Баллистическая ракета подводных лодок Р-39 (РСМ-52)
]]>]]>Ракета Р-39 (см.]]> схему]]>) включает трехступенчатый носитель на твердом топливе, амортизационную ракетно-стартовую систему (АРСС) и боевую ступень ракеты (БСР) с 10-ю боевыми блоками .
Приборный отсек расположен в носовой части ракеты и стыкуется с корпусом ступени разведения с помощью фланцевого стыка, вместе они образуют разделяющуюся головную часть. Приборный отсек состоит из двух герметичных, разделенных промежуточным днищем отсеков: отсек трехстепенного гиростабилизатора с астровизирующим устройством, закрытым сбрасываемым в полете куполом, и отсек приборов системы управления, размещенных на амортизированной раме.
Ступень разведения вмещает до 10 боевых блоков мощностью по 100кт каждый. На ее корпусе смонтирована жидкостная двигательная установка (ЖДУ) разведения, обеспечивающая управление ракетой, при работе 3 ступени и индивидуальное наведение боевых блоков на цели, а также отделяемый двигатель третьей ступени. ЖДУ разведения размещена вокруг двигателя третьей ступени и состоит из многокамерного жидкостного двигателя и топливных баков тороидальной формы. Жидкостный двигатель — двухрежимный, выполнялся по открытой схеме с однократным включением и возможностью многократного переключения с режима на режим. Система управления — инерциальная, оснащена аппаратурой астрокоррекции, что обеспечивает КВО точек падения не хуже 500м при стрельбе на максимальную дальность (см.схему ]]>траектории]]>).
Маршевые двигатели ракеты имеют малое относительное удлинение с минимальными объемами межступенчатых отсеков. Корпуса двигателей изготовлены из композиционного материала методом намотки нитей типа «кокон», снаряжены прочно скрепленными зарядами твердого топлива. Силовая оболочка корпуса ДУ 1 ступени — 3Д65 изготавливалась из высокопрочного органоволокна СВМ, для закладных элементов днища использовался титановый сплав ВТВ-1. В конструкции двигателя первой ступени было применено стационарное сопло с восемью попарно расположенными клапанами вдува газа из-за критического сечения сопла, обеспечивающими управляемость по всем каналам управления. Система «вдува» обеспечила высокие динамические характеристики ракеты. Заряд смесевого топлива с внутренним каналом звездообразной формы разработки НПО «Алтай» обеспечивал программированный спад тяги в течении 17с, что позволяло успешно решить проблему управляемости ракеты перед разделением ступеней. В ДУ 3Д65 были применены и другие конструкторские решения обусловленные спецификой ее применения в составе ракеты морского базирования — полная герметизация ДУ для предотвращения попадания в нее морской воды, предстартовый наддув воздухом внутренней полости двигателя с целью компенсации действующих на наружную поверхность корпуса внешних гидродинамических нагрузок во время старта.
Для минимизации габаритов ракеты Р-39 впервые в практике отечественного ракетостроения для двигателей второй и третьей ступеней использованы сопловые блоки с раздвижными телескопическими раструбами, а также ряд прогрессивных технических решений по системе управления вектором тяги.
На второй ступени, для создания момента вращения в противоположных плоскостях располагались два дополнительных пороховых двигателя (время работы которых равнялось времени работы ступени). Для создания момента вращения они синхронно поворачивались влево/вправо.
Проблема создания минимальной по массе системы управления вектором тяги, в частности, рулевого привода для органов управления занимает важное место в разработке твердотопливных ракет. Для питания рулевого привода у твердотопливных ракет требуется, как правило, автономный источник питания (энергии), поэтому рулевой привод для твердотопливной ракеты тяжелее примерно в 2 раза по сравнению с аналогичным для жидкостной ракеты. Кроме значительной массы и габаритов, усложняющих размещение привода в ограниченных габаритах отсеков ракеты, в системах с традиционными рулевыми машинами существует проблема обеспечения требуемых динамических характеристик звена рулевая машина — сопло, связанная с существенным влиянием на них жесткости элементов конструкции двигателя, самой рулевой машины и рабочего тела, участвующих в кинематической цепи передачи усилия. Проектно-поисковые исследования по совершенствованию системы управления вектором тяги ракеты Р-39 выявили, что наиболее эффективным путем достижения высокого массового совершенства и повышения надежности таких систем является использование многофункциональных энергетических систем, имеющих объединенный источник питания, на базе газогидравлических рулевых машин.
]]>]]>Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты. АРСС обеспечивает амортизацию ракеты, герметизацию полости шахты и безопасность ракеты для подводной лодки, позволяет погружение ракетоносца с открытой крышкой шахты на глубину до 90м. Все силовые элементы ракеты, необходимые при ее эксплуатации на наземных средствах и на корабле, за исключением среднего пояса амортизации, размещённого на МСО-1 (межступенчатый отсек), размещены на АРСС и корпусе хвостового отсека, сбрасываемых на начальном участке траектории после выхода ракеты из воды. Старт ракеты осуществляется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного на днище шахты в сопле двигателя первой ступени. В момент старта специальные пороховые заряды, расположенные на ГГГЗ (газогенераторе газоструйной защиты), создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отрезается удлинённым кумулятивным зарядом, снимается двигателями съёма (3×12) и уводится двигателем увода на безопасное расстояние от подводной лодки. Команда на запуск двигателя первой ступени подается в момент выхода ракеты из шахты. При незапуске двигателя первой ступени после выхода из воды ракета с целью обеспечения безопасности подводной лодки уводится в сторону.
]]>]]>
Старт всего боекомплекта осуществляется залпом. Ракеты могут запускаться с глубины до 55м при волнении моря до 6 баллов, а также из надводного положения.
Новые технические решения, реализованные в ракете:
ракетные двигатели на высокоэнергетическом твердом топливе с использованием новых конструкционных материалов;
система управления, использующая принцип обобщенной астрокоррекции;
высокоскоростные малогабаритные боевые блоки повышенной удельной мощности;
амортизационная ракетно-стартовая система, обеспечивающая хранение, транспортировку и пуск ракеты;
агрегаты наземного технологического оборудования на железнодорожном ходу (с бескрановой перегрузкой ракет) и комплекс средств их погрузки, обеспечивающие безопасность эксплуатации ракет.
rbase.new-factoria.ru
Ракетный комплекс Д-19 с баллистической ракетой Р-39 » Военное обозрение
В начале шестидесятых годов в нашей стране стартовали работы по созданию твердотопливных баллистических ракет с межконтинентальной дальностью полета. К концу десятилетия ракетные войска стратегического назначения получили первый комплекс нового класса. Вскоре стартовала разработка аналогичных систем для размещения на подводных лодках. Были созданы несколько новых комплексов, самым успешным из которых стал Д-19 с ракетой Р-39.Решение о разработке новой ракеты было принято в середине 1971 года. СКБ-385 / КБ машиностроения, возглавляемому В.П. Макеевым, поручили создать новый ракетный комплекс для подводных лодок. Следовало создать трехступенчатую твердотопливную ракету со стартовым весом около 75 т длиной до 15 м. Изделие должно было нести моноблочную или разделяющуюся головную часть (3-5 или 8-10 боезарядов) и доставлять боевые блоки на расстояние до 10 тыс. км. Проект нового ракетного комплекса получил обозначение Д-19 и шифр «Тайфун». Ракету обозначили как Р-39.
Примерно за год конструкторское бюро выполнило разработку аванпроекта нового комплекса. На этом этапе были определены основные особенности перспективного комплекса, которые в дальнейшем были доведены до применения в окончательном проекте. Была сформирована общая архитектура изделия и определены методы старта. Также инженеры выполнили выбор основных агрегатов будущей ракеты. Было предложено перевозить ракету на носителе при помощи амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС) и выполнять запуск без заполнения пусковой шахты. Кроме того, аванпроект подразумевал применение стартового двигателя, помещаемого на сопле маршевой силовой установки первой ступени.
Ракета Р-39 во время погрузки на подлодку. Фото Rbase.new-factoria.ru
16 сентября 1973 года Совмин СССР постановил начать разработку технического проекта ракетного комплекса Д-19 / Р-39. Головным разработчиком проекта назначили КБ Машиностроения. Также к проекту привлекли смежные организации. В частности, разработку твердотопливного двигателя первой ступени поручили КБ «Южное» и НПО «Алтай». Сентябрьским постановлением также задавалась разработка перспективной атомной подводной лодки проекта 941, которой предстояло стать носителем новых ракет.
Эскизный проект комплекса Д-19 был завершен к концу 1974 года. К этому времени в проект были внесены некоторые изменения, оказавшие определенное влияние на облик ракеты. В частности, за счет изменения компоновки и состава агрегатов погрузочная масса изделия (с учетом АРСС, стартовых систем и т.д.) выросла до 90 т. Эскизным проектом подразумевались несколько вариантов боевого оснащения, с несением от одной до десяти боевых блоков разной мощности.
В середине 1975 года техническое задание вновь было изменено и приблизилось к своему окончательному виду. Ракета Р-39 должна была нести десять боевых блоков мощностью по 100 кт, атаковать цели на расстоянии до 10 тыс. км и стартовать при помощи порохового аккумулятора давления. Соотношение требуемой дальности и боевой нагрузки получило неофициальное прозвище «десять на десять». В дальнейшем требования к проекту вновь были изменены. В новых версиях этого документа оговаривалось изменение топлива второй и третьей ступени. Кроме того, в последнем варианте задания дальность полета сократили до 8300 км.
В рамках проекта Д-19 / Р-39 были предложены и отработаны несколько оригинальных идей, касавшихся архитектуры ракеты. В частности, было предложено использовать новую конструкцию корпуса ступеней, которая позволяла значительно снизить стартовый вес ракеты. Корпуса было предложено изготавливать из высокопрочного органического волокна путем намотки по технологии «кокон». При обеспечении требуемой прочности такие корпуса были значительно легче традиционных металлических.
Снимок ракеты Р-39 для одного из международных договоров. Фото Fas.org
Вновь была применена идея «утопленного» размещения двигателей. Сопла предлагалось частично помещать внутрь корпусов двигателей, что позволяло сократить габариты всего изделия в сборе. При этом, однако, основные особенности твердотопливных двигателей не позволяли получить сравнительно большого сокращения размеров ступеней. Кроме того, авторы проекта были вынуждены использовать в конструкции ракеты небольшие переходные отсеки, соединяющие ступени друг с другом.
Первую ступень изделия Р-39 оснастили твердотопливным двигателем 3Д65, унифицированным с агрегатами ракеты РТ-23. Двигатель получал заряд твердого топлива с внутренним каналом звездообразного сечения. 48 т топлива в жидком виде предлагалось заливать в корпус при сборке ракеты, после чего оно должно было застывать. Форма заряда была рассчитана таким образом, чтобы в течение последних 17 секунд работы двигателя происходило снижение тяги. Это позволяло улучшить управляемость ракеты перед сбросом отработанной первой ступени. Внутри сопла двигателя первой ступени помещался пороховой аккумулятор давления, предназначенный для вывода ракеты из пусковой установки.
Управлять полетом ракеты на начальном участке полета предлагалось при помощи специальных клапанов вдува газа, размещенных на стационарном сопле. Восемь пар таких устройств позволяли изменять суммарный вектор тяги и осуществлять управление ракетой по всем трем каналам.
Вторая ступень ракеты также получила твердотопливный двигатель с зарядом, имеющим центральный канал сложной многолучевой формы. Интересной особенностью двигателя второй ступени стало применение телескопического качающегося сопла. Перед включением двигателя должно было производиться переведение сопла в рабочий вид о смещением подвижной части. Путем изменения наклона сопла система управления ракеты могла менять параметры траектории. При этом для управления по рысканью применялись отдельные малогабаритные двигатели.
Траектория полета ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru
Третья ступень получила твердотопливный двигатель, схожий с системами других ступеней. Двигатель оснащался телескопическим соплом без возможности изменения вектора тяги. Для маневрирования предлагалось использовать жидкостную силовую установку боевой ступени, интегрированной с третьей. Двигатели и топливные баки ступени разведения крепились на бортах корпуса третьей ступени. К головной части последней предлагалось присоединять приборный отсек, разделенный на две части. В головной его части помещалась аппаратура астрокоррекции на гиростабилизированной платформе, в хвостовой – инерциальная аппаратура с рамой, подвешенной на амортизаторах. Астровизирующее устройство прикрывалось сбрасываемым защитным куполом.
Крепления для боевых блоков располагались на корпусе третьей ступени, рядом с агрегатами ступени разведения. После 1975 года велась разработка только одной головной части, несущей десять боевых блоков мощностью по 100 кт. От внешних воздействий боезаряды и аппаратура защищались сбрасываемым в полете обтекателем, образованным несколькими коническими поверхностями.
Ракета Р-39, как и некоторые предыдущие отечественные вооружения для подлодок, должна была получить комбинированную систему управления. Основные задачи управления полетом возлагались на инерциальную аппаратуру, способную отслеживать перемещения ракеты в трех плоскостях и выдавать команды рулевым системам. После сброса отработанной первой ступени должен был выполняться сеанс астрокоррекции с уточнением координат ракеты и дополнительным изменением траектории полета. Обновленные системы управления позволили улучшить точность попадания в сравнении с существующими образцами. Расчетное КВО новой ракеты составляло 500 м.
Перспективная ракета для подлодок получила специальную амортизационную ракетно-стартовую систему, задачей которой было обеспечение транспортировки и старта изделия. АРСС получила корпус характерной грибовидной формы, предназначенный для установки на головную часть ракеты. Внутри системы помещались различные агрегаты, в том числе средства удержания ракеты и газогенератор для оптимального выхода ракеты из воды. Также на корпусе ракеты предлагалось устанавливать несколько поясов с резинометаллическими амортизаторами. После выхода ракеты из воды должен был происходить сброс всего навесного оборудования. Для этого использовался набор из нескольких маломощных твердотопливных двигателей.
Р-39, установленная в качестве памятника в г. Бийск. Фото Wikimedia Commons
Баллистическая ракета нового типа имела общую длину 16 м и диаметр корпуса 2,4 м. Общий вес изделия составлял 90 т, тогда как сама ракета без АРСС имела массу 84 т. Забрасываемый вес превышал 2,5 т.
Комплекс Д-19 получил оригинальную пусковую установку с нестандартными средствами крепления ракеты. На верхнем срезе пусковой шахты предлагалось устанавливать специальное опорное кольцо, на которое помещалась внешняя часть АРСС. Таким образом, в транспортном положении ракета Р-39 должна была располагаться в подвешенном виде. От перемещений в горизонтальной плоскости ракету предохраняли габариты ракетно-стартового устройства и пояса с амортизаторами.
Старт новой ракеты должен был выглядеть следующим образом. После предстартовой подготовки с расчетом полетного задания и вводом данных в автоматику ракеты должна была следовать команда на старт. При этом производилось зажигание заряда порохового аккумулятора. Кроме того, включался газогенератор АРСС. Аккумулятор давления должен был создавать высокое давление в пусковой установке, выталкивая ракету из шахты. При попадании ракеты в воду газогенератор создавал газовую каверну и обеспечивал правильный вывод изделия из воды. После подъема над поверхностью воды должен был осуществляться запуск маршевого двигателя первой ступени. В случае отказа двигателя включалась система автоматического отвода ракеты в сторону от носителя.
Разработка проекта Д-19 / Р-39 была завершена в 1977 году, после чего начались испытания новых систем. К этому времени требования вновь были изменены. Максимальную дальность сократили до 8300 км, а также скорректировали сроки завершения проекта и принятия комплекса на вооружение.
Подлодка К-153, использовавшаяся на ранних стадиях испытаний Д-19 / Р-39. Фото Submarines.narod.ru
Как и ранее, было решено выполнять проверку в три этапа: на погружаемом стенде, на наземном стенде и на подлодке-носителе. Первый этап испытаний стартовал в сентябре 1977 года и проводился на Черном море. С помощью погружаемого стенда ПС-65 выполнили 9 запусков специальных макетов. Для этих изделий был разработан упрощенный твердотопливный двигатель первой ступени 3Д65Б, отличавшийся меньшим зарядом топлива. Такое изделие могло полностью имитировать работу двигателя 3Д65 в течение восьми секунд, после чего макет должен был падать в воду. Бросковые испытания макетов Р-39 завершились в конце 1978 года и прошли без замечаний.
В декабре 1978 года к испытаниям присоединилась подлодка К-153 проекта 619. Эта лодка была построена по проекту 629, но в дальнейшем прошла модернизацию. В центральном отсеке корпуса установили одну пусковую установку нового типа. Экипаж К-153 выполнил семь испытательных пусков макетов. Стрельбы с опытовой подлодки продолжались до осени 79-го.
В самом начале 1980 года стартовал второй этап испытаний с применением наземного стенда НСК-65 на полигоне Ненокса. С января до декабря было выполнено пять испытательных запусков полноценных ракет, однако все они завершились авариями. По результатам этих проверок ракета претерпевала некоторые изменения, а кроме того, совершенствовались технологии производства. 27 декабря 1980 года был выполнен первый успешный старт Р-39 с наземного стенда.
Испытания на полигоне в Неноксе продолжались до лета 1982 года. Было выполнено 17 запусков, преимущественно на промежуточную дальность. Ввиду недостаточного совершенства конструкции новой ракеты успешными признали лишь половину стартов. По результатам испытаний начался новый этап доработок ракеты и всего комплекса.
Подлодка проекта 941. Фото Wikimedia Commons
В 1972 году началась разработка будущего носителя новых ракет. Создание атомной подводной лодки «941» (шифр «Акула») было поручено ЦКБМТ «Рубин» во главе с С.Н. Ковалевым. Основные требования к новой подлодке были связаны с особенностями ракет Р-39, отличавшихся большими габаритами. Кроме того, заказчик требовал оснастить лодки двумя десятками пусковых шахт. В итоге была создана крупнейшая в мире АПЛ. В июне 1976 года стартовало строительство головного крейсера нового типа – ТК-208 (впоследствии «Дмитрий Донской»). В сентябре 1980-го подлодку спустили на воду.
В декабре 1981 года АПЛ ТК-208 впервые вышла в море для испытаний комплекса Д-19 с ракетой Р-39. За год испытаний выполнили 13 пусков, из них 11 успешных. 12 декабря 1982 года совместные испытания подлодки и ракеты завершились залповой стрельбой четырьмя ракетами. Испытания признали успешными.
В мае 1983 года ракетный комплекс Д-9 / Р-39 официально приняли на вооружение в качестве основного оружия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула». До конца восьмидесятых годов военно-морской флот получил шесть «Акул», каждая из которых могла нести по 20 ракет Р-39. Таким образом, на борту каждой подлодки могло размещаться по 200 боевых блоков или 1200 в сумме на всех субмаринах проекта.
Для обеспечения боевой работы подлодок проекта 941 был разработан и построен специальный транспорт-ракетовоз проекта 11570. На борту судна «Александр Брыкин» водоизмещением более 11 тыс. т имелось 16 контейнеров для перевозки Р-39. Для перегрузки этого вооружения на подлодки корабль был оснащен подъемным краном грузоподъемностью 125 т. По некоторым данным, экипаж судна «Александр Брыкин» мог производить перезарядку пусковых установок «Акулы» в открытом море.
Пусковые установки «Акулы» с открытыми крышками. Фото Rbase.new-factoria.ru
Уже весной 1984 года началась разработка улучшенного комплекса Д-19У с ракетой Р-39У. Задачей этого проекта было повышение характеристик за счет применения новых систем управления и модернизированного боевого блока. Последний параллельно разрабатывался для использования в новых модификациях ракет Р-39 и Р-29РМ. Разработка обновленного ракетного комплекса и последующие испытания заняли несколько лет. В 1988 году комплекс Д-19У / Р-39У был принят на вооружение. Новая ракета по показателям точности приблизилась к аналогичным системам сухопутного базирования.
Еще один проект модернизации ракеты с применением новых систем управления получил обозначение Р-39М и шифр «Гром». Разработка этого проекта велась в течение девяностых годов. После испытаний новую систему приняли на вооружение в 2003 году. Это была последняя версия комплекса Д-19, дошедшая до принятия на вооружение.
С 1986 года разрабатывался проект Р-39УТТХ «Барк». Требовалось довести максимальную дальность стрельбы до 10 тыс. км с возможностью доставки к целям десяти боевых блоков. Предполагалось, что обновленный комплекс получат имеющиеся подлодки типа «Акула». Кроме того, носителями Р-39УТТХ должны были стать перспективные АПЛ проекта 955 «Борей».
Ракета получила новую систему для старта из подводного положения носителя с проходом через лед, а также была оснащена модернизированной аппаратурой управления с режимом полета по настильной траектории. Также изменился тип твердого топлива, используемого двигателями всех ступеней. Подобные изменения позволяли повысить основные технические и эксплуатационные характеристики ракеты.
Загрузка ракеты Р-39 на подводный крейсер типа «Акула». Фото Militaryrussia.ru
Первый вариант проекта Д-19УТТХ / Р-39УТТХ был завершен в 1991 году, однако вскоре понадобились новые доработки. В связи с распадом СССР пришлось перерабатывать проект с учетом использования только отечественных комплектующих. Этот факт, а также резкое сокращение финансирования привели к затягиванию работ. Проверки обновленной ракеты удалось начать только в 1996 году.
В 1998 году министерство обороны приняло решение отказаться от дальнейшей разработки проекта «Барк». Такое решение было обусловлено как техническими проблемами проекта, требовавшими продолжения работ, так и недостатком финансирования. По оценкам разработчиков проекта, на момент остановки работ требовалось провести, как минимум, восемь испытательных пусков. Тем не менее, недостаточное финансирование привело к неприемлемому увеличению срока сборки изделий: одну ракету строили около трех лет. В связи со столь сложной ситуацией заказчик принял решение отказаться от дальнейшей разработки ракеты Р-39УТТХ. Вскоре был дан старт новому проекту твердотопливной ракеты для подлодок, получившему название «Булава».
За время испытаний нового ракетного комплекса и эксплуатации ракеты флотом было выполнено почти 70 пусков макет и полноценных боевых изделий. После завершения испытаний и отработки новых ракет подавляющее большинство запусков завершилось успешным выполнением поставленных задач. В ходе эксплуатации ракет экипажи подлодок проекта 941 неоднократно выполняли стрельбу залпами. Кроме того, в марте и декабре 1997 года состоялись две залповые стрельбы с применением всего боекомплекта. Их выполнили экипажи крейсеров ТК-20 и ТК-208.
Последний запуск ракеты Р-39 состоялся 11 декабря 2003 года. К этому времени ситуация с комплексом Д-19 и его носителями серьезно ухудшилась. Производство серийных ракет было прекращено, а их гарантийные сроки подходили к концу. Из-за этого в 2004 году эксплуатация ракет Р-39 всех модификаций была остановлена. Одновременно с сокращением числа доступных ракет, в связи с необходимостью уменьшения расходов, осуществлялось выведение в резерв подлодок типа «Акула». В 2004 году из боевого состава флота вышли последние представители этого проекта.
Подлодка ТК-202 незадолго до утилизации, 1999 г. Фото Wikimedia Commons
Государственный ракетный центр им. В.П. Макеева предпринял попытку продлить сроки эксплуатации имеющихся ракет, однако эти работы не завершились успехом. Кроме того, в рамках выполнения существующих международных договоров началась утилизация остававшихся на хранении ракет. Последние изделия семейства Р-39 были утилизированы в 2012 году. Дальнейшая судьба подлодок, оставшихся без вооружения, стала темой для обсуждения на разных уровнях.
В начале двухтысячных годов завершилась модернизация АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» по специальному проекту 941УМ. Подлодка прошла ремонт и получила оборудование для применения новых ракет «Булава». В течение двухтысячных годов подлодка принимала активное участие в испытаниях нового ракетного комплекса. ТК-208 служила платформой для испытаний до завершения строительства подлодок нового проекта 955 «Борей».
Ракетный комплекс Д-19 / Р-39 может считаться самой успешной отечественной разработкой своего класса. Результатом длительных научно-исследовательских и конструкторских работ стало появление ряда новых оригинальных идей разного рода, которые были соединены в конструкции новой твердотопливной ракеты. В 1983 году ракета Р-39 официально стала вооружением подводного флота, а в течение нескольких следующих лет была развернута сравнительно крупная группировка таких ракет и их носителей. Тем не менее, длительной эксплуатации комплекса Д-19 помешали многочисленные экономические, политические и иные проблемы прошлых десятилетий. Они же не дали завершить модернизацию по проекту «Барк».
В результате к настоящему времени эксплуатация ракет Р-39 полностью прекращена. Три его носителя были утилизированы, один (ТК-208) используется в качестве опытовой подлодки для новых проектов, а еще два (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») находятся в резерве. Перспективы крейсеров из резерва выглядят пессимистично. Дальнейшая эксплуатация этих подлодок невозможна, из-за чего ожидается принятие решение об их утилизации. Тем не менее, АПЛ проекта 941 до сих пор сохраняют за собой почетное звание крупнейших субмарин мира, а изделие Р-39 может заслуженно считаться одной из лучших отечественных баллистических ракет подводных лодок.
По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://makeyev.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
http://deepstorm.ru/
http://submarines.narod.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-671.html
Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том III: – М: «Моркнига», 2012
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
topwar.ru
Ракетный противолодочный комплекс «Тайфун»
«Тайфун» — это проект ракетного противолодочного комплекса (РПК) с баллистической ракетой и ядерной бомбой в качестве боевой части. Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.
Во второй половине 50-х годов прошлого века с началом работ по ускоренному созданию в Соединенных Штатах стратегической подводной ракетно-ядерной системы «Поларис» противолодочная оборона из частной проблемы ВМФ превратилась в одну из главнейших национальных задач СССР. К концу десятилетия правительство Советского Союза постановило создать новые типы кораблей и оружия противолодочной обороны.
Кроме этого, в 1958 году было поручено проработать вопрос создания береговой противолодочной системы с глубинной бомбой со специальным зарядом для защиты от проникновения подводных лодок потенциального противника на советские военно-морские базы с использованием гидроакустической линии «Ухта».
Результат не заставил себя долго ждать. Разработчик НИИ-1 (главный конструктор — Н.П. Мазуров) продемонстрировал научно-исследовательские работы под наименованием «Тайфун», подтвердив принципиальную возможность создания ракет для береговой противолодочной системы. Предполагалось, что при оснащенности мощными специальными зарядами ракеты могли бы применяться и против надводных кораблей потенциального противника, например, в целях срыва высадки десанта неприятеля.
В 1959 году между НИИ-1 и заводом «Баррикады» был заключен договор. Были зарегистрированы следующие индексы на разработку:
— БР-219 — стационарная пусковая установка для системы «Тайфун»;
— БР-221 — транспортно-заряжающая машина для стационарной установки системы «Тайфун»;
— БР-222 — подвижная пусковая установка системы «Тайфун-1»;
— БР-223 — транспортно-заряжающая машина для пусковой установки системы «Тайфун-1».
Однако дальнейший дискуссионный анализ продемонстрировал, что применение специального заряда с использованием пусковой установки и ракеты «Тайфун» будет небезопасным для обеих сторон конфликта. Оказалось, что подводные взрывы могли бы вызвать значительное радиоактивное заражение местности. Более того, ядерный взрыв в акватории, которая прилегает к военно-морской базе, мог бы серьезно повредить размещенные на дне моря и на побережье гидроакустические средства, в том числе и стационарные. И это не говоря уже о том, что в результате взрыва будут уничтожены свои же корабли, которые оказались в опасной зоне.
Исходя из всех рисков и опасностей, после рассмотрения в 1959 году результатов предварительных проработок нескольких вариантов ракет с различной максимальной дальностью пуска, работы по проекту «Тайфун» были прекращены. Ракетный противолодочный комплекс «Тайфун» для доставки глубинных бомб со спецзарядом так и не был реализован.
Источник
ifvremya.ru
БПДМ Тайфун / Тайфун-М | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
БПДМ 15Ц56М «Тайфун-М»
Боевая противодиверсионная машина (БПДМ). Головной разработчик машины — НПО «Стрела» (г.Тула). Разработка изначально велась в интересах РВСН. Основная задача — обеспечение безопасности ракетных подразделений. Проектирование машины на базе БТР-80 начато не позже 1999 г.
Разработка модернизированного варианта «Тайфун-М» на базе БТР-82 велась с 2007 г. по 2012 г. По состоянию на 2011 г. НПО «Стрела» уже велось создание опытного образца БПДМ (ист. — Годовой отчет за 2011 г.). 21 августа 2013 г. Министерство обороны России сообщило, что первые БПДМ «Тайфун-М» поступят в подразделения охраны и разведки РВСН Тейковской ракетной дивизии до конца 2013 г. С 19 по 30 августа 2013 г. на базе Серпуховского филиала военной академии РВСН имени Петра Великого проводятся дополнительные курсы переподготовки и повышения квалификации командиров подразделений охраны и разведки, а также преподавателей филиала по применению боевой противодиверсионной машины (БПДМ) «Тайфун-М».. При этом используется первая и единственная поставленная в РВСН БПДМ.
БПДМ «Тайфун-М», осень 2013 г. (фото — Константин Семенов, http://tvzvezda.ru).
Первый экземпляр БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
БПДМ «Тайфун-М» сопровождает СПУ МБР «Тополь», лето 2013 г. (http://function.mil.ru).
Первый экземпляр БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
БПДМ «Тайфун-М», осень 2013 г. (фото — Константин Семенов, http://tvzvezda.ru).
Конструкция машины выполнена на базе БТР-80 («Тайфун») и БТР-82 («Тайун-М») с оснащением БТРа новой башней и оборудованием.
ТТХ БПДМ:
Длина — 7,65 м (Плакат с выставки «Армия-2015», источник)
Ширина — 3.6 м (Плакат с выставки «Армия-2015», источник)
Высота — 4,42 м (Плакат с выставки «Армия-2015», источник)
Масса полная — 14,5 т (Плакат с выставки «Армия-2015», источник)
Радиус поворота минимальный — 3,85 м (Плакат с выставки «Армия-2015», источник)
Вооружение:
БПДМ «Тайфун»:
1 х 7.62 мм пулемет ПКТ с прицелом ТКН-4С
БПДМ «Тайфун-М»:
1 х 7.62 мм пулемет ПКТ
7.62 мм пулемет ПКТ в башне БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
Оборудование:
«Тайфун» | «Тайфун-М» | |
Средства наблюдения | РЛС «Кредо-1», расположена за башней БПДМ на мачте | Комплекс всепогодных всесуточных средств, обеспечивающих обнаружение сил и средств противника. Предположительно, в состав комплекса входят РЛС и оптико-электронная система с тепловизионным каналом. Дальность обнаружения: — бронетехника — до 6000 м — стоящий человек — до 3000 м |
Средства связи | Комплекс средств связи | Комплекс средств связи |
Средства РЭБ | Система противодействия радуоуправляемым взрывным устройствам | |
Кабина | Оснащена информационными системами с LCD-экранами | |
Прочие средства | Беспилотные летательные аппараты |
РЛС на специальной складываемой мачте БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
Оптико-электронные системы БПДМ «Тайфун-М», осень 2013 г. (фото — Константин Семенов, http://tvzvezda.ru).
Оптико-электронная система БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
Панель управления системой телевизионного наблюдения и дистанционного управления вооружениям. БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
Один из пультов управления оборудования БПДМ «Тайфун-М», осень 2013 г. (фото — Константин Семенов, http://tvzvezda.ru).
Вероятно, панель управления оптико-электронной системы БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
БПЛА из комплекта поставки БПДМ «Тайфун-М», 2013 г. (фото — Артем Коротаев, http://www.itar-tass.com).
В полета БПЛА из комплекта поставки БПДМ «Тайфун-М» в Серпуховском учебном центре РВСН, август 2013 г. (источник).
Статус: Россия
— 2013 г. август — первый экземпляр БПДМ «Тайфун-М» поставлен в Серпуховский филиал военной академии РВСН.
— 2013 г. 19-30 августа — на базе Серпуховского филиала военной академии РВСН имени Петра Великого проводятся дополнительные курсы переподготовки и повышения квалификации командиров подразделений охраны и разведки, а также преподавателей филиала по применению боевой противодиверсионной машины (БПДМ) «Тайфун-М» (источник).
Источники:
В РВСН осваивают боевую противодиверсионную машину «Тайфун-М». 2013 г. (источник).
Годовой отчет ОАО НПО «Стрела» за 2011 г. (источник).
Никольский М., Ильин В. БТР-80 // Техника и вооружение. №11-12 / 1999 г.
militaryrussia.ru
Подводный ракетный крейсер «Тайфун» — Военный сайт Best Army
Крейсер предназначен для нанесения мощных ракетных ударов на дальние расстояния по крупным военным и промышленным объектам.Баллистические ракеты Тайфуна способны поразить и уничтожить цели на расстоянии более чем 9000 километров. Тайфуном подводный крейсер окрестили американцы,так как Тайфун был достойным ответом СССР американцам на строительство подлодок класса "Огайо"(к которому принадлежат также Флорида, Мичиган,Джорджия). А по российской классификации крейсер называется "Акула".Члены экипажа крейсера носят на рукавах особые нашивки с изображением акулы. Помимо всего для команды корабля созданы невероятно комфортные условия, благодаря чему корабль также получил прозвище подводный отель(плавучая гостиница).Команда корабля живёт в уютных каютах(2-х,4-х,6-ти местных) с телевизорами,умывальниками, шкафчиками для вещей и одежды, книжыми полками и письменными столиками.Есть на крейсере и спортивный зал,бассеин,сауна,душевые, солярий,комната отдыха,комната с игровыми автоматами и многое другое. Тактико-технические характеристики (ТТХ) Надводное водоизмещение-23200 тонн Подводное водоизмещение-48000 тонн Главные измерения,в метрах-172*23, 3*11 (длина,ширина,осадка) Энергетическая установка крейсера (то есть двигатель) атомная и паротурбинная,мощность двигателя 100 000 л.с. Глубина погружения 400 метров. Максимальная скорость полного надводного хода 12 узлов,а максимальная скорость подводного хода 25 узлов. Экипаж крейсера-160 человек. Автономность крейсера 120 дней. Ракетное вооружение состоит из ракетного комплекса Д-19 с 20 ПУ (пусковыми установками),то есть 20 баллистических ракет РСМ-52. Торпедное вооружение состоит из 4-х 630-мм ТА(торпедных аппаратов) и 2-х 533-мм ТА.
www.best-army.ru
Taifun (ракета) • ru.knowledgr.com
Статья:This — о немецкой Второй мировой войне зенитная неуправляемая система ракеты. Для столь же названной советской противотанковой ракеты посмотрите Taifun. Для немецкого фильма 1933 года посмотрите Тайфун. Для погодного явления посмотрите Тайфун.
Taifun (немецкий язык для «тайфуна») была немецкая Вторая мировая война зенитная неуправляемая система ракеты. Волны Taifuns должны были быть начаты в массе в американский B-17 Летающие формирования Крепости, надеющиеся на прямое попадание. Хотя никогда не развернуто оперативно, система была скопирована в США как Loki и СССР как R-103.
Проект Taifun первоначально датируется до 25 сентября 1942, когда Герман Геринг разрешил начало многих зенитных проектов после длинной паузы, когда вся такая разработка опытного образца была заморожена Гитлером. Наряду с Taifun, Enzian, Rheintochter, Schmetterling и Wasserfall также дали полное финансирование. Дизайн был первоначально начат Scheufeln, «работает» чиновник в Peenemünde, который хотел ввести чрезвычайно простую систему в случае, если более сложные проекты убрали не.
Предложение Taifun было разработано малочисленной командой в Peenemünde наряду с Electromechanische Werke в Карлсхагене. Их дизайн был долог и в диаметре с четырьмя маленькими плавниками стабилизации в основе. Ракету вез заправленный двигатель жидкости, используя самовоспламеняющуюся смесь азотной кислоты и «Optolin» (ароматические амины, бензин, Visol и catechol) питаемый в камеру сгорания под давлением. Давление было обеспечено маленькими обвинениями в кордите, запущенными в топливные баки, в процессе, разрывающем пару тонких диафрагм, чтобы позволить топливу и окислителю течь в камеру сгорания, и запустило ракету. Ожог составлял 2,5 секунды, к которому времени ракета достигла скорости. Номинальный диапазон должен был быть о с максимальной высотой. Ракеты были запущены в поводы до 30 от пусковой установки, установленной на адаптированной 88-миллиметровой установке оружия.
Первоначальные планы призвали, чтобы 2 миллиона были произведены к январю 1945, но двигатель испытал длинные задержки, и ни один никогда не развертывался оперативно. Единственное такая система, чтобы видеть эксплуатационное использование была британской, кто развернул и Невращаемый Снаряд и 2-дюймовый АРМИРОВАННЫЙ ПЛАСТИК во время войны.
- Королевские ВВС музей Косфорда
ru.knowledgr.com
15Ц56М «Тайфун-М» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Боевая противодиверсионная машина (БПДМ) «Тайфун-М» разработана в 2007-2012 годах в интересах РВСН на базе бронетранспортера БТР-82. БПДМ предназначена для охраны ракетных комплексов РВСН, ведения разведки в позиционных районах РВСН в радиолокационном, оптическом и инфракрасном диапазонах волн, и борьбы с диверсионно-разведывательными группами противника.
БПДМ Тайфун-М — видео
Комплект аппаратуры машины позволяет вести наблюдение за окружающей обстановкой и своевременно выявлять потенциально опасные объекты. БПДМ снабжена комплексом всепогодных всесуточных средств, обеспечивающих обнаружение сил и средств противника, в состав комплекса входят РЛС и оптико-электронная система с тепловизионным каналом. Для наблюдения за удаленными районами экипаж БПДМ может использовать легкий беспилотный летательный аппарат. БПЛА оснащен системами наблюдения и позволяет следить за территорией большей площади и на большем удалении от боевой машины в сравнении со встроенным оборудованием.
БПДМ вооружена дистанционно управляемым боевым модулем с пулеметом ПКТ и оптико-электронной системой.
БПДМ «Тайфун-М» сопровождает ПГРК «Тополь»
В настоящее время одним из главных направлений развития вооруженных сил России является обновление вооружений и техники ракетных войск стратегического назначения. Для поддержания требуемой боеспособности этому виду вооруженных сил требуется не только ракетная техника, но и различные вспомогательные машины. В настоящее время подразделения РВСН получают новые боевые противодиверсионные машины (БПДМ) «Тайфун-М», задачей которой является сопровождение подвижных грунтовых ракетных комплексов и их защита от возможного нападения.
Известно, что первый вариант противодиверсионной машины 15Ц56 «Тайфун» разрабатывался с конца девяностых годов. Целью этого проекта было создание специальной боевой бронированной машины, способной защищать объекты и технику РВСН. Созданием проекта занималось НПО «Стрела» (г. Тула), сейчас входящее в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей». Базой для машины «Тайфун» должен был стать бронетранспортер БТР-80. По имеющимся данным, проект «Тайфун» не привел к каким-либо реальным результатам. Информация о серийном производстве подобной техники отсутствует.
Мачта РЛС
Неудача проекта «Тайфун», тем не менее, не повлияла на нужды ракетных войск. Сохранялась необходимость в разработке и освоении серийного производства противодиверсионных машин. Вторая попытка обеспечить РВСН необходимой техникой была предпринята в середине прошлого десятилетия. Разработка модернизированной машины 15Ц56М «Тайфун-М» стартовала ориентировочно в 2007 году и продолжалась до 2012-го. В том же году был построен опытный образец, который вышел на испытания.
В 2013 году первый экземпляр боевой противодиверсионной машины «Тайфун-М» был передан Серпуховскому филиалу Военной академии РВСН им. Петра Великого. Специалисты этой организации должны были изучить новую машину, а после заняться подготовкой экипажей подобной техники. В конце лета 2013 года было объявлено, что первые серийные «Тайфуны-М» будут переданы ракетным войскам до начала 2014-го. В это же время в Серпухове проводились дополнительные курсы переподготовки и повышения квалификации командиров подразделений охраны и разведки и преподавателей учебного заведения. В этих мероприятиях активное участие приняли специалисты организации-разработчика проекта.
Позже появлялись сообщения о начале серийного производства новых БПДМ и передачи такой техники в войска. Тем не менее, точные объемы производства пока не оглашались. По данным Минобороны, опубликованным в августе 2013 года, первые серийные машины «Тайфун-М» должны были отправиться служить в Тейковскую ракетную дивизию РВСН. Сроком начала их эксплуатации был назван конец 2013 года. В 2014 году появлялись сообщения о продолжении серийного строительства новой техники и передаче ее в войска. Эксплуатантами противодиверсионных машин становились соединения ракетных войск стратегического назначения, на вооружении которых имеются подвижные грунтовые комплексы: Новосибирское, Тагильское и Тейковское.
К настоящему времени был опубликован достаточный объем информации о БПДМ «Тайфун-М», позволяющий составить общую картину. Новая боевая машина базируется на шасси бронетранспортера БТР-82. Такое шасси имеет более высокие характеристики в сравнении с предыдущим БТР-80, а также производится серийно в настоящее время. Таким образом, была достигнута достаточно высокая степень унификации с иной техникой вооруженных сил, строящейся и передаваемой войскам на данный момент.
По имеющимся данным, по габаритам и боевой массе БПДМ «Тайфун-М» почти не отличается от базового бронетранспортера. Ее длина составляет 7,58 м, ширина – 2,98 м, высота – 2,44 м. Боевая масса достигает 14,85 т. Машина оснащена турбированным дизельным двигателем КамАЗ 740.13-300 мощностью 300 л.с. Такая силовая установка позволяет ей развивать скорость на шоссе до 80 км/ч и проходить до 700 км на одной заправке.
При строительстве противодиверсионной машины на корпус базового бронетранспортера устанавливается набор специального оборудования. Часть аппаратуры монтируется внутри корпуса. Кроме того, на крыше устанавливается специальная надстройка с некоторым оборудованием. На месте пулеметной башенки устанавливается малогабаритный боевой модуль с пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм. Для большего удобства обслуживания и сокращения габаритов боевой модуль оснащается системой дистанционного управления с рабочего места одного из членов экипажа.
На боевом модуле имеется оптико-электронная система наблюдения, пригодная для слежения за обстановкой как днем, так и ночью или в сложных метеоусловиях. При помощи набора камер оператор боевого модуля может наблюдать за окружающим пространством и производить визуальное обнаружение различных объектов. В случае обнаружения бойцов противника он может открыть огонь из пулемета.
Основным элементом набора оборудования, установленного на крыше боевой машины, является подъемная мачта с антенной радиолокационной станции. В походном положении антенна в сложенном виде и мачта лежат на крыше корпуса. Во время боевой работы они поднимаются и позволяют следить за окружающей местностью. БПДМ «Тайфун» предполагалось оснащать РЛС «Кредо-1». В составе оборудования машины «Тайфун-М» так же используется радиолокационная станция, однако точная ее модель пока неизвестна. Есть основания полагать, что в комплексе всепогодных всесуточных средств наблюдения и обнаружения также присутствует оптико-электронная аппаратура.
Имеются сведения о дальности действия комплекса наблюдения и обнаружения. При помощи оптико-электронной и радиолокационной станций операторы могут засекать бронетехнику на дальности до 6 км. Стоящий человек обнаруживается на дистанциях до 3 км. По понятным причинам, в зависимости от различных обстоятельств, фактическая дальность обнаружения тех или иных объектов может быть ниже.
Для расширения радиуса действия БПДМ «Тайфун-М» оснащается беспилотными летательными аппаратами «Элерон-3СВ». Беспилотники оснащены оптико-электронными средствами наблюдения и могут использоваться для патрулирования территорий. Каждый такой аппарат способен находиться в воздухе и вести наблюдение в течение двух часов. Радиус действия беспилотника – 25 км. По некоторым данным, на каждой противодиверсионной машине имеется два летательных аппарата и один комплект вспомогательного оборудования.
Главной задачей БПДМ «Тайфун-М» является защита подвижных грунтовых ракетных комплексов от возможных диверсий на маршрутах патрулирования. Диверсионные группы противника, как считают военные и авторы проекта, могут применять различные средства поражения, в том числе дистанционно управляемые взрывные устройства. Для противодействия такой угрозе машина «Тайфун-М» оснащается комплексом радиоэлектронной борьбы. Эта система предназначена для подавления возможных радиосигналов управления взрывными устройствами.
По имеющимся данным, в ходе боевой работы противодиверсионные машины «Тайфун-М» должны сопровождать подвижные грунтовые ракетные комплексы семейства «Тополь» или «Ярс». Задачей экипажа является наблюдение за окружающей обстановкой и поиск потенциально опасных объектов. В случае их обнаружения экипаж может открыть огонь из имеющегося пулемета или вызвать подмогу. Используемое оборудование позволяет вести наблюдение в любую погоду и в любое время суток и держать под контролем зону радиусом до 6 км или более (при использовании БПЛА). Кроме того, предусматривается оборудование, позволяющее предотвратить использование противником радиоуправляемых взрывных устройств.
Согласно последним сообщениям, появившимся ранее, боевые противодиверсионные машины 15Ц56М «Тайфун-М» строятся серийно и поступают на вооружение соединений РВСН, эксплуатирующих подвижные грунтовые комплексы. К настоящему времени такой техникой обзавелись Тейковская, Тагильская и Новосибирская ракетные дивизии. Точное количество уже поставленных машин и требования военных, равно как и темпы производства, пока неизвестны. Тем не менее, и без такой информации ясно, что РВСН получают современную технику, способную повысить безопасность ракетных комплексов и обеспечить выполнение их боевой задачи.
Фото БПДМ Тайфун-М
Дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом ПКТ
Внутри БПДМ Тайфун-М
Добавить комментарий
oruzhie.info