|
www.etoretro.ru
Сторожевые корабли (СКР) проекта 1135 «Буревестник»
Появление кораблей проекта 1135 (кодовое наименование «Буревестник») для отечественного флота стало настоящим прорывом в будущее. Проект, разработанный советскими конструкторами почти полвека назад, оказался настолько удачным, что его модификации строятся по сей день.
На протяжении нескольких десятилетий советские сторожевые корабли (СКР) фактически являлись миноносцами — ударными боевыми единицами ближней морской зоны. Однако появление у США атомных субмарин с баллистическими ракетами заставило СССР пересмотреть приоритеты. Теперь перед советским ВМФ ставилась задача не подпустить потенциального противника к своим берегам на дальность ракетного залпа. Большие противолодочные корабли (ВПК) из-за своей малочисленности выполнить эту задачу не могли. Возникла необходимость в новом корабле — достаточно мореходном для самостоятельных действий в океане, но при этом относительно недорогом и пригодном для крупносерийной постройки.
ПРОЕКТ
Техзадание на разработку СКР проекта 1135 было выдано в 1964 году. Конструкторам предстояло создать поистине новаторский корабль. Новая технология постройки, широкое использование нетрадиционных конструкционных материалов (титана и модных тогда алюминиево-магниевых сплавов), совершенные системы автоматики и радиоэлектронной борьбы — вот только некоторые из примененных в проекте новшеств. Головной корабль, получивший имя «Бдительный», заложили на заводе «Янтарь» в Калининграде в июне 1968 года. 31 декабря (дата, очень характерная для эпохи плановой экономики) 1970-го он официально вошел в строй, хотя испытания и сдача различных систем продолжались еще в течение нескольких месяцев. Примечательно, что по своим характеристикам головной «Буревестник» настолько отличался от предшественников — СКР проектов 50,35 и 159, что его поначалу отнесли к классу ВПК. Лишь в 1977 году корабли проекта 1135 вновь переклассифицировали в СКР, каковыми они и значились в процессе их разработки.
ОПИСАНИЕ
Цельносварной корпус корабля проекта 1135 имел удлиненный полубак и принципиально новые обводы, обеспечивавшие хорошую мореходность. Внутри корпус разделялся на 14 главных водонепроницаемых отсеков. Весьма оригинальной была энергетическая установка — две пары газовых турбин, маршевых и форсажных, работавших на валы через редукторы и шинно-пневматические муфты. Все механизмы имели вибродемпфирующие покрытия и специальные амортизаторы. Кроме того, акустическое поле корабля снижала система подводной пузырьковой маскировки. В результате «Буревестники» на то время стали самыми малошумными кораблями советского ВМФ. Для выполнения главной задачи — борьбы с подводными лодками — использовались ракетоторпеды «Метель» и очень мощные гидроакустические станции (ГАС): подкильная «Титан» и буксируемая «Вега». По сравнению с прототипом — американской системой АСРОК — противолодочный комплекс «Метель» обладал существенно лучшими характеристиками. Управляемая ракета 85-Р имела дальность стрельбы до 50 км (АСРОК — около 10 км).
В качестве боевой части использовалась торпеда АТ-2У. Она сбрасывалась в заданной точке на парашюте и, попав в воду, двигалась по спирали, постепенно погружаясь все глубже и глубже. Система активного самонаведения все это время вела непрерывный поиск подводной лодки; как только аппаратура захватывала цель, торпеда немедленно направлялась на нее и увеличивала скорость до 40 узлов. Позднее ракеты 85-Р были заменены новыми ракетами 85-РУ «Раструб», которые могли применяться и против надводных целей.
Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух спаренных 76-мм артустановок АК-726. Позже, начиная с 22-го корпуса, их заменили двумя более мощными 100-мм универсальными орудиями АК-100 с новой системой управления МР-145 «Лев». Проект корабля с усиленным артиллерийским вооружением получил обозначение 1135М.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Корабли этого типа с 1968 по 1981 год серийно строились на трех заводах: в Калининграде, Ленинграде и Керчи. Всего в состав советского ВМФ вступили 32 единицы, в том числе 11 проекта 1135М. Показательно, что служившие на «Буревестниках» моряки единодушно оценивают их исключительно с положительной стороны, отмечая высокую надежность механизмов, отличные мореходные и маневренные качества, мощное вооружение и совершенную электронику. Однако в ходе эксплуатации кораблей выявились и их недостатки, главнейший из которых — несоответствие дальности действия противолодочного ракетного комплекса «Метель» и гидроакустических средств обнаружения. Сколь ни совершенны были ГАС «Титан» и «Вега», все равно им обычно удавалось установить надежный контакт с подводной лодкой потенциального противника на расстоянии 10-15 км, то есть в несколько раз меньшем, чем дальность полета ракетоторпеды. Эту проблему мог бы решить вертолет с соответствующей поисковой аппаратурой, но разместить его на борту корабля без радикальной переделки проекта было невозможно.
МОДЕРНИЗАЦИИ
В конце 1980-х годов планировалось провести глубокую модернизацию СКР: обе ГАС заменить гидроакустическим комплексом нового поколения «Звезда-М1», установить РЛС «Фрегат-МА», а вместо реактивных бомбометов — две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран». До распада СССР успели провести работы только на трех кораблях, да и то на одном из них («Жарком») — лишь частично, без замены РЛС и демонтажа РБУ. «Буревестник» стал прародителем семейства пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 и многоцелевых фрегатов проекта 11356. Последние строились для ВМС Индии, а ныне серийная постройка их модифицированного варианта ведется для российского флота. Впрочем, эти корабли заслуживают отдельного рассказа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. СКР «БДИТЕЛЬНЫЙ» (ПРОЕКТ 1135)
- Водоизмещение/ т:
— стандартное: 2835
— полное: 3200 - Размеренна, м:
— длина максимальная: 122,9
— ширина максимальная: 14,2
— осадка средняя: 7,2 - ГЭУ: газотурбинная общей мощностью 52 000 л. с.
- Скорость максимальная, узлы: 32 (59 км/ч)
- Дальность плавания, миль: 4000 (на скорости 14 узлов)
- Вооружение: 4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Оса» (40 ЗУР), 2 х 76-мм артустановки АК-726,2 х 533-мм торпедных аппарата, 2 РБУ-6000
- Экипаж, чел.: 192 (включая 22 офицера)
warfor.me
Командир СКР «Бдительный» (1986 — 1989 годы) Седак Виктор Юрьевич
По окончании средней школы Виктор Седак уже имел специальность рулевого-сигнальщика, которую получил в Севастопольской образцовой морской школе ДОСААФ. Однако в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С.Попова с первого раза поступить не удалось, и год он проработал электромонтером в Балаклавском рудоуправлении им. Горького.Природная настойчивость Виктора была вознаграждена — со второй попытки он становится курсантом ВВМУРЭ, по окончании которого направляется на Балтийский флот.От командира гидроакустической группы до командира БЧ-7 — на СКР «Бодрый» (единственный из командиров БЧ-7 в соединении надводных кораблей, получивший допуск к самостоятельному управлению кораблем), затем старшим помощником командира на однотипном корабле.Приказом ГК ВМФ СССР от 8 сентября 1986 года №0970 капитан-лейтенант В. Седак был назначен командиром сторожевого корабля «Бдительный».На командирский мостик «Бдительного» Виктор Юрьевич поднялся, когда корабль вышел из длительного ремонта и сдал задач «К-1» и «К-2». Взялся за работу с огоньком. Ритм боевой жизни экипажа сложился жесткий. Коллектив корабля от похода к походу становился сплоченней, росла слаженность расчетов, боевых постов. И в конечном итоге труд экипажа и его командира неоднократно увенчался успехом.С 1 по 28 июня 1987 года СКР «Бдительный» принял участие в учении объединенной эскадры союзных флотов, в ходе которого совершил заходы в порты Росток (ГДР) и Гдыня (ПНР). По итогам учения экипажем завоеван кубок «Лучший корабль ОБЭСК-87».С 15 по 17 июля корабль находился в порту Клайпеда, где принял участие в праздновании Дня рыбака.
На фото: командир корабля капитан-лейтенант В. Седак встречает гостей в порту Клайпеда (1987 год).По прибытии в Балтийск экипаж начал подготовку к параду в честь Дня ВМФ, в ходе которого СКР «Бдительный» находился в Морском канале в парадной линии кораблей БФ.
Эпизод парада. Фото И. Бессонова.В сентябре 1987 года СКР «Бдительный» под командованием капитан-лейтенанта В. Седака участвовал в состязательных мероприятиях на призы ГК ВМФ. В составе корабельной противолодочной поисково-ударной группы завоеван приз Главкома по противолодочной обороне.В ноябре 1987 года и феврале 1988 года корабль выполнил задачи боевого дежурства по ПВО, а в январе 1988 года — боевого дежурства КПУГ, в марте сдал первую курсовую задачу — все с оценками «хорошо». В дальнейшем было только «ОТЛИЧНО». В марте — боевое дежурство по ПВО и задача «К-2», в апреле — задача «К-3» и боевое дежурство в составе КПУГ БФ.23 февраля 1988 года капитан 3 ранга В. Седак был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени.
В июне 1988 года экипажем выполнены задачи показного тактического учения под руководством ГК ВМФ также на «отлично».С 12 по 24 июля 1988 года СКР «Бдительный» совместно с БПК «Славный» и РКР «Грозный» под флагом командующего ДКБФ адмирала В.П. Иванова совершил официальный дружественный визит в Щецин (ПНР).
На фото: СКР «Бдительный» швартуется в порту Щецин (ПНР).
yaostrov.ru
Знаки Флот | Сторожевой корабль 1135
Сторожевые корабли проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник», код NATO — Krivak I, II, III). Головной корабль — «Бдительный». До 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Бдительный.
Сторожевой корабль Бдительный – Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 марта 1970г. и вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 20 февраля 1971г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г. выполнял задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии. В июне 1993г. участвовал в учениях НАТО «Балтопс-93». В 1992г. на корабле поднят Андреевский Военно-морской флаг. Бортовые номера: 500(1970), 509(1974), 502(1974), 520(1974), 205(1975), 512, 515, 250(1977), 700(1978), 719(1982), 744(1983), 713(1987), 744(1989), 707(1991). Списан: 1996г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Безукоризненный.
Сторожевой корабль Безукоризненный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 03 июня 1979г., и вступил в строй 29 декабря 1979г. и уже 03 марта 1980г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1997г. передан ВМС Украины и переименован в U133 «Миколаiв». Бортовые номера: 811(1978), 813(1981), 820(1985), 807(1988), 888(1989), 802(1990). |
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Беззаветный.
Сторожевой корабль Беззаветный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1977г. и вступил в строй 30 декабря 1977г. и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1988г. вытеснял, вместе с СКР-6, зашедший в территориальные воды СССР у берегов Крыма ракетного крейсера «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» ВМС США. Бортовые номера: 195, 192(1978), 805(1978), 878(1978), 811(1981), 817(1984), 807(1997). 01 августа 1997 г. передан ВМС Украины и переименован в “Днепропетровск” (U134).
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Бодрый.
Сторожевой корабль Бодрый — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 апреля 1971 г. и вступил в строй 31 декабря 1971г., и уже 14 февраля 1972 г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г., выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 31 октября 1974г. был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». 26 июля 199 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 220(1970), 503(1971), 222(1972), 517, 508(1974), 204(1975), 513(1975), 505(1977), 514(1978), 788(1978), 705(1979), 724(1981), 704(1984), 722(1988), 710(1990). Списан: 1997г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Деятельный.
Сторожевой корабль Деятельный – Построен по проекту 1135. Спущен на воду 5 апреля 1975г., и вступил в строй 25 декабря 1975г., и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). Бортовые номера: 193, 192(1976), 533(1976), 196(1976), 800(1979), 801(1980), 810, 814(1984), 813(1986), 811(1992). Списан: 1995г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Доблестный.
Сторожевой корабль Доблестный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 22 февраля 1973г., и вступил в строй 28 декабря 1973г., и уже 17 февраля 1974г. вошел в состав 10 БрПЛК 2 ДПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). По итогам 1975г. кораблю было присвоено звание «отличный корабль», а корабельный противолодочный расчёт объявлен лучшим на КСФ. В 1982 году был переподчинён в состав 130 БрПЛК. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 167(1974), 544(1976), 257(1977), 944(1978), 912, 983(1985), 949(1989). Списан: 1992г.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Достойный.
Сторожевой корабль Достойный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 8 мая 1971г., и вступил в строй 31 декабря 1971г. и уже 28 апреля 1972г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75», а в 1977г. в учениях «Север-77». В 1982г. был переподчинён в состав 130 БрПЛК. Далее в 1983г. принял участие в учениях «Океан-83» и «Магистраль-83». С 19 по 24 мая 1984г. в составе КПУГ принял участие в учениях с кораблями объединённой эскадры стран участниц Варшавского Договора «Эскадра-84». 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 550(1973), 557(1975), 542(1976), 255(1976), 503(1979), 971(1983), 976, 944(1989), 978(1990). Списан: 1993г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Задорный.
Сторожевой корабль Задорный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 25 марта 1979г., и вступил в строй 31 августа 1979г. и уже 13 сентября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981 г. принимает участие в учении «Авангард-81», а 5 июля 1981 г. – участвует в учении «Север-81» и 19 сентября 1983г. – принимает участие в учении «Океан-83» . 31 августа 1984г. корабль объявлен лучшим противолодочным кораблем КСФ. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. . В 1996г. участвует в параде Победы в городе Герое Мурманске и в этом же году участвует в параде в городе Архангельске в честь 300-летия ВМФ. В мае 1997г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании в Баренцевом море. В Августе 2001 г. участие в учении «Дервиш-2001». Бортовые номера: 965, 909, 948(1983), 937(1985), 959(1988), 955(1998). Списан: 2005г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Ладный.
Сторожевой корабль Ладный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1980г., вступил в строй 29 декабря 1980г. и уже 25 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1994г. участвовал в совместных учениях стран НАТО, а 08 мая 1995г. — в международном морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В августе 2008г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции «Активные усилия», осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала. В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ. Бортовые номера: 802, 815(1981), 824(1986), 801(05.1990).
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Летучий.
Сторожевой корабль Летучий — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 19 марта 1978г., и вступил в строй 10 августа 1978г., и уже 20 сентября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 510(1978), 845, 713(1980), 646(1980), 699(1981), 686(1983), 645(1990), 661(1996). Списан: 2005г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Порывистый.
Сторожевой корабль Порывистый — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 16 мая 1981г, и вступил в строй 29 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период с 18.9.1983 по 27.2.1984 совершил межфлотский переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 859(1981), 806(1984), 628(1985), 641(1986), 626(1989), 670(1990), 618(1990). Списан: 1994г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Пылкий.
Сторожевой корабль Пылкий — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 20 августа 1978г. и вступил в строй 28 декабря 1978г. и уже 24 января 1979г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ) и вскоре в этом же году перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). После модернизации, по проекту 11352, в 1993г. был возвращён в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 518(1978), 806(1981), 810, 819, 813, 807(1982), 808(1984), 758(1985), 809(1987), 807(1988), 702(1993). В настоящее время находится в составе Балтийского флота РФ.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Свирепый.
Сторожевой корабль Свирепый — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 27 января 1971г., и вступил в строй 29 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1974), 502(1975), 504, 507(1977), 715(1978), 742(1980), 758(1984), 725(1987), 719(1990). Списан: 1993г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
В 1975 году появился СКР нового проекта — 1135М. На нем была установлена 100-мм артиллерийская установка и два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Головной корабль — «Резвый».
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Резвый.
Сторожевой корабль Резвый — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 30 мая 1975г. и вступил в строй 30 декабря 1975г. и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981г принял участие в учении «Запад-81» под руководством Министра Обороны СССР. В 1984г. участвовал в учении «Атлантика-84». В 1986г. охранял голландское судно «Дипватер-2» во время глубоководной операции по подъёму золотых слитков с погибшего во время Второй Мировой войны в Баренцевом море английского крейсера «Эдинбург». Доля золота СССР на корабле была доставлена в Мурманск. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 11 июля 1995г. корабль в составе ОБК участвовал в учении «Кумжа-2». Бортовые номера: 210(1976), 212(1977), 958(1980), 916(1981), 942(1983), 930(1985), 210(1986), 930(1985), 970(1987), 952(1991), 916(1996). Списан: 2001г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Громкий.
Сторожевой корабль Громкий — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 11 апреля 1978г. и вступил в строй 30 сентября 1978г. и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). С 26 по 30 августа 1991г. участвовал в проводке конвоя «Дер-виш-91» из Кольского залива в Архангельск, посвященного 50-летию начала движения союзных конвоев. 26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 794(1977), 926(1979), 916(1979), 757(1980), 935(1985), 962(1986), 968(1990). Списан: 1998г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Горделивый.
Сторожевой корабль Горделивый — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 3 мая 1979г., и вступил в строй 20 сентября 1979г. и уже 17 октября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 777(1979), 758(1980), 621(1985), 643(1987), 670(1987), 641(16.03.1993). Списан: 1994г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Грозящий.
Сторожевой корабль Грозящий — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 февраля 1977г. и вступил в строй 30 сентября 1977г., и уже 29 ноября 1977г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1978г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в следующем 1979г. переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 758(1980), 695(1982), 648(1987), 678(1990), 620(1990), 643(1991), 621(1994). Списан: 1995г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Бессменный.
Сторожевой корабль Бессменный — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 09 августа 1978г, и вступил в строй 26 декабря 1978г. и уже 09 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота(КСФ). 26 июля 1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 931(1981), 913(1983), 967(1989), 933(1990), 963(1995). Списан: 1998г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Разительный.
Сторожевой корабль Разительный — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 1 июля 1976г., и вступил в строй 31 декабря 1976г., и уже 5 февраля 1977г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 августа 1997 передан ВМС Украины и переименован в «Севастополь». Бортовые номера: 235(1976), 232(1977), 249(1977), 165(1978), 808(1978), 812(1979), 806(1980), 804(1984), 821(1987), 807(1989), 819(1990).
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Неукротимый.
Сторожевой корабль Неукротимый — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 сентября 1977г.,и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 2 ноября 1987г. переименован в «Комсомолец Литвы», и 27 марта 1990г. кораблю возвращено его первоначальное имя — «Неукротимый» 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1977), 720(1978), 700(1981), 317(1982), 701(1982), 733(1984), 755, 741(1988), 731(1990). Списан: 2009г.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сторожевой корабль Пытливый.
Сторожевой корабль Пытливый — Построен по проекту 1135М. Cпущен на воду 16 апреля 1981г, и вступил в строй 30 октября 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 июля 1996г. участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 942(1981), 751(1981), 759, 888(1982), 826(1984), 889(1988), 808(1.05.1990). В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
znaki-flot.ru
Сторожевые корабли класса «Бдительный»
Сторожевые корабли класса «Бдительный» в истории отечественного флота занимают особую позицию. Отличаясь четким силуэтом и принципиально новым вооружением, а также достаточно высоким уровнем автоматизации, вывели дальнюю противолодочную оборону на высокий уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую и активную морскую службу в различных флотах: Индия, Украина, Российская Федерация.
сторожевой корабль
сторожевой корабль «Севастополь», который был передан ВМС Украины — кто-то уже потер руки о его металл
Высокая стоимость при постройке крейсеров-вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград» вынудила пополнить флот менее дорогостоящими кораблями — это и был проект 1135 «Буревестник». Первые боевые корабли были способны действовать в удаленных районах океана наряду с большими противолодочными кораблями. С появлением атомных субмарин класса «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту «Полярис» увеличило дальность плавания сторожевых кораблей до 3000 миль.
вся серия сторожевых кораблей
сторожевой корабль «Ладный»
Боевые корабли проекта «Буревестник» предназначались для поиска и уничтожения подводных лодок противника, а также для охранения боевых кораблей и судов на переходе морем. Отсюда и краткое название типа корабля — сторожевой. Основным поисковым средством военного судна является подкильная гидроакустическая станция «Вега» и «Титан», которая позволяет обнаружить подводную лодку на расстоянии до 20 м, торпеду или мину до 3 км.
Постройка серии сторожевых кораблей велась на 400 предприятиях СССР, но главный был Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Интересно, что при строительстве особо не пришлось изменять чертежи, а согласованность инженеров и рабочих на удивление была не конфликтной.
зенитно-ракетный комплекс «Оса»
Торжественный спуск первого корабля «Бдительный» состоялся 28 марта 1970 года со стапелей завода. Ходовые испытания морского судна прошли успешно и было включено в состав ВМФ СССР. На Западе такие надводные корабли получили название «Krivak».
артиллерийская установка АК-100
ракетно-бомбовая установка «РБУ-6000»
фрегат «Гетьман Сагайдачный»
С 1970 года началась модификация. Корабли проекта 1135.1 шифр «Нерей» строились на Керченском заводе «Залив» это был выпуск пограничных сторожевых кораблей.
фрегат «Гетьман Сагайдачный»
Известный боевой корабль этой серии фрегат «Гетьман Сагайдачный» флагманский корабль ВМС Украины. Всего завод дал флотам семь единиц.
фрегат «Гетьман Сагайдачный» на рейде
Размерения остались прежние, а вооружение проекта 1135.1 слегка изменилось: «РБУ-6000» — 1; «АК-100» — 1, «АК-630» — 2», «Оса-М» — 1, были смонтированы новые гидроакустические станции «Платина» и «Бронза». Нововведением стала вертолетная площадка для противолодочного вертолета Ка-27, которая и внесла коррективы в вооружение корабля.
противолодочный вертолет Ка-27 идет на взлет
Несколько видоизмененные корабли проекта 1135.6 были построены на Балтийском заводе для ВМС Индии в период 1998 по 2002 год. Они получили названия «Talwar», «Trishul», «Tabar».
фрегат «Talwar»
фрегат «Tabar»
Оглядываясь назад, невольно поражаешься темпам и размахом смелости воплощения идей, с которыми создавался в те годы Советский флот.
Технические характеристики сторожевого корабля «Бдительный» проекта 1135:
Длина — 123 м;
Ширина — 14,2м ;
Осадка — 7,2 м ;
Водоизмещение — 3200 тонн;
Судовая силовая установка — газотурбинная;
Мощность — 24000 л. с.;
Скорость — 32 узла ;
Дальность плавания — 5000 миль;
Экипаж:
Офицерский состав — 23 человека;
Личный состав — 174 человека;
Вооружение:
Противолодочный управляемый ракетный комплекс УПРК-4 «Метель» — 1;
Ракетно-бомбовая установка «РБУ-6000» — 2;
Зенитно-ракетный комплекс «Оса» — 1;
Артиллерийская установка «АК-630» — 2;
Пятитрубный торпедный аппарат 533 мм — 1;
korabley.net
Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный»)
Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.
Корабли проекта 1135 «Буревестник» — видео
Не исключалась также возможность взаимодействия кораблей с противолодочной авиацией, в частности, с вертолетами ПЛО берегового базирования (своего вертолета ПЛО корабли не имеют). С 1979 г. корабли проекта 1135 классифицируются как сторожевые. Всего с 1982 г. судостроительными заводами им. А. А. Жданова в г. Ленинград, «Янтарь» в г. Калининград и «Залив» в г. Керчь построен 21 сторожевой корабль проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 имеют полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет им хорошо держаться в море при сильном волнении. Благодаря наличию системы стабилизации с бортовыми килями и выдвижными управляемыми рулями успокоения качки, возможно использование оружия при волнении моря до 5 баллов, а буксируемой антенны гидроакустической станции — до 4 баллов.
Корпус корабля — с двойным дном, целиком выполнен из стали. Для обеспечения непотопляемости разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из легких магниево-алюминиевых сплавов и конструктивно разделены на три блока. Имеется оборудование для действий в условиях применения оружия массового поражения.
Главная энергетическая установка — газотурбинная двух-вальная. На каждый вал работают одна основная (форсажная) турбина М8К мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая М62 (для экономичных скоростей хода) мощностью 6000 л.с. Благодаря наличию специальной маршевой редукторной приставки, каждый из маршевых газотурбинных двигателей может работать на оба валопровода, что позволяет повысить экономичность энергетической установки на 25% и довести дальность плавания 14-узловым ходом до 3950 км. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. Электроэнергетическая система состоит из пяти дизель-генераторов мощностью 500 кВт каждый. Напряжение в сети — 380 В.
При проектировании главной энергетической установки и корабля в целом особое внимание уделялось снижению акустического поля корабля и уровня помех при работе гидроакустической станции. Комплекс реализованных на корабле мероприятий, таких как размещение главных механизмов на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации, вибродемпфирующего покрытия, малошумные гребные винты и т. п., создал условия для получения хороших акустических характеристик, по величине которых корабли проекта 1135 в свое время были лучшими надводными кораблями в советском флоте.
Основное вооружение корабля проекта 1135 состоит из ракетного противолодочного комплекса «Метель» (УРПК-4) с автономной радиокомандной системой управления «Муссон». Поворотная четырехконтейнерная пусковая установка комплекса «Метель» смонтирована на палубе полубака в носовой части корабля. Благодаря возможности наведения ее в горизонтальной плоскости, атака подводной лодки производится без дополнительного маневрирования кораблем. Стрельба из пусковой установки ведется одиночными ракетами или двухракетным залпом по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи). Дальность стрельбы ракеты 84-Р — около 50 км, ее боевая часть представляет собой самонаводящуюся торпеду АТ-2УМ, которая в расчетной точке отделяется от ракеты, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель системой самонаведения и поражает ее.
К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение — обе они находятся в кормовой части корабля. Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения — 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вай-гач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».
К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение — обе они находятся в кормовой части корабля.
Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения — 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вайгач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».
Тактико-технические характеристики корабля проекта 1135 «Буревестник»
Водоизмещение, т:
стандартное 2810
полное 3200
Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57
Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М8К — 36 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М62 — 12 000
Скорость хода наибольшая, узлов 30
Дальность плавания, мили:
ходом 14 узлов 3950
ходом 30 узлов 630
Вооружение:
Противолодочные ракетные комплексы:
тип комплекса «Метель» или «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1 х 4 (КТ-106У)
боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ
Зенитные ракетные комплексы:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2×2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ
Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-726
количество АУ х стволов 2×2
калибр, мм/длина ствола, калибров 76/60
боекомплект, выстрелов 1600
Противолодочное:
тип ТА палубные поворотные
количество ТА х труб — калибр 2×4 — 533-мм
боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов — калибр 2 х 12 — 213-мм
боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»
Минное:
количество мин заграждения до 20
Экипаж (в том числе офицеров), человек 194 (22)
Фото корабля проекта 1135 «Буревестник»
Добавить комментарий
oruzhie.info
Номер | Фото | Размер файла / Контрольная сумма | Описание | Источник |
---|---|---|---|---|
1. | 88k / 7619B368684FAB92506034D73E55CBA2 | Сторожевой корабль «Бдительный», июнь 1991 года (подробнее) | Романчук Константин http://www.fyjs.cn | |
2. | 90k / F7EE3C5120E8B20A1D2B66D5D7DE7ECA | Сторожевой корабль «Бдительный», июнь 1991 года (подробнее) | Романчук Константин http://www.fyjs.cn | |
3. | 81k / 99904F3A4AA5253B56665F7EFBF1E260 | Сторожевой корабль «Бдительный», июнь 1991 года (подробнее) | Романчук Константин http://www.fyjs.cn | |
4. | 115k / 41517A8BBAB53C00874814B9267B39C8 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ленинграде, июль 1988 года (подробнее) | Резвушкин В.В. | |
5. | 128k / 8D4ABC9D3480CB90FCECF0148011160C | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ленинграде, июль 1988 года (подробнее) | И.Н. Селезнев «Бдительный» и другие. (сторожевые корабли проекта 1135). Морская коллекция №6 2001 год http://www.wunderwaffe.narod.ru | |
6. | 118k / 33B6C92F9FD0D7DF89B90D35E6192A29 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ленинграде, июль 1988 года (подробнее) | И.Н. Селезнев «Бдительный» и другие. (сторожевые корабли проекта 1135). Морская коллекция №6 2001 год http://www.wunderwaffe.narod.ru | |
7. | 127k / DA2745030706074460EE908AE7BC596C | Сторожевой корабль «Бдительный» в Севастополе, июль-август 1971 года (подробнее) | И.Н. Селезнев «Бдительный» и другие. (сторожевые корабли проекта 1135). Морская коллекция №6 2001 год http://www.wunderwaffe.narod.ru | |
8. | 95k / D2A669CF1FD94211022698FD9F5B9C16 | Сторожевой корабль «Бдительный» на параде в Севастополе, июль 1971 года (подробнее) | И.Н. Селезнев «Бдительный» и другие. (сторожевые корабли проекта 1135). Морская коллекция №6 2001 год http://www.wunderwaffe.narod.ru | |
9. | 118k / 2EC3F22ABADABEF03463D975B5E64FB3 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Лиепае, 1974 год (подробнее) | И.Н. Селезнев «Бдительный» и другие. (сторожевые корабли проекта 1135). Морская коллекция №6 2001 год http://www.wunderwaffe.narod.ru | |
10. | 215k / ADF288A219E6D674DBC2E4ADB63CA304 | Сторожевой корабль «Бдительный» (подробнее) | В.В. Резвушкин | |
11. | 308k / 6E7578D24A971DF869382F66D90953AD | Сторожевой корабль «Бдительный» на учениях «Балтопс-93», июнь 1993 года (подробнее) | Автор фотографии Nathan Jones http://www.dodmedia.osd.mil | |
12. | 496k / 6E5ABC16ED5640CFFF8F669946D05E77 | Сторожевой корабль «Бдительный» на учениях «Балтопс-93», июнь 1993 года (подробнее) | Автор фотографии Nathan Jones http://www.dodmedia.osd.mil | |
13. | 463k / ACC8871BCC3FD66B4F4F0830F13E0996 | Сторожевой корабль «Бдительный», немецкий фрегат «Карлсруэ» и шведский минзаг «Алвсборг» на учениях «Балтопс-93», июнь 1993 года (подробнее) | Автор фотографии Nathan Jones http://www.dodmedia.osd.mil | |
14. | 404k / E645D3F19ADA678093AA5E1A050A40D2 | Сторожевой корабль «Бдительный» на учениях «Балтопс-93», июнь 1993 года (подробнее) | Автор фотографии Nathan Jones http://www.dodmedia.osd.mil | |
15. | 468k / 577DBA013084E9B67124CE0B52C136A8 | Сторожевой корабль «Бдительный», американский эсминец «Дейо» и три немецких ракетных катера на учениях «Балтопс-93», июнь 1993 года (подробнее) | Автор фотографии Nathan Jones http://www.dodmedia.osd.mil | |
16. | 187k / D2E3615AB41E2378F7243013C8E6E1A2 | Сторожевой корабль «Бдительный» на Неве, 1978 год (подробнее) | Автор фотографии Вячеслав Юревич Дмитрий Андреев (http://www.warships.ru) http://balancer.ru | |
17. | 444k / 1CBE906AE0DD1D4D8A3A1BF3D4B5ACE7 | Сторожевой корабль «Бдительный», 1977 год (подробнее) | http://www.dodmedia.osd.mil | |
18. | 240k / 2B64079B2D3B616227D03A18B00C58C1 | Сторожевой корабль «Бдительный» и другие корабли ДКБФ в Балтийске, 1978 год (подробнее) | Aleksandras T. http://balancer.ru | |
19. | 431k / 32AB117522AACE9987AEB2D2C168ED64 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ленинграде, 1974 год (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
20. | 250k / 79AAE3C9BB49AC58645A89F661D5C281 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ленинграде, 1974 год (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
Номер | Фото | Размер файла / Контрольная сумма | Описание | Источник |
21. | 228k / 23B2766671C83943CA43AFB4F20917ED | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ленинграде, 1974 год (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
22. | 316k / 33D2B9A48626A5D54F843D282BBEDC50 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ленинграде, 1974 год (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
23. | 294k / 716D85066861B79D67E1D451BE600A00 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Гдыне, июль 1974 года (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
24. | 337k / 7101DAEA055BC2A4834EC9FCFE782A47 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Гдыне, июль 1974 года (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
25. | 265k / 267AE59C61106A2048AC1F0C2DF0AF11 | Сторожевые корабли «Бодрый» и «Бдительный» в Гдыне, июль 1974 года (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
26. | 301k / 0F16AD917037DD3D44821BBB127D5F97 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Гдыне, июль 1974 года (подробнее) | Nakat http://balancer.ru | |
27. | 289k / 350E49D72D9D9EE07CA5D3348C97E5BE | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ростоке на параде флота ГДР, 7 октября 1989 года (подробнее) | 3X http://balancer.ru | |
28. | 297k / E3359936B63E2846D9622E942174DAF8 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Ростоке на параде флота ГДР, 7 октября 1989 года (подробнее) | 3X http://balancer.ru | |
29. | 1988k / 8F8911CDDBABD078B1A506A3CEFE4758 | Сторожевой корабль пр. 1135 «Бдительный» и подводная лодка пр. 613 на параде в Балтийске, 1987 год (подробнее) | Игорь Бессонов | |
30. | 896k / 130C75D0644BD3D41F802DB8140A958B | Сторожевой корабль пр. 1135 «Бдительный» (подробнее) | Михаил Глюк | |
31. | 851k / B65346E2B1D00831566EA3711C006D1D | Сторожевой корабль пр. 1135 «Бдительный» (подробнее) | Михаил Глюк | |
32. | 439k / 3284EAEC7FF7A8E9DF1498C6D5F04BED | Сторожевой корабль «Бдительный» в Морском канале, 27 июля 1991 года (подробнее) | Автор фотографии И.В. Бородулин П.А. Васильев, С.Н. Машенский «Корабль как птица. Сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11353, 11352». Москва, Военная книга, 2009 год | |
33. | 231k / E2B2988C3EE51821F10BAA03D05520F5 | Сторожевой корабль «Бдительный» на Неве, июль 1974 года (подробнее) | Автор фотографии А.М. Коногов П.А. Васильев, С.Н. Машенский «Корабль как птица. Сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11353, 11352». Москва, Военная книга, 2009 год | |
34. | 208k / 82E0B58312B3363625BB21F6623776C2 | Сторожевой корабль «Бдительный» на Неве, 1978 год (подробнее) | П.А. Васильев, С.Н. Машенский «Корабль как птица. Сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11353, 11352». Москва, Военная книга, 2009 год | |
35. | 356k / 264C34A65FC6F8F53ECB513916EDC89B | Сторожевой корабль «Бдительный» на Неве (подробнее) | П.А. Васильев, С.Н. Машенский «Корабль как птица. Сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11353, 11352». Москва, Военная книга, 2009 год | |
36. | 210k / 81568D30F023635E7D5548B208F8A239 | Ходовая рубка сторожевого корабля «Бдительный», 1991 год (подробнее) | Автор фотографии И.В. Бородулин П.А. Васильев, С.Н. Машенский «Корабль как птица. Сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11353, 11352». Москва, Военная книга, 2009 год | |
37. | 254k / B5B53503B7AA8A904159D882BA95425D | Сторожевой корабль «Бдительный» на Неве, июль 1988 года (подробнее) | П.А. Васильев, С.Н. Машенский «Корабль как птица. Сторожевые корабли проектов 1135, 1135М, 11353, 11352». Москва, Военная книга, 2009 год | |
38. | 1156k / 7FEA75472A324CCB80311A8E057D3199 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Атлантике, 1990 год (подробнее) | Den http://fotki.yandex.ru | |
39. | 661k / 6557503A7CE92EE89030C265CE41ACC9 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Атлантике, 1990 год (подробнее) | Den http://fotki.yandex.ru | |
40. | 2507k / CEB54D08F766967945B621FD6ACF2488 | Сторожевой корабль «Бдительный» в Атлантике, 1990 год (подробнее) | Den http://fotki.yandex.ru |
navsource.narod.ru