Создание царь пушки век – Царь-пушка. История артиллерии [Вооружение. Тактика. Крупнейшие сражения. Начало XIV века — начало XX]

история создание, описание, легенды . Чёрт побери

С момента изобретения человечеством пороха роль артиллерии на поле боя постоянно увеличивалось. Пушки сначала использовали для разрушения стен вражеских крепостей и других укреплений противника, а затем стали применять для уничтожения живой силы неприятеля. В прошлом столетии артиллерия стала настоящей «богиней войны», во многом определив исход двух мировых войн.

Военная история знает десятки примеров уникальных артиллерийских орудий, некоторые из них обладали необычным характеристиками, а другие – участвовали в интересных событиях, иногда изменивших судьбу целых стран или итог военных конфликтов. Самым знаменитым и уникальным российским артиллерийским орудием, без сомнения, является Царь-пушка. Она считается самой большой пушкой в мире, и по этой причине занесена в Книгу рекордов Гинесса.

Можно сказать, что сегодня Царь-пушка и Царь-колокол являются одними из главных достопримечательностей Москвы, мало какой турист уезжает, не сделав селфи с этими замечательными памятниками русской старины. Особенно радуются этой диковинке дети.

Споры вокруг Царь-пушки не утихают уже несколько столетий. Неизвестно, для каких целей она была сделана, и стреляла ли она когда-нибудь? Это бутафория или настоящее орудие, созданное для обороны Москвы в Средние века? Кто он, мастер, отливший Царь-пушку? Где находится сегодня это орудие?

Описание

Царь-пушка – это средневековое артиллерийское орудие, а если говорить еще точнее, бомбарда. Она имеет длину 5,34 м, наружный диаметр ствола составляет 120 см, калибр орудия – 890 мм, весит оно — 39,31 т. Длина ствола составляет шесть калибров, поэтому по современной классификации Царь-пушка – это мортира.

Пушка полностью выполнена из бронзы. Она была изготовлена русским мастером Андреем Чоховым (Чеховым) в 1586 году на Пушечном дворе.

Мастер, отливший Царь-пушку, богато украсил различными рельефами и надписями. На правой стороне дульной части орудия находится рельеф, изображающий царя Фёдора I Иоанновича, во время правления которого и был изготовлен этот дивный памятник литейного искусства. Российский самодержец изображен на коне с короной на голове, в одной руке он держит скипетр. На ствол нанесены надписи, из которых можно узнать, когда и кем была изготовлена Царь-пушка. Некоторые историки считают, что название пушки появилось именно благодаря изображению на ней царя. Хотя, скорее всего, оно связано с огромными размерами орудия.

На каждой стороне ствола расположены четыре скобы, предназначенные для транспортировки орудия.

Любопытен канал ствола Царь-пушки. Внутрь от дульного среза он имеет вид конуса, с начальным диаметром 900 мм и конечным – 825 мм. Зарядная камора также напоминает конус: ее начальный диаметр 447 мм, а конечный (тот, что у казенной части) – 467 мм. Дно каморы плоское.

История

Как уже было сказано выше, Царь-пушка была отлита в 1586 году оружейником Андреем Чоховым. В то время очень частыми были набеги татар, которые не только вторгались в российские земли, но и несколько раз захватывали и разоряли саму Москву.

Поэтому считается, что орудие такого размера и калибра было сделано специально для защиты столицы от очередного татарского набега.

Первоначально Царь-пушка защищала мост через Москву-реку и обороняла Спаские ворота, позже ее разместили около Лобного места, установив на специальный накат из бревен. Поучаствовать в настоящем сражении Царь-пушке так и не удалось.

Во время царствования Петра I пушка была перемещена во двор Арсенала, а позже заняла место у его ворот.

В XIX веке (в 1835 году, если быть точнее) для Царь-пушки был изготовлен великолепный лафет, украшенный резными орнаментами и чугунные ядра. Все это было сделано на петербургском заводе Берда по эскизам архитектора Брюллова.

В 60-е годы прошлого века орудию вновь пришлось изменить свое место дислокации. Из-за постройки Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля. Там она находится и поныне.

В 1980 году орудие решили отремонтировать и отправили на Серпуховский завод, где ее обследовали специалисты. Именно тогда и было установлено, что из Царь-пушки все-таки стреляли, вероятно, это было во время пристрелки орудия. Это подтверждает именная печать мастера, найденная на внутренней стороне ствола, в те времена она ставилась только после проверки орудия. По мнению поэта Гумилева, именно из Царь-пушки выстрели прахом Лжедмитрия в сторону польской границы. При обследовании ствола орудия в нем были обнаружены частицы пороха и нагара, что подтвердило факт использования пушки по назначению. Хотя, некоторые авторы сомневаются в этом, указывая на приливы бронзы в стволе, которые бы неминуемо удались при первом же выстреле. Кроме того, у Царь-пушки нет запального отверстия, что вызывает немало вопросов.

 

В документах XVIII–XIX столетий Царь-пушку часто называют «дробовиком». Дробью раньше артиллеристы называли картечь, состоявшую из мелких камней. Однако в качестве дробовика это орудие крайне неэффективно. Если говорить кратко, то для дробовика Царь-пушка имеет слишком большой размер. В описях Московского арсенала начала XVIII века указывались калибры различных дробовиков. Наибольшим из них был 25 фунтов. Однако самым многочисленным был еще более мелкий калибр – 2 фунта. В этой же описи указана и Царь-пушка, ее калибр составлял 1500 фунтов.

chert-poberi.ru

Царь-пушка и Царь-колокол: история создания

В бесконечном списке самых интересных достопримечательностей столицы России особое место отводится «царским» символам, которые все привыкли называть Царь-пушкой и Царь-колоколом. Сложно найти в мире подобные рукотворные шедевры, которые бы имели такую же необычную историю, окутанную многочисленными легендами. 

Царь-пушка как символ оружейного величия

В наши дни Царь-пушку по праву относят к основным достопримечательностям Московского Кремля, поскольку именно она является величайшим памятником русской артиллерии. Практически каждый турист, посещающий Москву, считает своим долгом взглянуть на это чудо оружейного искусства. И примечательно, что именно Царь-пушка зарегистрирована в книге рекордов Гиннеса как самое крупнокалиберное оружие в мире.

Создателем этой пушки считается  Андрей Чохов — русский мастер, который в 1586 году отлил исполинское орудие, стреляющее каменной картечью, для защиты Кремля от наступающей на Москву орды крымского хана. Изначально оно было установлено на возвышенности для обороны Спасских ворот и моста через Москву-реку. Однако орда хана так и не дошла до города, поэтому горожанам не довелось увидеть, как бьет оружие, которое из-за своих размеров получило название величественное «Царь-пушка». В XVIII веке пушка была перемещена в Кремль, пределы которого она больше никогда не покидала.

По кремлевской территории орудие перемещалось не один раз. Сначала оно было выставлено во дворе Арсенала (строительство Цейхгауза было задумано Петром I), а затем его переместили для охраны главных ворот. В 1835 году для пушки был воздвигнут новый лафет — изготовленный из чугуна по эскизам академика А.П. Брюллова. После этого наряду с другим старинным оружием она была установлена в Оружейной палате. Во время строительства Кремлевского дворца в 1960 году старую постройку снесли, и орудие вновь переместили к Арсеналу. В конце 70-х годов ХХ века Царь-пушку, лафет и ядра вывезли на плановую реставрацию, после чего вернули на прежнее место. Сегодня она выставлена на обозрение на Ивановской площади.

Царь-пушка считалась достаточно сильным артиллерийским орудием средневековья, однако стрелять из нее практически невозможно. Многие склонны считать ее бутафорией, и в этом есть доля  истины. Четыре ядра из чугуна, которые сложены у подножья Царь-пушки, играют исключительно декоративную роль. Несмотря на то, что внутри они полые, их вес составляет 1970 кг. Для сравнения: масса каменного ядра – всего 0,819 т. То есть стрелять чугунными ядрами практически невозможно, поскольку пушку в этом случае попросту разорвет. Но по легенде Царь-пушка все-таки однажды выстрелила. Это случилось после разоблачения самозванца Лжедмитрия и его побега из Москвы.

Царь-колокол

Царь-колокол был изготовлен по приказу императрицы Анны Иоанновны для замены колокола Григорьева, который висел на колокольне Кремля рядом с Успенским собором и был сильно поврежден во время пожара. История его создания далеко не безоблачна, и она уже стала легендой, которая только увеличивает популярность и без того знаковой достопримечательности.

По распоряжению царицы Царь-колокол планировали изготовить из материалов поврежденного колокола Григорьева. Его вес нужно было довести до 10 000 пудов, то есть увеличить практически на 20%. Поскольку колокол Григорьева имел весьма сложную конструкцию, а изготовление на его основе нового казалось и вовсе неосуществимым делом, местные мастера колокольного ремесла не решались браться за работу. Найти отважного исполнителя было поручено фельдмаршалу Миниху, который даже обращался с таким предложением к механику королевского дворца во Франции, но получил отказ, поскольку французы приняли все за шутку.

Поиски зашли в тупик, но ситуацию спас русский мастер Иван Моторин, который вызвался изготовить Царь-колокол и приступил к работе в 1733 году. Для изготовления столь массивного изделия на Пушечном дворе в Москве (ныне на этом месте находится всем известный «Детский мир») прямо в земле сделали опалубку по форме колокола. Подготовительные работы длились почти полтора года и остановились после неожиданной смерти Ивана Моторина. Закончить начатое дело вызвался его сын Михаил.

Днем отливки Царь-колокола традиционно считают 25 ноября 1735 года. Вес этого гиганта составил практически 200 тонн. Он на 85% состоял из меди и на 13% — из олова, однако в состав сплава также входили 75 кг золота и 525 кг серебра. По сравнению с колоколом Григорьева Царь-колокол был на 6 метров выше и шире в диаметре.

Полученная в результате отливки заготовка была тщательно доработана. Из нее был удален лишний облой, а все элементы были украшены искусной чеканкой. Работа декораторов также заняла немало месяцев, и все это время Царь-колокол находился в яме, поскольку его вес не могли выдержать никакие опоры. Изделие было украшено барельефами Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, апостола Петра и святой Анны. Также был прорисованы фигуры царя Алексея Михайловича (отец Петра I) и Анны Ивановны.

Когда Царь-колокол был практически готов, в Москве случился сильный пожар (20 мая 1737 г.), в результате которого загорелась возведенная вокруг деревянная постройка. Горящие бревна нагрели колокол и его принялись спешно охлаждать, опасаясь расплавления поверхностного слоя и повреждения оригинального декора. Роковая ошибка заключалась в том, что колокол начали поливать холодной водой. В результате перепада температур по поверхности металла пошли трещины и от колокола отвалился кусок весом 11,5 тонн. Его пытались восстанавливать дважды, и оба раза безрезультатно. Считая, что «голос» колокола уже не будет прежним после спайки, его решили превратить в своеобразный памятник и в 1836 году установили на постамент в Московском Кремле, где он находится по сей день.

 

Другие статьи

www.russren.ru

Царь-пушка: respect_youself

Интересная статья Алексея Артемьева еще одно подтверждение довольно продвинутых технологий у «русских холопов» и «людей третьего сорта», которые жили исключительно в землянках и ходили в лаптях.



Царь-пушка – интереснейший экспонат. С одной стороны, это образец гигантской бутафории 19 века, с другой – одно из крупнейших действующих средневековых орудий. Вместе с тем, она замечательный свидетель упадка артиллерийских технологий средневековья. Мы живём в своеобразной информационной матрице или театре, кому как нравится. Все события для нас кто-то заботливо украшает декорациями. Историческое прошлое обставляется, как музейные экспозиции. Одним из заметных элементов панорамы под названием «Средневековое Московское государство на диких просторах Русской равнины», является Царь-пушка. На слово этим обманщикам-кукловодам мы не верим, поэтому каждый экспонат приходится изучать самостоятельно. Часто оказываются, что это подделка из картона или новодел. А иногда вещи настоящие, но не того времени или предназначения. Заниматься этим интересно, всегда узнаёшь что-то сокровенное.

Собрание заблуждений о Царь-пушке

Сегодня поговорим о Царь-пушке. В народе ходит много заблуждений про неё. Например: «В России была самая мощная и передовая в мире производственно-технологическая база изготовления чугуна, памятниками которой и являются эти уникальные артефакты (это про Царь-колокол и Царь-пушку, – авт.)… уже давно доказано, и есть документальные подтверждения того, что Царь-пушка реально стреляла» (комментарий к статье «Стены «Древнего Кремля» не древние», опубликованной на сайте «Ньюсленд»).

По колоколу и так понятно. Их делают исключительно из бронзы, причём не любой, а специального состава. Ну, а пушки, конечно, разные бывают. Для этого в тяжёлые времена наш замечательный народ использовал даже берёзовый кап. Брали плотную кряжистую берёзовую заготовку, делали в ней отверстие, оковывали железными полосами, прожигали маленькое отверстие в казённой части для запала и вот пушка готова. В 17…19 веках их, в основном, уже лили из чугуна. Но Царь-пушка всё-таки бронзовая.

О документальных доказательствах того, что пушка стреляла, замечание важное. Действительно, в народе крутится информация о том, что некие специалисты точно установили… обнаружили… и т.д. Слух этот запущен журналистами. О том кто, и что действительно установил, будет подробно рассказано ниже. Также рассмотрим вопрос о другом заблуждении, которое бродит в учёных умах. Многие из них считают, что Царь-пушка, это огромный дробовик. Очень удобное мнение, которое позволяет историкам объяснять многие загадки, связанные с ней. На самом деле, это не так, что и будет убедительно показано.

Бытует и ещё одно устойчивое заблуждение, заставляющее сомневаться в разумности человеческой природы. Утверждают, что Царь-пушка изготовлена, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Нелепость этого утверждения тоже станет очевидной, по мере прочтения статьи.

Артиллерийский комплекс «Царь-пушка», представленный в Кремле

Официально, Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие, памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Длина пушки – 5,34 м, наружный диаметр ствола – 120 см, диаметр узорного пояса у дула – 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса – 39,31 т (2400 пудов).

С первого профессионального взгляда на Царь-пушку (автор – специалист по проектированию стрелкового оружия) становится понятно, что вот этим стрелять нельзя. Вообще-то, худо-бедно стрелять можно почти из всего – из обрезка водопроводной трубы, из лыжной палки и т.д. Но этот артиллерийский комплекс, выставленный на обозрение в Кремле – настоящая бутафория.

Во-первых, бросаются в глаза чугунные ядра, которые в 19 веке и стали источником тех самых разговоров о декоративном назначении пушки. В 16 веке пользовались каменными ядрами, а они в 2,5 раза легче выставленных чугунных. Можно совершенно точно сказать, что стенки пушки не выдержали бы давления пороховых газов, при выстреле таким ядром. Конечно, это понимали, когда их отливали на заводе Берда.

Во-вторых, бутафорский лафет, отлитый там же. Стрелять с него нельзя. При выстреле штатным каменным 800 килограммовым ядром из 40 тонной Царь-пушки, даже с небольшой начальной скоростью 100 метров в секунду, произойдёт следующее:

— расширяющиеся пороховые газы, создавая повышенное давление, будут как бы раздвигать пространство между ядром и дном пушки;

— ядро начнёт двигаться в одном направлении, а пушка – в противоположном, при этом скорость их движения будет обратно пропорциональна массе (во сколько раз легче тело, во столько раз быстрее полетит).

Масса пушки всего лишь в 50 раз больше массы ядра (в автомате Калашникова, например, это соотношение порядка 400), поэтому, когда ядро полетит вперёд со скоростью 100 метров в секунду, пушка покатится назад со скоростью около 2 метров в секунду. Эта махина остановится не сразу, всё-таки 40 тонн. Энергия отката будет приблизительно равна жёсткому удару КАМАЗа в препятствие на скорости 30 км/час.

Царь-пушку сорвёт с лафета. Тем более, что она просто лежит на нём сверху, как бревно. Удержать всё это может только специальный скользящий лафет с гидравлическими демпферами (гасителями отката), и надёжным креплением орудия. Уверяю вас, это и сегодня довольно внушительное устройство, а тогда такого просто не было. И всё это не только моё мнение: «В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесёт!» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Поэтому, тот артиллерийский комплекс, который нам показывают в Кремле под названием Царь-пушка, это гигантская бутафория.

Назначение Царь-пушки

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага. То, что отлил Андрей Чохов в 1586 году, то есть, сам бронзовый ствол, действительно могло бы стрелять. Только выглядело бы это совсем не так, как думают многие. Дело в том, что по своей конструкции Царь-пушка это не пушка, а классическая бомбарда (Рис. 1). Пушкой называется орудие с длиной ствола от 40 калибров и выше. У Царь-пушки длина канала ствола всего 4 калибра. А для бомбарды это как раз нормально. Они часто имели внушительный размер, и применялись для осады, как стенобитное орудие. Чтобы разрушить крепостную стену, нужен очень тяжёлый снаряд. Для этого и гигантские калибры.

Ни о каком лафете речь тогда не шла. Ствол просто прикапывали в грунт. Плоский торец упирали в глубоко забитые сваи (Рис. 2). Рядом копали ещё 2 окопчика для артиллерийского расчёта, поскольку такие орудия частенько разрывало. Заряжание иногда занимало сутки. Отсюда скорострельность подобных орудий – от 1 до 6 выстрелов в день. Но всё это стоило того, ибо позволяло сокрушать неприступные стены, обходиться без многомесячных осад и сокращать боевые потери при штурме.

Только в этом может быть смысл отливки 40 тонного ствола калибром 900 мм. Царь-пушка это бомбарда – стенобитное орудие, предназначенное для осады вражеских крепостей, а вовсе не дробовик, как некоторые склонны считать. Вот и мнение специалиста по данному вопросу: «…В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо неё можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1-2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос: каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Царь-пушка никогда не применялась по назначению

Как было сказано в начале статьи, ходят слухи о неких «документальных подтверждениях» того, что Царь-пушка стреляла. Вообще-то, имеет большое значение не только факт выстрела, но ещё и чем она стреляла, и при каких обстоятельствах. Ядра, которыми заряжали пушку, могли быть разного веса, и навеска пороха могла быть разная. От этого зависит давление в канале ствола и мощность выстрела. Всего этого сейчас не определить. Кроме того, если из орудия были произведены пробные испытательные выстрелы, то это одно, а если оно применялась в бою – совсем другое. Приведу по этому поводу цитату:

«Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о её назначении… Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар… Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Кстати, отчёт этих самых специалистов по непонятным причинам не был опубликован. А раз отчёт никому не показывают, то его нельзя считать доказательством. Фраза «стреляли, по крайней мере, 1 раз» видимо кем-то из них была обронена в беседе или интервью, а то мы бы вообще ничего об этом не узнали. Если бы пушка использовалась по назначению, то неизбежно в стволе имелись бы не только частицы пороха, которые по слухам и были обнаружены, но и механические повреждения в виде продольных царапин. В бою из Царь-пушки стреляли бы не ватой, а каменными ядрами весом примерно 800 кг.

Должен быть и некоторый износ поверхности канала ствола. Иначе и быть не может, потому что бронза достаточно мягкий материал. Выражение «по крайней мере», как раз и свидетельствует о том, что кроме частиц пороха ничего существенного там обнаружить не удалось. Если это так, то пушка не применялась по назначению. А частицы пороха могли остаться от испытательных выстрелов. Точку в этом вопросе ставит тот факт, что Царь-пушка ни разу не покидала пределов Москвы:

«После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали верёвки, в эти верёвки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных брёвнах-катках. Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землёй. Эти помосты назывались роскаты…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

У себя дома применять стенобитное орудие по назначению как-то самоубийственно. В кого собирались стрелять 800 килограммовым ядром от стен Кремля? По живой силе противника 1 раз в день стрелять бессмысленно. Танков тогда не было. Наверное, ожидали появления Годзиллы. Разумеется, эти огромные стенобитные орудия были выставлены на всеобщее обозрение не с боевыми целями, а как элемент престижа державы. И, конечно, это не было их основным предназначением. При Петре I Царь-пушку установили на территории самого Кремля. Там она находится и по сей день. Почему она ни разу не использовалась в боевых действиях, хотя как стенобитное орудие вполне боеспособна? Может быть, причиной тому является её чересчур огромный вес? Реально ли было перемещать такое орудие на большие расстояния?

Транспортировка

Современные историки крайне редко задают себе вопрос: «для чего?». А вопрос – крайне полезный. Вот и давайте спросим, для чего было отливать осадное орудие весом 40 тонн, если бы его нельзя было доставить к вражескому городу? Для того, чтобы напугать послов? Вряд ли. Могли бы для этого изготовить дешёвый макет, и показывать его издалека. Зачем столько труда и бронзы тратить на блеф? Нет, Царь-пушку отлили, чтобы использовать её практически. Значит, могли и переместить. Как они могли это сделать?

40 тонн – это действительно очень тяжело. Такой вес не способен перевести грузовик КАМАЗ. Он рассчитан только на 10 тонн груза. При попытке погрузить на него пушку, сначала разрушится подвеска, затем погнётся рама. Для этого нужен тягач в 4 раза более прочный и мощный. А всё, что можно было изготовить из дерева, с целью удобной транспортировки пушки на колёсах, имело бы воистину циклопические размеры. Ось такого колёсного устройства была бы толщиной не менее 80 см. Дальше нет смысла представлять, всё равно никаких свидетельств о чём-то подобном нет. Везде написано, что Царь-пушку тащили, а не везли.

Посмотрите рисунок, на котором грузят тяжёлое орудие (Рис. 3). К сожалению, здесь мы видим только сталкивание бомбарды с настила, а не сам процесс перемещения. Но на заднем плане видна транспортная платформа. У неё загнутая к верху носовая часть (защита от утыкания в неровности). Платформу явно использовали для скольжения. То есть, груз тащили, а не катили. И это правильно. Катки можно использовать только на ровной и твёрдой поверхности. Где такую найдёшь? Вполне понятно и то, что загнутая носовая часть окована металлом, ведь груз очень тяжёлый. Вес большинства стенобитных орудий не превышал 20 тонн.

Допустим, что основную часть пути они преодолевали по воде. Перемещение этих бомбард волоком на небольшие расстояния в несколько километров с помощью множества лошадей, тоже выполнимая задача, хотя и очень нелёгкая. Но можно ли сделать то же самое с 40 тонным орудием? Обычно такие исследования заканчиваются выражениями типа «исторический казус». Как будто решили недотёпы всех удивить, отлили что-то рекордно гигантское, а как тащить не подумали. Вот, дескать, как это по-русски – Царь-колокол, который не звонит и Царь-пушка, которая не стреляет.

Но мы не будем продолжать в этом духе. Давайте прощаться с мыслями о том, что наши правители были глупее сегодняшних историков. Довольно валить всё на неопытность мастеров и самодурство царей. Царь, сумевший занять этот высокий пост, заказавший 40 тонное орудие, оплативший его изготовление, был явно не дурак, и должен был очень хорошо обдумать свой поступок. Такие затратные вопросы с кондачка не решаются. Он совершенно точно понимал, как собирается доставить этот «подарок» к стенам неприятельских городов.

Кстати, отговорка типа «сначала сделали, а потом подумали, как перетащить» довольно часто встречается в исторических исследованиях. Это стало привычным. Не так давно канал Культура рассказывал зрителям о китайской традиционной архитектуре. Показали вырубленную в скале плиту весом 86 000 тонн. Объяснение в общих чертах такое: «Китайский император, якобы, имел отклонения в психике на почве гигантского самолюбия и заказал себе немыслимых размеров гробницу. Он сам, архитекторы, тысячи каменотёсов, якобы, были психически неполноценными и в части логики. Десятилетиями все они осуществляли мегапроект. Вырубили, наконец, плиту и тут только поняли, что даже с места сдвинуть её не смогут. Ну и бросили это дело…» Похоже на наш случай.

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан (Рис. 4, Рис. 5). Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем, как это происходило, значит, таковы наши познания.

Я считаю, что здесь мы снова сталкиваемся с остаточно-низким уровнем нашей сегодняшней технической культуры. Это связано с искажённым научным мировоззрением. С современных позиций мы не видим решения, которое было в то время очевидным. Остаётся сделать вывод, что ещё в 16 веке на Руси и в Индии знали что-то такое, что позволяло перемещать подобные грузы.

Упадок артиллерийских технологий в средние века

На примере бомбард можно увидеть очевидную деградацию артиллерийского искусства на протяжении столетий средневековья. Первые образцы изготавливались из двухслойного железа. Внутренний слой был сварен из продольных полос, а снаружи его укрепляли толстые поперечные кольца. Через некоторое время стали изготавливать литые орудия из бронзы. Это однозначно снизило их надёжность, и соответственно, увеличило вес. Любой инженер вам подтвердит, что кованое железо на порядок прочнее литой бронзы. Тем более, если оно собрано, как описано выше – двухслойным пакетом с направлением волокон соответствующим действующим нагрузкам. Вероятно, причина в стремлении удешевить процесс изготовления.

Конструкция первых бомбард тоже удивительно прогрессивна. Например, сегодня вы не найдёте современных образцов стрелкового оружия, которые заряжались бы со стороны дульного отверстия. Это очень примитивно. Уже полтора столетия в ходу заряжание с казённой части. В таком способе масса преимуществ – и скорострельность выше, и обслуживание орудия удобнее. Недостаток один – более сложная конструкция с запиранием казённой части ствола на момент выстрела.

Как интересно, что первые же в истории орудия (бомбарды), сразу имели прогрессивный способ заряжания с казённой части. Казённик часто крепился к стволу с помощью резьбы, то есть, ввинчивался. Такая конструкция некоторое время сохранялась и в литых орудиях. Посмотрите на Рис. 6. Здесь сравнивается турецкая бомбарда и Царь-пушка. По геометрическим параметрам они очень похожи, но Царь-пушка, отлитая на сотню лет позже, уже выполнена неразъёмной. Значит в 15…16 веках перешли на более примитивное дульное заряжание.

Вывод здесь может быть только один – первые бомбарды выполнялись с остаточным знанием прогрессивных конструктивных решений артиллерийского оружия, а возможно, копировались с каких-то старых и более совершенных образцов. Однако технологическая база уже была довольно отсталой для этих конструктивных решений, и могла воспроизвести только то, что мы наблюдаем в средневековых орудиях. При таком уровне изготовления преимущества казённого заряжания уже практически не проявляются, но их упрямо продолжали делать казнозарядными, потому что не знали ещё, как можно по-другому. Со временем техническая культура продолжала деградировать, соответственно и орудия стали выполняться неразъёмными, по более упрощённой и примитивной схеме заряжания с дульной части.

Заключение

Вот и выстроилась логичная картинка. В 16 веке Московское княжество вело многочисленные боевые действия, как на востоке (взятие Казани), на юге (Астрахань), так и на западе (войны с Польшей, Литвой и Швецией). Пушку отлили в 1586 году. Казань к этому времени уже взяли. С западными странами было установлено шаткое перемирие, более похожее на передышку. Могла ли Царь-пушка быть востребована в этих условиях? Да, безусловно. От наличия стенобитной артиллерии зависел успех военной кампании. Города-крепости западных соседей надо было как-то брать. Иван Грозный умер в 1584 году, за 2 года до отливки пушки. Но именно он определил потребность государства в подобных орудиях, и процесс их изготовления был запущен. Вот как развивались события:

«С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес её составлял 19,65 т. В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т… Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля – «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям. В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил своё первое орудие… Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка (1586 г.)» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

При Иване Грозном было отлажено производство подобных орудий и освоено их применение, включая транспортировку. Однако, волевая государственная хватка пропала после его смерти и вступления на престол преемника. Фёдор 1 Иоаннович был человеком совсем другого склада. В народе его называли безгрешным и блаженным. Вероятно, стараниями последователей Ивана Грозного заказ на изготовление Царь-пушки всё же был сформирован. Однако, величие творения Андрея Чохова всё же превышало запросы нового царя. Поэтому Царь-пушка осталась невостребованной, хотя боевые действия с применением осадной артиллерии велись уже спустя 4 года (русско-шведская война 1590-1595 года).

Вывод

Царь-пушка – настоящая. Антураж вокруг неё – бутафория. Сформированное общественное мнение о ней – ложно. Царь-пушка должна удивлять нас, гораздо больше, чем древние мегалиты. Ведь они удивительны тем, что огромные камни весом в несколько тонн доставлены… подняты… поставлены… и т.д. В 16 веке ничего принципиально нового, отличного от неолита в транспортировке и погрузке (согласно официальной точке зрения) не применялось, а 40-тонное орудие транспортировали. Кроме того, камни ставили один раз и на века, а не менее тяжёлую пушку предполагалось многократно перемещать на огромные расстояния.

Она тем более удивительна, что была изготовлена сравнительно недавно, ещё в 16 веке. Ведь про время мегалитов учёные вольны фантазировать, как им вздумается – сотни тысяч рабов, столетия строительства и т.д., но про 16 век много чего известно. Тут с фантазиями не разгуляешься.

В кремле выставлено на обозрение настоящее чудо, замаскированное под нелепость, но мы его не замечаем, потому что зомбированы пропагандой, ложными гипотезами и мнением авторитетов.

respect-youself.livejournal.com

Царь-пушка

История: Знаменитая Царь-пушка, являющаяся неотъемлемой частью выставочной экспозиции Московского Кремля, была создана в 1586 году. Ее отливал на Пушечном дворе знаменитый мастер Андрей Чохов по приказу Федора Ивановича — царя Государства Российского. Имя создателя необычной пушки гигантских размеров история сохранила, поскольку оно было выгравировано на массивном стволе, как и год ее отливки. Появление столь необычного литейного произведения стало итогом многовекового совершенствования технологии отливки надежных и мощных пушек.

За четырехлетнюю историю Царь-пушка не раз меняла свое месторасположение. Сначала она находилась на территории Пушечного двора, и только в XVIII столетии ее с большим трудом удалось переместить в Московский Кремль. И даже тут шедевр литейного производства в первое время находился во дворике у здания Запаса, а потом данную достопримечательность переставили к основным воротам и установили на лафет.

У подножия массивного орудия разместили четыре больших ядра, а каждое из них весило почти тонну. Ядра для данного шедевра специально отливались в Петербурге в 1834 году на известном литейном заводике Берда. В последний раз шедевр литейного производства поменял свое месторасположение в 1960 году, когда строился Кремлевский дворец съездов. Орудие аккуратно перенесли на Ивановскую площадь и установили рядом с храмом Двенадцати Апостолов, где оно красуется и сейчас.

Массивная Царь-пушка никогда не использовалась в качестве мощного оружия, поскольку стрелять с огромного чугунного лафета просто невозможно. Если попробовать выстрелить из большого ствола бомбой или ядром, орудие может просто разнести на части, а находящие рядом канониры погибнут. А документы, касающиеся испытаний пушки, до наших дней не дошли, поэтому ученые до сих пор спорят о ее основном предназначении. До ХХ столетия многие военные историки считали, что орудие могло стрелять дробью, состоящей из небольших камней.

Но большинство исследователей убеждены, что шедевр литейного производства создавался с единственной целью — напугать послов иноземных государств, а в особенности — посланцев Крымского хана. Тайну орудия удалось раскрыть в 1980 году в момент проведения планового ремонта, когда мастера исследовали внутренние каналы. Оказалось, что данное изделие не является ни пушкой, ни дробовиком, а создавалось в качестве бомбарды, поэтому для ее ствола не требовалось никакого уклона.

Особенности: Грандиозная Царь-пушка в Москве — это огромное орудие длиной 5,34 метра, диаметр ее ствола составляет 120 сантиметров снаружи, а калибр — 890 миллиметров. Для отливки массивного орудия применялась только высококачественная бронза, а поверхность ствола красиво декорирована всевозможными фигурными фризами, необычными надписями и орнаментальными поясами. Казенный и дульный обрезы ствола немного выступают над поверхностью декоративного пояса, для оформления которого создателем пушки были использованы уникальные фигурные навески.

Центральная часть огромного ствола грандиозного орудия разделена на отдельные части плоскими и орнаментальными рельефными фризами. Сбоку можно увидеть литые скобы, предназначенные для полноценного укрепления канатов в момент перемещения пушки. Над передней правой скобой красуется надпись, возвеличивающая государя Федора Ивановича. А затравочное отверстие расположено непосредственно в стволе, около большого заднего пояса. Огромная Царь-пушка весит почти сорок тонн, поэтому сдвинуть ее с места — непосильная задача даже для русских богатырей.

Сейчас Царь-пушка и Царь-колокол являются самыми необычными достопримечательностями Москвы, привлекающими внимание посетителей Московского Кремля.

fb.ru

Царь — Пушка — Реалии нашей жизни


Фото 19 века
В 1488 году в Москве существовала «пушечная изба», в которой отливались орудия; вокруг иностранных мастеров группировались русские техники, освоившие технологию артиллерийского производства того времени и налаживавшие самостоятельную русскую артиллерийскую (конечно, кустарную) промышленность.

Пушечный двор в Москве создал итальянец  Аристотель Фиорованти.

Правда этот итальянец больше известен как архитектор родом из итальянской Болоньи.
Впервые его имя упомянуто в 1436 году, когда он для Болоньи отлил на колокольню колокол.
Позже он работал на строительстве соборов и колокольн по Италии. Строил он и колокольню известную у 

церкви Сан Микеле Арканджело в Венеции (последняя, впрочем, почти сразу же рухнула из-за слабости грунта на близлежащий монастырь Сан Стефано, задавив нескольких человек; после этого Фиораванти спешно покинул Венецию и больше не возвращался в этот город

Далее он работал инженером в Милане и при дворе короля Венгрии строил мосты через Дунай.

Как прославленного инженера его приглашали во многие города для решения самых трудных задач — в Венецию, Флоренцию, Мантую, Рим, Неаполь

В 1474 году мастер   прибыл в Россию. Правда подтолкнуло его к этому шагу ложное обвинение в подделке денег.

В то авремя Царю Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и  посол Семён Толбузин был по совету у Греческой Царицы  Софьи Палеолог которой и был немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.

Вероятно, встреча Фиораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475 году шестидесятилетний архитектор с сыном по имени Андреа и слугой по имени Пьетро в составе посольства отправился в Московское княжество.


Именно этот Итальянский архитектор и возвёл Успенский собор Кремля.

Работая в Москве при возведении Пушечного двора, Фиораванти порекомендовал  поставить во главу его литейных дел мастера Кашпира Ганусова . а тот в свою очередь имел ученика  , Андрея Чохова.

Родился Андрей Чохов около 1545 года. Совсем юным поступил в учение к известному пушечному мастеру Кашпиру Ганусову. Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться из массы учеников, выполнявших обычную работу.

С 1590 года Чохов занимает уже ведущее положение среди московских литейщиков и льёт пушки.
Андрей Чохов, ученик Фиораванти и Ганусова, отлил между прочих пушек и  знаменитую московскую «царь-пушку», это произошло 2 декабря 1586 года ,

Андрей Чохов был наиболее выдающимся русским литейщиком периода царствования Ивана Грозного и его сына Федора.
Царь-пушка — едва ли не самое крупное в мире орудие той эпохи. Ее калибр — 35 дюймов, вес — 2400 пудов (40 тонн), длина — около 5 метров. Каменное ядро этой пушки весило 120 пудов. Но царь-пушка не имела никакого боевого значения; повидимому, из нее никогда и не стреляли, ибо она не выдержала бы и одного боевого  выстрела. 

Андрей Чохов с самого начала знал, что такая громадина стрелять не будет. Даже если предположить, что ствол не разнесёт на куски огромное количество пороха, необходимое, чтобы вытолкнуть двухтонное ядро, пушку такого веса просто невозможно перетащить с одной позиции на другую. Да Чохов и не ставил перед собой такую цель. Его пушка — это символ русского могущества, возможностей русской промышленности. Если уж русские мастера способны создать такую громадину, то орудия меньших размеров они уж тем более сумеют сделать. Поэтому Царь-пушка и была выставлена в Кремле на обозрение иностранным дипломатам

Постройка такого орудия преследовала, очевидно, своеобразную политическую цель. Недаром в царствование Ивана Грозного подол римского императора доносил, что Московское княжество имеет не менее двух тысяч орудий и такие снаряды, что не видавший их не поверит описанию.

Артиллерия Ивана Грозного действительно была довольно многочисленной. Так, при осаде Казани в 1552 году русские войска имели 150 орудий крупного калибра, помимо полковых пушек и мортирок. А в Литовском походе Ивана Грозного участвовало около 200 орудий.

В середине XVII столетия в 96 разных городах (не считая Москвы) имелось уже 2 730 орудий.

На Царь-Пушке отлита надпись: Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине. Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов


Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).

В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы «дробом» — небольшими каменными ядрами совокупным весом около 800 кг. Это было орудие навесного огня, которое не перевозили с места на место, а вкапывали в землю Также было выяснено, что из Царь-пушки всётаки  стреляли, как минимум, один раз. По Гумилёву, единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия .
Это Гумилёв описал так: «Лжедмитрий был схвачен и убит. Труп его был сожжен, пеплом заряжена Царь-Пушка, и произведен выстрел — единственный в истории выстрел Царь-Пушки».

Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса  как пушка самого большого калибра (самой большой по размерам и весу является немецкая «Дора», в XIX веке существовали также мортиры большего калибра).

filaretuos.livejournal.com

Царь-пушка. История артиллерии [Вооружение. Тактика. Крупнейшие сражения. Начало XIV века — начало XX]

Царь-пушка в Москве – один из самых больших образцов артиллерии по калибру и, в определенном смысле, одно из самых замечательных орудий.

Пушку отлил в 1586 году литейных дел мастер Андрей Чохов. На передней части изображение царя Федора Иоановича с надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иоанович государь и самодержец всея великая Россия». С правой стороны надпись: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине»; на левой стороне надпись: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов». Размеры пушки:

* 35. – Ред.

** 39,31. – Ред.

*** Царь-пушка должна была стрелять картечью и т. д., ликвидируя одним выстрелом массу вражеских воинов, рвущихся в сделанный артиллерией врага пролом в стене. Этого ей делать не пришлось. Ядра же рядом с Царь-пушкой в Кремле – декоративные, сделанные позднее. – Ред.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Царь-пушка в Москве

На Ивановской площади Московского Кремля находятся два уникальных памятника русского литейного искусства. Об одном из них – крупнейшем в мире колоколе рассказано здесь. Но помимо огромного колокола, который никогда не звонил, есть у нас и самая большая в мире средневековая (подчёркиваю – СРЕДНЕВЕКОВАЯ) пушка, которая никогда не стреляла.

Зовут её Царь-пушкой вовсе не за размеры, а за изображение на стволе государя Фёдора Иоанновича, по повелению которого она и была создана.

Царь Фёдор изображён в виде всадника со скипетром в руке на правой(обращённой к Царь-колоколу) стороне ствола поблизости от дульного отверстия пушки. Кроме того, по обеим сторонам ствола отлиты следующие надписи – на нынешней северной стороне ствола, обращённой к зданию резиденции президента России: “Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Фёдора Ивановича государя самодержца всея великия России при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине”. 

Надпись на противоположной стороне ствола, обращённой в сторону Царь-колокола гласит: “Слита бысть сия пушка в преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.”

Год 7094 у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от “Сотворения мира”. Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ – четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна – в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка – это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр – 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова.


Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну.

Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется.

Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра  1,97 тонны.

Конечно, Царь-пушка не может и не должна была стрелять такими тяжёлыми ядрами. В старинных грамотах пушку часто именуют “Дробовик Российский”. Царь-пушка была рассчитана на стрельбу “дробом”, иначе говоря картечью.

Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая “Безумная Грета” или “Большой красный дьявол” из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см.

Название “Безумная Грета” восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу “Монс Мег”. Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. “Монс Мег” весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр – 520 мм. “Монс Мег” сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии.

С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам – орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно “Безумной Грете” и “Монс-Мег”. Но к термину “бомбарда”,т.е. средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью.

Несмотря на свои колоссальные размеры Царь-пушка несколько раз меняла свое местоположение. В XVIII столетии её переместили во двор Арсенала, затем поместили у его главных ворот. В 1835 году Царь-пушку установили на уже знакомый нам декоративный лафет, уложили бутафорские ядра и поставили напротив Арсенала у старого здания Оружейной палаты. (не сохранилось). В 1958 году по инициативе Н.Хрущёва в Кремле начинается строительство Кремлёвского дворца съездов – нынешнего Государственного кремлёвского дворца. Старую Оружейную палату снесли, а Царь-пушку перенесли на её нынешнее место на Ивановской площади.
Про Царь-колокол мы рассказали отдельно. Есть рекомендации о том, как попасть в Кремль. Можем и экскурсию по Москве провести. Вот некоторые наши пешеходные экскурсии по старой Москве.

kraeved1147.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *