СУ-122 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуСУ-122 | |
---|---|
Советское среднее штурмовое орудие СУ-122 | |
СУ-122 | |
Боевая масса, т | 29,6 |
Компоновочная схема | моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | УЗТМ |
Годы производства | 1942—1943 |
Годы эксплуатации | 1943 — вторая половина 1940-х |
Количество выпущенных, шт. | 638 |
Основные операторы |
ru.wikipedia.org
Советские САУ времен войны (часть 2) – Су-122 » Военное обозрение
СУ-122 – средняя по массе советская САУ класса штурмовых орудий (с незначительными ограничениями могла выполнять роль самоходной гаубицы). Данная машина стала одной из первых самоходок, которые были приняты в крупносерийное производство в СССР. Стимулом для создания САУ стали необходимость максимального упрощения конструкции танка Т-34 в трудные для страны условия середины 1942 года и необходимость придать танковым и механизированным частям высокомобильное и мощное средство огневой поддержки.В кратчайшие сроки уже к 30 ноября 1942 года на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ, «Уралмаш») были закончены проектные работы и изготовлен первый прототип СУ-122. Ввиду нехватки в войсках самоходной артиллерии САУ СУ-122 уже в декабре была запущена в серийное производство, в ходе которого машина все время подвергалась многочисленным доработкам, которые были связаны с поспешным запуском в серию и незначительным периодом тестирования. САУ производилась с декабря 1942 года по август 1943 года, всего было выпушено 638 самоходок данной серии. Выпуск СУ-122 был прекращен из-за перехода на производство истребителя танков СУ-85, который был создан на ее базе.
Особенности конструкции
САУ СУ-122 обладала той же компоновкой, что и все остальные серийные советские самоходки, за исключением лишь СУ-76. Полностью бронированный корпус был разделен на 2 части. В передней находилась бронированная рубка, в которой размещались экипаж, орудие и боезапас – она совмещала в себе отделение управления и боевое отделение. В корме машины находились двигатель и трансмиссия. Экипаж САУ состояли из 5 человек. Три члена экипажа располагались слева от орудия: первым сидел механик-водитель, за ним наводчик, за ними заряжающий. Еще 2 человека находились справ от орудия – командир самоходки и замковый. Топливные баки находились вдоль бортов между шахтами узлов индивидуальной пружинной подвески, в том числе и в обитаемом отсеке машины. Такое расположение отрицательно сказывалось на выживаемости экипажа и взрывобезопасности в случае поражения самоходки вражеским снарядом.
Относительно большой экипаж самоходки (5 человек) был необходим, так как 122-мм орудие обладало раздельным заряжанием, поршневым затвором и разнесенным по обе стороны орудия механизмом наведения. Справа находился маховик секторного подъемного механизма, а слева был расположен маховик винтового поворотного механизма.
Бронированный корпус и рубка САУ изготавливались из катаных броневых плит толщиной 45, 40, 20 и 15 мм. посредством сварки, бронирование самоходки было противоснарядным. Броневые плиты лба рубки и корпуса САУ имели рациональные углы наклона. На прототипе и первых вариантах САУ лобовая часть рубки собиралась из 2-х бронеплит, установленных под разными углами наклона, но впоследствии ее заменили на единую деталь, которая устанавливалась под углом 50 градусов к нормали.
Для удобства технического обслуживания и ремонта надмоторные броневые плиты были изготовлены съемными, а верхняя кормовая деталь – откидной на петлях. В крыше бронерубки имелось 2 больших отверстия – для установки смотровой башенки панорамного прицела и люка для посадки/высадки экипажа. Данный люк (за исключением аварийного в днище корпуса) был единственным средством экипажа для того чтобы покинуть САУ. Люк механика-водителя в лобовой бронеплите рубки использовался лишь для наблюдения за дорогой. Из-за бронированных противооткатных устройств гаубицы его нельзя было открыть полностью. Все это в совокупности существенно осложняло эвакуацию экипажа из подбитой машины.
Боекомплект гаубицы состоял из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Большую часть боекомплекта составляли осколочно-фугасные выстрелы. В отдельных случаях, для борьбы с танками противника, на дальности до 1000 метров использовались кумулятивные снаряды, которые при весе в 13,4 кг., способны были пробивать 100 мм брони. Масса осколочно-фугасных снарядов составляла 21,7 кг. Для самообороны экипаж СА-122 использовал 2 пистолета-пулемета ППШ (20 дисков на 1420 патронов), а также 20 ручных гранат Ф-1.
В движение САУ СУ-122 приводилась четырёхтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизелем В-2-34, который имел жидкостное охлаждение. Максимальную мощность в 500 л.с. дизельный двигатель развивал при 1800 об/мин. Эксплуатационная мощность составляла 400 л.с., которые достигались при 1700 об/мин. Запуск двигателя производился либо с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с., либо сжатым воздухом из 2-х баллонов. Общая емкость топливных баков составляла 500 литров. Этого запаса топлива хватало для 400 км. марша по шоссе.
Ходовая часть САУ практически полностью повторяла базовый танк Т-34. С каждого борта располагалось по 5 двускатных опорных катков большого диаметра, имеющих резиновый бандаж, ленивец и ведущее колеса. Поддерживающие катки в ходовой части отсутствовали, верхняя часть гусеницы опиралась на опорные катки самоходки. Ленивцы с механизмом натяжения гусеницы располагались спереди, а ведущие колёса гребневого зацепления сзади. Для улучшения проходимости гусеницы могли оснащаться специальными грунтозацепами различной конструкции, которые крепились болтами к каждому четвертому или шестому траку.
Боевое применение
28 декабря 1942 года на заводском полигоне УЗТМ прошли испытания контрольной машины из установочной декабрьской партии. САУ прошла 50 км. пробега и произвела 40 выстрелов. Испытания машины завершились успешно, и вся установочная партия СУ-122 была передана в Красную Армию. Все произведенные к этому моменту 25 машин были переданы в учебный центр самоходной артиллерии. Тогда же в конце декабря 1942 года начали формироваться 2 первых самоходно-артиллерийских полка (1433 САП и 1434 САП), которые были использованы на Волховском фронте. Каждый полк состоял из двух батарей четырехорудийного состава, вооруженных СУ-122, а также 16 САУ СУ-76, двух легких танков или бронемашин, грузовых и легковых автомобилей, а также 2 тракторов.
Первые бои сформированные подразделения провели 14-15 февраля 1943 года в рамках частной наступательной операции 54-й армии в районе Смердыни. В ходе боев, которые длились 4-6 дней, самоходно-артиллерийские полки доказали свою эффективность разрушив 47 дзотов, уничтожив 14 противотанковых орудий, от 19 до 28 автомобилей, подавив своим огнем 5 минометных батарей и уничтожив 4 склада противника. Полностью оправдала себя и предлагаемая тактика использования самоходок. САУ СУ-122 двигались на удалении в 400-600 метров за атакующими танками, подавляя огнем обнаруженные огневые точки, преимущественно ведя огонь с остановок. При необходимости самоходки могли использоваться для отражения контратак противника, выступая в роли традиционной гаубичной артиллерии.
Однако придерживаться этой тактики удавалось не всегда. Так уже в сражении на Курской дуге машины часто использовались в первой линии наступления, нередко замещая в атаках обычные танки. Вследствие этого неприспособленные для боев в первой линии машины (недостаточное бронирование, отсутствие пулеметов, узкий сектор обстрела) несли неоправданно большие потери. По ходу Курской битвы советское командование возлагало на СУ-122 большие надежды как на эффективное средство борьбы с новой бронетехникой вермахта, но реальные успехи самоходок в борьбе с танками были весьма скромными, а потери существенными.
Участвовали СУ-122 в составе 1446 САП и в печально известном контрударе под Прохоровкой. В результате неправильного использования из 20 участвовавших в контрударе машин 11 были сожжены, а еще 6 подбиты. При этом важную роль в оборонительных действиях частей, вооруженных САУ СУ-122 играла контрподготовка – стрельба с закрытых позиций по удаленным целям – скоплениям техники и пехоты противника. Так или иначе, Курская битва стала местом их самого массового использования. Уже в августе 1943 года им на смену начали поступать новые машины СУ-85, которые относились к классу истребителей танков.
Тактико-технические характеристики: СУ-122
Масса: 29,6 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,95 м., ширина 3,0 м., высота 2,15 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 15 до 45 мм.
Вооружение: 122-мм гаубица М-30С
Боекомплект: 40 снарядов
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 55 км/час, по пересеченной местности – 20 км/час
Запас хода: по шоссе – 400 км.
topwar.ru
Самоходка САУ СУ-122 Фото. Видео. ТТХ
19 октября 1942 г. Государственным комитетом обороны было принято постановление о необходимости создания самоходных артиллерийских установок. Немногим раньше, летом 1942 г., артиллерийский завод в Свердловске разработал эскизный проект самоходной установки. На шасси танка Т-34 располагалась 122-мм гаубица М-30. При разработке данной модели был получен ценный опыт, на его основе стало возможным составление подробных тактико-технических требований на самоходную артиллерийскую установку.
САУ СУ-122 — видео
Тактико-технические требования прилагались к постановлению Государственного комитета обороны. Разработать опытные образцы самоходных артиллерийских установок было поручено Уралмашзаводу и заводу N 592 Наркомата вооружения. Заводы, которые получили задание по разработке САУ, должны были соблюсти ряд требований: должно было быть предусмотрено использование без каких-либо модернизаций значительного количества агрегатов орудия всей ствольной группы противооткатных устройств, верхнего станка механизмов наведения и прицельных приспособлений. Соблюдение этих условий было возможным лишь в том случае, если установка орудия была бы произведена на тумбе, прикрепленной к днищу машины. Длина отката орудия, равная 1100 мм, при этом не должна была изменяться. Согласно тактико-техническим требованиям, при разработке САУ должны были быть сохранены все моторно-трансмиссионные агрегаты танка Т-34, а масса САУ не превышать массу танка. В конце октября 1942 г. на Уралмашзаводе организовалась специальная конструкторская группа. Руководителями конструкторской группы были И. Горлицкий и заместитель наркома танковой промышленности Ж. Я. Котин. Установка получила заводской индекс У-35.
Через некоторое время индекс изменили на СУ-122 по специальному распоряжению ГАБТУ Красной Армии. Конструкторы должны были в самый короткий срок, за один месяц, создать самоходную артиллерийскую установку. Предполагалось, что 25 ноября 1942 г. начнутся государственные испытания. После завершения рабочего проекта состоялось его рассмотрение межведомственной комиссией представителей ГАУ и НКТП.
Проект, выполненный Уралмашзаводом, имел высокие технические характеристики. Комиссия рекомендовала его для производства. Необходимо было предельно сократить время для изготовления опытного образца. В связи с этим чертежи разрабатывали не только конструкторы, но и технологи. Поскольку задание выполнялось в рекордно короткие сроки, не вся оснастка была готова. Поэтому при создании опытного образца приходилось на месте подгонять некоторые детали.
30 ноября 1942 г. опытный образец был готов. В этот же день состоялись его заводские испытания. САУ совершила пробег на 50 км и осуществила стрельбу 20 выстрелами. В результате испытаний внесли некоторые исправления в конструкцию машины. Также были учтены технологические недостатки с намерением исправить их при отработке чертежей опытной серии.
В начале декабря 1942 г. на Гороховецком полигоне были проведены испытания двух опытных образцов САУ СУ-122. Изготовителем одного образца был Уралмашзавод, другого — завод № 592. Целью испытаний было определение тактико-технических показателей самоходных артиллерийских установок. При изучении характеристик представленных образцов государственная комиссия приняла решение о необходимости устранения целого ряда недостатков. К серьезным недостаткам была отнесена теснота в боевом отделении. Несмотря на многочисленные доработки, государственная комиссия рекомендовала принять САУ на вооружение Красной Армии.
2 декабря 1942 г. вышло постановление Государственного комитета обороны о серийном производстве СУ-122 на Уралмашзаводе. Предполагалось, что первые 125 установок будут изготовлены по чертежам опытного образца, а с февраля 1943 г. должны были производиться установки с устранением недостатков, выявленных во время испытаний. Но гораздо раньше, в декабре 1942 г., на заводе разработали чертежи, устраняющие недостатки в конструкции самоходных артиллерийских установок. По новым чертежам началось серийное производство установок.
Изменения по устранению недостатков включали в себя установку выпрямленной) лобового листа рубки. Это дало возможность справиться с теснотой в боевом отделении, что существенно улучшало условия для экипажа. Кроме того, были устранены щели в бронезащите, улучшено расположение рабочих мест экипажа, заменена командирская башенка на прибор ПТК, увеличена емкость топливных баков и др.
В последних числах декабря 1942 г. провели испытания одной из машин. Самоходная артиллерийская установка осуществила пробег на 50 км и стрельбу в 40 выстрелов. Во время испытаний не были отмечены какие-либо конструктивные недостатки. Партию самоходных установок приняли на вооружение. В декабре 1942 г. сформировались первые самоходно-артиллерийские полки — 1433-й и 1434-й. В это время началась операция по прорыву блокады Ленинграда, поэтому полки САУ в конце января 1943 г. были отправлены на Волховский фронт. 14 февраля 1943 г. полки САУ приняли первый бой. За 5—6 дней боя самоходно-артиллерийские установки разрушили 47 вражеских ДЗОТов, подавили 6 минометных батарей. Были сожжены несколько складов боеприпасов и уничтожено 14 противотанковых орудий.
В результате боевых действий была разработана тактика применения самоходных артиллерийских установок. Этой тактики придерживались на протяжении всей Великой Отечественной войны. Самоходные артиллерийские установки двигались за танками на некотором расстоянии. После вхождения САУ в прорванную танками полосу обороны противника проводилось уничтожение оставшихся там вражеских точек. Таким образом, самоходные артиллерийские установки освобождали путь пехоте.
Советская САУ СУ-122 движется по проселочной дороге с десантом на броне в районе Прохоровского плацдарма
Конструкция САУ СУ-122 обладала следующими особенностями: не подвергались изменениям моторно-трансмиссионная группа и кодовая часть танка Т-34, в передней части установки находилось боевое отделение, оно было полностью бронировано. САУ имела меньшую массу, чем у танка Т-34, и составляла 29,6 т. Скорость движения, проходимость и маневренность самоходной артиллерийской установки СУ-122 были аналогичны характеристикам танка Т-34. В передней части днища корпуса находилась специальная тумба. В гнездо тумбы устанавливался штыревой верхний станок от 12-мм полевой гаубицы М-30 образца 1938 г. Качающаяся часть гаубицы находилась на цапфах станка. Ствол, люлька, противооткатные устройства, прицел, механизмы наведения не были изменены. Качающаяся часть гаубицы была бронирована, это привело к усилению пружинного уравновешивающего механизма. Примечательно, что не были изменены габариты пружинного механизма.
Боекомплект САУ состоял из 40 выстрелов, преимущественно осколочно-фугасных. Иногда при необходимости борьбы с танками противника на дальностях до 1000 м использовались кумулятивные снаряды массой 13,4 кг. Такие снаряды могли пробить броню до 120 мм. Самооборона экипажа достигалась тем, что установка была снабжена двумя пистолетами-пулеметами ППШ с 20 дисками патронов и 20 ручными гранатами Ф-1. В распоряжении командира машины находился перископический танковый прибор наблюдения ПTK-5. Он давал возможность осуществлять круговое наблюдение за местностью. Кроме того, у командира была радиостанция ЭРМ.
Эшелон с САУ СУ-122 перед отправкой на фронт. Свердловск, 1943г.
Один панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания давал возможность осуществлять стрельбу прямой наводкой или стрельбу с закрытых огневых позиций. В бронированном козырьке корпуса имелись боковые отверстия, через которые можно было обозревать местность. Эти отверстия в случае необходимости закрывались шарнирными крышками. Состав экипажа САУ был достаточно большой и составлял 5 человек. Танк имел 122-мм гаубицу, которая была снабжена поршневым затвором, раздельным заряжением и разнесенным по обе стороны орудия механизмом наведения. С левой стороны располагался маховик винтового поворотного механизма. С правой стороны находился маховик секторного подъемного механизма. У орудия был угол горизонтального наведения 20′, на каждую сторону приходилось по 10 градусов. Вертикальный угол составлял от +25 до -3 градусов. Более 70% деталей самоходной артиллерийской установки СУ-122 было заимствовано у тайка Т-34. Остальные детали специально создавались для САУ СУ-122. С декабря 1942 г. по август 1942 г. на Уралмашзаводе продолжалось производство СУ-122. Всего было выпущено 638 самоходных артиллерийских установок.
Одновременно с работой над самоходной артиллерийской установкой проводились работы над ее модернизацией. Целью работ являлось усовершенствование САУ. В результате был сделан вывод, что лучше всего расположить гаубицу в рубке САУ не на тумбе, а в маске. Присоединение орудия к лобовому листу корпуса приводило к тому, что объем боевого отделения существенно увеличивался. Это было более удобно для экипажа. Конструкторы пришли к выводу, что целесообразно будет уменьшить длину отката пушки с 1100 до 600 мм. Это влекло за собой значительную компактность системы.
Было необходимо создать принципиально новое орудие, которое идеально подходило бы для САУ. Завод № 9 приступил к разработке и производству такой пушки. В середине весны 1943 г. был создан опытный образец САУ СУ-122М, на котором находилось новое орудие Д-11. Если сравнивать СУ-122 и СУ-122М, то у последней имелся целый ряд преимуществ. Гаубица Д-11 вместе с люлькой вставлялась в раму, которая вращалась в цапфах. Рама крепилась только к лобовому листу, не была связана с бортами и днищем. Гаубица была самоуравновешена в цапфах и смещена назад. Это позволяло улучшить условия работы передних опорных катков ходовой части. Для того чтобы стрельба прямой наводкой была эффективной, САУ снабжалась телескопическим прицелом. Возросли размеры боевого отделения, потому что стенки расширились до габаритов гусеницы, также была увеличена высота корпуса на 50 мм.
В июне 1943 г. состоялись государственные испытания СУ-122М. В результате стало очевидным, что необходимо внести некоторые изменения в конструкцию. В общих чертах государственная комиссия сочла установку годной для принятия на вооружение Красной Армии. При разработке нового опытного образца САУ СУ-122-III были учтены все замечания государственной комиссии. САУ была снабжена 122-мм гаубицей Д-6, изготовленной на заводе № 9. В начале августа 1943 г. опытный образец СУ-122-III вместе с тремя САУ, на которых были установлены 85-мм пушки, прошли испытания. В результате были выявлены серьезные дефекты, поэтому СУ-122-III сняли с испытаний. С апреля 1943 г. стали формироваться самоходно-артиллерийские полки с однотипными машинами. Каждый полк имел в своем распоряжении несколько машин СУ-122. Эти машины до начала 1944 г. использовались для сопровождения танков и пехоты. Но применение САУ серьезно осложнялось малой начальной скоростью снаряда, которая составляла 515 м/с. Именно поэтому новые самоходно-артиллерийские установки СУ-85 оказались более эффективными, чем СУ-122.
Тактико-технические характеристики САУ СУ-122
— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части
— Производитель: УЗТМ
— Годы производства: 1942—1943
— Годы эксплуатации: 1943 — вторая половина 1940-х
— Количество выпущенных, шт.: 638
— Экипаж: 5 человек
Вес СУ-122
— Боевая масса, т: 29,6
Габаритные размеры СУ-122
— Длина корпуса, мм: 6950
— Ширина, мм: 3000
— Высота, мм: 2235
— Клиренс, мм: 400
Бронирование СУ-122
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 45/50°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 45/45°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 45/40°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 45/0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/48°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 40/45°
— Днище, мм: 15
— Крыша корпуса, мм: 20
— Лоб рубки, мм/град.: 45/50°
— Маска орудия, мм/град.: 45
— Борт рубки, мм/град.: 45/20°
— Корма рубки, мм/град.: 45/10°
Вооружение СУ-122
— Калибр и марка пушки: 122-мм гаубица M-30С
— Длина ствола, калибров: 22,7
— Боекомплект пушки: 40
— Углы ВН, град.: −3…+25°
— Углы ГН, град.: 20°
— Прицелы: Панорама Герца
Двигатель СУ-122
— Тип двигателя: дизель
— Модель двигателя: В-2-34
— Мощность двигателя, л. с.: 500
Скорость СУ-122
— Скорость по шоссе, км/ч: 55
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15—20
— Запас хода по шоссе, км: 600
— Удельная мощность, л. с./т: 16,8
— Тип подвески: пружинная «свечная» (Кристи)
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,68
— Преодолеваемый подъём, град.: 33°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,73
— Преодолеваемый ров, м: 2,5
— Преодолеваемый брод, м: 1,3
Фото СУ-122
САУ СУ-122 направляются на передовую у Нарвских ворот в Ленинграде
Советские самоходчики и пехотинцы отдыхают на привале в Красном селе. Операция «Январский гром». На дальнем плане справа — САУ СУ-122 из состава 1439-го самоходно-артиллерийского полка. В кадре два советских автоматчика в немецких касках М-40. Наши бойцы в немецких касонах смотрятся очень колоритно.
Добавить комментарий
oruzhie.info
Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 » Военное обозрение
Большинство лучших самоходных артиллерийских установок Великой Отечественной войны были построены на базе танковых шасси, из-за чего отличались передним расположением боевого отделения. Такая компоновка самоходки в значительной мере облегчала разработку и серийное строительство, однако накладывала некоторые ограничения эксплуатационного характера. В дальнейшем было решено использовать в новых проектах только центральное или кормовое размещение боевого отделения. Последней боевой машиной с передней рубкой, принятой на вооружение, стала САУ СУ-122-54.Появление проекта СУ-122-54 было связано с желанием военных обновить парк техники. До конца сороковых годов на вооружении Советской армии все еще имелось значительное число техники, созданной в ходе прошедшей войны. Эти образцы уже не в полной мере устраивали армию, из-за чего требовалась их замена. В рамках программы масштабного перевооружения сухопутных войск в 1946 году был создан средний танк Т-54, который в дальнейшем предложили использовать в качестве основы при разработке других образцов бронетехники. В 1948 году было решено сделать этот танк основой для перспективной самоходки.
САУ СУ-122-54 первой версии с пушкой Д-25. Фото 477768.livejournal.com
Решение о разработке новой самоходной артиллерийской установки на базе серийного танка было принято в первой половине 1948 года. 22 июня решение закрепили постановлением Совета министров СССР. В соответствии с этим документом, Конструкторское бюро завода №174 (г. Омск) должно было создать новый образец САУ на основе шасси среднего танка Т-54. В качестве основного оружия машины предлагалось использовать 122-мм пушку Д-25. Первый вариант проекта требовалось представить в течение нескольких следующих недель.
Проект новой самоходки получил рабочее обозначение «Объект 600». В дальнейшем появилось иное название, отражавшее назначение машины, калибр главного оружия и тип шасси – СУ-122-54. Руководителем работ по новому проекту был назначен И.С. Бушнев. Ведущим конструктором стал А.Е. Сулин.
В соответствии с изначальным постановлением Совмина, разработка проекта «Объект 600» должна была занять всего несколько недель. Тем не менее, на практике создание рабочей документации заняло больше времени. Задержка и выход из установленного графика были связаны с проблемами во взаимодействии с другими предприятиями. Завод №9 (г. Свердловск), выпускавший пушки Д-25, должен был переслать в Омск требуемую документацию по вооружению, однако в силу различных причин бумаги прибыли гораздо позже, чем требовалось. Из-за этого ОКБ-174 смогло завершить требуемые работы лишь через несколько месяцев после ранее установленной даты их окончания.
К концу года специалисты ОКБ-174 сформировали общие положения проекта и проработали различные особенности конструкции перспективной САУ. По созданному к этому времени проекту был построен деревянный макет самоходки. В декабре документацию и макет представили заказчику в лице специальной комиссии министерства транспортного машиностроения, курировавшего разработку военной техники.
Самоходная раннего выпуска, вид на корму. Фото 477768.livejournal.com
В целом, проект получил одобрение, однако ряд его особенностей стал поводом для замечаний. Конструкторское бюро получило список необходимых доработок, после чего вернулось к проектным работам. Требовалось исправить различные недочеты, допущенные при создании первой версии самоходки. На ликвидацию выявленных недостатков ушло около полугода. В июле 1949 года в Омске построили новый макет самоходки, который вместе с необходимыми документами снова продемонстрировали комиссии. Через несколько недель, в августе того же года, проект получил официальное одобрение.
Заказчик утвердил проект в существующем виде, что позволило специалистам ОКБ-174 начать подготовку документации, необходимой для строительства полноценного опытного образца. Тем не менее, вскоре работы были приостановлены из-за некоторых проблем с шасси. По мере серийного выпуска средний танк Т-54 постоянно дорабатывался и совершенствовался. Накопившиеся к середине 1949 года изменения заставили авторов проекта «Объект 600» приступить к его переработке с учетом актуального состояния базового танка.
Вскоре появилось решение о передаче перспективного проекта другой организации. Омскому ОКБ-174 поручили работу над другими проектами, а всю документацию по «Объекту 600» приказали передать на завод №183 (г. Нижний Тагил). В середине октября 1949 года ОКБ-183 получило новый вариант технического задания на проект, в соответствии с которым его следовало изменить. Для выполнения обновленных требований новые авторы проекта решили изменить основные особенности конструкции будущей САУ. В частности, планировалось изменить компоновку корпуса. Естественно, такие переделки существующего проекта привели к очередному затягиванию работ.
В мае 1950 года, в связи с наметившимися затруднениями и различными проблемами, проект САУ «Объект 600» вернули омским конструкторам. Те отказались от предложений своих коллег и продолжили развитие исходного облика бронемашины. Благодаря этому разработка полноценного проекта была завершена в течение нескольких месяцев. Осенью завод №174 начал строительство первого опытного образца, завершившееся в декабре. Вскоре прототип самоходки вышел на заводские испытания.
К этому времени конструкторы ОКБ-174 сформировали большую часть черт самоходки, в дальнейшем не претерпевавшую изменения. Тем не менее, некоторые коррективы, в том числе и достаточно серьезные, вносились и позже. Таким образом, первый прототип и серийные машины типа «Объект 600» имели некоторые отличия, но в основном были схожи.
Схема серийной СУ-122-54. Рисунок Alternathistory.com
С самого начала в проекте «Объект 600» предлагалось использовать компоновку, отработанную в ходе создания предыдущих САУ с аналогичным вооружением. Экипаж и вооружение следовало помещать в единой рубке переднего расположения. При этом появлялась возможность сохранить кормовое моторно-трансмиссионное отделение, значительно упростив проектирование и серийное производство. Такая компоновка имела некоторые недостатки, однако в новом проекте решили смириться с ними.
По своей компоновке самоходка все же отличалась от базового танка, что привело к необходимости заметной переработки конструкции корпуса. В передней части машины появилась крупная рубка, изготовленная из нескольких броневых листов разных форм и размеров. Лобовая проекция корпуса прикрывалась крупным верхним листом толщиной 100 мм, расположенным под углом 51° к вертикали. Ниже него находился узкий нижний лист толщиной 80 мм с углом наклона 55°. По бокам от верхнего лобового листа имелись два трапециевидных скуловых, размещенных под углами к горизонтали и вертикали. Задняя их часть соединялась с 80-мм бортами, заваленными внутрь. Сверху рубка прикрывалась крышей толщиной 20 мм. Бортовая часть рубки образовывала развитые надгусеничные ниши.
Нижняя и кормовая части корпуса заимствовались у танка Т-54, однако претерпевали некоторые изменения. В частности, из соображений прочности была изменена толщина некоторых деталей, а также перемещены некоторые крепления агрегатов ходовой части. В остальном низ и корма корпуса были похожи на агрегаты серийного среднего танка последних на тот момент модификаций.
Самоходка сохранила силовую установку базового танка. В кормовом отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. При помощи механической трансмиссии двигатель соединялся с ведущими колесами кормового расположения. В рамках проекта «Объект 600» было решено обойтись без серьезных изменений силовой установки, обеспечив максимальную унификацию с существующей техникой.
Прототип на испытаниях. Фото 477768.livejournal.com
Ходовая часть САУ основывалась на агрегатах Т-54, однако имела некоторые отличия. На каждом борту корпуса предусматривалась установка пяти опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. В передней части корпуса монтировались направляющие колеса, в корме – ведущие. В связи с большим диаметром катков ходовая часть не получала поддерживающие ролики. Характерной особенностью ходовой части танка Т-54 был увеличенный промежуток между двумя передними парами опорных катков, обусловленный особенностями распределения веса конструкции. «Объект 600» отличался иным расположением катков. Из-за крупной и тяжелой рубки в передней части корпуса минимальные промежутки имелись между второй и третьей, а также четвертой и пятой парами катков. Первый и третий промежутки были больше.
В лобовом листе корпуса находилась крупная амбразура для монтажа основного орудия. Пушку и спаренный пулемет предлагалось устанавливать на общих крепления с возможностью наводки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Проем для оружия прикрывался крупной маской сложной формы, позволяющей ему перемещаться. На своем месте маска снаружи фиксировалась закрепленной на болтах пластиной соответствующей формы. В маске имелось три сквозных отверстия разных размеров: для пушки, спаренного пулемета и прицела.
В соответствии с первоначальным техническим заданием, самоходка нового типа должна была нести 122-мм танковую пушку Д-25. Это орудие имело полуавтоматический клиновой затвор, использовало раздельно-гильзовое заряжание и оснащалось дульным тормозом двухкамерной конструкции. В номенклатуру применяемых боеприпасов пушки Д-25 входили выстрелы нескольких типов различного назначения, пригодные для борьбы с живой силой, укреплениями и техникой противника.
Серьезным недостатком самоходок предыдущих моделей было попадание пороховых газов в обитаемый отсек. Из-за этого «Объект 600» должен был получить средства для выброса газов. В первых вариантах проекта предлагалось использовать продувку ствола после выстрела при помощи сжатого воздуха, нагнетаемого отдельным компрессором. Первый прототип самоходки получил именно такие средства снижения загазованности. Тем не менее, после испытаний было решено использовать иные системы. В итоге в серию пошла техника, оснащенная пушкой с эжектором, показавшим большую эффективность.
Эпизод из недолгой эксплуатации самоходок в войсках. Фото Russianarms.ru
Специально для обновленной версии САУ «Объект 600» была создана улучшенная версия пушки Д-25 с эжектором и рядом других изменений конструкции. Это изделие получило обозначение Д-49. Примечательно, что Д-49 стала первой отечественной танковой пушкой калибра 122 мм, оснащенной встроенными средствами удаления пороховых газов. В дальнейшем эжекторы получили широкое распространение в области танковых орудий.
Пушка Д-49 оснащалась нарезным стволом длиной 48,7 калибра с двухкамерным дульным тормозом. По основным характеристикам огня она не уступала существующей Д-25. Средства установки пушки позволяли выполнять горизонтальное наведение в пределах сектора шириной 16°. Вертикальная наводка изменялась от -4° до +16°. Боекомплект пушки состоял из 35 снарядов раздельного заряжания, помещенных на нескольких стеллажах боевого отделения. Для облегчения работы заряжающих имелся электромеханический досылатель.
В качестве дополнительного вооружения использовались два пулемета КПВ калибра 14,5 м. Один из них монтировался на общей установке с пушкой, второй размещался на люке заряжающего и выполнял функции зенитного. Боекомплект пулеметов – 600 патронов.
Управлять новой САУ должен был экипаж из пяти человек: водитель, командир, наводчик и двое заряжающих. В передней части обитаемого отсека, справа от орудийной установки, находилось рабочее место механика-водителя. Водитель получил собственный люк в крыше, оснащенный перископическими смотровыми приборами. В отличие от некоторых предыдущих самоходок отечественной разработки, место водителя не имело смотровых приборов в лобовом листе. Слева от орудия находился наводчик, в распоряжении которого имелся второй люк в крыше. У правого борта располагался командирский люк, оснащенный оптическим дальномером ТКД-09. У левого борта, ближе к корме, находился люк заряжающего с турелью для пулемета.
Снимается кино: СУ-122-54 в роли вражеского «панцера». Фото Russianarms.ru
В ходе боевой работы командир должен был выполнять поиск целей, выдавать целеуказание наводчику, а также определять дальность до обнаруженного объекта. Для определения расстояний использовался оптический дальномер с базой 900 мм. В зависимости от ситуации, наводчик мог использовать телескопический или панорамный прицел. Все люки экипажа оснащались смотровыми приборами для улучшения общего обзора. Кроме того, несколько перископов закреплялись в соответствующих отверстиях крыши.
Самоходная артиллерийская установка «Объект 600» имела корпус длиной 6 м, длина машины с пушкой достигала 9,97 м. Ширина – 3,27 м, высота по крыше рубки – 2,07 м. Боевая масса составляла 36 т, благодаря чему удельная мощность машины могла превышать 14,5 т. За счет таких показателей максимальная скорость достигала 45-48 км/ч при запасе хода до 400 км.
Первый опытный образец перспективной САУ был построен в конце 1950 года и вскоре вышел на заводские испытания. После некоторых доработок образец представили заказчику. В начале лета 1951 года прототип прошел предварительные испытания. В августе состоялись государственные испытания. В целом новая машина устроила военных, однако не обошлось без претензий. Было установлено, что системы наведения оружия заставляют наводчика прилагать к маховикам излишние усилия. Пневматическая система продувки ствола показала недостаточную эффективность. Имелись проблемы с пулеметным вооружением. Также требовалась доработка орудия с целью повышения кучности стрельбы.
Выявленные недостатки следовало исправить в самое ближайшее время. При этом самоходка официально прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Последние месяцы 1951 года завод №174 и его конструкторское бюро занимались подготовкой необходимой документации и организацией будущего серийного производства новой техники. Все эти работы были завершены до конца года, что позволило приступить к сборке первых серийных самоходок.
Параллельно с развертыванием серийного производства омские специалисты занимались доработкой проекта в соответствии с пожеланиями заказчика, высказанными по результатам прошедших испытаний. Результатом этих работ стало появление второй опытной бронемашины. Образец, построенный в первом квартале 1952 года, отличался наличием эжектора пушки, улучшенными системами наведения и другими изменениями конструкции. В середине года машина прошла испытания, став образцом для последующей серийной техники.
СУ-122-54 в музее г. Кубинка. Фото Wikimedia Commons
Доработка проекта с последующими строительством и испытаниями второго прототипа негативно сказались на общей продолжительности работ. Постановление Совета министров о принятии новой техники на вооружение вышло только 15 марта 1954 года. Этот документ закреплял за «Объектом 600» новое обозначение СУ-122-54. Первая партия серийных самоходных установок была передана армии только в следующем году. Впоследствии заказчик получил еще несколько партий.
По имеющимся данным, серийное производство САУ СУ-122-54 велось только в течение нескольких лет. Уже в 1957 году армии передали последнюю партию, после чего сборка техники остановилась. Остановка производства была связана с отсутствием необходимых комплектующих. Из-за определенных трудностей удалось выпустить только 77 пушек Д-49. Как следствие, общее количество техники нового типа не могло превышать 77 единиц, включая два опытных образца. Не самые многочисленные бронемашины передали сухопутным войскам, где они были распределены между несколькими соединениями.
Известно, что в 1958 году некоторое количество самоходок СУ-122-54 прошло модернизацию, подразумевавшую замену некоторых агрегатов. В частности, в ходе ремонта и обновления САУ получали радиостанции новых типов. Кроме того, именно к этому времени относятся первые случаи разоружения боевых машин и перестройки шасси по новым проектам.
Незначительное количество серийной техники не позволяло начать массовую эксплуатацию. Из-за этого роль новых самоходных артиллерийских установок была невелика. Кроме того, прогресс не стоял на месте, и уже создавались новые варианты техники, предназначенной для замены СУ-122-54. Наконец, с определенного времени начались активные работы по ракетной тематике, приведшие к сокращению роли самоходной артиллерии. Подобные факторы негативно сказались на дальнейшей судьбе имеющейся техники. В середине шестидесятых годов СУ-122-54 сочли устаревшими, после чего стали снимать с вооружения списывать.
Самоходка из краснодарского музея. Фото Wikimedia Commons
Примечательно, что доработанное шасси среднего танка Т-54, ставшее основной для «Объекта 600» / СУ-122-54, представляло интерес в качестве базы для других типов новой техники. Так, еще в 1955 году был создан артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт (АПБНП) «Объект 610» или «Буйвол». Бронемашина с набором смотровых приборов была доведена до стадии испытаний, но в серию не пошла. Было построено только два «Буйвола». В начале семидесятых годов появились проекты бронированного тягача БТС-600 и машины технической помощи МТП-3. Тягач в серию не пошел, тогда как машина техпомощи получила некоторое распространение. В начале восьмидесятых была разработана боевая машина разминирования БМР-1.
К моменту списания далеко не все самоходки СУ-122-54 успели выработать ресурс своего шасси. В связи с этим технику отправляли на ремонтные заводы, где с нее удалялись более не нужные агрегаты с последующей установкой новых устройств. Большая часть артиллерийских установок после такого ремонта «превратилась» в машины разминирования и технической помощи. В новой роли техника эксплуатировалась в течение нескольких следующих десятилетий. Некоторое количество бронемашин не отправлялось на переоборудование. Эти машины передавал учебным заведениям вооруженных сил для подготовки будущих артиллеристов.
Несмотря на малое количество выпущенных серийных машин и последующую переделку имевшейся техники, некоторое количество САУ СУ-122-54 сохранилось до нашего времени. Один из образцов уникальной техники находится в Бронетанковом музее г. Кубинка. Еще один является экспонатом краснодарского музея «Оружие Победы». В обоих случаях речь идет о боевых машинах с пушками, оснащенными эжекторами.
Самоходная артиллерийская установка «Объект 600» / СУ-122-54 была принята на вооружение только в начале 1954 года. Затягивание работ негативно сказалось на дальнейшей судьбе техники: уже начались работы над более эффективными образцами с улучшенными характеристиками. Кроме того, недостаточный выпуск требуемых пушек заставил промышленность остановить строительство самоходок еще на первой сотне. Малое количество построенных боевых машин, а также некоторое отставание от современных характеристик определило дальнейшую судьбу всей программы. В существующем виде СУ-122-54 не представляли большого интереса для армии. Позже развитие САУ было продолжено, однако теперь применялись новые идеи и решения. Все имевшиеся СУ-122-54, однако были списаны, из-за чего эта бронемашина осталась в отечественной истории в качестве последней принятой на вооружение самоходки с передним расположением рубки.
По материалам:
http://alternathistory.com/
http://kollektsiya.ru/
http://za-cccp.narod.ru/
Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1945-1945 (часть 2). // Бронеколлекция, 2000. №4
topwar.ru
СУ-122М — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2014; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2014; проверки требуют 3 правки. Перейти к навигации Перейти к поискуСУ-122М | |
---|---|
СУ-122М | |
Классификация | Самоходная гаубица |
Боевая масса, т | 31,43..32,00 |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | |
Годы разработки | 1943 |
Годы производства | 1943 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6100 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 6537 |
Ширина, мм | 3000 |
Высота, мм | 2335 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | |
Тип брони | противоснарядная |
Лоб корпуса, мм/град. | 45 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 122-мм У-11 |
Тип |
ru.wikipedia.org
СУ-122-54 (Объект 600) » Военное обозрение
Самоходная артиллерийская установка (САУ) – самодвижущее артиллерийское орудие, которое способно выполнять огневые задачи артиллерии как с закрытых, так и с открытых огневых позиций.После коренного перелома в Великой Отечественной войне самоходные орудия стали появляться во всех воюющих армиях. В Красной Армии появились самоходки СУ-100 и ИСУ-152 с фронтальным расположением боевого отсека. Преимущества создания такой техники имеет свои преимущества – практически без трансформации, только с перестановкой более мощной пушки получить готовую боевую технику. Недостаток тоже имелся. Модернизированное орудие сильно уменьшало ходовые качества из-за длины ствола, создавая при этом и другие неудобства.
СУ ИСУ-122 на шасси тяжелого танка ИС отлично показала себя в боях с танковыми подразделениями противника. Поэтому в 1949 году было принято решение внедрить новую 122-мм СУ на базе Т-54. Проект был утвержден в январе 1950 года , а через 4 года СУ-122-54, была принята на вооружение ВС СССР.
122-мм пушка Д-49 (модернизированная Д-25Т) эжекторного типа конструктивно устроена в бронированном боевом отделении во фронтальной части СУ. Броневые листы рубки имели углы наклона, из-за которых бронебойные снаряды не имели возможности нанести существенный вред СУ.
Создание СУ 122-54
Новая самоходка СУ-122 проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Данная боевая машина была изготовлена в Омске в 1949 г. на основе ходовой части среднего танка Т-54 в КБ И.С. Бушнева. Работа по созданию этого изделия получила кодовое обозначение «Объект 600». Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин. На вооружение в ВС СССР изделие поступило в 1954 г. и выпускалась в серию в Омске в 1955–57 гг. С конвейера сошло 77 боевых машин.
Устройство СУ 122-54
СУ-122 классифицировалась, как «закрытая» самоходка. Отсек управления было соединен с боевым отсеком. В боевом отсеке находились командир САУ и весь расчет в количестве 4 человек. Пушка Д-49 по пробиваемости брони приравнивалась к пушке тяжелого танка ИС-3, которые имели углы возвышения и поворота орудия 16 градусов. Для стрельбы с закрытых огневых позиций орудие было снабжено прицел с оптической панорамой, а для стрельбы прямой наводкой — прицел — телескоп. На командирской башне был установлен дальномер ТКД — 0, 9 с базой 900 мм. Возимая часть боекомплекта представлена 35 выстрелов раздельно-гильзового типа, а для облегчения заряжания снарядов использовался досыльник электромеханического типа. С пушкой в «спарке» находится 14,5-мм пулемет КПВТ с пневмосистемой перезарядки, второй пулемет КПВТ использовался в качестве средства ПВО. Боекомплект пулеметов был рассчитан на 600 патронов. Силовая отсек, трансмиссия и база были взяты у танка Т-54. В системе запуска двигателя впервые был применен компрессор АК-150В. Конфигуpация внутpенних баков для топлива стала другой, уменьшилось с трех до двух количество наружных баков для топлива.
Ствольная часть 122-мм пушки Д-49 включала в себя ствол — моноблок, дульный тормоз (впервые примененный на САУ)), эжектора и казенник, закрепленный на моноблок винтовым соединением.
Затвор с горизонтальным клином оснащен полуавтоматикой Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м.
Противооткатное устройство состояло из гидравлической откатной части и накатника гидропневматического типа, чьи цилиндры имени жесткое соединение с люлькой и при производстве выстрела сохраняли неподвижность.
Боекомплект орудия состоит из осколочно-фугасных гранат ОФ-471, бронебойных снарядов Бр-471 и Бр-471Б. Кроме них, применялись гранаты от гаубиц М-30 образца 1938 г.в. и Д-30 образца 1960 г.
СУ-122-54 в «серию» выходил до середины 50-х годов , так как появилось первое поколение ПТУРС, и изменились классические подходы в армиях многих стран, да и у нас в стране. Многие теоретики – тактики полагали, что с приходом в семейство противотанковых средств ПТУРС изменится и конструктивный подход к созданию боевых машин, их будут делать маневренными и легкими.
Да и более современные танки, созданные в начале 60-х годов, стали более универсальными, чем их прототипы 40-50-х годов. Они стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение. Соответственно, необходимость в самоходках отпала.
Тактико-технические характеристики 122-мм СУ-122-54
Боевой вес, т -35,7
Экипаж, чеп.- 5
Габаритные размеры, мм:
длина с орудием — 9970
длина корпуса — 6000
ширина — 3270
высота — 2060
клиренс, мм — 425
Бронирование, мм’
лоб — 100
борт — 80
корма — 45
рубка — 100
крыша, днище — 20
Вооружение 122-мм пушка Д-49, два 14.5-мм пулемёта КПВТ
Боекомплект 35 снарядов
Скорострельностъ, выстр./мин — 5
Двигатель В-54. дизель, мощность 382 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа — 0,079
Максимальная скорость, км/ч — 48
topwar.ru
СУ-122-44 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 сентября 2016; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 сентября 2016; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поискуСУ-122-44 | |
---|---|
СУ-122-44 | |
Классификация | штурмовое орудие / истребитель танков |
Боевая масса, т | 32,8 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Производитель | |
Годы разработки | 1944 |
Количество выпущенных, шт. | 0 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6070 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9140 |
Ширина, мм | 3100 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 430 |
Бронирование | |
Тип брони | противоснарядная |
Лоб корпуса, мм/град. | 90 |
Борт корпуса, мм/град. |
ru.wikipedia.org