Шквал комплекс – Шквал (авиационный прицельный комплекс) — это… Что такое Шквал (авиационный прицельный комплекс)?

533-мм торпедный комплекс ВА-111 «Шквал» — Global wiki. Wargaming.net

Реактивная торпеда М-5 выставленная на обозрение в Мурманском музее торпедного оружия.

Классификация

Реактивная торпеда Тип
М-5 Модификация

История производства

СССР Страна производства
НИИ №24. Ныне ОАО «ГНПП Регион» Разработчик
1963-1976 Разработано
М-4, М-5, ВА-111 «Шквал»,
ВА-111Э, «Шквал-Э», «Шквал-М» Модификации

История эксплуатации

ВМФ СССР Состояло на вооружении
1977 Годы эксплуатации
К-278 «Комсомолец» [1],
671РТМ [2], 633РВ [3], 633КС [4] Было установлено на
— Войны и конфликты

Характеристики

2700 кг. Масса
8000 мм. Длина
150 кт в ядерном варианте, 210 кг обычного ВВ
[5]
 кг. Заряд взрывчатого вещества
Контактный Тип взрывателя
10000 м. Максимальная дальность
Гидрореактивный Двигатель
Автономное Управление

«Шквал» — советский противолодочный комплекс, принят на вооружение ВМФ СССР 1977 г. В состав комплекса ВА-111 входит: носитель (подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ), пусковая установка (торпедный аппарата калибром 533 мм), реактивные торпеды. Уникальность комплекса заключается в реактивной ракето-торпеде, прорыве ученых и конструкторов Советского Союза в области торпедостроения того времени.

Предпосылки к созданию

Обусловлено гонкой вооружения между СССР и США во время холодной войны.

Проектирование

Постановлением СМ СССР[6] 1960 г начато проектирование торпеды НИИ-24 (ныне — ОАО ГНПП «Регион»). Проект торпеды утвержден в 1963 г.

Советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:

  • движения тел при развитой кавитации;
  • взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
  • устойчивости движения при кавитации.
Модель кавитации в каверне (фото слева). Кавитация водяной струи (фото справа). Эксперимент в ГДТ.

Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает.

Исследования по кавитации в Советском Союзе ведутся в отделение гидродинамики ЦАГИ[7]. Научным руководителем работ данного исследования был Логвинович Георгий Владимирович. Итогом исследования стала возможность производства подобных высокоскоростных подводных ракет.

После серии модификаций, по истечении 13 лет в ноябре 1976 г. Постановлением Совмина СССР комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 был принят на вооружение ВМФ СССР.

Конструкция и принцип работы

Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ[8] за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы (алюминий, магний, литий).

Кавитатор торпеды.

Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал». Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.

Система управления и наведение — носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автономную систему наведения, ГСН

[9] у ракеты отсутствует. Торпеду невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами, она просто выполняет программу, которую задал ей автопилот.

Модификации

  • М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
  • М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
  • ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г.
  • ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
  • «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010—2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг.
  • «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» (г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

Технические характеристики

эскизный проект, 1963 г. торпеда М-5
Дальность хода 15-20 км 7 км (эффективная)
10-11 км (максимальная)
Скорость хода 194 уз / 100 м/с до 200 уз
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Примечания

  1. ↑ АПЛ проекта 685
  2. ↑ Серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения (шифр «Щука», западное название Victor III)
  3. ↑ Подводные лодки проекта 633РВ («Ромео» по классификации НАТО)
  4. ↑ Подводные лодки проекта 633КС
  5. ↑ Эквивалент тротила
  6. ↑ Совет министров Союза Советских Социалистических Республик
  7. ↑ Центральный аэрогидродинамический институт
  8. ↑ Твёрдотопливный ракетный двигатель
  9. ↑ Головка самонаведения

См.Также

Литература и источники информации

Галерея изображений

  • Продвижение торпеды в толще воды

  • Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г

  • Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г

  • Кавитационный след гребного винта.

Видео

wiki.wargaming.net

Противолодочный ракетный комплекс BA-111 «Шквал» (СССР)


Разработка высокоскоростной торпеды (подводной ракеты) «Шквал», движущейся в режиме развитой кавитации со скоростью 100 м/с, заданна Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 году. Работа была поручена НИИ-24 (НИМИ, гл. конструктор М.С.Меркулов), который до этого занимался разработкой артиллерийских боеприпасов. Из НИИ-1 были переданы результаты исследований и документация по экспериментальному подводному снаряду РТК-45. Первоначально в НИИ-24 и институтах ВМФ были выполнены исследования, показывающие, что для борьбы с атомными подводными лодками противника можно создать подводную сверхскоростную противолодочную ракету, скорость движения под водой у нее должна была быть в 4-5 раз выше, чем у обычной торпеды.

Для увеличения скорости движения в воде была применена каверна. По предложению М.С.Меркулова для ракеты создавался прямоточно-гидрореактивный двигатель с использованием твердого гидрореагирующее топлива, которое разрабатывалось в НИИ «Прикладной химии» (НИИПХ). Отработка топлива и стендовые испытания двигателей проводились на стендах на о. Коневец. Вскоре была создана экспериментальная модификация подводной ракеты М-1 (изготовлена заводе в Алма-Ате). В дальнейшем было создано еще семь модификаций изделия до создания боевой ракеты «Шквал». Были спроектированы, изготовлены и прошли стендовые и морские испытания модификации: черт. М-1, М-3, М3-М, М-4, М4-В1, М4-1М. Морские испытания проводились на базе №1 на озере Иссык-Куль. Первоначально по канатной дороге, оставшейся от испытаний ракеты РКТ-45, затем в свободном движении. В 1961 году в бухте Ирдык канатную дорогу разобрали и начались пуски модификации ракеты «Шквал» в свободном движении на дистанцию в один километр в глубь бухты, несколько позже был построен пусковой стенд со штатными торпедными аппаратами.

С 1961 года комплекс «Шквал» прорабатывался для установки на титановую мало-габаритную АПЛ пр. 705. При испытании ракеты М-3 в 1963 году была выявлена необходимость создать двигатель, обеспечивающий жесткие требования при переходе от разгонного участка движения к маршевому без временного разрыва, что не обеспечивалось автономным разгонным двигателем. Созданный вскоре комбинированный двигатель привел к изменению конструкции ракеты и задержке ее отработки. Во время проведения ОКР «Шквал» возникло противостояние некоторых министерств и предприятий, так 4 ГУ Минсудпрома, ЦНИИ «Гидроприбр» (НИИ-400), ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (ЦНИИ-45) — с одной стороны предпринимали попытки закрыть работу, а ВМФ, Минмаш и ЦАГИ с другой стороны настояли на продолжении работ по теме «Шквал».

Новое Постановление СМ №1111463 на разработку подводной ракеты «Шквал» вышло 13 октября 1963 года. Эскизный проект торпеды был выполнен в 1963 году. Подводная реактивная торпеда «Шквал» имела дальность стрельбы 15-20 км при скорости хода в 200 узлов, в качестве системы управления предполагалось применить автономную систему. «Шквал» оснащалась специальным зарядом тактической мощности. Для целеуказания использовались данные гидроакустической станции подводной лодки. По проекту ракета «Шквал» стартовала с ПЛ с глубины 30 метров, после выхода из торпедного аппарата она под углом 15 градусов поднималась к поверхности воды и совершала движение на глубине 8-12 метров, при подходе к цели ракета резко меняла траекторию движения и пикировала на подводную лодку противника. В 1964 году начались опытные пуски на озере Иссык-Куль с самоходного испытательного стенда СИС-48А с глубин до 30 метров. На модификации опытной ракеты «Шквал» в 1965 году впервые получено устойчивое движение в кавитационном режиме.

Разработка опытной ПЛ пр. 613РВ (С-65) под «Шквал» была поручена СКБ-143 (гл. конструктор Р.А.Шмаков). Опытная ПЛ была переоборудована в 1965 году силами ЧСЗ и предприятия «Эра» в Севастополе, в работах принимали участие специалисты завода «Красное Сормово», ЦКБ-18, НИИ-24 и СКБ-143. В мае-апреле 1966 года с ПЛ в районе Феодосии прошли отстрелы макетов. В 1969 году на базе подразделений НИИ-24 (НИМИ) и ГСКБ-47 создается НИИ «Прикладной гидромеханики» (НИИПГМ) — головной разработчик подводных ракет. Разработка ракеты «Шквал» НИИПГМ была задана Постановлением СМ № 1111-463 от 13 октября 1969 года. Была заново разработана техническая документация на ракету «Шквал». В дальнейшем проводились испытания модификации ракеты М-4 до 1972 года. На ней в 1969 году была подтверждена устойчивость движения в кавитационном режиме. После доработки ракета получила индекс М-5, с 27 января 1972 по 28 мая1976 года было проведено 43 пуска этой ракеты с испытательного стена в рамках государственных испытаний. С июня по декабрь 1976 года Госиспытания проводились с ПЛ проекта 613РВ, было выполнено семь пусков ракеты М-53. Дальнейшие испытания проводились на Северном флоте с атомной подводной лодки. В 1977 году были завершены Государственные испытания и ракета «Шквал» была принята на вооружение ВМФ в 1978 году под обозначением ВА-111.

Принятая на вооружение ракета «Шквал» состоит из следующих основных частей: боевой части; бортовой системы управления и блоков питания; турбоводометного маршевого двигателя на твердом гидрореагирующем топливе с большой тягой; твердотопливного стартового двигателя; отклоняемых поверхностей управления с приводами. В 1977-1980 годах в районе г. Пржевальска был построен сборочно-снаряжательный комплекс для подготовки ракет «Шквал» к опытным и серийным испытаниям. Всего в процессе создания и испытаний ракеты «Шквал» было проведено свыше 300 пусков, из них 95 % выполнено на озере Иссык-Куль с плавучих испытательных стендов и 5 % с подводных лодок на Черно-морском и Северном флотах. Правительство РФ в 1992 году приняло решение разрешить продажу ракет «Шквал» на экспорт. Подводная ракета «Шквал» впервые была представлена на международной выставке вооружений в Абу-Даби в 1995 году.

Совершенствование ракеты — варианты «Шквал-15» («Шквал-15Б») было продолжено и в 80-х годах. Для испытаний был введен в строй буксируемый мощный плавучий стенд «Шельф». В 1998 году на Тихоокеанском флоте ВМФ РФ были проведены первые испытания модернизированной ракеты «Шквал», которая была выполнен в обычном неядерном исполнении и оснащена системой самонаведения на цель. В настоящее время ракеты «Шквал» имеются у России, Украины и Казахстана. С конца 90-х годов Китай ведет переговоры с Казахстаном о закупке подводных ракет «Шквал», которые там проходили испытания. Более двух лет канадская разведка вела переговоры с Киргизией о продаже ей подводных ракет «Шквал», сумма контракта оценивалась в 6-10 млн. долларов, предполагалось закупить пять ракет и документацию к ним. Сделка сорвалась по не выясненным причинам в 2000 году. В настоящее время ГНПП «Регион» предлагает подводную ракету «Шквал-Э» («Шквал-Е») на экспорт для поражения надводных кораблей. Ракету предлагается применять с подводных лодок, надводных кораблей и берега. «Шквал-Э» не имея аналогов, обладает высоким поражающим действием, сочетающим нанесение ущерба как от взрыва ВВ, так и от кинетического воздействия на цель. Скорость хода «Шквал-Э» — до 200 узлов.

Скоростная подводная ракета «Шквал-Э» имеет основные части и конструкцию аналогичную «Шквалу». В зависимости от условий применения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты.

Тактико-технические характеристики BA-111 «Шквал»
Корабль-носитель- ПЛ проекта 613РВ (испытания), все АПЛ второго и третьего поколения
Боевая часть: СБЧ или фугасная (экспортный вариант «Шквал-Э»)
— мощность заряда, кт. 186 (по зарубежным данным — 200 и 300)
— вес, кг  210 (тротиловый эквивалент при использовании фугасной БЧ)
— глубина подрыва, м до 20
Система управления — автономная
Тип старта — из торпедного аппарата
Глубина старта, м до 30
Глубина хода, м 10 (8-12)
Дальность стрельбы, км до 7-12 (по проекту — 15-20, 6 миль)
Скорость хода, узл. 194-200 (по ТТЗ) (90-100м/с)
Отклонение по скорости +5% Vmax
Точность стрельбы (КВО), м. 1 %D
Число ступеней 1
Длина ракеты, м 8,2
Макс. диаметр корпуса, м 0,53
Стартовый вес, т 2,66-2,7
Пусковая устаповка: специальный 533-мм торпедный аппарат
Средства целеуказания — ГАС подводной лодки

www.dogswar.ru

Шквал (скоростная подводная ракета) Википедия

Шквал
ВА-111 «Шквал»

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
Основная информация
Тип Скоростная подводная ракета
Государство СССР СССР
Украина Украина
Параметры
Масса 2700 кг
Длина 8 м
Диаметр 533,4 мм
Боевая часть 210 кг
Технические данные
Скорость 300 км/ч
Дальность 13 км
Глубина 30 м
 Шквал на Викискладе

ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

История

Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича — директора Института гидромеханики АН УССР.

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.[3] А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч[4].

ТТХ

ТТХ «Шквал-Э»

  • Калибр, мм — 533,4
  • Длина, мм — 8200
  • Масса, кг — 2700
  • Дальность хода, км — до 10
  • Скорость на марше, км/ч — 375
  • Угол после залпового разворота, град — ± 20
  • Глубина хода на марше, м — 6
  • Тип боевой части — фугасный
  • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
  • Вид старта — надводный или подводный
  • Глубина подводного старта, м — до 30
  • Двигатель прямоточный гидрореактивный

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.[5]
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.[6]
  • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.[6]
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Изображения

См. также

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

ВА-111 Шквал М-5 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс ВА-111 «Шквал», торпеды М-4 / М-5

Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик — ГНПП «Регион» (по состоянию на 2012 г. входит в «Корпорацию «Тактическое Ракетное Вооружение»).

Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам «Белка» и «Колонок». В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.

В НИИ-24 (ныне — ГНПП «Регион») во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) — изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.

Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды «Шквал» стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.

Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов (позже — с 1967 по 1979 г.г. — бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже — Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.


Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с ПЛ С-65 пр.613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на оз.Иссык-Куль прекращены в 1972 г. — причина — неудачная конструкция торпеды. Более совершенная торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5.
Испытания торпеды «Шквал», вероятно, на полигоне на оз. Иссык-Куль (Вестник КТРВ. №7 / 2015 г.).
С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с ПЛ пр.613РВ (7 пусков). Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР.

Конструкция — реактивная торпеда движется под водой под действием тяги ракетного двигателя. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды.


Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Система управления и наведение — автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Органы управления по направлению и по глубине хода — выдвижные гидродинамические рули. Система управления разработана И.М.Сафроновым и И.С.Курбатовым. По неподтвержденным данным реактивная торпеда может двигаться по программе, заложенной перед пуском, совершая маневр по направлению.

Двигатель — РДТТ с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ отстреливается через 4 секунды работы. Топливо и технология работы двигателя разработаны совместно НИИ-24 и НИИПХ.


Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
ТТХ реактивной торпеды:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм

Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг

 эскизный проект, 1963 г.торпеда М-5
Дальность хода15-20 км— 7 км (эффективная)
— 10-11 км (максимальная)
Скорость хода194 уз / 100 м/сдо 200 уз
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Тип БЧ — ядерная мощностью 150 кт. Позже создан вариант торпеды с обычной БЧ эквивалентом 210 кг тротила.

Модификации:
— М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

— М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.

— ВА-111 «Шквал»  — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

— ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется и в 2015 г.

— «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010-2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг (?).

— «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — т.е. ПО «Дагдизель» (г.Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

Носители: подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ.

Статус: СССР / Россия

— 1990-е годы начало — комплекс снят с вооружения.

Экспорт: в 1990-е годы торпеда предлагалась на экспорт — модификация «Шквал-Э» активно рекламируется.

Иран — предположительно имела место либо неофициальная передача технологий либо продажа. 
— 2010 г. — по неподтвержденной информации компоненты торпед «Шквал» могли быть нелегально проданы с завода «Дастан» (Киргизия) в Иран.

Источники
:
Долгое рождение «Шквала». // Военно-промышленный курьер. №15 / 2006 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения — создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Секретные российские торпеды проданы из Киргизии в Иран? // http://www.regnum.ru, 2011 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.

militaryrussia.ru

Комплекс «Шквал»

Ракето-торпеда «Шквал» ВА-111.

Основные тактико-технические характеристики:
Габаритные размеры, мм:
Диаметр, мм 533,4
Длина, мм 8200
Масса, кг
торпеды 660
ВВ 200
Скорости хода, уз до 200
Максимальная дальность хода, м до 11000

Разработка противолодочной торпеды «Шквал» началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП «Регион»). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке — 100 м/с (метров в секунду) — свыше 194 узлов!. Новая ракета входит в стандартные торпедные аппараты подводных лодок.
Создан экспортный вариант подводной ракеты «Шквал-Е». Она способна развивать скорость до 200 узлов (около 100 метров в секунду) в подводном положении. Принцип действия скоростной ракеты состоит в следующем: экипаж подлодки (корабля, берегового расчета), обнаружив цель (корабль или подлодку), определяет ее характеристики (скорость, дистанцию, направление движения) и «сбрасывает» эти данные в автопилот «Шквала». Ракета выстреливается, выходит на оптимальную глубину и включает ракетные двигатели. Головки самонаведения у «Шквала» нет. Она реализует программу, заложенную в компьютер. Поэтому скоростная подводная ракета абсолютно помехозащищена. «Шквал-Е» разрешен для экспорта .

Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс «Шквал» с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.
Российская ракето-торпеда «Шквал», по общему признанию ведущих военных экспертов мира, сегодня не имеет аналогов, хотя она уже 23 года находится на вооружении ВМФ. Более того, в конце
1970-х годов ученые Пентагона, занимавшиеся проблемами больших скоростей под водой, пришли к выводу, что подобное изобретение… технически невозможно. После чего американские военные со спокойной совестью стали рассматривать информацию о подобных разработках, поступавшую по каналам разведки, как обыкновенную «дезу» и очередной блеф противников. В СССР же шли финальные испытания ракеты.

В 50-70-х годах в Советском Союзе впервые в мире создан принципиально новый вид оружия, не имеющий аналогов и прототипов за рубежом, — скоростные подводные кавитирующие ракеты. Его новизна заключается в движении под водой в режиме развитой кавитации (отрывного обтекания), когда основная часть корпуса ракеты охвачена парогазовой полостью-каверной. При этом резко снижается гидродинамическое сопротивление и достигается высокая скорость подводного движения ракеты, в 3-5 раз превышающая скорость обычных торпед, движущихся в режиме сплошного (безотрывного) обтекания. Достижения в области высокоскоростного подводного движения ракет прежде всего обусловлены фундаментальными исследованиями неуправляемого движения тел в режиме развитой кавитации, взаимодействия реактивной струи (газовой, газожидкостной, водяной) с каверной, длительного устойчивого управляемого движения при кавитационном обтекании тела.

Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам.

При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания.

Для достижения высоких технических характеристик ракет, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с (200 уз.), необходимо обеспечить не только многократное снижение сопротивления движению, но и создание высокоэффективного реактивного двигателя (энергосиловой установки) на экологически чистом, безопасном в эксплуатации энергоемком топливе, а также системы управления, органов управления и стабилизации. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.

Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива — гидрореагирующих металлов.

Работы по созданию такого уникального двигателя были начаты в 60-х годах по инициативе и под руководством лауреата Государственной премии М.С. Меркулова и завершены в 70-х годах под руководством лауреата Ленинской премии Е.Д. Ракова. Одновременно для этого двигателя разрабатывались единственные в своем роде твердые гидрореагирующие топлива на основе легких металлов, а также конструкция зарядов большой массы и технология их изготовления. Под руководством лауреата Ленинской премии И.М. Сафонова была создана автономная система управления, имеющая переменную структуру и использующая принципиально новый способ управления подводным ходом ракеты по глубине, обусловленный наличием каверны.

При движении ракеты со скоростью 200 уз и более возникают значительные гидродинамические нагрузки на ее корпус, вызывающие, в свою очередь, вибрационные нагрузки на элементы конструкции корпуса и ее аппаратуру управления.

Под руководством главного конструктора Е.Д. Ракова были разработаны методы проектирования и конструирования элементов ракеты с учетом действующих факторов. Уже к концу 50-х годов результаты исследований позволили принять научно обоснованное решение о создании скоростной подводной кавитирующей ракеты при авторитетной поддержке Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, академиков А.П. Александрова, В.Н. Трапезникова и вице-адмирала Б.Д. Костыгова.

На основе ряда последовательных научно-исследовательских работ, проведенных институтами ВМФ и промышленности при участии Академии наук СССР, был осуществлен переход к большой опытно-конструкторской работе по созданию первого боевого образца скоростной подводной кавитирующей ракеты «Шквал» класса ПЛ-вода-ПЛ, ПЛ-вода-воздух-НК. Создание подводной скоростной ракеты потребовало освоения новых материалов, технологий, уникального оборудования, создания новых производств и объединения усилий многих предприятий различных отраслей промышленности. Общее руководство осуществляли министр СССР В.В. Бахирев и его заместитель Д.П. Медведев. Эта опытно-конструкторская работа была успешно завершена в 1977 г. коллективом под руководством Е.Д. Ракова. Научным руководителем разработки являлся академик АН УССР лауреат Ленинской премии Г.В. Логвинович. В работе принимал активное участие большой коллектив ученых и специалистов предприятий промышленности и институтов ВМФ, в том числе лауреаты Ленинской премии Ю.В. Фадеев и Ю.Г. Ильин, лауреаты Государственной премии Г.В. Уваров и В.П. Ивашков, М.П. Лисичко, В.Г. Горячко, П.Ф. Бреус, Г.С. Хорсун, Г.М. Акопов и многие другие.

Создание первой в мире кавитирующей скоростной подводной ракеты явилось большим достижением российской науки и техники и в научно-техническом плане открыло путь к дальнейшему созданию перспективных образцов подводного оружия этого типа с высокими тактико-техническими данными.

Кавитирующие подводные ракеты имеют высокую боевую эффективность поражения цели за счет большой подводной скорости, обеспечивающей минимальное время доставки боевой части к цели. Полностью подводная траектория скоростных подводных ракет класса — ПЛ — вода — ПЛ — затрудняет противодействие им со стороны противника и позволяет использовать их подо льдами Арктики, т.е. сохраняет положительное качество обычных торпед. Использование ракет «Шквал» существенно повышает боевую эффективность ракетно-торпедного вооружения ВМФ.

 

Литература:

» ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ» Е.С. ШАХИДЖАНОВ доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии

Вернуться на страницу «ОРУЖИЕ»

www.kremalera.narod.ru

Шквал (скоростная подводная ракета) — это… Что такое Шквал (скоростная подводная ракета)?

Шквал
Основная информация
ТипСкоростная подводная ракета
Государство СССР
 Россия
Параметры
Масса2700 кг
Длина8 м
Диаметр534,3
Боевая часть210 кг
Технические данные
Скорость200 узлов
Дальность13 км
Глубина30 м


«Шквал» — советская скоростная подводная ракета (ракета-торпеда). Предназначена для поражения надводных[1] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, ПЛ или стационарной установке.

История

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой. C автономным управлением, не имеет самонаведения.

Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 г. Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.[2]

ТТХ

  • Калибр — 533,4 мм
  • Длина — 8 метров
  • Вес торпеды — 2700 кг
  • мощность боеголовки — 150 кт в ядерном варианте, или 210 кг обычного ВВ
  • маршевая скорость — 500 км/ч
  • Радиус действия — около 7 км, до 13 км (новая версия). Старая версия — 2 км.
  • Двигатель прямоточный гидрореактивный двигатель

ТТХ «Шквал-Э»

  • Масса, кг — 2700
  • Калибр, мм — 533,4
  • Длина, мм — 8200
  • Дальность хода, км — до 10
  • Скорость на марше, м/с — 90-100
  • Угол после залпового разворота, град — ± 20
  • Глубина хода на марше, м — 6
  • Тип боевой части — фугасный
  • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
  • Вид старта — надводный или подводный
  • Глубина подводного старта, м — до 30
  • Двигатель прямоточный гидрореактивный

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.[3]
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки, кроме того носовая часть торпеды не позволяет установить на нее головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.[4]
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Фото

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Шквал (скоростная подводная ракета) — WiKi

ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

Шквал
ВА-111 «Шквал»

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
Основная информация
Тип Скоростная подводная ракета
Государство СССР СССР
Украина Украина
Параметры
Масса 2700 кг
Длина 8 м
Диаметр 533,4 мм
Боевая часть 210 кг
Технические данные
Скорость 300 км/ч
Дальность 13 км
Глубина 30 м
 Шквал на Викискладе

Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича — директора Института гидромеханики АН УССР.

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.[3] А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч[4].

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *