Новости авиации | Авиация России
Проект перспективного скоростного вертолёта, способного развивать скорость до 400 км/час, успешно защищён в Минобороны России, сообщает РИА Новости. Военное ведомство остановило свой выбор на одноосной схеме машины конструкторского бюро имени Миля. «Проект в Минобороны представили и успешно защитили, в итоге остановились на одноосной схеме Миля. Пока речь идёт о машине, […]
ПодробнееГлавгосэкспертиза России после повторного рассмотрения проекта реконструкции аэропорта города Нерюнгри «Чульман» в Республике Саха (Якутия) выдала положительные заключения. Проектной документацией предусмотрено строительство в аэропорту двухэтажного терминала, рассчитанного на обслуживание 300 человек в час. На первом этаже будет оборудована зона для вылетающих пассажиров: здесь разместят стойки регистрации, пункты предварительного контроля, камеру […]
Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В третьей части речь пойдёт о технологиях малой заметности и силовой установке самолёта. Предыдущие части: 1. Формула успеха: Су-57=f22+f35 2. Су-57 — полёт с максимальной нагрузкой Истребитель пятого поколения Су-57 обладает рядом электродинамических спецхарактеристик, которые делают его лучшим истребителем в мире, важнейшей […]
ПодробнееПрезидент АО «Гражданские самолёты Сухого» Александр Рубцов рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» о планах производства самолётов Сухой Суперджет 100 на ближайшие годы. По его словам, базовым рынком для компании является российский, но также компания работает и с европейским авиаперевозчиком, а также в Азии и на Ближнем Востоке. «Недавно мы […]
Подробнее
Президент АО «Гражданские самолёты Сухого» Александр Рубцов в интервью телеканалу «Россия 24» подвёл итоги авиасалона Bahrain Air Show 2018 и рассказал о перспективах Суперджета в России и за рубежом. 16 ноября 2018 г., Манама, Бахрейн. — Александр Иванович, здравствуйте! Король Бахрейна посетил Сухой Суперджет 100. Вы достаточно долго общались с […]
ПодробнееМы продолжаем рассказывать о российском истребителе пятого поколения Су-57. В этой статье речь пойдёт о композитных материалах, почему они важны в конструкции самолёта и их испытаниях на прочность. Первая часть — Формула успеха: Су-57=f22+f35 При разработке истребителя пятого поколения ОКБ Сухого требовалось создать самолёт, который по всем параметрам превосходил бы […]
В Ахтубинске идут испытания противоперегрузочных костюмов для лётчиков истребителя пятого поколения Су-57, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Заводские проверки позади, сейчас идёт завершающая стадия — государственные лётные испытания. «В этом снаряжении лётчики-испытатели уже летают», — подчеркнул собеседник агентства. Высотно-компенсирующий костюм представляет собой цельный комбинезон с […]
ПодробнееАвиакомпания «Волга-Днепр» и её партнер, французская логистическая компания Bolloré, организовали перевозку первого европейского модуля для космической программы, в рамках которой астронавты в 2022 году отправятся к Луне, сообщает пресс-служба перевозчика. 14-тонный модуль в специальном контейнере, поддерживающем заданный уровень температуры и давления, а также 10 тонн сопутствующего оборудования доставлены на одном […]
ПодробнееПри проектировании Boeing 737 Max инженерам требовалось разместить под крылом самолёта гораздо более мощный и крупный двигатель. Было принято решение сдвинуть его немного вперёд и выше, что изменило аэродинамику самолёта и условия, при которых может произойти срыв воздушного потока. Смещённые двигатели и их более высокая тяга вызвали момент качки вверх […]
ПодробнееМеждународная авиационная выставка Bahrain International Airshow 2018 (BIAS) проходит в Бахрейне, где впервые Россия организует единую экспозицию своего вооружения и военной техники, сообщает РИА Новости. В этом году число участников авиасалона выросло на 70% по сравнению с прошлой выставкой в 2016 году. В нём принимают участие 11 из 15 ведущих […]
Подробнееaviation21.ru
Истребители | Авиация России
Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В третьей части речь пойдёт о технологиях малой заметности и силовой установке самолёта. Предыдущие части: 1. Формула успеха: Су-57=f22+f35 2. Су-57 — полёт с максимальной нагрузкой Истребитель пятого поколения Су-57 обладает рядом электродинамических спецхарактеристик, которые делают его лучшим истребителем в мире, важнейшей […]
ПодробнееМы продолжаем рассказывать о российском истребителе пятого поколения Су-57. В этой статье речь пойдёт о композитных материалах, почему они важны в конструкции самолёта и их испытаниях на прочность. Первая часть — Формула успеха: Су-57=f22+f35 При разработке истребителя пятого поколения ОКБ Сухого требовалось создать самолёт, который по всем параметрам превосходил бы […]
ПодробнееВ Ахтубинске идут испытания противоперегрузочных костюмов для лётчиков истребителя пятого поколения Су-57, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Заводские проверки позади, сейчас идёт завершающая стадия — государственные лётные испытания. «В этом снаряжении лётчики-испытатели уже летают», — подчеркнул собеседник агентства. Высотно-компенсирующий костюм представляет собой цельный комбинезон с […]
Двигатель второго этапа для истребителя пятого поколения Су-57 по своей удельной тяге превосходит все имеющиеся в мире аналоги. Об этом в новом выпуске программы «Военная приёмка» телеканала «Звезда» рассказал генеральный конструктор-директор «ОКБ им. А.М. Люльки» Евгений Марчуков. «Я бы сказал, что это поколение 5+, немного опережающее пятое. Именно этому поколению […]
Подробнее
По традиции у любого нового самолёта в России — два официальных имени. Первое ему дают разработчики — в ОКБ Сухого истребитель пятого поколения имеет индекс Т-50, второе новой машине присваивает главнокомандующий ВКС (ВВС) по завершении испытаний — Су-57, но есть у него и третье название — ПАК ФА — перспективный […]
ПодробнееРоссия пригласила Народно-освободительную армию Китая принять участие в авиасалоне МАКС-2019, пишет издание Military Watch Magazine. Предполагается, что в Жуковском на аэродроме Раменское будут показаны боевые самолёты J-10C, J-11D, J-31 и J-20, причём не только на статической стоянке, но и в воздухе. В сложившихся в мире за последние годы военно-политических и […]
ПодробнееВ ОКБ Сухого прошли испытания композитного крыла многофункционального истребителя Су-57 на прочность. В новом выпуске программы «Военная приёмка» телеканала «Звезда» показаны кадры прочностных испытаний. В сюжете телеканала видно, как с помощью специальных гидродомкратов крыло истребителя нагружается то предельной нагрузки, при которой происходит разрушение консоли крыла. Как и рассчитывали конструкторы, в […]
ПодробнееПланы Индии по приобретению российской зенитно-ракетной системы С-400 привели к угрозам со стороны Соединенных Штатов ввести экономические санкции в отношении Дели, если покупка состоится. Ранее Казначейство США уже наложило экономические санкции на КНР за аналогичное приобретение российских противоракетных комплексов. Соглашение между Дели и Москвой подписано несмотря на явную угрозу со […]
ПодробнееЧрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Индонезии Людмила Воробьёва заявила, что процесс покупки одиннадцати истребителей Су-35С хотя и омрачён санкциями США, находится в стадии решения процедурных вопросов. Об этом сообщает CNN Indonesia. «В рамках покупки 11 истребителей Су-35 между Индонезией и Россией продолжают решаться процедурные вопросы. Страны не боятся […]
ПодробнееВсе материалы по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) на смену МиГ-31 переданы в Минобороны. Военное ведомство объявит конкурс на разработку самолёта, сообщает ТАСС со ссылкой на генерального конструктора, вице-президента по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергея Короткова. «Сейчас все материалы переданы в министерство обороны, они сейчас организуют […]
aviation21.ru
Авиация XXI века | Авиация России
Мы продолжаем рассказывать о российском истребителе пятого поколения Су-57. В этой статье речь пойдёт о композитных материалах, почему они важны в конструкции самолёта и их испытаниях на прочность. Первая часть — Формула успеха: Су-57=f22+f35 При разработке истребителя пятого поколения ОКБ Сухого требовалось создать самолёт, который по всем параметрам превосходил бы […]
ПодробнееПо традиции у любого нового самолёта в России — два официальных имени. Первое ему дают разработчики — в ОКБ Сухого истребитель пятого поколения имеет индекс Т-50, второе новой машине присваивает главнокомандующий ВКС (ВВС) по завершении испытаний — Су-57, но есть у него и третье название — ПАК ФА — перспективный […]
ПодробнееВ ОКБ Сухого прошли испытания композитного крыла многофункционального истребителя Су-57 на прочность. В новом выпуске программы «Военная приёмка» телеканала «Звезда» показаны кадры прочностных испытаний. В сюжете телеканала видно, как с помощью специальных гидродомкратов крыло истребителя нагружается то предельной нагрузки, при которой происходит разрушение консоли крыла. Как и рассчитывали конструкторы, в […]
ПодробнееБудущее наступает уже сейчас — в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» собран прототип летающего такси, разработанного компанией «Бартини». Многочасовые пробки, переполненный общественный транспорт, трудности с планированием времени поездки — проблемы, знакомые каждому жителю мегаполиса, скоро останутся в истории. Об этом 24 октября сообщила пресс-служба вуза. «В центре прототипирования высокой сложности […]
Подробнее
Все материалы по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) на смену МиГ-31 переданы в Минобороны. Военное ведомство объявит конкурс на разработку самолёта, сообщает ТАСС со ссылкой на генерального конструктора, вице-президента по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергея Короткова. «Сейчас все материалы переданы в министерство обороны, они сейчас организуют […]
ПодробнееВ начале октября в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского начались к испытания модели тяжёлого транспортного самолёта интегральной схемы — экранолёта. Нетрадиционная компоновка перспективного воздушного судна — совмещение крыла и фюзеляжа — позволит оптимально использовать внутренние объёмы летательного аппарата и повысить его аэродинамическую эффективность. Об этом сообщает пресс-служба ЦАГИ. На первом […]
ПодробнееВ Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского разрабатывается проект перспективного административного дозвукового самолёта с оригинальным названием «Головастик», сообщает пресс-служба ЦАГИ. Благодаря уникальной каплевидной форме фюзеляжа самолёт получил увеличенные размеры и повышенную комфортность салона, высота которого составляет более 1,9 м. В настоящее время завершён цикл испытаний самолёта с новой компоновкой крыла, при […]
ПодробнееПроект гиперзвукового пассажирского самолёта с двигателями на жидком водороде разрабатывается в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на генеральный директор ЦАГИ Кирилла Сыпало. «Проект по гиперзвуковому гражданскому самолёту, который разрабатывает ЦАГИ вместе с европейским сообществом, как раз предполагает использование двигателя на […]
ПодробнееВ Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского завершился очередной этап испытаний перспективной разработки института — лёгкого конвертируемого самолёта, сообщает пресс-служба ЦАГИ. Исследования были направлены на обеспечение безопасности полёта в условиях отказа одного из двигателей, что может привести к аварийной ситуации. В процессе эксперимента моделировалась работа двухдвигательной силовой установки с […]
ПодробнееВ ночь с 10 на 11 марта экипажи истребителей МиГ-31 Воздушно-космических сил России выполнили практический учебно-боевой пуск гиперзвуковой ракеты высокоточного авиационного ракетного комплекса «Кинжал» в заданном районе. Пуск прошёл штатно, гиперзвуковая ракета поразила заданную цель на полигоне. Об этом сообщает пресс-служба Министерства обороны РФ. В ходе пуска подтверждены тактико-технические характеристики […]
Подробнееaviation21.ru
Авиация
Полеты опытных образцов Су-57 в СирииВчера, 15:29
Министерство обороны Российской Федерации распространило, как сказано в пресс-релизе, «уникальные кадры боевой работы перспективных авиационных комплексов пятого поколения Су-57 в Сирийской Арабской
В Ульяновске планируют ускорить сборку Ил-76МД-90А2018-11-18
Пресс-служба Авиакомплекса Ильюшина, являющегося головной компанией дивизиона транспортной авиации ОАК, сообщает о работе по увеличению темпов производства самолётов Ил-76МД-90А. В частности, речь
Почему самолеты Boeing начали падать?2018-11-10
Сообщается, что авиастроительный гигант Boeing распространил техническое оповещение среди всех авиакомпаний, в авиационных парках которых есть лайнеры Boeing 737 Max. В этом сообщение говорится о
Перспективы афганских Ми-242018-11-08
Взято у kloch5. Чаще всего в этом журнале многие вопросы рассматривались по отдельности, но на этот раз они оказались связаны между собой толстыми нитями, почти канатами, вместе образовав
Атака клонов: чем будет воевать в воздухе Китай2018-11-08
Буквально на днях издание Jane’s выложило фотографию, на которой можно увидеть истребитель четвертого поколения J-10B, оборудованный версией двигателя WS-10 с управляемым вектором тяги (УВТ). Машину
ВКС РФ развернули уникальное авиасоединение2018-10-25
21-я авиадивизия вооружена истребителями-перехватчиками МиГ-31БМ с ракетами Х-47 «Кинжал» и истребителями-бомбардировщиками Су-34. Для прикрытия воздушного пространства нашей страны на южном и
6-е поколение или на орбиту с ветерком2018-10-22
В некоторых средствах массовой информации проскакивают статьи про разработку самолета 6-го поколения. Но никто не пишет, что это такое, какие к нему могут быть требования, его цели и задачи.
Китайский J-15 оказался лучше Су-332018-10-20
Китайских производителей военной техники часто критикуют за заимствование технологий, особенно российских. В советские времена Пекин с удовольствием строил пушки, танки и самолеты по образцам соседа.
tehnowar.ru
Самый Современный Военный Самолет В России И Мире. Военные технологии. informatik-m.ru
самый современный военный самолет в россии и миреСовременные военные самолеты мира
F-117 «Найтхоук» был первым принятым на вооружение самолетом, созданным по технологии «Стелс» («незаметность»). Скорее, не чисто ударный самолет, а бомбардировщик, он применяется для нанесения высокоточных бомбовых ударов.
В 1950-х годах появилось новое поколение ударных самолетов, способных доставлять ядерное и обычное оружие на значительное расстояние со скоростью, близкой к скорости звука, и на малой высоте полета. Эти самолеты оказались классическими для своего поколения, многие служили долго и плодотворно, постоянно оставаясь способными к модификации.
К концу 1940-х гг. несколько стран осознали, что проникновение в защищенное воздушное пространство требует самолета, способного лететь низко, быстро и на большое расстояние, с тем, чтобы пройти под нижней границей зоны, просматриваемой радарами, и, следовательно, поражаемой средствами противовоздушной обороны. Многие армии думали и о скорости, соответствующей числу М=2, достигаемой большой ценой и на больших высотах, но там самолет с экипажем все равно уязвим, если не говорить о высотах выше зоны досягаемости противовоздушной обороны.
Поступающие на вооружение с середины 1960-х гг. бомбардировщики и ударные самолеты — носители ядерного оружия обычно имели дозвуковую максимальную скорость, особенно при внешней подвеске бомб. Можно улыбнуться тому факту, что самолет Королевских военно-морских сил Блэкберн Бакэнир , критикуемый за его низкую максимальную скорость, мог в большом внутреннем бомбовом отсеке нести на большое расстояние 1814 кг бомб на высоте верхушек деревьев с большей скоростью, чем его сверхзвуковые конкуренты, и при этом затрачивая наполовину меньше топлива!
Очень эффективными ударными самолетами были Воут А-7 Корсар II . Макдоннелл Дуглас А-4 Скайхоук и Грумман А-6 Интрудер , которые выпускались в больших количествах, несмотря на их скорость, близкую к 740 км/ч. Однако в верхней части шкалы размер и стоимость был гигант Рокуэлл (теперь Боинг ) В-1А, спроектированный для полета на скорости вдвое большей звуковой на значительной высоте. Но он там был безнадежно уязвим, поэтому постепенно он превратился в менее быстрый низковысотный В-1В Лэнсер .
Современные бомбардировщики должны быть незаметными , т.к. пока их не обнаружат, то и не смогут сбить и наоборот, если их обнаружат, то обязательно уничтожат, как бы быстро они ни летели. Если нет незаметности , то нужна мощная электронная система, обнаруживающая угрозу со стороны противника, и системы быстрого электронного противодействия. Качество незаметности ярко проявилось у незаметного истребителя Локхид (теперь Локхид Мартин ) F-117 Найтхоук , плохо видимого на экране радара и предназначенного для нанесения ударов высокоточным оружием по важным целям. С начала 1980-х гг. незаметность стала главной характеристикой любого нового боевого самолета, и конструкторы прилагают много усилий для этого.
Самые современные истребители мира — ТОП10
ТОП10 самых современных истребителей мира
10. J-10 (Китай)
На J-10 применено безхвостовая дельта-утка аэродинамическая компоновка, которая первоначально была разработана для истребителей J-9.
Горизонтальный руль перемещен вперед, и находится в передней части крыла. Когда самолет нужно направить вверх, вместо того чтобы заставить хвост опустится вниз, такая компоновка поднимает нос, увеличивая общую скорость реагирования и подъема.
В такой компоновке самолет более эффективно контролирует вертикальное управление с меньшим размером поверхности руля высоты, в результате чего меньшее сопротивление воздуха и меньший вес.
В самолете используются регулируемые, подборки потока воздуха, который подает воздух в один турбовентиляторный реактивный двигатель АЛ-31ФН.
Рампа воздухозаборника расположена под острым углом, чтобы отклонить поток воздуха в продольном направлении. Такая конструкция создает разрыв между воздухозаборником и носовой частью фюзеляжа, что улучшает параметры на высоких скоростях.
Эта конструкция воздухозаборников как сообщается, была применена на последней моделе J-10B.
Бесхвостая схема дельта-утка по своей сути аэродинамически неустойчивой, особенно на сверхзвуковых скоростях.
Для обеспечения устойчивости существует сложная компьютеризированная система управления (FBW). J-10 использует цифровую систему квадруплекс (четыре канала FBW), разработанную 611-институтом. Программное обеспечения для системы FBW было так же разработано 611-институтом использования ADA языка. Пилот расположен в кабине, которая находится над воздухозаборником и перед передними стабилизаторами.
Бортовой цифровой компьютер управления полетом пилота, обеспечивает автоматическую координацию устойчивости полета. Таким образом, это позволяет пилоту сконцентрироваться на выполнении задач боевых действий.
Двухместный J-10S может быть использован для обучения пилотов или в качестве стандартного истребителя.
Технические характеристики
Экипаж:
J-10 – один пилот,
J-10S – два пилота
Двигатель. 1XАЛ-31ФН турбовентиляторный Тяга максимальная: 7770 кг,
Тяга на форсаже. 12.500 кг,
Дозаправки топливом в полете. Да
Вооружение. одна 23 мм пушка
На внешней подвеске. 11 точек подвески (пять под фюзеляжем, шесть под крыльями)
Ракетное вооружение:
— воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73
— воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР
— управляемые (LT-2, LS-6), а так же не управляемые бомбы
9 — МиГ-35 (Россия)
Истребитель создан на основе МиГ-29М, МиГ-35 (по классификации НАТО Fulcrum F) оснащен передовой авионикой, стекло кабины пилота оснащено тремя 6×8 дюймовыми плоскими ЖК мониторами, позволяющими вести круговой обзор, цифровые карты местности, прицел интегрирован в шлем пилота. На самолете установлен современный скан — радар.
Этот радар имеет фазированную решетчатую антенну.
МиГ-35 может дозаправляться в воздухе.
МиГ-35 оснащен согласно западным стандартам Mil-1553. Повышена надежность и удобство обслуживания, снижены эксплуатационные расходы и увеличен ресурс в 2,5 раза (по сравнению со старыми МиГ-29).
В качестве прицела используется оптико-электронный целевой трекер, идентичный тому, который используется на Су-30МКИ.
Для поражения воздух-земля, самолет может быть оснащен оптико-электронным модулем ориентации, установленным под правым воздухозаборником.
Самолет оснащен РЛС, оптико-электронным предупреждением о ракетном нападении, лазерными датчиками предупреждения, и системой активной защиты, как частью интегральной системы самообороны.
Миг-35 имеет четыре дополнительных узла подвески и может нести полезную нагрузку на внешних подвесках свыше шести тонн.
Самолет оснащен двумя двигателями РД-33 МК с цифровым управлением, обеспечивающими тягу в 9000 кг каждый. Этот тип является улучшенной версией стандарта РД-33.
Основные технические характеристики:
Взлетная масса 22 700 кг
Максимальная дальность полета 3 000 км
Максимальная скорость горизонтального полёта 2400 км/ч
Масса 11 000 кг
8. Typhoon (Германия)
Кабина самолета Тайфун может быть в одно- или двух- местном исполнении.
В изготовлении использованы карбоновые композитные ребра для узлов подвески.
До 70% материалов составляют углеродные композиты, а так же титан и алюминиево-литийный сплав. Стабилизаторы установлены на передней и задней кромках крыла.
Конструкция треугольного крыла позволяет довести число узлов внешней подвески до 13.
Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс.
Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны.
Радиолокационная система распространяет свои сигналы специальным образом.
Воздухозаборники двигателей имеют прямоугольную форму и слегка расположены углом вниз к осевой части фюзеляжа.
Выхлопные газы двигателей выходят через обычные кольцевые сопла, планируется в будущем заменить их векторными управляемыми соплами.
Боковые шасси убираются внутрь к центральной части фюзеляжа, носовое шасси убирается назад.
Шасси оснащены охлаждающими тормозами на основе углеродных материалов, они охлаждаются и контролируются с помощью компьютера.
Шасси в целом разработаны, так чтобы они выполняли функцию воздушного тормоза при посадке. Благодаря этому посадочный пробег около 700 метров.
Технические характеристики истребителя Тайфун:
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
на высоте. 2,0 Маха (2450 км/ч)
у земли. 1,2 Маха (1400 км/ч)
Боевой радиус действия
в режиме истребителя. 1390 км
в режиме ударного самолёта. 600 км
Боевая нагрузка
6 500 кг различного вооружения.
-Ракеты «воздух-воздух»
-Ракеты «воздух-земля»
-Бомбы
7. Gripen NG (Швеция)
JAS 39 Gripen является истребителем четвертого поколения производства шведской компании Saab.
Gripen поступил на вооружение ВВС Швеции в 1995 году, заменив собою Saab Drakens и Viggens. Этот самолет способен выполнять несколько видов боевых задач, а именно, использоваться как истребитель, как штурмовик и как разведчик.
Силовая установка состоит из одного турбовентиляторного двигателя Volvo Aero RM12, созданного на основе General Electric F404. Gripen способен развивать скорость до M2 и имеет максимальную дальность в 2800 км.
ru.wikipedia.org/wiki/Saab_JAS_39_Gripen — 264) Из них для шведских военно-воздушных сил — 204.Самолеты поставлялись на экспорт в следующие страны: Чехия (14), Венгрия (14), Южная Африка (26), Таиланд (12).
Технические характеристики
Масса пустого. 6800 (7100) кг
Нормальная взлетная масса. 8500 кг
Максимальная взлётная масса. 14 000 кг
Двигатель. Вольво Аэро RM12
максимальная тяга. 1#215 5100 кгс
тяга на форсаже. 1#215 8160 кгс
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте.
Российские военные самолёты – по-прежнему лучшие в мире!
Формально возможности основных современных истребителей двух стран примерно равны, но эксперты сходятся во мнении, что в открытом противостоянии у американских F-15 и F-16 нет никаких шансов против российских Су-27 и МиГ-29.
Flanker на хвосте: как русские истребители напугали натовских пилотов
Автор – Дмитрий Юров, Фото – Константин Семёнов
Технологическое противостояние авиационных супердержав – России и США – длится уже не один десяток лет. Формально возможности основных истребителей двух стран примерно равны, но эксперты сходятся во мнении, что в открытом противостоянии у американских F-15 и F-16 нет шансов против российских Су-27 и МиГ-29. После единственного учебного боя наших «сушек» с западными «орлами», западным пилотам рекомендовали не вступать в открытый бой с русскими.
Догнать и уничтожить на высоте
Система ПВО Советского Союза долгое время нуждалась в хорошем самолёте-перехватчике. Возросшая активность авиации НАТО вдоль советских границ практически вынуждала СССР взяться за создание нового самолёта. В конце 50-х годов ОКБ Сухого создало два самолёта-перехватчика: Су-9 и Су-11. Для машин этого класса манёвренность в бою была не так важна, как скорость полёта и практический потолок. Задачу для самолётов-перехватчиков определили просто: догнать и уничтожить нарушителя, вторгшегося в воздушное пространство СССР. В силу ограниченной номенклатуры вооружения, эти самолёты со временем уступили место новому перехватчику Су-15. Новый самолёт отличался от предшественников, прежде всего, своей компоновкой – два двигателя, детально проработанная аэродинамика. Потенциальными объектами для перехвата Су-15 должны были стать высотные самолёты-разведчики, крылатые ракеты и стратегические бомбардировщики. Однако американские инженеры тоже не тратили время зря. К 60-м годам ХХ века были созданы самолёты, которые могли летать со скоростью, втрое превышающей скорость звука. Одним из таких самолётов стал North American XB-70 Valkyrie – уникальный сверхзвуковой самолёт, строительство и эксплуатация которого пришлись как раз на период 60-х годов. Именно в этот период начинается история самолётов МиГ-23. позднее МиГ-25. а в последующем и МиГ-31. которые стали основными истребителями для перехвата вражеских целей.
Американцы же, в свойственной им манере, совершенствовали средства нападения. Однако, истребителя третьего поколения, к коим относились советские МиГ-25 и МиГ-31, американцы не построили. Работу над самолётом третьего поколения американцы начали даже чуть раньше советских инженеров. Свой самолёт они назвали F-111 и задумали его как многофункциональную машину. В силу этих причин американские инженеры дали своим ВВС большой и тяжёлый самолёт. Дальнейший опыт войны во Вьетнаме и вовсе показал, что F-111 – аппарат довольно неповоротливый, и называть его многофункциональным нельзя. Машина годилась только для подавления заранее разведанных позиций. Провал, который образовался в линейке истребителей-перехватчиков, американцы заполнили модификациями всем известного F-4 Phantom и почти сразу же объявили конкурс на создание четвёртого поколения самолётов.
Один универсальный или два разных?
Надо отдать должное американским военным. В 70-х годах, когда миру явились два американским самолёта F-16 и F-15. все с нескрываемым удовольствием ринулись расхваливать новые заокеанские машины. Ветеран ВВС США Джеймс Симонс. давший интервью порталу Defencenews в году, однако, пролил немало света на то, чем в действительности являлись самолёты четвёртого поколения американского производства, однако об этом мы упомянем чуть ниже. Лёгкий и манёвренный F-16 и тяжёлый F-15 должны были стать основным ударным кулаком авиации США и НАТО в противостоянии с Советским Союзом. В этих двух самолётах американцы впервые применили концепцию создания именно двух самолётов – один из которых выполнял задачи истребителя-перехватчика (F-16), а другой – делал всю самую тяжёлую работу, завоёвывая господство в воздухе. Соединённые Штаты свой вариант развития событий представили, дело оставалось за Советским Союзом.
После долгих обсуждений и согласований, было решено не создавать концепцию универсального самолёта, а сделать два разных. Более лёгкий и манёвренный было поручено создать ОКБ Микояна, а разработку и создание тяжёлого истребителя доверили ОКБ Сухого. Первой знаменитостью стал МиГ-29. а другой – Су-27. Оба самолёта были построены по интегральной схеме, что давало лётные, технические и нагрузочные превосходства над западными самолётами. Из американской пары по интегральной схеме был создан только F-16, а вот F-15 был создан по классической. В 1977 году обе советских машины поднялись в небо. Первые полёты и тестирования, а также исследования в ЦАГИ выявили, что самолёты отечественного производства со своей задачей «догнать и перегнать конкурентов» успешно справляются. Выполнявший первый полёт на МиГ-29 лётчик Александр Федотов позднее вспоминал: «Машина поднималась в воздух с такой немыслимой силой, что аж дух захватывало. Уж не знаю, чего они там в ответ придумают, чтобы нас побить». – говорил лётчик. В 1980-х годах оба истребителя были приняты на вооружение в пропорции один к трём: одну треть составляли тяжёлые Су-27. а две трети – МиГ-29 .
Обратная связь от авиационных полков пошла практически незамедлительно. Лётчики, пилотировавшие эти самолёты, приходили в восторг от простоты управления, точности работы авионики и лётных характеристик машин. Особенную радость оба самолёта доставляли техникам, обслуживавшим эти машины на земле.
F-16 и F-15: целый набор недостатков
Однако, главной задачей появления Су-27 и МиГ-29 было создание машин лучше, чем у американцев, поэтому техническая разведка и постоянное наблюдение за испытаниями американских самолётов дали очень большое представление об их недостатках. Применение американцами своих F-16 и F-15 повлекло за собой обнаружение целого вороха критических недостатков. Если говорить о F-16, то в докладе комитета Сената США по вооружениям от 1980 года указывалось, что самолёт имеет недостаточную боевую живучесть, которая была обусловлена наличием всего одного маршевого двигателя. В офис компании «Дженерал Дайнэмикс», сконструировавшей самолёт, было направлено официальное письмо с просьбой прокомментировать ситуацию, однако инженеры сослались на занятость и вопрос попросту был замят. Сенаторы сочли, что и одного двигателя будет достаточно.
Второй серьёзной проблемой F-16 было низкое расположение воздухозаборника, который в ходе эксплуатации засасывал посторонние предметы со взлётно-посадочной полосы и из-за этого не мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. Боевое применение F-16 и вовсе вызывает лишь улыбку. Самолёт, для которого потребовалась разработка целой программы узлов и агрегатов, 26 апреля 1981 года поразил свою первую цель. Этой целью стали вертолёты Ми-8, которые лётчики на израильских F-16 сбили в Ливане во время обострения конфликта. Позже, израильские же самолёты американского производства участвовали в налётах на палестинские лагеря, которые также не могли оказать сколь-нибудь значительного сопротивления. Однако, несмотря на техническое превосходство, F-16 израильских ВВС в этом конфликте отлично сбивались .
В архивах министерства обороны России есть записи, которые свидетельствуют о том, что в период первой ливанской войны израильские ВВС потеряли от пяти до девяти F-16. Сбивали новые американские самолёты МиГ-23 предыдущего поколения, находившиеся на вооружении ВВС Сирии. Вообще, многие эксперты по всему миру, в том числе, и в министерстве обороны России отмечают, что американцы – большие любители использовать новейшую технику не по назначению. Например, во время вторжения американцев в Панаму, в качестве поддержки было поднято звено F-16 из 388-го тактического истребительного звена – притом, что у Панамы, на момент агрессии США, не было оружия тяжелее крупнокалиберных пулемётов, которые даже теоретически не могли помешать американцам работать по целям.
Если касаться современной истории применения этого самолёта, то применение F-16 при бомбардировках в Югославии было не особенно активным. F-16 в период этой «военной» операции выполняли задачи по уничтожению объектов инфраструктуры, в основном тестируя новую систему бомбометания под названием JDAM. Именно во время таких полётов и было потеряно пять, а по сведениям газеты Guardian. семь самолётов. Однако, генерал Уэсли Кларк тогда официально признал потери лишь одного F-16. Подробно разбирая недостатки пары F-16 и F-15, сенатская комиссия по вооружениям и инженерному надзору за проектами США вывела несколько самых важных, и практически непоправимых недостатков у американских самолётов.
Например, авторитетный американский инженер Чарльз Тиффани. по совместительству один из главных конструкторов «Боинг Эйрспейс», в 1996 году передал сенатской комиссии по вооружениям свой доклад, в котором в пух и прах разобрал самолёт F-16. В частности, Тиффани указал, что F-16 не выйдет победителем из схватки не то, что с МиГ-29, но и с самолётом предыдущего поколения МиГ-25. который теоретически должен ему уступать. Также Тиффани указывал на недостаточную информационную оснащённость F-16 и настаивал, что истребитель должен иметь двухместную версию. Особенная претензия у Тиффани возникла к применению материалов стоек шасси. Американский инженер выяснил, что если угол захода самолёта на посадку будет отличаться от идеального, то есть риск, что стойка шасси надломится, не выдержав нагрузки.
Другой инженер, Роберт Буччи. из научного центра «Алькоа», долгое время изучал конструкцию планера старшего брата – самолёта F-15. Потратив немало времени и изучив отдельные элементы планера, Буччи направил в ВВС письмо, согласно которому он называл F-15 «ужасно и крайне неудачно скопированной версией советского МиГ-25». Примечательно, что после того, как Буччи высказал такую точку зрения, его тут же уволили с работы. Инженер NASA Чарльз Харрис отмечал у F-15 сильную вибрацию во время серии испытательных полётов. Режим испытания был довольно прост – максимальный форсаж и 40-градусный угол набора высоты. В пяти случаях из десяти Харрис указывал, что у самолёта случался отказ правого двигателя. Также инженер упоминал о замедленной реакции РУДов (ручек управления двигателями). Эдгар Старк. инженер-химик из университета Вирджинии, который занимался проблемой подбора топлива, отмечал, что двигатели Pratt Whitney F100 крайне чувствительны к некачественному топливу, которое например, может быть залито в баки F-15 в Европе. Доклад Старка вообще едва не поставил под угрозу применение и эксплуатацию «Орла» в Старом Свете.
«Зайти в хвост» всего за два виража
Открытые данные для прямого сравнения российских и американских истребителей достать невероятно трудно, поэтому можно говорить о проблемах F-15 с точки зрения эксплуатации. Сразу после того, как Советский Союз представил конкурента для F-15 – самолёт Су-27. американские лётчики не на шутку встревожились. По результатам учебных боёв, смоделированных на компьютере на основе данных о Су-27, выходило, что Су-27 «пристраивается» в хвост F-15 всего за два оборота, не задействуя при этом форсажный режим. Ветеран американских ВВС Адам Байто в интервью каналу BBC оговорился, что, скорее всего, F-15 уступает в манёвренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и младшему брату – самолёту Миг-29.
Следует так же отметить, что Су-27 имеет в своём распоряжении оптико-локационную станцию (ОЛС), которая захватывает и сопровождает цель на коротких дистанциях, на которых обычная РЛС бесполезна. F-15 же такой системы лишён. Возможности Су-27 повышала и система нашлемного целеуказания, которая выполнялась в виде трёх инфракрасных диодов и крепилась на шлеме пилота. У F-15 была аналогичная система, которая позволяла выполнять сходные задачи, но весило это приспособление почти полкилограмма и крепилось на шлем сверху. Помимо всего прочего, американскому лётчику требовалось около получаса, чтобы настроить и откалибровать эту систему на земле. Получая перегрузки больше 8 единиц, американские пилоты эту систему брать с собой отказывались.
Журнал «Авиация и космонавтика» в 1998 году опубликовал в своём номере интервью американского инструктора, который поведал о том, что американским пилотам запрещено участвовать даже в тренировочных боях любого характера с самолётами Су-27 на выставках, в показательных выступлениях или где-либо ещё. Официальной причины не назвали, но инструктор нехотя сказал: «Чтобы пилоты не получали психологических травм». Дословно же это означает одно: чтобы не испугаться превосходства советских самолётов .
Даже принятая к использованию в 1992 году система ICAAS (Integrated Control and Avionics for Air Superioriti). позволяющая синхронизировать действия звена (четыре самолёта) в бою против нескольких воздушных целей – не помогала. Компьютерное моделирование показывало, что Су-27, даже не имея численного превосходства, способен разобраться со всем звеном F-15 вдвое меньшими силами. Летая на строевых F-15, а также показывая их в различных мероприятиях, американские лётчики гордо называли свои самолёты «Игла» лучшими в мире. Такая ситуация сохранялась вплоть до момента, когда на международной арене был представлен Су-27. Оптимизм американских лётчиков тут же поугас. О том, что F-15 значительно уступает Су-27, сами американцы говорить не любят. Однако, в 1995 году, командующий авиацией США генерал Рэлстон. объясняя причины начала работы над программой F-22, прямо заявил: «Мне не нужны никакие методы разведки и сотня агентов для того, чтобы понимать преимущество Су-27 над всем, что есть в нашем распоряжении. F-15 уступает ему во всём. В вооружении, тяговооружённости и манёвренности. Это не истерика для того, чтобы выбить из страны деньги, это устоявшийся и всем известный факт» .
Flanker on your six
ВВС США давно точат зуб на Су-27. Летом 1992 года звено наших Су-27, в период потепления отношений между странами, совершили перелёт через океан на авиабазу Лэнгли в США, где на тот момент базировались самые передовые варианты самолётов F-15. После совместного осмотра машин, наши лётчики предложили американским коллегам провести учебный, демонстративный бой. Американские лётчики начали заметно нервничать. Устраивать пусть и учебный, но всё же бой, да ещё и на глазах сотен журналистов. – идея не совсем хорошая. Однако, решив не ударять в грязь лицом – американцы согласились, но с условием, что бой будет проведён над Атлантическим океаном, на удалении в 200 километров от берега.
Схему учебного боя придумали быстро: сначала Су-27 должен быть удержаться на хвосте F-15 и условно его поразить, затем самолёты менялись местами. Американский лётчик в первой же попытке решил оторваться от «сушки» на сверхзвуке, но не тут-то было. На минимальном режиме форсажа наш лётчик догнал американского «орла». Поменявшись местами, Су-27 почти сразу ушёл от F-15 в развороте с набором высоты, да под таким крутым углом, что американский лётчик сразу потерял его из виду. Запросив диспетчера по рации, летчик сказал: «Where is Flanker?» (Flanker – кодовое обозначение Су-27 в НАТО), на что получил ответ: «Watch your six» (Посмотри назад). «Двадцать седьмой» уже давно сидел у американца на хвосте.
После этого случая командование ВВС США строго настрого запретило своим лётчикам вступать в учебные бои с лётчиками на Су-27 и его модификациях. На любые предложения «показать товар» лицом американцы, равно как и остальные европейские производители, отвечают отказом. Боязнь открытого состязания американских пилотов с сильнейшим в мире истребителем советского/российского производства говорит о боевых качествах отечественных самолётов лучше, чем любая реклама.
Самолёты-убийцы
Су-27 и МиГ-29 – самолёты воистину шедевральные. Но, как и любые технические средства, они подвержены старению – как моральному, так и физическому. Современный подход к модернизации этих самолётов силами инженеров российских КБ заслуживает самой высокой оценки. Уже давно представлены истребители с расширенными техническими возможностями. В ОКБ «Сухого» этими самолётами стали: Су-27СМ, Су-27СМ-2, Су-30, Су-33, Су-35. Все эти самолёты лишь проекты по модернизации старого доброго Су-27, однако, применение передовых технологий, таких, как управляемый вектор тяги двигателя, поглощающие радиоэлектронные лучи материал, а также массовое применение композитных составляющих делает из этих машин настоящих убийц.
Су-35, например, являясь самолётом 4++ поколения, может фактически на равных конкурировать с американским самолётом пятого поколения F-22 Raptor. В данный момент ОКБ «Сухого» проводит предсерийные испытания новых двигателей, которые в первую очередь будут устанавливаться на пятое поколение – самолёты ПАК-ФА Т50. Однако, специалисты ОКБ говорят, что адаптировав эти двигатели для Су-35, есть шанс получить сразу два самолёта пятого поколения. Относительно «тридцать пятого» президент Объединённой авиастроительной корпорации Михаил Погосян высказывается в крайне положительных тонах. В одном из интервью, Погосян заметил, что потенциал самолёта при небольшой переработке позволит ему напрямую участвовать в противостоянии с истребителями пятого поколения «чьего угодно производства». Су-35 уже несут боевое дежурство на Дальнем Востоке и отзывы из авиационных полков самые положительные.
В ОКБ Микояна дела обстоят не хуже. МиГ-29 на данный момент имеет несколько вариантов исполнения: МиГ-29м, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29Б и МиГ-35. С вариантом МиГ-35 дела обстоят особенно интересно. Этот самолёт вобрал в себя все наработки ОКБ Микояна за последние 30 лет. Почти на треть увеличилась полезная нагрузка и на 20% увеличился боевой радиус действия.
Это не самолёт, это просто НЛО
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях. постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех интересующихся…
Источники: http://voenteh.com/samolety/sovremennye-udarnye-samolety.html, http://mostinfo.su/255-samye-sovremennye-istrebiteli-mira-top10.html, http://ru-an.info/%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8/%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B9%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5-%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2591%25D1%2582%25D1%258B-%25D0%25BF%25D0%25BE-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BC%25D1%2583-%25D0%25BB%25D1%2583%25D1%2587%25D1%2588%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25B2-%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25B5/
Комментариев пока нет!
informatik-m.ru
Фронтовая авиация России поколения 4++ по итогам Сирии
Самолёты фронтовой авиации российских Воздушно-космических сил (ВКС) успешно продемонстрировали свои боевые возможности в ходе воздушной операции в Сирии. Участие в реальных боевых действиях позволило не только проверить характеристики техники, но и наметить новые направления модернизации самолётов, которые позволят повысить их эффективность.
На фоне успешных боевых действий в Сирии растет престиж российской военно-воздушной техники в мире. Её начал рассматривать для пополнения своих парков целый ряд стран. «Мы отмечаем рост интереса со стороны потенциальных заказчиков, — отметил президент ОАК Юрий Слюсарь в программе “В рабочий полдень” телеканала “Россия 24” в апреле 2017 г. — Это и Су‑34, отлично себя показавший в Сирии во время боевых действий. И Су‑35 — наш новый самолёт, это был первый опыт применения его в боевых условиях. И самолёт Су‑30СМ — сверхманёвренный самолёт, который уже поставляется, но есть новый виток интереса, который мы отмечаем после сирийских событий».
«Сирийская кампания сделала хорошую рекламу российскому вооружению, в первую очередь новым типам российских боевых самолётов Су‑30СМ, Су‑35 и особенно Су‑34, а также высокоточным средствам поражения — крылатым ракетам и авиационным боеприпасам, — говорит член Общественного совета при Минобороны России Руслан Пухов. — Поэтому можно ожидать роста интереса иностранных заказчиков и роста продаж в этих сегментах».
Дополнительную популярность отечественным самолётам добавит их демонстрация на авиационных выставках российскими пилотажными группами. Две самые популярные из них — «Русские витязи» и «Стрижи» — будут теперь выступать на самых новых модификациях истребителей поколения 4++.
Потенциал Су‑34
23 марта 2017 года. Министерство обороны Сирии опубликовало кадры боев с боевиками «Исламского государства» (ИГ; террористическая организация, запрещена в России) в районе Дайр-эз-Зор. На них видно, как российская авиация поддерживает наступление сирийского десанта. В частности, показано, как фронтовой бомбардировщик Су‑34 ВКС России наносит бомбовые удары по позициям террористов, поддерживая наступление бойцов сирийской армии.
Су‑34 активно эксплуатируется и в России. Примерно в те же дни, когда шли бои в районе Дайр-эз-Зор, уже пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации сообщила, что экипажи фронтовых бомбардировщиков Южного военного округа (ЮВО) выполнили боевые стрельбы на незнакомых полигонах на большой дальности. Стрельбы стали очередным этапом тактических учений 4-й армии ВВС и ПВО. Лётные испытания военные лётчики проходили в составе нескольких авиагрупп. При этом Су‑34 в сопровождении истребителей Су‑27СМ3 и Су‑30СМ совершили беспосадочные перелёты на расстояния более 6 тыс. км с дозаправками в воздухе в дневное и ночное время суток.
Чуть ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник Игорь Мугинов сообщил журналистам: «Лётчики одного из авиационных полков ЗВО завершили переподготовку на бомбардировщики Су‑34, звено которых пополнит авиационное соединение округа до конца 2017 года. Переобучение проходило в Липецком центре боевого применения и переучивания лётного состава». Мугинов отметил, что в ходе подготовки лётчики изучили тактико-технические характеристики самолёта, его технологическую базу и особенности пилотирования. После теоретических занятий экипажи прошли специализированный курс на наземных тренажёрах, затем выполнили полёты на Су‑34 по кругу, по маршруту и в зону.
«ВКС России в 2016 году получили 16 фронтовых бомбардировщиков Су‑34, — доложил министру обороны Российской Федерации Сергею Шойгу командир 277-го бомбардировочного полка полковник Александр Горин в ходе единого дня военной приемки. — Все поставленные в часть самолёты выполняют полёты по плану боевой подготовки. Кроме того, шесть самолётов решают задачи в Сирийской Арабской Республике с февраля 2017 года. Претензий по качеству к полученной технике нет». Александр Горин отметил, что «Су‑34 в сравнении со своим предшественником Су‑24, ранее эксплуатируемым в полку, является сверхзвуковым самолётом, предназначенным для уничтожения наземных целей противника в тактической и оперативной глубине, сосредоточением основных усилий до 600 км от линии боевого соприкосновения».
В таком же объёме планируются поставки и в текущем году. «Новосибирский авиазавод имеет длительный контракт с Минобороны на 92 самолёта Су‑34 и выполняет его с опережением срока практически на год. В этом году мы ожидаем сверхплановые поставки четырёх самолётов, а общий объём заказа текущего года — 16 Су‑34,— сообщил заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов при посещении Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиала компании “Сухой”). — График поставки самолётов заводом с Минобороны согласован, мы никаких неожиданностей не ждём».
Заместитель министра обороны Российской Федерации отметил высокие характеристики бомбардировщика: «Су‑34 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны в сирийском конфликте, имеет огромный модернизационный потенциал и является самолётом практически нового поколения». Этот «модернизационный потенциал» начнёт проявляться уже со следующего года. «С 2018 года (Новосибирский.— Ред.) авиазавод начнёт модернизацию Су‑34, — отметил Юрий Борисов. — Мы обсудили с руководством завода и Объединённой авиастроительной корпорацией планы работы по самолёту в рамках будущей государственной программы вооружения на 2018–2025 годы. Думаю, что ещё не раскрыты все возможности этого самолёта. Это в первую очередь связано с тем, что мы сейчас завершаем ряд опытно-конструкторских работ по адаптации к нему новых авиационных средств поражения».
Также Юрий Борисов отметил большой экспортный потенциал Су‑34. По его словам, многие страны уже «начинают проявлять неподдельный интерес к этому самолёту».
Су-35ССверхманевренность Су‑35С
25 марта 2017 года в сети появилось видео, заснятое террористической группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам». На нём российский многофункциональный истребитель Су‑35С наносит удары по наземным целям — отряду незаконного вооруженного формирования на юге провинции Идлиб. На видео показано, как самолёт, снижаясь до определенной высоты, выпускает тепловые ловушки для предотвращения поражения зенитными ракетами. Данных о своих потерях сами атакованные исламисты не сообщили, однако на кадрах были видны многочисленные пятна крови на камнях и большое количество разбросанного оружия.
Важно, что использование самолётов Су‑35С позволяет защищать самолёты авиационной группы в любой точке всего ближневосточного региона. Минобороны России отмечает, что многофункциональные истребители Су‑35С в Сирии усиливают прикрытые ударной группировки, обеспечивая защиту штурмовой авиации ВКС России. И не только штурмовиков. Как неоднократно отмечала пресс-служба российского военного ведомства, истребители Су‑30СМ и Су‑35С, базирующиеся на сирийском аэродроме Хмеймим, обеспечивают также прикрытие ракетоносцев Ту‑95МС, взлетающих с территории России и наносящих удары по объектам боевиков в Сирии.
«F-35 лучше уйти» «Истребитель F-35 не подходит для эффективного противодействия российскому Су-35, — написал американский аналитик Дэйв Маджумдар (Dave Majumdar) в мае 2017 года в издании National Interest. — Если F-35 принудят к воздушному бою, то спасти машину смогут только лётные навыки и опыт пилота». Автор полагает, что Су-35 с улучшенной авионикой, двигателями и конструкцией планера в ближайшее время будет распространяться во всем мире. Противопоставить ему американская сторона сможет лишь F-35, который сложно назвать превосходным истребителем. Описывая гипотетическую ситуацию, при которой четыре F-35 встретятся в воздухе с четырьмя Су-35, Дэйв Маджумдар считает, что «группе F-35 лучше просто уйти и вызвать на помощь F-22 и F-15C». В том же случае, если воздушного боя избежать не удастся, пилотам F-35 следует полагаться на скрытность, бортовую электронику и умную тактику, но не забывать о том, что в открытом противостоянии F-35 достаточно уязвим. «Этому самолёту не хватает необходимой для современного эффективного воздушного боя скорости и максимальной высоты полёта, — уверен Маджумдар. — Кроме того, у него недостаточно ракет класса “воздух — воздух” для борьбы с вражескими истребителями. В принципе, пилоту F-35 следует избегать тесного боя любой ценой». |
Российские лётчики, успевшие полетать на новом истребителе, с восторгом говорят о нём. Например, лётчик (его имя по соображениям безопасности не раскрывается.— Ред.) 23-го истребительного полка, постоянно базирующегося на аэродроме Дзёмги в Амурской области, ранее летавший на модернизированном Су‑27СМ, безоговорочно отдаёт предпочтение новой машине.
«Су‑27СМ тоже очень хороший самолёт, но Су‑35С — принципиально новый самолёт, — рассказал пилот в эфире телеканала “Звезда”. — И если внешне он похож на Су‑27СМ, то начинка очень сильно отличается. Можно сказать, что это совершенно другой самолёт: управление совершенно другое, в кабине нет ни одного стрелочного прибора».
В декабре 2016 года лётчики перегоняли четыре Су‑35С с Дзёмги на аэродром Бесовец в Карелии. Дальность полёта составила 8 тыс. км с тремя дозаправками. «Сушки» выполнили его блестяще. «Перелёт выдался тяжёлым. Везде метеоусловия были сложные, но самолёты в процессе перегона проявили себя только с лучшей стороны, как и всегда, — делился впечатлениями лётчик. — Самолёты, которые мы перегнали на аэродром Бесовец, отличаются даже от тех Су‑35С, которые находятся на аэродроме Дзёмги. На них более продвинутая версия прошивки. В кабине стоят два монитора, на которых отображается вся информация, необходимая лётчику для выполнения пилотажа, навигации и боевого применения».
Высоко оценили лётчики и боевые возможности Су‑35С. «Это сверхманёвренный истребитель. Его называют “самолёт поколения 4++”, но реально он приблизился к самолёту пятого поколения. На нём стоят новейшие двигатели с отклоняемым вектором тяги повышенной мощности. Основным отличием от Су‑27 является комбинированная система управления, которая управляет всеми аэродинамическими плоскостями самолёта, включая закрылки, носки, рули управления — все они управляются комплексной системой управления»,— рассказал пилот.
В марте 2017 года Су‑35С, перегнанные в Карелию, уже участвовали в учениях ЗВО. В частности, с них проводились пуски ракет над Ладожским озером. По сообщениям пресс-службы ЗВО, командование поставило пилотам Су‑35С задачу найти в заданном районе на высоте 8,5 км воздушную мишень и уничтожить её. Благодаря новейшей радиолокационной станции Су‑35С, цель была найдена на расстоянии 400 км.
С недавнего времени возможности Су‑35С могут оценить и иностранные лётчики. «Позитивно развивается российско-китайское военно-техническое сотрудничество. Заключены контракты на поставку в Китай многофункциональных истребителей Су‑35», — рассказал министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу во время лекции на открытии II Всероссийского молодежного форума «Международное военно-политическое и военно-экономическое сотрудничество: современные тенденции» в МГИМО. Министр назвал Китай стратегическим партнёром России.
«Реализуется контракт на поставку Су‑35 в Китай»,— заявил в начале 2017 года на заседании фракции «Единая Россия» в Государственной Думе глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «В 2017 году мы поставим Министерству обороны Китайской Народной Республики ещё 10 самолётов Су‑35», — уточнил президент ОАК Юрий Слюсарь в интервью программе «В рабочий полдень» на канале «Россия 24».
В свою очередь, в докладе Комиссии конгресса США по мониторингу вопросов экономики и безопасности в отношениях с Китаем, опубликованном в конце марта 2017 года, говорится, что продажа КНР российских вооружений, таких как истребители Су‑35С, «ставит под угрозу» превосходство США в воздухе. Более того, российские технологии позволят Пекину ускорить разработку собственных современных истребителей, отмечается в документе.
Не исключено заключение и новых контрактов на поставку Су‑35С за рубеж. В марте заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Михаил Петухов на малазийском авиасалоне LIMA‑2017 отметил, что Россия и Индонезия ведут согласование контракта на поставку многофункциональных истребителей Су‑35С. «Надеемся на то, что подписание состоится в ближайшее время», — подчеркнул Михаил Петухов. Эту информацию подтвердил и министр обороны Индонезии Рямизард Рякуду (Ryamizard Ryacudu), сообщив о намерении закупить 10 машин этого типа. «Помимо Китая и Индонезии машиной интересуются на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке, с ними ведутся переговоры», — в свою очередь, отметил на этой же выставке директор по международному сотрудничеству госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов. Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что «подписано соглашение о намерении по закупке истребителей “Сухого” Су‑35 с Объединёнными Арабскими Эмиратами».
Су-30СМСу‑30СМ — самолёт «витязей»
В марте на выставке LIMA‑2017 в Малайзии состоялось также первое выступление прославленной российской авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» на их новой технике — истребителях Су‑30СМ. Ранее «витязи» летали на истребителях Су‑27.
«В групповом пилотаже у нас пока особых изменений нет. Однако в полёте парой и в индивидуальном пилотаже мы имеем возможность за счёт аэродинамики самолёта и управляемого вектора тяги выполнять какие угодно развороты, “кувырки”, “управляемый штопор”, — рассказал командир “Русских витязей” Андрей Алексеев. — Группа последовательно осваивает пилотаж на новом самолёте. Су‑30СМ — это великолепный самолёт, поэтому в нашей программе будет много новых элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманёвренности».
«Русские витязи» получили восемь многоцелевых истребителей Су‑30СМ осенью 2016 года от их производителя — корпорации «Иркут». За короткое время лётчики освоили программу показательных полётов, в которую включены новые элементы, выполнение которых стало возможным благодаря сверхманёвренности Су‑30СМ. «Новые самолёты предельно комфортны и понятны для лётчиков, — особо отметил Андрей Алексеев. — На Су‑30СМ переучились все лётчики группы, и в скором времени мы покажем полёты шестёрки новых истребителей».
Минобороны России закупает Су‑30СМ не только для пилотажных групп. Начиная с 2011 года большая партия истребителей (численностью более ста единиц) была законтрактована в рамках гособоронзаказа для оснащения воздушно-космических сил и морской авиации. Свыше половины этих машин уже переданы в войска. По мнению российских аналитиков, Су‑30СМ стал самым массовым новым истребителем России. Российские военные рассчитывают последовательно наращивать возможности истребителя за счёт совершенствования авионики и оснащения новым вооружением.
Су‑30СМ также прошёл «обкатку» и в реальных боевых условиях в Сирии. Он использовался, как и Су‑35С, для сопровождения российских ракетоносцев. Кроме того, самолёт продемонстрировал на Ближнем Востоке действительно свою многофункциональность. 24 марта 2017 года телеканал «Звезда» опубликовал кадры применения Су‑30СМ, на которых он использует авиационные ракеты для обстрела позиций боевиков к северу от Хамы. В данном случае истребитель выполнял работу штурмовика по обстрелу террористов.
Су‑30СМ стал дальнейшим развитием линейки истребителей Су‑30МКИ ВВС Индии и Су‑30МКМ Королевских ВВС Малайзии. Самолёт имеет хорошие экспортные перспективы. С 2015 года Су‑30СМ поставляется Казахстану. А в марте на выставке LIMA‑2017 корпорация «Иркут» презентовала для иностранных заказчиков новую модификацию Су‑30СМ — экспортный вариант сверхманёвренного истребителя Су‑30СМЭ. Если в версии СМ, поставляемой для Минобороны России, используется исключительно российское оборудование, то для заграничных заказчиков на версии СМЭ возможна установка зарубежных систем.
МиГ-35«Стрижи» пересядут на МиГ‑35
Испытания нового российского истребителя МиГ‑35 ещё только идут. Он не участвовал в боевой операции ВКС России в Сирии. Но и его презентация в январе 2017 года на фоне сирийской операции прошла при повышенном внимании зарубежных военных.
«МиГ‑35 действительно обладает хорошими перспективами с точки зрения продвижения на зарубежные рынки, в том числе стран Ближнего Востока и Северной Африки, — рассказал заместитель директора ФСВТС России Алексей Фролкин в ходе выставки IDEX‑2017 в Объединённых Арабских Эмиратах в феврале 2017 года. — Мы рассматриваем возможность проведения презентаций технических возможностей этого самолёта для отдельных инозаказчиков».
Эти прогнозы уже сбываются. «Россия с самолётом МиГ‑35 является основным претендентом на победу в тендере на поставку восьми многоцелевых истребителей для Военно-воздушных сил Бангладеш», — говорится в сообщении Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). Ранее генеральный директорат оборонных закупок Бангладеш разместил на своём сайте тендерный запрос на приобретение восьми многоцелевых истребителей. Проект также предусматривает опцион ещё на четыре машины.
Появление новой модификации «МиГа» подогрело интерес иностранных заказчиков и к базовой модели МиГ‑29. В частности, Россия рассчитывает на новые поставки этого истребителя в Латинскую Америку.
«Уже полгода мы участвуем в тендере, объявленном Колумбией на закупку истребителей, — рассказал на международной презентации МиГ‑35 заместитель руководителя ФСВТС России Анатолий Пунчук. — Мы предлагаем им МиГ‑29. Кроме того, мы рассчитываем на то, что Перу закупит дополнительную партию истребителей МиГ‑29 для своих ВВС». Он подчеркнул, что ВВС Перу уже эксплуатируют истребители данной марки и «на основании опыта эксплуатации данных самолётов решают вопрос о закупке дополнительной партии». Возможны поставки «МиГов» и в другие страны этого региона. «Аргентина направила коммерческие предложения о закупке в России более 15 истребителей МиГ‑29, — рассказал Анатолий Пунчук. — Мы готовим соответствующий ответ».
Не исключено появление и корабельной версии МиГ‑35. «Это возможно, особенно с учётом того, что усиленная конструкция МиГ‑35 полностью соответствует требованиям к эксплуатации корабельного самолёта, — считает генеральный директор РСК “МиГ” Илья Тарасенко. — В перспективе при получении соответствующего заказа мы можем доработать этот самолёт и до корабельной версии». Кроме того, новейший истребитель сможет использовать весь спектр современного оружия, которое есть в наличии у Минобороны России, в том числе лазерное. Об этом на международной презентации МиГ‑35 заявил Юрий Слюсарь. По его словам, на самолёте увеличено количество точек подвески с шести до восьми, что позволит применять в том числе и перспективные образцы вооружения.
На том же мероприятии главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о предстоящем обновлении парка боевой авиации: на смену лёгким истребителям МиГ‑29 придут новейшие МиГ‑35. «Мы будем брать эти самолёты, они нам нужны,— сказал главком. — Пройдёт немного времени, и мы поменяем всю лёгкую истребительную авиацию именно на этот класс». По его словам, первый контракт на закупку МиГ‑35 ВКС России планируют заключить после лётных испытаний, которые, как ожидается, завершатся летом 2017 года. «В первой партии будет 30 машин, а всего для замены парка потребуется не менее 170 самолётов», — пояснил Бондарев.
Есть планы и по использованию нового «МиГа» известной пилотажной группой «Стрижи». Пока она выступает на базовой версии МиГ‑29. Однако, как заявил в конце весны командующий ВВС — заместитель главкома ВКС, генерал-лейтенант Андрей Юдин, лётчики пилотажной группы «Стрижи» пересядут с МиГ‑29 на новейшие МиГ‑35. «Предварительное решение о замене в пилотажной группе ВКС России уже есть, пилоты знают об этом», — пояснил Андрей Юдин. Он добавил, что опытный самолёт в ближайшее время должен поступить на государственные совместные испытания, по результатам которых будет принято решение о закупке партии этих истребителей для ВКС России. Самолёты поступят в том числе и в группу «Стрижи», дислоцированную на аэродроме в Кубинке.
«Перевооружение группы “Стрижи” на новейшие МиГ‑35 расширит возможности пилотирования и повысит безопасность демонстрационных полётов, — сказал генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. — Ресурс тех самолётов, которые эксплуатируются в группе, подходит к своему пределу. За оставшееся время необходимо решить вопрос поставки новой авиатехники для “Стрижей”, чтобы они по-прежнему показывали свое мастерство». По его словам, ВКС России делают всё, чтобы пилотажная группа «не потеряла своё лицо, марку и прекрасный коллектив, который сегодня во всем мире демонстрирует своё мастерство». «Полёты “Стрижей”— это и реклама нашей авиатехники, и продвижение её на международном рынке», — добавил генконструктор ОАК.
Источник: журнал ОАК «Горизонты», №2, 2017 г.
Фото (с) Андрей Величко, Авиация России
aviation21.ru