Легкий артиллерийский трактор СТЗ-5 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Серийный выпуск артиллерийского трактора-тягача СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Исходя из места изготовления СТЗ-5 приобрел ещё и собственное именование «Сталинец». Тягач разработан конструкторским бюро, сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский.
Общее описание трактора-тягача СТЗ-5
Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия. За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом.

СТЗ-5 «Сталинец» буксирует орудие
На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин).
В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных и по два поддерживающих катка.
Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Он легко преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч.
Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.
Эксплуатация трактора-тягача СТЗ-5
Трактор СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии. До начала Великой Отечественной войны было выпущено 3438 тракторов этого типа, производство их продолжалось и после начала войны вплоть до прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года. Всего было выпущено 9944 трактора СТЗ-5, но даже и это число, к сожалению, не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии.

СТЗ-5 «Сталинец» с установленной на место кузова пусковой установкой от БМ-13
Источник: Легкий артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
armedman.ru
СТЗ-5 Настоящий Сталинец! | Вездеход, снегоход, болотоход!
Июн 5 • Вездеходы, Военные, Гусеничные • 5004 Просмотров • Комментариев к записи СТЗ-5 Настоящий Сталинец! нет
В июле 1932 года на Тракторном заводе г.Сталинграда, который на тот момент только набирал производственную мощность, началась разработка трактора на гусенице. Планируемая мощность составляла более 55 л.с. В.Г. Станкевич, который руководил проектом, разработал идею того, как сделать этот трактор универсальным.
В ходе различных испытаний в 1935 году была спроектирована и выпущена первая линейка образцов СТ3-5, в дальнейшем получившая название СТ3-5 «Сталинец». 16 июля 1935 года опытный образец СТ3-5 был впервые представлен на суд высокого руководства, в том числе И.В.Сталину. Представители Политбюро имели честь проехать по полигону в кузове СТ3-5, после чего проект был полностью одобрен. Уже в 1936 году были устранены все недостатки, но для того, чтобы наладить и подготовить производство, ушел еще год.
И лишь в конце 1937 тягач СТ3-5 был запущен в серийное производство. Как говорилось выше, имя «Сталинец», СТ3-5 получил лишь на этом этапе.
Стоит отметить, что СТ3-5 был гораздо больше и массивнее своего предшественника «Комсомольца». Тягач оснастили карбюраторным двигателем с четырьмя цилиндрами. Удивителен тот факт, что СТ3-5 мог работать практически на любом виде топлива. Еще на этапе проектирования перед конструкторским бюро поставили задачу – узлы должны быть универсальными и подходить от сельскохозяйственного пахотного трактора СТ3-3, который разрабатывался параллельно с СТ3-5. Именно поэтому тягач СТ3-5 был оснащен техническими возможностями, которые не соответствовали его первоначальной задаче – применение в вооруженных силах Красной Армии.
Технико-ходовые характеристики СТЗ-5 «Сталинец»

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод. Реактивный Минамет «Катюша» на Сталинец СТЗ-5 НАТИ
Тягач-трактор был произведен на стандартной основе артиллерийских тягачей. Двигатель разместили между посадочным местом начальника экипажа, который занимался буксировкой орудия, и сиденьем механика, который также выполнял роль водителя тягача. Бак с топливом разместили сзади кабины. СТЗ-5 был оборудован грузовым местом. Борта могли по необходимости откидываться. А тент из брезента для установленного орудия имел возможность убираться.
СТЗ-5 «Сталинец» в ходе испытаний приобрел отличный клиренс и возможность преодолевать пересеченную местность, а также рвы и канавы глубиной до одного метра. Такими ходовыми параметрами не мог похвастаться ни один тягач-предшественник. СТЗ-5 имел возможность транспортировать не только артиллерийское орудие, но и иные крупные грузы и людей. И не маловажный нюанс – тягач за счет широких гусениц мог передвигаться по любому грунту.
Максимальная скорость тягача, с установленным на его борту орудием составляла 14 км/ч, а по мягкому грунту – 10 км/ч.
Что касается его грузоподъемности, то его возможности доходили до 5 тонн.
Победы!
Тягач-трактор СТЗ-5 побил все рекорды серийного производства. До начала войны Сталинградским заводом было произведено более трех тысяч тягачей этого типа. Начавшееся производство в 37 году, не останавливалось вплоть до 42 года, когда фашистские захватчики прорвались на территорию завода и частично его уничтожили. В послевоенное время завод был восстановлен и смог выпустить еще 9944 модели этого трактора. Но даже такое количество выпущенных моделей, не смогло перекрыть всю потребность в гусеничных тракторах, так необходимых Советской армии.
Читайте пожалуйста интересную статью о Сталинградском тракторном заводе (нажмите название или картинку)

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод. 1943 год — То, Что осталось после Боя
ОРДЕНА ЛЕНИНА СТАЛИНГРАДСКИЙ-ВОЛГОГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД — ФЛАГМАН СОВЕТСКОГО ВЕЗДЕХОДОСТРОЕНИЯ
ВоенноеГусеницыИсторияПроизводительПроходимостьСССРТрактор
Похожие Записи
Об авторе: admin
« Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения Венеру покорили в 1966 году »
xn—-btbbfdadcbcr9cwalfbbaa4c3a7co.xn--p1ai
СТЗ-5-НАТИ — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) | |
---|---|
![]() | |
Выпускался, гг. | опытные серии — 1935-1936, серийное производство — 1937-1942 |
Экземпляры | 9944 |
Назначение | транспортный, артиллерийский тягач |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | 4,85 |
Полная масса, т | 5,840 |
Расположение | |
Кабина: | передняя |
Основные размеры | |
Длина, мм | 4150 |
Ширина, мм | 1855 |
Высота, мм | 2360 |
Двигатель | |
Обозначение по ГОСТ | СТЗ-5 |
Марка двигателя | 1МА |
Мощность, л.с. (кВт) | 52-56 (38,2) |
Трансмиссия | |
Подвеска и управление | |
Оборудование | |
Модельный ряд | |
Базовая модель | СХТЗ-НАТИ |
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942[1] на базе трактора СХТЗ-НАТИ. Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала ВОВ 3438 ед. В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».
9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне[2].
Технические характеристики
- Число мест в кабине 2
- Число мест в кузове 8
- Длина, мм 4150
- Ширина, мм 1855
- Высота (по кабине), мм 2360
- Колея (по серединам гусениц), мм 1435
- Ширина гусениц, мм 310
- Шаг трака гусеницы, мм 86
- Дорожный просвет, мм 288
- Ширина гусениц, м 0,31
- Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с.
- Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
- Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
- Грузоподъёмность платформы, кг 1500
- Масса прицепа, кг 4500
- Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
- Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
- Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
- Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
- Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
- Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
- Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
- Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Напишите отзыв о статье «СТЗ-5-НАТИ»
Примечания
- ↑ [www.tehnikapobedy.ru/stz5.htm Транспортный трактор СТЗ-5]
- ↑ [myslo.ru/news/tula/2015-05-11-na-parade-pobedi-v-novomoskovske-proshla-katusha-na-gusenitsah На Параде Победы в Новомосковске прошла «катюша» на гусеницах]. MySlo.ru (11 мая 2015). Проверено 14 мая 2015.
Ссылки
- [www.tehnikapobedy.ru/stz5.htm Транспортный трактор СТЗ-5-НАТИ]
- О БМ-13-16 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии
- [www.youtube.com/watch?v=8ZCk9Jgg_ys Экспедиция газеты «Комсомольская правда» по подъему со дна Шатского водохранилища (г. Новомосковск, Тульской области) боевой реактивной установки БМ-13 «Катюша»] (Ноябрь 1988 года). Проверено 14 мая 2015.
- С.В. Гуров. [rbase.new-factoria.ru/gallery/iz-istorii-podnyatiya-ustanovki-m-13-na-dorabotannom-shassi-traktora-stz-nati-stz-5-so-dnya-shatovskogo-vodohranilishcha Из истории поднятия установки М-13 на доработанном шасси трактора СТЗ-НАТИ (СТЗ-5) со дна Шатовского водохранилища]. Ракетная техника (24.09.2011). Проверено 14 мая 2015.
- [pblinov.narod.ru/galleries/misc/stz5/index.html 144 фотографии БМ-13 «Катюша» на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ]
- [myslo.ru/news/tula/2015-05-11-na-parade-pobedi-v-novomoskovske-proshla-katusha-na-gusenitsah На Параде Победы в Новомосковске прошла «катюша» на гусеницах]. MySlo.ru (11 мая 2015). Проверено 14 мая 2015.
Отрывок, характеризующий СТЗ-5-НАТИ
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г’афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г’афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво’ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п’ощайте, г’афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.
На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.
После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого .внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
wiki-org.ru
Транспортный трактор СТЗ-5
Транспортный трактор СТЗ-5Транспортный трактор СТЗ-5 |
---|
СТЗ-5 «Сталинец»
СТЗ-5 поздних выпусков на сдаточной площадке Сталинградского тракторного завода. Весна 1942 г. |
СТЗ-5 с 85-мм зенитной пушкой 52К образца 1939 года на улице освобожденного Витебска. 1944 г. |
Захваченный немцами в Красных Стругах СТЗ-5. 1941 г. |
Гвардейский миномет М-13 на базе СТЗ-5 |
|
|
Фотографии тягача СТЗ-5 «Сталинец» |
Чертежи транспортного трактора СТЗ-5:
— внутреннее устройство
— органы управления
Е.Прочко «Артиллерийские тягачи Красной Армии» («Бронеколлекция» №3, 2002 г.) С.Былинин «Сталинградская битва». Изд.центр «Экспринт». 2005 г. Галерея автомотостарины |
bronetehnika.narod.ru
СТЗ-5-НАТИ — Википедия (с комментариями)
Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) | |
---|---|
Файл:Katusha BM-13 STZ-5-NATI.jpg | |
Выпускался, гг. | опытные серии — 1935-1936, серийное производство — 1937-1942 |
Экземпляры | 9944 |
Назначение | транспортный, артиллерийский тягач |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | 4,85 |
Полная масса, т | 5,840 |
Расположение | |
Кабина: | передняя |
Основные размеры | |
Длина, мм | 4150 |
Ширина, мм | 1855 |
Высота, мм | 2360 |
Двигатель | |
Обозначение по ГОСТ | СТЗ-5 |
Марка двигателя | 1МА |
Мощность, л.с. (кВт) | 52-56 (38,2) |
Трансмиссия | |
Подвеска и управление | |
Оборудование | |
Модельный ряд | |
Базовая модель | СХТЗ-НАТИ |
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942[1] на базе трактора СХТЗ-НАТИ. Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала ВОВ 3438 ед. В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».
9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне[2].
Технические характеристики
- Число мест в кабине 2
- Число мест в кузове 8
- Длина, мм 4150
- Ширина, мм 1855
- Высота (по кабине), мм 2360
- База опорных катков, мм 1795
- Колея (по серединам гусениц), мм 1435
- Ширина гусениц, мм 310
- Шаг трака гусеницы, мм 86
- Дорожный просвет, мм 288
- Ширина гусениц, м 0,31
- Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с.
- Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
- Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
- Грузоподъёмность платформы, кг 1500
- Масса прицепа, кг 4500
- Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
- Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
- Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
- Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
- Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
- Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
- Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
- Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Напишите отзыв о статье «СТЗ-5-НАТИ»
Примечания
- ↑ [http://www.tehnikapobedy.ru/stz5.htm Транспортный трактор СТЗ-5]
- ↑ [http://myslo.ru/news/tula/2015-05-11-na-parade-pobedi-v-novomoskovske-proshla-katusha-na-gusenitsah На Параде Победы в Новомосковске прошла «катюша» на гусеницах]. MySlo.ru (11 мая 2015). Проверено 14 мая 2015.
Ссылки
- [http://www.tehnikapobedy.ru/stz5.htm Транспортный трактор СТЗ-5-НАТИ]
- О БМ-13-16 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии
- [https://www.youtube.com/watch?v=8ZCk9Jgg_ys Экспедиция газеты «Комсомольская правда» по подъему со дна Шатского водохранилища (г. Новомосковск, Тульской области) боевой реактивной установки БМ-13 «Катюша»] (Ноябрь 1988 года). Проверено 14 мая 2015.
- С.В. Гуров. [http://rbase.new-factoria.ru/gallery/iz-istorii-podnyatiya-ustanovki-m-13-na-dorabotannom-shassi-traktora-stz-nati-stz-5-so-dnya-shatovskogo-vodohranilishcha Из истории поднятия установки М-13 на доработанном шасси трактора СТЗ-НАТИ (СТЗ-5) со дна Шатовского водохранилища]. Ракетная техника (24.09.2011). Проверено 14 мая 2015.
- [http://pblinov.narod.ru/galleries/misc/stz5/index.html 144 фотографии БМ-13 «Катюша» на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ]
- [http://myslo.ru/news/tula/2015-05-11-na-parade-pobedi-v-novomoskovske-proshla-katusha-na-gusenitsah На Параде Победы в Новомосковске прошла «катюша» на гусеницах]. MySlo.ru (11 мая 2015). Проверено 14 мая 2015.
Отрывок, характеризующий СТЗ-5-НАТИ
– Откуда ты это знаешь, девочка?.. – тихо прошептала она.– Я книжку про вас читала, мне она так понравилась!.. – восторженно воскликнула я. – Вы так любили друг друга, а потом вы погибли… Мне было так жаль!.. А где же Тристан? Разве он больше не с вами?
– Нет, милая, он далеко… Я его так долго искала!.. А когда, наконец, нашла, то оказалось, что мы и здесь не можем быть вместе. Я не могу к нему пойти… – печально ответила Изольда.
И мне вдруг пришло простое видение – он был на нижнем астрале, видимо за какие-то свои «грехи». И она, конечно же, могла к нему пойти, просто, вероятнее всего, не знала, как, или не верила что сможет.
– Я могу показать вам, как туда пойти, если вы хотите, конечно же. Вы сможете видеть его, когда только захотите, только должны быть очень осторожны.
– Ты можешь пойти туда? – очень удивилась девушка.
Я кивнула:
– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно… А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно… Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю… Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой…
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было… Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда… – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем…
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем… Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь… Давно это было…
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси… Мне всегда на тех островах было холодно…
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было…
– Я его тело морю отдала, у них так принято было… А сама домой пошла… Только не дошла никогда… Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла… А может Тристан «не отпустил»…
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала… А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили… А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать… Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк… Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав… Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела… Но не удалось.
o-ili-v.ru
СТЗ-5-НАТИ Википедия
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) | |
---|---|
![]() | |
Выпускался, гг. | опытные серии — 1935-1936, серийное производство — 1937-1942 |
Экземпляры | 9944 |
Назначение | транспортный, артиллерийский тягач |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | 4,85 |
Полная масса, т | 5,840 |
Расположение | |
Кабина: | передняя |
Основные размеры | |
Длина, мм | 4150 |
Ширина, мм | 1855 |
Высота, мм | 2360 |
Двигатель | |
Обозначение по ГОСТ | СТЗ-5 |
Марка двигателя | 1МА |
Мощность, л.с. (кВт) | 52-56 (38,2) |
Модельный ряд | |
Базовая модель | СХТЗ-НАТИ |
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) на Викискладе |
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942[1] на базе трактора СХТЗ-НАТИ. Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала ВОВ 3438 ед. В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».
9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне[2].
Технические характеристики[ | ]
- Число мест в кабине 2
- Число мест в кузове 8
- Длина, мм 4150
- Ширина, мм 1855
- Высота (по кабине), мм 2360
- База опорных катков, мм 1795
- Колея (по серединам гусениц), мм 1435
- Ширина гусениц, мм 310
- Шаг трака гусеницы, мм 86
- Дорожный просвет, мм 288
- Ширина гусениц, м 0,31
- Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с.
- Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
- Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
- Грузоподъёмность платформы, кг 1500
- Масса прицепа, кг 4500
- Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
- Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
- Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
- Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
- Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
- Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
- Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
- Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Примечания[ | ]
Ссылки[ |
ru-wiki.ru
СТЗ-5-НАТИ Википедия
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) | |
---|---|
![]() | |
Выпускался, гг. | опытные серии — 1935-1936, серийное производство — 1937-1942 |
Экземпляры | 9944 |
Назначение | транспортный, артиллерийский тягач |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | 4,85 |
Полная масса, т | 5,840 |
Расположение | |
Кабина: | передняя |
Основные размеры | |
Длина, мм | 4150 |
Ширина, мм | 1855 |
Высота, мм | 2360 |
Двигатель | |
Обозначение по ГОСТ | СТЗ-5 |
Марка двигателя | 1МА |
Мощность, л.с. (кВт) | 52-56 (38,2) |
Модельный ряд | |
Базовая модель | СХТЗ-НАТИ |
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) на Викискладе |
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942[1] на базе трактора СХТЗ-НАТИ. Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала ВОВ 3438 ед. В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».
9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне[2].
Технические характеристики
- Число мест в кабине 2
- Число мест в кузове 8
- Длина, мм 4150
- Ширина, мм 1855
- Высота (по кабине), мм 2360
- База опорных катков, мм 1795
- Колея (по серединам гусениц), мм 1435
- Ширина гусениц, мм 310
- Шаг трака гусеницы, мм 86
- Дорожный просвет, мм 288
- Ширина гусениц, м 0,31
- Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с.
- Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
- Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
- Грузоподъёмность платформы, кг 1500
- Масса прицепа, кг 4500
- Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
- Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
- Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
- Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
- Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
- Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
- Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
- Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Примечания
Ссылки
- О БМ-13-16 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии
wikiredia.ru