203-мм самоходная пушка » Военное обозрение

Конструкторы предложили несколько вариантов установки орудий на гусеничное шасси:
1) наложение ствола от 180-мм буксируемой пушки С-23 на ходовую часть танка Т-55 с дальностью стрельбы обычным снарядом — 30 км, активно-реактивным снарядом — 45 км. Этот проект получил обозначение «Пион-1»;
2) наложение ствола от 210-мм пушки С-72 на опытное гусеничном шасси («объекте 429») с дальностью стрельбы обычным снарядом — 35 км, активно-реактивным снарядом — 50 км на шасси «объекта 429А»;
3) наложение ствола от 180-мм береговой пушки МУ-1 (Бр-402) на ходовую часть танка Т-55;
4) поместить в рубке — на ходовой части, заимствованной у танка Т-64, — 203,2-мм пушку с улучшенными баллистическими характеристиками, разработанную специалистами ленинградского Кировского завода. Либо пушку того же калибра открыто смонтировать на «объекте 429», снабдив ее откидным сошником, улучшающим устойчивость при ведении огня.
После долгих споров в начале 1969 года было решено принять калибр 203 мм. В сентябре 1969 года ленинградский Кировский завод представил на рассмотрение МОП аванпроект САУ «Пион» на базе шасси Т-64 в открытом рубочном исполнении, а завод «Баррикады» — аванпроект на базе шасси объекта 429 в открытом исполнении. В результате было принято решение на разработку САУ на базе объекта 429 в открытом исполнении. Совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1970 г. № 427-151 было решено проектировать 203,2 мм самоходную пушку 2С7 «Пион» с дальностью стрельбы 32 000 м обычными боеприпасами и 42 000 м — активно-реактивными. 1 марта 1971 г. ГРАУ утвердило уточненные тактико-технические требования к проектируемой системе. В них предлагалось проработать возможность использования специального выстрела ЗВБ2 от 203-мм гаубиц Б-4. Максимальная дальность стрельбы обычным 110-килограммовым снарядом была определена в 35 км, а минимальная безрикошетная — в 8,5 км. Дальность стрельбы активно-реактивным снарядом составляла 40-43 км. Головным разработчиком назначалось конструкторское бюро №3 Ленинградского Кировского завода.

Артиллерийскую часть разрабатывал волгоградский завод «Баррикады» под руководством главного конструктора Г.И. Сергеева. Артиллерийскую часть волгоградцы выполнили по классической схеме, но с некоторыми особенностями. В частности, ствол был не моноблочным, а разборным, состоявшим из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Такие стволы предложил еще в 70-е гг. XIX в. специалист Обуховского завода А.А. Колокольцев. Дело в том, что особо мощным артсистемам свойствен быстрый износ их нарезной части при стрельбе. Пришедшие в негодность моноблоки в таких случаях отправляют для замены на специальные предприятия, что требует немалого времени, в течение которого орудие бездействует. У разборных же подобную операцию легко провести в артиллерийских мастерских, расположенных в прифронтовом тылу.
После проведения заводских и государственных испытаний, в 1975 г. самоходная пушка была принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство. Артиллерийская часть производилась на волгоградском заводе «Баррикады». На Кировском заводе изготавливалось специальное шасси «объект 216» и производилась окончательная сборка орудия.
Помимо СССР, 2С7 состояла на вооружении Польши и Чехословакии (позже Чехии). На данный момент (2010 год) 2С7 состоит на вооружении России, Украины, Беларуси, Азербайджана.

Самоходная пушка 2С7 предназначена для выполнения следующих задач:
— разрушение полевых и долговременных оборонительных сооружений;
— подавление и уничтожение тылов, пунктов и органов управления войсками и артиллерией;
— подавление и уничтожение живой силы и техники в районах сосредоточения и на рубежах развёртывания.
Самоходная пушка 2С7 выполнена по безбашенной схеме с размещением орудия открыто в кормовой части гусеничного шасси. 2С7 состоит из 203-мм механизированной пушки 2А44 и гусеничного шасси.
Пушка 2А44 состоит из ствола, затвора, стреляющего механизма, загрузочного лотка, люльки, противооткатного устройства, поворотного и подъемного механизмов, двух пневматических уравновешивающих устройств тянущего типа, верхнего станка, прицельных приспособлений и механизма заряжания. На орудии применены ствол с кожухом и двухтактный поршневой затвор (с пластическим уплотнителем типа «банге»), открываемый вверх. Затвор оснащен стреляющим механизмом ударного типа, специальным механическим приводом, позволяющим автоматизировать процессы открытия и закрытия затвора (в аварийном режиме эти операции могут выполняться вручную), и уравновешивающим устройством, облегчающим открытие затвора. В стреляющем механизме выполнено гнездо для магазина капсюльных трубок. Выпуск производится с помощью электроспуска или спускового шнура (в аварийном режиме).

Люлька цилиндрического типа установлена верхнем станке. К ней прикреплены цилиндры противооткатного устройства, зубчатая дуга подъемного механизма, датчик длины отката и кронштейн для крепления прицельных приспособлений. Противооткатное устройство включает в свой состав гидравлический тормоз отката с системой уравнивания объема рабочей жидкости и два гидропневматических накатника. Длина отката составляет не более 1400 мм. На верхнем станке смонтированы подъемный и поворотный механизмы и уравновешивающие устройства. Наведение пушки в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляется с помощью гидравлических приводов либо вручную (в аварийном режиме). Угол вертикального наведения от 0° до +60°, угол горизонтального наведения — ±15° относительно продольной оси машины.
Отказ от использования дульного тормоза обеспечил дульную волну невысокого давления на рабочих местах и позволил отказаться от монтажа специальной защиты для расчета.
Пушка оснащена полуавтоматической гидравлической системой заряжания, позволяющей осуществлять этот процесс при любых углах возвышения ствола. Управление всеми операциями механизма заряжания происходит с пульта замкового. Сначала в зарядную камору помещается снаряд, затем — метательный заряд, а на последнем этапе (перед закрытием затвора) в гнездо стреляющего механизма вручную вставляется капсюльная трубка. После выстрела использованная капсюльная трубка выбрасывается автоматически при открывании затвора.

При питании выстрелами САУ с грунта используется двухколесная ручная тележка. Тележка состоит из рамы с колесами и съемных носилок. Носилки отделяются при подъеме снаряда с грунта и погрузке снаряда на лоток досылателя. Возможна и ручная переноска носилок без тележки. Для подачи боеприпасов с грунта требуется дополнительно шесть человек.
Прицельные приспособления состоят из механического прицела Д726-45, панорамы ПГ-1М, оптического прицела ОП4М-99А, артиллерийского коллиматора К-1, вехи Сб 13-11 и осветительного прибора «Луч-С71М». САУ может вести огонь, как с закрытых позиций, так и прямой наводкой.
Для стрельбы из пушки используются безгильзовые выстрелы раздельного заряжания, состоящие снаряда и метательного заряда (полного или уменьшенного). Пороховые метательные заряды заключены в полотняную оболочку и хранятся в герметичном контейнере.
Основными снарядами являются осколочно-фугасный снаряд ОФ43 и активно-реактивный снаряд 3ОФ44. Масса осколочно-фугасного снаряда — 110 кг, масса ВВ — 17,8 кг, максимальная дальность стрельбы на полном заряде — 37,5 км, начальная скорость — 960 м/сек. Масса активно-реактивного снаряда — 103 кг, масса ВВ — 13,8 кг, максимальная дальность стрельбы — 47,5 км. Также, к пушке разработан бетонобойный снаряд, спецбоеприпас с ядерным зарядом и химический снаряд.

Боекомплект состоит из 40 выстрелов, из которых 4 размещены на самоходной установке, а остальные перевозятся в сопровождающей ее транспортной машине.
Максимальная скорострельность пушки — 1,5 выстрела в минуту. Предусмотрены следующие режимы стрельбы:
— 8 выстрелов в течение 5 минут;
— 15 выстрелов в течение 10 минут;
— 24 выстрела в течение 20 минут;
— 30 выстрелов в течение 30 минут;
— 40 выстрелов в течение часа.
Дополнительное вооружение включает ПЗРК, ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, гранаты Ф-1, четыре автомата и сигнальный пистолет.
Корпус шасси представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, которую поперечные перегородки делят на четыре отделения: управления, силовое, расчета и кормовое. В передней части корпуса размещено отделение управления с тремя рабочими местами для командира, механика-водителя и наводчика, за ним — моторное отделение с основной и вспомогательной силовыми установками, отделение для четырех членов расчета и кормовой отсек, в котором размещены аккумуляторы, топливные баки и магазин для боеприпасов. Кабина экипажа вынесена далеко вперед. Помимо своего основного назначения она служит также противовесом орудийной установке.

Ходовая часть состоит из передних ведущих колес, семи пар опорных катков, шести пар поддерживающих катков и задних направляющих колес. На машине применены гусеницы с резинометаллическим шарниром и независимая торсионная подвеска с телескопическими гидравлическими амортизаторами (на первой, второй, шестой и седьмой парах опорных катков). Многие узлы ходовой части заимствованы у танка Т-80. Механическая трансмиссия с коническим редуктором и бортовыми коробками передач заимствована у танка Т-72.
Для восприятия весьма значительной силы отдачи пушки в кормовой части корпуса шасси смонтирован опускающийся с помощью гидропривода сошник бульдозерного типа. Он заглубляется в грунт на глубину до 700 мм и обеспечивает хорошую устойчивость пушки при стрельбе. Повышению устойчивости способствуют опускающиеся с помощью гидропривода направляющие колеса гусеничного шасси, а также блокируемые гидроамортизаторы узлов подвески опорных катков. При малых углах возвышения и при использовании уменьшенных зарядов стрельба из пушки может вестись и без опускания сошника.
В качестве основной силовой установки на самоходной пушке установлен 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель В-46-1 с турбонаддувом мощностью 750 л.с. Вспомогательная силовая установка состоит из 4-цилиндрового дизеля 9Р4-6У2 мощностью 18 кВт и редуктора со стартером-генератором и насосом гидросистемы.

2С7 оснащена двумя наблюдательными приборами ночного видения ТВНЕ-4Б, радиостанцией Р-123, средствами внутренней связи 1В116, противопожарной системой, фильтровентиляционными устройствами, системой обогрева, танковым комплектом дезактивации.
Пушку обслуживает расчет из 14 человек, из них 7 составляют экипаж самоходной установки и на марше размещаются в отделениях управления и расчета, а остальные — в сопровождающем установку грузовом автомобиле или бронетранспортере.




topwar.ru
САУ «Пион» — бог войны с ядерным гостинцем

«Пион» (также известна как «Малка», индекс ГРАУ – 2С7) – советская САУ, вооруженная 203-мм пушкой 2А44. Самоходная артиллерийская установка была принята на вооружение в 1975 году, в 1983 году была модернизирована. Главным конструктором самоходки является Н.С.Попов, главным конструктором качающейся части Г.И.Сергеев. САУ «Пион» предназначена для поражения особо важных целей и объектов противника, расположенных в тактической глубине обороны за линией фронта.
Самоходная установка «Пион» выполнена по безбашенной схеме, при ее создании в качестве ходовой части были применены агрегаты и узлы танка Т-80. На сегодняшний день САУ 2С7 «Пион» является самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. Находится на вооружении России и ряда других стран бывшего СССР. По информации на 2010 год в российской армии числилось 130 таких САУ.
История создания
В сентябре 1969 года ленинградский Кировский завод представил на рассмотрение военных проект новой САУ «Пион», созданной на базе шасси танка Т-64 в открытом рубочном исполнении, в это же время волгоградский завод «Баррикады» представил свой проект САУ на базе шасси объекта 429 в открытом исполнении. В итоге победителем стал проект на базе шасси объекта 429. Совместным постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС от 8 июля 1970 года было принято решение о начале работ над 203,2-мм самоходной артиллерийской установкой 2С7 «Пион», которая обладала бы дальностью стрельбы в 32 км обычным боеприпасом и 42 км активно-реактивным боеприпасом.
Уже 1 марта 1971 года ГРАУ утвердило уточненные требования по ТТХ к проектируемой артиллерийской системе. В данных требованиях предлагалось рассмотреть и проработать возможность применения специального выстрела ЗВБ2 гаубицы Б-4 того же калибра. Максимальная дальность ведения огня обычным 110-килограммовым снарядом была задана в 35 км, а минимальная безрикошетная дальность стрельбы – 8,5 км. Дальность ведения огня специальным активно-реактивным боеприпасами должна была составить 40-43 км. Головным разработчиком новой САУ «Пион» было назначено КБ №3 Ленинградского Кировского завода.
В то же время за разработку артиллерийской части установки отвечал завод «Баррикады», данными работами руководил главный конструктор Г. И. Сергеев. Волгоградцы выполнили артиллерийскую часть по классической схеме, но в то же время с рядом особенностей. Среди прочего можно отметить тот факт, что ствол новой установки не был моноблочным – он был разборным и состоял из свободной трубы, казенника, кожуха, втулки и муфты. Данную конструкцию ствола еще в 70-е годы XIX предлагал инженер А. А. Колокольцев, работавший на Обуховском заводе.
Выбор такой конструкции объяснялся тем, что артиллерийским системам особой мощности свойственен достаточно быстрый износ их нарезной части при стрельбе. При этом моноблоки пришедшие в негодность отправляются для замены на специальные заводы, что требует затрат времени, в ходе которого орудие бездействует. У разборных же стволов подобные операции можно выполнить на территории артиллерийских мастерских, которые находятся в прифронтовой полосе.
В 1975 году после проведения серии заводских и государственных испытаний самоходная артиллерийская установка «Пион» была принята на вооружение Советской Армии и пошла в серийное производство. САУ 2С7 «Пион» поступала на вооружение артиллерийских бригад особой мощности. В Ленинграде на Кировском заводе осуществлялось производство специального шасси «объект 216» и выполнялась окончательная сборка орудия, выпуск артиллерийской части осуществлялся в Волгограде на заводе «Баррикады».
Описание конструкции
САУ 2С7 «Пион» была выполнена по безбашенной схеме, орудие самоходки размещалось открыто на гусеничном шасси в кормовой его части. В передней части корпуса располагалось отделение управления, за ним находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТС), далее следовали отделение расчета и боевое (кормовое) отделения.
Обслуживанием самоходной артиллерийской установки занимался расчет в количестве 14 человек, из них 7 человек составляли экипаж САУ. Во время марша экипаж располагался в отделениях управления и расчета, а остальные 7 человек находились в специальном бронетранспортере или грузовом автомобилей.
В кормовой части гусеничного шасси была смонтирована мощнейшая 203-мм пушка. Конструктивный отказ от применения дульного тормоза позволил обеспечить дульную волну невысокого давления на рабочих местах расчета, что позволило отказаться от установки специальной защиты для челнов расчета орудия. 203-мм пушка оснащалась поршневым затвором двухтактного действия, затвор закрывался и открывался автоматически при помощи специального механического привода, при этом существовала возможность выполнения этой операции и в ручном режиме. Подача и последующая досылка снаряда осуществлялась при помощи механизма заряжания, который мог работать при любых углах вертикального и горизонтального наведения.
Управление операциями заряжания осуществлялось с пульта замкового. Подача снарядов к орудию производилась при помощи специальной штатной ручной одноосной тележки. Максимальная скорострельность САУ «Пион» составляла 1,5 выстрела в минуту. При этом были предусмотрены следующие режимы стрельбы:
— 8 выстрелов за 5 минут времени;
-15 выстрелов за 10 минут времени;
-24 выстрела за 20 минут времени;
-30 выстрелов за 30 минут времени;
-40 выстрелов – в течение 1 часа.
Снизу и сверху ствола были установлены гидропневматические противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката веретенного типа с пневматическим накатником). Длина отката ствола равнялась примерно 1400 мм. Для поглощения достаточно ощутимой силы отдачи орудия в кормовой части корпуса шасси самоходки был установлен сошник бульдозерного типа, опускающийся при помощи гидропривода. Сошник заглубляется в грунт на глубину примерно до 700 мм и обеспечивает самоходной артустановке хорошую устойчивость во время стрельбы. Увеличению устойчивости САУ способствуют также блокируемые гидроамортизаторы узлов подвески опорных катков, а также специальные, опускающиеся при помощи гидропривода, направляющие колеса гусеничного шасси.
Благодаря применению довольно эффективных противооткатных устройств ведение огня из пушки может осуществляться в достаточно широком диапазоне углов наводки. Угол горизонтального наведения орудия составляет 30 градусов, в вертикальной плоскости орудие может наводиться в диапазоне от 0 до +60 градусов. При малых углах возвышения орудия или при применении уменьшенных зарядов ведение огня из САУ возможно и без задействования сошника.
На САУ 2С7 «Пион» был установлен двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-46-1, оснащенный системой турбонаддува, максимальная мощность дизеля – 750 л.с. Помимо этого для обеспечения автономного питания установки в МТС был смонтирован дизель-агрегат с дизельным двигателем, обладающим мощностью в 24 л.с. Механическая трансмиссия с бортовыми коробками передач и коническим редуктором была заимствована у ОБТ Т-72. Использование дизельного двигателя В-46-1 позволяло 46-тонной машине разгонятся по шоссе до скорости 50 км/ч.
В ходовой части с каждого борта было установлено по 7 опорных катков. Подвеска опорных катков торсионная, индивидуальная с блокируемыми гидроамортизаторами. Ведущие колеса самоходки были расположены спереди. Многие узлы ходовой части «Пиона» были заимствованы у ОБТ Т-80.
Модернизированная версия САУ под индексом 2С7М «Малка» была также спроектирована в КБ №3 Кировского завода. В ходовой части модернизированной самоходки были использованы более высокопрочные материалы и обрезиненные элементы. На «Пионе» появилась новая аппаратура управления огнем, способная принимать данные в автоматическом режиме. Был усовершенствован дистанционный механизм заряжания, изменена конструкция зарядных укладок. Введены новые боеприпасы большей мощности.
Возимый непосредственно САУ боезапас был увеличен до 8 выстрелов (с 4-х). На 2С7М была установлена система регламентированного контроля непрерывного действия с автоматическими системами диагностики состояния наиболее важных подсистем самоходной артустановки. Модернизация ходовой части «Пиона» позволила добиться роста ресурса мотопробега до 8-10 тысяч км.
Благодаря усовершенствованию дистанционного механизма заряжания орудия, данный процесс стал возможен при любых углах вертикальной наводки. Скорострельность удалось поднять в 1,6 раза – до 2,4-2,5 выстрелов в минуту. Время непрерывной стрельбы из орудия 2С7М составляет до 3-х часов. В САУ 2С7М был предусмотрен вариант управления через машину управления с автоматическим приемом необходимых для стрельбы данных через радиоканальные или проводные средства связи с отображением поступающих данных на цифровые индикаторы приборов командира и наводчика.
Используемые боеприпасы
Основными боеприпасами сверхмощной артиллерийской установки были осколочно-фугасные снаряды ОФ43, а также активно-реактивный снаряд. Снаряд ОФ-43 весил 110 кг, в снаряде содержалось 17,8 кг взрывчатого вещества. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 37,5 км при использовании полного заряда, начальная скорость снаряда равнялась 960 м/с.
Активно-реактивный снаряд весил 103 кг, в нем содержится 13,8 кг взрывчатого вещества, дальность стрельбы данным боеприпасом была рекордной для своего времени и составляла 47,5 км. Помимо названных выше снарядов «Пион» мог использовать бетонобойный снаряд, химический снаряд и спецбоеприпас с ядерным зарядом.
Выбор между активно-реактивным и осколочно-фугасным снарядами производился непосредственно на огневой позиции в зависимости от расстояния до цели. При этом и осколочно-фугасный, и активно-реактивный снаряды были снарядами общего применения. Благодаря огромной мощности 203-мм пушки, данные боеприпасы могут применяться для поражения почти всех типов объектов, за исключением сильно углубленных/защищенных позиций и укреплений.
Для уничтожения такого рода позиций использовались специальные бетонобойные снаряды. Снаряд весом с центнер и скоростью встречи с целью, превышающей 2 Маха, мог уничтожить большую часть фортификационных сооружений, обеспечивая достаточно надежное поражение защищенных объектов, к которым относятся командные пункты, склады боеприпасов и пр.
Использование ядерных боеприпасов представлялось возможным лишь при наличии соответствующих приказов вышестоящего командования. В этом случае снаряды к огневым позициям должны были доставляться со специальных складов в составе охраняемого конвоя. Ядерные снаряды были предназначены для уничтожения особо крупных объектов инфраструктуры и промышленных объектов, а также крупных скоплений неприятельских войск. Минимальная дальность ведения огня ядерными боеприпасами составляла 18 км, а максимальная – 30 км.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
army-news.ru
Дорогая, я принёс тебе Пион. — Артиллерия
У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ПУШКИ «ПИОН»
Зам. директора ИСВ по информатизации,
старший преподаватель кафедры Е1 «Стрелково-пушечное,
артиллерийское и ракетное оружие» Сергей Кудрявцев
Самоходная пушка «Пион», ее основные характеристики и особенности
203-мм САУ 2С7 «Пион» была принята на вооружение в 1976 г. Она стоит в ряду САУ, созданных в период плановой модернизации артиллерии Сухопутных войск в 1970-х годах. Тогда появился целый «букет» первоклассных самоходных артиллерийских орудий: 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан». Артиллерийское вооружение этих САУ было создано под руководством известных и выдающихся конструкторов-выпускников Военмеха.
Самоходная пушка «Пион» заняла особое место в ряду современных образцов артиллерийского вооружения, явившись самой мощной в мире пушкой калибра 203 мм. Огневая мощь орудия определяется не только высокой начальной скоростью (960 м/сек) осколочно-фугасного снаряда массой 110 кг, но и возможностью применения атомного тактического снаряда. К числу огневых задач (наряду с традиционными), выполняемых 203-мм самоходной пушкой «Пион», относится уничтожение и подавление средств ядерного поражения. Максимальная дальность стрельбы составляет 37500 м, минимальная — 8400 м.
В орудии использовано картузное заряжание. Широкий диапазон дальности стрельбы обеспечивается четырьмя зарядами. Масса полного заряда составляет 43,98 кг (длина каморной части ствола 2 м при длине канала ствола 11,24 м).
В САУ «Пион» применена схема компоновки с открытым кормовым расположением пушки, позволившая уменьшить массу боевой машины. Кормовое расположение артиллерийской части позволило обеспечить перемещение откатных частей орудия при выстреле вне корпуса шасси, добиться максимальной длины отката 1400 мм и тем самым уменьшить силу сопротивления откату до 135 т.
Разработчики орудия отказались от применения дульного тормоза на стволе, что позволило обеспечить допустимое давление дульной волны на корпус самоходной установки.
Оригинальное техническое решение использовано в орудии для уменьшения разогрева жидкости в тормозе откатных частей — его цилиндр расположен в кожухе люльки, заполненном охлаждающей жидкостью. Это позволяет выдержать достаточно высокий тепловой режим при скорострельности 25 выстрелов в час.
На САУ применены сошник бульдозерного типа и опускающиеся направляющие колеса-ленивцы. Наличие гидравлических элементов сошникового устройства и ленивцев, поглощающих часть энергии отката, позволяет вести стрельбу без выключения подрессоривания ходовой части.
Впервые в практике создания 203-мм орудий достигнута высокая степень механизации процессов подачи и досылки элементов боеприпаса. Для этого применен механизм заряжания рычажного типа с двумя исполнительными гидроцилиндрами, обеспечивающий подачу снарядов и зарядов с грунта на линию досылки. При этом нет излишних промежуточных перегрузок элементов боеприпаса, так как они располагаются на лотке досылателя в процессе подачи.
САУ «Пион» в процессе производства прошла модернизацию и в 1983 г. под названием «Малка» поступила на вооружение Советской Армии. САУ «Малка» соответствует требованиям перспективного вооружения на период до 2010 г.
Разработчики самоходной пушки «Пион»
Главным конструктором конструкторского бюро №3 (КБ-3) Кировского завода, назначенного головным по разработке САУ 2С7, явился выдающийся конструктор боевых машин Николай Сергеевич Попов.
Артиллерийское вооружение САУ 2С7 было спроектировано в Специальном конструкторском бюро (СКБ) завода «Баррикады» в Волгограде под руководством известного конструктора-артиллериста, лауреата Государственных премий, выпускника Военмеха Георгия Ивановича Сергеева (1911 — 1988 гг.).
Г.И.Сергеев окончил вечернее отделение Военмеха по специальности кафедры №14 в 1938 г. (группа 331, факультет «Е») и был направлен в конструкторское бюро завода «Баррикады».
В 1939 г. в КБ завода «Баррикады» проектировались и ставились на производство артиллерийские орудия большой мощности: 210-мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица БР-18, 280-мм мортира БР-5, созданные под руководством выдающегося ученого и конструктора-артиллериста И.И. Иванова — основателя кафедры №№14. Под руководством И.И.Иванова начиналась творческая деятельность Г.И.Сергеева.
К 1942 г. Г.И. Сергеев прошел путь от конструктора до руководителя конструкторской группы.
В годы Великой Отечественной войны Г.И. Сергеев работал в Центральном артиллерийском конструкторском бюро, где под руководством И.И. Иванова участвовал в разработке проекта 85-мм танковой пушки, принятой на вооружение танка Т-34. За участие в перевооружении танка Т-34, вошедшего в историю военной техники как лучший средний танк II мировой войны, Г.И. Сергеев в числе других разработчиков был награжден Государственной премией.
Весной 1950 г. в Волгограде на заводе «Баррикады» было создано артиллерийское конструкторское бюро. Его руководителем был назначен Г.И. Сергеев.
Одной из первых работ Г.И. Сергеева в должности Главного конструктора КБ завода «Баррикады» явилась модернизация 203-мм гаубицы Б-4 (в модернизированном варианте Б-4М).
С 1950 по 1956 г. в КБ проводится постановка на серийное производство 305-мм корабельного башенного артиллерийского орудия для тяжелого крейсера «Сталинград» и 130-мм берегового орудия СМ-4-1.
Самой значительной разработкой в области артиллерийской техники, выполненной под руководством Г.И. Сергеева, стал проект артиллерийского вооружения самоходной пушки «Пион».
Заместителями Г.И. Сергеева, внесшими значительный вклад в создание артиллерийского вооружения самоходной пушки «Пион», являлись выпускники Военмеха 1956 г. по специальности кафедры №14 Николай Кондратьевич Семенов и Адольф Андреевич Шабанов, награжденные Государственной премией.
В 1984 г. Г.И. Сергеев в связи с тяжелой болезнью ушел на пенсию.
Участие кафедры №14 в создании самоходной пушки «Пион»
В период опытно-конструкторских работ по созданию 203-мм самоходной пушки «Пион» был использован научный потенциал кафедры №14 и отраслевой научно-исследовательской лаборатории ОНИЛ-14, созданной при кафедре. В течение почти 6 лет (с 1967 г. по 1972 г.) в ОНИЛ-14 проводились научно-исследовательские работы, практические результаты которых нашли отражение в техническом решении орудия. Руководителем работ явился исполнявший обязанности начальника ОНИЛ-14 доцент, к.т.н. Владимир Александрович Башкатов (1933 — 2000 гг.). Научным руководителем ОНИЛ-14 являлся генерал-майор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, зав. кафедрой №14, д.т.н., профессор Ипполит Иванович Жуков.
Ниже приводятся воспоминания д.т.н., профессора кафедры В.А. Башкатова, которыми он поделился по просьбе автора настоящей статьи в 1999 г. для истории Военмеха. (Воспоминания В.А. Башкатова приводятся с незначительными сокращениями.)
В.А. Башкатов: «В создании орудия «Пион» кафедра приняла непосредственное участие.
Орудие создавалось сначала на заводе «Баррикады» в городе Волгограде, затем к этой работе было подключено и конструкторское бюро Кировского завода в Ленинграде. Уже на первом этапе работы ОКБ завода «Баррикады» обратилось к нашей кафедре с предложением принять участие в разработке этого орудия и были поставлены конкретные задачи, которые необходимо было решить для того, чтобы обосновать конструктивные параметры проектируемого орудия.
Задачи эти были следующие:
1) проверить баллистические расчеты дульного тормоза. Несколько вариантов его конструкции были предложены конструкторами ОКБ завода «Баррикады»: каморного типа и щелевого (ствольного) типа. Результаты их расчетов по различным методикам отличались чуть ли не на 100 процентов. Важно было определить эффективность дульного тормоза той или иной конструкции;
2) исследовать и обосновать параметры противооткатных устройств (ПОУ). Требование получить орудие небольшого веса при таком мощном баллистическом решении вынуждало создать ПОУ очень высокой энергоемкости. Максимальные скорости свободного отката откатных частей могли достигать порядка 30 м/сек, что существенно превышало диапазон скоростей отката существующих орудий. Методики расчетов ПОУ, которые проводились до этого, основывались на гипотезах о стационарном характере движения несжимаемой жидкости. Было очевидно, что при таких больших скоростях период нестационарности должен был проявиться на начальной фазе отката. Этот вопрос требовал и экспериментальной проверки, и корректировки методики расчета;
3) исследование характера и величины динамических нагрузок в конструкции орудия и, в частности, определение прочности коренного зацепления механизма вертикального наведения от нагрузок, которые зависят от динамики выстрела. Необходимо было уточнить методику взаимодействия опорно-сошникового устройства с грунтом, выбрать оптимальные профиль и углы наклона опорной поверхности.
Было принято решение использовать метод физического моделирования, который на кафедре к этому времени в основных чертах был разработан.
Работа у нас проводилась с 1967 г. по 1972 г., когда начались испытания орудия.
Для разработки самохода, механизма заряжания и транспортно-заряжающей машины был привлечен Кировский завод во главе с Главным конструктором Н.С. Поповым. Головным разработчиком всего проекта тоже был назначен Кировский завод, а конструктоское бюро завода «Баррикады» в Волгограде под руководством Главного конструктора Г.И.Сергеева разрабатывало само орудие, опорно-сошниковое устройство и все силовые элементы конструкции, которые накладывались на корпус самохода для того, чтобы воспринять импульс от выстрела.
С самого начала наши работы проводились с коллективом Волгоградского завода «Баррикады» под общим руководством Главного конструктора завода, Героя социалистического труда Георгия Ивановича Сергеева.
Специально для отработки элементов этого орудия на моделях было разработано и изготовлено несколько стендов. Было изготовлено два стрельбовых стенда, располагавшихся в Горелово, для исследований явлений, происходящих при истечении газов из дульного среза и в дульном тормозе. Один стенд, калибром 80 мм, имел назначение определить реальные характеристики тех дульных тормозов, которые нам были предложены: каморного типа и ствольно-щелевого. Но баллистический процесс на этом стенде не был подобен процессу в реальном орудии. После того, как испытания были проведены, по уточненным уже методикам был рассчитан дульный тормоз в обоих вариантах и был изготовлен стенд более мелкого калибра — 18,7 мм, на котором баллистический процесс был точно воспроизведен в баллистическом подобии. И были исследованы характеристики дульного тормоза.
На стенде для исследования противооткатных устройств воспроизводился процесс отката и процесс сжатия жидкости, движения жидкости по направляющей детали. Сам тормоз и накатник были выполнены в соответствии с принципами геометрического подобия. Была изготовлена физическая модель в масштабе 1 к 4, на которой был воспроизведен весь узел откатных частей в соответствии с принципами динамического подобия.
При проведении исследований на модели выяснилось, что необходимо вводить поправки в методику расчета, учитывая сжимаемость жидкости и колебательный характер сжатия этой жидкости в начале отката. На начальной фазе необходимо было внести определенные изменения в профиль регулирующей детали-веретена в тормозе отката для того, чтобы получить требуемый закон силы сопротивления и обеспечить устойчивость орудия. Эти результаты тоже были переданы заказчику и использованы на орудии.
Что касается механизма вертикального наведения, то он был тоже динамически смоделирован с помощью создания подобной приведенной массы этого механизма на коренном валу и с воспроизведением приведенного зазора. В соответствии с принципами геометрического подобия был выполнен сектор подъемного механизма и коренная шестерня.
Кроме того, сама установка была смоделирована по массам, по жесткостям и геометрическому подобию гусеничного обвода, то есть всей гусеничной подвески. При этом было сделано несколько вариантов опорно-сошникового устройства, отличающихся и по профилю, и по жесткости опорных элементов, и было исследовано две точки крепления. Эта модель исследовалась на большом динамическом стенде в Горелово.
Модель располагалась на реальном грунте, уплотненном до необходимой плотности. Во время этих экспериментов тензометрировались элементы коренного зацепления . Тот вариант, который был изготовлен по чертежам КБ завода «Баррикады», сразу же не выдержал и был сломан. То есть зуб сразу же сломался. И потом мы уже вели эксперимент на усиленном варианте зуба, а заказчику, то есть заводу «Баррикады», результаты эксперимента с поломкой зуба были переданы.
В дальнейшем стрельба из натурной установки с дульным тормозом подтвердила те результаты, которые были сделаны на модели. Но в результате этих экспериментов кабина водителя получила значительные повреждения при выстреле, отдельные элементы были смяты. И КБ завода «Баррикады» прищлось отказаться от дульного тормоза, несколько увеличить длину ствола, тем самым понизить выличину избыточных давлений. Заказчик изменил и конструкцию коренного зацепления механизма вертикального наведения.
Испытания натурного образца на полигоне подтвердили, что наука (физическое моделирование) все-таки дает достаточно обоснованные результаты.
В проекте также были приняты предложенные и апробированные нами профиль опорно-сошникового устройства и места его расположения и крепления. Это результат нашего эксперимента. Мы рассматривали разные углы врезания в грунт, рассматривали нагружение орудия не только под разными вертикальными углами, но и под горизонтальными. Определили траекторию движения-дрейфа орудия на грунте при разных углах. В этой части были даны конкретные рекомендации, и это все было использовано в проекте. Кроме того, были определены натяжения гусениц. Для этого специально нами были разработаны модели — тензотраки. Так называемый специальный элемент, который вставляется в гусеницу как обычный трак-гусеница, с встроенными специальными датчиками, которые определяли силу натяжения гусениц в различных местах. То есть сам процесс колебания гусениц был оценен, и это дало возможность ввести некоторую коррекцию в методики динамического расчета самоходных установок, работающих на гусеницах. Вот эти вот результаты были использованы в конструкции «Пиона».
Когда я возглавлял эту работу от ОНИЛ-14, я поддерживал тесную связь с конструкторами Волгограда. Во время работы над проектом пушки «Пион» выдвинулся заместитель Г.И. Сергеева Илья Маркович Соболев. Г.И. Сергеев все время оставался стратегическим руководителем, но у него кроме артиллерийского КБ было еще ракетное КБ. И потом Соболев перешел руководителем ракетного КБ. А работы после него возглавил Шабанов Адольф Андреевич. Он тоже большой вклад внес. Под его руководством был разработан казенник, затвор. Потом на последних уже этапах испытаний и завершения этой работы ее возглавил Семенов Николай Кондратьевич. А.А. Шабанов и Н.К. Семенов стали лауреатами Государственной премии. И.М. Соболев за эту работу получил звание лауреата премии Ленинского комсомола. А Г.И. Сергеев , возглавляя конструкторские разработки по артиллерийской и ракетной тематике одновременно, за эти обе работы получил Государственную и Ленинскую премии.
Кто занимался научно-исследовательскими работам по заказу КБ завода «Баррикады» у нас, в Военмехе? В экспериментальной части, в конструкции очень большой вклад внес ведущий инженер Кашин Николай Аркадьевич. Принимали участие в этой работе на ранней стадии по противооткатным устройствам Коверкин Юрий Борисович и Малючкова (сейчас Андреева) Жанетта Николаевна. По дульному тормозу принимал участие Алексеев Владимир Михайлович. Он тогда был аспирант, а потом стал доцентом нашей кафедры. Специалистом по измерительным комплексам был Хорн Валерий Николаевич. Было привлечено к работе много студентов и аспирантов, были выполнены дипломные пректы и кандидатские диссертации. Много студентов получили практику конструкторской и испытательной работы. Эта работа нашла отражение и в моей докторской диссертации. Я доволен и горжусь, что принимал участие в этой работе.»
* * *
Научная школа физического моделирования артиллерийских систем, созданная на кафедре №14, в дальнейшем активно развивалась и нашла применение в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполненных в ОНИЛ-14 по заказу артиллерийских КБ и НИИ в 1970-1980 гг. при создании перспективных образцов артиллерийской техники.
Материал взят из газеты: «За инженерные кадры» №1 2007
ru-artillery.livejournal.com
Военные ВВО получили партию мощнейших самоходных артиллерийских установок «Пион»
Создание 203-мм самоходной пушки 2С7 «Пион» также началось с постановления Совета министров СССР от 1967 г. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 25 000 м. Вскоре в Министерство обороны СССР поступило несколько вариантов будущей самоходки. В начале 1969 г. был принят 203-мм калибр. Главным разработчиком «Пиона» назначили ленинградский Кировский завод.
В 1975 г. новая САУ была принята на вооружение и уже со следующего года стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности. 2С7 «Пион» предназначена для подавления и ликвидации средств ядерного нападения (СЯН), артиллерии, минометов, техники, тылов, пунктов управления войсками, живой силы противника.
Ходовая часть самоходки представляет собой модернизированный вариант ходовой части танка Т-80. Она включает по 7 опорных катков на борт, ведущие колеса переднего расположения. Направляющие, расположенные сзади, устанавливаются перед открытием огня на землю, играя роль вспомогательных опор. С этой же целью у самоходки применяется сошник, по форме напоминающий бульдозерный отвал. Он закреплен на корме САУ и приводится в действие с помощью гидравлических приводов. Питание гидравлических и электрических систем осуществляется автономно посредством установки дополнительного дизеля-агрегата 9Р4-6У2. У машины индивидуальная торсионная подвеска.

2С7 «Пион» / Фото: ic.pics.livejournal.com
Бронированный корпус «Пиона» необычной формы с вынесенной далеко вперед кабиной экипажа дополнительно служит в качестве противовеса тяжелой орудийной установке. За кабиной экипажа, в носовой части находится моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым, Z-образным, четырехтактным дизелем А-24-1 жидкостного охлаждения с наддувом. У самоходки механическая планетарная силовая передача с 8 скоростями (одна задняя) и одноступенчатые бортовые передачи с планетарными понижающими редукторами.
В качестве основного вооружения самоходки используется 203-мм пушка 2А44 массой 14,6 т, открыто установленная в кормовой части машины. Орудие создано по классической схеме с некоторыми нововведениями. Разборный ствол пушки состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Это конструктивное решение позволило существенно упростить замену нарезной части орудия, сделав возможным эту процедуру в полевых артиллерийских мастерских. Пушка оснащена также затвором двухтактного действия, стреляющим механизмом, цепным механизмом заряжания с гидроприводом.
Если подача выстрелов осуществляется с грунта, то расчет использует двухколесную тележку, на которой снаряды и заряды укладываются на съемные носилки. Это позволило увеличить скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания со сгорающим картузом. Однако только 4 из них хранятся в кормовой части, представляя собой неприкосновенный запас. Остальные подвозятся посредством автомобильного транспорта и выкладываются на грунт. Ассортимент боекомплекта орудия довольно разнообразный: 203-мм выстрелы ЗВОФ43 и ЗВОФ42 с осколочно-фугасными снарядами 30Ф43; выстрелы ЗВОФЗ5 с активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами ЗОФ44; выстрелы ЗВОФ15 и ЗВОФ16 с осколочными снарядами с готовыми поражающими элементами 3-О-14.
При наведении пушки используются электрогидравлические и механические приводы. «Пион» оборудован также механическим прицелом Д-726, панорамой ПГ-1М, коллиматором К-1 и прицелом ОП-4М, необходимым для стрельбы прямой наводкой. В качестве дополнительного вооружения используется ПЗРК 9К32 «Стрела-2» и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. Боевой расчет самоходки включает 13—14 человек, семеро из которых составляют экипаж и постоянно находятся в машине. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя, наводчика и командира, оставшиеся четверо представителей экипажа располагаются в отделении для экипажа в центре машины. Остальные члены расчета следуют за самоходкой в транспортнозаряжающей машине.
«Пион» способен принимать участие в боевых действиях с использованием ядерного оружия. У него имеется фильтровентиляционная установка, автоматическая противопожарная система, система герметизации обитаемых отделений, защищающая людей от действия химического, бактериологического и ядерного оружия. Кроме того, самоходка оснащена аппаратурой внутренней телефонной связи ТПУ Р-120, радиостанцией Р-123 или Р-123М, прибором ночного видения ТВН-3.
203-мм самоходная пушка 2С7М «Малка» / Фото: kollektsiya.ru
В 1983 г. «Пион» был модернизирован. Новая САУ получила индекс 2С7М «Малка». От базовой модели машина отличается более мощным двигателем, увеличенным постоянным боекомплектом (8 выстрелов), повышенной до 2,5—3 выстрелов в минуту скорострельностью и новой аппаратурой системы управления огнем. Кроме того, самоходку оснастили устройством для приема и отражения информации, которое автоматически подготавливает исходные данные для стрельбы с учетом метеоусловий. Отныне в боекомплект стали входить активно-реактивные снаряды с дальностью стрельбы, достигающей 55 км, а также противотанковые, высокоточные снаряды с бортовыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями. 203-мм самоходная пушка 2С7М «Малка» имеет большой потенциал для ее дальнейшей модернизации. Она до сих пор находится на вооружении артиллерийских бригад особой мощности российской армии.
Тактико-технические показатели 2С7 «Пион»
Экипаж, чел. | 7 |
Масса, т | 46 |
Длина, м | 13,2 |
Высота, м | 3 |
Ширина, м | 3,38 |
Клиренс, мм | 400 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 650 |
Вооружение | 203,2-мм пушка 2А44 |
Боекомплект пушки | 4 |
Дальность стрельбы, км | 8,4…47,5 |
Бронирование | противопульное 8-16 мм |
Двигатель | В-46-1 |
Мощность двигателя, л.с. | 780 |
www.arms-expo.ru
САУ 2С7 «Пион» (2С7М «Малка») — 203-мм самоходная пушка
Создание 203-мм самоходной пушки 2С7 «Пион» также началось с постановления Совета министров СССР от 1967 г. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 25 000 м. Вскоре в Министерство обороны СССР поступило несколько вариантов будущей самоходки. В начале 1969 г. был принят 203-мм калибр. Главным разработчиком «Пиона» назначили ленинградский Кировский завод.
Видео САУ 2С7 «Пион»
В 1975 г. новая САУ была принята на вооружение и уже со следующего года стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности. 2С7 «Пион» предназначена для подавления и ликвидации средств ядерного нападения (СЯН), артиллерии, минометов, техники, тылов, пунктов управления войсками, живой силы противника.
Ходовая часть самоходки представляет собой модернизированный вариант ходовой части танка Т-80. Она включает по 7 опорных катков на борт, ведущие колеса переднего расположения. Направляющие, расположенные сзади, устанавливаются перед открытием огня на землю, играя роль вспомогательных опор. С этой же целью у самоходки применяется сошник, по форме напоминающий бульдозерный отвал. Он закреплен на корме САУ и приводится в действие с помощью гидравлических приводов. Питание гидравлических и электрических систем осуществляется автономно посредством установки дополнительного дизеля-агрегата 9Р4-6У2. У машины индивидуальная торсионная подвеска.
Бронированный корпус «Пиона» необычной формы с вынесенной далеко вперед кабиной экипажа дополнительно служит в качестве противовеса тяжелой орудийной установке. За кабиной экипажа, в носовой части находится моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым, Z-образным, четырехтактным дизелем А-24-1 жидкостного охлаждения с наддувом. У самоходки механическая планетарная силовая передача с 8 скоростями (одна задняя) и одноступенчатые бортовые передачи с планетарными понижающими редукторами. В качестве основного вооружения самоходки используется 203-мм пушка 2А44 массой 14,6 т, открыто установленная в кормовой части машины. Орудие создано по классической схеме с некоторыми нововведениями. Разборный ствол пушки состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Это конструктивное решение позволило существенно упростить замену нарезной части орудия, сделав возможным эту процедуру в полевых артиллерийских мастерских. Пушка оснащена также затвором двухтактного действия, стреляющим механизмом, цепным механизмом заряжания с гидроприводом.
Если подача выстрелов осуществляется с грунта, то расчет использует двухколесную тележку, на которой снаряды и заряды укладываются на съемные носилки. Это позволило увеличить скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания со сгорающим картузом. Однако только 4 из них хранятся в кормовой части, представляя собой неприкосновенный запас. Остальные подвозятся посредством автомобильного транспорта и выкладываются на грунт.
Ассортимент боекомплекта орудия довольно разнообразный: 203-мм выстрелы ЗВОФ43 и ЗВОФ42 с осколочно-фугасными снарядами 30Ф43; выстрелы ЗВОФЗ5 с активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами ЗОФ44; выстрелы ЗВОФ15 и ЗВОФ16 с осколочными снарядами с готовыми поражающими элементами 3-О-14. При наведении пушки используются электрогидравлические и механические приводы. «Пион» оборудован также механическим прицелом Д-726, панорамой ПГ-1М, коллиматором К-1 и прицелом ОП-4М, необходимым для стрельбы прямой наводкой. В качестве дополнительного вооружения используется ПЗРК 9К32 «Стрела-2» и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. Боевой расчет самоходки включает 13—14 человек, семеро из которых составляют экипаж и постоянно находятся в машине. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя, наводчика и командира, оставшиеся четверо представителей экипажа располагаются в отделении для экипажа в центре машины. Остальные члены расчета следуют за самоходкой в транспортнозаряжающей машине.
«Пион» способен принимать участие в боевых действиях с использованием ядерного оружия. У него имеется фильтровентиляционная установка, автоматическая противопожарная система, система герметизации обитаемых отделений, защищающая людей от действия химического, бактериологического и ядерного оружия. Кроме того, самоходка оснащена аппаратурой внутренней телефонной связи ТПУ Р-120, радиостанцией Р-123 или Р-123М, прибором ночного видения ТВН-3.
В 1983 г. «Пион» был модернизирован. Новая САУ получила индекс 2С7М «Малка». От базовой модели машина отличается более мощным двигателем, увеличенным постоянным боекомплектом (8 выстрелов), повышенной до 2,5—3 выстрелов в минуту скорострельностью и новой аппаратурой системы управления огнем. Кроме того, самоходку оснастили устройством для приема и отражения информации, которое автоматически подготавливает исходные данные для стрельбы с учетом метеоусловий. Отныне в боекомплект стали входить активно-реактивные снаряды с дальностью стрельбы, достигающей 55 км, а также противотанковые, высокоточные снаряды с бортовыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями. 203-мм самоходная пушка 2С7М «Малка» имеет большой потенциал для ее дальнейшей модернизации. Она до сих пор находится на вооружении артиллерийских бригад особой мощности российской армии.
Тактико-технические характеристики 2С7 «Пион»
Экипаж | 7 чел. |
Масса | 46 т |
Длина | 13,2 м |
Высота | 3,00 м |
Ширина | 3,38 м |
Клиренс | 400 мм |
Максимальная скорость по шоссе | 60 км/ч |
Запас хода по шоссе | 650 км |
Вооружение | 203,2-мм пушка 2А44 |
Боекомплект пушки | 4 |
Дальность стрельбы | 8,4…47,5 км |
Бронирование | противопульное 8-16 мм |
Двигатель | В-46-1 |
Мощность двигателя | 780 л.с. |
big-army.ru
САУ Пион Часть 1 | Модельный блог
Сегодня представляю Вам Walkaround из 110 фото САУ Пион из экспозиции Технического музея имени К.Г. Сахарова в городе Тольятти.
С появлением тактических ядерных боеприпасов небольшой мощности встал вопрос о доставке их месту назначения. Одним из таких средств стали артсистемы большой мощности. Первые из них, такие как, 2Б1 «Ока» и 2А3 «Конденсатор-2П» имели ряд конструктивных недостатков и не были доведены до серийного производства. В декабре 1967г. было выдано техзадание на создание артсистемы большой мощности для стрельбы как обычными боеприпасами, так и ядерными. Главным из требований к новой САУ была максимальная дальность стрельбы — не менее 25 км. Таким образом, в 1969 на рассмотрение было представлено два образца самоходного орудия. Первый проект ленинградского Кировского завода на базе танка Т-64 с открытой рубкой и второй — волгоградского завода «Баррикады» c открытой установкой пушки на базе шасси объекта 429. В итоге был выбран второй проект. Изначально калибр пушки был выбран 210мм, но в ходе проектных работ он был уменьшен до 203мм. Так же было выяснено, что существующие танковые шасси при стрельбе не выдержит мощный откат в 135т. Поэтому, было принято решение разрабатывать новое с максимальной унификаций узлов и агрегатов с ныне существующими. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1970 года №427-151 было принято решение о разработке самоходной пушки большой мощности. Дальность стрельбы была определена техническим заданием — не менее 35км. Головным разработчиком новой системы было назначено КБ №3 Ленинградского Кировского завода, за артиллерийскую часть отвечал волгоградский завод «Баррикады». Новая САУ получила обозначение 2С7 Пион, ее испытания проходили в течении 1973-1974г. САУ Пион была принята на вооружение в 1975г.
Конструкция бронированного корпуса САУ получилась довольно необычной формы: отделение управления далеко вынесено вперед, оно же служит противовесом САУ. За кабиной расположен моторно-трансмиссионный отсек, за ним находится отсек расчета с боеукладкой из 4-8снарядов, которые расходуются только в случае перебоев с доставкой основного боезапаса. Он возится отдельно на грузовике и составляет 40 выстрелов раздельного заряжания. В задней части расположено боевое отделение с 203-мм пушкой 2А44. Интересной получилась конструкция ствола, он был разборным и состоял из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Ввиду того, что нарезная часть ствола орудий большой мощности быстро изнашивается при стрельбе, такое решение позволило производить ремонт, заменяя ее, в полевой артмастерской без отправки ствола пушки на завод. В кормовой части корпуса имеется сошник, предназначенный для поглощения довольно большой силы отдачи. Так же, для придания большей устойчивости при стрельбе, на грунт опускаются направляющие катки, расположенные сзади. При стрельбе САУ могут использоваться различные типы боеприпасов, но основными являются осколочно-фугасные снаряды ОФ-43 и активно-реактивный снаряды. САУ Пион, в составе Советской Армии, не применялись ни в одном из вооруженных конфликтов. После модернизации в 1985г установка получила название 2С7М «Малка». В ходе этих работ была повышена скорострельность, увеличен возимый боекомплект, введены новые типы используемых боеприпасов, усовершенствован дистанционный механизм заряжания, модернизирована ходовая часть.
TTX САУ Пион:
Длина с пушкой вперед: 13100 мм
Ширина корпуса: 3380 мм
Высота по кабине: 3000 мм
Дорожный просвет (клиренс): 400 мм
Боевая масса: 46000 кг
Экипаж: 7 человек
Скорость хода по шоссе: 50 км/ч
Запас хода: 650 км
Преодолеваемые препятствия:
— ширина рва: 3 м
— высота стенки: 0,7 м
— преодолеваемый подъем: 25град
— преодолеваемый брод: 2,2 м
Вооружение:
– 203-мм пушка 2А44 возимый боекомплект: 4 выстрела ( 2С7М: 8выстрелов)
– ПЗРК 9К32 «Стрела-2»
– РПГ-7 (РПГ-17)
Углы наведения пушки 2А44:
— По углу места: 0-60град
— По азимуту: 0-30град
Максимальная дальность стрельбы:
— Осколочно-фугасным снарядом: 37,5 км
— Активно-реактивным снарядом: 47,5 км
— Ядерным снарядом: 30 км
Скорострельность:
— 2С7: 1,5 выстрела в минуту
— 2С7М: 2,5 выстрела в минуту
Боекомплект: 40 выстрелов (возимый на грузовиках)
Время перевода из походного положения в боевое: 6 минут
Фото САУ Пион сделаны 29 августа 2013 года. Единственная модель 2С7в масштабе 1:35 из смолы выпускается чешской фирмой Panzershop, и стоит она около 300$. Будем надеяться, может быть кто из производителей сделает модель САУ из пластика по доступной цене.
Часть2.
hobby-models.ru
… расцвели «Пионы» над рекой: mikle1
Создание 203-мм самоходной пушки 2С7 «Пион» началось с постановления Совета министров СССР от 1967 г. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 25 000 м. В начале 1969 г. был принят 203-мм калибр. Главным разработчиком «Пиона» назначили ленинградский Кировский завод.В 1975 г. новая САУ была принята на вооружение и уже со следующего года стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности. 2С7 «Пион» предназначена для подавления и ликвидации средств ядерного нападения (СЯН), артиллерии, минометов, техники, тылов, пунктов управления войсками, живой силы противника.
Ходовая часть самоходки представляет собой модернизированный вариант ходовой части танка Т-80. Она включает по 7 опорных катков на борт, ведущие колеса переднего расположения. Направляющие, расположенные сзади, устанавливаются перед открытием огня на землю, играя роль вспомогательных опор. С этой же целью у самоходки применяется сошник, по форме напоминающий бульдозерный отвал. Он закреплен на корме САУ и приводится в действие с помощью гидравлических приводов. Питание гидравлических и электрических систем осуществляется автономно посредством установки дополнительного дизеля-агрегата 9Р4-6У2. У машины индивидуальная торсионная подвеска.
Бронированный корпус «Пиона» необычной формы с вынесенной далеко вперед кабиной экипажа дополнительно служит в качестве противовеса тяжелой орудийной установке. За кабиной экипажа, в носовой части находится моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым, Z-образным, четырехтактным дизелем А-24-1 жидкостного охлаждения с наддувом. У самоходки механическая планетарная силовая передача с 8 скоростями (одна задняя) и одноступенчатые бортовые передачи с планетарными понижающими редукторами.
В качестве основного вооружения самоходки используется 203-мм пушка 2А44 массой 14,6 т, открыто установленная в кормовой части машины. Орудие создано по классической схеме с некоторыми нововведениями. Разборный ствол пушки состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Это конструктивное решение позволило существенно упростить замену нарезной части орудия, сделав возможным эту процедуру в полевых артиллерийских мастерских. Пушка оснащена также затвором двухтактного действия, стреляющим механизмом, цепным механизмом заряжания с гидроприводом.
Если подача выстрелов осуществляется с грунта, то расчет использует двухколесную тележку, на которой снаряды и заряды укладываются на съемные носилки. Это позволило увеличить скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания со сгорающим картузом. Однако только 4 из них хранятся в кормовой части, представляя собой неприкосновенный запас. Остальные подвозятся посредством автомобильного транспорта и выкладываются на грунт. Ассортимент боекомплекта орудия довольно разнообразный: 203-мм выстрелы ЗВОФ43 и ЗВОФ42 с осколочно-фугасными снарядами 30Ф43; выстрелы ЗВОФЗ5 с активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами ЗОФ44; выстрелы ЗВОФ15 и ЗВОФ16 с осколочными снарядами с готовыми поражающими элементами 3-О-14.
При наведении пушки используются электрогидравлические и механические приводы. «Пион» оборудован также механическим прицелом Д-726, панорамой ПГ-1М, коллиматором К-1 и прицелом ОП-4М, необходимым для стрельбы прямой наводкой. В качестве дополнительного вооружения используется ПЗРК 9К32 «Стрела-2» и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. Боевой расчет самоходки включает 13—14 человек, семеро из которых составляют экипаж и постоянно находятся в машине. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя, наводчика и командира, оставшиеся четверо представителей экипажа располагаются в отделении для экипажа в центре машины. Остальные члены расчета следуют за самоходкой в транспортнозаряжающей машине.
«Пион» способен принимать участие в боевых действиях с использованием ядерного оружия. У него имеется фильтровентиляционная установка, автоматическая противопожарная система, система герметизации обитаемых отделений, защищающая людей от действия химического, бактериологического и ядерного оружия. Кроме того, самоходка оснащена аппаратурой внутренней телефонной связи ТПУ Р-120, радиостанцией Р-123 или Р-123М, прибором ночного видения ТВН-3.
САУ 2С7М «Малка»
В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ — 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был разработан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Благодаря новому двигателю САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином. Модернизации подверглась и ходовая часть машины. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью подверглась испытаниям. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000—10 000 км.
Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной наводки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза[2]. Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М было начато в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.
Тактико-технические характеристики 2С7 «Пион»
Годы эксплуатации……………………с 1975
Количество выпущенных, шт……………………более 500
Размеры
Длина корпуса, мм……………………10 500
Длина с пушкой вперёд, мм……………………13 200
Ширина корпуса, мм……………………3380
Высота, мм……………………3000
Клиренс, мм……………………400
Бронирование
Тип брони……………………противопуль
Лоб корпуса (низ), мм/град……………………12
Борт корпуса, мм/град……………………8+13
Днище, мм……………………8—16
Вооружение
Калибр и марка пушки……………………203-мм 2А44
Тип пушки……………………нарезная пушка
Длина ствола, калибров……………………55,3
Боекомплект пушки……………………4
Дальность стрельбы, км……………………8,4…47,5
Пулемёты……………………1 × 12,7-мм НСВТ
Подвижность
Тип двигателя……………………В-46-1
Мощность двигателя, л. с……………………780
Скорость по шоссе, км/ч……………………50
Запас хода по шоссе, км……………………675
Ёмкость топливных баков, л……………………1280
Удельная мощность, л. с./т……………………17,25
Размещение агрегатов в корпусе САУ 2С7 «Пион»
САУ 2С7 «Пион» — фото с огневой позиции. Сошник опущен, механизм заряжания находится в рабочем положении.
В лотке досылателя уложен снаряд, рядом стоит тележка для транспортировки снарядов.
mikle1.livejournal.com