технические характеристики, устройство двигателя и тормозной системы
ГАЗ-4301 был выпущен в начале 1980 года, когда вышло постановление ЦК КПСС о постановление задачи на производство отечественных грузовых автомобилей, который можно использовать в рабочих целях.
Так выглядит классический грузовик Газ 4301
Вернуться к оглавлениюИстория выпуска
Выпускать грузовики стали на столичном заводе, это был ЗИЛ, а завод ГАЗ занялся разработкой модели с кодовым названием 4301. работала над ним ведущая группа инженеров-проектировщиков. В строительстве этого автомобиля фигурируют такие фамилии, как Просвирин и Бутусов. Именно благодаря им в конце 1982 года была выпущена эта марка автомобиля ГАЗ грузового типа. Целый год грузовик тестировался на посевных и уборочных работах.
Затем, грузовик ожидал маршрут длинной в 9 тыс. км. Вернуться к оглавлению
Устройство двигателя
Основным отличием от предыдущих моделей было то, что ГАЗ-4301 — дизель. Также в него была заложена возможность использования техники в качестве состава автопоезда. Технические характеристики у автомобиля просто потрясающие. Так, в нем установлен двигатель ГАЗ-542 типа V-6, мощность 125 л/с. Это был первый мощный мотор типа дизель, который собрали на производстве завода Горькова.
Подача топлива осуществляется за счет двух насосов. Низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Присутствует возможность подкачки дизеля в ручном режиме, для этого установлена специальная помпа.
Двигатель для грузового автомобиля Газ 4301
Имеются 2 фильтра:
- грубой очистки;
- тонкой очистки.
Есть система сухого фильтра, которая оснащена датчиком загрязнения. Воздушное охлаждение производится за счет подачи вентилятора воздуха с гидромуфты.
Вернуться к оглавлениюКоробка передач
Что касается коробки передач, то она состоит из сцепления сухого замкнутого типа, с наличием пружины, диафрагмы и гидравлики. Сама трансмиссия пятиступенчатая, 3 хода. Все передачи синхронизированы, кроме первой и задней.
Тормозная система
Тормозная система двухконтурная, состоит из встроенных в колеса узлов с двумя независимыми приводами. Тормозное усилие грамотно распределяется на все 4 колеса, что позволяет выполнять плавное торможение, но при этом достаточно эффективное. Независимо от того, какие условия предоставляет дорога, все 4 колеса блокируются.
Во время экстренного торможения, передние и задние колеса остаются свободными, что предотвращает занос и обеспечивает оптимальное управление.
Если остановка грузовика происходит плавно, то происходит перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям. При этом продуктивная работа передней пары колес удваивается. Тормозная система имеет 2 гидропривода и пневматических усиления. Более того, прицеп управляется автономной тормозной системой.
Сами тормозные барабаны являются литыми и сделаны из чугуна, что обуславливает высокую прочность и износостойкость. Спереди они устанавливаются на кромках ступиц, сзади на полуосях. Можно автоматически регулировать зазор между барабанами.
Технические характеристики отличаются использованием только оригинальных деталей, которые улучшают потребительские качества автомобиля. Дополнительными опциями можно назвать электрофакельный механизм, который помогает просто запустить дизель; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.
Вернуться к оглавлениюЧем отличается модель от других
Отзывы на данный автомобиль просто впечатляют. Особенно владельцев радует наличие оригинальных дисков, что кроме 4 продолговатых вентиляционных окон, имеют еще 4 небольших отверстия, находящиеся между ними.
Диски ГАЗ невозможно установит на другой автомобиль, так как их строение разработано специально для ГАЗ-4301. Еще одним преимуществом является наличие двух главных тормозных цилиндров с пневмотическим усилителем, который находится слева от рамы между кабиной и топливным баком. В комплекте к автомобилю идут специальные износостойкие шины, которые имеют класс слойности НС12. Техобслуживание и ремонт Газели несильно затратные, что не может не радовать владельцев.
Рулевая имеет гидроусилитель, что значительно улучшает вождение. Такое приспособление радует всех водителей, так как большой грузовик замечательно входит в повороты. Более того, наличие такого приспособление снизило количество кручений руля, что значительно облегчило жизнь владельцем аппарата. Больше всего наличие гидроусилителя проявляет себя во время маневров в ограниченном пространстве.
Так выглядит рулевая колонка для Газ 4301
За счет такого механизма проглатываются удары на механизм руля от дорожных изъянов, а также улучшается управляемость аппарата при контакте с крупными ухабами, либо в случае прокола колеса. Устойчивость автомобиля достаточно высокая. Этого удалось добиться инженерам завода за счет установки дистанционного управления блокировкой дифференциала посредством пневматического крана. Более того, обновленная трансмиссия и мосты дали свой положительный эффект.
Основу ГАЗа составляет рама из высокопрочного материала, которая считается износоустойчивой и прослужит достаточно долгое время. Передняя подвеска значительно снижает нагрузки, распределяя их равномерно на все пары колес. Улучшает тяговые показатели ТС.
Так выглядит рама для Газ 4301
Имеется установленная пара передних пружин полуэллиптического вида с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска состоит из пары пружин и дополнительных рессор. Все эти характеристики значительно выше, чем у других моделей автомобилей такого же типа. Преимущества ГАЗ-4301 налицо. Однако из-за того, что все детали на грузовик ГАЗ подходят лишь оригинальные, то запчасти придется поискать. Чаще всего на помощь приходит автомобильная разборка. Именно на ней и можно встретить все необходимые детали.
Лучше всего искать запчасти у владельцев таких грузовиков. Многие при ремонте или разборе автомобиля оставляли их про запас или специально на продажу. Так что если поискать, то найти детали можно.
Эксплуатация и ремонт
Что касается отзывов на данный автомобиль, то современные владельцы до сих пор отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За долгие годы использования, ремонта и вложений практически не потребовалось.
Лучше всего использовать в качестве буксировщика. Из всех неисправностей, чаще всего отмечается быстрое изнашивание тормозной системы и компрессора.
В основном положительных отзывов намного больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль зарекомендовал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что его сняли с производства. В свое время было выпущено достаточно много моделей, которые разошлись к владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для хозяйственных работ.
Поднятый кузов самосвала Газ 4301
То есть, его можно было встретить на посевных и уборных. Тестировался автомобиль в проезде на дальние расстояния, где дал положительные и достаточно впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик того времени просто не мог сравниться по технической оснащенности с моделью 4301. Все детали на него были выпущены и разработаны специально. Более того, они не подходили ни на одну другую модель.
Сам грузовик сделан из высокопрочного материала. Его износостойкость поражает. Дополнительно он оснащен системой охлаждения, отопления и вентиляции. Гидроусилитель руля помогает огромному автомобилю выполнять сложные маневры на достаточно ограниченном пространстве. Водителю не приходится многократно поворачивать руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.
Насос гидроусилителя руля для газ 4301
Благодаря ему, автомобиль идет плавно в поворот, даже если он загружен. Грузовик обладает большой устойчивостью даже на неровных поверхностях. А его тормозная система ГАЗ работает безупречно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик примечательным для использования в хозяйственных работах.Вернуться к оглавлению
Доработки и усовершенствования автомобиля
Впоследствии были выполнены некоторые доработки автомобиля. Для лучшей устойчивости были изменены и обновлены узлы. Коробка передач стала совершенно другой, появилась блокировка дифференциала при помощи пневматики. Передний мост был так же улучшен. Но на него был установлен более мощный силовой агрегат, который увеличил нагрузку. После этого автомобиль стал застревать в зыбком грунте. В последствие, во времена кризиса, грузовик потерял свою актуальность. Так, в 1995 году он был снят с производства.
Сейчас такой грузовик найти достаточно тяжело. Но во многих селах он до сих пор выполняет свое предназначение. Если же, кто-то собирается провести ремонт автомобиля, то запчасти на него найти будет нелегко. Для этого лучше всего обратиться на разборку или к тем, кто продает оставшиеся детали.
Если захочется переоборудовать такой автомобиль, то для этого потребуется получить разрешение инспекции ГИБДД.
avtomobilgaz.ru
Газ 4301: технические характеристики и достоинства
Исторический обзор ГАЗ 4301
ГАЗ 4301 выпустили в виде экспериментальной модели (1982 г.) благодаря инженерам – разработчикам Горьковского автозавода. Причиной его появления стало следующее: ЦК КПСС постановило разработать дизельные грузовики и запустить их в производство. После представления первых образцов они были отправлены на доработку. Далее он прошел основательную проверку на больших трассах, посеве, уборке урожая, прежде чем была запущена в производство серийная модель ГАЗ 4301 (1993 г.). До 1992 года была выпущена небольшая партия грузовиков, которая эксплуатировалась только в крупных колхозах.
Эта машина стала конкурентоспособной в сфере грузоперевозок. Её преимущества по сравнению с ГАЗ 53 – новый турбодизель, использование в качестве автопоезда, новые кабина, ходовая часть, усилитель руля. Грузоподъёмность ГАЗ 4301 – 4,5 тонн. Максимальная нагрузка на передние оси составляет 3 тонны, на задние – 5 тонн. Технические характеристики ГАЗ 4301 требуют особого внимания. Фото ГАЗ 4301:
Грузовик ГАЗ 4301
Мотор: устройство и особенности
От ранее выпущенных моделей ГАЗ 4301 радикально отличался тем, что впервые использован новый мощный двигатель – дизель. Был установлен двигатель ГАЗ 542 с шестью цилиндрами. Мощность его составляла 125 литров в секунду. Его появление было связано с купленной у Deutz лицензией. Сам же двигатель ГАЗ 542 разработала австрийская компания Steyr. Он стал пионером в производстве на советском заводе двигателей на дизтопливе. Расход дизтоплива автомобиля составляет всего 16 литров на сто километров.
Двигатель оснащен двумя насосами. Они подают дизтопливо:
- первый – низкокомпрессионый поршневой инжектор для топлива – поддерживает низкое давление;
- второй – высококомпрессионный механический центробежный регулируемый двухрежимный инжектор рядного типа – обусловливает сжатие высокого уровня.
При необходимости водитель может сам вручную подкачать дизель. Это возможно благодаря специальной топливоподкачивающей помпе.
При возникновении ситуации достаточно длительного функционирования мотора предусмотрено несколько видов системы очистки топлива:
- Третья система связана с сухим воздушным фильтрованием. Оно возможно благодаря фильтрационным компонентам, которые можно менять, и датчику загрязнённости. Охлаждение мотора обеспечивают гидромуфта, шестирёночная вентиляторная передача.
- Вторичный – тонкий, или глубокий, вид очистки. Обеспечивается она бумажными фильтровальными компонентами.
- Первичный – грубый вид очистки. Здесь используется фильтрующий сепаратор. Он оснащен сеточными компонентами.
Коробка передач и тормозная система
Коробка передач была переделана инженерами с целью повышения качества машины. В результате повысился запас рабочего ресурса и снизился шум. Он возникал, когда переключали скорости. Коробка передач является механической, пятиступенчатой. Каждая передача синхронизирована. Исключения составили первая и задняя.
Составляющие коробки передач:
- однодисковое замкнутое сцепление. Тип трения, характерный для него, – сухой;
- пружинная диафрагма;
- гидравлическая установка.
В тормозной системе есть два контура. Колеса оснащены встроенными узлами с двумя индифферентными приводами, которые не зависимы друг от друга. Тормозное действие рассредоточивается на все колеса, в ситуации плавного торможения – в соотношении приблизительно 60 на 40. Из них 60% приходится на передние колёса, а 40% – на задние. ГАЗ 4301 дизель также оснащен отдельной тормозной системой. Для прицепа предусмотрена пневматическая установка.
На каждом из колес есть съемный тормозной барабан. Это облегчает обслуживание автомобиля. Если нужно устранить какие-либо дефекты или полностью заменить цельные барабаны, можно прибегнуть к подручным средствам, снять и заменить их в обычных условиях. Тормозные барабаны представляют собой износостойкие и высокопрочные чугунные изделия.
Система торможения данного грузовика обладает специальным прибором. Благодаря ему автоматически регулируются зазоры в паре «колодка-барабан».
На задних колесах – тормозные узлы с механическим приводом. Они являются стояночным тормозом. На колесных дисках имеются специальные вентиляционные люки, что обеспечивает хорошее обдувание барабанов.
Молоковоз ГАЗ 4301
Система управления и подвеска автомобиля
В рулевую систему данной серийной модели автомобиля входит гидравлический усилитель, улучшающий вождение. Он значительно облегчает усилия при выполнении поворота и снижает передаточное число рулевого механизма. В результате его применения отпала необходимость интенсивного поворота руля при необходимости. Это явилось большим достоинством автомобиля при движении в узком, ограниченном пространстве. Поворот стал энергетически менее затратным, а водитель – меньше уставать. В механизм поворота колес входит червячная передача глобоидального типа и 3-х-гребневое колесо на подшипнике. Это позволяет сгладить удары на руль при движении по неровной, ухабистой дороге, легче управлять грузовым автомобилем в сложной ситуации (пробило шину, камни и булыжники на дороге).
Подвеска автомобиля объединяет кузов, несущую раму и колёсную часть. Её предназначение состоит в равномерном распределении нагрузки во время движения и снижения отрицательного воздействия ударов. Если подвеска сделана правильно, то движение будет плавным, а грузовик – устойчивым в период езды.
В ГАЗ 4301 дизель используется подвеска двух видов:
- Передняя подвеска. Она состоит из двух фронтальных пружин (вид полуэллипс) и резиновых пластин (комплект сжатия). Её цель – снижение нагрузки и оптимальное распределение её на опорные части во время езды.
- Задняя подвеска. Сюда входят две пружины и рессоры. Её назначение – сгладить и снизить удары по кузову. Это обусловливают гидравлические амортизаторы, прикрепленные к раме и осевым опорам.
Благодаря усовершенствованию разных узлов автомобиль стал более устойчивым. Что было доработано? Во-первых, улучшили конструкцию коробки передач, понизили центр тяжести, увеличили ширину колесной колеи, добавили дистанционную пневматическую систему.
Общая информация
Технические характеристики ГАЗ 4301 отличаются своими индивидуальными особенностями, такими как нестандартные детали, элементы, направленные на повышение качества эксплуатации грузовика. Это:
- электрофакел. Он необходим, чтобы упростить запуск дизеля;
- амортизационное кресло. Обеспечивает комфорт, смягчение водителю в процессе езды;
- продуманная специально сконструированная вентиляционная система;
- новая отопительная система;
- оптимальное устройство обдувки переднего стекла.
Параллельно с ГАЗ 4301 на его шасси активно производилась другая модель – ГАЗ 4509 (1992 г.). Направленность этого сельскохозяйственного автомобиля-самосвала – работа в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008. Технические характеристики ГАЗ 4509: грузоподъёмность – 4,25 тонны, двигатель дизель, расход топлива – 15,4 литра на 100 км, максимальная скорость – 85км/ч.
Данная серийная модель автомобиля выигрывает по своим характеристикам при сравнении с другими моделями аналогичного типа. Водители чаще всего дают положительные отзывы об этом грузовике.
Единственное, что на сегодня их смущает, что в силу оригинальности деталей запасные части для ремонта найти очень трудно. Может спасти только разборка автомобиля, где можно подобрать нужные запчасти, бывшие в употреблении.
Причины снятия с производства
Несмотря на популярность, ГАЗ 4301 дизель был снят с производства. Каковы причины?
- Недостаточно высокие уровень качества двигателя и проходимость автомобиля → небольшой спрос на рынке.
- Тяжелый мотор → увеличенная нагрузка на передние колеса → недостаточно высокая проходимость, застревание на мягкой поверхности.
- Кризис девяностых: отсутствие необходимого финансирования и помощи со стороны государства → низкие продажи и востребованность таких машин → повышение цен на них → прекращение выпуска турбодизеля.
Грузовик ГАЗ 4301 дизель до сих пор используется в сельском хозяйстве и является любимцем водителей. Он по сей день конкурентоспособен при выборе между отечественным и зарубежным производством грузовых автомобилей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Интересное по теме:
Вконтакте
Google+
traktoramira.ru
4301 — технические характеристики, история создания, фото и видео
В начале 80-х в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед автозаводами ГАЗ и ЗИЛ была поставлена задача по разработке и производству отечественных дизельных грузовиков.
Содержание
Так на столичном автозаводе появилась линейка грузовиков серии ЗИЛ-169(воплотившихся в серийном производстве в семейство ЗИЛ-4331). А на ГАЗе был создан грузовик модели 4301, над которым работала группа ведущих специалистов автозавода.
Первые опытные образцы дизельного грузовика ГАЗ-4301 были собраны под руководством главных конструкторов Просвирина и Бутусова в конце 1982 года. На следующий год автомобиль проходил испытания во время посевной и уборочной, а в августе был отправлен в испытательный пробег по 9000-километровому маршруту от Горького через Куйбышев, Аральск и Ташкент до Памира.
Ключевыми отличиями модели ГАЗ-4301 от предшественника, ГАЗ-53, стали установка дизельного силового агрегата, а также заложенная возможность использования в составе автопоезда.
Технические особенности грузовика
В качестве силового агрегата для новинки было решено использовать шестицилиндровый дизельный мотор ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., являющийся лицензионной копией двигателя фирмы Deutz. Это был первый дизельный мотор, производимый на мощностях Горьковского автомобильного завода.
Топливная система ГАЗ-542 состоит из двух видов насосного оборудования: низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Плунжерная топливоподкачивающая помпа позволяет, в случае необходимости, осуществлять подкачку дизеля в ручном режиме. Двигатель снабжен следующими топливными фильтрами: для грубой очистки – в виде фильтровального сепаратора с сетевым компонентом; для тонкой очистки – в виде сменного фильтровального бумажного компонента. Также имеется система сухого воздушного фильтрования, оснащенная сменными фильтрами и датчиком степени загрязненности. Воздушное охлаждение выполняется за счет шестеренной вентиляторной передачи с применением гидромуфты.
Трансмиссия состоит из однодискового замкнутого сцепления сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравлической установкой. Установлена механическая пятиступенчатая трехходовая коробка переключения передач, в которой осуществлена синхронизация на всех передачах, за исключением первой и задней. Карданная передача осуществляется за счет пары открытых валов, имеющих в промежутке опору и три шарнира на подшипниках.
Тормозная система ГАЗ-4301 – двухконтурная, в каждом колесе смонтированы тормозные узлы, и имеется два автономных привода, позволяющих работать с ними. Максимальную эффективность процесса торможения с сохранением высокой степени управляемости обеспечивает грамотное распределение тормозного усилия на каждое колесо. В случае оптимального соответствия этих сил производится одновременная блокировка всех колес, независимо от дорожных условий. Поэтому определение соответствия тормозных нагрузок всех колес происходит так, чтобы в случае осуществления максимального торможения предотвращалась преждевременная блокировка передних колес, ведущая к снижению управляемости, и блокировка задних колес, вызывающая занос автомобиля.
ГАЗ-4301 самосвал
При плавной остановке грузовика с замедлением 0,6 м/с осуществляется перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям в соотношении примерно 60:40. Это обусловливает необходимость повышения продуктивности передних колес в полтора раза. Поэтому ГАЗ-4301 комплектуется двухконтурными тормозами с гидроприводом и двумя пневмоусилителями. Кроме того, грузовик оснащается двухпроводным пневматическим агрегатом, управляющим тормозной системой прицепа.
Каждое колесо оснащено литым чугунным тормозным барабаном. Передние барабаны центрируют и устанавливают на кромках ступиц, а задние – на кромках полуосей. С целью упрощения контроля они изготавливаются съемными. В тормозной системе ГАЗ-4301 имеется специальный прибор, обеспечивающий автоматическую регулировку величины зазора в системе «колодка-барабан». Тормозные узлы задних колес снабжены механическим приводом и используются в качестве стояночных тормозов.
самосвал-тягач ГАЗ-САЗ 4509 на базе ГАЗ-4301
В производстве ГАЗ-4301 используются оригинальные детали, призванные улучшить потребительские характеристики автомобиля: электрофакельный механизм, обеспечивающий простоту запуска дизеля; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.
Отличительные особенности автомобиля
В техническом плане линейка ГАЗ-4301 и 3307 достаточно серьезно различались, а вот внешне они были практически идентичными. Одним из немногих отличий являются оригинальные колесные диски, которые, помимо четырех продолговатых вентиляционных окон, имеют еще четыре небольших отверстия, размещенных между ними. Эти диски не подходили для установки ни на один другой автомобиль, поскольку их центровка на ступице выполняется не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием.
Кроме того, разницу между ГАЗ-4301 и 3307 заключается в наличии двух главных тормозных цилиндрах с пневмоусилителями, расположенными с левой стороны рамы между кабиной и топливным баком.
ГАЗ-4301 комплектуется радиальными пневматическими шинами серии 8,25Р20, имеющими класс слойности НС12. Компрессия в передних колесах составляет 370 кПа, задних – 540 кПа; величина развал-схождения составляет от 0 до 3 мм. За счет разноплановой унификации по механизмам и оборудованию снижается себестоимость производства грузовика, а также упрощает техобслуживание и проведение капитального ремонта.
ГАЗ-4301 оснащается рулевым механизмом на основе глобоидального червяка с трехгребневым колесом на шарикоподшипнике. Рулевой аппарат серийной модели получил гидравлический усилитель, обеспечивающий облегчение выполнения поворота, что по достоинству оценило большое количество водителей впоследствии. Использование гидроусилителя способствует рациональному снижению передаточного числа рулевого механизма, благодаря чему необходимость в многократном вращении руля по направлению поворота и назад в процессе поведения маневра отпала. Это имеет особенную ценность при движении автомобиля в условиях ограниченного пространства.
За счет гидравлики сглаживаются удары на рулевой механизм от дорожных неровностей, а также улучшается управляемость грузовика при контакте с крупными булыжниками либо в случае пробития шины.
Инженеры Горьковского автомобильного завода полностью переработали конструкцию большей части узлов, обновили коробку переключения передач, заднюю ось с возможностью дистанционного управления блокировкой дифференциала посредством пневматического крана, передний мост и другие агрегаты, что положительно сказалось на устойчивости автомобиля. Для достижения этой же цели была увеличена ширина колесной колеи и понижен центр тяжести.
В основе грузовика лежит высокопрочная, износоустойчивая и долговечная рама. Передняя подвеска ГАЗ-4301 является комплексом узлов и механизмов, обеспечивающих соединение опорных частей колес с корпусом автомобиля. Ее главным предназначением является снижение уровня нагрузок и равномерное их распределение по опорным частям в процессе движения, а также улучшение тяговых показателей транспортного средства. В данной модели грузовика установлена пара фронтальных пружин полуэллиптического типа с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска включает в себя пару пружин и вспомогательные рессоры.
Установленные амортизаторы обеспечивают эффективную трансформацию динамической работы в тепловую, продуктивное гашение колебаний и поглощение толчков на автомобильной раме. Гидравлические амортизаторы телескопического типа с двухсторонним эффектом устанавливаются на переднюю ось и сочетаются с упругими узлами.
В автомобиле установлено однопроводное электрооборудование, негативные выводы источников питания подключены к корпусу. Оптимальный уровень напряжений – 24 В. Силовой агрегат, вырабатывающий ток марки 5101.3701, укомплектован интегрированным выпрямителем и стабилизатором напряжения. Также присутствует пара аккумуляторных батарей серии 6СТ-110А емкостью по 110 Ач и устройство для пуска марки 3002.3708.
ГАЗ-4301 стал значительным шагом вперед в производственной деятельности Горьковского автозавода и всего отечественного автопрома. Однако посредственное качество дизельных силовых агрегатов и их неудовлетворительная работа сдерживали спрос и не позволяли наладить массовый выпуск данной модели. Еще одним фактором, негативно влияющим на популярность грузовика, являлась ее невысокая проходимость.
Вследствие установки более мощного и массивного силового агрегата нагрузка на переднюю ось значительно увеличилась, поэтому в раскисшем грунте грузовик нередко застревал. Кроме того, повлиял и экономический кризис девяностых годов, приведший к ликвидации государственных заказов на сельхозтехнику и, как следствие, увеличению себестоимости единицы продукции ввиду малых объемов производства. Все это привело к вынужденному прекращению выпуска собственных дизелей и снятия ГАЗ-4301 с производства в 1995 году. Общее число сошедших с конвейера автомобилей составило 28158.
Технические характеристики
gredx.ru
ГАЗ 4301 — дизельный грузовик-пятитонник
Проектирование среднетоннажных заднеприводных самосвалов марки ГАЗ 4301 стартовало вначале 90-х гг. Начальные экземпляры появились в 1982 г., а через год они уже прошли тестовый автопробег по направлению Горький-Куйбышев-Аральск-Ташкент-Памир длительностью 9 тыс. км, до этого техника прошла испытания при посевных и уборочных работах близ Солнечногорска.
Опытно-производственная партия ГАЗ 4301 была выпущена в апреле 1984 г., а в 1992 г. на автозаводе запустили серийное производство согласно лицензии немецкого предприятия Deutz, продолжавшееся вплоть до 1994 г. За это время завод успел сделать 28158 машин этой марки. От предыдущих прототипов новый автомобиль ГАЗ 4301 существенно отличался рядом особенностей: использованием дизеля и внедренной в процессе проектировки способностью эксплуатации в комплексе автопоезда.
Чем «начинили» свой грузовик горьковские автостроители?
ГАЗ 4301 имеет шестицилиндровый 125-сильный дизель марки ГАЗ-542 с воздушной охладительной системой и мощностью 125 л.с., который является лицензионным аналогом дизеля фирмы Deutz (был приобретен разрешительный документ на весь ряд шести- и четырехцилиндровых моторов различной мощности). Двигатель ГАЗ 4301 является первым и единственным лично изготовленным дизелем на автозаводе ГАЗ. Он зарекомендовал себя довольно ходким, неприхотливым, тяговым и рациональным. Продолжительность равномерного движения машины, как правило, небольшая относительно общей длительности ее работы. При перемещении в городских условиях техника едет равномерно лишь 15…30% времени, 40…45% — с ускорением и 30…40% — с замедлением.
Топливная система, предназначенная для питания ГАЗ-542 дизтопливом, его хранения и очищения, включает два вида насосного оборудования: низкокомпрессионный поршневой инжектор для топлива и высококомпрессионный, механический, регулируемый, 2-хрежимный, центробежный инжектор рядного типа. Топливоподкачивающая помпа – плунжерная, с возможностью подкачивать топливо вручную. Двигатель 542 имеет следующие фильтры для топлива: грубой очистки – фильтровальный сепаратор с сетевым компонентом; тонкой очистки – сменный фильтровальный компонент сделан из бумаги. Воздушное фильтрование относится к сухой категории, имеет сменные фильтры и датчик уровня замусоренности. Воздушное охлаждение осуществляется посредством шестеренной вентиляторной передачи с использованием гидромуфты.
Трансмиссия представлена 1-дисковым замкнутым сцеплением сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравликой. КПП ГАЗ 4301 – механическая, 5-ступенчатая, 3-ходовая, синхронизированная на всех передачах, кроме первой и задней. Карданная передача осуществляется парой открытых валов с опорой в промежутке и тремя шарнирами на подшипниках.
ГАЗ-4301 оснащен современной 2-х контурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночных). Тормозные узлы смонтированы в каждом колесе, имеется 2 автономных привода для работы с ними. Для совершения процесса торможения техники с максимальной эффективностью без снижения управляемости и устойчивости требуется рациональное соответствие тормозного усилия и припадающей на каждое колесо энергией. При оптимальном соответствии этих сил обеспечивается одновременная блокировка всех колес при любых дорожных факторах. В связи с этим соответствие тормозных нагрузок всех колес определяется так, чтобы при осуществлении наибольшего торможения предотвратить преждевременное блокирование передних колес, приводящее к ухудшению управляемости, или блокирование задних колес, обуславливающих занос транспорта.
При плавной остановке ГАЗ 4301 с замедлением 0,60 м/с происходит перераспределение, из-за которого на передний мост припадает около 60 % массы, на задний мост – оставшиеся 40 %. Поэтому продуктивность передних колес следует повышать в 1,5 раза. В связи с этим самосвал ГАЗ 4301 оснащается 2-хконтурными тормозами с двумя пневмоусилителями, с разрозненным тормозом осей, с гидравлическим приводом. Также грузовик этой модели имеет 2-хпроводный пневматический агрегат, управляющий тормозным механизмом прицепа.
Тормозные барабаны каждого колеса цельные, чугунные, литые. Передние барабаны центруют и монтируют на кромках ступиц, задние – на кромках полуосей. Для облегчения контроля их производят съемными. Кроме этого, тормозная система ГАЗ 4301 оборудована прибором автоматического регулирования величины зазора в системе «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные узлы задних колес, оборудованных механическим приводом.
В машинах ГАЗ 4301 внедрены оригинальные запчасти, позволяющие увеличить потребительские характеристики техники – электрофакельный механизм для легкого запуска дизеля, кабина оборудована подрессоренным водительским креслом с функцией регулирования положения, имеется рациональная отопительная и вентиляционная система, механизм для обдувания и обмыва частично панорамного переднего стекла.
Устройство и отличительные особенности автомобиля
Отличительные технические характеристики автомобилей ГАЗ 4301 заключаются в уникальных колесных дисках, имеющих среди 4-х удлиненных вентиляционных окошек еще 4 небольшие дополнительные отверстия. Колеса такой конструкции не подходят к другим маркам машин, поскольку только у ГАЗ-4301 дисковый обод центрируют на ступице не конической частью колесных крепежей, а отверстием в центре. Колеса оснащены 2-хкомпонентным ободом с разделенным бортом недеформирующегося сердечника из стальной нити, который прочно фиксирует соединение шины диском и способствует герметизации.
Шины у автомобилей этой марки – радиальные, с пневматикой, серии 8,25Р20, класса слойности – НС12, с компрессией в передних колесах 370 кПа, задних – 540 кПа; развал-схождение – от 0 до 3 мм. Разноплановая унификация по механизмам и оборудованию грузовика способствует снижению их стоимости и вместе с тем упрощает техобслуживание и капитальный ремонт ГАЗ 4301.
Самосвал ГАЗ 4301 оснащен широкой модернизированной 2-хместной, 2-хдверной стальной кабиной с ремнями безопасности. В левой части кабины расположена длинная труба воздухозаборника. Отопительная система кабины – масляная, имеет два радиатора, которые питаются из смазочной системы мотора. Кроме этого, есть автономный воздушный 2-хрежимный обогреватель, работающий на дизтопливе. Водительское и пассажирское кресла – раздельные. Оперение кабины – стальное, с аллигаторовым капотом и отбрасывающейся облицовочной решеткой радиатора.
Рулевое оборудование представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым колесом на шарикоподшипнике. В отличие от прототипов в рулевом аппарате ГАЗ 4301 используется гидравлический усилитель для облегчения поворота, что заслужило надлежащие отзывы о данной модели. Гидроусилитель способствует рациональному снижению передаточного числа рулевого оборудования, вследствие чего водителю не нужно для проведения маневра вращать руль 5-6 раз по направлению поворота и назад, что особенно ценно при движении транспорта в ограниченных условиях.
Гидравлика гладко снижает удары на рулевой механизм от неровностей на дорогах и способствует улучшению управляемости техники при контакте с громоздкими булыжниками или в случае прострела шины. Другой отличительной особенностью ГАЗ-4301 является наличие в левой части рамы за кабиной, спереди бака для топлива – пары основных тормозных цилиндров с пневмоусилителями.
Для увеличения устойчивости грузовика полностью изменена конструкция большинства узлов, обновлена КПП, задняя ось с дистанционным управлением блокировкой дифференциала через пневматический кран, передний мост и ряд других агрегатов. Повышению устойчивости также способствует достаточная по ширине колея колес и размещенный снизу центр тяжести.
Остов автомобиля образует рама, которая отличается прочностью, износоустойчивостью и долговечностью. Передняя подвеска ГАЗ 4301 представляет собой комплекс узлов и механизмов, соединяющих опорные части колёс с корпусом техники. Ее главное назначение – уменьшение уровня нагрузок и ровная их передача на опорные части в ходе движения, а также увеличение тяговых характеристик автомобиля. В данной модели ГАЗа она включает в себя пару фронтальных полуэллиптических пружин с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска помимо пары фронтальных пружин оснащена вспомогательными рессорами.
Амортизаторы данной марки ГАЗа эффективно трансформируют динамическую работу в тепловую, продуктивно гасят колебания и поглощают толчки на раме автомобиля. Амортизаторы модели 4301 – гидравлические, телескопические, 2-стороннего эффекта, устанавливаются на переднюю ось, используются в комплексе с упругими узлами.
Автомобиль оснащен 1-проводным электрооборудованием, негативные выводы источников питания присоединены к корпусу. Оптимальное напряжение – 24 В. Силовой агрегат для выработки переменного тока марки 5101.3701 оснащен вмонтированным выпрямителем и стабилизатором напряжения. Имеется пара аккумуляторов серии 6СТ-110А по 110 А∙ч, пусковое устройство марки 3002.3708.
Бесспорно, автомобиль этого семейства явился новым витком в производственной деятельности завода. Но слабый спрос, объяснявшийся посредственным качеством дизелей и, как результат, их неудовлетворительной работой, не давал наладить массовый выпуск горьковских силовых агрегатов. Другим фактором, обуславливающим малый объем выпуска этой техники – ее низкая проходимость.
Это объясняется тем, что грузовик часто застревал на раскисшем грунте из-за утяжеления переднего моста в результате установки мощного двигателя. Помимо этого, сказался экономический кризис 90-х гг., который ликвидировал госзаказ на сельхозтехнику, в связи с чем себестоимость мотора ввиду малых объемов производства в разы превысила себестоимость грузовика. Эти факторы обусловили вынужденное решение об отмене выпуска дизелей и полного прекращения производства ГАЗ-4301 в 1994 г.
Вопреки тому, что выпуск грузовиков этой модели уже 20 лет прекращен, он заслуженно востребован и эффективно конкурирует с зарубежной техникой. Это связано с тем, что цена ГАЗ модели 4301 значительно ниже импортных аналогов данной категории. Машина отличается стабильной работой, надежностью, проходимостью в условиях бездорожья.
promplace.ru
ГАЗ-4301. Технические характеристики :: SYL.ru
В начале 80-х годов по приказу ЦК КПСС на заводах ГАЗ и ЗИЛ должны были заняться разработкой и выпуском новой серии грузовиков с двигателями, работающими на дизельном топливе.
История модели
Проектирование среднетонажного заднеприводного самосвала ГАЗ-4301 началось в 90-х годах. Первые опытные экземпляры выпустили уже в 1982-м. Ровно через год эти автомобили успешно пошли тестовый пробег общим расстоянием более 9000 км.
Опытно-производственная партия была изготовлена в 1984 году. А в 1992-м грузовик пошел в серию. Его собирали по лицензии немецкого завода Deutz. Выпуск продолжался до 1994 г. За этот период времени завод собрал и поставил порядка 28 000 автомобилей. От опытных прототипов новый ГАЗ-4301 отличался некоторыми особенностями конструкции. Так, инженеры применили дизельный двигатель, а также подготовили эти модели для работы в составе автопоезда.
Двигатель
На этой модели в качестве мотора применили дизельный двигатель ГАЗ-542 с мощностью в 125 лошадиных сил. В ГАЗ-4301 двигатель имел воздушное охлаждение. Этот агрегат был полным аналогом немецкого мотора и изготавливался на отечественных заводах по лицензии.
Это самый первый и один-единственный дизельный агрегат, который сумели полностью изготовить на мощностях завода. Он показал себя как неприхотливый, с наличием тяги, выносливый и рациональный.
Питание
Топливная система, которая питает мотор дизельным топливом, представлена в виде двух насосов. Одни из них — это низкокомпрессионный поршневой инжектор, а второй — выскоокмперссионный, механический с возможностью регулировки. Он работает в двух режимах. Помпа для подкачки топлива представляет собой плунжерную систему, которая представляет возможность качать дизельное топливо в руну. В двигателе для очистки топлива применяется несколько фильтров: для грубой очистки и для тонкой. В качестве первого фильтра инженеры решили использовать сепаратор со специальной сеткой. В целях тонкой очистки используется сменный элемент из бумаги. Фильтрование воздуха является сухим. Здесь применены сменные фильтры, а также датчик, который показывает уровень засорения. Охлаждение осуществляется при помощи воздуха.
Трансмиссия
По коробке передач эти грузовые автомобили мало чем отличаются от всех остальных. Здесь можно найти однодисковую сухую систему с замкнутым сцеплением. Также в ней можно обнаружить пружинную диафрагму и элементы гидравлики.
Коробка передач полностью механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на каждой передаче. Первая передача, а также задний ход синхронизатора не имеет. Карданная передача выполнена с использованием двух открытых валов.
Тормоза
ГАЗ-4301 оснастили самой современной на тот момент двухконтурной тормозной системой. Основные механизмы установлены на колесах. Машина оснащена автономными приводами.
Чтобы улучшить работу тормозов, увеличить эффективность и не снизить при этом управляемость, инженерам потребовалось проделать много работы. Так, для всего этого нужно полное соответствие усилия и энергии, прикладываемой к каждому колесу.Если приложить это усилие оптимальным образом, то это обеспечивает своевременную блокировку колес в любых дорожных условиях. Разработчики сумели сделать тормоза так, чтобы при максимальном тормозном усилии система могла предотвратить блокирование колес раньше необходимости. Особенно это касается передних колес. Благодаря этому удалось улучшить управляемость машиной.
Если автомобиль останавливается более плавно, то в этот момент идет распределение, после которого на передний мост передается около 60% веса конструкции. Задний мост получает около 40% массы на себя. Эффективность передней пары колес нужно было повысить. Поэтому ГАЗ-4301 (самосвал) оснащали специальной системой из двух контуров с пневматическими усилителями, с разным торможением осей. Конструкция также оснащалась гидравлическим приводом. Кроме того, рассматриваемое авто в своей конструкции имеет специальный пневмоагрегат для работы на прицепе.
Тормозные барабаны на колесах отлиты из чугуна. Спереди они выставлены в центральной части и смонтированы на кромках ступицы. Задние установлены на полуосях. Чтобы было проще контролировать их состояние, они полностью разборные. Также тормоза оборудованы системой автоматической регулировки зазоров.
В автомобилях ГАЗ-4301 конструкторы внедрили полностью оригинальные детали, которые значительно улучшили потребительские качества агрегата. Так, чтобы мотор хорошо запускался, применили электрофакельный механизм, в кабине для водителя кресло оснащено рессорами и регулировками, исправно работают отопление и вентиляция.
Устройство и особенности
Среди характерных черт конструкции можно выделить уникальные колесные диски.
Они имеют (кроме четырех окон для вентиляции) дополнительные отверстия. Эти колеса не подойдут к другим грузовикам.
Лишь эти дисковые обода центрируются не коническими деталями крепежа, а отверстием в центральной части.
Используемые шины – радиальные, с пневматической системой. Унификация механизмов и основных узлов позволяет снизить их стоимость, что значительно упрощает уход, ремонт. ГАЗ-4301 не требует частого планового технического обслуживания.
Самосвал на базе этой модели оснащен кабиной на два пассажира. Она выполнена из стали, оборудована ремнями безопасности. Слева можно увидеть длинную трубу воздухозабора.
В качестве опций комфорта выделяют масляное отопление. Оно оснащено двумя радиаторами, которые запитываются от смазочной системы. Также существует вентилятор, который может в двух режимах функционировать на дизельном топливе.
Места водителя и пассажиров раздельные. Детали кабины выполнены из стали, капот – аллигаторовый, а решетка радиатора может отбрасываться.
Рулевое управление выполнено в виде глобоидального червяка и шарикового подшипника. Рулевая система также оснащена ГУР. Это значительно упрощает управление автомобилем. Благодаря данному факту эти грузовые автомобили заслужили себе отличные отзывы.
Основа машины – это прочная, долговечная рама. Подвеска спереди представлена парой фронтальных пружин, а также комплексом сжатия. Подвеска сзади оснащена также рессорами.
Этот автомобиль стал новым уровнем в работе завода. Однако почему-то машина имела слабый показатель спроса. Это можно объяснить плохим качеством авто. Кроме того, многих отпугивала слабая проходимость.
Заключение
Хоть эти грузовики больше не производят, но до сих пор активно используют. Машина отлично конкурирует с грузовиками зарубежного производства. При необходимости на ГАЗ-4301 запчасти продаются в полном объеме.
www.syl.ru
технические характеристики (топливный насос, двигатель, задний мост, запчасти), фото, отзывы, видео
Восьмидесятые года прошлого столетия были для Горьковского автомобильного завода знаменательными. Ведь именно тогда был выпущен первый дизельный самосвал этой марки ГАЗ-4301, который заслуживает отдельного внимания.
ГАЗ 66: технические характеристики (тюнинг, расход топлива, компрессор, тормозная система), цена, видео, фото.
КамАЗ 5410 тут.
Схему электрооборудования Газ 3307 цветную смотрите в статье.
Технические характеристики
ГАЗ-4301 имеет такие показатели:
- полная масса автомобиля составляет 8 тонн;
- допустимые нагрузки на оси: передняя – 3 тонны, задняя – 5;
- обладает грузоподъемностью в 4,5 тонны;
- снаряженный автомобиль имеет массу 3,5 тонны;
- сцепление является однодисковым, постоянно замкнутое, есть функция сухого трения, имеет диафрагменную пружину;
- на 5-ти ступенчатой, механической коробке передач пять скоростей;
- подвеска рессорная;
- ходовая часть состоит из дисковых, имеющих двухкомпонентный обод и разрезное бортовое кольцо, колес и пневматических, радиальных шин;
- в двухместной, двудверной кабине есть места для крепления ремней безопасности. Она отапливаема;
- авто уснащено гидравлическим насосом.
Движущая сила
Грузовик ГАЗ-4301 оборудован дизельным четырехтактным двигателем модели 542.10. Под капотом этого «зверя» 125 л.с. Блок состоит из шести цилиндров. Они расположены в ряд и работают в порядке 1-5-3-6-2-4.
Благодаря наличию воздушной системы охлаждения, машина не требует радиатора и охлаждающей жидкости. «Сердце» авто является лицензионной копией немецкого производителя «Deutz».
На заводе ГАЗ – это был единственный, изготовленный лично дизельный мотор.
Насос и задний мост
Топливный насос у ГАЗ-4301 двух видов. Первый – с низкокомпрессионным поршневым инжектором, чтоб непосредственно подавать горючее, а второй – с высококомпрессионным механическим центробежным регулируемым двухрежимным инжектором рядного типа. Есть возможность подкачивать дизтопливо вручную.
Чтобы грузовик стал более устойчив, были заменены и усовершенствованы некоторые узлы и агрегаты. Так, например, инженеры обновили коробку передач, на заднем мосту у ГАЗ-4301 появилось дистанционное управление блокировкой дифференциала с помощью пневматического крана. Передний мост был так же улучшен.
Запчасти
Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.
Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.
ГАЗ 53: технические характеристики (коробка передач, рулевое управление, схема электрооборудования), видео, фото, модификации модели, история создания и отзывы.
Технические характеристики КамАЗа 43114 здесь.
О МАЗе 500 читайте в этой статье.
Отзывы
ГАЗ-4301 экономичный, не требует частого ремонта, неплохо проявляет себя, как буксировщик.
Ходовые свойства хорошие, как для старенькой модели.
К недостаткам можно отнести быстрый приход в неисправность тормозной системы и компрессора.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что модель достойная, имеет больше плюсов, чем минусов. Может прослужить верным помощником и «рабочей лошадкой» многие годы.
Больше информации на сайте
spectechzone.com
Характеристики грузовика ГАЗ 4301
Название маркиAbarthACAcuraAlfa RomeoAROAsiaAston MartinAstraAudiBAWBeifang BenchiBeijingBentleyBMWBrillianceBugattiBuickBYDCadillacChanaChanganChangFengChangheCheryChevroletChryslerCitroenDaciaDadiDaewooDAFDaihatsuDatsunDerwaysDodgeDong FengEagleFAWFerrariFiatFordFotonFreightlinerGeelyGMCGreat WallGrozHafeiHaimaHaniaHINOHoldenHondaHOWOHuachenHummerHyundaiInfinitiInternationalIntrallIran KhodroIsuzuIvecoJACJaguarJCBJeepKenworthKiaLADALamborghiniLanciaLand RoverLDVLexusLifanLincolnLotusLuxgenMACKMANMaseratiMazdaMercedes-BenzMercuryMGMiniMitsubishiMorganNissanOldsmobileOpelOtokarPeterbiltPeugeotPlymouthPontiacPorscheProtonRange RoverRavonRenaultRolls-RoyceRoverSaabSamsungSaturnScaniaScionSeatSetraShaanxiShacmanSkodaSMASmartSpykerSsangYongSubaruSuzukiTataTatraTeslaToyotaTVRVauxhallVolkswagenVolvoVortexWartburgWestern StarWiesmannXinKaiYUEJINZhonghuaZhongxingZotyeZukАвтобусыАвтокаталогАвтомобильные запчастиАвтомобильные наклейкиАЗЛК (Москвич)Акционные предложенияАтласы и картыБАЗБелазБогданВАЗ (Лада)ВИСГАЗГазобалонное оборудованиеГрузовикиДвигателиДонинвестЗАЗЗИЛИЖКАвЗКамазКарбюраторыКарты и АтласыКвадроциклыКомбайныКРАЗКузовной ремонтЛИАЗЛитература для автошколЛитература для СТОЛодочные моторыЛУАЗМАЗМопедыМотолодкиМотороллерыМотоциклыПАЗПлакатыПравила дорожного движенияРазноеРаспродажаРАФСельхозтехникаСкутерыСтритрейсингТагазТесты по правилам дорожного движенияТракторыТюнингУАЗУралУчебная литератураЭкзаменационные билетыЭлектрооборудованиеЭнциклопедии автоЮридическая помощьНазвание модели Показать
Характеристики грузовика ГАЗ 4301
ГАЗ 4301 (1984-1994) | |||||||||||||||
Кузов | |||||||||||||||
Грузовик | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||
4.75 | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Подвеска | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Рулевое управление | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Тормоза | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Эксплуатационные данные | |||||||||||||||
|
autoinform96.com