Традиционные русские костюмы – национальные модели для девочки, женские, праздничные, для детей, история, традиционные

Содержание

Русский народный костюм — традиционная одежда восточных славян, детская, женская и мужская, стиль символики на праздничных нарядах

В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.

Несмотря на то, что женские и мужские костюмы той эпохи достаточно чётко описываются в исторических трудах, некоторые модельеры считают, что достаточно разместить на рубаху или платье славянский узор, чтобы она считалась национальной. На самом деле, это просто современная одежда в славянском стиле, не несущая никакой исторической достоверности.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

В зимнем славянском стиле одежды ещё долго главную роль играли меха, но постепенно они стали вытесняться тёплыми вещами из натуральной шерсти. Судя по археологическим раскопкам, главным сырьем для повседневной одежды простых людей служил лён и шерсть.

Мужская славянская одежда

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Если простые земледельцы имели всего один костюм, то у знати были и праздничные наряды, которые богато украшались. Такой костюм имел тонкую отделку и богатую вышивку.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

В качестве головных уборов женщины носили различные налобные повязки, ободки и венчики. Часто это украшалось различными пластинами, вышивкой и традиционными орнаментами. Традиционные для русского костюма головные уборы кокошники в славянской среде ещё не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Детская славянская одежда

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Особенности русского народного костюма

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.

Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями. После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя.

Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.

Главные особенности русского костюма

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

Одежда на Руси считалась большой ценностью, поэтому переходила не только от взрослых к детям, но и через несколько поколений.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.

Традиционная мужская одежда в России

Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.

Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.

До сих пор оставался популярен широкий пояс, который часто украшался вышивкой. К нему могли привязываться кошельки, мешочки с табаком и прочие мелочи. В средней полосе России и на севере страны мужчины часто носили жилетки. Особенно популярен этот элемент одежды был у купечества и зажиточных крестьян. Широко использовались головные уборы из сукна. В более позднее время суконные мягкие шапки повсеместно были вытеснены картузами.

Русская народная рубаха и её особенности

Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.

Все русские рубахи имели следующие общие черты:

  • Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
  • Под мышками всегда вставляли ластовицу;
  • Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
  • Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
  • Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
  • Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
  • Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.

Праздничные и обрядовые вещи часто передавались из поколения в поколение.

Русский сарафан

После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.

Судя по раскопкам археологов, первые сарафаны появились примерно в 14 веке. Чаще всего, нарядные и разукрашенные сарафаны носились на праздники вместе с кокошниками, которые бывали очень тяжёлыми.

Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.

comp-pro.ru

Русский традиционный костюм — Славянская культура


Русский традиционный костюм — важная часть истории и культуры не только нашего народа, но и всего мирового наследия. Русское народное искусство отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым русские женщины пряли и ткали, вышивали и шили, сочетали различные предметы одежды в одном костюме, умело переплетая новые и сохраняемые веками традиции, удивляет всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Русский костюм формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения нашего народа, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее от народов, соседствующих с нами.

Собрания народного костюма являются основами многих крупнейших государственных исторических и этнографических музеев, музеев изобразительных искусств и народного творчества. Однако традиционный костюм всегда привлекал внимание и частных коллекционеров. Благодаря известным коллекционерам ХIХ и начала ХХ века Н.Л. Шабельской, И.Я. Билибину, П.И. Щукину, М.К. Тенишевой от забвения были спасены многие шедевры русского прикладного искусства. Отдельные предметы и целые комплексы традиционной одежды вошли впоследствии в фонды лучших музеев страны или даже стали основой для их создания. Сегодня коллекционирование предметов старины не перестало быть актуальным. Традиционным костюмом интересуются значительное число собирателей, фольклорных коллективов, его продолжают сохранять внуки тех, для которых традиционная одежда была реальностью.

Коллекция собирателя русского костюма Сергея Анатольевича Глебушкина одна из самых значительных, и сегодня, в начале ХХI века, занимает особенное место. Сергей не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит в порядок, реставрирует и бережно хранит их, он активно занимается исследовательской и просветительской работой. Во многих городах нашей страны и за рубежом прошли выставки коллекции С. Глебушкина, он постоянно участвует во всесоюзных и международных фестивалях. Его деятельность отмечена множеством дипломов, похвальных грамот и благодарственных писем. Общероссийским общественным движением «Россия Православная» Сергей награждён почётными медалями «Благодатное небо» (2003 г.), «За жертвенное служение» (2004 г.), Российским комитетом по сохранению культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО — дипломом «За многолетнюю деятельность по сохранению и пропаганде традиционного русского народного костюма», Международным Благотворительным Фондом «Меценаты столетия» — медалью «Честь и польза» ( 2005 г.).

В настоящий момент собрание народного костюма Сергея Глебушкина насчитывает более тысячи предметов. В коллекции, с любовью собираемой по крупицам на протяжении вот уже почти двадцати лет, представлены самые разные комплексы крестьянской одежды ХIХ — первой половины ХХ века, уникальные предметы ХVIII века.

Традиционный костюм Русского Севера занимает достаточно большое место в коллекции: представлены пинежские повседневные пестрядинные комплексы, праздничные костюмы, состоящие из косоклинных сарафанов-«синяков» с рубахами-«коклюшницами», сарафанов-«набоешников» с рубахами-«намышницами». Северный праздничный девичий костюм, сохранивший немало древнейших элементов, представлен костюмами Летнего берега Белого моря и бассейна реки Пинеги. Костюмы состоят из белых рубашек, шелкового сарафана или штофной юбки, парчовых душегрей и девичьих повязок с вышивкой бисером и ажурной поднизью. С особенной тщательностью подобраны детали: украшения, платки и шали. В коллекции хранится женский костюм Каргопольского уезда Олонецкой губернии, состоящий из шелковых сарафана, фартука, казачка, плата и кокошника. Каргопольский кокошник — необычный женский головной убор, сохранивший ряд древнерусских черт. Очелье и задник кокошника вышиты в техниках золотное шитьё и сажение по бели жемчугом, рубкой (колотым перламутром) или бисером. Вышивка верхнего края очелья повторяет контуры княжеских венцов с семью городами, а пауши, прикрывающие виски, напоминают о древнерусской традиции ношения височных колец. Подобных головных уборов в коллекции два. В собрании Глебушкина есть несколько архангельских и вологодских женских головных уборов, выполненных сольвычегодскими золотошвейными мастерицами. Немало и традиционных вологодских костюмов. В костюмах Вологодской губернии второй половины ХIХ — начала ХХ века, представленных в коллекции, достаточно явно прослеживается взаимодействие вековых традиций и новомодных тенденций. Так, под влиянием городской моды оказался праздничный костюм Тарногского уезда Вологодской губернии: рубаха — «исподка» на кокетке, сшитая из коленкора, украшена цветочным орнаментом, вышитым крестом покупными хлопчато-бумажными нитями красного и чёрного цвета, сарафан состоит из кумачового лифа и пришитой к нему пышной юбки из домотканой пестряди. Завершает ансамбль домотканый передник с кружевом и полосой традиционного браного узорного ткачества. Достаточно редко встречаются в частных собраниях костромские и новгородские костюмы, в коллекции Глебушкина они представлены уникальными единичными экземплярами.

Традиционный крестьянский костюм центра России в связи с бурным развитием в ХIХ-м столетии в этом регионе промышленности сохранился в меньшей степени. Сергею удалось найти повседневные и праздничные тверские и смоленские костюмы с косоклинными домоткаными сарафанами и рубахами с рукавами, украшенными красным браным ткачеством и вышивкой крестом. Особенное место в коллекции занимает нижегородский костюм. Традиция этой земли представлена лучшими образцами арзамасского и городецкого золотного шитья: косынками, кокошниками и повойниками. Неповторим по своей красоте праздничный костюм зажиточных крестьянок центральных уездов Нижегородской губернии. На нижние рубахи девушки и женщины надевали коленкоровые рукава с ажурными сборками по вороту и вышитыми в технике белой строчки манжетами, затем нижние юбки и круглые штофные пышные сарафаны. На сарафаны надевались шугаи с рукавами или шитые золотом душегреи с семнадцатью складками на спинке. Такой костюм являлся достоянием семьи, и его бережно хранили, но до наших дней дошли единичные образцы. Сергей Глебушкин собрал несколько вариантов подобных костюмов, один из них, наиболее полный, представляет традицию села Безводного Нижегородской губернии. В костюме собрано почти всё, вплоть до мелочей: бисерные серьги, цепочки, шейное украшение — «ожерелье». В каждом уезде и даже селе нижегородской земли женский костюм приобретал свои особенные черты. В коллекции Глебушкина хранится полный праздничный женский костюм села Чернуха Арзамасского уезда, отличающийся обилием золотного шитья, ансамбли одежды Ардатовского уезда, сдержанные костюмы нижегородских старообрядцев и яркие ситцевые и домотканые крестьянские наряды Вознесенского уезда.

Пожалуй, самое пристальное внимание коллекционер уделяет южнорусской традиции, сохранившей в наибольшей степени архаичные черты. В собрании есть брянские, калужские и орловские костюмы с домоткаными распашными понёвами и тульский праздничный комплекс с рубахой и запоном (передником), украшенными полосами красного ткачества (село Болото). В большом количестве представлена воронежская и курская традиция: курские сарафанные комплексы с редкими головными уборами, шитыми золотом, кокошниками с позатыльниками, воронежские понёвные костюмы (где каждая понёва — настоящий шедевр народного искусства) с сороками золотного шитья, есть ансамбли с юбками — андараками. Но самыми любимыми для Сергея стали костюмы родной земли, рязанской. Благодаря детским воспоминаниям о бабушкиных нарядах, ярких и радостных, возник интерес к народной культуре и к костюму в частности. Бабушка по отцовской линии была «цуканкой» (местное название жителей нескольких дерень Салтыковской волости Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне Рязанской области). Праздничные цуканские «сряды» поражают яркостью и тщательностью исполнения. В коллекции также есть повседневные и траурные костюмы этих мест. Рязанская традиция представлена в коллекции костюмами Спасского, Сапожковского, Сасовского, Кадомского, Милославского и других районов.

Немало в собрании и предметов мужского костюма: есть праздничные вышитые льняные и хлопчатобумажные рубахи, курские, белгородские, нижегородские, тверские, вологодские, повседневные северные рубахи из пестряди, пояса, порты и штаны, верхняя одежда. Уделяется внимание и традиционной обуви. В коллекции есть и рязанские сапоги с «гармошкой», и арзамасские сапожки с вязаным голенищем, и модные «коробошные» ботинки, и, конечно же, много самых разных лаптей.

В большом количестве представлены платки барановской и прохоровской мануфактур, мануфактур С. и А. Посылиных, братьев Рубачёвых, жаккардовые, шёлковые и шерстяные платки и шали.

Отдельного внимания заслуживают праздничные полотенца, хранящиеся в коллекции.

Сегодня народный костюм привлекает внимание многих, им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Возможно, после многих лет забвения настоящая народная традиция необходима нам сегодня для осознания своей самобытности, для восстановления почти утраченных связей с прошлым, со своими корнями. Однако увидеть сегодня народный костюм во всём многообразии в музеях не так-то просто, большая часть музейных коллекций находится в запасниках. Частные коллекции нередко бывают недоступны. Отличительной особенностью коллекции Глебушкина является открытость, Сергей не жалеет ни сил, ни времени на свою уникальную работу и на общение со всеми, кому интересен русский костюм. Подтверждением этого является и книга, которую Вы держите в руках. Низкий поклон Сергею за всё, что он сделал и продолжает делать для нашей истории, для нас!

Татьяна Валькова

0 просмотров0 комментариев

slavyanskaya-kultura.ru

Традиционный русский костюм — Newsps

«Встречают по одёжке…»

Сейчас, как всегда в истории при нарастании нестабильности и небезопасности жизни, отсутствии ясной перспективы, человек невольно ищет покоя и защищенности для себя и своей семьи. Интуитивно он обращается к семейным, то есть, родовым ценностям и их корням. В интернете появляется всё больше блогов, сайтов, движений и организаций по возрождению традиционной культуры, к которой относится и русский костюм. Людей начинает всё больше интересовать их настоящая история, а не то, чему учат школьные учебники. Это к слову о том, что, хотя и «встречают по одёжке», провожают всё же «по уму». Ведь так заканчивается эта поговорка. Люди интересуются теперь настоящей, традиционной культурой. А её неотъемлемой частью является национальная одежда. Она имела свои особенности в разные эпохи и в разных местностях, отвечая, в том числе и особенностям климата. Что касается ансамблей народного творчества, которые выступают в этнических нарядах, то следует отметить, что это лишь сценические наряды. И они во многом стилизованы и, чаще всего, сохраняют только основные признаки национальной одежды, но созданы по моделям современных дизайнеров.

В этой статье мы предлагаем знакомство с традиционным русским костюмом, который называли нарядом, срядом или обрядом. Заметим, что последнее наречение также не случайно. Разная одежда отвечала не только ежедневным насущным потребностям для работы или праздников, но и постоянному участию в обрядах, сопровождавших все этапы человеческой жизни, от рождения до кончины. То есть одежда не могла не соответствовать общим правилам.

Итак, что же есть такое – традиционный русский костюм?

Рассматривание русских традиционных нарядов согревает сердце. Они повествуют об истории народа, пропитаны русским духом. Раньше люди говорили, что для самых важных торжеств жизни нужно шить наряды красивые, то есть красных оттенков, как маков цвет. Слова красный и красивый в поэзии являются синонимами. Поэтому в русском наряде обычно преобладают два основных цвета: доминирующий красный и белый. Также, вопреки канонам моды, русский костюм часто сочетал красный (тёплый), белый (нейтральный) и синий (холодный) цвета, которые мы видим на флаге России. Конечно, это не единственные цвета, используемые в русских нарядах, но карминно-красный цвет оставался излюбленным у наших предков. Когда люди съезжались на ярмарки, по костюмам разнообразных сочных цветов всегда можно было определить, из какой губернии человек.

Одежду изготавливали из тканей, сотканных дома из льна, конопли и шерсти. Купцы, зажиточные крестьяне могли позволить себе и дорогие покупные ткани: шёлк, бархат, парчу. С раннего детства девочки учились шить, вышивать, вязать и прясть. Все девки (не путать с современным грубым звучанием этого слова, так как на Руси так называли девочек и девушек), имели свои «инструменты» для домашних работ. Сначала это были пряльца, с взрослением мастерицы это уже были большого размера прялки и ткацкие станки.

Деревянные прялки украшались резьбой и часто бывали расписными. Свадебный наряд для себя, жениха и будущей свекрови девушка начинала готовить с детских лет. На следующий день после свадьбы, свекровь должна была выйти к людям, надев русский костюм-рубаху, выделанную молодухой. Если рубаха свекрови не удавалась должным образом, то свекровь в ней и не показывалась, отговариваясь: «Не на что смотреть!»

Русские прялки

«Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».

(Русская народная пословица)

Вечерами девушки и женщины часто собирались вместе в одной избе, чтобы прясть нитки, разнообразя монотонную работу песнями. Девушки, замужние женщины и будущие роженицы носили разную одежду. По крою, цвету, манере ношения одежды всегда можно было узнать многое о её хозяине или хозяйке. Одежда служила безмолвным указателем. Например, женщины иногда на праздники надевали рубаху, которую назвали «печальная». Она означала: «У меня в семье горе, я не могу участвовать в вашем веселье, но я с вами». Русский костюм также делился на будничные, рабочие и праздничные вариации.

Белая венчальная рубаха также называлась старушечьей, её могла носить не только молодая невеста, но и пожилая женщина. Старикам не полагалось носить праздничного костюма. Их наряд по крою был схож с детской одеждой, его шили из ткани белого или тёмного цвета. Когда невеста выходила замуж, по традиции она должна была плакать, прощаясь со своим родом. То есть венчание было почти трауром, и поэтому на эту церемонию девушка надевала не праздничный русский костюм, а простую рубаху. Считалось, что если она не будет плакать, то тем самым обидит свой род. Свадьба, конечно, уже была радостной и очень красочной, включая наряды невесты, жениха и гостей. Замуж выходили в своём селе, девушку порицали, если она не могла найти мужа в своём селе. Замуж выходили рано, в 13-14 лет уже подыскивали себе суженого.

Традиционная одежда была наполнена символами и знаками, прочесть которые было непросто. Каждый предмет одежды имел для владельца большую ценность и обладал особой энергетикой. Эта энергетика впитывалась поэтапно. Сначала сеяли и выращивали лён и хлопок, потом пряли и красили нитки, далее ткали материю, из которой и шилась одежда. Одежду украшали различными вышитыми узорами, которые служили оберегами от нечисти. Эти узоры служили непреодолимой преградой для злых сил. Всё это был ручной труд, то есть, на каждом этапе одежда впитывала в себя всё больше энергии от её создателя. Люди ценили одежду не только за вложенные большие усилия, но и за узоры, и её передавали по наследству нескольким поколениям. Иногда такой русский костюм называли дармовым — потому что он не стоил крестьянину никаких денег, всё делалось своими руками от засевания поля льном до готового костюма.

Судя по сохранившимся нарядам, люди были невысокого роста, сухопарые, но здоровые, судя по количеству деторождений. Особенно ценилась женщина в теле, полногрудая, с широкими бёдрами. По этой причине маленькие женщины шили одежды и фартуки со складочками, чтобы формы казались пышнее. Если у девушки были тонкие ноги, она обматывала их несколькими парами онучей для утолщения ног и надевала по 10 юбок. До замужества никаких прикасаний мужчин не допускалось, поэтому такой «обман» мог раскрыться только после свадьбы. Понятия диеты или проблемы похудания не существовало.

Пояс

Пояс служил неотъемлемой частью, как мужской, так и женской одежды. Ходить без пояса считалось грехом. Если человека распоясать — значит обесчестить, осквернить род, а человека, совершившего неблаговидные поступки, и сейчас называют распоясавшимся. Одетый при рождении или крещении пояс мог носиться всю жизнь. Иногда носили два пояса: один – данный при крещении, на голое тело, а второй — поверх одежды.

Скромность в одежде подводила к соответствующему поведению. Не было дерзости, похотливости, смешения полов, когда трудно разобрать, кто перед вами: девушка или парень, что часто можно увидеть на современных показах моды.

Женская одежда

Женский праздничный русский костюм: рубаха-рукава, рубаха- «сарафанчик», понёва, передник, пояс, бусы, головной убор «сорока» из трёх частей, платок.

Единого национального костюма во всей огромной России, конечно, не могло быть. Символизировали русский костюм сарафан, надетый поверх рубахи, понёва и головной убор — кокошник (или «кика»). Женщины побогаче носили тонкие рубахи с вышивкой и пышными рукавами – показателем достатка семьи, а остальная часть рубахи пряталась под сарафан. Её так и называли «рукава». В более холодное время носили душегреи. Надевали также и нижние юбки. Барышни из дворян носили туфли с бантиками и на каблучках. Головы украшали венцами.

У замужних женщин волосы были тщательно спрятаны под головным убором. Для русской крестьянки считалось грехом показаться простоволосой, то есть, с открытыми волосами. Замужние женщины (звались почётным словом «баба») волосы заплетали в две косы, которые обматывали вокруг головы и закрывали головным убором, а девушки (они звались девками) носили длинную косу. Чем длиннее и толще коса — тем девка считалась «породистей». На голове у девки была повязка, которая не закрывала косу. Платки в России завязывались, в основном, под подбородком в отличие от европейских стран. Женщины носили бусы, а иногда много бус разных цветов.

Огромная коллекция русских традиционных нарядов была собрана Натальей Шабельской.

На севере России обычно носили только сарафан, а на юге – сарафан с понёвой — клетчатой юбкой из шерстяной домотканой материи, обычно чёрного или тёмно-синего цвета, поверх сарафана. Клетка — символ засеянной земли. Костюм был многослойным и включал длинную или короткую рубаху, поверх понёвы обычно надевался передник-занавеска. Обычно у понёвы были подолы, кромки вдоль разрезов. Они были богато украшены вышивкой, алыми лентами, зубчиками, ромбами, галунными нашивками. В некоторых местах девушка надевала понёву, когда готовилась к сватанью. Даже существовал обряд, называемый «прыгнуть в понёву». Девицы расстилали юбку-понёву на земле и прыгали на неё, тем самым говоря: «Я готова выходить замуж».

У понёвы было четыре стороны — как четыре стороны света. Три из них были вышитыми, а одна оставалась чёрной, и носилась под занавеской (передником), но, когда женщина садилась, она поворачивала эту сторону назад, чтобы сесть на неё, а не на вышивки. Иногда понёвы были распашными, то есть, без передней полосы, которая закрывалась передником. Передники шили из того же материала, что и рубахи, и старались, чтобы орнаменты на обоих перекликались.

Женский праздничный русский костюм: рубаха, понёва, передник-занавеска, нагрудное украшение, платок, пояс, поясное украшение, башмаки, чулки.

Вид со спины

Между прочим, оборотной части одежды, изготавливая русский костюм, придавали не меньше значения, чем виду анфас, так как раньше девушки водили хороводы, и поэтому наряды обозревались со всех сторон. И девушка должна была выглядеть красиво со всех сторон.

Сарафан отличался пирамидальной формой, придававший женской фигуре стройность и величавость, а походке — плавность. Праздничные сарафаны непременно украшали по подолу и по середине. Центральная вертикальная полоса отделывалась вышивкой золотыми нитями, лентами и тесьмой. По центру часто пришивали ажурные металлические пуговицы, которые сами по себе являлись настоящим произведением ювелирного искусства. Праздничный русский костюм с сарафаном также включал в себя нагрудник на лямках, который также называли душегреей, коротёной, кацавейкой. В холодную погоду носили кофты на вате, называемыми шугаем.

Рожали женщины обычно лет до 40, и рожали много, после чего считались уже старухами и отправлялись «на печку». Рубахи свои хранили до своих же похорон.

Вышивка

Вышивкой традиционный русский костюм украшался обычно в области рукавов, груди и подола. Важное место отводилось золотым и серебряным нитям, и жемчугу. Вышивка считалась отличной, если с оборотной стороны не было узелков. Вышивкой окружали все отверстия на рубахах, как мужских, так и женских. Часто использовали орнаменты и узоры, включающие такие традиционные символы, как коловрат (он же крест-ярга, или свастика), древо жизни и другие. У женской рубахи вышивкой украшали подол. Эти узоры пришли из древней истории, сохранили языческие традиции поклонения солнцу, природе и её духам.

Головные уборы

Традиционный русский костюм, конечно же, включал в себя и головной убор.

«Кика, сорока — убор молодицы;

косник, венец — украшение девицы

сборник, повойник — убор для старухи

самый красивый — убор молодухи».

Девки вплетали в косу ленты и вешали накосник (украшение).

Замужние женщины полностью убирали волосы под головной убор, под волосник, чтобы «счастье не растерять», или «чтобы не наколдовали на волосы», зная об их магической силе связи с космосом. Выражение «окрутить парня» пошло от закручивания кос вокруг головы. Само слово «косы» происходит от слова «космы» — так раньше называли волосы, а космы — от космоса, связи с космосом. А если женщина «раскосматилась», то теряла эту связь, привлекала на себя грех. Головные уборы состояли из многих частей, и надевать их было настоящим искусством. Сначала надеваются рожки, которые держат форму головного убора, затем волосник (или повойник, в котором женщины и спали), под который убирают все волосы, потом налобник и мохры — служащие украшением. После этого голову накрывают платком и надевают самую красивую часть головного убора — венок. Рожки считались древним славянским оберегом и символом плодородия.

Русский костюм с головным убором «сорока».

Кокошники (от слова «кокуш», то есть птица) обычно изготовлялись из бересты, тонкой коры берёзы, или проклеенного рыбьим клеем холста. Их носили только молодые замужние женщины первые два года замужества. Жемчуг для кокошника собирали ещё с детства будущей невесты, он был дорог. Кокошник передавался по наследству, и все девочки в семье выходили замуж в нём. Названия головных уборов бывали схожи с названиями птиц, то есть олицетворяли Небеса, то есть то, что высоко. Если разложить головной убор- «сороку» на полу, то его силуэт будет изображать птицу. «Сороку» тоже носили от свадьбы до рождения первенца. Кокошники в каждой губернии были разными.

Головные уборы женщин отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы. Девушкам оставляли возможность гордиться своими косами, и закрепляли головные уборы широкими лентами, пришитыми к головному убору, и завязанными в бант. К головному убору с оборотной части пришивали полосу (или полосы) из дорогой ткани, спадающей по спине. Поверх головного убора часто надевали ситцевые или шерстяные платки и шали. В сундуке каждой женщины, вне зависимости от сословия, всегда хранилось несколько платков, предназначенных на все случаи жизни. На одежде вообще не экономили, и у каждой женщины было несколько десятков нарядов на все случае жизни, как то: посещение церкви, для работы, свадебный наряд, костюм молодухи, костюм вдовы, костюм для поездки в гости и т.п. На похороны ходили во всём белом, включая и платок, а чёрный платок для похорон пришёл уже с Запада. Траурный костюм шился из таких простых материалов, как лён, имел также простой покрой и вышивку, но только чёрную. К середине XX столетия платки были окончательно вытеснены современными или близкими к ним головными уборами. Согласно Сергею Глебушкину, собирателю и популяризатору русского костюма, у каждой женщины на Руси было не менее 30 костюмов.

Кика, или кичка

Пример кокошника

Повойник

В Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях носили кики. С приходом христианства, кики стали преследоваться, возможно, из-за их рогатой формы.

Как правило, повойник носили по будням, а в праздники надевали кокошники. К началу XX века повойник вытеснил более сложные головные уборы — «сороку», кичку.

Долгое время существовал обычай венчать невест в жемчужных венцах — праздничный головной убор в виде ажурной короны, украшенный бусами, разноцветными стёклышками или жемчугом, добывавшимся в северных реках. Праздничные костюмы носились редко, поэтому они сохранились более всего.

Обувь

Русский костюм не мог не включать в себя и обуви. Обувь носили разную. Летом крестьяне носили плетённые из лыка (коры молодых деревьев, но в основном ивы и липы, которые назывались лутошками (возможно слово «лукошко» пошло оттуда)) лапти. Из того же материала плели корзины, туеса, кресла, кули и даже столы. Зимой носили валенки. Валенки не только валяли, но и вязали из шерсти. Также существовала кожаная обувь: сапоги и туфли.

Лапти носили не только летом, но зимой, тогда их плели в два-три слоя, и ноги обматывали шерстяными и льняными опорками, поэтому ногам было тепло. Летом лапти плелись из более лёгкого лыка (его размачивали в воде, оно становилось эластичным, готовым к работе). Лапти изнашивались за одну неделю! Поэтому в свободное от работы время их приходилось плести и плести.

Мужская одежда

Мужчины одевались в рубахи (полотняные, холщовые, а потом ситцевые и шёлковые) порты (штаны) и обязательно носили пояс. Мужчины сеяли и пахали (жатвой занимались женщины), работали, поэтому их одежда очень быстро изнашивалась. Существовала и праздничная одежда. Это были вышитые рубахи. После сбора урожая женщины раздевались донага и катались по полю, чтобы получить от земли силы деторождения.

Как уже упоминалось выше, свадебную рубаху жениху девочка начинала ткать и вышивать с семи лет, с помощью взрослых, особенно крёстной матери. Рубаха шилась из четырёх полос (две с передней стороны, и две с задней). Одежду шили широкой, поэтому она всем подходила. Женская одежда тоже была широкой, поэтому часто даже беременность под слоями одежды не было видно. Функциональность одежды была главным «дизайнером»: она делалась просторной для движений, то есть, удобной для трудных крестьянских работ.

Хранение одежды

Избы были перенаселены, поэтому одежда обычно хранилась на улице, в сенях, в чуланах, в сундуках. Лён и коноплю моль не ест, а шерсть «любит», поэтому её хранили на улице, при русских зимах вся эта одежда промораживалась. А летом процесс её сохранности называли «прожарить на солнце».

Люди на Руси были всегда чистые, потому что регулярно парились в банях и мылись настоем из золы. Золу замачивали в воде, она опускалась на дно, и вода становилась мыльной, ею и мылись.

Запреты на русский костюм при Петре Первом

Царь Пётр Первый известен своими новшествами, устремлением к «европеизации» России. Он издал указ о запрете на бороды и традиционные русские наряды. Поэтому постепенно в них начали появляться европейские элементы. Вначале придворные дамы испытывали трудности: привыкнуть к декольте, после платьев с закрытыми до кистей руками, было невыносимо трудно. После Петра исчезло и возрастное отличие в костюмах. Императрица Екатерина II, из-за своей пылкой любви к России, пыталась возродить русские обычаи, включая и костюм. Русские костюмы придворных отличались своим богатством, драгоценными украшениями, мехами и изящными тканями. У дворянского костюма своя история.

Немного мистики

Вот пример платья династии Чжоу

Духовное учение Фалунь Дафа указывает на тесную связь между Россией и династией Чжоу Китая. Это была самая протяжённая по времени династия в истории Китая (сравним, Россия — самая протяжённая страна мира по территории). Возможно, династия была столь долгой, чтобы позволить всем живым существам, связанным с Россией, воплотиться там и установить кармическую связь с Китаем. Любопытно, что как раз в династии Чжоу самым благородным цветом считался красный, как и на Руси (другие династии отдавали предпочтения иным цветам. Например, династия Ся — чёрному цвету, династия Шан — белому). Более того, при династии Чжоу появились длинные платья, которые носили подпоясанными (русский поясок?).

Уничтожение традиционной культуры при коммунистическом режиме

При коммунистическом режиме начали стираться грани между мужчиной и женщиной. Всё изящное и красивое презирали. Всё должно было стать общим — коммунистическим. За появление в традиционной одежде в колхозе не ставили трудодней, а потом людей ссылали в Сибирь. За ношение традиционной одежды людей сажали в тюрьмы, а символ коловрата после второй мировой войны и вовсе запретили. «Умерла» и древняя техника украшения тканей с помощью набойки и красок, как и многие другие ремёсла.

Послесловие

Изучая традиционный русский наряд, на ум приходит мысль, что, возможно, современная одежда не только не самая красивая, но даже совсем некрасивая, по сравнению с тем, во что облачались наши предки. К тому же она даже не всегда удобна, и, конечно же, не самая дешёвая.

Сейчас можно заметить, как снова в моду входят рубахи-косоворотки и сарафаны, а также кацавейки. Последние, скорее всего, имеют другое современное название, но выглядят именно так. Есть и другая одежда, которая очень напоминает русский традиционный наряд. В реалиях современности едва ли, конечно, русские традиции в одежде будут возвращены полностью, но всё же какие-то потуги современных дизайнеров в этом направлении заметны. И это хорошо! Значит, всё-таки можно порадоваться за начало возрождения традиционной русской одежды!

www.newsps.ru

Русский традиционный костюм | Я русский

Русский традиционный или, как его еще называют, народный, национальный костюм, известный по памятникам XVIII— XX вв., представляет собой замечательное явление культуры. Он отличается разнообразием типов и вариантов, благородством форм, соответствует этическим воззрениям русского народа, его представлениям о женской и мужской красоте. Русские люди издавна относились к традиционному костюму с глубоким почтением.

Он считался большой ценностью, прекрасным подарком ко дню свадьбы, был предметом гордости владельца и бережно хранился в семье даже в те времена, когда уже перестал использоваться повсеместно. История русского традиционного костюма восходит к эпохе славян, живших в VIII—XIII вв. на просторах Восточной Европы. В XIV—XVII вв. — пору становления русского этноса — костюм приобрел много новых черт. Именно тогда сформировались основные типы мужской и женской рубахи, мужских штанов, набедренной женской одежды, верхней зимней и осенне-весенней одежды, различные виды кожаной и лыковой (берестяной) обуви, головных уборов.

Однако традиционный русский костюм XVIII — первой четверти XX в. заметно отличался от костюма эпохи Средневековья. В нем отсутствовали многие виды одежды, типичные для раннего периода русской истории: плащи без рукавов с разрезом посередине или с правой стороны, летники женская верхняя одежда свободного покроя с широкими рукавами, мужские шапки-горлатки. Некоторые средневековые одежды изменили покрой, сохранив старое название: охабень из парадной длинной верхней одежды с ложными узкими рукавами, завязанными на спине, превратился в простую суконную одежду с глубоким запахом, обычными рукавами, расклешенную в подоле; опашень, имевший свободный покрой и длинные, сужающиеся к запястью рукава, сшитый, как правило, из шелковой ткани, стал суконной одеждой типа свиты.

В то же время костюм XIX в. включал много новых предметов, не характерных для предшествующих веков: шали, платки, наколки, малахаи, казакины и т. п. Кроме того, он был более унифицирован, чем средневековый костюм. Сравнительное единство одежды на всем огромном пространстве расселения русского народа явилось результатом процесса нивелировки и выработки ее общенациональных форм, процесса, начавшегося еще в XVI—XVII вв. Традиционный костюм до XVII в. был одеждой всех социальных слоев русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники и крестьяне. С начала XVIII в. (времени реформ Петра Великого в политической, экономической и социальной сферах) он начал постепенно превращаться в костюм крестьян и провинциального купечества. В середине XIX в. традиционный костюм стал только крестьянской одеждой.

Традиционный русский костюм XVIII — начала XX в. отличался ярко выраженным своеобразием, так называемой этнической спецификой. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысоким стоячим воротником (или без него), имевшей застежку на левой стороне груди. Рубаху обычно выпускали поверх нешироких штанов и подпоясывали. Дополняли костюм шапка, валянная из овечьей шерсти, кожаные сапоги или лыковые (берестяные) лапти. Характерной чертой такого костюма было его единообразие на всей территории расселения русского народа. Региональные или местные отличия казались незначительными и проявлялись в расположении орнамента на рубахе, его цветовой гамме, в технике плетения пояса и форме головного убора. Женский же костюм, сохраняя общерусские черты, был достаточно разнообразен.

Исследователями обычно выделяются четыре его комплекса: комплекс одежды с сарафаном, называющийся также севернорусским, комплекс одежды с понёвой — южнорусский, комплекс одежды с шерстяной юбкой и комплекс с кубильком. Первые два преобладали в русском традиционном костюме. Севернорусский комплекс одежды включал в себя рубаху, сарафан, нагрудную одежду (нарукавники, душегрейку, шугай), кокошник для женщин, венец — для девушек, кожаную или лыковую обувь. Территория его распространения довольно обширна. Кроме северных и центральных губерний Европейской России, он бытовал в низовьях Волги, в Приуралье, Сибири и на Алтае. Южнорусский традиционный костюм состоял из рубахи, поневы, нагрудника (навершника, шушуна, костолана), сороки для женщин, повязки для девушек, кожаной или лыковой обуви.

Он был распространен в губерниях, расположенных к югу от Москвы: в Рязанской, Калужской, Тульской, Курской, Орловской, Тамбовской и некоторых других. Эти два классических комплекса русской одежды окончательно сложились, как предполагают ученые, в XVII в. При этом костюм с поневой появился в русском быту значительно раньше, чем костюм с сарафаном. Отдельные его компоненты (рубаха, понева, возможно, и сорока) были известны уже в XIII—XV вв. При этом территория их распространения в то время была значительно шире, чем в XIX в. Комплекс одежды с сарафаном начал складываться, вероятно, в XVI в. в боярской среде и постепенно стал вытеснять костюм с поневой. Комплекс одежды с кубильком включал в себя рубаху и сам кубилек — длинное распашное платье, сшитое в талию и украшенное металлическим поясом.

Дополняли костюм колпак, надевавшийся на косу, уложенную на затылке в узел, и тонкое покрывало, которое набрасывали на голову. Такой костюм имел узколокальное распространение — казачьи станицы низовий Дона. Он сложился у русского казачьего населения скорее всего в XVII в. под влиянием костюма народов Северного Кавказа. Костюм с юбкой был известен в ряде сел южных губерний Европейской России, где он соседствовал с поневным комплексом. Он включал в себя помимо юбки (полосатой, реже однотонной) рубаху с высоким пристегивающимся стоячим воротником, короткую жилетку, широкий пояс и кокошник. Этот костюм носили женщины из деревень, заселенных потомками служилых людей, переселившихся сюда в XVI—XVII вв. из западнорусских земель для охраны южных степных границ Русского государства. Во всех этих комплексах женской одежды четко различались костюмы девушек и замужних женщин.

Это различие проявлялось главным образом в головных уборах. Для девичьего костюма были характерны открытые сверху головные уборы типа венца, повязки, а для замужних женщин — уборы, закрывавшие полностью волосы, — кокошники, сороки, повойники. Одежду шили из льняных, конопляных и шерстяных тканей домашнего изготовления, а также из фабричных тканей: штофного шелка, муара, бархата, парчи, полупарчи, кашемира, сатина, батиста, ситца. Праздничный костюм девушек и молодых замужних женщин богато украшали вышивкой, полосами узорного тканья, кружевом, лентами, тесьмой, блестками, битью и канителью.

Необходимым дополнением к костюму был также набор украшений, включавший в себя серьги, кольца, ожерелья, металлические цепи в севернорусском костюме и гайтаны — длинные нагрудные украшения из бисера — в южнорусском костюме. Одежда детей до семи лет состояла из одной рубахи одинакового покроя как для мальчиков, так и для девочек, сшитой из материнской или отцовской старой одежды, и узкого пояска, поддерживающего эту рубаху. Подростки носили такую же одежду, как парни и девушки, но менее нарядную, из холщовой ткани домашнего изготовления. Все эти комплексы мужской, женской и детской одежды являлись своего рода стандартом, которого придерживались русские, жившие в том или ином регионе.

Однако в общепринятых рамках можно было обнаружить некоторую вариативность костюма, обусловленную огромными пространствами страны, разнообразием природных условий, особенностями исторических судеб населения различных районов, контактами с другими народами и культурами. Вариативность проявлялась и в количестве предметов, составлявших костюм, в манере ношения одежды, в ее цветовой гамме, в характере украшений, в своеобразии орнамента, иногда в деталях кроя. Верхняя одежда, как женская, так и мужская, была более единообразна. По всей России женщины и мужчины зимой носили одежду из меха: шубы, полушубки, тулупы, а в осенне-зимний сезон — одежду из сукна: кафтаны, зипуны, армяки и т. п.

Характерной чертой русского традиционного костюма было то, что он разделял людей по возрасту, семейному положению, социальному статусу. Костюм позволял легко отличать богатого от бедного, девушку от невесты, старой девы или замужней женщины, парня от женатого мужчины, бобыля от семейного человека, вдову от солдатки, пастуха от мельника, гончара от кузнеца и т. п. Кроме того, он всегда соответствовал конкретной ситуации или определенному событию в жизни людей. Одежда, надевавшаяся дома в будни, отличалась от одежды, в которой отправлялись на жатву, сенокос, пахоту или сев; воскресный костюм был иным, чем костюм, надеваемый на Пасху или Рождество; на время похорон и траура полагался специальный «печальный костюм»; жених, невеста стояли в церкви у аналоя в венчальных костюмах и т. п.

Судьба традиционного костюма русских в XX в. складывалась в различных регионах России по-разному. В больших селах, расположенных в окрестностях губернских уездных городов, в ремесленных слободах, в казачьих станицах традиционная одежда была заменена одеждой европейского типа уже на рубеже XIX—XX вв. В более отдаленных местностях, в Сибири, в южных сельскохозяйственных районах Европейской России она сохранялась вплоть до 30-х гг. XX в. В старообрядческих деревнях Урала и Сибири национальный костюм можно было видеть на людях еще в 1950-е гг.

Материал создан: 22.10.2015

комментарии к статье



iamruss.ru

Экспозиция «Русский традиционный костюм» | РЭМ

27 декабря 2008 г. открылась для посетителей постоянная экспозиция «Русский традиционный костюм». На ней представлены 32 женских, мужских и детских костюма, а также отдельные предметы одежды и украшения, датируемые ХIХ — началом ХХ в.

__________

Экспозиция «Русский традиционный костюм»Пятый зал экспозиции «Русские ХIХ — начало ХХ вв.» посвящён традиционному костюму. На экспозиции демонстрируются в основном костюмы крестьян и небогатых горожан ХIХ — начала ХХ вв. 

Одежду шили из льняных, конопляных и шерстяных тканей домашнего изготовления, а также из фабричных тканей: штофного шелка, муара, бархата, парчи, полупарчи, кашемира, сатина, ситца. Традиционный русский костюм отличался красотой и благородством форм, соответствовал этическим воззрениям русского народа и его представлениям о женской и мужской красоте. 

Крестьянский костюм ХIХ — начала ХХ вв. был разнообразен, имел большое количество типов и вариантов. Особенным многообразием отличался женский костюм. Исследователями обычно выделяются четыре его комплекса: комплекс одежды с сарафаном, комплекс одежды с понёвой, комплекс одежды с шерстяной юбкой и комплекс с кубильком. 

Одежда с сарафаном включала в себя рубаху, сарафан, нагрудную одежду /нарукавники, душегрейку, шугай/, кокошник для женщин, венец — для девушек, кожаную или лыковую обувь. Кроме северных и центральных губерний Европейской России она бытовала на средней и нижней Волге, в Приуралье, Сибири и на Алтае. 

Комплекс одежды с понёвой состоял из рубахи, понёвы, нагрудника / навершник, шушун, касталан/, сороки для женщин, повязки для девушек, кожаной или лыковой обуви. Он был распространен во многих губерниях, расположенных к югу от Москвы. Эти два костюмных комплекса отличались количеством предметов, составлявших костюм, манерой ношения одежды, ее цветовой гаммой, характером украшений, особенностями орнамента, деталями покроя. 

Костюм с шерстяной юбкой, включающий в себя также рубаху с отложным воротником, жилетку, пояс и кокошник, был известен в некоторых селах южной России (Тульская, Курская, Орловская и Воронежская губернии) у потомков служилого населения, присланного в ХVI-ХVII вв. с западных земель для защиты границ Русского государства от степных кочевых народов. 

Комплекс одежды с кубильком — платьем в талию, под которое надевали рубаху с широкими рукавами, головным убором в виде колпака, закреплявшегося на прическе, и длинной тонкой вуалью был распространен у казачек низовий Дона и Терека. 

Праздничный костюм девушек и молодых женщин богато украшали вышивкой, полосами узорного тканья, кружевом, лентами, тесьмой, блестками, битью и канителью. Необходимым дополнением к костюму был также набор украшений, включавший в себя серьги, кольца, ожерелья, металлические цепи в северорусском костюме и гайтаны — длинные нагрудные украшения из бисера — в южнорусском. 

Характерной чертой мужского костюма было его сравнительное единообразие на всей территории расселения русского народа. Региональные или местные отличия в нем были незначительны и проявлялись в расположении орнамента на рубахе, его цветовой гамме, в технике плетения пояса и форме головного убора. Он состоял из рубахи-косоворотки с невысоким стоячим воротником (или без него), имевшей застежку на левой стороне груди. Рубаху обычно выпускали поверх нешироких штанов и подпоясывали. Дополняли костюм шапка, валянная из овечьей шерсти, кожаные сапоги или лыковые лапти. 

Верхняя одежда женщин и мужчин состояла зимой из шубы, сшитой мехом внутрь, меховой шапки, дополнявшейся у женщин платком. Летом носили суконные кафтаны, зипуны, азямы, балахоны. 

Особенностью русского традиционного костюма было то, что он разделял людей по возрасту, семейному положению, социальному статусу. Костюм позволял легко отличить богатого от бедного, непросватанную девушку от невесты, старой девы или замужней женщины, парня от женатого мужчины, бобыля от семейного человека, вдову от солдатки, пастуха от мельника, мельника от гончара, гончара от кузнеца и т.п. Кроме того, костюм всегда соответствовал конкретной ситуации или определенному событию в жизни людей. Одежда, надевавшаяся дома в будни, отличалась от одежды, в которой отправлялись на жатву, сенокос, пахоту или сев. Воскресный костюм был иным, чем костюм, надеваемый на Пасху или Рождество; на время похорон или траура полагался специальный «печальный» костюм; жених и невеста стояли в церкви у аналоя в венчальных костюмах. 

Одежда была атрибутом многих обрядов. Особенно большую семантическую нагрузку несли такие древние по своему происхождению предметы одежды как рубаха, понева, головной убор.

На рубеже ХVII—ХVIII вв. верхние слои русского общества стали переходить на ношение одежды общеевропейского типа. Это произошло в связи с изменениями в экономической, социальной и политической сфере жизни России и указами Петра Первого от 1700 и 1701 гг., запрещавшим ношение национального платья дворянам, купцам, чиновникам и ремесленникам городов. Традиционный костюм, прошедший длительный путь развития стал в основном одеждой крестьян. В больших селах, расположенных в окрестностях губернских и уездных городов, в ремесленных слободах, казачьих станицах традиционная одежда была заменена одеждой европейского типа уже на рубеже XIX—XX вв. В более отдаленных местностях, в Сибири, в южных районах Европейской России она сохранялась еще в 1930-х годах. В старообрядческих сёлах Сибири традиционный костюм можно было видеть на людях ещё в 1950-х годах.

ethnomuseum.ru

Традиционный русский костюм не ограничивается только сарафаном и косовороткой. Праздничный, свадебный, горевой костюм, да и просто полевая рубаха

Говорят, люди, не знающие своей истории, не имеют будущего. Чтобы этого не допустить – перенесемся эдак лет на 200 назад.

Наряд женщины считался ее «паспортом». На Руси в каждой губернии был свой национальный костюм. Безусловно, сарафан – его важнейшая часть. Но хотелось бы изучить комплекс в целом.

Единого костюма не существовало. Но характерные общие черты были – это яркость тканей, многосоставность комплекса, декоративность отделки, техника орнаментации. Как в том или ином селе облачались женщины зависело от географии, климата, исторических процессов, бытового уклада, ну и конечно, развития производств этой местности.

Основной одеждой и для мужчин, и для женщин являлась рубаха. Шили ее из конопли, льна или шерсти. В целом она представляла собой туникообразный силуэт разной длины – в зависимости от повода одевания этого элемента (праздничные варианты были длиннее).

Женская одежда отличалась бОльшим разнообразием. В основу комплекса входил традиционный сарафан. Подробнее о истории русского традиционного сарафана Иванка рассказывала в этой публикации.

Женские рубахи и сарафаны дополнялись такими деталями как понева и плахта. Плахта представляла собой прямоугольный кусок ткани, обертываемый вокруг талии – тем самым заменяя юбку (обычно короче рубахи). Понева имела более сложную конструкцию и более походила на юбку. Понева имела варианты пошива – распашной (спереди оставляли открытой часть рубахи), понева-юбка (4-5 клиньев), понева с прошвой (дополнялась клином из темной ткани другой фактуры).

Одежда являлась неким социальным показателем. К примеру, возраста: девочки до 14 лет (ориентировочно) носили только рубаху. Становясь постарше – дополняли гардероб юбкой «подол». До замужества девушкам позволялось ходить. Красавицы украшали себя вышитыми полосками и «накосниками».

Важный элемент традиционного русского костюма – это кокошник! Он имел разнообразные формы и варианты украшения. Кокошники был основным женским головным убором, в независимости от сословия.

Особое, даже символическое, место в русском образе имеет пояс. Он был не просто украшением, а обязательной деталью. Ведь быть неподпоясанным считалось крайне неприличным. На художественных работах тех времен без пояса изображались только нищие и казненные.

Молодые женщины предпочитали яркие цвета в одежде и аксессуарах, а пожилые – темные и приглушенные. Общая тенденция выглядела так – туникообразный, распашной силуэт сарафанов, простота и красота орнамента и массивность, прогрессирующая книзу.

Иванка утверждает, что вопреки сложившемуся образу бедной, убогой, забитой русской женщины – у каждой должно было быть не менее 30 нарядов. Были свойственны особые костюмы, которые надевались по случаю.

  • Линейку особых костюмов представляют – «костюм годовой». После венчания девушку одевали в этот костюм, и он являлся праздничным. Она надевала его только по большим праздникам или к свекрови в гости. Украшался «годовой костюм» самой древней вышивкой – черно-белыми нитями, люди богаче – золотой и красной.
    Самое популярное украшение — янтарные бусы, которые обладали и лечебным свойством и служили как некий оберег. Одновременно девушка могла надеть от 1 до 6 нитей янтаря. 
    Странное правило, но без бус на люди могла показаться только вдова.
  • Костюм невесты, свадебный костюм. В этом костюме девушка, приходя из церкви, проходила обряд повивания – с нее снимали девичий головной убор, расплетали косу, и заплетали в две косы, укладывая вокруг головы. После надевали свадебный головной убор – «сороку». В этом головном уборе девушка могла ходить только молодухой, т.е. до рождения первого ребенка.
    С XVII до конца XIX века в свадебной и праздничной одежде встречались женские рубахи-долгорукавки (до 2 метров), в которые еще могли вставлять клинья.

 

  • Но, приходили будни, и девушкам нужно было работать (будничная одежда). Они облачались в покосную рубаху с красивой вышивкой. Надевали понёву – распашную или глухую по своему крою. В образе присутствовали разнообразные головные украшения из бисера, стекляруса, речного жемчуга.

  • Существовал «горевой костюм», т.е. похоронный. В таких костюмах ходили хоронить ближайших родственников.

Девушки в русских платьях прекрасны, но они все равно прибегали к разным хитростям, чтобы сделать свои достоинства визуально пышнее:

— у кого маленькая грудь, делали складочки/защипы на фартуке в области груди;

— надевали до 11 нижних юбок;

— обматывали голени портянками и обувались в лапти или чуни, тем самым делая ноги толще.

Строгое многолетнее соблюдение регламента в одежде и помогло сформировать традиционный русский наряд, особо благодаря крестьянству, на которое европеизация и петровские реформы не смогли повлиять в полной мере.

P.S.: Сегодня мы рассмотрели только женскую половину русского традиционного костюма. На днях вы увидите публикацию и мужском наряде, ведь та же косоворотка — древнейший элемент славянского народного костюма. Хотя нет, именно элемент русского мужского костюма, ведь косоворотка как одежда белорусам и украинцам неизвестна.

 

ivanka.club

Русский народный костюм сегодня: развитие традиций или конструирование образа?

Изучение народного костюма – «классически» этнографическая тема в отечественной науке XIX – первой половины XX века. Исследования в области традиционного костюма разных народов продолжаются до сих пор, хотя по интенсивности и уступают многим иным темам. После создания ряда обобщающих трудов по русскому традиционному костюму Европейской России и Сибири [1; 9; 12], тема, по большому счету, перестала привлекать к себе активное внимание специалистов – этнографов и искусствоведов. Способствует этому, вне сомнения, и то, что русский традиционный костюм практически вышел из употребления, а его изучение все чаще сводится к архивным и музейным изысканиям.

Этнографическое исследование костюма опирается на определенные принципы, выработанные еще корифеями этой темы [5; 6; 7; 9]. Костюм чаще рассматривается не как целостная совокупность предметов, а по элементам, которые обязательно классифицируются и типологизируются. Важнейшим критерием анализа элементов традиционной одежды является крой, а особенности материалов, из которых изготовлены изучаемые вещи, и элементы декора учитываются как дополнительные сведения. Еще В.В. Богданов писал, что одежда является ценным источником для изучения этнической истории народа, и это на долгие годы стало основной целью изучения одежды [3, с. 131]. Во второй половине XX в. в основу выделения этнографических групп русских были положены особенности культуры, среди которых важное место занимали различия в комплексах одежды. Только в поздних работах Г.С. Маслова начала рассматривать одежду как значимый элемент духовной культуры, развив таким образом идеи, сформулированные еще в первой половине XX в. [2; 4].

Однако интерес к костюму в настоящее время далеко выходит за рамки его научного изучения. Русская народная одежда оказывается в центре внимания активистов и рядовых участников фольклорного движения, «ролевиков»-реконструкторов самого разного толка и т.д. Именно эти люди остро нуждаются в материалах по костюму и предъявляют к нему особые требования: все представленные в литературе сведения должны быть настолько полны и ясны, чтобы пользуясь ими как инструкцией, можно было сшить костюм. Очевидно, что тексты, созданные в рамках описанной выше научной традиции, им не подходят, поскольку из разрозненных элементов трудно собрать цельный костюм. К тому же книги по традиционному костюму, как правило, малодоступны даже в крупных городах, за исключением, может быть Москвы, Санкт-Петербурга и, в Сибири, Новосибирска. Популярные материалы довольно далеки от научной традиции (фотоальбомы, публиковавшиеся в 1980-х гг., научно-популярные брошюры 1990-х гг.). Стремясь достичь своей цели, заинтересованные лица сами начинают изыскания в области народного костюма. Часть из них пытается получить нужную информацию, проводя полевые исследования [см., напр.: 13; 14], кто-то предпринимает сравнительное изучение доступной литературы. В Интернете сейчас появилось достаточно большое число сайтов, на которых выложены рекомендации по созданию русских и древнерусских костюмов [10; 11].

Казалось бы, что эта социокультурная ситуация далека от традиционной культуры, которая является объектом изучения этнографии. Однако опыт показывает, что поиски источников для создания костюмов в большинстве случаев бывает недолгим и люди, нуждающиеся в нем, начинают поиски «внутри» себя. Эту ситуацию я могу описать, опираясь на наблюдения, сделанные в годы преподавания курса истории русского костюма для студентов факультета культуры и искусств Омского государственного университета. Эти студенты готовятся стать руководителями фольклорных коллективов и имеют опыт участия в них. В преподавательских целях проводился и мониторинг костюмов, которыми пользуются участники омских народных коллективов разной направленности в 1990–2000-х гг.

«Поиском внутри» себя я называю обращение к тем образам народного костюма, которые складываются у молодых людей. Анализ этих образов показывает, что они формируются под влиянием личного опыта использования русских костюмов, складываются из элементов костюма героев киносказок и мультфильмов, иллюстраций к книгам. Старые фотографии, хранящиеся дома, также зачастую являются источником образа. Многие молодые люди приходят в народные коллективы, повторяя путь своих старших родственников. Детские впечатления о выступлении на сцене родителей, бабушек и дедушек также определяют тот образ, который становится для молодых людей «исконно русским».

Анализ собранных материалов о современном сценическом русском народном костюме показывает, что он далек от подлинных образцов. В основе такого костюма лежит набор повторяющихся элементов: белая рубаха, сарафан, душегрея (телогрея), кокошник или лента – у женщин, рубаха-косоворотка, пояс, штаны-порты, часто заменяемые брюками, и фуражка у мужчин. Широко распространено мнение, что русский народный костюм строился на базе двух основных цветов – белого и красного, отчего многие коллективы используют в основном эти цвета, а фольклорные праздники превращаются в бело-красное действо. Набор этих постоянно повторяющихся элементов, хорошо усвоенных современной культурой, можно назвать национальным костюмом – известным всем и ассоциирующимся с русской традицией.

В последние годы заметен рост «состоятельности» народных коллективов. Появляется желание выделиться среди других исполнителей и начинается поиск новых вариантов костюма. Например, в Омске среди фольклорных исполнителей вошли в моду новые элементы костюма – шамшуры у женщин, коруны у девушек, которые шьют, ориентируясь на старые образцы, из современных материалов (фото 1, 2). Для изготовления костюмов все чаще используют дорогие современные материалы. Такой костюм многими исполнителями воспринимается не только как сценический, но и как выражение их «русскости», свидетельство определенного образа жизни, часто определяемого словами «воцерковленность», «традиционность» и т.п. Многие из этих людей носят русский костюм как праздничную и даже повседневную одежду, используют ее как современную обрядовую (например, свадебную, фото 1), шьют для своих детей. Интерес к народному костюму (кстати, не только русскому) подкрепляется проведением специальных семинаров (в Омске его проводит Сибирский культурный центр), организацией конкурсов мастеров народного костюма и т.д.

Создатели современного русского костюма проявляют особый интерес к комплексам, не представленным в национальном костюме. Все чаще можно видеть на сцене поневный комплекс, поздний костюм (чаще «парочки») у женщин, в мужском костюме широко представлены уникальные предметы одежды (например, «поляцкая» рубаха, фото 3) и декора (шляпы-гречневики, украшенные цветами и лентами, и т.п.). Обычно использование таких костюмов никак не соотносится с их региональной и возрастной привязкой, а на сцене могут оказаться рядом исполнители в костюмах самых разных регионов России. Основанием для выбора копируемой модели чаще всего бывает их красота и необычность, реже – воспоминания о происхождении предков (сейчас уже в 4–5 поколениях) из тех или иных мест.

Таким образом, уже в наши дни сложился современный народный костюм, порой далекий от этнографических образцов, не имеющий прямой связи с костюмом традиционного общества, но позиционируемый создателями как «подлинно народный». Процесс вторичного обретения народного костюма характеризует нашу эпоху, демонстрируя определенные социокультурные процессы, которые можно назвать на нынешнем этапе конструированием образа. И, конечно, интерес к народному костюму – только наиболее заметная часть процессов обращения к народной традиции в более широком плане.

Источники и литература

1. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995. 224 с.

2. Богатырев П.Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 297–368.

3. Богданов В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма // Этнографическое обозрение. 1914. № 1–2. С. 141–151.

4. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора // Советская этнография. 1933. № 5–6. С. 76–88.

5. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. Т. XII. С. 5–42.

6. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia. Praha, 1926. R. 5. S. 2. C. 303–328; S. 3. C. 533–556.

7. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. М., 1926. Ч. I. Женская одежда: рубаха, понева и сарафан. 144 с.

8. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М., 1984. 216 c.

9. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. серия. М., 1956. Т. XXXI. С. 541–757.

10. Русский наряд: традиция против моды [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://narjad.narod.ru/index.htm.

11. Сарафаны. Русский народный костюм с выкройками и схемами [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://sarafany.narod.ru/index.html.

12. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск, 1997. 152 с.

13. Экспедиции // Дербеневка – фольклорно-этнографический центр [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.derbenevka.com/index.php?i=eksped.

14. Экспедиции // Фольклорно-этнографическая студия «Терем» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.terem.msk.ru/exped.html.

М.Л.Бережнова.
Омск, государственный университет
Источник: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1034

russkie-kostumy.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *