Сунна — это… Мусульманское священное предание
Каждый народ имеет собственную религию, но предполагает единую концепцию. Поэтому нельзя с уверенностью разделять людей по религиозному принципу. Но вот те, кто исповедует ислам, чтят священное предание, которое по сути является изложением жизни пророка Мухаммада.
Его поступки служат образцом добродетели и берутся за основу пути истинного мусульманина. Кажется, что это добрая сказка, но данный образ богат скрытым смыслом, благодаря которому учение заходит в душу.
Ислам и его отличия от христианства
В Коране, священной книге мусульман, сказано, что надо чтить Единого Бога, того, кто выше нас всех, того, кто может одарить и наказать, того, кто в своё время посылал истину Иисусу, Исмаилу, Моисею и Аврааму. Основателем религии стал Мухаммад, пророк, которого ставят выше прочих. В основе веры — поклонение Аллаху и Мухаммаду. Мусульмане верят, что Аллах выше простого человека, его поступки являются эталоном и жить по законам Аллаха — есть высшая благодать, так как после смерти правоверного мусульманина ждут райские сады с неземными блаженствами. В исламе пять основных столпов веры. Это её объявление, ежедневная молитва, благотворительность, пост, паломничество в святой город Мекку.
Молитва у мусульман может совершаться как самостоятельно, так и под руководством более религиозного человека.
Что такое сунна?
Это и есть то самое предание о жизни Пророка. Для каждой мусульманской общины сунна — основное учение о жизни. После Корана это второй источник права, вбирающий в себя все поступки Пророка, его слова и мысли. До определённого времени сунна — это устно передаваемые слова, потом фиксируемые в виде хадисов. Между ней и Кораном тесная связь, но есть несколько минимальных отличий. Всё-таки сунна являет собой особого рода инструкцию, потому религиозному человеку проще и понятнее следовать ей. Коран вызывает большее благоговение и служит для осознания греховности своей. Кстати, есть своего рода критерий для исламских правоведов — знание сунны, без которого их мнение не будет авторитетным.
Власть сунны
После того как умер Мухаммад, основавший ислам, сунна позволила разобраться с множеством вопросов о жизни общины и Халифата.
Но надо сказать, что значимость этой вещи никогда не умалялась, а с девятого века её почитали уже почти наравне с Кораном. Получилось, что сунна — это нарицательное наименование, так как иногда имеют в виду сунну Аллаха, коей является Коран, а иногда — Пророка. Порой это желательные поступки, а в ряде стран таким словом обозначается обряд обрезания — хитан.
Для частной жизни
Даже самый религиозный народ не может проводить всё время в молитвах, хотя в этом отношении мусульмане далеко впереди всей планеты, ведь они молятся пять раз в день. Сверх обязательных может быть совершён намаз по сунне. За его невыполнение не будет наказания в отличие от обязательных молитв, но и вознаграждения никто никакого не ждёт. По крайней мере, материального. Ценность такого намаза — в очищении от грехов, исправлении погрешностей обязательной молитвы. Мусульмане верят, что Аллах считает все намазы и может наказать за недостаточное количество.
Во время такого общения с Аллахом человек сосредоточивается на своих мыслях, уходит от бренности окружающего мира и может выразить свои эмоции. Не зря сунна является сборником правил и житейских мудростей, почерпнутых из деяний Пророка. Она позволяет понять Пророка, его отношение к Корану и проникнуться его верой. Такая молитва исходит от сердца, а не от разума.
Люди сунны
Есть даже крупная ветвь религии ислам — суннизм. Люди сунны тщательно следуют путём Пророка, берут его поступки за эталон и руководство к жизни. Среди представителей этого движения есть различия в правилах юридических решений, праздниках и отношении к иноверцам. Условно насчитывается более одного миллиарда суннитов, то есть 90 % всех правоверных мусульман. Это священное предание чтят все течения как важнейший источник веры после Корана.
Само предание называют хадис. Также именуют каждое изречение Пророка, коих имеется огромное количество.
Коран и сунна
Богословы разных стран сходятся во мнении, что сунна является лучшим инструментом для толкования священной книги. С арабского языка слово «сунна» переводится как «обычай». То есть в этом сборнике хадисов собрана вся информация о действиях и словах Мухаммада, его жизни и жёнах. Мусульманская мифология имеет поучительный характер, позволяет иносказательно осуждать человеческие грехи, дурные эмоции, злость и дурнословие. По ней Аллах — это высшая сила, имеющая противника — шайтана Иблиса, который единственный из всех ангелов отказался подчиниться созданному Аллахом человеку. Аллах дал человеку волю, но правоверный мусульманин хочет попасть в рай, а потому следует велению Аллаха и старается быть таким же, как Мухаммад (пророк).
Есть много схожестей Библии и Корана. По сути, это вольная трактовка одной истории, когда Адам и Ева превращаются в Адама и Хаву. После ссылки на землю Адам обретает силу в мусульманской общине, где отношения регламентируются шариатом. Последователи ислама должны признавать то, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммада, который является его пророком. Вероотступничество каралось намного жёстче, чем сейчас, за него наказывали смертью.
Когда Пророк умер, его место заняли халифы и в общине произошёл раскол. Близкие родственники тоже претендовали на власть.
Особенности суннизма
Суннитская община участвует в выборе своего главы — халифа, но делает это не посредством личных привязанностей, а на базе признаков принадлежности к данному направлению ислама.
Сам термин «суннизм» оформился очень давно, хотя точной даты нет. По сути это учение о следовании жизненному пути Пророка.
В современном исламе
У мусульман сунна — это сборник норм государственного, уголовного, имущественного и семейного права. Недаром они считают, что в священных книгах можно найти ответы на все возникающие вопросы. А если в книгах нет встреченной ситуации, то значит, и задумываться над этим нет смысла.
Изначально основой всему была сунна Мухаммада, которая включала поступки и высказывания. Хадисы являлись необходимостью, так как божественных установлений Корана было мало для решения ряда вопросов у новых поколений мусульман. Поэтому пришлось углубиться в содержание речей Мухаммада перед современниками. Интересен и сам образ Пророка, вождя и основателя религии. Сначала бедный и всеми гонимый, он не побоялся выступить против своих соплеменников, чем вызвал уважение и трепет мусульман. Такому человеку мог доверять каждый, поэтому учение о Пророке стало символом веры в право, слово Божье, историю и литературу.
Как лечиться по сунне?
Неудивительно, что при наличии руководства к действию по любым жизненным реалиям возможно и лечение по сунне. Многие верующие и сейчас предпочитают отказываться от современных средств и помощи врачей, мотивируя свой отказ тем, что Аллах знает, как и когда должен умирать человек, и потому пошлёт средство излечения. Лечение по сунне иначе зовётся медициной Пророка. В основе лежат коранические аяты или пророческие хадисы. К лечению принято относить всё, что описывал Пророк в ответ на вопросы своих сподвижников об избавлении от недугов. Медицина Пророка касается не только непосредственно здоровья человека, но и принимаемой пищи, питья, жилья и даже вопросов женитьбы. Это не говорит о том, что врачей мусульмане не признают, но по возможности стараются лечиться натуральными травами и средствами, игнорируя химические препараты.
При составлении сборников хадисов учёные создавали целые разделы для медицины, чтобы разбить высказывания по темам. Первым это сделал имам Малик в сборнике «Аль-Мувата», а уже за ним последовали имам аль-Бухари, имам Муслим и другие. О медицине Пророка составил отдельную книгу Али ар-Риза ибн Муса аль-Казим. Это был краткий трактат. А вот книгу «Пророческая медицина» написал аль-Малик ибн Хабиб аль-Андулуси, которого также называли алим Андалусии. Это первый труд с подразделами. Пророк говорил, что Аллах не посылал болезни без лечения, и единственный недуг, к которому нет противоядия, — это смерть. То есть хадисы побуждают к лечению и призывают к поиску новых лекарств. Пророк и его досточтимая семья следовали заветам Аллаха и принимали лекарства и пили травяные чаи, чтобы предотвратить болезни. И сейчас можно найти на арабских рынках травы, листовой чай и специи, которые пробуждают тонус, прогоняют насморк и снимают боли при менструациях. То есть все лекарства рядом, стоит только захотеть их найти.
fb.ru
Что такое сунна в исламе?
Практически каждая современная религия опирается на определенный набор священных текстов, авторство которых приписывается пророкам и их ближайшим последователям.
Часть таких текстов считается божественными откровениями, записанными со слов пророков, избранных богом посредниками между собой и остальным человечеством, другие тексты представляют собой так называемые «жития святых»: описания жизни и деятельности пророков, праведников, мучеников и т. д.
Священные тексты современных мировых религий канонизированы — то есть приведены к определенным стандартам, любые изменения или дополнения которых считаются ересью и строго осуждается официальными религиозными конфессиями.
Что такое сунна?
Главным священным текстом в исламе является Коран; считается, что сам Аллах продиктовал его пророку Мухаммаду — основателю и идейному вдохновителю ислама, после чего текст был записан со слов пророка его ближайшими сподвижниками. Вторым по значимости священным преданием у мусульман считается сунна (в переводе с арабского «обычай, пример»), представляющая собой жизнеописание пророка. Сунна имеет огромное значение для каждого мусульманина, она представляет собой нерушимый эталон, на основании которого в исламском мире решается большинство не только религиозных, но и этических, практических, а также юридических вопросов.
Сунна включает в себя описание поступков, высказываний и невысказанного одобрения пророка Мухаммада. Изначально сунна устно передавалась сподвижниками пророка — так называемыми сахабами — их ученикам, которые передавали ее своим ученикам и так далее по цепочке; затем она была письменно зафиксирована в виде хадисов — отдельных преданий о жизни, словах и поступках пророка.
Сунна имеет тесную связь с Кораном, она объясняет и дополняет его. Следование сунне пророка Мухаммада является одной из важнейших жизненных задач для каждого мусульманина.
Чем сунна отличается от Корана?
Наряду с Кораном сунна регламентирует все аспекты жизни мусульман, являясь непререкаемо авторитетным источником религиозных и нравственных норм, принятых в исламе. В совокупности сунна и Коран составляют основу, на которую опирается так называемый шариат — свод правил, детально регламентирующих поведение мусульманина. Принципиальное различие между Кораном и сунной заключается в том, что текст Корана считается откровением самого Аллаха, а сунна описывает слова и поступки пророка Мухаммада.
Слово «сунна» может иметь в исламе несколько значений. Сунной называют не только священное предание, но и поступки, соответствующие приведенным в нем примерам. В некоторых исламских странах этим словом называют также обряд обрезания.
Из чего состоит сунна?
Сунну составляют так называемые хадисы — предания, устно переданные по цепочке через своих учеников сподвижниками пророка. В VIII-IX веках хадисы были записаны и объединены в сборники. На сегодняшний день существует шесть сборников хадисов, признаваемых большинством исламских духовных авторитетов.
Каждый хадис состоит из двух составных частей, которые называются иснад и матн. Иснад представляет собой описание цепочки людей, участвовавших в устной передаче хадиса. Матн содержит непосредственное описание того, что сделал, сказал или молчаливо одобрил пророк Мухаммад.
Значение сунны для мусульман
Для мусульманина сунна представляет собой авторитетное руководство как в духовных, так и в практических вопросах. Неуклонное и беспрекословное следование сунне считается безусловной добродетелью.
Сунна разъясняет и детализирует общие положения Корана, помогая применять учение Аллаха и пророка Мухаммада к самым разнообразным проявлениям повседневной жизни мусульманина. В исламских странах обучение сунне является неотъемлемой частью религиозного воспитания.
www.mnogo-otvetov.ru
Что означает слово «сунна»?
Прежде чем изучать сунну, необходимо узнать, что же означает это слово. Во-первых, слово «сунна» взаимозаменяемо со словом «хадис». Если быть более точными, понятие «хадис» имеет более конкретное значение, тогда как «сунна» – понятие более общее.
В арабском языке слово «хадис» означает «слово», «фраза». Следовательно, под словом «хадис» подразумевается и понимается то, что говорил Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
Ученого, занимающегося наукой о хадисах, мы называем мухаддисом. Мухаддисы – это ученые, которые выясняют, как и через кого был передан и доведен до них хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Для осуществления этого чрезвычайно ответственного дела они избрали максимально точные и достоверные методы. Данные принципы и научные методы стали основой для гуманитарных наук в истории человечества.
Слово «сунна» в арабском языке означает духовный путь («тарикатун»). Под выражением «сунна такого-то человека» подразумевается его жизненный путь. Исходя из этого, под сунной Пророка следует понимать его жизненный путь, его тарикат.
В терминологии мухаддисов сунна разъясняется следующим образом:
«Сведения о высказываниях, действиях, одобрении (согласии), внешних и нравственных качествах, биографии Пророка саллаллаху алайхи васаллам называются «сунна».
Данное толкование свидетельствует о том, что «сунна» включает в себя несколько различных составляющих, сохранившихся в качестве наследия нашего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и переданных достоверными источниками, а также разъясняет, почему сборник этих сведений называется сунной. Приведем по одному примеру к каждой из упомянутых составляющих.
1. «Высказывания» – включают в себя сказанное нашим Пророком саллаллаху алайхи васаллам в различных ситуациях и отношениях.
К примеру, он сказал: «Поистине, деяния связаны с намерениями».
Люди, которые услышали эти благословенные слова, передавали их другим как особую ценность. Таким образом, они передавались от поколения к поколению и доходили до ученого мухаддиса. Только после проверки их научным методом, удостоверившись в том, что они являются хадисом, он включал их в свой сборник. Это называется «словесной сунной» (ас-сунна ал-кавлийя).
2. Под «действиями» понимаются такие действия и поступки Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как совершение омовения, намаза, хаджа и другие. Те, кто видел подобные деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам, рассказывали и показывали это остальным. Так, подобные сведения доходили до ученого мухаддиса и становились примером того, что делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Это называется «практической сунной» (ас-сунна ал-фиълийя).
3. «Одобрение» – означает одобрение (или молчаливое согласие) чего-либо, подтверждение правильности этого. С точки зрения сунны здесь подразумевается одобрение Пророком саллаллаху алайхи васаллам каких-либо действий, совершенных его благочестивыми сподвижниками.
К примеру, Халид ибн Валид радияллаху анху был предводителем группы воинов, направленных Пророком саллаллаху алайхи васаллам. В месте, куда они прибыли, он оказался в состоянии джунуб (при котором необходимо совершение полного омовения – гусл). Однако из-за холода он совершил не гусл, а таяммум (омовение песком), после чего совершил намаз.
Бывшие с ним рассказали об этом Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам одобрил поступок Халида ибн Валида радияллаху анху. Одобрение может быть выражено либо словесным одобрением, либо молчаливым согласием. Это называется «сунной одобрения» (ас-сунна ат-такририйя).
4. Под сунной «внешности» имеется в виду внешность Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Люди, видевшие Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подробно описали его рост, фигуру, телосложение, волосы, глаза и другие части тела. Эти сведения также дошли в виде преданий до мухаддисов, а благодаря им – до исламской уммы. К примеру, книга имама Тирмизи «Шамаили Мухаммадийя» целиком посвящена именно этой теме. Все наши мухаддисы, даже если и не писали об этом отдельных книг, сохранили в преданиях дошедшие до них хадисы об этом.
5. «Морально-нравственные качества». Почтенные сподвижники также оставили предания о таких нравственных достоинствах Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как терпеливость, мягкость, отважность, щедрость и о многих других. Сведения об этом также являются сунной.
6. «Биография». Благословенная жизнь нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, его биография с момента рождения вплоть до возвращения к Господу, сохранены в преданиях с чрезвычайной ясностью и подробностями. Собрание преданий такого вида также называется «сийра».
Всесторонне и глубоко изучив каждую информацию по этим шести вопросам, ученые мухаддисы собрали и включили их в свои сборники.
Из этого следует, что сунна является очень важным источником для Ислама и мусульман. Поскольку она включает в себя высказывания, действия, одобрения, описание внешних и нравственных качеств, а также биографические сведения о Пророке Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам – почтеннейшем человеке, показавшем пример полноценного применения в своей жизни последней и совершенной религии Всевышнего Аллаха.
Методам применения в жизни Божественного, вечного и чудодейственного Руководства – Священного Куръана – мы также учимся из сунны. Поскольку именно Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам получил, довел до людей и показал, как применять в жизни принципы Священного Куръана.
Из сунны мы также учимся толкованию Священного Куръана, поскольку первым и главным толкователем Куръана был Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Ниспосланные ему аяты он читал окружавшим его людям и при необходимости разъяснял их смысл. Очень многие сподвижники спрашивали у Пророка саллаллаху алайхи васаллам о непонятных им местах. Все это тоже передано в хадисах.
В сунне мы также находим подробности и описания тех требований, которые в общем виде определены Священным Куръаном как главным руководством. Например, в Куръане Всевышний Аллах повелел совершать намаз. Однако о том, как следует это делать, подробно рассказал и показал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Подобно этому, в Куръане предписано обязательство давать закáта. В сунне же разъяснено, с какого имущества, в каком количестве и как следует отдавать закáт.
Точно так же очень много законов шариата закреплены сунной на основе упомянутых в Куръане общих указаний и правил. Следовательно, сунна в исламском шариате является вторым источником после Священного Куръана. Это не просто мнение, возникшее в результате сравнения или размышлений. О том, что сунна является вторым источником в исламском шариате, сказано Всевышним Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам, и на протяжении веков мусульмане единодушно следуют этому.
Во многих аятах Священного Куръана Всевышний Аллах повелевает правоверным подчиняться в первую очередь Себе, а затем – Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому в Священном Куръане неоднократно повторяется следующий аят:
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику».
Подчинение Аллаху происходит в результате подчинения Куръану. Подчинение же Пророку саллаллаху алайхи васаллам при его жизни происходило в форме повиновения непосредственно ему, а после его смерти продолжается путем следования его сунне.
Следует отметить, что подчинение Аллаху и подчинение Пророку – это не два разных понятия, поскольку и Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда и во всем полностью подчинялся Аллаху. Он не требовал ничего, кроме подчинения Аллаху. Речь идет о подчинении требованиям Аллаха, указанным непосредственно в Куръане, и о подчинении требованиям Пророка саллаллаху алайхи васаллам, отраженным в его сунне. С точки зрения словесности и смысла, Священный Куръан – это вахий, ниспосланный Аллахом Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Вахий – это негласное и быстрое доведение Аллахом определенной информации до пророков. Аллах доводит до сердца Пророка алайхиссалам определенное сообщение, а Пророк сразу поймет, что это от Аллаха.
Что касается сунны, т.е. хадисов – то это вахий, смысл которых от Аллаха, а слова – от Пророка. В хадисах о религии, шариате и других подобных вопросах Пророк саллаллаху алайхи васаллам передавал не свои личные мысли, а выраженные его словами вахий Аллаха. Характеризуя благочестивого Пророка саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний Аллах сказал:
«И не говорит по прихоти. Это – ни что иное, как вахий, что ниспосылается».
Следовательно, каждое слово Пророка саллаллаху алайхи васаллам о религии, набожности, шариате – это вахий Аллаха. Он говорил не то, что вздумается, и уже это обстоятельство свидетельствует о том, что сунна является вторым источником шариата.
Всевышний Аллах Сам открыто сказал в Священном Куръане, что без подчинения нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам, не следуя его указаниям, нельзя считать себя правоверным мусульманином.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, потом не найдут в самих себе затруднения от того, что ты решил, и подчинятся полностью» (аят 65).
Согласно этому, правоверные в решении каждой возникающей в их жизни проблемы должны руководствоваться указаниями Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его сунной. Его указания они должны исполнять без каких-либо душевных сомнений, полностью подчиняясь им. В противном случае они не имеют никаких прав считаться правоверными. Это является очень весомым аргументом того, что сунна в шариате – это второй источник после Куръана.
В Священном Куръане очень много аятов с таким смыслом. Все они подтверждают значение сунны в шариате Ислама. Об этом неоднократно говорил и сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Так, в одном из хадисов он сказал:
«Я оставил вам две вещи. Если вы будете строго следовать им, то никогда не ошибетесь. Это Книга Аллаха и моя сунна».
В многочисленных хадисах аналогичного содержания упоминание Пророком саллаллаху алайхи васаллам сначала Куръана, а затем сунны, следует понимать как указание на то, что сунна является вторым после Куръана источником шариата.
Для более полного понимания этого рассмотрим один хадис, который передали имам Ахмад, имам Абу Давуд, имам Тирмизи, имам Дарими, имам Байхаки, имам Ибн Саъд и имам Ибн Абдул Барр.
Отправляя из числа сподвижников Муъаза ибн Джабала своим представителем в Йемен, Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его:
«Как ты поступишь, если тебе придется принимать решение?»
Он ответил: «Я приму решение в соответствии с Книгой Аллаха».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Если же в Книге Аллаха не будет того, что нужно?»
Он сказал: «В соответствии с сунной Посланника Аллаха».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Если же и в сунне Посланника Аллаха не будет того, что нужно?»
Он сказал: «Тогда я прибегну к иджтихаду своим умом. Но не сдамся».
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам похлопал его по груди и сказал: «Хвала Аллаху, удостоившему посланника Посланника Аллаха чести довольства Аллаха и Посланника Аллаха», – и очень обрадовался».
Из этого хадиса совершенно ясно видно, что там, где нет Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, правоверные должны следовать сначала согласно Куръану, а затем – сунне.
Следуя этим аятам и хадисам, исламская умма, начиная с того времени, когда Аллах осветил мир нашей религией, вплоть до сегодняшних дней единогласно признает сунну вторым после Куръана источником. С этим могут быть не согласны только те, кто заблуждается и не отличается здравомыслием.
Чья же сунна может быть таковой, если не сунна пророка, избранного Самим Всевышним Аллахом? Несомненно, каждый здравомыслящий человек ответит на этот вопрос, что это сунна Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Итак, мы изучили словарное и терминологическое значения слова «сунна», привели соответствующие примеры. Помимо этого, основываясь на конкретных доказательствах, убедились в том, что сунна является вторым после Куръана источником исламского шариата.
(Из «Введения» серии «Хадисы и Жизнь»)
www.islam.uz
Что такое сунна. Степени достоверности хадисов
Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).
Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.
О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры «Женщины» гласит:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)
В 80 аяте этой же суры сказано:
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)
В суре «Собрание» говорится следующее:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании» (59:7)
Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне – обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.
По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:
1. Сунна муаккада
Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан.
2. Сунна гайри муаккада
Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).
3. Сунна заваид
К этой категории относятся действия, которые совершал Пророк (с.г.в.) и которые присущи многим людям. Сюда можно отнести прием пищи или ношение одежды.
Место хадисов в исламе
Основной единицей сунны является хадис. Хадис – это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.
Хадис состоит из двух составляющих: санад – цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн – текст самого хадиса.
По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:
1. Достоверные хадисы (сахих)
Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:
а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;
б) абсолютная точность при передаче хадиса;
В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.
Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.
В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».
Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.
2. Хорошие хадисы (хасан)
Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.
3. Слабые хадисы (мадруд)
Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.
4. Выдуманные хадисы (мавдуа)
К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.
Фото Айсылу Ахмадиевой
www.islam.global
Сунна | islam.ru
Что такое Сунна?
Ответ: Всевышний Аллах послал любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в качестве милости для всех миров и сделал его для человечества и джиннов образцом для подражания во всем, что связано с дольним миром, миром вечным и с религией. В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб», аят 21).
Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Все это вместе взятое является Сунной.
То есть Сунна – это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного)».
Сунна – это путь, указанный Пророком (мир ему и благословение), его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк (мир ему и благословение) посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха) соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием Сунне Пророка (мир ему и благословение).
Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком (мир ему и благословение), повинуйтесь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), для вас в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы верующие следовали пути, указанному Пророком (мир ему и благословение), подражали всему, что пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В этом состоит общий смысл слова «Сунна».
Шариатские ученые придают понятию «Сунна» еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях», а после еды – «Аль-хамду лиллях» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Однако, согласно Шариату, того, кто постоянно из лени не соблюдает Сунну, не принимают в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает Сунну всерьез, к примеру, говоря, зачем ее соблюдать, ведь ничего плохого не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить Сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого!
Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают про Сунну, что ее можно и не соблюдать.
Имам Аш-Ша‘арани также пишет, что за каждую сунну в Раю предназначен отдельный уровень. Тому, кто, считая Сунну необязательной для соблюдения, не выполнял ее, в Раю (если он попадет туда) покажут степень, которую бы он получил за следование Сунне, и потом скажут: теперь эту степень можно и не давать тебе».
Непросто соблюдать все сунны, которые мы получили от Пророка (мир ему и благословение). Но из-за того, что не удается соблюдать их все, нельзя ими пренебрегать. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка (мир ему и благословение).
Насколько ты стараешься соблюдать Сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо это является признаком твоей любви к ним. И настолько же Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) любят тебя, настолько ты приблизишься к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в Судный день, и, наконец, настолько же ты обретешь счастье в обоих мирах.
Сунна – это путь Пророка (мир ему и благословение). Поэтому исполнение того, что он велел делать, будь то обязательное (фарз) или желательное (сунна), и отдаление от того, что он запретил, будь то греховное (харам) или неодобряемое (караха), — все входит в понятие «Сунна». Ибо все, что Пророк (мир ему и благословение) велит нам, направлено на благо человечества.
Если мы будем следовать Сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) является обязанностью каждого верующего».
Что бы ни сказал или сделал Пророк (мир ему и благословение), мы должны следовать ему во всем, даже не задавая вопросов: почему, зачем и т.п. Не может быть в Сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Причины некоторых поступков Пророка (мир ему и благословение) нам понятны, другие его действия могут объяснить только ученые-алимы, бывают и такие, которых не понимают алимы явных, шариатских наук, но понимают ‘арифуны (познавшие Аллаха), есть и такие, которые постиг только сам любимый наш Пророк (мир ему и благословение).
Но независимо от того, понимаем мы или нет, нам необходимо не мешкая исполнять его Сунну. Так велит нам Всевышний Аллах. В священном Коране говорится (смысл): «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (Сура «Аль-Хашр», аят 7). Поэтому мы должны безоговорочно принять то, что мы получили от него, и следовать ему. Он ничего не сказал и не велел ради прихотей своего тела. В священном Коране говорится (смысл): «И речь ведет он не по прихоти своей, его речь лишь откровение (вахью) Аллаха, внушенное ему» (Сура «Ан-Наджм», аят 3). Поэтому тот, кто следует Сунне нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), будет счастлив и в личной, и в общественной жизни.
www.islam.ru
Сунна — источник мусульманского вероучения и права
Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права. Арабское слово сунна означает «образ», «дорога», «жизненный путь».
В Шариате слово сунна имеет различные определения. В законоведении (фикх) Сунной называются предписания, не обязательные для выполнения, а только желательные. Это совокупность преданий обо всех словах и поступках, которые Пророк (мир ему и благословение) совершал сам или одобрял, а также его нравственные и внешние качества, которыми он отличался.
Сунна Пророка (мир ему и благословение) дошла до нас в хадисах, которые на более позднем этапе были собраны в своды. Благодаря этому учёным удаётся проследить во всех деталях пророческую деятельность Мухаммада (мир ему и благословение) и становления мусульманского права, выяснить обстоятельства ниспослания аятов, а также воссоздать верный образ доисламского и раннеисламского обществ Аравии.
Важность Сунны во многом обусловлена тем, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сам тщательно соблюдал ниспосланные Аллахом предписания. Он не ставил себя выше Закона и явил собой образец для подражания во всем.
Проанализировав эволюцию общественно-политических и религиозных взглядов Пророка (мир ему и благословение), учёные вывели основные принципы Шариата, позволяющие находить баланс между законами религиозного учения и развитием общества. Шариату свойственна универсальность и гибкость, благодаря чему истинные мусульманские учёные имеют возможность адекватно реагировать на вызовы времени, принимая в расчёт достижения цивилизации.
Значение Сунны для понимания Корана. Смысл некоторых коранических аятов, касающихся основных вопросов мусульманского вероучения, морали и права, доступен и понятен каждому, кто хорошо знает арабский язык. Однако множество аятов нуждаются в разъяснении и конкретизации, и важнейшим источником для правильного понимания Корана является Сунна. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, я оставляю вам то, с чем вы не впадёте в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это — Писание Аллаха и моя Сунна». Учёные приложили массу стараний для сохранения комментариев Пророка (мир ему и благословение) к аятам, поскольку без них Коран было бы трудно истолковать.
Одни хадисы совпадают по смыслу с аятами Корана и подтверждают их, а другие – объясняют и дополняют Коран. Разъяснения Пророка (мир ему и благословение) содержат указания на одно или несколько возможных толкований аята, устанавливают качественные или количественные характеристики предписаний. Например, когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности и следуют прямым путём» (сура «Аль-Анам», аят 82), сподвижники поняли под несправедливостью любой недобрый поступок. Они решили, что если человек хоть иногда совершает проступки и грехи, то его нельзя причислить к тем, кто следует прямым путём. Это сильно опечалило их, но Пророк (мир ему и благословение) разъяснил, что под несправедливостью здесь подразумевается многобожие и приобщение Аллаху сотоварищей. При этом он сослался на другой аят: «Многобожие — великая несправедливость» (сура «Лукман», аят 13).
Пророк (мир ему и благословение) показывал, как следует выполнять повеления Аллаха, касающиеся совершения намаза, паломничества и прочих обрядов, поскольку в Коране все эти повеления изложены сжато.
Одна из важнейших функций Сунны — удержание мусульман от крайностей, излишеств и заблуждений, причиной которых может стать неправильное истолкование Священного Корана. В Писании Аллаха сообщается, что Ислам — религия умеренности. Это прямой путь между двумя крайностями: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура «Ан-Ниса», аят 143). Это значит, что только умеренный во взглядах, избегающий крайностей мусульманин является справедливым.
В другом месте подчёркивается, что мусульманин должен избегать чрезмерности даже в поклонении и служении Всевышнему: «Не проявляйте чрезмерности, переходя границы в вашей религии» (сура «Ан-Ниса», аят 171). А в достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь чрезмерности, потому что именно чрезмерность погубила ваших предшественников». Это объясняется тем, что если человек проявляет излишнее усердие в одном, то неизбежно делает упущения в чём-то другом.
В этой связи практика Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является превосходным примером того, как мусульманин должен совмещать служение Аллаху с выполнением семейных, общественных и прочих обязанностей. Сунна изобилует хадисами о том, как Пророк (мир ему и благословение) разъяснял людям пагубность чрезмерности и излишества в одежде, еде, праздных развлечениях и даже в поклонении Аллаху и в призыве к добрым делам.
Однажды видный сподвижник Салман аль-Фариси пришёл навестить Абу ад-Дарду. Увидев его жену в изношенной одежде, он спросил: «Что с тобой?». Она ответила: «Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в этом мире». Когда Абу ад-Дарда принёс ему угощение, Салман сказал: «Поешь». Тот ответил: «Я держу пост». Салман сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!». Он прервал пост и поел, а Салман решил остаться у них на ночь. Посреди ночи Абу ад-Дарда хотел встать на намаз, но Салман сказал ему: «Спи». Через некоторое время он снова захотел встать, и Салман снова сказал: «Спи». А в конце ночи Салман сказал: «Теперь вставай», — и они вместе помолились. Потом Салман сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у твоего тела есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом должное!». Когда Абу ад-Дарда рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение), тот сказал: «Салман прав».
Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) услышал, что некоторые люди изъявили желание непрерывно поститься, молиться всю ночь и отказаться от семейной жизни, он запретил им поступать так и сказал: «Не относится к нам тот, кто отказывается от моей Сунны».
Изучение Сунны и следование ей помогает мусульманам занять достойное место в любом обществе, независимо от его устоев и культурных особенностей. Взвешенный, объективный подход к пониманию Корана и мусульманской традиции позволяет наладить диалог со всеми социальными группами и религиозными конфессиями, эффективно реализовывать свои возможности, способствовать укреплению и развитию того общества, в котором они проживают.
islamdag.ru
Ислам для всех! — Что такое сунна?
В арабском языке слово «сунна» (вне какого-либо религиозного контекста) означает способ или метод, которые могут быть положительными или отрицательными. Это слово произошло от «санан», что по-арабски значит «дорога, путь».
Это значение упоминается в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который гласит:
«Кто установит в Исламе хорошую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишутся вознаграждения тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая вознаграждение совершившего этот поступок. А тот, кто установит в Исламе плохую сунну (обычай, путь), которым будут пользоваться после него, то ему запишется бремя греха тех, кто это сделал, нисколько не уменьшая ответственность совершившего этот поступок» (Муслим).
Однако определение сунны может быть различным, в зависимости от области шариата. Например, ученые в области усуль аль-фикх (фундаментальные принципы исламской юриспруденции) определяют сунну как «все, что, согласно преданию, Пророк говорил, делал или одобрял».
Примером того, что он говорил, являются хадисы, относящиеся к разным правилам (ахкамам) в разных контекстах. Например:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» (Бухари, Муслим)
Пример того, что он делал, это то, что мы знаем из сообщений его сподвижников о его делах в области ибады (дела поклонения): то, как он совершал намаз, хадж, как соблюдал пост.
Что касается дозволенного Пророком (мир ему и благословение), это, например, те дела его сподвижников, которые он не комментировал: его молчание означало одобрение.
Так, когда во время похода на Бану Курайза его сподвижники прибегли к иджтихаду (личному суждению), он (мир ему и благословение) сказал:
«Пусть все, кто слышит и повинуется, не совершают намаз аср до прибытия в земли Бану Курайза!» (Бухари, Муслим).
Некоторые сподвижники поняли это так, что Пророк (мир ему и благословение) подразумевает, что им следует отсрочить молитву до прибытия на место. Тогда как другие поняли это так, что им следует поспешить, чтобы успеть совершить намаз аср вовремя. В любом случае Пророк (мир ему и благословенне) не сказал, что кто-либо из них ошибался, и не осудил то, что они делали.
Еще один пример его разрешения, это случай, когда Халид ибн аль-Валид съел ящерицу, которую Посланник (мир ему и благословенне) есть отказался. Некоторые сподвижники удивились и спросили, не харам ли это – есть ящериц. На что Пророк ответил:
«Нет, просто этой (пищи) не было на земле моего народа, и я нахожу, что испытываю к ней отвращение» (Бухари, Муслим).
Сунной также называют «религиозное постановление, основанное на правовом доказательстве из Корана, высказываний Пророка или иджтихаде сподвижников», например, собрание Корана в одну книгу и унификация чтения Корана на основе одного харфа (форма чтения).
Противоположным этому является бидаа (нововведение) в религии, относительно чего Пророк (мир ему и благословение) ясно сказал:
«Следуйте моей сунне и сунне праведных халифов после меня».
Он не сказал «следуйте бидаа», значит нововведения нельзя считать тем же, что сунна. Это можно продемонстрировать с помощью определения, используемого в фикхе, когда один развод называют «сунной» (т.е. разводом, совершенным в соответствии с сунной), а другой «бидаа» (т.е. разводом, совершенным без соответствия сунне).
Эти различия в определении сунны зависят от специализации ученых, так же как и в любой области науки, где допускаются различия в определении.
В целом, сунной можно назвать все, что говорил или делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и что мы должны считать руководством для себя.
Источник: OnIslam.net
islam.plus