С 400 чем отличается от с 500 – Эксперт рассказал, чем новейшие С-500 отличаются от С-400

«Разработчик: С-500 – нечто большее, чем типичная ЗРС»

Перспективная зенитная ракетная система С-500 будет коренным образом отличаться от своих предшественниц – С-400 и С-300, сообщил в пятницу гендиректор ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» Виталий Нескородов.

«По понятным причинам я не могу вам рассказать все детально и, тем не менее, отвечу: это совершенно новая, никак не перекликающаяся с С-400 система, поскольку в ее разработке используются отличные от использованных в С-400 технические решения», – сказал Нескородов, которого цитирует «Интерфакс».

«Они позволяют реализовать задачи, решаемые средствами системы, на ином качественном и количественном уровне. И раз уж мы заговорили на тему «на что похоже», то открою еще одну тайну. В облике новой системы вы не найдете такого же физиогномического сходства, какое есть у С-300 и С-400. Более того, результаты нашей работы являют собой не типичную ЗРС в привычном ее представлении. Это нечто большее. Мы всегда старались не уступать по характеристикам лучшим мировым аналогам, надеюсь, что это будет обеспечено и в этом проекте», – сказал гендиректор.

 

Нескородов сообщил журналистам, что элементы С-500 появятся к концу 2012 года.

«Первые образцы отдельных средств системы (. . .) в «железе» появятся уже в конце текущего года», – сказал Нескородов.

Он сообщил, что изначально на всю работу по системе С-500 в целом было отпущено шесть лет.

«Для того чтобы уложиться в такие сроки, доведя разработку до завершения госиспытаний, необходимо было техпроект, о котором сейчас идет речь, завершить за полтора-два года максимум. Вместо этого он выполнялся три года», – сказал гендиректор.

Отвечая на вопрос о причинах задержки с разработкой системы С-500, Нескородов сказал, что «они носят не технический или технологический, а чисто организационный характер».

«В частности, после смерти в 2007 году Александра Алексеевича Леманского – создателя системы С-400 – у предприятия на протяжении полутора лет не было генерального конструктора», – добавил гендиректор.

В пятницу начальник зенитных ракетных войск ВВС генерал-майор Виктор Гуменной сообщил, что перспективная зенитная ракетная система С-500, находящаяся в разработке, может поступить в войска через три года.

ЗРС-С500 и ЗРС средней дальности «Витязь» поступят в войска не раньше, чем после 2015 года, сказал Гуменной.

Ранее командующий Оперативно-стратегическим командованием Воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Валерий Иванов сообщил журналистам, что перспективные зенитные ракетные системы С-500, которые создает концерн ПВО «Алмаз-Антей», поступят в российскую армию к 2015 году.

«К 2015 году мы получаем новые радиотехнические средства, новые истребители и новые комплексы С-500. Это уже техника пятого поколения, которая будет прикрывать Москву», – сказал ранее Иванов.

Также Гуменной рассказал, что ракета большой дальности для зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф» в ближайшее время поступит на вооружение военно-воздушных сил России, передает РИА «Новости».

«Ракета дальнего действия для С-400 готова, она производится, и в самое ближайшее время поступит на вооружение в те полки, которые уже несут боевое дежурство», – сказал Гуменной.

По словам генерала, испытания дальней ракеты еще продолжаются и будут продолжаться. Он отметил, что заявленные технические характеристики были подтверждены в ходе испытаний. Ранее Минобороны заключило контракт на поставку ракет большой дальности для ЗРС С-400.

Гуменной также напомнил, что ЗРС С-400 в 2012 году и в последующем будут размещаться в приморских и приграничных районах России.

«В отличие от предыдущих лет, когда эти системы поступали в Подмосковье, эти системы будут размещаться в приморских и приграничных районах», – сказал генерал. Отвечая на вопрос журналистов, будут ли ЗРС С-400 поставляться в войска в этом году, он сказал, что «прибавление обязательно будет».

ЗРС С-400 «Триумф» – система большой и средней дальности нового поколения. Она предназначена для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения – самолетов-разведчиков, самолетов стратегической и тактической авиации, тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых целей, постановщиков помех, самолетов радиолокационного дозора и наведения и прочих.

 

sdelanounas.ru

О возможностях С-300, С-400 и С-500 — китайский эксперт » Военное обозрение

Своими мыслями о боевой эффективности современных российских зенитных ракетных систем поделился военный эксперт, старший инженер ВВС НОАК Ян Цзянь, пишет сегодня mil.news.sina.com.cn.


— Какими возможностями обладает система С-300?

— С-300ПС является всепогодной многоканальной зенитной ракетной системой третьего поколения, предназначенной для перехвата самолетов, крылатых ракет и тактических баллистических ракет. Система обладает высокой эффективностью, способна наводить 12 ракет одновременно по 6 целям, размещена на автомобилях высокой проходимости, пуск ракет производится из транспортно-пусковых контейнеров в вертикальном положении.

Дальность стрельбы по высотным целям у современных версий С-300 достигает 200 км, система способна уничтожать и низколетящие цели типа крылатых ракет. Если противник использует не-стелс самолеты, С-300 будет эффективным щитом против них.

Тем не менее, эффективность стрельбы С-300 весьма зависит от точности целеуказания, РЛС недостаточно эффективна для противодействия стелс-самолетам, применяющих противорадиолокационные ракеты. Поэтому эффективность С-300 полностью зависит от наличия передовых систем обнаружения, сопровождения и наведения, без них боевые возможности комплекса будут весьма ограниченными.

— В каких условиях разрабатывалась система С-300?

— В конце 60-х годов прошлого века военная авиация ведущих стран мира стала отказываться от прорыва ПВО на больших высотах, взамен стали практиковаться методы преодоления системы обороны противника на сверхзвуковых скоростях на малых высотах («низковысотные сверхзвуковые прыжки»). В бывшем Советском Союзе начались работы по созданию С-300.

Система прошла через два этапа. На первом этапе С-300 предназначалась для уничтожения аэродинамических целей, то есть самолетов, что являлось достаточно простой задачей. Но с широким применением тактических баллистических ракет появились более мощные модификации С-300ПМУ-1, С-300ПМУ-2 и С-300ПМУ-3.

В настоящее время на базе С-300 создана система С-400, которая решает задачи региональной ПВО и ПРО. Возможности и живучесть на поле боя этой системы значительно повышены.

— Как вы оцениваете возможности семейства С-300 на фоне других аналогичных иностранных систем?

— Система С-300ПМУ-2 по возможностям перехвата баллистических целей будет несколько эффективнее, чем американская Patriot PAC-2,так как обладает более мощной боевой частью. Во время войны в Персидском заливе взрыв осколочной боевой части ракеты комплекса «Пэтриот» был недостаточно эффективным, чтобы уничтожить в полете иракские баллистические ракеты. Но американский комплекс имеет более совершенные радиолокационные средства и систему РЭБ. С-300 не имеет возможности быстрой перестройки рабочих частот для противодействия средствам РЭБ противника.

В целом можно сказать, что С-300 и «Пэтриот» входят в число ведущих ЗРС в мире, имеют как недостатки, так и преимущества по отношению к друг другу.

— Какие работы ведутся в России по перспективным противовоздушным и противоракетным комплексам?

— Российский разработчик систем ПВО компания «Алмаз-Антей» работает над двумя типами — С-400 и С-500. Были сообщения, что НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) по С-500 будут завершены к концу 2015 года.

Комплекс С-500, разрабатываемый на базе С-400, имеет повышенные противоракетные возможности, также будет поражать спутники, находящихся на околоземной орбите. Новая система будет представлять собой интегрированный комплекс ПВО, ПРО и ПКО (противокосмическая оборона) для всех видов вооруженных сил России.

— После принятия на вооружение новых систем останется ли С-300 на вооружении?

— Судя по результатам стрельб на полигонах современные версии С-300 соответствуют предъявляемым к ним требованиям, кроме того, имеют задел для дальнейшей модернизации. Принятие на вооружение С-400 не исключает дальнейшего использования этих систем, так как С-400 может управлять боевыми средствами комплексов С-300ПМУ-1 и ПМУ-2. Их сочетание даст больше боевой эффективности по выстраиванию системы обороны от воздушного противника.

С-500 также совместим с С-400. В обозримом будущем основой системы ПВО России будет С-400, в то время как С-500 со своими ракетами-перехватчикам будет выполнять задачи ПРО. Свои задачи будут выполнять и современные версии С-300.

topwar.ru

«Пэтриот» лучше, чем С-500». В Польше усомнились в эффективности российского ЗРК

Польское интернет-издание Defence24.pl, специализирующееся на вопросах обороны, опубликовало материал под заголовком «Российская «правда» о С-500. «Пэтриот» лучше «Прометея»?» В нем капитан первого ранга в отставке, а в настоящее время публицист портала Максимилиан Дура подверг критике российский ЗРК:

Как о системе С-400, так и о системе С-500, мы знаем только то, что хотят русские. В том, сообщали ли они достоверную информацию, можно было убедиться на Ближнем Востоке, когда американцы, французы и британцы нанесли удары по сирийским базам, защищенным российскими системами С-400. В то же время результаты анализа показывает, что указанная польская система «Пэтриот» может быть во многих отношениях лучше, чем новейшая российская система С-500.


Как полагает автор, бомбардировка Сирии косвенно ударила и в русских: ведь они разместили там свои новейшие системы противовоздушного вооружения, которые, как оказалось, не обеспечили безопасности атакованных объектов. И это несмотря на то, что россияне перебросили на Ближний Восток также свою новейшую систему С-400 «Триумф», которая, по их словам, должна покрывать всю территорию Сирии и большую часть Средиземного Моря.

Публицист раскрывает причины, по которым Россия не использовала свои ЗРК:

Конечно, российские военные утверждают, что не использовали оружия, потому что не хотели использовать его, защищая только не атакованные объекты на базах Хмеймим и Тартус. На самом деле, если бы русские могли применить системы С-400 и С-300, то бы их, конечно, использовали. Однако в отношении низколетящих маневрирующих ракет — в большинстве выполненных в технике стелс — их оборудование оказалось практически бесполезным.

О неудаче русских, по мнению Максимилиана Дуры, также свидетельствует тот факт, они могли, ничем не рискуя, воспользоваться ракетными ударами США и союзников для тренировки своих противовоздушных комплексов, но, тем не менее, не стали этого делать.

«Пропагандистские» возможности системы С-500

Эксперт описывает возможности системы С-500, которые распространяет «российская пропаганда»:

Большинство польских и западных описаний «Прометея» являются именно такими, какими хотели бы их видеть россияне. И они создали легенду о системе, которая в радиусе 600 км от пусковой установки может сбивать практически все, что находится в воздухе: от баллистических и гиперзвуковых ракет до самолетов, маневрирующих ракет и небольших беспилотников. Поэтому часто рисуются карты с зоной покрытия, на которых окружность с центром в Калининградской области включает в себя всю Польшу и часть Германии.

Согласно российским данным, предполагается, что противовоздушные ракеты и противоракетные системы С-500 могут поражать воздушные цели на расстоянии до 600 км и на высоте 40-50 км (в случае аэродинамических целей) и до 200 км (в случае баллистических целей). Еще одним параметром, часто приводимым в российских СМИ, является возможность отслеживания одной батареей десяти объектов одновременно и уничтожения баллистических целей, летящих со скоростью до 5 км/с (некоторые источники указывают даже на 7 км/сек). В то время как вся система командования батареи, имеет возможность одновременного ведения до пятисот маршрутов.

Как пишет автор, россиянами навязывается, что их система превосходит западные и «не имеет аналогов во всем мире». Однако с его точки зрения тот факт, что что-то не имеет аналогов, вовсе не означает, что оно лучшее.

Вероятные «невозможности» системы С-500


Журналист считает, что самым большим успехом российской пропаганды является внушение полякам мысли о том, что система С-500 размещенная в Калининградской области или в Беларуси «может в полном объеме контролировать польское небо». Это ложное утверждение на руку россиянам, но в то же время противоречит основным законам физики, касающихся, прежде всего прямолинейного пути распространения волн радара и световых волн:

Сферичность Земли приводит к тому, что при поражении целей необходимо учитывать так называемый «радиолокационный горизонт». А то, что находится за этим горизонтом, является невидимым, а значит, теоретически недосягаемо. Кроме того, в случае Калининградской области ситуация достаточно благоприятная для Польши, потому что это плоская и покрытая деревьями территория. Это не дает возможности скрытной установки радара на большой высоте, а кроме того, позволяет наносить контрбатарейные удары артиллерийскими системами из Польши и Литвы (расстояние с севера на юг составляет около 100 км).

Как утверждает польский эксперт, при хорошо организованной системе контрбатарейной борьбы это может дать возможность уничтожить стреляющую батарею С-400 еще до того, как противовоздушные ракеты долетят до цели, находящейся в максимальной зоне покрытия, являющейся на самом деле только теоретической:

Впрочем, эта зона покрытия по отношению к системе С-400 является чисто теоретической, что доказали предыдущие действия (а точнее их отсутствие) на территории Сирии. Даже применяя свои самые высокие мачты высотой 36 метров, русские могут атаковать из района Калининграда воздушные цели над аэродромом 31-ой базы тактической авиации в Кжесинах (и, следовательно, на расстоянии 400 км) только с высоты 8200 м. Все, что находится ниже, является «невидимым» для российских радаров, а значит, полностью недосягаемо.

При этом, с точки зрения автора, размещение возле Калининграда системы С-500 «Прометей» практически ничего в этом плане не изменит. Конечно, новые комплексы, теоретически, будет иметь большую высоту (до 200 км) и радиус действия (до 600 км), на которых могут быть уничтожены цели. Однако, высота в этом случае не имеет значения, потому что Польша не использует воздушных судов, летающих выше 20 километров.

Таким образом, заключает Максимилиан Дура, для россиян системы С-400 бы было вполне достаточно:

Не имеет также никакого значения, больший радиус действия, потому что русские, даже получая возможность уничтожать воздушные цели, находящихся дальше, например, над Краковом (на 600 км), могли бы это делать, но только от высоты 19300 метров. Следовательно, на таком расстоянии система С-500 в отношении воздушных судов, является бесполезной, потому что они в подавляющем большинстве так высоко не летают.
Конечно, по мере приближения к Калининградской области эта высота досягаемости целей будет снижаться, и, например, она составит 12000 м на расстоянии 477 км от пусковой установки под Калининградом, 4000 м, например, над Варшавой и 250 м над Мальборком — но это вовсе не означает, что польская авиация останется на земле. Достаточно просто соответствующим образом летать.

Каким на самом деле является радиус действия системы «Прометей»?

Как полагает публицист, для русских единственной возможностью обойти ограничения, вытекающие из существования «радиолокационного горизонта» было бы использование для выявления целей других радаров, чем те, которые интегрально входят в состав батареи С-500. Теоретически это потребует размещения радиолокационных станций ближе к атакуемому объекту, либо необходимо разместить их выше, например, на самолетах. Первое решение чаще всего является невозможным для реализации (трудно скрытно выдвинуть вперед радары ПВО дальнего радиуса действия), в то время как на осуществление второго россияне пока не имеют средств. Их самолеты АВАКС относятся, мягко говоря, к другой, более ранней эпохе.

Кроме того, по мнению автора, сложности могут возникнуть из-за того, в комплексе С-500, в основном, планируется использовать ракеты с полуактивной системой самонаведения (например, 48Н6) – а, значит, поражающие только те цели, которые выделяются с помощью специального радара управления огнем. Такие радиолокационные станции (типа 76T6/77T6), с точки зрения россиян, являются неотъемлемым элементом батареи С-500, и, следовательно, использование другого радара на самом деле невозможно.

Польский эксперт также критически высказался по поводу возможности использования ракет с активной системой самонаведения в новом российском ЗРК:

Конечно, в информационных материалах Кремля и концерна Алмаз-Антей указывается также на наличие в системе «Прометей» (и С-400) ракет с активной системой самонаведения, и, следовательно, действующих по принципу «выстрели и забудь». При расстоянии 400-600 км, это, однако, только теория, потому что является невозможным, чтобы головка самонаведения перехватила цель на таком расстоянии сразу после выстрела, и она может сделать это только в последней фазе атаки. Время полета на максимальную дальность является, однако, достаточно большим (несколько минут), таким образом противовоздушная ракета может не найти цели, в зоне заданной до выстрела, и поэтому она должна быть откорректирована по радиосвязи по пути следования к цели. Такая коррекция требует знаний, как о цели, так и положении самой ракеты. Следовательно, и в этом случае «радиолокационный горизонт» является неизбежной проблемой, которую нужно принимать во внимание.

Что лучше: «Пэтриот» или «Прометей»?

С точки зрения Максимилиана Дуры, большим успехом россиян, является внедрение в общественное сознание мнения, что С-500 «будет значительно опережать нынешнее поколение ракет «Пэтриот». При этом аргументами, которые говорят в пользу такой оценки, являются, прежде всего, дальность и высота действия ракет, используемых в «Прометее».

Журналист отмечает, что еще до недавнего времени такое сравнение было вообще ошибочным, потому что оценивалась системы двух совершенно разных классов — средней дальности (для американцев) и большой дальности (для россиян).

Но ситуация кардинально изменилась после начала в США работ над новой системой противовоздушной обороны и после начала производства батареи «Пэтриот» для Польши:

Потому что оказывается, что данная версия польских батарей ПВО, полученных в рамках программ «Висла» и «Нарев» (с различного рода всенаправленными радарами и несколькими типами ракет) может быть лучше с точки зрения многих боевых возможностей, чем система С-500. А в случае будущих американских комплексов Пэтриот» так будет уже наверняка.

Эксперт констатирует, что путь развития до этой «польской» версии системы — это непрерывный процесс, продолжавшийся в США в течение многих лет, который заключался в систематической замене отдельных элементов батареи таким образом, что конечный результат будет иметь уже мало общего с тем, что ранее определяли как систему «Пэтриот» (а на самом деле ничего — кроме названия).

Автор информирует о тех изменениях, которые произойдут в «польской» версии:

Между тем, поскольку используется сетецентричная система управления противовоздушной обороной IBCS (Integrated Air and Missile Defense Battle Command System — интегрированная система управления средствами ПВО/ПРО – прим), введены и испытаны, новые боевые ракеты PAC-3MSE (и, возможно, SkyCeptor), действующие, как правило, по принципу «выстрели и забудь», также планируется заменить секторные радары AN/MPQ-65 новыми всенаправленными РЛС. Американцы использовали при этом опыт боевого использования «Пэтриот» в многочисленных конфликтах на Ближнем Востоке – в том числе, прежде всего, против такой сложной цели, как тактические баллистические ракеты.

Публицист также сообщает об очередном революционном изменении у американцев, которым является попытка создания так называемой интегрированной морской системы контроля и противовоздушной обороны NIFC-CA (Naval Integrated Fire Control-Counter Air). Предполагается, что в ней произойдет соединение в единое целое различных систем обнаружения (сенсоров) и ракет (эффекторов), благодаря чему, в частности, появится возможность уничтожения воздушных целей за горизонтом (over-the-horizon air defense capability). Ракеты могут атаковать объекты невидимые для сенсоров батареи, с помощью данных, передаваемых, например, с другого корабля, находящегося ближе к цели, с самолетов раннего предупреждения Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye или даже многоцелевых самолетов F-35.

Отличия модернизации российских систем ПВО от американских

По мнению Максимилиана Дуры, только введение в России аналога NIFC-CA позволит в полной мере использовать возможности ракет системы С-500 и способствовать тому, что бы она на самом деле имела дальность 600 километров. Однако российская армия пока не имеет своего «NIFC-CA» и, скорее всего, даже над ним не работает. Эта «концептуальная» задержка объясняется, в частности тем, что русские никогда не использовали в боевых условиях: ни системы С-300, ни С-400, и даже не тестировали системы С-500. А ведь все эти системы в действительности являются последовательными версиями комплексов, серийное производство которых было начато еще в Советском Союзе (в 1975 г.).

Публицист констатирует, что сама концепция российских ЗРК не претерпела никаких изменений:

В то же время все составляющие части батареи С-300 были модернизированы, либо в большинстве случаев заменены на новые, однако, в основном, по принципу «единица на единицу». Сама концепция осталась практически такой же. При этих изменениях, возникали иногда совершенно разные версии, как, например, С-300 и С-300П с совершенно разными ракетами и радарами. Такие модернизации, осуществляемые в течение всего времени производства, возникали, однако, больше из-за необходимости замены технологически стареющих элементов, чем из-за существования какой-то специальной ракетной программы.

Автор отмечает, что в системе были заменены радары наблюдения и подсветки целей, которых было, на данный момент, по крайней мере, пятнадцать модификаций. В этом случае, следовательно, нельзя говорить об унификации, усугубляется путаница в номенклатуре, и все это, безусловно, затрудняет действия российским службам логистики. Однако, с другой стороны, это облегчает россиянам проведение дезинформации, которая заключается, например, в презентации на фотографиях и видео последних версий системы С-300, как С-400, и наоборот. Впрочем, многие специалисты по-прежнему считают, что С-400 это просто система С-300 в версии С-300ПМУ3.

Журналист обращает внимание на большое разнообразие боеприпасов у российских ЗРК:

Россияне также имеют возможность скрытия содержимого контейнеров с боеприпасами. Таким образом, в действительности никогда не известно, какие ракеты используются в данной батарее, и остается только верить в этом вопросе русским на слово. Предполагается, что в системах С-300 и С-400, используемых в настоящее время в России, может быть более десяти типов различных ракет. Официально не известно, однако, какое предложение концерна «Алмаз-Антей» является актуальным в этой области.
Например, то, что русские хвалятся отправкой в Сирию новейших ракет типа 40Н6 (с радиусом действия более 400 км), вовсе не означает, что эти ракеты там были, и даже что они уже ставятся на вооружение. Это многообразие усугубляется тем, что ракеты российских противовоздушных систем разрабатываются двумя различными проектными бюро: Факел и Новатор.

Эксперт также приходит к выводу, что отличительной особенностью батареи С-500 от С-400 и С-300 является размер боеприпасов. Дальний радиус действия (600 км) должен сказываться на длине ракет, контейнеров с боеприпасами, а также на размерах транспортных средств — пусковых установок. Такое транспортное средство трудно будет замаскировать, особенно при его развертывании. В случае ракет большой дальности — это, например, удлиненные шасси МЗКТ-792911 с колесной системой 12×12 минского автомобильного завода.

Как нейтрализовать систему С-500 «Прометей»?

С точки зрения Максимилиана Дуры, система С-500 имеет те же слабые места, как С-400 и частично, как С-300. Речь идет, прежде всего, об использование ракет с полуактивными головками самонаведения, что означает необходимость применения специальных радаров наведения (например, типа 76Т6). Устраняя этот радар, устраняется, таким образом, вся батарея.

Между тем, как полагает публицист, в случае систем большого радиуса действия само строительство радара подсветки целей является большой проблемой, так как обнаружение и отслеживание небольших воздушных объектов на расстоянии до 600 км, требует применения передатчиков очень высокой мощности, а также сложных антенных систем, которые должны иметь, кроме того, исключительно эффективную систему охлаждения.

При этом он отмечает:

Россияне хвалятся, конечно, наличием активных дипольных антенн, но ничего не указывает на то, что они были созданы с использованием технологии нитрида галлия. Поэтому они должны быть очень большие и тяжелые, и, следовательно, тяжелы для перемещения в случае угрозы контрбатарейного огня. Кроме того, их нельзя поднять на передвижных вышках, которые имеют россияне (например, типа 40В6MД высотой 36-39-м или 40В6М высотой 13-25 м). Именно из-за этих технологических ограничений радар наведения 9С32 (из системы С-300) может обнаруживать истребители только на расстоянии около 140 км, а типа 30Н6 (например, из системы С-300ПМУ1) только на расстоянии до 300 километров.

Автор добавляет, что недостатком радаров дальнего действия является не только сам размер антенны, но и большая мощность генерируемого сигнала. Поскольку активные устройства сильно излучают, их легко отследить, создать им помехи, а также физически уничтожить (например, огнем артиллерии). И это будет особенно чувствительно в случае наземных радаров, входящих в состав системы С-500. Уязвимым моментом «Прометея» может быть также система связи с ракетой, на которую передаются данные, корректирующие ее полет. Нарушить связь с такой ракетой тем легче, чем дальше она находится от передатчика системы управления.

Выводы эксперта

Эксперт резюмирует, что русские не вносят принципиальных изменений в способ действия своих ЗРК:

Облегчением для противоположной стороны является тот факт, что россияне с семидесятых годов практически не изменили способа действия своих систем ПВО С-300/400/500. Это большая ошибка, так как системы противодействия развиваются очень быстро, о чем свидетельствует, например, способ ведения американцами воздушных операций во Вьетнаме. Это там показано, что после применения соответствующей тактики действий и систем вооружения можно практически свести к минимуму эффективность систем ПВО. Доказали это также израильтяне, проводя действия против экс-российских и экс-советских систем ПВО на Ближнем Востоке.

В итоге Максимилиан Дура заключает, что система С-500 «Прометей» действительно может произвести революцию в российских системах ПВО, однако этого, как он полагает, не подтверждает представленная им выше информация. В целом, с точки зрения публициста, определенные ограничения для российского ЗРК являются непреодолимыми, примером чего являются дальность противовоздушных ракет и фактический радиус действия, использующих их систем.

Следует отметить, что материал издания Defence24.pl имеет заказной и манипулятивный характер. В отношении российских систем ПВО автор отметает все официальные данные из российских источников как «пропагандистские» и использует информацию, взятую, по всей видимости, из западных изданий, достоверность которой почему-то не вызывает у него никаких сомнений.

Заявление эксперта о том, что российские системы ПВО являются «бесполезными» в отношении американских низколетящих маневрирующих ракет из-за того, что Россия не задействовала свои комплексы С-400 при ударе по Сирии, вообще не выдерживает никакой критики. На днях российское министерство обороны продемонстрировало фото с обломками «умных» американских ракет, сбитых, что примечательно, сирийскими средствами ПВО еще советского производства. Естественно, что если бы комплексы С-400 использовались для отражения ракетного удара, то результат этого для США и их союзников оказался бы гораздо более печальным.

В то же время понятны причины, по которым автор изо всех сил пытается доказать превосходство системы «Пэтриот» над российским «Прометеем». Недавно Польша приобрела этих американских комплексов на сумму почти 5 млрд. долларов, и теперь польским СМИ необходимо убедить своего читателя в том, что эти деньги были потрачены не зря.

topwar.ru

Эксперт рассказал об отличиях между С-500, С-400 и С-300

Российские ракетные системы защищают границы разных государств. К популярным С-300 и С-400 скоро добавится и комплекс С-500. Каково их предназначение и в чем отличие?

Как сообщает aif.ru, ссылаясь на слова замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, система С-500 анонсировалась как средство борьбы с боеголовками межконтинентальных баллистических ракет.

С-300 «Фаворит», поставка которых недавно состоялась в Сирию, создавался для перехвата «Першингов» и крылатых ракет США. При этом, как показала практика, система отлично справляется с ликвидацией цели на расстоянии до 200 км.

С-400 — «Триумф» — та же «трехсотка», но ее возможности более широкие. «Летом завершились испытания ракеты 40Н6Е с дальностью поражения целей до 400 км для этого комплекса», — отметил эксперт.

В настоящее время комплексы С-300 есть в армиях многих стран. Среди них — Азербайджан, Алжир, Армения, Белоруссия, Болгария, Венесуэла, Вьетнам, Иран, Казахстан, Украина, Греция и другие. Ракетные комплексы С-400 уже приняты на вооружение в Китае и Белоруссии. Заключены контракты на поставку с Индией и Турцией. Кроме того, заинтересованность в российском оружии выразили Иран, Саудовская Аравия и Марокко. С этими странами в настоящее время ведутся переговоры.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Татьяна Ленская

rueconomics.ru

США нашли противоядие против С-400 и С-500

Американцы намереваются усилить воздушный компонент ядерной триады парадоксальным образом

В новой ядерной стратегии США подробно говорится об усилении каждой составной части ядерной триады — наземной, подводной и воздушной. И в каждой из них намечено технологическое обновление. В конце следующего десятилетия начнут заменяться ракеты шахтного базирования «Минитмен-3», стоящие на вооружении с 1970 года. Новой ракете, которой пока нет, название пока не придумали. Стратегические подводные ракетоносцы «Огайо» должны в будущем уступить место в ВМС лодкам «Колумбия». И проект этой лодки пока еще находится в эмбриональном состоянии.

Что же касается воздушной составляющей, то здесь значительно больше определенности. Во-первых, уже известна компания, которая разрабатывает новый стратегический бомбардировщик. Это Northrop Grumman, которая создала последний воздушный «стратег» — малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit (Дух).

Во-вторых, у самолета уже есть собственное «имя» — B-21 Raider (Налетчик). В позапрошлом году был проведен опрос среди американских пилотов, которые предложили почти пять тысяч вариантов названия бомбардировщика. В результате выбрали Налетчика — в память об участниках первого налета 16-и американских бомбардировщиков на Японию в 1942 году, получившего название Raid Doolittle (подполковник Джеймс Дулиттл возглавлял операцию).

В ВВС намерены получить первые самолеты уже в 2025 году. Всего же Пентагон собирается закупить сотню таких бомбардировщиков. Судя по тому, сколь значительно подрос военный бюджет в этом году, эти планы могут и реализоваться. Ну, скажем, не полностью, а наполовину. И готов будет самолет, конечно, не в середине следующего десятилетия, а ближе к его концу.

Недоверие к стопроцентной реализации этого грандиозного проекта вполне обосновано. Поскольку прецедент уже имеется. Именно компания Northrop, позже объединившаяся с Grumman, начала разработку B-2 в 1981 году. Первый полет состоялся в 1989 году. А на вооружение бомбардировщик, являющийся носителем ядерного оружия, был принят в 1997 году. То есть на все ушло 16 лет. Ситуация с «Рейдером» в настоящий момент самая зачаточная. О скором первом полете речь не идет.

Два года назад был торжественно показан макет бомбардировщика, который мало чем отличается от «Спирита». Это то же самое «летающее крыло». При этом у нового самолета также главным приоритетом является малая заметность. И тоже он, как было объявлено вначале, должен быть дозвуковым. Правда сейчас стало известно, что Пентагон настаивает на увеличении скорости «Рейдера». Так что и макет, вполне возможно, еще претерпит некоторые изменения.

Что же касается количества запланированных самолетов, то оно напрямую зависит от их стоимости. «Спиритов» намеревались произвести около полусотни. Чтобы каждый самолет носил имя американского штата — «Дух Аризоны», «Дух Калифорнии» и т. д. Когда же выяснилось, что за каждый бомбардировщик необходимо заплатить 2 млрд. долларов, то на производство всей партии не хватило духа, и ограничились выпуском двадцати машин.

С «Рейдером» может сложиться еще более плачевная в финансовом отношении ситуация. Сейчас Northrop Grumman обязуется продавать самолеты по 550 млн. долларов. Вполне понятно, что ближе к финишу программы цена возрастет. Причем существенно. Потому что и перед «Спиритом», и перед «Рейдером» поставлена одна и та же задача: преодоление существующих и перспективных средств ПВО для нанесения ядерных ударов по территории противника.

Учитывая, что у противника, то есть у России, появились более мощные средства ПВО, чем те, которые были на момент создания «Спирита», — С-400 и С-500 — новый бомбардировщик должен быть более совершенным в техническом отношении чем В-2. И стоить он, соответственно, должен дороже.

По поводу рациональности «рейдерской программы» у самих американцев возникает множество вопросов. Так, например, самый ярый русофоб — сенатор Джон Маккейнс 2015 года неустанно борется и с командованием ВВС США и с компанией Northrop Grumman, добиваясь снижения стоимости разработки. Сейчас она доросла до 46 млрд. долларов.

При этом ряд американских экспертов считает, что реализацию этой грандиозной программы можно было бы и отложить на 10 лет, что сэкономило бы 34 млрд. долларов. Том Коллина и Уилл Сэтрен, аналитики американского фонда Ploughshares, занимающегося исследованиями в области всемирной безопасности, пишут о том, что до 2040 года в строю будут находиться стратегические бомбардировщики В-52, а В-2 — до 2060 года. И их парк в полной мере обеспечивает паритет с воздушной составляющей ядерной триады России. И, следовательно, с запуском программы создания нового «стратега» можно не торопиться.

Существуют у американских экспертов и серьезные вопросы к концепции нового бомбардировщика. «Спириту» необходимо внедряться в пекло зон ПВО противника только лишь потому, что в его арсенале нет ядерных ракет, которые позволили бы производить обстрел с безопасного расстояния. Есть только авиабомбы, как свободнопадающие (В83), так и планирующие (В61 новейшей 12-й модификации). Но дальность планирующих бомб не столь высока, чтобы сбрасывать их, находясь на безопасном удалении от российских ЗРК. (Отметив в скобках, что в арсенале российских стратегических бомбардировщиков есть ядерная ракета Х-102, имеющая дальность 5500 км).

Так вот, относительно использования планирующих бомб на В-2 возникает серьезный вопрос. На этапе создания «Спирита» появились новые модификации ЗРС С-300, которые стали представлять серьезную угрозу для высотных полетов проектируемого самолета. К тому же стало известно, что создается и еще более эффективная ЗРС С-400. Поэтому в разработку бомбардировщика экстренно ввели коррекцию, предписав ему полеты с огибанием рельефа местности. Да вот только при таком полете планирующие бомбы использовать бессмысленно.

Ситуация с вооружением не изменилась и по нынешний день. Те же самые бомбы и никаких ракет. Из ядерного вооружения. Хоть есть и обычные ракеты, однако «Спирит» — это стратегический бомбардировщик. И этот атавизм — внедрение в зону ПВО по причине отсутствия дальнобойного вооружения — почему-то был перенесен и на В-21.

Правда, дальние крылатые ракеты с ядерной боеголовкой у США имеются. Это AGM-86, способные улетать на 2400 км. Этого вполне достаточно, чтобы наносить удары, находясь на безопасном расстоянии. Однако ими оснащены лишь ветераны стратегической авиации США — В-52. В бомбоотсек «невидимки» В-2 они просто не влезают. А при внешней их подвеске существенно повышается заметность самолета для РЛС средств ПВО.

Судя по тому, что «Рейдер», если верить представленному макету, должен иметь меньшие габариты чем «Спирит», ракета AGM-86 для него не предназначена. Однако в США начинает разворачиваться проект по созданию новой дальней ракеты Long-Range Stand-Off, которая предназначена и для ныне существующих В-52 и В-2, и для перспективного В-21. Но в этом случае абсолютно непонятна вся эта малозаметность, которая стоит бешенные деньги.

Причем малозаметность очень условная. Во-первых, российские РЛС, работающие в различных диапазонах волн, прекрасно видят все шедевры стелс-технологий в дециметровом и в метровом диапазоне. Кстати, такую способность приобрел и истребитель пятого поколения Су-57, у которого помимо «традиционной» РЛС есть и работающая в дециметровом диапазоне.

Во-вторых, «Рэйдеру» придают функцию доразведки объектов, по которым необходимо нанести удар. И это очень странно. Самолет-невидимка включает свою РЛС и начинает доразведывать, превращаясь тем самым в прекрасно видимый объект, благодаря излучению своего радиолокатора.

Разумеется, никто не отрицает, что командование ВВС США состоит из очень неглупых и достаточно опытных профессионалов. И они прекрасно видят противоречия, заложенные в перспективный бомбардировщик. И тут можно предположить, что В-21 намереваются сделать двухцелевым самолетом с резким разграничением функций.

Как стратегический бомбардировщик он будет пользоваться новыми ядерными крылатыми ракетами большой дальности. Но его можно будет использовать и в качестве обычного дальнего бомбардировщика для участия в «колониальных войнах» против заведомо более слабого противника. И тогда можно будет спокойно преодолевать зоны ПВО, оснащенные малоэффективными средствами перехвата, и спокойно бомбить, не расходуя дорогостоящие ракеты.

Однако попытки сэкономить за счет того, чтобы получить «два в одном», порой приводят к совершенно противоположным результатам. Именно такова история истребителя F-35. Его первая модификация предназначена для наземных аэродромов. Вторая — для авианосцев с электромагнитной катапультой. Третья представляет собой самолет с вертикальным взлетом и посадкой. В результате получился чрезвычайно дорогой и откровенно слабый самолет, который уже очень долго никак не могут довести до ума.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

ЗРК С-500 решит весь спектр задач ПВО и ПРО


Второе свойство этой системы — это расширение возможностей по противоракетной обороне. Здесь я могу только некую условную аналогию провести. Ближайшим аналогом по части ПРО для нашей новой системы может быть модернизированный и серийно изготавливаемый мобильный, а правильнее сказать перебазируемый, американский комплекс противоракетной обороны THAAD.

В части ПВО ближайшим аналогом можно рассматривать «Patriot» PAC-3, хотя по ряду характеристик американский комплекс существенно уступает нашим системам, даже ныне существующим, таким как С-300В4 и С-400.

В целом система С-500 сможет решать весь спектр задач противовоздушной и противоракетной обороны с учетом перспектив развития средств воздушно-космического нападения.

— Вы упомянули о новой ЗРС С-400 «Триумф», которая уже реально поставляется в войска. Завершена ли доводка всего комплекта ракет для этой системы или по-прежнему на ней применяются ракеты от «трехсотки»?

— В войска эта система поступает с ракетами нового поколения. По «четырехсотке» мы имеем некую программу дальнейшего развития, в первую очередь основанную на введении нового спектра ракет, которые разрабатываются по разным тематикам, в том числе для корабельной ПВО. При этом главная задача — обеспечить еще более высокую огневую производительность, помехозащищенность и т.д. То есть наиболее важных свойств, которые характеризуют возможности использования системы для отражения массированных ударов современных средств воздушно-космического нападения.

Подход у нас изначально такой — с любого проекта, который разрабатывался по другим заказам, морским, сухопутным и для ПВО-ПРО нового поколения мы все полезные технические решения в части ракетных изделий стараемся внедрить и в другие системы для того, чтобы расширить спектр отражаемых угроз, повысить в том числе экспортный потенциал. При этом можно сложить некую конфигурацию системы, исходя из возможности применения различных изделий.

Такой подход на самом деле используется во всем мире. Широко известны решения, которые американцы реализовывали с европейцами, где ряд отработанных ракет внедрялись в другие комплексы. В частности, на корабли. Там установлены европейские комплексы, но с американскими ракетами и наоборот. Есть совместные проекты, где на американских комплексах используются французские ракеты. Т.е. это нормальная практика.

Тоже самое касается в значительной степени комплексов, которые сейчас создает Израиль, который наряду с США является нашим серьезным научно-техническим конкурентом. По крайней мере, в классе комплексов малой и средней дальности. У Израиля на сегодняшний день есть ряд апробированных технических решений, с которыми надо считаться и как-то парировать их возможности выхода на внешний рынок, где мы уже начинаем достаточно жестко конкурировать. Если у американцев есть ограничения по ряду стран, то у Израиля особых ограничений нет, поэтому они на традиционные рынки России благополучно выходят. Один из ярких примеров Индия, где Израиль широко присутствует.

— Россия в последнее время активно продвигает на экспорт новую ЗРС «Антей-2500». В чем особенности этой сиcтемы по сравнению с C-300В, которая выпускалась ранее?

— «Антей-2500» — условное экспортное название системы С-300В4. Экспортный вариант имеет небольшие отличия от базового, который создан для российских Вооруженных сил.

Что является принципиальным отличием С-300В4 от предыдущих поколений: во-первых, значительная часть аппаратуры выполнена на современной элементной базе, что позволило значительно расширить характеристики по отношению к предыдущему поколению систем С-300В.

Во-вторых, внедрена новая ракета дальнего действия, которая способна решать в том числе задачи нестратегической противоракетной обороны. Значительно расширена возможность по дальности поражения. Мы уже дотягиваемся до 400 км. Это существенно облегчает возможность боевого применения всех остальных систем, потому что принуждает постановщики помех находиться на безопасном расстоянии.

Самолеты дальнего радиолокационного дозора и управления, например АВАКС, теперь тоже не смогут безнаказанно войти в 400-километровую зону. Соответственно, снижаются возможности по управлению штурмовой и истребительной авиацией. Внедрение подобного рода ракет дальнего действия существенно изменяет потенциальную обстановку, которая может сложиться при отражении соответствующих ударов.

Такая же идеология заложена и в «четырехсотку», другие системы, в том числе пятого поколения.

Если говорить о новых свойствах С-400В4 хотел бы отметить также более высокую технологичность этой системы. Если рассмотреть составные части, многое пришлось переделывать или делать заново, что позволило обеспечить необходимое качество и объем серийного производства. На этой ЗРС, например, внедрено специализированное шасси. При создании этой системы, как впрочем, и ЗРК «Тор-М2» мы шли по пути не восстановления каких-то элементов производства, а создания новых аналогов.

— Рассматривается возможность создания модификации С-300В4 на автомобильном шасси?

— У нас уже есть соответствующий проект, поэтому если будет востребованность на автомобильном шасси, мы его запустим.

Изначально министерство обороны предполагало провести локальную модернизацию С-300В для продления сроков службы и небольшого наращивания характеристик, но нам удалось убедить военных, что локальной модернизацией не стоит заниматься. Надо делать более современные образцы, хотя отдельные решения мы заимствовали, но в целом это фактически новая техника.

— Что представляет собой ЗРС С-350 «Витязь»? Сообщалось, что она в разы превышает по своим боевым возможностям систему С-300. Так ли это на самом деле? Поставляется эта ЗРС в войска или пока продолжаются её испытания?

— Система разработана в соответствии с техническим заданием для замены ЗРС классов С-300ПТ-ПС, то есть первого поколения «трехсоток». Она предназначена для решения задач борьбы в первую очередь с массированными средствами воздушно-космического нападения. Имеется ввиду с крылатыми ракетами, пилотируемой авиацией, беспилотниками среднего и тяжелого класса, тактическими баллистическими ракетами. То есть полным спектром целей, которые были в нише «трехсоток» первого поколения.

В чем принципиальная особенность С-350 «Витязь»? Их две. Первая заключается в том, что эта система имеет возможность обзора и обстрела целей в круговом режиме, а не только в секторном, как у «трехсотки». Вторая особенность — у новой ЗРС канальность по одновременно обстреливаемым целям и наводимым ракетам существенно повышена.

Базовыми ракетами на С-350 «Витязь» являются ракеты с активными головками самонаведения. Их зонные характеристики соответственно превышают характеристики ракет «трехсоток» первых поколений.

Немаловажно и то, что боекомплект, который размещается на одной пусковой установке, состоит из 12 ракет вместо 4. Это очень важно для отражения массированных ударов. Не говоря уже о том, что у С-350 повышена помехозащищенность, решены задачи высокой автоматизации управления. Основной режим работы средств автоматический.

Характеристики «Витязя» в экспортном исполнении согласованы с министерством обороны, т.е. мы имеем право поставлять данную систему на экспорт.

С-350 «Витязь» в настоящее время находится в процессе испытаний. Параллельно готовим серийное производство.

— Как вы оцениваете возможности для дальнейшего совершенствования ЗРК малой дальности «Тор-М2Э» и средней дальности «Бук-М2Э»?

— Что касается линии «Бука», то мы освоили производство системы «Бук-М2». Она серийно поставляется как в войска, так и на экспорт. Завершены испытания и освоено серийное производство следующего поколения «Буков» для ПВО Сухопутных войск. На этом комплексе мы кардинально, практически в два раза, увеличили возимый боекомплект. Расширили зону поражения в сравнении с предыдущими модификациями.

Система стала полностью соответствовать современным требованиям, предъявляемым к ЗРС войсковой ПВО средней дальности. Она также осталась на гусеничном шасси, но есть вариант и на колесном шасси. Прежде всего для поставки на экспорт. На сегодняшний день в классе средней дальности войсковой ПВО зарубежных аналогов ЗРК «Бук-М2» просто нет. Основная особенность нового «Бука» в том, что практически с марша можно решать задачи боевого управления и стрельбы. Это принципиально, потому что все системы подобного класса требуют достаточно много времени для развертывания.

В классе ЗРК малой дальности освоено серийное производство «Тор-М2» в нескольких модификациях, в том числе с новой ракетой. У этого комплекса также в два раза увеличен боекомплект и канальность. Существенно расширена зона поражения. По сути, все сделано заново.

Интерес зарубежных стран к этому комплексу очень большой, много заявок на поставки, что позволяет нам не только с оптимизмом смотреть в будущее, но и приступить к созданию комплексов малой дальности следующего поколения.

— Каковы перспективы разработки средств ПВО-ПРО на новых физических принципах? США, например, недавно закрыли свою программу создания систем ПРО с использованием лазера воздушного базирования.

— Если говорить о лазерном оружии или оружии направленной энергии, как принято его называть, то этой тематикой мы занимаемся давно. Поэтому я не придерживаюсь термина «новые физические принципы». Они были новые в 60-70-е годы.

Лазерное оружие наземного базирования для решения задач прикрытия точечных объектов, воздействия на различного рода электронные системы, в том числе установленные на самолетах, космических аппаратах и у нас, и у американцев достаточно активно создавалось. В США перед собой поставили почти не решаемую задачу — перехват баллистических ракет, стартующих с подводных лодок. И на этом погорели со своей программой ABL. Но это не значит, что они свернули авиационный комплекс с лазером на борту как невостребованный. Ничего подобного, они просто переключились на то, что более реально — на подавление оптикоэлектронных систем космического базирования. Мы тоже этим занимаемся.

— То есть мы идем с ними нога в ногу?

— Я бы не сказал, что нога в ногу. Технологически они в этом направлении больше продвинуты, но это не значит, что у нас ничего нет. Мы соответствующие экспериментальные комплексы делаем, отрабатываем. О характеристиках я, естественно, говорить не могу.

Если говорить про наземные или корабельные системы на основе лазеров, которыми США сейчас активно занимаются, то их эффективное практическое применение пока маловероятно, так как требует наличия большой энергетики на борту. Для поражения, т.е. физического разрушения крылатых ракет, атакующих корабль или наземный объект на расстоянии нескольких километров требуются мощности около 100 киловатт и более. Речь идет об излучаемой мощности, что касается потребляемой, то она соответственно еще больше — под мегаватт.

Опять же эффективность лазерного оружия очень сильно зависит от метеоусловий. Например, на побережье северной Африки, где метеовидимость очень хорошая — это одно, на нашей территории, закрытой, как правило, плотной облачностью — совсем другое.

Тоже самое касается кораблей с лазерными установками. Все зависит от того где и по каким целям применять лазерное оружие. Если стоит задача в рамках антитеррористических операций стрельнуть по лодке или лодочному мотору и обездвижить небольшое плавсредство — это вполне реальная задача. Подобные установки можно использовать также по воздушным шарам, дельтапланам. Но работать с земли по серьезным воздушным целям маловероятно, потому что реально существуют колоссальные потери энергии в атмосфере.

— Мы часто говорим, что наши системы превосходят зарубежные аналоги, а в чем их реальные преимущества перед тем же «Patriot» PAC-3?

— Сравнивать свою технику с зарубежной не совсем корректно, тем не менее по ряду направлений наша техника действительно превосходит зарубежные аналоги. Отчасти это обусловлено тем, что они в силу разных обстоятельств не ставили перед собой задачу добиться тех характеристик, например, по дальности поражения которыми обладают наши системы. Американцы, например, ограничились ракетами с наклонным стартом и этим продолжают заниматься, тогда как старт наших ракет вертикальный, что создает определенные преимущества.

У американцев колоссальное количество истребительной авиации с ракетами, у которых «длинная рука». Соответственно, потребности в зенитных ракетных системах дальнего действия свыше 200 км у них просто не было. Так они считали. Мы считали немного по-другому. Но факт есть — зонные характеристики у наших систем выше. Тем не менее, нельзя сказать, что в этом классе мы как-то колоссально превосходим комплексы, созданные в США. По отдельным характеристикам — да.

Правда, сейчас для «Иджиса» они создают ракету SM-6 с зоной поражения порядка 400 километров. В 2016-2017 годах она будет готова и внедрена на корабле. Потом можно будет ее и в сухопутные комплексы внедрить.

Что касается мобильной ПРО, например, THAAD (противоракетного комплекса наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности), то в силу особенностей они начали работу над ним в 1991 году и финансируют до сих пор. 25 лет они занимались этой темой, прежде чем создали этот комплекс. Если говорить об «Иджисе», то здесь тоже они около 20 лет упражнялись пока не вышли на приемлемые характеристики по перехвату в классе баллистических ракет средней дальности. То есть у них была предыстория с огромным финансированием. У нас конечно такой предыстории не было, потому что финансирование не так давно открыто, соответственно, некое отставание здесь есть.

— Испытываете ли вы сегодня проблемы с финансированием новых разработок?

— Благодаря решениям президента России часть тем, которыми мы занимаемся, отнесена к категории приоритетных или суперприоритетных, поэтому здесь нам грех жаловаться. Финансирование идет нормально и надеюсь будет идти нормально. К сожалению, не все темы так финансируются. Мы понимаем, что хорошо бы вести разработки широким фронтом, но если денег не хватает нужно определять приоритеты.

— Многие российские предприятия, особенно в авиастроении, активно кооперируются с западными компании по реализации перспективных проектов. Взять тот же БраМос или истребитель пятого поколения, которые мы создаем совместно с Индией. Есть ли у концерна подобные проекты с зарубежными партнерами?

— Мы также вели совместные проекты по зенитно-ракетному направлению, в частности, с южнокорейской фирмой «Самсунг». Результатом этой работы стало создание комплекса средней дальности «K-MSAM». Кстати, дальнейшим развитием этого направления стало создание зенитной ракетой системы «Витязь».

Корейцы работали с нами много лет. Они были нам благодарны, да и мы у них много чему научились, в частности, в плане подхода к конструированию аппаратуры. Сотрудничество зачастую бывает очень выгодным не только с коммерческой точки зрения, но и в части обмена технологиями. Правда, к сотрудничеству с некоторыми странами мы относимся не совсем положительно, потому что они могут оказаться для нас потенциальными конкурентами.

— Насколько критичными стали для концерна западные санкции? Используете ли в своих системах зарубежное оборудование?

— Часть оборудования для оснащения производств действительно закупается за рубежом, поэтому санкции некоторые ограничения внесли. Но тут есть альтернатива. Нигде же не сказано, что оборудование нужно закупать именно у западных компаний. Мы начали более активно вести закупки у азиатских коллег. Это позволило уйти от санкций без особых потерь. А где-то даже наоборот приобрести что-то новое.

Что касается элементной базы, то ситуация здесь примерно такая же. Во-первых, мы ничего сверхъестественного из импортной элементной базы не используем. Параллельно идет программа импортозамещения. Ряд иностранных компонентов, которые используются при изготовлении техники, мы успешно заменяем на отечественные аналоги. Ведь наша электронная промышленность тоже не стоит на месте.

Кроме того есть еще промежуточный вариант, которым мы тоже пользуемся, когда изготовление элементной базы осуществляется за рубежом, а разработка у нас. Это позволяет избежать потенциальных закладок. Вполне нормальная технология. Ее, кстати, активно используют и американцы, и европейцы.

Мы задачу строить фабрики по производству всего спектра элементной базы и оборудования пока перед собой не ставим. А вот отдельные технологические линейки — это да.

— Продолжит ли концерн заниматься разработкой и производством средств управления воздушным движением, наземной аппаратуры ГЛОНАСС?

— По центрам управления воздушным движением мы в соответствии с указом президента РФ являемся головной структурой. Все укрупненные центры комплектуются в основном нашей аппаратурой и программным обеспечением. На сегодняшний день можно сказать, что таких укрупненных центров, которые созданы по нашим технологиям, уже около десяти. В их числе и центр в олимпийском Сочи. Но это не самый крупный объект. Самый крупный московский.

Сейчас идет опытная эксплуатация этого центра. Там все сложно, потому как московский центр отвечает за управление воздушным движением по всей европейской части России. Наряду с тем, что есть еще центр в Калининграде и в Санкт-Петербурге.

Московская зона очень сложная — здесь много аэродромов, с которых летают как гражданские, так и военные самолеты. Огромное количество полетов правительственной авиации в том числе. Это очень сложная система с чрезвычайно напряженным трафиком.

Мы уже примерно год вместе с Росавиацией занимаемся аттестацией этой системы, выявляем какие-то ошибки, по ходу что-то дорабатываем. Надеемся, что московский центр по всем параметрам, в том числе функциональным, будет соответствовать верхней планке международных стандартов. Тем более, что некие прототипы есть. Исходные данные, которые заданы на московский центр, соответствуют тому, что создано в Мюнхене. Других прототипов нет. Даже Хитроу в Лондоне и близко не соответствует этим требованиям. В Мюнхене развернута сейчас самая современная система в Европе.

Параллельно ведем работы по другим укрупненным центрам.

Кроме того, мы поставляем огромное количество локационной техники, решающей задачи управления воздушным движением на аэродромах, трассах полетов. Соответственно, занимаемся интегрированием этой информации, в том числе в интересах военных.

Большое количество метеорадаров, которые мы сами разработали, поставляем в интересах гражданской и военной авиации, а также для метеоагентства. Мы, кстати, выиграли в тяжелейшей борьбе зарубежными конкурентами тендер на поставку метеорадаров.

По ГЛОНАССу мы, в основном, изготавливаем аппаратуру для спецпотребителей, для авиации, для кораблей и гражданских судов. Какую-то часть поставляем за рубеж. В требуемом количестве выпускаем индивидуальные приемники ГЛОНАСС для военных.

Пытались мы выходить и на гражданский рынок. Примерно год достаточно успешно конкурировали с западными производителями. Но все равно просели по сравнению с китайцами. Китайцы вытесняют с рынка всех, потому что цена у них все равно получается в полтора раза ниже.

Есть масса проектов по другим гражданским наукоемким направлениям, которыми мы занимаемся. В том числе с использованием военных наработок. Например, по гидролокации очень современные приборы делаем. Выпускаем определенный спектр медицинского оборудования, отвечающего самым современным требованиям. Правда, выйти на этот рынок крайне сложно. Но мы не намерены опускать руки. Надо всегда смотреть в будущее даже тогда, когда, кажется, что задачи не выполнимы. Это залог успеха в любом деле, не только в нашем.

interpolit.ru

Комплексы ПВО С-300, С-400 и С-500 или вундерваффе сырьевой сверхдержавы: andreistp


пусковая установка С-350 (12 ракет), она же компонент средней дальности С-400

1. С-300 — идеальное оружие для борьбы с колобками.

Все знают (а кто не в курсе, тот узнает прямо сейчас), что колобок — это сферический конь в плотных слоях атмосферы.

Именно для борьбы с ними создавался ещё советский комплекс противовоздушной обороны (ПВО) С-300, т.к. эффективно работать он мог только в условиях максимально приближённых к идеальным, иными словами — в условиях максимально удалённых от боевых. Его основная проблема в низкой устойчиости к интенсивной работе средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в особенности — к постановке активных помех.

В СССР это проблемой не считали, т.к. комплекс С-300 изначально создавался для борьбы с натовскими летающими радарами (прежде всего американскими) вроде E-2 Hawkeye или E-3 SENTRY (AWACS). Летали они довольно высоко (так их радарам лучше «видно»), довольно медленно (зато могли долго патрулировать), к тому же имели большие размеры — замаскировать такую цель помехами было проблематично. К тому же эта цель с работающим радаром навязчиво информировала всех любознательных, т.е. имеющих хоть какие-то средства радиотехнической разведки (РТР), о своём присутсутствии и местонахождении. Иных задач перед комплексом изначально не ставилось. И хотя он мог теоретически сбивать бомбардировщики, истребители или крылатые ракеты противника, если бы вдруг смог их обнаружить, все перечисленные задачи решали другие силы армейской ПВО и ПВО страны: комплексы С-200 и т.п. (вплоть до хрущёвских С-75), плотно прикрывавшие Москву и наиболее важные промышленные центры СССР, а дыры в боевых порядках зенитно-ракетных дивизионов затыкали довольно многочисленные истребители-перехватчики.

С обнаружением на дальних дистанциях целей более скромных размеров, чем авиалайнер, и ведущих себя в радиоэфире не навязчиво у С-300 не сложилось. Эту задачу должны были решать уже советские летающие радары с которыми у РФ большие проблемы: просто не справляются с конролем периметра 1/8 части суши, даже если оба два взлетают одновременно.

2. С-400 — два в одном, точнее полтора в одном.

На средних и ближних дистанциях С-300 справлялся с обнаружением противника не хуже остальных, но стрелять дорогущими ракетам в упор, ещё и без перспективы перезарядить пусковые контейнеры (что возможно лишь на заводе-изготовителе — плата за гигантизм) реально давила жаба, поэтому новейший тогда комплекс приходилось прикрывать старичками с более дешёвыми ракетами и способными перезаряжаться без лишних сложностей. Приходилось создавать соединения-кентавры с кучей дублирующих функций (те же радары), разной манёвренностью и разными задачами. Геморрой получался знатный и было принято решение создать сдвоенный комплекс ПВО — дальнего и среднего радиуса действия, на унифицированных колёсных платформах (меньше проблем с запчастями и одинаковая манёвренность), с изначально объединёнными в единую систему средствами связи, управления, обнаружения и целеуказания. Ну и с единым командованием от которого не требовалось бы перманентных импровизаций.

Вторая значимая причина начала работ по С-400 — деградация ПВО России. Сперва сокращались авиабазы (их содержать слишком дорого), потом начали сокращать ракетные дивизионы (прикрыть после развала СССР всю новую границу на западе и с Казахстаном было слишком дорого, потому перешли к очаговой ПВО, а для этого имеющихся зенитно-ракетных частей было слишком много), потом начали сокращаться самолёты, в т.ч. перехватчики (от старости, а новых слишком мало). И тогда возникла идея перекрыть воздушное пространчтво РФ дальним зенитно-ракетным комплексом. А что он низколетящие цели видит только рядом с собой — пустяки. Главное, что россияне смогут спать спокойно, а то пьют, понимаешь, по-чёрному — всё о неприкрытом небе родины переживают.

Сказано — сделано. И нарекли сделанное С-400.

Состоит четырёхсотый из двух совмещённых комплексов ПВО — дальнего и среднего радиуса действия (последний при обособленном использовании именуется С-350), что логично: средний прикрывает дальний от малозаметных целей (например, низколетящих), при этом заранее отработана боевая слаженность и сокращена командная цепочка. Тем более, что дальний комплекс зачастую использовать жалко и дорого по пустякам (вроде лёгких БПЛА). Так вот, средний компонент комплекса реально существует, а в дальнем есть только пусковые установки.

Иными словами, смелую задумку совместить два новейших комплекса ПВО (средний и дальний) в единую систему вооружения удалась лишь частично: системы обнаружения целеуказания, управления и связи существуют, в наличии пусковые и ракеты компонента средней дальности, а вот в компоненте дальнем — только многоосный автомобиль с которого ракеты предполагается запускать, но самих ракет нет.

Из стрёмной ситуации россияне вышли с ловкостью неимоверной — С-400 стреляет дальними ракетами, отобранными у С-300 (это косвенно свидетельствует, что новейшая ракета не более чем модификация старой, но и её в серию пустить не смогли). Кстати, поэтому (а не от секретности высокодуховных технологий) россияне и продают за рубеж только трёхсотый — не хотят позориться. А вы думали им деньги не нужны? Ха!

Есть у С-400 (и С-350) ещё одна «изюминка»: связь между компонентами космлекса осуществляется не по кабелям, как у С-300 (и более раних, вроде С-200) — она беспроводная, что сокращает время развёртывания-свёртываня и облегчает обнаружение ВСЕХ его компонентов противником сразу после их включения (раньше не удавалось спрятать только работающие радары) — ну разве не прогресс?

3. Дешёвый, но эффективный Китайский аналог.

Китайцы могут скопировать всё. Чаще всего их копии заметно хуже оригиналов, но бывают исключения. Вот например, китайский аналог советского С-300 изначально создавался для работы в условиях подавляющего превосходства противника в средствах РЭБ, имея ввиду прежде всего противостояние с НАТО и США.

Дальняя российская ракета С-300 поздних модификаций (в ранних всё грустно) сперва наводится по наземному радару подсветеки цели (фаза полуактивного наведения) и лишь сблизившись с самолётом противника включает собственный радар (фаза активного наведения), далее окончательно наводится по нему. В этой схеме сразу несколько уязвимых мест:
1) наземные радары (обнаружения и подсветки цели) могут быть заглушены активными помехами (летающие радары обычно прикрываются самолётами РЭБ), благо времени для этого (особенно в случае с радарами обнаружения) достаточно;
2) то же может случиться с радаром ракеты, что менее вероятно изза дефицита времени;
3) противник может в последний момент укрыться за пассивными помехами, отсеять которые автоматика ракеты не успеет (опытный оператор наземного радара скорее всего справится, но тут он будет не у дел).

Дальняя ракета С-400 (та которой ещё нет) сперва идёт в сторону цели по инерционной системе наведения с радиокоррекцией с земли. Т.е. радар обнаружения цели попрежнему нужен (работает достаточно долго и наверняка будет забит помехами), отпадает необходимость в радаре подсветки цели (включается непосредственно перед пуском и вовремя заглушить его можно просто не успеть) и появляется необходимость в радиоканале для связи с ракетой, которую нужно корректировать — он так же может быть выявлен и забит помехами. Такая схема ещё менее устойчива в условиях активной работы средств РЭБ противника. Зато снижается вес систем управления и при падении надёжности растёт дальность (мощность и вес собственного радара ракеты минимальны и работают буквально в упор).

Система наведения китайской ракеты полностью пассивная, что делает ненужными назамные радары обнаружения и подсветки целей, которые сами по себе отличные мишени для ударов авиации противника или крылатых ракет. Цель обнаруживается пассивными средствами радиотехнической разведки, что в случае летающих радаров не сложно. Характеристики радиоизлучения и другие предполагаемые параметры цели передаются на ракету, её станция РТР захватывает цель и производится пуск, который разумеется будет обнаружен летающим радаром. Отсутсвие облучения радарами ПВО, которые следовало бы глушить самолётам РЭБ, заставит пилотов заглушить свой радар, т.к. ракета явно наводится на него. Но это не поможет, т.к. современный самолёт (в том числе боевой) излучает массу разнообразных радиосигналов и станция РТР фиксирует их почти все (а по мере сближение вообще все). Экипаж летающего радара судорожно выключает электронику (единый рубильник не предуспотрен) и китайская ракета хоть и продолжает сближение, но перестаёт реагировать на маневрирование цели. На какое-то время перестаёт. Но по мере сближения начинается наведение по другим пассивным каналам — в видеодиапазоне, в инфракрасноном диапазоне (минимум в двух частях ИК-спектра для увереной селекции тепловых ловушек) и даже в ультрафиолете. Последний может иметь два происхождения: выхлоп реактивного двигателя (неактуально для поршневых и турбореактивных двигателей, а так же для стелс-самолётов) или отражённые корпусом лучи Солнца (днём). УФ-излучение в обоих случаях слабое и быстро поглащается атмосферой, но на близких дистанциях его вполне достаточно для головки самонаведения ракеты ПВО. Четыре (или более) канала наведения позволяют уверенно отсеять тепловые ловушки и даже специальные экраны, «аппетитно» имитирующие для ракеты цель в разных (но далеко не во всех) диапазонах.

Разумеется, китайская схема не идеальна, но с поставленными перед дальней ПВО ограниченными задачами (борьба с летающими радарами противника, а заодно и самолётами РЭБ) вполне справляется. Российская же схема предполагает, что противник либо технически отсталый, либо идиот, т.е. по сути бесполезна в противостоянии с авиацией НАТО и, скорее всего, НОАК. А других вероятных противников у РФ в воздухе нет.

Именно поэтому китайский аналог С-300 несколько лет назад пыталась закупить Турция (её вероятным противником тогда была страна НАТО Греция), но американцы коллег вовремя «пристыдили». А вот Иран, так и не получивший обещанные российские С-300, их китайский аналог таки приобрёл.

4. С-500 — ничего оборонительного, только бизнес.

Не успели конструкторы АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» создать до конца С-400, как тут же началось проектирование С-500. Наверняка в нём будет немало новшевств, облегчающих его нейтрализацию или(и) уничтожение противником. Но каков смысл в новом комплексе ПВО кроме бессмысленного увеличения его теоретической дальности и распила бюджета?

Тут следует иметь ввиду, что основной компонент С-300, С-400 и С-500 (и С-350?), а именно ракеты, производятся или когда-нибудь в светлом будущем будут производится в Москве. А это земля на которой можно построить элитную недвижимость. И если вдруг ракеты там производить перестанут, то соответствующая территория обязательно будет отжата и застроена чем-нибудь действительно полезным для россиян, вроде офисов отжимателей московской недвижимости.

Почему же нельзя перевести изготовление этих немаленьких ракет в менее пафосный населённый пункт? Потому что, как метко подметил любимый россиянами Сталин, кадры решают всё. А кадры там особенные — почти спошь пенсионеры, жильём в Москве ещё при СССР обеспеченные и покидать столицу с её уровнем жизни (зарплаты с пенсей им вполне хватает) и снабжения категорически не желающие. А заменить их некем — столичная молодёжь отказывается работать на послевоенных раздолбанных станках (худший вариант) или довоенных раздолбанных трофейных немецких станках (лучший вариант — немецкое качество устойчиво к годам и очумелым ручкам), которые нужно поднастраивать не после каждой технологической операции даже, а непосредственно во время работы. Не одно десятилетие работающие на них ветераны такие фокусы откалывают на раз, а молодёжь учиться цирку не желает — зажралась. Можно конечно закупить суперсовременные станки на Западе (до крымнаша, сейчас с этим проблемы), но тут аж две проблемы — у буржуинов в станках полно электроники, которая на раз вскроет и передаст хозяевам все секреты российского ВПК, а кроме того в каком-нибудь Задрипенске (ради перевода в который новьё и следует покупать) работать на этой чудо технике будет некому — качество рабсилы в провинции ниже плинтуса, а немногих работоспособных конкуренты разбирают ещё маленькими.

Так что очередной комплекс ПВО создают, точнее пытаются создать, исключительно с целью удержания элитной московской земельки (даже распил бюжета на второй план отходит). Впрочем, цены на неё неуклонно падают и ажиотаж вокруг С-500 стихает.

5. Краткие выводы.

5.1. Ирану и Ко новые С-300 не светят.

Возможно читателю это покажется странным, но дальних ракет от трёхсотых у России крайне мало и потому их продажу Ирану с прочими заказчиками будут всячески затягивать, ссылаясь при этом на что угодно, но только не на дефицит. Трёхсотые ракеты нужны не только уже развёрнутым комплексам С-300 (с учётом сроков годности и всяческих стрельб с манёврами), но и для С-400 (которые то же регулярно учебные пуски производят) — на экспорт практичеки не остаётся.

5.2. Если что, в Сирии от С-400 толку не будет.

Реальна боевая ценность российских дальних комплексов ПВО низкая — их создавали для очень специфических задач и созданное получилось не сильно удачным.

andreistp.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *