характеристики, интересные факты :: SYL.ru
Авангард современного прогресса в науке и технике — это уже не электродвигатели и телекомуникационные технологии. Рубеж современной науки – это космические исследования и развитие космической техники. Семейство ракет «Зенит» – яркий тому пример. А еще это пример успешного международного сотрудничества и его краха, вызванного политическими разногласиями.
Историческая справка
Еще в 70-х прошлого столетия, когда были разработаны спутники радиотехнической разведки второго поколения «Целина», обнаружилось, что ракетоносители «Восток-2м» или «Циклон-3» не вынесут космический аппарат на орбиту из-за низких энергетических возможностей. К декабрю 1974 года конструкторское космическое бюро «Южное» разработало новый ракетный носитель с индексом 11К77, который впоследствии стал ракетой-носителем «Зенит».
«Камбала» собирается в космос
Именно такое прозвище дали проекту 11К77 – ракете «Зенит» – ее конструкторы. Первая ступень носителя состояла из пары параллельно расположенных блоков с массой порядка 450 тонн и диаметром 3 метра и массой полезного груза 12 тонн. Трехкамерный первой ступени ракетный двигатель первой РД-124 и второй ступени однокамерный двигатель РД-125 работали на керосин-кислороде с дожиганием окислительных газов и были спроектированы конструкторским бюро «Энергомаш». Именно такое топливо признано экологически наиболее безопасным. Впоследствии первую ступень ракеты «Зенит» унифицировали с 11К25 «Энергия» (ступень первая), что дало право назвать ее первой в классе средних ракетоносителей.
«Камбала» превращается в «бревно»
К 1977 году в КБ «Южное» созрел проект «моноблочного» и мощного носителя с диаметром 3,9 метра, предельной величины для транспортировки по железной дороге (отсюда и прозвище — «бревно»). Четырехкамерный двигатель, спроектированный на том же производственном объединении «Энергомаш», давал ракете тягу в 740 тс на земле, что превосходило все существующие аппараты на то время. Рулевой двигатель способен работать длительное время после отключения двигателя маршевого. Беспрецедентный ракетный двигатель прошел испытания в 1980 году, а в 1985 году прошли первые два нештатных взлета ракеты-носителя «Зенит» с полезной нагрузкой с космодрома Байконур. Из тринадцати запусков три прошли нештатно, и при приеме в эксплуатацию в 1989 году ракета «Зенит» поступила на вооружение с замечаниями. Но шпионская «Целина-2» к тому времени уже улетела в космос на тяжелых космических носителях «Протон».
Статистика запусков
За период с 1985 по 2009 год 37 раз ракета-носитель «Зенит-2» стартовала в космос. Из них только тридцать запусков прошли успешно. С 2007 года на Байконуре стартует ракета «Зенит-2 SL Б». Остальные модификации запускались по программе «Наземный» (Байконур) и «Морской старт» (платформа Ocean Odyssey). Произведено всего более 83 запусков (34 с морской платформы), из которых 9 – неудачно, 4 – частично удачно и 70 – абсолютно успешны.
Русская ракета с украинской начинкой
Ракетоноситель — результат производственного сотрудничества двух стран: России и Украины. Модификации производились на Днепропетровском Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова, а двигатели РД-171М и блоки разгона ДМ-SL и ДМ-SL-Б – на Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В. П. Глушко (филиалы находятся в городах Самаре, Перми, Санкт-Петербурге) и ракетно-космической корпорации «Энергия имени С. П. Королева» (город Королев, Московская обл.) соответственно. Российские комплектующие – это 70 % русско-украинской ракеты «Зенит». С 2015 года торговое и промышленное сотрудничество с Украиной прекращено, и приостановлено производство носителей.
Модификационный ряд
Стартовая площадка для всего семейства «Зенитов» — площадка № 45 или модернизированный комплекс «Зенит-М» (космодром Байконур, Казахстан) и морская платформа – ракетно-космический комплекс «Одиссей» (Тихий океан). Носители «Зенит» выводят космические аппараты на ближние орбиты, солнечно-синхронные и полярные орбиты, на дальние геостационарные орбиты. Сегодня семейство включает следующие модификации двухступенчатых и трехступенчатых ракет:
- Ракета «Зенит 2 SL Б». Состоит из двух ступеней. Система управления цифровая, на базе ЭВМ «Бисер-3». космическая часть автономная, что дает возможность сборки отдельно от ракетоносителя. Ракета «Зенит-2 SL Б» никогда не запускалась.
- Ракета-носитель «Зенит-3SL». Состоит из трех ступеней с космическим блоком разгона ДМ-SL. Обозначается как «Зенит-2S». Предназначена для запусков по программе «Морской старт». Площадка для запусков космических аппаратов — тихоокеанский ракетно-космический комплекс «Одиссей».
- Ракета «Зенит-3 SL Б». Разработана для запусков с космодрома Байконур (программа «Наземный старт»). Сделана исключительно из отечественных и украинских комплектующих. Главный обтекатель спроектирован и изготовлен на Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина (г. Калуга). Первый вывод на геостационарную орбиту космического аппарата (спутник «Электро-Л») произошел 20.01.2008.
- «Зенит-3SL БФ». Гибрид носителей «Зенит-2SL Б» и «Зенит-3SL Б». В ее составе блок разгона «Фрегат-СБ». Предназначается для выведения объектов инфраструктуры космоса на орбиты (первый – 20.01.2011).
Характеристики ракеты «Зенит»
Для удобства восприятия материал мы решили представить в виде таблицы.
Вариации носителя | «Зенит-2» | «Зенит-3» |
Масса на старте | 459 тонн | 473 тонн |
Максимальная длина | 57 метров | 59,6 метра |
Место запусков | Байконур | Платформа «Одиссей» |
Полезный вес вывода на орбиты 200 км | 13,7 тонны | 15 тонн |
Первая ступень | ||
Двигатели | РД-171М | |
Длина | 32,9 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса | 359 тонн | |
Максимальная тяга на старте | 7 257 кН | |
Максимальная тяга в вакууме | 7 908 кН | |
Время сброса | 145 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Вторая ступень | ||
Двигатель | Маршевый (РД-120) и рулевой (РД-8) | |
Длина | 10,4 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса на старте | 90,5 тонн | |
Тяга на старте | 834 кН | |
Тяга в вакууме | 912 кН | |
Время сброса | 380 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Обтекатель | ||
Длина | 13,7 метра | 16,3 метра |
Диаметр | 3,9 метра | 4,15 метра |
Международная оценка
Основатель космической компании SpaceX (Америка) Илон Маск в 2017 году в одном из интервью назвал двухступенчатые ракеты-носители «Зенит» лучшими ракетами среднего класса современности. Правда, после своих многоразовых ракет Falkon. Портфель заказов на «Зениты» у производственного объединения «Южмаш» по состоянию на июль 2017 года составляет порядка 350 миллионов долларов. Заказчики космических носителей – группа компаний «S7 Космические транспортные системы», космические корпорации Соединенных Штатов Америки и Италии. Российская космическая корпорация «Энергия» в ответ обещает уже к 2022 году создать ракету среднего класса «Союз-5», которая составит здоровую конкуренцию украинским «Зенитам» как по программе «Наземный старт», так и по программе «Морской старт».
Программа «Морской старт»
Это морской коммерческий проект по использованию ракетного космического комплекса морского базирования платформы Ocean Odyssey в Тихом океане (остров Рождества, республика Карибати, координаты: 0 градусов северной широты и 154 градуса западной долготы). Учредителями одноименной компании, основанной в 1995 году, были корпорация Boeing, РКК «Энергия», норвежская корпорация Kvaerner (Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». После реорганизации 2010 года ведущим учредителем стала российская корпорация «Энергия». С платформы до 2014 года осуществлялись коммерческие пуски с использованием носителей «Зенит-3SL». В 2016 году владельцем самой платформы, корабля Sea Launch Commander, наземного оборудования в порту Лонг-Бич, интеллектуальных прав и товарного знака стала группа компаний «S7 Космические транспортные системы», российское общество с ограниченной ответственностью, которая инвестировала в нее 160 миллионов долларов. В планах нового владельца до 70 запусков, преимущественно коммерческих, на протяжении ближайших пятнадцати лет.
Тридцать пятый пуск – пока последний
Новые владельцы водной платформы «Одиссей» пока не готовы отказаться от лучшего носителя среднего класса — ракет украинской сборки «Зенит-3SL» . Но платформа уже была свидетелем неоднократных аварий при запуске «Зенитов». Первая нештатная ситуация произошла во время третьего запуска в 2000 году. В период запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL» (спутник ICO F-1) клапан пневмосистемы второй ступени не закрылся, что привело к остановке рулевого двигателя и отклонению в траектории полета. Через два часа спутник был потерян, а «Зенит» потерпел аварию. Двигатель маршевый ДМ-SL отказал при запуске в 2004 году носителя со спутником Telstar-18. Самая крупная авария случилась в 2007 году. Тогда носитель должен был вывести на геостационарную орбиту нидерландский спутник NSS-8. Носитель упал на платформу в результате отказа и воспламенения двигателя РД-171М ракеты-носителя (первая ступень). В январе 2013 года тридцать пятый запуск закончился крушением по причинам, аналогичным предыдущей аварии — поломке в двигателе. Нештатная ситуация была купирована, траектория полета изменена, ракета утонула в океане, американский спутник Intelsat-27 был потерян. Платформа «Одиссей» не пострадала. Среди причин аварии называется также и шторм в Тихом океане.
Будущее «Зенита»
В 2016 году производитель ракетоносителей Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова подписал контракт на поставки двенадцати ракет-носителей для корпорации S7 для запусков в рамках проекта «Морской старт». Но так как права на РД-171 принадлежат российскому федеральному космическому агентству, а оно не имеет обязательств перед Украиной, пока непонятно, как обязательства по контракту будут выполнены. Сегодня на «Южмаше» ведется сборка только двух ракетоносителей.
Трудные времена наступили для семейства носителей «Зенит». Но ни аварии, ни экономические трудности не сломили дух конструкторов и производителей. Как во время появления, так и сегодня ракета «Зенит» остается лучшим носителем космических аппаратов на орбиты среднего класса. Конкурентные возможности её по-прежнему довольно высоки. Есть потенциал нереализованных возможностей и перспективы. Мирный космос ждет своих первооткрывателей и исследований, ракета-носитель «Зенит» готова вывести на орбиты аппараты научно-исследовательского предназначения. А это означает, что полет продолжается!
www.syl.ru
Печальная история «Зенита»
Увы, успех технической системы не всегда зависит только от ее совершенства. И печальная история ракеты-носителя «Зенит» наглядно показывает, как отличная с технической стороны ракета вместо блестящей карьеры и ярких достижений оказалась в ситуации, когда приходится просто выживать. 26 декабря стартует последний из уже изготовленных «Зенитов», и даже несмотря на новости этого года он может оказаться последним в истории этой ракеты-носителя.
Ракета «Зенит» на стартовом столе
Роскосмос
Ракета, которую в итоге назвали «Зенитом», появилась из сочетания нескольких идей. Во-первых, росла масса спутников в целом и, в частности, аппарата радиотехнической разведки «Целина», новая версия которого перестала помещаться на ракеты «Восток-2М» и «Циклон-3». При этом сначала конструкторы КБ «Южное» шли довольно необычным путем, проектируя ракету с двумя стоящими рядом первыми ступенями. Получающуюся конструкцию называли «двустволкой» или «камбалой». Во-вторых, в среде ракетных конструкторов витала идея замены морально устаревающего семейства ракет на базе «Р-7» — некоторые недостатки, вроде больших объемов ручной работы при подготовке к пуску, нельзя было устранить никакими модернизациями. КБ «Южное», привыкшее работать с высококипящими компонентами на боевых ракетах, первоначально хотело использовать их и для нового проекта, но появились возражения со стороны экологов. И Министерство обороны, и Совет министров разумно посчитали, что ракете, которая будет стартовать часто, не стоит использовать ядовитые гептил и амил. К 1974 году был создан концепт «двустволки» с двумя стоящими рядом первыми ступенями диаметром три метра, использующими двигатели РД-124 и РД-125 с грузоподъемностью около 12 тонн на низкую орбиту. Прорабатывались даже вопросы повторного использования первой ступени, поэтому двигатели были рассчитаны на многократное включение. В 1975 году задумались о смене двигателей первой ступени на только начинающий создаваться РД-170, но для этого пришлось бы увеличивать диаметр ракеты и делать новую оснастку на производстве, поэтому работы шли вяло.И тут вмешалась третья идея — программа «Энергия-Буран». Первую ступень решили сделать универсальной — как боковой ускоритель сверхтяжелой ракеты «Энергия» и одновременно первую ступень новой средней ракеты. Под эту программу уже не возникло проблем с выделением средств на новую производственную оснастку, поэтому диаметр ракеты увеличили до максимально допустимого по железнодорожному габариту 3,9 метра. Днем рождения «Зенита» является 16 марта 1976 года, когда было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и Совмина СССР.
Главной проблемой в разработке стал двигатель. И это не удивительно — рекордные параметры и тягу нельзя было получить быстро и просто. Разработка затягивалась, и спутники «Целина-2» пришлось временно пересадить на «Протоны». В 1984 году начались стендовые испытания ступени в сборе, и на первом же испытании возник пожар в хвостовом отсеке, затем прогорели стенки баков, и испытательный стенд скрылся в огне сотен тонн топлива. Летные испытания ракеты тоже не шли гладко — первые два пуска в 1985 году оказались аварийными. Но, несмотря на все проблемы, в октябре 1985 года «Зенит» вывел на орбиту свой первый спутник.
К концу 1988 года было запущено 13 ракет «Зенит» (из них три аварийно), и еще восемь блоков успешно слетали в двух пусках ракеты «Энергия». С технической точки зрения все было прекрасно. Двигатель РД-170/171 стал мировым рекордсменом по тяге (740 тонн на уровне моря), а в ракете реализовали или собирались применить решения, находившиеся на острие технического прогресса. Процесс подготовки к пуску был максимально автоматизирован — от предполетных тестов в монтажно-испытательном комплексе до установки ракеты в стартовое сооружение, проверок там и пуска. Это позволяло быстро и эффективно готовить ракету к старту. В варианте для «Энергии» первую ступень собирались мягко приземлять и использовать повторно. Размерность «Зенита» была выбрана очень удачно — почти 14 тонн на низкую орбиту удобно превосходили 7 тонн «Союза», а в стартовом комплексе был специально создан задел на более тяжелые модификации.
Сначала «Зенит» запускал только спутники «Целина-2», но на космодроме «Плесецк» начали строить еще один стартовый комплекс, и «Зенит» вполне мог стать универсальной советской ракетой среднего класса. Под него даже начали разрабатывать новый пилотируемый корабль «Заря», тоже опережающий время, многоразовый и с ракетной посадкой. Повторное использование ступеней, модульная сверхтяжелая ракета, корабль с ракетной посадкой — успехи SpaceX сравнивали бы с советскими достижениями двадцатилетней давности.
Но вся эта красота рухнула вместе с СССР. Технический прогресс — хрупкая штука, а в условиях политических и экономических потрясений начинается деградация. В 1990-92 годах произошли три подряд аварии «Зенита», и есть мнение, что они прямо были связаны с утечкой кадров и нестабильностью производства. Предприятия оборонной и космической отраслей начинали в лучшем случае производить кухонные комбайны и мотороллеры, а в худшем — прекращали свое существование. Еще недавно имевший блестящие перспективы «Зенит» оказался разорван между независимыми странами (70 процентов, включая двигатели производила Россия, остальное — Украина). Его главной задачей стало выживание.
Новая надежда
Второй шанс «Зениту» дала идея плавучего космодрома «Морской старт». И снова перспективы были блестящими. Основные космические деньги сконцентрированы на геостационарной орбите — там расположены телекоммуникационные спутники, продающие услуги спутникового телевидения, интернета, радио и телефонной связи. И выводить их на геостационарную орбиту выгоднее всего с экватора.
Ракета «Зенит» на железнодорожной платформе
Роскосмос
Дело в том, что начальное наклонение орбиты запускаемого спутника не может быть меньше широты космодрома, и это наклонение нужно обнулить для того, чтобы оказаться на геостационарной орбите. При пуске с Байконура необходимо избавиться от 51,6 градуса начального наклонения, и на это расходуется драгоценное топливо. Еще есть фактор вращения Земли, но по сравнению с положением Байконура экватор дает прирост всего в 172 метра в секунду, на фоне затрат на изменение наклонения это скорее приятный бонус. Выгода от пуска с экватора настолько велика, что одна и та же модификация ракеты «Зенит» может вывести на геопереходную орбиту с Байконура 3,6 тонны груза, а при пуске с экватора — 6,1 тонны.«Зенит» прекрасно подходил для плавучего космодрома, главным образом благодаря полностью автоматическому старту — можно было перед пуском убрать всех людей на другой корабль и отойти подальше, чтобы в случае аварии обошлось без человеческих жертв. Грузоподъемность тоже оказалась очень удачной: 6,1 тонны с добавленным разгонным блоком ДМ-SL хватает и сейчас, всего четыре из всех запущенных геостационарных спутников были тяжелее.
Консорциум «Морской старт» был основан в 1995 году. В него входили Россия (70 процентов ракеты и разгонный блок), Украина (остальные части ракеты), Норвегия (пусковая платформа и корабль управления) и США (головной обтекатель и сборка). В 1999 году состоялся первый пуск. Но в этот раз проблемы начались в экономической части. Консорциум не смог найти достаточное количество клиентов, чтобы предприятие было прибыльным. В 2012 году президент РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил, что «Морской старт» приносит прибыль начиная от четырех пусков в год. Таких прибыльных года было всего три.
Параллельно «Морскому старту» с 2004 года пытались развивать проект «Наземный старт», где «Зенит» пускали с Байконура, но и там удалось сделать всего шесть пусков. А обострение отношений России и Украины в 2014 похоронило и «Морской старт» и «Зенит» в том виде, в котором они существовали.
Последние ракеты
В начале 2015 года появлялись новости о возможной адаптации к «Морскому старту» ракеты «Ангара». Модификация «Ангара А-5» смогла бы выводить с экватора примерно в полтора раза больше, чем «Зенит», но потребовалась бы серьезная переделка стартовой платформы. В принципе, старт «Ангары» в Плесецке был переделан из недостроенного старта под «Зенит», но подобные работы — это деньги и время, которых, очевидно, не было. Тем более, что в России инициативная разработка РКЦ «Прогресс» под названием «Союз-5», которая изначально проектировалась как ракета на природном газе и кислороде, наложилась на запланированную в Федеральной космической программе тему «Феникс», по которой собирались создать РН среднего класса грузоподъемностью 9 тонн.
В 2017 году выяснилось, что результатом такого скрещивания стал полностью российский аналог «Зенита». Его точные характеристики пока не объявлены, но есть информация, что он сможет выводить на орбиту до 17 тонн, на три тонны больше, чем двухступенчатый вариант «Зенита». «Союз-5» появится нескоро, но уже является конкурентом «Зенита», и летом 2017 года появилась новость о том, что «Морской старт» переделают под него. Но не тут-то было: за месяц до этого купившая в конце 2016 года «Морской старт» компания S7 объявила о возобновлении производства «Зенитов» на украинском «Южмаше». Возникла коллизия: российские двигатели не поставлялись туда с 2014 года, и делать исключение для S7 «Роскосмос» не планировал. Но к октябрю S7 сделали финт ушами — двигатели будут поставлять в США и производить окончательную сборку уже там.
Несмотря на то, что новые запуски с «Морского старта» обещают уже в 2019 году, уверенности в этом нет. Прежде всего, неизвестно, удалось ли «Южмашу» сохранить людей и оборудование для производства ракеты-носителя в условиях экономических проблем. Руководство предприятия, про трудности которого регулярно появляются новости в украинских СМИ, может обещать произвести сколько угодно ракет, заводу терять нечего. Но смогут ли они обеспечить сроки и, главное, качество производимых компонентов?
Далее, «Морской старт» стоит примерно 30 миллионов долларов в год, хватит ли у S7 Group денег на поддержание инфраструктуры до начала пусков? Ну и самая простая и страшная проблема: удастся ли «Морскому старту» найти клиентов и конкурировать в трудных современных условиях, если редкий год у него был прибыльным даже десять лет назад, когда Илон Маск только начинал?
Вывоз последнего «Зенита» на старт
Роскосмос
Возвращаясь к последнему «Зениту» — тоскливая мгла на фотографии удивительно в тему. Ракета была произведена несколько лет назад, и, по слухам с форума журнала «Новости Космонавтики», ей уже продлевали ресурс. И затягивать с пуском дальше тоже нельзя — по информации оттуда же, на 2018 год нет договоренности о полях падения для «Зенита» с Казахстаном. Неприкаянная ракета, которую уже чуть ли не выпихивают в полет — грустное окончание карьеры проекта с такими многообещающими когда-то перспективами. В этих условиях остается только надеяться, что пуск пройдет нормально.
Оригинал материала
nplus1.ru
Космос: Наука и техника: Lenta.ru
Украинское предприятие «Южмаш» и зарегистрированная в США компания S7 Sea Launch Limited заключили контракт на производство и поставку 12 ракет «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ». «С подписанием соглашения сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса», — говорится в официальном сообщении завода. О перспективах одной из лучших в мире ракет в своем классе рассказывает «Лента.ру».
Ракеты «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» предназначены для запуска полезной нагрузки в рамках проектов «Морской старт» (с плавучей платформы проекта Sea Launch) и «Наземный старт» (с площадки на космодроме Байконур) соответственно. Первая ракета семейства «Зенит» полетела в 1985 году, фактически она представляет собой боковой ускоритель советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».
Материалы по теме
00:12 — 28 апреля 2017
На «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» устанавливается РД-171 — самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель. Ближайшим конкурентом «Зенитов» можно считать Falcon 9 компании SpaceX. С приэкваториальной площадки «Зениты» могут выводить на геостационарную орбиту больше полезной нагрузки, чем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (4 тонны против 3,7). Именно «Зениты» должны были прийти на смену ракетам семейства Р-7, производимым самарским РКЦ «Прогресс». Под них современной подмосковной РКК «Энергия» на смену пилотируемым кораблям «Союз» проектировалась «Заря». Перспективы у «Зенитов» были замечательные.
Все изменилось после распада СССР. Россия продолжала реализовывать пилотируемую космонавтику на старых технологиях и занялась разработкой ракет семейства «Ангара». Космическая отрасль Украины, ориентированная практически исключительно на советский рынок, существовала благодаря заказам из России.
Соглашение о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» было подписано в 1995 году. К 26 мая 2014 года было осуществлено 36 запусков: 32 успешных и четыре — нештатных. В рамках «Наземного старта» к 1 сентября 2013 года все девять пусков «Зенитов» были успешными. Статистика оставляет желать лучшего по традиционной причине — человеческий фактор.
«Зенит» на площадке «Морского старта»
Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.
События 2014 года положили конец запускам «Зенитов». 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря того же года вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».
Материалы по теме
00:09 — 10 апреля 2017
Доехали
Кто погубил российскую космическую отрасль
«Морской старт» в Калифорнии фактически принадлежал РКК «Энергия». Космодром российская корпорация использовать не могла, поскольку судилась с Boeing, одним из бывших соучредителей консорциума, по вопросам кредитных обязательств. Конфликт удалось разрешить в августе 2016 года. Российская сторона должна погасить задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах, часть долга спишут. Фактически РКК «Энергия» расплатилась с Boeing местами на кораблях «Союз». Сделка была взаимовыгодная. В частности, благодаря ей американская компания выполнит свои обязательства перед НАСА по доставке астронавтов на МКС.
Судебные разбирательства между совладельцами Sea Launch касались выполнения «Соглашения о создании компании Sea Launch» 1995 года и «Соглашения о гарантиях и обеспечении» 1996 года. При создании консорциума в 1993 году 40 процентов компании находилось у Boeing, 20 процентов — у Aker Kvaerner (Норвегия), 25 процентов — у «Энергии», 5 процентов — у КБ «Южное» (Украина) и 10 процентов — «Южмаша».
В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. В 2004 году Sea Launch привлекла 270 миллионов долларов, в 2005 году — 200 миллионов долларов. В 2009 году Sea Launch подошло время выплат, которые компания самостоятельно сделать не смогла.
К этому времени из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам 448 миллионов долларов, из которых 179 миллионов долларов приходилось на ее кредитные обязательства. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. Первая при этом выкупила контрольный пакет акций Sea Launch.
Через месяц после заключения предварительного контракта между РКК «Энергия» и Boeing стало известно, что российская корпорация продаст «Морской старт» компании «С7 космические транспортные системы», сто процентов акций которой принадлежат «Группе компаний С7» (S7 Group). Гендиректор «С7 космические транспортные системы» — Сергей Cопов, ранее возглавлявший «Авиализинг» и «Пермские моторы». Покупателя на «Морской старт» искали давно, и нет никаких сомнений в том, что решение по проекту было принято только тогда, когда «Энергия» нашла способ дистанцироваться от проблемного проекта.
Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша». Ясно, что украинское предприятие не может в настоящее время самостоятельно выполнить кредитные обязательства. Скорее всего, долговую нагрузку взяли на себя РКК «Энергия» или S7 Sea Launch Limited — представляющая «С7 космические транспортные системы» зарегистрированная в США компания.
Сопов в августе 2016 года, когда РКК «Энергия» и Boeing договорились, презентовал проект в Госдепартаменте США. «К нам было благожелательное отношение», — отмечал российский бизнесмен в интервью ТАСС. По его словам, «кроме как с РКК «Энергия», с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено», и «если «Южмаш» не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром».
Теперь, похоже, планы «С7 космические транспортные системы» прояснились. «С7 ушли от санкций, «Энергия» избавилась от долгов, теперь они попытаются заработать. В этой истории нет победителей и проигравших», — сообщил источник «Ленте.ру». По его мнению, без американского участия и создания S7 Sea Launch Limited сотрудничество между предприятиями Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» было бы невозможно, поскольку «обе организации придерживаются официальных линий».
Материалы по теме
00:03 — 31 мая 2017
Назад в СССР
На что «Роскосмос» променяет космодром Восточный и ракету «Ангара»
Действительно, обе стороны не в восторге от соглашения между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited. На официальном сайте Государственного космического агентства до сих пор ничего не сообщается о возобновлении производства «Зенитов», последняя новость там на момент написания данной статьи датируется 23 мая 2017 года и посвящена сотрудничеству Украины и Литвы в космической сфере. Между тем, «Южмаш» 31 мая провел пресс-конференцию с говорящим названием «Действия Государственной исполнительной службы уничтожают главного конкурента российских космических предприятий — завод «Южмаш» о блокировании хозяйственной деятельности», видео мероприятия выложено в сеть. Спустя три дня, когда было обнародовано соглашение между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited, украинское предприятие выразило «глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную нормативную и финансовую поддержку».
В «Роскосмосе» довольно скептически оценивают перспективы сотрудничества с Украиной по производству «Зенитов». «Промышленная кооперация очень важна, один раз выпав из цикла производства в космической отрасли, вернуться очень сложно — происходит замещение. Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели — украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у «Роскосмоса» нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину», — сказал исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям Игорь Буренков.
Генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев напомнил, что Украина не располагает необходимыми для самостоятельного производства ракет двигателями. «Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей»,— отметил он.
Ракета «Зенит-3SLБ» на Байконуре
Фото: Сергей Казак / РИА Новости
В настоящее время на «Южмаше» собираются два «Зенита», запуски планируется возобновить в 2018 году. О поставках на Украину для новых 12 ракет российских двигателей пока ничего не сообщается. С другой стороны, создаваемая РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» ракета «Союз-5» (она же «Феникс» и «Сункар») — фактическая альтернатива «Зенита» — будет готова к 2022 году. Вероятно, до этого времени в S7 Sea Launch Limited решили задействовать «Зениты».
В «Южмаше» отмечают, что по состоянию на начало июня 2017 года портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов США. Среди заказчиков, кроме S7 Sea Launch Limited, называются компании из США и Италии. Для американцев «Южмаш» производит основную конструкцию первой ступени ракеты Antares, для итальянцев — маршевый двигатель РД-843 верхней ступени ракеты-носителя Vega легкого класса. В обозримом будущем США не планируют отказываться от услуг украинской стороны, в Италии этого не исключают.
Материалы по теме
08:50 — 4 июня 2015
Лебедина пісня
Потери России от прекращения сотрудничества с Украиной в космической отрасли
Контракт с S7 Sea Launch Limited вряд ли позволит сохранить ракетный потенциал «Южмаша», где активно разворачивается диверсификация производства. В тяжелых экономических условиях другого выхода нет — Украине не нужны космические ракеты, а «Роскосмосу» — украинский «Южмаш». Позиция госкорпорации по этому поводу вполне понятна. С ее точки зрения было бы предпочтительнее, если бы «С7 космические транспортные системы» вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента.
На самом деле позиция «Роскосмоса» в вопросе с «Южмашем» — проверка госкорпорации на лояльность к российским частным космическим компаниям. До сих пор «Роскосмос» ее проваливал, однако в этот раз проигнорировать интересы такого крупного игрока, как «С7 космические транспортные системы», будет сложно. В сложившейся ситуации предприятия Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» выступают не заказчиками, а исполнителями работ, формально выбирать носитель для «Морского старта» предстоит его собственнику — компании «С7 космические транспортные системы».
Нынешняя Украина хорошо иллюстрирует то, что может произойти в российской космической отрасли без ее интеграции в международное сообщество. Главный партнер Украины — Россия, а России — США. Без сотрудничества с НАСА российская пилотируемая космонавтика рискует прекратить свое существование, без контактов с ULA и Orbital ATK ракетное двигателестроение начнет деградировать, в этом случае останется только военная составляющая космической программы.
lenta.ru
MISSILE VEHICLE «ZENIT» (RUSSIA/UKRAINE) 08.12.2013 Тысячное испытание жидкостного ракетного двигателя /ЖРД/ РД-171М успешно проведено в НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках. Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе предприятия. РД-171М является штатным двигателем первой ступени российско-украинской ракеты-носителя /РН/ «Зенит». 25.04.2014 КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И УКРАИНСКОГО ОПК 12.12.2015 КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ЭЛЕКТРО-Л» ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Летные испытания ракеты «Зенит» были завершены в 1987 г., в декабре. Председателем Государственной комиссии был Г.С.Титов. В 1988 г., в декабре, комплекс «Зенита» с «Целиной-2″ был принят на вооружение. РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-2» Ракета-носитель «Зенит-2″, входящая в состав космического ракетного комплекса (КРК) «Зенит», представляет собой двухступенчатую ракету на нетоксичных компонентах топлива жидкий кислород и керосин РГ-1, предназначенную для запусков космических аппаратов (КА) на низкие круговые (до 1500 км) и эллиптические околоземные орбиты различного наклонения. Изначально она разрабатывалась как средство выведения для быстрого развертывания и восполнения группировок КА различного назначения, а также пилотируемых космических кораблей. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «ЗЕНИТ-2″ Максимальная стартовая масса, т 460 ПРОЕКТ «НАЗЕМНЫЙ СТАРТ» — ТЕХНИЧЕСКИЙ И СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКСЫ Для запусков в рамках ФКП и в проекте «Наземный старт» задействуется инфраструктура подготовки полезных нагрузок, ракеты и пуска носителя, развернутая на космодроме Байконур. К основным элементам инфраструктуры относятся: РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-2SБ» (НАЗЕМНЫЙ СТАРТ) Ракеты космического назначения «Зенит-ЗSLБ», «Зенит-ЗSLБФ» и «3eнит-2SLБ» представляют собой семейство ракет на нетоксичных компонентах топлива (жидкий кислород и керосин), разработанных в рамках проекта «Наземный старт» для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории. Ракета разработана Государственным конструкторским бюро (ГКБ) «Южное» (Днепропетровск, Украина), изготавливается на ГП ПО «Южный машиностроительный завод» (Днепропетровск). ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНЕЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ Тяга (в пустоте), кгс 806400 ВТОРАЯ СТУПЕНЬ Первый пуск ракеты в рамках проекта «Наземный старт» состоялся в апреле 2008 года. РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-3SLБ» (НАЗЕМНЫЙ СТАРТ) Ракета космического назначения «Зенит-3SLБ» разработана в рамках программы «Наземный старт» для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории. ХАРАКТЕРИСТИКИ: Максимальная стартовая масса, т 473 В состав ракеты космического назначения «Зенит-ЗSLБФ» входят ракета-носитель (РН) «Зенит-2SБ80» (первая и вторая ступени) и космическая головная часть, содержащая космический аппарат, разгонный блок «Фрегат-СБ», головной обтекатель (ГО) и переходный отсек (ПхО). Впервые ракета-носитель «Зенит» применялась вместе с разгонным блоком «Фрегат» в январе 2011 года при выведении российского гидрометеорологического геостационарного спутника «Электро-Л». Так же, как и «Зенит-ЗSL», ракета «Зенит», используемая в проекте «Наземный старт», содержит блок радиоэлектронного оборудования для телеметрии, наведения и навигации как в двухступенчатом («3eнит-2SLБ»), так и в трехступенчатом («Зенит-3SLБ», «Зенит-3SLБФ») вариантах. Бортовые установки телеметрии Sirius передают телеметрические данные по независимым радиоканалам на наземные станции, расположенные в России, а при выведении на солнечно-синхронную орбиту используется отдаленная станция на Аравийском полуострове. В случае с трехступенчатыми РН «Зенит» эти каналы дополняются блоком данных, поступающих с разгонного блока. Источники: www.federalspace.ru, ruscosmos.narod.ru, www.yuzhmash.com, www.yuzhnoye.com и др. РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-3SL» (МОРСКОЙ СТАРТ) |
bastion-karpenko.ru
Зенит (ракета-носитель) — это… Что такое Зенит (ракета-носитель)?
- Зенит (ракета-носитель)
«Зенит-2» на старте в «Байконуре»
«Зени́т-2» — советская (российско-украинская) ракета-носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор — В.Ф. Уткин. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском заводе «Южмаш». Индекс ГРАУ — 11К77.
Первый успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» без полезной нагрузки был проведен 21 июня 1985 года с космодрома Байконур.
Первая ступень «Зенита» оснащена кислородно-керосиновым двигателем РД-171. Прототипом для нее послужила первая ступень ракеты-носителя «Энергия».
Модификации
«Зенит-3SL» разработана на базе находящихся в эксплуатации ракеты-носителя Зенит-2 и космического разгонного блока ДМ. РН и РБ получили соответственно обозначения Зенит-2S и ДМ-SL.
Новейшая модификация — «Зенит-М», совершила первый полёт с Байконура 29 июня 2007 года. От предыдущей версии её отличает полностью цифровая система управления на базе новой бортовой ЭВМ «Бисер-3» и бо́льшая масса выводимого полезного груза. Предполагается, что «Зенит-М» станет одной из наиболее часто используемых российским министерством обороны ракет-носителей для запуска военных спутников.
«Зенит-3SLБ» — модификация ракеты космического назначения «Зенит-3SL», в состав которой входят модифицированные ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок ДМ-SLБ. Предназначена для запуска с космодрома «Байконур» (проект «Наземный старт»). Первый пуск (КА «Amos-3») состоялся 28 апреля 2008 года.
Список запусков
См. также список запусков Зенит-3SL.Технические данные
Версия Зенит-2 Зенит-3SL Стартовая масса (т) 459 470,8 Длина (макс.) (м) 57 59,6 Место запуска Байконур Морской старт Полезная нагрузка (Орбита 200 км) (т) 13,7 Полезная нагрузка (ГПО) (т) — 6,0 Полезная нагрузка (ГСО) (т) — Первый полёт 13 апреля 1985 28 марта 1999 Первая ступень Двигатель РД-171 (11Д520) Длина (м) ? Диаметр (м) 3,9 Масса (т) 352,7 (пустая масса 33,9) Тяга (макс.) (кН) 7 259 (7 908 в вакууме) Время работы (сек) ? Топливо Керосин + жидкий кислород Вторая ступень Двигатель маршевый: РД-120 (11Д123), рулевой: РД-8 Длина (м) ? Диаметр (м) 3,9 Масса (т) 89,9 (пустая масса 9,3) Тяга (макс.) (кН) 834 + 78 Время работы (сек) ? Топливо Керосин + жидкий кислород Головной обтекатель Длина (м) 13,7 Диаметр (м) 3,9 4,15 См. также
Ссылки
Советская и российская ракетно-космическая техника
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Зенит-2 | |
---|---|
«Зенит-2» на старте на «Байконуре». | |
Общие сведения | |
Страна |
|
Семейство | Зенит |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | КБ «Южное» |
Изготовитель | «Южмаш» |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 2—3 |
Длина (с ГЧ) | 57—59,6 м |
Диаметр | 3,9 м |
Стартовая масса | 444,9—462,2 т[1] |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО | 13,7 тонн (Байконур) 15 тонн (Экватор Зенит-3МС) |
История запусков | |
Состояние | действующая |
Места запуска | Байконур морская платформа «Одиссей» |
Число запусков | 84 Зенит 2: 36 |
• успешных | 71 Зенит 2: 29 |
• неудачных | 9 Зенит 2: 6 |
• частично неудачных | 4 Зенит 2: 1Зенит 3SL: 1 Зенит 3SLБ: 1[2] Зенит 2SLБ: 1 |
Первый запуск | Зенит 2: 13 апреля 1985 Зенит 3SL: 28 марта 1999 Зенит 2M: 29 июня 2007 Зенит 3SLБ: 28 апреля 2008[2] Зенит 3SLБФ: 20 января 2011 |
Последний запуск | 26 декабря 2017 |
Первая ступень | |
Маршевый двигатель | ЖРД РД-171 |
Тяга | 8180 кН |
Удельный импульс | 337 с |
Время работы | 150 с |
Топливо | RP-1 / LOX |
Горючее | керосин RP-1 |
Окислитель | жидкий кислород |
Вторая ступень | |
Маршевый двигатель | ЖРД РД-120 |
Рулевой двигатель | ЖРД РД-8 |
Тяга | РД-120 — 912 кН (РД-8 — 79,5 кН) |
Удельный импульс | 349 с |
Время работы | 315 с |
Топливо | RP-1 / LOX |
Горючее | керосин RP-1 |
Окислитель | жидкий кислород |
Третья ступень — Разгонный блок ДМ-SLБ | |
Маршевый двигатель | ЖРД РД-58М |
ru-wiki.ru
ЗЕНИТ (ракета) — это… Что такое ЗЕНИТ (ракета)?
- ЗЕНИТ (ракета)
- ЗЕНИТ (ракета)
«ЗЕНИ́Т», ракета-носитель тяжелого класса (СССР). Создавалась в конце 1970-х — начале 80-х гг. в НПО «Южное» (Днепропетровск, Украина) на базе унифицированного ракетного блока первой ступени УРКТС «Энергия (см. ЭНЕРГИЯ (ракета-носитель))» под руководством В. Ф. Уткина (см. УТКИН Владимир Федорович). Предполагалось, что «Зенит» заменит носитель «Союз (см. СОЮЗ (космический корабль))» в связи с планировавшимся развертыванием перспективных орбитальных станций на орбите большего наклонения и переводом части пилотируемых запусков в Плесецк (см. ПЛЕСЕЦК), и дополнит ракету-носитель «Протон (см. ПРОТОН (название космических аппаратов))», имея, в отличие от последнего, более экологически чистое топливо (кислород и керосин).
Стартовая масса — 459 т, полезный груз — 13,8 т на круговую 200-км орбиту при запуске с Байконура или 1 т на геостационарную орбиту. Длина двухступенчатого варианта 57,0 м, трехступенчатого — 61,64 м, диаметр — 3,9 м. В связи с тем, что массово-габаритные характеристики 1-й ступени были жестко заданы, пришлось пойти на неоптимальное распределение масс между 1-й и 2-й ступенями. В качестве 3-й ступени при пусках на высокие орбиты используется блок «Д», созданный в РКК «Энергия» еще для Н1 и применяемый в РН «Протон». Характерной особенностью ракеты является полностью автоматический стартовый комплекс — на стартовой позиции появляется только машинист тепловоза, доставляющего носитель из монтажно-испытательного корпуса. Это послужило основной причиной при выборе РН для международной программы «Морской старт», для которой была создана модификация «Зенит-SL».
Энциклопедический словарь. 2009.
- ЗЕНИТ (в географии)
- ЗЕНИЦА (глаз)
Смотреть что такое «ЗЕНИТ (ракета)» в других словарях:
Зенит (ракета-носитель) — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит-2 (ракета-носитель) — У этого термина существуют и другие значения, см. Зенит. Зенит 2 «Зенит 2» на старте на «Байконуре» … Википедия
Зенит — В Викисловаре есть статья «зенит» Зенит: Зенит точка небесной сферы. «Зенит» ракета носитель среднег … Википедия
Зенит-3SL (ракета-носитель) — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит-3SL — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит-3SLБ — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит (РН) — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит 3SLБ — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5» — принадлежит к новому семейству ракет носителей модульного типа Ангара , которое включает в себя носители от легкого до тяжелого классов. Головным разработчиком и производителем космического ракетного комплекса Ангара является ФГУП Государственный … Энциклопедия ньюсмейкеров
Ракета-носитель — Запуск ракеты носителя «Протон К» с модулем «Звезда» для международной космической станции Ракета носитель (РН, также ракета космического назначения, РКН) аппарат, дейс … Википедия
dic.academic.ru