическая защита «Контакт-V», обеспечивающая защиту не только от кумулятивных ПТС, а и от ОБПС.
Пакеты наполнителя защиты башни относятся к «полуактивному» типу. На крыше башни установлен 21 контейнер для защиты от атаки сверху.
Вообще защита у Т-90 достаточно ослаблена из-за конструктивных особенностей и очень высокого количества установленного на него оборудования и вооружения.
Александр Озеров, Samogo.Net (по материалам btvt.narod.ru)
Последние опубликованные Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производителиsamogoo.net
Самый мощный танк в мире
Т-90
По общему признанию, самый мощный танк в мире – это отечественный Т-90. Его разработали в далеких 80-х, и тогда он получил название «Т-88». Но вскоре его изменили на Т-90.
В начале 90-х годов прошлого столетия началось масштабное производство техники. За пять лет было произведено около 120 танков этой модели. А в 2000-х стали делать новый модернизированный танк, уже под названием Т-90А.
Внушительная сила
Самый мощный танк в мире имеет спаренный пулемет ПКТ 7,62 калибра, его боекомплект составляет 2 тысячи патронов (или 8 лет по 250 патронов каждая). Помимо всего прочего, на вооружении есть зенитный пулемет. У него есть дистанционное управление, и он выполняет функцию стрельбы по наземным и воздушным целям. Люки танка, при этом, остаются закрытыми. Угол наведения от минус до плюс 90 градусов по курсу по горизонтали или 360 градусов с башней танка. К зенитному пулемету боекомплект – 300 патронов, то есть 2 ленты по 150 патронов. Главное противотанковое оружие Т-90 – это бронебойные снаряды (3БM-26, БМ-29, 3БM-42, 3БM-22), а так же комплекс вооружения с управлением с выстрелами 3УБК20 и 3УБК14.
В дейстии
У танка есть так же на вооружении КУВ 9К119 «Рефлекс». При этом дальность стрельбы ТУР в 2,5 раза превышает дальность ответного огня любого танка 21-го века. Именно это дает танкам России огромное преимущество еще до входа в зону ответного огня со стороны противника. Кроме этого вооружения, на Т-90 устанавливается дополнительное оборудование: комплекс управления огнем 1А45-Т, дневной прицел наводчика 1Г46, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с электронно-оптическим преобразователем с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА», а так же, для расчета баллистических поправок, баллистический вычислитель 1В528-1. Модифицированные Т-90С и Т-90А имеют усовершенствованную систему управления огнем. У них есть тепловизионный прицел «Есса» и комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1».
Такая машина весит ровно 46, 5 тонн и вмещает экипаж из трех человек. Длина танка вместе с пушкой – 9530 миллиметров, а ширина по гусенице – 3370 миллиметров. Машина может развивать скорость до 60 километров в час – это по дороге с твердым покрытием.
По сухой грунтовой дороге он проедет максимум 40 километров в час. Защищен Т-90 преградами из стали повышенной твердости с отражающими листами. На лобовом узле есть динамическая защита «Контакт-V». Она обеспечивает защиту и от кумулятивных ПТС и от ОБПС.
Пакеты наполнителя можно отнести к «полуактивному» типу. На крыше башни есть 21 контейнер для отражения атак сверху. В целом, защита у танков ослаблена из-за конструктивных особенностей и высококачественного оборудования и вооружения.
Тактико-технические характеристики | ||
Параметр | Ед. изм. | Значение |
Полная масса | т | 46,5 |
Экипаж | чел | 3 |
Удельная мощность | л.с./т | 18 |
Двигатель | Л.с. | В-84МС |
Ширина танка | ||
Удельное давление на грунт | кгс/см2 | 0,94 |
Температурный режим работы | °С | -40…+50 (со снижением мощности) |
Длина танка | ||
с пушкой вперед | мм | 9530 |
корпуса | мм | 6917 |
Ширина танка | ||
по гусенице | мм | 3370 |
по съемным защитным экранам | мм | 3780 |
Высота по крыше башни | мм | 2228 |
Длина опорной поверхности | мм | 4270 |
Дорожный просвет | мм | 426…470 |
Ширина колеи | мм | 2790 |
Скорость движения | ||
Средняя по сухой грунтовой дороге | км/ч | 35…40 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием | км/ч | 60 |
На передаче заднего хода, максимальная | км/ч | 4,18 |
Расход топлива на 100 км | ||
По сухой грунтовой дороге | л, до | 260…450 |
По дороге с твердым покрытием | л, до | 240 |
на основных топливных баках | км | 460 |
с дополнительными бочками | км | 650 |
Боекомплект | ||
Выстрелов к пушке | шт | 42 |
(из них в конвейере механизма заряжания) | шт | 22 |
Патронов: | ||
к пулемету КТ-7,62 | шт | 2000 |
к пулемету КТ-12,7 | шт | 300 |
Аэрозольных гранат | шт | 12 |
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
super-orujie.ru
Ракетно-пушечный танк Т-90С » Военное обозрение
Ракетно-пушечный танк Т-90С был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 — новая генерация российских танков, включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Танк Т-90С сохраняет особенность отечественного танкостроения — классическую компоновочную схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия — в кормовой части корпуса, а экипаж — раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель — в отделении управления. Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.
Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета. Обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела. Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальностях от 100 до 5000 м. Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру. Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями. Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме — по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.
Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает танк Т-90С от большинства зарубежных танков. Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счет применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.
На танке традиционно установлен дизельный двигатель, основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:
— незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды;
— высокая надежность в условиях сильной запыленности;
— меньший в 1,8-2 раза расход топлива.
Основной танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 м с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды.Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 46,5
Экипаж 3
Двигатель дизель многотопливный,
жидкостного охлаждения
мощность, кВт (л.с.) 735 (1000)
удельная мощность, кВт(л.с.)/т 15,8 (21,5)
Вооружение:
пушка 125-мм гладкоствольная 2А46М,
заряжание автоматическое
скорострельность, выстр./мин. до 8
тип выстрела бронебойный подкалиберный, кумулятивный,
осколочно-фугасный, управляемая ракета
пулемет, спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТМ
зенитное вооружение 12,7-мм пулемет «Корд»
Боекомплект, шт.:
выстрелов к пушке
(в т. ч. в автомате заряжания) 43 (22)
патронов 7,62/12,7 2000/300
Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс»
Максимальная дальность стрельбы, м 5000
Система управления огнем дневной прицел-дальномер, устройство
встроенного контроля выверки прицела,
ночной прицел наводчика
(электронно-оптический или тепловизионный)
Дальность опознавания цели типа «танк», м до 3000 (тепловизионный канал)
Стабилизатор двухплоскостной
Прицельно-наблюдательный
комплекс командира:
дальность опознавания цели типа «танк», м:
ночью 700-1200
днем 4000-10000
Защита комбинированная броня, встроенная
динамическая защита, комплекс
активной защиты «Арена»
Системы пуска дымовых гранат, защиты от ОМП,
автоматическая ППО
Длина с пушкой вперед, мм 9530
Высота по крыше башни, мм 2230
Скорость, км/ч:
средняя по сухой грунтовой дороге 40-45
максимальная 60
Запас хода по шоссе, км 550
Емкость топливных баков, л 1200+400
Преодолеваемый брод
(с предварительной подготовкой), м 1,2 (1,8)
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м до 5
Средства связи:
УКВ радиостанция Р-163-50У
УКВ приемник Р-163-УП
topwar.ru
Размышления на тему «Оплот» и Т-90 Современные российский Т-90 и украинский Т-80УД танки имеют общие конструкторские и технологические корни. Их базовые образцы были разработаны в Советском Союзе и отличались силовой установкой и ходовой частью. На базовом российском образце Т-90, принятом на вооружение РА в 1992 году, был установлен двигатель В-84 мощностью 840 .с. На украинском Т-80УД, — двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. Оба танка являются концептуальным развитием танка Т-64, созданном в 60-х годах 20 века. Вместе с тем, наряду с рядом схожих решений танки обладают и рядом ключевых отличий значительно влияющих на их боевые качества. После распада СССР развитие танков Т-80УД и Т-72Б(У), позднее известного как Т-90 шло индивидуальным путем. Направления этих работ были близки и заключались в повышении защищенности, подвижности и огневой мощи. Украинский танк Т-80УД современной модификации получил индекс Т-84 (в последствии его усовершенствованная версия Оплот), российский танк Т-72БУ в современном исполнении имеет индекс Т-90А. Чем же сегодня отличается российский танк от украинского? Система управления огнем танка Т-84 и Т-90 предусматривает оснащение тепловизионными прицелами (ТВП) отечественного или совместного производства с применением импортных ФПУ (Франция). В отличии от Т-90 на «Оплоте» применяется панорамный прицел командира с тепловизионным каналом, что значительно повышает возможности командира по обзорности и при работе в ночных условиях и в условиях пониженной видимости. Танк Т-84 имеет дополнительный энергоагрегат обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. Танк Т-90 такого не имеет. Отличаются также конструкции бортовых коробок передач, на Оплоте семь передач вперед и четыре назад, на Т-90 семь передач вперед и одна назад. Скорость движения задним ходом у Оплота – 30 км/ч, у Т-90 – 5 км/ч. Рычаги управления механика водителя на «Оплоте» заменены на штурвал. Кроме того, на танке Оплот установлена более мощная силовая установка с двигателем 6ТД-2Е ( 1200 л.с. против 1000 л.с. на Т-90А). Особенностью СУ Оплота являются низкие потери мощности при эксплуатации в условиях повышенных температур окружающей среды. На Т-90А оснащенным двигателем В-92 при повышенной температуре окружающей среды наблюдаются значительные потери мощности, так при температуре +550С мощность двигателя составляет мене 600 л.с. Кондиционером как вариантом комплектации танка могут быть оснащены оба танка, это улучшает условия обитаемости экипажа. Из всего перечня отличий, каждое из которых добавляет степень превосходства украинскому танку над российским, особое место, безусловно, принадлежит силовой установке. Следует отметить, что силовая установка с дизелем В-92 применяемая на Т-90А является развитием дизеля В-2, который был разработан в Харькове в 30-х годах прошлого века для танка Т-34. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТАНКОВ Т-90С(А) И Т-84
Как свидетельствуют приведенные данные танк «Оплот» по основным показателям превосходит Т-90А, однако если Т-90А производится серийно для Российской армии то массовое производство еще только предстоит. По основным показателям Т-90А сравним с ранее выпускавшимся танком Т-80УД поставлявшимся в Пакистан. Ряд решений примененных на «Оплоте» уже реализованы на других танках. МТО танка Т-84 установлено на пакистанском танке «Аль-Халид», кроме того МТО с 6ТД-2 поставляются в Китай. В ХКБМ была разработана система автоматического управления трансмиссией составной частью, которой являются элемент электронно-гидромеханического регулятора. Данная система позволяет осуществлять поворот танка при помощи штурвала вместо рычагов, что существенно упрощает процесс управления машиной, повышает маневренные качества и позволяет осуществить дублирование процесса управления. СУАТ успешно прошла испытания на танке «Аль-Халид» в Пакистане в 2003 году. Что дало возможность осуществить контракт на поставку МТО с двигателем 6ТД-2 для танков «Аль-Халид» и модернизацию танков находящихся в эксплуатации. Кроме того был создан двигатель 6ТД-2 с дифференциальным приводом компрессора, в котором часть мощности на привод рабочего колеса компрессора поступает от коленчатого вала, а часть от вала турбины. Двигатель с дифференциальным приводом это по существу новый двигатель в части воздухоснабжения. Проведение сравнительных испытаний двигателей 6ТД-2 со штатным и дифференциальным приводами показали, что на последнем рост скорости движения по пересеченной местности на 10%, снижение путевого расхода топлива на 6%, максимальной скорости на 12%. Таким образом, доказано, что конструкция привода компрессора влияет на подвижность танка и двигатель с дифференциальным приводом мощностью 1200 л.с. равнозначен двигателю мощностью 1400…1500 л.с. с жестким приводом компрессора.
|
www.btvt.narod.ru
Основной боевой танк Т-90
Основной боевой танк Т-90
История создания
Т-72Б серийного производство, которого было начато в 1985 году уже на момент своего создания оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем, так автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД, производство которых велось во второй половине 80-х. Поэтому сразу после начала производства Т-72Б начались работы по его совершенствованию. Были разработаны различные варианты модернизации, включавшие установку комплекса управления вооружением 1А45 уже устанавливаемого на Т-80УД и Т-80У при сохранении существующей компоновки Т-72Б. Модернизированная машина получила индекс «Объект-188». Первые четыре танка поступили на испытания в 1989 году, еще два доработанных образца испытывали в 1990-ом.
Наряду с установкой 1А45 существовал и более простой вариант усовершенствования включавший модификацию танкового прицельного комплекса 1А40-1 и установку комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1».
Конструкция танка «Т-72Б усовершенствованный» не имела серьезных отличий от Т-72Б, а система 1А45 уже давно была отработана на танках разработанных ХКБМ им. Морозова и ленинградского «Спецмаша». По сути, в задачу конструкторов УКБТМ входило только установить готовый комплекс управления вооружением в танк Т-72Б. Но даже эта задача оказалась трудной для конструкторов УКБТМ, из-за чего, по мнению, как испытателей, так и танкистов рабочее поле наводчика и командира и эргономика их рабочих мест реализованы неудачно.
Танк был принят на вооружение в 1992 году после развала СССР. Изначально для этой достаточно скромной модернизации предполагалось и новое название «Т-88», которое позднее заменили на «Т-90».
Производство танков Т-90 для российской армии началось в 1992 году, в достаточно тяжелые для России времена, но благодаря покровительству президента России Б. Н. Ельцина до этого председателя Свердловского обкома финансирование завод получал. С 1992 по 1997 год для вооруженных сил России было выпущено около 120 танков Т-90. Первые машины попадали в учебные центры, Т-90 поступили на вооружение 21 Таганрогской ордена Суворова мотострелковой дивизии и 5 гвардейской донской танковой дивизии. В 90-е годы часть танков была разукомплектована, многие были не боеспособны. В середине 2000-х оставшиеся танки Т-90 были переведены из Сибири во 2-ою гвардейскую таманскую дивизию в Подмосковье и ряд учебных центров.
Компоновка танка Т-90
Для поставок за рубеж была разработана экспортная модификация танка Т-90С с усовершенствованными характеристиками. С 2004 года началось производство усовершенствованного Т-90А.
Огневая мощь
Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2.
Боекомплект танка — 43 выстрела из них 22 выстрела укладываются во вращающий транспортер автомата заряжания и 21 в немеханизированных укладках.
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Боекомплект пулемета 200 патронов (8 лент по 250 патронов). Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.
Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту — в диапазоне +/- 90° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +30° пулемет стабилизирован. Боекомплект к зенитному пулемету 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 каждая).
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-22, 3БM-26, БМ-29, 3БM-42) и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20. Скорострельность — 6…8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенного могущества для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.
Танки Т-90, оснащенные КУВ 9К119 «Рефлекс» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.
Размещения боекомплекта в танке Т-90
Комплекс управления огнем 1А45-Т состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1 с прицелом «Буран-ПА», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42-4 и других устройств.
Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.
Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА» с электронно-оптическим преобразователем.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка.
Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.
Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.
Недостатками комплекса управления огнем Т-90 являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.
На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Есса» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.
Защищенность Т-90
Конструкция башни с литой основой танка Т-90 аналогично применявшейся на Т-72Б. Пакеты наполнителя относится к «полуактивному» типу.
На лобовой части башнги танка Т-90 установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.
На крыше башни установлен 21 контейнер, защищающий от боеприпасов атакующих сверху.
В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.
Дальнейшая модернизация башни затруднена по причине значительного момента неуравновешенности башни (центр тяжести смещен вперед).
Бронирование корпуса Т-90 состоит из разнесенных преград из стали повышенной твердости и бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка.
На верхней детали лобового узла установлена встроенная динамическая защита «Контакт-V» обеспечивающая защиту не только от кумулятивных ПТС а и от ОБПС.
На бортах корпуса установлены силовые экраны с встроенной динамической защитой.
Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-V» обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) М829А1.
Характеристики сравнения | |||||||
Тип | Страна-производитель | Б.вес, т. | Бронепробиваемость (мм./600) | Защита экв. (мм.) | |||
БПС | КС | от БПС | от КС | ||||
Т-90 | РФ | 46,5 | 220…300 | 350 | 670…700 | 1000 | |
Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1»
Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfiree», «Copper head» за счет создания активных помех их наведению. В доли секунды после попадания лазерного луча дальномера “противника” автоматика Т-90 звуковым сигналом предупредила экипаж об опасности и отстрелила в угрожаемом направлении гранату, которая, взорвавшись, создала плотное аэрозольное облако, полностью поглотившее танк. В результате лазерный дальномер потерял цель и ПТУР сбилась с курса.
Комплекс “Штора- 1” состоит из двух самостоятельных систем: дистанционной системы постановки аэрозольных образо вании, предназначенных для перекрытия полей зрения (аппаратурных и визуальных) систем наведения, использующих лазерный подсвет, и станции оптико-электронного противодействия ТШУ 1-7, предназначенной для организации ложных сигналов в контуре управления противотанковых снарядов с полуавтоматическими командными системами наведения.
Комплекс “Штора- 1” обеспечивает: постановку помех в виде модулированного инфракрасного излучения, воздействующего на полуавтоматическую систему управления ракетой; автоматический отстрел аэро-золеобразующей гранаты в направлении источника лазерного подсвета и перекрытие этого направления аэрозольной завесой, определение направления на источник лазерного подсвета и выдачу команды на поворот башни танка в указанном направлении, световую и звуковую сигнализацию при облучении танка лазерными целеука-зателями и дальномерами, постановку перед танком маскирующей аэрозольной завесы.
Станция оптико-электронного подавления ОТШУ-1, установленная на танке Т-90С, обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в диапазоне длин волн 0.7-2.5 мкм в секторе +-20 градусов от оси канала ствола по горизонту и на 4.5 градуса — по вертикали.
Система постановки аэрозольной завесы реагируют на лазерное злучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5…+25 в вертикальной плоскости. Аэрозольная завеса образуется на удалении 55- 70 метров через 3 секунды после отстрела гранат 3Д17. Время действия аэрозольного облака составляет около 20 секунд (по данным зарубежных источников). Вес системы — около 400 кг.
Тактические характеристики системы ШТОРА | |
Вероятность срыва прицельного наведения противотанкового оружия типов АТЛИС, ТАДС, ПЕЙВ-СПАЙК | днем 0,85 |
Вероятность срыва управляемых ракет с лазерной головкой самонаведения типа «Мейверик», «Хелфайр» | 0,8 |
Вероятность срыва управляемых артиллерийских снарядов типа «Копперхед» | 0,8 |
Вероятность срыва наведения целеуказателей с электронно-оптическим модулятором | 0,8 — 0,9 |
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет с телевизионными головками «Мейверик», «Хелфайр» | 0,54 |
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет типа «Милан», «Хот» | 0,6 |
Повышение вероятности защиты от артиллерийских систем с лазерными дальномерами, в разах | 1,3 — 3,0 |
Подвижность
На танке установлен двигатель В-84МС мощность 840 л.с. отличающийся от В-84-1 конструкцией выпускных коллекторов.
Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков.
Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода — 4,8 км/ч. На современных западных танках используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, обеспечено движение задним ходом до 30 км/ч.
Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя, в чем В-84 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя затруднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центровочных работ — замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонтные работы в моторно-трансмиссионном отделении. Это не соответствовало требованиям, предъявляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы.
Ходовая часть Т-90 аналогична применяемой на Т-72Б.
Тактико-технические характеристики | ||
Параметр | Единица измерений | Т-90 |
Полная масса | т | 46,5 |
Экипаж | чел. | 3 |
Удельная мощность | л.с./т | 18 |
Двигатель | Л.с. | В-84МС |
Ширина танка | ||
Удельное давление на грунт | кгс/см2 | 0,94 |
Температурный режим работы | °С | -40…+50 (со снижением мощности) |
Длина танка | ||
с пушкой вперед | мм | 9530 |
корпуса | мм | 6917 |
Ширина танка | ||
по гусенице | мм | 3370 |
по съемным защитным экранам | мм | 3780 |
Высота по крыше башни | мм | 2228 |
Длина опорной поверхности | мм | 4270 |
Дорожный просвет | мм | 426…470 |
Ширина колеи | мм | 2790 |
Скорость движения | ||
Средняя по сухой грунтовой дороге | км/ч | 35…40 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием | км/ч | 60 |
На передаче заднего хода, максимальная | км/ч | 4,18 |
Расход топлива на 100 км | ||
По сухой грунтовой дороге | л, до | 260…450 |
По дороге с твердым покрытием | л, до | 240 |
на основных топливных баках | км | 460 |
с дополнительными бочками | км | 650 |
Боекомплект | ||
Выстрелов к пушке | шт | 42 |
(из них в конвейере механизма заряжания) | шт | 22 |
Патронов: | ||
к пулемету КТ-7,62 | шт | 2000 |
к пулемету КТ-12,7 | шт | 300 |
Аэрозольных гранат | шт | 12 |
www.btvt.narod.ru
Описани и история создания танка Т-90
Тактические характеристики системы ШТОРА
Вероятность срыва прицельного наведения противотанкового оружия типов АТЛИС, ТАДС, ПЕЙВ-СПАЙК
днем 0,85
Вероятность срыва управляемых ракет с лазерной головкой самонаведения типа «Мейверик», «Хелфайр»
0,8
Вероятность срыва управляемых артиллерийских снарядов типа «Копперхед»
0,8
Вероятность срыва наведения целеуказателей с электронно-оптическим модулятором
0,8 — 0,9
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет с телевизионными головками «Мейверик», «Хелфайр»
0,54
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет типа «Милан», «Хот»
0,6
Повышение вероятности защиты от артиллерийских систем с лазерными дальномерами, в разах
1,3 — 3,0
Подвижность
На танке установлен двигатель В-84МС мощность 840 л.с. отличающийся от В-84-1 конструкцией выпускных коллекторов.
Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков.
Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода — 4,8 км/ч. На современных западных танках используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, обеспечено движение задним ходом до 30 км/ч.
Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя, в чем В-84 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя затруднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центровочных работ — замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонтные работы в моторно-трансмиссионном отделении. Это не соответствовало требованиям, предъявляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы.
Ходовая часть Т-90 аналогична применяемой на Т-72Б.
Испытания танка Т-90
«Тараканьи бега» — ставки делает жизнь
Условно позицию участников испытании можно охарактеризовать следующим образом. При проведении испытаний различного уровня и вида (от исследовательских до государственных приемочных) те военные специалисты, которым в дальнейшем предстоит эксплуатировать машину, а, может, и воевать на ней, пытаются выявить все ее недостатки, чтобы устранить их до принятия на вооружение. Представители же КБ стараются выгодно продемонстрировать все преимущества образца. В общем, это нормальная ситуация, борьба за машину заказчика и ее разработчика, при которой идет поиск компромиссных решений по самым разнообразным составным частям образца.
Иногда случаются достаточно курьезные случаи. При сложнейших испытаниях танка на проходимость по разбухшему от непогоды участку дороги произошло частичное разрушение щебнем, замешанным в глине, резиновых бандажей опорных катков. Это, естественно, вызывало раздражение у представителей КБ, которые негодовали и говорили, что таких условий, как на данном испытательном полигоне, нет больше на всем континенте. Или еще — случайно захваченный грунтозацепами гусеницы металлический обломок пробил топливный бак на надгусеничной полке; возник спор, считать ли это дефектом конструкции…
Программа испытаний Т-90 была построена таким образом, что прибывшим с завода машинам с самого начала предстояли едва ли не самые сложные испытания — пробег по трассе с твердым асфальтобетонным покрытием до полной выработки топлива (в просторечии — «тараканьи бега»). На бетонной трассе определялся запас хода на одной заправке. Танк заправляли «под завязку», включая две бочки на корме машины, — всего 1700 литров. Ранним утром танк выходил на трассу, остановки — один раз в 4 часа, для смены экипажа, на 1,5 — 2 мин., не глуша двигатель…
Когда шел уже второй час ночи, все участники испытаний только и ждали, когда же он остановится. И вот наконец раскатистое урчание вдали прекращается. На бензозаправщике отыскиваем танк на трассе, на спидометре — 728 км, заявлено было запаса хода 600 км. Конечно же, кроме мастерства механиков-водителей, это заслуга конструкторов и изготовителей опытного образца. Аналогичных результатов в зарубежном танкостроении не было.
Ресурс танка до капитального ремонта — 14 тыс. км, а танкам Т-90 пришлось бегать по бетонной трассе 3500 км, да как бегать: средняя скорость движения составила 48 — 50 км/ч. Следует заметить, что испытания на бетоне являются наиболее тяжелыми для танка из всех пробеговых: твердое покрытие в сочетании с высокими скоростями наиболее разрушающе воздействует на узлы и агрегаты танка.
Вообще задача испытателя в любых условиях заключается в том, чтобы выжать из машины все, на что она способна, испытать ее на предельных режимах, постараться поставить ее в экстремальные условия, конечно же соблюдая все правила и нормы эксплуатации. Иногда испытателям становилось жалко машину. Но осознание того, что если в таких трудных условиях она выдержит, то наверняка не подведет и в бою, заставляло «насиловать» машину в полной мере.
Во время проведения ночного 250-километрового пробега имитировались условия эксплуатации танка при частичном повреждении силовой установки — утечке охлаждающей жидкости. Такая ситуация довольно реальна как в повседневной эксплуатации, так и в боевой обстановке, где особенно важно иметь запас надежности боевой машины. Для вертолетов, например, существует определенное требование по продолжительности «сухой», то есть без масла, работы двигателя, чтобы дать возможность экипажу выбрать место и произвести посадку машины в случае повреждения системы смазки двигателя. Проведение испытаний бьыо поручено механику-водителю, испытателю со стажем А. Шо-пову. В систему охлаждения двигателя танка было залито 35 л антифриза вместо положенных 90 л. И надо отметить, что двигатель танка Т-90 успешно выдержал этот сложный тест, отработав заданный программой ресурс на пределе температурного режима. Это заставило по-иному, с большим уважением, взглянуть на машину.
А чего стоит восьмичасовой безостановочный пробег с включенной системой управления огнем? Обязательно выбирается сложный маршрут с бесконечными ямами и ухабами, на которьк стабилизированное орудие танка от перегрузок то и дело становится на гидростопор, слышен визг перегруженной гидравлики стабилизатора пушки, масса которой достигает нескольких тонн. Кроме этого, наводчик обязан каждые 2—3 минуты производить горизонтальный разворот башни танка на 360°…
В пустыне легко только верблюду
Трудными для танка были все этапы испытаний. При проверке на проходимость по снегу Т-90 уверенно преодолевал протяженные снежные участки с глубиной снега до 1,3 м, но то, что ожидало его в пустыне Средней Азии, не идет с этим ни в какое сравнение.
Температура окружающего воздуха 45 — 50°С в тени. На всем протяжении стокилометровой трассы — слой лессовой пыли в 10 — 20 см. Во время движения столб пыли за танком поднимался на несколько сотен метров, а от самого танка были видны лишь пушка да грязевые щитки гусениц. Зато след от него в пустыне тянулся на десятки километров. Пылевой хвост видно было за 40 километров. Как мы шутили, он был наверняка виден и американским спутникам из космоса, здесь уж никуда не денешься.
Пыль была практически везде. При очистке пылесосом внутреннего объема танка от пыли, поступившей через открытые люки в ходе испытаний, набиралось ее 5—6 ведер, и это за каждые 4—5 маршей. О ней мы вспомнили даже спустя несколько месяцев зимой, в Сибири, когда на одной из трасс после того, как танк влетел в огромную яму, поднялась давно осевшая в корпусе туркменская пыль.
За день танки преодолевали от 350 до 480 километров, работая на любых видах топлива. Причем в военном округе, где проводились испытания, не оказалось керосина для двигателя танка Т-90. Был лишь керосин РТ — реактивное топливо, применение которого не разрешалось инструкцией по эксплуатации. Обсудив эту ситуацию с представителями КБ, мы приняли на свой страх и риск решение о пробегах на керосине РТ. Все прошло на редкость хорошо и спокойно. Кстати, за все время испытаний танков Т-90 в пустыне средняя скорость пробегов составляла от 35 км/ч на бензине до 43 км/ч на керосине РТ и дизельном топливе. Добавим, что средняя скорость эксплуатации танков (показатель, получающийся делением показаний счетчика километража на показания счетчика моточасов под нагрузкой) в строевых частях составляет 8 — 11 км/ч, а у нас за все государственные испытания она составила 28 км/ч.
И все же без происшествий не обошлось. Как-то в конце рабочей недели мы завершали пробеги танка по кольцевому маршруту. По радио сообщили руководителю испытаний, что выходим на последний круг, затем самостоятельно следуем в парк, после чего вышли из связи. Проезжая на большой скорости контрольный пункт на трассе, мы увидели одного из испытателей дублирующей группы, который махал нам рукой. Мы этот жест приняли за приветствие и, ответив тем же, продолжали движение. После многокилометрового изнурительного пробега предвкушали выходные дни и находились в замечательном расположении духа.
Дорога от кольцевой трассы до парка — 6 км — была холмистой с крутыми подъемами и спусками. Особенно впечатлял один подъем крутизной около 300 и протяженностью 80 — 100 м. Когда машина взбиралась на этот подъем, скорость резко упала, пыль на корме немного рассеялась и обнаружилась довольно неприятная ситуация: танк горел, горел очень сильно, причем снаружи. Ведь в случае возгорания изнутри сработала бы система ППО и экипаж об этом узнал бы незамедлительно. Мы, находящиеся на башне командир и наводчик, по внутренней связи дали команду механику-водителю немедленно остановиться, в горячке не удосужившись сообщить причину. Естественно, механик-водитель не сообразил, зачем надо останавливаться в таком неудобном месте, и продолжал взбираться на вершину холма…
После остановки танка выяснился источник пожара. Это горел бак с запасом масла для двигателя, устанавливаемый на выхлопном коллекторе силовой установки (чтобы зимой это масло подогревалось и всегда было готово к употреблению). Очевидно, во время длительного движения по пересеченной местности ослабло крепление бака, он получил разрушение, и масло пролилось на выпускной коллектор, где моментально воспламенилось. Загорелись резиновые фальшборта и резиновые бандажи задних опорных катков. Именно об этом и пытались сообщить нам на контрольном пункте. Тушить пожар пришлось мучительно долго. Огнетушителя ОУ-2 оказалось недостаточно. С огнем справились лишь тогда, когда, обжигаясь, смогли сорвать с креплений фальшборта и сам бак, готовый вот-вот взорваться.
Естественно, в парк мы прибыли в неприглядном виде и с большим опозданием.
Хорошо стрелять -это не просто хорошо стрелять
Научиться хорошо стрелять из этого танка гораздо проще, на наш взгляд, чем хорошо его водить. В принципе те несложные операции, которые выполняет наводчик, можно освоить за несколько тренировок. Практически все, что относят к искусству наводчика, взяла на себя установленная на танке система управления огнем (СУО), которая автоматически учитывает все необходимые данные для стрельбы, в том числе поправки^ вызываемые отклонениями условий стрельбы от нормальных: направление и скорость ветра, барометрическое давление и температуру воздуха, температуру заряда, износ канала ствола пушки, боковой крен танка и ряд других параметров. Вся задача наводчика сводится к тому, чтобы с помощью пульта наведения (в шутку называемого солдатами «джойстиком») вывести точку прицеливания на цель да нажать кнопку электроспуска для производства выстрела.
В ходе испытаний по определению огневых возможностей танка иногда и СУО заставляет относиться к себе очень и очень корректно. Во время стрельбы один из танков Т-90 стал совершать ничем не оправданные промахи. Проверка исправности СУО никаких дефектов не выявила, все функционировало нормально. Все были в недоумении. Лишь случайный взгляд командира танка на новый емкостный датчик ветра позволил объяснить неудовлетворительную работу СУО. Оказалось, все очень просто — экипаж допустил невнимательность, не был снят небольшой чехольчик с датчика ветра, а тот, естественно, находясь «в безветрии», требуемой поправки для СУО не отрабатывал.
Этот эпизод запомнился не случайно. Ведь техника, какой бы она «умной» ни была, все равно требует к себе профессионального, квалифицированного отношения.
Огневые возможности Т-90 значительно расширились с установкой нового комплекса управляемого вооружения. Сильнобронированные цели на дальности до 5 км танк Т-90 поражает на ходу (до 30 км/ч) с большой вероятностью попадания первым же выстрелом. За время государственных испытаний было произведено 24 пуска ракет на дальностях 4 — 5 км, и все они попали в цель. Опять же надо сказать спасибо конструкторам, создавшим эту «длинную руку». Одно дело, когда на выставке в Абу-Даби из танка Т-80У (имеющего такой же комплекс управляемого вооружения) опытный наводчик совершил 52 пуска управляемой ракетой на дальность 5 км и все ракеты попали в цель, и другое дело, когда на государственных испытаниях танка Т-90 все пуски ракет производились молодыми парнями, прошедшими лишь предварительное обучение и не имевшими до этого абсолютно никакой практики стрельбы управляемой ракетой.
Ну а что может профессионал, было продемонстрировано на показе танка Т-90 одной из иностранных делегаций. Опытный наводчик сначала с места поразил цель управляемой ракетой на расстоянии 4 км, а затем за 54 с движения со скоростью 25 км/ч поразил 7 реальных бронированных целей, расположенных на дальностях 1500 — 2500 м. Возвращаясь в исходное положение, он передал управление огнем командиру танка, который в дублированном режиме стрельбой «с кормы» танка расстрелял еще 4 цели.
Стрельба из танка всегда впечатляет своей мощью. Особенно она эффектна и наглядна в горных условиях, где цели как на ладони, кажутся совсем близкими, а до расположенных буквально за ними скал наверняка километра три, не более. Однако при замере дальности лазерным дальномером оказывается, что до этих скал минимум 6—7 км, а до целей — не менее 2,5 км. В таких условиях очень отчетливо видна траектория полета снарядов.
Танк — не подводная лодка и не дельтаплан, но все же…
После трескучих морозов Сибири, невыносимой жары и пыли Средней Азии танку предстояло пройти через водные преграды глубиной до 5 м и затем два раза подняться на высоту 8000 м на борту транспортных самолетов Ил-76МД и АН-124 «Руслан».
Испытания под водой были сложными. Танк заходил в водоем на глубину 5 м. Двигатель выключался, и в течение часа экипаж через воздухопитающую трубу в полной тишине прислушивался, что происходило наверху, за толщей воды. Такое длительное время пребывание под водой было необходимо для проверки качества герметизации элементов комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1», которые находятся на броне танка. Хотя бояться под водой в принципе нечего (на случай аварийного покидания танка экипаж был оснащен изолирующими противогазами ИП-5), мы с нетерпением ждали времени запуска двигателя и обратного выхода танка на поверхность воды.
Лебединая песня..»
Один из самых ответственных этапов испытаний опытных образцов танков Т-90 — испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств поражения. Он проводится обычно в завершение всей программы испытаний, так как после этого этапа образец, как правило, дальнейшему использованию не подлежит.
Для проверки характеристик защищенности по программе предусматривались снарядный обстрел и минный подрыв одного из опытных образцов. Под одну из гусениц был заложен фугас, тротиловый эквивалент которого соответствовал наиболее мощным минам иностранных государств. Машина этот тест выдержала — была приведена в работоспособное состояние силами экипажа за установленное требованиями время. Затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем «противник» бил по самым слабым местам. После неоднократных попаданий стали отказывать системы и узлы. Последним, как и у человека, отказало «сердце» танка, его двигатель.
Нам было по-человечески жаль танк, ставший нам боевым другом за эти полтора года испытаний. Но его «страдания» не пропадут даром, благодаря им есть над чем подумать конструкторам и специалистам.
Иная судьба была у второго танка Т-90. Он прошел 14 тыс. км, отстрелял гору боеприпасов, сменив за время испытаний два ствола к танковой пушке, и был отправлен на место своего рождения — город Нижний Тагил. На нем были установлены новые узлы и агрегаты для дальнейших исследований и испытаний.
Тактико-технические характеристики
Параметр
Единица измерений
Т-90
Полная масса
т
46,5
Экипаж
чел.
3
Удельная мощность
л.с./т
18
Двигатель
Л.с.
В-84МС
Ширина танка
Удельное давление на грунт
кгс/см2
0,94
Температурный режим работы
°С
-40…+50 (со снижением мощности)
Длина танка
с пушкой вперед
мм
9530
корпуса
мм
6917
Ширина танка
по гусенице
мм
3370
по съемным защитным экранам
мм
3780
Высота по крыше башни
мм
2228
Длина опорной поверхности
мм
4270
Дорожный просвет
мм
426…470
Ширина колеи
мм
2790
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге
км/ч
35…40
Максимальная по дороге с твердым покрытием
км/ч
60
На передаче заднего хода, максимальная
км/ч
4,18
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дороге
л, до
260…450
По дороге с твердым покрытием
л, до
240
на основных топливных баках
км
460
с дополнительными бочками
км
650
Боекомплект
Выстрелов к пушке
шт
42
(из них в конвейере механизма заряжания)
шт
22
Патронов:
к пулемету КТ-7,62
шт
2000
к пулемету КТ-12,7
шт
300
Аэрозольных гранат
шт
12
Изображения танка Т-90
coolreferat.com
Размышления на тему о Т-84 и Т-90
Современные российский Т-90 и украинский Т-80УД танки имеют общие конструкторские и технологические корни. Их базовые образцы были разработаны в Советском Союзе и отличались силовой установкой и ходовой частью. На базовом российском образце Т-90, принятом на вооружение РА в 1992 году, был установлен двигатель В-84 мощностью 840 л.с.
На украинском Т-80УД, — двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. Оба танка являются концептуальным развитием танка Т-64, созданном в 60-х годах 20 века. Вместе с тем, наряду с рядом схожих решений танки обладают и рядом ключевых отличий значительно влияющих на их боевые качества.
После распада СССР развитие танков Т-80УД и Т-72Б(У), позднее известного как Т-90 шло индивидуальным путем. Направления этих работ были близки и заключались в повышении защищенности, подвижности и огневой мощи. Украинский танк Т-80УД современной модификации получил индекс Т-84 (в последствии его усовершенствованная версия Оплот), российский танк Т-72БУ в современном исполнении имеет индекс Т-90А.
Чем же сегодня отличается российский танк от украинского?
Система управления огнем танка Т-84 и Т-90 предусматривает оснащение тепловизионными прицелами (ТВП) отечественного или совместного производства с применением импортных ФПУ (Франция). В отличии от Т-90 на «Оплоте» применяется панорамный прицел командира с тепловизионным каналом, что значительно повышает возможности командира по обзорности и при работе в ночных условиях и в условиях пониженной видимости.
Танк Т-84 имеет дополнительный энергоагрегат обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. Танк Т-90 такого не имеет.
Отличаются также конструкции бортовых коробок передач, на Оплоте семь передач вперед и четыре назад, на Т-90 семь передач вперед и одна назад. Скорость движения задним ходом у Оплота – 30 км/ч, у Т-90 – 5 км/ч. Рычаги управления механика водителя на «Оплоте» заменены на штурвал.
Кроме того, на танке Оплот установлена более мощная силовая установка с двигателем 6ТД-2Е (1200 л.с. против 1000 л.с. на Т-90А). Особенностью СУ Оплота являются низкие потери мощности при эксплуатации в условиях повышенных температур окружающей среды. На Т-90А оснащенным двигателем В-92 при повышенной температуре окружающей среды наблюдаются значительные потери мощности, так при температуре +550С мощность двигателя составляет мене 600 л.с. Кондиционером как вариантом комплектации танка могут быть оснащены оба танка, это улучшает условия обитаемости экипажа.
Из всего перечня отличий, каждое из которых добавляет степень превосходства украинскому танку над российским, особое место, безусловно, принадлежит силовой установке. Следует отметить, что силовая установка с дизелем В-92 применяемая на Т-90А является развитием дизеля В-2, который был разработан в Харькове в 30-х годах прошлого века для танка Т-34.
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТАНКОВ Т-90С(А) И Т-84
Танк Т-90А (Россия) |
Танк «Оплот» (Украина) |
Огневая мощь |
|
Установлен тепловизионный прицел белорусско-французского производства.
Наводчик – 1А43М и тепловизионный ЕССА Командир танка – ПНК-4 — Командир не оснащен панорамным прицелом с тепловизионным каналом. В 2009 году был представлен проект модернизации Т-90 с панорамным прицелом командира. — Дальность видения в ночной канал прицела командира в пассивном режиме зависит от естественного ночного освещения и может варьироваться от 800 до 2000 м.
|
Панорамный прицел командира с тепловизионным каналом значительно расширяет возможности СУО.
Наводчик – 1А43У и тепловизионный ПТТ-2(4) Командир танка – ПНК-6 + Командир и наводчик оснащены современными прицелами с тепловизионным каналом.
+ Система учета изгиба ствола. Повышение точности стрельбы за счет автоматической коррекции углов прицеливания и бокового упреждения, вырабатываемых баллистичеким вычислителем, с учетом теплового изгиба ствола от солнечной радиации и собственного разогрева при интенсивной стрельбе. Точность измерения изгиба канала ствола ±0,1 мрад + Большая вместимость МЗ (28 выстрелов) по сравнению с АЗ (22), большая скорострельность за счет тандемного досылания (снаряд-заряд) за один цикл
|
Танк «Оплот» и Т-90А оснащены схожим вооружением, состоящим из 125-мм гладкоствольной пушкой (КБА3 и 2А46М-1(4)) и 7,62 мм пулеметом. В целом оба орудия находятся на одинаковом техническом уровне, и выделить преимущество у одного из танков нельзя. Как известно, состав боекомплекта танков в значительной мере влияет на его огневые возможности. С момента распада Советского Союза в России разработаны и приняты на вооружение танковые боеприпасы (БПС, ТУР) повышенного могущества. Их производство организовано и на Украине . |
— Изготовлен из броневых сталей средней твердости, относительно невысокая стойкость броневой основы башни. — применена устаревшая ДЗ «Контакт-5» не отвечающая современным требованиям. — Не обеспечена защита от тандемных кумулятивных боеприпасов и боеприпасов с на основе «ударного ядра». — Дальнейшая модернизация затруднена по причине значительного момента неуравновешенности башни. — Имеет конструктивно более низкую защиту башни с большим количеством ослабленных участков, неудачная установка прожекторов КОЭП вместо блоков динамической защиты. — Не применены мероприятия по повышения защищенности корпуса в т.ч. против ПТС атакующих при углах близких к нормали. Силовые экраны корпуса выполнены из цельных стальных плит с малым перекрытием бортов корпуса, что не соответствует современным условиям применения ББМ. — Крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии -На башне танка Т-90 (на Т-90А аналогично) установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°. В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера. |
+Изготовлен из высокопрочных броневых сталей с электрошлаковым переплавом. +Сталь с ЭШП обеспечивает прирост стойкости в равных конструкциях на 10…15 процентов, +Конструкция броневой защиты имеет модульную конструкцию обеспечивающую простоту модернизации при помощи замены модулей, дальнейшая модернизация упрощена. + применяется динамическая защита нового поколения на основе устройств ХСЧКВ-19 и ХСЧКВ-34. + Дальнейшая модернизация возможна по причине уравновешенности с выносом части немеханизированного боекомплекта в изолированные отсеки, в т.ч. «вышибные» пластины. + Уровень стойкости башни и корпуса выше, чем у Т-90А (а также зарубежных танков М1А2, Леклерк и т.п.). + Оснащен средствами защиты в т.ч. от тандемных кумулятивных средств атакующих танк с бортов (Дуплет) при углах близких к нормали. Силовые экраны корпуса выполнены с противотандемной защитой. + Крыша башни выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства. |
Сравнение габаритов башни Т-90А и «Оплот».
Комплекс «НОЖ» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры ОБПС калибра 125 мм а также современных 120 мм боеприпасов производства западных стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.
|
|
Средства снижения заметности – деформирующее окрашивание, теплоизолирующий кожух на выпускном тракте.
— Имеет в 1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя — на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения, обнаруживается средствами разведки с большей дальности. При внешней схожести с Т-84 выглядит более архаичным. |
Средства снижения заметности – деформирующее окрашивание, улучшенная архитектура образца, снижающая эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели
+ Менее заметен в радиолокационном и ИК-диапазонах (выхлоп двигателя – назад) длин волн. |
Подвижность |
|
Четырехтактный дизельный двигатель В-92С2 |
Двухтактный дизельный двигатель 6ТД-2Е |
— Мощность 1000 л.с. — Значительное снижение мощности двигателя при температуре до +40…50 0С. — Большие потери мощности в объектовых условиях (до 15% крутящего момента отбирается на привод вентилятора охлаждения). — Монтаж двигателя требует трудоемких операций по центровке.
|
+Мощность 1200 л.с. +Надежная работа без снижения мощности при температуре до +55 0С. + Не требует центровки. +Танк «Оплот» имеет дополнительный энергоагрегат мощностью 10 Квт. обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. На танке Т-90 такого агрегата нет.
|
Многолетняя войсковая эксплуатация двигателей 6ТД-2, 6ТД-2И подтверждает их высокую надёжность и долговечность при работе в районах с жарким климатом (tВС³550С). Благодаря низкой суммарной теплоотдаче и повышенному расходу газа (на двухтактных дизелях по сравнению с четырёхтактными 25…35% воздуха расходуется на продувку цилиндров) удалось создать компактную эжекторную систему охлаждения за счёт использования энергии отработавших газов (при этом за турбиной создаётся избыточное давление газа в пределах 0,025…0,035 МПа). Такая система автоматически приспосабливается к температуре окружающего воздуха, обладает простотой конструкции и отсутствием подвижных деталей. Использование эжекторной системы охлаждения также приводит к разбавлению выпускных газов воздухом, в результате чего улучшаются экологические показатели и практически не остаётся теплового следа танка. МТО с двигателем 6ТД-2 |
|
— Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92. — Скорость заднего хода 4,8 км/ч. — Время замены двигателя 24 часа.
|
+Реверсивная трансмиссия предназначена для увеличения скоростного режима танка при движении передним и задним ходом (ЗХ). Повышенные (ускоренные) передачи заднего хода обеспечивают, при необходимости, быструю смену позиций в боевых условиях без разворота танка. Трансмиссия адаптирована к системе автоматизированного управления и оснащена датчиком частоты вращения. Реверсивная трансмиссия состоит из коробки передач (КП) и соединена соосно с реверсивной бортовой передачей. По расположению в танке трансмиссии классифицируют как правую и левую. Они располагаются в правом и левом бортах корпуса соосно с выходным валом двигателя. + Скорость заднего хода 31 км/ч. + Комплексная система управления движением танка (КСУД) предназначена для повышения показателей подвижности и управляемости танка в различных дорожных условиях и снижения утомляемости механика-водителя. + Автоматическое переключение передач вместо механического, новые органы управления движением танка (механик-водитель управляет движением танка при помощи штурвала), Установлена система автоматизированного пуска двигателя и контроля параметров силовой установки, что позволяет значительно улучшить технические характеристики МТО.
|
Эргономика |
|
Размещение боекомплекта в боевом отделении ухудшает условия работы экипажа и повышает опасность при поражении танка.
|
Боекомплект частично вынесен из боевого отделения. Часть блоков электронного оборудования вынесено из забронированного объема. На танках Т-90А(С) и «Оплот» предусмотрена установка кондиционера как вариант комплектации. |
Управление и связь |
|
Командирский вариант танка Т-90, оснащен дополнительной КВ-радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28. |
Система навигационного обеспечения (СНО) обеспечивает решение следующих задач:
Пульт информационный командира 1КПИ-М предназначен для ввода в систему с помощью клавиатуры начальных установок, кодов, команд, запросов, координат пунктов назначения и маршрутных точек, а также телекодовых сообщений, формируемых из символов русского языка или латинского алфавита и цифровых символов, а также отображения на индикаторе (экране) алфавитно-цифровой и графической информации, вводимой или полученной извне через радиостанцию или от РНА. Также с пульта задается статус танка – командир соответствующего уровня (до командира батальона) или подчиненный (линейный) соответствующего подразделения. Пульт информационный командира 1КПИ-М обеспечивает:
|
Как свидетельствуют приведенные данные танк «Оплот» по основным показателям превосходит Т-90А, однако если Т-90А производится серийно для Российской армии то массовое производство еще только предстоит. По основным показателям Т-90А сравним с ранее выпускавшимся танком Т-80УД поставлявшимся в Пакистан. Ряд решений примененных на «Оплоте» уже реализованы на других танках. МТО танка Т-84 установлено на пакистанском танке «Аль-Халид», кроме того МТО с 6ТД-2 поставляются в Китай.
В ХКБМ была разработана система автоматического управления трансмиссией составной частью, которой являются элемент электронно-гидромеханического регулятора. Данная система позволяет осуществлять поворот танка при помощи штурвала вместо рычагов, что существенно упрощает процесс управления машиной, повышает маневренные качества и позволяет осуществить дублирование процесса управления.
СУАТ успешно прошла испытания на танке «Аль-Халид» в Пакистане в 2003 году. Что дало возможность осуществить контракт на поставку МТО с двигателем 6ТД-2 для танков «Аль-Халид» и модернизацию танков находящихся в эксплуатации.
Кроме того был создан двигатель 6ТД-2 с дифференциальным приводом компрессора, в котором часть мощности на привод рабочего колеса компрессора поступает от коленчатого вала, а часть от вала турбины. Двигатель с дифференциальным приводом это по существу новый двигатель в части воздухоснабжения. Проведение сравнительных испытаний двигателей 6ТД-2 со штатным и дифференциальным приводами показали, что на последнем рост скорости движения по пересеченной местности на 10%, снижение путевого расхода топлива на 6%, максимальной скорости на 12%.
Таким образом, доказано, что конструкция привода компрессора влияет на подвижность танка и двигатель с дифференциальным приводом мощностью 1200 л.с. равнозначен двигателю мощностью 1400…1500 л.с. с жестким приводом компрессора.
Тактико-технические характеристики |
|||
Параметр |
Единица измерений |
Оплот |
Т-90А |
Полная масса |
т |
51 |
46,5 |
Экипаж |
чел. |
3 |
3 |
Удельная мощность |
л.с./т |
24,7 |
21,5 |
Удельное давление на грунт |
кгс/см2 |
0,97 |
0,94 |
Температурный режим работы |
°С |
-40…+55 |
-40…+50 (со снижением мощности) |
Основные размеры |
|||
длина |
|||
с пушкой вперед |
мм |
9720 |
9530 |
корпуса |
мм |
7075 |
6917 |
Ширина танка |
|||
по гусенице |
мм |
3400 |
3370 |
по съемным защитным экранам |
мм |
4176 |
3780 |
Высота по крыше башни |
мм |
2215 |
2228 |
Длина опорной поверхности |
мм |
4290 |
4270 |
Дорожный просвет |
мм |
470…500 |
426…470 |
Ширина колеи |
мм |
2780 |
2790 |
Скорость движения |
|||
Средняя по сухой грунтовой дороге |
км/ч |
40…45 |
35…40 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием |
км/ч |
70 |
60 |
На передаче заднего хода: |
|
|
|
минимальная |
км/ч |
4,8 |
4,18
|
максимальная |
км/ч |
31,3 |
|
Расход топлива на 100 км |
|||
По сухой грунтовой дороге |
л, до |
325…370 |
260…450 |
По дороге с твердым покрытием |
л, до |
300 |
240 |
на основных топливных баках |
км |
400 |
460 |
с дополнительными бочками |
км |
500 |
650 |
Боекомплект |
|
|
|
Выстрелов к пушке |
шт |
46 |
42 |
(из них в конвейере механизма заряжания) |
шт |
28 |
22 |
Патронов: |
|
|
|
к пулемету КТ-7,62 |
шт |
1250 |
2000 (2500) |
к пулемету КТ-12,7 |
шт |
450 |
300 |
Аэрозольных гранат |
шт |
12 |
12 |
military-review2011.mirtesen.ru