Рокот (ракета-носитель) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Рокот.Рокот | |
---|---|
Ракета-носитель «Рокот» | |
Общие сведения | |
Страна | Россия Россия |
Семейство | УР (МБР УР-100Н УТТХ) |
Индекс | 14А05, 14А01Р |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ГКНПЦ им. Хруничева |
Изготовитель | ГКНПЦ им. Хруничева |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 3 |
Длина (с ГЧ) | 29,15 м |
Диаметр | 2,5 м (2,5×2,62 м для ) |
Стартовая масса | 107 500 кг |
Точность, КВО | по высоте орбиты: ± 1-2 % по наклонению: ± 0,03-0,05 % |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО | с Бриз-КМ: 2150 кг (i=63°)[1] с Бриз-КС: 2300 кг |
История запусков | |
Состояние | действующая |
Места запуска | Байконур; Плесецк |
Число запусков | 14А01Р: 3 14А05: 25 |
• успешных | 14А01Р: 3 14А05: 24 |
• неудачных | 14А01Р: 0 14А05: 1 |
Первый запуск | 14А01Р: |
ru.wikipedia.org
описание, характеристики и интересные факты
Ракета «Рокот» – российская ракета-носитель, которая способна доставить на орбиту легкую и среднюю полезную нагрузку. С разгонным блоком «Бриз-КМ» она выводит до 2150 кг полезного груза на высоту 200 км.
История создания
Что представляет собой ракета-носитель «Рокот»? Она базируется на межконтинентальной баллистической ракете УР-100Н, также известной как SS-19 Stiletto. Разработка УР-100Н началась в 1970 году с целью улучшения МБР УР-100 и создания большого летательного аппарата, способного поднять более тяжелый груз.
Летные испытания проводились в период с 1973 по 1975 год, и система начала функционировать в 1974 г. К 1978 г. был достигнут общий объем запасов в 190 ракет. Улучшенная версия, названная УР-100УТТХ, была введена в эксплуатацию в 1979 году и заменила собой старые модели, достигнув максимального запаса в 360 единиц.
Ядерный щит
Ракеты УР-100 могут нести до шести независимых боеголовок индивидуального наведения с радиусом действия 10 000 км. Их можно подготовить к запуску в течение 25 минут в любой момент 22-летнего срока хранения. Межконтинентальные баллистические ракеты УР-100 и по сей день находятся на вооружении.
После окончания холодной войны в ГКНПЦ имени Хруничева оружие было перепрофилировано и оснащено современной авионикой и разгонным блоком «Бриз-КМ», что позволило его использовать в качестве космических ракет-носителей. НПО «Машиностроение» также реконструировало УР-100 в ракету-носитель, но без значительных модификаций, создав менее гибкий, но более дешевый аппарат для выведения небольших полезных нагрузок на низкую околоземную орбиту. В этой конфигурации он известен под названием «Стрела».
Из Байконура в Плесецк
Первый пуск ракеты «Рокот» был проведен 20 ноября 1990 года с космодрома Байконур, Казахстан. Первый орбитальный полет состоялся 26 декабря 1994 года. А в 1995 году была образована компания Eurockot, с помощью которой российская ракета-носитель «Рокот» была выведена на рынок коммерческих запусков.
Предприятие приобрело 45 космических аппаратов. В 2000 году компания Astrium купила 51% акций Eurockot. Остальными 49% владеет ГКНПЦ имени Хруничева. В мае 2000 года с космодрома «Плесецк» «Рокот» был запущен не из шахты, как это происходило на «Байконуре», а из наземного транспортного контейнера.
Ракета «Рокот»: характеристики
Космический аппарат представляет собой двухступенчатую жидкотопливную ракету-носитель, как правило, оснащенную последней ступенью «Бриз-КМ», которая способна доставлять полезную нагрузку массой до 2140 кг на низкую околоземную орбиту и 1200 кг на солнечно-синхронную.
Характеристики ракеты-носителя «Рокот» следующие:
- высота 29,15 м,
- основной диаметр 2,5 м,
- стартовая масса 107 000 кг,
- топливо – несимметричный диметилгидразин (гептил) и тетраоксид азота.
Первая ступень
Первая ступень ракеты-носителя легкого класса «Рокот» имеет 17,2 м в длину и 2,5 м в диаметре. Бак с тетраоксидом азота располагается над емкостью с несимметричным диметилгидразином. Два резервуара разделены общей перегородкой. Подъемная масса – 77 200 кг, инертная– 5700 кг.
В первой ступени используются три двигателя РД-0233 и один РД-0234. Их конструкции схожи, но в РД-0234 есть теплообменник, подающий сжатый газ в топливные баки, чтобы поддерживать в них необходимое давление на протяжении всего первого этапа полета.
Все двигатели — с турбонасосами замкнутого цикла. Каждый обеспечивает 470 килоньютон тяги, что в общей сложности составляет 1,870 кН или 190 700 кг. Вакуумная тяга первой ступени – 2070 кН (211.100 кг), 520 кН на двигатель.
Управление обеспечивается индивидуальной карданной подвеской каждого из четырех двигателей. Время работы – 121 с.
Отделение осуществляется в горячем режиме. Верньерный двигатель второй ступени зажигается еще до стадии разделения. Специальные люки направляют струю четырех сопел наружу. После запуска пиротехнического механизма верньерный выхлоп отталкивает отработанную первую ступень. Кроме того, она оснащена четырьмя твердотопливными ракетными двигателями, которые после разделения зажигаются, чтобы удалить ее на безопасное расстояние.
Вторая ступень
Вторая ступень имеет 3,9 м в длину и 2,5 м в диаметре. Ее масса составляет 1500 кг плюс 10.700 кг топлива. Бак с окислителем также расположен над топливным баком и отделен от него общей перегородкой.
Ступень оборудована двигателями с турбонасосом замкнутого цикла: главным РД-0235 и четырехкамерным верньерным РД-0236 для контроля направления полета.
РД-0235 обладает номинальной вакуумной тягой 240 кН (24 470 кг), обеспечивающей импульс в течение 320 с.
РД-0236 обеспечивает тягу 15,76 кН (1 607 кг) и работает 293 с. Каждое из четырех сопел двигателя посредством карданного подвеса может перемещаться вдоль одной оси, обеспечивая управление ориентацией ракеты на втором этапе полета. Здесь также используется система подачи горячего газа для создания в баках необходимого давления.
Верхняя ступень
Ракета «Рокот» оснащается разгонным блоком, который состоит из трех основных отсеков – двигательного, герметизированного грузового отсека и промежуточный отсек, соединяющийся со второй ступенью.
«Бриз-КМ» имеет 2,6 м в длину, 2,5 м в диаметре и массу 1320 кг. Бак с гептилом расположен выше емкости с окислителем. Последняя имеет коническую форму и углубление для размещения маршевого двигателя. «Бриз-КМ» способен вместить 1 665 кг НДМГ и 3310 кг окислителя. Для поддержания в баках необходимого давления и управления пневматикой используется гелий высокого давления.
Центральная часть блока состоит из емкости с окислителем, расположенной над топливным баком. Оба резервуара оборудованы гидравлическими и пневматическими системами, а также внутренними перегородками для предотвращения ударов жидкости о стенки конструкции. Они имеют тороидальную форму с выемкой в нижней части для основной двигательной системы, что позволило свести к минимуму длину ступени. Ниже расположен отсек с основной силовой установкой и двигателями стабилизации и ориентации, и сферическими баками с гелием и топливом для них. Оборудование покрыто термоизоляцией, предотвращающей излишнее охлаждение топлива, которое влияет на его вязкость и может привести к замерзанию трубопроводов и баков.
Приборный отсек
В верхней части блока в перевернутом усеченном конусе расположен отсек для оборудования, состоящий из рам, обеспечивающих установку различных контроллеров, модулей телеметрии, батарей и систем связи. Поддерживаются адаптеры до 2,49 м в диаметре.
В нижней части находится 60-см адаптер, соединяющий «Бриз-КМ» со второй ступенью, а также обеспечивающий крепление обтекателей.
В разгонном блоке реализованы две топливные системы: низкого давления для маршевого двигателя и высокого давления для двигателей стабилизации и ориентации. В обеих используется несимметричный диметилгидразин и четырёхокись азота, которые воспламеняются сразу после вступления в контакт друг с другом.
Двигатели разгонного блока
Двигатели управления ориентацией, используемые на «Бриз-КМ» носят название 17D58E и обеспечивают номинальную тягу 13,3 Н. Каждый блок имеет в длину 14 см и весит 550 г. Реактивный микродвигатель работает при соотношении компонентов смеси 1:1,85 и номинальном входном давлении 14,7 бар, но он способен выдержать большой диапазон давлений от 7,8 до 34,3 бар. Для управления ориентацией силовые установки используются в импульсном режиме с минимальным временем работы 0,03 с, но 17D58E также сертифицирован для работы в постоянном режиме продолжительностью до 10000 секунд. Двигатель выдерживает 450 000 рабочих циклов.
«Бриз-КМ» оснащен собственной системой питания, состоящей из батарей и систем распределения электроэнергии, которые обеспечивают до 7 ч работы ступени на орбите. Приборный отсек включает приборы телеметрии с передатчиками и антеннами, а также магнитофоны для хранения и передачи данных. Система наведения, навигации и управления отвечает за полет на всех этапах. Она состоит из платформы с инерциальным наведением, включающей 3-осевой гироскоп с бортовыми компьютерами. У системы тройное резервирование с мажоритарным принятием решений. Она полностью автономна и не может управляться извне.
Обтекатель
Ракета «Рокот» оснащена обтекателем, который был специально разработан для коммерческой версии космического аппарата. Он устанавливается на приборный отсек верхней ступени. Состоит из двух частей по 7,8 м в длину, которые вместе имеют эллиптическую форму 2,5 на 2,62 м в диаметре. Место для полезной нагрузки составляет 5,9 м в высоту.
Обтекатель защищает космический корабль от аэродинамических, тепловых и акустических воздействий, оказываемых на него во время полета в атмосфере. Когда ракета ее покидает, обтекатель сбрасывается путем размыкания механических замков, скрепляющих две полуоболочки вдоль вертикальной линии разделения, с помощью пиротехнического устройства, расположенного в носовой части обтекателя. Затем на горизонтальной линии разделения отстреливают несколько пироболтов, что позволяет обтекателю разойтись в стороны благодаря пружинным толкателям. Петли в основании обеспечивают вращение в сторону от ракеты и четкое отделение.
Хранение и запуск системы
В отличие от SS-19, которые стартуют из шахт, запуск ракеты-носителя «Рокот» производится из транспортного и пускового контейнера на космодроме Плесецк, Россия. Ракеты хранятся длительное время, что требует контроля климатических условий и поддержания азотной атмосферы. Транспортировка и установка на стартовой площадке также производятся в контейнере. Кроме того, контейнер содержит оборудование для предпусковой подготовки и защиты окружающей среды.
Пред пуском он раздвигается, и на ракету-носитель устанавливается полезная нагрузка, верхняя ступень и обтекатель. К контейнеру подключаются интерфейсы для заправки топливом, а также силовые и информационные кабеля. В вертикальном положении ракета «Рокот» опирается на кольцо в нижней части контейнера. При взлете разрывные кабели разъединяются механическими системами. Во время старта аппарат направляется двумя рельсами. Контейнер защищает стартовую площадку от выбросов двигателя и используется один раз.
Интересные факты
Запуск ракет «Рокот» будет прекращен в 2017 году после выполнения запланированных федеральных и коммерческих запусков.
Название SS-19 Stiletto – это название НАТО для данного типа МБР. SS расшифровывается как система «земля-земля», а число 19 и название «Стилет» присвоены данному типу межконтинентальных баллистических ракет. В России официальное наименование SS-19 – РС-18 и УР-100Н.
Лучше всего о космической ракете «Рокот» говорит ее надежность, которая подтверждена 27 успешными запусками из 29. А из 150 запусков SS-19 лишь 3 закончились неудачей в самом начале их эксплуатации в 1970 годах. Тестовые пуски SS-19 и «Рокот» проводятся ежегодно в рамках проверки надежности космического аппарата и учений космических войск.
fb.ru
Ракета-носитель «Рокот» — наследница баллистических ракет
Примером успешной конверсии вооружения стала легкая ракета-носитель «Рокот», разработанная на основе межконтинентальных баллистических ракет. Именно так оружие должно становиться мирным, а в данном случае служить благородной цели освоения космоса человеком.
Ракета-носитель «Рокот»: история
В рамках конверсии вооружения на государственном космическом научно- производственном центре имени М.В. Хруничева (г. Москва), входящем в Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», по заказу Министерства обороны России была создана трехступенчатая ракета-носитель «Рокот». Для ее создания конструкторское бюро «Салют» поработало со снимаемыми с вооружения двухступенчатыми баллистическими ракетами РС-18, добавив в виде третьей составляющей разгонный блок «Бриз-КМ». Весной 2000 года первая ракета-носитель «Рокот» показала свои возможности на космодроме города Плесецка при демонстрационном запуске. А с 1990 года было произведено три запуска с космодрома «Байконур». В мае 2000 года фото ракеты-носителя «Рокот» и ее запуска облетели все СМИ мира.
Удачный результат конверсии
Ракета-носитель «Рокот» — это легкий трехступенчатый носитель, предназначенный для вывода космических аппаратов на околоземную орбиту. Наиболее целенаправленны выводы с ее помощью малых или средних объектов на солнечно-синхронные или полярные орбиты. Предусмотрены и коммерческие запуски, которые осуществляет государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева совместно с предприятием Airbus Safran Launchers в составе компании Eurockot Launch Services.
Вместо двух ступеней – три
Ракета-носитель «Рокот» состоит из двух ступеней, которые представляют собой блоки СС-19 ускорителей ракеты баллистического типа РС-18, и добавленной третьей – разгонной ступени «Бриз-КМ». Ступени соединяются по схеме «тандем». Именно этот блок дал возможность выведения на орбиту аппаратов с высокой степенью точности и ориентации. Кроме того, он позволяет дать дополнительное обеспечение энергией космического аппарата в период полета и при его выводе с орбит. Специальная система третьего блока ракеты-носителя «Рокот» предназначена для обеспечения отделения с минимальным возмущением космического аппарата от самого разгонного блока.
Управление и двигатели
Для данного носителя разработаны обтекатели, главный из которых дает возможность размещения на нем нескольких космических аппаратов. Управление осуществляется четырьмя маршевыми двигателями для первой ступени и специальным четырехкамерным двигателем для второй. Ускорение придается жидкостными ракетными двигателями, работающими на горючем диметилгидразине, а в качестве окислителя используется азотный тетраксид. Такое топливо разработало конструкторское бюро «Химавтоматики» (г. Воронеж). Большое внимание при разработке носителя было уделено экологичности и безопасности запусков, выбору трасс вывода на орбиту и оценке полей падения.
Характеристики: технические и тактические
Масса ракеты на старте – 107 тонн при длине в 28,5 метра и диаметре 2,5 метра. Полезная нагрузка при выводе на двухсоткилометровые обиты – 1950 килограммов. Тяга первой ступени – 1880 кН, второй – 225 кН, третьей (РБ «Бриз») – 19,6 кН. Скорость ракеты-носителя «Рокот» на старте от 315 до 460 метров в секунду. Полезная нагрузка (масса полезного груза – 1,82%), которую ракета может вывести на малые орбиты, составляет до 2-х тонн, на орбиты высотой в 1500 километров – 1250 килограммов. Носитель «Рокот» может выводить в космос сразу несколько спутников и разводить их по разным орбитам.
Особенности пуска
Ракета-носитель «Рокот» предназначена для пуска из транспортно-пускового контейнера. Ускоритель первой ступени отделяется при высоте в 60 километров, что происходит на 121-й секунде после старта. На высоте 119 километров и 186-й секунде после старта сбрасываются створки обтекателя. Ускоритель второй ступени отделится на 304-й секунде на высоте в 211 километров. А дальше включится разгонный блок «Бриз», который с помощью маршевого двигателя обеспечит выведение космических объектов на заданные орбиты.
Коммерциализация проекта
При конструировании и в технологиях подготовки к пуску носителя максимально учтены конструкторские особенности зарубежных космических аппаратов. Сбор космической главной части происходит в составе головного обтекателя, присоединение космических аппаратов к разгонному блоку проводится в вертикальном положении в специальных «чистых» блоках технического комплекса. Стыковка с блоками ускорителей проводится непосредственно на пусковой установке перед стартом. Температурно-влажностный режим, необходимый для иностранных космических объектов, предусмотрен на всех этапах приготовления к запуску.
Хронология запуска носителя
Первые запуски ракеты «Рокот» были тестовыми и проводились с шахтных пусковых установок «Байконура» в 1990-1991 годах. Это были суборбитальные пуски по баллистическим траекториям. В 1994 году носитель вывел на орбиту любительский радиоспутник «Радио-РОСТО» (RS-15). Первый запуск ракеты-носителя с имитаторами космического аппарата Iridium SimSat 1 и 2 состоялся 16 мая 2000 года на космодроме в Плесецке. После 9 успешных пусков, 6 из которых были коммерческими, в октябре 2005 года при запуске спутника «Криосат» в нештатном режиме разгонный блок не отделился от космического аппарата. Вторая ступень ракеты и разгонный блок упали в Ледовитый океан в районе арктического побережья Канады. Всего с 2000 года произведено 12 запусков ракеты по Федеральной космической программе России и 11 коммерческих пусков по заказу иностранных агентств. С 2014 года, когда правительство России отказалось от поставок с Украины, комплектующие носителя, изготовляющиеся на заводе «Хартрон-Аркос» в Харькове, перестали поступать. Срок эксплуатации базовых носителей РС-18 заканчивается в 2020 году, и, по заявлению Министерства обороны России, оно готово отказаться от данного носителя в пользу ракеты-носителя «Ангара», комплектующие которого полностью изготавливаются отечественными производителями.
fb.ru
1 | 2014-10-01. Евророкот объявил о гарантии Европейскому космическому агентству, что следующие три запуска ракеты Рокот не приведут к оставлению верхних ступеней на орбите. Кроме этого фирма заявила, что ее не коснутся санационные войны между Россией и США.Тэги: Eurockot Launch Services, Европейское космическое агентство, Рокот |
2 | 2015-01-16. ЕКА продолжит использование российских ракет «Рокот». Глава Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден заявил, что осенью планируется запуск спутника дистанционного зондирования Земли с помощью российской ракеты «Рокот».Тэги: Рокот, Европейское космическое агентство |
3 | 2015-01-20. Один из спутников дистанционного зондирования Земли, произведенный по заказу Европейского космического агентства, будет запущен на орбиту с помощью российской ракеты-носителя «Рокот». Всего Европа планирует в этом году осуществит три запуска аппаратов ДЗЗ, глава ЕКА Жан-Жак Дорден. |
4 | 2016-09-21. Запуск космического аппарата Sentinel 5P перенесен на 2017 год. Как сообщило Европейское космическое агентство запуск космического аппарата Sentinel 5P перенесен на 2017 год. Космический аппарат был построен в рамках проекта Copernicus и предназначен для осуществления исследований состава атмосферы, загрязнения озонового слоя и воздуха.Тэги: Sentinel 5P, Рокот, Европейское космическое агентство |
5 | 2017-06-13. 20 лет РН Рокот. Ракета-носитель «Рокот» 13 июня отмечает своё двадцатилетие. Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УР-100НУ — боевая «сотка» — серийно выпускавшаяся в Филях, стала служить интересам не только военного, но и гражданского космоса. В 1985 году на ЗИХе (ныне РКЗ в составе Центра Хруничева) было прекращено производство боевых ракет. Тем не менее, УР-100НУ – знаменитые «Стилет» — и по сей день находятся на боевом дежурстве, уже более 35 лет. Часть из них по программе конверсии обрела новую жизнь – стала ракетой космического назначения «Рокот» в соответствии с Распоряжением Правительства №925-р от 13 июня 1997 года. Новый носитель был создан на базе блока ускорителей первой и второй ступеней снятой с боевого дежурства МБР, путем ее оснащения разгонным блоком новой разработки «Бриз-К», затем – «Бриз-КМ». Конструкторы проделали большую работу по адаптации ракеты под коммерческие спутники иностранного производства, разработаны новые переходная система и головной обтекатель. Подробнее…Тэги: Рокот, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, Бриз-КМ |
6 | 2017-07-26. Компания Airbus окончила подготовку КА ДЗЗ Sentinel-5P. Компания Airbus объявила о том, что она завершила подготовку к запуску космического аппарата Sentiel-5P (Sentinel-5 Precursor). В дальнейшем спутник должен быть доставлен из Тулузы на космодром Плесецк (средство выведения РН «Рокот»). После выведения космический аппарат будет осуществлять мониторинг уровня загрязнений и осуществлять непрерывный контроль состояния окружающей среды путем постоянно обновляющихся данных ДЗЗ. |
7 | 2017-09-02. Центр Хруничева: На космодроме Плесецк началась подготовка к пуску ракеты-носителя «Рокот» с европейским космическим аппаратом «Sentinel-5p». Европейский космический аппарат (КА) Sentinel-5P («Сентинел-5П»), предназначенный для мониторинга атмосферы Земли, сегодня доставлен на северный российский космодром Плесецк для подготовки к запуску. Пуск ракеты космического назначения «Рокот» с КА Sentinel-5P должен состояться в октябре 2017 года. Выведение полезной нагрузки на целевую солнечно-синхронную орбиту обеспечит разгонный блок «Бриз-КМ». Транспортный самолет, на борту которого находился контейнер с космическим аппаратом и наземным вспомогательным оборудованием (НВО) приземлился в аэропорту Талаги (г. Архангельск) утром 31 августа. После разгрузки контейнер железнодорожным транспортом отправили на космодром. Подготовка КА Sentinel-5P, разгонного блока и ракеты-носителя к предстоящему запуску проводится в монтажно-испытательном комплексе, расположенном на технической площадке космического ракетного комплекса (КРК) «Рокот». Подробнее…Тэги: Sentinel 5P, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, Рокот, Плесецк |
8 | 2018-03-17. Начата подготовка к запуску аппарата. 16 марта европейский космический аппарат (КА) научного назначения Sentinel-3В («Сентинел-3Б) доставлен из Франции в Россию для подготовки к запуску, который запланирован на апрель текущего года с космодрома Плесецк (Архангельская область). Для выведения спутника на целевую солнечно-синхронную орбиту будет использоваться ракета космического назначения (РКН) «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ». Пусковые операции должны быть обеспечены силами и средствами Космических войск ВКС Министерства обороны Российской Федерации. Транспортный самолет, на борту которого находился контейнер с космическим аппаратом и наземным вспомогательным оборудованием (НВО), приземлился в аэропорту Талаги (г. Архангельск) сегодня днем. Подробнее…Тэги: Sentinel 3B, Eurockot Launch Services, Рокот |
9 | 2018-04-21. На космодроме Плесецк завершилась сборка КГЧ РКН «Рокот». В рамках подготовки к пуску РКН «Рокот» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-КМ» и европейским космическим аппаратом (КА) Sentinel-3B («Cентинел -3Б») в соответствии с графиком пусковой кампании вчера в чистовой камере монтажно–испытательного комплекса (МИК) завершилась сборка космической головной части (КГЧ) РКН «Рокот». Сборка КГЧ началась 18 апреля, в ходе работ была выполнена последовательная сборка КА Sentinel-3B с адаптером и РБ «Бриз-КМ», а также монтаж головного обтекателя. Затем собранную головную часть РКН перевезли в общий зал МИКа. Сегодня специалисты проведут заключительные электрические проверки КГЧ и установят на головной обтекатель защитный термочехол. Операции с КГЧ провела интернациональная команда в составе специалистов Центра Хруничева (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») и европейских космических организаций и предприятий: Thales Alenia Space (изготовитель КА), Европейского космического агентства (ЕSA, заказчик и оператор КА) и других. Вечером КГЧ планируется переместить на транспортный агрегат и подготовить к отправке на стартовый комплекс для установки на блок ускорителей РКН «Рокот». Вывоз КГЧ из МИКа на стартовую площадку запланирован в субботу, 21 апреля 2018 года. |
10 | 2018-08-22. ГКНПЦ им. М. В. Хруничева продолжил работы по импортозамещению. Центр им. М. В. Хруничева объявил о проведении работ по созданию ракеты-носителя «Рокот-2» с отечественной системой управления. Предполагается, что данная разработка позволит заменить на легкой конверсионной ракете украинскую систему выведения. РН легкого класса «Рокот» создана ГКНПЦ имени М.В.Хруничева на базе МБР 15А35 (западные обозначения SS 19 mod 2 и Stiletto). На международном рынке маркетинг РН осуществляет совместное предприятие (СП) Eurockot Launch Services GmbH, участниками которого являются ГКНПЦ имени М.В.Хруничева (49%) и европейский авиационно космический концерн EADS Space Transportation (51%). Тэги: Рокот, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева |
11 | 2018-10-16. Оператор пусков ракет «Рокот» приостановил свою деятельность. Оператор пусковых услуг российско-европейская компания «Еврокот» разместила на своем сайте объявление согласно которому деятельность компании остановлена до дальнейших уведомлений. Таким образом компания не может принимать заявки на запуски полезных нагрузок, а также запросы на трудоустройство и стажировку. Тэги: Eurockot Launch Services, Рокот |
ecoruspace.me
Рокот (ракета-носитель) — это… Что такое Рокот (ракета-носитель)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Рокот.Рокот | |
РН «Рокот» | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | Россия |
Семейство | |
Индекс | 14А05, 14А01Р |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ГКНПЦ им. Хруничева |
Изготовитель | ГКНПЦ им. Хруничева |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 3 |
Длина | 29,15 м |
Диаметр | 2,5 м (2,5×2,62 м для ГО) |
Стартовая масса | 107 500 кг |
Точность, КВО | по высоте орбиты: ± 1-2 % по наклонению: ± 0,03-0,05 % |
Масса полезной нагрузки | |
— на НОО | с Бриз-КМ: 2150 кг (i=63°)[1] с Бриз-КС: 2300 кг |
История запусков | |
Состояние | действующая |
Места запуска | Байконур; Плесецк |
Число запусков | 14А05: 14 |
— успешных | 14А05: 13 |
— неудачных | 14А05: 1 |
Первый запуск | 14А01Р: 20 ноября 1990 14А05: 16 мая 2000 |
Последний запуск | 1 февраля 2011 |
Первая ступень | |
Длина | 17,2 м |
Маршевый двигатель | 3×РД-0233 и 1×РД-0234 |
Тяга | 1880 кН (470×4) / 2080 кН (520×4) |
Удельный импульс | 285 с / 310 с |
Время работы | 121 с |
Горючее | НДМГ |
Окислитель | АТ |
Вторая ступень | |
Длина | 3,9 м |
Маршевый двигатель | РД-0235 |
Рулевой двигатель | 4-хкамерный РД-0236 |
Тяга | / 240 кН (рулевой: 15,76 кН) |
Удельный импульс | / 320 с (рулевой: 293 с) |
Время работы | 183 с (рулевой: 200 с) |
Горючее | НДМГ |
Окислитель | АТ |
Длина | 2,5 м |
Маршевый двигатель | С5.98М |
Горючее | НДМГ |
Окислитель | АТ |
Ро́кот (индекс ГУКОС — 14А05) — жидкостная трёхступенчатая ракета-носитель легкого класса, спроектированная в Центре имени Хруничева на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н УТТХ (по договору СНВ-1 — РС-18Б, по классификации МО США и НАТО — SS-19 mod.2 «Stiletto»).
РН позволяет выводить до 2150 килограммов полезной нагрузки (при использовании РБ «Бриз-КМ») на круговую орбиту высотой 200 км наклонением 63° с космодрома Плесецк[1].
На мировом рынке коммерческих запусков маркетингом РН занимается совместное предприятие Eurockot Launch Services, участниками которого являются ГКНПЦ имени М. В. Хруничева (49 %) и европейский авиационный и космический концерн EADS Astrium (51 %).
Конструкция РН «Рокот»
Стартовая масса ракеты-носителя «Рокот» составляет 107,5 тонн, длина — 29,15 метра, максимальный диаметр — 2,5 метра (ГО 2,5х2,62).
Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». В отличие от другого, более позднего варианта конвертации РС-18Б в ракету-носитель — РН «Стрела» — «Рокот» выполнен по трёхступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. В качестве первых двух ступеней используется блок ускорителей МБР РС-18Б, третья ступень — разгонный блок «Бриз». Разгонный блок «Бриз-КМ» оснащён жидкостным ракетным двигателем многоразового (до 8 раз) включения, позволяющим осуществлять выведение космических аппаратов по энергетически оптимальным траекториям, а при групповом выведении разводить спутники на требуемые орбиты. В качестве топлива используется несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и азотный тетраоксид (АТ).
Пуски РН «Рокот»
Первые три тестовых запуска РКН «Рокот» в варианте 14А01Р были произведены в начале 1990-х годов из шахтной пусковой установки на космодроме «Байконур». Это были суборбитальные пуски 20.11.90 г. и 20.12.91 г. с РБ «Бриз-К» по баллистической траектории. 26 декабря 1994 г. РКН 14А01Р «Рокот» с РБ «Бриз-К» впервые вывела радиолюбительский спутник «Радио-РОСТО» (международное обозначение: RS-15) на орбиту Земли. Дальнейшие (с мая 2000 г.) коммерческие запуски РКН «Рокот» в варианте 14А05 с РБ «Бриз-КМ» производятся с переоборудованной площадки РН «Космос» на космодроме «Плесецк». На космодроме Свободный имеются 5 шахтных пусковых установок МБР РС-18. Однако, в связи с закрытием космодрома «Свободный», переоборудоваться для запусков РН они не будут.
Первый пуск РКН «Рокот» из Плесецка состоялся 16.05.2000 г. с РБ «Бриз-КМ» и эквивалентами полезной нагрузки (ЭПН) SimSat-1 и SimSat-2. Первая неудача после серии из 9 успешных запусков (из них 6 коммерческих) произошла 8 октября 2005. При запуске спутника Криосат, разработанного ЕКА, не произошло отделение разгонного блока «Бриз-КМ». В результате связка из второй ступени «Рокота» и разгонного блока упала в Северном Ледовитом океане между Северным полюсом и побережьем Канадской Арктики. Проблема крылась в нештатной работе программного обеспечения системы управления разгонного блока, которая не сформировала требуемых команд на разделение второй ступени и космической головной части.
По состоянию на март 2011 года осуществлено 15 пусков «Рокота», начиная с 2000 года: 10 пусков в интересах иностранных заказчиков в рамках совместного предприятия Eurockot и 5 пуска в рамках Федеральной космической программы РФ.[2]
№ | Дата (UTC) | Космодром, стартовый комплекс | Модификация РН | Разгонный блок | SCD / NSSDC ID | Полезная нагрузка (тип) | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 20 ноября 1990 04:00 | Байконур, Пл. № 131 | 14А01Р «Рокот-К» № 1Л | 14С12 «Бриз-К» (или макет РБ[3]) | макет ПН[3] ? или ? Наряд-В[4] | Успех. Суборбитальный испытательный пуск ? или ? Статус неясен. Попытка вывода КА системы ПРО и ПКО «Наряд-В»[5][6] | |
2 | 20 декабря 1991 21:31 | Байконур, Пл. № 175/2 | 14А01Р «Рокот-К» № 3Л | 14С12 «Бриз-К» | Успех. Суборбитальный испытательный пуск, отработка РБ[3] | ||
3 | 26 декабря 1994 03:01:16 | Байконур, Пл. № 175/1 | 14А01Р «Рокот-К» № 4Л | 14С12 «Бриз-К» | 23439/1994-085A | «Радио-РОСТО» (RS-15) | Успех |
Пуски в рамках СП Eurockot и ФКП РФ | |||||||
4 | 16 мая 2000 08:27:41 | Плесецк, Пл. № 133 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 26365/2000-026A | / SimSat-1 (IKA-1) | Успех. Перый пуск по программе Eurockot технологических спутников (имитаторы КА «Iridium») |
26366/2000-026B | / SimSat-2 (IKA-2) | ||||||
5 | 17 марта 2002 09:21:17 | Плесецк, Пл. № 133 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 27391/2002-012A | GRACE 1 | Успех |
27392/2002-012B | GRACE 2 | ||||||
6 | 20 июня 2002 09:33:46 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» 492-88-20-34 | 14С45 «Бриз-КМ» | 27450/2002-031A | Иридиум-97 (Iridium) | Успех |
27451/2002-031B | Иридиум-98 (Iridium) | ||||||
7 | 30 июня 2003 14:15:26 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 27840/2003-031A | Монитор-Э (макет) | Успех |
27841/2003-031B | MIMOSA | ||||||
27842/2003-031C | DTUSat | ||||||
27843/2003-031D | MOST | ||||||
27844/2003-031E | CUTE-1 | ||||||
27845/2003-031F | QuakeSat (англ.)русск. | ||||||
27846/2003-031G | AAU-Cubesat | ||||||
27847/2003-031H | CanX-1 | ||||||
27848/2003-031J | Cubesat XI-IV | ||||||
8 | 30 октября 2003 13:43:42 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» 492-1921-121 | 14С45 «Бриз-КМ» | 28060/2003-050A | SERVIS-1 (англ.)русск. | Успех |
9 | 26 августа 2005 18:34:28 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 28822/2005-032A | Монитор | Успех |
10 | 8 октября 2005 15:02 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | CryoSat | Авария | |
11 | 25 июля 2006 07:05:43 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 29268/2006-031A | KOMPSAT-2 | Успех |
12 | 23 мая 2008 15:20:09 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» 511-3922-114 | 14С45 «Бриз-КМ» | 32953/2008-025A | Юбилейный | Успех |
32954/2008-025B | Космос-2437 (14Ф132 «Родник») | ||||||
32955/2008-025C | Космос-2438 (14Ф132 «Родник») | ||||||
32956/2008-025D | Космос-2439 (14Ф132 «Родник») | ||||||
13 | 17 марта 2009 14:21:14 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 34602/2009-013A | GOCE | Успех |
14 | 6 июля 2009 01:26:34 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» 492-1791-573/72 | 14С45 «Бриз-КМ» | 35498/2009-036A | Космос-2451 (14Ф132 «Родник») | Успех |
35499/2009-036B | Космос-2452 (14Ф132 «Родник») | ||||||
35500/2009-036C | Космос-2453 (14Ф132 «Родник») | ||||||
15 | 2 ноября 2009 01:50:51 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» 492-5882-033 | 14С45 «Бриз-КМ» | 36036/2009-059A | SMOS (англ.)русск. | Успех |
36037/2009-059B | Proba-2 | ||||||
16 | 2 июня 2010 01:59 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 36588/2010-023A | SERVIS-2 (англ.)русск. | Успех |
17 | 8 сентября 2010 03:30 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 37152/2010-043A | Гонец-М № 12 | Успех[7] |
37153/2010-043B | Космос-2452 (17Ф13 «Стрела-3») | ||||||
Космос-2453 (14Ф132 «Родник») | |||||||
18 | 1 февраля 2011 17:00 | Плесецк, Пл. № 133/3 | 14А05 «Рокот» | 14С45 «Бриз-КМ» | 37152/2010-043A | Гео-ИК-2 | Неполадки[8] |
Красным цветом выделены неудачные запуски.
Аналоги
В следующей таблице приведены характеристики различных ракет-носителей лёгкого класса:
Сравнение характеристик РН лёгкого класса | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракета-носитель | Страна | Первый полёт | Кол-во запусков в год (всего) | Широта СК | Старт. масса, т | Масса ПН, т | Успеш. пусков, % | Стоимость пуска, млн $ | |||
НОО¹ | ГПО | ССО² | |||||||||
«Днепр»[9] | / | 21.04.1999 | 1-3 (17) | 46° / 51° | 211 | 3,7 | 2,3 | 94 % | 30,7[10] | ||
«Рокот»[11] | 20.11.1990 | 1-2 (18) | 46° / 62° | 107,5 | 2,1 | 1,6 | 89 % | 22,5 (€15)[12] | |||
«Вега»[13] | 13.02.2012 | 2(1) | 5° | 137 | 2,3 | 1,6 | 100 % (1 пуск) | 42[14] | |||
«Циклон-4»[15] | конец 2013 | 0 | 2,3° | 193 | 5,5 | 1,6 | 3,7 | 23³ | |||
«Союз-2.1в»[16] | ноябрь 2012 | 0 | 62°/46°/5° | 160 | 2,8 | 1,4⁴ | |||||
«Ангара 1.2»[17] | 2013 | 0 | 62° | 171 | 3.8 | ||||||
«Антарес»[18] | конец 2012 | 0 | 38° | 240 | 5,6 | 4,4 | |||||
¹ — высота 300 км, наклонение соответствует космодрому; ² — высота 300 км, наклонение 98°; ³ — оценка, 2007; ⁴ — высота 835 км |
Примечания
- ↑ 1 2 Rockot User’s Guide, EHB0003, Issue 5, Revision 0, стр. 3-4. EUROCKOT Launch Services GmbH (Август 2011). Проверено 7 апреля 2012.
- ↑ Ракета-носитель «Рокот» вывела на орбиту космический аппарат «Гонец-М» Новости Роскосмоса
- ↑ 1 2 3 Кирилов В. «Рокот» меняет «содержание» (рус.). Журнал «Новости космонавтики». Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 9 сентября 2010.
- ↑ ВОЕННЫЙ КОСМОС. Памятные даты (рус.). Газета «Красная звезда» (28-12-2004). Проверено 9 сентября 2010.
- ↑ Владимир Путин получил совет в Филях (рус.). АвиаПорт.Ru (22-01-2002). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 9 сентября 2010.
- ↑ Anatoly Zak The Naryad program (англ.). RussianSpaceWeb.com. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 11 сентября 2010.
- ↑ Уведомление об успешном выводе спутников Перестраховочное общество ООО «Рослес-Ре»
- ↑ Космические войска обнаружили на орбите потерянный военный спутник NEWSru.com
- ↑ Днепр. Конструкторское Бюро “Южное”. Проверено 7 апреля 2012.
- ↑ Iridium Reports Double-digit Revenue Growth in First Half of 2011 (англ.). Space News (8.08.2011). Проверено 8 апреля 2012.
- ↑ Rockot User’s Guide, EHB0003, Issue 5, Revision 0. EUROCKOT Launch Services GmbH (Август 2011). Проверено 7 апреля 2012.
- ↑ European SMOS and Proba-2 Successfully Launched by Rockot (англ.). Space News (9.11.2009). Проверено 8 апреля 2012.
- ↑ Vega User’s Manual Issue 3, Revision 0, стр. 2-7 (англ.). ARIANESPACE (03.2006). Проверено 8 апреля 2012.
- ↑ Vega Expected to be Price-competitive With Russian Rockets (англ.). Space News (23.01.2012). Проверено 7 апреля 2012.
- ↑ CYCLONE-4 Launch Vehicle User’s Guide Issue 1 – October 2010, стр. 53-56 (англ.). Alcantara Cyclone Space (10.2010). Проверено 7 апреля 2012.
- ↑ Союз-2 этапа 1в. ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс. Проверено 7 апреля 2012.
- ↑ Семейство ракет-носителей «Ангара». ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева». Проверено 7 апреля 2012.
- ↑ NASA’s Consolidated Launch Schedule (англ.). NASA. Проверено 16 ноября 2012.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
| «» | «» — () «» (1405) . .. () -100 (-18, SS-19 Stiletto) () 2 . «» () . -100 (-18). () () «-«, , , . . 2.5 17.2 , . — , , . — , . () () -0233 -0234 (. ), . . () . 2.5 3.9 . -0235 -0236 . -0235 . -0236 , . ; . , «» , . , : () (). , , . , — . 1- 2- — (). . «-» ( 25 ) , , . «» 107.5 , — 28.5 . , 200 , 1560 , 1000 — 1250 . «» «» — . «»
«»«» — . 121- 60 . . 186- 119 . 211 304- . «-«, . . ( 25 ), . . . «» . . «» «»
«», » » .. . : 06.12.2012 : «-« ? Пользовательского поиска |
www.plesetzk.ru
О космической ракете «Рокот». ВИДЕО
В настоящее время более 80 % задач в космосе решается без участия человека с помощью совершенных автоматических спутников — радио-, теле-, геодезических, картографических и других. Объем рынка космических услуг, который реализуется этими спутниками, согласно докладу Международного совета по космическому бизнесу, превышает 160 млрд долл. Доля России на этом рынке в настоящее время составляет всего около 11%. Как считают отечественные эксперты, ее задача состоит в том, чтобы к 2015 году достичь в этом секторе не менее 21%.
От «Стилета» к «Рокоту»
Одной из них является РН лёгкого класса «Рокот». Она была создана Государственным Космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева на базе снимаемых с вооружения двухступенчатых баллистических ракет РС-18 «Стилет» (по международной классификации SS-19) и предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т. на низкие околоземные орбиты.
Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (SS-19). В качестве третьей ступени используется разгонный блок «Бриз-КМ», который располагается под обтекателем. Двигательная установка первой ступени состоит из четырёх маршевых жидкостных ракетных двигателей РД-0233/0234 конструкции С.А. Косберга.
Двигатели имеют турбонасосную систему топливоподачи с дожиганием окислительного газа. Общая тяга двигательной установки первой ступени составляет 1880 кН. Верхнее днище бака окислителя первой ступени имеет сложную форму и состоит из конической части, направленной внутрь бака, и сферической центральной части, имеющей выпуклость наружу.
В образовавшемся таким образом пространстве размещается сопло маршевого ЖРД второй ступени. Разделение первой и второй ступеней происходит за счёт рулевого двигателя второй ступени, который запускается до подачи команды на выключение ЖРД первой ступени. Торможение первой ступени осуществляется пороховыми двигателями, установленными на хвостовом отсеке.
Двигательная установка второй ступени включает в себя маршевый ЖРД РД-0235/0236 конструкции Косберга и четырёхкамерный рулевой двигатель. Маршевый двигатель имеет схему топливоподачи с дожиганием, а рулевой — без дожигания генераторного газа. Общая тяга двигательной установки второй ступени составляет 255 кН.
Отделение третьей ступени от второй происходит при неработающем ЖРД третьей ступени за счет тяги тормозных двигателей второй ступени. Третья ступень — разгонный блок «Бриз» — обеспечивает до 25 включений маршевого ЖРД и имеет рабочий запас топлива до 5150 кг.
Топливный отсек — цилиндрический с совмещённым днищем при переднем размещении бака окислителя. Верхнее днище бака окислителя — сферическое, а нижнее имеет сложную форму и образует полусферическую нишу. Тяга двигательной установки РБ Бриз — 19,6 кН. Удельный импульс — 3193 Нс/кг. Заправка РБ «Бриз» компонентами топлива производится в заводских условиях.
Высокие технические характеристики ракеты — носителя «Рокот» во многом обусловлены использованием на ней разгонного блока «Бриз-КМ». Он обеспечивает широкие возможности по выведению космических аппаратов на орбиты с различными высотами и наклонениями. Аппаратура разгонного способна с высокой точностью проводит необходимую ориентацию космического аппарата, а также обеспечивать его энергетическое снабжение при выведении и в ходе орбитального полёта продолжительностью до 7 час.
Специальная система позволяет провести отделение КА от разгонного блока с минимальными возмущениями. В состав разгонного блока «Бриз-КМ» входят отсек двигательных установок, топазный, приборный и переходный отсеки, а также адаптер. Двигательная установка использует долгохранимые компоненты ракетного топлива (АТ+НДМГ). Она включает маршевый ЖРД, ЖРД коррекции и ЖРД ориентации. Разгонный блок «Бриз-КМ» имеет высокую степень унификации с разгонным блоком «Бриз-М».
Маршевый ЖРД отличается высокой надёжностью. Он разработан КБ «Химмаш имени А.М.Исаева» и широко используется в космической технике. Это двигатель многократного включения, что позволяет реализовывать различные схемы выведения полезных грузов, включая выведение на одну или несколько различных орбит.
В начале 1998 г ракета-носитель была доработана для обеспечения возможности размещения под обтекателем больших полезных нагрузок. На блоках ускорителей установили высокоэкономичные ЖРД, работающие на азотном тетроксиде (окислитель) и несимметричном диметилгидразине (горючее). Они разработаны в Воронежском КБ Химавтоматики — давнем партнёре ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.
Старт ракеты-носителя осуществляется из шахтного пускового контейнера. Кроме того, предусмотрен вариант старта РН из пускового контейнера, находящегося на наземном стартовом столе. Отделение ускорителя первой ступени осуществляется на 121-й секунде полета на высоте около 60 км. Управление полётом первой ступени осуществляется путём отклонения четырёх маршевых двигателей.
Для управления полётом второй ступени на ней установлен специальный четырехкамерный рулевой двигатель. Для надёжного исключения вредного воздействия на окружающую среду остатков компонентов топлива предусмотрена полная их выработка к моменту выключения двигателей. На 186-й секунде полёта на высоте 119 км производится сброс створок головного обтекателя. Ускоритель второй ступени отделяется на высоте 211 км на 304-й секунде полёта.
Дальнейшее выведение КА осуществляется разгонным блоком «Бриз-КМ», на котором после разделения включается маршевый двигатель. Этот двигатель может включаться многократно, что позволяет реализовать сложные программы выведения одного или нескольких КА на различные орбиты.
Наличие в составе двигательной установки блока специального корректирующего двигателя обеспечивает высокую точность выведения КА. Перед отделением осуществляется его ориентация с использованием двигателей ориентации РБ. При необходимости может проводиться также «закрутка» выводимого аппарата. В процессе всего полёта обеспечивается непрерывный телеметрический контроль.
Технический комплекс РН «Рокот» создан путём реконструирования ряда сооружений, технологического оборудования и транспортных средств комплексов РН «Циклон-3» и «Космос-3М». Стартовый комплекс РН «Рокот» в максимальной степени использует сооружения и оборудование стартового комплекса РН «Космос-3М».
В технологии подготовки носителя к пуску максимально учтены особенности иностранных КА. Так, сборка космической головной части в составе головного обтекателя, полезного груза (КА) и разгонного блока «Бриз-КМ» осуществляется в специальных «чистых» помещениях технического комплекса в вертикальном положении.
Стыковка космической головной части и блока ускорителей осуществляется, непосредственно на стартовом комплексе (пусковой установке). Предусмотрено поддержание требуемого для КА температурно-влажностного режима на всех этапах подготовки к пуску.
Этапы большого пути
Первые три испытательных запуска РН «Рокот» были произведены в начале 1990-х годов из шахтной пусковой установки на космодроме «Байконур». Дальнейшие (с мая 2000г.) коммерческие запуски РН «Рокот»» производятся с космодрома «Плесецк».
Всего, начиная с 2000 г., осуществлено 15 пусков «Рокота»:
- 10 пусков в интересах иностранных заказчиков
- 5 пусков в рамках Федеральной космической программы РФ
Все коммерческие запуски РН «Рокот» осуществляются совместным предприятием EURQCKOT (Eurockot Launch Services GmbH), участниками которого являются Государственный Космический центр им. М.В.Хруничева (49%) и европейский авиационный и космический концерн EADS SPACE Transportation (51%). Eurockot) было официально зарегистрировано 22 марта 1995г. в г. Бремен, Германия.
Этому событию предшествовало подписание 16 мая 1994 года соглашения между Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В.Хруничева и крупнейшей в Европе компанией германской авиакосмической промышленности «Даймлер-Бенц Аэроспейс» (ДАЗА) о создании совместного предприятия по маркетингу и обеспечению коммерческой эксплуатации ракеты-носителя «Рокот».
РН «Рокот» успешно прошла лётные испытания на космодромах Байконур и Плесецк. Для повышения конкурентоспособности на мировом рынке ракетно-космического комплекса «Рокот» на космодроме Плесецк создана отвечающая международным стандартам техническая и жилая инфраструктура: наземный технический комплекс, стартовый комплекс, гостиница, ресторан, развёрнута современная система связи и телевидения.
Кто не летает, тот не падает
8 октября 2005 г с космодрома Плесецк был осуществлён запуск РН «Рокот» с европейским спутником Cryosat. Он был седьмым пуском РН «Рокот» по программе лётных испытаний. Пуск завершился аварией на 308-й секунде полёта. Для выявления причин была образована межведомственная комиссия под председательством заместителя командующего Космическими войсками О.Г. Громова.
В состав комиссии вошли представители Космических войск, Федерального космического агентства, предприятий промышленности, независимые эксперты. Комиссия работала на космодроме Плесецк, в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и НПП «Хартрон-Аркос». По результатам работы комиссия пришла к однозначному выводу о том, что причиной аварии явилась невыдача системой управления предварительной команды на выключение маршевого двигателя второй ступени ракеты-носителя.
Это было обусловлено неправильной привязкой команды на подготовку к работе двигательной установки разгонного блока «Бриз-КМ» к общей циклограмме управления полётом ракеты-носителя. Причина аварии РН «Рокот» при запуске КА Cryosat установлена однозначно и не распространяется на блок ускорителей ракеты-носителя.
Все запреты на дальнейшую работу по подготовке и запуску космических аппаратов РН «Рокот» были сняты. Межведомственная комиссия выработала рекомендации по предотвращению появления аварийных ситуаций в будущем. Неудивительно, что 28 июля 2006 г. года запуск РН «Рокот» прошел успешно.
Европейское космическое агентство после неудачного запуска в октябре 2005г. не стало пересматривать уже заключенные контракты, предусматривающие использование российской РН «Рокот».Об этом заявил тогдашний глава постоянного представительства ЕКА в России Ален Фурнье-Сикр.
Новая политика ЕКА
Коснувшись новой политики ЕКА в области использования ракет-носителей, А.Фурнье-Сикр отметил, что главная её цель — «наведение элементарного порядка». По его словам, в перспективе основными носителями ЕКА будут:
- «Ариан-5» (тяжёлый класс)
- «Союз» (средний класс)
- «Вега» (лёгкий класс)
- «Вега» (лёгкий класс)
Совет ЕКА в своём решении уточнил, что, если нет возможности произвести запуск европейского КА при помощи РН «Вега», то будет использоваться «Рокот». Согласно решению совета ЕКА, для каждого запуска будут выбираться основной и резервный носители для обеспечения необходимой гибкости и надёжности выполнения планов.
В качестве резервных носителей могут рассматриваться любые подходящие ракеты России или, например, США. Таким образом, политика ЕКА в области использования ракет-носителей заключается, во-первых, в определении приоритетов и, во-вторых, в планировании обязательного резерва с учётом рыночных предложений.
Проблемы, проблемы, проблемы…
Однако при реализации программы запусков «Рокота» есть определённые проблемы. В частности, только нездоровая конкуренция на рынке российских ракет-носителей лёгкого класса приводит к снижению цен на космические услуги. Ведь у России имеется переразмеренный парк таких ракет для вывода спутников на околоземную орбиту, в который входят «Космос», «Волна», «Рокот», «Стрела», «Днепр» и др.
Кроме того, для повышения эффективности проведения запусков в разработку, модернизацию и развитие космических систем необходимо вкладывать большие средства. По сведениям Международного совета по космическому бизнесу, на эти цели во всём мире расходуется более 18 млрд долл.
По утверждению же российских экспертов, финансирование отечественной космонавтики в последние годы было практически в 30 раз меньше, чем в США. Наша страна планирует выделять на развитие национальной космической программы всего 0,8-0,9 млрд долл. в год. Такое финансирование Федеральной космической программы (в лучшем случае) позволит России только не опуститься ниже второго-третьего места среди космических держав.
На мой взгляд, для того, чтобы Россия заняла достойное место на рынке космических услуг, необходимо провести реструктуризацию отрасли и к 2015 году создать три-четыре холдинга, в которые должны войти не менее 60% предприятий космической промышленности. Однако, это объединение окажется более эффективным, если в него войдут предприятия не только России, но и Украины, Казахстана, Белоруссии.
zema.su