Страны блока нато 2018 – Лента Украины | НАТО (NATO) 2018 — 19: Все новости о военно-политическом блоке НАТО, страны-члены, численность, история создания, вооружение блока, отношения Украины и НАТО

Содержание

Саммит НАТО в Брюсселе (2018) — Википедия

Саммит НАТО в Брюсселе
англ. 2018 Brussels summit

Участники саммита
Дата проведения 11—12 июля 2018
Место
проведения
Брюссель, Бельгия
Участники 29 стран-участниц Альянса
nato.int
Последовательность
← Саммит НАТО в Брюсселе (2017)
 Саммит НАТО в Брюсселе на Викискладе

Саммит НАТО в Брюсселе (англ. 2018 Brussels summit) — 29-я встреча на высшем уровне глав государств и глав правительств стран-участниц Североатлантического альянса, которая состоялась 11—12 июля 2018 года в Брюсселе в новой штаб-квартире НАТО[1]

[2].

Это первый саммит НАТО для премьер-министра Италии Джузеппе Конте и премьер-министра Испании Педро Санчеса.

Содержание

  • 1 Повестка дня
  • 2 Страны-участницы
    • 2.1 Руководители приглашё

ru.wikipedia.org

НАТО – 2018. Итоги июльского саммита

Автор Андрей Фролов. 

В Брюсселе 11–12 июля прошел очередной саммит НАТО, к которому было привлечено большое внимание не только в западном мире, но и в России. 

Специфики ему добавлял тот факт, что встреча впервые проходила в новом здании политической структуры НАТО, а также присутствие на саммите Дональда Трампа, который впервые принял участие в мероприятии блока такого уровня. 


 

Демонстрация Трампа 

Несмотря на то, что главным ньюсмейкером мероприятия стал опять-таки Дональд Трамп, который свою публичную повестку дня сформировал под лозунгами «европейцы должны платить больше» (выделять чуть ли не 4% от ВВП на военные нужды) и «покупка российского газа Европой только усиливает Россию», решения саммита, оставшиеся «в тени», представляют намного больший интерес. Впрочем, как и инвективы Трампа, которые при ближайшем рассмотрении имеют свою собственную логику.

Так, требование к странам НАТО увеличить расходы на оборону следует трактовать не столько как очередной шаг в антироссийской риторике, сколько попытку переформатировать обязательства США и иметь возможность сконцентрировать ресурсы на китайском направлении. Хотя напрямую расходы, связанные с обеспечением безопасности в Европе, в военном бюджете США в 2017 году составляли порядка 30 млрд долларов (около 5%), возможность отказаться от ряда обязательств и переложить их на европейских союзников лишней не будет. Особенно в свете того, что в 2017 году более 2% ВВП на военные нужды, кроме самих США, в НАТО тратили только Великобритания, Эстония и Греция (и у Польши этот показатель близок).

При этом среднее значение составляло 1,3% (с учетом Исландии, у которой нет расходов на оборону). В то же время в НАТО существует еще один показатель, о котором говорится меньше, – это доля расходов на развитие (то есть, ремонт, модернизацию и новые закупки) в военных расходах. Целевой показатель НАТО составляет 20%. Среднее значение по блоку достигает 19,27%, и число стран, которые превышают данный уровень, намного больше – таковых уже 12 (рекордсменом выступает Люксембург с 35%).

В отношении расходов на военные нужды следует отметить еще один нюанс. По правилам НАТО «в зачет» идут как расходы непосредственно на вооруженные силы, так и расходы других силовых ведомств, а также пенсии (военному и гражданскому персоналу, вне зависимости от того, какое ведомство ведет выплату), расходы на НИОКР (причем эти расходы не обязательно должны завершаться успешной разработкой вооружения), расходы на военную составляющую государственно-частного партнерства, расходы на общую инфраструктуру НАТО.

А вот выплаты за разрушения и повреждения от ведения боевых действий, а также расходы на структуры гражданской обороны в определение военных расходов НАТО не входят. Отдельный сюжет связан с финансированием деятельности собственно НАТО, но бюджет организации составляет 1,573 млрд долларов, из которых 22% вносят США (следующей идет Германия с 14%), но о росте расходов на бюрократические структуры разговор явно не идет.

Декларации и намерения 

Разумеется, следует отметить создание штаба корпуса в Румынии численностью 400 человек. Он будет подчиняться командованию в Неаполе и отвечать за восточный «фланг» НАТО, в том числе координируя развертывание войск и проведение учений численностью до 100 тыс. человек. Это укладывается в концепцию «высокой готовности», озвученной в ходе последнего саммита, которая предусматривает принцип «четыре на 30»: готовность 30 батальонов, 30 эскадрилий и 30 боевых кораблей в течение 30 дней. Кроме того, согласовано решение о создании двух новых командований – в США и Германии (будет отвечать за логистическое обеспечение), а также подразделений по киберобороне и борьбе с гибридными угрозами.

В то же время в декларации Брюссельского саммита довольно много места было уделено России. Так, отмечалось, что в течение двух десятилетий НАТО работало над выстраиванием партнерства с Россией, однако последние действия с ее стороны привели к снижению стабильности, увеличили неопределенность и изменили ситуацию с безопасностью. Интересно, что НАТО полагает все свои действия соответствующими принятым на себя обязательствам, и они не могут считаться противоречащими Основополагающему акту «Россия – НАТО».

При этом документ ясно говорит о том, что страны-члены подтверждают решения предыдущих двух саммитов НАТО в отношении России и продолжат укреплять свои возможности по сдерживанию («deterrence» – этот термин можно понимать и как ядерное сдерживание) и обороне, включая присутствие в восточной части альянса. Кроме того, заявляется, что НАТО не стремится к конфронтации с Россией и не представляет для нее угрозу.

Однако далее целый пункт выделен под определение того, почему угрозой для НАТО является Россия. Среди причин называются дестабилизация на востоке Украины и «аннексия» Крыма, провокационная военная активность, в том числе в регионах рядом с границами НАТО, развертывание в Калининградской области современных ракет, способных нести как конвенциональный, так и ядерный заряд, повторяющиеся нарушения воздушного пространства стран-членов НАТО, постоянное военное строительство в Крыму, безответственная риторика в части ядерного оружия, внезапные учения, а также рост числа учений с наличием ядерного оружия в сценарии. Ко всему добавляются нарушения Россией режима ограничения и сокращения вооружений, а также мер доверия, вмешательство в выборы и нарушение суверенитета других стран, гибридные действия, компании по дезинформации и злонамеренные действия в киберпространстве. Здесь же включены и обвинения в применении химического оружия в Солсбери. Причем данные строчки декларации явно носят субъективный характер и были вписаны по настоянию Великобритании (одна из немногих стран, отдельно упомянутых в декларации).

Наряду с этими выпадами отдельный пункт посвящен бывшим республикам СССР – Украине, Молдавии и Грузии в контексте их взаимоотношений с Россией. НАТО призывает Россию вывести оттуда войска, «размещенные без согласия на то [этих] государств». Аналогично в документе содержится призыв к выводу всех сил и войск с территорий Донецкой и Луганских областей, прекращению помощи республикам Новороссии и поддержке Нормандского формата. В этом пункте содержится и небезынтересный тезис о том, что НАТО заявило о поддержке демократических реформ в Молдавии и военного строительства в республике.

Интерес представляют и отсылки НАТО к вопросам об оружии массового уничтожения и стратегических системах. Так, в очередной раз в декларации утверждается, что система ПРО в Европе не несет, и не будет нести никакой угрозы ядерному потенциалу России, а вот заявления России, в которых она угрожает держать под прицелом страны-члены НАТО из-за наличия в них элементов ПРО, наоборот, носят деструктивный характер.

Следует обратить внимание и на упоминание применения химического оружия. Наряду с Сирией, НАТО перечисляет Великобританию, Ирак и Малайзию как страны, где оно применяется.

Работа на полях саммита 

Интересным событием стало подписание на полях саммита соглашения между Бельгией и Нидерландами о совместной эксплуатации военно-транспортного самолета Airbus А400М. Парк самолетов этого типа в ВВС обеих стран составляет восемь машин. Тем самым две эти страны сделали очередной шаг на пути фактического объединения своих вооруженных сил: к примеру, уже сейчас Голландия осуществляет ПВО Бельгии при помощи ЗРК Partriot РАС-3, а ВМС обеих стран уже де факто объединены.

В свою очередь, своего рода «спин-оффом» саммита стало создание Северного многонационального дивизионного командования (Northern Multinational Division Command) между Данией, Латвией и Эстонией, причем Канада, Великобритания и Литва выступили в роли «участвующих стран». Эта группа будет заниматься вопросами Балтийского региона, иметь под своим командованием две бригады, а также координировать учения и операции в регионе. Все это делается для подготовки к возможному конфликту, который может возникнуть в регионе Балтийского моря.

Итоги и перспективы 

Подводя итоги саммита, надо отметить следующее: складывается впечатление, что в долгосрочной перспективе США планируют снизить свои военные обязательства при сохранении военных баз в Европе и, возможно, переформатировать взаимоотношения внутри альянса в пользу ярко выраженных двухсторонних связей. Последствием этого станет дальнейшее расширение НАТО, более плотный контроль над некоторыми европейскими государствами и продолжение «сдерживания» России, причем в первую очередь экономическими методами. Такое положение вещей приведет к росту роли европейской части НАТО в поддержании европейской стабильности. Это уже было видно по различным двухсторонним и многосторонним форматам деятельности, которые ярко проявились в ходе прошедшего саммита.

В то же время НАТО продемонстрировал (возможно, невольно) применимость к себе принципа «велосипеда» – надо постоянно «крутить педали», чтобы не останавливаться и не падать. Это выразилось в приглашении в альянс Македонии и фактически озвученные намерения принять в альянс Грузию. Соответственно, Грузия имеет шанс стать первым членом СНГ (хотя и бывшим), что вступит в ряды альянса. Хотя реальная ценность этого «приобретения» для НАТО в кратко- и среднесрочной перспективе весьма неоднозначна, это создаст прецедент принятия в состав альянса страны с явными неурегулированными территориальными спорами и наличием потенциальных конфликтов с соседями.

При этом не вызывает сомнений, что призыв Трампа увеличить военные расходы европейских стран-членов НАТО будет услышан. Более того, некоторые из них еще до саммита заявили о планах увеличить военные расходы, причем этот рост в значительной степени придется на закупку новых вооружений. 

 

«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
2018, август 

dfnc.ru

Основные итоги Брюссельского саммита НАТО — NATO — По странам — Статьи

Полковник К. Васин,
доктор военных наук

В период с 11 по 12 июля с. г. в Брюсселе состоялась 34-я сессия Совета НАТО на уровне глав государств и правительств стран — членов Североатлантического союза. В работе саммита приняли участие делегации 25 государств, не входящих в альянс, представители ООН, Евросоюза и Всемирного банка, в том числе председатель Европейского совета Д. Туск и председатель Европейской комиссии Ж. К. Юнкер. 

В рамках данного мероприятия были проведены расширенные заседания в форматах учебно-тренировочной миссии (УТМ) НАТО «Решительная поддержка» в Афганистане, а также встреча по вопросам безопасности в Черноморском регионе с участием президентов Грузии и Украины.

Саммит проходил в обстановке острых дискуссий вследствие особой позиции президента США Д. Трампа по ключевым направлениям деятельности организации. Несмотря на это, участники брюссельской встречи выразили приверженность подходам, выработанным в ходе заседаний Совета НАТО в Уэльсе (2014) и Варшаве (2016). Приоритетными остаются вопросы сдерживания и коллективной обороны. Кроме того, существенное внимание уделялось «проецированию стабильности» прежде всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке и противодействию терроризму.

Российская Федерация традиционно признана основным источником угрозы безопасности для стран Запада. В адрес РФ выдвинут широкий круг обвинений в дестабилизации обстановки в Евро-Атлантике и прилегающих регионах. По заявлению руководства блока, Россия причастна к дестабилизации ситуации на юго-востоке Украины и эскалации конфликта в Сирии. Негативное влияние на ситуацию оказывают развертывание группировок войск (сил) ВС РФ и «провокационная военная активность» вблизи границ НАТО, наращивание военной мощи в Крыму, модернизация стратегических ядерных сил, «безответственная и агрессивная» ядерная риторика, увеличение количества масштабных внезапных проверок боевой готовности войск (сил).

По мнению натовских экспертов, Россия «предположительно» нарушает Договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности (особый интерес в данном контексте проявлен к ракетной системе 9М729), а также, «вероятно», причастна к применению боевого отравляющего вещества в г. Солсбери (Великобритания).

С учетом этого альянс намерен настаивать на «полном выполнении Минских соглашений, прекращении оказания любой помощи вооруженным формированиям в Донецкой и Луганской областях, выводе «пророссийских» войск и техники с территории Украины, возврате российских представителей в Совместный центр контроля и координации».

На основе этих оценок делается вывод, что условия для нормализации отношений с РФ отсутствуют. Североатлантический союз настроен продолжить политику сдерживания в сочетании с ограниченным диалогом в формате Совета Россия — НАТО и контакты на высшем военном уровне в интересах недопущения эскалации напряженности.

Наряду с Россией опасность для блока представляет сложная обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке, терроризм и нелегальная миграция, незаконное распространение ОМП и ракетных технологий.

В соответствии с озвученным на саммите подходом деятельность альянса по нейтрализации перечисленных угроз будет строиться на основе принципа «360-градусного обзора» ситуации в области безопасности.

В интересах наращивания возможностей в сфере сдерживания и обороны одобрена американская инициатива о приведении в 30-суточную готовность к применению 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий, 30 боевых кораблей государств альянса.

Намечены меры по обеспечению морской безопасности, включая наращивание потенциала в области ведения противолодочной борьбы, амфибийных десантных операций и защиты океанских (морских) коммуникаций.

Принят «План обеспечения развертывания ОВС НАТО в Европейской зоне», регламентирующий порядок усиления группировок войск (сил) в угрожаемый период.

В рамках реализации «Концепции передового присутствия и усиления» предполагается продолжить размещение четырех многонациональных батальонных тактических групп в Польше и странах Балтии (всего 5,5 тыс. человек), а также развертывание многонациональной бригады в Румынии (штаб — г. Крайова).

В интересах эффективного руководства группировками войск на «восточном и южном флангах» решено сформировать штаб корпусного уровня в Румынии и два штаба дивизионного уровня — в Латвии («Север») и Италии («Юг»). Ожидается, что предназначенный для решения этой задачи штаб многонациональной дивизии «Северо-Восток» (г. Эльблонг, Польша) достигнет полной боевой готовности к декабрю 2018 года.

В целях реорганизации командно-штабной структуры ОВС НАТО принято решение о создании к 2022 году двух новых командований — по защите океанских коммуникаций в Северной Атлантике (г. Норфолк, США) и по обеспечению воинских перевозок в Европе (г. Ульм, Германия), а также центра киберопераций (г. Монс, Бельгия). В результате численность органов управления альянса увеличится на 1,2 тыс. человек (в настоящее время -6,8 тыс.).

Для ускорения развертывания войск на «восточном фланге» блока предусматривается в период до 2024 года принять ряд мер по повышению оперативности воинских перевозок. В частности, предполагается:
— к 2019-му сократить до 5 сут сроки получения дипломатических разрешений на воздушные, морские и наземные перевозки;
— к концу 2018-го определить основные и альтернативные маршруты для транспортировки военных грузов;
— внести вопросы организации трансграничных воинских перебросок в сценарии учений;
— к концу 2019 года сформировать координационный механизм для урегулирования вопросов пересечения границ войсками и грузами.

В ходе сессии лидеры стран-участниц подтвердили ядерный статус альянса. При этом допускается возможность применения ядерного оружия в случае «возникновения угрозы основополагающей безопасности любого члена Североатлантического союза».

В рамках укрепления противоракетного потенциала планируется сосредоточить усилия на развитии автоматизированной системы управления ОВВС и ОС ПВО блока «Аккс», которую предусматривается задействовать в интересах коалиционных средств ПРО. Задержки в ее создании, как ожидается, не позволят достичь уровня «полной оперативной готовности» системы ПРО НАТО до 2023 года.

В соответствии с курсом на расширение сфер деятельности альянса достигнута договоренность по вопросу выработки единой политику в космической области.

Существенное внимание на саммите было уделено вопросам нейтрализации «гибридных» угроз. Участники встречи подтвердили возможность применения ст. 5 Вашингтонского договора для отражения «гибридной» агрессии. Решено сформировать коалиционные группы реагирования на соответствующие угрозы для оказания помощи странам в отражении «асимметричной» агрессии.

Важная роль в противодействии таким угрозам отводится кибербезопасности. Планируется наращивать возможности по проведению киберопераций, в том числе за счет развертывания профильного центра в Бельгии (г. Монс). Особое внимание предполагается уделять выявлению источников угроз в информационном пространстве.
В интересах демонстрации «трансатлантического единства и солидарности» государства альянса подтвердили обязательство увеличить к 2024 году военные расходы до 2 % ВВП. В настоящее время данное требование выполняют только восемь стран-участниц (США, Великобритания, Греция, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Эстония), что вызывает острую критику со стороны Вашингтона в адрес остальных союзников.

Ожидается, что к указанному сроку 24 государства альянса будут направлять не менее 20 % военного бюджета на проведение НИОКР, закупку вооружения и военной техники.

В интересах наращивания военного потенциала подписаны соглашения о совместной разработке и об использовании морских роботизированных систем (Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия), а также об объединении ресурсов в сфере закупок вооружения и боеприпасов в интересах ВМС Бельгии, Франции, Испании, Италии, Нидерландов, Польши и Португалии.

Одним из основных результатов в этой сфере стало достижение полной оперативной готовности регионального координационного центра «Юг» (г. Неаполь, Италия). В его задачи входит сбор информации о текущей ситуации в регионе, отслеживание и оценка угроз, координация деятельности альянса на «южном фланге».

С целью усиления влияния НАТО на Ближнем Востоке и в Северной Африке предусматривается развивать партнерские связи, и прежде всего с Иорданией, Тунисом и государствами Персидского залива. Для этого предполагается более активно использовать региональный центр «Стамбульской инициативы по сотрудничеству» в Кувейте. Приоритетными направлениями деятельности являются подготовка сил специальных операций, укрепление потенциала в области разведки, борьба с терроризмом.

Руководство блока намерено в конце 2018 года принять обновленный «План действий в сфере борьбы с терроризмом», предусматривающий продолжение участия в международной антитеррористической коалиции (МАК) во главе с США по борьбе с ИГИЛ, развитие технологий по нейтрализации самодельных взрывных устройств и компонентов ОМП, помощь партнерам и наращивание международного сотрудничества в этой области.

В частности, намечено продолжить задействование в интересах МАК самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «Авакс-НАТО», а также средств дозаправки авиации в воздухе.

Принято решение развернуть учебно-тренировочную миссию в Ираке по подготовке силовых структур республики, которая, как утверждается, будет носить ограниченный характер.

По итогам рассмотрения перспектив афганского урегулирования заявлено о необходимости налаживания переговорного процесса с талибами.

Участники встречи выступили за продление учебно-тренировочной миссии «Решительная поддержка», увеличение числа инструкторов в ее составе, а также за продолжение финансирования сил безопасности исламской республики до 2024 года. При этом особо отмечался факт присоединения к УТМ Катара и Саудовской Аравии. Со своей стороны афганские власти обязались активизировать борьбу с коррупцией и наркотрафиком, увеличить вклад в финансирование силовых структур, усилить роль женщин в общественной жизни.

Сокращение численности группировки КФОР (до 4 тыс. человек) в Косово поставлено в зависимость от развития обстановки в крае.

Важное место в повестке саммита было уделено реализации политики «открытых дверей». В ее рамках Македония приглашена к переговорам о вступлении в НАТО. Ключевым условием остается юридическое оформление договоренности с Грецией о госнаименовании республики. Альянс рассчитывает на положительный исход национального референдума по данному вопросу, намеченного на 30 сентября с. г.

В качестве очередного кандидата на членство в Североатлантический союз рассматривается Босния и Герцеговина (БиГ), которой рекомендовано активизировать процесс передачи военного имущества энтитетами (Республика Сербская и Федерация БиГ) в ведение единого министерства обороны.

Традиционно подтверждены евроатлантические перспективы Грузии без указания конкретных сроков, а также признание ее «территориальной целостности». При этом особо указано на необходимость обязательной реализации республикой «Плана действий по подготовке к членству в НАТО». В практической плоскости намечено продолжить выполнение «расширенного пакета помощи» Грузии в области безопасности и обороны, а также развивать сотрудничество в сферах противодействия «гибридным» угрозам и обеспечения кибербезопасности. Кроме того, выражена заинтересованность в подключении страны к операции ОВМС НАТО «Си гардиан» в Средиземном море.

В связи с блокированием Венгрией деятельности комиссии НАТО Украина Брюссель ограничился заявлением о сохранении перспектив вступления этой бывшей советской республики в блок и намерении продолжить оказывать помощь Киеву в проведении внутригосударственных реформ. Украинским властям обещано рассмотреть вопрос о присоединении страны к коалиционной программе «Привилегированное партнерство». При этом киевскому руководству рекомендовано принять предложения Запада в отношении закона «Об образовании», принятого Верховной радой в 2017 году.

Участники саммита поддержали совместную декларацию по сотрудничеству НАТО — ЕС (подписана 10 июля с. г.). Документ подтверждает приоритетный характер взаимодействия двух организаций в сферах пресечения незаконной миграции, реагирования на «гибридные» угрозы, оказания помощи партнерским государствам в развитии сектора безопасности и обороны. Декларация также предусматривает объединение их потенциалов в интересах повышения оперативности воинских перевозок, борьбы с терроризмом, укрепления устойчивости к применению оружия массового поражения. При этом по настоянию США в документ включен тезис о «максимально возможном вовлечении стран НАТО, не входящих в Европейский союз, в инициативы ЕС» и наоборот.

В отношении партнерской деятельности в первоочередном порядке намечено развивать сотрудничество с Финляндией и Швецией по широкому кругу вопросов, таких как налаживание тесных контактов на политическом уровне, обмен разведывательной информацией и проведение совместных учений. Положительно оценивается стремление данных государств принять участие в УТМ НАТО в Ираке.

В условиях улучшения ситуации на Корейском п-ове главы государств и правительств выразили полную поддержку усилиям руководств Республики Корея и США по достижению полной и необратимой денуклеаризации КНДР, что, по их мнению, является важным вкладом в решение «корейской ядерной проблемы» мирным путем.

Существенно важное значение придается оценке возможных угроз безопасности альянса со стороны Ирана и Сирии. Опасения руководства Североатлантического союза связаны с активизацией Ираном ракетных испытаний, увеличением дальности поражения и точности иранских баллистических ракет, дестабилизирующими действиями Исламской Республики в Ближневосточном регионе.

Североатлантический союз уверен в наличии у Сирии значительных запасов баллистических ракет меньшей дальности, способных поразить территории государств-участников и отдельных стран-партнеров, что представлено в качестве основной причины развертывания системы ПРО НАТО.

В сфере энергетической безопасности блок намерен наращивать возможности в области стратегического анализа и прогнозирования, а также укреплять связи с международными организациями, включая Международное энергетическое агентство, Международное агентство по возобновляемым источникам энергии и Европейский союз.

В рамках саммита утверждены обновленная политика и план действий по обеспечению гендерного равенства в коалиционной деятельности. В настоящее время доля женщин на должностях в Международном секретариате составляет 39 % и в Международном военном штабе НАТО — 16 %

Очередная встреча на высшем уровне состоится в 2019 году и будет приурочена к 70-летию заключения Вашингтонского договора.

Таким образом, итоги саммита НАТО свидетельствуют о стремлении руководства блока направить усилия союзников на противодействие России и дальнейшее наращивание коалиционных военных возможностей с целью сохранить лидерство Запада в условиях формирования многополярного мира.

P.S. Итоговое коммюнике саммита НАТО, состоявшегося 11-12 июня в Брюсселе, было согласовано еще до начала самой встречи по настоятельной просьбе помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и других официальных лиц. Об этом сообщила 9 августа американская газета «Нью-Йорк тайме» со ссылкой на дипломатов Европы и американских должностных лиц.

По их данным, Болтон предпринял меры, чтобы на саммите НАТО не повторилось фиаско встречи лидеров «группы семи» в Канаде, которую Трамп покинул, не подписав итоговый документ. Помощник президента США через постпреда при альянсе Кэю Бейли Хатчинсон передал остальным его коллегам в Брюсселе просьбу завершить работу над проектом итогового коммюнике саммита Североатлантического союза еще до того, как Трамп отправится в турне в Европу. Генсек блока Йенс Столтенберг согласился с доводами Болтона на совещании с постпредами стран-участниц НАТО 4 июля и рекомендовал делегациям завершить работу над итоговым документом встречи в верхах к 6 июля, пишет газета.

По данным источников издания, смысл заключался в том, чтобы разногласия членов НАТО, обычно проявляющиеся во время многочасовых обсуждений, не нашли своего отражения в итоговом документе. Болтон, госсекретарь Майкл Помпео и министр обороны Джеймс Мэттис не сомневались, что Трамп внесет свою лепту в разногласия и обострение конфронтации на саммите в Брюсселе. Как известно, президент США поступил именно таким образом, в том числе поставив под сомнение ст. 5 договора НАТО о коллективной обороне.

Американский лидер на саммите альянса требовал, чтобы страны-участницы не только выполнили обязательство о повышении военных расходов до 2 % ВВП, но и увеличили их до уровня в 4 % В настоящее время лишь восемь из них тратят на оборону больше 2 % ВВП. Военный бюджет США составляет примерно 3,58 % американского ВВП.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №9 С. 3-9

factmil.com

Главные учения НАТО 2018 года

Страны НАТО и партнеры проводят учения для проверки процедур и тактики, разработке передовой практики и определения областей для совершенствования. С помощью этих учений, войска НАТО практикуются в совместной слаженной и эффективной работе. Проведение учений повышает способность вооруженных сил НАТО реагировать на угрозы с любого направления.
Учения НАТО различаются по масштабам, продолжительности и форме. Они варьируются от боевых, с участием тысяч военнослужащих, до компьютерных учений в специальных классах. Помимо военных учений Североатлантический Союз организует гражданские и политические учебные мероприятия. Союзники также тренируются во время проведения совместных многонациональных учений.

Учения НАТО и союзников в цифрах

Всего на 2018 год запланировано 106 учений НАТО. Союзники проведут около 180 национальных и многонациональных учений в этом году. В 2017 году НАТО провело 108 учений, а союзники провели 162 национальных и многонациональных.
Учения под руководством НАТО или стран НАТО в этом году включают около 45 упражнений с основным акцентом на сухопутные силы, 12 учений ВВС НАТО, и 15 учений будут сосредоточены главным образом на морских операциях. Другие тренировки будут касаться
киберзащиты и управления в кризисных ситуациях.
Более 40 учений НАТО и союзников в 2018 году будут сосредоточены на решении угроз с юга. На защите союзников в восточной части НАТО будут сфокусированы еще 30 упражнений. Девять учений НАТО и союзников пройдут на Севере.

Прозрачность

Много учений НАТО открыты для партнеров не входящих в Североатлантический Союз. Это подчеркивает оборонительный и транспарентный характер нашей учебной деятельности.
Учения НАТО не направлены против какой-либо страны. Они основаны на вымышленных сценариях с вымышленными противниками.
Североатлантический Союз соблюдает все свои международные обязательства в отношении проведение учений. Согласно Венскому документу ОБСЕ, страна которая проводит учения, должна уведомить членов ОБСЕ за 42 дня до их начала, в случае, если в учениях принимают участие более 9000 военнослужащих.
При участии в учениях более 13000 военных необходимо привлечение наблюдателей. С учетом этих требований, учения НАТО открыты для международных наблюдателей и организаций. План учений НАТО на несколько месяцев вперед публикуется на сайте НАТО http://www.shape.nato.int/exercises.

vsenato.ru

Новые планы Макрона разрушат НАТО

Попытки Трампа реорганизовать НАТО в интересах его нового курса находит ожидаемые отклики в душах европейских политиков. Правда, европейцы смотрят на проблему с несколько иных позиций, что скоро может привести к серьезным разногласиям в стане союзников.

Чего хочет Трамп

Он сторонник сокращения расходов и вмешательства США в дела Европы и Азии. Он предлагает концентрировать отнюдь не безразмерные ресурсы своей страны на тех направлениях, которые являются для нее жизненно-важными. А это на сегодня, в первую очередь, западная часть Тихого океана, где окрепший Китай все сильнее давит на американских союзников и всерьез ограничивает свободу «маневра» американских военно-морских сил.

Именно Китай, а не Россия, для Трампа — противник номер один, Именно против него он постепенно концентрирует вооруженные силы США. Для того, чтобы понять, что все именно так и есть, достаточно посмотреть сколько АУГ США патрулирует воды западной части Тихого океана (обычно две, редко три), а сколько Атлантику, включая Средиземноморье (бывает одна, а бывает и ни одной).

Согласно новым военным планам администрации Трампа, в Тихоокеанском регионе должна быть создана 400 тысячная группировка американских ВС быстрого реагирования, которая в очень короткие сроки могла бы концентрировать свои главные силы на одном из угрожаемых направлений. При этом, опираться они будут на 200 военных баз, многие из которых являются крупнейшими базами ВС за пределами страны.

Эти приготовления не идут ни в какое сравнение с американскими силами, размещенными в Европе.

И именно в связи с будущим ослаблением роли США в Европе Трамп и предложил европейским элитам самим больше думать о собственной безопасности, а не надеяться на Вашингтон. В его интерпретации это звучало, как увеличение ассигнований на оборону и воссоздание боеспособных вооруженных сил. Но европейцы решили пойти дальше и задумались об автономном плавании. 

Развал армий объединенной Европы

Да, тех бывших боеспособных европейских армий уже не существует. Это уже не предположения, а доказанный факт. За последний год европейские СМИ, подготавливая почву под увеличение ассигнований на оборону, вывалили в свободный доступ массу информации, которую до этого очень долго скрывали. Как выяснилось, практически все армии европейских стран утратили свою боеспособность и по большей части существуют как «грозная сила» лишь на бумаге.

Например, 2 мая 2018 года Der Spiegel сообщил своим читателям, что из 128 самых современных боевых самолетов Eurofighter, только десять готовы выполнять боевые задачи, а ракет для ведения войны хватит только для четырех из них.

Точно в такой же ситуации, по данным немецких СМИ, находятся сухопутные силы и военно-морской флот, большая часть кораблей которого является на сегодня небоеспособной.

Не лучше ситуация и в Великобритании, о провалах оборонного ведомства которой на островах уже сочиняют анекдоты.

Да и во Франции ситуация не намного лучше. Итак, три некогда лучшие армии континента находятся в состоянии развала, а их вооруженные силы способны сегодня вести лишь ограниченные боевые действия и то очень непродолжительное время.

Еще всем свеж в памяти пример Ливийской кампании 2011 года, когда ВВС Британии и Франции показали свою полную беспомощность. Да и микроскопические европейские удары по Сирии были очень показательны.

Фактически второй по боеспособности в НАТО является армия Турции, которая, если ничего не изменится, может уже очень скоро покинуть Северо-Атлантический альянс. Но и это еще полбеды. Анкара уже сегодня является все большим не союзником, а оппонентом европейских стран. Их интересы пересекаются на Балканах, а противоречия Турции и Греции вообще имеют под собой вековой фундамент. И очень может быть, что скоро военные бывших союзников по блоку НАТО будут вновь смотреть друг на друга сквозь прорезь прицела (как в старые «добрые» времена Османской империи).

Восстановление военного блока ЗЕС

Очевидно, что с уходом или резким сокращением американского контингента Европа станет абсолютно беззащитной против внешних вызовов. И с этим надо что-то делать. Вариант здесь только один: вернуться к идее 90-х по созданию объединенных вооруженных сил Европы.

Международный корпус ЗЕС (Западноевропейского Союза) должен был быть создан еще в конце 90-х. Тогда страны ЕС посчитали себя равными США и решили начать играть независимую роль в мировой политике. Военный блок ЗЕС должен был стать автономной частью НАТО и защищать интересы чисто европейских стран, которые как уже тогда было понятно, часто не совпадают с американскими.

Но в начале 2000-х идею похоронили вместе с амбициями европейских политиков. Правда, всего на 15 лет.

И лично меня не удивляет, что сегодня, когда политическая ситуации несовпадения интересов Европы и США повторилась, Франция, которая всегда в НАТО имела собственную позицию, приведшая ее уже один раз к выходу из блока в 1966 году (кстати, вернулся Париж в альянс формально относительно недавно, только в 2009 году), выступила с инициативой по воссозданию чисто европейской системы безопасности.

На самом деле особых проблем с созданием европейских военных структур быть не должно. Уже давно созданы объединенные европейские силы быстрого реагирования, международные корпуса НАТО, куда входит большая часть боеспособных соединений европейских стран и т.д. Фактически нужно только принять политическое решение и переподчинить все это новому европейскому штабу.   

А потом начнется самое интересное. И это «интересное» может очень не понравиться американскому истеблишменту. Разность интересов между Европой и США, скорее всего, проявится и здесь. Ведь политика — это просто «концентрированное выражение экономики», как очень давно сказал В.И. Ленин. А военное дело, это всегда продолжение политики, только несколько иными методами.

Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции.

polit.info

Готовы ли страны НАТО платить за размещение военных баз США на своей территории

США считают предложение Польши оплатить размещение на своей территории американской военной базы «нормальной практикой». Об этом заявила постоянный представитель Вашингтона при НАТО Кей Бейли Хатчисон. Ранее Варшава сообщила о намерении выделить $2 млрд на создание в стране постоянной военной базы Соединённых Штатов. Однако эксперты называют эту инициативу «редчайшим случаем» для Европы, объясняя предложение Польши лишь её стремлением к доминированию в регионе. По оценкам специалистов, сейчас далеко не все участники блока готовы выполнять требования Вашингтона и наращивать расходы даже на собственную оборону, не говоря уже о том, чтобы дополнительно финансировать содержание иностранных военных.

Постоянный представитель США при НАТО Кей Бейли Хатчисон накануне заявила в интервью британскому телеканалу Sky News, что, хотя предложение Польши оплатить размещение в стране постоянной военной базы США само по себе и ново, это является одним из уже опробованных в международной практике форматов межгосударственных отношений.

«Это новый тип предложения, но это не ново, когда страна, которую мы называем страной-хозяйкой, платит за присутствие определённой численности военнослужащих и за (военные. — RT) операции. Это не столь уж необычно. Это происходит во многих районах мира», — цитирует американского дипломата ТАСС.

18 сентября в ходе визита в США польского президента Анджея Дуды глава Белого дома Дональд Трамп подтвердил ранее циркулировавшую информацию, что Польша готова заплатить более $2 млрд за размещение на своей территории американской военной базы.

«Президент также публично заявил, что заплатит Соединённым Штатам, — а значит, Польша выделит миллиарды долларов на базу, — подчеркнул Трамп. — Это всё больше наводит нас на мысль, что мы защищаем по-настоящему богатые страны и не получаем каких-либо компенсаций или выплат».

В духе Трампа

Как отмечают эксперты, реакция американской стороны на польское предложение вполне отвечает подходу президента США Дональда Трампа к взаимоотношениям с союзниками по НАТО. На июльском саммите Североатлантического альянса в Брюсселе американский лидер потребовал, чтобы партнёры увеличили расходы на оборону до 4%. Сейчас, согласно достигнутым ранее договорённостям, страны — участницы НАТО должны тратить на эти цели 2% ВВП, однако это условие выполняют лишь восемь входящих в блок государств.

Такое положение дел американский лидер считает несправедливым, особенно когда речь идёт о союзниках вроде Германии — странах, активно пользующихся американской военной защитой и в то же время составляющих конкуренцию США в ряде отраслей экономики.

«Инициатива Варшавы соответствует подходу нынешнего американского президента, который, будучи бизнесменом, умеет считать деньги и полагает, что многие союзники по НАТО — не партнёры, а «халявщики» и являются не производителями, а потребителями безопасности», — заявил в интервью RT руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк.

Северная Атлантика — не единственное направление, на котором США намерены провести переоценку своих отношений с союзниками. Так, сейчас Вашингтон и Сеул обсуждают перезаключение соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Республикой Корея о специальных мерах 1990 года, которое регламентирует присутствие на юге Корейского полуострова 28-тысячного контингента американских войск. Срок его действия истекает в конце года.

Согласно действующей версии документа, южнокорейцы ежегодно перечисляют США порядка $856 млн, оплачивая расходы на зарплату военным, строительные работы и материально-техническое обеспечение. Однако в новой редакции договора американцы собираются обязать южнокорейских союзников дополнительно финансировать «оперативную поддержку» — размещение в стране стратегических бомбардировщиков, ядерных подлодок и авианосцев.

Оплачивает размещение американских войск на своей территории и соседняя Япония. Согласно новой версии Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности от 2015 года, Токио ежегодно тратит на функционирование американских военных баз от $1,65 млрд до $1,95 млрд (конкретная цифра зависит от курса йены по отношению к доллару США).

При этом во время предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно заявлял, что Токио наряду с Сеулом недостаточно платит за американское военное присутствие. По мнению экспертов, к 2020 году, когда нужно будет перезаключать соглашение о военном сотрудничестве между США и Японией, американская сторона может поднять этот вопрос.

Как отметил журналист газеты The Wall Street Journal Джеймс Фриман, 6 сентября Дональд Трамп во время их беседы заявил, что поддерживает хорошие отношения с Японией, добавив: «Конечно, это всё закончится, как только я скажу им, как много они должны платить».

Взяли в заложники

Накануне встречи с американским президентом Анджей Дуда предложил назвать американскую военную базу, которую планируется разместить в Польше, в его честь — «Форт Трамп». 21 сентября глава канцелярии премьер-министра Польши Михал Дворчик в интервью радио RMF FM сообщил, что, скорее всего, она будет расположена на востоке страны. Варшава сейчас усиливает своё военное присутствие на этом направлении. Недавно было заявлено о создании новой механизированной дивизии к востоку от Вислы.

Закон об оборонном бюджете США на 2019 год, уже подписанный американским президентом, также касается строительства базы. В марте будущего года администрация Трампа должна представить конгрессу обоснования размещения в Польше ударной бригадной группы войск США (около 4,5 тыс. человек) на постоянной основе.

В стране уже присутствует более 3 тыс. американских военных на ротационной основе. Ещё тысяча американцев входят в состав расположенной в Польше многонациональной боевой группы НАТО.

По мнению экспертов, желание Польши получить на своей территории постоянную американскую военную базу связано со стремлением Варшавы изменить баланс сил в Европе в свою пользу.

«Американские войска на польской территории — это своего рода заложники. Ведь в случае возможного вооружённого конфликта американцы своих не бросят и обязательно придут на помощь», — отмечает Владимир Батюк.

В свою очередь, Иван Коновалов напомнил, что в марте этого года Варшава объявила о готовности потратить $4,75 млрд на приобретение американских комплексов ПВО и ПРО Patriot. В 2016 году Варшава отказалась от контракта на сумму $3,14 млрд по поставке в страну 50 французских многоцелевых вертолётов Caracal в пользу американских UH-60 Black Hawk.

«Польша идёт на любые ухищрения, чтобы привязать к себе США, — подчёркивает политолог. — Главная внешнеполитическая задача Варшавы — добиться статуса союзника США номер один в Восточной Европе, а впоследствии стать доминирующей страной в Европе и европейской части НАТО, опираясь на Соединённые Штаты».

По мнению эксперта, данная стратегия направлена не только против России, но и против Германии, которую Польша считает своим геополитическим соперником.

Пример не заразителен

«Это редчайший случай, чтобы страна НАТО сама платила за создание американской базы на своей территории, да ещё и сама выступала с такой инициативой», — считает Коновалов.

По его словам, в таких случаях обычно хотя бы часть расходов на себя берёт американская сторона.

Условия присутствия американских войск за рубежом различаются в разных странах и определяются соглашениями между Вашингтоном и государством, согласным принять американские базы. Так, например, в последние годы за размещение своих войск на авиабазе Манас в Киргизии Вашингтон выделяет Бишкеку $150 млн ежегодно. До сих пор американцы платили арендную плату и Великобритании за размещение военной базы на острове Диего-Гарсия в Индийском океане и даже пытаются ежегодно платить Кубе $2 тыс. за базу в Гуантанамо, несмотря на то что Гавана настаивает на выводе американских войск с острова.

Есть и пример, когда страна за свой счёт строила базу для войск США, — это Катар. На возведение крупнейшей американской авиабазы на Ближнем Востоке «Эль-Удейд» в 1996 году нефтегазовая монархия потратила более $1 млрд собственных средств. Однако в Европе таких инициатив не наблюдалось со времён окончания холодной войны.

«Некоторые американские союзники из числа наиболее экономически развитых стран вносят свою лепту в поддержание американских войск на своей территории: речь идёт, например о ФРГ, — отмечает Батюк. — Но для таких небогатых стран, как Польша, это действительно что-то новое».

В 2013 году американский исследовательский центр RAND опубликовал информацию о вкладе союзников США по НАТО в общую безопасность. Основываясь на данных Пентагона, аналитики подсчитали, что на поддержание американского военного присутствия на своей земле европейские члены НАТО тратили $2,5 млрд ежегодно. Однако, как подчёркивает исследовательский центр, в публичном доступе содержится крайне мало информации на этот счёт, и большую часть суммы составляют «непрямые расходы», то есть средства, сэкономленные Вашингтоном на аренде помещений, выплате налогов и т. п.

«В настоящее время позиция официального Вашингтона заключается в том, что союзники США по НАТО должны расходовать как минимум 2% ВВП на военные нужды», — отмечает Батюк.

По мнению эксперта, это требование, по сути, нацелено на то, чтобы субсидировать за европейский счёт ВПК США, обеспечивающий большую часть военных заказов союзников.

«Американцы сохраняют абсолютное военно-техническое доминирование в НАТО», — подчеркнул Батюк.

Однако, как полагает Коновалов, в Европе вряд ли кто-то ещё, кроме Польши, решит оплачивать из своего бюджета американское военное присутствие. Страны Западной Европы не были замечены в инициативах такого рода. Более того, в Германии, где находится самый крупный военный контингент США в Европе, согласно опубликованному в июле опросу YouGov, за вывод американских войск выступает 42% населения, а за их сохранение — лишь 37%.

«В Восточной Европе нет такой страны в экономическом, военном и промышленном плане, как Польша, которая бы могла себе позволить оплатить создание американской базы, — отмечает Коновалов. — Серьёзные амбиции у Венгрии, но у них другая установка — они делают ставку на повышение собственной самостоятельности в ЕС и НАТО. У других стран нет ни равных польским амбиций, ни ресурсов».

Александр Бовдунов, RT


news-front.info

к каким решениям пришли министры обороны НАТО :: Политика :: РБК

На встрече в Брюсселе министры обороны НАТО решили создать два новых командования, одно из которых будет заниматься размещением и переброской сил альянса в Европе. России нет необходимости отвечать на эти меры, говорит эксперт

Фото: Andreea Alexandru / AP

Создание двух новых командных центров НАТО — по Атлантике и по логистике в Европе — и центра управления кибероперациями стало главной темой обсуждений на встрече в Брюсселе. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференциях в ходе встречи объяснял, что модернизация структуры командования НАТО — «костяка альянса» — позволит 29 странам действовать как единое целое, выполнять миссии и операции, проводить учения и действовать в случае кризисных ситуаций с «необходимыми силами в правильное время и в правильном месте».

Генсек НАТО — РБК: «Мы хотим избежать новой гонки вооружений»

Обстановка в плане безопасности в Европе сильно изменилась с 2014 года, уточнял Столтенберг, и поэтому НАТО необходимо реагировать на любые потенциальные угрозы. В интервью РБК он пояснял, что альянс приступил к усилению собственной коллективной обороноспособности в Европе в ответ на «незаконную аннексию Крыма и российские действия, которые дестабилизировали Восточную Украину» в 2014 году.

Командование по Атлантике займется защитой водных коммуникаций между Северной Америкой и Европой, а командование по логистике в Европе будет заниматься обеспечением и совершенствованием быстрой переброски сил и средств. Последнее также займется планированием улучшения инфраструктуры и нормативно-правовых норм, которые должны позволить быстрее перемещать военных и вооружения в Европе, пояснил РБК чиновник НАТО.

Как рассказал Столтенберг, США выразили готовность разместить на своей территории штаб-квартиру командования по Атлантике, а Германия предложила расположить у себя европейское командование планирования и логистики. Генсек отметил, что, хотя других предложений от стран НАТО пока нет, окончательное решение о месте размещения новых командований пока не принято. Их численность, сроки создания и расположение будут обсуждаться на министерской встрече в июне, сказал он.

Ответом НАТО на рост киберугроз станет создание центра управления кибероперациями. Он будет создан при штабе верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе (SHAPE), сказал Столтенберг.

Впервые после холодной войны

Командная структура НАТО изменится впервые со времен холодной войны. До 2011 года НАТО сокращало количество командований. В конце холодной войны их было 33, к 2010 году оставалось 13, после чего их количество сократилось до нынешних семи. Сейчас в них работают меньше 7 тыс. человек.

С конца холодной войны и до 2014 года НАТО вообще не рассматривало Россию как противника, теперь же организация восстанавливает упраздненную за ненадобностью логистику, даже не скрывая, что это связано с действиями России, заявил РБК замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Судя по всему, альянс всерьез ожидает российской агрессии и восстанавливает способности, утерянные с тех пор, когда они ждали советской агрессии. Воевать стороны не будут, но абсурдные ожидания нападения присутствуют с обеих сторон», — говорит Храмчихин.

Россия же, отмечает эксперт, способна быстро перебросить войска к рубежам НАТО через Белоруссию, поскольку ее граница с Россией прозрачна, а сама страна — наиболее развитая в плане инфраструктуры бывшая республика СССР. «Технически для нас перемещение воинских подразделений довольно просто, вопрос тут лишь в политике: готов ли будет Минск пускать наши войска», — добавил он.

Генсек НАТО анонсировал создание двух новых центров командования

Терроризм остается угрозой

Второй договоренностью на встрече в Брюсселе стало решение министров приступить к планированию натовской миссии по тренировке сил безопасности в Ираке. С просьбой об этом обратились официальный Багдад и Международная коалиция по борьбе с ИГ. По словам Столтенберга, несмотря на огромные территориальные потери ИГ (террористическая группировка, запрещенная в России) в Ираке и Сирии, она остается угрозой, поэтому подготовка иракских сил является ключевым вопросом.

Столтенберг заявил о запуске новой миссии НАТО в Ираке

Североатлантический альянс собирается помогать Багдаду строить военные академии, учебные заведения, а также готовить офицеров и инструкторов регулярных вооруженных сил Ирака. Боевые операции НАТО в Ираке проводить не планирует.

Сейчас НАТО помогает международной антитеррористической коалиции в Сирии и Ираке, предоставляя самолеты дальнего радиолокационного обнаружения AWACS, а также тренируя иракские силы. Однако сейчас в этом процессе задействованы натовские «мобильные группы», которые отправляются в Ирак на ограниченное время (несколько дней или недель), а затем возвращаются обратно; будущая же миссия будет работать на постоянной основе. Подготовка иракских офицеров иногда происходит на территориях стран НАТО и даже в странах — партнерах альянса: например, как рассказал Столтенберг в интервью РБК, Сербия помогала в подготовке иракских специалистов в области военной медицины.

«Обнадеживающее начало»

Как и на предыдущих министерских встречах и саммитах НАТО, союзники по блоку «сверили часы» по вопросу увеличения оборонительных расходов государств-членов. То, что каждая страна должна тратить на оборону не менее 2% ВВП, главы государств решили на саммите в Уэльсе в 2014 году. По плану страны должны выйти на этот показатель к 2024 году.

«Последние три года мы наблюдаем рост расходов на оборону в Европе и Канаде — мы получили дополнительные $46 млрд, национальные планы показывают, что в ближайшие годы мы можем ожидать дальнейшего роста», — дал отчет генсек. Кроме того, Европа и Канада, по словам Столтенберга, за последние три года инвестировали $19 млрд в основные системы вооружения и техники.

Если в 2014 году только три страны НАТО (США, Великобритания и Греция) тратили на оборону альянса по 2% от своего ВВП, то к 2017 году этого показателя достигли также Румыния, Эстония и Польша. В 2018 году количество стран должно возрасти до восьми за счет Литвы и Латвии, а к 2024 году установленный показатель будут выполн

www.rbc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *