СКОЛЬКО ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ? | Информационный портал Hohlev.ru
Юрий МАЛЁКИН
Санкт-Петербург
Сколько лет Российскому флоту?
Этот вопрос не дает покоя многим историкам, морякам, общественным деятелям
18 июня 860 года произошло событие, которое является первым, засвидетельствованным многочисленными источниками, доказательством существования у наших предков мощного (по тем временам) военного флота.
О нем сообщают константинопольский патриарх Фотий в своем знаменитом «Окружном послании», его современники — архиепископ Георгий Никодимский, римский папа Николай I, Иосиф Песнописец и другие. В «Повести временных лет» это событие описано как поход Аскольда и Дира.
В древнерусской истории трудно найти факт, который столь подробно описывался бы в византийских, западноевропейских и древнерусских источниках. Это говорит о его значении для Европы и свидетельствует о выходе Руси на международную арену уже в то время.
Историк, исследователь и издатель Сергей ЦВЕТКОВ рассказал:
— Число судов флота русов, по сведениям из разных источников, составляло от 200 до 360 кораблей. Причем, это не были примитивные долбленые лодки однодеревки, а крупные морские ладьи. Их вместимость — от 40 до 100 человек. Они не отличались от западноевропейских и большинства византийских судов.
И хочу обратить внимание на следующее, — говорит Сергей Васильевич, — В 862 году произошло призвание Рюрика, с которым связывают возникновение государственности на Руси. Однако нападение русского флота на Константинополь имело место двумя годами ранее. Это доказывает существование русской государственности до Рюрика. Речь идет о Русском каганате, о котором более чем за два десятилетия до 862 года упоминают Вертинские анналы и арабские средневековые источники. С вышеописанной военной операцией историки связывают начало русской дипломатии и, даже, начало распространения христианства на Руси.
О существовании у славян в конце VI в. парусного флота свидетельствуют многочисленные византийские источники. У скандинавов парус появляется не ранее начала «эпохи викингов», то есть на 200 лет позже. В начале IX века русские моряки уже появляются на византийской службе, причем обслуживают они самые элитные корабли византийского флота, в том числе флагманские.
Платили русским в четыре раза больше, чем грекам. Это свидетельствует о высочайшем уровне профессиональной подготовки русов.
Рисунок — боевая ладья руссов
Опубликовано в журнале «БЕГ» №7, 2008
Количество просмотров: 320
hohlev.ru
сколько лет флоту, какая годовщина, история праздника
Сегодня, 30 июля 2017 года, как и всегда с 2006 года, в последнее воскресенье этого месяца, наша страна отмечает День военно-морского флота России. Праздник имеет большую историю, уходящую корнями ещё в XVII век в Санкт-Петербург. Современная Россия смогла не только сохранить ВМФ, а и сделать его одним из самых сильных в мире! В этот день все мы вспоминаем о мощи нашей армии, и гордимся ею!
День ВМФ России — 2017: сколько лет флоту, какая годовщина, история праздника
Началась история ВМФ ещё в XVII веке, даже немного раньше. Подобие флота в российской империи было ещё в IX веке. Правда тогда оно было не постоянным. А вот первый указ о создании постоянного морского флота Российской империи был подписан Петром I. У него не было выбора — нужно было развиваться, а отсутствие флота останавливало этот процесс. Но главным было то, что Петру нравилось развитие в таком направлении, а началось все с кораблика, подаренного ему отцом, когда Петру было всего 16 лет. Днем основания регулярного флота считается 30 октября 1696 года. Соответственно, в этом году отмечается 320-ая годовщина.
Если говорить о ВМФ советского времени, то появился он, а вернее был законно зарегистрирован, 30 декабря 1937 года. 22 июня 1939 года было установлено отмечать его 24 июля. На последнее воскресенье июля перенесли День ВМФ в 1980 году. Также об этом подписал указ В.Путин — в 2006 году.
novayagazeta-ug.ru
Рубрика «История». Сколько лет русскому флоту?
В России почему-то принято считать, что отечественному флоту чуть больше 300 лет, однако из истории нам известно, что в 864 году Аскольд и Дир привели к стенам Царьграда 200 вооруженных судов. Откуда же они могли взяться, если отечественный флот официально появился только спустя 900 лет? Неужели корабли были наняты у тихоокеанских аборигенов или зафрахтованы у южно-американских индейцев? Судя по вполне обоснованному беспокойству Византии, флот представлял собой реальную угрозу, чего не было бы, привези варяги воинов на простых рыбацких судах или больших лодках. Вывод может быть только один — к приходу Аскольда с Диром русский флот уже существовал, потому что построить и оснастить 200 морских кораблей в столь сжатые сроки невозможно.
Как все начиналось
В то время как скандинавы, имевшие острую потребность в передвижениях по морю, постепенно создавали свой знаменитый драккар, балты, славяне и финны тем временем конструировали исключительно плоскодонные суда, поскольку северо-запад России богат на всевозможные реки и речушки. Причем занимались они этим никак не меньше 2000 лет, что подтверждает свидетельство летописца Саксона Грамматика, который писал, что король данов Фротон Первый вел войны на море с королем русов Транноном и даже якобы захватил столицу русов Роталу. Получается, что русы уже в I веке н.э. обладали сильным военным флотом.
О многообразии существовавших на Руси типов судов мы можем прочесть в «Русской правде» (XI век): «Аже лодью украдеть, то 60 кун продаже, а лодию линем воротити; а морскую лодью 3 гривны, а за набойную лодью 2 гривны, за челн 20 кун, а за струг гривна». Что это были за суда? Например, типичная русская ладья была найдена в 1921 году в датском местечке Хьёртшпринг. Корабль длиной 15,3 метра, шириной 2,07 и с осадкой всего 0,32 метра был собран из днищевой доски, к которой лыковыми веревками привязаны по две бортовые доски. Благодаря особой конструкции такая ладья с 20 гребцами могла одинаково ходко двигаться вперед и назад, что для речных коммуникаций делало ее идеальным средством передвижения.
Морские традиции
Имея в течение длительного времени выход к морскому побережью от Дуная до Дона и непрерывно сражаясь с многочисленными врагами — готами, аварами, Византией — восточные славяне (анты) приобрели значительный опыт в мореплавании и кораблестроении. Византийские историки в своих трудах особо отмечают умение антов вести водные сражения. Например, в военном руководстве византийцев «Стратегиконе» упоминается об умении славян поразительно долго находиться под водой: «При этом они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии».
В начале VII века анты подчиняют себе болгар, а вскоре после этого их флотилии появляются на Мраморном и Эгейском морях, в Геллесонте, осаждают Царьград, нападают на берега Малой зии, Эпир, Ахайю. В 610 году с моря и суши славяне осаждают Солунь, в 623 оду нападают на Крит, а в 642 году предпринимается далекий морской поход в Южную Италию.
В жизнеописании Георгия Амастридского упоминается о нападении «народа рос» на южное побережье Черного моря. Очевидно, что для того, чтобы напасть и разорить Пропонтиду, лежавшую на Черноморском побережье Малой Азии, нужно пересечь Черное море, что невозможно без наличия флота.
Скандинавская «Эймундарсага» упоминает, что во время междоусобицы Гаральда и Сигур-Ринга в 735 году в морской битве в заливе Бревикен участвовали и славяне с огромным своим флотом (!). Наконец в жизнеописании Стефана Сурожского рассказывается о том, что вскоре после его смерти, в конце VIII века, на Сурож (Судак) напал русский князь Бравнин, пройдя морем от устья Днепра до Керченского пролива на собственных судах. Вывод мы можем сделать только один — флот у русских вполне существовал задолго до его «официального» появления…
Пионеры Арктики
Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что первые суда, специально сконструированные для плавания в Северном Ледовитом океане, появились лишь в начале XX века. На самом же деле пионерами в этом деле были наши предки, уже в XII столетии бороздившие негостеприимные воды приполярья.
Новгородцы, в те времена вышедшие к побережьям Белого и Баренцева морей, в поисках рыбы и морского зверя смело отправлялись в дальние путешествия по Студеному морю и доходили до Новой Земли, Печоры, Груманта (Шпицбергена), островов Колгуев и Вайгач. Поначалу эти путешествия совершались на обычных ладьях — копиях тех, на которых новгородцы промышляли в Балтийском море, однако суровые условия Арктики заставили внести в конструкцию некоторые коррективы. Для плавания на чистой воде или в битом льду, а также для преодоления волоком не слишком широких и относительно ровных ледяных полей поморами был создан коч (кочмара). Коч стойко выдерживал удары льдин, был маневренным (что немаловажно при движении среди льда), мог двигаться как на веслах, так и под парусом. Небольшая осадка позволяла поморам заходить в устья рек и близко подходить к берегу.
Ноу-хау русских состояло в яйцевидной форме корпуса коча, при сжатии льдами который не раздавливало, а выталкивало наверх, как пробку. Намного позже, в 1891 году, норвежский судостроитель К.Арчер, приступив к проектированию научно-исследовательского корабля «Фрам», позаимствовал данную форму корпуса, что затем несколько раз спасло норвежцев во время сильных подвижек льда. Та же самая форма была использована и адмиралом С.О. Макаровым при проектировании первого в мире арктического ледокола «Ермак».
Но это были еще не все нововведения поморов. Выше и ниже ватерлинии они устанавливали так называемую ледовую шубу, или коцу (откуда и пошло название судна — коч), которая дополнительно защищала корпус от ударов льдин. В ХХ веке ледовая шуба превратилась в стальной ледовый пояс, ставший обязательным атрибутом всех ледоколов и судов ледового плавания.
В разнообразных источниках (прежде всего иностранных) часто можно встретить упоминания о том, что поморские кочи имели ходовые качества чуть получше сундука и были ужасающего качества. Конец данной байке положили советские специалисты, в 60-70-х годах прошлого века воссоздавшие коч по найденным при археологических раскопках фрагментам. По результатам нескольких экспериментальных выходов в море выяснилось, что при благоприятном ветре и умеренном волнении кочи могли преодолеть в сутки до 80 миль, а в отдельных случаях даже до 120. Для сравнения: пять столетий спустя максимальная дальность суточного перехода английских торговых судов, ходивших в Архангельск, составляла в лучшем случае 60 миль, а голландские «торговцы» делали и того меньше.
Причиной таких отличных мореходных качеств служила прежде всего удачная конструкция и хорошее качество работы, ведь недаром у поморов далеко за пределами родных селений были известны имена знаменитых «кочевых умельцев»: холмогорцы Дерябины, Варгасовы и Вайтачевы, братья Кулаковы из Архангельска, пинежане Пыхунов и Тарасов…
Евгений ВАСИЛЬЕВ
www.vseprokosmos.ru
сколько лет флоту, история праздника
Автор: Лена КОВАЛЕВАРоссия является великой морской державой и по праву может гордиться своим флотом. Ежегодно день ВМФ отмечается в последнее воскресенье июля. В 2017 году праздник выпал на воскресенье, 30 июля. Этот праздник отмечает вся страна, но традиционно главные торжества пройдут в Санкт-Петербурге, Севастополе и Владивостоке. В нынешнем году страна отметит юбилей флота – 320 лет.
Современный российский флот – это надежные, оснащенные самым современным техническим оборудованием корабли, авианосцы, ракетоносцы и подводные лодки, несущие службу на благо Родины.
Началась история российского флота в 17 веке, когда Петр I решил начать строительство флота, понимая всю важность мореходства для обороны и торговли. Уже к 1701 году флот состоял из 200 кораблей и делился на Азовский и Балтийский. С 18 века в России начали открываться учебные заведения, готовящие специалистов для морской службы.
Современный российский флот делится на четыре части:
— Тихоокеанский;
— Балтийский;
— Черноморский;
— Северный.
В его составе надводные и подводные корабли, а также морская авиация и наземные подразделения. Российские корабли способны наносить удары по наземным, водным и воздушным угрозам, создавая практически непреодолимую преграду для врагов. Каждый из четырех флотов несет свою службы и выполняет важнейшую задачу в обороне и защите границ страны.
Военный флот – это национальная гордость россиян, поэтому день ВМФ всегда отмечает вся страна. В этот день вспоминают историю флота, восхищаются профессией военных моряков. Практически в каждом городе проводятся торжественные мероприятия, звучат поздравительные речи, устраиваются концерты. Особенно торжественно день ВМФ празднуют в тех городах, где базируются корабли. Там проходит парад кораблей и устраивается салют.
Главные торжества пройдут 30 июля 2017 года в северной столице – Санкт-Петербурге. Там состоится Торжественный парад ко Дню Военно-морского флота РФ, прямую трансляцию которого будет вести Первый канал.
Если вам понравилась эта публикация,
поделитесь ею или обсудите её в социальных сетях:
Подпишитесь, пожалуйста, на наш канала в Яндекс Дзен и получайте подборку наших лучших эксклюзивных публикаций
rrnews.ru