ГАЗ-33088 «Садко»: выдержан в стиле — журнал За рулем
Всю землю асфальтом не покрыть — машины 4×4 всегда будут в ходу. Поэтому на ГАЗе с удовольствием строят полноприводники. Автор проверил в деле модернизированный «Садко» с новым ярославским дизелем.
ГАЗ‑33088 «Садко»
ГАЗ‑33088 «Садко»ГАЗ‑33088 «Садко»
Полноприводник «Садко» — прямой наследник легендарного ГАЗ-66. Правда, узнать родственника в более современной машине непросто: кабина-то от рядового «газона». Но любой охотник, рыбак, егерь или солдат, едва бросив взгляд на возвышающийся над колесами кузов, вмиг определит: это тот самый сверхпроходимый отечественный вездеход. Но теперь с собственным, абсолютно новым 4,5-литровым 135-сильным дизельным мотором.
Высокий крутящий момент мотора позволил уменьшить передаточное число главной пары с 6,83 до 5,125.
Высокий крутящий момент мотора позволил уменьшить передаточное число главной пары с 6,83 до 5,125.Высокий крутящий момент мотора позволил уменьшить передаточное число главной пары с 6,83 до 5,125.
В ДИЗЕЛЬНОМ КРАЮ
Ярославский дизель ЯМЗ-530 (на «Садко» модель 53442) — точнее, семейство 4- и 6-цилиндровых моторов — сконструировали и собрали по всем законам мирового автопрома. Ярославцы, предприятия которых ныне принадлежат «Группе ГАЗ», сразу задались целью построить гамму агрегатов в расчете на довольно широкую линейку газовских машин: средне- и крупнотоннажных грузовиков, а также автобусов. Провели расчеты, создали образцы и заказали доводку конструкции одной из самых известных в мире инжиниринговых компаний — австрийской AVL.
«Садко» довольно резво набирает ход: до 60 км/ч за 13,9 с, до 80 км/ч за 18,3 с.
www.zr.ru
Грузовой автомобиль ГАЗ «Садко-Next» » Военное обозрение
В конце девяностых годов для замены заслуженного «старика» ГАЗ-66 на вооружение Российской армии был принят новый полноприводный грузовик ГАЗ-3308 «Садко». Создание этой машины позволило начать обновление автомобильного парка вооруженных сил даже в сложных экономических условиях. Спустя несколько лет появились новые сообщения о возможном дальнейшем развитии среднетоннажного сектора армейской автомобильной техники. В прошлом году был представлен новый грузовик, который в будущем может заменить имеющиеся в войсках «Садко».Летом прошлого года, в ходе выставки СТТ-2014, «Группа ГАЗ» представила несколько новых автомобилей различного назначения, в том числе грузовик, предлагаемый в качестве замены для существующих ГАЗ-3308. В дальнейшем эта машине несколько раз демонстрировалась и на других выставках, в том числе на форуме «Армия-2015». Новая разработка «Группы ГАЗ» известна под названием «Садко-Next». Кроме того, в некоторых источниках встречаются обозначения ГАЗ-C41A23 и ГАЗ-C41A43. По имеющимся данным, новый грузовой автомобиль представляет собой глубокую модернизацию существующей техники с повышенными характеристиками.
Грузовик ГАЗ «Садко-Next» на выставке «Армия-2015». Фото Vestnik-rm.ru
В качестве перспективной машины для армии рассматривается грузовик с колесной формулой 4х4 и рядом нововведений, отличающих его от предшественника. За счет использования ряда новых комплектующих авторам проекта, как утверждается, удалось не только повысить технические характеристики, но и улучшить эргономику и другие важные особенности машины. Среди прочего все это сказалось на внешнем виде новой машины.
Грузовик «Садко-Next» сохраняет общую компоновку своего предшественника. При этом использована переработанная и усиленная рама, на которой крепятся все агрегаты, кардинальным образом обновлен состав оборудования и узлов, усилены детали ходовой части и применена новая кабина, заимствованная у автомобиля «ГАЗон-Next». Кроме того, за счет некоторых оригинальных компоновочных идей удалось увеличить размеры кузова без прироста габаритов всей машины.
Под капотом нового автомобиля находится дизельный двигатель ЯМЗ-53442 с турбонаддувом мощностью до 150 л.с. С двигателем сопряжена пятиступенчатая механическая коробка передач с однодисковым сухим сцеплением, оснащенным гидроприводом. После коробки передач крутящий момент передается на раздаточную коробку, откуда через необслуживаемые карданные валы поступает на оба моста.
Известно о создании двух модификаций нового грузовика, отличающихся разной конструкцией кабины. В первом случае (ГАЗ-C41A23) машина получает однорядную кабину с тремя местами для экипажа, во втором (ГАЗ-C41A43) сиденья располагаются в два ряда, каждый из которых имеет свою пару дверей. Кабина для грузовика «Садко-Next» была заимствована у серийной машины «ГАЗон-Next» и отличается крупным лобовым стеклом, установленным под большим углом к вертикали. Тип используемой кабины сказывается на общих габаритах грузовика. Так, при однорядкой кабине колесная база автомобиля составляет 3,77 м, а общая длина не превышает 6,3 м. Двухрядная кабина приводит к увеличению базы до 4,5 м и общей длины до 7 м. Максимальная ширина машины (по боковым зеркалам) не превышает 2,75 м, высота по крыше кабины – 2,6 м. При установке кузовов различных типов общая высота машины может увеличиваться.
«Садко-Next» с кузовом-фургоном. Фото Autompv.ru
При разработке нового проекта было решено увеличить размеры кузова. За счет доведения ширины кузова до 2,3 м и увеличения длины с использованием имеющегося свободного места удалось достичь 20-процентного увеличения полезной площади. Объем пространства для перевозки грузов также может быть увеличен за счет установки нового тента с каркасом. Этот агрегат увеличивает полезный объем на 42% в сравнении с предыдущими грузовиками.
Обновленный грузовик в полноприводной конфигурации способен перевозить до 3 т груза. Модификация с колесной формулой 4х2 и приводом на заднюю ось может перевозить на 2 т больше. Полная масса новых грузовиков всех модификаций не превышает 6,85 т. При этом нагрузка на переднюю ось составляет 3,05 т, на заднюю – 3,8 т. Следует отметить, снаряженная масса грузовика зависит от типа кабины и длины базы. Так, «короткая» модификация без груза весит около 3,9 т, а «длинная» тяжелее на 410 кг.
Благодаря 150-сильному двигателю новый грузовик может развивать скорость до 95 км/ч. При движении со скоростью 80 км/ч расход топлива составляет 21,5 л на 100 км пути. Машина способна подниматься на подъем крутизной 47%. Новый грузовик имеет достаточно высокое шасси с клиренсом 315 мм (по картеру заднего моста), что, среди прочего, позволяет преодолевать водные преграды по бродам глубиной до 1 м.
Грузовик с тентованным кузовом, вид сзади. Фото Vestnik-rm.ru
Информация о закупках новых грузовиков для армии пока отсутствует. В прошлом году утверждалось, что серийное производство новых автомобилей должно стартовать не ранее весны 2015-го. Это означает, что новый «Садко-Next» совсем недавно пополнил список выпускаемой продукции «Группы ГАЗ» и, как следствие, пока не успел стать предметом новых крупных заказов со стороны государственных ведомств.
По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://gazonnext.ru/
http://gazspecavto.ru/
http://autompv.ru/
topwar.ru
ГАЗ-3308 (SSM) — «И этим оказался, любимый наш Садко!»: diecast_43
Этот пахнущий соляркой «сынок» легендарной «Шишиги» стал для меня в своё время признаком перемен в нашей армии.Автомобиль с нормальной посадкой в кабине, сохранивший потрясающую проходимость предка.. в общем его копию нельзя не купить.
И только в хаки и с тентом! Именно таким я увидел его в первый раз.С полноприводником у SSM получилось куда лучше чем с 33073 хотя бы за счёт колёс. Шины здесь те же самые, что и на 66-12, АППА-66 и ЗИЛ-157.
И да, такие же дубовые. Китайские сборщики неправильно поставили шины остриём «ёлочки» вверх, впрочем колёса в отличии от 157 легко снять с осей и развернуть.
С положением переднего моста дела получше, но «перегруз» задней оси, увы, имеет место быть.
А вот так должно быть.
Небольшой баг во внешности — отсутствие подштамповки над фарами. Снизу сделана, а сверху нет. И «хромированные» дворники здесь не к месту.
Та самая подштамповка отлично видна на фото ниже. Кстати, жаль что такую расцветку не воплотили в АИСТе.
Труба воздухозаборника дизеля ММЗ Д-245.7
ФОНАРИКИ ЖЕ, БЛИН!!! Ну почему фонарь заднего хода туда запхали-то?
У рядного четырёхцилиндрового дизеля две трубы. Блин 🙁 Ну хоть бы откусывали лишнее на фабрике, накой портить впечатление?
В общем, полноприводник куда приятнее, хотя бы за счёт того что не надо менять колёса 🙂
diecast-43.livejournal.com
Сирийская артиллерия на базе российского «Садко» » Военное обозрение
Вот уже несколько лет сирийская армия с переменным успехом борется с различными вооруженными формированиями, террористическими организациями и иными врагами. Подорванная экономика страны и специфика боевых действий заставляют военных самостоятельно строить требуемую технику буквально из подручных материалов. В ход идут все доступные машины разных классов и типов, готовые системы вооружений и самодельные агрегаты. Одним из результатов такого подхода становится строительство заметного количества самоходных артиллерийских установок. Часть подобной техники строится на базе российских грузовых автомобилей ГАЗ-3308 «Садко».Грузовик ГАЗ-3308 «Садко». Фото Wikimedia Commons
ГАЗ-3308 «Садко» представляет собой полноприводный бортовой грузовик капотной компоновки, способный перевозить до 2,3 т груза. Разные модификации этой машины оснащаются двигателями мощностью от 119 до 149 л.с. Благодаря двухосному шасси с колесной формулой 4х4 грузовик способен передвигаться как по шоссе, так и по бездорожью, показывая достаточно высокие характеристики подвижности. В базовой конфигурации, созданной в интересах российской армии, грузовик «Садко» оснащался бортовым кузовом с возможностью установки тента. Впоследствии на его базе были созданы несколько специализированных машин различного назначения. Кроме того, в ходе дальнейшего развития конструкции были созданы новые образцы автомобильной техники с повышенными характеристиками.
По известным причинам, грузовики ГАЗ-3308 «Садко» являются одними из самых новых машин своего класса в вооруженных силах Сирии. Одновременно с этим они имеют достаточно высокие характеристики подвижности и грузоподъемности. Как следствие, подобная техника просто не могла не заинтересовать военных в контексте строительства перспективных образцов самоходной артиллерии. За несколько последних лет сирийскими конструкторами и военными было создано несколько вариантов боевых машин на базе шасси российского производства.
Самоходка на базе «Садко», оснащенная орудием ЗиС-2. Алеппо, июль 2016 г. Фото Twitter.com/MathieuMorant
Все стороны сирийского конфликта применяют как ствольные, так и реактивные артиллерийские системы, причем последние – благодаря относительной простоте производства – по своему количеству не уступают первым. В случае с военной техникой на базе российского «Садко» эта тенденция проявляется особенно ярко. Насколько известно, сирийская армия разработала и приняла в эксплуатацию только один образец САУ на таком шасси, оснащенной ствольным артиллерийским вооружением, тогда как РСЗО и созданы, и строятся в других количествах.
«Садко» + ЗиС-2
Единственная известная самоходка с пушкой, построенная на базе ГАЗ-3308, стала известна широкой общественности в середине июля прошлого года. Тогда ряд профильных интернет-ресурсов и средств массовой информации опубликовал фотографию, сделанную во время одного из недавних боев. На ней было запечатлено боевое применение весьма интересного образца импровизированной военной техники. При помощи оригинального корпуса (возможно, защищенного) и орудия ЗиС-2 серийный грузовик был превращен в САУ.
Для установки орудия и размещения его расчета грузовик «Садко» получил коробчатый агрегат-корпус, установленный прямо в стандартном кузове. На каркасе из металлических профилей смонтировали крупные бортовые листы и двери. Сверху «боевое отделение» прикрыли горизонтальной крышей, имеющей наклонный кормовой участок. Для размещения некоего имущества корпус получил дополнительный короб, размещенный над стандартной водительской кабиной. Вертикальный кормовой лист отличался наличием крупной прямоугольной амбразуры. Сразу позади кормового листа находится щитовое прикрытие орудия, в данном случае выполняющее функции маски.
Та же машина, вид на корму. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com
В кузове доработанного грузовика установили 57-мм противотанковую пушку обр. 1941 г. типа ЗиС-2 советского производства. Как видно на имеющихся фотографиях, орудие установили на поворотной платформе и закрепили в таком положении при помощи металлических хомутов, охватывающих колеса. Наведение орудия в двух плоскостях осуществляется при помощи штатных механизмов. Размеры кормовой амбразуры, как можно предположить, не затрудняют применение пушки. В зависимости от типа используемых боеприпасов орудие может обстреливать цели на дальностях до 4 км, а также поражать некоторые бронированные цели.
САУ на базе ГАЗ-3308, вооруженная орудием ЗиС-2, впервые «засветилась» в июле прошлого года и с тех пор еще несколько раз попадала в объективы фотоаппаратов и видеокамер. При внимательном изучении имеющихся материалов можно прийти к определенным выводам относительно численности подобной техники. По всей видимости, была изготовлена только одна самоходка подобного рода. Строительству новых аналогичных образцов, очевидно, мешает недостаточное количество доступных пушек столь старой модели.
«Садко» + «Вулкан»
В самом конце 2016 года специалисты и любители военной техники узнали о новой разработке сирийских военных, использующей существующие компоненты. На этот раз, исходя из текущих потребностей, ими была создана реактивная система залпового огня на базе шасси «Садко» и ракет типа «Вулкан». Ранее эти образцы использовались только раздельно и лишь сейчас их решили объединить в полноценный самоходный комплекс.
РСЗО «Вулкан» на базе ГАЗ-3308. Фото Twitter.com/2Rook14
В декабре 2016 года на одной из баз сирийской армии были сделаны фотографии новых РСЗО на колесном шасси российского производства. Следует отметить, что, несмотря на ряд характерных особенностей, замеченные образцы военной техники производили впечатление изготовленных на серьезном предприятии и по полноценному проекту. Далеко не каждая боевая машина, участвующая в сирийской войне, может похвастать этим.
При изготовлении оригинального образца боевой машины базовое шасси лишилось имеющегося бортового кузова, вместо которого смонтировали платформу требуемых габаритов. По бокам от рамы шасси на этой платформе разместили защиту шасси и, возможно, ящики для имущества. В кормовой части платформы появились продольные силовые элементы, используемые в составе шарнира для качающейся артиллерийской части. Последнюю выполнили в виде металлической рамы с гидравлическими приводами и оснастили двумя направляющими для реактивных снарядов. Передняя часть направляющей, при транспортировке вмещающая боевую часть ракеты, получила цилиндрический кожух. Задний участок направляющей ничем не прикрыт.
Запуск 300-мм неуправляемой ракеты. Фото Strangernn.livejournal.com
Напомним, неуправляемые реактивные снаряды семейства «Вулкан» являются собственной разработкой сирийских военных и создавались с учетом имеющихся возможностей, а также в условиях определенных ограничений. Основой ракеты «Вулкан» является стандартный реактивный снаряд калибра 122 мм, заимствуемый у системы БМ-21 «Град» или подобной. Ракета лишается штатной боевой части, вместо которой на нее устанавливается новый корпус увеличенного диаметра (до 300 мм или больше) с соответствующей боевой нагрузкой. Такая импровизированная модернизация приводит к падению дальности стрельбы и сокращению точности попаданий, но при этом дает заметный выигрыш в могуществе боеприпаса. Подобное изменение характеристик сочли приемлемым в текущей ситуации, что привело к достаточно большому распространение таких ракет.
На первых фотографиях, опубликованных в декабре 2016 года, в кадре присутствовали сразу две боевые машины. По некоторым данным, к тому времени было освоено мелкосерийное производство новых РСЗО с двумя направляющими для 300-мм ракет на каждой. Количество построенных боевых машин, тем не менее, неизвестно.
Ракетный комплекс максимального калибра. Фото Rg.ru
Архитектура реактивных снарядов семейства «Вулкан» позволяет наращивать калибр и массу боевой части ценой ухудшения летных характеристик. На данный момент известно о существовании снарядов калибром до 400-450 мм. Кроме того, имеются сведения о существовании пусковых установок для такого оружия, смонтированных на шасси ГАЗ-3308. В таком случае для запуска ракеты используется трубчатая направляющая со спиральным пазом для первоначальной раскрутки, установленная на ферме соответствующей конструкции. В связи с размерами и массой подобного вооружения, а также из-за ограниченных характеристик шасси машина «Садко» может комплектоваться только одинарной пусковой установкой.
Улучшенный «Вулкан»
Ракеты семейства «Вулкан» отличаются большой массой боезаряда и высоким могуществом. Тем не менее, для полноценной реализации всех преимуществ такого оружия необходим одновременный запуск большого количества реактивных снарядов. Такой пуск оказывается затруднительным при использовании существующей техники с одной или двумя направляющими для ракет. Не так давно эта проблема была частично решена, что дало определенный прирост боевой эффективности, хотя и не позволило повысить этот параметр до максимально возможных значений.
«Садко» с трехствольной пусковой установкой. Фото Inforeactor.ru
В течение нескольких последних месяцев сирийскими специалистами была создана улучшенная РСЗО на базе ГАЗ-3308 «Садко». Теперь на грузовой платформе предлагается помещать крупную опору многоугольной формы и трапециевидного профиля с устройствами для монтажа качающейся пусковой установки. Собственно пусковая установка теперь состоит из опорной рамы и трех трубчатых направляющих требуемого калибра. Очевидно, что добавление всего одной ракеты не приведет к колоссальному росту боевых качеств, но усиление залпа машины 50-килограммовой боевой частью точно не будет лишним.
Известно, что РСЗО «Вулкан» на базе российского грузовика уже производятся серийно. Известны фотографии и видеозаписи, на которых присутствует до трех образцов такой техники одновременно. Общее число собранных систем залпового огня, по-видимому, значительно больше, хотя точные показатели количества, как и в случае с другими образцами, вряд ли удастся установить.
Настоящий залп
Еще одной новинкой стала реактивная система залпового огня, не так давно попавшая в объектив фотоаппарата. На этот раз сирийские строители военной техники решили использовать традиционные идеи и решения, соответствующие общепринятым взглядам на реактивную артиллерию. Новый образец не отличается рекордным калибром, но превосходит все предыдущие аналоги по количеству ракет.
Серийные машины с пусковой установкой для трех ракет. Фото Inforeactor.ru
Новый проект импровизированной боевой техники подразумевает оснащение шасси «Садко» новой платформой рамной конструкции, на которой помещается пусковая установка с приводами наведения в двух плоскостях. Непосредственно на платформе помещается вращающееся основание, на котором закреплены две стойки с шарниром для монтажа качающейся артиллерийской части. Весьма интересным образом была решена проблема вертикальной наводки: гидроцилиндр ее привода закрепляется между стойками опорного устройства, а его шток соединяется с трубой, закрепленной на пакете направляющих.
На шарнире предлагается установка крупной металлической рамы с перфорированными листами обшивки, внутри которой в два ряда помещается 12 трубчатых направляющих. Калибр последних, предположительно, 122 мм. Прямым следствием использования большого количества направляющих стала еще одна доработка шасси. Для стабилизации боевой машины при стрельбе и некоторого повышения кучности в задней части грузовой платформы смонтирована пара аутригеров. Рассмотренные выше артиллерийские системы по тем или иным причинам не имели подобного оснащения.
Новейшая система с 12 направляющими. Фото Strangernn.livejournal.com
122-мм направляющие позволяют сирийской боевой машине использовать стандартные неуправляемые ракеты комплекса БМ-21. Тем не менее, получение характеристик на уровне советского/российского «Града» невозможно. В связи с ограничениями по грузоподъемности сирийская машина несет только 12 ракет. Кроме того, используются направляющие уменьшенной длины, не имеющие средств для первоначальной раскрутки снаряда. Как следствие, по дальности и точности стрельбы оригинальный комплекс может заметно отличаться от более старой системы.
***
На протяжении нескольких последних лет армия Сирии вынуждена постоянно вести бои с различными группировками и вооруженными формированиями. Потеря значительных территорий, экономические проблемы и т.д. серьезно ограничивают потенциал армии, в том числе в контексте закупок нового вооружения. Как следствие, военным приходится изготавливать требуемые образцы своими силами, используя имеющиеся компоненты. Как показывают события и сообщения последнего времени, заметное место в этом процессе получил российский грузовой автомобиль ГАЗ-3308 «Садко».
Большинство подобных машин, поставленных заказчику в базовой транспортной конфигурации, используется для перевозки людей и грузов. При этом часть техники была передана на переделку по новым проектам собственной разработки. Появление новых образцов самоходной артиллерии, как ствольной, так и реактивной, на базе грузовика «Садко» прямо говорит о потенциале такой техники в деле создания новых боевых машин. Следует ожидать, что при сохранении основных текущих тенденций Сирия продолжит создание новой военной техники на базе автомобилей российского производства. Какими будут новые образцы – покажет время.
По материалам сайтов:
https://rg.ru/
https://inforeactor.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://forums.eugensystems.com/
http://strangernn.livejournal.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
topwar.ru
технические характеристики и устройство двигателя
Попытки начала работы над автомобилем, который позже был назван газ 3308, были еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Дело в том, что знаменитая «шишига» ГАЗ-66 производилась к тому времени уже около 30 лет и при всех достоинствах успела изрядно устареть. Да и нарекания у военных к ней были — например, бескапотная компоновка, которая куда опаснее для экипажа при взрыве мины под передним колесом машины.
Так выглядит классический автомобиль Газ 3308
Ремонтировать машину с кабиной над двигателем сложнее, чем с отдельным капотом и-за сложности доступа к мотору. Вернуться к оглавлению
Разработка
Вооруженные силы заметно сократили объемы закупок техники, и ориентироваться пришлось уже на гражданского потребителя. Проектирование было осложнено тем, что на дворе были бедные и неспокойные 90-е. Завод и вовсе чуть не обанкротился, но смог удержаться на плаву. В 1995 году ГАЗ представил первый прототип новой машины под индексом ГАЗ-3309П. Через два года стартовало серийное (вернее, мелкосерийное) производство новинки.
Военный Газ 3309П
Обозначение привели в соответствие со стандартом , а кроме того — автомобиль получил имя Садко, которое впоследствии прижилось и в народе. Благодаря,в первую очередь, впечатляющему дорожному просвету, машина выглядит впечатляюще. Не зря же обои с ее фотографиями часто ставят на рабочий стол даже те, кто к российской технике относится с прохладцей. Вернуться к оглавлению
Двигатель и коробка передач
Базовая версия все же получила восьмицилиндровый V-образный карбюраторный бензиновый двигатель, наподобие того, которым оснащался и предшественник. Производителя также менять не стали — им остался Заволжский моторный завод. Но индекс у агрегата — ЗМЗ-5231.10, а не ЗМЗ-66-06. Рабочий объем увеличился с 4.25 до 4.67 л, а мощность подняли на 10 лошадиных сил — до 130. Но грузовой машине требовался дизельный двигатель — ведь бензиновый мотор весьма прожорлив.
Двигатель змз-5231.10 для ГАЗ-3308
Для армии это не проблема, но вот гражданские покупатели вынуждены были «выкручиваться», устанавливая газобалонное оборудование. Да и тянет дизель заметно лучше, ведь 130 «бензиновых» сил все же мало для машины максимальной полной массой без малого 6,5 т.
Конечно, можно установить нужный силовой агрегат своими руками (и таких вариантов предлагалось множество), но вот сам завод ГАЗ наладил серийное производство грузовиков 3308 с мотором на тяжелом топливе только в 2003 году. Под капотом «прописался» минский турбодизель ММЗ Д-245.7 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 112 лошадиных сил. Его еще называют «тракторным», потому как первоначально предназначен был для трактора Беларусь. Но за отсутствием иных подходящих по требованиям альтернатив именно этот ММЗ выбрал также и ЗИЛ для своего Бычка.
Двигатель оказался весьма удачным, надежным, неприхотливым, недорогим. Импортные моторы подобного класса значительно дороже, да и в армию машины с ними поставляться не могут. Была, впрочем, попытка ГАЗа пристроить на все свои машины Steyr, но он абсолютно оказался чересчур сложным, а цена его значительно выше, чем у «тракторника».
Уже позже (в 2005 и 2013 годах соответственно) минский агрегат доработали до соответствия экологическим нормам Евро-2, а затем и Евро-4, в противном случае производство автомобилей с ним было бы запрещено в России согласно тогдашним изменениям в законодательстве.
С того времени, как модификация с дизелем пошла в серийное производство, она стала основной в модельной гамме 3308 Садко. Ее заявленный расход топлива в «идеальных» условиях — 16.8 л/100 км.
Габаритные размеры грузовика ГАЗ 3308 Садко
На настоящих дорогах машина потребляет больше но, все равно, является достаточно экономичной, учитывая объем топливного бака 105 л, и «дальнобойной». Те же, кому такого запаса топлива не хватает, устанавливают дополнительные емкости, благо, место на раме для них имеется.
По сравнению с бензиновой версией, интервалы между техобслуживаниями дизеля меньше, а затраты существенно ниже.
В 2013 году была представлена версия и с другим турбодизелем уже российского производства — это ЯМЗ-534. Дело в том, что Ярославский завод входит в Группу «ГАЗ», поэтому отпала необходимость закупать моторы «на стороне». В разработку двигателя было вложено немало средств, а также сил и времени. Для этого были приглашены австрийские партнеры из фирмы AVL List GmbH.
Так выглядит двигатель ЯМЗ-534
Рядный 4-цилиндровый агрегат уже в «базе» отвечает нормам Евро-4 с помощью применения системы рециркуляции выхлопных газов EGR (без добавления мочевины), но конструктивно заложена возможность несложной модернизации под Евро-5 и даже Евро-6. Мощность — 135 л.с., но эту цифру можно изменить, в том числе — программно.
В качестве опции за дополнительную плату прямо на заводском конвейере предусмотрена установка предпускового подогревателя. Коробка передач — 5-ступенчатая «механика». Синхронизаторы установлены на всех передачах, а картер — разъемный, что отличает 3308 от своих предшественников.
Особенности шасси
Изобретать шасси для 3308 с нуля было бы совершенно бессмысленно — ведь в заслуженной «шишиге» имеется немало проверенных временем, надежных и весьма удачных решений. Да и экономически очень сложно наладить производство множества новых деталей.
Поэтому ходовую часть 66-го взяли за основу, но серьезно ее модернизировали. Грузоподъемность подняли на 500 кг и, таким образом, довели до 2,5 тонн. Впрочем, перегружают эту (как и многие другие) машины в наших условиях совершенно нещадно.
Сам автомобиль в снаряженном состоянии весит чуть больше 4 т. В целом же, технические характеристики машины воображение не поражают. Это просто добротный качественный грузовик отечественного производства для выполнения определенных (но специфических) задач.
Дополнительно
- Кабина. При первом взгляде многим кажется, что кабина Садко полностью взята у обычного «газона».
Кабина грузовика газ 3308 Садко
Это не совсем так. Крылья на модели 3308 все же оригинальные, дабы разместить в них огромные колеса. Больше изменений никаких. Да этого и не требовалось, ведь чем больше унификация — тем ниже себестоимость. Интерьер по меркам машин такого класса вполне комфортный. По сравнению с моноприводной машиной там лишь добавили несколько кнопок и приборов. Привыкать не придется. - Модификации. Базовая версия Садко с бортовым кузовом и тентом. Но есть и масса других исполнений — вахтовый автобус, самосвал, пожарный автомобиль, мобильная лаборатория, дом на колесах, передвижная душевая, топливозаправщик и многие другие. Есть и модификация для ФСИН — ведь в труднодоступных районах тоже приходится возить заключенных. А для армии на машину монтируют разного рода вооружение. Кабина может быть обычной или двойной.
Армейская модификация грузовика ГАЗ 3308
- Целевая аудитория. Какими же сам ГАЗ видит покупателей этой особой техники? В первую очередь, это вооруженные силы. Но не только. Богатая «нефтянка» тоже нуждается в подобных машинах и закупает их в немалых количествах. Российское производство — отдельный плюс в этом случае, ведь существует масса мест, где Газон отремонтируют (даже несмотря на двигатель с электроникой), а вот иномарку уже не смогут или подлатают с трудом. Самосвал и вахтовка — наиболее распространенные варианты 3308 в этом случае.
- Если нужно больше? Но есть места, где даже более чем серьезной проходимости стандартного полноприводника недостаточно, или нужна нестандартная машина.
Модификация ГАЗ 33081 Егерь 2 с удлиненной кабиной
Тогда на помощь приходят различные специализированные компании, основной род деятельности которых — тюнинг ГАЗ 3308. Они сделают буквально все, что угодно. Это и самосвал на шинах сверхнизкого давления, и смесь Садко, и Газели, и гоночный грузовик, и многое, многое другое, главное, чтобы у заказчика были деньги на воплощение идеи в свет. Технические характеристики в этом случае поражают воображение.
Перспективы
С 2014 года ГАЗ все активнее использует весьма комфортабельную кабину от Газели Некст. Уже представлен и наследник Садко с этой приставкой.
Но, несмотря на это, ветеран не собирается уходить в отставку. Во-первых, он дешевле. Во-вторых, в нем меньше импортных деталей (хотя, двигатель одинаковый, да и шасси лишь модернизировано). Судя по данным производителя, ТТХ ГАЗ 3308 изменились несущественно. Ну и армии комфорт военнослужащих не важен, а потому можно с уверенностью сказать, что туда еще долго будут поступать машины 3308 именно старого, «заслуженного» поколения, которое выпускается уже без малого 20 лет.
avtomobilgaz.ru
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-33088 «Садко» (материал «Руководство по эксплуатации 330-3902010 РЭ. Третье издание») | |
Тип автомобиля | Грузовой двухосный автомобиль с приводом на обе оси |
Масса перевозимого груза, кг | 2000 |
Полная масса автомобиля, не более, кг | 5950 |
Масса автомобиля в снаряжённом состоянии (без доп. оборудования), кг | 3710 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 6250 |
ширина (по платформе) | 2340 |
высота по тенту без нагрузки | 2780 |
База, мм | 3770 |
Колея передних колёс, мм | 1820 |
Колея задних колёс, мм | 1770 |
Угол свеса передний | 48 |
Угол свеса задний | 32 |
Погрузочная высота | 1360 |
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м | 11 |
Контрольный расход топлива при движении с постоянной скоростью 60 км/ч, л/100 км | 22* |
Наибольшая скорость с полной нагрузкой ан горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч, не менее | 90-95 |
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъёма при полной массе автомобиля, град. | 31 |
Глубина преодолеваемого брода с твёрдым дном с учётом естественной волны (не от движения автомобиля) при номинальном давлении в шинах, м, не более | 0,8 |
* Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой | |
Антитоксичные системы: | |
— система рециркуляции отработавших газов | С управлением по разрежению от карбюратора через термовакуумный включатель |
— система вентиляции картера | Закрытая с принудительным отсосом |
Охлаждение двигателя | Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом и расширительным бачком, с термостатом, установленным в выпускном патрубке насоса. |
Воздушный фильтр | Сухого типа, сменный фильтрующий элемент — 3102-1109013-01…-10 или 31029-1109013…-03 или В4202. |
Карбюратор | К-135МУ |
Ограничитель частоты вращения | Пневмоцентробежного типа. |
Трансмиссия ГАЗ 3308 Садко | |
Сцепление | Однодисковое, сухое. Привод сцепления — гидравлический |
Коробка передач | Механическая, пятиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерён, синхронизированная или механическая, четырёхступенчатая. |
Раздаточная коробка | Механическая, с прямой и понижающей передачами, с приводом на передний и задний мосты. Передаточное число понижающей передачи — 1,982 |
Ведущие мосты | Главная передача — коническая, гипоидного типа, передаточное число — 6,17* (6,83**). Дифференциал — повышенного трения кулачкового типа. Поворотные кулаки переднего моста имеют шарниры равных углов скоростей |
Ходовая часть ГАЗ 33088 Садко | |
Шины | Пневматические радиальные, размером 12.00R18 модели КИ-115А |
Номинальное давление в шинах колёс, кПа (кгс/см2): | |
— переднего моста | 340 (3,5) |
— заднего моста | 440 (4,5) |
Минимально допустимое снижение давления в шинахколёс, кПа (кгс/см2) | 90 (0,9) |
Рессоры передние и задние | Продольные полуэллиптические |
Амортизаторы передней и задней подвесок | Гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия |
Рулевое управление ГАЗ 33088 Садко | |
Тип рулевого управления | Винт-шариковая гайка |
Усилитель рулевого управления | Гидравлический |
Тормозное управление ГАЗ 33088 Садко | |
Рабочая тормозная система | Двухконтурная, с гидравлическим приводом, с гидровакуумным усилителем и вакуумным ресивером в каждом контуре. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа. |
Запасная тормозная система | Каждый контур рабочей тормозной системы. |
Стояночная тормозная система | Трансмиссионная, с механическим приводом. Тормозной механизм — колодочный, барабанного типа. |
Электрооборудование ГАЗ 33088 Садко | |
Система проводки | Однопроводная, отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом автомобиля |
Напряжение в сети | 12В |
Генератор | Г-287 |
Аккумуляторная батарея | 6СТ-75 |
Стартер | СТ230-А1 или 8802.3708. |
Система зажигания | Батарейная бесконтактная |
Датчик температуры охлаждающей жидкости | ТМ 100В-3808000 |
Катушка зажигания | Б116 |
Датчик-распределитель | 24.3706-10 |
Коммутатор | 131.3734 или 131.3734-01, 90-3734, 94.3734, 94.3734-01 |
Свечи зажигания | А11-Р |
Фары | ФГ122БВ1 |
Передние фонари | ПФ130А-01 или ПФ130-3712В |
Задние фонари | 357.3716, 356.3716 |
Задний противотуманный фонарь | 2452.3716010 |
Кабина и платформа ГАЗ 33088 Садко | |
Кабина | Металлическая, двухместная, двухдверная |
Платформа | Металлическая или деревометаллическая, со съёмными решётками и дугами, тентом, с плафоном для освещения и кнопкой для звуковой сигнализации, с задним откидывающимся бортом, с продольными боковыми откидными сиденьями, с предохранительным ремнём над задним бортом. |
Внутренние размеры платформы, мм | |
— длина | 3390 |
— ширина | 2145 |
— высота бортов | 900 |
kung.ru
Садко, сын Шишиги — Авторевю
Полноприводный «газон» — ГАЗ-3308 Садко — выпускается уже больше пятнадцати лет, однако мы до сих пор не рассказывали о нем. Зато теперь появился отличный повод, благо Садко получил новый ярославский дизель. Покатаемся по весенним сугробам?
Никто не ожидал, что будет легко:
Я понимаю тебя, Садко!
Но мое чувство юмора рекомендует
мне всплыть…
Это из песни Гребенщикова. И впрямь никто не ожидал, что будет легко, когда в конце девяностых ГАЗ принял решение снять с конвейера легендарную Шишигу ГАЗ-66, которая славилась фантастической проходимостью, но полным отсутствием эргономики.
Первые экземпляры этой модели сошли с конвейера еще в 1963 году, а последний, с порядковым номером 965941, был выпущен через тридцать шесть лет — 1 июля 1999 года!
На замену «шишиге» завод готовил тоже бескапотную модель ГАЗ-3301 (говорят, очень удачную): она отвечала всем требованиям военных и даже позволяла бронировать кабину — однако время было кризисным и довести машину до конвейера не удалось.
В итоге было решено пойти на компромисс: «низ» — в смысле шасси с трансмисcией — оставили прежним, от ГАЗ-66, а вот «верх», то есть кабину и оперение, поставили от гражданского капотного «газона».
Так родился ГАЗ-3308 Садко: поначалу его оснащали почти таким же, как у «шишиги», карбюраторным мотором V8 Заволжского моторного завода (ЗМЗ-5231.10, рабочий объем 4,67 л, мощность 125 л.с.), но затем под капотом появился минский тракторный дизель ММЗ Д-245 (4,75 л, 120 л.с.). Этот агрегат — устаревший, шумный, вибронагруженный — тоже был не лучшим, но других на тот момент просто не было.
Так выглядит новый дизель в моторном отсеке Садко
И только недавно у Группы ГАЗ, куда входит и ярославский Автодизель, он же ЯМЗ, появился собственный дизель подходящей размерности — из нового и пока еще малоизвестного семейства ЯМЗ-530. Эти двигатели — практически ровесники Садко: опытная партия была выпущена еще в 1988—1989 годах, однако серийное производство началось только в конце 2011 года. Семейство ЯМЗ-530 спроектировано «с нуля» при помощи австрийской инжиниринговой компании AVL: в него входят рядные «четверки» и «шестерки» мощностью от 120 до 315 л.с. Потенциальные заказчики — заводы Группы ГАЗ, включая автобусные, оборонная компания ВПК, белорусский МАЗ, украинский КрАЗ.
Большинство моторов отвечает нормам Euro 4 при помощи системы рециркуляции отработавших газов EGR и нейтрализатора с двумя сажевыми фильтрами, но покупателям Садко повезло: поскольку грузовик полноприводный, то ему по правилу №96-02 ЕЭК ООН положены экологические льготы. Так что четырехцилиндровый ЯМЗ-53442, который стоит здесь, совершенно легально отвечает нормам Euro 3 (точнее, правилу №96-02) — без нейтрализатора, сажевых фильтров и системы EGR, приносящей массу хлопот в эксплуатации. Значит, мотор Садко теоретически может «переваривать» и не очень качественную солярку!Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписанautoreview.ru