Статус ядерной державы – США, СССР, Россия, Пакистан и КНДР, список на 2018 год, ТОП мировых, официальные и признанные

США и Россия должны признать новые ядерные державы » Военное обозрение

Нужно легализовать все ядерные державы – с таким предложением выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. У идеи признать реальность много противников, но альтернативы такому решению нет. Пора перестать делать вид, что в мире есть лишь пять ядерных держав. Тем более что толку от отрицания реальности никакого – а вот вреда, как показывает тот же корейский кризис, много.
Мировому сообществу следует легализовать статус государств, которые де-факто являются обладателями ядерного оружия, заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:

«Мною предлагается провести легализацию статуса всех де-факто ядерных государств и созвать саммит стран – обладателей ядерного оружия, чтобы совместно обсудить вопросы решения этой глобальной проблемы».

С этим предложением Назарбаев выступил в Астане на церемонии открытия банка низкообогащенного урана МАГАТЭ, который расположен в Усть-Каменогорске. При этом казахский президент выразил обеспокоенность испытаниями баллистических ракет и ядерной программой КНДР.

Стремление Назарбаева добиться запрета атомных бомб как таковых известно. Вот и в этот раз он назвал ядерное оружие «казнью всего человечества», заявив, что у девяти государств мира содержится 16 тысяч единиц ядерного оружия:

«Но даже половина процента ядерных арсеналов нарушит климат и вызовет глобальный голод. Это означает саморазрушение».

Но путь к запрету ядерного оружия – а Назарбаев считает, что 2045 год мир может встретить без атомной бомбы – лежит через жесткое соблюдение международных договоров. В первую очередь – Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который, как напомнил Назарбаев, «не оправдывает возлагавшихся на него надежд»:

«В частности, страны «ядерного клуба» не раскрывают сведения о ядерных программах в добровольном порядке. Другие же страны дают МАГАТЭ исчерпывающую информацию. Необходимо сокращать дисбаланс в подходах между «ядерной пятеркой» и остальным миром».

Собственно, первым шагом на пути к этому должно стать признание новой реальности – в мире существует не пять ядерных держав, а девять. Нужно легализовать все ядерные страны. То есть к пятерке «великих держав» – США, России, Китая, Великобритании и Франции – добавить еще четыре: Индию, Пакистан, Израиль и КНДР. Да, это будет непросто. Но чем быстрее это будет сделано, тем больше будут шансы на то, что дальнейшего распространения ядерного оружия не произойдет.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был подписан тремя из пяти ядерных держав в 1968-м и вступил в силу в 1970-м, Франция и Китай подписали его в 1992-м. Но в реальности клуб продолжал расширяться.

К 1974-му бомбу получила Индия, в конце 70-х – Израиль, к концу 90-х – Пакистан. А в 2006 году оружие судного дня создала Северная Корея. Именно с ней у мирового сообщества возникло больше всего проблем. Потому что, в отличие от других стран, получивших оружие, на нее решили оказать давление США. С остальными так сделать даже не пытались.

Из этих трех ядерных стран первой оружие получила Индия. И это было понятное желание, учитывая тот факт, что две страны воевали в 1962-м, а спустя два года китайцы провели успешное испытание атомной бомбы. Индийская бомба стимулировала ядерную программу соседнего и враждебного ей Пакистана. А распад соцлагеря и крах СССР в начале 90-х заставили Северную Корею озаботиться созданием собственного ядерного оружия.

У КНДР была своя ядерная программа и раньше – но она носила в первую очередь мирный характер, а военные разработки велись «на всякий случай». В 1985 году Пхеньян даже подписал ДНЯО – тогда, при наличии ядерного оружия у СССР и КНР, двух соседей и союзников КНДР, маленькая страна могла чувствовать себя в безопасности. Но после того, как на месте идеологически близкого СССР возникла прозападная Россия, а Китай стал налаживать отношения с Южной Кореей, северокорейские коммунисты всерьез обеспокоились за суверенитет своей страны. И стали создавать бомбу.


Несмотря на то, что США вывели из Южной Кореи свое ядерное оружие, там продолжали оставаться американские войска, а общий расклад сил в мире изменился не в пользу КНДР. Так что попытка усилить контроль со стороны МАГАТЭ и давление США лишь подкрепили намерение северокорейцев обзавестись ядерной бомбой. В 2001 году США включили КНДР в «ось зла», а спустя пять лет у Пхеньяна появилось ядерное оружие. На этом нынешнее расширение клуба ядерных держав закончилось.

Из девяти стран «ядерного клуба» лишь одна страна официально не признает наличие у нее ядерного оружия. Это Израиль, который создал его к концу 70-х, и мотивация тут тоже была понятна. Постоянные арабо-израильские войны, последняя из которых состоялась в 1973 году, рано или поздно привели бы к поражению еврейского государства – а атомное оружие стало дополнительным аргументом в пользу заключения мира с тем же Египтом. Да, мир был заключен до успешных испытаний атомной бомбы, но работа над ней не была секретом для тех, кому нужно было об этом знать.

Понятно, что ни на Израиль, являющийся ближайшим союзником США, ни на Пакистан, также относящийся к числу американских военных союзников, Вашингтон не оказывал никакого давления в связи с получением ими ядерного оружия (ну а давить на Индию и вовсе было бессмысленно). Но вовсе не потому, что риск применения оружия руководством еврейского государства или пакистанскими генералами был минимален. Это союзные США страны с так или иначе управляемыми элитами. А вот Северная Корея – полностью автономная страна, с которой США к тому же еще в свое время и воевали. Поэтому идея запретить ей иметь ядерное оружие показалась Вашингтону осуществимой. Тем более что в тот момент, когда он начал свои пляски вокруг северокорейской программы, Россия и Китай занимали гораздо более слабые позиции на мировой арене. Кроме того, понятно, что и Москва, и Пекин не заинтересованы ни в распространении ядерного оружия в мире, ни в появлении его у своего соседа – так что не сложно было добиться присоединения их к осуждению «корейской бомбы».

Но в 2006-м КНДР создала атомное оружие, а сейчас получила и средства его доставки до США. Чем больше Штаты давили на Пхеньян, тем сильнее он вооружался. Риска применения атомного оружия со стороны КНДР нет, изображать Кимов маньяками или безумцами могут только в Голливуде. Шансов отобрать у КНДР ядерную бомбу также не существует. Добровольно она от него не откажется, а война с ней быстро превратится в лучшем случае, как и в 1950-м, в американо-китайскую, а в худшем – в ядерную войну.

Но признание ядерного статуса КНДР станет важным шагом к формированию нового, многополярного мира. Необходима реформа СБ ООН, который должен отражать реальную расстановку сил в мире – например, путем включения в состав его постоянных членов Индии, Бразилии, Японии, представителей арабского, мусульманского и африканского мира. И необходима легализация «ядерного клуба» – чтобы не допустить дальнейшего распространения атомного оружия.

Как это сделать? Для начала хотя бы дать КНДР гарантии ненападения на нее – вместо того, чтобы делано возмущаться очередными испытаниями ее ракет и атомного оружия.

topwar.ru

сможет ли Украина вернуть себе статус ядерной державы

Передача оставшихся после распада СССР украинских ядерных арсеналов России была большой ошибкой, заявил секретарь СНБО Александр Турчинов. Сейчас Киев должен сосредоточиться на создании «мощного оружия сдерживания», подчеркнул политик. Эта точка зрения пользуется большой популярностью в стране. Наиболее радикальные политические силы даже требуют создать ядерное оружие по примеру КНДР. Могут ли эти планы осуществиться, разбирался RT.

Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов в интервью украинскому изданию «Гордон» рассказал о планах Киева по созданию «мощного современного оружия сдерживания», позволяющего наносить ущерб противнику «на любом расстоянии». По мнению политика, именно это является приоритетной задачей для Украины, и все иностранные государства должны согласиться с этим. 

Такую мысль Турчинов высказал, отвечая на вопрос о соблюдении Будапештского меморандума. Документ был подписан в 1994 году главами Российской Федерации, Украины, США и Великобритании. По его условиям Киев обязался передать все оставшиеся в наследство от СССР ядерные арсеналы российской стороне в обмен на гарантии безопасности стран-подписантов. Участники меморандума пообещали воздерживаться от применения оружия против Украины за исключением самообороны или иных оснований, предусмотренных Уставом ООН. Следует отметить, что документ так и не был ратифицирован государствами-участниками.

По мнению Александра Турчинова, Украина напрасно согласилась сдать ядерный арсенал.

«Сейчас, по прошествии всех этих событий, можно сделать вывод, который многим не понравится: ядерное разоружение было нашей исторической ошибкой», — подчеркнул политик.

Ядерный реванш

Турчинов высказал популярную в украинских политических кругах мысль. Комментируя слова секретаря СНБО, лидер Радикальной партии нардеп Олег Ляшко призвал не только признавать, но исправлять ошибки.

«И в Украине для этого есть все возможности, была бы только политическая воля и понимание национальных интересов», — написал Ляшко на своей странице в Facebook.

  • Олег Ляшко
  • globallookpress.com
  • © Sergii Kharchenko

Впрочем, многие интернет-пользователи, отметившиеся под постом Ляшко, не разделяют мнение нардепа.

«Вы со страной управиться не можете! Каждый тянет одеяло на себя! Представляю, что бы было с красной кнопкой!» — написал, к примеру, один из подписчиков Ляшко.

«Имели бы как минимум каждый депутат по одной, а кто богаче — и по две кнопки», — шутят другие пользователи.

Ранее об отказе от ядерного оружия сокрушался и президент Украины Пётр Порошенко. Выступая в октябре 2017 года на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, Порошенко заявил, что Россия не «напала» бы на Украину, если бы Киев в своё время не расстался с ядерным арсеналом. Впрочем, президент поспешил добавить, что украинские власти не хотят возвращения ЯО, так как именно режим ядерного нераспространения гарантирует глобальную безопасность.

Ранее украинский лидер заявлял, что «десяток будапештских меморандумов стоит меньше, чем один ядерный заряд». Эти слова были произнесены политиком в сентябре на ежегодной конференции «Ялтинская европейская стратегия».

Киев испытывает большую обиду на западных партнёров, упрекая их за неготовность вступить в вооружённый конфликт с Россией за «аннексированный» Крым, отмечают эксперты.

«Украина отказалась от третьего по величине ядерного арсенала, но не получила защиты от российской агрессии», — заявил в 2016 году Пётр Порошенко Генсеку ООН — тогда этот пост занимал Пан Ги Мун.

В 2015 году экс-президенты Украины Леонид Кучма и Леонид Кравчук обратились к Верховной раде с предложением рассмотреть идею выхода страны из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) из-за невыполнения условий Будапештского меморандума. А годом ранее нардепы от фракций «Батькивщина» и «УДАР» внесли в парламент законопроект, в котором также настаивали на необходимости денонсировать ДНЯО.

Многие радикалы открыто заявляют о необходимости восстановить ядерный статус страны. Такой точки зрения помимо Олега Ляшко придерживается и лидер «Правого сектора»* Дмитрий Ярош. В интервью изданию «Украинская правда» в 2016 году он сообщил, что обсуждал этот вопрос с физиками-ядерщиками.

«Профессиональные люди уверяли, что абсолютно реально вернуть минимальный ядерный запас с теми возможностями, которые мы имеем сегодня», — подчеркнул Ярош.

Подобные идеи украинских политиков не встречают понимания у западных партнёров Киева. В августе 2017 года спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил, что отказ от ядерного оружия был в своё время правильным выбором для Украины.

«Не думаю, что ядерное оружие было бы чем-то позитивным для Украины», —  подчеркнул Волкер.

«Сидели бы на пороховой бочке»

После распада СССР ядерное оружие находилось на территории четырёх бывших советских республик — России, Украины, Казахстана и Белоруссии. В руках украинского руководства оказался тогда третий по размерам ядерный арсенал в мире. В стране находилось около 1950 единиц стратегического ядерного оружия, а также 1883 единицы тактического ЯО, включая 176 межконтинентальных баллистических ракет, стратегические бомбардировщики и ракетные шахты. 

Перспектива появления новых ядерных держав вызывала тогда серьёзное беспокойство в США и Европе, официальные представители западных государств приложили дипломатические усилия, чтобы убедить Киев, Минск и Астану отказаться от ядерных вооружений. Такой же точки зрения придерживалась и Москва.

Уже в декларации о государственном суверенитете Украины, принятой в 1990 году, было зафиксировано положение о будущем безъядерном статусе страны. По итогам переговоров Киев согласился передать ЯО Москве, вывод вооружений с территории страны был завершён к 1996 году. Часть стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС была уничтожена, а часть передана российской стороне. В 1996 году Украина присоединилась к ДНЯО в качестве безъядерного участника наравне с Казахстаном и Белоруссией.

«Никто не позволил бы сохранить ядерное оружие после распада СССР — ни Россия, ни США, ни Европа, — пояснил в интервью RT директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Это означало бы ещё большее расползание ядерного оружия по миру».

В 2010 году власти Украины также заявили об отказе от запасов высокообогащённого урана, применяемого в медицинских и иных научных исследованиях. В 2012 году весь уран был вывезен в Россию, в обмен США предоставили Киеву ряд технологий, позволяющих заменить высокообогащённый уран в гражданских сферах.

Как пояснил в январе 2014 года постоянный представитель Украины при ООН (тогда этот пост занимал Юрий Сергеев. — RT), Киев просто не мог позволить себе оставить ЯО прежде всего из-за дефицита средств — обслуживание ядерных вооружений обходится очень недёшево. Кроме того, встал бы вопрос безопасности, обеспечить которую тоже непросто.

«Поэтому, имея ядерный арсенал, в который может либо террорист пролезть, либо кто-то обыкновенной ракетой, таким образом, мы сидели как бы на пороховой бочке и пугали всех: вот тронете нас — мы взорвёмся вместе с вами», — заявил постпред.  

Слова Юрия Сергеева приобрели особую актуальность всего через месяц после публикации интервью — уже в феврале 2014 года на Украине состоялся государственный переворот, в результате которого радикальные националисты дорвались до рычагов управления государством.

  • Столкновения протестующих с полицией в Киеве, февраль 2014 года
  • Reuters
  • © Vasily Fedosenko

«Гиблая затея»

Не располагая ядерным оружием, Украина тем не менее оказала косвенную поддержку ракетно-ядерной программе КНДР. Впервые о том, что своими успехами северокорейские конструкторы отчасти могут быть обязаны теневым поставкам из Киева, СМИ заговорили в августе 2017 года, когда об этом сообщила The New York Times, ссылаясь на доклад Международного института стратегических исследований (IISS) и данные американских спецслужб.

Киев отверг эту версию, однако в марте 2018 года украинские власти всё же признали, что в двигателях, установленных на северокорейских МБР, могли быть задействованы элементы продукции украинского предприятия «Южмаш». Об этом сообщил эксперт группы ООН по санкциям в отношении КНДР Дмитрий Кику. По мнению экспертов, в этом случае следует говорить не об отдельных элементах ракетных двигателей, а о полной передаче технологии, возможно, при участии украинских специалистов. 

  • Конструкторское бюро «Южное»
  • Facebook
  • © Государственное космическое агентство Украины

Хотя в наследство от СССР Украине досталась развитое ракетостроение, сегодня эта отрасль находится в бедственном положении — сказался как общий кризис, так и разрыв связей с российскими предприятиями.

Поздравляя сотрудников ракетно-космической отрасли с Днём космонавтики, Александр Турчинов заявил, что «Украина сохранила своё место в клубе космических держав мира» и «шаг за шагом» возвращает себе статус ракетного государства.  

Однако, по мнению экспертов, оценки секретаря СНБО далеки от реального положения дел. Например, в феврале 2018 года стало известно о крупном коррупционном скандале на КБ «Южное» — из-за масштабных махинаций оказался сорван контракт с Бразилией на производство ракеты-носителя «Циклон-4».

«Там был срыв контракта из-за того, что наша сторона делала всё, чтобы его не было, а только чтобы разворовывать деньги», — цитирует украинский сайт «Обозреватель» члена комитета Верховной рады Украины по национальной безопасности и обороне Андрея Тетерука.

«Сейчас украинское ракетостроение практически развалено, хотя в советское время именно расположенные на Украине предприятия играли одну из ведущих ролей в цепочке создания советского ядерного оружия, — пояснил Коновалов. — Это прежде всего КБ «Южное» и завод «Южмаш», разработку и производство ракет-носителей вели именно на Украине. К примеру, наша МБР «Воевода» создавалась на Украине. Пока военно-техническая кооперация между странами не была разрушена, украинское ракетостроение более или менее существовало».

Однако главное препятствие на пути Киева к созданию собственной ракетно-ядерной программы носит не технический, а политический характер, считают эксперты.

«США, безусловно, не допустят появления ЯО у Киева, им не нужны новые члены ядерного клуба. Американцы очень внимательно отслеживают эту ситуацию. А украинские политики делают подобные заявления только для того, чтобы произвести нужное впечатление на националистические круги», — пояснил Коновалов.

Говоря о создании собственной ракетно-ядерной программы, Киев прощупывает реакцию других стран, считает заведующий кафедрой политологии и социологии Университета имени Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

«Даже назвали конкретные цифры и сроки — на это, по мнению ряда местных политиков, потребуется $4—5 млрд и около четырёх лет. Об этом активно говорили на Украине примерно год назад, сейчас эта дискуссия возобновилась. В принципе это гиблая затея, на Украине нет ни завершённого цикла исследований в сфере ядерных вооружений, ни средств. Однако такие инициативы активно генерируются в публичной плоскости. Проговаривая публично эти вещи, они зондируют почву и отслеживают реакцию других стран», — отметил Кошкин в беседе с RT.

pravdoryb.info

Зачем Украине нужно вернуть статус ядерной державы — RedAxe MEDIA

Вооруженная агрессия Российской Федерации по отношению к Украине продемонстрировала несостоятельность систем коллективной защиты. Они не смогли обеспечить территориальную целостность государства и обесценили гарантии безопасности странам, отказавшимся от ядерного оружия.

Правовые гарантии безопасности исчерпали себя, зато укрепили позиции «права силы» и «атомной дипломатии». Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), к которому из числа 189 стран мира присоединилась и Украина, разделил мир на две категории государств – ядерные и безъядерные.

Неприкасаемые

В настоящий момент ядерных стран в договоре только пять – Великобритания, Китай, Россия, США, Франция. В период 1985-1993 годов и с 1994-го по 2003 год в состав ДНЯО входила КНДР. Эти страны взяли на себя обязательство не применять ядерное оружие против неядерных государств, кроме ответа на ядерную атаку или обычную атаку в союзе с другой ядерной державой. Правда, указанные гарантии безопасности безъядерных государств зафиксированы только в резолюции Совета безопасности ООН и прозвучали в заявлениях Великобритании, СССР и США, но в текст самого договора так и не вошли.

Современный передел мира и его ресурсов продолжается между ограниченным кругом государств «ядерного клуба», которые исповедуют политику двойных стандартов. Под разными предлогами они сохраняют ядерный статус и используют его в качестве аргумента в международных отношениях.

На протяжении 1959-1991 годов США нацеливали часть ядерных боеголовок на Северную Корею, которая далеко не все эти годы имела ядерное оружие. Бывший министр обороны Великобритании Джефф Гун предельно ясно говорил о возможности применения ядерного оружия в ответ на нападение со стороны государства, которое не признает международных норм. В январе 2006 года президент Франции Жак Ширак предупреждал, что поводом для применения ядерного оружия может стать террористическая деятельность во Франции, организованная другим государством.

Гарантии небезопасности

Гарантами безопасности Украины выступили именно страны «ядерного клуба», когда подписали Будапештский меморандум в 1994 году. Проблема только в том, что страны из состава «ядерного клуба» не имеют влияния друг на друга – все они обладают одинаковым по разрушительной силе аргументом. Военные действия между странами с ядерным статусом маловероятны.

Отказавшись от ядерного статуса, Украина сама определила свое место в современной истории. Война ведется не в Украине, но за Украину. Вопрос в том, до какой степени страны «ядерного клуба» позволят друг другу вмешиваться во внутренние дела других неядерных стран.

Сейчас Украина оказалась в критической ситуации, когда все легальные инструменты защиты стали неэффективными, а угроза национальной безопасности продолжает расти. Именно поэтому нужно срочно искать механизмы защиты от дальнейшей агрессии.

С НАТО не по пути

Наша страна могла бы начать процесс вступления в НАТО. На сегодня этот военный блок остается практически единственным действенным и высокоорганизованным институтом коллективной безопасности. Тем более что Украина уже вела интенсивный диалог по членству в НАТО. 15 января 2008 года было подано официальное заявление относительно возможности присоединения к плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО (так называемое «письмо трех», которое подписали президент Украины Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и глава Верховной Рады Арсений Яценюк).

В ответ на это заявление генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер на итоговой пресс-конференции по результатам саммита в Бухаресте провозгласил, что, вне всяких сомнений, Украина присоединится к НАТО. Правда, тогда вступление в Североатлантический альянс не поддерживало большинство наших граждан, включая непосредственный электорат властной команды.

Недавно уже нынешний премьер-министр Яценюк заявил, что Украина не намерена поднимать вопрос о вступлении Украины в НАТО. Поэтому рассчитывать на этот путь обеспечения государственной безопасности нашей стране не приходится.

Помоги себе сам

В таком случае Украина должна защищать себя самостоятельно: воспользоваться правом выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия и вернуться к ядерному статусу. Интервенция России дает нашей стране для этого все юридические основания. Поскольку страна-гарант не выполнила обязательство воздержаться от посягательств на территориальную целостность и политическую независимость Украины, то и Украина становится свободной от обязательств.

Процедура и основания выхода из договора о нераспространении ядерного оружия предусмотрены статьей 10 этого документа. Так, каждый участник договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из договора, если он решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы страны. О выходе необходимо сообщить за три месяца всем участникам договора и в Совбез ООН. В уведомлении должно содержаться заявление о тех самых исключительных обстоятельствах.

Проще говоря, руководству Украины достаточно принять политическое решение о выходе государства из договора и направить соответствующее заявление.

Сколько стоит бомба

Специалисты утверждают, что Украина еще не потеряла технологии создания ядерного оружия и в довольно короткий срок способна их восстановить. В частности, руководитель Днепропетровского филиала Национального университета Анатолий Шевцов считает, что при наличии политической воли и $1 млрд на это понадобится всего полгода. По мнению ученого, Украина способна создать ядерные боеприпасы – как на основе обогащенного урана, так и на основе плутония.

Forbes попытался выяснить у специалистов перспективы восстановления Украиной статуса ядерной державы. Опрошенные эксперты из числа военных и представителей атомной отрасли наотрез отказались говорить на эту тему, назвав ее откровенно провокационной. Мотив был один: любая попытка Украины возвратить этот статус сделает нас страной-изгоем. Тем более, в данной политической обстановке, когда государство ищет в мире финансовую и моральную поддержку.

Вот наиболее часто звучавшие тезисы:

  • В Украине нет ни грамма высокообогащенного урана, который необходим для производства ядерных зарядов. Последняя партия находилась в экспериментальной ядерной установке в Национальном научном центре «Харьковский физико-технический институт», но в 2010 году она полностью была вывезена в Россию.
  • Технологий и оборудования для обогащения в Украине нет.
  • В мире уже появились новые модификации ядерных боеголовок, и Украине потребуется вложить несколько миллиардов долларов в разработку подобных технологий, потому что никто нам их не продаст. На это уйдет несколько лет, возможно – до 10 лет.
  • В Украине нет полигонов для испытания ни ядерных боеголовок, ни ракетно-пусковых комплексов. Построить их на территории густонаселенной страны не представляется возможным.

Статус решает все

Создание ядерного потенциала для гарантии безопасности территориальной целостности, к сожалению, является вынужденной необходимостью и, очевидно, единственным действенным механизмом защиты нашего государства в мире «атомной дипломатии».

Де-факто ядерный статус расширяет возможности государства в международных отношениях и защищает не только от агрессии других государств, но и от сопротивления агрессивным действиям самой ядерной державы.

Но, по мнению опрошенных Forbes экспертов, в мире уже существуют боеприпасы, гораздо более эффективные, чем ядерные боеголовки. Они имеют такую же разрушительную силу, но не уничтожают живой мир вокруг. Возможно, на них Украине и следовало бы обратить внимание.

Автор материала: Анна Маляр, Сергей Мишко, Инна Коваль

По материалам: Forbes.ua

redaxe.media

Ядерная держава Вики

Ядерный клуб — политологическое клише, условное обозначение группы т. н. ядерных держав — государств, осуществивших разработку, производство и испытания ядерного оружия.

Ядерные державы[ | код]

По имеющимся официальным данным, ядерным оружием в настоящее время обладают следующие страны (по году первого ядерного испытания):

Кроме того, на территории нескольких государств, которые являются членами НАТО (Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды, Канада) и другими союзниками (предположительно, несмотря на официальные отрицания, Япония, Южная Корея), находится ядерное оружие США. Некоторые эксперты считают, что в определённых обстоятельствах эти страны могут им воспользоваться[1].

К 1994 году Казахстан, а к 1996 году Украина и Белоруссия, на территории которых находилась часть ядерного вооружения СССР после распада Советского Союза, передали его Российской Федерации согласно подписанному в 1992 году Лиссабонскому протоколу. ЮАР имела собственное ядерное оружие, но также добровольно от него отказалась в начале 1990-х годов ввиду демонтажа режима апартеида.

Статус «старых» ядерных держав (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия), в качестве единственных «легитимных» членов Ядерного клуба, на международно-правовом уровне следует из положений Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года — в пункте 3 статьи IX этого документа указано: «Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года» . В связи с этим ООН и указанные пять «старых» ядерных держав (они же — великие державы как постоянные члены Совета Безопасности ООН) считают появление последних четырёх «молодых» (и всех возможных будущих) членов Ядерного клуба международно незаконным.

Испытание термоядерной бомбы на атолле Бикини, 1954 год.

США осуществили первый в истории ядерный взрыв мощностью 20 килотонн 16 июля 1945 года на полигоне американских ВВС в пустыне Аламогордо (штат Нью-Мексико). 6 и 9 августа 1945 ядерные бомбы были сброшены, соответственно, на японские города Хиросима и Нагасаки. Первое термоядерное испытание (первое в истории) было проведено 1 ноября 1952 года на атолле Эниветок.


СССР испытал своё первое ядерное устройство мощностью 22 килотонны 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне. Первое термоядерное испытание — там же 12 августа 1953 года. Россия стала единственным международно признанным наследником ядерного арсенала Советского Союза.

Великобритания произвела первый надводный ядерный взрыв мощностью около 25 килотонн 3 октября 1952 года в районе островов Монте-Белло (северо-западнее Австралии). Термоядерное испытание — 15 мая 1957 года на острове Рождества в Полинезии.

Франция провела наземные испытания ядерного заряда мощностью 20 килотонн 13 февраля 1960 года в оазисе Регган в Алжире. Термоядерное испытание — 24 августа 1968 года на атолле Муруроа.

Китай взорвал ядерную бомбу мощностью 20 килотонн 16 октября 1964 года в районе озера Лобнор. Там же была испытана термоядерная бомба 17 июня 1967 года.

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан, но официально не признала себя обладателем ядерного оружия. Это было сделано лишь после подземных испытаний пяти ядерных взрывных устройств, включая 32-килотонную термоядерную бомбу, которые прошли на полигоне Покхаран 11—13 мая 1998 года.

Пакистан провёл подземные испытания шести ядерных зарядов 28 и 30 мая 1998 года на полигоне Чагай-Хиллз в провинции Белуджистан в качестве симметричного ответа на индийские ядерные испытания 1998 года.

КНДР заявила о создании ядерного оружия в середине 2005 года и провела первое подземное испытание ядерной бомбы предположительной мощностью около 1 килотонны 9 октября 2006 года (по-видимому, взрыв с неполным энерговыделением) и второе мощностью примерно 12 килотонн 25 мая 2009 года. В мае 2012 официально провозгласила себя ядерной державой, внеся соответствующие поправки в Конституцию.

Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, однако, по мнению экспертов, владеет ядерными боезарядами собственной разработки с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Свидетелями израильской ядерной программы и экспертами его ядерный арсенал оценивается в 200 зарядов, хотя существуют и другие оценки — от 150 до 400 (по данным бывшего президента США Джимми Картера[2]). По некоторым данным, Израиль проводил ядерные испытания совместно с ЮАР[3], наиболее известным из которых стало испытание 1979 года, более известное как «Инцидент Вела». Существуют предположения, что ядерный арсенал Израиля перерабатывается в топливо для АЭС в связи с нехваткой урана (его производство обеспечивает лишь 28 % объёма его потребления, а остальное извлекается из старых ядерных боеголовок). Бывший директор МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи рассматривал Израиль как государство, обладающее ядерным оружием[4].

ЮАР обладала небольшим ядерным арсеналом (созданным, как и его носители — боевые баллистические ракеты, предположительно при израильской помощи), но все шесть ядерных зарядов были добровольно уничтожены (и прекращена ракетная программа) при демонтаже режима апартеида в начале 1990-х годов ЮАР — единственная страна, которая самостоятельно разработала ядерное оружие и впоследствии добровольно от него отказалась.

Украина на момент распада Советского Союза обладала третьим (после России и США) ядерным арсеналом, однако добровольно[источник не указан 1325 дней] отказалась от него под международные гарантии безопасности.[5]

Казахстан был 4-м по количеству ядерных боеголовок, но в результате соглашения, подписанного между Биллом Клинтоном (США) и Нурсултаном Назарбаевым (Казахстан), добровольно[источник не указан 1325 дней] отказался от ядерного вооружения.

Правительствами Израиля, США, Великобритании и некоторых других стран выдвигались обвинения Ираку в тайной разработке и владении ядерным оружием. В 1981 году Израиль нанёс авиационно-ракетный удар по ядерному центру Ирака для препятствования его ядерной программе. Эти обвинения также послужили поводом для военных действий против Ирака в 2003 году, но как выяснилось и официально было подтверждено, они оказались дезинформацией.

Иран обвиняют в том, что это государство под видом создания независимой ядерной энергетики стремится и близко подошло к обладанию ядерным оружием. Иран многократно заявлял, что способен создать ядерное оружие, но не создаёт его и ограничивается только обогащением урана для мирных целей, полный цикл которого им самостоятельно освоен к началу 2010-х годов.

В настоящее время в работах по созданию технологии производства ядерного оружия также подозревается[источник не указан 2068 дней]Мьянма, несмотря на подписанный 15 декабря 1995 года и вступивший в силу 28 марта 1997 Бангкокский договор.

До этого, в разные годы появлялась также информация о наличии военных ядерных программ или наработок у

В 1963 году, когда только четыре государства имели ядерные арсеналы, правительство Соединенных Штатов делало прогноз, что в течение предстоящего десятилетия появится от 15 до 25 государств, обладающих ядерным оружием; другие же государства предсказывали, что это число может даже возрасти до 50. По состоянию на 2004 год известно, что только у восьми государств есть ядерные арсеналы. Сильный режим нераспространения — его олицетворяют МАГАТЭ и Договор — помог резко замедлить предполагавшиеся темпы распространения.

Из доклада ООН, 2005 год[8]

Потенциальную возможность стать членами Ядерного клуба после принятия политического решения и финансирования имеют вышеперечисленные и ещё несколько государств, имеющих исследовательские ядерные реакторы и соответствующие другие научно-производственные объекты. Данная возможность сдерживается, вплоть до санкций и угроз санкций со стороны ООН и великих держав, международными режимами нераспространения ядерного оружия и запрещения ядерных испытаний.

Различными по методам и глубине технологиями обогащения урана, необходимыми для производства как ядерного оружия, так и ядерного топлива для мирной ядерной энергетики, обладают все ядерные державы, а также Австралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Япония (и Ливия в прошлом).

Все ядерные державы, кроме Израиля и ЮАР, проводили серии испытаний созданного ими оружия и объявляли об этом. Однако существуют неподтверждённые сведения о том, что ЮАР провела несколько испытаний своего или совместного с израильским ядерного оружия в конце 1970-х — начале 1980-х годов в районе острова Буве.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года не подписали только именно «молодые» ядерные державы: Израиль, Индия, Пакистан. КНДР своё подписание дезавуировала до официального объявления о создании ядерного оружия. Ираном, Сирией и Мьянмой данный Договор подписан.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года не подписали «молодые» ядерные державы: Индия, Пакистан, КНДР. Подписали, но не ратифицировали другие ядерные державы: США, КНР, а также подозревающийся Иран и Египет, Индонезия, Колумбия. Сирия и Мьянма данный Договор подписали и ратифицировали.

Исторически потенциальную возможность стать второй или даже первой ядерной державой имела нацистская Германия. Однако Урановый проект до разгрома Третьего Рейха завершён не был ввиду недостаточного финансирования, организационных просчётов, ряда ошибок учёных в начале работ, бегства из страны ряда ключевых учёных и выбора пути, неоптимального с точки зрения быстроты получения технологии цепных ядерных реакций, необходимой для создания ядерного оружия.

Ядерное оружие в руках негосударственных организаций и непризнанных государств[ | код]

Вопрос о возможности попадания ядерного оружия в руки террористических организаций муссировался достаточно давно. Так, в исследовании, проведенном по заказу Конгресса США в 1977 году, было указано, что в случае получения террористами нужного количества урана и плутония оружейного качества «небольшая группа людей, из которых никто не имел доступа к секретной информации, могла бы разработать и создать примитивное ядерное взрывное устройство»[9].

После распада СССР неоднократно выдвигались теории о том, что один или несколько ядерных зарядов из постсоветского пространства попали или могут попасть[10],[11] в руки негосударственных организаций и непризнанных государств и могут быть использованы в целях ядерного терроризма. В частности, обладание таким оружием приписывалось режиму Чеченской Республики Ичкерии[к 1] В попытках найти подход к получению ядерного оружия обвиняли секту Аум Синрикё[13]. Подобные заявления высказывались как в так называемой «жёлтой прессе», так и рядом российских и западных политиков. В частности Александром Лебедем в бытность его секретарем Совета безопасности РФ утверждалось, что с мест хранения пропали десятки боезарядов под шифром РА-115. Бывший советник Ельцина по экологии академик Алексей Яблоков так же заявил, что из 132 единиц такого оружия отсутствует 84. Официальными лицами, ответственными за хранение ядерного оружия эти заявления впоследствии были опровергнуты.[14]

Проверяемых подтверждений заявления об успешном захвате советских или российских ядерных зарядов негосударственными организациями не получили. В России их зачастую были склонны трактовать как поиски предлога для захвата контроля над российским ядерным вооружением. Впрочем и без такой трактовки угроза захвата российского ядерного оружия террористами как правило отрицалась специалистами.

Аналогичные утверждения звучали и по поводу ядерного вооружения США и Великобритании[15][16].

По всей видимости, вероятность сохранения в частных руках боеспособных атомных зарядов следовало бы оценивать как низкую, так как для сохранения своей работоспособности атомная бомба требует специальных условий хранения и транспортировки, которые негосударственные организации вряд ли способны обеспечить в течение сколько-нибудь длительного периода времени. Кроме того, несанкционированная активация ядерного заряда, по крайней мере, ядерного заряда производства США и СССР/РФ блокируется специальными техническими средствами, требующими введения секретного кода[17].

Осознавая опасность пополнения «ядерного клуба» террористическими организациями, ведущие государства-члены клуба выработали ряд международных соглашений и юридически обязывающих документов, включая Международную Конвенцию по борьбе с актами ядерного терроризма (2005 год), Инициативу по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (2003 год), Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма (2006 год), резолюции Совета Безопасности ООН 1540 и 1887 (2004 и 2009 годов соответственно) и др.

Статистика[ | код]

Примечания:

  1. 1 2 данные по США и России включают только боезаряды стратегических носителей; оба государства располагают также значительным количеством тактического ядерного оружия, которое трудно поддаётся оценке.
  2. ↑ официально Израиль не отрицает но и не подтверждает наличие ядерного оружия
  3. ↑ Взрыв с неполным энерговыделением вследствие дефекта имплозии
  4. ↑ По оценке МО РФ, от 10 до 20 килотонн

Примечания:

Ядерные державы на карте мира[ | код]

Статусы стран по размещению ядерного оружия

     «Старые» ядерные державы, основатели Договора о нераспространении ядерного оружия (Россия, США, Великобритания, Франция, КНР)      «Молодые» ядерные державы, не подписавшие Договор о нераспространении (Индия, Пакистан, КНДР)       Неофициальные ядерные державы (Израиль)      Страны, имевшие в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшиеся от него (ЮАР, Украина, Белоруссия, Казахстан)      Страны, предоставляющие свою территорию для размещения ядерного оружия других ядерных держав — членов НАТО (Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды)

Статусы стран по возможностям создания ядерного оружия

     «Старые» ядерные державы (Россия, США, Великобритания, Франция, КНР)      «Молодые» ядерные державы (Израиль, Индия, Пакистан, КНДР)      Страны, имевшие в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшиеся от него (ЮАР, Украина, Белоруссия, Казахстан)      Страны, подозревающиеся в создании ядерного оружия (Иран, Мьянма, Турция)      Страны, свернувшие свои ядерные программы (Австралия, Алжир, Аргентина, Бразилия, Нацистская Германия (ныне ФРГ), Египет, Ирак, Ливия, Мексика, Румыния, Тайвань, Швеция, Швейцария, Югославия (ныне Сербия), Южная Корея)

Статусы безъядерных зон. По состоянию на май 2007 года

     Государства, обладающие ядерным оружием      Государства, предоставляющие свою территорию для размещения ядерного оружия других ядерных держав      Государства, состоящие в альянсах с государствами, обладающими ядерным оружием (по сути, находящиеся под ядерным зонтиком)      Государства-члены соглашения о безъядерных зонах.      Государства, которые подписали, но не ратифицировали соглашение о безъядерных зонах, которое остаётся не вступившим в силу в этих государствах

Отчёт SIPRI[ | код]

  • 3 июня 2013 года. Стокгольмский институт исследования проблем мира (швед. Stockholms internationella fredsforskningsinstitut, англ. Stockholm International Peace Research Institute) опубликовал доклад, в котором утверждается, что 8 стран, обладающих атомным оружием — Российская Федерация, Китай, Великобритания, Франция, Индия, США, Пакистан и Израиль — держат на боевом дежурстве 4400 единиц военной техники, способных нести ядерные заряды. 2000 из них находятся в постоянной повышенной боевой готовности. А всего эти страны имеют 17 270 единиц ядерного оружия. В отчёте также указывается, что в руках Израиля находится 80 единиц такого оружия: 50 боеголовок для ракет средней дальности «Иерихон-3» и 30 бомб, готовых к сбросу с самолётов. Институт также отметил, что РФ на сегодняшний день обладает наибольшим ядерным потенциалом, а именно более 7400 единиц ядерного оружия. Шведский институт выпускает подобные отчёты каждый год, следя за динамикой развития в сфере оружия массового поражения вообще и ядерного оружия в частности[19].

Примечания[ | код]

  1. ↑ Неофициальные ядерные державы Европы
  2. ↑ Джимми Картер посчитал ядерные боеголовки Израиля (lenta.ru, 26.05.2008)
  3. ↑ Оружие Массового Поражения Государства Израиль.. Проверено 21 ноября 2013.
  4. Mohamed ElBaradei. Transcript of the Director General’s Interview with Al-Ahram News. International Atomic Energy Agency (27 July 2004). Проверено 3 июня 2007.
  5. ↑ Прощай, оружие: 20 лет назад Украина вышла из ядерного клуба, ЛIГА.Новости (1 июня 2016). Проверено 30 января 2017.
  6. ↑ Бразилия добровольно прекратила военно-ядерную программу в 1990 году на близкой к завершению фазе (готовность ядерного полигона с шахтой для подземного испытания и сборка первого ядерного устройства), а к началу 2010-х годов освоила для мирных целей полный цикл обогащения урана
  7. ↑ Муаммар Каддафи добровольно официально отказался от ядерной программы в 2003 году
  8. ↑ Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Часть вторая. Коллективная безопасность и задача предотвращения. V. Ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие.
  9. ↑ Nuclear Proliferation and Safeguards. Washington: Office of Technology Assessment, 1977. — P. 140. В формате PDF
  10. ↑ Опасность попадания российского оружия массового поражения в руки террористов («Los Angeles Times», США) 03.12.2002
  11. ↑ До ядерной бомбы рукой подать. Борис Талов. Российская Газета 02.11.2001
  12. Гродненский Н. Г. История вооружённого конфликта в Чечне.
  13. Цветкова Б. Опровергая мифы: почему не стоит бояться угрозы ядерного терроризма из России // Индекс безопасности. 2011. № 3 (94). — Т. 16. — С. 50.
  14. ↑ Ядерный терроризм: попытки уже были. Владимир Белоус. Независимое Военное Обозрение 08.10.2004
  15. ↑ Англо-саксонский мир и «потерянные» атомные боеголовки. Гордон ДаФ.
  16. ↑ America’s Nuclear Command Melt Down. Gordon Duff
  17. Пикаев А. А., Степанова Е. А. Нераспространение и ядерный терроризм // Ядерное оружие после «холодной войны» / Под ред. А. Г. Арбатова, В. З. Дворкина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. — С. 339.
  18. ↑ Status of World Nuclear Forces
  19. ↑ Сколько атомных бомб есть у Израиля?. Проверено 3 июня 2013. Архивировано 4 июня 2013 года.

Литература[ | код]

  • International Institute for Strategic Studies; Hackett, James (ed.) (7 March 2012). The Military Balance 2012. London: Routledge. ISBN 1857436423.
  • Farr, Warner D (September 1999), The Third Temple’s holy of holies: Israel’s nuclear weapons, The Counterproliferation Papers, Future Warfare Series, 2, USAF Counterproliferation Center, Air War College, Air University, Maxwell Air Force Base, retrieved July 2, 2006.

Ссылки[ | код]

  Ядерный клуб Google Maps  KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)


Ошибка в сносках?: Для существующих тегов <ref> группы «к» не найдено соответствующего тега <references group="к"/> или пропущен закрывающий тег </ref>

ru.wikibedia.ru

Реферат Ядерные державы

скачать

Реферат на тему:

Ядерный клуб — политологическое клише, условное обозначение группы т. н. ядерных держав — государств, осуществивших разработку, производство и испытания ядерного оружия.

Состав клуба

По имеющимся официальным данным ядерным оружием в настоящее время обладают следующие страны: (по году первого ядерного испытания) США (c 1945), Россия (изначально Советский Союз, 1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан (1998) и КНДР (заявление о создании ядерного оружия сделано в середине 2005 года, первое испытание проведено в октябре 2006). Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, однако, по единодушному мнению всех экспертов, обладает значительным арсеналом с конца 1960-х — начала 1970-х гг.

Статус «старых» ядерных держав (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай), в качестве единственных «легитимных» членов ядерного клуба, на международно-правовом уровне следует из положений Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. — в пункте 3 статьи IX этого документа указано: «Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года» . В связи с этим ООН и указанные пять «старых» ядерных держав (они же — великие державы как постоянные члены Совета Безопасности ООН) считают появление последних четырёх «молодых» (и всех возможных будущих) членов Ядерного клуба международно незаконным.

Казахстан на момент распада Советского Союза был 4-ым по количеству ядерных боеголовок и занимал 2 место в мире — 21% мировых запасов урана, но в результате соглашения, подписанного между Биллом Клинтоном (США) и Нурсултаном Назарбаевым (Казахстан), добровольно отказался от ядерного вооружения.

Небольшой ядерный арсенал был у ЮАР (созданный как и его носители — боевые баллистические ракеты предположительно при израильской помощи), но все шесть ядерных зарядов были добровольно уничтожены (и прекращена ракетная программа) после крушения режима апартеида. В 1994 г. Украина, Беларусь и Казахстан, на территории которых находилась часть ядерного вооружения СССР, после распада Советского Союза передали его в Российскую Федерацию с подписанием в 1992 году Лиссабонского протокола.

Все ядерные державы, кроме Израиля и ЮАР, проводили серии испытаний созданного ими оружия и объявляли об этом. Однако существуют неподтверждённые сведения о том, что ЮАР провела несколько испытаний своего или совместного с израильским ядерного оружия в конце 1970-х — начале 1980-х гг. в районе острова Буве.

Существуют также предположения что в связи с нехваткой U (его производство обеспечивает лишь 60 % объёма его потребления (остальное извлекается из старых ядерных боеголовок) ядерный арсенал Израиля перерабатывается в топливо для АЭС.

Иран обвиняют в том, что это государство, под видом создания независимой ядерной энергетики, на самом деле стремится и близко подошёл к обладанию ядерным оружием. Аналогичные обвинения, которые, как выяснилось, оказались дезинформацией, предъявлялись ранее Ираку правительствами Израиля, США, Великобритании и некоторых других стран, что послужило поводом для военных действий против Ирака с их стороны. В настоящее время в работах по созданию технологии производства ядерного оружия ими также подозреваются Сирия и Мьянма.

В разные годы также появлялась информация о наличии военных ядерных программ у Бразилии, Ливии, Аргентины, Египта, Алжира, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Тайваня, Швеции, Румынии (в советский период).

Потенциальную возможность стать членами Ядерного клуба имеют вышеперечисленные и ещё несколько десятков государств, имеющих исследовательские ядерные реакторы. Данная возможность сдерживается, вплоть до санкций и угроз санкций со стороны ООН и великих держав, международными режимами нераспространения ядерного оружия и запрещения ядерных испытаний.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. не подписали только именно «молодые» ядерные державы Израиль, Индия, Пакистан. КНДР свое подписание дезавуировала до официального объявления о создании ядерного оружия. Ираном, Сирией и Мьянмой данный Договор подписан.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. не подписали «молодые» ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР и подписали, но не ратифицировали другие ядерные державы США, КНР, а также подозревающийся Иран и Египет, Индонезия, Колумбия. Сирия и Мьянма данный Договор подписали и ратифицировали.


Статистика Ядерного клуба

  • (* неофициальные данные)

Статусы развития оружия в странах

     Ядерные державы — участницы Договора о нераспространении ядерного оружия (Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Великобритания, Франция, Китайская Народная Республика)      Ядерные державы, не подписавшие договор о нераспространении (Израиль, Индия, Пакистан, Северная Корея)      Державы, подозреваемые во владении ядерным оружием или его разработке (Иран, Сирия)      Страны, предоставляющие свою территорию для размещения ядерного оружия других ядерных держав — членов НАТО (Германия, Италия, Турция)      Страны, имевшие в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшиеся от него (Украина, Беларусь, Казахстан, ЮАР)

wreferat.baza-referat.ru

Реферат Ядерная держава

скачать

Реферат на тему:

Ядерный клуб — политологическое клише, условное обозначение группы т. н. ядерных держав — государств, осуществивших разработку, производство и испытания ядерного оружия.

Состав клуба

По имеющимся официальным данным ядерным оружием в настоящее время обладают следующие страны: (по году первого ядерного испытания) США (c 1945), Россия (изначально Советский Союз, 1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан (1998) и КНДР (заявление о создании ядерного оружия сделано в середине 2005 года, первое испытание проведено в октябре 2006). Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, однако, по единодушному мнению всех экспертов, обладает значительным арсеналом с конца 1960-х — начала 1970-х гг.

Статус «старых» ядерных держав (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай), в качестве единственных «легитимных» членов ядерного клуба, на международно-правовом уровне следует из положений Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. — в пункте 3 статьи IX этого документа указано: «Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года» . В связи с этим ООН и указанные пять «старых» ядерных держав (они же — великие державы как постоянные члены Совета Безопасности ООН) считают появление последних четырёх «молодых» (и всех возможных будущих) членов Ядерного клуба международно незаконным.

Казахстан на момент распада Советского Союза был 4-ым по количеству ядерных боеголовок и занимал 2 место в мире — 21% мировых запасов урана, но в результате соглашения, подписанного между Биллом Клинтоном (США) и Нурсултаном Назарбаевым (Казахстан), добровольно отказался от ядерного вооружения.

Небольшой ядерный арсенал был у ЮАР (созданный как и его носители — боевые баллистические ракеты предположительно при израильской помощи), но все шесть ядерных зарядов были добровольно уничтожены (и прекращена ракетная программа) после крушения режима апартеида. В 1994 г. Украина, Беларусь и Казахстан, на территории которых находилась часть ядерного вооружения СССР, после распада Советского Союза передали его в Российскую Федерацию с подписанием в 1992 году Лиссабонского протокола.

Все ядерные державы, кроме Израиля и ЮАР, проводили серии испытаний созданного ими оружия и объявляли об этом. Однако существуют неподтверждённые сведения о том, что ЮАР провела несколько испытаний своего или совместного с израильским ядерного оружия в конце 1970-х — начале 1980-х гг. в районе острова Буве.

Существуют также предположения что в связи с нехваткой U (его производство обеспечивает лишь 60 % объёма его потребления (остальное извлекается из старых ядерных боеголовок) ядерный арсенал Израиля перерабатывается в топливо для АЭС.

Иран обвиняют в том, что это государство, под видом создания независимой ядерной энергетики, на самом деле стремится и близко подошёл к обладанию ядерным оружием. Аналогичные обвинения, которые, как выяснилось, оказались дезинформацией, предъявлялись ранее Ираку правительствами Израиля, США, Великобритании и некоторых других стран, что послужило поводом для военных действий против Ирака с их стороны. В настоящее время в работах по созданию технологии производства ядерного оружия ими также подозреваются Сирия и Мьянма.

В разные годы также появлялась информация о наличии военных ядерных программ у Бразилии, Ливии, Аргентины, Египта, Алжира, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Тайваня, Швеции, Румынии (в советский период).

Потенциальную возможность стать членами Ядерного клуба имеют вышеперечисленные и ещё несколько десятков государств, имеющих исследовательские ядерные реакторы. Данная возможность сдерживается, вплоть до санкций и угроз санкций со стороны ООН и великих держав, международными режимами нераспространения ядерного оружия и запрещения ядерных испытаний.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. не подписали только именно «молодые» ядерные державы Израиль, Индия, Пакистан. КНДР свое подписание дезавуировала до официального объявления о создании ядерного оружия. Ираном, Сирией и Мьянмой данный Договор подписан.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. не подписали «молодые» ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР и подписали, но не ратифицировали другие ядерные державы США, КНР, а также подозревающийся Иран и Египет, Индонезия, Колумбия. Сирия и Мьянма данный Договор подписали и ратифицировали.


Статистика Ядерного клуба

  • (* неофициальные данные)

Статусы развития оружия в странах

     Ядерные державы — участницы Договора о нераспространении ядерного оружия (Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Великобритания, Франция, Китайская Народная Республика)      Ядерные державы, не подписавшие договор о нераспространении (Израиль, Индия, Пакистан, Северная Корея)      Державы, подозреваемые во владении ядерным оружием или его разработке (Иран, Сирия)      Страны, предоставляющие свою территорию для размещения ядерного оружия других ядерных держав — членов НАТО (Германия, Италия, Турция)      Страны, имевшие в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшиеся от него (Украина, Беларусь, Казахстан, ЮАР)

wreferat.baza-referat.ru

Зачем Украине нужно вернуть статус ядерной державы

Вооруженная агрессия Российской Федерации по отношению к Украине продемонстрировала несостоятельность систем коллективной защиты. Они не смогли обеспечить территориальную целостность государства и обесценили гарантии безопасности странам, отказавшимся от ядерного оружия.

Правовые гарантии безопасности исчерпали себя, зато укрепили позиции «права силы» и «атомной дипломатии». Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), к которому из числа 189 стран мира присоединилась и Украина, разделил мир на две категории государств – ядерные и безъядерные.

Неприкасаемые

В настоящий момент ядерных стран в договоре только пять – Великобритания, Китай, Россия, США, Франция. В период 1985-1993 годов и с 1994-го по 2003 год в состав ДНЯО входила КНДР. Эти страны взяли на себя обязательство не применять ядерное оружие против неядерных государств, кроме ответа на ядерную атаку или обычную атаку в союзе с другой ядерной державой. Правда, указанные гарантии безопасности безъядерных государств зафиксированы только в резолюции Совета безопасности ООН и прозвучали в заявлениях Великобритании, СССР и США, но в текст самого договора так и не вошли.

Современный передел мира и его ресурсов продолжается между ограниченным кругом государств «ядерного клуба», которые исповедуют политику двойных стандартов. Под разными предлогами они сохраняют ядерный статус и используют его в качестве аргумента в международных отношениях.

На протяжении 1959-1991 годов США нацеливали часть ядерных боеголовок на Северную Корею, которая далеко не все эти годы имела ядерное оружие. Бывший министр обороны Великобритании Джефф Гун предельно ясно говорил о возможности применения ядерного оружия в ответ на нападение со стороны государства, которое не признает международных норм. В январе 2006 года президент Франции Жак Ширак предупреждал, что поводом для применения ядерного оружия может стать террористическая деятельность во Франции, организованная другим государством.

Гарантии небезопасности

Гарантами безопасности Украины выступили именно страны «ядерного клуба», когда подписали Будапештский меморандум в 1994 году. Проблема только в том, что страны из состава «ядерного клуба» не имеют влияния друг на друга – все они обладают одинаковым по разрушительной силе аргументом. Военные действия между странами с ядерным статусом маловероятны.

Отказавшись от ядерного статуса, Украина сама определила свое место в современной истории. Война ведется не в Украине, но за Украину. Вопрос в том, до какой степени страны «ядерного клуба» позволят друг другу вмешиваться во внутренние дела других неядерных стран.

Сейчас Украина оказалась в критической ситуации, когда все легальные инструменты защиты стали неэффективными, а угроза национальной безопасности продолжает расти. Именно поэтому нужно срочно искать механизмы защиты от дальнейшей агрессии.

С НАТО не по пути

Наша страна могла бы начать процесс вступления в НАТО. На сегодня этот военный блок остается практически единственным действенным и высокоорганизованным институтом коллективной безопасности. Тем более что Украина уже вела интенсивный диалог по членству в НАТО. 15 января 2008 года было подано официальное заявление относительно возможности присоединения к плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО (так называемое «письмо трех», которое подписали президент Украины Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и глава Верховной Рады Арсений Яценюк).

В ответ на это заявление генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер на итоговой пресс-конференции по результатам саммита в Бухаресте провозгласил, что, вне всяких сомнений, Украина присоединится к НАТО. Правда, тогда вступление в Североатлантический альянс не поддерживало большинство наших граждан, включая непосредственный электорат властной команды.

Недавно уже нынешний премьер-министр Яценюк заявил, что Украина не намерена поднимать вопрос о вступлении Украины в НАТО. Поэтому рассчитывать на этот путь обеспечения государственной безопасности нашей стране не приходится.

Помоги себе сам

В таком случае Украина должна защищать себя самостоятельно: воспользоваться правом выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия и вернуться к ядерному статусу. Интервенция России дает нашей стране для этого все юридические основания. Поскольку страна-гарант не выполнила обязательство воздержаться от посягательств на территориальную целостность и политическую независимость Украины, то и Украина становится свободной от обязательств.

Процедура и основания выхода из договора о нераспространении ядерного оружия предусмотрены статьей 10 этого документа. Так, каждый участник договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из договора, если он решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы страны. О выходе необходимо сообщить за три месяца всем участникам договора и в Совбез ООН. В уведомлении должно содержаться заявление о тех самых исключительных обстоятельствах.

Проще говоря, руководству Украины достаточно принять политическое решение о выходе государства из договора и направить соответствующее заявление.

Сколько стоит бомба

Специалисты утверждают, что Украина еще не потеряла технологии создания ядерного оружия и в довольно короткий срок способна их восстановить. В частности, руководитель Днепропетровского филиала Национального университета Анатолий Шевцов считает, что при наличии политической воли и $1 млрд на это понадобится всего полгода. По мнению ученого, Украина способна создать ядерные боеприпасы – как на основе обогащенного урана, так и на основе плутония.

Forbes попытался выяснить у специалистов перспективы восстановления Украиной статуса ядерной державы. Опрошенные эксперты из числа военных и представителей атомной отрасли наотрез отказались говорить на эту тему, назвав ее откровенно провокационной. Мотив был один: любая попытка Украины возвратить этот статус сделает нас страной-изгоем. Тем более, в данной политической обстановке, когда государство ищет в мире финансовую и моральную поддержку.

Вот наиболее часто звучавшие тезисы:

  • В Украине нет ни грамма высокообогащенного урана, который необходим для производства ядерных зарядов. Последняя партия находилась в экспериментальной ядерной установке в Национальном научном центре «Харьковский физико-технический институт», но в 2010 году она полностью была вывезена в Россию.
  • Технологий и оборудования для обогащения в Украине нет.
  • В мире уже появились новые модификации ядерных боеголовок, и Украине потребуется вложить несколько миллиардов долларов в разработку подобных технологий, потому что никто нам их не продаст. На это уйдет несколько лет, возможно – до 10 лет.
  • В Украине нет полигонов для испытания ни ядерных боеголовок, ни ракетно-пусковых комплексов. Построить их на территории густонаселенной страны не представляется возможным.

Статус решает все

Создание ядерного потенциала для гарантии безопасности территориальной целостности, к сожалению, является вынужденной необходимостью и, очевидно, единственным действенным механизмом защиты нашего государства в мире «атомной дипломатии».

Де-факто ядерный статус расширяет возможности государства в международных отношениях и защищает не только от агрессии других государств, но и от сопротивления агрессивным действиям самой ядерной державы.

Но, по мнению опрошенных Forbes экспертов, в мире уже существуют боеприпасы, гораздо более эффективные, чем ядерные боеголовки. Они имеют такую же разрушительную силу, но не уничтожают живой мир вокруг. Возможно, на них Украине и следовало бы обратить внимание.

Автор материала: Анна Маляр, Сергей Мишко, Инна Коваль

По материалам: Forbes.ua

archive.politica.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *