Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика (СССР)
122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО «Харьковский тракторный завод» на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.
Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.
Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» — 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.
Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.
Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2». Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.
На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.
Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.
САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.
Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.
Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм’
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает
www.dogswar.ru
Самоходная гаубица 122-мм 2С1 «Гвоздика»
2С1 «Гвоздика» — советская 122-мм полковая самоходная гаубица, предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и минометных батарей, а также для разрушения дзотов, обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях.
2С1 «Гвоздика» была разработана Харьковским заводом имени Серго Орджоникидзе. Главный конструктор шасси — А. Ф. Белоусов, 122-мм орудия 2А31 — Ф. Ф. Петров.
В 1969 году прошли полигонные испытания первые четыре опытных образца 2С1. В 1971 году самоходка 2С1 была принята на вооружение Советской армии, а через год началось ее серийное производство.
Корпус 2С1 «Гвоздика» сделан из стальных плит, их максимальная толщина достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра, обеспечивая защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм винтовочную на расстоянии 300 м.
Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение находятся в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне.
Самоходка оснащена 210-киловаттным дизельным двигателем ЯМЗ-238, который позволяет ей развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия.
Ходовая часть машины состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения. Поддерживающие ролики отсутствуют. Опорные катки сделаны из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, которые образуют внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, которые находятся е в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.
Подвеска самоходки состоит из четырнадцати торсионных валов, которые расположенны поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.
САУ 2С1 имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Боевая масса «Гвоздики» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации.
Тактико-технические характеристики | САУ 2С1 «Гвоздика» |
Экипаж | 4 чел. |
Масса | 15,7 т |
Длина | 7,26 м |
Высота | 2,74 м |
Ширина | 2,85 м |
Максимальная скорость по шоссе | 60 км/ч |
Запас хода по шоссе | 500 км |
Вооружение | 122-мм гаубица Д-32 (2А31) |
Боекомплект пушки | 40 |
Тип пушки | нарезная гаубица |
Тип двигателя | ЯМЗ-238Н |
Мощность двигателя, л. с. | 300 |
Бронирование | противопульное, |
2С1 «Гвоздика» оснащена 122-мм гаубицей Д-32, которая находится в башне кругового вращения, и установлена в кормовой части самоходки. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.
Машина также оснащена перископическим прицелом ПГ-2, который предназначен как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.
Возимый боекомплект САУ 2С1 обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Машина может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м.
Машина этого типа состоит на вооружении в Украине и России. В сухопутных войсках Украины насчитывается 600 машин, в морской пехоте – 12 единиц. В российских сухопутных войсках — 2200 единиц 2С1, из них 1800 на хранении, в морской пехоте -95 машин и пограничный войсках РФ — 90 2С1.
enovosty.com
САУ «Гвоздика» — история разработки, характеристики и конструкция машины
САУ 2С1 «Гвоздика»Основные характеристики
Боевая масса (т) | 15,7 |
Экипаж | 4 |
Макс. броня (мм) | 20 |
Калибр (мм) | 122 |
Боекомплект (шт) | 40 |
Дальность стрельбы (км) | 15,2 |
Мощность двигателя (лс) | 300 |
Макс. скорость (км/час) | 60 |
Нередко в процессе поиска какого-то технического решения, конструкторы и изобретатели приходят к неожиданным результатам и открытиям. С другой стороны, работая, казалось бы, в разных направлениях, люди приходят к «общему знаменателю».
Вот и изобретатели танков, и создатели артиллерийских самоходок пришли в начале прошлого столетия к близкому по сути итогу – к самодвижущемуся артиллерийскому орудию. Одним словом, появление САУ, как и создание танков относится к началу ХХ века. На начальном этапе даже название у самоходных артиллерийских установок было – артиллерийский танк.
Из истории боевой машины «Гвоздика»
Определение понятия самоходная артиллерийская установка более чем простое. Это боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси и предназначенное для огневой поддержки пехоты и танковых войск в бою.
Некоторые источники использовали метод исключения, указав что САУ – это все боевые бронированные самоходные машины со ствольным артиллерийским вооружением кроме танков, БТР, БМД и БМП.
Несмотря на то, что артиллерия как вид оружия существует с незапамятных времен, а попытки сделать артиллерийские системы самодвижущимися начались одновременно с разработками первых танков, история САУ гораздо скромней того пути, который прошла в своем развитии бронетанковая техника:
- годы Первой мировой войны – непрекращающиеся попытки установить артиллерийские системы на какое-либо самодвижущее шасси, используя, например, грузовики или сельскохозяйственные трактора;
- 1915-1917 гг. – появление отдельных разработок САУ: 75 мм орудия Круппа, британской САУ с 60-футовой пушкой, французская бронека
soldats.club
Самоходная 122-ММ гаубица 2С1 «ГВОЗДИКА»: 101
фото кликабельно
Под катом видео из башни в момент стрельбы и подробное описание
Внимание! Присутствует ненормативная лексика. Это же армия ,а в армиии матом не ругаются, а разговаривают.
ссылка
Разработка этой самоходки началась в 1967 году. За артиллерийскую часть отвечал «Уралмаш», а за шасси – Харьковский тракторный завод. На вооружение гаубица была принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство. Поступление с начала 70-х годов на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков на боевых машинах пехоты новой самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» позволило сравнять полковую артиллерию по подвижности и защищенности с мотострелковыми подразделениями. В передней части корпуса машины размещается моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления. Место механика-водителя отделено от силового отделения герметичными перегородками. Среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение. 122-мм гаубица Д-32 – с баллистическими характеристиками, как и буксируемой гаубицы Д-30, размещена в полноповоротной бронированной башне. В отличии от гаубицы Д-30 ствол орудия имеет эжекционное устройство и двухкамерный дульный тормоз. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева – наводчик орудия, за ним – командир установки и справа от орудия – заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Для облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа с раздельной досылкой снаряда и гильзы в ствол после укладки их на лоток досылания. Как и МТ-ЛБ, на шасси которого она выполнена, самоходная гаубица – плавающая. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов. Движение на плаву обеспечивается за счет перематывания гусениц. Кроме Сухопутных войск стран СНГ гаубица также состоит на вооружении стран бывшего Варшавского договора и в некоторых арабских странах. Помимо СССР гаубица производилась по лицензии в Болгарии и Польше. В последнее время в целях совершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2″. Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТТХ 2С1 «Гвоздика» | |
Боевая масса, т | 15,7 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение | 122-мм гаубица длиной 35 калибров |
Масса снаряда ОФС, кг | 21,76 |
Масса снаряда КС, кг | 18,2 |
Начальная скорость снаряда, м/сек | 690 |
Бронепробиваемость КС, мм | 180 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 15200 |
Скорострельность, выстр/мин | 4 – 5 |
Боекомплект, выстр | 40 |
Бронирование | противопульное |
Двигатель | дизельный, около 300 л.с. |
Скорость, км/ч – по шоссе | 61,5 |
Скорость, км/ч – по пересеченной местности | 30 |
Скорость, км/ч – на плаву | 4,5 |
Запас хода, км | 500 |
Габариты, мм – длина | 7260 |
Габариты, мм – ширина | 2850 |
Габариты, мм – высота (по прожектору) | 2725 |
Смотрите так же Виртуальная экскурсия по танку Т-80
101.livejournal.com
2С1 «Гвоздика» — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Перейти до навігації Перейти до пошуку У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Гвоздика.САУ 2С1 «Гвоздика» на параді | |
2С1 «Гвоздика» | |
---|---|
Загальні дані | |
класифікація | самохідна гаубиця |
Виробництво та застосування | |
країна-виробник | СРСР |
розробник | ХТЗ Завод № 9 |
роки виробництва | 1969–1991 |
кількість виробів, од. | більше 10 000 |
роки експлуатації | з 1971 |
Основні параметри | |
бойова маса, т | 15,7 |
екіпаж, осіб | 4 |
довжина, мм | 7260 |
ширина, мм | 2850 |
висота, мм | 2725 |
кліренс, мм | 400 |
база, мм | 4445 |
Броня | |
тип броні | стальна, катана, протикульова |
Озброєння | |
основне озброєння | гаубиця |
калібр, марка та тип гармати | 122-мм 2А31 нарізна |
довжина ствола, кал. | 35 |
кути ВН, ° | −3…+70° |
кути ГН ° | 360° |
дальність стрільби, км | до 15,2 |
боєкомплект гармати | 40 |
приціли | ПТ-2, ОП5-37, ТКН-3Б |
боєкомплект | 40 |
Силова установка, маневреність та мобільність | |
тип, марка двигуна |
uk.wikipedia.org
2С1 — WiKi
2С1 или «Гвоздика» — советская 122-мм полковая самоходная гаубица.
2С1 | |
---|---|
2С1 или «Гвоздика» в чебоксарском Парке Победы | |
2С1 или «Гвоздика» | |
Классификация | самоходная гаубица |
Боевая масса, т | 15,7 |
Компоновочная схема | переднемоторная |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Разработчик | ХТЗ Завод № 9 |
Производитель | |
Годы производства | с 1969 по 1991[1] |
Годы эксплуатации | с 1971 |
Количество выпущенных, шт. | более 10 000[1] |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7260 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 7260 |
Ширина, мм | 2850 |
Высота, мм | 2725 |
База, мм | 4445 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная, противопульная |
Лоб корпуса, мм/град. | 15 |
Лоб башни, мм/град. | 20 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 122-мм 2А31 |
Тип пушки | нарезная гаубица |
Длина ствола, калибров | 35,0 |
Боекомплект пушки | 40 |
Углы ВН, град. | −3…+70° |
Углы ГН, град. | 360° |
Дальность стрельбы, км | до 15,2[сн 1] |
Прицелы | ПГ-2, ОП5-37, ТКН-3Б |
Подвижность | |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 300 |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 26—32 4,5 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Ёмкость топливных баков, л | 550 |
Удельная мощность, л. с./т | 19,1 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,492 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 3,0 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
2С1 на Викискладе |
Разработана на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе. Главный конструктор шасси — А. Ф. Белоусов, 122-мм орудия 2А31 — Ф. Ф. Петров. «Гвоздика» предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, а также для разрушения дзотов, обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях.
В 1945 году закончилась Великая Отечественная война, к тому времени на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ. Основным применением таких самоходных артиллерийских установок (САУ) было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций. Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой[2][3].
С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609—201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 122-мм самоходной гаубицы для сухопутных войск Советской армии[2][3][4].
Предварительно ВНИИ-100 выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны три варианта САУ. Первый — на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй — на базе многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ, третий вариант на базе боевой машины пехоты БМП-1. Во всех вариантах основным вооружением являлась 122-мм гаубица с баллистикой Д-30. По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» обладает избыточной грузоподъёмностью и массой, к тому же САУ лишится возможности форсировать водные преграды вплавь. Шасси МТ-ЛБ обладало недостаточной устойчивостью при стрельбе и не имело необходимого уровня допустимых нагрузок на ходовую часть машины. Наиболее оптимальным являлось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако П. П. Исаков добился запрета на использование БМП-1 в качестве базового шасси[5]. Поэтому использовать в качестве базового было решено удлинённую и модифицированную базу многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Полученные проработки легли в основу под наименованием «Гвоздика» (индекс ГРАУ — 2С1). «Гвоздика» должна была поступить на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков для замены 122-мм гаубиц М-30 и Д-30[6].
Таблица ТТХ аванпроектов 2С1, выполненных во ВНИИ-100[4] | |||
База | Объект 124 | МТ-ЛБ | Объект 765 |
Основные характеристики | |||
Экипаж, чел. | 4 | 4 | 4 |
Боевая масса, т | 22,2 | 15,842 | 15,164 |
Вооружение | |||
Марка орудия | Д-30 | Д-30 | Д-30 |
Возимый боекомплект, выстр. | 100 | 60 | 60 |
Пулемёт | 1 × 7,62-мм ПКТ | 1 × 7,62-мм ПКТ | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Боекомплект пулемёта, патр. | 2000 | 2000 | 2000 |
Подвижность | |||
Марка двигателя | В-59 | ЯМЗ-238 | УТД-20 |
Тип двигателя | дизельный | дизельный | дизельный |
Мощность двигателя, л. с. | 520 | 240 | 300 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 63—70 | 60 | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 500 | 500 |
Головным разработчиком 2С1 был назначен Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе, гаубица 2А31 (внутризаводское обозначение Д-32) проектировалась в ОКБ-9. В августе 1969 года первые четыре опытные САУ 2С1 поступили на полигонные испытания. Испытания выявили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, аналогичная ситуация складывалась и со 152-мм дивизионной самоходной гаубицей 2С3. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были проработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А31 была разработана 122-мм гаубица Д-16 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-16 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Однако испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-16 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Кроме того, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате чего, скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Дальнейшее совершенствование конструкции Д-16 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-16М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 18 км, благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов[4][7].
В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А31. Основной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании новых 122-мм осколочно-фугасных снарядов с улучшенной аэродинамической формой. Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С1 была решена другим способом, а именно, применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. В 1970 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770—249 от 14 сентября, после доработок, самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» была принята на вооружение Советской армии[4][7][8]. В 1972 году прошла государственные испытания и была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, обладавшая полётной массой с грузом до 20,5 т. На этой платформе при помощи пятикупольной парашютной системы ПС-9404-63Р планировалось осуществлять десантирование самоходных гаубиц 2С1. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ не поступила в связи с разработкой 122-мм самоходной гаубицы 2С2 «Фиалка»[9].
2С1[10] | 2С1М[4] | 2С1М1[11] | 2С34[6] | Rak-120[12][13] | |
---|---|---|---|---|---|
Страна-разработчик | СССР СССР | ПНР ПНР | Россия Россия | Россия Россия | Польша Польша |
Начало серийного производства | 1970 | 1971 | 2003 | 2008 | опытная |
Боевая масса, т | 15,7 | 15,7 | 15,7 | 16 | 16 |
Индекс орудия | 2А31 | 2А31 | 2А31 | 2А80-1 | |
Калибр орудия, мм | 121,92 | 121,92 | 121,92 | 120 | 120 |
Длина ствола, клб. | 35 | 35 | 35 | ||
Углы , град | −3…+70 | −3…+70 | −3…+70 | −2…+80 | +45…+85 |
Возимый боезапас, выстр. | 40 | 40 | 40 | 40 | 60 |
Минимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ, км | 4,2/— | 4,2/— | 4,2/— | 1,8/0,5 | —/0,5 |
Максимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ, км | 15,2/— | 15,2/— | 15,2/— | 13/7,5 | —/12 |
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км[сн 2] | 21,9 | 21,9 | 21,9 | 17,5 | — |
Максимальная дальность стрельбы УАС, км | 13,5 | 13,5 | 13,5 | 12 | 10 |
Калибр зенитного пулемёта, мм | — | — | — | 7,62 | — |
Модель двигателя | ЯМЗ-238 | SW-680T | ЯМЗ-238 | ЯМЗ-238 | SW-680T |
В СССР Серийное производство началось в 1971 году и закончилось в конце 1991 года. Также САУ 2С1 выпускалась по лицензии в Польше с 1971 года и Болгарии с 1979 года. В процессе выпуска польский вариант «Гвоздики» модернизировался. Вариант 2С1М Goździk оснащался дизельным двигателем SW680T, новыми опорными катками и изменёнными гидродинамическими щитками для движения по воде. САУ 2С1 болгарского производства поступали на вооружение Советской армии и, кроме худшего качества изготовления, ничем не отличались от советского образца 2С1. Всего за годы производства было изготовлено более 10 000 единиц 2С1. После прекращения производства, в Польше и России были разработаны модернизированные варианты.
ru-wiki.org
2С1 » Гвоздика » | lemur59.ru
122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО «Харьковский тракторный завод» на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.
Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы.
Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.
Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» — 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.
Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.
Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2». Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.
На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.
Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.
САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.
Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.
Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм’
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
ширина 2850
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает
lemur59.ru