Стратегические бомбардировщики сша и россии – бомбардировщик-ракетоносец нового поколения стратегического назначения, сравнение американских и российских самолетов, перспективы проекта

Содержание

состязание бомбардировщиков (The National Interest, США) » Военное обозрение

В предыдущих статьях — «Это российское ядерное оружие лучше американского» и «США против России: борьба за ядерное превосходство под водой» (U.S. vs Russia: Struggling for Undersea Nuclear Supremacy) — мы рассматривали стратегический ядерный баланс между Россией и США в контексте межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок, соответственно. Мы также подробно рассмотрели вопрос об общем числе стратегических носителей и ядерных боеголовок в арсеналах этих стран, а также вопрос об исполнении ими условий нового договора о СНВ, согласно которому число носителей должно быть сокращено до 700, а число боеголовок — до 1550.


В этой статье мы рассмотрим оставшийся компонент ядерных сил, а именно стратегические бомбардировщики. В арсеналах США и России бомбардировщики составляют самую незначительную долю стратегических ядерных сил: 5,5% боеголовок, принадлежащих Вашингтону (85 бомбардировщиков, на каждый из которых приходится по одной боеголовке) и примерно 3% российских боеголовок (примерно 50 бомбардировщиков).

На первый взгляд, это очень незначительная доля, которая не может сыграть никакой существенной роли. Но здесь есть одно «но»: хотя, согласно договору о СНВ, на каждый бомбардировщик приходится по одной боеголовке, в реальности он несет гораздо больше боеголовок. К примеру, российский Ту-160 «Белый лебедь» может нести на своем борту до 12 стратегических крылатых ракет с ядерными боеголовками, поэтому реальный потенциал стратегических бомбардировщиков не соответствует тому, что написано на бумаге. В целом, у стратегических бомбардировщиков есть ряд преимуществ и недостатков по сравнению с межконтинентальными баллистическими ракетами наземного базирования. Среди преимуществ можно назвать значительную непредсказуемость направления атаки, способность менять боевое задание в полете и способность применять неядерное высокоточное оружие в рамках местных и региональных конфликтов. Что касается главного недостатка, можно выделить более низкую скорость действия во время контрудара — современным межконтинентальным баллистическим ракетам требуется максимум пять минут для подготовки к запуску, и в этом смысле авиация им в значительной мере уступает. С другой стороны, когда в небе находятся сразу несколько самолетов в боевой готовности, их практически невозможно уничтожить посредством превентивного удара над «домашней» территорией. Но с технической точки зрения перехват бомбардировщика или крылатой ракеты — это более реалистичный вариант, чем эффективная система противоракетной обороны.

Теперь давайте более подробно рассмотрим стратегическую авиацию США и России и сравним эффективность их нынешнего оружия.

США: «Призрак» без ракет и «старый-добрый» В-52

Согласно данным Госдепартамента США от 1 января 2016 года, в настоящее время на вооружении состоят 12 бомбардировщиков В-2 «Спирит» и 73 бомбардировщика В-52 «Стратофортресс». Есть еще один бомбардировщик, который прежде классифицировался как стратегический — В-1В «Лансер» — однако он не способен нести ядерное оружие, поэтому мы исключили его из списка — по причинам, о которых будет сказано ниже.

Давайте начнем с В-52Н, который, несмотря на значительный возраст (то оборудование, которое в настоящий момент находится на вооружении, было изготовлено в 1960-х годах, то есть ему уже более 50 лет), остается практически единственным носителем стратегических крылатых ракет в армии США. Я говорю о ракетах AGM-86B ALCM, чья дальность составляет 2,4 тысячи километров. На вооружении до сих пор остаются высокоточные неядерные модификации этих ракет, которые могут поражать цели на расстоянии до 1,2 тысячи километров. Это делает В-52 основным самолетом ядерных средств устрашения.

Что касается В-2 «Спирит», этот самолет является самым высокотехнологичным и дорогостоящим бомбардировщиком в мире. Эти самолеты поступили на вооружение в 1994 году. Тогда был выпущен 21 самолет, после чего их прекратили делать — они оказались чрезмерно дорогостоящими. С учетом стоимости разработки цена одного самолета В-2 составляет 2,1 миллиарда долларов. За эти же деньги США получили самолет с самыми низкими параметрами ЭПР — чем ниже этот показатель, тем менее заметным становится тот или иной объект для вражеских радаров. Более того, есть информация, указывающая на то, что ЭПР гигантского В-2 ниже, чем ЭПР небольших истребителей F-22 и F-35. Изначально планировалось, что они будут проникать в зону вражеских систем ПВО для проведения атаки. Однако современные российские радары способны фиксировать цели этого типа — более низкая заметность позволяет лишь сократить расстояние обнаружения, но не исключает его полностью. Учитывая то, что бомбардировщики В-2 оснащены только ядерными бомбами свободного падения и не несут на борту стратегические крылатые ракеты, эффективная атака на противника, такого как Россия, кажется крайне маловероятной. К примеру, российские зенитные ракетные системы С-400 распознают «обычные» цели на расстоянии до 600 километров. Даже если бомбардировщик В-2 будет «распознан» на расстоянии всего в 200 или даже 100 километров, он не сможет сбросить свои бомбы вовремя. Современные и модернизированные истребители, такие как Су-30СМ, Су-35С и МиГ-31БМ, тоже могут быть подключены к поискам «призраков». Именно это и делает В-2 в некотором роде неуклюжим самолетом: несмотря на свою рекордную стоимость, его реальная роль в гипотетическом ядерном конфликте будет ничтожной. Этот бомбардировщик в гораздо большей степени подходит (и часто используется) для проведения неядерных атак в условиях местных конфликтов.

Напоследок скажем несколько слов о В-1В «Лансер». Этот бомбардировщик, внешне очень напоминающий российский Ту-160, получился не таким, каким он изначально планировался. Он не может развивать никакой практически значимой сверхзвуковой скорости: максимально возможная скорость — 1,25 Маха (то есть на 25% быстрее скорость звука). Ракеты AGM-69 SRAM, которые этот бомбардировщик мог нести до 1990 года (в том году они были сняты с производства) могли преодолевать расстояния всего в 160 километров, что не шло ни в какое сравнение с советскими крылатыми ракетами. Далее этот бомбардировщик получил возможность нести ядерные бомбы свободного падения, а позже он вообще не оснащался ядерным оружием, из-за чего был вычеркнут из списка стратегического оружия. Именно поэтому бомбардировщики В-1В не попали в список нового договора о СНВ. Тем не менее, при необходимости этот бомбардировщик можно будет снова оснастить ядерным оружием — это не потребует сколько-нибудь серьезных модификаций. Однако бомбы свободного падения будет довольно трудно доставить вглубь территории России или Китая, даже для В-2, не говоря уже о В-1, для которого эта задача будет невыполнимой.

Говоря о перспективах, в настоящее время ведется разработка нового стратегического бомбардировщика в рамках Программы по созданию дальнего ударного бомбардировщика. Примерная концепция нового бомбардировщика была обнародована 27 февраля 2016 года министром ВВС США Деборой Ли Джеймс (Deborah Lee James). Этот бомбардировщик, который получил название В-21, будет создан по типу «летающее крыло», как и В-2. Главные требования к самолету — это еще более низкий уровень заметности и адекватная стоимость (планируется, что один такой самолет будет стоить 564 миллиона долларов). Компания Northrop Grumman получит в общей сложности 80 миллиардов долларов на разработку и производство сотни новых бомбардировщиков. Производство начнется не раньше середины 2020-х годов. Бомбардировщики В-21 должны заменить все самолеты В-52Н и В-1В. Очевидно, новый бомбардировщик будет нести на борту современные крылатые ракеты, которые разрабатываются в рамках программы создания оружия, применяемого вне зоны поражения ПВО. Информация о том, когда это оружие будет разработано и какими характеристиками оно будет обладать, пока отсутствует.

«Белый лебедь» и «Медведь» оснащены самыми передовыми стратегическими крылатыми ракетами

Как и в случае с США, сейчас на вооружении России стоят два типа стратегических бомбардировщиков: Ту-95МС (по кодификации НАТО «Медведь») и Ту-160 «Белый лебедь» (по кодификации НАТО «Блэкджек»).

Давайте сначала рассмотрим Ту-95МС. Базовая версия Ту-95 поступила на вооружение в СССР в 1956 году. Однако все ранние версии этого самолета были утилизированы. Модернизированные «Медведи», которые сейчас стоят на вооружении в России, были выпущены в период с 1981 по 1982 год, то есть они гораздо «моложе» американских В-52. Сейчас в распоряжении России 64 бомбардировщика этого типа, хотя половина из них находится на складском хранении, а на вооружении остаются 30-35 бомбардировщиков. Главное орудие Ту-95 — это крылатая ракета Х-55СМ с максимальной дальностью пуска 3,5 тысячи километров. Более того, уже начался процесс модернизации этого бомбардировщика до версии Ту-95МСМ (до 35 самолетов). Модернизированные бомбардировщики смогут применять новейшие крылатые ракеты Х-101/102 с неядерными и ядерными боевыми зарядами соответственно. Эта новая ракета обладает отличными характеристиками: максимальная дальность запуска в 5,5 тысячи километров, филигранная точность и круговое вероятное отклонение всего в пять метров. Кроме того, эта ракета была выполнена по технологии «стелс». Неядерная ракета Х-101 уже была успешно применена в полевых условиях — в Сирии. Ту-95 несет на борту восемь крылатых ракет, либо Х-55, либо Х-101/102. После окончания процесса модернизации этот бомбардировщик прослужит достаточно долго, как минимум до 2030-х годов.


Самый передовой российский стратегический бомбардировщик — это Ту-160. В настоящее время на вооружении российских ВВС находятся 16 бомбардировщиков этого типа. Его максимальная скорость намного выше, чем у его американского «близнеца» В-1В, и составляет 1,6 Маха. Более того, Ту-160 несет на своем борту 12 стратегических крылатых ракет. Такими же крылатыми ракетами оснащены бомбардировщики Ту-95МС: это ракеты Х-55 и Х-101/102. Самолеты этого типа уже проходят процесс некоторой модернизации: на них устанавливается новое оборудование, которое позволит им применять высокоточное неядерное оружие. Кроме того, сейчас ведутся работы по обновлению производства «Белого лебедя», который будет усовершенствован до версии Ту-160М2. Усовершенствованный бомбардировщик будет иметь совершенно новую электронную «начинку» и во многом превосходить своего предшественника. Точное число самолетов, которое планируется выпустить, пока неизвестно, но шли разговоры о 50 бомбардировщиках. Их производство, согласно плану, начнется в 2023 году.

Что касается проекта нового бомбардировщика ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), то после решения о возобновлении производства Ту-160, условия реализации этого проекта стали чрезвычайно расплывчатыми: прежде его первый полет планировалось провести в 2025 году, что теперь кажется невозможным. Концепция этого самолета пока не была раскрыта, однако, вероятнее всего, это будет дозвуковой малозаметный ракетоносец, напоминающий американский дальний ударный бомбардировщик.

Выводы

С точки зрения количества американская стратегическая авиация имеет существенное преимущество перед российской. Однако американские самолеты в настоящее время оснащены заметно хуже: радиус действия российских крылатых ракет Х-101/Х-102, которые уже находятся на вооружении, превышает радиус действия их американских аналогов больше чем в два раза, а это является гарантией того, что российские бомбардировщики сумеют выпустить все свои ракеты с безопасного расстояния в любого противника. Тем не менее, сбить В-52Н, который несет на борту ракеты AGM-86B ALCM, — это очень непростая задача. Кроме того, В-2, который вообще не оснащен крылатыми ракетами, вряд ли сможет реализовать свой потенциал в условиях реальной глобальной ядерной войны, несмотря на то, что эта платформа является самой передовой в мире.

Что касается дальнейших перспектив, то программа по разработке В-21 только началась, и пока неясно, с какими трудностями могут столкнуться разработчики и можно ли будет реализовать эту программу полностью. То же самое можно сказать и о российском проекте ПАК ДА — будущее этих двух бомбардировщиков пока туманно. Но этого нельзя сказать о Ту-160М2, начало производства которого, возможно, будет непростым, но оно вполне реально. Учитывая то, какого уровня удалось достичь российским разработчикам в сфере стратегических крылатых ракет, модернизированный Ту-160 с его орудиями сможет в течение нескольких десятилетий выполнять функции ядерного средства устрашения, а также принимать участие в конфликтах местного уровня в случае необходимости.

Стратегия устрашения при помощи ядерных средств сохранится в обозримом будущем

Теперь давайте коротко суммируем итоги нашей серии статей, посвященных всем компонентам стратегических ядерных арсеналов США и России.

Насколько мы поняли, обладая мобильными пусковыми платформами и более совершенными системами проникновения в сети ПРО и приближаясь к созданию маневрирующей сверхзвуковой боеголовки, Россия имеет заметное преимущество по сравнению с США в области межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. Это, возможно, объясняется, в том числе, и тем, что США вышли из Договора по противоракетной обороне и начали активно разрабатывать этот вид оружия, спровоцировав Россию на ассиметричный ответ на возникающую угрозу.

Что касается подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами морского базирования, сейчас США обладают более сбалансированными силами в этой области благодаря использованию атомных субмарин класса «Огайо», оснащенных высоконадежными ракетами «Трайдент II». Однако Россия стала первой страной, создавшей стратегические атомные подводные лодки четвертого поколения: три подлодки проекта 955 «Борей» уже находятся на вооружении. Поэтому в течение некоторого времени, пока США не начнут разработку подлодки SSBN(X), которая должна прийти на смену «Огайо», чаши весов могут находиться в равновесии или склониться в сторону России.

О стратегической авиации мы написали выше. Ее роль в применении ядерных средств устрашения меньше, чем роль межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет морского базирования, хотя она тоже занимает свою нишу. Сегодня можно говорить о ситуации паритета сторон в этой области.

Суммируя все вышесказанное, мы приходим к единственному выводу: ядерное оружие до сих пор играет важную положительную роль в предотвращении глобальных войн. Более того, в обозримом будущем ситуация не изменится — каждый шаг одной из сторон будет сопровождаться стремительным ответом. Поэтому, пока США разрабатывают свои системы ПРО, Россия будет разрабатывать межконтинентальные баллистические ракеты и боеголовки, которые смогут преодолеть эти системы ПРО. В этой ситуации выгоду извлекают только производители оружия, которые всегда будут пользоваться щедрым финансированием. Таким образом, все рассуждения и заявления по поводу ядерной войны носят либо пропагандистский, либо разрушительный характер – люди просто не понимают, о чем они говорят.

topwar.ru

Шесть самых смертоносных стратегических бомбардировщиков в мире

Стратегический бомбардировщик — дорогой вид вооружения, который может себе позволить не каждая страна. Чтобы создать такой самолет, требуется значительный научный потенциал и материально-промышленная база. Сегодня стратегической авиацией располагают только две державы: Россия и США. Возможно, со временем к ним присоединится Китай, чьи специалисты ведут активные разработки этого вида вооружения. 42.TUT.BY собрал шесть сильнейших стратегических бомбардировщиков в мире.

Ту-22М3

Фото: airwar.ru

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик «Ту-22М3» предназначен для поражения целей по всему евразийскому континенту и в близлежащих морях. Недавно бомбардировщики прошли модернизацию и получили совершенно новую бортовую электронику. Проведенная модернизация повысила возможности бомбардировщика в прорыве ПВО типа «Иджис», еще модернизированный бомбардировщик часто называют убийцей ЕвроПро. Кроме того, одно из предназначений стратега — уничтожение авианосцев.

Фото: photofile.ru

В арсенал вооружения сверхзвукового бомбардировщика введена крылатая ракета Х-32, развивающая скорость более 4000 километров в час, обладающая дальностью полета до 1000 километров. Скорость самого бомбардировщика-ракетоносца достигает 2300 км/ч.

Кроме России самолеты семейства «Ту-22М» состояли на вооружении ВВС Украины. Однако на данный момент украинцы демонтировали все свои 60 «Ту-22М» (17 «Ту-22М2» и 43 «Ту-22М3»).

«Ту-22М3» ВВС Украины уничтожаются с помощью оборудования американской компании Raytheon Technical Services, авиабаза Полтава, 2002 год.

Rockwell B-1 Lancer

Фото: topwar.ru

Rockwell B-1 Lancer — единственный находящийся на вооружении ВВС США самолет с изменяемым стреловидным крылом. В конструкции бомбардировщика использованы композитные материалы, снижающие эффективную площадь рассеяния. Из композитов изготовлены передние горизонтальные поверхности, кромки крыла, стабилизатора и воздухозаборников, а также створки бомбоотсеков.

Фото: aircraftinformation.info

Стыки обшивки планера заклеены специальной лентой, которая затем покрывается краской. По заявлению создателей, В-1 обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, превосходя по некоторым критериям В-52 в 2−3 раза. Бомбардировщик Rockwell B-1 В Lancer может развивать скорость в 1328 км/ч и нести 56 тонн бомб или ракет.

«Ту-95МС»

Фото: russianengineering.narod.ru

Он старый, медленный, турбовинтовой и очень шумный. Его может засечь любой радар на большой дальности, но «Ту-95МС» это нисколько не смущает — самолет вооружен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боевой частью, которые могут поражать цели на дистанции в 3000 км (модификация СМ). Поэтому входить в зону ПВО противника «Медведю» не обязательно.

Фото: sdelanounas.ru

Тихоходный — всего 830 км/ч — бомбардировщик «Ту-95МС» обладает высокой дальностью полета (порядка 11 тыс. км и потолком в 12 тыс. метров). За 17 часов полета «Медведь» расходует 96 тонн авиационного керосина.

Фото: wikimedia.org

А еще «Ту-95МС» своими частыми появлениями у границ НАТО довольно дорого обходятся союзникам. Дело в том, что запас прочности устаревшего планера «Медведя» просто огромный, его лет на 20 хватит, а вот у распространённого истребителя НАТО F-16 этот показатель составляет 8000 часов, для F-18 — 6000 часов.

Northrop B-2 Spirit

Фото: wikimedia.org

Стратегический стелс-бомбардировщик Northrop B-2 Spirit — самый дорогой самолет за всю историю военной авиации. В ценах 1997 года он стоил порядка двух миллиардов долларов. Крейсерская скорость полета стелс-бомбардировщика невысока — всего 800 км/ч, зато он обладает высокой дальностью полета — 11 тыс. км и потолком в 15 тыс. метров.

Фото: wikimedia.org

Самолет способен брать на борт 16 атомных бомб B-61, или 8 управляемых 907 кг бомб с лазерным наведением GBU-27 Paveway II, или 80 бомб калибра 227 кг.

 

B-52 — «Stratofortress»

Фото: wikipedia.org

Стратегические бомбардировщики B-52 «Stratofortress» можно справедливо назвать ветеранами: первый 52-й поднялся в воздух в 1952 году, а последний покинул конвейер в 1963 году. ВВС США планируют сохранить этот самолет на вооружении до 2040 года.

Фото: realitypod.com

Бомбардировщик дозвуковой, его максимальная скорость 960 км/ч, дальность полета 16 700 км, а потолок — порядка 16 тыс. метров. B-52 «Stratofortress» может нести 27 тонн боевой нагрузки. Бомбардировщик активно применялся в ходе последних боев в Афганистане и Ираке, где успешно справлялся с боевыми задачами.

«Ту-160» «Blackjack»

Фото: armyweb.cz

«Ту-160» — самый крупный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации, самолет с изменяемой геометрией крыла, а также мощнейший и самый тяжелый боевой самолет в мире. По скорости он может тягаться с истребителем — 2300 км/ч, может нести до 54 тонн бомб и ракет, обладая максимальной дальностью полета в 13 950 км.

Фото: .yaplakal.com

На вооружении ВВС России стоит 16 таких самолетов, которые постепенно модернизируются. В свое время этими сильнейшими самолетами располагали ВВС Украины, однако они были уничтожены по инициативе Вашингтона, также были уничтожены все запасы крылатых ракет X-55 c ядерной БЧ.

Утилизация «Ту-160», Украина.

Читайте также: Топ-11 лучших легких броневиков в мире>>

42.tut.by

Сравнение стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков России и США.

По внешнему виду Ту-160 напоминает американский самолет Rockwell B-1 Lancer в увеличенном виде.

Российский бомбардировщик имеет большие размеры, чем его американский аналог (длина — 54,1 метра по сравнению с 44,5 метра; максимальный размах крыла — 55,7 метра по сравнению с 41,8 метра), он более тяжелый (максимальная взлетная масса — 275 тонн по сравнению с 216 тоннами), более быстрый (максимальная скорость — 2 маха по сравнению с 1,25 маха), может нести в грузовом отсеке больше вооружения (40 тонн по сравнению с 34 тоннами).

Он разрабатывался как ракетоносец, грузовые отсеки оборудованы двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых может нести по шесть крылатых ракет Х-55 (с обычным и ядерным зарядом и радиусом действия до 2,5 тысячи километров) или по 12 аэробаллистических гиперзвуковых ракет Х-15 (ядерных или противокорабельных) малой дальности (до 300 километров).

«Ту-160 превосходит B-B1 по максимальной скорости. У нашего бомбардировщика это — 2300 км в час, то у американского 1328.

Боевой радиус Ту-160 — 6000 км, у B-1B — 5500.

Наша машина с 45 тоннами боевой нагрузки может сходить к цели, со сверхзвуковой скоростью, на дистанцию 6000 километров, и потом вернуться, зарубежный самолет этого сделать не сможет — у него дальность — 5500 км », — пояснил Тимошенко.

По мнению эксперта, Ту-160 обошел «конкурента» и по боевой нагрузке — 45 тонн против 34 во внутренних отсеках.

«Некоторые говорят, что у B-1B возможна еще подвеска на внешних узлах, но тогда надо забыть о его максимальной дальности.
Она существенно упадет, если на внешних узлах появится дополнительное вооружение», — пояснил эксперт.
Существенно отличаются самолеты и своим вооружением.

«У американцев на борту есть кластерные и управляемые бомбы.
Они умеют носить и крылатые ракеты, но дальность их существенно меньше, чем у того вооружения, что есть у Ту-160 .

Ракеты Х-55 летают на дистанцию до 3 тыс. километров, а более совершенные отечественные модели и ракет до 5 тыс.», — подчеркнул эксперт.

Зарубежный самолет больше предназначен для работы по незащищенным целям и преодоления ПРО противника на небольшой высоте.

Отечественные Ту-160 созданы для атаки противника крылатыми ракетами на дальних дистанциях.

Эксперт особенно подчеркнул, что 200 килограммового ядерного заряда (а именно столько несет каждая из 12 крылатых ракет Ту-160) будет вполне достаточно для уничтожения высокозащищенных целей, к примеру бункеров противника.
На их месте останется только воронка диаметром 300 метров и глубиной 50.

B-1B сегодня не в состоянии воевать в хорошо защищенном воздушном пространстве, но этот самолет по-прежнему может выполнять сложные задачи в качестве средства доставки крылатых ракет с безопасного расстояния, используя такие ракеты как JASSM-ER и LRASM. Это значит, что в современном высокотехнологичном бою B-1B будет выполнять схожие задачи с российским Ту-160.

Ту-160 совершенно другой самолет, хотя он внешне похож на B-1B. Советский Союз создавал эту машину главным образом как средство нанесения ядерного удара в ходе третьей мировой войны.
Но это было средство доставки крылатых ракет в ядерном снаряжении, хотя самолет обладал возможностями для преодоления зоны ПВО противника на малой высоте.

Ту-160 значительно больше и быстрее В-1В, имея максимальную взлетную массу 275 тысяч килограммов и обладая максимальной скоростью более 2,05 числа Маха. В отличие от него, В-1В весит 216 тысяч килограммов.

Основным вооружением Ту-160 всегда были крылатые ракеты большой дальности типа Х-55СМ, которых у него более десятка.
Но в последние месяцы русские применяли обычную версию крылатых ракет Х-555 по целям в Сирии, а также более современную и малозаметную крылатую ракету Х-101.

Самолет также может нести ракету Х-102 в ядерном снаряжении.
В ближайшем будущем будет возобновлено производство усовершенствованной версии своего бомбардировщика Ту-160М2.

Новые машины придут на смену действующим Ту-22М и Ту-95, а также находящимся в боевом составе Ту-160. Этот модернизированный самолет будет временной заменой, пока  не завершится разработка бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА.

www.chitalnya.ru

Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru

В течение последней недели новость о возможном размещении самолетов ВВС РФ на Кубе вызвала чрезмерный резонанс в зарубежных и отечественных СМИ. Некоторые называют эти сообщения очередной информационной кампанией Кремля, другие усматривают в них здравый смысл — Россия вполне могла бы использовать базы Кубы, Венесуэлы и Алжира в качестве «аэродромов подскока» для своей стратегической авиации. Чем же на самом деле Россия готова отвечать на расширение ПРО США и что Пентагон может противопоставить возросшим амбициям Москвы?

В настоящее время стратегические бомбардировщики, состоящие на вооружении ВВС России, входят в состав 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения).

В 37-й воздушной армии имеются две тяжелых бомбардировочных дивизии, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, в совокупности способных нести до 884 крылатых ракет большой дальности. Кроме этого, в составе армии находятся четыре тяжелых бомбардировочных дивизии с бомбардировщиками Ту-22М3 (Backfire C).

22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия, базирующаяся в городе Энгельс (Саратовская область), включает в свой состав два полка тяжелых бомбардировщиков: 121-й гвардейский с бомбардировщиками Ту-160 и 184-й полк с бомбардировщиками Ту-95МС. В составе 22-й дивизии находится 15 бомбардировщиков Ту-160 и 18 бомбардировщиков Ту-95МС.

326-я тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в Украинке (Хабаровский край). В состав этой дивизии входят 79-й и 182-й гвардейский полки бомбардировщиков Ту-95МС. Всего на базе в Украинке находится 40 бомбардировщиков.

Здесь необходимо напомнить, что в 1990-е годы российская стратегическая авиация понесла серьезный ущерб, связанный с потерей кадров, снижением летной подготовки пилотов, повышенной аварийностью, отсутствием запчастей. О модернизации старой и поставках новой техники пришлось на время забыть. А те новые образцы Ту-160, которые поставлялись с мая 1987 года в ВВС РФ, после развала Советского Союза оказались на территории Украины, так как изначально входили в состав 184-го тяжелобомбардировочного авиаполка в Прилуках.

В январе 1992 года президент РФ Борис Ельцин принял решение о прекращении серийного выпуска Ту-160. Всего к этому времени было построено 35 самолетов. В том же году Россия в одностороннем порядке прекратила полеты своей стратегической авиации в удаленные регионы мира.

В 1998 году Украина приступила к уничтожению принадлежавших ей стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства. России удалось частично приостановить процесс. В 1999-2000 годах была достигнута договоренность, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по газу.

Постепенное восстановление российской стратегической бомбардировочной авиации началось лишь с началом нового тысячелетия. В мае 2000 года в состав ВВС РФ был включен новый Ту-160 (бортовой номер «07» «Александр Молодчий»). В 2002 году Минобороны РФ заключило договор с ОАО «КАПО имени Горбунова» на модернизацию 15 самолетов Ту-160. 12 апреля 2006 года было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160.

22 апреля 2006 года экс-командующий Дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Игорь Хворов сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолетов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.

5 июля 2006 года на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15-м самолетом данного типа (бортовой номер «19» «Валентин Близнюк»). Этот самолет был построен еще в 1986 году, но использовался для проведения испытаний в ОКБ Туполева.

17 августа 2007 года Россия возобновила полеты стратегической авиации в удаленных регионах на постоянной основе. В сентябре 2007 года ВВС Норвегии и Великобритании подняли истребители на перехват бомбардировщиков Ту-160, патрулировавших пространство над Северной Атлантикой. В начале 2008 года стратегические бомбардировщики Ту-160 принимали участие в маневрах ВМФ России в Атлантическом океане.

29 апреля 2008 года в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного полка был включен новый, 16-й по счету, самолет Ту-160 «Виталий Копылов».

Таким образом, в настоящее время на вооружении ВВС РФ состоят 64 Ту-95МС и 16 Ту-160.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (Bear H) разрабатывался в 1950-х годах в КБ А.Н.Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось с 1984 по 1991 год на авиационном заводе в Куйбышеве (в настоящее время Авиационный завод Авиакор, город Самара). Бомбардировщик оснащен турбовинтовыми двигателями и относится к самым быстрым самолетам данного типа. Его ударное вооружение состоит из шести крылатых ракет большой дальности Х-55, размещенных в бомбовом отсеке. Вариант бомбардировщика Ту-95МС16 может дополнительно нести до 10 крылатых ракет, размещаемых на пилонах под крыльями.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 (Blackjack) также был создан в КБ А.Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось с 1984 по 1991 год и вновь с 1999-го на авиационном заводе в Казани (в настоящее время — Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова). Ударное вооружение бомбардировщика состоит из 12 крылатых ракет большой дальности Х-55, размещаемых в бомбовом отсеке. После проводимой в настоящее время программы модернизации бомбардировщики будут способны нести бомбы свободного падения и неядерные крылатые ракеты.

Крылатые ракеты Х-55 (AS-15, РКВ-500А), состоящие на вооружении дальней авиации, разработаны в МКБ Радуга (город Дубна, Московская область). Их серийное производство началось в 1983 году. За счет применения дополнительных топливных баков был разработан вариант ракеты Х-55СМ (РКВ-500Б), обладающий большей дальностью. В 1999 году были проведены испытания модернизированного варианта ракеты Х-555 (неядерный вариант Х-55). В настоящее время в России ведется работа над новой крылатой ракетой, которая по всей видимости призвана будет заменить Х-55 и ее варианты. Новая ракета в обычном оснащении стала известна как Х-101, вариант ракеты в ядерном оснащении известен как Х-102.

По тактико-техническим характеристикам и составу вооружения Ту-160 является наиболее мощным боевым самолетом в мире и значительно превосходит аналогичный американский бомбардировщик В-1В Lancer. Однако несмотря на это, их количество в составе ВВС РФ в настоящее время не позволяет обеспечивать полный контроль мирового воздушного пространства, как это делают ВВС США.

Что у американцев?

На вооружении стратегической бомбардировочной авиации ВВС США состоят бомбардировщики типов В-1В, В-2А и В-52Н (всего 181 самолет с учетом самолетов, находящихся в активном резерве при частях и в составе командования резерва ВВС). Основные силы и средства СБА сосредоточены в 8-й и 12-й воздушных армиях боевого авиационного командования ВВС США. Кроме того, эскадрилья В-52Н (восемь самолетов) из состава командования резерва ВВС базируется на авиабазе Барксдейл (штат Луизиана). Передовые авиабазы США за рубежом, на которых допускается размещение самолетов СБА: Фэлфорд (Великобритания), Андерсен (остров Гуам), Эль-Удейд (Катар), Диего-Гарсия (архипелаг Чагос).

Основным тактическим формированием стратегической бомбардировочной авиации США является тяжелое бомбардировочное авиационное крыло, на основе которого строится структура типовой авиабазы. В свою очередь, типовое авиакрыло включает штаб и четыре группы: оперативную, технического обслуживания, аэродромно-технического обеспечения и медицинскую. В состав оперативной группы входят боевые эскадрильи (одна-три) с экипажами и авиационной техникой, а также подразделения планирования и управления полетами, разведывательные и другие. Группа технического обслуживания отвечает за боеготовность авиационной техники, ее эксплуатацию и ремонт. Группа аэродромно-технического обеспечения осуществляет инженерную, материально-техническую и тыловую поддержку боевых эскадрилий, а также отвечает за охрану и оборону авиабазы.

В состав боевой эскадрильи (в зависимости от типа бомбардировщика, состоящего на вооружении крыла) входят восемь (В-2А) либо 12 (В-1B, B-52H) самолетов.

Согласно существующим планам строительства в составе стратегической бомбардировочной авиации США до 2035-2040 годов сохранятся все три типа бомбардировщиков в количестве 156 самолетов (76 В-52Н, 60 В-1В, 20 В-2А). Из них 96 бомбардировщиков (36 В-1В, 16 В-2А и 44 В-52Н) будут использоваться для непосредственного выполнения боевых задач.

По расчетам руководства ВВС США, стратегическая бомбардировочная авиация из 156 бомбардировщиков, прошедших соответствующие программы модернизации и оснащенных современными и перспективными бортовыми средствами поражения, будет способна обеспечивать потребный уровень готовности и ударной мощи воздушного компонента вооруженных сил и соответствовать предъявляемым руководящими документами по строительству американских ВС требованиям в рамках всего спектра решаемых задач.

Машины, предназначенные для непосредственного выполнения задач (96 единиц), будут базироваться на пяти основных авиабазах СБА континентальной части США: Майнот (штат Северная Дакота) — 12 В-52Н, Элсворт (Южная Дакота) — 24 В-1В, Уайтмен (Миссури)- 16 В-2А, Дайс (Техас)- 12 В-1В и Барксдейл (Луизиана) — 24 В-52Н и 8 В-52Н резерва ВВС.

Планами строительства СБА предусмотрена разработка экспериментального образца ударной платформы дальнего действия нового поколения к 2018 году. При этом условии работы по созданию платформы должны начаться не позднее 2013 года.

Таким образом, видно, что Россия, безусловно, отстает от США по силам и средствам СБА и для реализации амбициозных планов на Кубе, в Венесуэле и Алжире России необходимо первоначально задуматься о восстановлении собственного ОПК для интенсивного увеличения количества современных средств СБА. Без них нынешние геополитические войны не так уж просто выиграть. А пока нет таких возможностей, России остается только проводить информационные кампании, но, возможно, такой способ борьбы в современном информационном обществе намного эффективнее самих самолетов.

lenta.ru

Для чего американские бомбардировщики В-52 летают вдоль российской Арктики

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»

31 июля – 1 августа в ходе учений Стратегического командования США американские бомбардировщики В-52 облетели арктическое побережье России.

По заявлению Стратегического командования воздушных сил НАТО, американские бомбардировщики показали «гибкость и точность возможности дальнего глобального удара», а учения Polar Roar нацелены на укрепление оперативного взаимодействия между экипажами бомбардировщиков ключевых союзников.

Три бомбардировщика США проводят перелеты в Северное и Балтийское моряДва бомбардировщика В-52 совершили перелет от континентальной части США до Северного полюса, затем повернули в сторону норвежского архипелага Шпицберген и далее обогнули российские арктические территории – острова Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), острова Средний (архипелаг Северная Земля), острова Котельный (Новосибирские острова) и остров Врангель, на которых недавно появились российские военные базы.

Один В-52 с авиабазы «Барксдейл» (штат Луизиана) действовал в районе Балтийского моря в совместных с авиацией союзников по НАТО операциях по отработке перехвата стратегических бомбардировщиков условного противника (в том числе над западной частью Эстонии). Кроме того, два стратегических бомбардировщика «Стелс» В-2, вылетевших с авиабазы «Уайтмен» (штат Миссури), совершили полет над Тихим океаном и провели учебное бомбометание на прибрежном полигоне на Аляске.

Американские стратегические бомбардировщики приближались к территории России на расстояние в 70-150 км, то есть заходили в воздушное пространство над российской экономической зоной в Арктике. При этом внимание к России американцы не афишировали – официально сообщили лишь о перелете В-52 с авиабазы «Майнот» в штате Северная Дакота до Северного полюса, затем до Аляски и обратно на базу.

В ходе учений стратегические бомбардировщики провели в воздухе без посадки по 20 часов, осуществили 26 дозаправок в воздухе с использованием 15 летающих танкеров КС-135 и 10 КС-10.

Косачев: США пора подумать о реальных, а не мнимых угрозахЧем объясняется такое глобально-демонстративное внимание к российской Арктике?

Задачи и цели

Для дальнего глобального удара В-52 не надо подходить к территории России на 150 км, ведь рубеж пуска крылатых ракет находится как минимум за 800 км от российских границ. Вероятно, это было сближение для изучения возможностей новых военных баз в российской Арктике. Впрочем, эта причина не единственная.

Учения Polar Roar стали демонстрацией стратегии противостояния времен холодной войны, когда наши истребители МиГ-31 готовились к встрече бомбардировщиков B-52 над Северным Ледовитым океаном.

СМИ узнали о проектируемых для ВМФ России боевых ледоколахСогласно разработанному в США в середине 80-х годов ХХ века плану «Гигантское копьё», американские стратегические бомбардировщики через Северный полюс должны были подойти к нашим берегам на расстояние до 600 км и достать крылатыми ракетами цели от Мурманска до Москвы. Поэтому в качестве ответной меры наш Генеральный штаб предложил расположить передовой эшелон истребительной авиации и зенитные ракетные комплексы на Земле Франца-Иосифа. История повторяется.

Впрочем, взгляды военного руководства США на роль стратегической бомбардировочной авиации (СБА) в современной войне меняются. Сегодня, оставаясь одним из главных элементов ядерного сдерживания, «стратеги» В-52 на многое способны и в ограниченных военных конфликтах.

Американский бомбардировщик В-52 приземляется на взлетно-посадочную полосу аэродрома «Жуковский» для участия в международном авиасалоне «МАКС-2011»

Основные задачи стратегической бомбардировочной авиации (СБА) таковы. Нанесение ударов по объектам в любой точке планеты (в том числе по мобильным целям). В случае боевых действий на территории третьего государства – воспрепятствование захвату противником ключевых объектов инфраструктуры (аэродромов, портов) и создание благоприятных условий для переброски и развертывания сил общего назначения. Поддержка с воздуха и ведение боевых действий в составе экспедиционных формирований.

СМИ: Россия разрабатывает гидроакустическую систему для защиты АрктикиПреимущества стратегической авиации: высокая боеготовность, возможность поражать цели в любой точке земного шара при базировании в континентальной части США, большая и многовариантная боевая нагрузка, возможность коррекции боевых задач в полете, способность действовать в любых метеоусловиях.

Цели стратегической авиации: группировки войск противника, командные пункты, средства ПВО, склады боеприпасов, объекты промышленности, энергетики и транспортные узлы. Кроме нанесения ударов по противнику, СБА решает задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), воздушной разведки и постановки минных заграждений (в море).

Новый термоядерный щит Британии предназначен для АрктикиПолучив приказ на применение ядерного оружия, стратегические бомбардировщики направляются по индивидуальным маршрутам к «рубежу координации времени нанесения ядерных ударов», который применительно к России находится на удалении 800-1200 км к северу от ее границ (западное и восточное направления менее актуальны из-за большего удаления от целей). Общее время полета с авиабаз в континентальной части США до рубежей пуска по целям в России – от 6 до 15 часов.

Американское командование считает более предпочтительным нанесение ударов высокоточными ядерными боеприпасами небольшой мощности – для психологического воздействия на противника без нежелательных сопутствующих потерь и разрешения конфликтной ситуации политическим путем на выгодных для США условиях.

Стратегические бомбардировщики В-52 неоднократно совершали полеты вблизи российских границ. В июне B-52 произвели постановку морских мин в ходе учений НАТО Baltops-2016 и Saber Strike.

Дорого и сердито

Пять самых дорогостоящих военных операций с 1950 годаАмериканское военное руководство рассматривает стратегическую бомбардировочную авиацию как эффективное средство решения задач в ходе ограниченных локальных и региональных вооруженных конфликтов (операций).

В ходе войны в Персидском заливе (1990-1991) действовали 70 бомбардировщиков B-52, один из которых был сбит.

«Удар в пустыне» (1996) – военная операция с целью продемонстрировать решимость защитить мятежные курдские и шиитские территории от режима Саддама Хусейна, в которой участвовали два B-52 (выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде).

США и НАТО вновь теряют берега»Лиса пустыни» (1998) – серия ударов по объектам промышленности в Ираке (кроме B-52, в этой операции впервые применили стратегические бомбардировщики B-1B «Лансер»).

«Союзная сила» (1999) – военная операция НАТО против Югославии, в которой впервые применили бомбардировщики B-2 «Спирит». При этом базировались они на авиабазе «Уайтмен», совершали беспосадочные перелеты из США до территории Югославии, сбрасывали высокоточные бомбы и возвращались обратно.

Пилот в кабине американского бомбардировщика В-52 Stratofortress во время операции НАТО в Косово, Югославия. 1999 год

В ходе операции НАТО в Афганистане (с 2001 года) все воздушные удары по объектам талибов в начальный период наносили бомбардировщики стратегической авиации. Применялись высокоточные боеприпасы и самые мощные на то время неядерные авиабомбы в мире BLU-82 «Дэйзикаттер» (для уничтожения противника в подземных убежищах).

В период проведения операции «Свобода Ираку» (2003) бомбардировщики B-52 выпустили по Ираку 100 крылатых ракет.

Крепкий старик

Стратегический бомбардировщик В-52Н «Стратофортресс» разработан компанией Boeing и принят на вооружение в 1961 году. Поставки в войска завершены в конце 1962-го. Всего произведено 102 самолета.

Сегодня на вооружении находятся более 70 машин, четыре привлекаются для испытаний и НИОКР, 13 находятся на складском хранении. Средний срок эксплуатации В-52 – более 45 лет, назначенный ресурс составляет 34800 часов, средний налет на самолет 18000-19000 часов. Расчетный срок эксплуатации самолета до 2030-2044 годов.

Перевод В-52 в ядерный или неядерный статус не требует доработок либо изменений конструкции узлов подвески боеприпасов. Самолеты В-52 несут до 20 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности (как в ядерном, так и в неядерном оснащении).

Стратегические бомбардировщики максимально приспособлены к ведению боевых действий с применением обычного оружия в интересах сил общего назначения. Для расширения возможностей эти самолеты оснащают  новейшими системами высокоточного оружия, средствами наблюдения и РЭБ.

И в хвост, и в крылья. Стокгольм сдается на милость НАТОНесмотря на большую продолжительность эксплуатации, самолет сохраняет высокие летные качества, способен нести большую нагрузку и разнообразное вооружение. Основным его недостатком остаются сравнительно низкие возможности по преодолению ПВО вероятного противника. В-52 требует значительного обеспечения силами тактической авиации (подавление наземных средств ПВО, расчистка воздушного пространства). И командование ВВС США отводит В-52 приоритетную роль носителя КРВБ вне зоны активных средств ПВО либо массированных бомбардировок в зонах со слабой ПВО.

Американский многофункциональный стратегический бомбардировщик-ракетоносец B-52H в небе Афганистана, 2006 год

В то время как Москва приглашает мирно решать проблемы Европы, и военные наблюдатели Украины, Германии и Швеции пролетят над Россией в рамках Договора по открытому небу, европейцы тихо готовятся к войне с Россией. А подготовка США, благодаря полетам В-52, выглядит гораздо заметнее.

ria.ru

бомбардировщик-ракетоносец нового поколения стратегического назначения, сравнение американских и российских самолетов, перспективы проекта

На сегодняшний день лишь в двух государствах на планете имеются особые военно-воздушные силы, которые получили наименование стратегической авиации. Понятно, что этими государствами являются США и РФ. Стратегическая авиация, как правило, располагает на борту ядерным оружием и с легкостью сможет наносить удары по врагам, находящимся на расстоянии в несколько тысяч километров.

Стратегическую авиацию раньше всегда считали элитной. Такой она и остается в глазах американского и советского, а теперь уже и российского военного командования. Подводные ракетоносцы и межконтинентальные ракеты с наземным базированием все они вместе со стратегической авиацией входят в состав так называемой ядерной триады. Вся эта мощь в течение уже многих десятилетий является главной действующей силой в глобальном сдерживании.

Невзирая на то, что внимание к стратегическим бомбардировщикам, а точнее к их значимости в последнее время немного поубавилось, тем не менее, они все еще остаются немаловажным обстоятельством для поддержания паритета между Россией и Соединенными Штатами.

В наши дни перечень заданий, для исполнения которых могут задействовать стратегическую авиацию, значительно расширился.

Теперь стратегической авиации приходится успешно заниматься освоением обычных видов боеприпасов вместе с высокоточным оружием. Как Соединенные Штаты, так и Россия довольно-таки энергично пользуются стратегическими бомбардировщиками, чтобы наносить ракетно-бомбовые удары в Сирийской Республике.

На сегодняшний день российская и американская стратегическая авиация располагает в своем арсенале самолетами, разработанными и построенными еще в 50-60-х годах минувшего века. Не так давно в Соединенных Штатах приступили к работам по созданию новейших стратегических бомбардировщиков, которые предполагается принять на вооружение до 2025 года.

Работы над аналогичной программой ведутся и в России. Новому стратегическому бомбардировщику пока не дали названия. Все, что имеется — это аббревиатура ПАК ДА, означающая работы по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Разработками занимаются в Конструкторском Бюро имени Туполева. Новая машина, как предполагается, должна быть принята на вооружение так же, как и в США до 2025 года.

Особо подчеркивается, что ПАК ДА не является проектом по модернизированию имеющихся в настоящее время стратегических бомбардировщиков. Это разрабатывание совершенно нового самолета с применением самых современных технологий, которыми в настоящее время располагает авиастроение.

Тем не менее, перед тем перейти к ознакомлению с ПАК ДА не мешало бы ознакомиться с боевыми машинами, которые находятся на сегодняшний день в арсенале российской и американской стратегической авиации.

Положение и перспективы современной стратегической авиации США и РФ

Американские стратегические бомбардировщики

На сегодняшний день американская стратегическая авиация обладает тяжелыми бомбардировщиками B-52 и B-2 Spirit, а кроме того и еще одним самолетом: бомбардировщиком В-1В Lancer. Его специально разрабатывали для того, чтобы наносить ядерные удары по вражеской территории. Однако в середине 90-х годов американским стратегическим силам пришлось распрощаться с ним, так как его вывели из их состава.

Бомбардировщики В-1В считаются подобием российских реактивных Ту-160, при этом уступают последним по своим размерам. По имеющимся сведениям, которые предоставлялись американским Госдепартаментом в январе текущего года, боевое дежурство продолжают нести 12 бомбардировщиков В-2, а также 73 самолета В-52 с модификацией Н.

На сегодняшний день бомбардировщики В-52, разработанные еще в 50-60-х годах, являются основой стратегических сил Соединенных Штатов. Эти самолеты несут крылатые ракеты AGM-86B ALCM, на которых могут устанавливаться ядерные боевые части. Бомбардировщики обладают дальностью полета, которая превышает 2750 км.

Бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми технологичными и самыми дорогими самолетами на планете. Их цена значительно больше астрономических двух миллиардов долларов. Первые бомбардировщики были изготовлены еще в 80-х годах. Однако спустя десятилетие программу пришлось закрыть. Как оказалось, с такой высокой стоимостью не смогли справиться даже Соединенные Штаты.

В течение этого времени успели изготовить двадцать одну машину В-2. Бомбардировщики выполнены с применением «стелс»-технологий, которые обладают самым низким электронным парамагнитным резонансом в мире. Он значительно ниже, чем располагают небольшие «стелсы» типов F-35 и F-22. Бомбардировщики B-2 Spirit имеют лишь свободнопадающие бомбы, вследствие этого они малоэффективны против неприятелей, имеющих в своем распоряжении продвинутые системы ПВО. В частности, российским ЗРК С-400 легко обнаружить бомбардировщики В-2.

Таким образом, самолеты B-2 Spirit являются довольно-таки «странными» бомбардировщиками. Невзирая на астрономические цены, их боевая результативность при наступлении возможного ядерного конфликта была бы весьма неоднозначной.

Бомбардировщики B-1B Lancer также не способны вооружаться стратегическими крылатыми ракетами. Хотя если говорить более точно, арсенал американской армии на сегодняшний день не располагает подобным оружием, подходящим для этих самолетов.

В наши дни эти бомбардировщики используются главным образом при нанесении ударов с помощью обычных видов боеприпасов. Не исключено, что их можно вооружить свободнопадающими бомбами с ядерными боевыми частями. Тем не менее, вряд ли эти бомбардировщики смогли бы проникать на глубину территории противника, обладающего серьезными ПВО.

Какими же перспективами обладает американская стратегическая авиация? В 2015 году авиастроительная компания Northrop Grumman, которая создала В-2 Spirit, выиграла еще один тендер, объявленный министерством обороны Соединенных Штатов для постройки новых американских стратегических бомбардировщиков, которые планируется называть B21.

Работы над разработкой этих машин начали проводить по программе LRS-B. Аббревиатура расшифровывается как Long-Range Strike Bomber, что в свою очередь можно перевести «Дальний ударный бомбардировщик». Сегодня уже ни для кого не является секретом, как будут выглядеть новые бомбардировщики.

Так же как и В-2 Spirit, новую машину будут выполнять по схеме «летающего крыла». Военное ведомство требует, чтобы новый самолет был еще меньше виден радарами, а его стоимость мог бы осилить американский бюджет. Выпускать новейшие бомбардировщики намереваются начать в следующем десятилетии. Американские военные пока планируют закупить сотню новейших В21, а в дальнейшем всецело заместить ими В-52 и В-2.

Новые бомбардировщики по замыслу их разработчиков смогут осуществлять боевые вылеты, как управляемые экипажем, так и в беспилотном состоянии. Общая стоимость проекта составляет 80 миллиардов долларов.

Российские стратегические бомбардировщики

Российские ВВС на сегодняшний день располагают двумя тяжелыми бомбардировщиками: Ту-95 модификации МС и «Белым лебедем» — Ту-160.Самыми массовыми стратегическими бомбардировщиками в отечественных ВВС являлись турбовинтовые Т-95 «Медведи», первый вылет которых был осуществлен еще во времена Сталина в 1952 году. Хотя, следует подчеркнуть, что бомбардировщики, которыми пользуются в наши дни, имеют отношение к модификации «М» и их создали еще в 80-х годах.

Таким образом, получается, что основной арсенал Ту-95 даже младше, чем американские бомбардировщики В-52. К этому можно добавить то, что в течение последних лет уже приступили к модернизированию этих самолетов до модифицирования «МСМ». Запланировано модернизирование 35 самолетов, а это в свою очередь поспособствует принятию на борт новейших крылатых ракет Х-101/102.

При всем при том даже не прошедшие модернизирование «Медведи» смогут принимать на борт КР Х-55СМ с дальностью действия до 3500 км, а также потенциалом для установления на них ядерных боевых частей. Ракеты Х-101/102 могут преодолевать до 5500 км. На сегодняшний день у российской армии имеется 62 единицы Ту-95.

Вторым самолетом, который в наше время пребывает в эксплуатации российских ВВС, считается Ту-160. Вообще это сверхзвуковые бомбардировщики, имеющие изменяемую геометрию крыла. Российские ВВС располагают шестнадцатью подобными самолетами. Эти сверхзвуковые бомбардировщики также могут вооружаться крылатыми ракетами типов Х-101/102 и Х-55СМ.

На сегодняшний день уже приступили к выпуску модификации самолетов типа Ту-160М. Это первые бомбардировщики этой модификации, которые были переданы ВКС РФ в августе текущего года. На этих бомбардировщиках установлены новые комплексы с бортовой электроникой, а кроме того ведутся работы по созданию модификаций типа Ту-160М2. На новейших модификациях машин, наряду с крылатыми ракетами, может быть задействовано и применение свободнопадающих авиабомб.

Невзирая на ведущиеся работы по модернизированию Ту-160, в Конструкторском Бюро имени Туполева идет продвижение проекта с новым бомбардировщиком ПАК ДА. Как уже упоминалось, предполагается запуск серийного их производства до 2025 года.

ПАК ДА

Мероприятиям по созданию новейшего стратегического бомбардировщика был дан старт в 2009 году. Коллективу конструкторов поставили задачу по осуществлению первого вылета самолета уже в 2019 году. Предполагается, что в следующем десятилетии, точнее ближе к его окончанию бомбардировщики ПАК ДА всецело заменят Ту-95 и Ту-160 и станут основными машинами в стратегической авиации России.

В 2012 году Туполевским Конструкторским Бюро было объявлено, что по проекту ПАК ДА наконец-то дан старт опытно-конструкторским работам. В соответствии обнародованными сведениями, новые бомбардировщики будут выполняться согласно схеме «летающего крыла». Похоже, что все делается по аналогии с американскими стратегическими бомбардировщиками типов В-21 и B-2 Spirit.

Наличие большого размаха крыльев не дает возможности новейшим стратегическим бомбардировщикам становиться сверзвуковыми. Тем не менее, это может обеспечить значительную дальность полета, а также небольшую заметность для радаров неприятеля. Предполагается, что в конструкциях самолетов будет массовое использование композитных и радиопоглощающих материалов.

По замыслу конструкторов предполагается, что такой подход к делу окажет влияние на значительное снижение электронного парамагнитного резонанса. Более того, планируется существенное уменьшение массы будущего тяжелого бомбардировщика. Таким образом, самолеты ПАК ДА будут первыми отечественными бомбардировщиками, которые будут изготовлены с применением «стелс»-технологий.

Ко всему прочему, наличие подобной схемы даст возможность неплохой комбинации летным характеристикам и достаточному внутреннему объему самолетов. А это, в свою очередь, сделает возможным принятие на борт большего количества горючего, что естественно окажет влияние на увеличение дальности полетов тяжелым бомбардировщикам.

Предполагается, что взлетная масса бомбардировщиков будет превышать отметку 100 тонн. Хоть и имеются пока не подтвержденные сведения о массе даже в 112, а то и в 200 тонн. Сообщалось также, что по боевой нагрузке будущие бомбардировщики по меньшей мере не уступят Ту-160. А это означает, что они смогут брать на борт ракеты и бомбы массой более чем тридцать тонн. Военное ведомство требует от конструкторов увеличения дальности полетов новыми машинами в пределах 12 000 км.

В 2014 году сообщалось, что тендер по созданию двигателей для новых самолетовс предположительным названием НК-65 был выигран самарской компанией «Кузнецов».

Возможно, опытные примеры новых бомбардировщиков будут изготавливаться в Казани, на заводе «КАПО имени Горбунова», где возможно и будет налажено производство самолетов. Известно также, что разработкой РЛС для новых тяжелых бомбардировщиков уже сейчас занимается Тихомировское НИИ приборостроения.

Доподлинно неизвестно, какую же численность новых стратегических бомбардировщиков намереваются построить. Возможно, что их численность будет напрямую зависима от экономической обстановки в государстве, ведь такие самолеты весьма дорогостоящие. Не исключено, что с более точными данными о численности общественность сможет ознакомиться где-то в 2020 году. Все же, если эти самолеты строятся на смену бомбардировщикам Ту-160 и Ту-95, то в серийной партии будет несколько десятков машин.

Данных о проекте ПАК ДА сейчас чрезвычайно мало. Представители отечественных ВВС сообщают о нем лишь общие сведения, да и те весьма немногословные.

По заявлениям российского военного ведомства, ПАК ДА будут вооружать всем имеющимся сейчас авиационным вооружением, не исключено, что также и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Нет сведений, о времени изготовления первых опытных образцов новых машин, а также сроков пуска самого проекта в серийное производство. Понятно, что первоначально заявленные сроки, как правило, очень условные и будут постоянно меняться. Все будет зависеть от того, насколько сложными будут конструкторские работы, а также само финансирование проекта.

Вдобавок ко всему, решение о модернизировании и последующем производстве Ту-160 тоже может оказать влияние на реализацию проекта ПАК, ДА и сроков по его исполнению. В наши дни американская стратегическая авиация уступает российской. Главным образом благодаря крылатым ракетам, которые находятся на вооружении российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

А американские В-2 могут наносить авиаудары лишь с помощью свободнопадающих бомб, а это значительно снижает их боевую результативность при возникновении глобальных конфликтов. Так, КР Х-101/102 по дальности в два раза эффективнее американских аналогов, отчего отечественная стратегическая авиация находится в более выигрышном положении.

Перспективность новых проектов российских и американских чрезвычайно неясна. Оба проекта пребывают на начальных этапах и пока не понятно, будет ли их полная реализация.

warways.ru

Бомбардировщики России: фото бомбардировщиков России.

Бомбардировщики России — это одна из основных ударных сил России, гарант её силы и мощи.

Бомбардировщики можно разделить на стратегические и фронтовые.

Стратегические бомбардировщики

Стратегический бомбардировщик — это боевой самолёт, предназначенный для уничтожения объектов стратегической важности в глубине тыла врага. Стратегический бомбардировщик практически всегда является носителем ядерного оружия, ракет или бомб.

Ту-160

Самый мощный стратегический бомбардировщик России — Ту-160.

Ту-160 «Белый лебедь».

История создания бомбардировщика Ту-160 уходит корнями в 80-ые годы прошлого века. Это было время разгара холодной войны между СССР и США. В армию США начали поступать стратегические бомбардировщаки B-1. Советский Союз не мог оставить без ответа такой шаг вероятного противника, и начал разработку аналога. В результате этих работ и появился самолёт Ту-160.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь».

Советские конструкторы уже имели опыт создания похожих самолётов, например уже был создан пассажирский самолёт Ту-144 и дальний бомбардировщик Ту-22М3.

Первый полёт серийный Ту-160 совершил в 1984 году.

Ту-160 «Белый лебедь».

Ту-160 имеет крыло изменяемой стреловидности.

Смотрите другие фото Ту-160.

Ту-95

Ту-95 можно назвать ветераном стратегической авиации России. Смотрите фото Ту-95:

Ту-95.

Ту-95 получил прозвище «Медведь», он является одним из самых заметных символов холодной войны межды СССР и США.

Пара Ту-95 в полёте.

Первый полёт Ту-95 совершил в далёком 1955 году, но спустя столько лет, пройдя множество модернизаций, Ту-95 всё ещё стоит на вооружении армии России.

Смотрите другие фото Ту-95.

Ту-22М3

Ту-22М3 — дальний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

Смотрите еще Ту-22М3.

Ту-22М3. Фото Ту-22М3.

Ту-22М3 был создан в СССР. Работы по его сознанию начались в середине 60-ых годов 20 века, но в то время руководство СССР делало ставку на ракеты, что затрудняло и замедляло работы по проекту.

Смотрите другие фото Ту-22m.

Фронтовые бомбардировщики

Фронтовой бомбардировщик — бомбардировщик, предназначенный для уничтожения объектов и техники противника на тактическом растоянии. Ещё этот тип бомбардировщиков называют тактическими. Внешне фронтовые бомбардировщики похожи на истребители, хотя не предназначены для ведения воздушного боя.

Су-24

Су-24 — фронтовой бомбардировщик КБ Сухого, стоящий на вооружении ВКС России и армий ряда других государств.

Смотрите еще фото Су-24.

Су-24. Фото Су-24.

Су-24 — это самолёт с крылом изменяемой стреловидности. Су-24 является всепогодным бомбардировщиком способным выполнять задачи в любое время суток, при этом он является достаточно капризной машиной и часто попадает в аварии.

Смотрите другие фото Су-24.

Су-34

Су-34 — новейший фронтовой бомбардировщик России, который призван заменить в войсках морально устаревший Су-24.

Смотрите еще фото Су-34.

Фото Су-34. Фото Су-34.

Смотрите другие фото Су-34.

komotoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *