Ту 214 он – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН (Открытое небо).

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН (Открытое небо).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 2011 г.

Первый экземпляр самолета специального назначения (легальной авиаразведки) Ту-214ОН «Открытое небо», разработанный конструкторским бюро холдинга «Туполев», построен на казанском предприятии в мае 2011 года по заказу концерна радиостроения «Вега». 1 июня 2011 года в Казани самолёт совершил первый испытательный полёт. Летчики-испытатели компании «Туполев» выполнили 24 испытательных полета и дали высокую оценку. Теперь начата подготовка лайнера к сертификационным испытаниям, которые стартуют в начале 2012 года, передает ИТАР-ТАСС.

Ту-214ОН оборудован современным комплексом БКАН (бортовым комплексом авиационного наблюдения), позволяющим осуществлять контроль соблюдения договоров об ограничении вооружений. В состав БКАН входят аэрофотоаппараты, ТВ- и ИК-камеры, радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой. Согласно договоренности разрешение аэрофотоаппарата и ТВ- камеры составляет 30 сантиметров, для радиолокатора бокового обзора — три метра, для ИК-камеры — 50 см.

Как рассказали в дирекции компании, новинка оборудована современными приборами для аэрофотосъемки и другими эффективными средствами наблюдения, причем впервые не только отечественными. Раньше оснащать бортовые комплексы наблюдения импортной техникой Россия не имела права.

Лайнер предназначен для инспекционных полетов над территориями государств v участников договора по «Открытому небу». Он будет следить с воздуха за тем, как в других странах выполняются пункты важнейших международных соглашений, в том числе и в области вооружений.

Ту-214ОН призван заменить устаревшие Ту-154 и Ан-30. На стапелях КАПО имени Горбунова ведется сборка еще одного аналогичного летательного аппарата.

Договор об «Открытом небе» был принят 27 государствами — участниками ОБСЕ в 1992 году. Соглашение открыло воздушное пространство над ними для контроля в целях поддержания мира. Ныне в международном договоре участвуют 34 страны.

Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован общественности на международном авиасалоне МАКС-2011. Само появление в России самолета Ту-214ОН получило большой резонанс. В ходе авиашоу самолет посетили и дали ему высокую оценку представители Италии, Норвегии, Канады, США.

Основным эксплуатантом Ту-214ОН станет Минобороны РФ.

ЛТХ:

Модификация: Ту-214ОН
Размах крыла, м: 42,00
Длина самолета, м: 46,20
Высота самолета, м: 13,90
Площадь крыла, м2: 182,40
Масса, кг
-пустого самолета: 59000
-максимальная взлетная: 110750
Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000.

Первый экземпляр Ту-214ОН.

Первый Ту-214ОН заходит на посадку.

Ту-214ОН на стоянке.

Ту-214ОН на стоянке.

Ту-214ОН на рулежке.

Взлет Ту-214ОН.

Взлет Ту-214ОН.

Ту-214ОН после взлета.

Ту-214ОН после взлета.

Ту-214ОН в полете.

Ту-214ОН заходит на посадку.

Кабина Ту-214ОН.

Кабина Ту-214ОН.

Ту-214ОН. Рисунок.

.

.

Список источников:
ОАО Туполев. Ту-214ОН.
Сайт «Уголок неба». 2013 страница: «Туполев Ту-214ОН».
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Самолет Ту-214ОН прошел первый этап освидетельствования

05:1829.05.2018

(обновлено: 08:26 29.05.2018)

8372947

МОСКВА, 29 мая — РИА Новости. Новый самолет Ту-214ОН с цифровой аппаратурой наблюдения отечественного производства успешно прошел первый этап освидетельствования, сообщил начальник российского национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков.

США и ОАЭ сохранили соглашение об «открытом небе»

«В период с 21 по 29 мая 2018 года Российской Федерацией успешно проведен первый этап освидетельствования нового самолета Ту-214ОН с цифровой аппаратурой наблюдения отечественного производства. В мероприятии по предварительному освидетельствованию, которое проходило на подмосковной авиабазе Кубинка, приняли участие 56 иностранных специалистов из 20 государств — участников Договора по открытому небу», — сказал он.

Как отметил Рыжков, в ходе освидетельствования иностранным инспекторам были продемонстрированы конструктивные особенности самолета, связанные с установкой на нем цифровой аппаратуры отечественного производства. Участники мероприятия детально ознакомились с наземным комплексом обработки и провели необходимый комплекс измерений на оптическом тест-объекте, используемом для определения разрешения цифровой аппаратуры наблюдения.

Рыжков сообщил, что самолет Ту-214ОН выполнил четыре демонстрационных полета с участием иностранных инспекторов, в ходе которых российские специалисты провели аэрофотосъемку оптического тест-объекта, расположенного на аэродроме Кубинка. По результатам обработки материалов иностранными инспекторами были подтверждены значения высот, на которых может использоваться аппаратура наблюдения самолета Ту-214ОН.

«Успешное, по общему мнению, проведение мероприятия подтвердило высокий уровень подготовки российских специалистов, а также продемонстрировало заинтересованность Российской Федерации в эффективном функционировании Договора по открытому небу. Проведенное мероприятие стало первым шагом в международном допуске к использованию в рамках Договора самолета наблюдения Ту-214ОН. Заключительный этап освидетельствования нового самолета пройдет в сентябре 2018 года», — добавил Рыжков.

ria.ru

ВВС России получат очередной самолёт Ту-214ОН «Открытое небо» » Военное обозрение

В 2014 году российские ВВС пополнятся новым самолетом-разведчиком Ту-214ОН, который будет использоваться для реализации Договора по открытому небу. Данный самолет оснащен современным бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН), который был создан инженерами российского концерна радиостроения «Вега». Ту-214ОН (Открытое небо) — самолет комплексной разведки, он был создан специалистами ОАО «Туполева» на базе пассажирской версии самолета Ту-214. Данная машина должна заменить устаревшие самолеты Ан-30 и Ту-154. На сегодняшний день построено всего 2 самолета Ту-214ОН — закончены в мае 2011 года и в декабре 2013 года соответственно. Свой первый полет самолет совершил 1 июня 2011 года.

Впервые данный самолет был показан широкой общественности во время международного авиасалона МАКС-2011. Появление на авиасалоне этого самолета вызвало широкий общественный резонанс. Во время работы авиасалона с самолетом Ту-214ОН успели познакомиться представители США, Канады, Италии, Норвегии. Все эксперты дали российской машине только высокие оценки. Ту-214 является специальной модификацией гражданского лайнера Ту-214, основное его предназначение — это совершение инспекционных полетов в рамках программы «Открытое небо».


Стоит отметить, что Ту-214ОН стал первым отечественным самолетом, с которого были сняты ограничения по применению оборудования зарубежного производства в составе бортового комплекса наблюдения. Установленный на борту самолета комплекс включает весь разрешенный договором комплекс средств наблюдения, аппаратуру контроля и управления этими устройствами, а также различное оборудование отображения и записи всей полученной во время совершения наблюдательных полетов информации с сохранением ее на жестком магнитном диске компьютера. Цифровая видео- и фотоаппаратура находятся в нижнем отсеке Ту-214ОН, который имеет специальные иллюминаторы, закрываемые шторками с механизированным управлением.

После завершения полета вся полученная информация при помощи аппаратуры наземного комплекса обработки и сбора данных переводится в единый цифровой формат, который был принят всеми государствами участниками ДОН. Принятие на вооружение самолетов Ту-214ОН, выполняющих важную государственную задачу инспекционного контроля в рамках действующих международных соглашений, позволит решать ее на самом современном на данный момент технологическом уровне.

Сердцем самолета является Бортовой комплекс авиационного наблюдения (БКАН), который был создан специалистами концерна «Вега». Данный разведывательный комплекс предназначен для получения изображений местности, записи и документирования полученной информации, управления имеющимися на борту средствами наблюдения и создания навигационной информации для средств наблюдения.

В состав БКАН были включены панорамная и кадровая аэрофотоаппаратура, инфракрасные и телевизионные камеры, а также РЛС бокового обзора. Согласно международным договоренностям разрешение ТВ-камеры и фотоаппаратуры составляет 30 см, для ИК-камеры — 50 см, для РЛС бокового обзора — 3 м. Аэрофотокомплекс установлен в носовой части фюзеляжа самолета на его нижней палубе. Полоса захвата РЛС составляет от 4,7 до 25 км, а зона обзора — до 50 км. ИК-аппаратура наблюдения была расположена в центроплане Ту-214ОН. Ее диапазон углов обзора равен 130 градусам, а ширина полосы сканирования местности составляет 4,6h (h — это высота полета самолета по радиовысотомеру).


В состав установленного на самолете комплекса наблюдения включены 3 камеры: две боковых КТБО-6 и центральная широкоугольная КТШ-5. При этом угол обзора КТШ-5 составляет 148 градусов, а ширина сканирования на местности равна — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 составляет от 8,5 градусов в узком фокусе до 20,1 градуса в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60 градусов. Помимо этого Ту-214ОН оснащен бортовым счетно-вычислительным комплексом, основной задачей которого является управление и контроль за установленными на борту средствами наблюдения, а также для показа в режиме реального времени информации со всех средств наблюдения и ее запись. В состав БЦВК самолета включено 5 полностью автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных между собой с помощью локальной сети.

Экипаж Ту-214ОН включает в себя 5 человек: командир экипажа, второй пилот, штурман, бортинженер, радист-переводчик. Помимо этого в кабине экипаже есть дополнительное место, которое предназначено для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии совместно с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны располагаются в отдельном салоне. Оба обладают возможностью следить за работой, установленной на борту аппаратуры, с помощью двух выносных дисплеев, которые аналогичны тем, что используются операторами.

Все 5 АРМ расположены в специальном отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое из этих мест имеет по 2 монитора. Один из мониторов показывает получаемое установленной аппаратурой изображение в режиме онлайн, а второй выводит информацию о местоположении самолета, зоны наблюдений работающей в это время аппаратуры, карту, информацию об условиях полета и другую рабочую информацию. АРМ также обеспечивает запись цифровой видеоинформации и управление установленной на борту аппаратурой наблюдения. При этом работа операторов комплекса контролируется представителями наблюдаемой стороны.


Вся аппаратура наблюдения находится в двух багажных отсеках. В переднем отсеке находятся видеокамеры и аэрофотоаппараты, в заднем отсеке расположен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, специальная навигационная система, а также ИК-аппаратура наблюдения. Непосредственно под самим самолетом находится антенна радиолокатора, которая надежно защищена с помощью радиопрозрачного обтекателя. На борту имеется развитая система жизнеобеспечения, которая включает в себя кухни, туалеты, а также купе для отдыха сменного экипажа. Всего на борту самолета во время совершения наблюдательного полета может находиться 31 человек (члены миссии и группы сопровождения), в транзитном полете Ту-214ОН может принять 56 человек.

Стоит отметить, что специалистам ОАО «Концерн «Вега» удалось построить наиболее самодостаточную и полную на данный момент систему наблюдения. Данная система включает в себя не только Ту-214ОН, но также и расположенный на земле комплекс для обработки полученных данных, учебно-тренировочные средства, контрольные тест-объекты для осуществления проверки характеристик аппаратуры наблюдения. Важно подчеркнуть тот факт, что имеющаяся на борту аппаратура может использоваться не только в рамках ДОН, но и для осуществления патрулирования пограничных районов России, а также в интересах МЧС.

Установленная на борту Ту-214ОН аэрофотоаппаратура позволяет делать снимки, детально фиксируя искусственные и природные объекты, а также определять некоторые их физические характеристики. Договоренность о возможности применения цифровых фото-и видеокамер расширила возможности комплекса. Видеокамеры особенно полезны во время выполнения полетов на небольших высотах под облаками. Также самолет в состоянии делать спектрозональные и цветные фотоснимки.



Использование бортовых ИК-систем позволяет наблюдателям очень быстро получить информацию о распределении температуры земной поверхности, что способствует решению тех задач, которые не могут быть эффективно решены с помощью обычной фотосъемки. Помимо этого ИК-системы обеспечивают Ту-214ОН всепогодность контроля при выполнении полета на малых высотах.

Применение РЛС бокового обзора существенно увеличивает эффективность установленной на борту аппаратуры наблюдения за счет возможности осуществления съемки в условиях облачности и в ночное время. Помимо этого радиолокационная информация находит самостоятельное применение в некоторых задачах. Также она может применяться совместно со съемкой в видимом и в ИК диапазонах.

Программа «Открытое небо»

Договор по открытому небу, или, как его сокращенно называют, ДОН, был подписан еще 24 марта 1992 года. Подписание договора состоялось в столице Финляндии, где его подписали представители 23 государств-членов ОБСЕ. В мае 2001 года данное соглашение было ратифицировано в России. В настоящее время насчитывается уже 34 страны участницы Договора по открытому небу. Целью заключения данного договора было укрепление доверия между странами мира с помощью совершенствования механизмов, обеспечивающих контроль за военной деятельностью. Согласно данному документу, участники договора получают возможность совершать разведывательные облеты территорий друг друга.


Раннее, 19 февраля 1988 года, был образован Центр обеспечения реализации договоров о сокращении вооружений ВВС. На данный момент центр состоит из управления и 3-х отделов, данный центр подчиняется непосредственно главнокомандующему ВВС страны. «На территории России с участием офицеров данного центра, каждый год проводится до 60 сопровождений иностранных инспекционных миссий и групп, одновременно с этим на территории иностранных государств выполняется до 41 наблюдательного полета и до 15 инспекций согласно ДОН», — рассказывает официальный представитель военно-воздушных сил РФ полковник Игорь Климов.

С 2010 года данный Центр осуществляет руководство российскими группами сопровождения иностранных миссий стран-участниц ДОН на территории РФ. Наблюдательные полеты над территорией нашей страны ведутся при помощи специализированных самолетов наблюдения С-130, SAAB-340В, ОС-135В, CN-235, Ан-26 и Ан-30. Над территорией иностранных государств-участников на самолетах наблюдения Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б. По словам Игоря Климова, в конце прошлого года для реализации ДОН ВВС России получили новый самолет-разведчик Ту-214ОН. В 2014 году на вооружение ВВС должен поступить еще один самолет данного типа, в настоящее время осуществляется его приемка.

Летно-технические характеристики Ту-214ОН:
Габариты: размах крыла — 42,0 м, длина — 46,02 м, высота — 13,9 м, площадь крыла — 182,4 м.
Масса самолета максимальная взлетная — 110 750 кг, масса пустого — 59 000 кг.
Силовая установка — 2 ТВРД ПС-90А тягой 2х16 000 кгс.
Крейсерская скорость — 850 км/ч.
Практическая дальность — 6500 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Экипаж — 5 чел.

Источники информации:
http://rostec.ru/news/4226
http://www.oaokapo.ru/product/planes/tu-214-on.php
http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0718/13536870/detail.shtml
http://www.airwar.ru/enc/spy/tu214on.html

topwar.ru

Туполев Ту-214 ОН. Фото. Характеристики.

 

Ту-214ОН (кодовое название «Открытое небо») — самолёт, созданный для авиационного наблюдения, разработан в ОАО «Туполев» на основе Ту-214 пассажирского самолёта. Самолёт создавался специально для  полётов по Договору по открытому небу над территорией стран-участниц договора и чтобы заменить самолёты Ту-154М ЛК-1 и Ан-30Б.

Ту-214ОН снабжен БКАН (бортовым комплектом авиационного наблюдения), который разработало ОАО «Концерн радиостроения «Вега»». В составе БКАН: панорамная и кадровая аэрофотоаппаратура, инфракрасные и телевизионные камеры, РЛС для бокового обзора. Лимт разрешения инфракрасных фотокамер — 50 сантиметров, цифровых — 30 сантиметров.

Самолёт в данный момент собран в двух экземплярах — с бортовым номером 64519, изготовленный в 2011 году , и с бортовым номером 64525, изготовленный  в декабре 2013 года.

Оборудование

БКАН предназначается для получения записи полученных материалов, изображений местности,  документирования средств наблюдения и прочей поступающей информации, управления средствами формирования и наблюдения за навигационными данными для средств наблюдения.

Аэро фотокомплекс представлен плёночными и цифровыми фотоаппаратами, которые расположены на нижней палубе в носовой части фюзеляжа. РЛС бокового обзора размещается также в передней части фюзеляжа. От 4,7 до 25 километров достигает полоса захвата РЛ, до 50  километров — зона обзора. Аппаратура наблюдения инфракрасного спектра размещена в центроплане. Диапазон углов обзора инфракрасной аппаратуры составляет 130 градусов, ширина полосы отслеживания на местности — 4,6*высота полёта, указанная радиовысотомером. В составе телевизионного комплекса наблюдения включены три камеры: широкоугольная центральная КТШ-5 и две боковые КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 составляет 148 градусов, ширина отслеживания местности — 6,6*высота полёта, указанная радиовысотомером. Угол обзора КТБО-6 — в узком фокусе 8,5 градусов, а  в широком фокусе 20,1 градуса с диапазоном углов визирования 60 градусов.

Самолёт снабжен счётно-вычислительным бортовым комплексом. БЦВК предназначается для контроля за работой и контроля средств наблюдения, кроме того для отображения информации в реальном времени с различных средств наблюдения, а также её записи. В составе БЦВК входят пять АРМ (автоматизированных рабочих мест), которые объединены в локальную сеть: АРМ оператора РЛС, АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора аппаратуры ТВ, АРМ оператора аппаратуры ИК и АРМ лётного старшего представителя.

Посмотреть другие самолёты можно тут

avia.pro

Ту-214ОН Википедия

Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения,[2] разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.

Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“». В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см[3].

По состоянию на конец 2013 года самолёт собран в двух экземплярах — с б/н 64519, произведённый в 2011 году [4], и с б/н 64525, выпущенный в декабре 2013 года[5].

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС — от 4,7 до 25 км, зона обзора — до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности — 4,6h (где h — высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу, однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1[6].

Со 2 по 11 сентября 2018 года проведена международная сертификация самолёта. Отчёт об освидетельствовании подписан 22 государствами-участниками Договора по открытому небу, 24 сентября 2018 года был подписан США. Таким образом Ту-214ОН получил допуск к выполнению наблюдательных полётов над территориями иностранных государств[7].

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Что за самолет Ту-214ОН? | В мире | Политика

Соединенные Штаты Америки запретили допуск российского самолета Ту-214 ОН к наблюдательным полетам в рамках Договора об открытом небе. Об этом «Красной звезде» сообщил глава Национального центра по уменьшению ядерной опасности при Минобороне РФ Сергей Рыжков. Освидетельствование нового образца самолета странами-участниками Договора происходило со 2 по 11 сентября 2018 года на авиабазе «Кубинка» в Московской области. 22 из 23 стран подписали протокол приемки самолета, а руководитель американской делегации, в нарушение требований Договора, без объяснения и указания каких-либо причин отказался подписывать заключительный документ, сославшись на прямые указания Вашингтона, сообщил Рыжков. «Во главу угла поставлено не соответствие самолета требованиям договора, а политические вопросы», — заявил Рыжков.

Самолёт авиационного наблюдения Ту-214ОН («Открытое небо»), разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Договор об открытом небе был принят 27 странами-членами ОБСЕ в 1992 году. Соглашение открыло воздушное пространство над ними для контроля за поддержанием мира. С 1 января 2018 года США ввели ограничения на некоторые зоны — в частности, Аляску и Гавайи, — для российского контроля с воздуха. Россия в ответ сократила число аэродромов на своей территории, которые разрешено использовать американским самолетам.

Что известно о российском самолете?

Это самолет специального назначения. Лайнер предназначен для инспекционных полетов над территориями стран-участниц Договора об открытом небе. Его основной задачей является контроль над соблюдением пунктов странами-участницами, указанных в международном соглашении. Аббревиатура ОН означает «открытое небо», то есть самолет создан специально для выполнения полетов в рамках одноименного договора. Его первый экземпляр разработан конструктивным холдингом «Туполев» на казанском предприятии в мае 2011 года по заказу концерна радиостроения «Вега».

Ту-214ОН оснащен тремя цифровыми фотоаппаратами и инфракрасной аппаратурой, способной обеспечить всепогодность контроля при выполнении полетов на малых высотах. Более того, впервые лайнер оборудован техникой зарубежного производителя. Ранее Россия не имела право оснащать бортовые комплексы импортной техникой. Его считают первым в истории Договора по открытому небу самолетом, который оснащен всеми видами разрешенной аппаратуры наблюдения. Основным заказчиком Ту-214ОН станет Минобороны РФ. Его практическая дальность полета составляет 6500 км. В мирное время самолет может летать над территориями 34 стран, участвующих в международном договоре.

www.aif.ru

Ту-214ОН — легальный разведчик открытого неба

Два самолёта Ту-214ОН, заказанных Министерством обороны России, используются для инспекционных полетов в рамках договора по открытому небу. По своим характеристикам оба борта не имеют аналогов в мире. Современнейшее оснащение Ту-214ОН отвечает всем условиям договора, однако вызвало опасение американских конгрессменов.

Обеспокоенность конгрессменов

13 апреля 2014 года американская газета Weekly Standard опубликовала письмо, направленное госсекретарю США Джону Керри четырьмя американскими сенаторами — республиканцами Дэном Коутсом (Dan Coats), Джеймсом Ришом (James Risch), демократами Марком Уорнером (Mark Warner) и Мартином Генрихом (Martin Heinrich). В письме говорилось: «За последние несколько лет в России было завершено строительство двух новых самолётов в рамках договора по открытому небу, которые оснащены цифровым фотооборудованием, радаром бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасной аппаратурой. Как вы знаете, государства — участники договора по открытому небу должны сертифицировать любые новые самолёты, прежде чем они могут быть использованы для наблюдательных полётов в рамках договора.

Мы понимаем, что на предстоящей встрече конгрессменов с представителями Администрации президента США будет рассматриваться и вопрос о российской сертификации. Мы настоятельно рекомендуем вам внимательно оценить последствия этой сертификации для будущих наблюдательных полётов в рамках открытого неба и рассмотреть все мнения ключевых заинтересованных сторон в правительстве США».

15 апреля председатель комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей США Говард МакКеон (Howard McKeon) и председатель подкомитета по стратегическим силам этого же комитета Майк Роджерс (Mike Rogers) призвали президента США Барака Обаму отказать новым российским самолётам в праве летать в воздушном пространстве США.

В заметке в Weekly Standard сообщалось, что по словам источника, близкого к конгрессмену Роджерсу, он не написал бы такое письмо, если бы не просьба разведслужб США, «очень встревоженных» возможными последствиями сертификации российских самолётов.

В марте 2016 года американские военные снова выказали своё беспокойство относительно договора Открытое небо. «Это соглашение стало крайне важным компонентом в сфере возможностей России производить сбор разведданных о Соединенных Штатах», – заявил глава Стратегического командования США адмирал Сесил Хейни изданию Defence One.

Причиной беспокойства стал новый комплект датчиков, которыми будут оснащены российские самолёты. Издание отмечает, что использование всего оборудования для этих целей было согласовано обеими сторонами, технологии имеются на рынке в свободном доступе и значительно уступают новейшим разработкам. Более того, изображения, полученные со спутников, как правило, превосходят по разрешению снимки, сделанные с этих самолётов.

Договор позволяет устанавливать более современное оборудование. В частности, российская сторона собирается перейти с плёночных носителей на цифровые. Впрочем, качество при этом осталось неизменным. Тем не менее начальник разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт считает, что новое оснащение даст России «значительное» преимущество.

Несмотря на данные заявления военных, сенаторов и конгрессменов, Государственный департамент США настоял на соблюдении обязательств договора по открытому небу. Но пока Ту-214ОН не прошел сертификацию и не одобрен Консультативной комиссией по «Открытому небу» и не может применяться для мониторинга, в том числе и для полётов над территорией США. Тем не менее, сертификация самолётов Ту-214ОН должна состояться, после чего они смогут использоваться по назначению.

Договор и самолёты

Договор по открытому небу устанавливает программу безоружных воздушных наблюдательных полётов над всей территорией его участников. Документ предназначен для повышения взаимопонимания и доверия, предоставляет всем участникам, независимо от размера, непосредственную роль в сборе информации о вооруженных силах и деятельности, представляющих для них интерес.

Впервые режим «взаимного воздушного наблюдения» предложил президент США Дуайт Эйзенхауэр председателю Совета министров СССР Николаю Булганину на Женевской конференции в 1955 году. Однако Советский Союз тогда отверг эту концепцию. Обсуждение договора по открытому небу вновь началось по инициативе президента США Джорджа Буша-старшего только в 1989 году между тогдашними членами НАТО и странами Варшавского договора. Его подписание состоялось 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия). Договор вступил в силу 1 января 2002 года. На данный момент к нему присоединилось 34 государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция и Эстония.

Кыргызстан подписал договор, но не ратифицировал. 6 апреля 2012 года Грузия приняла решение о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках договора по открытому небу. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора. Согласно договору к нему могут в любое время присоединиться государства — бывшие республики СССР.

Любые другие страны будут рассматриваться Консультативной комиссией по открытому небу в Вене.

Самолёты и установленная на них аппаратура для инспекционных полётов в рамках договора подлежат обязательным процедурам сертификации и предполётного досмотра, подтверждающим их соответствие стандартам договора. В США для таких полётов официально сертифицирован самолёт OC-135B Open Skies. Канада использует самолёт С-130 Hercules, оснащенный аппаратурой SAMSON. Этой же машиной пользуются Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Греция, Италия, Португалия и Испания. Болгария, Румыния и Украина используют принадлежащие им самолёты Ан-30. Такой же самолёт был у Чехии, но он был выведен из эксплуатации в 2003 году. Швеция использует самолёт SAAB 340 (OS-100), который был сертифицирован в 2004 году.

Россия в рамках договора использует для полётов над европейскими странами самолёт Ан-30Б, а над территориями США и Канады — Ту-154М-ЛК1. С учётом предстоящего вывода из эксплуатации Ту-154 в России был объявлен конкурс на новый самолёт для договора по открытому небу.

«Минобороны планировало в дальнейшем на замену Ту-154 ввести самолёт такого же класса, но с более экономичными характеристиками, — рассказывает заместитель технического директора Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова по специальному оборудованию — филиала ОАО «Туполев» Сергей Шмаров. — Когда обсуждался выбор самолёта, оценивалось удобство размещения бортового специального комплекса, лётные характеристики».

«Рассматривалось несколько вариантов самолета-носителя, — добавляет заместитель главного конструктора авиационной системы наблюдения «Открытое небо» ОАО «Концерн радиостроения «Вега» Владимир Медведев. — В 2005 году начальник вооружения ВВС принял решение использовать Ту-214. Мы выпустили дополнение к техническому заданию, и началась работа по проектированию на базе этого самолёта».

Министерство обороны разместило заказ на производство двух самолётов авиационного наблюдения Ту-214ОН. Головным разработчиком авиационной системы наблюдения «Открытое небо» стало ОАО «Концерн радиостроения «Вега»».

Самолет Ту-214ОН был разработан ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Строились самолёты на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова, ставшем в 2014 году филиалом фирмы «Туполев».

1 июня 2011 года в Казани самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64519) совершил первый испытательный полёт. Пилотировал самолёт экипаж во главе с командиром Николаем Капелькиным. После выполнения лётно-конструкторских испытаний в апреле 2012 года начались государственные сертификационные испытания Ту-214ОН.

22 августа 2013 года решением Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета было выдано Дополнение к сертификату типа №СТ196-Ту-214/Д13.

4 июля 2014 года второй самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64525), собранный на Казанском заводе, отправился к месту базирования.

«Иностранцы завидуют России»

Ту-214ОН имеет ряд отличий от базового пассажирского самолёта.

«Доработка касалась изменения как кабины экипажа — введение дополнительного рабочего места штурмана, дополнительного рабочего места оператора — так и размещения бортового авиационного комплекса наблюдения, — рассказывает Сергей Шмаров. — На этом самолёте установлена дополнительная система энергоснабжения. Она позволяет питать отдельно от дополнительного генератора, который установлен на двигателе, специальные бортовые комплексы. Кроме того, эта система позволяет повысить безопасность при выполнении полёта над океаном, обеспечив при аварийной ситуации электроснабжение самолёта в течение 120 минут. Борт 64525 сделан один в один как первый самолёт проекта «Открытое небо» 64519».

«Каждая страна имеет право на создание самолёта наблюдения, но не каждая страна делает такие самолёты, — говорит Владимир Медведев. — Договор по открытому небу предусматривает использование четырёх средств наблюдения. Разрешающая способность аппаратуры не должна быть лучше, чем прописано в договоре».

В качестве оптических средств наблюдения на самолётах Ту-214ОН установлены немецкие цифровые фотоаппараты и телевизионные камеры с разрешающей способностью не лучше чем 30 см. На борту Ту-214ОН также есть локатор бокового обзора с разрешающей способностью три метра. Кроме того, установлена инфракрасная аппаратура, у которой разрешающая способность 50 см. Все эти характеристики были подтверждены во время государственных испытаний.

Первый из двух Ту-214ОН демонстрировался на авиасалонах МАКС в подмосковном Жуковском в 2011 и 2013 годах.

«Его посетили представители десятков государств, которые входят в договор по открытому небу, — уточнил Сергей Шмаров. — Им было сообщено, что при желании эти самолеты могут быть изготовлены и поставлены для них. Также возможно их использование и на условиях аренды».

«Ту-214ОН на сегодня является самым лучшим из всех самолётов, которые созданы в рамках договора, — уверен Владимир Медведев. — Все иностранцы, в том числе и американцы, говорят, что завидуют России, у которой есть такой самолёт. Осталось только теперь ввести его в эксплуатацию».

Сейчас самолёты Ту-214ОН базируется на аэродроме Чкаловский. Летчики и бортовые операторы, которые будут в дальнейшем его эксплуатировать, уже прошли цикл обучения.

Ту-214ОН — это самолёты для проведения легальной разведки. Эти самолёты имеют право летать над всей территорией стран-участниц. Представители России сообщают маршрут полёта, согласовывают его с принимающей стороной, самолёт прилетает за границу, и если нет никаких опасных явлений, главным образом — погодных, то никто не имеет права отказать такому полёту. Лишь высота полёта должна быть такой, чтобы разрешающая способность аппаратуры была не лучше оговоренной.

При работе, например, в панхроматическом канале центрального фотоаппарата высота полёта должна быть не ниже трёх с небольшим километров. На высоте ниже этого значения аппаратуру включать нельзя. Эти высоты и должны быть подтверждены иностранными экспертами при процессе освидетельствования нового самолёта. Если в процессе освидетельствования это подтверждается, то аппаратура допускается для полёта за границу.

Руководители программы выражают уверенность, что при отсутствии каких-либо политических препятствий самолёты Ту-214ОН успешно пройдут сертификацию и смогут использоваться в рамках договора «Открытое небо». Однако препятствия, видимо, есть, поэтому самолёт Ту-214ОН пока и не прошёл сертификацию ККОН.

По материалам ОАК, ОАО «Туполев», Реестр Ту-214ОН, Aviaforum.ru, Википедия

Загрузка…

aviation21.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *