Стратегический бомбардировщик ту 22м3 – Ту-22М — Википедия

Содержание

летающий ракетоносец с неограниченными возможностями

Есть такая русская поговорка: «Старый конь борозды не испортит, но и новую не вспашет». Если применить ее к дальнему сверхзвуковому бомбардировщику-ракетоносцу Ту-22М3, то этот «конь», рожденный в конструкторском бюро Туполева еще в 1975 году (его предшественники – Ту-22 и Ту-16), и сейчас способен вспахать новую «борозду».

Возраст ему не помеха — заложенные технические характеристики позволяют этому «дальнику» и по сей день успешно решать боевые задачи. К слову, небезызвестный американский В-52 бороздит воздушное пространство уже 50 лет, и его планируется использовать еще 30 лет. Так что на этом фоне наша «тушка» (Backfire по натовской классификации) более чем боеспособный воздушный боец.

«Нынешняя модификация Ту-22М3 существенно отличается от своих предшественников, – говорит эксперт ВВС России Александр Дробышевский. – Это совершенно другая машина, по сути, новый самолет. И по двигателям, и по вооружению. На сегодняшний день этот бомбардировщик, наряду с действующими «коллегами» Ту-160 и Ту-95, обеспечивает подавляющее преимущество российской стратегической дальней авиации. На смену им придет ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации), но сейчас эти действующие дальние бомбардировщики вполне оправдывают свое предназначение. И по совокупной боевой возможности им нет равных в мире».

Что же представляет собой Ту-22М3? Скорость на высоте – 2 300 километров в час. Высота полета – 13 тысяч метров. Дальность полета – до шести тысяч километров, соответственно, зона боевого применения в два раза меньше, чтобы вернуться на аэродром вылета, но и это две с половиной или даже три тысячи километров.

Ту-22М3 – машина большая. Размах крыла самолета составляет порядка 35 метров, по ширине практически половина футбольного поля. Запас только топлива на борту – под 50 тонн. Плюс оборудование и вооружение. По сути, это летающий ракетоносец.

На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающий инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток.

Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части фюзеляжа размещена РЛС и телевизионный прицел, которые включают системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса отражателей и тепловых ловушек.

Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из управляемых ракет, предназначенных для поражения крупных морских и наземных целей на дальности до 500 километров. Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми ракетами малой дальности, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаться в фюзеляже, еще четыре ракеты подвешиваются под крылом и фюзеляжем. Бомбовое вооружение располагается в фюзеляже и на четырех узлах внешней подвески. Предусмотрено вооружение самолета высокоточными корректируемыми бомбами.

Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам управляемыми ракетами и авиационными бомбами как одиночно, так и в составе группы самолетов, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии современных средств ПВО и применении радиоэлектронных помех.

«Этот самолет был продуктом своего времени и не имел аналогов по своим возможностям, – говорит экс-главком Дальней авиации ВВС Петр Дейнеко. – В конце 80-х годов прошлого века он превосходил по своим возможностям все подобные самолеты этого класса. Бомбовая нагрузка для столь скоростного бомбардировщика была потрясающая – Ту-22М3 мог одним точечным ударом уничтожить крупный объект противника. Он мог сровнять горы с землей».

Первое боевое применение Ту-22М3 произошло в Афганистане, уже на этапе вывода советских войск из этой страны. Тогда бомбометание осуществляла стратегическая 326-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия, дислоцированная в городе Тарту в Эстонии. По замыслу, девятитонные бомбы должны были обрушиться на отряды «пандшерского льва» – Ахмад Шаха Масуда.

Подобный удар, способный в прямом смысле слова сложить горные ущелья (эквивалент бомб, сбрасываемых с Ту-22М3, равняется взрыву атомной бомбы), вызвал бы активные действия моджахедов против уходящих советских солдат. Тогдашний командарм 40-й армии, находившейся в Афганистане, генерал-лейтенант Борис Громов дал координаты для бомбометания в горных и незаселенных районах страны. Горы сложились, люди не пострадали. Ахмад Шах Масуд оценил поступок противника и не произвел ни одного выстрела при выводе советских войск.

Сейчас в России осталось порядка 130 самолетов Ту-22М3 из 497 построенных в советские времена. Около 100 законсервированы, остальные после модернизации успешно летают. А вот на Украине, которой после раздела имущества СССР, досталось 60 действующих Ту-22М и Ту-22М3, эти стратегические бомбардировщики банально пустили в утиль.

Много ли выгоды извлекли от металлолома дорогостоящих самолетов власти Киева неизвестно, но стратегической авиации Украина лишилась навсегда. В отличие от того же Казахстана, где эти бомбардировщики пусть в незначительном количестве, но по-прежнему составляют ударную часть дальней авиации.

Россия от своих «старичков» отказываться не собирается. Самолет надежный и проверенный, а при современной «начинке», так и вообще уникальный. По крайней мере, способный надежно заполнить свой сегмент на рынке вооружений дальней авиации. Сейчас мы возвращаем Ту-22М3 в Крым, где в 2016 году должен появиться полк «стратегов» на авиабазе «Гвардейский». Подобное усиление позволит российской боевой авиации контролировать акваторию Черного моря и близлежащие районы.

Понятно, что замена такому бойкому «старичку» все же планируется. Программа ПАК ДА ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для перевооружения ВВС России.

«Требования к новому самолету предельно просты, – говорит Александр Дробышевский. – Это незаметность, дальность и точность. Новые характеристики должны превзойти возможности и Ту-22М-3, и Ту-160, и Ту-95МС. В разработках принимают участие практически все авиационные конструкторские бюро, а что касается АНТК им А.Н.Туполева, то там сейчас ведутся работы по дальнейшей модернизации бомбардировщика Ту-22М3. Предусматривается оснащение самолета новыми системами высокоточного оружия, совершенствование, снижение радиолокационной заметности».

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Вадим Савицкий/Минобороны России

tvzvezda.ru

на август запланирован первый полёт обновлённого стратегического бомбардировщика Ту-22М3 — РТ на русском

Модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-22М3М впервые поднимется в воздух в августе 2018 года. На самолёте установят новое бортовое оборудование, ракетное вооружение и двигатели. Цель модернизации — довести показатели Ту-22М3 до уровня ракетоносца Ту-160М2 «Белый лебедь». Как отмечают в Минобороны РФ, обновление парка стратегической авиации России позволит создать временной и технологический задел для разработки самолёта следующего поколения. О боевых характеристиках Ту-22М3М — в материале RT.

Первый полёт модернизированной версии сверхзвукового самолёта Ту-22М3М должен состояться в августе 2018 года. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя Казанского авиационного завода (КАЗ), где ведутся работы по обновлению самолёта.

Также по теме

Сверхзвук и точность: какие ракеты могут поступить на вооружение ВКС России в ближайшие годы

В ближайшие десять лет на вооружение российской дальней авиации поступят новые крылатые ракеты. Речь идёт о боеприпасах Х-50, которые,…

Ту-22М3 наряду с Ту-95МС и Ту-160М составляет воздушный компонент ядерной триады. В действующем составе ВКС, согласно информации отечественных СМИ, находятся 12 Ту-22М3. Однако по подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS) в целом на вооружении России стоят 62 машины.

Главная конструктивная особенность Ту-22М3 — крыло изменяемой стреловидности. Такой тип конструкции летательного аппарата позволяет ему менять геометрию крыла на разных скоростях. На большой скорости (набор высоты, процесс полёта) эффективен больший угол стреловидности (до 65°), на малой — меньший (до 20°).

Основное предназначение самолёта — поражение хорошо укреплённых наземных и крупных морских целей. Ту-22М3 вооружён крылатыми противокорабельными ракетами Х-22 и свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами.

  • Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в Сирии
  • © Кадр: видео Минобороны РФ

В бою Ту-22М3 в основном используется как тяжёлый дальний бомбардировщик, способный уничтожать наземные объекты в горно-скалистой местности. Самолёт принимал участие в операциях в Афганистане и Сирии. Там целями Ту-22М3 были скопления бронетехники, инженерные сооружения и пункты управления.

Потенциал для развития

 

Ту-22 — разработка конца 1950-х годов. Однако детище КБ Туполева было рассчитано на последующую продолжительную модернизацию. Уже в середине 1970-х годов появились две обновлённые версии стратегического самолёта — Ту-22М и Ту-22М2. Нынешняя модель Ту-22М3 была представлена в 1978 году и дорабатана в начале 1980-х годов.

На данную версию конструкторы установили новые воздухозаборники, увеличили максимальный угол отклонения крыла до 65°, удлинили носовую часть фюзеляжа, заменили спаренную двухпушечную установку на однопушечную.

Внесённые изменения позволили значительно улучшить лётные и эксплуатационные характеристики машины. Прогресс оказался настолько впечатляющим, что специалисты выдвинули идею переименовать машину в Ту-32. Однако эта инициатива не получила развития.

  • Строительство дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 на Казанском авиастроительном заводе им. Горбунова
  • © Сергей Мамонтов / РИА Новости

По словам военных, модернизационный потенциал Ту-22М3М по-прежнему не исчерпан. В частности, такого мнения придерживается экс-главком ВКС, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

При этом подробности современного этапа модернизации стратегического самолёта неизвестны. В открытом доступе можно найти информацию о том, что КАЗ должен установить на машине более совершенные радиоэлектронное системы, навигационные комплексы и крылатые ракеты.

Также по теме

Небесный ядерный щит: на что способна стратегическая авиация России

23 декабря в России отмечают День дальней авиации, которая является одним из компонентов ядерной триады. В состав российских ВКС…

Предполагается, что Ту-22М3М получит радиолокационную станцию НВ-45 разработки OAО «ЦНПО «Ленинец» (Санкт-Петербург). Данная РЛС является модификацией поисково-прицельной системы «Новелла-П38», которой оснащаются  противолодочные самолёты Ил-38Н.

Система управления вооружением Ту-22М3М будет улучшена с помощью комплекса бортового оборудования СВП-24-22 разработки ЗАО «Гефест и Т» (Жуковский, Подмосковье). Новый комплекс позволит самолёту применять современное дальнобойное и высокоточное оружие.

Согласно утечкам в СМИ, Ту-22М3М обретёт турбореактивные трёхвальные двигатели НК-32-02 разработки ПАО «Кузнецов» (Самара). Именно этой силовой установкой будет оснащён Ту-160М2. Сейчас Ту-22М3 летает на менее мощном турбореактивном двигателе НК-25.

Ракетное пополнение

 

Ракетный арсенал Ту-22М3М пополнится крылатой ракетой класса «воздух — земля» Х-32, которая заменит устаревающую X-22. Боеприпас является новейшим детищем Х-50 МКБ «Радуга» (2016 год). Ракета внешне не отличается от Х-22, но обладает улучшенными тактико-техническими характеристиками. В первую очередь речь идёт о малозаметности.

  • Авиаудар бомбардировщиком Ту-22М3 ВКС РФ по объектам террористов в районе населённого пункта Абу-Камаль в Сирии
  • © Кадр: видео Минобороны РФ

В СМИ также есть сведения, что Ту-22М3М будет вооружён ещё одной ракетой «воздух— земля» МКБ «Радуга» — Х-50. По функционалу российская ракета будет близка к американской AGM-158 JASSM корпорации Lockheed Martin.

«Х-50 — один из замороженных в 1990-е годы проектов МКБ «Радуга». Эта крылатая ракета известна под шифром 9А5150 (или «изделие 715»). Х-50 явно не хватало в арсенале Ту-22М3. Этот боеприпас должен подтянуть боевые возможности самолёта к тому уровню, на котором находится модернизированный Ту-160», — сообщил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

На пути к масштабной модернизации

 

Модернизация Ту-22М3 является частью программы всеобщего обновления стратегической авиации России. Последние годы оборонная промышленность РФ ведёт работы по установке нового оборудования и вооружения на Ту-95МС и Ту-160М, а также по сборке новых образцов. В текущем году дальняя авиация РФ пополнится шестью модернизированными самолётами.

Кроме того, КАЗ должен произвести около 50 Ту-160М2. В настоящее время подписан контракт на поставку 10 машин. Демонстрационный полёт первой модели сверхзвукового ракетоносца Ту-160М2 состоялся в январе 2018 года.

  • Бомбардировщики Ту-22М3 ВКС РФ готовятся к взлёту перед выполнением операции по нанесению авиаударов по объектам террористов в провинции Дейр эз-Зор
  • © Кадр: видео Минобороны РФ

21 марта 2018 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил журналистам, что текущие работы, связанные с модернизацией советских машин, в итоге помогут создать Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). По его словам, авиационная промышленность получит необходимую временную и технологическую платформу. 

«ПАК ДА — это дело даже не ближайшей перспективы… Проект создания новых дальних бомбардировщиков реализуется активно, по плану. Но всё же начало принятия их на вооружение намечено на 2025—2028 годы, а перед этим они должны ещё пройти испытания», — заявил в ноябре 2017 года Виктор Бондарев.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что прямая связь между затянувшимися работами по ПАК ДА и текущей модернизацией парка дальней авиации, включая Ту-22М3, всё же не просматривается. 

«Первостепенная цель модернизации Ту-22М3 заключается в сохранении в дальней авиации современного самолёта, который будет способен бороться с корабельными ударными группами на морях и океанах. Первые 30 Ту-22М3М могут появиться в войсках к 2021-2022 году», — отметил Мураховский.

russian.rt.com

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


10.01.2018

«Туполев» в 2018 году приступит к глубокой модернизации дальних бомбардировщиков Ту-22М3, сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в авиационной отрасли.
«Проект глубокой модернизации бомбардировщиков до модификации Ту-22М3М реализуется согласно графику. В 2018 году приступаем к летным испытаниям», — сказал собеседник агентства.
«Затем, в этом же году, начнется модернизация находящихся на вооружении самолетов», — подчеркнул он.
Ранее генеральный директор ПАО «Туполев» (входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию») Александр Конюхов сообщил «Интерфаксу», что первый модернизированный дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М будет представлен в 2018 году.
«По Ту-22М3М работы идут в графике. Покажем машину в следующем году», — заявил А.Конюхов.
По официальным данным, у России есть более 100 ракетоносцев Ту-22М3. До 2020 года около 30 самолетов будут модернизированы до модификации Ту-22М3М, сообщили ранее в Минобороны РФ.
Интерфакс-АВН

06.10.2018

Экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3 выполнили практические пуски управляемых авиационных ракет по наземным целям, обозначающим объекты инфраструктуры условного противника, сообщили журналистам в четверг в пресс-службе Минобороны России.
«Взлет самолетов дальней авиации осуществлялся с аэродрома в Мурманской области. Во время полета экипажи преодолели более 4000 километров. Все цели на полигоне были успешно поражены», — говорится в сообщении.
Экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3 произвели посадку на Арктический аэродром Воркута в ходе летно-тактических учений. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны.
«Экипажи дальней авиации продолжают осваивать арктические аэродромы. В рамках летно-тактического учения с соединением дальней авиации летчики дальних бомбардировщиков Ту-22М3 выполнили посадку на аэродром Воркута. Летный состав отработал беспосадочный перелет с аэродрома базирования на оперативный аэродром в Республике Коми», — рассказали в военном ведомстве.
Самолеты Ту-22М3 выполняют посадки на дальние арктические аэродромы Воркута и Анадырь начиная с 2017 года. Нынешний полет проходил в ходе учений с соединением дальней авиации, которые начались 2 октября.
Как отмечается, учения с соединением дальней авиации начались 2 октября в рамках проведения контрольных проверок в вооруженных силах России за 2018 год. В нем задействовано более 30 экипажей Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78.
ВТС «Бастион»

ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ


ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3

Начало работ по программе создания самолёта Ту-22М относится к 1965 г., когда в ОКБ, возглавляемом А.Н. Туполевым начались инициативные работы по коренной модернизации серийного самолёта-ракетоносца Ту-22К. На первом этапе работ предполагалась глубокая модернизация базовой конструкции Ту-22К с внедрением крыла изменяемой в полёте стреловидности и более мощных двигателей, использованием большого объема наработок по неосуществленному проекту Ту-106 и сохранением основных компоновочных решений Ту-22К. После двух лет работ по теме и полной переработки исходного проекта самолёт получил официальное признание заказчика.
30 августа 1969 г. состоялся полёт первой серийной машины установочной серии Ту-22М0. В течение нескольких лет ОКБ совместно с серийным Казанским авиационным заводом (в настоящее время КАПО им. С.П. Горбунова), предприятиями и организациями МАП и ВВС вело настойчивую работу по совершенствованию самолёта и комплекса, были созданы модификации Ту-22М1 и Ту-22М2. Последняя после серии доводок и испытаний была запущена в крупную серию и в 1976 г. принята на вооружение дальней авиации и авиации ВМФ.
В 1977 г. начинались лётные испытания наиболее совершенной серийной модификации Ту-22М – самолета Ту-22М3, лётнотактические характеристики которого, значительно улучшились по сравнению с предыдущими модификациями. С начала 1980-х гг. Ту-22М3 начал поступать в эксплуатацию в части Дальней авиации и авиации ВМФ. После проведения большой работы по доведению комплекса и внедрения новой системы ракетного вооружения, Ту-22М3 в варианте ракетоносца-бомбардировщика с ракетами типа Х-22 в 1983 г. был официально принят на вооружение ВВС и авиации ВМФ страны.
В 1989 г. на вооружение принимается Ту-22М3 в варианте вооружения с аэробаллистическими ракетами. Помимо бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М0, Ту-22М1, Ту-22М2 и Ту-22М3, ОКБ подготовило несколько целевых проектов модификаций базовой конструкции: в опытном экземпляре был построен самолет – постановщик помех Ту-22МП, прорабатывался проект дальнего истребителя — «рейдера» Ту-22ДП, в 1980-е гг. велись работы над разведывательной модификацией самолета Ту-22М3 – самолетом-разведчиком Ту-22МР.

В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. Предполагалось произвести замену двигателей, внести ряд существенных улучшений в конструкцию и аэродинамику самолёта и провести модернизацию большей части бортового оборудования и систем, в частности, предполагалась установка новой РЛС прицельного комплекса. 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 534—187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолёта и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками.
В новой модификации самолёта, получившей название Ту-22М3 («45-03»), были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25. Была изменена конструкция воздухозаборников, которые теперь располагались под углом к фюзеляжу (по аналогии с МиГ-25), что несколько разгрузило крыло, так как воздухозаборники стали частью несущей конструкции. Уменьшение динамического сопротивления на малых скоростях улучшило лётные характеристики самолёта.
Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам управляемыми ракетами и авиационными бомбами, как одиночно, так и в составе группы самолетов, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии современных средств ПВО и применения радиоэлектронных помех.
В результате многолетней работы по развитию данного типа самолета ОКБ совместно с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК удалось создать высокоэффективный самолет в классе дальних бомбардировщиков среднего класса, в разработке которых на сегодня Россия является монополистом и признанным лидером.
Летно-тактические характеристики самолета, конструкция, радио-электронное оборудование и ракетно-бомбовое вооружение обеспечивают его успешное применение в широком диапазоне скоростей и высот полета, в различных климатических условиях, днем и ночью.
По своей компоновке и конструкции самолет Ту-22М3 представляет собой свободно-несущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом с изменяемой в полете стреловидностью, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным, убирающимся в полете шасси. Экипаж самолета состоит из четырех человек, размещенных попарно: в передней кабине – два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), в задней – штурман-навигатор и штурман-оператор систем вооружения.
Самолет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) типа НК-25 с взлетной максимальной форсажной тягой 25000 кгс.
Бортовое радиоэлектронное и пилотажно-навигационное оборудование самолета (навигационный комплекс НК-45, обзорно-прицельная радиолокационная станция ПНА, оптико-телевизонный бомбардировочный прицел ОПБ-015Т, автоматическая бортовая система управления АБСУ-145М и система управления ракетным оружием) обеспечивают автоматизированное решение навигационных, прицельных и пилотажных задач при полете по заранее запрограммированной или оперативно введенной программе, а также бомбометание и пуск ракет.
Самолет Ту-22М3 может нести управляемые ракеты «воздух–поверхность» типа Х-22 с различными вариантами систем наведения и боевых частей, на балочных держателях внутри грузоотсека и в двух точках внешней подвески под крылом (1, или 2, или 3), а также до десяти аэробаллистических ракет на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на двух крыльевых катапультных установках. На балочных и кассетных бомбовых держателях, размещенных внутри грузоотсека и на внешних узлах подвески могут размещаться бомбы калибров 100, 250, 500,1500 и 3000 кг и авиационные мины в габаритах бомб калибра 500 кг. Максимальное значение бомбовой нагрузки – 24 т.
Для защиты задней полусферы самолета от атак истребителей Ту-22М3 оснащен пушечным оборонительным вооружением, установленным в кормовой части фюзеляжа и состоящим из пушки ГШ-23, радиолокационного стрелкового прицела 4ДК, телевизионного прицела ТП-1КМ и вычислительного блока ВБ-157А-5.
В состав бортового оборудования входят современные радиоэлектронные комплексы, позволяющие решать широкий круг задач, возлагаемых на этот ударный авиационный комплекс. Самолет может быть вооружен ракетами типа Х-22, бомбами и другими средствами поражения наземных и надводных целей. Для защиты задней полусферы самолет Ту-22М3 оснащен пушечным оборонительным вооружением, установленным в кормовой пушечной установке. В настоящее время ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 находятся в эксплуатации в частях дальней авиации ВВС и в морских ракетоносных полках авиации ВМФ, составляя значительную часть их ударной мощи.
Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. C 1984 года сворачивается производство Ту-22М2 и в серийном производстве остаётся только модификация Ту-22М3. Несколько поздних Ту-22М2 были построены с крылом Ту-22М3, также часть Ту-22М3 построена с оборудованием и элементами планера Ту-22М2 (переходные машины). С 1981 по 1984 годы самолёт проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями, в частности, отрабатывалось применение ракет Х-15. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.
Последний самолёт Ту-22М3 построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика самолёт установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода). Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.
ОАО «Туполев» продолжает работать над модернизацией комплекса Ту-22М3 с целью повышения и расширения его возможностей.
Дальняя авиация Военно-воздушных сил России ждет разрабатываемую с начала 90-х годов Конструкторским бюро имени Туполева модернизированную модель сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, которая способна применять новейшие ракеты Х-32.
В 1992 году на базе серийного самолёта создана летающая лаборатория Ту-22МЛЛ, для натурных лётных исследований.
В распоряжении ВВС России находилось до 70 самолётов Ту-22М3, 83 самолёта имелись у авиации Российского Военно-Морского Флота. Все условно исправные (подготовленные к разовой перегонке) самолёты ВМФ в 2011 году переданы в ВВС.
Существовали и другие проекты развития Ту-22М на основе применения модернизированных двигателей, новых систем оборудования и вооружения — Ту-22М4 (построен один самолёт в 1990 году) и Ту-22М5. Для ВМФ разрабатывался проект «45М», с оригинальной компоновкой и двумя КР Х-45. Проект дальнего ударного перехватчика — Ту-22ДП. Для экспорта за рубеж разработан Ту-22МЭ. В рамках конверсии рассматривался проект административного СПС Ту-344.
На базе Ту-22М3 прорабатывается проект авиационно-космической системы для вывода на орбиту малых спутников весом до 300 кг — это могут быть научно-исследовательские спутники или, к примеру, спутники систем мобильной связи[10]. При этом существенно снижается стоимость запуска (ориентировочно на 20-30 %). Рассматривается создание самолёта-носителя на базе Ту-22М3 в рамках ВКС, в частности, летающей лаборатории с ГПВРД «Радуга-Д2».
На один лётный час Ту-22М3 требуется 51 человеко-час инженерно-технического обеспечения.

Начавшимся в 1990 году работам по модернизации, названным «Адаптация», помешал распад СССР. До производства довели только модификацию Ту-22М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32. Она создана на базе Х-22 и опробована в конце 80-х годов в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). Сам проект «Адаптация» затянулся на 20 с лишним лет.
Самолет Ту-22М3М от версии Ту-22М3 отличает система нового сверхточного вооружения, находящаяся на борту. У самолета улучшенное навигационное оборудование, улучшены точностные характеристики, он очень точно может отбомбиться и выходить на цели. Системы боевого применения завязаны на GPS и ГЛОНАСС. На борту нового самолета появилось несколько ЖК-дисплеев и цифровая карта. Все это оборудование значительно облегчает работу штурмана во время полета. Порядка 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 дальней авиации будут модернизированы до 2020 года.
Модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3 получат новое бортовое радиоэлектронное оборудование СВП-24-22 разработки компании «Гефест ИТ». Предприятие получило контракт Министерства обороны России, по которому до конца 2012 года оно должно установить СВП-24-22 на четыре бомбардировщика Ту-22М3. К 2012 году новый комплекс был установлен только на одном Ту-22М3 для испытаний. Пока он существует в единственном экземпляре и используется для обучения пилотов в Центре боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации в Рязани.
Установка системы велась в рамках программы по модернизации бортового оборудования бомбардировщиков; она реализуется отдельно от другой программы глубокой модернизации, через которую должны пройти 30 самолетов. СВП-24-22 позволит сократить время наземной подготовки и контроля самолета до пяти раз. Новый комплекс позволит бомбардировщикам повысить точность авиационных систем поражения, а также навигацию. Кроме того, СВП-24-22 обеспечивает точный заход боевого самолета на посадку без наземных курсоглиссадных систем и в сложных метеоусловиях. Система БРЭО СВП-24 является универсальной и может быть установлена на многие типы самолетов и вертолетов ВВС России, включая бомбардировщики Су-24М, Ту-22М3 и вертолеты Ка-52.
В феврале 2012 года стало известно, что Министерство обороны России заказало модернизацию 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. К тому времи на вооружении ВС России, по разным данным, стоят от 93 до 150 дальних бомбардировщиков Ту-22М разных версий.

В разработке находится ракета Х-32, которая, предположительно, будет способна поражать цели на расстояниях до 1000 км с огромной точностью. К 2020 году 30 Ту-22М3 должны быть модернизированы до версии Ту-22М3М и будут вооружены именно этими ракетами.
Как планировало МО РФ в 2014 году ВВС должны были получить полный объем — все 10 самолетов, и уже с 2015–2016 годов выходить на график — 12 самолетов в год. В 2017 году Казанский авиазавод обещает сдать первый глубоко модернизированный бомбардировщик Ту-22М3.
Глубокая модернизация девяти бомбардировщиков Ту-22М3 будет завершена в 2015 году и они будут переданы ВВС.
Российские военные активно применяли Ту-22М3 для ударов по ИГИЛ (запрещенная в РФ группировка) в Сирии — самолеты взлетали с территории РФ, совершали перелет над территорией Ирана и Ирака и наносили групповой удар по террористам.
В январе 2017 года 6 бомбардировщиков Ту-22М3 Дальней авиации нанесли с территории России авиационные удары по объектам ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор Сирии.
В ПАО «Туполев» проект радикальной модернизации Ту-22М обозначается как «Изделие 345″ (также используется индекс «45-30″), в связи с чем самолет, возможно, получит официальный индекс Ту-345 (шифр «145» имел при разработке оригинальный самолет Ту-22М, шифр «245» использовался в 1990-е годы для создания оставшегося на бумаге предыдущего модифицированного варианта с индексом Ту-22М5). При создании нового варианта будут активно использованы наработки по проекту Ту-22М3М модернизации строевых самолетов Ту-22М3 ВКС России (по новой ГПВ предусматривается финансирование модернизации в Ту-22М3М 36 строевых машин).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого самолёта, кг 78000
Масса нормальная взлётная, кг 112000
Масса максимальная взлётная, кг 126000
Размах прямого крыла, м 34,28
Размах стреловидного крыла, м 23,3
Длина, м 41,46
Высота, м 11,05
Площадь прямого крыла, кв.м 183,57
Площадь стреловидного крыла, кв.м 175,8
Тяга нефорсажная, кгс 29000
Максимальный запас топлива 50000
Масса топлива нормальная, кг 53550
Макс. скорость у земли, км/ч 1050
Макс. скорость на высоте, км/ч 2300
Крейсерская скорость , км/ч 930
Практическая дальность, км 7000
Практический потолок, м 13300
Боевая нагрузка, кг 21000
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ:

до 3 сверхзвуковых управляемых ракет (УР) класса «воздух-поверхность» (1 под фюзеляжем и 2 под крылом) Х-22М (Х-22Н)
до 10 гиперзвуковых аэробаллистических УР Х-15
обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и на четырех узлах внешней подвески (69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500)
пушка ГШ-23

Источники: ИТАР-ТАСС, lenta.ru, РИА Новости, Военно-промышленный курьер, bmpd.livejournal.com, ru.wikipedia.org, otvaga2004.ru, vpk-news.ru и др.

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2017
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2017
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2015-2016
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2012-2014

ОСНАЩЕНИЕ ДАЛЬНИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ТУ-22М3 НОВЫМИ КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТИПА ТУ-22М3 (ИЗДЕЛИЕ 345)
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3М
РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22М3 НА АРМИЯ-2015
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК-РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3 НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3 НА МАКС
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-32
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22М (ТУ-22М2)
ОАО «ТУПОЛЕВ»

bastion-karpenko.ru

Стратегические Бомбардировщики России Ту 22. Военные технологии. informatik-m.ru

стратегические бомбардировщики россии ту 22

ВВС получат шесть модернизированных бомбардировщиков Ту-22М3

ВВС России до конца года получат шесть модернизированных бомбардировщиков Ту-22М3. Об этом, как сообщает РИА Новости. заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов.

«У Ту-22 ресурс достаточно серьезный и мероприятия по модернизации плюсом дают 10-15 лет», — отметил Борисов, отвечая на вопрос о том, как долго еще планируется держать на вооружении эти машины.

Таким образом, ВВС могут рассчитывать на использование данных бомбардировщиков после модернизации до конца 2020-х годов.

Самолеты Ту-22М3 Дальней авиации в течение последних нескольких лет активно модернизируются. На машинах заменяют бортовое радиоэлектронное оборудование, в частности, они получают новый прицельный комплекс. Модернизированные самолеты после выработки ресурса постепенно планируется заменить новыми бомбардировщиками, разрабатывающимися по программе «Перспективного авиационного комплекса дальней авиации» (ПАК ДА).

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 с изменяемой геометрией крыла представляет собой модернизацию машины Ту-22М. Самолет запущен в производство в 1978 году и поставлялся на вооружение Дальней авиации ВВС и морской ракетоносной авиации ВМФ.

Самолеты могли нести тяжелые противокорабельные ракеты Х-22, аэробаллистические ракеты Х-15, а также свободнопадающие бомбы и морские мины (общей массой нормальной боевой нагрузки 12 тонн, максимальной — до 24 тонн). ВВС России имеют около 40 действующих машин типа Ту-22М3, еще свыше 100 официально находится в резерве.

Стратегическая авиация

Стратегические бомбардировщики, находящиеся на вооружении Вооруженных сил России, входят в состав Командования Дальней Авиации ВВС России. Командующий—генерал-лейтенант Анатолий Дмитриевич Жихарев —назначен на эту должность 19 сентября 2009 г.

Подразделения дальней авиации

В состав КДА входят две авиационных базы, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме этого, в составе армии находятся бомбардировщики Ту-22М3 (Backfire C).

6950-я Гвардейская авиационная база (1 разряда) (бывшая 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия) в городе Энгельсе (Саратовская область), включает в свой состав два полка тяжелых бомбардировщиков: 121-й гвардейский с бомбардировщиками Ту-160 и 184-й полк с бомбардировщиками Ту-95МС.

Кроме этого, в состав базы возможно входит 203-й полк самолетов-заправщиков Ил-78, базирующийся в Рязани. В Рязани также расположен учебный центр, в котором могут базироваться стратегические бомбардировщики.

6952-я авиационная база (бывшая 326-я тяжелая бомбардировочная дивизия) в Украинке (Амурская область). В состав дивизии входят 79-й и 182-й гвардейский полки бомбардировщиков Ту-95МС.

Стратегические бомбардировщики

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (Bear H ) был создан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1991 гг. на авиационном заводе в г. Куйбышеве (в настоящее время—Авиационный завод Авиакор, г. Самара). Бомбардировщик оснащен турбовинтовыми двигателями. Ударное вооружение бомбардировщика состоит из шести крылатых ракет большой дальности Х-55, размещенных в бомбовом отсеке. Вариант бомбардировщика, обозначаемый как Ту-95МС16, может дополнительно нести до 10 крылатых ракет, размещаемых на пилонах под крыльями, но дальность бомбардировщика при этом значительно уменьшается.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 (Blackjack )был разработан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1992 гг. и вновь с 1999 г. на авиационном заводе в г. Казани (в настоящее время—Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова). Ударное вооружение бомбардировщика состоит из 12 крылатых ракет большой дальности Х-55, размещаемых в бомбовом отсеке. После осуществляемой в настоящее время программы модернизации бомбардировщики будут способны нести бомбы свободного падения и неядерные крылатые ракеты.

Крылатые ракеты

Крылатые ракеты Х-55 (AS-15. РКВ-500А), состоящие на вооружении дальней авиации, разработаны в МКБ Радуга (г. Дубна, Московская область). Производство ракет с 1983 г. осуществлял Дубнинский машиностроительный завод. Был разработан также вариант ракеты Х-55СМ. обладающий большей дальностью за счет дополнительных топливных баков. Этот вариант обозначается РКВ-500Б. Существует вариант ракеты известный как Х-555. который возможно представляет собой неядерный вариант Х-55.

В России также разработана новая крылатая ракета, которая по всей видимости призвана заменить Х-55 и ее варианты. Новая ракета известна как Х-101 (возможно, что вариант ракеты в ядерном оснащении обозначается как Х-102 ).

Ту-95МС «Медведь» — стратегический бомбардировщик-ракетоносец

К началу 1950-х гг. СССР имел в своем арсенале сотни дальних бомбардировщиков Ту-4 с поршневыми двигателями. Первоначально предполагалась замена их на бомбардировщик Ту-85 также с поршневыми двигателями, но их время уже ушло. Появилась проблема, какой двигатель ставить на будущий бомбардировщик — ТРД или ТВД? Первый обеспечивал большую скорость, второй — большую дальность. Расчеты показали, что наиболее приемлемым для получения наибольшей дальности является вариант с четырьмя ТВД, хотя руководители Авиапрома и командование ВВС настаивали на использовании ТРД.

Ту-95МС «Медведь» — видео

Ранее, 24 марта 1951 г. официальное задание на разработку дальнего бомбардировщика М-4 получило вновь образованное ОКБ-23 В.М. Мясищева. Коллектив А.Н. Туполева знал о работах по М-4 и готов был включиться в конкурентную борьбу. Беседа А.Н. Туполева со И.В. Сталиным привела к форсированию в ОКБ работ по новому бомбардировщику, получившему шифр «95». Наиболее мощный турбовинтовой двигатель ТВ-2 в то время существовал в ОКБ-276 Н.Д. Кузнецова в Куйбышеве. Одновременно в ОКБ-276 приступили к разработке двигателя ТВ-12 мощностью уже в 12000 э.л.с. который мог быть готовым только через 1,5—2 года. Такой срок не удовлетворял А.Н. Туполева, и он лично летит в Куйбышев к Н.Д. Кузнецову. Разобравшийся на месте А.Н. Туполев решает закладывать проект в двух вариантах: первый — под спарки ТВ-2Ф, второй — под перспективный ТВ-12.

Спарка двух ТВ-2Ф мощностью 12000 э.л.с. как раз удовлетворяла А.Н. Туполева. Самым сложным агрегатом этого двигателя был редуктор, не имеющий аналогов ни в СССР, ни в мире. Были использованы двухсоосные винты. Официальное начало работ по дальнему бомбардировщику Ту-95 было определено с постановлением правительства от 11 июля 1951 г. Уже через четыре дня приступили к эскизному проектированию самолета. 31 октября 1951 г. проект получил положительное заключение технического комитета ВВС. В ноябре 1951 г. куйбышевский завод получил задание приступить к серийному производству самолета «95», который еще не сделал и первого полета. Первый полет самолета «95-1» состоялся 12 ноября 1952 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем А.Д. Перелетом. 11 мая 1953 г. самолет потерпел катастрофу, в связи с загоранием третьего двигателя на высоте 7300 м. Четверо человек погибли, среди них и А.Д. Перелет, семерым удалось спастись. Планер самолета «95-2» был готов еще в ноябре 1952 г. и только в декабре 1954 г. установили новые двигатели.

Первый полет «95-2» совершил 16 февраля 1955 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем М.А. Нюхтиковым. Заводские испытания продолжались почти год. Во время этих испытаний самолет «95-2» выполнил полет на дальность — 15 040 км. После установки на самолет двигателей НК-12М он получил обозначение Ту-95М, дальность полета достигла — 16 750 км. В сентябре 1957 г. самолет принимается на вооружение. Он и сейчас еще находится на вооружении, за это время самолет неоднократно модернизировался. Первые бомбардировщики стали поступать в войска с 1956 г. Со второй половины 1950-х гг. самолеты постоянно находились на боевом дежурстве с ядерными бомбами, готовые в любой момент взять курс на США. Ту-95 с ядерным оружием на борту в воздух не поднимались.

Тактико-технические характеристики Ту-95МС Медведь

Стратегическая авиация России

• Только две страны в мире: США и Россия, имеют в составе Вооружённых Сил такой элитный род Военно-Воздушных Сил, как Стратегическая или Дальняя авиация. Вместе с подводными ракетоносцами и межконтинентальными баллистическими ракетами, самолеты Дальней авиации входят в состав ядерной триады и отвечают за безопасность государства в воздухе.

Стратегический бомбардировщик — военный самолёт, предназначенный для бомбардировки стратегически значимых объектов в тылу противника, с целью подрыва его военной и промышленной мощи. В отличие от фронтовых бомбардировщиков, предназначенных для поражения техники и личного состава непосредственно на поле боя, стратегические бомбардировщики призваны уничтожать заводы, электростанции, дороги, мосты, плотины, важные объекты сельского хозяйства, военные объекты и целые города. В настоящий момент лишь Россия и США обладают такими типами самолётов.

• Следует отметить, что бомбардировщик принято называть стратегическим. только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия и способен применять ядерное оружие. Например, самолёты типа Ту-22М, Ту-16 и B-47 способны применять ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому рассматриваются как дальние бомбардировщики.

• Однако из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть свои дальние, тактические и оперативные бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A — ВВС Китая, Vickers 667 Valiant — ВВС Великобритании, Mirage 2000N — ВВС Франции, FB-111 — ВВС США).

• Стратегическая авиация, в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны. Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам часто относят B-29 ВВС США времён Второй мировой войны.

• Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты действительно межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно. В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии — в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика В-36. Однако B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую (для тех лет) высоту полёта. Тем не менее, в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.

• Далее развитие этого вида вооружений пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащенные, как правило, ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае вооружённого конфликта. Главным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолета доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Основными такими самолетами в период холодной войны стали американский B-52 и советский Ту-95.

• С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах (B-1, Ту-160), а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность (B-2). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность успешного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

• Тем не менее, высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк, и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52 (после 2030 года, когда предварительно, самолеты данного типа должны будут сняты с боевого дежурства). В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированные Ту-160 после .

• Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались в локальных войнах. В частности, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне, B-52 — во Вьетнаме и Ираке, B-2 — в Югославии и в Ираке.

• Стратегические бомбардировщики, находящиеся на вооружении Вооруженных сил России, входят в состав 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения). По состоянию на июль 2009 года в составе 37-й воздушной армии находилось 76 стратегических бомбардировщиков двух типов, способных нести до 856 крылатых ракет большой дальности:

Ту-95МС #8212 63 шт.

Ту-160 #8212 13 шт.

• В состав 37-й воздушной армии входят две тяжелых бомбардировочных дивизии, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме этого, в составе армии находятся четыре тяжелых бомбардировочных дивизии с бомбардировщиками Ту-22М3 (Backfire).

• 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в городе Энгельсе (Саратовская область), в составе дивизии находится 13 бомбардировщиков Ту-160 и 23 бомбардировщиков Ту-95МС. Кроме этого, в состав дивизии входит 203-й полк самолетов-заправщиков Ил-78, базирующийся в Рязани.

• 326-я тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в Украинке (Хабаровский край),  всего на базе в Украинке находится 40 бомбардировщиков Ту-95МС.

Стратегические бомбардировщики

• Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (по классификации НАТО #8212 Bear «Медведь») был создан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1991 гг. на авиационном заводе в г. Куйбышеве (в настоящее время авиационный завод Авиакор, г. Самара). Бомбардировщик оснащен турбовинтовыми двигателями, является самым быстрым винтовом самолётом. 30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолетов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

Максимальная взлетная масса #8212 187 т

Максимальная скорость #8212 925 км/ч

Боевой радиус #8212 6 500 км

Дальность полёта #8212 15 000 км

Практический потолок #8212 12 000 м

Размах крыльев #8212 50,1 м

Высота #8212 13,2 м

Боевая нагрузка #8212 12 000 кг

Экипаж – 7 человек

Ударное вооружение бомбардировщика состоит из шести крылатых ракет большой дальности Х-55, размещенных в бомбовом отсеке. Вариант бомбардировщика, обозначаемый как Ту-95МС16, может дополнительно нести до 10 крылатых ракет, размещаемых на пилонах под крыльями, но дальность бомбардировщика при этом значительно уменьшается.

• Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла Ту-160 (по классификации НАТО #8212 Blackjack) был разработан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1992 гг. и вновь с 1999 года на авиационном заводе в г. Казани. Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

Максимальная взлетная масса #8212 275 т

Практический потолок #8212 15000 м

Длина разбега/пробега #8212 900—2000 м

Длина #8212 54,1 м

Высота #8212 13,1 м

Размах крыла #8212 55,7/50,7/35,6 м

Боевая нагрузка #8212 40 000 кг

Экипаж #8212 4 человека

Вооружение

• В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения, как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

• Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.

• Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).

• Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе одни из самых мощных отечественных боеприпасов этого класса — бомб серии КАБ-1500 массой 1500 кг

• Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

• Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 (несекретное название — РКВ-500, по классификации НАТО — AS-15 «Kent»), разработана в МКБ Радуга (г. Дубна, Московская область). Производство ракет с 1983 года осуществлял Дубнинский машиностроительный завод.

• Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее  известными координатами.  Имеет ядерную боеголовку  мощностью 200кт. Система наведения инерциальная с коррекцией на конечном участке полета.

Длина                #8212        8,09 м

Диаметр корпуса      #8212        0,77 м

Размах крыльев       #8212        3,10 м

Стартовая масса      #8212        1700 кг

Скорость полёта      #8212        0,5-0,8 М (600-970 км/ч)

Дальность полёта     #8212        3000 км

Круговое вероятное отклонение #8212 150 м.

Двигатель – турбореактивный, Р-95-300.

• Был разработан также вариант ракеты Х-55СМ, обладающий большей дальностью за счет дополнительных топливных баков. Этот вариант обозначается РКВ-500Б. В 1999 году были проведены испытания модернизированного варианта ракеты, ставшего известным как Х-555. Сообщалось, что Х-555 представляет собой неядерный вариант Х-55.

• В настоящее время в России ведётся работа над новой крылатой ракетой, которая по всей видимости призвана будет заменить Х-55 и её варианты. Новая ракета в обычном оснащении стала известна как Х-101, вариант ракеты в ядерном оснащении известен как Х-102.

• Гиперзвуковая аэробаллистическая ракета Х-15 (другое название РКВ-15, по классификации НАТО — AS-16 «Kickback»). Совершает полёт по баллистической траектории до высоты около 40 000 метров, а затем снижается к цели, развивая при этом скорость до 5 Мах (порядка 6000 км/час). Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Система наведения #8212 инерциальная без коррекции

Двигатель #8212 твёрдотопливный, двухкамерный, РДТТ-160

Длина #8212 4,78 м

Диаметр корпуса #8212 0,455 м

Размах крыльев #8212 0,92 м

Стартовая масса #8212 1200 кг

Максимальная скорость полёта #8212 6000 км/час (5 М)

• Ракета Х-15 имеет бескрылую схему с консольным цельноповоротным оперением. За счет высокой скорости полета корпус ракеты испытывает значительные аэродинамические нагрузки и нагрев, для обеспечения требуемого запаса прочности он выполнен из титана, имеет наружную теплозащиту и внутреннюю теплоизоляцию. Поверхность планера ракеты покрыта специальным металлизированным покрытием для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении. Пуск ракет Х-15 производится с помощью многопозиционной роторной (револьверного типа) установки МКУ6-1.

Источники: http://lenta.ru/news//07/17/backfire/, http://russianforces.org/rus/aviation/, http://kollektsiya.ru/samoleti/209-tu-95ms-medved-strategicheskij-bombardirovshchik-raketonosets.html, http://army-news.ru/2010/09/strategicheskaya-aviaciya/

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

Источник: в 2018 году начнётся модернизация бомбардировщиков Ту-22М3 в версию Ту-22М3М

В ОКБ Туполева завершена разработка конструкторской документации для модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М3 — Ту-22М3М, первая глубокая модернизация находящихся в строю самолётов начнётся в 2018 году, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ту-22М3М получит современное высокоточное оружие, его радиоэлектронное оборудование и двигатели будут такими же, как у новейшего Ту-160М2.

«По Ту-22М3М выпуск документации закончен, на Казанском авиационном заводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях Воздушно-космических сил РФ. Первая глубокая модернизация этих самолётов со времени их создания начнётся со следующего года», — сказал собеседник агентства.

Он отметил что «комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М будет абсолютно новым и унифицированным с Ту-160М2. «Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс», — уточнил источник, подчеркнув, что силовая установка Ту-22М3М будет идентичной Ту-160М2 — это двигатели НК-32-02 самарского ПАО «Кузнецов».

Источник отметил, что после модернизации Ту-22М3М получит возможность применять «современное дальнобойное высокоточное оружие», а сроки модернизации и количество обновленных самолётов зависят от «возможностей завода и от того, как пойдёт работа по первым машинам».

ТАСС сообщает, что не располагает официальным подтверждением данной информации.

17 ноября глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заявил, что дальние бомбардировщики Ту-22М3 обладают огромным потенциалом для модернизации и обеспечивают превосходство российской стратегической авиации.

«Модернизационный потенциал у Ту-22М3 огромный. Этот бомбардировщик, наряду с Ту-160 и Ту-95, обеспечивает превосходство российской стратегической дальней авиации», — цитирует сенатора его пресс-служба.

Бондарев подчеркнул, что Ту-22М3 обладают передовыми характеристиками, могут лететь на сверхзвуковой скорости – 2300 километров в час, достигают высоты 13 километров, преодолевают расстояние в 6 тысяч километров.

«Мультифункциональны. Манёвренны. Могут наносить высокоточные удары как по неподвижным, так и по двигающимся целям. Бьют и управляемыми ракетами, и авиабомбами. Имеют большой радиус действия. Любые погодные условия для них не помеха. Современная прицельно-навигационная система позволяет бомбардировщикам применяться даже в тёмное время суток», — отметил генерал, в 2015-2017 годах возглавлявший ВКС РФ.

До уровня Ту-22М3М будут модернизированы 30 самолётов, на которых разместят новый комплекс бортового оборудования СВП-24-22, радиолокационную станцию НВ-45, улучшат эргономику кабины, установят новые бортовые системы, продлят ресурс планера до 35 лет. Самолёт сможет нести высокоточное неядерное оружие, в том числе крылатую ракету Х-32 с дальностью до 600 км.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 — глубокая модификация самолёта Ту-22. Разработан ОКБ Туполева в середине 1970-х годов, совершил первый полёт 20 июня 1977 года, принят на вооружение в 1989 году. Максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тысячи метров, боевая нагрузка — до 24 тонн (ракеты Х-22 и Х-15, бомбы, морские мины).

Всего выпущено 268 таких самолётов. В настоящее время, по данным журнала The Military Balance, в Воздушно-космических силах России имеется 62 Ту-22М3. Они активно применяются в сирийской кампании, нанося удары по различным объектам террористов

Загрузка…

aviation21.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.