Торпеда самая быстрая в мире – Самая быстрая в мире торпеда «Шквал» станет еще быстрее — Российская газета

Самая быстрая в мире торпеда "Шквал" станет еще быстрее — Российская газета

Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 "Шквал" после модернизации сможет дейс твовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил РИА Новости ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев.

- Скорость и так приличная - на порядок больше, чем  существовавших тогда и сейчас торпед. Вполне приличная - она изменится, но ненамного, - рассказал Алиев.

Модернизация "Шквала" включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, сообщил ранее глава корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.

Комплекс "Шквал" принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для  маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально "Шквал" оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.

Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся с такой скоростью снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. К недостаткам "Шквала" относят малую дальность пуска - до 13 километров, - что вместе с сильным шумом торпеды демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 метров не позволяет ракето-торпеде поражать цели на больших глубинах.

- Проблема в одном - "Шквал" не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны опустить ее на большую глубину - 100 и более метров, - рассказал академик Алиев о задачах модернизации.

Кстати

Параллельно с совершенствованием прорывных советских разработок военная наука работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.

- Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае это система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание, - рассказал Алиев.

rg.ru

Торпеды: от самых первых до самых быстрых

Удача – награда за смелость


Если в Первой мировой войне по части торпед Россия была на уровне с ведущими странами мира, то в начале Великой Отечественной войны мы значительно уступали в этом Германии. В арсенале немецких подводников были бесследные торпеды G–7E, самонаводящиеся – Т–5, сверхточные «Лерхе», управляемые с помощью гидрофонов, а также залповые торпедные аппараты.

Историки справедливо утверждают, что основные морские баталии развернулись между подводными лодками Kriegsmarine и королевским флотом Великобритании. До 1943 года суммарный тоннаж потопленных кораблей союзников был запредельным, но уже во второй половине войны три из четырех подлодок Германии шли ко дну. Причем, по большей части благодаря флоту США и Великобритании.

Именно поэтому так остры споры вокруг торпедной атаки «Лунин против Тирпица». Основные контраргументы сводятся к формуле «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Мол, профессионализм советских подводников был не достаточным для того, чтобы на расстоянии 35-40 кбт попасть в корабль, идущий со скоростью 20 узлов. Между тем факты говорят о том, что немецкий «Тирпиц» получил повреждение именно там, где находилась подлодка «К-21» под командованием Николая Лунина. Кстати, сам командир счастливой подлодки не утверждал, что попал в линкор. Так в вахтенном журнале записано:

«18.01.30. «Пли!» Ш = 71° 22' 2'', Д = 24° 34' 3''. Залп произведен четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины 2 м с интервалом 4 секунды. Дистанция залповая 18-20 каб., угол упреждения = 28°, угол встречи = 100°. Скорость цели Vц = 22 уз; скорость ПЛ 3,5 уз».

18.31. По корме слышен глухой раскатистый взрыв продолжительностью 20 с.
18.32. Второй раскатистый взрыв.
18.38. Третий раскатистый взрыв.
19.05. Всплыли под перископ. Ничего не обнаружено».

Однако вскоре выяснилось, что немецкая эскадра в составе линкора «Тирпиц» развернулась назад, причем шла со скоростью всего 10 узлов, что говорит о полученных повреждениях. Считается, что эта атака спасла легендарный конвой «PQ-17», отправленный в СССР из США, Канады и Великобритании.

new.russian7.ru

Самая быстрая в мире торпеда «Шквал» станет еще быстрее — Рамблер/новости

Фото: Wikimedia Commons

Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 "Шквал" после модернизации сможет дейс твовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил РИА Новости ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев.

— Скорость и так приличная — на порядок больше, чем существовавших тогда и сейчас торпед. Вполне приличная — она изменится, но ненамного, — рассказал Алиев.

Модернизация "Шквала" включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, сообщил ранее глава корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.

Комплекс "Шквал" принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально "Шквал" оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.

Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся с такой скоростью снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. К недостаткам "Шквала" относят малую дальность пуска — до 13 километров, — что вместе с сильным шумом торпеды демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 метров не позволяет ракето-торпеде поражать цели на больших глубинах.

— Проблема в одном — "Шквал" не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны опустить ее на большую глубину — 100 и более метров, — рассказал академик Алиев о задачах модернизации.

Кстати

Параллельно с совершенствованием прорывных советских разработок военная наука работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.

— Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае это система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание, — рассказал Алиев.

Читайте также

news.rambler.ru

Самая быстрая в мире торпеда "Шквал" станет еще быстрее: gmorder

Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 "Шквал" после модернизации сможет действовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев.

- Скорость и так приличная - на порядок больше, чем  существовавших тогда и сейчас торпед. Вполне приличная - она изменится, но ненамного, - рассказал Алиев.

Комплекс "Шквал" принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для  маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально "Шквал" оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.

Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся с такой скоростью снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. К недостаткам "Шквала" относят малую дальность пуска - до 13 километров, - что вместе с сильным шумом торпеды демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 метров не позволяет ракето-торпеде поражать цели на больших глубинах.

- Проблема в одном - "Шквал" не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны опустить ее на большую глубину - 100 и более метров, - рассказал академик Алиев о задачах модернизации.

Кстати

Параллельно с совершенствованием прорывных советских разработок военная наука работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.

- Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае это система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание, - рассказал Алиев.

с

gmorder.livejournal.com

Самая быстрая в мире торпеда "Шквал" станет еще быстрее: sell_off

Оригинал взят у aleks070565 в Самая быстрая в мире торпеда "Шквал" станет еще быстрее

Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 "Шквал" после модернизации сможет действовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев.

- Скорость и так приличная - на порядок больше, чем существовавших тогда и сейчас торпед. Вполне приличная - она изменится, но ненамного, - рассказал Алиев.

Модернизация "Шквала" включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, сообщил ранее глава корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.
Комплекс "Шквал" принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально "Шквал" оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.

Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся с такой скоростью снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. К недостаткам "Шквала" относят малую дальность пуска - до 13 километров, - что вместе с сильным шумом торпеды демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 метров не позволяет ракето-торпеде поражать цели на больших глубинах.

- Проблема в одном - "Шквал" не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны опустить ее на большую глубину - 100 и более метров, - рассказал академик Алиев о задачах модернизации.

https://youtube.com/watch?v=xM6wUeSsGhE

Кстати

Параллельно с совершенствованием прорывных советских разработок военная наука работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.

- Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае это система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание, - рассказал Алиев.

с

sell-off.livejournal.com

Самая быстрая в мире торпеда "Шквал" станет еще быстрее [ВИДЕО] [ФОТО] / news2.ru

Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 «Шквал» после модернизации сможет дейс твовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев.

— Скорость и так приличная — на порядок больше, чем существовавших тогда и сейчас торпед. Вполне приличная — она изменится, но ненамного, — рассказал Алиев.

 

Модернизация «Шквала» включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, сообщил ранее глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Комплекс «Шквал» принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально «Шквал» оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.

Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся с такой скоростью снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. К недостаткам «Шквала» относят малую дальность пуска — до 13 километров, — что вместе с сильным шумом торпеды демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 метров не позволяет ракето-торпеде поражать цели на больших глубинах.

— Проблема в одном — «Шквал» не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны опустить ее на большую глубину — 100 и более метров, — рассказал академик Алиев о задачах модернизации.

Кстати

Параллельно с совершенствованием прорывных советских разработок военная наука работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.

— Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае это система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание, — рассказал Алиев.

 

 

 

Шамиль Алиев: торпеду «Шквал» надо опустить на глубину

 

источник: cdn3.img.ria.ru

 

Одно из старейших предприятий российской оборонки завод «Дагдизель», производящий подводную морскую технику, в частности торпеды для Военно-морского флота России, отмечает 10 ноября 80-летний юбилей. В мозговом центре завода — научной лаборатории академика Шамиля Алиева — побывали абсолютно все главнокомандующие ВМФ России (СССР), академики, ученые, представители правительства, в том числе вице-премьер Дмитрий Рогозин, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев. И это не случайно, ведь ведущий разработчик торпедного оружия в России Шамиль Алиев вот уже 50 лет после окончания Ленинградского кораблестроительного института не только успешно решает задачи разработки нового торпедного оружия, но и активно занимается гуманитарно-просветительской деятельностью и военно-патриотическим воспитанием. За это время он прочитал несколько десятков тысяч лекций в Москве, Санкт-Петербурге, других городах страны для школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых. Кроме того, под редакцией Алиева в ноябре вышел девятый том уникальной, не имеющей аналогов в мире, малой энциклопедии «Торпедное оружие».

Накануне юбилея «Дагдизеля» руководитель профильной редакции МИА «Россия сегодня» Сергей Сафронов встретился с Алиевым и попросил его рассказать о проблемах российского и мирового торпедостроения.

Шамиль Гимбатович, во-первых, разрешите вас и в вашем лице весь коллектив завода «Дагдизель» поздравить с юбилеем и, во-вторых, спросить, с чем связан столь повышенный интерес к вам и вашей лаборатории со стороны научного сообщества, моряков, правительственных мужей?

— Во-первых, спасибо, а, во-вторых, корректнее этот вопрос было бы адресовать как раз представителям этих ученых и не только сообществ, тем не менее я постараюсь. Буквально позавчера в сотрудничестве с известным профессором Юрием Жуковым вышел в свет девятый том малой энциклопедии «Торпедное оружие». Это первый научный труд в этой области в мире. До сих пор никто в мире не систематизировал знания по торпедному оружию в единое целое, а мы это сделали. Сейчас это уже можно говорить, потому что работа после первых двух или трех томов не остановилась. Выпущен девятый том, и впереди еще большая работа.

Очевидно, что наши научные усилия, как, впрочем, и производственные, не остаются незамеченными со стороны представителей ВПК, ученых, правительства. Этим я и объясняю интерес к нашей лаборатории и к моим скромным заслугам. Между прочим, академик Евгений Павлович Велихов примерно так отозвался о нашей работе: «9-й том „Торпедного оружия“ — это титанический труд людей, беспредельно любящих свою отчизну».

Уж коли вы заговорили про девятый том, то не могли бы вы в двух словах сказать, чему он посвящен?

— Если именно в двух словах и без математических формул, то материал данного тома посвящен построению бесплатформенной микроэлектромеханической инерциальной навигационно-управляющей системы (БИНУС) мини-торпеды. Там приведены алгоритмы пространственной ориентации мини-торпеды. Решается задача доставки мини-торпеды в составе двухсредного аппарата в район цели с использованием навигационной системы ГЛОНАСС/GPS, комплексированной с БИНУС, и другое.

Шамиль Гимбатович, а можно чуть проще?

— Суть заключается в том, чтобы совершенствовать все новые и новые системы управления торпедным оружием, базирующиеся на использовании такой сложной алгебраической системы, как кватернион.

Полная энциклопедия будет состоять из скольки томов?

— Пока мы планируем 12. Это будет полное математическое описание облика торпед: от самых старых до современных, от самых тяжелых до мини-торпед, от гигантов до карликов.

А мы таким образом не подсказываем нашим партнерам, как им дальше развивать торпедное вооружение?

— Подсказываем, но и они нам тоже подсказывают. Это же наука, научная среда, ученые должны обмениваться знаниями. Другое дело, как эти знания дальше применять на практике. Надо же иметь в виду, что эта энциклопедия пишется в основном на изучении их оружия, про свое мы практические ничего не пишем (улыбается). Фактически это анализ их оружия на основании наших знаний. Они будут знать, что они делают и как мы это понимаем.

Помимо научной и практической работы по созданию торпед вы огромное количество времени уделяете гуманитарно-просветительской деятельности. Расскажите о ней?

— В этом году исполняется 50 лет как я закончил Ленинградский кораблестроительный институт. С тех пор гуманитарно-просветительская деятельность плюс военно-патриотический лекторий стали моими темами жизни, частями меня. За это время я прочитал несколько десятков тысяч лекций школьникам, студентам, аспирантам, молодым ученым в Москве, Санкт-Петербурге, других городах.

Но ведь лекция для школьника и для молодого ученого это не одно и тоже, аудитория разная. Что же вы им рассказываете?

— Школьникам я, например, говорю, что для того чтобы поумнеть на грамм, надо перелопатить тонну. И если ты что-то знаешь, и это кому-то рассказываешь, и люди тебя понимают, значит, ты точно это понимаешь. С молодыми коллегами немного и проще и сложнее. Например, человек никогда не бывает так счастлив, как он хочет, и так несчастлив, как ему кажется. Или так: первая агрессивная задача — щит и меч. Затем появилась вторая — антенны и моторы. Сегодня третий этап во всем мире — уметь делать все, везде и в любой момент времени.

Вы скорее философ, чем разработчик торпедного оружия. Вы разработчик нового направления — философии интеллекта. Можно еще?

— Для того, чтобы заниматься теорией гребного винта, надо знать дифференциальные уравнения так, как будто ты сам их родил. Надо знать гидромеханику, гидроакустику… Вообще, в гребном винте, как мне иногда кажется, нет ничего, чего бы там не было.

У меня такой вопрос. Ведь на ваши лекции могут прийти любые люди, в том числе и недруги в военно-политическом смысле. Как быть?


— В последнее время нас часто обвиняют в закрытости, в том, что мы, например, проводим учения, искажая количество участников, а на самом деле это пример того, что мы открыты даже в самых закрытых областях. Естественно, в рамках разумного. Мы открыты в научной сфере, которая, безусловно, связана в том числе с созданием оружия, в частности торпедного. Это вообще характерно и для советской, и для российской научных школ. Между прочим, аналогов такого подхода не было ни в 20 веке, нет пока и в 21-м.

Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов недавно заявил, что модернизация самой скоростной торпеды в мире «Шквал» еще советской разработки будет включена в госпрограмму вооружений 2018-2025. В чем будет заключаться эта модернизация?

— Проблема в одном — «Шквал» не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны ее опустить на большую глубину — 100 и более метров.

А скорость не будет увеличиваться?

— Скорость и так приличная, она на порядок больше существовавших тогда и сегодня торпед (250-300 километров в час — ред). Вполне приличная, она изменится, но не на много.

А управляемой ее можно сделать?

— Так как я долгое время занимался гидродинамикой каверны «Шквала», то могу сказать, что вряд ли. Торпеда идет не просто в воде, а в воздушной каверне. В каверне же управлять торпедой очень сложно. Обносов говорил о том, что «Шквал» мечтает опуститься на глубину. Проблема в глубине, а не в скорости.

По поводу скорости. В одном из интервью вы говорили о том, что сейчас ведутся разработки мини-торпед, похожих на черепах, то есть их скорость равна 2-3 милям в час, но они практически не видимы и не слышны. Есть ли успехи на этом направлении?

— До реализации в железе всегда проходит этап идеологии. В мировой практике это 10 лет, идеология идет впереди железа. Потом идет опытное производство, потом идет серийное производство. Сейчас мы на этапе идеологии.

Насколько я понимаю, новейшая идеология создания торпедного оружия заключается в разработке мини-торпед?

— Сейчас пошла тенденция перехода от тяжелых торпед к легким, то есть от 2 тонн до 35-40 килограммов. Это фантастическая вещь, это качественно другая идеология.

Приведу такой пример. Когда идет один большой человек и его нужно нейтрализовать, это сложная задача, но решаемая. А когда ползут тысячи «боевых черепах» и ты не знаешь, какая из них настоящая, а какая имитатор, это уже проблема совсем другого уровня сложности.

В чем главный смысл новой идеологии создания мини-торпед?

— В габаритах, размерах. Но самое главное это бесследность и бесшумность. Центральная нерешенная задача здесь — каким образом в мини-торпеды внедрить явные признаки искусственного интеллекта. Нужно измерить и упорядочить ощущения. Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае эта система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание.

Искусственный интеллект — это определение метрики ощущений. А измерить ощущения — это измерить неопределенность, это принципиально новая задача. И принять решение в условиях неопределенности — это дважды задача.

В таком случае правильно ли будет сказать, что академик Алиев сейчас занимается сближением торпеды с искусственным интеллектом?


— Да, именно этой проблематикой и занимается Алиев. Надо измерить неопределенность. Пока искусственный интеллект в этой области находится на зачаточном уровне. Когда он родится как полноценное дитя, тогда его можно будет вмонтировать в корабль, подводную лодку, торпеду, любую другую платформу.

И последний вопрос, немного философский. Что такое счастье для ученого?

— Счастье — это когда ты готов ко всему.

news2.ru

на какие рекорды способна лучшая в своем классе «убийца авианосцев»

Пойдем от противного. Несмотря на признание российской ракетоторпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий (это практически официальная оценка Пентагона), у нее есть свои минусы.

Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте – около 7 миль, в отечественном – 14, в модернизированном – около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров.

Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины – из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.

Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» – на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.

Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.

Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду ракета становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.

И скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на семь миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и по большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.

Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.

Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракетоторпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.

Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная адская смесь позволяет поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!

Еще одна изюминка скорости «Шквала» – в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоскую пластину с заточенными краями.

Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу. При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует пузырь, который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление. «Шквал» буквально летит в этом облаке, который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.

И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна пробиться сквозь газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.

«Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, – говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, что превращает ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.

Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном, прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».

Американцы неслучайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели. И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции. И последним, что увидят с авианосца потенциального противника, будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Минобороны РФ/ОАО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

tvzvezda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *