боевое, ушу для детей, стили, традиционное, спортивное
Многие люди знают о монастыре Шаолинь в Китае, о нём снимали фильмы и писали в книгах, газетах.
Всем известно, что монахи этого монастыря обладали необычным боевым искусством.
Так вот, родиной боевого искусства ушу является китайская провинция Хэнань. А именно зарождение произошло в известном монастыре Шаолинь.
Что это такое
Ушу это в переводе с китайского означает – «остановить агрессию или боевое искусство», на Западе называют кунг фу (kung fu). Человека, владеющего приемами ушу называют ушуист.
Создателем этого уникального восточного единоборства был бывший патриарх Бодхидхарма в середине 6 века нашей эры, так же он был создателем и вложил основы в секту чэнь, в Японии называют дзэн.
Когда Бодхидхарма пришёл в монастырь Шаолинь, он начал рассказывать о новом учении.
И тут он увидел на 1-х занятиях, что многие ученики слабые телом и духом, то есть засыпают во время занятий.
И вот он решил создать физическую и психологическую подготовку специальных упражнений под названием «18 движений рук архатов» (архат – это сверхчеловек или полубог, переводится с санскрит – достойный).
В этих 18 простых комбинациях вначале вставали в защиту, потом наносился удар, в итоге потом стало очень много комбинаций, около нескольких тысяч.
Ещё до создания ушу во 2-м – 3-м веке, знаменитый медик по имени Хуа-то разработал лечебную гимнастику – Игры пяти зверей, в которую входили медведь, птица, тигр, обезьяна, олень, то есть подражание этим животным.
Но она также использовалась не только в лечебных целях, но и в боевых. Когда он умер, он оставил после себя огромное и научное наследие.
Эта гимнастика существует и на данный момент, её вы можете посмотреть в этом видео:
Стили
В скором времени и монахи Шаолиня стали разрабатывать стили животных и насекомых, подражать стихиям воды, ветра, огня и воздуха.
Сейчас стилей ушу насчитывают несколько тысяч. Например, названия известных стилей ушу – самый знаменитый это Тайцзицюань (кулак Великого Предела), в него входят медленные и пластичные движения, которые завораживают своей красотой, красота этих движений не только внешняя, но и внутренняя, то есть человек чувствует в себе всю красоту в своём теле.
Ещё существует стиль ушу Танланцюань или стиль Богомола созданный мастером Ван Ланом из провинции Шаньдун.
В Танланцюань входят быстрые движения, гибкость, захваты.
Используя его, вы познаете всю красоту, а чтобы познать, нужно желание и сила воли, тогда вы достигните высот само совершенства.
Сейчас боевое искусство ушу существует практически везде, кто-то его использует в боевых, а кто то и в лечебных целях. Ушу — это и своеобразная гимнастика. Так же выделяют спортивное ушу саньда — свободный контактный поединок.
Вы можете начать им заниматься, если хотите поближе узнать его, вот название книги – автор И-Шен – «Гимнастика ушу начинаем с нуля». Читайте, пользуйтесь и будьте здоровы!
Смотрите видео, в котором рассказывается о боевом искусстве ушу:
samsebevoin.ru
Основные термины ушу — Портал о спортивном и традиционном ушу
Основные термины ушуБу-фа — стойки | Шоуфа — техника рук | Туйфа — техника ног | Юэтяо — техника прыжков |
1. Бинбу — ст. ноги вместе 2. Мабу — ст. всадника 3. Баньмабу — мабу с поворотом ноги 4. Лунбу — ст. дракона 5. Гунбу — ст. лука 6. Хубу — ст. тигра 7. Сюйбу — пустая стойка 8. Себу — скрученная стойка 9. Хэбу — ст. журавля 10. Пубу — ст. пятка в сторону 11. У-бу — боевая, универсальная стойка 12. Цзопань — поза «по-турецки» (медитация) |
1. Чунцюань — прямой удар кулаком 2. Чжан — ладонь 3. Гоу — крюк 5. Хучжао — лапа тигра 6. Лунчжао — лапа дракона 7. Чжоу — удар локтем вперед 8. Шэншоу — махи руками |
1. Тинтуй — прямой удар ногой 2. Дэнтуй — удар пяткой Чян фангун — кувырок вперед Хау фангун — кувырок назад 3. Цэчаньтуй — боковой удар 4. Цэчуайтуй — круговой удар 5. Гоутуй — подсечка 6. Удар сверху — 7. Чжентитуй — прямой мах ногой 8. Кэтитуй — диагональный мах 9. Сэтитуй — боковой мах 10.Вайбайтуй — круговой мах наружу 11. Дихэтуй — круговой мах во внутрь 12. Хойтитуй — задний мах ногой 13. Шэнтуй — махи ногами |
1. Тэнкунфэйтуй — прямой прыжок 2. Вайбайлинь — раскрывающийся лотос 3. Сюаньфэйтуй — удар вихрь |
Термины, обозначающие части тела
|
Термины, обозначающие движения
|
Общие термины
|
Названия групп движений
|
1. Ие
2. Эр
3. Сан
4. Си
5. Вуу
6. Льию
7. Тьси
8. Баа
9. Цзёу
10 Шы
11 Шы ие
20 Эр шы
30 Сан шээ
Приветствие
Нихао — здравствуйте
Тзайтьен — до свидания
Сие-сие — спасибо
Бусиеле — пожалуйста
Дуйбуци — извините
Основные команды
Тзося — сесть
Джан чи лай — встать
Куйся — на коленях
Фу сун тхяо — отжиматься
Сянчан и пу — шаг вперед
Ванхоу и пу — шаг назад
Шуонта — парная работа
Йу — вправо
Тзо — влево
Чян фангун — кувырок вперед
Хау фангун — кувырок назад
Стили и направления — Северного ушу
То, что принято считать стилями Северного ушу
Туй фа. Техника ног.
Техника ног танлан цюань включает практически весь арсенал северных стилей ушу, но имеет свои особенности, обусловленные спецификой стиля. В первую очередь это низкие атаки ног противника, различные зацепы, короткие подсечки и стреноживания ног противника, постоянно вкрапляемые в атаки руками. Подобные приемы атаки ног противника во многом аналогичны технике стиля чо цзяо — пронзающие стопы.
Характерным приемом танлан цюань является “би мэнь цзяо” — ступня, закрывающая ворота. Это либо короткой удар ребром стопы передней ноги в живот противника — цэ чуай или чань туй, либо точечный удар носком ноги в пах или в подмышку передней руки противника, наносимый в вертикальной или горизонтальной плоскости — тань туй или хэн дянь туй. В плотном ближнем бою удар, нанесенный передней ногой с отклонением тела назад, вне досягаемости рук противника, позволяет “закрыть ворота”, другими словами уйти в глухую защиту, так как удар обычно сочетается с отпрыгиванием назад и разрывом дистанции, на которой возможен удар рукой.
Главной проблемой связывания атак рук и ног в танлан цюань является проблема дистанции, немногие удары ногами можно применить на дистанции ударов руками, которые превалируют в танлан цюань. Поэтому, основным критерием техники ног в танлан цюань является возможность сочетания её с техникой рук. Наносить короткие и быстрые удары ногами на короткой дистанции возможно только при хорошо проработанных тазобедренных суставах, крепких коленях и мощных голеностопных суставах, привыкших к рваным динамическим нагрузкам.
В этой связи опять уместно вспомнить стиль “чо цзяо” — пронзающие ноги, теория и техника которого оказала решающее влияния на приемы ног в северных стилях ушу.
Большинство ударов ногами в танлан цюань подходят под категорию приемов, называемых в чо цзяо “ань туй” — скрытые удары ногами, наносимые коротко, невысоко и по кратчайшим траекториям хлесткими, щелкающими движениями, а не мощными махами, привычными для северных стилей ушу.
Прыжковые удары ногами в танлан цюань немногочисленны и малоприменимы. В основном удары ногами наносятся в невысоком прыжке вперед, в частности широко используются прыжковые удары коленями.
Любопытной деталью является частое сравнение ударов ногами с действиями лопаты, серпа, багра, мотыги и пики. Как правило низкие зацепы ступней назывались нога — серп или нога — багор ( лянь туй или гоу лянь туй), низкие удары по ногам противника ступня — мотыга ( чу цзяо), удары ребром ступни нога — лопата ( чань туй), колющие удары носком ступня — пика ( цян цзяо).
Удары ногами.
Удары ногами на нижнем уровне. Ся пань туй фа.
Гоу ти — крюкообразный пинок.
Один из самых распространенных ударов ногой в танлан цюань. Этот удар подразумевается практически в каждом шаге в стойку гоу бу. Применяется как удар носком в голень противника и наносимый по диагонали как подсечка голеностопа. Эффективность удара зависит, в первую очередь, от двух факторов: правильного использования шага, которое позволяет подключить к удару инерцию перемещающегося тела, и прочной, устойчивой позиции.
Устойчивость позиции будет возникать при плотном контакте опорной ноги с землей и смыкания при ударе бедер. Существует традиционное определение: “бедра идут впритирку, как лезвия ножниц”.
Гуа туй — подвешивание ногой.
От обыкновенной задней подножки прием отличается направлением усилия, нога стремится вклиниться вдоль ноги противника, поднимая противника на бедро. Правильный вход позволяет использовать в подвешивании силу опорной ноги, отрывая противника от земли коротким толчком. Это движение обычно продолжает подсечку — гоу туй, гоу гуа лянь хуань — подсекание и подвешивание непрерывны, цзо гоу ю гуа — влево подсечь, вправо подвесить.
Другим не менее распространенным вариантом гуа туй является короткий зацеп пяткой к себе, применяемый, в основном, как защита от удара ногой. Лань цзяо — преграждающая стопа.
Удар наносится вперед внутренним ребром стопы. Как видно из названия, удар применяется для того, чтобы застопорить ногу противника толчковым движением. Выброс усилия толчковым движением определяет этот удар в категорию дэн туй — толчковые удары ногами. Этот удар сравнивают с ударом мотыги в землю.
Ся чань цзяо — низкий удар ступня — лопата.
Удар наносится ребром ступни сверху в колено, голень или голеностоп противника. Движение напоминает вонзание лопаты в землю. Удар часто применяют после атаки коленом в локоть захваченной руки противника или после подбивания вверх коленом атакующей ноги противника.
Тоу чуай — ворующий пинок.
Поза удара представляет собой позицию заднескрестного шага — ча бу с приподнятой ногой. Удар наносится скрытным, “ворующим” движением в ноги противника подошвой. Отдергивание ноги подразумевает зацеп ступней ноги противника.
Цай цзяо — топчущая стопа.
Таким ударом является всякое жесткое опускание ноги при шаге, припечатывающее стопу противника к земле ударом по подъему его стопы. Этот удар не дает противнику отступить назад, разорвать дистанцию при атаке руками.
Бань цзяо — стреноживание стопой.
При стреноживании стопа ставится позади передней ноги противника, загибая носок за его пяткой, голень к голени. Это движение, вынуждает противника терять равновесие, если он пытается подтянуть к себе переднюю ногу или изменить позу, избегая атаки руками.
Низкие удары ногой напрямую связаны с техникой шага и из нее вытекают. Правильный шаг в гоу бу содержит в себе гоу ти, перекрестный шаг гай бу содержит лан цзяо, шаг в ча бу — тоу чуай, шаг в пу бу — чань цзяо. Если противник не отошел — опускаешь ногу стреноживая, если пытается отойти — останавливаешь топтанием.
Низкие удары ногами, применяемые как защита от ударов ног противника, также подпадают под деление лань цзе. Встречный удар внутренним ребром стопы является преграждением — лань, удар наружным ребром стопы, более длинный и мощный, является отсеканием — цзе. Уводы бьющей ноги противника зацепами стопы являются подвешиванием — гуа.
Правильное сочетание движений рук, ног и шага позволяет использовать в бою сразу три конечности. Как говорят: “у ворот только две створки, один из трех ударов противник обязательно пропустит”.
Чжун пань туй фа. Удары ногами на среднем уровне.
Тань туй. Упругий удар ногой.
Удар наносится снизу подъемом стопы в пах хлестким разгибанием колена. В зависимости от ситуации опорная нога либо распрямляется, усиливая удар, либо сгибается, чтобы удар наносился подсаживаясь под руки противника.
Основная форма удара требует, чтобы нога была параллельно земле, но часто используются две производные от основной формы удара: чуань синь цзяо — стопа, пронзающая сердце, удар, наносимый в грудь противника, и хэн тань туй — поперечный удар тань туй, наносимый подъемом стопы по горизонтали в корпус противника.
Дянь туй. Точечный удар стопой.
В этом ударе усилие выбрасывается колющим движением носка. Такая форма удара требует не столько жесткого разгибания ноги, сколько вытягивания ноги мягким движением, подавая таз в сторону удара. Удар наносится как в вертикальной плоскости, так и в горизонтальной — хэн дянь туй. Усилие прилагается коротко, не нужно стремится проткнуть противника насквозь, это приводит к излишней жесткости в ноге и невозможности пропустить усилие в стопу.
Дэн туй. Толчковый удар ногой.
Удар наносится толчком пятки вперед. Очень важно сохранять вертикальное положение тела и устойчивую позицию опорной ноги, иначе удар превратится в отталкивание от противника. Равновесие и устойчивость, и как следствие эффективность, определяются правильным положением тазобедренных суставов. В данном случае необходимо втягивать сустав бьющей ноги назад, в положение цзо гу — просаженный таз, как будто вы сидите на стуле. Такая позиция сустава позволяет прочно связать бьющую ногу с телом, иначе неизбежно разворачивание опорной ноги наружу, выдвижение таза вперед и нарушение связей в структуре удара и выбросе усилия. Если в ударе тань туй отдача прижимает к земле, то в толчковом ударе отдача идет назад, и если положение таза не позволяет скомпенсировать отдачу, неизбежна потеря равновесия и низкая эффективность удара. Положение просаженного тазобедренного сустава развивается практикой базового упражнения я туй — продавливание ног, являющегося основой тренировки ног в любом стиле ушу.
Чань туй. Нога — заступ.
Удар наносится наружным ребром стопы. Если удар наносится всей подошвой, его относят к категории чуай туй — лягание ногой. От толчкового удара удар чань туй отличает прежде всего вклинивание ноги в противника проворотом тазобедренных суставов, по сути винтообразным движением вперед, что удлиняет удар и делает его очень мощным. Однако только просаженный таз — цзо гу позволяет выносить ногу в удар быстро и сгруппировано, иначе удар будет слишком заметен из-за траты времени на поворот и поднимание колена. При ударе нельзя сильно наклонять тело при вращении, это позволяется в точечный ударах — дянь туй из-за короткого приложения усилия, в ударах чуай туй излишний наклон вызывает только потерю равновесия и времени.
Цэ гуа туй. Боковое подвешивание ногой
Удар наносится пяткой в горизонтальной плоскости, сгибая колено и отдергивая пятку к ягодице. По сути, любое отдергивание стопы после ударов ногой, при которых тело повернуто боком к противнику, таких как чань туй или хэн дянь туй, содержит в себе удар пяткой в корпус противника, “хэн чуай цан гуа — в поперечных ударах спрятано подвешивание”. Движение используется и как уведение бьющей ноги противника в сторону, либо зацепом голени, либо подбиванием колена вверх.
Часто в ближнем бою применяют удары коленями :
гуай чжуан — придавить коленом, чжэн чжуан — прямой удар коленом,
цэ чжуан — боковой удар коленом, фэй чжуан — удар коленом в прыжке.
Направления стиля чо цзяо.
Дунбэйское (северо — восточное) направление.
Дуань ши дуань ти — короткие пинки семьи Дуань — ветвь у.
Ху ши чо цзяо — пронзающие ступни семьи Ху — ветвь вэнь.
Комплексы направления у называются цзю чжуань лянь хуань юань ян цзяо — девять поворотов непрерывных [ударов] ног утки — мандариновки:
Цай цзы лянь хуань юань ян цзяо — непрерывные топчущие [удары ногами],
Фэн хуан чжань чи юань ян цзяо — феникс раскрывает крылья,
Ин фэн хуа ши юань ян цзяо — изменение поз на встречном ветру,
Ли мао пу шу юань ян цзяо — кошка бросается на крысу,
Бай шэ ту синь юань ян цзяо — плевок белой змеи,
Фань бэй пи цза юань ян цзяо — рубящие и дробящие удары, переворачивая кулак,
Ба гуа лянь хуань юань ян цзяо — непрерывные удары восьми триграмм,
Цзю юнь син ши юань ян цзяо — девять перемещений.
Комплексы направления вэнь включают:
Сань ши эр ши — тридцать две позы,
эр ши сы ши — двадцать четыре позы,
эр ба туй — дважды восемь ног,
эр ба цюань — дважды восемь кулаков,
ши эр лянь цюань — двенадцать непрерывных ударов,
ши ба лань цюань — восемнадцать преграждающих кулаков,
янь син цюань — кулак перемещений ласточки,
жуань сы тан цзы — четыре мягкие дорожки,
хун цюань — кулак Хуна.
Пекинское направление.
Чо цзяо фань цзы.
Цзю тан чо цзяо — девять дорожек пронзающих ног,
ши ба тан янь цин фань цзы — восемнадцать дорожек вращающегося кулака Янь Цина,
первые восемь называются ба да кай — восемь больших раскрытий или ба да фэн — восемь больших ветров,
остальные десять называются тао лун — драконьи ленты (так называется позиция в китайском домино, и название подразумевает, что приемы связаны друг с другом плотно и правильно, как разложенные в “ленту” костяшки домино), да фань цзы — большие перевороты, сяо фань цзы — малые перевороты, цунь фань цзы — вершковые перевороты, мэй хуа ло ди — цветы мэйхуа опадают на землю, цзуй ба сянь — восемь пьяных небожителей, ши ба тан као нянь лянь — восемнадцать дорожек непрерывных прилипаний и опираний.
Хэбэйское направление.
Цзю тан юань ян цзяо — девять дорожек ног утки — мандариновки, называемые цзю чжи цзы — девять ветвей ног.
Два комплекса се хуань бу, ляньхуань цюань — непрерывные удары кулаками,
ляньхуань туй — непрерывные удары ногами,
жао ма туй — опутывающие ноги,
ши ба ти — восемнадцать пинков,
ши ба дянь — восемнадцать точечных ударов ногами,
ча дянь — втыкающийся точечный удар,
ли ши цюань — кулак силача ( ли ши — силач, название императорского телохранителя).
Чо цзяо — пронзающие ноги.
Чо цзяо — пронзающие ноги, или дословно “протыкающие ступни”, стиль на севере Китая широко известный, но малораспространенный. Очевидная проблема традиционных стилей — серьезные требования к культуре тела, но незрелищные тренировочные комплексы — таолу, которые иллюстрируют технику стиля. В целом, это проблема большинства традиционных стилей ушу, ориентированных на применение, а не на демонстрацию.
Чо цзяо традиционно делится на три доминирующих направления:
Хэбэйская школа (провинция Хэбэй), дунбэйская школа (северо-восточная) и пекинское направление. Пекинское направление называют чо цзяо фань цзы — пронзающие ноги, вращающийся кулак. Шаолиньский стиль чо цзяо сохранился, скорее всего, только в архивных документах монастыря и внешне совершенно не похож на технику существующих направлений. Неудивительно, если и эти документы окажутся очередной мистификацией “преподобного” Дэ Цяня.
Традиционно чо цзяо связан с фань цзы цюань, как, например, пигуа цюань с тунби цюань, но, несмотря на очевидную связь в технике, два стиля слились именно в рамках столичной, пекинской школы. Но эта очевидность заметна при рассмотрении чо цзяо в современном виде, а не в виде старой техники, созданной во времена династии Сун, приписываемой герою романа “Речные заводи” У Суну, якобы, но возможно, стоящего у истоков стиля. Помимо У Суна, создание стиля приписывают даже Юэ Фэю. Чо цзяо было достоянием учителей, ведущих свою родословную от тайпинов, разбойников и мятежников, восстание которых сыграло заметную роль в истории Китая. Одни из первых упоминаний о стиле связанны именно с тайпинами, которые практиковали чо цзяо и фань цзы цюань как армейскую систему обучения. Когда восстание было подавлено, тайпины рассеялись, дав начало новым школам. Со временем чо цзяо и фань цзы цюань прижились в среде профессиональных охранников — бяо. Бяо по сути военное сословие, не состоящее на службе правительства. Уместно вспомнить, что и У Сун, и не менее легендарный Лу Чжи Шэнь были военными, пока обстоятельства не поставили их в оппозицию закону. В описании приемов, которые они применяли в бою, в полном, аутентичном тексте “Речных заводей” ясно указываются приемы ног из чо цзяо — шаг нефритового кольца, пинок утки — мандариновки у У Суна и фань дянь — точечный удар ногой с переворотом (изменением направления) у Лу Чжи Шэня.
Чо один из немногих стилей, разделяющих технику на “у”- военную, жесткую, боевую, и “вэнь”- мягкую, гражданскую или, если можно так сказать, эстетскую.
Разделение техники в терминах можно объяснять долго и красочно, но тот, кто видел, никогда не спутает. Говоря традиционными определениями: направление у — лаконичное, жесткое, агрессивное, с превалированием высоких ударов ногами и простых комбинаций, направление вэнь — мягкое, с разнообразной техникой ног (в первую очередь низких ударов ногами) и рук (апеллирующих к фань цзы цюань), мягкость, относительная мягкость, обусловлена ориентацией на проработку вариантов техники, а не кодификации принципов стиля.
Чо цзяо — сугубо китайская манера работы ног, не имеющая аналогов в других странах, как багуа чжан — ладонь восьми триграмм, относительно техники рук. Считать, например, айкидо японским аналогом багуа чжан — следствие, мягко говоря, не информированности и поверхностности восприятия техники стиля. То же верно и относительно чо цзяо.
Чо цзяо, как любой высокоорганизованный стиль ушу, давно ассимилирован различными известными направлениями. Только для европейцев, интересующихся ушу, будет новостью, что существует: чо цзяо фань цзы — пронзающие ноги, вращающийся кулак, багуа чо цзяо — пронзающие ноги восьми триграмм, син и чо цзяо — пронзающие ноги пяти первоэлементов, тань туй чо цзяо — пронзающие ступни и упругие ноги, ди гун чо цзяо — пронзающие ноги в технике работы лежа на земле. Связь очевидна — син и цюань, багуа чжан, тань туй, дитан цюань, фань цзы цюань. Уместно упомянуть ма ши тун би цюань — тун бэй цюань семьи Ма, возникший на стыке тун би цюань, ба цзы цюань, фань цзы цюань, пигуа цюань и чо цзяо.
Связь с фань цзы цюань — вращающимся, переворачивающимся кулаком, обусловлена в первую очередь сходством глубинных принципов — принципов работы тела (шэнь фа), коротких узко амплитудных переключений в суставах, позволяющих, при соответствующей наработке, атаковать противника быстро, экономно и разнообразно. Разнообразие заключается в неожиданных ударах под необычным углом, относительно защиты противника.
Традиционно, техника ног чо цзяо кодифицируется как 108 приемов ног, восемь материнских приемов ног (вспомним восемь ладоней багуа чжан) и приемы пяти первоэлементов (как в син и цюань). Но эти числовые принципы кодификации, которые приняты для воинской культуры Китая в целом, позволяют представить разнообразие техники ног стиля.
Если говорить упрощенно, хэбэйское направление наиболее аутентично, целостно и обособленно от фань цзы цюань, хотя в технике рук связь принципов с фань цзы цюань более чем очевидна. Но это связь со старым, скупым и жестким фань цзы цюань. Кроме этого достаточно заметны мотивы син и цюань, вернее син и лю хэ мэнь как протостиля, давшего исток современных син и цюань и ба цзи цюань.
Дунбэйское направление более разнообразно, сравнительно с хэбэйским, но разнообразие это не подразумевает разницу в принципах и методах, это развитие стиля в вариативности техники, а не в привнесении принципиально нового, да и что нового может быть в технике двух ног, если не выросла третья нога или не появился новый сустав. Однако комплексы направления «вэнь» в дунбэйской школе удивительно примитивные, чего не скажешь о хэбэйских таолу.
Пекинское направление более известно, но это касается всех столичных стилей, или стилей, имевших этап «столичного» развития, как в частности столичная ветвь син и цюань, доминирующая в современном спортивном и псевдотрадиционном ушу, или Ян ши тай цзи цюань, превратившееся в таковое из Чэнь ши тай цзи цюань — тай цзи цюань семьи Чэнь. Но, как это бывает в китайской культуре, трансформация, подразумевающая профанацию и упрощение, дала новый виток развития, свежую кровь стилю. Основу техники ног в пекинском направлении представляют девять комплексов — девять ветвей, основанных на хэбэйских комплексах направления у. Техника рук кодифицирована в комплексах фань цзы цюань, среди которых особо стоит упомянуть «Янь Цин фань цзы» — комплексы фань цзы цюань Янь Цина, еще одного героя романа «Речные заводи».
О пекинском чо цзяо фань цзы говорят: «Перевороты восемнадцати ног — от Чжоу Туна, отступления — наступления, непрерывные приемы рук от Янь Цина».
Чжоу Тун — пожалуй, первая реальная личность в истории чо цзяо. Бывший тайпинский военачальник, осевший в Хэбэе, получивший по очевидным причинам прозвище «Железная нога».
Если считать родиной стиля провинцию Хэбэй, то распространенность на северо-востоке говорит либо об ареале расселения бывших тайпинов, либо о направлении путей хэбэйских бяо, профессиональные контакты которых способствовали распространению стиля, который и по сей день практикуется в технике полицейского сань да — рукопашного боя.
Бэн бу — прыжковый шаг стиля цисин танлан цюань.
ЦИСИН ТАНЛАН ЦЮАНЬ. Кулак семизвездного богомола.
Цисин танлан цюань считается старейшим из стилей богомола, техника которого легла впоследствии в основу остальных стилей, в первую очередь стилей жесткого направления в танлан цюань. Именно этот стиль преподавал Ло Гуань Юй, мастер четвертого поколения, в знаменитом обществе «цзинь у» — основанном легендарным мастером Хо Юань Цзя.
В старых его версиях очевиден приоритет стандартной для северных стилей ушу техники шаолинь цюань. В современном стиле это влияние ослаблено из-за того, что зачастую происходит взаимопроникновение теории и техники стилей, близких по духу или манере исполнения. В первую очередь это касается таких стилей как тунби цюань, фаньцзы цюань и подобных им.
В цисин танлан цюань доминируют рационализм и отсутствие зрелищности в имитации богомола. Мастера говорят — «тренируй искусство а не имитацию», сразу приучая ученика к критериям реального поединка.
Характер стиля описывается традиционно короткой формулировкой: «сила жесткая и звонкая, опутывание по горизонтали и удары по прямой линии».
«Опутывание по горизонтали» подразумевает различные приемы ладоней, крюков и предплечий, предназначенные для защиты и сбивания атакующих рук противника, которые заканчиваются мощной прямой атакой с жестким выбросом короткого усилия — цунь цзинь. В теории шаолинь цюань, под термином хэн доу подразумевался принцип круговых атак кулаками. Характерной особенностью стиля является стремление выполнять длинные круговые движения по максимально узкой траектории, стремление избегать уязвимой позиции при широких замахах. Еще одна важная деталь стиля выражена в определении «ин чжэн цэ цзи» — «встречать прямо, удары наносить стоя боком». Другими словами, стремиться атаковать встречными ударами и стараться не разворачиваться к противнику грудью, поворачивать тело боком. В такой позиции тело представляет собой менее доступную мишень. Некоторые мастера трактуют это определение по-другому, « бить встречные удары, стоя сбоку от противника», стремиться использовать любую возможность для обхода противника при атаке.
В бою стремятся наносить хлесткие и длинные удары, «бросить плечо, встряхнуть запястье». Импульс идет от поясницы, проходит плечо и проявляется рукой, еще говорят — сила пронизывает три сочленения руки. Плечо — корень, локоть — среднее сочленение, запястье и кисть — кончик, острие.
Практически во всех стилях жесткого богомола присутствует развитый раздел дитан цюань — техники боя на земле, но в таолу эти приемы не включают чтобы не нарушать рисунок стиля. Техника дитан цюань считается лишь полезным дополнением к боевому арсеналу, но не краеугольным камнем стиля.
Структура стиля стандартна и принципиально не изменилась и в других направлениях танлан цюань.
Как и любой высокоразвитый стиль, цисин танлан цюань оброс большим количеством различных тренировочных методов, комплексов — таолу, упражнений цигун, методиками парной тренировки и сань шоу — свободного боя.
Всего в стиле около 30 комплексов без оружия. Кроме того, много парных комплексов и комплексов с оружием.
Оружие в стиле изучается самое разнообразное: меч, сабля, пика, шест, алебарды дадао и пудао, костыли гуай, парные кинжалы бишоу, парные крюки, эмэйские иглы, трехзвенный шест, металлический хлыст бянь, железный шар на веревке называемый молот — метеор.
Одно из базовых таолу Цисин танлан цюань бэн бу — прыжковый шаг.
Читайте также:
История развития стиля богомола в ушу и кем был его основатель Стиль журавля (хэцюань)moniteur.ru
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.wushu-vlg.ru
Словарь терминов ушу, кунгфу
Термины
Ушу — боевое искусство
Шуайцзяо — борьба, техника бросков
Циньна — заломы и захваты
Ци — внутренняя энергия, воздух
Шэнь — дух, высшая духовная субстанция
Цзинь или цзир — внутреннее усилие, выбрасываемое во время удара
Тили — физическая, мускульная сила
Гунфу — высокое мастерство
Таолу, тао — комплекс упражнений
Лу — «дорожка», обычно непрерывная последовательность движений в комплексе, выполняемая в одну сторону
Цзибэньгун — базовые упражнения
Цзухэ ляньси — связки движений
Цзухэфа — комбинации
Бусин — стойки
Буфа — передвижения
Пиньхэн — балансировка(равновесие)
Сяотан — нижние подсечки
Шоуфа — техника работы рук
Туйфа — техника работы ног
Юэтяо — прыжки
Команды
Приготовиться — Юй-Бэй
Начали — Кайши или цзо (цзоу)
Задержались — Тин (тхин)
Повторить — Цзай цзо ибей
Повернуть (ся) — Чжуань Шэн
Повернуться вправо — Ю чжуань (йоу чжунь)
Повернуться влево — Цзо чжуань
Ошибка — Цзо цолэ (цхуолэ)
Хорошо — Хао!
Закончить — Цзешу
Базовые упражнения — Цзибэньгун
Даньцзянь — вращение одной рукой в плечевом суставе
Шуанцзянь — вращение обеими руками в плечевых суставах
Чжэнъятуй — прямой наклон к ноге
Цэятуй — наклон к ноге вбок
Шуайяо — вращение в пояснице
Цяосин (яо фа) — мостик
Цянь бэй — кувырок вперед
Хоубэй — кувырок назад
Цянь фу яо — наклон вперед
Тань яо — прогиб назад стоя
Хэнпитуй — поперечный шпагат
Чэпитуй (чхэпитуй) — прямой шпагат
Стойки — Бусин
Мабу — стойка всадника
Гунбу — стойка лука
Сюйбу — пустой шаг (центр тяжести на заднестоящей ноге)
Себу — скрученная (сидя)
Пубу — вспомогательный шаг
Цзопань — «сидеть на нижних конечностях», положение, при котором боец в скрученной стойке касается пола ягодицей или бедром
Бинбу — исходная стойка (пятки вместе, носки врозь)
Динбу — Т-образная
Баньмабу — половинная Мабу
Хэнданбу — Гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусов
Дулибу, Тиси (тхиси) — на одной ноге
Чабу (чхабу) — задний скрестный шаг
Гайбу — передний скрестный шаг
Кайлибу — прямая стойка (ноги на ширине плеч)
Передвижения — Буфа
Синбу — последовательный шаг, несколько шагов друг за другом
Табу — приставной шаг
Цзибу — сталкивающийся шаг
Чабу — заднескрестный шаг
Гайбу — переднескрестный шаг
Тяобу — шаг с прыжком вертикально вверх
Чжэньбу — шаг с притопыванием
Туйбу — шаг назад
Яобу — шаг с подпрыгиванием
Положения кисти — Шоусин
Цюань — кулак
Фуцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вниз
Чжэньцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вбок
Ицюань — позиция, при которой центр кулака направлен вверх
Цюаньмянь — фронтальная часть кулака
Чжан — ладонь
Люэчжан — ладонь в форме листа ивы (базовая форма в чаньцюань, большой палец прижат)
Гоу — «крюк», т.е. пальцы собраны в щепоть, рука согнута в запястье
Чжи — пальцы
Чжоу — локоть
Лунчжуа — «когти дракона»
Хучжуа — «когти тигра» (пальцы согнуты и немного разведены)
Иньчжуа — когти орла (пальцы вместе, согнуты)
Цзяньчжи — пальцы-меч (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные поджаты к центру ладони)
Саньиньчжи — три темных пальца (три пальца вытянуты вперед)
Цзиньганьчжи — алмазный палец, (один палец вытянут вперед)
Фэняньцюань — кулак феникса, указательный палец согнут во второй фаланге, которой наносится удар, остальные пальцы в кулаке
Техника работы руками — Шоуфа
Чаньцюань — прямой удар
Туйчжан — толчок ладонью
Ляочжан — «раскрывающаяся ладонь» (обращение ладони вверх)
Пичжан (пхичжан) — рубящий удар ребром ладонью в вертикальной плоскости
Чуйчжан — рубящий удар ладонью в горизонтальной плоскости
Цзацюань — удар кулаком сверху вниз
Бяньцюань — хлещущий кулак (обычно в южных стилях, удар обратной стороной кулака, чаще всего наотмашь)
Гуйцюань — крюк в горизонтальной плоскости
Тяочжан — «вспарывающая ладонь», удар кончиками пальцев снизу вверх
Тяоцюань — «вспарывающий кулак», удар кулаком снизу вверх, апперкот
Динчжоу — «колющий» удар локтем вперед
Паньчжоу — удар локтем (предплечьем) в горизонтальной плоскости
Техника работы ног — Туй фа
Чжэнтитуй — прямой мах ногой
Сетитуй — диагональный мах ногой
Цэтитуй — мах ногой вбок
Вайбайтуй — круговой мах ногой наружу
Лихэтуй — круговой мах ногой вовнутрь
Хойтитуй — мах ногой назад
Таньтуй — подхлестывающий удар ногой (верхней поверхностью стопы)
Дэнтуй — прямой удар пяткой
Цэчуайтуй (чуайтуй) — удар ногой вбок, обычно всей поверхностью стопы
Цэчаньтуй — боковой колющий удар (внешним ребром стопы)
Хоубайтуй — круговой удар ногой назад
Юаньтуй — круговой удар ногой вперед (стопой или голенью)
Хоудэнтуй — проникающий удар назад пяткой
Прыжки — Юэтяо
Тэнкуйфэйтуй — прямой прыжок
Вайбайлянь — раскрывающийся лотос
Сюаньфэнтуй — удар вихря
Тэнкунцэчуайтуй — боковой прыжок
Сюаньцзы — «бедуинский» прыжок
Подсечки — Сяотуй
Цянь саотуй — передняя подсечка
Хоу саотуй — задняя подсечка
Цзиньгоу — «золотой» крючок, подцеп стопой ноги противника
Балансировка — Пинхэн
Янь ши пинхэн — «ласточка»
Счет
1 — И
2 — Эр
3 — Сань
4 — Сы
5 — Ву
6 — Лю
7 — Цзи
8 — Ба
9 — Цзю
10 — Ши
wushu-donetsk.com
«Длинный кулак» и «короткие удары». Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу
Разделение на «длинный кулак» (чанцюань) и «короткие удары» (дуань да) появилось едва ли не одновременно с началом формирования самих стилей ушу, т. е. приблизительно в ХIV в. До сих пор многие мастера считают эту схему разумной.
К категории «длинного кулака» относили те стили, в которых бой ведется на дальней и средней дистанции, а при ударах руки и ноги выпрямляются практически полностью. Эти стили характеризуются низкими, растянутыми стойками, эффективными для боя на дальней дистанции. В стилях «коротких ударов» предпочтение отдается поединку на ближней дистанции, когда в заключительной фазе удара рука остается согнутой, а удары ногами наносятся не выше живота, чаще всего — по ногам.
Долгое время название «длинный кулак» (чанцюань) было обобщающим для сотен несхожих стилей и направлений. Так первоначально назывался даже тайцзицюань. Например, в «Рассуждениях о тайцзицюань» («Тайцзицюань лунь»), приписываемых либо полулегендарному Чжан Саньфэну (XIII в.), либо Ван Цзунъюэ (XVI в.), мы встречаем такую фразу: «Длинный кулак подобен огромным рекам и великим морям, которые несут свои воды, не останавливаясь». Из текста ясно, что речь идет о тайцзицюань. Лишь с ХVIII в. началась более подробная дифференциация стилей, у которых появились самоназвания. Тот же тайцзицюань обрел свое нынешнее название лишь в конце ХVIII в. Сегодня к категории чанцюань относят шаолиньцюань, чацюань, хунцюань («Красный кулак») и другие.
Одному из этих стилей «длинного кулака», как утверждает теоретик ушу XVI в. Чэнь Цзунъюэ, положил начало первый император династии Сун Чжао Куаньинь (Х в.), от которого якобы и пошло все направление «длинного кулака» [342].
К «коротким ударам» принадлежат такие стили, как «Короткие удары Мяо Чжана» — мастера ушу, жившего в XV–XVI вв. (мяочжан дуаньда «Короткие удары семьи Жэнь» (жэньцзя дуаньда), «Шесть связок из коротких ударов» (люлу дуаньда), («Кулак восьми пределов» (бацзицюань), «Крутящийся кулак» (фаньцзыцюань), «Кулак Юэ Фэя» (юэфэйцюань), «Кулак формы и воли» (синъицюань). Их отличительной особенностью является высокая плотность нанесения ударов, «которые сыплются, как град», многочисленные изменения положения тела, наклоны, нырки, удары локтями и коленями — все то, что можно с выгодой использовать в ближнем бою.
Сегодня эти две категории стилей в чистом виде встречаются крайне редко. В течение столетий они пересекались и смешивались. В 30-х годах ХХ в. известный теоретик ушу Сюй Чжидун писал: «Сегодня в мире стили „длинного кулака“ и „коротких ударов“ полностью перемешались, поэтому поклонники „длинного кулака“ активно занимаются „короткими ударами“. Они в основном распространяют „короткие удары“ к югу от Янцзы и в провинции Гуандун» [227]. В частности, комплексным стилем стал «Кулак сквозной подготовки» (тунбэйцюань) — семейная школа семьи Ма, наиболее яркими представителями которой сегодня являются братья Ма Сянда и Ма Минда. Он создан на пересечении нескольких самостоятельных стилей. Из них «Рубящий кулак» (пигуацюань) относится к категории «длинного кулака», другие же, например, «Стиль вращающегося кулака» (фаньцзыцюань), «Стиль восьми пределов» (бацзицюань) — к «коротким ударам».
Знаменитый стиль шаолиньцюань, который традиционно причисляют к чанцюань, включает в себя несколько десятков комплексов, относимых к категории «коротких ударов», причем оба типа техники изучаются параллельно. Таким образом, четкая граница между чанцюань и дуаньда, изначально весьма нечеткая, сегодня почти сошла на нет.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
sport.wikireading.ru
Ушу (Кунг-Фу)
На сегодняшний день тяжело найти человека, хотя бы раз не слышавшего о том, что такое ушу или кунг фу. Большинство людей, услышавших это слово, тут же вспоминают знаменитые боевики с шустрыми и непобедимыми китайскими актерами. Но оказывается кунг фу – это не только великое искусство боя.
Если буквально перевести иероглифы, из которых слагается слово «кунг фу», то получим следующее: «кунг» — работа, а «фу» — время. Понимать это можно так – «работа над собой». А это, в первую очередь, говорит нам о том, что Ушу (кунг фу) – это целый образ жизни, имеющий свою философию. Так же это можно понимать, как умение работать над своей личностью, при этом бесконечно совершенствуясь и доводя любое движение, чувства и мысли до мастерства высшей степени.Кунг фу (на китайском правильно звучит как гунфу) – является синонимом слова «мастерство», при этом может быть абсолютно не связано с боевыми искусствами и даже спортом. Если же вести речь о боевых искусствах, то в Китае любая техника боя направлена непосредственно на оздоровление и укрепление гармонии между телом и духом.
Слово «кунг-фу» в Китае используют для обозначения ушу. Именно «ушу» (при переводе с китайского) означает «военное, боевое искусство». И словом «ушу», если разобраться, можно назвать любые боевые искусства, существующие в Китае. И кунг фу не является этому исключением.
Вообще, ушу и кунг фу – весьма похожие понятия, так как истинное искусство боя (ушу) должно являться настоящим мастерством (кунг фу), а без тщательной работы над собой будет просто невозможным.
И в кунг фу, без самосовершенствования и долгой работы над собой, стать мастером просто не возможно. Все мудрецы Китая, как ни кто другой знают, что совершенство невозможно достичь, существует лишь путь к нему. А путь этот – вся жизнь.
Такие понятия, как ушу и кунг фу, являются частью древней философии и особых мироощущений, важные элементы которых – это чувство времени, мотивация и самодисциплина.
Кунг фу способствует развитию духа через совершенствование тела, которое, в свою очередь, имеет просто огромнейшие возможности. Все стили кунг фу учат тому, где можно найти и как правильно воспользоваться жизненной энергией человека для значительного увеличения скорости и силы. Но главной задачей кунг фу является не развитие боевых способностей, а именно оздоровление организма в целом. Достигается это непосредственно через позвоночник, который является главной осью тела. Развивая энергетику тела, человек также «ускоряет» свой разум, мысли становятся более гибкими и в этом случае намного легче контролировать свои эмоции. Кунг фу – это не только спарринги и физические упражнения, это так же медитации и стиль жизни. А такой жизненный стиль дает человеку возможность намного быстрее справляться с повседневными задачами и непредвиденными ситуациями.
На сегодняшний день существует большое множество стилей ушу. Издавна существовали следующие виды классификации:
Классификация «Север-Юг». Есть такое мнение, что северным стилям ушу свойственно большое количество ударов ногами, высокие позиции, многочисленные перемещения, в то время как южным стилям, свойственна малоподвижность, низкие позиции и нанесение ударов руками. Хотя на самом деле, что на севере Китая, что на юге, имеются стили, которые ну ни как не подходят под это описание.
Классификация по месту зарождения стилей («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Существует утверждение, что все стили ушу были основаны в таких местах, как монастырь Шаолинь, даосские храмы в горах Удан и монастыри в горах Эмэй. Однако в это утверждение никоим образом не вписываются те многочисленные стили, происхождение которых не как не связано с перечисленными местами.
Зависимость от длинны рек («Хуанхэ, Чжуцзян, Янцзы»). Данная классификация была основана в 1909 году в Шанхае. Создателем данной классификации являлась ассоциация «Цзинъу», которая впервые решила научно систематизировать изучения ушу. Однако и в данную систематизацию не входят стили, которые распространены в тех местах, где ни одна из этих рек не протекает. А сама классификация стилей в данные группы выглядит довольно искусственной.
Существует так же классификация по дистанции ведения боя. Большая дистанция – «чанцюань», короткая дистанция – «дуаньда». Но и под такую классификацию не подходит множество стилей, где одновременно используются как короткие, так и длинные дистанции.
Кроме этого принято разделять ушу на два направления – спортивное и традиционное. Многие приемы традиционного боевого направления трудно отнести к какой-нибудь одной категории ушу. Так, к примеру, удар ногой в живот противника может быть началом броска противника с дальнейшим падением его на спину и т.д. Более распространенным сегодня считается спортивное ушу, а именно такие направления, как: ушу-таолу и ушу саньда (саньшоу).
Ушу-таолу является таким видом спорта. Участники соревнуются между собой в выполнении комплекса движений, составленных из акробатических элементов и некоторых движений из различных стилей ушу. Именно за сложность движений, их четкость и театральность в исполнениях ушуистов и выставляются оценки. Кроме одиночных исполнений таких комплексов движений, существуют еще и такие соревнования, как постановочные поединки и исполнение комплексов движений в команде.
Саньда является свободным контактным поединком. Участник надевает защитную экипировку, которая включает: шлем с защитой подбородка и висков, капу, боксерские перчатки, нагрудник и защиту от удара в пах. Спортсменов на соревнованиях распределяют в зависимости от их весовых категорий.
Схватка участников проводится минимум два двухминутных раунда. Возможен также и третий раунд. Выигрыш спортсмена засчитывается в случаях, когда он отправляет противника в нокаут или же выигрывает в чистую два раунда, спортсмен выигрывает раунд также, если противник дисквалифицирован с места соревнования, либо же выбывает из-за травмы. Выигрышем спортсмена также считается момент, когда противник получил два нокдауна в раунде, сумма его штрафных баллов превысила 6 или же противник дважды вышел за пределы площадки.
Шаолиньское ушу
Шаолиньское ушу или Шаолинь-Цюань, полное название которого звучит как «Шаолинь-Сы Цюань-Шу» – это искусство ведения рукопашного боя, а также способы использования различного оружия, которые возникли или развились в монастыре Суншань Шаолинь, принадлежащем монахам-буддистам. Монастырь этот расположен в Китае, в провинции Хэнань. Сейчас в ушу Шаолиня можно выделить следующие составляющие:
— методика «Стояние столбом», относящаяся к цигун.
— работы «Канон изменений мышц» и «Канон об омовении костного мозга» – последний был утерян; под названием «Сисуйцзин» обучают самым разным техникам.
— «Семьдесят два искусства Шаолиня».
— парные комплексы Шаолиня.
— комплексы с использованием и без использования оружия.
— приемы циньна.
Особенностями шаолиньского ушу является следующее:
— «Кулак бойца бьет на месте, где может лечь корова» – это значит, что для выполнения техники не нужно много пространства.
— «Движение кулака одной нитью» – т.е. комплексы выполняются по прямой.
— «При нанесении удара рука согнута – и не выпрямляется».
— «У кулака имеется форма, у удара нет формы» – означает, что в ходе тренировки движения бойца должны соответствовать «форме», но в бою они отклоняются от определенной формы.
— «Внешняя свирепость – спокойствие внутри».
— «Методы для инь и методы для янь» – выражение говорит о равном сочетании жесткости и мягкости, опустошенности и наполненности.
— «Встречать жесткое мягким, а мягкое – жестким наступлением».
Методики Шаолинь определяются шестью иероглифами, а именно: соответствие, смелость, скорость, свирепость, наработка и подлинность.
Соответствие – означает, что ци должно перемещаться с тем, что делаешь, защиты и нападения должны согласовываться, не стоит входить в лобовое соприкосновение с приемом.
Смелость – это решительность. Необходимо сразу атаковать при появлении возможности.
Скорость означает, что боец в технике схож с убегающим зайцем, окидываешь его взглядом – будто летящий лебедь.
Свирепость означает наличие в движениях силы.
Наработка говорит о необходимости совершенности мастерства. Согласно поговорке «кулак наносит удары тысячу раз, а корпус продолжает двигаться естественно». В ударах кулаками необходимо, чтобы проникновение достигало сверхъестественности, чтобы была высокая маневренность. Необходимо показывать один прием на одну позицию; в нападении есть защита, в защите есть нападение.
Подлинность – это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой, если не удар – то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.
Читайте также:
Спортивное ушу Питание в традиционном кунфуmoniteur.ru