Старинные сабли – Серия Старинное оружие. Часть 2

Содержание

Черкесские шашки и сабли — RUslanka.RU

Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков

Производство оружия в Черкессии.

На основании изучения археологических и письменных источников исследователи истории черкесов пришли к выводу о существовании у них со времен раннего средневековья ремесел, связанных с обработкой металла, кузнечного и серебряного дела. Именно они вышли за рамки домашней промышленности и достигли уровня профессионального ремесла. Кроме мирного применения, эти ремесла специализировались на производстве оружия, и были тесно связаны с его изготовлением и украшением.

Городов у черкесов не было, ремесло носило сельский характер. Специализированных центров с кузнечным, оружейным и ювелирным производством в Черкессии не возникло. Сырье для металлических изделий добывалось на месте, железные руды залегали на поверхности (самородное железо) в долине реки Шавдан, в Балкарии, в Чегемском ущелье. Черкесы собирали руду с поверхности земли (эксплуатации шахт и штолен черкесы не знали) и выплавляли в виде слитков — криц. Железо производилось сыродутным способом. Из местного металла изготавливались сельскохозяйственные орудия, предметы домашней утвари и оружие. Профессия кузнеца была широко распространена в Черкессии и пользовалась большим уважением. С профессии кузнеца связаны различные легенды и поверия. Покровителем кузнецов считался Тлебс (Тлебш) – бог железа и оружия. Существовало предание, согласно которому Тлебс был кузнецом, отличавшимся святой жизнью и изготавливавшим такие сабли, которые рассекали целые горы железа. По преданию Тлебс похоронен в лесу и его могила посыпана железными опилками. Тлебс очень любим народом, его имя произносится как клятва. В праздник, посвященный Тлебсу, черкесы молились, лили хмельные напитки на лемех и топор, и после этих обрядов ели, пили и предавались забавам, главной из которых была стрельба в цель, преимущественно в яйцо, поставленное на видном месте. К Тлебсу прибегали с молитвой об излечении раненого – (стр.32, 33 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Местного сырья для производства оружия и сельскохозяйственных орудий не хватало, поэтому значительное количество металла и готовых металлических изделий ввозилось из-за границы. С XII века большую роль во внешней торговле Черкессии стали играть генуэзские колонии. Генуэзские купцы проникли на северные и восточные берега Черного моря, и плавали по Кубани. В XIII – XIV веках они основали ряд поселений в Крыму и на Кавказе. Генуэзские торговые фактории основывались и в глубинных районах Черкессии. Оружие составляло существенную часть генуэзского экспорта. После турецкого завоевания генуэзцы были вытеснены с черноморского побережья Кавказа. Их города-колонии пришли в упадок, главными торговыми партнерами для Черкессии стали Крым и Турция, а центрами этой торговли Тамань и Темрюк. Через эти пункты проходили почти все товары, ввозимые в Черкессию. Э.Г.Аствацатурян в своей книге «Оружие Народов Кавказа» приводит отрывок из книги Тебу де Мариньи «Путешествие в Черкессию в 1818 году». В этом отрывке Тебу де Мариньи сообщает о ввозе оружия, цитирую: «шлемы, кольчуги и луки приходят к черкесам из Персии и Константинополя, они покупают их мало. Обычно турки поставляют черкесам дула ружей и пистолетов и лезвия сабель, которые черкесы затем налаживают на свой манер. Большая часть наконечников и прекрасных кинжалов, которыми они пользуются, делается далеко проживающей народностью кумыков» — (стр. 34 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Итак, кузнечное и оружейное дело было развито в Черкессии. Мастера работали частично на местном, частично на привозном сырье. Ввозилось не только сырье, но и готовые изделия – сельскохозяйственные орудия, предметы конского снаряжения, турецкое и крымское оружие, а также полуфабрикаты для изготовления оружия: стволы и клинки. Черкесские мастера – оружейники достигли высокого уровня профессионализма. О том, что производство оружия было широко развито у черкесов, свидетельствуют рассказы русских солдат, побывавших в плену у черкесов. Они утверждают, что почти в каждом ауле были мастера-оружейники. Оружейники удовлетворяли, главным образом, спрос рынка, но часть их изделий шла на продажу терским и кубанским казакам и офицерам кавказской армии.

Сабли

Ранние черкесские сабли XVII века были не только рубящим, но и колющим оружием, пригодным для прокола кольчуги. С этой целью кривизна клинка делалась незначительной, а конец клинка выковывался в виде узкого штыка, хвостовик отгибался в сторону лезвия к точке наибольшего упора руки на рукоять: рука, передвигаясь к концу рукояти, оказывалась на одной линии с острием клинка и создавала непосредственное давление в момент укола.

К XVII веку относятся хранящиеся в Оружейной Палате Московского Кремля черкесские полосы №№ 6067, 6068, 6069, 6070. две из них за №6067 и 6068 были записаны как черкесские в описи 1687 года. Оружиевед Э.Г.Аствацатурян считает, что термин «черкесский» в данном случае был употреблен не для указания места производства, а для обозначения определенного типа конструкции полосы. Так полоса за № 6068, значащаяся в описи 1687 года как «булатная черкесская», имеет на клинке и хвостовике очень характерный иранский картуш с надписью: «Работа Кельб-Али, сына Асадуллы, Исфахан». Иранское происхождение клинка и надписи сомнений не вызывают, полоса выполнена из булата. В описи 1885 года составители различали иранское происхождение и черкесский тип этой полосы – «полоса черкесская, XVII века, булатная, персидской работы» — (стр.49 Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.). из булатной стали более низких сортов выполнены полосы №6067 и №6070. Полоса за №6067 отмечена в описи 1687 года как «черкесский выков». Это можно понимать по-разному: скорее всего, имеется в виду иранская работа по черкесскому образцу, но не исключено изготовление полосы на Кавказе из булата. В адыгском языке есть термин для обозначения булатной стали — «чыр». Полоса за № 6069 – стальная, поэтому ее кавказское происхождение наиболее вероятно. Характерным черкесским признаком всех четырех полос является штыковой конец клинка. В собрании Государственного Исторического Музея хранится полоса подобного типа за № 1809, которую можно датировать XVI-XVII вв.

Ее клинок – стальной. Длина полосы – 1м 6см. Длина клинка – 97 см, четырехгранного штыка – 36 см. Под обухом расположены узкая полоса и два дола. С одной стороны клинка находится картуш, выполненный золотой насечкой по процарапанному фону. В картуше выведена арабская надпись «работал Хусейн».

Сабель более позднего времени XVIII-XIX веков среди коллекций черкесского оружия не встречается.

Черкесские Шашки

Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает «длинный нож». В письменных источниках слово «шашка» впервые было употреблено Джованни де Лукой в 1625 году, при описании оружия черкесов. – (стр. 50 Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.)

В XVIII веке и в первой половине XIX века черкесские дворяне, прежде всего кабардинцы, продолжали носить доспех, состоящий из кольчужной рубашки и рукавиц, пластинчатых налокотников и высокого шлема с низко спускавшейся на плечи кольчужной сеткой. Сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол кольчуги. Наряду с ними существовала потребность и в более легком оружии, им и явился длинный нож – шашка. Возможно предположить, что это оружие было рассчитано на отражение внезапного нападения: шашку носили на портупее таким образом, что воин одним движением вынимал ее из ножен, и не меняя положение руки наносил удар. В XVIII веке по мере все более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой, и исчезла потребность сабли со штыковым концом. В собраниях черкесского оружия не сохранилось ни одной черкесской сабли XVIII – XIX веков, по предположению Э.Г.Аствацатурян в XVIII — XIX веках сабли не производились. А сохранившиеся у населения сабли, потребность в которых отпала, с исчезновением кольчуги, из-за недостатка сырья переделывались в новые изделия, которые отвечали условиям времени – (любой кузнец-оружейник без особых усилий мог перековать сабельную полосу в шашечную без ущерба для качества изделия) – (стр.4, 33, 34, 50, 52, 72. Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.). Но в собрании Государственного Исторического Музея хранится один уникальный экземпляр оружия за № 5391, в котором соединены шашечная рукоять и прямой клинок со штыковым концом, но это единственный экземпляр, поэтому говорить о массовом производстве такого вида оружия не приходится. Так, шашка осталась единственным видом длинноклинкового холодного оружия. Самая ранняя известная нам черкесская шашка хранится в Государственном Историческом Музее за № 15350 и имеет дату 1713 год.

Общая характеристика черкесских шашек XVIII – XIX – начала XX веков.

Небольшой изгиб клинков.

Средняя длина длинна клинков 72 – 78 см.

Средняя ширина клинков у пятки 3 см 3 мм или 3 см 5 мм.

Средняя толщина клинков у пятки 6 – 7 мм, а на боевом конце 3 мм.

Таким образом, шашка имела легкий и не длинный клинок, согласно кабардинской формуле «шашка должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, острая, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение».

Характеризуя клинки черкесских шашек, мы должны расширить круг рассматриваемых предметов, так как однотипные клинки- (клейма и надписи) встречаются на черкесских, и на дагестанских, и на грузинских, и на казачьих шашках, и на некоторых видах грузинских сабель.

Материалом для клинков служила сталь. Иногда поверхность клинка была протравлена, и тогда становился виден рисунок сварочной стали. Поверхность клинков всегда отделывалась долами, которые придавали клинку известную декоративность и облегчали его вес, не уменьшая прочности. Форма и величина долов разнообразна: они могут быть широки, когда один или два дола занимают всю ширину клинка; узкими, и тогда три дола занимают половину ширины клинка. Долы могут быть мелкими или глубокими, но всегда полуовальной формы. Долы могут начинаться от пяты или отступая от неё на 15- 25 см. На 1/4 длины клинка от острия обух сведён на нет, верхний дол исчезает, клинок в поперечном сечении получает форму овала. Здесь находится центр удара клинка. На нижней трети клинка помещены изображения, надписи, и клейма. По надписям можно судить о происхождении клинка.

На шашках мы встречаем клинки преимущественно западноевропейского типа, реже клинки с арабскими надписями. Популярность на Кавказе западноевропейских клинков объясняется тем, что Кавказ очень нуждался в хорошей стали, и так как местного сырья для производства оружия не хватало, то по этому значительное количество металла и готовых металлических изделий ввозилась из- за границы, а немецкие, итальянские, венгерские, и польские клинки, попавшие на Кавказ в XVII- XVIII вв., были хорошего качества. Они получили широкое признание и такую популярность, что местные мастера стали предавать клинкам своей работы западноевропейский внешний вид, снабжая их клеймами и надписями, скопированными с подлинных европейских клинков. Поэтому только малая часть клинков западноевропейского типа, встречающихся на кавказском оружии, действительно являются подлинниками; значительная доля — это местные, зачастую очень искусные подделки, которые чаще всего выдают себя надписью. Дело в том, что кавказские мастера, копируя западноевропейские клинки, допускали много ошибок в латинских надписях, которые иногда переходя с клинка на клинок, превращались в потерянный смысл набор знаков — (стр.- 52 Э.Г.Аствацатурян. СПб. 2004 г.). На черкесских шашках, а также на шашках сделанных в других областях Кавказа, в Дагестане, Грузии, Хевсуретии и на некоторых саблях встречаются следующие виды западноевропейских клинков, подлинных и поддельных. Автор настоящий работы предлагает Вам рассмотреть эти клинки:

1. Клинки с изображением волка. Клеймо «волчок».

Клеймо «волчок» первоначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау, изображение волка было заимствовано из герба города, это изображение волка в XIV веки пассауские оружейники получили право выбивать на своих изделиях. Клеймо «бегущий волк» выполнялось глубокой инкрустацией – таушировкой медной проволокой. Так как клинки с этим клеймом пользовались большим спросом, то в XVI – XVII вв. появились многочисленные подражания «волчкам», в первую очередь на произведениях золингенских мастеров. Изображение волчка золингенцы наносили обычной гравировкой, часто сопровождая его личными клеймами мастеров и иногда надписью «in Solingen». Изредка изображение волчка сопровождают латинские буквы «Н М» – (стр. 3, 5, 17, 19, Э.Э.Ленц, С-Пб 1911г., стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г). Эти клинки кавказцы особенно ценили. Жители Кавказа считали, что это инициалы одного из участников крестовых походов, представителя знатного французского рода Henry Monmorancy, в фамильном гербе которого имелось изображение волка. Предполагали, что партия клинков с инициалами «Н М» была заказана для его свиты и оруженосцев, которые по обычаю времени носили на оружии герб своего владетеля – (сузерена). По легенде один из отрядов крестоносцев во время крестовых походов прибыл на Кавказ и обосновался там. Воины этого отряда имели мечи с гербом волка; со временем мечи попали к кавказцам, и были ими переделаны в шашки терс-маймун, которые, таким образом, ведут свое начало от крестовых походов. – (стр.60 И.А.Асхабов. стр. 53 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г). На кавказских шашках часто встречаются клинки с волчком. Крупнейший специалист по оружию Э.Э.Ленц считал, что поддельный волчок от золингенского можно отличить по более схематичному рисунку (например, у кавказских волчков не обозначалась открытая пасть зверя). Кроме того, кавказский волчок сопровождался по бокам розетками с крестиком внутри – «пчелами», как их называли кавказцы; пчелы не делались на золингенских клинках. В этих пчелах кавказцы видели указание на участие клинка в крестовых походах. Современный крупнейший специалист по кавказскому оружию Э.Г.Аствацатурян считает, что поддельный волчок можно еще определить по очень наивному (натуралистичному) изображению волка: кавказский мастер, видимо, только слышал о волчках и пытался изобразить настоящего волка – (стр.5, 19 Э.Э.Ленц С-Пб 1911г, стр.53 Э.Г.Аствацатурян, С-Пб 2004г. стр. 7 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.).

Встречается еще одна группа кавказских волчков – клеймо «волчок» сопровождается инициалами «М.Н.». Э.Г.Аствацатурян в своей книге «Оружие Народов Кавказа» пишет, что по рассказам местных жителей это были инициалы Великого Князя Михаила Николаевича, который в 1863 – 1881 гг. был на Кавказе наместником. Для подарков офицерам своей свиты он заказал очень хорошему дагестанскому мастеру, работавшему в Тифлисе, партию клинков, помеченным клеймом «волчок» и своими инициалами. Это клеймо стало модным среди конвоя наместника, и многие казаки-конвоиры начали вырезать его на своих клинках. В результате появилось много подобных волчков, которые стали называть «великокняжескими» — (стр.53, 54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г., стр.7 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.). Настоящие золингенские волчки встречаются на кавказских шашках, но это не старые клинки XVI – XVII вв, а изделия золингенских фабрик XIX века, изготовлявших их специально для Востока, и в частности, для Кавказа. Так как золингенские клинки и в XIX веке были высокого качества, то слава волчка не уменьшалась, но подлинных золингенских волчков на Кавказе было немного. Название «волчок» дали не только клеймам, но и самим клинкам русские, знавшие немецкое их наименование «wolfklinge». Кавказцы же видели в клеймах изображение иного животного, называемого ими по-персидски «терс-маймун», что означает «несуразная обезьяна», или по-чеченски «терс-маймал», что означает «ревущая обезьяна». Есть и еще одно толкование: в переводе с арабского – «терс» означает щит; «маймун» — есть значение и «обезьяна» и «благословенный». То есть можно перевести как «благословенный щит» – (стр. 58 И.А.Асхабов, стр.54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г).


2. Клинки с клеймом «гурда»

Клеймо «гурда» представляет собой серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя и более точками по бокам. Эти клейма были очень распространены на итальянских шпажных и сабельных клинках. Э.Э.Ленц считал, что первые полосы, стяжавшие себе почетную известность, возможно, и вышли из мастерских Генуи, дальнейшее же их производство с ней уже связано не было. Большая же часть клинков с этими клеймами изготовлялась в нижнеавстрийских и штирийских мастерских специально для вывоза в восточную Европу. Видимо, поэтому это клеймо больше распространено на саблях, чем на истинно европейском прямом оружии – (стр.12, 13 Э.Э.Ленц, стр.5 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.). Так как оружие с клеймом «гурда» было особенно любимо в Чечне, то более подробно оно рассматривается автором настоящей курсовой работы в соответствующем разделе, там же будут представлены новые версии происхождения гурды у чеченцев.

 

Отличить западноевропейское клеймо от его кавказской копии затруднительно. Большинство клинков с этим клеймом Э.Г.Аствацатурян считает кавказским производством. Обычно о подделке говорит какая-нибудь деталь: то гурда использована в качестве орнаментального мотива, то между зубцами мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв или совсем другое слово. Иногда наряду со значком «гурда» кавказский мастер ставил свое собственное имя, написанное арабскими буквами. Ясно, что в этом случае мастер не пытался выдать свой клинок за европейский, он просто снабжал его популярной маркой – (стр. 54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.).


3. Клинки с изображением трансильванского узла

Tо есть формулы белой магии, включающей узел с тремя кистями и нерасшифровывающейся надписью заговорного характера посередине узла. Родиной этих клинков была Трансильвания, временем производства XVII – XVIII века. Эти мало изогнутые, легкие и не слишком длинные кавалерийские венгерские клинки отличались упругой закалкой и поразительным звоном. Они оказались очень походящими для шашек. Изображение трансильванского узла встречается на клинках черкесских шашек, большинство из которых Э.Г.Аствацатурян считает работой местных мастеров. Э.Г.Аствацатурян считает, что в пользу этого соображения говорит неумелое воспроизведение латинских букв в надписях, а также чересчур упрощенное изображение узла. Сами по себе эти клинки высокого качества, правда, большая их часть, в отличие от венгерских подлинников, не имеет звона. Иногда встречаются курьезы. Так, на одном из клинков, №770.ГИМ мы видим и трансильванский узел, и латинскую надпись даже с датой 1769г., и одновременно подпись «Базалай». По-видимому, мастер для убедительности в добротности своего изделия снабдил его знаменитой маркой. – (стр.55 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.148 – 151 Б.Г.Трубников, стр.7 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.)

 

4. Клинки с изображением скачущего на коне гусара с саблей в руке и надписью «Vivat Hussar» (Да здравствует гусар), или пешего воина с надписью «Viviat Pandur» (Да здравствует пандур).

По происхождению они принадлежат к гусарским венгерским клинкам XVII века. Однако, венгерские подлинники встречаются очень редко, значительно чаще встречаются немецкие копии XIX века, а иногда местные копии с этих немецких. — (стр.55 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.144, 145 Б.Г.Трубников, стр.8, 9 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.)

5. Клинки с изображением креста, Божьей Матери, венгерского герба, скачущего гусара с саблей в руке и надписями: «Patrona Hungaria Virgo Maria» (Покровительница Венгрии Дева Мария), «Pro Deo et Patria» (За Бога и Отечество), «Pro Deo et Patria et Libertate vitam» (Жизнь за Бога, Отечество и Свободу!).

Эти клинки также имеют венгерское происхождение. Венгерские подлинники почти не встречаются, распространены же немецкие клинки XIX века, подражающие венгерским, на которых изображения и надписи выполнены гравировкой с позолотой или травлением. Производство их связано с Золингеном: на некоторых, кроме изображений и надписей, можно видеть фабричную марку: «W.Glauberg», «Solingen», «Eisenhauer». Фирма W.Glauberg была основана в Золингене в 1857 году. Она выпускала все виды холодного оружия. Надпись «Eisenhauer» можно перевести как «Железный клык». Иногда можно видеть кавказские копии этих изображений и надписей, вплоть до фабричного клейма — марки. Их можно выявить по менее тщательной гравировке, искаженному шрифту надписей и ошибкам в них. Этого рода клинки, как более поздние и тяжелые, сравнительно редко используются на черкесских шашках, они были более характерны для Дагестана. – (стр.55, 56 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г., стр 150,151 Б.Г.Трубников.)

6. Клинки с изображением на обеих сторонах фигур скачущих гусаров и надписи «Vt Hussar» (Vivat Hussar – Да здравствует гусар), в окружении виньеток и трофеев.

Это гусарские прусские клинки времен семилетней войны (1756-1763 гг.). Они сильно отличаются от обычных шашечных клинков, эти клинки имеют резкий изгиб, начинающийся от рукояти, и резко вогнутые боковые стороны. Однако, несмотря на несхожесть по форме с шашечными, эти клинки изредка встречаются на шашках, в том числе и на черкесских – (стр.56 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.50, 51 Б.Г.Трубников, стр.8, 9, Э.Г.Аствацатурян М 1982г.).

7. Клинки с изображением солнца с человеческим лицом, полумесяца с человеческим профилем, звезд и руки с мечом, выходящей из облаков. Рисунки выполнены гравировкой.

Подобные клинки были характерны для немецких мастеров XVII – XVIII веков, особенно Петера Мюниха. Клинки прямые и изогнутые, были популярны в восточной Европе и на Кавказе. Кавказцы их очень любили и часто использовали для шашек, особенно черкесских – (шашки Аббас-Мирза за №1804, 3085 Г.И.М). Поддельные клинки отличить от европейских подлинников довольно трудно. Здесь, скорее всего, на подделку укажет новизна и четкость гравировки, а также сочетание этих изображений с какими-либо другими рисунками или надписями. На Кавказе эти клинки называли «Аббас-Мирза», причем сами кавказцы не могут обьяснить происхождение этого названия – (стр.9 Э.Г.Аствацатурян М. 1982г.).

8. Реже, чем венгерские и немецкие, на кавказских шашках встречаются польские клинки, подлинные и поддельные, XVII – XVIII веков.

Известны несколько клинков такого рода, например клинки середины XVIII века со слегка выгнутыми сторонами и с гравированным изображением всадника со щитом в одной руке и прямым мечом в другой, одноглавого польского орла и надписями «Vivat Naywyzsza wladza Szlachty», «Vivat szlachtic Pan y Fundator woyska» — (Да здравствует высшая власть шляхты!, Да здравствует шляхтич, господин и учредитель (основатель?) войска!).

К числу вышеописанных польских клинков отчасти и довольно условно можно отнести клинок XVII века со слегка выгнутыми сторонами и со скопированными с ошибками изображениями надписями. На клинке изображены всадник с обнаженным мечом в руке и одноглавый орел под короной. Не все надписи переводятся – «Domina confonda nos» — (По видимому: «Господи, соедини нас»), «Si Deno cisgnioni 1614 ANNO», «Domin Versovic». – (стр.57 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Автор настоящей работы, исходя из вышеупомянутых данных, считает возможным предположить, что этот клинок является кавказской копией, сделанной в подражание польским клинкам.

Клинки западноевропейского типа называли на Кавказе «френги», то есть европейские. Впрочем, в это понятие не входили клинки, имевшие собственные названия – «волчек» или «гурда» — (стр.12 Э.Э.Ленц.).

Свои характерные черты имеет прибор шашки.

Рукоять представляет собой наиболее оригинальную часть шашки, отличающую ее от сабли. Цельная рукоять надевалась на хвостовик, если же рукоять состояла из двух половин – щечек, то эти половины накладываются на хвостовик с обеих сторон и скрепляются друг с другом при помощи сквозных заклепок.

Черен рукояти имеет преимущественно овальное сечение и одинаковую толщину вверху и внизу. Длина черена рукояти 8-10 см.

Головка рукояти крупная, 5-7 см высоты, она слегка вытянута вверх и закруглена. Сверху на головке имеется клинообразный вырез, который разделяет ее на две половины – уши. Для черкесских шашек характерен узкий вырез, вследствие чего уши сближены. Назначение выреза объяснить не удается.

Основание рукояти расширено до ширины клинка и находит на него на 2-3 см, а затем сходит на нет. Рукоять устроена так, чтобы свободно входить в устье ножен по самую головку. Этот тип рукояти у русских получил название «кавказский образец».

Рукояти изготавливались из цельного куска черного рога. Широко распространен был еще один тип рукояти – деревянная, обложенная листовым серебром, и украшенная гравировкой и чернью.

Ножны черкесских шашек представляют собой две деревянные дощечки, обтянутые красным сафьяном, на которые сверху прикреплялись накладки коричневой, синей или черной кожи. На наконечнике накладки широкие, оканчивающиеся треугольником, а на устье – широкие, прямоугольные, в середине – треугольные. Накладки могли быть из бархата разного цвета. Обшивались накладки узким серебряным галуном. В изготовлении ножен участвовали женщины, они обшивали их кожей и сотканным ими галуном – (стр.36 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Узкие одна или две обоймицы делались из серебра, а чаще из железа, на которое сверху накладывался тонкий лист серебра, украшенный гравировкой и чернью. Одна обоймица располагалась в верхней части ножен, другая посередине.

Другой тип ножен, как правило, более поздний, представляет собой деревянную основу, обтянутую черной шагренью с серебряным прибором, украшенным чернью и гравировкой. Нередко серебряные накладки имитировали форму кожаных накладок, а чернь и гравировка – имитировали галун.

К кожаной плечевой или поясной портупее делался прибор из серебряных бляшек.

Завершая свой рассказ о черкесских шашках автор настоящей работы приводит подробное описание двух черкесских шашек, хранящихся в Государственном Историческом Музее.

Шашка Терс – Маймун №797 ГИМ

Длина общая – 90 см 2 мм, без ножен.

Длина клинка – 77 см.

Длина рукояти с ушами – 13 см 2 мм.

Длина черена рукояти – 8 см 2 мм.

Ширина клинка у пятки – 3 см 3 мм, в средней части клинка – 3 см., на боевом конце – 2 см.

Толщина клинка у пятки – 7 мм, в средней части клинка – 6 мм, на боевом конце – 3 мм, и сходит на нет.

Длина ножен – 85 см.

Клинок стальной, обух выступает над поверхностью клинка, в поперечном сечении клинок имеет форму остроконечного треугольника. Под обухом, отступая от пятки на 5 см, с двух сторон клинка проходит широкий длинный дол. На левой и правой сторонах клинка имеется клеймо «волчок», по бокам волчка стоят буквы «М.Н.» и пчелы – «крестики», на правой стороне клинка изображение волчка перевернуто вверх ногами. Клинок имеет кавказское происхождение, так как на пассауских и золингенских клеймах «волчок» буквы М. Н. и пчелы не ставились, а изображение волчка делалось одинаковым, не перевернутым. – (стр. 5, 19. Э.Э.Ленц).

Рукоять деревянная, обложена листовым серебром, на левой стороне головки рукояти (ухе) находится знак ордена Святой Анны 4 степени. Рукоять украшена традиционным черкесским орнаментом, состоящим из густых черных стеблей с крупными листьями и бутонами, внутри которых помещен белый рисунок – завитки и запятые. Этот орнамент выполнен гладкой чернью, окаймленной линией вторичной гравировки. Он характерен для середины XIX века.

Однако, форма рукояти закавказского типа, она имеет более сплющенную головку, уши головки рукояти слегка расставлены в стороны, основание и головка рукояти отделены от черена двумя поясками мелкой зерни.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, обтянутый красной кожей. Устье расширено так, чтобы рукоять свободно утапливалась в нем. Устье и наконечник полностью обвиты золотым галуном, средняя часть ножен также перевита золотым галуном. Обоймица – железная, с правой стороны на обоймице находится портупейное кольцо, с левой лицевой стороны обоймица украшена накладным тонким серебряным листом с гравировкой и двухлепестниками, выполненными гладкой чернью.

Шашка Аббас – Мирза № 3085 ГИМ

Длина общая – 86 см., без ножен.

Длина клинка – 73 см 5 мм.

Длина рукояти с ушами – 12 см 5 мм.

Длина черена рукояти 8 см.

Ширина клика у пятки – 3 см 3мм., в средней части клинка – 3 см, на боевом конце – 2 см 8 мм.

Толщина клинка у пятки – 5 мм, в средней части клинка 4 мм, на боевом конце – 2 мм, и сходит на нет.

Длина ножен – 81 см 5 мм.

Клинок прямой, стальной, однолезвийный, но острие обоюдоострый, на правой и левой стороне клинка изображен одинаковый рисунок – выходящая из облаков рука с мечом, солнце с человеческим лицом в окружении звезд, и полумесяц с человеческим профилем.

Клинок сточен так, что острие клинка, которое должно проходить через вершину угла, образованного краями лезвий боевого конца, деля его пополам, немного смещено в сторону обуха. На расстоянии 15 см от пятки с двух сторон клинка начинаются два узких неглубоких дола. Долы, которые располагаются под самым обухом -короче. Определить происхождение клинка довольно затруднительно.

Рукоять костяная, цельная, основание и головка рукояти условно отделены от черена двумя резными поясками, поверхность рукояти гладкая.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, оклеенный черной кожей, сверху которой крепятся накладки из коричневой и красной кожи. Устье ножен широкое, в сечении имеет овальную форму для того, чтобы рукоять шашки утапливалась в нем. На устье накладка широкая, прямоугольная, из коричневой кожи, в середине накладки треугольные, из красной кожи, на наконечник накладка широкая, также из коричневой кожи, оканчивается треугольником. Все накладки обшиты узкими серебряными галунами. По середине ножен находится круглая выпуклая серебряная заклепка, украшенная гладкой чернью.

Кинжалы

Кинжалы работы мастеров Черкессии встречаются нечасто. Они, как правило, датируются серединой – третьей четвертью XIX века. Основным признаком для определения черкесских кинжалов служит орнамент и техника его исполнения, имеются также и конструктивные особенности. Исходя из этого можно выделить три типа черкесских кинжалов.

1 тип кинжалов

Кинжалы среднего размера, общая длина которых в ножнах составляет 50 см. Клинки имеют долы различной формы и числа: один, смещенный от центра – лезгинский тип, два посередине или четыре посередине — (стр. 35 Ю.А.Нацваладзе). Головка рукояти закруглена и слегка вытянута, и полностью обложена серебром. Рукоять скреплена с хвостовиком клинка двумя заклепками со шляпками, имеющими полусферическую форму. Ножны деревянные, оклеенные кожей, имеют серебряное устье, обоймицу и наконечник, или представляют собой серебряный футляр. Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой. Черневой орнамент нередко окаймлен рамками, внутри которых расположены гравированные завитки в форме запятой с точкой в утолщенной части. В орнамент вкраплены солярные розетки, они же украшают шляпки заклепок и шарик наконечника ножен. Фон разработан зигзагами и нередко позолочен – (стр.61 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Очень ценно для определения вещи, когда встречается имя мастера, особенно если это специфическое черкесское имя, например – кинжал XIX века за №15784ГИМ имеет надпись: «работал Хаджи Закишу», или кинжал за №16310ГИМ – «работа мастера Мухаммеда сына Аркукула Ипа Чан. Владелец Ильяс Хинди в Халебе – 24 июля 1872 год». Это работа черкесского мастера в Сирии после исхода с родины.

2 тип кинжалов

Кинжалы небольшого размера с клинками клиновидной формы, с небольшими ребрами жесткости или одним долом, проходящим по центру с каждой стороны клинка. У пятки клинок утолщен, середина его уплощена, иногда в нижней части выбиты клейма – кружочки. Рукояти выполнены из черного рога, бывают цельные или составные из двух половин, скрепленных двумя или тремя сквозными заклепками со шляпками полусферической формы. Под шляпками находятся серебряные прокладки разной формы: закрывающие все основание рукояти, или в виде полоски, имитирующей галун, загибающейся на левую сторону. Эта последняя форма прокладок характерна также для тифлисских кинжалов – (стр.355 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Третья прокладка, наложенная на середину рукояти, имеет фигурную форму. Встречаются рукояти, полностью обложенные серебром. Ножны выполнены из дерева, оклеены справа – черной, слева – темно-коричневой кожей. Прибор ножен: устье, обоймица, наконечник – серебряные, они украшены чернью и гравировкой. Орнамент содержит черкесские элементы: имитацию галуна, завитки, сито. Все детали обрамляют прокатки ложной зерни. Фон орнамента разработан мелкими зигзагами, иногда позолочен. –(стр.35 Ю.А.Нацваладзе, стр.62 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Э.Г.Аствацатурян считает, что эти кинжалы вызывают сомнения, возможно, они тифлисской работы.

3 тип кинжалов

Кинжалы с небольшими клинками, у которых серебряные детали прибора украшены сплошной крупной зернью, посаженной в розетки из крученой проволоки. Этот тип украшения стал модным в начале XX века.

Средняя общая длина кинжалов – 40 см без ножен.

Средняя длина клинков – 30 см., средняя ширина клинков – 3 см.

Рукояти выполнены из кости или рога с серебряными накладками или сплошь обложены серебром. Ножны деревянные, оклеенные черной кожей, имеют серебряные устья, обоймицу и наконечник, или представляют собой серебряный футляр. Вся поверхность серебряных деталей сплошь покрыта филигранными розетками, в центре которых шарики крупной зерни. – (стр.62 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.)

ruslanka.ru

Сабля, кинжал и древние доспехи: Самое дорогое антикварное оружие (ФОТО)

На рынке военного антиквариата всегда был, есть и будет спрос на предметы, выпущенные в единственном экземпляре, многие из которых могут похвастаться уникальной историей. Чаще всего это оружие, принадлежавшее великим людям или связанное с ключевыми событиями эпохи. Например, сабля Наполеона Бонапарта была пущена с молотка на аукционе Osenat в 2007 году за €4,8 млн, став самым дорогим предметом антикварного европейского холодного оружия. С западным военным антиквариатом соперничает антиквариат восточный. Самый яркий пример — это китайская сабля времен династии Цин, проданная за $7,5 млн. Forbes выбрал 10 самых дорогих предметов военного антиквариата, проданных на аукционных площадках за последние 13 лет.

Самая дорогая сабля

Цена: 58,9 млн гонконгских долларов ($7 581 608)

В 1748 году император династии Цин Айсиньгеро Хунли повелел лучшим мастерам Поднебесной создать церемониальные сабли.

Он лично курировал этот проект и, как считается, сам утвердил дизайн каждой из них. Всего в период с 1748 по 1795 год было изготовлено 90 сабель. Все они имели рукоятку из белого нефрита и были искусно украшены золотом и серебром, каждая получила свое собственное имя и порядковый номер. В октябре 2008 года один из этих редчайших шедевров китайского оружейного искусства был пущен с молотка на гонконгском аукционе Sotheby’s за немыслимые деньги — более $7,5 млн, установив ценовой рекорд для азиатского антикварного холодного оружия! Сабля имеет говорящее имя Бао Тенг, или Парящее Сокровище, и порядковый номер 17.

Самый дорогой кинжал

Цена: £3 737 250 ($5 947 459)

До наших дней дошло не так много хорошо сохранившегося оружия времен Насридов — династии, правившей Гранадским эмиратом (сейчас территория Испании) с 1230 по 1492 год. Именно в этот период мастерство ремесленников и художников мусульманской Испании проявилось наиболее ярко: так, знаменитый дворец Альгамбра был построен именно при Насридах. Обладать предметами, созданными насридскими умельцами, — мечта многих коллекционеров и музеев мира. Когда на аукционе Sotheby’s в Лондоне в октябре 2010 года на торги был выставлен изысканный кинжал, украшенный золотым орнаментом, то всем стало ясно, что за него развернется настоящая борьба. В итоге при максимальной предпродажной оценке в £800 000 он ушел с молотка почти в пять раз дороже!

Самый дорогой револьвер

Цена: $1 142 500

До наших дней дошел всего 21 украшенный нанесенными золотом изображениями диких животных револьвер 31-го калибра карманной модели Colt 1849. Они были выпущены ограниченной серией специально для Всемирной выставки в Лондоне 1851 года и стали предметом особой гордости и своеобразной «визитной карточкой» Сэмюэла Кольта: их он дарил и продавал только самым важным из своих современников. В частности, три таких револьвера американский оружейник презентовал Николаю I — они сейчас хранятся в Эрмитаже. Так что нет ничего удивительного в том, что выставленный на торги на январском аукционе Sotheby’s в 2012 году Colt 1849 с серийным номером 63 306 с легкостью преодолел планку в один миллион долларов.

Самый дорогой щит

Цена: £457 300 ($923 151)

Позолоченный серебряный Щит Ахилла, чей дизайн разработал известный британский художник, гравер и скульптор Джон Флаксман, был одной из последних работ великого мастера, умершего в 1826 году. Щит был изготовлен королевскими ювелирами в 1823 году для герцога Камберлендского (позднее ставшего королем Ганновера) Эрнст Августа, выполнял церемониально-символические функции и был настоящей вершиной ювелирного искусства эпохи Регентства. На нем мастерски изображены сцены из «Илиады» Гомера. Поэтому на декабрьском аукционе Sotheby’s в Лондоне в 2007 году Щит Ахилла был продан за рекордную для подобных вещей сумму.

Самый дорогой шлем

Цена: $842 500

На сегодняшний день известно о существовании всего двух греческих бронзовых шлемов критского типа с открытым лицом: один выставлен в музее в Гамбурге, а второй был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в июне 2010 года. Он создан в самом начале архаического периода Древней Греции — в середине VII в. до н.э. Позволить себе такую вещь в те времена мог не каждый: вполне возможно, что шлем принадлежал знатному войну или даже царю. Удивительно, что столь древний артефакт вообще дошел до наших дней практически в идеальном состоянии. Примечательно, что перед началом торгов шлем, украшенный искусно изображенными сценами из древнегреческих мифов, максимально оценивался всего в $550 000.

Самые дорогие доспехи

Цена: $602 500

В октябре 2009 года на нью-йоркском аукционе Christie’s были пущены с молотка уникальные самурайские доспехи, созданные в самом начале периода Эдо (1603–1868 гг.). Они были частью коллекции самого Кии Токугавы: представители знатного рода Токугава фактически правили Японией на протяжении более чем двух с половиной веков. Вполне возможно, что доспехи, проданные в Нью-Йорке, когда-то носил сам сегун. Они мастерски выполнены по всем канонам того времени и богато украшены золотом. Подобную редкость даже в самой Японии встретишь нечасто, а уж за ее пределами и подавно, поэтому итоговая цена продажи превысила максимальную оценку более чем в два раза.

Самый дорогой меч катана

Цена: £120 000 ($238 320)

В Японии все клинки, созданные великими мастерами вроде Масамунэ, запрещено вывозить из страны без специального разрешения, поскольку они объявлены национальным достоянием. Но в конце XIX — начале XX века подобных запретов не было, и некоторые древние катана все же попали на Запад. Самурайский меч, выставленный на торги на майском аукционе Christie’s в 2007 году в Лондоне, как раз является одним из них. Он был создан выдающимся кузнецом Норисигэ, который обучился искусству изготовления катана вместе с Масамунэ и Юкимицу у великого мастера Синтого Кунимицу. Клинок был выкован в самом начале периода Муромати (1336-1573 гг.). Поэтому и цена продажи превысила оценочную стоимость £40 000.

Самое дорогое копье

Цена: €108 750 Когда

Демократическая республика Конго была еще Бельгийским Конго, ничто не мешало европейцам вывозить из страны не только ресурсы, но и предметы традиционного африканского искусства, в том числе и оружие. Наиболее ценные его экземпляры то и дело всплывают на аукционных площадках, а иногда и ставят ценовые рекорды. Как это, например, произошло с королевским копьем Луба, что было продано на декабрьском аукционе Sotheby’s в Париже в 2012 году. Оно было пущено с молотка за рекордную цену, которая оказалась в два раза выше максимальной оценочной стоимости. Копье Луба могло принадлежать только вождю крупного племени, его использовали в качестве церемониального оружия, и подобных предметов сохранилось буквально несколько десятков.

Самый дорогой мушкет

Цена: £27 500 ($42 817)

В декабре 2008 года на лондонском аукционе Christie’s был продан очень редкий мушкет 1780 года, который принадлежал охраннику из личной стражи турецкого султана Абдул-Хамида I. Всего до наших дней дошло 10 подобных предметов огнестрельного оружия. Девять хранятся в музеях (в том числе один можно увидеть в Гатчинском арсенале в Санкт- Петербурге) и один — в частной коллекции. Все эти мушкеты были сделаны лучшими османскими оружейниками и богато украшены драгоценными металлами. Поэтому проданный на декабрьском аукционе экземпляр и установил ценовой рекорд для такого рода лотов, а его итоговая цена в полтора раза превысила максимальную оценочной стоимость — £18 000.


Самый дорогой арбалет

Цена: €33 800

Вероятнее всего, немецкий охотничий арбалет начала XVII века, проданный на аукционе Sotheby’s в Мюнхене в октябре 2005 года, принадлежал богатому рыцарю или знатному вельможе. По крайней мере, вынести такое суждение позволяет его мастерская и богатая отделка: он наверняка делался на заказ у лучших оружейников. Удивительно, но до наших дней арбалет дошел в идеальном состоянии, сохранив все первоначальные детали. Максимальная оценочная стоимость оружия составила €18 000, но продано оно был в итоге за почти вдвое большую сумму. Примечательно, что на нью-йоркском аукционе Christie’s в марте 2010 года деталь (!) от механизма китайского арбалета I-IV вв. н. э. ушла с молотка за $56 250.

Павел Соколов, журналист

malsagoff.livejournal.com

описание и фото. Старинное холодное оружие

Хобби 27 декабря 2015

Сабля — распространенное оружие в России в 16-19 веках. У каждой разновидности есть свои особенности. Казацкая сабля вытеснила другие типы подобного оружия. В 19 веке она была самым часто встречающимся вариантом в России и на Кавказе. Саблю подобного типа называли еще казацкой шашкой. С развитием огнестрельного оружия и упразднением доспехов из металла боевую саблю применяли практически все воины имперской российской армии. В условиях ведения боя, в котором пули могли пробить железную броню воина, атака с применением казацкой сабли стала более чем актуальной. Это было возможным благодаря ряду характеристик и особенностей такой разновидности холодного оружия.

Общая характеристика

Казацкая сабля — это колюще-режущее оружие, имеющее довольно длинный клинок. Оно применялось в бою и служило атрибутом военного одеяния. Сегодня такая сабля является ценным антикварным холодным оружием. Оно дает возможность понять тактику ведения боя тех времен.

Оригинальная казачья шашка состоит из клинка и эфеса (рукояти). Стандартная длина лезвия достигает 1 м. Оно одинарное. Но для боя применяли 2-лезвийное оружие. Сам клинок был немного изогнут.

Эфес не имеет крестовины. На его конце рукоять раздваивается. Может иметь круглый оконечник.

Именно казацкую саблю называют шашкой. В данном случае это одно и то же. Но обычная сабля не равноценна шашке. В первом случае раны наносились только рубящего типа, а во втором добавлялась еще возможность колоть и подрезать. Это особенность именно казацкого оружия.

Выделяются две основные разновидности шашек этого времени: кавказского и азиатского образца. У них есть некоторые отличия. Разнятся казацкие сабли и по году выпуска.

Ношение и применение шашки

Казацкая шашка не имела гарды, выраженного острия. Кривизна клинка была минимальной. Все эти факторы обуславливали ее иную балансировку, в сравнении с обычной саблей.

Шашку держали в ножнах из дерева. Из-за способа ее применения в бою в них сабля была обухом расположена вперед. Ножны обычно обтягивали кожей.

Прикреплялась сабля к поясной или плечевой портупее. Для этого применяли одно или два кольца, закрепленных на выгнутой стороне.

В лихих казацких забавах, на поле брани приходилось не только участвовать в бою, но и отражать порой внезапные нападения. Поэтому в ножнах она лежала лезвием вверх.

Казацкая шашка при этом легко выхватывалась и не требовала перемены руки. Это удобное оружие. По характеристикам шашку можно сравнить с самурайской катаной. Они имеют аналогичную форму клинка, а также применение и ношение.

Видео по теме

Происхождение шашки

Слово «шашка» заимствовано из черкесского или адыгского языка, где подобное оружие называли «сашхо» или «сэшхуэ». В переводе это означает «длинный нож».

Черкесские модели отличались от русских. Они были короче и легче. Прародителем казачьей шашки образца 1881, 1904, 1909 годов является оружие 12-13 веков. Исследователи нашли его в черкесских землях.

Этот тип сабли сначала переняли терские и кубанские казаки. У них шашка считается традиционной частью военного костюма. Уже от казаков такое оружие стало применяться среди низших и высших армейских чинов.

Как уставная шашка она применялась кавалерией, жандармерией, полицией, а также среди офицерского состава. И поныне лихие казацкие забавы, боевые подвиги представляются неизменно в сочетании с шашкой. Можно сказать, это атрибут казачества.

Шашка азиатского образца

Казаки долгое время для своего вооружения использовали шашки турецкого, персидского образца.

До середины 19 века очень много было сабель кавказского типа. Но самой популярной, регламентированной шашкой казаков в 1834-1838 годах стала сабля азиатского образца.

Она имела однолезвийный стальной клинок искривленной формы. Оружие имело один широкий дол. Боевой конец был двухлезвийный.

Суммарная длина ее достигала 1 м, а клинка — 88 см. Его ширина равнялась 3,4 см. Шашка азиатского образца 1834-1838 годов имела кривизну 70/395 мм. Весило такое оружие около 1,4 кг.

Офицерская сабля азиатского образца имела украшения на эфесе и ножнах. Подобное оружие было присвоено низшим и высшим армейским чинам Нижнегородского и Северского драгунского полка, а также фельдфебелям пластунских батальонов и местным командам кубанского войска казаков.

Позднее их утвердили боевым оружием в Тверском, Переяславском, Новороссийском драгунском полку.

Шашки казачьи образца 1881 года

После поражения Российской империи в Крымской войне (длилась в 1853-1856 годах) проявилась острая необходимость проводить реформы в армии, начиная с самых высших уровней управления. Этим процессом управлял глава Военного Министерства Д. А. Милютин. После его отставки в 1881 году реформирование армии прекратилось.

Установление единого образца оружия было произведено в этом же году. Все другие образцы холодного оружия упразднили, и для кавалерийских, драгунских и пехотных войск ввели единый тип сабли.

Очень быстро шашка казачья 1881 года стала самым распространенным колюще-режущим оружием в российской армии. Они были двух разновидностей: для низших чинов и для офицеров.

Геометрия оружия позволяла наносить глубокие, сильные ранения. Эта особенность и стала причиной выбора этой сабли единым образцом в российской армии.

Шашка казачья низших чинов (1881 года)

Солдатская шашка имела суммарную длину 102 см. Клинок ее стандартно изменялся в 87 см, а его ширина равнялась 3,3 см. При этом вес оружия составлял 800 г. Рукоять имела прямую форму с резким изгибом на конце. Она была выполнена из дерева и имела глубокие наклонные желобки. Отверстие темляна по технологическим причинам было смещено вниз к упору.

Ножны не имели крепления для штыка. Он не предусматривался к казачьим карабинам. Однако некоторым полкам были выданы в то время ножны с закрытой колодкой для штыка. К 1889 году во всех низших чинах были выданы шашки азиатского типа. Это образцовое орудие именуется как шашка казачья, оригинал 1881 года.

Шашка офицерская 1881 года

В 1881 году Главный Штаб Военного ведомства издал Циркуляр 217. В нем приводилось подробное описание офицерской шашки. Согласно этому документу подробно описывался клинок и эфес оружия. До мелочей оговаривались их составные части.

Клинок состоял из боевого конца, средней части, пятки и нижнего утолщенного ребра (обух) и верхнего лезвия. Та часть клинка, которая предназначена для рубки, называется фебель, а для отражения ударов — форте.

Центр клинка располагается на расстоянии 0,25 аршина, если измерять от острия. Там же заканчиваются долы на клинке.

Эфес состоит из гайки, головки, рукояти, ее заднего и переднего кольца, дужки и кожаного кольца.

Рукоять выполняется из дерева под названием бакаут. Иногда для этих целей использовали и другие породы.

Антикварное холодное оружие образца 1881 года имеет поперечное сечение в средней части в виде четырехгранника, у которого углы закруглены. В концах оно обладает овальной формой. Задняя часть рукояти немного толще, чем передняя.

Материалы

Клинок представленной разновидности оружия был «куклой» из стали. Для изготовления эфеса применялись самые разные материалы. Заднее кольцо выполнялось из меди с позолотой. Этот элемент имел овальную форму. Вверху его находилась прорезь для дужки. Переднее кольцо также медное, позолоченное.

Гайка, расположенная внутри эфеса, может быть стальной, медной или железной. Она навинчивается на хвост клинка очень плотно.

Головка рукояти медная с позолотой. Имеет вид венчика. Из этого же материала сделана дужка.

Кольцо, защемленное между эфесом и задним сечением пятки, сделано из кожи. Казацкое оружие тех времен выполнялось из перечисленных материалов как для солдат, так и для офицеров.

Отличие солдатской и офицерской шашки образца 1881 года

Как для низших чинов, так и для высших применялось почти однотипное холодное оружие. Клинок не отличался ничем. Разница состояла в технологии крепления рукояти.

Втулка, расположенная на вершине, и рукоять прикреплялись к хвостовику клинка тремя заклепками. Поэтому в деревянную основу от навершия до ее середины были врезаны две прожилины. Их отбивали вместе с оконечником. Через них была проведена средняя заклепка.

У офицерской шашки в связи с изменением конструкции отверстие темляка располагалось выше, чем у солдатской разновидности сабли. Оно находилось на средней линии рукояти.

Однако казацкая сабля низших чинов отличалась простотой крепежа. Со временем офицерское холодное оружие стали изготавливать по той же технологии.

Шашка низших чинов образца 1904 года

Шашка казачья низших чинов была схожа с предыдущим образцом. Однако были некоторые отличия. Характерным в таком оружии было нанесение аббревиатур методом травления. Они располагались на внутренней стороне клинка и выглядели так: «ККВ» (Кубанское казачье войско), «ТКВ» (Терское казачье войско). С другой внешней стороны клинка также располагались буквы «ЗОФ», которая расшифровывалась как Златоустовская оружейная фабрика. Также здесь же был указан год выпуска шашки. Это стало особенностью казацкой сабли образца 1904 года.

Ножны были деревянные, обтянутые кожей. Боевая шашка утапливалась в них до головки рукояти благодаря раструбу вверху деревянного футляра.

Оружие низших чинов образца 1904 года весило 1 кг. Его общая длина составляет 92 см, а клинка — 74 см. Ширина лезвия достигала 3,5 см.

Эта сабля была принята на вооружение в кавказских казачьих войсках для солдат. Позднее ее незначительно усовершенствовали. Но общий вид остался практически неизменным.

Шашка офицерская образца 1909 года

Циркуляр Главного штаба 51 от 22.03.1909 года вводил изменения в регламент описания офицерских шашек. В прежнем виде оставлялось золотое холодное оружие высших армейских чинов и сабли с орденом св. Анны 4 степени. К ним добавлялось только украшение на будке и заднем кольце.

Офицерские сабли образца 1909 года не имели отличий от предыдущего типа оружия в области клинка, кроме расположения на наружной стороне лезвия имени Государя Императора. С другой стороны располагался герб.

Заднее кольцо имело украшение из лавровых ветвей, а также выпуклого имени Императора. Также здесь имелись декоративные бордюры. Головка рукоятки имела украшение в виде виньетки.

Позже были разработаны и другие образцы, но в послевоенные годы (после Второй мировой войны) такое оружие упразднили. Шашка стала парадным атрибутом войска, а также неотъемлемым оружием казачества.

Сегодня это наградные сабли. Получить ее считается очень почетным для военных чинов. Носить шашку можно только с разрешения, как и любые подобные изделия. Ведь это грозное боевое оружие.

Рассматривая такое холодное оружие, как казацкая сабля, можно глубоко вникнуть в военную организацию прошлых времен. В своем роде это был грозный инструмент на поле брани. С регламентации именно этого оружия начались реформы и преобразования в российской имперской армии. Оно было распространено повсеместно и имелось как у простых солдат, так и офицерского состава. Сегодня это неотъемлемый атрибут казачества, который выступает в качестве наградного оружия, как символ воинской чести и доблести.

Источник: fb.ru

monateka.com

Старая сабля | NEW-HUNTER.RU

«Ныне отпущаеши раба твоего, Владыка…», — тонко и печально неслось под сводами церкви. В последних числах студеного марта 1820 года отпевали сотника Уральского казачьего войска Федора Игнатьевича Кузьмина. Пожилые служивые казаки стояли вокруг закрытого гроба небольшой, но нерушимой, как становой ряж, толпецой. Положа руку на эфес сабли, второй рукой широко крестились двумя перстами. Их суровые, седобородые лица были безмятежны и непроницаемы, как образа на стенах древней церкви. Рядом с аналоем стоял, держа в руках шелковый цилиндр, господин Управляющий. Его толстое, по-бабьи, бритое лицо было плаксиво и печально. Сзади сгрудились фабричные — мастера, кузнецы, литейщики, граверы. Небольшая церковь не могла вместить всех желающих проститься с Федором Игнатьевичем. В Златоусте его знал и любил каждый. Да и как не знать, когда знатный был казак, боец, каких мало, а уж охотник такой, что отродясь не видали? Полвека прожил, как казак, а погиб, как охотник. На войне пуля и картечь не брали, а тут случай подвел, незадача вышла, один раз оплошал Федор Игнатьевич и сгинул. Страшная, лютая смерть ему выпала, не дай бог к ночи вспомнить…

А всему виной оказалась знатная охотничья полусабля, что подарили ему на именины друзья и сослуживцы. Тут долго думать не надо: чем Златоуст исстари славен?

Клинками добрыми — благородным белым оружием. Скинулись друзья по полтине, денег-то особо не накопили, какие у казака деньги? В одном кармане вошь на аркане, в другом — блоха на цепи… Одним словом, всем миром навалились, порадели и заказали знатную охотничью полусабельку лучшему по тому времени мастеру. А фабричному и самому оказать уважение Федору Игнатьевичу хотелось. Не раз и не два его Федор копченой медвежатиной угощал, похмелял, бывалоча, поутру, как не уважить доброго человека? Он и постарался. Полосу сабельную выбрал лучшей поковки, укоротил против табели на четверть, еще раз проковал, выровнял, пригладил. Три дня думал, что на долах изобразить? Так, чтобы нарядно вышло и со смыслом. Лишней красоты не хотел наводить мастер, потому как человек Федор Игнатьевич был суровый, не легкомысленный, но и простого не хотелось. Служивый ведь казак, сотник Кузьмин, почитай тридцать лет как при боевом оружии. Тяжела солдатская ноша, пусть пожилой казак повеселит себя легкой, как перышко, ухватистой и проворной охотнитской сабелькой. Будет висеть у пояса на нарядной перевязи, рядом с казацкой люлькой и деревянной пороховницей. Любо-дорого!

Перво-наперво изобразил мастер на сабле охотничью погоню. Два лихих всадника скачут во весь опор за матерым волчищем. Догонит али нет, то один бог ведает, а изобразить надо… Вырезал на стали, замшей затер, по бокам деревца и цветущие травы навел, хорошая картинка получилась… На другой стороне решил родную Златоустовскую оружейную фабрику изобразить. В середке, как полагается, главная литейная башня с крестом на макушке, по бокам добротные цеховые избы, вдали стройная церковь и поселок оружейников. «Наши сабли, штыки да шпаги с палашами, почитай полмира облетели, в самом супостатском Париже побывали, а из какого гнезда вылетели? Да вот из этого самого!», — подумал мастер и щелкнул ногтем по изящной гравировке. Эфес решил сделать из сохатиного рога. Прошлой осенью за капустными огородами два лося на гону схватились. Всю ночь ревели, а поутру нашли в том месте рог обломанный. Зело хороший эфес получился — крепкий и ухватистый. И на вид красивый, не хуже, чем у немцев. Видел такой эфес мастер у барина-охотника, который из самого Санкт-Петербурга приезжал к господину Управляющему. На обоймицах сабельных ножен решил мастер сердечную отраду Федору Игнатьевичу подарить — изобразить пологий берег Урала с родной избой, в которой изволил проживать сотник с супругой Домной Федосеевной и изрядным семейством своим. Пусть охотник на дальней заимке или в глухих таежных дебрях-урочищах глянет на рисунок, и на душе у него потеплеет, и слеза в глазу закипит… может, быстрей домой воротится… Еще изобразил мастер на ножнах токующего весеннего глухаря и ветку кедрача со спелыми шишками. Хотел было трав подпустить, орнамент по краям лепестковый, листья дуба али клена разлапистого, но не стал: сабля — не игрушка, а вещь серьезная. Пусть ездит с ней по урочищам сотник, будет чем зверя приколоть или от лихих лесных людишек отмахнуться. Многие лета тебе, казак… Но не случилось. Всего два года прожил Федор с дареной саблей.

На самом излете зимы, в лютый мороз, когда в лесу трещали и лопались деревья, возвращался с охоты Федор Игнатьевич. Конь заиндевел на морозе, струйки пара, как мушкетные выстрелы, вылетали из его горячих ноздрей. Сотник в стеганом кафтане, на голове соболья шапка, поперек седла штук пять мерзлых глухарей приторочено. За спиной, в чехле, верный тульский карабин. На поясе полусабля. Едет по льду Урала, или по-старому Яика, до дому верст с десяток всего осталось, торопится. Вдруг конь заржал и понес галопом. Оглянулся Федор Игнатьевич, а за ним волков штук шесть мчится. Стая матерых. На махах несутся, в снегу ныряют и, точно в зевоте, молча зубы скалят. Знал охотник Федор, что не за ним мчатся, за конем. Оголодали в лесу, остервенели от затяжных морозов, вот на лошадятину и потянуло. Надо было с коня прыгать, не тронут его, а коня догонят и зарежут. Знал сотник, что делать, да вдруг взыграла в нем обида за верного коня. Помутился разум, борода дыбом встала, грудь колесом. Выхватил карабин и ударил пулей прямо в лоб матерому. Разнесла накоротке добрая свинцовая пуля волчий череп вдребезги, кувырнулся тот в снег, да толку-то что? Пять остальных еще шибче бегут, шерсть на загривках колом стоит, клыками щелкают, вот-вот бросятся. Выхватил сотник острую, как бритва, саблю и коротко рубанул по хребтине ближайшего волка. Тот с повизгом отвалился на сторону. Хотел Федор Игнатьевич достать третьего волка, да тот, опередив коня, в прыжке впился ему в горло и порвал. Конь захрипел и упал. Федор едва на ногах устоял. Конь поднялся и, мотая разорванной шеей, помчался вперед. За ним ушли волки. Федор остался один и сгоряча бросил окровавленную саблю в ножны. С час шел по следу, как вдруг увидел, что в сумерках прямо на него несутся серые тени. Разряженный карабин был бесполезен. Сотник схватился за саблю. Привычно дернул из ножен — сабля не вынималась! Лютый мороз намертво спаял ее в ножнах. «Эх! Забыл, едрена кость, вытереть саблю…», — подумал сотник и, ухватив карабин, как дубину, пошел навстречь. Хоронила знатного казака вся оружейная фабрика. Сам господин Управляющий пожаловал на поминки два ведра казенной и с грустью сказал: «Не видать нам больше такого охотника, как Федор Игнатьевич!» Помянули на славу! Два дня фабрика не работала, а дареная сабля после перешла во владение старшему сыну, служивому казаку Ивану.

Дмитрий Дурасов. Журнал «Мастер-Ружье».

new-hunter.ru

Сонник СТАРИННЫЕ МЕЧИ САБЛИ. К чему снится СТАРИННЫЕ МЕЧИ САБЛИ видеть во сне

эту историю нам передал Абдуллах ибн Хамид аль-Факих со слов Абдул-Азиза ибн Абу Дауда, который рассказал, что в пустыне жил человек, устроивший себе место для моления, в центре которого он установил семь камней. Когда он совершал молитву, то произносил: «О камни! Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха». Однажды он заболел и умер, и дух его вознесся. Я увидел его во сне, и он велел мне идти в огонь. И я увидел один из тех самых камней, который вдруг стал очень большим и закрыл собой ворота преисподней, также и остальные камни закрыли другие врата преисподней».

Этот рассказ от Абу Саида, который сказал: «Если кому-то приснится прочно построенная мечеть, посещаемая прихожанами, то мечеть символизирует ученого человека, у которого собираются люди на доброе благое дело для восхваления Аллаха Всевышнего, по словам Его, Велик Он и Славен: «….в которых поминается имя Аллаха много».

Если кто-то увидит во сне, что он строит мечеть, то он достигнет милости и соберет людей, чтобы сделать доброе дело и построит мечеть, и это также указывает на победу над врагами в соответствии со словами Всевышнего: «Сказали те, которые одержали верх в их деле: «Устроим мы над ним мечеть!».

Если кому-то приснится, что неизвестный человек стал имамом над людьми в мечети, когда имам этой мечети заболел, то он умрет. Сон о том, как мечеть превратилась в баню, указывает на то, что затаившийся человек чинит неправедные дела.

Если же кому-то приснится, что его дом превратился в мечеть, то он добьется чести и станет проповедовать людям Истину против лжи. А если увидит, что вошел в мечеть с толпой людей, и они вырыли ему яму, то он женится. Заброшенные мечети указывают на упущение алимов и прекращение ими повеления добра и запрещения порицаемого. Входить во сне в Масджид-аль-Храм,-к безопасности и исполнению обещания. Соборная мечеть во сне символизирует место, в котором люди стремятся получить прибыль и откуда они уходят с выгодой, соответственно своей степени и деньгам(как рынок и т.п.). Она указывает также на справедливость для того, кто пришел в это место обиженным и притесненным. Вообще видеть во сне мечеть-сулит скорое приобретение новых знаний в Исламе, благочестия и набожности. Видеть, как рушится мечеть-к смерти хорошего алима, или знакомого, или кредитора. Молиться в мечети- к скорому получению радостного известия. Для женщины такой сон сулит скорое рождение ребенка.

www.sunhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *