Шлем солдата – Зачем немецкие солдаты надевали рогатые шлемы. Военная тайна раскрыта!

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с «рогами» (12 фото)

Большую часть ХХ века Германию считали агрессивной военной державой, а образ немецкого солдата сложно было представить без шлема с рогами. Эти стальные каски стали настоящим символом зла, а носящие их и поныне ассоциируются с нацизмом. Зачем нужны рога на сугубо военном предмете – далее…

Юный немецкий штурмовик в «рогатом» шлеме М16. Западный фронт, 1918 год.

Первая мировая война началась в 1914 году достаточно динамично. Генералы маневрировали войсками, совершали переходы с места на место. Но уже к концу года позиции воюющих сторон установились, солдаты «зарылись в землю».

Немецкий политик и военный Отто фон Бисмарк в пикельхельме.

С началом траншейной войны стало очевидно, что многое из существующего снаряжения должно быть пересмотрено и изменено. Самые большие нарекания у военных всех стран вызывали головные уборы. В сражениях теперь была видна лишь ничем не прикрытая голова солдата. В немецкой армии в тот момент носили каски «пикельхельм», сделанные из кожи, а у французов и британцев и вовсе были только фуражки.

Вскоре во всех противоборствующих державах разработали металлические защитные каски. Они не спасали от выстрелов в упор, но могли остановить осколки снарядов, шрапнель, отрикошетить пулю. Так, у Антанты появились шлемы Адриана и Броди.

Разработчик Stahlhelm M16 доктор Фридрих Шверд и процесс штамповки каски.

В 1915 году в Германии появилась своя версия стального шлема. Его разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. Первые образцы получали солдаты штурмовых подразделений, снайперы, саперы, наблюдатели. В следующем году каску запустили в массовое производство и она получила название Stahlhelm M16 («Стальной шлем, модель 1916 года»).

Шлемы М16 со съемными броневыми пластинами.

Немецкий солдат-наблюдатель с биноклем, 1916-1918 гг.

Доктор Шверд предусмотрел по бокам каски «рожки», в которых были сквозные отверстия для вентиляции. Но это не основное их назначение. Они нужны для крепления дополнительной брони — защитной стальной пластины. Она была очень тяжелой, поэтому носилась только в траншеях. Считалось, что толщины в 6 мм достаточно, чтобы остановить пулю, выпущенную в упор.

Боец мюнхенского фрайкора.

Когда каска попала на фронт, оказалась, что вся затея не стоит выеденного яйца. Шлем хорошо спасал от шрапнели, разлетающихся обломков, от пуль мелкого калибра на излете. Прямое попадание из винтовки также не пробивало пластину, но тут уже не выдерживал человек: у солдата буквально ломалась шея. По этой причине бронепластины никто не хотел носить, но рога с каски убрать уже было нельзя. Каски с характерным внешним видом выпускали еще много лет.

Солдаты противника даже высмеивали немцев. Они выкрикивали, что те слишком много времени провели на фронте. За это время жены наставили им рога, и те уже проросли сквозь каску.

Антинемецкий военный плакат. США, 1942 год.

Немецкий стальной шлем узнаваемой формы надолго стал одним из символов немецкого милитаризма и нацизма. Спустя годы каска с рожками даже повлияла на внешний вид одного из знаменитых кинозлодеев Голливуда – Дарта Вейдера.


ribalych.ru

Военная каска

Задача защиты головы воина в бою насчитывает несколько тысячелетий от древних ратей Х века, до современных армий ХХI века. В бою надо видеть, слышать и принимать решения для этого голову надо защитить. Окопная форма ведения войны 1914 – 1918 гг. потребовала немедленной защиты головы солдата и ее спрятали под каску. Каска защищает голову солдата от осколков гранат, снарядов, бомб и пуль. Военная каска состоит из корпуса, повторяющего защищаемые контуры головы и демпфера, размещенного между корпусом и головой. В 2015 г. исполняется 100 лет, как была изобретена и поступила на вооружение военная каска.

 

В 1915 г. французским генералом Адрианом была разработана и принята на вооружение армейская каска М1915. В русской армии по достоинству оценили роль каски в условиях боя. Военное руководство, экстренно заказало миллион французских касок для русской армии. Попытке России наладить самостоятельный выпуск аналога французской каски в Финляндии, помешала революция 1917 г. Используя французские образцы касок, военное руководство страны Советов отчетливо понимало, нужна своя, отечественная каска и упорно работали над этим. 

 

 

В 1930 г. военным интендантом I ранга Красной Армии Шварцем А. А. был представлен проект стальной каски М30. Каску отличали от имеющихся аналогов: удлиненный козырек, небольшие поля, отсутствие вентиляционного отверстия. Наработки по шлему пригодились в дальнейшем. 

В 1934 г. НИИ-13 Наркомата вооружения СССР (г. Ленинград) начинает работу по созданию нового защитного шлема для Красной Армии. В 1935 г. Ленинградский металлургический завод Наркомата чёрной металлургии СССР приступил к выпуску нового шлема под названием «Стальной шлем 1936». Это была первая отечественная военная каска под индексом СШ-36 получившая массовое распространение в войсках. Шлем имел полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком, боковыми полями, что придавало советскому солдату особую узнаваемость. В шлеме СШ-36 использовалась удачная конструкция подшлемника от М30. Несмотря на всю свою новизну, шлем унаследовал вентиляционное отверстие с «гребнем» от французской каски. 

 

Шлемы СШ-36 прошли испытания во время гражданской войны в Испании, в боях на озере Хасан, реке Халхин-Гол и в войне с Финляндией. При этом был выявлен ряд серьезных недостатков шлема. Большой козырек мешал обзору бойца. Из-за широких полей в движении каска постоянно сползала. Зимой для каски требовался специальный подшлемник, т.к. на шапку шлем просто не одевался. В преддверии большой войны работы по разработке нового более удобного и надежного шлема велись днем и ночью. За два года на Ржевском полигоне были протестированы все каски, созданные в западных странах за последние годы. В итоге за основу был принят итальянский стальной шлем образца 1933 г.

 

 

В 1939 г. коллектив НИИ-13, рабочие и инженерно-технические работники Лысьвенского металлургического завода (ЛМЗ) за короткие сроки подготовили к выпуску новый шлем под индексом СШ-40. Шлем изготовлялся из производимой на ЛМЗ легированной броневой стали толщиной 1,2 мм марки 36СГН (создатель стали Корюков М.И.). Каска стала символом облика воина-победителя, в ней советская армия прошла всю Великую Отечественную войну. 

Каска СШ-40 достойно служит во многих армиях стран СНГ и государств бывшего социалистического лагеря и сегодня, используются различными повстанческими армиями африканских, ближневосточных и азиатских стран. 

Совершенствование стальных шлемов продолжалось и в послевоенный период. В итоге появились шлемы СШ-60 и СШ-68. В шлеме СШ-60 в отличие от СШ-40, изменен был подшлемник. Общевойсковой защитный шлем СШ-68 наряду с подшлемником от СШ-60 имел иную, слегка втянутую форму купола, что способствовало большей защиты головы. Шлем СШ-68 прошел проверку Афганской войной и в военной среде назывался «афганским».

 

 

В ХХ веке основным материалом, для изготовления защитных шлемов, была сталь. Стальные каски массой 1—1,5 кг в основном защищали от низкоскоростных осколков и от пуль на излете. 

До начала ХХI века заказы на новые шлемы поступали от силовых ведомств в основном для подразделений спецназа. Были созданы титановые шлемы «Сфера-С» и «Алтын», шлемы из сплава титана и стали «Витязь-С» и «Маска», шлем из кевлара и титана К6-3. 

Прорывом в военном деле явились материалы, значительно превосходящие по своим свойствам металлы. Это синтетические высокомодульные материалы с высокой стойкостью к ударным нагрузкам: нейлон, кевлар, полиэтилен и различные композиты на их основе, сверхтвердая керамика и многослойное стекло. В итоге произошел переход от стальной каски к защитному шлему, созданному на новых физических принципах. 

Первыми удачными разработками явились модификации противоударных и пулестойких шлемов для спецподразделений типа «Колпак», «Скиф», «Скат» имеющих забрала для защиты лица от внешних воздействий и соответствующих 1 и 2 классам защиты.

Война в Чечне показала, как остро назрел вопрос о создании универсального защитного шлема не только для спецслужб, но и для армии.

Армия РФ стремительно меняет облик, военнослужащие начинают оснащаться новой боевой экипировкой «солдата будущего» — «Ратник». Возможности комплекта «Ратник» изумили даже американцев. Входящий в комплект «Ратник» бронешлем 6Б47, уже запушен в серийное производство.

Общевойсковой шлем 6Б47 при весе в 1 кг не имеет аналогов в мире. Гарантирует противоосколочную стойкость более 650 м/с. Обеспечивает высокую травмобезопасность от поражения пуль пистолетов ТТ, ПМ и осколков. Адаптирован к температурам от -50 до +50, может использоваться в дождь, снег, в морской воде. В ходе испытаний шлем 6Б47 был признан лучшим в мире из всех аналогов данного класса.

Как правило, гениальные решения, неизменны на протяжении веков. Меняются время и средства борьбы, а военная каска продолжает выполнять свою миссию по надежной защите головы бойца от осколков и пуль.

 

 

ussrvopros.ru

Каски Второй мировой войны | Екабу.ру

Немецкие каски


Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

Продолжением развития шлема М-35 стали каски М-38, которые имели несколько разновидностей. Для десантных частей выпускались свои каски, практически не имеющие полей (ветер мог просто сорвать каску, плюс к этому широкие назатыльники наносили травму парашютисту), шлемы для бойцов противовоздушной обороны Luftschutz напротив — были широкополые. Среди коллекционеров они получили название «Гладиатор».

В 1940 году немецкие каски стали упрощаться. Вместо молибдена стал применяться силикат марганца, вентиляционные отверстия стали изготовляться штамповкой, а не отдельными деталями, как раньше. В 1942 году немцам пришлось отказаться от легирования стали и марганца при изготовлении касок, поскольку стратегическое сырье нужно было для танкостроения. Каски стали мягче, завальцовку краев каски заменили более простой отбортовкой.


Каска Адриана


Профиль каски Адриана невольно ассоциируется с пожарным шлемом, что неудивительно — именно от каски Адриана пожарные шлемы и произошли. Каску Адриана разработал ещё в годы Первой мировой генерал Огюст Луи Адриан. Она получила название М-15. Имея французское происхождение, каска Адриана была принята как часть экипировки во многих странах (в том числе и в России, где находилась на вооружении до 1939 года). В одной только Франции было изготовлено 20 миллионов шлемов. М-15 не мог защитить от прямого попадания пуль. Привычка к ношению касок Адриана прививалась во время Первой мировой непросто. Не привыкшие к тяжелым каскам солдаты часто просто скидывали их с себя во время боя.

Во Второй мировой войне каски Адриана продолжали использоваться французской армией. Их отличительная черта — продольный гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и служащий ребром жесткости.

Каски СССР



Советский шлем СШ-40, в котором Красная армия прошла всю войну, и который до сих пор является основой для касок российской армии принимал сам Семён Будённый. Сначала он ударил по шлему своей шашкой, потом стрелял по нему из нагана. «Молодцы. Хорошо поработали!» — только и оставалось сказать маршалу.

До этого в Красной армии была на вооружение каска СШ (стальной шлем)-36 (её отличал от СШ-40 гребень на макушке) и СШ-38 (без гребня, но с широкими полями, которые сильно парусили, что доставляло немало хлопот кавалеристам).

Страны-союзники



Американская каска М-1, принятая на вооружение армии США в 1941 году, заменила собой каску М-1917, по форме напоминавшую английскую каску МК1. Английская каска по форме напоминала тарелку, из-за чего была шутливо названа «миской» (Dish Pan). Широкие поля каски прикрывали солдат Первой мировой от шрапнели (по анализу санитарных потерь на долю артиллерии и шрапнели приходилось до 45-50% всех потерь на Западном фронте).

Каски М-1 на тарелки похожи не были, а были похожи на советские каски СШ-40. Производились они из марганцовистой стали Гадфильда. К сентябрю 1945 года их было произведено более 22 миллионов экземпляров.

Британцы во Вторую мировую пользовались модификацией уже упомянутой каски МК1 — МК2, а затем МК3. По форме английские шлемы по-прежнему напоминали тарелки, но с меньшими, чем в Первую мировую полями.

Комфорт и маскировка


Под шлемом — не только голова, но и подтулейное устройство. Именно от него зависит комфортность бойца. Его разработка удобного была не менее важной задачей военных конструкторов чем создание самого шлема. Особенно преуспели в проектировании подшлемников немцы. Их десантные каски М-38 имели сложно устроенные подшлемники с резиновыми сегментами, надежно удерживавшем шлем на голове.
В советском шлеме СШ-40 подтулейное устройство состояло из трех лепестков, соединенных сверху регулировочных шнуром. С внутренней стороны каждый лепесток имел ватную прокладку, улучшающую амортизацию.

Большое значение во время Второй мировой войны стала играть и маскировка. Каски как часть защитного снаряжения также камуфлировались — красились и покрывались маскировочными элементами, крепившимися на сетки и под резину от автомобильных шин.

Не пропустите:
Что стало с немецкими касками после войны? (фото + видео)
Как каски спасают солдатские жизни
Самая дорогая шахтерская каска
Насколько прочна каска
Каска патриарха Кирилла (2 фото)
Каска-раскраска
Вещи, впервые разработанные во времена Первой мировой войны

ekabu.ru

Череп, каска, шлем » Военное обозрение

Этот атрибут военной экипировки заслужил достойное место в ряду прочих, благодаря своей простоте, неприхотливости и, самое главное, полной незаменимости.
Само название каска происходит от французского casque или от испанского casco – череп, шлем. Если верить энциклопедиям, то под этим термином понимается кожаный или металлический головной убор, применяемый для защиты головы военными и другими категориями лиц, действующими в опасных условиях: шахтерами, строителями, спелеологами, спасателями, парашютистами, мотоциклистами и т. д.
Как известно, появление металлических шлемов относится к глубокой древности. Греки, римляне, викинги, позже крестоносцы и рыцари – все носили боевые защитные шлемы. Но в понимании боевой шлем – каска была создана в разгар Первой мировой войны.

К началу 1914 года основным головным убором солдат были форменные фуражки да легкие пробковые шлемы «колониальных войск», защищавшие их головы разве что от солнца. Как только война приобрела позиционный характер, на зарывшихся в землю солдат обрушились ливни пуль, осколков и шрапнели. А также обломки камней и кирпичей, комья сухой глины и куски бревен, разлетавшихся при взрывах фугасных снарядов. Количество раненых стремительно возрастало, госпитали были переполнены несчастными с окровавленными бинтами на голове.

Единственным выходом из ситуации было возрождение шлема. Несмотря на то, что во многих странах и раньше были попытки создания стального шлема, тем не менее первыми в ХХ веке стали использовать стальные шлемы в массовом порядке французы. Они использовали для экипировки большей части своей армии проект, автором которого был генерал армии Аугуст Луи Адриан. Таким образом, он увековечил свое имя не только в военной истории Франции, но и в военной истории десятков других стран, принявших для экипировки солдат своих армий шлем этой модели, получившей официальное название «каска Адриана модель 1915». Судите сами: Бельгия, Италия, Греция, Польша, Румыния, Сербия, Чехословакия, Мексика, Бразилия, США, Болгария и, конечно же, Россия.

Каска Адриана имела полусферическую форму, штамповалась из марганцевой стали толщиной 0,7 мм, имела козырек, небольшие поля и характерный гребень, ставший ее отличительной чертой.

Несмотря на невысокие защитные свойства, она оставалась самой распространенной моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Всего во Франции было изготовлено около 20 000 000 экземпляров.

Но были и те, кто, как говорится, пошел своей дорогой. В Великобритании и Германии были приняты на вооружение собственные образцы касок, также на долгие годы снискавшие популярность. Германский Stahlhelm – символ немецкого солдата. Его первая модификация 1916 года во многом сильно копировала средневековые германские шлемы «айзенхуд» и «салад», закрывавшие голову и лицо до самого подбородка.

Кстати, из всех касок Первой мировой Stahlhelm, пожалуй, лучше всего защищал своих владельцев, но все же был неудобен. Опускающийся почти до самой спины назатыльник мешал солдату задрать голову, а большие размеры и толщина делали его весьма увесистым. Поэтому в дальнейшем шлем неоднократно модернизировали. Во Вторую мировую немецкие солдаты вступили в стальных шлемах модели М35 (из молибденовой стали толщиной 1,15 мм), считавшихся лучшими в мире. Но экономические трудности вынудили сменить их на более дешевые М40 и М42 (из марганцевого сплава).

Армия Ее Величества в июне 1915 года отдала предпочтение каске Джона Леопольда Броди, которая копировала средневековые «железные шляпы». Только широкие поля, по замыслу автора, должны были прикрывать шею от шрапнели, а не стрел. Этот шлем оказался весьма удачным. Он успешно прошел две мировые войны, был несколько раз модернизирован (его поля уменьшили и опустили книзу) и прослужил до середины 80-х годов.
Но если в Европе лишь модернизировали каски, то СССР в период между мировыми войнами лихорадочно перебирал всевозможные модели, пытаясь найти свой идеал. Во-первых, каску Адриана. Во-вторых, ее отечественный вариант, так называемый «русский шлем» М17, который в ограниченных количествах поступил в войска после Февральской революции и использовался, в частности, участниками Белого движения. Он отличался тем, что вместо гребня имел небольшую круглую накладку, а штамповался из 1,2-миллиметрового листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Оба шлема затем приняли на вооружение Красной Армии.

В сентябре 1929 года во время больших маневров под Бобруйском в экипировке солдат Красной Армии появился новый стальной шлем, получивший наименование М 29. Он стал прародителем большинства советских шлемов. Шлем изготавливался из стали. Его вес составлял 1250 грамм, толщина стали 1,1 мм. В верхней части имелось вентиляционное отверстие, прикрытое накладкой, прикрепленной к шлему винтами.

В 1934 году начинается разработка нового стального шлема Красной Армии. Новый шлем позже получил маркировку «Стальной шлем 1936», или «СШ-36» (по году начала поставки шлема в армию).


Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и направлений в армейские подразделения в большом количестве. Шлем имел полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200–1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм.

Боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время «зимней войны» с Финляндией в 1939/1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности, широкие поля, сделанные по инициативе С. М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того, защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего.

Все эти недостатки были устраненены в следующей модели СШ-40. Этот шлем назван по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из легированной броневой стали марки 36 СГН, намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36. Выполнен толщиной 1,2 мм.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца используемым подтулейным устройством, или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклепок, в предыдущих – три. Подшлемник состоит из трех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов СШ-40 выпускался только трех размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 800 г.

Один из разработчиков каски Михаил Иванович Корюков вспоминал впоследствии: «Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный… Он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем – с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в маршала. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. «Молодцы! – сказал наконец маршал. – Хорошо поработали».

Именно в этой каске наши деды и прошли всю Великую Отечественную войну, и благодаря ей сотни тысяч из них смогли вернуться домой живыми и здоровыми.

Основу составляют так называемые кевларовые шлемы, которые должны прийти на смену стальным. Как минимум кевларовый шлем гораздо легче. А избавление от лишнего веса в экипировке бойца – насущная необходимость. Поскольку современным бойцам приходится носить на себе не только шлем, но и средства связи, приборы ночного видения, средства навигации, которые чаще всего крепятся как раз на шлеме. А если учесть вес бронежилета, оружия, боезапаса и других необходимых для солдата предметов, то речь будет идти о весе боевой экипировки в 20–30 килограммов.

Полевые испытания новых образцов шлемов проходят на протяжении последних пяти лет. Итог закономерен; были выбраны лучшие образцы. Будем надеяться, в скором времени они поступят в войска в массовом порядке. Первыми в очереди стоят морские пехотинцы и десантники. Наконец-то эти рода войск получили собственную, разработанную специально для них защиту.

topwar.ru

Простреленные каски ведут счёт солдатским жизням

 

Защитные головные уборы разных стран и народов многое могут рассказать о нашей донской истории. Поисковые отряды тщательно исследуют каждый артефакт, найденный на месте боев Великой Отечественной. Найденные останки советских бойцов предают земле с воинскими почестями, останки солдат вермахта отправляют на мемориальное кладбище под Волгоградом (согласно решению правительства страны). Но после раскопок остаются еще и груды ржавого металла, которые представляют немалый интерес для вдумчивых исследователей…

НЕ  ХОББИ,  А  НАУКА!
В кабинете руководителя объединения «Миус-фронт» Андрея Кудрякова установлен большой стеллаж, на котором выстроились ряды солдатских касок. Советские, немецкие, словацкие… Проржавевшие и не очень. Некоторые превращены в решето пулями и осколками. На других всего одна маленькая дырочка, но она красноречиво говорит, что владельцу этой каски тоже когда-то не повезло…

— Прежде всего хочу уточнить, что я не коллекционер, а исследователь истории Юга России. Провожу работу вместе с коллегами из Южного научного центра Российской Академии наук, а также под эгидой недавно созданного Ростовского отделения Российского военно-исторического общества. Находки, сделанные на полях сражений, это научный материал, который еще предстоит изучить, — подчеркнул Андрей Кудряков.
 

После каждого боя на поле остается много брошенных предметов. Это осколки снарядов и мин, армейские ящики, стреляные гильзы, форма и амуниция. И еще металлические каски. Это первое, что теряют солдаты. Каски срывают с голов пули или взрывы. Громоздкие шлемы просто выбрасывают, если они мешают идти или бежать. Даже когда с поля боя убирают раненых и погибших, каски оставляют на месте: ведь санитарам тоже не хочется тащить лишнюю тяжесть.

Поэтому после каждых раскопок поисковикам достаются ржавые, пробитые пулями солдатские каски. Для советских находится применение: их отдают в школьные музеи, используют при торжественном перезахоронении останков бойцов, передают на вечное хранение родным (в тех случаях, когда найдены родственники погибшего солдата).  
 

Вместе с советскими, поисковики находят предметы  амуниции солдат вермахта, в том числе каски. То, что получше сохранилось, забирают члены военно-исторических клубов для реконструкции событий Великой Отечественной войны. Часть предметов достается исследователям. В частности, достаточное количество из накопилось у ростовчанина Андрея Кудрякова.
 

ВРЕМЕН  НИКОЛАЯ  ПАЛКИНА

Особняком от сурового металлического разнообразия стоит красивая черная каска с высоким шишаком, накладным двуглавым орлом и цифрой «26» на лобовой части. Это настоящий раритет, относящийся ко временам покорения Кавказа (середина XIX века), в годы правления императора Николая I и творчества поэта Михаила Лермонтова.  

— Двадцать шестой пехотный полк конечно же проходил на Кавказ через наш Ростов-на-Дону, который к тому времени уже получил статус города велением императора Александра I. Он сражался с горцами, а позже участвовал в обороне Севастополя, описанной в рассказах Льва Толстого. Прикасаясь к этой каске, мы  в буквальном смысле трогаем историю, — говорит Андрей Кудряков.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что шлем сделан из кожи, усиленной накладками из меди. Он громоздок и очень неудобен. Сверху высокого шишака еще должен был торчать султан, сделанный из петушиных перьев или конского хвоста. Впрочем, этот предмет амуниции в духе своего времени, когда в атаку ходили парадным строем под барабанную дробь.
 

— Такая каска во времена Николая I стоила очень дорого: три рубля 50 копеек, — рассказывает Кудряков. — Она выдавалась рекруту, и все 25 лет своей службы он должен был ее чистить, всячески за ней ухаживать. Кожа очень непрактичный материал: она намокает под дождем и стягивается когда сохнет. За утерю дорогой каски солдата могли прогнать через строй, подвернув наказанию шпицрутенами. Недаром правителя того времени называли в народе «Николай Палкин».

«ХАЛХИНГОЛКА»  ОПОЛЧЕНЦА

От кожаного раритета мы переходим к металлической каске темно-зеленого цвета с красной звездой на передней части. Этот стальной шлем СШ-36 Рабоче-Крестьянской Красной Армии, известный также под названием «халхинголка», поскольку использовался во время боев с японцами на Хасане и Халхин-Голе. К началу Великой Отечественной в войска поступил СШ-40, известный нам по картинам и фильмам.

Тем не менее, «халхинголки» в большом количестве хранились на военных складах и выдавались ополченцам. В 1941 году добровольных защитников Ростова насчитывалось не менее 20 тысяч. И эта каска была найдена на административной границе Ростова с Мясниковским районом. Она лежала в засыпанном окопе.


Надо полагать, что ее владелец был ополченцем и защищал наш город от наступавших гитлеровцев в ноябре 1941 года. Человеческих останков в том окопе поисковики не нашли, однако край «халхинголки» поврежден осколком, что наводит на печальные предположения…


А вот и классический СШ-40 (справа), которые в больших количествах находят на позициях, что занимали красноармейцы. Есть вспоминания то том, как этот шлем принимал от разработчиков маршал Семен Михайлович Буденный. Сначала рубанул каску своей шашкой из закаленной златоустовской стали. Затем выстрелил в нее из нагана. СЩ-40 выдержал, и пошел в производство.

К сожалению, немецкие пули и осколки легко пробивали каски на советских солдатах. И это хорошо знают поисковики, когда достают из земли очередную. СШ-40, в которой гремит череп ее владельца…
 

ОСТАЛИСЬ  В  ДОНСКОЙ  ЗЕМЛЕ


Следующий экспонат в этом собрании — каска словацкого легионера (в первом ряду справа).

Эти «братья-славяне» воевали на стороне вермахта, прошли через Ростов и почти все остались в степях под Сталинградом. По форме словацкая каска очень похожа на советскую. Этот шлем тоже был найден под Ростовом, на позициях, которые занимал зенитный расчет. «Прямо в металле внутри каски застряла пуля от автомата ППШ, которая прошла через голову солдата. Мы предполагаем, что зенитный расчет словаков скорее всего был уничтожен нашими разведчиками в ближнем бою. Они пришли завоевателями на донскую землю, и все в ней остались», — говорит Андрей Кудряков.


Очень показательно выглядит каска М-35 с символикой дивизии «Дас Райх» с «пометкой» советского снайпера. Пуля из винтовки Мосина вошла точно в белый декаль с изображением двух эсэсовских рун.

— Солдаты вермахта обычно закрашивали светлые пятнышки на своих касках, остерегаясь пуль советских снайперов. А вот эсэсовцы бравировали своей храбростью. Результат налицо, — комментирует Андрей Кудряков.
 

По немецким каскам, подобранных поисковиками на местах боев за Ростов, можно изучать историю Великой Отечественной. Вот шлем с горными очками зеленого цвета. Когда-то он принадлежал альпийскому стрелку дивизии «Эдельвейс», который свой конец нашел под  Ростовом.
 

Шлем немецкого десантника. В таких воевали «орлы» Отто Скорцени. Любопытно, что к этому шлему прикручена французская монетка (чтобы крепить защитные очки). Значит, его обладатель успел повоевать во Франции в 1940 году. Был опытным воякой… А свою смерть этот десантник, как и многие его товарищи, нашел на Миус-фронте под Ростовом.

А вот каска бравого вояки дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Она найдена на старой ростовской дороге на Таганрог, по которой в ноябре 1941 года фашисты бежали от контрудара 56-й армии. На ней сохранился черно-желто-красный флаг имперской Германии. Говорят, что немецкие каски были даже спроектированы под черепа арийской конфигурации. Но почему-то в генетической памяти русских людей они воспринимаются как злые, таящие опасность предметы.
 

«УКРОПОВСКИЕ»  ТРОФЕИ

Наконец, Андрей Кудряков показывает экспонаты новейшего времени. Это две каски солдат Вооруженных сил Украины, найденные на кургане Саур-могила и под Иловайском, где шли тяжелые бои. На касках пробоины от осколков и пуль.

— Это стальные шлемы Советской армии образца 1960 и 1968 года, — объясняет Кудряков. — Конечно же, они уже давно и безнадежно устарели. Тем не менее  украинские командиры выдают эту рухлядь своим солдатам и гонят их покорять Донбасс. Даже по такой детали видно пренебрежение киевской верхушки к жизням своих рядовых граждан.


Самая современная каска в этом собрании принадлежит самому Андрею Кудрякову. Это кевларовый шлем шестой степени защиты из войскового комплекта «Ратник». Легкая по весу, но изумительно прочная каска из композитного материала выдерживает попадание пули. Высокотехнологичный предмет амуниции обвешан всякими дополнениями, от прочных очков до наушников и фонарика.
— В таких шлемах весной 2014 года пришли в Крым наши «вежливые люди», которых люди приветствовали как освободителей. А значит, история нашей страны продолжается! — говорит руководитель Ростовского поискового объединения «Миус-фронт» Андрей Кудряков.

Текст — Александр ОЛЕНЕВ. Публикация — газета «Вечерний Ростов», 12 февраля 2016 г.

 

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку «Поделиться» и расскажите друзьям:

rslovar.com

Немецкие шлемы Первой Мировой войны — Амуниция и снаряжение

Пикельхельм


Введен в Пруссии в октябре 1842 указом Вильгельма IV для  прусской пехоты, и быстро распространился среди других немецких государств. Изготавливался пикельхельм из укрепленной кожи, обработанной для получения глянцевого чёрного блеска, и усиливался металлической отделкой (посеребрённой или позолоченной на офицерских пикельхельмах), к которой относился и металлический шип в навершии.  Некоторые носимые в артиллерии шлемы вместо шипа имели шарообразное украшение. Перестали использовать пикельхель в 1918 году, в связи с падением Германской империи.

Шлем «Гаед» (Gaede-Helm, Stahlkappe M1915)

В 1915 году командир армейской группы генерал Гаед озабоченный большим количеством солдат получивших ранения головы, самспроектировал и изготовил около 1500 стальных шлемов, которые были выданы солдатам на его участке фронта. После появления шлема М1916 большинство касок Гаеда были отправлены в переплавку.


Стальной шлем M16


Шлем М16 разработан в сентябре 1915 года Фридрихом Швердом, а уже в декабре проходил боевые испытания на западном фронте. М16 отлично показал себя в боевых условиях и в начале 1916 года стальной шлем поступил в массовое производство. Выпускались стальные шлемы разных размеров, от самого маленького 60 до 70.

Первоначальные эскизы шлема м16

По бокам шлема выступали характерные «рожки», на которые крепилась бронепластина «Stirnpanzer». Пластина надевалась на выступающие рожки и затягивалась сзади кожанным ремнем.  

Закрепленная на шлеме бронепластина

Стальной шлем М17

В 1917 году стальной шлем был немного изменен, крепление подбородочного ремня к каске заменили на крепление к подшлемнику. Такой стальной шлем стал называтся M1917.

Stahlhelm 1918

Основным отличительным признаком является отказ от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске и соответственно отпала необходимость в детали, приклепывавшейся к сфере шлема. Изменилось и устройство подшлемника: начали использоваться «D»-кольца для крепежа подбородочного ремешка (по аналогии с австрийским вариантом), которые стали приклепываться к ободу-основе. Изменился и подбородочный ремешок: скользящую пряжку заменила рамочная застежка с «язычком», а в ремешке появились отверстия для «язычка» пряжки. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более крепкой в эксплуатации, и, что немаловажно, обеспечивала лучшую фиксацию каски на голове солдата.

Stahlhelm 1918 «кавалерийская» модель


В этой модели была удалена часть юбки шлема в районе ушей, для предотвращения отражения глубокой юбкой шлема взрывной волны внутрь шлема. Выпускались так же облегченные каски М18 сделанные из алюминия, для ношения офицерами на парадах.

Окраска шлемов

До июля 1918 года стальные шлемы окрашивались в цвет фельграу, после была установлена схема камуфляжной раскраски. Желтые, зеленые, коричневые и охряные пятна разделеные черной полосой наносились на зеленый или коричневый фон. Кроме того допускались изменения в рисунке камуфляжа под условия конкретной местности.

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Каски, которые спасали солдат Второй мировой

Широкое применение каски получили именно во Второй мировой войне. Чьи каски были лучшими? И почему английские шлемы похожи на тарелки, каски США — на каски советских солдат, а на немецких десантных шлемах нет козырьков.

Профиль с козырьком

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

Десантный шлем М-38

Продолжением развития шлема М-35 стали каски М-38, которые имели несколько разновидностей. Для десантных частей выпускались свои каски, практически не имеющие полей (ветер мог просто сорвать каску, плюс к этому широкие назатыльники наносили травму парашютисту), шлемы для бойцов противовоздушной обороны Luftschutz напротив — были широкополые. Среди коллекционеров они получили название «Гладиатор». 


В 1940 году немецкие каски стали упрощаться. Вместо молибдена стал применяться силикат марганца, вентиляционные отверстия стали изготовляться штамповкой, а не отдельными деталями, как раньше.

В 1942 году немцам пришлось отказаться от легирования стали и марганца при изготовлении касок, поскольку стратегическое сырье нужно было для танкостроения. Каски стали мягче, завальцовку краев каски заменили более простой отбортовкой.

Каска Адриана

Профиль каски Адриана невольно ассоциируется с пожарным шлемом, что неудивительно — именно от каски Адриана пожарные шлемы и произошли.

Каску Адриана разработал ещё в годы Первой мировой генерал Огюст Луи Адриан. Она получила название М-15. Имея французское происхождение, каска Адриана была принята как часть экипировки во многих странах (в том числе и в России, где находилась на вооружении до 1939 года). В одной только Франции было изготовлено 20 миллионов шлемов. М-15 не мог защитить от прямого попадания пуль. Привычка к ношению касок Адриана прививалась во время Первой мировой непросто. Не привыкшие к тяжелым каскам солдаты часто просто скидывали их с себя во время боя. 

 

Во Второй мировой войне каски Адриана продолжали использоваться французской армией. Их отличительная черта — продольный гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и служащий ребром жесткости.

СССР

Советский шлем СШ-40, в котором Красная армия прошла всю войну, и который до сих пор является основой для касок российской армии принимал сам Семён Будённый. Сначала он ударил по шлему своей шашкой, потом стрелял по нему из нагана. «Молодцы. Хорошо поработали!» — только и оставалось сказать маршалу.

До этого в Красной армии была на вооружение каска СШ (стальной шлем)-36 (её отличал от СШ-40 гребень на макушке) и СШ-38 (без гребня, но с широкими полями, которые сильно парусили, что доставляло немало хлопот кавалеристам).


Страны-союзники

Американская каска М-1, принятая на вооружение армии США в 1941 году, заменила собой каску М-1917, по форме напоминавшую английскую каску МК1. Английская каска по форме напоминала тарелку, из-за чего была шутливо названа «миской» (Dish Pan). Широкие поля каски прикрывали солдат Первой мировой от шрапнели (по анализу санитарных потерь на долю артиллерии и шрапнели приходилось до 45-50% всех потерь на Западном фронте).

Каски М-1 на тарелки похожи не были, а были похожи на советские каски СШ-40. Производились они из марганцовистой стали Гадфильда. К сентябрю 1945 года их было произведено более 22 миллионов экземпляров.

Британцы во Вторую мировую пользовались модификацией уже упомянутой каски МК1 — МК2, а затем МК3. По форме английские шлемы по-прежнему напоминали тарелки, но с меньшими, чем в Первую мировую полями.

Комфорт и маскировка

Под шлемом — не только голова, но и подтулейное устройство. Именно от него зависит комфортность бойца. Его разработка удобного была не менее важной задачей военных конструкторов чем создание самого шлема. Особенно преуспели в проектировании подшлемников немцы. Их десантные каски М-38 имели сложно устроенные подшлемники с резиновыми сегментами, надежно удерживавшем шлем на голове.

В советском шлеме СШ-40 подтулейное устройство состояло из трех лепестков, соединенных сверху регулировочных шнуром. С внутренней стороны каждый лепесток имел ватную прокладку, улучшающую амортизацию.

Большое значение во время Второй мировой войны стала играть и маскировка. Каски как часть защитного снаряжения также камуфлировались — красились и покрывались маскировочными элементами, крепившимися на сетки и под резину от автомобильных шин.

 

baltnews.lv

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *