Украина национальные костюмы – для девочки, женский, мужской, детский костюм народов Украины

Украинский народный костюм – самая красочная славянская одежда

У каждого народа традиционные наряды представлены самобытными костюмами, которые наглядно демонстрируют особенности данной культуры. Костюмы народов, которые характеризуются спокойным темпераментом, во все времена отличались спокойными однотонными цветами и строгим покроем. Украинский же костюм имеет яркие расцветки и неповторимое исполнение.

Сегодня традиционная верхняя одежда украинцев и платья в украинской стилистике весьма популярны среди многих модельеров. Так, например, самым популярным элементом одежды являются вышитые сорочки. Если раньше дизайнеры просто украшали свои модели вышивкой, придавая украшенным тканям свой особый колорит, то сейчас популярны рубахи, юбки и верхняя одежда из домотканого белого либо грубого сукна.

История появления украинского традиционного костюма

Украинская традиционная одежда появилась очень давно. Как русский и белорусский народный костюм, истоки у них одни – древняя славянская одежда. После того, как славяне перестали одеваться в шкуры животных, их одежда стала приобретать те черты, которые можно даже сейчас узнать в национальных костюмах славянских народов. Изначально, стиль в одежде был практически одинаков, но со временем появились свои особенности, зависящие от особенностей местности.

Некоторые считают, что украинская одежда одинакова во всех регионах и состоит из следующих элементов:

  • Женская юбка, популярная у украинок;
  • Вышиванка с орнаментами;
  • Мужские широкие шаровары.

На самом деле, традиционная одежда украинцев удивительно многолика, и зависит от климата, этнических и прочих особенностей конкретного региона. Например, у жителей Полесья, Карпат, Приднестровья существуют значительные различия в элементах традиционной одежды. Это связано с близким соседством родственных славянских народов, чья культура повлияла и на одежду украинцев. Наиболее распространённые вышивки – это не просто узоры, каждый завиток имеет своё значение.

Отличительные особенности украинской одежды

Особенности традиционной одежды украинцев в следующем:

  • Простота и плавность линий;
  • Богатство вышивки и различных украшений. Часто используется вышивка гладью или крестом, а её цвет может быть красным, красно-чёрным или чёрным. Бывает, что вышивка выполняется белыми нитками, но чаще всего вещи ярко расшиваются;
  • Сочетания контрастных цветов;
  • Настоящие традиционные вещи делаются только из натуральных материалов;
  • Традиционная обувь и множество самобытных аксессуаров гармонично дополняют образ;
  • Все узоры и орнаменты несут глубокую смысловую нагрузку, чаще всего это обережная вышивка, значение которой затеряно в веках.

Как любая древняя славянская одежда, украинский народный костюм наполнен символизмом. От одежды других славянских народов он отличается яркостью, нарядностью и праздничностью. Несмотря на обилие контрастов в цветовой гамме, одежда выглядит достаточно гармонично.

Мужской костюм настоящего украинца

Традиционная одежда украинских мужчин всегда выделялась своей красочностью и необычностью на фоне одежды других славянских народов. Мужской костюм удобен и комфортен, вместе с тем, он вызывающий. Главное отличие мужской одежды от той же русской или белорусской – это широкие шаровары, имеющие штанины в форме мешка. Такие штаны носили степные воины, так как они очень удобны при верховой езде. В некоторых старинных (как правило, польских) документах штаны украинцев именуются словом «гачи».

Так как в древности большинство украинцев были воинами, их шаровары делались из ярких цветастых тканей. Как правило, использовался синий или красный цвет материи. Штанины были настолько широкими, что были похожи на мешки, и красиво раздувались на ветру. Рабочие варианты изготавливали из простого холста или сукна, а штаны для войны или праздников могли быть изготовлены из дорогого шёлка, добытого в ратных походах.

Именно по широким штанинам можно было узнать легендарных украинских казаков-сечевиков. Настоящий запорожец должен был носить штаны красного цвета. Если нужной ткани под рукой не было, то приходилось шить этот элемент одежды из любой доступной по цвету ткани. Тем не менее после первого же удачного боя казак старался одеться, как положено.

Не мешали шаровары и во время традиционного танца гопака. Некоторые историки считают, что традиционный украинский танец гопак построен на элементах рукопашного казачьего боя, который включал в себя неожиданные прыжки и акробатические удары ногами, которым бы позавидовали японские ниндзя. Шаровары были так широки, что не мешали выполнять даже такие сложные движения.

А вот в Западной Украине шаровары были непопулярны. Местные жители, которых называли гуцулами, носили брюки с зауженными штанинами. Зато местная одежда отличалась огромным количеством вышивок, украшений и прочего декора. Жители данной области одевались в свои красочные костюмы не только в конце 19, но и до начала второй половины 20 века.

Вместе с тем, главным элементом украинского мужского костюма (как и любой традиционной одежды славянских народов) является вышитая рубаха. Она по своему крою очень напоминает русскую косоворотку, только разрез выполнен по центру. Воротник, который завязывался специальной тесёмкой, украшался красочной вышивкой. В отличие от русских, украинцы всегда заправляли рубаху в штаны.

Рубаха и шаровары обязательно подвязывались широким поясом, который тогда называли кушаком. Пояс играл роль культового обережного предмета, который должен был быть вышит рукой жены, матери или невесты. В качестве верхней одежды украинские мужчины носили свитки, жупаны и кожухи.

Что касается мужских головных уборов, то они имели разнообразную форму и шились как из меха, так и из тканей. Наиболее популярными считаются следующие модели:

  • Малахай;
  • Кучма;
  • Кабардинка и прочие модели.

Кроме того, казаки носили головные уборы, которые захватывали в военных походах. Наиболее удачные модели копировались и производились местными ремесленниками.

Украинский женский костюм

Как и у любого народа, одежда украинских женщин была значительно более разнообразной и красочной, в отличие от мужской. Основой любого славянского женского костюма была сорочка, которая могла быть как повседневной, так и праздничной. Простые рубахи шились из полотна и имели широкие рукава, не стесняющие движений. Традиционно сорочка для работы делалась из двух половинок. Верхняя часть шилась из качественной ткани, а нижняя — из более грубой. Так же как и мужские рубахи, женские сорочки богато украшались традиционной вышивкой.

Праздничный вариант женской рубахи назывался «додильней». Эта вещь шилась всегда из одного куска белого полотна. Она была украшена не только на горловине, но и по подолу и на манжетах. Одежда незамужних девушек была более яркой, чем у замужних женщин. Кроме того, наряд молодых девушек включал в себя множество разноцветных лент.

Молодые девушки носили длинные рубахи, и подпоясывались цветными поясами или широкими лентами. В качестве верхней одежды использовались жупаны, свитки и кожушки. Замужние женщины носили юбки, прикрывающие нижнюю часть тела, которые можно разделить на следующие категории:

  • Рабочая юбка, которая называлась дерга. Это самая простая и недорогая традиционная юбка. Надевалась в повседневной жизни для работы. Именно по этой причине шилась из тёмной недорогой ткани, однако имела минимальные украшения в виде пышных складок сзади. Для пошива этой юбки нужно было около трёх метров ткани;
  • Запаска – повседневная юбка, в которой тоже ходили в обычной жизни. В отличие от дерги, эту юбку не надевали для выполнения тяжёлых работ по хозяйству. Эта одежда шилась из двух кусков материи. Держалась на бёдрах юбка за счёт тесёмок, которые находились по бокам;
  • Плахта – самая красивая и торжественная украинская юбка. Надевалась только на праздники или торжественные случаи. Шилась из дорогой ткани. Существовали специальные модели для зимы — шерстяная плахта. Такая юбка богато украшалась узорами и орнаментами. Каждая вещь была настоящим произведением искусства и выполнялась в единственном экземпляре.

В разных областях Украины женская одежда имела свои особенности. Особенно ярко видно различие в одежде западных украинцев.

Традиционная обувь и головные уборы украинцев

Традиционная украинская обувь, особенно у простых украинцев, отличалась от обуви русских славян. Вместо лаптей, украинцы носили кожаные ботинки, хотя во времена Киевской Руси многие славяне использовали лапти.

Так же как и на Руси, самым желанным приобретением для украинской женщины были красные сапоги с высокими голенищами. Но их цена была слишком велика, поэтому носить их могли только представители богатых и знатных родов. Именно «красные черевички» фигурировали в бессмертном произведении Гоголя. Простые люди ходили в обычных «морщунах» — это простейшая обувь, сделанная из кожи, которая регулировалась по размеру на ноге системой кожаных тесёмок. Вся украинская обувь подобного типа имеет много общего с моделями, распространёнными по всей средневековой Европе.

Про мужские головные уборы мы уже упоминали, а вот женские предназначались только для замужних украинок. Девушки открыто демонстрировали свою красоту, украшая цветами или лентами волосы. Своеобразным головным убором, символизирующим молодость и красоту, можно считать и традиционные славянские девичьи венки.

Аксессуары женского костюма

Самым знаменитым женским украшением были ожерелья. Они бывали разных типов и имели свои названия:

  • Корали – несколько ниток бус, связанных в одно ожерелье. Изготавливались из красных кораллов. В более поздние времена их стали делать из красного стекла;
  • Гривна – древнее золотое ожерелье, популярное среди высшей знати ещё в Киевской Руси;
  • Писаные пацёрки – ожерелья из стекла, расписанного вручную. Привозились из Венеции и стоили очень дорого;
  • Баламуты – ожерелья из натурального жемчуга;
  • Дукач – ожерелья из золотых дукатов и прочие модели.

Большой популярностью пользовались бисерные украшения, причём они носились как женщинами, так и мужчинами. Бисерные украшения изредка встречались в одном цвете, но чаще всего были контрастными.

Украинские женщины обязательно носили серьги, которые были весьма разнообразных форм, но самыми популярными являлись полумесяцы или бублики.

Символическое значение украинской вышиванки

Традиционная вышиванка – это типично славянский элемент одежды. Данная рубаха несёт в себе сакральный смысл. Славяне, независимо от места их проживания, считали, что символы и узоры, которые вышиты на рубашке, способны защитить своего владельца от нечистой силы. Эти поверья уходят своими корнями в языческое прошлое славянских народов.

В настоящее время, когда украинские традиции возрождаются, вышиванки считаются одним из источников силы и энергии. Главное, чтобы мастер понимал значение орнаментов и древних символов, которые он вышивает на воротнике и рукавах рубахи. Выбирая этот элемент одежды, нужно помнить, что мужская и женская вышивка значительно отличаются.

Для мужских рубах характерны строгие узоры геометрической формы. Цветовое сочетание данных орнаментов тоже должно соответствовать значению. Правильно подобранная вышивка символизирует мужественность, силу и смелость.

Женские узоры на вышиванках более тонкие и филигранные. Они часто имеют обрамления в природных мотивах. Как правило, женские узоры символизируют любовь, целомудрие, красоту и молодость.

В настоящее время украинские тенденции в моде невероятно популярны. Одежда в украинском стиле гарантирует своему владельцу уникальность и заметность на любом мероприятии.

warways.ru

Украинский национальный костюм — Википедия

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

ru.wikiyy.com

Становление украинского национального костюма

Национальная одежда украинцев очень разнообразна, колоритна, поражает многообразием форм костюма, удобными и красивыми деталями, которые удачно сочетаются между собой, образуя своеобразный комплекс одежды, характерный для каждого региона. Характерные черты национального костюма создавались веками, поэтому они отражают историю народа, демонстрируют восприятие народом красоты на разных этапах истории, умение воплотить свое эстетическое творчество в создании и украшении одежды. Для этнографов и искусствоведов украинский костюм является богатым источником сведений об украинской истории, культуре, взаимоотношениях в семье и обществе, умении выразить любовь к прекрасному в оригинальных техниках и приемах, используемых для декорирования предметов народного костюма.

Одежда украинцев, как и всех других народов, предназначалась не только для тепла и удобства в повседневных делах. Большое значение одежда имеет в совершении культовых и религиозных обрядов, связанных со значительными событиями в жизни народа, семьи и каждого отдельного человека. Богатая, насыщенная событиями история украинского народа, характер украинцев, отразились в особенностях одежды, которая занимает заметное место в мировой этнической культуре.

В элементах украинского костюма прослеживается влияние других народов, которые в течение истории в разной степени взаимодействовали с украинцами. Традиционный костюм основан на одежде славян, проживавших на территории Украины, особенно во времена процветания Киевской Руси. Костюм украинцев представлял собой гармоничный комплекс предметов одежды, в основной состав которого входили нательные, поясничные, нагрудные и верхние одежды. Дополняли убранство головные уборы, обувь, пояса и разнообразные съемные украшения. Каждый предмет имел определенное предназначение, только ему присущий способ ношения, а также возможность объединения в комплекс с другими предметами. Детали одежды изготавливались из соответствующих материалов традиционных расцветок, по-своему украшались.

Основу любого мужского и женского украинского костюма представляет нательная сорочка из домотканого полотна. Мужчины носили недлинные сорочки туникоподобной формы, с длинным рукавом и глухо закрытой горловиной. Женщины шили себе длинные сорочки с большим, чем у мужчин, разнообразием покроя. Сорочка могла быть туникоподобной, с цельнокроеными рукавами или с плечевыми вставками. Поясной одеждой мужчин были штаны разного кроя, от шаровар до ногавиц (гачей), которые шили из домашнего сукна темного или светлого цвета. Женская поясная (набедренная) одежда почти не шилась, а изготавливалась из одного или двух-трех полотен ткани, которые по-особому обматывались вокруг бедер и закреплялись поясом. Ткань для этого бралась домотканая однотонная или с узорами. В разных регионах женская поясная одежда значительно отличалась формой, материалом, расцветкой и орнаментами.

Женщины Среднего Приднепровья в обычные дни надевали две запаски – достаточно узкие куски ткани черного или синего цвета с завязками, чтобы крепиться на талии. Для праздников у них имелась плахта из нарядной ткани с разноцветным орнаментом в клеточку, а спереди надевалась красиво вышитая запаска – попередница. На Подолье носили дергу – широкое домотканое шерстяное полотно, которое оборачивалось несколько раз вокруг бедер. Нередко ткань дерги украшалась полосами из разноцветных орнаментов. В Карпатах и Приднестровье носили две запаски из домашнего полотна с красивыми вытканными орнаментами, а также широкие обертки вокруг бедер, оформленные с присущим своей местности колоритом.

В более позднее время в Украине появились и распространились шитые формы поясной одежды. Наиболее распространенными были андарак и летник. Андарак – это юбка в крупную складку, которую шили преимущественно из красной однотонной ткани, с тканым широким орнаментом по низу. Летник тоже часто был из красной ткани, но с вертикальными разноцветными полосами. На Львовщине носили юбку шорц из шерстяного полотна – на белом фоне располагались частые цветные вертикальные полосы. Низ юбки оформляли декоративным цветным шнуром. Часто украинки носили юбки из домашнего полотна с набивным рисунком, которые называли малеванками, дымками, друкованицами.

Юбки отличались в разных местностях кроем, тканями, оригинальными узорами и цветовой гаммой. Неповторимые, характерные для каждой определенной местности орнаменты мастерицы ткали, вышивали, набивали, наносили с помощью аппликации, шнура, декоративного шва и других способов, свойственных данному региону.

Головные уборы были очень важным предметом одежды, который не только украшал женщину, но и указывал на ее семейное положение. Девушки до замужества носили обруч или перевязку, которые оставляли открытыми косы. В качестве праздничного головного убора использовался плетеный из цветов веночек, украшенный разноцветными лентами. Особенно красивым делали венок на первый день свадьбы, а на второй день молодая жена надевала очипок – головной убор, плотно прилегающий к голове и скрывающий волосы. Его форма зависела от традиций конкретной местности.

Очипок женщина носила постоянно, снимая только на ночь, а если выходила из дома, особенно в церковь, то обязательно повязывала сверху намитку – легкую полосу ткани, по форме похожую на длинное полотенце. Длина намитки достигала нескольких метров, она зависела от способа, которым завязывали намитку в данной местности. Ткани для намитки также были различными в разных регионах. В западных регионах намитки изготавливались из тонкого, но плотного полотна, а в центральных и восточных ткали специальную тонкую льняную или конопляную ткань, напоминающую вуаль.

Обувью для крестьян в основном служили лапти – плетеные или сшитые из кожи. Зажиточные люди могли носить кожаные сапоги или ботинки. В праздники надевали нарядные «бархатцы» – ботинки из сафьяновой кожи, обычно двух цветов.

Верхняя крестьянская одежда также отличалась в разных областях по покрою и декорированию. Хотя материалом для нее служило почти везде домашнее сукно из валяной шерсти. Крой мог быть приталенный или прямой, в зависимости от назначения изделия. Прямой крой имели плащи-накидки – манта, гугля, чуга. Особенно распространена была в Украине свита из сукна. Эта одежда имела большое региональное разнообразие фасонов, цвета, декора. Покрой был приталенный, отрезной по талии, с вставками-клиньями по бокам или от талии к низу свиты. Из фабричного сукна шили жупан – эту одежду могли носить только богатые крестьяне.

В морозную зимнюю погоду крестьяне надевали теплый кожух из овечьей шкуры, не покрывая его никакой тканью. Его покрой также имел свои отличия в разных регионах.

Городская одежда также имела свои особенности и постепенно развивалась и видоизменялась. В городе активно развивались ремесла, специализируясь на отдельных видах производства, в том числе и ткачество, которое могло выпускать ткани лучшего качества, чем домашние. Благодаря мануфактурам городская одежда становилась более унифицированной, менялись технологии шитья, состав комплекса одежды.

Купцы привозили в города много тканей из разных стран: атлас, тафту, китайку, бязь, киндяк, миткаль, кумач и многие другие. Восточные купцы везли шелк и хлопчатобумажные ткани. Местные мануфактуры поставляли на рынок качественные ткани из шерсти, льна, шелка. Развивалось и производство красителей, которые позволяли красить ткани в необычные для домашнего ткачества цвета, такие как серый, лазурный, гвоздичный и тому подобные.

По городской одежде, также как и по сельской, определялся социальный статус людей. Простые люди – обслуга, мелкие торговцы, ремесленники — в основном состояли из бывших селян, поэтому и одежда их мало отличалась от сельской.

Зажиточные горожане одевались более богато и нарядно. Женщины носили сорочки не полотняные, а шелковые, с широким вырезом. Сверху надевали приталенный лиф с зауженными рукавами. Юбка, как и лиф, шилась из парчи, атласа, штофного шелка и других дорогих тканей.

Из головных уборов были очень популярны овальные шапочки из красивых качественных тканей – бархата, парчи, шелка. Верхняя одежда зажиточных горожанок была разнообразной. Они носили жупаны, кунтуши, каптаны свитки. Обувались горожанки в сапоги или ботиночки из кожи – телячьей, конской, юфти. Наиболее богатые позволяли себе сапожки из турецкого или персидского сафьяна, роскошно вышитые золотыми нитями. Сапожки были красивых расцветок — желтые, красные, зеленые, лазурные, белые, голубые и бежевые.

Мужчины в городах носили в качестве верхней одежды в основном жупан из сукна, поверх которого повязывали красивый широкий пояс. Пояс был гордостью владельца, демонстрировал его достаток. В паре с жупаном носили кунтуш, который имел длинные рукава или прорези. Иногда кунтуш подшивали мехом для красоты и тепла.

Повседневная мужская одежда горожан среднего достатка шилась из заграничного сукна или зуфа, а праздничная из различных шелковых тканей, таких как атлас, бархат, тафта, камка и другие. Богатые люди могли носить и в будни красивую шелковую одежду.

В те времена было принято носить одежду из яркой цветной материи. Темную или черную одежду носили только в знак траура или смирения. Яркие цвета были символами власти, богатства, они вызывали почтение, уважение. Для проявления своего могущества знать всегда появлялась перед народом в ярких, цветных, богато расшитых одеждах. Военные начальники также надевали красивую цветную форму в торжественных и значительных случаях.

Среди множества разных цветов в одежде наиболее популярным был красный, имевший большое количество красивых оттенков. Его использовали в одежде не только светские, но и духовные особы, которые носили красные рясы на торжествах. Очень часто использовались такие цвета, как лазурный, вишневый, зеленый. Не менее роскошными считались ярко-желтый, лимонный, кирпичный, песочный, сливовый, дымчатый и другие цвета.

Дорогие шелковые ткани включали в себя, кроме шелковых, также золотые и серебряные нити. Из этих нитей составлялись многочисленные сложные узоры: круги, чешуя, листья, травы, реки, змейки, птицы и другие образы. Одежду из золотой ткани должны были надевать особо знатные люди для торжественных приемов и встречи важных иностранных послов.

Наиболее ценными элементами мужского нарядного костюма были нашивки, кружева, манжеты и пуговицы. Нашивки изготавливали из материала, контрастно выделяющегося цветом на фоне основной ткани костюма. Цвет завязок с кистями (ворворками) совпадал с цветом нашивок. Манжеты, как и нашивки, богато расшивали драгоценными камнями, жемчугом, золотыми пуговицами. Кружева были очень разнообразны и красивы. Предметом гордости и демонстрации роскоши были жемчужные пуговицы, состоящие из нескольких мелких, а иногда и из одной крупной жемчужины. Люди из бедных сословий, конечно, не могли себе позволить такое убранство, но с успехом заменяли драгоценности красивыми самобытными украшениями из шелка и цветных ниток.

Обязательной составляющей мужского костюма были пояса. Самой простой была опояска, повязываемая поверх рубашки. Главной же красотой костюма и гордостью хозяина был кушак – широкий длинный мягкий пояс, который несколько раз обматывался вокруг талии и завязывался или застегивался особым образом. Люди бедные и среднего сословия носили пояса из недорогих тканей, украшенные в соответствии с достатком. Богатые покупали пояса из дорогих, роскошных тканей с многочисленными драгоценными украшениями. Самыми популярными украшениями кушаков были плащи – серебряные или золотые бляхи круглой, квадратной, многоугольной или другой формы. На плащах вырезали узоры или сюжетные картинки в виде всадников, зверей, птиц и так далее. Такие пояса не завязывались, а застегивались на специально пришитые крючки.

Мужские рубахи или сорочки были короткими, простого свободного кроя. Их заправляли в штаны или опускали поверх штанов, опоясываясь узким пояском «опояской». Мужские рубашки вышивали по краям рукавов и подола или обшивали красивой тесьмой, украшенной шелковыми, золотыми и серебряными узорами. На рубашках из полотна делали цветные вставки под мышками из другой материи. Богатые носили пошевные рубашки, на которых были расшиты грудь и рукава. Большое значение в украшении рубашки имел красиво расшитый ворот, называемый «ожерелье». Это было отдельное изделие, которое пристегивалось к сорочке пуговицами или запонками.

За всю историю до утверждения гетманщины украинский народ создавал основы своей национальной одежды. В период казачества стали проявляться особенные, национальные черты костюма, ставшие впоследствии определяющими, характерными для всего украинского народа.

Одежда запорожских казаков отличалась большим разнообразием. Очень простая и удобная повседневная одежда в праздники заменялась весьма нарядными и даже роскошными одеяниями, состоящими в основном из добытых в походах трофеев.

Путешественники и писатели разных стран, непосредственно общавшиеся с казаками, описывали необычайное разнообразие и красоту одежд, которые носили казаки. Среди прочих предметов одежды упоминаются татарские мантия и кобеняк. В повседневной одежде казаки предпочитали полотняные сорочки, удобные шаровары, суконные кафтаны и шапки. В восемнадцатом веке польские писатели, описывая запорожских казаков, отмечали их своеобразную одежду. Шаровары были очень широкие, украшенные золотым галуном. В качестве верхней одежды использовались полукунтуши с откидными рукавами, белые жупаны, крытые шелком. Казаки подпоясывались широкими шелковыми поясами с золотыми кистями. Среди головных уборов описываются высокие шапки с верхом из красного шелка, с кистью на конце, и широким серым барашковым окольником.

Среди прочих описаний одежды запорожских казаков можно отметить частое использование суконных или шелковых кафтанов разной расцветки, или черкесок, напоминающих жупан, разных ярких цветов. Широкие шаровары и шелковые кушаки присутствуют во всех описаниях. Головные уборы дополняют кабардинки – шапки из выдры. Из обуви отмечаются сафьяновые сапоги.

Поражала красотой праздничная и парадная одежда казаков из шелка и сукна. Штофную шелковую ткань с богатыми узорами казаки называли шалевой. Сукно было польское, английское и восточное – кармазин и бархат.

Отличались оригинальностью и самобытностью также прически казаков. Интересное описание составил запорожец Иван Розсолода, в котором он подробно рассказывает о том, что казаки головы брили, оставляя длинную чуприну. Чуприна была столь длинна, что казак мог ее обмотать вокруг уха несколько раз, а особенно длинную от левого уха протянет через затылок к правому, и намотает на правое ухо, оставив конец свисать до плеча. Особые щеголи на ночь накручивали конец чуприны на ленту, а утром расплетали и получали закрученную кудрявую чуприну. Бороды не отращивали, их сбривали. Зато отращивали очень длинные усы, которые, подобно чуприне, забрасывали за уши, с которых они свисали почти до плеч. Только намотав чуприну и расчесав усы, казак утром надевает одежду.

Сохранилось много документов, которые показывают присутствие в гардеробе казаков множества разнообразных предметов одежды, в том числе заимствованных от других народов. Это широкие киреи из сукна, и короткие кожаные куртки – шкирянки, и даже длинные платки, повязанные на талии поверх шаровар. Шапки тоже отличаются разнообразием – от низких плоских до высоких островерхих, с шелковым или суконным верхом, с околышем из овчины.

Несмотря на множество деталей, заимствованных от иностранных культур, одежда запорожцев основывалась на своих этнических традициях. Благодаря этому сложился самобытный украинский национальный костюм.

Состав и особенности одежды зависели от разных причин: сезона, погоды, обрядов, бытовой ситуации, социального положения. Для больших торжеств надевали полный комплекс одежды, по которому ясно просматривался материальный и семейный статус человека, его национальная и региональная принадлежность. В украинском костюме отразилась национальная культура и духовность народа, в нем заложены исторические знания и ценности.

Начиная с XIX века большинство украинцев стали носить городскую одежду, постепенно забывая родные традиции. Однако сохранилось много документов и образцов старинной украинской одежды, которые могут много рассказать об истории и самобытной культуре украинского народа. Благодаря людям, сохранившим память о национальном костюме, в наши дни возрождается интерес к национальной одежде, а вместе с ней и ко всей украинской истории.

В ЭТНОХАТЕ вы сможете купить вышиванки, Киев – курьерская доставка, Украина – Новая почта. В нашем ассортименте множество товаров на любой вкус!

etnoxata.com.ua

Украинский народный костюм — Национальный костюм

Набор открыток «Украинский народный костюм» был выпущен издательством «Державне видавництво образотворчого мистецтва і музичної літератури УССР» г. Киев в 1959 году.


девичий украинский костюм, Буковина. Дивочий одяг.


девичий украинский костюм, Черниговщина


мужской украинский костюм, Гуцульщина


женский украинский костюм, Гуцульщина


женский украинский костюм, Харьковщина


раздничный девичий костюм, Карпаты


мужской украинский костюм, Киевщина


девичий украинский костюм, Киевщина


женский украинский костюм, Львовская область


мужской украинский костюм, Подолье


мужской костюм, Подолье


девичий украинский костюм, Подолье


мужской костюм, Полтавщина


праздничный девичий костюм, Полтавщина


девичий костюм, Полтавщина


женский костюм, Полтавщина


женский украинский костюм, Волынь

источник — http://russianpostcards.ru/nabor-otkrtok-sssr-2/ukrainskiy-narodny-kostyum.html

n-costume.livejournal.com

Украинский национальный костюм — Википедия

. Девушка-украинка. Вторая половина XIX века.

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим раз­нообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатст­во отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм[ | ]

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм[ | ]

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной

encyclopaedia.bid

Украинский национальный костюм — википедия фото

Н. Е. Рачков. Девушка-украинка. Вторая половина XIX века.

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

org-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *