Медина — первая столица Арабского халифата
Медина — священный город ислама, город, где правил и умер пророк Мухаммед. В Мечети Пророка (Аль-Масджид ан-Набави) в Медине находится могила пророка Мухаммеда. Медина — первая столица Арабского халифата. Медина занимает важнейшее место в истории и культуре мусульманского мира.
Где находится Медина? Медина (Мединат-Расул-Аллах; Мединат-ан-Наби; Мадина аль-Монаввара)– город на северо-западе Саудовской Аравии. Медина расположена в плодородном оазисе, и находится в 360 км к северу от Мекки и в 160 км к востоку от Красного моря.
История Медины до 7 в. Время основания Медины неизвестно. В древности поселение на месте современной Медины носило название Ясриб (Ятриб). Название Медина (от арабского «мадина» – город) появилось в раннем средневековье. К началу 7 в. Медина состояла из разбросанных по равнине небольших, хорошо защищенных фортами или башнями, населенных пунктов (числом, возможно, более 200), где проживало иудейско-арабское население. Пространство между этими поселениями заполняли фруктовые сады, поля и пальмовые рощи.
Переселение (хиджра) основателя ислама Мухаммеда в Медину. После переселения (хиджры) основателя ислама Мухаммеда (около 570 – 632 гг.) в Медину, которое состоялось 26 июля 622 г. (эта ночь в дальнейшем признана началом мусульманского летоисчисления), Медина, наряду с Меккой, становится одним из двух священных городов ислама.
Медина при Мухаммеде. Дом Мухаммеда в Медине. Захоронение Мухаммеда в Медине: Мечеть Пророка. Как вероучитель и глава мусульманской общины (уммы), Мухаммед стал правителем, судьей и военачальником Медины. Здесь были разработаны правила омовения, молитвы и поста. Дом Мухаммеда в Медине стал первой мечетью. Это был большой, окруженный стеной двор, в южной стороне которого устроили портик из пальмовых стволов. Они поддерживали плоскую крышу из листьев и глины. Киблой – направлением, куда верующие должны были обращаться во время молитвы лицом, сначала был Иерусалим, но еще в Медине, в связи с враждой мусульман с местными еврейскими племенами, киблой стала Мекка и её святилище Кааба. В 632 г. Мухаммед был похоронен в своем доме в комнате одной из своих жен.
Медина — столица Арабского халифата. Мечеть Пророка в Медине. В 632 г., после смерти Мухаммеда, Медина становится столицей Арабского халифата. Город оставался столицей при первых трёх халифах: Абу-Бакре (632 – 634), Умаре (634 – 644) и Усмане (Осман) (644 – 656). Первые два из них были захоронены в мечети Мухаммеда. В период правления халифа Умара пальмовые стволы мечети были заменены на каменные, также была устроена новая крыша из тика. В 656 г. на месте дома Мухаммеда была построена Большая мечеть или Мечеть Пророка (Аль-Масджид ан-Набави). Впоследствии она многократно перестраивалась. Зеленый купол этой мечети указывает на место упокоения Мухаммеда.
История Медины в середине 7 в. — 10 в. Четвертый халиф – Али ибн Аби Талиб (656 – 661), двоюродный брат и зять Мухаммеда, был избран халифом в Медине, однако свою столицу перенес в иракский город Куфа. С этого времени Медина развивалась как религиозный центр.
Первая городская стена была возведена вокруг центра Медины в 974 г. для защиты от египетских Фатимидов (909 – 1171), которые в конечном счете завоевали город. С 10 в. Медина находилась в зависимости от правивших в Египте династий.
Медина в составе Османской империи. Османская архитектура Медины. С 1517 г. и до января 1919 г. Медина находилась в составе Османской империи. Султан Сулейман Великолепный (1520 – 1566) окружил город новой стеной высотой 12 метров, сложенной из гранитных и базальтовых блоков. Он также приказал построить водопровод, который доставлял воду в город с юга. В 1860-е годы при османском султане Абд аль-Азизе высоту стен увеличили до 25 м. Однако на протяжении 20 в. стены города постепенно были демонтированы за ненадобностью.
Медина в составе Саудовской Аравии. В 1919 – 1924 гг. Медина – часть королевства Хиджаз. С 1924 г. город Медина – в составе Саудовской Аравии (до 1932 г. – Хиджаз, Неджд и присоединённые области).
Текст©А.А. Шарибжанова.
Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.
Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:
www.gorodamira.biz
История Арабского Халифата | История
Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова — здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют «бедуины» (люди пустыни). В конце VI — начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка.
Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.
Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама — Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) — Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:
- 630-661 годы. Период правления Пророка Мухаммеда и после него четырех халифов — Абу Бекра, Омара, Османа, Али. Столицей халифата были Мекка и Медина.
- 661-750 годы. Период правления династии Омейядов начиная с Муавии. Столицей халифата был город Дамаск.
- 750-1258 годы. Период правления Аббасидов. Столицей с 762 года был город Багдад. При Аббасидах в 120 км от Багдада, в городе Самира, была построена резиденция халифа. Как Арабский Халифат развился на протяжении всей истории?
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.
В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” — в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII — первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.
Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:
- создавая этническую опору, укрепиться;
- переселяя тех, кто находился государственном обеспечении, освободить казну от лишних платежей.
Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.
В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.
В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.
Управляющая Египтом династия Тулун была тюркского происхождения. Во времена египетского наместника Ахмеда ибн Тулуна была построена сильная флотилия, которая царила в Средиземном море. Тулун руководил строительными работами и заботился о благосостоянии народа. Египетские историки называют период его правления (868-884) «золотым временем».
В середине VIII века Испания отделилась от халифата и здесь возникло независимое государство — Кордовский эмират. В IX веке Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан также откололись от халифата.
В XI веке всеми территориями халифата завладели Сельджуки.
istoriyamira.ru
§ 16. Арабский халифат | Всемирная история
§ 16. Арабский халифат
Вы узнаете
· О природе и населении Аравийского полуострова.
· Как возник ислам и какую роль он сыграл в жизни арабов?
· Почему арабам удалось покорить большие территории в Азии, Африке и Европе.
· Какой вклад арабской культуры в сокровищницу мировой.
1. Аравийский полуостров и его населения
Большая часть огромного Аравийского полуострова, площадь которого равна четверти Европы, — это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природными условиями областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями, богатой тропической растительностью, высокой плотностью населения, которое издавна жило с полеводства и садоводства. Середина полуострова — Неджд («Плоскогорье») — огромное, засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз («Граница») — пригодна разве для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.
Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов были кочевниками — бедуинами(«Жителями пустыни»), которые разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда, это животное — неразлучный спутник и средство существование кочевых арабов.
Верблюд идеально приспособлен к жизни в пустыне, может несколько дней обходиться без воды. Бедуин питается его молоком и мясом, носит одежду из верблюжьей шерсти. В пустыне нет дерева или любого другого топлива, вместо него бедуины используют верблюжьи помет. Кочевники жили в палатках с верблюжьей войлока; сбрую, седла, обувь изготавливали из шкуры верблюда. Во время странствий верблюды, которых бедуины называли «кораблями пустыни», перевозивших грузы и семейное сокровище. Верблюд правил за деньги, как единица расчетов. Арабы верили и знали: если кончилась вода или караван заблудился в пустыне, надо пустить вперед верблюда, — он найдет воду и путь.
Бедуины жили племенами, Которые делились на роды и семьи. У них существовала знать — шейхи и Саид, Которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии в них не существовало. Из почитаемых были бог войны и плодородия Астар, Богиня луны Син, Богиня-мать Лат. Олицетворениями своих богов арабы считали рукотворных каменных идолов и природные каменные столбы. Случались и немногочисленные сторонники иудаизма и христианства.
Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города — Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки — Каабу(В переводе с арабского «Куб»), в стену которого было вмурованчерный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.
В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Населения полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединение, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.
2. Возникновение ислама и объединение арабов
Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама. Основателем ислама стал Мухаммед(570 — 632 гг.) Это имя означает «вдохновенный», «пророк». В Европе его называли Магометом.
Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова. После смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу — Коран (В переводе с арабского — «чтение»).
Житель Мекки Мухаммед принадлежал к бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджа и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на своей хозяйкой и разбогател. Спустя несколько времени Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммедутверждал, что он — орудие божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Примерно 630 г. он начал проповедовать ислам (в переводе с арабского - »Покорность»). Не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммедаотдавать свое имущество бедным и освобождать рабов. Он был вынужден перебраться в Ятриб — Соперника Мекки. Ятриб, жители которого 622 г. приняли Мухаммеда, Начали называть Мединой — городом пророка. С тех пор, из года Хиджры, как называют его мусульмане (Те, которые исповедуют ислам), ведется отсчет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммедабыстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба, Является наибольшей святыней мусульман. По религиозной легенде, после смерти пророка со своим конем знисся на небо.
Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк его «- главная религиозная формула ислама. Влияние на ислам иудейской и христианской религий выражается в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда. Священный город иудеев и христиан — Иерусалим - признавалось и мусульманами. Для того, чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:
1) верить в существование единого бога — Аллаха;
2) пять раз в день выполнять обязательную молитву;
3) раз в год придерживаться обязательного поста - Рамазана — от рассвета до заката;
4) чтобы освободиться от грехов, тратить пятый часть прибыли на милостыню;
5) один раз за свою жизнь совершить паломничество (Посещение святых мест) в Мекку и Медину.
Храм Кааба. Мекка, современный вид
Мухаммед изложил и «завещание священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а вот язычников призвал уничтожать.
В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлено Богом, и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче.
Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда
1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.
2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.
3. Рай — под стопами матерей.
4. Стыд — от веры.
5. Сухость глаз — признак жестокого сердца.
6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.
7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.
8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.
9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.
10. Приветливость к людям — половина ума.
11. Хорошо спросить — половина знания.
12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.
13. Учитель и ученик — друзья в добром деле.
14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, — святой мученик.
15. Имущество мусульманина — кровь мусульманина.
16. Бедность — порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.
1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммедаего сторонникам?
2. Содержат наставления пророка общечеловеческие идеалы, которым должны следовать люди независимо от их религиозных убеждений? Докажите свою позицию.
После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать вынуждена была подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращение пророка в Мекку, большинство арабских племен признала власть Мухаммеда и приняла ислам.
Вступив в Мекки, Мухаммед направился к главному святилищу — Каабы. Объехав ее на коне семь раз, коснулся посохом в черный камень и сказал: «Истина пришла, пусть исчезнет неправда!» Далее приказал уничтожить почти 300 различных племенных идолов, окружавших Каабу. Мухаммед объявил Каабу главным святилищем всех мусульман. Запретил посещать ее неверующим арабам, евреям и христианам. Каждый мусульманин, как говорил Мухаммед, Должен хотя бы раз в жизни побывать в Каабе. Главным святилищем она была признана том, что по арабским переводам Каабу построил «праотец евреев «Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. Авраам, как и мусульмане, верил в единого бога, которому и посвятил этот храм, а язычники, по мнению Мухаммеда, Впоследствии осквернили святыню.
Теперь Кааба находится в центре мечети аль-Харам («Священной»). Это — кубическая каменное здание высотой в пятиэтажный дом. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на земле.
Так во знаменем ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.
3. Завоевания арабов во времена первых халифов
После смерти пророка между его старыми сторонниками и мединскойзнатью начались споры о преемственности. Ведь дело было не только в том, кто будет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит государство, созданное им. Наконец было решено, что государством будут управлять халифы — «Заместители пророка «. В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифы, правившие в 632 — 661 гг, были близкими друзьями и родственниками Мухаммеда.
Халифы призвали народ отправляться в поход за распространения ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. Значительные захват был осуществлен за правления второго халифа — Омара(634 — 644 гг.) Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья. Сохранилось предание, что после завоевания Египта халиф Омар приказал уничтожить знаменитую Александрийскую библиотеку, сказав: «Все, что соответствует Коране в древних книгах, есть в нем, а то, что не отвечает, не требуется мусульманам «.
Военным успехам арабов способствовали превосходства в военной тактике. Они создалипервоклассную легкую конницу, Что стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стала возможной благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму «священной войне во имя Аллаха «. Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы захватывали прежде имущество богачей, поэтому большинство порабощенных видела в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. Результате завоеваний возникла огромная государство — Арабский халифат.
Уже при первых халифов развернулась борьба за власть в Арабском халифате. Особенно усилилась она за старого и безвольного третьего халифа — Османа(644 — 656 гг) и четвертого халифа — Али(656 — 661 гг.) Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем новой династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.
Арабские завоевание VII—IXст. Образование халифата
4. Омейяды и Аббасиды
Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратившийся в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661 — 750 гг.) За это время арабы значительно увеличили свои владения. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабский название Магриб- «Запад».
В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с 7 тыс. конников переправился через пролив Геркулесовы столбы, названную позже его именем (Гибралтар). Он разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.
Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла. Продвижение ислама в Западную Европы было остановлено. На востоке арабские полководцы продвинулись в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии в г. Инд. Три раза совершали арабы походы на Константинополь, в 717 — 718 гг продержали его год в осаде, однако покорить так и не смогли. Византийский император Лев III Исавр цене чрезвычайного напряжения сил империи сумел остановить захватчиков. Вследствие завоеваний границы халифата Омейядовпротянулись от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство АлександраМакедонского.
В 750 г. Омейядовсбросила иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских властьимущих. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейядов. Он основал новую династию Аббасидов, что правила в750 — 1055 гг. Столицу халифата была перенесена в Багдад в Ирак. Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов «, Порой неслыханной роскоши халифов.
Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. В сумерках парков журчали фонтаны, пели диковинные птицы.
На огромных рынках Багдад можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира - византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые ткани с Китай, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далекие земли. Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф Гарун аль-Рашидстали прототипами героев сказок «Тысячи и одной ночи».
5. Общественный халифата
По первых четырех халифов государством управляла высшее религиозное лицо, которое выбирали из друзей и родственников Мухаммеда. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии - формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, не отвечает ни перед кем за свои поступки, утверждается способом насилия и террора.
Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию — до 160 000 воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам. После смерти вельможи все его имущество переходило в казну халифа, и исключительно от желания и привязанности халифа зависело, получит потомок умершего некоторое наследство.
Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов:
1) харадж — Земельный налог;
2) джизия — Подушные, которые платили немусульмане;
3) зякят — Десятина, которая поступала в распоряжение халифа.
Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — Книги дополнений к Корану. Не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значение Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, Которые признавали Суннуи поддерживали халифа, и шиитов, Которые не признавали Сунныи не поддерживали Омейядов.
Как и все предыдущие империи, созданные результате завоеваний, Арабский халифат обветшал и развалился. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, Халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор как они оказались под властью арабов, не прекращалась их борьба за независимость. Во-вторых, Власть халифов, что погружались в неслыханную роскошь, а управление государством передавали своим приближенным, чем дальше, тем больше ослабевала. Эмиры (Наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, добиться независимости от халифа.
Все это привело к того, что от конца VIII в. к началу XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки,халифат прекратил существование.
Распад Арабского халифата
6. Культура халифата
Российский исследователь А. Гуревич утверждает: «Наибольший вклад арабы сделали в науку и философию, в тому же этот вклад был двоякий. Во-первых, арабы были посредниками между Западом и Дальним Востоком, а также между античностью и Средневековьем «. |
Сутки Арабского халифата обогатила мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: в ней состояли документы, велись переговоры и молились. Кроме того она стала языком науки и культуры всего мусульманского Востока.
Образец арабской каллиграфии
Самый весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицине. Они изучали и переводили арабском труда Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. Европейцы познакомились с трудами Аристотеля за переводами латыни с арабского. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.
Страница арабской рукописной книги
Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.
Арабы первыми стали делать вивисекцию - вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился ИбнСина (980-1037 гг.) известный в Европе под им. именем Авиценна. В главной своей работе — «Канон медицинской науки «- он свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатскихврачей. Этот труд на много веков стала настольной книгой врачей Востока и Мероприятия.
Арабские путешественники (Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и др.) посетили первыми странами, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX — Х вв. Арабским путешественникам был известен значительно больший мир, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, Точные карты и навигационные приборы.
Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.
Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос «Шахнаме » («Книга царей»), в котором описываются деяния персидских шахов.
Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворцехалифов, мавзолеи-гробницы, крепости.
Мавзолей Саманидов. Бухара, Х в.
Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.
Арабы умели красиво организовать свой быт и досуг. Соединив традиции античности, Византии, Персии арабы создали изящную восточную роскошь. Созданные арабскими мастерами предметы роскоши (тончайшие ткани, керамика, стекло, украшения, оружие) были желанными на просторах от Китая до Европы. Большого успеха арабская культура получила в украшении дворцов и разведенные садов. Умели арабы и организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара. Большой популярностью у арабов пользовались бани, которые были не только местом где мылись, но и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.
Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захвачена арабами Испания стала источником, откуда распространялись в европейские страны научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы, Которую они называли «светлым красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств «. Отсюда они привозили в Европу переведены на арабский язык труды ученых древности. В европейских монастырях существовали центры перевода с арабского языка латинским. Так, благодаря арабам, средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов. Кроме того европейцы многое позаимствовали у арабов в быту и повседневной жизни.
Проверьте, как запомнили
- Где находится родина арабов?
- Охарактеризуйте природные условия и население Аравийского полуострова.
- Какими были верования арабов до возникновения ислама?
- Кто считается основателем ислама и почему?
- Где находит главная святыня арабов? Как она называется?
- В каком году произошло объединение арабов под главенством Мухаммеда?
- Как называется священная книга мусульман?
- Куда были направлены военные походы арабов? Какие территории им удалось завоевать.
- За которого халифа были осуществлены крупнейшие завоевания арабов?
- Какие битвы положили конец продвижению арабов в Европу?
- Какое название имело государство арабов?
- Назовите династии правителей арабского государства?
- Когда прекратил свое существование арабский халифат?
- Какими культурными достижениями обогатили мир арабы?
Подумайте и ответьте
- Определите причины появления ислама. Чему учит мусульманская религия? Которые основные положения ислама?
- Почему ислам довольно быстро распространился среди арабских племен?
- Объясните, почему арабские завоевания были осуществлены относительно быстро и с небольшими силами.
- Чем общественный халифата отличается от строя Франкского королевства во времена Хлодвига?
- Что обусловило распад и упадок арабского халифата?
- Благодаря чему арабская культура достигла значительных достижений? Каковы ее истоки?
Выполните задание
- Сравните ислам и христианство. Определите общие и отличительные черты.
- Составьте сравнительную таблицу: «развитие Арабского халифата во времена правления династий Омейядов и Аббасидов «.
- Раскройте содержание понятий и терминов: бедуин, эмир, халифат.
- Подготовьте рассказ о завоевании арабов при первых халифов.
- Определите ключевые моменты истории Арабского халифата.
Для любознательных
Почему именно Аравия стала колыбелью новой мировой религии?
ukrmap.su
Халифат, Его Карта, История Возникновения, Образование и Распад, Арабская Империя, Кордовский Эмират, Какие Страны Входили, Состояние на Сегодня
В июне 2014 года один из лидеров «Исламского государства» Абу Бакром аль-Багдади заявил об образовании общемирового халифата со столицей в сирийской Ракке. Но уже через два года этот город оказался в окружении, а против самого ИГ выступили самые крупные мировые государства. Какую роль играл ИГ прежде и что с ним стало к сегодняшнему дню?
Халифат ИГ вчера и сегодня
Так называемое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) начало свое формирование в 2013 году на территории Ирака и Сирии. В 2014 году боевики ИГ уже контролировали 35% сирийской территории и большинство ее нефтегазовых залежей. В сумме территория, контролируемая группировкой, доходила до 90 тысяч кв. км, но к 2016 году ИГ лишилось около 22% всех территорий. В ИГ состояло приблизительно 33 тысячи наемников. В декабре 2015 года сообщалось о примерно 2 000 российских граждан, которые сражаются за халифат. Что же представляет собой халифат?
История Халифата: появление
Из основных общемировых религий самой молодой является ислам. Его зарождение в VII веке н.э. связано с пророком Мухаммедом, исповедовавшим единобожие. В Хаджизе (Западная Аравии) была основана единоверная община (умма), ставшая прообразом будущего государства. Дальнейшее покорение аравийских территорий, а также прочих держав определило появление могущественного Арабского халифата. В него вошли многие земли, принявшие тем самым ислам.
Халифат: что это такое
Наименование «халифат» (замещение, наследование) в арабском переводе обладает двумя значениями. Это название великого государства того времени, основанного последователями пророка после отхода его в мир иной, а также титул верховного правителя, во власти которого были все государства халифата.
Время бытия этого государственного образования было отмечено расцветом научных и культурных областей, а также периодом так называемого исламского Золотого века в 632–1258 годах.
Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
Появление халифата спровоцировали дебаты о преемнике Мухаммеда после его кончины. В результате повелителем и конфессиональным лидером стал близкий друг пророка — Абу Бакра ас-Саддика. Свое правления он начал с того, что развязал военные действия против вероотступнического движения, члены которого отошли от учений Мухаммеда и стали приверженцами лжепророка Мусайлимы. Все их сорокатысячное войско было разбито в сражении при Аркабе.
Следующие за Абу Бакром халифы-праведники продолжали покорение народов и расширяли границы халифата. Последним был Али ибн Абу Талиб, ставший жертвой восставших хариджитов. На этом закончилась выборность правителей, поскольку овладевший властью халиф Муавия I поставил своего преемника – сына. Это установило в государстве наследственную монархию ― Омейядский халифат.
Новая империя, второй халифат
Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.
И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось положить предел территориальной экспансии халифата. Спасение от арабских захватчиков европейские летописцы приписывают военачальнику Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.
Переход от воинствующего сознания на мирное
Началу периода Омейядского халифата свойственно то, что положение арабов на захваченных ими же территориях было очень сложным. Их быт напоминал обстановку военного лагеря в постоянной боеготовности. Это произошло вследствие чрезвычайно религиозного рвения одного из правителей той поры Умара I. Из-за него ислам стали называть воинствующей церковью.
Арабский халифат породил бесчисленные группы воинов-профессионалов. Это были люди, единственной деятельностью которых было участие в завоевательных походах. Для того, чтобы мышление этих воинов не могло перестроиться на мирную стезю, им запрещалось владеть землей и вести оседлый образ жизни. В конце правления династии Омейядов все изменилось. Запреты были отменены, и многие ветераны стали владеть землей, отдав предпочтение мирному жизнеустройству.
Возникновение халифата Аббасидов
Подлинное величие наряду с культурным расцветом и наибольшей славой исламская империя обрела именно в Аббасидском халифате. Даже сегодня о нем помнит большая часть мусульман. Любые воспоминания о той поре укрепляют гордостью их дух. Аббасиды — династия, подарившая народу немало выдающихся государственных деятелей. Они были и полководцами, и финансистами, и подлинными ценителями многих видов искусств.
Аббасиды ликвидировали всех Омейядитов, однако избежавший преследования внук Хишама Абд ар-Рахман ибн Муавия образовал в Испании Кордовский халифат.
Халифы — покровители ученых и поэтов
Принято считать, что арабский халифат Харуна ар Рашида — одного из самых ярких правителей своей династии — добился наивысшего расцвета. Харун ар Рашид был известным покровителем ученых, литераторов и поэтов. Тем не менее, отдав себя целиком духовному развитию государства, халиф проявил плохие администраторские, а тем более полководческие качества.
Торговые связи и развитие экономики
Арабское покорение народов поспособствовало развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного уклада. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и укреплялись торговые направления, проторенные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.
Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесел и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали экономический и культурный подъем. На маршрутах трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.
Кроме того, улучшалась жизнь самих арабов. Благодаря оживленной коммерции, старинная Мекка превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.
Распад халифата
Со второй половины IX века, вслед за смертью Харуна ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге произвели к его распаду. Так, еще в 833 году правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С течением времени гвардия превратилась в настолько мощную политическую силу, что правители-халифы попадали в зависимое от нее положение и почти утрачивали свои права на самостоятельность в принятии решений.
Именно в тот же самый период шло возрастание национального самосознания у зависимых от халифата персов. Это стало основанием для их сепаратистских воззрений, что обернулось в дальнейшем отсоединением иранской части халифата. Всеобщему распаду халифата послужил также и быстрый темп отделения от него на западе египетских и сирийских государственных образований. Ослабленная централизованная власть не могла уже противостоять многим претензиям на независимость.
Увеличение религиозного натиска
Потеряв былую власть, халифы предприняли попытку найти поддержку у правоверных духовных лидеров. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своими главными политическими линиями избирали борьбу с любым вольнодумством.
Государство, ослабленное подрывом авторитета властных структур, приступило к активной фазе религиозного гонения философской и прочих научных областей, не осталась без внимания и математика. Арабский халифат с его распадом явился наглядным образчиком того, в какой мере благодетельно воздействие науки во взаимодействии со свободой мышления на формирование государственности, и в какой степени пагубны травля и гонение мыслителей для цивилизационного прогресса империи.
Кордовский халифат
В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже, уже в 755 год,у аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.
Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были, естественно, арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.
Религиозные ограничения, с которыми столкнулась большая часть местных жителей-немусульман, и выгоды, которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады.
В противоположность европейцам, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Там они тратили немалые деньги на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.
Невзирая на доминирующее положение, мусульманские правители были вполне снисходительны к прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении все религиозные общины жили в добром согласии.
Переход к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение мусульман часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке более красиво и искусно, чем само арабское население.
Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.
Наивысший расцвет Кордовский халифат достиг как империя при правлении Абд ар-Рахмана III ан-Насира, а также одного из его сыновей аль-Хакама II.
Крах периода правления арабских халифатов
Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.
Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет, при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.
Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.
Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.
militaryarms.ru
Столица халифата Аббасидов — Багдад
Город Багдад – древняя столица Аббасидского халифата. Древний Багдад – современная столица Ирака. Город Багдад, история Багдада отражают богатство и разнообразие арабской культуры. Достопримечательности Багдада отражают древнюю историю Багдада и Ирака.
Где находится город Багдад? Город Багдад – столица Ирака. Город Багдад находится на обоих берегах реки Тигр, близ устья реки Дияла в Ираке.
Багдад — столица халифата Аббасидов. Название города может означать «божий дар» (от древнеперсидского «бага» – бог и «дад» – данный). Небольшое поселение на месте города Багдада существовало еще в 19 – 18 вв. до н. э. В 762 – 766 гг. на месте древнего поселения появился город.
Под названием Мадинат ас-Салам (Город мира) он был специально выстроен халифом ал-Мансуром (754 – 775) как новая столица Аббасидского халифата (750 – 1258). Развал халифата Аббасидов привел к тому, что город Багдад, оставаясь резиденцией халифа, был, по сути, столицей новых властителей: с 945 г. – Буидов, с 1055 г. – Сельджукидов.
Город Багдад — центр арабской средневековой культуры. В 9 ст. город Багдад был крупнейшим центром арабской средневековой культуры, ремесла и транзитной торговли. В Багдад стекались огромные богатства, привозились товары и продукты из Индии, Аравии, стран Европы. Арабский географ Ибн Хордадбех (около 820 – 912/913) упоминает о посещении города Багдада русскими купцами. Багдад был крупным научным центром своего времени – в начале 13 века в городе было свыше 30 библиотек.
Багдад — столица халифата Аббасидов: планировка, крепость, памятники архитектуры. В 8 – 9 вв. город Багдад был круглым в плане. Его территория, занимавшая более 2 км в диаметре, была опоясана двойным кольцом крепостных стен, сложенных из кирпича-сырца. Позднее была возведена третья внешняя стена, вокруг которой вырыли ров и заполнили его водой. Четыре хорошо укрепленные ворота вели в город. В центре находился дворец халифа. По сообщению арабского географа 12 – 13 вв. Йакута, халиф Мансур «над приемным залом (дворца) построил зеленый купол…, а на вершине купола был истукан в виде всадника с копьем в руке», который будто бы указывал копьем туда, откуда должны были появиться враги. Около дворца располагалась мечеть, а в некотором отдалении – правительственные здания, казармы халифской гвардии, дома приближенных и тюрьма. Ремесленное и торговое население селилось на территории между внешней и внутренней стенами. Быстро разраставшийся город Багдад раскинулся по обе стороны реки Тигр.
Исламская архитектура Багдада 13 — 14 вв. В 1258 г. монголы разрушили и разграбили город. Поэтому от домонгольского периода, кроме дворца халифа, в городе Багдаде сохранились лишь мавзолей Зубайды (начало 13 в.), ансамбль медресе Мустансирия (1227 – 1233 гг., перестроен в 1823 г., реставрирован в 20 ст.), отреставрированный минарет бывшей соборной мечети халифского дворца, ворота Бао аль-Вастани (1221 г.). К монгольскому периоду в истории Багдада относят минарет Сук аль-Газаль (1279 г.), караван-сарай хан Марджан (или хан Ортма; 1358/59 гг.).
Золотая мечеть в Багдаде. В конце 14 – начале 15 вв. город Багдад дважды был взят Тимуром (1336-1405), подвергся сильному разрушению и опустошению. Однако уже в 1515 г. в Багдаде появилась одна из известных достопримечательностей Багдада — Золотая мечеть (мавзолей Мусы аль-кадима (реставрация в 17 ст. и в середине 20 в.)). Архитектура Золотой мечети отражает влияние искусства Ирана. Здание мечети имеет два позолоченных купола и четыре минарета по углам. Стены и аркады украшены яркой изразцовой облицовкой, с преобладанием сине-голубого цвета.
Исламские святыни в округе Багдада. В округе Багдада расположены многие почитаемые могилы: теолога и правоведа Абу Ханифы (умер в багдадской тюрьме в 767 г.), мухаддиса (ученый, специализирующийся на изучении Предания) и теолога Ибн Ханбала (ум. 855 г.), мистиков ал-Джунайда (ум. 910 г.), ал-Халладжа (10 в.), философа и суфия ал-Сухраварди (казнен в 1191 г.), а также могилы двух шиитских имамов – Муссы ал-Казима и его внука по имени Казимайн, чье имя сохранилось в названии квартала, где находится его мавзолей.
История Багдада в 16 — 20 вв. В 16 и 17 вв. Багдадом владели правители Османской империи (1299/1300 – 1922), затем – Ирана — династия Сефевидов (1502-1736). Позже город снова перешел в руки османских султанов (1638 – 1917). В 1917 г. город Багдад был занят английскими войсками. С 1920 г. Багдад – административный центр британской подмандатной территории, в 1921 – 1958 гг. Багдад – столица королевства Ирак. 14 июля 1958 г. в результате революции, в Багдаде была провозглашена Иракская Республика.
Город Багдад в 20 в. Во второй половине 20 в. известные достопримечательности города — улица ар-Рашид, площадь ат-Тахрир — застраивались современными зданиями. Появились монументы в память о событиях 1958 г.: панно-рельеф «Революция 14 июля» (1959-1960 гг., скульптор Дж. Салим), памятник Неизвестному солдату (1959 г., арх. Р. аль-Чадерчи).
Архитектура Багдада 20 в.: Город миражей.
В апреле 2003 г. город Багдад был взят войсками США. Военные действия привели к сокращению численности населения города, подорвали экономику, нанесли колоссальный ущерб культурно-историческому наследию Багдада.
Текст©А.А. Шарибжанова.
Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.
Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:
www.gorodamira.biz
Арабский халифат и его распад 7-9 век
1. Завоевания — арабов.
Вскоре после смерти Мухаммеда мусульмане подчинили себе всю Аравию. Образовалось Арабское государство. Им управляли халифы (или «заместители» Мухаммеда).
При первых халифах многочисленные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница.
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны был истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжёлых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство.
В начале VIII века арабы покорили Северную Африку.
В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Только жители её северной горной части не покорились и продолжали борьбу. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою франки отбросили арабов на юг.
На востоке арабы встретились с упорным сопротивлением народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию и дошли до границ Китая. В ожесточённом сражении китайские войска остановили их дальнейшее продвижение.
Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.
2. Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
3. Народные восстания.
Покорённые народы томились под властью арабов-завоевателей. Все немусульмане облагались восстания.
непосильными налогами и должны были снабжать войска продуктами. Чтобы крестьяне не могли уклониться от уплаты налога, на шею им вешали свинцовые таблички с указанием, где они живут.
В VIII — IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний. Они были направлены против арабского владычества и гнёта феодалов. Около 20 лет продолжалось крестьянское восстание в Азербайджане. Восстание возглавлял Бабёк. В молодости он был погонщиком верблюдов. Путешествуя с караванами, Бабек всюду видел страдания народа и проникся ненавистью к угнетателям. Под его руководством восставшие наносили сильные поражения войскам халифа. Крестьяне перестали подчиняться властям и платить налоги. Они восстанавливали прежние общинные порядки. Из Азербайджана восстание перекинулось в Армению и Иран. Халифу пришлось двинуть против восставших свои главные силы. Хорошо вооружённые войска халифа разгромили восставших. Бабек был предательски схвачен одним из местных феодалов, выдан халифу и казнён.
Но огромный Арабский халифат был непрочным.
4. Распад халифата.
Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.
Крупные феодалы — наместники областей очень усилились. Имея свои военные силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.
В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками.
Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.
- < Начало объединения арабских племён VI в.
- -> Хозяйство и культура стран Арабского Халифата >
hist-world.com
Багдад – величественная столица Аббасидского Халифата
С приходом Аббасидов к власти в 750 году отмечается расцвет мусульманских городов. Новая династия стояла перед выбором новой столицы Халифата. Выход был найден в строительстве новой резиденции в центре важнейшей провинции – Месопотамии. В отличие от Куфы и Басры она была заложена посреди орошаемых земель недалеко от запустевшей столицы Сасанидов.
Создание новой столицы, Багдада, должно было не только обеспечить Аббасидам удобство и безопасность, но и продемонстрировать их могущество, затмить славу предшественников. Поэтому с расходами не считались. Для строительства было собрано множество народа, чуть ли не 100 000 человек. На строительство было израсходовано 4 000 833 дирхема и 1 000 000 000 фельсов.
Город, заложенный халифом ал-Мансуром, был круглым в плане и состоял из двух основных частей: собственно резиденции в центре города и охватывающих ее кольцом торгово-ремесленных кварталов, расположенных между внешней стеной города и стеной, защищавшей резиденцию. Перед мощной внешней стеной высотой около 20 м лежал глубокий и широкий ров. Внутрь города вели четверо ворот, повторенных во внутренней стене, и каждая пара ворот соединялась сводчатой галереей с помещениями для стражи, из которой в обе стороны можно было выйти на центральную торговую улицу. Диаметр центральной части города был 2 км.
Город ал-Мансура стал зародышем будущей гигантской столицы. В отличие от резиденций Омейядов Багдад стал быстро разрастаться. Во-первых, он был расположен в центре густонаселенной страны, во-вторых, в нем стояла большая армия, а в-третьих, Аббасиды в большей степени, чем их предшественники, сконцентрировали в своих руках огромные налоговые поступления со всей страны. Десятки миллионов дирхемов, которые превращались в жалованье высшего чиновничества и армии, в значительной части расходовались здесь же, привлекая торговцев и ремесленников или превращаясь в поместья и постройки.
Багдад был поистине интернациональным городом. В составе тридцатитысячной армии ал-Мансура, поселившейся в городе, были отряды из всех областей Ирана и Средней Азии, на которые опирались Аббасиды в борьбе против своих соперников; строители Багдада, видимо частично оставшиеся в городе после постройки, представляли все страны Ближнего Востока: местное население, говорившее и по-персидски, и по-арамейски, было перемешано с арабами Куфы, Басры и Васита. В этом вавилонском столпотворении арабский язык служил посредником, но и сам набирался иноязычной лексики, чужих конструкций фраз и фонетики. Тот народ, который в конце концов образовался в результате смешения арабов и «набатеев», согдийцев и славян, тюрков и греков, негров и армян, мог определить себя только по религии и языку. В Багдаде VIII-IX вв. в большей мере, чем где-либо, рождалась новая арабская национальность, языком генетически связанная с арабами Аравийского полуострова.
Багдад представлял собой уникальное явление не только как центр сложения арабской культуры, но и вообще как крупнейший городской центр своего времени. К середине IX в. Багдад раскинулся на обоих берегах Тигра на площади около 4000 га, оставив в этом отношении позади себя и Константинополь (1400 га), и Рим (1366 га). За сто лет он в 5-6 раз превзошел первоначальное ядро круглого города.
Значение Багдада было столь велико, что о нем в средние века даже вышел научный труд «История Багдада» Хатиба ал-Багдади, занимающая в печатном виде 14 томов.
По материалам: Очерки истории арабской культуры V-VX вв. М., «Наука», 1982.
alfarabinur.kz