Википедия адмирал нахимов корабль – Адмирал Нахимов (броненосный крейсер) — это… Что такое Адмирал Нахимов (броненосный крейсер)?

Содержание

1986 — пароход «АДМИРАЛ НАХИМОВ»»

 

 

31 августа 1986 года при выходе из Новороссийской бухты пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с балкером «Петр Васёв» и затонул через 7-8 минут.

Место катастрофы: Цемесская бухта, в 7 милях от порта Новороссийск, в 2,2 милях от ближайшего берега (мыс Дооб)
Время крушения: 23:12-23:20 31.08.1986 г.


Столкнувшиеся суда:

п/х «Адмирал Нахимов», 1925 г. постройки (Германия)
Флаг — СССР
Порт приписки — Одесса
Регистровый номер М-20781
ИМО — 5002986
Судовладелец — Черноморское морское пароходство, СССР
Фрахтователь — Украинский республиканский совет по туризму, СССР
Длина 174 м
Ширина 21м
Осадка 9 м

Название судна / годы / флаг / судовладелец:
«BERLIN» / 1925 — 1939 / Германия / Norddeutscher Lloyd
«BERLIN» / 1939 — 1946 / ВМФ Германия / Kriegsmarine — госпитальное судно

«АДМИРАЛ НАХИМОВ» / 1946 — 1986 / СССР / ЧМП

т/х «Петр Васев», 1981 г. постройки (Япония)
Флаг — СССР
ИМО 7932599
Порт приписки — Одесса
Cудовладелец — Черноморское морское пароходство, CCCP
Длина 183 м
Ширина 26 м
Осадка в грузу 10 м

Название судна / годы / флаг / судовладелец:
«CARRIANNA ORCHID» / 1981 — 1984 / ? / ?
«SEA ORCHID» / 1984 / ? / ?
«ПЁТР ВАСЁВ» / 1984 — 1986 / СССР / ЧМП
«ПОДОЛЬСК»/ 1986 — 1995/ СССР, Украина/ ЧМП
«LANGERON»/1995 — 1999/ ? / ?
«AN AN» / 2000 — 2003/ Malta / Anan Shipping
«MYROESSA»/2003 — 2006/ Malta / Anbros Maritime
«ORBIT»/2006 — 2010/ Belize / Marathon Marine Enterprises
«JIAJIAXIN 1″/2010 — 2012 / Panama / Jiajiaxin Shipping Co Ltd

Списан 24.09.2012, разделан на металлолом в Бангладеш.


Круизный рейс с 29 августа по 05 сентября 1986 г.(официальные данные):

Количество пассажиров на борту парохода «Адмирал Нахимов» по списку: 897 чел.

Основной экипаж парохода «Адмирал Нахимов»: 276 чел.
Практиканты ОВИМУ: 13 чел.
Практиканты ОМУ: 1 чел.
Практиканты ОМШ: 48 чел.
Руководитель практики ОМШ: 1 чел.
Сопровождающий сотрудник милиции: 1 чел.
Родственники членов экипажа: 6 чел.
Всего членов экипажа: 346 чел.

Всего людей на борту по судовой роли и списку пассажиров: 1243 чел.(общее количество спасенных и погибших составляет 1259 чел.. Фактически на борту находилось намного больше людей)

Всего спасено людей по береговым учетным спискам: 836 чел.

Официальное количество погибших:
Пассажиры: 359 чел.
Экипаж:

— штатный экипаж: 53 чел.
— практиканты: 6 чел.
— руководитель практики: 1 чел.
— киоскер «Союзпечати»: 1 чел.
— киномеханик «Кинопроката»: 1 чел. — члены семей экипажа: 2 чел.
Всего погибло членов экипажа: 64 чел.
Общее официальное число погибших: 423 чел.(по неофициальным данным число погибших более 500 человек)
Из них: 79 чел. снято с поверхности воды;
279 чел. найдено в корпусе затонувшего судна и поднятых с грунта;
67 тел не найдено (из них: пассажиров — 53 чел., членов экипажа — 14 чел.).


Спасательная операция:

Руководители:
Г.Л. Попов — капитан порта Новороссийск
А.Н. Каминский — зам. капитана порта Новороссийск
Спасательная операция и поисковые работы осуществлялись: судами Новороссийского портофлота, ВМБ «Новороссийск», п/п Геленджика, п. Керчь, п. Иличевск, п.Одесса, а также судами на рейде и экипажем т/х «Петр Васев».


Историческая справка

Первоначальное название судна — BERLIN (III) (порт приписки — Бремен. Судовладелец — Norddeutscher Lloyd). Дата постройки — 17 сентября 1925 года. Строитель — фирма «Bremer Vulkan» (Лоббендорф) Первый рейс с пассажирами осуществил 26 сентября 1925 года по маршруту Бремерхафен — Нью Йорк.
s.s. «Berlin» принимал участие в спасении людей во время кораблекрушения п/х «Вестрис» в Атлантическом океане в ноябре 1928 года.
С сентября 1939 года — в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна.
31 января 1945 года в результате подрыва на мине затонул на глубине 13 метров в устье реки Свине. Передан Советскому Союзу в 1946 году в счет военных репараций и переименован в «Адмирал Нахимов». После ремонта в ГДР с 1949 по 1957 гг. передан на баланс Черноморскому морскому пароходству (г. Одесса). С 1957 года п/х «Адмирал Нахимов» совершал круизы с советскими туристам вдоль берегов Черного моря под командовнием капитана Н.А. Соболева. Участвовал в перевозке военных на Кубу в период Карибского кризиса 1962 года.Совершал рейсы с кубинскими военными в Эфиопию в 1978 году, с паломникаи из Алжира в Гавану в июле 1978 г. В 1977 году экипаж парохода «Адмирал Нахимов» во главе со своим бессменным капитаном отметил 20-летие безаварийного плавания. Однако, на самом деле судно не отвечало требовниям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания, поэтому дальнейшая его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса-Ялта-Новороссийск-Сочи-Сухуми-Батуми.Регистровые документы судна на годность к плаванию продлялись из года в год. Так было и летом 1986 года, когда руководство Черноморского пароходства как всегда его выпустило в рейс с более 1000 человек на борту.

Этот круиз оказался для парохода последним. Отправившись 29 августа 1986 г. из Одесского порта, пароходу уже никогда не суждено было вернуться обратно…

 


Благодарности

Отдельная благодарность за материалы Давиду Тойвовичу Чапкису и его книге «Гибель «Адмирала Нахимова» (Ростов-на-Дону, 1995).

На сайте использованы материалы из газетных и журнальных публикаций, начиная с 1986 г.

Выражаю благодарность за представленные материалы и за помощь в создании сайта:
Г. Андриевской — бывшему директору благотворительного фонда «Нахимовец»
Н. Рождественской — директору благотворительного фонда «Нахимовец»
Ф. Лебедеву
О. Барковской
Д. Волкову
С. Гуренко
Е. Рожанскому
А. Алешину
А. Широкову
В. Гвоздеву
З. Марчук
Т. Жорняк
Р. Хальфину
А. Таламанову
Использованы материалы документальных фильмов «Русский Титаник» (автор О. Барковская, 2001), «Гибель «Адмирала Нахимова» (автор А.Габнис, 2001), «Сны «Адмирала Нахимова» (производство АННПО «Подводные Экспедиции», 2005 г.), фотоматериалы из документального фильма «Курсом поиска» (автор Е. Рожанский, 1997), материалы подводных съемок Д.Волкова (2001).

Идея интерактивных схем палуб парохода в разделе П/х «Адмирал Нахимов» заимствована на сайте «К.П.П. «Титаник» (в настоящее время не существует), автор Алексей Широков.
Рассказы людей в разделе Свидетельства очевидцев из книг Н.Черкашина «Последний рейс «Нахимова» (М., 1988), Н. Коптюха «Немецкий «Берлин» — советский «Адмирал Нахимов» (Ставрополь, 2005)


Обновлено 01.09.2016

admiral-nakhimov.net.ru

Адмирал Нахимов (большой противолодочный корабль)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Адмирал Нахимов»
Служба:СССР СССР
Россия Россия
Назван в честьПавел Степанович Нахимов
Класс и тип судна
Большой противолодочный корабль
ОрганизацияСеверный флот ВМФ
ИзготовительССЗ № 190 им. А. А. Жданова, Ленинград
Строительство начато15 января 1968 года
Спущен на воду15 апреля 1969 года
Введён в эксплуатацию29 ноября 1971 года
Выведен из состава флота31 января 1991 года
СтатусВыведен из состава ВМФ
Основные характеристики
Водоизмещение5640—5735 т (стандартное)
6610—6705 т (нормальное)
7575—7670 т (полное)
Длина152,0 м (по КВЛ)
158,9 м (наибольшая)
Ширина16,2 м (по КВЛ)
16,8 м (наибольшая)
Осадка6,06 м (носом)/ 5,7—5,88 м (кормой)
Двигатели2 котлотурбинных агрегата, 4 котла
Мощность90 000 л. с.
Скорость хода33 узла (полная)
Дальность плавания5200 миль на 18 узлах
Автономность плавания18 суток (по запасам воды и топлива)
Экипаж379—385 человек (в том числе 42—46 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение2 РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-310А «Ангара-А»
2 РЛС управления артиллерийской стрельбой МР-105 «Барс»
Радиоэлектронное вооружениеГАС «Титан-2»
Артиллерия2×2 57-мм АК-725
Зенитная артиллерия4×6 30-мм АУ АК-630
Ракетное вооружение2×2 ПУ ЗРК М-11 «Шторм» (48 ЗУР В-601)
Противолодочное вооружение2×4 ПУ , после модернизации — 2×4 ПУ УРК «Раструб-Б»,
2×12 213-мм РБУ-6000 (192 РГБ-60)
2×6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ-10)

encyclopaedia.bid

Адмирал Нахимов (пароход) Википедия

«Адмирал Нахимов» — советский пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии. 31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут потерпел крушение в 15 км от Новороссийска и 4 км от берега. Погибли 423 из 1234 человек[1].

История парохода

«Берлин», 1920-е годы

Пароход «Берлин» был построен в Лоббендорфе (Германия) и спущен на воду 24 марта 1925 года, а уже 26 сентября 1925 года вышёл в свой первый рейс в Нью-Йорк. Корпус парохода был традиционно клёпаный. Отделка была сделана под руководством Пауля Людвига Трооста. «Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на его борт было поднято 23 человека. Переоборудование и модернизация пассажирских помещений была проведена на судне в 1932 году. Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход «Берлин» стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.

До Второй мировой войны он использовался как пассажирский лайнер, но с началом Второй мировой войны его переоборудовали в плавучий госпиталь.

15 июля 1939 года на судно пришёл секретный приказ командования военно-морских сил следовать в Восточную гавань Свинемюнде, для доставки в Мемель (ныне Клайпеда) подразделения «трудовой армии». После этого, 12 сентября 1939 года «Берлин» взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению. Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошёл в качестве госпитального судна. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде «Берлин» подорвался на мине. Несмотря на пробоину 6×8 м, судно продолжало двигаться. Вскоре он получил вторую пробоину от повторного подрыва и судно оказалось подтопленным на глубине 13 метров (осадка равнялась 9 метрам). По словам водолаза Н. М. Тюриков пробоины в корпусе были большими, а сам корпус был очень крепким. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который по счастливой случайности оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года, после чего пароход был переименован в «Адмирал Нахимов» и позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта, проведения освидетельствования и составления «Технического проекта восстановительных работ». С 1949 по 1957 год п/х «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт на верфях в ГДР. С 1957 года в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев. Н. Соболев сравнивал внутреннее убранство судна с «дворцом или музеем».

Один из первых рейсов «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Ялта. Шлюпочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Вентиляционная труба затянута сеткой Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Видна мачта

В первом же рейсе, который состоялся 8 июня 1957 года капитану Соболеву посыпались жалобы на плохую вентиляцию, духоту, отсутствие притока свежего воздуха. Пожарные заслонки постоянно падали, перекрывая вентиляцию. В каюты 3-го класса воздух вообще не поступал. Лишь спустя некоторое время удалось обнаружить, что воздух в эти каюты просто был не подведён. Задыхающиеся пассажиры раскрывали настежь иллюминаторы, в результате чего при малейшем крене или колебании моря вода захлёстывала иллюминатор и попадала в каюту. Быстро решить проблему вентиляции нижних палуб не удалось, и экипаж ограничивался полумерами — создавали по судну сквозняки. Большая осадка судна не позволяла принимать «Адмирал Нахимов» в мелководных портах прямо к причалу, поэтому приходилось производить посадку и высадку пассажиров на рейде и с помощью катеров доставлять на берег. Существовала проблема пополнения пресной водой, отсутствие буксиров и тяжёлая маневренность судна. Однако, спустя некоторое время, стараниями капитана Н. А. Соболева многие из перечисленных проблем были решены. В первую очередь решился вопрос с вентиляцией в каюты 3-го класса на палубе «Е». По прибытии судна после первого рейса в Одессу бригада жестянщиков с завода № 2 изготовила из оцинкованной жести новые каналы и рукава и смонтировала их в коридорах и каютах; судовые электромеханики установили вентиляторы. К концу третьего рейса оборудование вентиляции в каютах 3-го класса на палубе «Е» было завершено. По словам Соболева, в дальнейшие 2 года система вентиляции на судне модернизировалась, а через 10 лет труда судно было полностью кондиционировано и стало отвечать всем современным требованиям.

В течение всего времени эксплуатации на судне постоянно проводились учебные пожарные и шлюпочные тревоги. Широкая реклама и безупречная репутация обеспечивали пароходу «Адмирал Нахимов» стабильный пассажиропоток каждый год. Более того, экипаж парохода в одном из рейсов выступил с инициативой проведения 3-4 часовых морских прогулок во время дневных стоянок судна в порту во время круиза. Впоследствии морские прогулки стали массовым явлением и оказались очень популярными среди местного населения. Экипаж проводил морские прогулки в каждом порту, и пароход постоянно имел полную загрузку. Имя парохода «Адмирал Нахимов» становилось известно во многих городах Советского Союза, часто упоминалось на страницах местных газет.

С лета 1960 года постоянным фрахтователем парохода на время навигации и круизных рейсов по Крымско-Кавказской линии стал Украинский республиканский совет по туризму и экскурсиям. За одну только навигацию 1960 года экипаж судна получил сотни благодарностей. Руководство Черноморского пароходства, отмечая трудовую деятельность молодёжного коллектива парохода «Адмирал Нахимов», присвоило ему почётное в те времена звание «Экипаж коммунистического труда». В 1962 году одесский режиссёр Ковальчук снял телефильм, героями которого были члены небольшой семьи, решившие провести свой отпуск на пассажирском лайнере «Адмирал Нахимов». Фильм вышел под названием «15 дней одного года»[2]. Фильм обошёл экраны страны, вызвал большой интерес к морским путешествиям и способствовал пропаганде нового вида отдыха.

В 1962 году, во время Карибского кризиса, «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. 13 августа 1962 «Адмирал Нахимов» вышел из Севастополя в рейс на Кубу.[3] В газете «Правда» была опубликована статья о круизе парохода на Кубу с «сельскохозяйственными рабочими». По словам Н. А. Соболева, на борт парохода было передано два пакета с секретными указаниями. За два дня до прибытия в Гавану проходу парохода препятствовал американский эсминец. По окончании Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» вернулся к мирным круизным рейсам. В 1965 году Академия наук СССР организовала на борту «Адмирала Нахимова» Всесоюзное совещание учёных по вопросу автоматического управления[4]. Несколько раз, в конце 1960-х и в 1970-х годах «Адмирал Нахимов» совершал рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, совершал рейсы с молодёжью с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) — Ильичевск — общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских военнослужащих для участия в военных действиях в Африке[5].

В летние месяцы на судне проходили практику студенты высших и средних специальных морских учебных заведений. Круглогодично на судне стажировались курсанты ШМО и ПТУ, многие из них работали на штатных должностях. В 1977 году экипаж судна во главе с бессменным капитаном отпраздновали 20-летие безаварийного плавания. В 1978 году капитан Соболев вынужден был покинуть судно по состоянию здоровья. В 1980 году на борту парохода «Адмирал Нахимов» проходили съёмки художественного фильма «Дамы приглашают кавалеров».В 1984 году капитаном «Адмирала Нахимова» становится 56-летний Вадим Георгиевич Марков, перешедший на пароход с линий загранплавания и возглавлявший до этого экипажи таких судов как «Леонид Брежнев», «Фёдор Достоевский», «Армения».

Крушение

Балкер «Подольск» (в 1986 году — «Пётр Васёв»).

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов», в соответствии со своим круизным расписанием, прибыв из Ялты, пришвартовался в 14:00 у 34 пассажирского причала Новороссийского порта. Согласно расписанию, судну предстояло стоять в Новороссийске до вечера. В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход отдал концы и медленно отплыл от причальной стенки, сопровождаемый двумя буксирами[6]. Всего на его борту в этот момент находилось 1243 (по официальной версии) человека: 346 членов экипажа и 897 (по учёту выданных путёвок) пассажиров. На этот рейс опоздали Лев Лещенко и Владимир Винокур, у которых «затянулась» дегустация в Абрау-Дюрсо[7]. Во время разворота судна в акватории порта, капитан парохода Марков запросил по УКВ у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет.

Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора — это сухогруз «Пётр Васёв», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Пётр Васёв» предупреждён о выходе пассажирского парохода и обещал уступить дорогу «Адмиралу Нахимову» на выходе из бухты. Тем временем пассажиры «Адмирала Нахимова» начинали уходить на вечеринку в честь Дня шахтёра, кто-то лёг спать или укладывал детей. По расписанию в кинозале должен начаться фильм «Я любил вас больше жизни»[8].

САРП на мостике сухогруза «Пётр Васёв»

В это же время к порту Новороссийск на скорости 12,5 узлов приближался сухогруз «Пётр Васёв». В 21 час 30 минут (по судовому времени) на мостик сухогруза поднялся капитан Виктор Ткаченко и принял управление судном на себя. На мостике в это время также находился 3-й помощник капитана Пётр Зубюк, который вёл визуальное наблюдение за обстановкой. Виктор Ткаченко по УКВ передал станции Новороссийск-17 (ПРДС) и Новороссийск-5 (портнадзор) информацию о судозаходе и подтвердил, что уступит дорогу выходящему из бухты пассажирскому пароходу. Позже Ткаченко подтвердил ту же информацию вахтенному второму помощнику капитана парохода Чудновскому. Судоводители обоих судов вели между собой переговоры на 9 канале УКВ и договорились разойтись на выходе правыми бортами. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко включил монитор системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) для ввода информации и анализа обстановки ситуации сближения двух судов.

В 23 часа капитан парохода Марков, задав обороты и курс судна 160°, покинул мостик (и по его словам направился в свою каюту; по другой версии он ушёл в каюту к генералу Крикунову), оставив старшим на мостике вахтенного второго помощника Чудновского. Кроме него на мостике парохода находились матросы Е. Смирнов, Ю. Вышаренко, Р. Фахретдинов. Александр Чудновский постоянно вёл визуальное наблюдение за приближающимся по правому борту сухогрузом. Минут через пять, обнаружив опасное сближение судов, Чудновский вышел на связь с «Петром Васёвым» и ещё раз уточнил порядок расхождения, на что получил подтверждение, что «Пётр Васёв» пропускает пароход «Адмирал Нахимов».

Капитан Ткаченко продолжал работать с САРП. Третий помощник капитана П. Зубюк, наблюдая огни парохода визуально, неоднократно указывал капитану, что машина переведена в манёвренный режим, а пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. Свои доклады Зубюк одновременно записывал в бортовой журнал. И уже после столкновения капитан Ткаченко стёр показания в бортжурнале, вписал новые и нажал на Зубюка, чтобы тот согласился с изменёнными данными, но тот отказался[источник не указан 429 дней]. Ткаченко, передоверившись показаниям САРП, который на мониторе показывал благополучное расхождение, на замечания своего помощника не обращал внимания. Лишь под действием настойчивых просьб с «Адмирала Нахимова» он поднял глаза и увидел, что его судно на полном ходу идёт прямо на пассажирский пароход. Через некоторое время Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — сначала «средний вперёд», «малый вперёд», «стоп» и сразу «полный назад». Несмотря на то, что гребной винт уже работал на задний ход, сухогруз по инерции продолжал движение вперёд, следуя на опасное сближение с «Адмиралом Нахимовым».

Схема столкновения

На мостике «Адмирала Нахимова» в это же время Чудновский, наблюдая за приближением балкера, приказал изменить курс на малые углы, таким образом пытаясь уклониться от надвигающегося на него сухогруза. Чудновский отдал команду «Лево на борт!». Рулевой только успел переложить руль лево на борт, как в 23:12 произошло столкновение. Услышав три гудка и предположив, что подавать их может только «Пётр Васёв», капитан Марков посмотрел в иллюминатор, но судна справа не увидел. Капитан решил вернуться на мостик и выяснить обстановку. Удар сухогруза застал его по пути наверх. Оказавшись на мостике, капитан Марков отдал команду «Лево на борт!», с целью выбросить судно на мелководье, однако рулевой штурвала доложил, что судно руля не слушается. В этот момент у парохода затопило электрогенератор, и по всему кораблю погас свет. Капитан Марков, не имея возможности передать общесудовой сигнал тревоги и сигнал «SOS» по радио, приказал голосом объявлять по судну «шлюпочную тревогу».

«Пётр Васёв», успев снизить скорость лишь до 5 узлов, вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая, по оценке экспертов, после расцепления судов составила около 80 м². Машинное отделение было полностью заполнено через полминуты после столкновения. Пароход стал крениться на правый борт. Основное освещение через некоторое время погасло и людей охватила паника. Через короткий промежуток времени запустился аварийный дизель-генератор (АДГ) на шлюпочной палубе — заработало аварийное освещение, которое работало всего 2 минуты. «Адмирал Нахимов» тонул толчками. Крен на правый борт уже был около 45°, люди держались за леера и всё, за что можно было ухватиться. Многие перелезали на левый борт и по нему сползали в воду. Многие люди оказались заблокированными в своих каютах. С тонущего парохода матросам, под командованием боцмана Вильяма Лабоды, удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» затонул. На месте крушения на поверхности воды оказалось около 1000 человек, перепачканных краской и мазутом. 2-й помощник капитана «Адмирала Нахимова» Александр Чудновский, который управлял судном в момент столкновения, сразу после удара спустился в свою каюту, заперся и утонул вместе с кораблём. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь[источник не указан 429 дней].

В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 с лоцманом М. Карповым для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «„Нахимов“ лёг на борт!». В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск Г. Л. Попову, который тут же, по телефону отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры портофлота, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера. ЛК-90 уже работал на месте крушения, приняв на борт со значительным перегрузом около 118 человек. Часть пассажиров позже были пересажены на другие суда, подоспевшие к тому времени в район аварии. Рейдовый катер РК-34, приняв на борт пострадавших людей (в том числе и капитана парохода Маркова), стал выходить из опасной зоны, но намотал на винт полипропиленовый конец, размотавшийся с затонувшего «Адмирала Нахимова» и всплывший к поверхности.

Пограничный катер типа «Гриф» под командованием мичмана А. Гусева на полном ходу подошёл к месту катастрофы и приступил к подъёму пострадавших на борт. Всего в спасательной операции приняло участие 64 плавательных единицы. Команда спасать людей была также отдана и команде сухогруза «Пётр Васёв». Капитан Ткаченко приказал следовать малым ходом в район аварии. Ветер к тому времени разогнал волну до высоты в 2 м. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек. Ткаченко приказал спустить на воду вёсельную шлюпку и мотобот, а также опустить парадный трап для приёма пострадавших на борт. Однако парадный трап заклинило и его спустить не удалось. В полночь 31 августа капитан Ткаченко доложил капитану порта, что «Адмирал Нахимов» затонул. Всего за эту ночь экипажем сухогруза было поднято 36 человек и 1 труп.

Сигнал тревоги прозвучал также и в Новороссийском высшем инженерно-морском училище (НВИМУ). Курсанты, узнав о трагедии, немедленно вышли в море на ялах[9][10], едва выгребая против ветра. Но к моменту их прихода на место крушения спасать уже было некого.

Из Москвы была направлена правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым. Украинскую группу возглавлял секретарь ЦК Компартии Украины Яков Погребняк. Для расследования причин катастрофы из Москвы прибыла группа из 50 человек. В том числе несколько следователей прокуратуры и заместителей председателя КГБ, замминистра внутренних дел, министры морского флота, транспорта и торговли, ответственные работники ЦК и других ведомств. С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные — в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазам пришлось извлекать из кают тела людей, предварительно взломав двери. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа). Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой.

10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз. 19 сентября попал в завал и не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии были прекращены.

Статистические данные

Данные о пассажирах и членах экипажа круизного рейса парохода «Адмирал Нахимов» с 29 августа по 05 сентября 1986 г.

ПассажирыЭкипажВсего
Всего людей на борту8973461243
Всего погибло35964423
Погибло мужчин13834172
Погибло женщин22130251
в том числе погибшие дети до 16 лет221 (сын чл. экипажа)23
Погибших из:
Белорусская ССР123
Латвийская ССР24024
Литовская ССР25025
Молдавская ССР17320
РСФСР66672
Узбекская ССР10010
Украинская ССР21651267
Грузинская ССР011
Киргизская ССР011

Дальнейшие события

Модель парохода «Адмирал Нахимов»

В марте 1987 года в Одессе в доме культуры железнодорожников после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были освобождены. Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, эмигрировал в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен В. Ткаченко в Тель-Авиве. Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. После тяжёлой болезни В. Г. Марков умер 31 мая 2007 г. в Одессе.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Экологической и навигационной опасности судно не представляет. Проектов судоподъёма в настоящее время не существует. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально признан местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены. Теплоход «Пётр Васёв»[11] (ИМО 7932599) после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован. Названия судна после 1986 года[12][13]:

  • «Подольск» — 1986—1995 г.
  • «Langeron» — 1995—2000 г.
  • «An an» — 2000—2003 г.
  • «Myroessa» — 2003—2006 г. 31 августа 2006 года, сухогруз Myroessa снова зашёл в порт Новороссийск[14].
  • «Orbit» — 2006—2010 г.
  • «Jiajiaxin 1» 2010—2012 (списан, разделан на металлолом в Бангладеш)

В городе Павлограде в честь одной из геройски погибших бортпроводниц парохода Татьяны Фёдоровой названа улица[15]. В 1987 году, к первой годовщине трагедии, на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Катастрофа легла в основу фильма «Армавир» 1991 года. Ежегодно 31 августа на место катастрофы приходит катер с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы. Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1997 года является благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской (до 1 декабря 2005 г.). После смерти Г. В. Андриевской фонд возглавила её дочь — Наталия Рождественская. Под её руководством фонд «Нахимовец» также устраивал ежегодные пресс-конференции, выставки, посвящённые памяти судна, его экипажа и пассажиров, содействует в организации съёмок документальных фильмов о катастрофе[16][17].

В 2006 году, в двадцатую годовщину гибели судна, служителем Свято-Успенского храма Новороссийска отцом Алексеем было совершено заупокойное богослужение, на борту затонувшего судна был закреплён освящённый деревянный крест. Отец Алексей стал первым и единственным в мире священником, совершившим поминальную службу под водой[18][19]. В 2007 году новосибирским архитектором С. Моржаковым была изготовлена точная копия парохода «Адмирал Нахимов» в масштабе 1:150. Модель судна была безвозмездно передана в собственность благотворительного фонда «Нахимовец» в августе 2007 года. В 2007 году экспонат выставлялся на выставках «Русский „Титаник“ — трагедия XX столетия» в городах Одессе и Новороссийске, где проходили мероприятия, посвящённые 21-й годовщине кораблекрушения. В марте 2008 года экспонат выставлялся в рамках выставки «Боль сквозь годы», проходившей в Одессе.

Факты о судне

  • По версии профессора В. Чуева, капитан сухогруза «Пётр Васёв» В. И. Ткаченко наблюдал на экране САРП некое третье судно, на которое делал расчёт расхождения, а переговоры по радио вёл с «Адмиралом Нахимовым».
  • В момент отшвартовки парохода от причала № 34 судно было остановлено на 10 минут для принятия на борт начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ А. Крикунова, опоздавшего к отходу. Генерал и вся его семья погибли в каюте-люкс № 9, находившейся на верхней палубе А с правого борта[20].

Документальные фильмы

  • «Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011[21]

Примечания

Литература

  • Чапкис, Давид Тойвович. Гибель «Адмирала Нахимова». — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 1995. — 608 с. — (Чёрная картотека). — 20 000 экз. — ISBN 5-88475-022-6.
  • Черкашин Н. А. Последний рейс «Нахимова». — М.: Советская Россия, 1988. — 126, [2] с. — (Писатель и время). — 50 000 экз. — ISBN 5-268-00791-2, ББК 66.3(2)61 Ч-48.
  • Соболев Н. А. Море ошибок не прощает. Воспоминания капитана. — Одесса: Маяк, 1991. — 206, [2] с. — ISBN 5-7760-0420-9, РУБ 627.2.08, УДК 629.12 С54.
  • Коптюх Н. Немецкий «Берлин» — советский «Адмирал Нахимов». — Ставрополь, 2005.
  • Кулишкина И. В. Пароход «Адмирал Нахимов» от А до Я. — Одесса: Оптимум, 2011. — 105 с. — ISBN 978-966-344-446-8.
  • Морозов Б. Б. Горькая правда катастрофы. — Одесса: Оптимум, 2011. — 236 с. — ISBN 978-966-344-456-7.
  • Книга А. И. Анненского «Фанера над Парижем. Эпизоды», (глава «Конец семидесятых. Москва, Одесса, весь мир») ISBN 978-3-941953-26-0.

Ссылки

wikiredia.ru

«Адмирал Нахимов»: история одного корабля

История отечественного флота знает пять военных судов, носивших гордое название «Адмирал Нахимов». История каждого из них – это отдельная и знаменательная, и трагическая страница в книге боевой славы российского флота. Для русских моряков было огромной честью служить на кораблях, носивших имя героя Крымской войны и руководителя обороны Севастополя.

Славная традиция

Более 100 лет в российском ВМФ регулярно появляются военные корабли, названные в честь известного флотоводца Павла Нахимова. Сначала морскую гладь бороздили броненосные фрегаты и крейсера, одни из первых в российском флоте кораблей с мощным бронированием и с башенными артиллерийскими установками. Затем, уже в составе «красного флота» советского государства, появились легкие крейсера, носившие имя героического адмирала или имеющие к его имени непосредственное отношение. Еще позже моря и океаны под советским военно-морским флагом бороздили мощные крейсера с ракетным вооружением.

Все боевые суда, носившие имя адмирала Нахимова, начиная с конца XIX века и по наши дни, – это превосходные и уникальные по своим боевым характеристикам военные корабли. Каждый из них своим появлением ознаменовал новую главу в военно-техническом оснащении флота.

Первый корабль, получивший имя адмирала

Начало славной традиции в российском флоте положил броненосный крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов», введенный в строй в ноябре 1885 года. Он был одним из самых мощных военных кораблей в мире. Построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, новый корабль стал самым большим противоречием в мировом кораблестроении. Помимо бронированного корпуса и мощных паровых машин, он получил в наследство от былой эпохи полное парусное вооружение, хотя эра парусных военных судов уже подходила к своему логическому завершению. В то время, когда основную боевую силу на море уже представляли броненосцы с мощными паровыми двигателями, высокие мачты и паруса на военных кораблях выглядели анахронизмом.

Решение установить на судне паруса было обосновано желанием сделать сильный боевой корабль, способный длительное время крейсировать на морских коммуникациях. Паруса должны были увеличить автономность плавания. В виду своей парусной оснастки новый броненосный крейсер отнесли к классу фрегатов. Однако боевая служба корабля и стремительное развитие всех видов морских вооружений показали, что такое техническое решение было ошибочным. Возросшая дальность стрельбы морской артиллерии сделала развитый такелаж корабля хорошей мишенью. Пройдя не одну тысячу морских миль, броненосный парусно-винтовой крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов» в 1989 году лишился своего наследства. С корабля был демонтирован весь такелаж и парусный рангоут. Теперь на мачтах размещались лишь боевые марсы для сигнальной службы и антенна для радиотелеграфа.

Корабль на момент ввода в строй имел довольно внушительные размеры. Водоизмещения суда составляло более 8 тыс. тонн. Корпус фрегата имел бронированную цитадель в центральной части. Толщина бронированного пояса составляла 152 -254 мм. Ни один фрегат, ни крейсер подобного класса не имел в то время такого мощного бронирования. Ход стальному гиганту с белоснежными парусами обеспечивала паровая установка мощностью 8000 лошадиных сил. Под парами корабль мог развивать скорость в 16 узлов, в то время как парусное вооружение гарантировало кораблю движение со скоростью 4-5 узлов. Боевая мощь российского крейсера была представлена восемью 203 мм орудиями, установленными в башенных станках на барбетах. Такой тип размещения основного вооружения был признан на тот период самым передовым и перспективным. Вспомогательным вооружением были десять орудий калибра 152 мм, размещенные в батарейных палубах по обоим бортам.

Со всем этим огромным и сложным хозяйством должен был справляться экипаж в количестве 600 человек.

Боевая служба крейсера прошла в дальних морских походах. Усложнившаяся военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке требовала от России постоянного военно-морского присутствия в этом регионе. Находясь в составе Балтийского флота, броненосный крейсер неоднократно включался в состав отряда кораблей Императорского флота, отправляющихся на Дальний Восток для несения службы.

Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

К началу русско-японской войны 1904-1905 годов русский крейсер уже считался устаревшим. Дальние морские переходы не пощадили его мощный стальной корпус. Паровые машины уже не могли обеспечивать оптимальные ходовые параметры. Устарело и вооружение корабля. Старые пушки могли вести эффективный огонь лишь на коротких дистанциях. В таком состоянии крейсер вошел в состав отряда крейсеров 2-й эскадры, дополнив ее количественно, но не качественно.

В ходе морского боя у острова Цусима крейсер продолжал оставаться в строю эскадры, отбивая атаки японских миноносцев. Получив до трех десятков попаданий в ходе дневного боя, корабль не утратил своей боеспособности. Потери русских моряков составили 25 убитых человек и до полусотни раненых. Командование корабля приняло решение в составе оставшихся боеспособных судов русской эскадры прорываться во Владивосток. Ночные торпедные атаки японцев нанесли броненосному крейсеру новые повреждения, ставшие для старого корабля фатальными. Чтобы избежать позорной сдачи в плен, экипаж принял решение взорвать корабль. Утром 28 мая 1905 года, после того как команда была эвакуирована на борт японского вспомогательного крейсера, героический броненосный крейсер Флота Его Императорского величества «Адмирал Нахимов» пошел ко дну.

Новая эпоха для кораблей, носящих имя адмирала Нахимова

Новая кораблестроительная программа в России, принятая накануне Первой мировой войны, предполагала строительство новых крейсеров, способных вести активную разведку в составе эскадры и оказывать огневую поддержку соединениям эсминцев, атакующих противника. Для действий на Балтике проектировались и строились корабли типа «Светлана». Для Черноморского морского театра на судостроительных заводах Николаева и Севастополя были заложены четыре крейсера типа «адмирал Нахимов». Снова имя легендарного адмирала должно было появиться на борту боевого крейсера.

В соответствии с условиями программы в 1913-1914 годах было заложено 8 судов этого проекта, однако Первая Мировая война внесла существенные коррективы в судьбу новых судов. Окончить постройку крейсеров типа «адмирал Нахимов» уже в ходе начавшейся войны не удалось. Сказывалась острая нехватка металла и других ресурсов. К тому же, многие механизмы были утрачены в связи с тем, что их изготовлением занимались германские предприятия. Сначала февральская революция, а затем и Октябрьская революция 1917 года положили конец участию России в войне. В условиях разгоревшейся Гражданской войны никто не собирался заниматься достройкой судов. Несмотря на разную степень готовности, заложенные суда так и остались стоять на стапелях.

Только в 1920 году решением Советского правительства оставшиеся корпуса боевых кораблей начали использовать для восстановления морских сил молодого советского государства. Два корабля были переоборудованы под танкеры. Оставшиеся шесть крейсеров было решено достраивать в соответствии с финансовой обстановкой на тот период. Послевоенная разруха и отсутствие необходимой производственной базы привели к тому, что судьбой кораблей стали заниматься только в конце 20-х годов. В результате масштабных мероприятий молодому советскому государству удалось ввести в строй один корабль на Балтике и два корабля черноморского «нахимовского» проекта.

Головной корабль черноморской серии, бывший «Адмирал Нахимов», спустили в 1927 году на воду и передали в состав ВМС РККА на Черном море. Крейсер получил новое название «Червона Украина». Последующая служба боевого судна стала славной страницей в истории советского ВМФ. Корабль встретил Великую Отечественную войну в составе отряда главных сил Черноморского флота. Крейсер активно участвовал в героической обороне Севастополя, доставляя боеприпасы и войска в осажденный немецко-фашистскими войсками город. Боевой корабль был потоплен германской авиацией в ходе налета 13 ноября 1941 года.

Следующей страницей в истории отечественного флота, связанной с именем прославленного русского адмирала, стал легкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68–бис. Мощный современный корабль вошел в строй Краснознаменного Черноморского Флота в 1953 году. Крейсер имел мощное артиллерийское вооружение и предназначался для повышения боевой эффективности других соединений флота в акватории Черного моря. Но несмотря на высокие боевые тактико-технические характеристики и молодой возраст, крейсеру была уготована иная судьба. Вскоре корабль был переоборудован и стал использоваться в качестве пусковой платформы для нового противокорабельного ракетного комплекса.

К 1960 году корабль успел морально состариться, поэтому было принято решение вывести его из состава флота. Окончил свою службу адмирал в качестве мишени, когда был потоплен в результате боевых ракетных стрельб.

Современные корабли, названные в честь адмирала П. С. Нахимова

Недолго в отечественном флоте отсутствовали корабли со славным именем. Уже в 1968 было начато строительство нового корабля, получившего имя адмирала Нахимова.

Спустя четыре года ВМФ СССР пополнился кораблем нового класса, Большим противолодочным кораблем «Адмирал Нахимов», включенным 13 декабря 1971 года в состав Северного флота. Корабль проекта 1134-А имел водоизмещение 5.5 тыс. тонн и был предназначен для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок в любом в удаленных районов мирового океана. Новый корабль по техническому оснащению и вооружению больше относился к классу ракетных крейсеров, однако в Советском Союзе на тот момент было принято классифицировать подобные корабли, как БПК (большие противолодочные корабли).

В сравнении с броненосным крейсером Императорского флота Его величества «Адмирал Нахимов» 1885 года постройки на новом корабле стояли силовые установки мощностью 90 тыс. л.с. Корабль мог развивать скорость хода до 33 узлов и обладал дальностью плавания в 5000 км.

Новый БПК гордо нес на борту имя прославленного адмирала в составе 170 бригады противолодочных кораблей Северного флота. БПК «Адмирал Нахимов» с бортовым номером 681 за 20 лет прошел десятки тысяч миль, выполняя боевые задачи. Он нес службу до 1991 года, когда и был выведен из состава флота. Однако на этом история боевых судов, связанных с именем Павла Степановича Нахимова, не закончилась. На смену Большому противолодочному кораблю в состав уже не советского, а российского ВМФ вошел другой, более мощный и совершенный боевой корабль. В 1992 году атомный ракетный крейсер проекта 1144, бывший ТАРКР «Калинин» приказом Главкома ВМФ РФ был переименован в ТАРКР «Адмирал Нахимов».

Корабль с героическим названием снова на боевой службе

Ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов» был третьим кораблем в серии, состоящей из 4-х однотипных судов. Могучий стальной монстр был заложен в мае 1983 года, получив имя «Калинин». Всего по проекту 1144 «Орлан» планировалось ввести в строй 4 корабля. Строительство крейсера велось, как и ранее, на Северодвинском машиностроительном заводе.

В состав ВМФ СССР корабль вошел в 1988 году, став в один ряд со своим старшим братом — ТАРКР «Киров».

Следует отметить, что еще на стадии составления технического задания корабли с атомной энергетической установкой создавались как противолодочные корабли дальнего радиуса действия. Основная задача, которая ставилась перед новыми судами, — поиск и уничтожение атомных субмарин вероятного противника. Возрастающий состав иностранных военных флотов и растущая мощь надводных кораблей вынудили разработчиков проекта остановиться на универсальном варианте. Корабли стали проектироваться как полноценные крейсера – боевые суда океанского типа. Своим водоизмещением и размерами советские корабли превосходили все существующие до этого надводные боевые корабли, если не брать во внимание авианосцы. На Западе эти атомные крейсера получили шифр «Kirov class battlecruiser», который ставил их в разряд линейных крейсеров.

Появление на океанских просторах тяжелого атомного крейсера, нашпигованного всеми видами вооружения, сразу меняло расстановку сил на морском театре.

При водоизмещении 25 тыс. тонн корабль представлял собой стремительную боевую платформу с неограниченным радиусом действия, на которой было установлено мощнейшее противокорабельное, противовоздушное и противолодочное вооружение. Каждый из кораблей отличался техническим оснащением и системами вооружений. Первые два судна — атомный ракетный крейсер «Киров» и «Фрунзе» — строились и вооружались в соответствии с первоначальным проектом. ТАРК «Адмирал Нахимов», бывший «Калинин», как и последний корабль серии, крейсер «Петр Великий», строились по усовершенствованному проекту 1144.2. Изменился состав вооружения, расширился круг боевых задач атомоходов.

Основным вооружением атомного крейсера «Адмирал Нахимов» являлись ПКР «Гранит» с вертикальным пуском, которые могли поражать любые корабли противника на большие расстояния, наносить удары по береговым объектам на большую глубину. Система ПВО «Форт» и «Оса-М» обеспечивали кораблю круговую оборону от всех видов воздушной угрозы. Не уступали противокорабельному оружию ни системы ПВО, ни средства борьбы с подводными лодками. Ракетный атомный крейсер «Адмирал Нахимов», как и его славный одноименный предок, бороздивший просторы океанов 100 лет назад, имел бронирование.

Сегодняшний день стального гиганта

Огромный боевой корабль прослужил совсем немного. Созданный для активного противоборства с надводными силами вероятного противника, корабль через шесть лет после ввода в строй был выведен в боевой резерв. Эта судьба постигла все три однотипных корабля, только последний, самый современный ракетный крейсер «Петр Великий» продолжал нести боевую службу. В 1997 году было принято решение начать ремонт корабля. ТАРКР «Адмирал Нахимов» самостоятельно совершил переход из базы Северного флота в Северодвинск, где должны были начаться плановые ремонтные работы на корабле и последующая модернизация.

Простоявший почти десять лет у заводской стенки ТАРК «Адмирал Нахимов» ожидала масштабная модернизация. На корабле планировалось заменить весь комплекс радиоэлектроники и подготовить судно к установке современного цифрового оборудования. Еще в 2008 году работы были ускорены, на крейсере осуществили выгрузку ядерного топлива из активной зоны реактора. По планам предпринятая модернизация корабля должна была завершиться в 2012 году, однако возникшие проблемы с установкой вооружения отодвинули сроки на более поздний период.

Полный цикл ремонтных работ в соответствии с государственной программой модернизации атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 был начат в 2013 году. Окончание восстановительных работ и последующей модернизации назначено на 2020 год, после чего планируется передать обновленный корабль Тихоокеанскому флоту.

Ожидается, что в будущем атомный крейсер получит новое вооружение. Все пусковые контейнеры будут спрятаны внутри судна. Противокорабельное вооружение будет представлено на модернизированном крейсере различными системами. Атомный крейсер будет представлять собой идеальную боевую платформу для одновременной установки трех различных ПКР: «Оникс», «Гранит» и «Циркон». Такой подход значительно повысит универсальность корабля, так как каждая из систем способна выполнять свои определенные боевые задачи.

Славная история военных кораблей, поочередно носящих имя известного российского флотоводца и адмирала Павла Степановича Нахимова, продолжается. С того времени, когда холодных вод Балтийского моря коснулись скулы броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» прошло уже больше 130 лет. Сегодня славное имя принадлежит одному из трех атомных ракетных кораблей, самых мощных надводных кораблей в истории флотов.

По сравнению с первым представителем династии, новый корабль имеет в три раза большее водоизмещение. Длина его корпуса равна почти 2,5 длины старого броненосца. Мощность ядерной энергетической установки составляет 140 тыс. лошадиных сил, что в 20 раз больше параметров паровой машины броненосного крейсера. Степень защищенности и мощность вооружения кораблей сравнивать некорректно. При всей колоссальной разнице у двух кораблей практически одинаковая численность экипажа. На броненосном крейсере Флота Его Императорского величества и на атомном ракетном крейсере команда насчитывает 600-700 моряков.

Сегодня ТАРКР «Адмирал Нахимов», на котором ведется масштабная модернизация, — это в будущем многофункциональный корабль, способный держать под контролем огромные площади и морские пространства.

militaryarms.ru

Адмирал Нахимов (атомный крейсер) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКР) — атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России, находящийся с 1999 года на модернизации (фактически ремонт крейсера начался только в 2013 году). До 1992 года имел название «Калинин».

Хронология

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду.
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй.
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».
  • Июль 1997 — последний поход до места ремонта.
  • 14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске.
  • В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.
  • В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году[1].
  • В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.
  • 13 июня 2013 года Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера. По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году[2].
  • В декабре 2013 на корабле ведутся работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования[3].
  • 24 января 2014 года пресслужба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн[4]. Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.
  • 4 февраля 2014 года было завершено строительство первого понтона[5]. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 4 июня 2014 были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где производится их доработка. Затем на крейсере продолжился демонтаж оборудования.
  • 10 июля 2014 был изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док[6].
  • 24 октября 2014 года, крейсер заведён в наливной бассейн Севмаша[7].
  • 30 января 2015 года — крейсер подготовлен к огневым работам, продолжается демонтаж внутренних корпусных конструкций корабля[8].
  • 2 ноября 2015 года — закончен демонтаж старого оборудования. Корабль готовится к приему нового оборудования[9].
  • Февраль 2016 года — на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке[10].
  • По сведениям ВМФ России, плановый ремонт атомного крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2021 году[11][12].

Видео по теме

Командиры

  • Капитан 1 ранга Чеботарев Валерий Михайлович 1986—1989 гг.
  • Капитан 1 ранга Галанин Анатолий Федорович 1989—1994 гг.
  • Капитан 1 ранга Суханов Леонид Викторович 1994—1998 гг.
  • Капитан 2 ранга Турилин Александр Васильевич 1998—1999 гг.
  • Капитан 1 ранга Халевин Андрей Юрьевич 1999—2003 гг.
  • Капитан 1 ранга Васильченко Геннадий Александрович 2003—2016 гг.

Изображения

  • Пусковые установки крейсера

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Адмирал Нахимов (1951) — Global wiki. Wargaming.net

Исторические данные

27 июня 1950 года Заложен
29 июня 1951 года Спущен на воду
27 марта 1953 года Введен в строй
1960 год Выведен из боевого состава

Общие данные

14700 / 16300 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
210 / 22,8 / 7,3 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

Два турбозубчатых агрегата типа ТВ-7 / 124 100 Главная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
59,26 / узл. Скорость хода
(полная/экономичная)

Экипаж

1200 чел. Общая численность

Бронирование

100 / мм. Пояс/борт
50 мм. Палуба
120 / 100 мм. Траверз
(носовой/кормовой)
175 / / / мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
130 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 12 × 100-мм универсальных орудий СМ-5-1,;
  • 12 × 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис.

Универсальная артиллерия

  • 24 × 37-мм артустановок МЗА В-11;
  • 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата; мины.
Адмирал Нахимов  — Советский лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68-бис (типа «Свердлов»).


Крейсера проекта 68-бис стали последними чисто артиллерийскими кораблями нашего флота. Хотя ни в их конструкции, ни в вооружении не было ничего принципиально нового, тем не менее они оказались одними из лучших легких крейсеров мира. Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания «полностью сварного корпуса» из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат. Всего 6 кораблей носили имя «Адмирал Нахимов».

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя — побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС «Якорь». Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой «Зенит-68-бис».

Общие сведения

Крейсера проекта 68-бис стали последними чисто артиллерийскими кораблями нашего флота. Хотя ни в их конструкции, ни в вооружении не было ничего принципиально нового, тем не менее они оказались одними из лучших легких крейсеров мира.

В качестве главного калибра на кораблях пр.68-бис были применены четыре 152/57 мм/кал, усовершенствованные трехорудийные артустановки МК-5-бис; универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными 100/70 мм/кал, установками СМ-5-1 (с пятого крейсера серии — СМ-5-1-бис), а зенитный — шестнадцатью спаренными 37/67 мм/кал, автоматами В-11, позднее замененными на модернизированные — типа В-11-м. По ТТЗ на крейсера пр.68-бис действие орудий обеспечивалось при волнении моря до 6 баллов включительно, что и выполнялось фактически.

История службы

  • 8 февраля 1953 года — вошел в состав КЧФ.
  • 1955 год — переоборудован по проекту 67-ЭП с установкой ракетного комплекса «Колчан» (включающего одиночную пусковую ракеты КСС). Использовался в опытных целях для испытаний противокорабельных ракет КСС на Феодосийском полигоне, проводя пуски сначала по обычным кораблям-целям, а позже и по отсеку недостроенного крейсера «Сталинград» проекта 82. Комплекс «Колчан» успешно прошёл испытания, но не был принят на вооружение в силу своей слабости для проектировавшихся крейсеров проекта 67, отказа СССР от строительства крупных надводных кораблей, а также морального устаревания ПКР КСС.
  • 28 июля 1960 года — разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
  • июнь 1961 года — расстрелян противокорабельными ракетами КСЩ эсминцем «Прозорливый». Не восстанавливался и в 1961-62 годах разделан на металл на базе «Главвторчермета» в Севастополе.

Название «Адмирал Нахимов» перешло к построенному несколькими годами позже БПК проекта 1134А.

Является единственным кораблём бывшего советского флота, документы которого (вахтенные журналы и т. п.) изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности бывшего СССР. Причины неизвестны.

Часть оборудования крейсера, переданная Севастопольскому Приборостроительному институту (в настоящее время Севастопольский Национальный Технический университет) в 1964 году, в частности, вспомогательный паровой котел КВС-68, до сих пор используется в учебном процессе на технической территории кафедры морских технологий и судоходства, Севастополь, ул. Гоголя, 14, аудитория 136.

Конец службы

В июне 1961 г. корабль, назначен плавучей мишенью, был отбуксирован из Севастопольской бухты на 45 — 50 миль в сторону Одессы и поставлен на якорь. с дистанции 72 км ракетный корабль «Прозорливый» выпустил по нему ракету КСШ. Ракета попала в среднюю часть корабля и проделала сквозное отверстие в виде восьмерки площадью 15 кв.м. Боевая часть ракеты пробила «Адмирала Нахимова» насквозь и на противоположном борте было отверстие диаметром 8 кв.м. Двигатель ракеты взорвался в корпусе крейсера, в результате чего на корабле возник пожар. Было задействовано множество ресурсов. Пожар был потушен лишь через 12 часов.

Неподтвержденная теория

В нескольких газетах конца 1990 и начала 2000 годов была актуальна тема о якобы произошедшем в декабре 1960 подводном ядерном взрыве и в следствие сильном повреждение корабля. Основой для этого, скорей всего, послужило малопонятное исключение корабля из флота, а также не секретность испытаний ПКР в СССР. Также поступали данные о слабом землетрясение 4 декабря 1960 года. Нет никаких оснований утверждать что СССР проводило ядерные испытания в Черном море.

Литература и источники информации

  1. ru.wikipedia.org/
  2. http:www.etoretro.ru
  3. http:flot.sevastopol.info

Галерея изображений

wiki.wargaming.net

Адмирал Нахимов (броненосный крейсер) — WiKi

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» — первый российский крейсер с башенной артиллерией. Построен на Балтийском заводе в Петербурге корабельным инженером полковником Н. А. Самойловым. Заложен в июле 1884 года, спущен на воду 21 октября 1885 года, вступил в строй 3 декабря 1887 года. Долгое время был в числе самых мощных и быстроходных крейсеров в мире.

«Адмирал Нахимов»

«Адмирал Нахимов» в 1899 году
Служба
Россия Россия
Назван в честь Павел Степанович Нахимов
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Санкт-Петербург
Организация Вторая Тихоокеанская эскадра
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1884 год
Спущен на воду 21 октября 1885 года
Введён в эксплуатацию 9 сентября 1888 года
Выведен из состава флота 15 мая 1905 года
Статус Потоплен в Цусимском сражении
Основные характеристики
Водоизмещение 8473 тонн
Длина 101,3 м
Ширина 18,6 м
Осадка 8,3 м
Бронирование компаунд борт — 254 мм,
барбеты — 203 мм,
палуба — 51…76 мм,
рубка — 152 мм
Двигатели 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 и. л. с. Балтийского завода, 12 котлов
Мощность 7768 л. с. (5,9 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 16,74 узлов (30,2 км/ч)
Экипаж 23 офицера и 549 матросов
Вооружение
Артиллерия 4× 2-203-мм,
10 × 152-мм,
12 × 47-мм,
6 × 37-мм,
2 × 64-мм десантных
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм торпедных аппарата
 Изображения на Викискладе

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperieuse, отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бруклин»[источник не указан 547 дней]. По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом появившихся почти через треть века многобашенных крейсеров.

Служба

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.

Наш «Адмирал Нахимов» здесь просто на славу нашему флоту! Когда мы сошлись с «Imperieuse’ом», то командир его с первых же слов просил позволения осмотреть нас и для этого сначала предложил нам осмотреть его. Нам были отворены даже крюйт-камеры. Между «Imperieuse» (англ.)русск. и «Нахимовым» такая разница, как будто первый из них строился на 15 лет ранее второго, а не на один год… Ни одно иностранное судно не уходит отсюда без того, чтобы командир такового не попросил позволения осмотреть крейсер «Адмирал Нахимов», присылают к нам мичманов смотреть и учиться» — Из письма одного из офицеров крейсера, написанного во время пребывания в Японии в 1890 г.[1]

В 1894 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу, затем посетил Владивосток, корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8″ орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю[источник не указан 3304 дня](низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902—1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов.

Русско-японская война, гибель крейсера

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1-го ранга А. А. Родионова вошёл в состав 2-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры (командир отряда — контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам).

  Крейсер «Адмирал Нахимов» в 1890 году

14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью в 21:30-22:00 торпедирован в правый борт с носа. По данным экипажа (не подтверждаемым японскими историками) в ходе ночного боя крейсер потопил два (по утверждению Родионова, даже три) миноносца противника залпами кормовой и правой 8″ башен. Ещё как минимум три попадания 8″ снарядов в крейсер «Ивате», нанесших последнему серьёзные повреждения, тоже стоит отнести на счёт комендоров русского броненосного крейсера[источник не указан 3304 дня], что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8″ снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8″ снаряды «Адмирала Нахимова» и 9″ «Николая I»), поэтому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль продолжал героическое движение кормой вперёд (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

В целом, предельно устаревший крейсер проявил себя в тяжелейших условиях Цусимского сражения более чем достойно. Этому способствовали как не зависящие от команды факторы (малое огневое воздействие противника), так и умелые действия экипажа вкупе с удачным расположением противоминной артиллерии.

Командиры

  Орудие с крейсера «Адмирал Нахимов» в музее города Токио[каком?]

Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения

Список

  1. Деливрон М. Б., мичман (командир правой 8″ башни)
  2. Кобыльченко И. Т., прапорщик (младший судовой механик)
  3. Фролков Н. Я., прапорщик (младший судовой механик)
  4. Микуловский Б. Ю., прапорщик (вахтенный офицер)
  5. Лонфельд А. К., прапорщик (вахтенный офицер)
  6. Энгельгардт М. К., мичман (вахтенный офицер)
  7. Винокуров Е. П., мичман (вахтенный офицер)
  8. Рождественский А. С., мичман (вахтенный офицер, командир кормовой 8″ башни)
  9. Кузминский В. А., мичман (младший штурманский офицер)
  10. Михайлов П. И., мичман (младший минный офицер)
  11. Данилов Н. В., мичман (вахтенный начальник)
  12. Щепотьев С. А., поручик К. И. М. (младший судовой механик)
  13. Сухаржевский Д. С., поручик К. И. М. (младший судовой механик)
  14. Родионов М. А, лейтенант (помощник старшего судового механика)
  15. Шеманов Н. З., подполковник К. И. М. (старший судовой механик)
  16. Нордман Н. Н., лейтенант (ревизор)
  17. Крашенинников П. И., лейтенант (вахтенный начальник)
  18. Мисников Н. Ф., лейтенант (вахтенный начальник)
  19. Смирнов Н. А., лейтенант (младший артиллерийский офицер)
  20. Гертнер 1-й И. М., лейтенант (старший артиллерийский офицер)
  21. Мазуров Г. Н., капитан 2-го ранга (вахтенный начальник)
  22. Семёнов, капитан 2-го ранга
  23. Гроссман В. А., капитан 2-го ранга (старший офицер)
  24. Клочковский В. Е., лейтенант (старший вахтенный офицер, и. д. штурманского помощника)
  25. Родионов А. А., капитан 1-го ранга (командир)

Миф о затонувшем золоте

  Крейсер «Адмирал Нахимов»

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырёх русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Первыми в успехе Сасагавы усомнились профессиональные охотники за морскими сокровищами. Стоило им обратиться к документам русско-японской войны — в частности, к донесениям участников Цусимского сражения, — как стало ясно, что в рассказах Сасагавы нет ни слова правды. Со временем выяснилась и другая любопытная деталь. Слитки металла, якобы поднятые с затонувшего русского крейсера, имели удельный вес 11,34 г/см³. Это плотность свинца, а не платины.

Примечания

  1. ↑ Владивосток (раздел «Морская хроника»), 1890, № 15, с.2

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *